Организация работы по развитию речи детей раннего возраста при ознакомлении с окружающим. «Развитие речи детей дошкольного возраста через ознакомление с природой» консультация по развитию речи на тему Развитие речи детей через общение с природой

В целях успешного расширения словаря детей, я обратилась к природе и углубленно начала работу по этой теме. В процессе ознакомления детей с природой я формировала первые представления о некоторых предметах и явлениях неживой природы, о наиболее часто встречающихся ярких цветущих растениях, учила различать особенности внешнего вида животных, некоторые части тела, особенности движения, издаваемые звуки. Побуждала детей к звукоподражанию, повторению отдельных слов, названий. Обучала малышей первым несложным трудовым умениям: полить растения, обтереть листья влажной тряпочкой, покормить рыбку, птичку в уголке природы.

Ознакомление с природой проходило в процессе наблюдения в уголке природы и на участке детского сада. Коллективные формы работы чередовала с индивидуальными, занимаясь с небольшими подгруппами детей. Индивидуальное общение с ребенком позволяло мне вызвать у него больший интерес, успешнее (подробнее, тщательнее) провести наблюдение.

Во время проведения прогулок обращала внимание детей на окружающую природу - на яркий цветок, летящую бабочку, красивый камушек, пушистые хлопья снега. Не спеша, давая малышам возможность внимательно рассмотреть то, о чем я говорю, рассказывала о природных изменениях окружающего мира в различные времена года. Осенью мы рассматривали деревья на участке группы: листья становятся желтыми, красными и опадают с дерева при малейшем дуновении ветра. Природа засыпает, трава становится коричневой и желтой, цветы опускают свои головки и засыхают. Все готовится к приходу зимы. Дети слушали, как листья шуршат под их маленькими ножками, собирали красивые букеты, тут же разбрасывали их, получая массу удовольствия, и формируя при этом мелкую моторику рук, обогащая свои сенсорные ощущения. Помогая детям активно познавать окружающую действительность (нюхать, трогать, слушать, насыпать, переливать, крошить) ненавязчиво предлагала разнообразные виды деятельности. Все это, несомненно, развивает восприятие ребенком окружающего мира, обогащает его речь и интеллект.

Обращала внимание детишек и на изменения в животном мире. Прежде всего, это птицы, которые все чаще прилетают на участок группы в поисках пищи. Объясняла ребятам, что корма становиться все меньше и меньше, птицам труднее прокормить себя. Для этого люди вешают на деревья кормушки. Собираясь на прогулку, мы брали с собой зерно или хлебные крошки. Чаще всего ребята встречаются во время прогулок с воронами, воробьями и голубями. Объясняла, как питаются птицы, как они разговаривают. Дети внимательно слушали и пытались подражать птичьему разговору: кар-кар, чик-чирик и т.д.

Зимой на прогулку ребята брали с собой лопатки и играли ими, копая снег. Они учились лепить снеговика, насыпать горку, знакомились со свойствами снега. На прогулке ребята пытались поймать в ладони снежинки, которые моментально таяли, что вызывало особый интерес. Малыши чувствуют холодное прикосновение зимы к их рукам.

Знания закрепляла на занятиях. Занятия проводила с использованием игровых методов, побуждая детей к действиям и движениям. Этим самым развивала речь детей, пополняла словарный запас. Для этой цели я подобрала и изготовила дидактические игры - пособия, такие как: «Кто, где живет?», «Четвертый лишний», «С какого дерева лист?», «Чьи плоды?», «Времена года», «Угадай, кто в гости пришел?» и др. Например, когда дети знакомились с признаками зимы, с явлениями, происходящими в природе, со свойствами снега, проводила игры «Теплый - холодный», «Спрячь зайку от лисы» (где дети закрепляли белый цвет). Во время проведения игр постоянно побуждала детей к повторению слов, договариванию.

Чтобы у детей шло накопление знаний об отдельных объектах природы: о природном материале (песок, вода, снег, лед) и его свойствах - проводила игры с песком и водой « Найди игрушку», «Тонет - не тонет», о строении растений (стебель, лист, цветок) и их потребностях во влаге, о внешнем виде животных (рыбы, птицы, млекопитающие) и их способах передвижения, питании. Знакомила детей с животными через игры «Кто где живет», «Кто что ест», «Помогите найти маму». Давала первые знания об отличительных признаках сезонов, предлагая детям игры: «Подбери по цвету», «Кукла собирается на прогулку», «Собери букет» и др.

Чтобы дать детям представления о связи между явлениями природы: дует ветер -- качаются деревья, светит солнце - становится теплее, мы наблюдали за деревьями в ветреную и безветренную погоду, сравнивали на ощупь предметы, которые лежали на солнце и в тени, наблюдали за таянием снега и делали вывод, где снег тает быстрее .

Каждый раз, готовясь к проведению наблюдения, экскурсии намечала для себя слова, которые будут для детей новыми или выступят в новом значении. Каждое новое слово неоднократно четко проговаривается мною и затем повторяется детьми. Я так ставлю перед детьми вопросы, чтобы ответы детей требовали обязательного употребления данного слова. Вводя в речь новые слова, приучала детей к точному их повторению.

Совершенствование содержания и методов всестороннего воспитания ребенка дошкольного возраста обеспечивается путем формирования элементарной системы знаний, упорядочения разрозненных сведений и представлений об окружающей действительности. Непосредственное воспитывающее обучающее воздействие на дошкольника многократно усиливается при целенаправленной организации педагогических ситуаций, развивающих взаимодействие взрослого с ребенком и детей между собой.

Основными задачами работы педагога по ознакомлению дошкольников с животным миром являются:

формирование у детей конкретных знаний о различных его представителях (уточнение их внешних признаков, повадок, особенностей питания, изучение среды обита­ния, способов приспособления к окружающему);

Воспитание интереса к фауне;

Формирование трудовых навыков по уходу за домашни­ми животными и желания это делать, обучение прави­лам содержания живых существ и обращения с ними;

Развитие эмоций.

В процессе ознакомления с животным миром дети должны научиться:

Различать объекты живой и неживой природы;

Элементарно обследовать эти объекты;

Вести наблюдения за ними и осуществлять их плано­мерный анализ;

Словесно определять основные признаки представите­лей животного мира и уметь выразительно их описы­вать;

Эмоционально выражать свои чувства по отношению к наблюдаемым явлениям и объектам с помощью вербаль­ных и невербальных средств общения;

Проводить сравнения объектов живой природы в разные времена года по определенному плану;

Устанавливать с помощью взрослого простейшие причин­но-следственные связи наблюдаемых природных явлений;

Формулировать свое личное отношение к наблюдаемым объектам живой природы и уметь объяснять, чем вы­званы те или иные чувства.

Решению этих задач в немалой степени способствует знакомство с художественной литературой - важнейшее направление педагогической работы в детском саду, которое в умственное и эстетическое развитие ребенка, выразительность и образность его речи. На важность раннего приобщения детей к богатствам художественного слова обращали внимание известные педагоги и психологи, как К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.А.Леонть ев, О.С. Ушакова и др. Чтение ребенку произведений различных литературных жанров (сказки, рассказы, стихотворения, ма лые фольклорные формы - пословицы, поговорки, потешки) развивает у него чувство родного языка, грамотность речи, внимание к художественному слову, умение воспроизводить выразительные средства в своих высказываниях.

Особое место в воспитании и развитии дошкольников

занимают литературные произведения, посвященные природе. Уже в раннем возрасте малыши с интересом слушают первые сказки и стихотворения А. Барто, С. Михалкова, в которых животные выступают в разных ролях. Это и «ожившие» игрушки, с которыми происходят такие же события, которые могли бы произойти в реальности и с самим ребёнком (цикл «Игрушки» А. Барто), и яркие персонажи лесной ни, говорящие человеческим языком («Три медведя»Л.Толстого, «Телефон» К. Чуковского), и участники различных драматических событий («Тараканище» К. Чуковского).

Знакомство с литературными произведениями предполагает изучение животного мира не только родного края того чтобы дети могли лучше представить себе особенности представителей фауны других регионов, необходимо о понять им сходство и различия среды обитания родстве: видов животных в разных климатических зонах, выявлять знания детей об условиях жизни животных на Крайнем Севере, в Африке, в труднодоступных горных районах.

При выборе произведений о животных и птицах в пе очередь необходимо использовать литературу, рекомендованную программой детского сада.

«Развитие речи детей дошкольного возраста через ознакомление с природой»

Великий педагог В. Сухомлинский справедливо подчеркивал необходимость введения детей в окружающий мир так, чтобы они каждый день открывали в нем что-то новое, чтобы каждый их шаг был «путешествием к истокам мышления и речи – к чудесной красоте природы».

Это мнение выдающегося педагога мною взято за основу обозначенной педагогической идеи. Ведь на сегодняшний день одной из актуальных проблем в дошкольном воспитании является развитие речи, так как оно является необходимым условием успешного обучения в школе. К сожалению, вслушиваясь в речь детей, видно сколь скудны ещё познания детей о природе, событиях, явлениях, происходящих в окружающей жизни. Как трудно им ещё выразить словами то, что чувствуют, видят, слышат.

Именно природа – это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуального, нравственного и речевого развития ребенка. Она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей, вызывает в них массу радостных переживаний, развивает любознательность. Я. А. Каменский писал, что обучение следует начинать не со словесного толкования, а с реального наблюдения над окружающим миром, а Песталоцци исходным моментом познания считал чувственное восприятие и настаивал на необходимости формировать у детей культуру наблюдения, которая поможет накопить конкретные сведения, а затем приведет к развитию способностей и речи.

Над данной темой я работаю не первый год. За этот период я изучила и проанализировала литературу: А.А Вахрушева «Здравствуй мир!», С.Н Николаева «Ознакомление дошкольников с неживой природой», А.К Бондаренко «Словесные игры в детском саду», А.К Бондаренко «Дидактические игры в детском саду», Т.С Швайко «Игры и игровые упражнения для развития речи», А.Г Селихова «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи», Н.Ф Поддьякова «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой» и пришла к выводу, что было бы непростительной ошибкой не привлечь к столь важному процессу – воспитанию маленького человека - великого учителя – Природу.

Целью своей педагогической идеи я обозначила овладение детьми речью как средством общения и культуры. Средством реализации является ознакомление с природой в разных видах деятельности.

При этом решаются следующие задачи:

1. обогащение словарного запаса детей за счет последовательного формирования знаний об особенностях окружающего мира.

2.подбор методов и способов развития речи

3. использование разнообразных форм организации.

Опыт работы в детском саду показывает, что ни один дидактический материал не сравнится с естественной природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка. Поэтому с самых ранних этапов развития ребёнка нужно вводить его во всё многообразие окружающего мира. Непосредственное наблюдение окружающего способствует развитию логической речи, пониманию грамматических законов. Чтобы совершенствовать мысль и слово ребёнка, необходимо обогащать его душу полными, верными, яркими образами окружающего мира. Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, рождает привычку делать выводы, воспитывает логику мысли, чёткость и красоту речи – развитие мышления и речи идёт как единый процесс. При этом процесс познания окружающего во всём его многообразии способствует пониманию и использованию в связной речи различных грамматических категорий, обозначающих название, действие, качества и помогающих анализировать предмет и явление со всех сторон.

Ознакомление с природой обогащает чувственный опыт ребёнка, учит быть внимательным к тому, что его окружает. Дети учатся видеть, слушать, ощупывать и осязать, тем самым создаётся чувственная основа для слова. Вместе с развитием речи приобретаются навыки умственного труда, совершенствуется умение анализировать, объяснять, доказывать, рассуждать.

Педагогические задачи успешно решаются при правильном выборе методов, приёмов. Учитывая, что у дошкольников преобладает наглядно – образное мышление широко использую в своей работе

  • наглядно – выставочный материал, игрушки, картины, натуральные предметы.
  • специально – организованные ситуации,
  • игры, которые способствуют повышению внимания, интереса к занятию и к речевой активности.

В игре дети учатся вычленять различные и сходные признаки, группировать предметы по отдельным признакам, узнавать качества предмета. Для обогащения и активизации словарного запаса я использую речевые игры и упражнения : «Назови одним словом», «Кому нужны эти предметы», «Узнай целое по части». Для речевого развития также полезны игры, в ходе которых ребёнок может больше подобрать признаки к предмету, например, «Из чего сделан», «Угадай на вкус» и др.

Словесные игры: "Съедобное-несъедобное", "Кто как кричит?", "Что лишнее?", "Узнай по голосу", "Это кто к нам пришёл?" и др. развивают у детей внимание, воображение, речь, повышают знания об окружающем мире, они требуют от детей знания закономерностей, о которых дети узнают при ознакомлении с природой.

Строительные игры с песком, водой помогают решить многие проблемные ситуации, например, почему сухой песок сыплется, а мокрый - нет; где быстрее прорастёт зёрнышко, в земле или в песке; каким вещам вода на пользу, а каким во вред? Все эти вопросы заставляют ребят думать, сопоставлять и делать выводы. Этот вид игр можно отнести к экспериментированию, так как дети при непосредственном взаимодействии с предметами учатся получать результат, делать выводы и умозаключения При построении образовательного процесса я использую дидактические игры: "Большой - маленький", "Времена года", "С какого дерева листик", "Назови, кто я?", "Помоги найти маму", "Где, чей домик?", "Оденем Машу на прогулку", которые помогают мне в ознакомлении детей с животными, птицами, явлениями природы, а возникающие в ходе игр детские вопросы, дают «зеленый свет» дальнейшим поискам, развивают интерес к познанию.

Опыт работы показывает, что хороводные игры, игры малой подвижности, игры драматизации также способствуют развитию речи. В процессе игры вопросы, задаваемые ребёнку, побуждают его к фантазии и творчеству, самостоятельному открытию окружающего мира и его закономерностей.

Работая по данной теме, я пришла к выводу, что развитие речи в процессе ознакомления с природой происходит как на занятиях, так и во время игры, в процессе трудовой деятельности, во время прогулки. Во всех этих видах деятельности идёт процесс углубления и систематизации знаний об окружающей действительности, происходит совершенствование формы выражения мыслей, обогащение лексики, достижение чёткости и последовательности изложения, эмоциональной речи.

Работу над обогащением словарного запаса веду одновременно с совершенствованием звукопроизношения и формированием грамматического строя речи. Так как развитие общей и мелкой моторики способствуют развитию речи, большое внимание уделяю логоритмическим упражнениям, пальчиковым играм, используем упражнения и игры для развития мелкой моторики (лабиринты, выкладывание по контуру, нанизывание предметов на гибкий шнур).

Огромное значение в своей работе придаю чтению художественной литературы и особенно сказкам, их очарованию поддаются дети всех возрастов.

Работа по сказке имеет свое продолжение в другом виде деятельности – театрализованной. Детям доставляет огромное удовольствие проявлять себя в качестве артистов. В этом виде деятельности формируется правильная речь детей, пополняется и активизируется словарь, развивается память, внимание, а чтобы образ был более похожим, появляется мотивация больше узнать об особенностях конкретного животного.

Важную роль для развития познавательно-речевой сферы дошкольников имеет правильно организованная развивающая среда.

Воспитывать любовь к природе помогает уголок природы в группе, в котором содержатся комнатные растения. Ухаживая за ними, дети получают представление о многообразии растительного мира, о том, как растут и развиваются растения, какие условия для них нужно создавать, овладевают способностью к сравнительному анализу: находят сходство и различие между растениями и их частями (окраска листьев, величина, форма, количество листьев и т.д.). А это в свою очередь способствует накоплению словаря, его активизации и развитию речевой деятельности детей.

Во время прогулок на участке детского сада я организую ежедневные наблюдения за природой, во время которых дети о многом узнают из жизни растений и животных, любуются красотой природы во все времена года.

Важное значение отвожу роли родителей воспитанников. Поэтому на родительских собраниях, групповых и индивидуальных консультациях, в беседах рекомендую поощрять поисковую активность детей; объясняю, что знакомство с окружающим миром должно быть увлекательным, радостным для малыша.

Чтобы показать целостность работы по этой теме, я провела диагностику по развитию речи в процессе ознакомления с природой в форме диагностических упражнений, разработала занятия, целью которых было развитие умственных способностей и активности речи детей. Создала презентации к данным занятиям. Оформила картотеку игр по данной теме.

Результаты периодически проводимого мониторинга детского развития говорят сами за себя: благодаря целенаправленной работе совершенствовалась их речь и навыки практической деятельности, увеличился кругозор и повысился познавательный интерес. Опыт работы над данной темой показал, что именно речевое общение активизирует познавательные процессы, развивает эмоциональную сферу, нормализует поведение. И наоборот, именно ознакомление с природой расширило и активизировало словарный запас моих воспитанников, способствовало формированию грамматического строя речи и развитию связной речи.

Оценивая результаты, появляется желание активно продолжать работу в данном направлении, цель которой не только способствовать такому психическому развитию детей, которое позволит им подняться до уровня школьной зрелости, а также пробудить у ребят познавательный интерес и стремление к успеху.

Список литературы

1. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. – Санкт-Петербург: Детство-ПРЕСС, 2004. – 88с.

2. Журова Л.Е., Комарова Т.С. Дошкольник. – М.: Педагогика, 1999. – 309с.

3. Згурская П.Л. Знакомим с окружающим миром//Дошкольное воспитание. – 2004. - №1. – С. 52-58.

4. Маневцова Л.М., Саморукова П.Г. Мир природы и ребенок. – Санкт-Петербург: Детство-ПРЕСС, 2008. – 312с.

5. Марковская М.М. Уголок природы в детском саду. – М.: Просвещение, 1989. – 264с.

6. Михайлова Е.Н., Уткина Л.А. Зимняя прогулка//Дошкольное воспитание. – 2002. - №1. – С. 32-36.

7. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. – М.: Карапуз, 2000. – 316с.

8. Рыжова Н.А. Почва – живая земля. – М.: Карапуз, 2005. – 273с.

9. Рыжова Н.А. Наш дом – природа. – М.: Карапуз, 2005. – 258с.

10. Саморукова П.Г. Как знакомить дошкольников с природой. – М.: Просвещение, 1983. – 318с.

11. Федосеева Т.Г. Организация деятельности уголка природы. – Волгоград: Корифей, 2009. – 298с.

12. Шнайдер Р.Е. Иди за мной//Ребенок в детском саду. – 2004. - №4. – С.43-


Наталья Юрасова
Доклад из опыта работы «Развитие речи детей дошкольного возраста через ознакомление с природой»

«Каждый шаг ребёнка должен быть

путешествием к истокам мышления

и речи – к чудесной красоте природы »

В. Сухомлинский

Это мнение выдающегося педагога мною взято за основу обозначенной педагогической идеи . Ведь на сегодняшний день одна из актуальных проблем в дошкольном воспитании , является развитие речи . К сожалению, вслушиваясь в речь детей видно , как трудно им ещё выразить словами то, что чувствуют, видят, слышат.

Над проблемой речевого развития я работаю с 2000 года . За этот период изучила и проанализировала работы : С. Н Николаевой, А. К. Бондаренко, О. Соломенниковой, В. В. Гербовой и пришла к выводу, что было бы непростительной ошибкой не привлечь к столь важному процессу воспитания маленького человека - великого учителя – Природу . Сегодня свою работу выстраиваю в соответствии с программой «От рождения до школы» и парциальной программой «Юный эколог» .

Целью своей работы я обозначила : Овладение детьми речью, как средством общения и культуры при ознакомлении с природой в разных видах деятельности.

При этом решаются следующие задачи :

1. Обогащение словарного запаса детей за счет последовательного формирования знаний об особенностях окружающего мира.

2. Подбор методов и способов развития речи .

3. Использование разнообразных форм организации.

Опыт работы в детском саду показывает, что ни один дидактический материал не сравнится с естественной природой , поэтому с самых ранних этапов развития ребёнка , стараюсь вводить малышей во всё многообразие окружающего мира. Ведь непосредственное наблюдение окружающего способствует развитию логической речи , пониманию грамматических законов. Чтобы совершенствовать мысль и слово ребёнка, необходимо обогащать его душу полными, верными, яркими образами окружающего мира.

Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы , рождает привычку делать выводы, воспитывает логику мысли, чёткость и красоту речи – развитие мышления и речи идёт как единый процесс. При этом процесс познания окружающего во всём его многообразии способствует пониманию и использованию в связной речи различных грамматических категорий, обозначающих название , действие, качества и помогающих анализировать предмет и явление со всех сторон.

Педагогические задачи успешно решаются при правильном выборе методов, приёмов. Учитывая, что у дошкольников преобладает наглядно – образное мышление, преимущество отдаю трём блокам :

1)Наглядно – выставочному материалу : игрушки, картины, натуральные предметы, коллекции, гербарии, макеты природных зон и объектов . А так же специально – организованным ситуациям в центре природы и мини-лаборатории : опыты , эксперименты, проектная и исследовательская деятельность, ведение календарей и моделирование взаимосвязей в природе . Дети получают представление о многообразии природного мира , о том, как растут и развиваются растения , какие условия для них нужно создавать, овладевают способностью к сравнительному анализу. А это в свою очередь способствует накоплению словаря, его активизации и развитию речевой деятельности детей . К сожалению, нормативы СанПиНа не допускают содержания живых объектов в центре природы , в связи с чем, дети лишены возможности наблюдать, а главное – ухаживать за братьями нашими меньшими. В качестве альтернативы живых животных дошкольникам предложены животные - игрушки и иллюстративный материал в виде картинок, рисунков и фотографий.

Отличительной чертой речевого центра является созданный своими руками дидактический материал по теме «Моя малая Родина» . Сюда входят дидактические пособия «Экологическая пирамида» , «Лес чудес» , альбом «Улица родная» , серия фотографий «Случайный снимок» . Библиотека уголка содержит много красочно оформленных книг и энциклопедий по живой природе , среди которых особое место занимают «Красная книга России» , «Красная книга Ульяновской области» . Совместно с родителями и воспитанниками группы планируем начать оформление «Красной книги Барышского района» . С родителями мы проводим конкурсы знатоков родного края. Предлагаю вам ответить на некоторые задания из наших викторин :

Сова с 1964г. находится под охраной государства. Одна сова уничтожает за лето 1000 мышей, которые способны уничтожить 1 тонну зерна.

2)Дидактические игры :

Для обогащения и активизации словарного запаса словами существительными- «Назови одним словом» , «Кому нужны эти предметы» ; прилагательными- «Из чего сделан» , «Угадай на вкус» .

Игры с песком, водой заставляют ребят думать, сопоставлять и делать выводы, а значит учат выстраивать связную доказательную речь. Например, каким вещам вода на пользу, а каким во вред? Мои наблюдения показывают, что развитие общей и мелкой моторики способствуют развитию речи , поэтому большое внимание уделяю упражнениям и играм с природным материалом (природные лабиринты , выкладывание по контуру, нанизывание предметов на гибкий шнур). По инициативе родителей для уголка природы планируется приобрести «домашнюю песочницу» . Она представляет собой небольшой прямоугольной формы лоток с бортиками, натуральный очищенный цветной кварцевый песок, формочки и лопатки.

3) Огромное значение в своей работе придаю чтению художественной литературы и особенно сказкам, их очарованию поддаются дети всех возрастов . Работа по сказке имеет свое продолжение в другом виде деятельности – театрализованной. Ежегодно в апреле мы с детьми ставим экологические спектакли, приуроченные к празднованию Дня Земли. В этом виде деятельности формируется правильная речь детей , пополняется и активизируется словарь, развивается память , внимание, а чтобы образ был более похожим, появляется мотивация больше узнать об особенностях конкретного животного. В этом году у нас пройдет фестиваль экологических мини - спектаклей, в котором примут участие и дети, и родители.

Ребята знакомы со многими народными приметами различных сезонов. Проверьте и Вы свою эрудицию :

Блиц - конкурс «Как растения и животные предсказывают погоду» .

Я напоминаю вам начало приметы будущей погоды в поведении растений и животных, а вы заканчиваете строчку.

Паук усиленно плетет паутину – (к сухой погоде) .

Уж на дороге греется – (перед дождем) .

Мыши выходят из-под подстилки на снег – (за сутки до оттепели) .

Из березы течет много сока – (к дождливому лету) .

Эффективность реализуемой системы отражается в динамике развития экологической культуры и речевого развития воспитанников группы «Дельфинёнок» .

Опыт работы над данной темой показал, что именно речевое общение активизирует познавательные процессы , развивает эмоциональную сферу , нормализует поведение. И наоборот, именно ознакомление с природой расширило и активизировало словарный запас моих воспитанников, способствовало формированию грамматического строя речи и развитию связной речи .

Оценивая результаты, появляется желание активно продолжать работу в данном направлении. В перспективе данного направления вижу :

Организацию клуба «Почемучек» с детьми 3-4 лет;

Организацию экскурсий и целевых прогулок в природу совместно с родителями.

Публикации по теме:

Почему данная тема для меня актуальна? Наблюдая за детьми своей группы, я выявила, что у малышей идет системная познавательная активность.

Познавательная деятельность детей при ознакомлении с природой является важной частью системы дошкольного образования. Общение с природой.

В связи с принятием Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» перед педагогами всех уровней ставятся новые задачи,.

Текстовая часть публикации

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С РОДНОЙ

ПРИРОДОЙ.

Воспитатель: Хлебникова Марина Александровна

МДОУ Д/с №23

Речь – могучее средство

общения

и взаимодействия

людей.

А.А. Люблинская

К.Д.Ушинский
считал логику природы самой доступной, наглядной и полезной для ребенка. Именно непосредственное наблюдение окружающей природы «…составит те первоначальные логические упражнения мысли, от которых зависит логичность, т.е. истина самого слова, и из которых потом вытекут само собой логическая речь и понимание грамматических законов».

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ
. На сегодняшний день развитие речи в дошкольном воспитании, является одной из актуальных проблем. Развитие речи - необходимое условие успешного обучения в школе. Вслушиваясь в речь детей видно, как трудно им еще выразить словами то, что чувствуют, видят, слышат. Именно природа – это богатейшая кладовая для интеллектуального, нравственного и речевого развития ребенка.
ЦЕЛЬ. ОВЛАДЕНИЕ ДЕТЬМИ РЕЧЬЮ, КАК СРЕДСТВОМ ОБЩЕНИЯ И КУЛЬТУРЫ ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ С РОДНОЙ ПРИРОДОЙ В РАЗНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

ПОПОЛНИТЬ СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС ДЕТЕЙ.

РАЗВИВАТЬ АКТИВНУЮ РЕЧЬ ДЕТЕЙ.

ПОКАЗАТЬ КРАСОТУ РУССКОГО ЯЗЫКА ЧЕРЕЗ

ОКРУЖАЮЩУЮ НАС ПРИРОДУ, С ПОМОЩЬЮ РАЗЛИЧНЫХ

НАБЛЮДЕНИЙ, ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ

ЛИТЕРАТУРЫ, С ПОМОЩЬЮ РАЗЛИЧНЫХ ИГР.

ОБОГАТИТЬ СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС ДЕТЕЙ ЗА СЧЕТ

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОГО ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ ОБ

ОСОБЕННОСТЯХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА.

СФОРМИРОВАТЬ У ДЕТЕЙ ИНТЕРЕС К ОКРУЖАЮЩЕЙ НАС

ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ.
ЗАДАЧИ.

ОПЫТ РАБОТЫ В ДЕТСКОМ САДУ ПОКАЗЫВАЕТ,

ЧТО НИ ОДИН ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ НЕ

СРАВНИТСЯ С ЕСТЕСТВЕННОЙ ПРИРОДОЙ,

ПОЭТОМУ С САМЫХ РАННИХ ЭТАПОВ РАЗВИТИЯ

РЕБЕНКА, НУЖНО ВВОДИТЬ МАЛЫШЕЙ ВО ВСЕ

МНОГООБРАЗИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА. ВЕДЬ

НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ НАБЛЮДЕНИЕ

ОКРУЖАЮЩЕГО, СПОСОБСТВУЕТ РАЗВИТИЮ

ЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ, ПОНИМАНИЮ

ГРАММАТИЧЕСКИХ ЗАКОНОВ.

ФОРМЫ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ЧЕРЕЗ

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С РОДНОЙ ПРИРОДОЙ:

НАБЛЮДЕНИЕ.

НАБЛЮДЕНИЕ

– ОСНОВНОЙ МЕТОД ПОЗНАНИЯ ПРИРОДЫ.

В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ РАЗЛИЧНЫЕ ТИПЫ

НАБЛЮДЕНИЙ: ОДНОРАЗОВЫЕ И МНОГОРАЗОВЫЕ. В ГРУППАХ

МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ДЕТЕЙ МОЖНО

ПРИВЛЕКАТЬ ЗА НАБЛЮДЕНИЯМИ ЗА ПОГОДОЙ, ДОМАШНИМИ

ЖИВОТНЫМИ, ЗА РАСТЕНИЯМИ И ПТИЦАМИ. ЦЕННЫМ

ПРИЕМОМ, АКТИВИЗИРУЮЩИМ РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ВО

ВРЕМЯ НАБЛЮДЕНИЙ, ЯВЛЯЕТСЯ СРАВНЕНИЕ,

СОПОСТАВЛЕНИЕ ЯВЛЕНИЙ ПО РАЗЛИЧИЮ И СХОДСТВУ.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ.

ИГРА
-
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕБЕНКА, ОН В НЕЙ ЖИВЕТ, И БЕЗ НЕЕ ОН НЕ БУДЕТ

ОБУЧАЕМ
.
ИСПОЛЬЗУЮТСЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ, ДИДАКТИЧЕСКИЕ И

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ. В РАМКАХ ИГРЫ ДЕТИ ПОЛУЧАЮТ НОВЫЕ ЗНАНИЯ,

ТРУДОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ, НАБЛЮДАЮТ ЗА ОБЕКТАМИ ПРИРОДЫ.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

- «С КАКОГО ДЕРЕВА ЛИСТИК?», «ПОМОГИ НАЙТИ

МАМУ», «ГДЕ, ЧЕЙ ДОМИК?» - ЭТИ ИГРЫ ЗНАКОМЯТ ДЕТЕЙ С ЖИВОТНЫМИ,

ПТИЦАМИ, ЯВЛЕНИЯМИ ПРИРОДЫ, РАЗВИВАЮТ ИНТЕРЕС К ПОЗНАНИЮ.

СЛОВЕСНЫЕ ИГРЫ –

«СЪЕДОБНОЕ – НЕСЪЕДОБНОЕ», «КТО КАК КРИЧИТ?»,

«ЧТО ЛИШНЕЕ?» - РАЗВИВАЮТ У ДЕТЕЙ ВНИМАНИЕ, РЕЧЬ, ПОВЫШАЮТ

ЗНАНИЯ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ. ОНИ ТРЕБУЮТ ОТ ДЕТЕЙ ЗНАНИЯ

ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ, О КОТОРЫХ ДЕТИ УЗНАЮТ ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ С

РОДНОЙ ПРИРОДОЙ.

ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ, ИГРЫ ДРАМАТИЗАЦИИ,

ИСПОЛЬЗ

УЕМЫЕ ПРИ

ОЗНАКОМЛЕНИИ С ПРИРОДОЙ, ТАКЖЕ СПОСОБСТВУЮТ РАЗВИТИЮ РЕЧИ.

ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
.
ЧТЕНИЮ ЛИТЕРАТУРЫ, ОСОБЕННО СКАЗКАМ, ОЧЕНЬ

ПОДДАЮТСЯ ДЕТИ ЛЮБОГО ВОЗРАСТА. РАБОТА ПО

СКАЗКЕ ИМЕЕТ СВОЕ ПРОДОЛЖЕНИЕ В ДРУГОМ ВИДЕ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ. В ЭТОМ ВИДЕ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФОРМИРУЕТСЯ ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ,

ПОПОЛНЯЕТСЯ И АКТИВИЗИРУЕТСЯ СЛОВАРЬ,

РАЗВИВАЕТСЯ ПАМЯТЬ, ВНИМАНИЕ, А ЧТОБЫ ОБРАЗ

БЫЛ БОЛЕЕ ПОХОЖИМ, ПОЯВЛЯЕТСЯ МОТИВАЦИЯ

БОЛЬШЕ УЗНАТЬ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ КОНКРЕТНОГО

ЖИВОТНОГО.

ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С ПРИРОДОЙ В ДЕТСКОМ САДУ

ТРЕБУЕТ ПОСТОЯННОГО НЕПОСРЕДСТВЕННОГО

ОБЩЕНИЯ С НЕЙ. ОДНИМ ИЗ УСЛОВИЙ,

ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ЭТО, -

ОРГАНИЗАЦИЯ УГОЛКОВ

ПРИРОДЫ. ЭТО НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ НАГЛЯДНОГО И

ДЕЙСТВЕННОГО ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С

ПРИРОДОЙ. ДЕТСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ ВО ВРЕМЯ ПРОГУЛОК

И НА ЗАНЯТИЯХ КРАТКОВРЕМЕННЫ. В УГОЛКЕ ПРИРОДЫ

ДЕТИ МОГУТ В ТЕЧЕНИИ ВСЕГО ДНЯ ПОДХОДИТЬ К

РАСТЕНИЯМ, РАССМАТРИВАТЬ ИХ, ВЕСТИ ЗА НИМИ

НАБЛЮДЕНИЯ, В РЕЗУЛЬТАТЕ ЧЕГО РАЗВИВАЕТСЯ

НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ, ИНТЕРЕС К ПРИРОДЕ.

НАБЛЮДЕНИЕ В УГОЛКЕ ПРИРОДЫ
.

В РЕЗУЛЬТАТЕ, РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ

ОЗНАКОМЛЕНИЯ С РОДНОЙ ПРИРОДОЙ ПРОИСХОДИТ КАК

НА ЗАНЯТИЯХ, ТАК И ВО ВРЕМЯ ИГРЫ, В ПРОЦЕССЕ

ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ВО ВРЕМЯ ПРОГУЛКИ. ВО ВСЕХ

ЭТИХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИДЕТ ПРОЦЕСС УГЛУБЛЕНИЯ

И СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕЙ

ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ, ПРОИСХОДИТ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОРМЫ ВЫРАЖЕНИЯ МЫСЛЕЙ,

ОБОГАЩЕНИЕ ЛЕКСИКИ, ДОСТИЖЕНИЕ ЧЕТКОСТИ И

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ИЗЛОЖЕНИЯ.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ.

Не забывайте, что решающее значение для развития разговорной

речи детей имеет его общение с вами. Постарайтесь во время

совместных прогулок обращать их внимание на значимые для

человека объекты: магазины, школы, поликлиники, библиотеки.

Расскажите ребенку, для чего эти учреждения, кто в них работает.

Во время прогулки в парке, сквере, на пруду привлекайте

внимание малыша к красоте окружающей природы, растений и

животных, насекомых.

Не уходите от ответов на вопросы ребенка. Знакомя с новыми

предметами, вещами, объектами, называйте их правильно.

Предложите рассмотреть детально, выделить характерные

особенности, свойства (этим вы пополните словарь малыша),

научите его наблюдать, сравнивать предметы и явления.