Нетрадиционные графические техники для детей дошкольного возраста. Тычок жесткой полусухой кистью

Целевая аудитория: методисты, педагоги дополнительного образования, воспитатели дошкольных учреждений.

Назначение мастер-класса: знакомство с технологией создания эстампа по аппликации.

Цель : презентация опыта работы педагога по использованию технологии создания эстампа по аппликации с целью повышения профессиональной компетентности педагогических работников.

Задачи:

· познакомить участников мастер-класса с технологией создания эстампа по аппликации;

· мотивировать участников мастер-класса к самостоятельному созданию эстампа;

· способствовать совершенствованию личностных качеств участников образовательного мероприятия (самоконтроль и уравновешенность; терпимость, стремление к познанию, саморазвитию).

Ход мастер-класса

Здравствуйте. Предлагаю сначала определиться с основными понятиями.

Эстамп -

1) обобщенное название произведений печатной графики, представляющее собой гравюрный либо любой другой оттиск на бумаге с печатной формы.

2) то же, что гравюра.

Клише - копия вырезанного на дереве, линолеуме, или металле изображения, служащая для размножения отпечатков.

Материалы и оборудование.

Материалы и оборудование для изготовления клише.

· Картон или плотная бумага, формат А3.

· Картон, толщиной 0,5 -1 мм.

· Клей ПВА для детей, для взрослых - «Монолит» секундный.

· Ножницы.

· Простой карандаш.

· Линейка.

· Набор трафаретов.

Материалы и оборудование для откатки и оттиска.

· Листы белой бумаги формат А3 (бумага для акварели или черчения).

· Резиновый валик шириной 17,5 см.

· Гуашь чёрная 200-300 г.

· Кювета шириной 25см.

· Столовая ложка 2 шт.

Последовательность изготовления клише

1. Придумать, нарисовать эскиз.

Можно воспользоваться трафаретами с изображением цветов, бабочек, зверей, птиц и т. д.

2. На листе картона (формат А3) отчертить поля шириной 3 см. (В работе с детьми поля чертит педагог заранее).

3. Вырезать все детали клише из картона толщиной 0,5 - 1 мм.

4. Разложить детали на лист картона с полями.

Важно! Расстояние между деталями 2-3 миллиметра (помещается грифель простого карандаша).

5. Приклеить детали, не выходя за границу полей.

6. Просушить под грузом, примерно, одни сутки.

Есть один важный момент в создании клише. Например, нарисовали эскиз и Вам важно, чтобы в готовом виде было именно так и все располагалось с той стороны как на эскизе. Значит, клише надо делать в зеркальном отражении!

Технология откатки и оттиска

1. Выложить гуашь в кювету.

2. Равномерно распределить гуашь на валике.

3. Прокатать валиком клише. Фото 6.

Оттиск. Качество оттиска во многом зависит от плотности картона, количества краски, равномерности распределения краски на клише.

4. Положить подготовленный лист на клише.

5. Сверху аккуратно притереть выпуклые части ложкой.

Лучше прогладить руками!

6. Осторожно, придерживая клише, снять лист бумаги.

7. При необходимости сделать дополнительные оттиски.

8. Готовые изделия просушить.

Вы спросите: сколько можно сделать эстампов с одного клише?

Столько, пока не начнут отмокать детали клише.

На мини выставке можно увидеть, как дети 6-8 лет развернули сюжет, составили композицию эстампа с использованием трафаретов животных.

Толчком к выстраиванию композиции может послужить форма, размер вазы.

Скрап-материалы не из магазина, а из "подручной ерунды" - такое знакомо не только новичкам, которые пока не успели ими обзавестись, но и опытным мастерицам, желающим выйти за рамки ассортимента "Примы", Тима Хольца и других производителей.

Сегодня мы решили рассказать о штампах, которые штампами на самом деле вовсе не являются.


1. Болтики из детского конструктора
Из них получаются правдоподобные соты.



2. Карандаши-шестигранники
Имитация пчелиных сот

А карандашом со стёркой можно имитировать горошек)))

3. Скрепки
Отштампованная скрепочка "скрепит" любую скрап-работу - очень актуально к 1 сентября))


4. Губка для мытья посуды.
Прямоугольным кусочком такой губки можно имитировать кирпичную кладку.


5. Пробка (материал)
Снова пытаемся "класть кирпичи". Для этого потребуется маленький прямоугольный кусочек пробки. Для удобства его можно наклеить на акриловый блок или держатель штампов.


6. Формочка для мыла

Круглые, прямоугольные, угловые - они бывают разные, и некоторые из них просто просятся на скрап-странички и открытки. Так что не стесняемся заглядывать в отделы, далекие от скрапа - вдруг там найдется что-нибудь интересное?



7. Клубок ниток
С его помощью могут получиться интересные узоры.


С помощью хаотично намотанного клубка можно наштамповать симпатичный фон.


8. Объемные кружева

Ими тоже можно делать штампы, с одним условием - кружевной мотив должен быть фактурным, объемным, тогда рисунок не смажется. Если предварительно обработать кусок кружевной ленты губкой, напитаннной белой акриловой краской (цинковые белила), то могут получиться нежные "водяные знаки", заметные лишь с определенного ракурса:



9 . Лента-вьюнок
Немного акриловой краски - и у нас получаются морские волны или просто волнистые узоры))


10. Строительная сетка серпянка (лента)

С помощью данного материала тоже можно делать интересные оттиски

(спонжем или кистью нанести акриловую краску и прижать сетку в нужное место через бумагу или пластиковый файл. Очень просто и удобно, т.к.лента имеет клейкую основу - её легко зафиксировать на бумаге (файле или акриловом блоке) и не испачкать работу и свои руки:)


11. Фактурные обои
Выбираем варианты с интересными фрагментами и с помощью акриловых красок получаем чуть размытый (=слегка винтажный) узор.

12. Наборы для лепки

Речь идет не о пластилине, а о прозрачных пластиковых листах с разными фактурами, с помощью которых можно создавать интересные эффекты на пластилине и глине. Они прекрасны и в роли скрап-штампов. Такие наборы можно отыскать в магазинах художников.



13. Гофрокартон

Замечательно штампует полоски акриловыми красками.



14. Фетровые ажурные салфетки
Продаются в продуктовых гипермаркетах. Хороши в качестве маски, но и для фоновых штампов тоже могут сгодиться. Покажем фрагмент:


15. Детальки от LEGO, палочка из-под мыльных пузырей, пробка от бутылки и даже неиспользованные (и уже негодные) таблетки

Объединяет их то, что с их помощью можно штамповать разнокалиберные кружочки



16. Дырокольные элементы

Бабочки от Марты Стюарт, фигурные листочки с тиснением и другие дырокольности хороши и сами по себе, но почему-бы не использовать их как штампы - для разнообразия?!


17. Различные детские игрушки

Например:

В развивающих игрушках-сортёрах можно найти "штампы" домика, сердечка и разных геометрических фигур, с которыми можно поэкспериментировать на страницах артбука или сделать фактурную крышу для чайного домика. В общем, ищем и находим!

Машинки. Автопарк сына - широкое поле для творческих экспериментов. Приятно, что производители выпускают модели с разным (!) рисунком шин. Эти колеса можно с успехом применять в мальчуковых/мужских страничках или в тревелбуках.




18. Мужские аксессуары и женская бижутерия

Ремешок от старых часов мужа, напоминающий след от протектора...

Трехкопеечная китайская бижутерия

У кого еще на что фантазии хватит?



19. Обычная швейная булавка и
20. канцелярская линейка
Шляпкой можно делать узор "горошек", а ребром линейки - клеточку)))))


21. Разнообразные колпачки, пробочки и крышечки
Ими можно имитировать почтовые штемпели и печати





а из некоторых получаются милые апельсинки и - в зависимости от цвета краски - любые цитрусовые))



22. Донышки баночек и флакончиков



23. Бытовые мелочи наподобие подвески от алкоголя, которая делает почти правдоподобные почтовые штемпели, или брелочка-тапочки))))



<>24. Ключи>В скрапбукинге можно использовать "по прямому назначению" - как штампы ключей. Для удобства ключ можно наклеить на стерку./>

25. Упаковочная пленка

Наносим на неё акриловую краску (не слишком жирно, только на сами пУпочки) и штампуем.


26. Пуговицы
Особенно хороши пуговки с рисунком))


27. Половинка яблока

Хорошие яблочки, конечно, жалко портить, но это всё равно мелкое, зеленое и несъедобное:)


Елена Дьяченко

На протяжении нескольких лет я углублённо работаю над темой : «Рисование штампом как способ развития изо навыков детей раннего и младшего дошкольного возраста». Рисование штампом – это не только хороший способ разнообразить занятия рисованием , но и прекрасное средство для развития изобразительных навыков у детей. Этот метод рисования привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. А главное то, что рисование штампами играет важную роль в общем психическом развитии ребёнка. Самоценным является развитие личности ребёнка : формирование уверенности в себе, в своих способностях , самоиндификация в творческой работе, целенаправленность деятельности.

Существует множество разновидностей штампов , которые можно сделать из подручного материала. Я создала и апробировала новый вид - штампы из пенопласта , которые легки в изготовлении и удобны в применении. Из толстого пенопласта я вырезала самые разнообразные штампы с изображением геометрических фигур, цветов, листочков, следов животных и пр. Материал для их изготовления можно приобрести в магазине строительных материалов по доступной цене.

«Штампы из пенопласта » надолго заинтересовывают детей и помогают ему в создании красочных рисунков. С помощью их малыши самостоятельно создают различные картины, и всегда успешны в своей деятельности.

тампы из пенопласта удобно удерживать в руке даже самым маленьким художникам. Особенно ценно их использование с малышами доизобразительного периода, когда у них ещё не сформированы технические навыки работы с красками, кистью. Занятия с использованием таких штампов развивают восприятие, дают новые знания об окружающем мире, полезны для развития мелкой моторики малышей и для закрепления различного рода новых знаний. Например, запоминание названий цветов, геометрических форм, и т. п. Рисование штампами из пенопласта учит детей быть аккуратными, это не так просто снять штамп , не испачкав и не размазав отпечаток. Этот вид рисования развивает фантазию ребенка и снимает напряжение.

Попробуйте сделать подобные штампы и вы убедитесь насколько удобно ими пользоваться в работе с малышами.




Друг обратился ко мне с просьбой сделать ему фирменный логотип

3D логотип, буквы из пенопласта

На выбор были материалы — дерево и пенопласт. вывеску нужно было приличных размеров (в длину ~1.5 метра) и толщина нужна была 5 сантиметров, по этому выбрали пенопласт.

Предлагаю ознакомиться с процессом создания

Для начала мне нужно было распечатать «трафарет» в полный размер.

оказалось, эта задача решается стандартными возможностями, в настройках принтера > параметры страницы:)


Опытным путём выбираете сколько на сколько страниц нужно скомпоновать изображение, у меня вышло 3х4 , чтобы маленькие буквы были ~20 см в высоту.


Обвёл ручкой контуры так, чтобы на пенопласте остался отпечаток, и закончив — обвёл маркером, на случай, если пенопласт распрямится.


Мне понравилось, как получилось. Остаётся вырезать и покрасить.

Я в начале думал, чем резать. Первая мысль была — раскалённой нихромовой нитью, но решил на всякий случай попробовать пилить лобзиком. Меня смущал только тот момент, что лобзик казался очень маленьким, и такие размеры им сделать не получится. Неожиданно для себя, я выпилил весь логотип за раз, «на одном дыхании». Пенопласт режется мягко, тихо, спокойно и приятно)


Некоторые неточности при выпиливании легко выравниваются наждаком, в острых углах — надфилем, т.е. всё как с деревом, только в разы проще.

Следующим этапом работы — на торцы наносим тонкий слой шпаклёвки, сушим, шкурим.


Далее предстоит покрасить, первое, что пришло в голову — сделать это аэрозольной краской, из баллона, но в состав такой краски входит агрессивный растворитель — типа ацетона, который разъедает пенопласт.

Решил воспользоваться качественной краской на водной основе — Tikkurila , её колеруют в нужный цвет меньше чем за минуту.

Выбран чёрный и розовый, краска густая, приятно наносить, практически не заляпал ничего вокруг, как это бывает, когда приходится крутить заготовку, для прокраски в труднодоступных местах.


Если такую густую краску наносить кистью — останутся соответствующие следы и разводы, при высыхании, конечно, уляжется но не полностью, придётся сошкуривать, роликом наносить гораздо приятнее, разве что в острых углах не везде подлезть удаётся.

Первый слой, после вывсыхания — шкурим лицевую часть, снова красим и вуаля:)


На месте установки сначала наклеил шаблон на стену, убедившись, что расстояния от углов до пола и от углов до потолка одинаковые, т.е. шаблон горизонтален, и визуально его выбивать в интерьере ничего не должно — вырезал точки над i и приклеил точки на двойной скотч.

Цель: Развитие эмоциональной сферы ребенка, формирование доверительных отношений, активизация внимания. Познакомить детей с новым методом рисования при помощи пенопласта.

Задачи:

· Обучающая: Формировать умение ориентироваться на листе бумаги. Знакомить с новой техникой рисования – пенопластом. Сочетать в рисовании несколько техник.

· Развивающая: Расширять словарный запас, развивать артикуляцию, развивать двигательную активность под стихотворное сопровождение.

· Воспитательная: Воспитывать интерес и бережное отношение к предметам театрально-игрового оборудования, формировать желание перевоплощаться в изображаемые образы, используя различные средства выразительности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие по театрализации и изодеятельности

(нетрадиционное рисование –оттиск пенопластом)

по сказке «Колобок»

для детей 3-4 лет

Цель: Развитие эмоциональной сферы ребенка, формирование доверительных отношений, активизация внимания. Познакомить детей с новым методом рисования при помощи пенопласта.

Задачи:

Обучающая: Формировать умение ориентироваться на листе бумаги. Знакомить с новой техникой рисования – пенопластом. Сочетать в рисовании несколько техник.

Развивающая: Расширять словарный запас, развивать артикуляцию, развивать двигательную активность под стихотворное сопровождение.

Воспитательная: Воспитывать интерес и бережное отношение к предметам театрально-игрового оборудования, формировать желание перевоплощаться в изображаемые образы, используя различные средства выразительности.

Оборудование: атрибуты, характерные для каждого персонажа сказки «Колобок», гуашь желтого, синего, красного цветов, листы бумаги (заранее вырезается круглый шаблон) на каждого ребенка, подушечки из пенопласта, салфетки.

Предварительная работа : чтение и рассказывание сказки «Колобок», показ сказки при помощи различных видов театра, знакомство через этюды со всеми персонажами сказки, рассматривание иллюстраций к сказке.

Воспитатель предлагает совершить детям путешествие в сказку. После того, как воспитатель получает согласие детей, все вместе отправляются в путешествие на паровозике.

Пальчиковое упражнение «Паровоз»

Паровоз кричит «Ду - ду», (дети выполняют круговые движения руками)
-Я - «Иду – иду – иду».
(у пояса, имитируют движения колес паровоза)
-А вагончики стучат,
(дети стучат кулачками (тыльной стороной))
-А вагоны говорят
- «Так – так – так!».

Воспитатель: Мы попали с вами в сказку. Какую? Посмотрите, на мольберте находятся персонажи этой сказки.

Дети: Это из сказки,Колобок”

Воспитатель: Жили – были дед и баба.

Вот как-то раз дед просит бабку

Испеки мне, старая, колобок.

Бабушка пошла: по амбару помела, по сусеку поскребла, набрала муки горсти две. Замесила бабка тесто, да и испекла колобок

Воспитатель достает игрушку – колобок.

В.: Какой колобок?

Д.: румяный, круглый.

В.: Правильно. Колобок получился зажаристый, румяный, круглый. Правильно, а давайте вместе с ним сходим погуляем в лес.

Д.: Да

В.: Катится колобок, катится, а на встречу ему зайчик идет.

Какой зайчик?

Д.: Маленький, серенький, ушки длинные, хвост коротенький.

В.: Увидел зайчик колобка и говорит. Колобок, колобок, я тебя съем. А колобок и говорит: Не ешь меня, я тебе песенку спою (дети поют песенку)

В.: Зайчику очень понравилось, и он отпустил колобка.

Катится колобок, катится, а на встречу ему волк идет.

В.: Какой волк?

Д.: Злой, страшный, ушки у него короткие, хвостик длинный, зубки острые.

В.: Увидел волк колобка и говорит. Колобок, колобок, я тебя съем. А колобок и говорит: Не ешь меня, я тебе песенку спою (дети поют песенку)

В:Волку очень понравилась песенка, он отпустил колобка

Д: Берез, ёлок.

Физкультминутка :

Ребята давайте встанем и покажем мимо каких больших деревьев покатился колобок (потянулись на носочках) , но вот подул ветер и березки и елки закачались (качание), а какие цветочки маленькие (наклоны вперед).

Молодцы, садитесь.

В.:Катится колобок, катится, а на встречу ему медведь идет.

В.: Какой медведь?

Д.: Большой, косолапый, ушки у него короткие, хвостик короткий.

В.: Увидел медведь колобка и говорит. Колобок, колобок, я тебя съем. А колобок и говорит: Не ешь меня, я тебе песенку спою (дети поют песенку)

В.: Медведю очень понравилось песенка и он отпустил колобка.

Катится колобок, катится, а на встречу ему лиса идет.

В.: Какая лиса?

Д.: Хитрая, рыжая, ушки у нее короткие, хвостик длинный, пушистый хвост.

В.: Увидела лиса колобка и говорит. Колобок, колобок, я тебя съем. А колобок и говорит: Не ешь меня, я тебе песенку спою (дети поют песенку)

В. А лиса хитрая была, взяла и съела колобка. Что же делать, ребята, расстроятся теперь дедушка с бабушкой. Давайте мы нарисуем колобка.

Практическая часть. Рисование.

А чем же мы будем рисовать колобка? (воспитатель достает подушечки пенопласта).

Звучит музыка, дети садятся за столы. Воспитатель напоминает приемы рисования: показывает, как держать подушечки (всеми пальчиками). Подушечку надо держать правильно, иначе она обидится, и наш колобок получится не красивой, неаккуратной. Рисовать нужно так: обмакнуть подушечку пенопласта в краску и приложить к бумаге, затем обмакнуть еще в краску и вновь приложить к бумаге и так далее, пока колобок не станет цветной (желтый).

Дети выполняют движения, показанные воспитателем.

Посмотрите, ребята, какие румяные колобки у нас получились. А теперь давайте нарисуем пальчиком ему глазки, для этого берём синюю краску и ротик, берём красную краску.

Дети выполняют работу по показу воспитателя.

Молодцы, ребята. Вот обрадуются дедушка с бабушкой, ведь у них теперь не один, а много румяных колобков.

По окончании работы дети организуют выставку работ и рассматривают их. Воспитатель хвалит детей.