Опросник ориентировочного теста школьной зрелостиярослава йирасика. Люди почтенного возраста: чем отличаются старики от пожилых

Многослов-1: Книга, с которой можно разговаривать Максимов Андрей Маркович

СТАРОСТЬ

СТАРОСТЬ

Чтобы понять, что такое старость, подумаем над тем, что такое взросление, и чем вообще взрослый человек отличается от ребенка.

Казалось бы, не вызывает сомнений вывод о том, что взрослый опытней. Но – так ли? Опять же, у детей и у взрослых – разный опыт.

То есть получается, что и опыт есть, и ум есть и у тех, и у других. Разный, но есть.

А может, зря мы, по привычке, в такие глубины полезли? Может быть, все куда как проще: пожилой человек просто прожил больше лет, чем молодой?

Спорить с этим бессмысленно. Однако нет-нет да и воскликнем мы: «Надо же, ему шестьдесят лет, а ведет себя, как мальчишка!» С другой стороны, любой из нас встречал двадцатилетних ребят, которые кажутся пожилыми и уставшими... Нет, сами по себе прожитые годы не являются критерием возраста.

Мне кажется, для того чтобы понять, в чем принципиальное отличие между молодостью и старостью, надо в очередной раз вспомнить о том, чем человек занимается всю свою жизнь.

Он пытается обратить внимание мира на себя.

Мы говорили о том, что, как только человек вступает во взаимоотношения с миром, мир начинает казаться эдакой плотной стеной из повернутых к тебе человеческих спин. Очень трудно найти лазейку. Трудно встроиться. А ведь хочется не просто добиться уважения мира, но постоянно получать знаки, свидетельствующие о том, что это уважение не иссякает.

Мало того, что это дело очень тяжелое, так еще человек вынужден заниматься им всю жизнь, буквально с первого своего выхода во двор, в ясли или в детский сад.

От этой необходимости постоянно доказывать себя миру человек очень устает.

Степень усталости и отличает молодого человека от старого. Не возраст, заметим, не ум, и даже опыт – степень усталости.

Старый человек – это тот, кто устал доказывать себя миру. (Именно об этом, если помните, мы говорили, рассуждая о том, что такое возраст.)

Я уже писал, что всех нас можно рассматривать в разных системах координат: «я – семья»; «я – Бог»; «я – социум»; «я – друзья» и так далее.

Старый человек – это тот, кто живет в системе координат: «я – я», за границы собственного «я» не выходя.

Старый человек живет не в пространстве, а во времени, постоянно думая о себе сегодняшнем и о себе вчерашнем. Когда мы говорим, что старик живет воспоминаниями, другими словами это означает, что заоконный мир ему не интересен. Он устал от этого «пространства», его волнует только прошлое время.

Мысли о смерти, которые неминуемо посещают пожилых людей, иногда заставляют их рассматривать себя в системе: «я – Бог». Но это все равно – размышления, не выходящие за рамки самого себя.

Каждый из нас ищет в жизни какой-нибудь, условно говоря, допинг. Допинг – это то, что, с одной стороны, позволяет сделать жизнь интересней, а с другой – убеждает нас в том, что мир имеет нас в виду.

Для кого-то это – постоянные любовные похождения; для другого – бесконечное зарабатывание денег, когда важна не сама по себе сумма, а процесс; для третьего – работа и так далее.

Когда у человека исчезает потребность в подобном допинге, значит, он потерял интерес к жизни, устал, то есть состарился.

Итак, старым мы можем назвать человека, для которого главное занятие жизни – пассивное изучение самого себя.

Поэтому старость может прийти в любом возрасте. Или не прийти вовсе.

Очень важно понимать, что старость – это не сумма лет, а «сумма усталостей». Те, кто умеет преодолеть эти усталости, имеют шанс умереть молодыми.

Из книги Философия Энди Уорхола автора Уорхол Энди

3. Любовь (Старость) Какие факты жизни надо узнавать в сорок лет. – Моя идеальная жена. – Телефонная девушка моей мечты. – Ревность. – Тусклый свет и зеркала. – Секс и ностальгия. – Трансвеститы. – Романтические отношения – это трудно, но секс – труднее. – Фригидность

Из книги Писатель и самоубийство автора Акунин Борис

Из книги Писатель и самоубийство. Часть 2 автора Акунин Борис

Старость …Доколе не пришли тяжелые дни и не наступили годы, о которых ты будешь говорить: «нет мне удовольствия в них!» Экклезиаст До сих пор толком неизвестно, что такое старение. Симптомы - да, те известны. Гистологические: уменьшение содержания воды в тканях и

Из книги Статьи за 10 лет о молодёжи, семье и психологии автора Медведева Ирина Яковлевна

Из книги Древняя Индия. Быт, религия, культура автора Эдвардс Майкл

Из книги Эпоха Рамсесов [Быт, религия, культура] автора Монте Пьер

Из книги Ацтеки. Воинственные подданные Монтесумы автора Сустель Жак

Из книги Многослов-1: Книга, с которой можно разговаривать автора Максимов Андрей Маркович

СТАРОСТЬ Чтобы понять, что такое старость, подумаем над тем, что такое взросление, и чем вообще взрослый человек отличается от ребенка.Принято считать, что взрослый умнее. Это не так. У ребенка – не маленький ум, а иной. Если мы договорились о том, что дети – это не

Старость - это естественное явление. Старение организма начинается постепенно и охватывает все уровни: физический, психологический, социальный.

Если в доме есть люди почтенного возраста, они требуют к себе отдельного отношения. И чем отличается старик от пожилого человека? Об этом расскажем подробнее.

Пожилой возраст

Начнем с этой темы. Какие люди относятся к пожилым, согласно возрастной категории?

Лица, достигшие 60 лет. Считается, что несмотря на внешнюю активность человека почтенного возраста, организм начинает изменяться. И конечно же, не в лучшую сторону. Меняются все его системы. Падает физическая активность, происходят определенные изменения психологические.

Именно в этом возрасте пожилым людям начинает казаться, что все самое лучшее осталось позади. Дети выросли, внуки почти уже взрослые. Ровесников рядом практически нет. Бабушка или дедушка могут начать хандрить, ощущают себя забытыми и никому не нужными.

Важна поддержка от близких в этот период. Людям почтенного возраста необходимо видеть, что они нужны и не одиноки. Как показать это? Своей заботой и любовью. Это не значит, что надо переложить на плечи пожилого человека все домашнее хозяйство. Но если хочет, пусть сам занимается бытом, по своему желанию.

Выводите пожилых родителей за пределы квартиры. Не только в магазин или в больницу. Посещайте с ними выставки, кино и театры, гуляйте в парках, ходите в гости к родственникам. Не препятствуйте посещению храма, для многих пенсионеров

Старческий возраст

Он наступает вслед за пожилым. Увы, но это заключительный этап развития человека.

Ваши бабушки и дедушки минули 75-летний жизненный рубеж? Значит, они достигли старческого возраста. Люди, перешагнувшие 90-летний рубеж, считаются долгожителями.

Какие основные проблемы этого возраста? Конечно же, стремительно ухудшающееся здоровье. То сердце заколет, то радикулит прихватит, то ноги не разгибаются. Организм изнашивается все сильнее, работа сердца замедляется, работа органов нарушается, опорно-двигательный аппарат меняется.

Не менее сложные проблемы - психологические. У многих людей почтенного возраста начинает появляться страх перед смертью. Они замыкаются в себе, становятся грустными, впадают в депрессивные состояния.

Как помочь своему дорогому человеку? Уделять больше внимания и следить за тем, чтобы он не оставался в одиночестве.

Заключение

Мы рассмотрели, что такое пожилой и старческий возраст. Пожилыми считаются люди от 60 до 75 лет. Старыми - от 75 до 90 лет.

Для развития словесно - логического мышления воспитатель предлагает детям вопросы:
- Какое из животных больше – лошадь или собака?
- Утром люди завтракают. А вечером?
- Днем на улице светло, а ночью?
- Небо голубое, а трава?

- Черешня, груши, сливы, яблоки – это что?
- Почему, когда идет поезд, опускают шлагбаум?
- Что такое Москва, Санкт-Петербург, Хабаровск?
- Который сейчас час? (ребенку показывают часы и просят назвать время)
- На кого больше похожа собака – на кошку или на курицу?
- Для чего нужны автомобилю тормоза?
- Что общего между белкой и кошкой?
- Какие ты знаешь виды транспорта?
- Чем отличается старый человек от молодого?
- Для чего люди занимаются спортом?

2. «Продолжи ряд»
Предлагается ряд слов, а дети должны его дополнить:
- Слива, яблоко …
- Береза, сосна …
- Кукла, мишка …
- Илья, Маша …

3. Игры и упражнения на составление рассказа по серии картинок.
Сначала дети должны расположить предложенные картинки в правильной последовательности, а затем составить по ним рассказ.

4 (а). «Сравнение предметов» Для сравнения предлагаются следующие пары слов:
- МУХА И БАБОЧКА
- ДОМ И ИЗБУШКА
- СТОЛ И СТУЛЬЯ
- КНИГА И ТЕТРАДЬ
- ВОДА И МОЛОКО
- ТОПОР И МОЛОТОК
- ПИАНИНО И СКРИПКА
- ШАЛОСТЬ И ДРАКА
- ЩЕКОТАТЬ И ГЛАДИТЬ
- ГОРОД И ДЕРЕВНЯ
Ребенок должен представлять себе то, что он будет сравнивать.

4 (б). Детям предлагается сравнить предметы, противопоставляя их один другому по ряду признаков. Например:
- Грач – черный, а воробей …
- У грача клюв длинный, а у воробья …
- Грач крупная птица, а воробей …
- Грач перелетная птица, а воробей …

5. Характеристика предмета по заданным признакам (игра «Угадай по описанию»):
Например: желтый, круглый, маленький, с хвостиком, горько плакать, овощ – ЛУК.
Исследованиями установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности так называемой мелкой моторики пальцев рук. Т.е. у большинства детей с проблемами развития речи неверные, нескоординированные движения пальцев. Следовательно, развивая пальчики ребенка, вы тем самым помогаете ему быстрее и успешнее овладеть речью. Помочь в этом деле могут всевозможные конструкторы, мозаики, головоломки, пазлы, изготовление аппликаций, бисероплетение и, конечно же, специальные упражнения для пальцев.
Сначала все упражнения выполняются не спеша. Поправьте ребенка, если он затрудняется выполнить требуемое движение или делает его не совсем правильно. Упражнение выполняется от трех до пяти раз сначала одной рукой, затем другой, а в завершение – двумя руками вместе. Указания взрослого должны быть спокойными, доброжелательными, четкими.

Cтраница 1


Старый человек обыкновенно любит вспоминать давныс происшествия и рассказывать о старинных обычаях; а если он скуп, то а сундуках его найдешь много ветхого... Такие различия между этими словами актуальны и для современной речи.  

Когда такой старый человек, как я, думает о проблемах современной физики высоких энергий, ему трудно не вспомнить ощущение неудовлетворенности, которое было у нас в догейзенберговский период. У нас были идеи, которые вполне хорошо работали вплоть до определенной точки, но, в сущности, все было неправильно. Думается, надо что-то изменить, и изменение должно быть столь же фундаментальным, как то, которое мы вынуждены были принять, когда отказались от боровских орбит. Нам нужна какая-то новая математика, столь же поразительная и непохожая на то, к чему мы привыкли, как некоммутативная алгебра Гейзенберга во времена, когда физики все еще работали с боровскими орбитами.  

Чем отличается старый человек от молодого.  

Ворошилов - старый человек, и его не хочется обижать. Но все мы отлично понимаем, что если бы в июне 1957 г. антипартийщики взяли верх, они не посчитались бы ни с возрастом, ни с прошлыми заслугами, и сегодня в этом зале мы недосчитались бы многих и многих делегатов съезда. На нашу партию обрушились бы новые жестокие репрессии, многие преданные коммунисты были бы брошены в тюрьмы, уничтожены.  

Мне, старому человеку, занимающемуся в течение 60 лет химическими опытами, ни разу не удалось видеть философской серы или понять, каким образом входит она в состав металлов. Философы сами неодинакового мнения об этой сере, каждый подразумевает под ней нечто другое. Можно, конечно, утверждать, что каждый вправе назвать свое дитя, как ему заблагорассудится.  

Мне, старому человеку, шестьдесят лет занимающемуся химией, никогда не удавалось открыть или найти связанную серу, как она входит в состав металлов. Философы далеко не сходятся в своем мнении об этой сере, и каждый понимает под этим именем что-нибудь свое. Можно сказать, что каждый в праве окрестить свое детище, как он хочет.  

В такое время старому человеку следует юность вспомнить, а удалым людям мужество свое испытать.  

Как стенки кровеносных сосудов старого человека, больного склерозом, стенки стальных труб от ржавчины становятся тонкими, их отверстия сужаются. Вода течет по ним все с большим и большим трудом, все больше давления требуется, чтобы прогнать по ним воду. И, наконец, настает час, когда труба лопается и часть системы выходит из строя. Еще быстрее стареют и гибнут трубопроводы на химических фабриках и заводах, где по ним течет не чистая вода, а химические жидкости.  

Если же это не так, то старый человек может рассматривать эту пору как светлую и радостную, но при этом неизбежными оказываются связанные с нею переживания о том, что я того-то и того-то делать не могу. Причем это относится не только к холодному купанию и спортивным достижениям.  

Ах, если бы это были случайные фразы, неосторожно оброненные старым человеком в частном письме и еще более неосторожно опубликованные его восторженной почитательницей.  

Ье-kannter знакомый, известный, groBer большой, великий ]; ein alter - старый человек, старик; hun-dert - сто человек; ег ist nicht der - dazu он для этого не годится; sie kamen bis auf den letzten - они пришли все.  

Пусть Мишель Барбье и читатели этой книги простят мне столь длинные цитаты: я старый человек, у которого уже ничего не осталось от присущей молодости жажды самоутверждения, и я трачу еще отпущенные мне время и силы на то, чтобы прославить титанический труд наших предшественников.  

Уважающий себя и других человек никогда не скажет пожилому человеку, что он стар, потому что старость - это не благо для старого человека. Это вы все должны иметь в виду.  

Существуют некоторые правила, которые формируют нравственность молодого человека: отход от гиперкритицизма в отношении к старшим поколениям; умение выделять из наставлений старших то, что отвечает важности момента, интересам как молодых, так и старших; сведение до минимума взаимных претензий, за которым следует взаимопонимание; стремление к формированию позиции, основанной на рефлексии, умении видеть себя на месте пожилого человека; оптимистичность, которая определяет отношение и молодого, и старого человека к будущему не как к неизбежной потере прежнего статуса, а как к приготовлению себя к новому.