Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста на тему "Электроприбор — это друг наш важный, об этом ребенок вам скажет каждый". План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему: электроприборы

В повседневной жизни мы часто сталкиваемся с таким понятием как «электричество». Что же такое электричество, всегда ли люди знали о нём?

Без электричества представить нашу современную жизнь практически невозможно. Скажите, как можно обойтись без освещения и тепла, без электродвигателя и телефона, без компьютера и телевизора? Электричество настолько глубоко проникло в нашу жизнь, что мы порой и не задумываемся, что это за волшебник помогает нам в работе.

Этот волшебник – электричество. В чём же заключается суть электричества? Суть электричества сводится к тому, что поток заряженных частиц движется по проводнику (проводник – это вещество, способное проводить электрический ток) в замкнутой цепи от источника тока к потребителю. Двигаясь, поток частиц выполняют определённую работу.

Это явление называется «электрический ток ». Силу электрического тока можно измерить. Единица измерения силы тока — Ампер, получила своё название в честь французского ученого, который первым исследовал свойства тока. Имя ученого-физика – Андре Ампер.

Открытие электрического тока и других новшеств, связанных с ним, можно отнести к периоду: конец девятнадцатого — начало двадцатого века. Но наблюдали первые электрические явления люди ещё в пятом веке до нашей эры. Они замечали, что потёртый мехом или шерстью кусок янтаря притягивает к себе лёгкие тела, например, пылинки. Древние греки даже научились использовать это явление – для удаления пыли с дорогих одежд. Ещё они заметили, что если сухие волосы расчесать янтарным гребнем, они встают, отталкиваясь друг от друга.

Вернёмся ещё раз к определению электрического тока. Ток – направленное движение заряженных частиц. Если мы имеем дело с металлом, то заряженные частицы – это электроны. Слово «янтарь» по-гречески – это электрон.

Таким образом, мы понимаем, что всем нам известное понятие «электричество» имеет древние корни.

Электричество – это наш друг. Оно помогает нам во всём. Утром мы включаем свет, электрический чайник. Ставим подогревать пищу в микроволновую печь. Пользуемся лифтом. Едем в трамвае, разговариваем по сотовому телефону. Трудимся на промышленных предприятиях, в банках и больницах, на полях и в мастерских, учимся в школе, где тепло и светло. И везде «работает» электричество.

Как и многое в нашей жизни, электричество, имеет не только положительную, но и отрицательную сторону. Электрический ток, как волшебника-невидимку, нельзя рассмотреть, учуять его по запаху. Определить наличие или отсутствие тока можно только, используя приборы, измерительную аппаратуру. Первый случай поражения электрическим током со смертельным исходом был описан в 1862 году. Трагедия произошла при непреднамеренном соприкосновении человека с токоведущими частями. В дальнейшем случаев поражения электрическим током произошло немало.

Электричество! Внимание, электричество!

Этот рассказ об электричестве – для детей. Но, само по себе, электричество — понятие далеко не детское. Поэтому, хотелось бы и в этом рассказе обратиться к мамам и папам, бабушкам и дедушкам.

Уважаемые взрослые! Рассказывая об электричестве детям, не забудьте подчеркнуть, что ток – невидим, а потому особенно коварен. Что не нужно делать взрослым и детям? Не дотрагивайтесь руками, не подходите близко к проводам и электрокомплексам. Недалеко от линий электропередач, подстанций не останавливайтесь на отдых, не разводите костров, не запускайте летающие игрушки. Лежащий на земле провод может таить в себе смертельную опасность. Электрические розетки, если в доме маленький ребёнок, – объект особого контроля.

Главное требование, предъявляемое к взрослым — не только самим соблюдать правила безопасности, но и постоянно информировать детей о том, насколько может быть коварен электрический ток.

Заключение

Физики «дали доступ» человечеству к электричеству. Ради будущего учёные шли на лишения, тратили состояния, чтобы вершить великие открытия и дарить результаты своих трудов людям.

Будем бережно относится к трудам физиков, к электричеству, будем помнить о той опасности, которую оно потенциально несёт в себе.

Басню про электричество можно посмотреть

Добрая и поучительная сказка от нашего автора Полины Игнатьевой-Крук наверняка поможет ответить на распространенные детские вопросы: «Кто такой Ток?», «Где он живет?», «Почему нельзя трогать розетки и электроприборы?» Обязательно прочитайте ее своему малышу, а потом в непринужденной беседе обсудите основные правила безопасности. На примере героев сказки легко объяснить, почему ток может быть опасен и как с ним не ссориться.

Маленький Ваня рос очень любопытным мальчиком. Все ему было интересно: почему из крана течет вода, где спит солнце, зачем трамваю «рожки» , почему у человека руки две, а нос один, например. Но больше всего Ване было интересно, что такое Ток . Или кто такой Ток, и почему нельзя лазить в розетку. Он так и спросил:

–Мама, а почему нельзя лазить в розетки?
– Там ток, сынок, – ответила мама.
– Ток? Его так зовут? – переспросил Ваня.
– Да, так и зовут, – мама очень любила Ване все объяснять.
– А фамилия у него есть?
– А как же, Ванечка! Его фамилия Кусь! Ток очень злой, и поэтому фамилия у него тоже злая.
– А сколько ему лет? – мальчику было интересно все.
– Он старенький, сынок. Ему лет 200 примерно.

Ваня почесал в затылке и произнес:
– Ого! Это как до нашей бабушки и обратно. И даже больше… Мама, а откуда он пришел к нам? Чего он у нас живет? У него что, дома нет?

Мама улыбнулась и рассказала Ване такую историю.
Однажды, когда Ток был совсем молодым, он пошел в лес. Встретил там медведя и попросился у него жить. Пообещал ему за это освещать берлогу. Но медведь сказал, что зимой он спит, и свет ему не нужен. Обиделся Ток и пошел к белкам. Постоял возле дупла, постучал тихонько:
– Белки, тук-тук! Можно я у вас поживу? Я смогу жить в холодильнике, и тогда у вас никакие запасы на зиму не испортятся. На что белки ему ответили:
– Нет, Ток, ты нам не нужен. У нас нет холодильника. А запасы свои мы сушим летом на солнышке, нам ничего морозить не надо. Поищи себе другой домик.

Ток огорчился и присел на пенек отдохнуть. Вдруг он увидел Сову.
– Сова, давай вместе жить, – предложил Ток,– я буду освещать тебе дорогу, когда ты ночью по лесу летаешь.
Сова посмотрела на Ток с презрением и фыркнула:
– Зачем мне ночью дорогу освещать? Мыши увидят, что я лечу и спрячутся. Что я тогда буду есть? Или хочешь, чтобы я осталась голодной? Поищи себе других друзей, – сказала Сова и улетела.


Ток очень рассердился, что никто с ним не хочет дружить, подумал-подумал и решил пойти жить к людям. Дошел он до города и постучал в самый первый дом.
– Тук-тук! Здравствуйте, я Ток Кусь. Можно я поживу у вас?
– А что ты умеешь? – спросил человек.
– Я могу зажигать лампочки, могу нагревать утюг, могу в холодильнике холодно сделать, могу воду кипятить, в машинке одежду стирать. Я очень способный!
–А еще что-нибудь умеешь?

Ток задумался на минутку.
– Могу фонари на улицах включить, если будет темно. А еще могу зажечь гирлянду и звезду на новогодней елке.
– Это здорово, – обрадовался человек,– тогда проходи, пожалуйста, будем жить вместе. Где ты расположишься – на диване или, может, в шкафу? Выбирай!

Ток вздохнул и сказал:
– В лесу меня очень обидели медведь, белки и сова. Я очень злой на них, поэтому я бы очень хотел спрятаться, и чтоб меня никто никогда не трогал. Пожалуй, я пойду жить в розетку. Буду вам служить, помогать во всем, но у меня одно условие: никогда ко мне в розетку не заглядывайте, иначе я разозлюсь и могу любопытного укусить за пальчик. А если обижусь, то и вовсе уйду. Не будет у вас в доме ни света, ни холода в холодильнике, ни жары в утюге.

–Что ты, что ты, дорогой Ток! – человек чуть было не испугался, что такой ценный гость сможет уйти. – Оставайся у нас! За это мы обещаем никогда тебя не тревожить.

На том и сошлись. Так и живут до сих пор человек и Ток.
– Понравилась тебе сказка, Ванечка?
– Очень понравилась, мама. Я тоже не буду Ток обижать и никогда не полезу в розетки, чтобы он от нас не ушел. Я теперь знаю, что там живет злой Кусь.
– Ну и правильно, сынок, – мама погладила мальчика по волосам. – Пошли лучше чай с вареньем пить, а чайник нам поможет вскипятить дядюшка Ток.

Уважаемые читатели! Понравилась ли вашему малышу наша сказка? Может быть у вас есть собственные интересные истории о том, как рассказать детям о пользе электричества и научить их соблюдать правила безопасности? Ждем ваших комментариев.

Если у вас есть собственные сказки, присылайте их на адрес [email protected] , лучшие мы с радостью опубликуем.

Жил-был на свете один Электрик. Нормально жил. Работу свою любил. И человек он вроде был неплохой. Любил жену и дочку. Только вот врал все время. Просто так. Потому что привык. Потому что не считал это чем-то плохим. Тем более, что ложь казалась ему безобидной. И, как он считал, нужна была для пользы дела.

И вот как-то раз он на работе менял лампочки. И вдруг одна перегоревшая лампочка, которую он выкрутил и держал в руках, вдруг засветилась мягким теплым светом. И через секунду электрик услышал тихий голос: «Тебе нужно перестать лгать». Электрик удивился, но не очень: «Что это со мной? Устал, наверное». И продолжал работать. А лампочка из мусорной корзины продолжала: «Посмотри на себя! Как ты живешь? Какой пример подаешь маленькой дочке?». «Это что такое, - вслух сказал электрик, - это теперь каждая лампочка будет меня воспитывать?» И продолжал работать. Когда он уходил домой, он по привычке положил несколько лампочек себе в карман. По дороге домой он зашел в интернет-кафе, поиграл там в свои любимые игры на компьютере, попил кофе и пошел домой. И совсем забыл про маленькое происшествие, которое случилось с ним на работе.

Дома электрик как всегда после ужина стал играть с дочкой. «Почему ты сегодня так долго не приходил с работы? – спросила девочка. – «Работы было много», - по привычке соврал электрик. Девочка любила сказки, и попросила папу почитать их. Электрик достал из кармана лампочку, вкрутил в торшер и стал читать сказку. Не успел он дочитать первое предложение, как услышал тихий голос из торшера: «А твоя дочь знает, что ты ей врешь?». Электрик покраснел. А лампочка продолжала: «И лампочки ты бы мог покупать в магазине, а не уносить с работы». Электрик посмотрел на девочку. Она с интересом смотрела на него. «Интересно, она это тоже слышит?» - подумал он и стал продолжать читать. Дочитав сказку, он велел девочке идти спать, а сам задумался – что же с ним происходит? Может, ему в отпуск пора? Почему лампочки разговаривают с ним, да еще и уличают его во лжи? На следующий день на работе он решил сам поговорить с лампочками. Он подошел к одной из лампочек, которая обеспечивала дежурное освещение, и начал с ней беседу: «Вот ты думаешь, что ты самая умная, да? Самая честная? Самая правильная? Да что ты можешь понимать в жизни! В жизни невозможно жить правильно, не обманывать и не хитрить. Тем более, что все так живут». И электрик начал рассказывать лампочке о том, какая трудная у него жизнь, что честно жить невозможно, что врет он только по мелочам, и что если не врать, то и не проживешь вовсе. Электрик говорил долго. Он как будто обрадовался поводу излить душу. Он рассказывал, как много в жизни его обманывали, прежде чем он понял, что нужно обманывать самому. Рассказывал, как научился обманывать сам себя, чтобы быть как все. Он даже вспомнил детство, когда он сказал родителям правду, а они не поверили ему. Он рассказал всю историю своей жизни, и неожиданно для себя под конец заплакал. Когда он закончил и повернулся, чтобы уйти, он услышал: «Ты умеешь быть настоящим». Электрик зашагал к своему рабочему месту. По пути ему встретился начальник и строго спросил электрика, где он был. «Разговаривал с лампочкой», - ответил электрик. Начальник улыбнулся и ничего не сказал в ответ.

В этот день электрик снова задержался на работе. Ему хотелось обдумать то, что с ним произошло. Когда он пришел домой, было уже поздно. Дочка лежала в кровати. Электрик подошел к детской кроватке и увидел, что она не спит. «Почему ты так поздно? – спросила девочка. «Не хотелось идти домой. Хотелось побыть одному» - ответил электрик. Девочка понимающе кивнула: «У меня тоже так бывает. Когда мне хочется побыть одной, я залезаю в шкаф и сижу там». И добавила: «Я люблю тебя, папа!» Закрыла глаза и заснула. А электрик еще долго сидел у детской кроватки. На душе было светло и тихо.

Потом он вернулся в другую комнату, взял лампочки, которые он до этого принес с работы. Положил их в карман, чтобы завтра вернуть на место. И пошел спать. В эту ночь, впервые за много лет, электрик снова летал во сне. Сон был цветной, яркий и очень радостный. Во сне они с дочкой летали наперегонки. Каждый раз, когда электрик догонял дочку, они брались за руки и летели вместе навстречу облакам. Дочка шептала: «Я люблю тебя, папа!»

Текущая страница: 1 (всего у книги 2 страниц) [доступный отрывок для чтения: 1 страниц]

Э. Л. Емельянова
Расскажите детям о бытовых приборах

КОНДИЦИОНЕР

С незапамятных времен люди стремились жить в комфорте, изобретая всевозможные устройства, облегчающие или улучшающие условия жизни.

Переносить жару – дело непростое. Кто-то жару пережидал просто в теньке, а для кого-то организовывались целые мероприятия по охлаждению окружающего воздуха. Так резиденция арабского халифа в одно время имела двойные стены, промежуток между которыми заполнялся снегом, доставленным с гор.

В Древней Индии люди использовали травяные циновки, смоченные водой для охлаждения помещений. Эти циновки клали на подоконники, и, испаряясь, вода охлаждала поступающий в жилище воздух. Для римских императоров привозили снег с альпийских гор и раскладывали его в императорских садах. Интересное охлаждающее воздух устройство было в Древней Персии. Это вентиляционная шахта, в которой размещались пористые сосуды с водой: проходя через шахту, воздух охлаждался и насыщался влагой.



А вот прототип современного кондиционера появился еще в 1815 году. Сконструировал его француз Жан Щабаннес. Его изобретение не получило большой популярности, но поскольку он запатентовал свое детище, то и остался в истории создателем кондиционера. Хотя более широкое распространение получили кондиционеры, изобретенные только лишь в 1902 году. В 1924 году система кондиционирования была установлена в одном из универмагов Детройта. Первый комнатный кондиционер был выпущен в 1929 году. В качестве охлаждающего элемента в нем использовался аммиак, небезопасный для здоровья человека. Спустя несколько лет в кондиционерах стали использовать фреон, безопасный для окружающих. С тех пор этот прибор совершенствовался.

Кондиционер – это не только устройство для охлаждения воздуха. Слово «кондиционер» происходит от латинского condition – «условие», т. е. кондиционер обеспечивает определенные условия. По необходимости он подогревает воздух или, наоборот, охлаждает. Современные кондиционеры умеют следить и за влажностью, и за чистотой воздуха. Для этого они оснащены особыми фильтрами.

Составные части бытовых кондиционеров: компрессоры, испарители и конденсаторы аналогичны узлам бытовых компрессионных холодильников. Но охлаждают они значительно большее пространство и имеют соответственно ряд отличий. По месту расположения в квартире кондиционеры бывают оконными, настенными, напольными, потолочными и крышными.

КУХОННАЯ ПЛИТА

Кухонная плита, может быть, уже и не имеет того значения, какое имел домашний очаг или какое имела русская печь, но все же остаются одним из самых важных бытовых приборов в доме, который используется ежедневно.

Давным-давно огонь изменил жизнь человека. С того момента как люди научились подвергать пищу тепловой обработке, они сильно изменились и сами. Если раньше организм «все свои силы и энергию» тратил на то, чтобы переварить сырую пищу, то позднее, с использованием огня в кулинарии, организм начал отдавать силы и на умственное развитие.

Русская печь, прообраз современной кухонной плиты, была основным бытовым прибором прошлого времени. В ней готовили еду, на ней сушили коренья, ягоды, солод, грибы, в холодное время печь использовали и для обогрева помещения.

Изобретателем кухонной плиты принято считать Бенджамина Франклина – американского ученого, журналиста, издателя, политического деятеля. Внутри изобретенной им новой печи находился лабиринт из трубок, проходя по которым раскаленный газ равномерно разогревал большую площадь печки.



В наши дни на кухнях можно встретить разнообразные приборы для приготовления пищи. Это и отдельно стоящие кухонные плиты, встраиваемые духовые шкафы и варочные панели, микроволновые печи, хлебопечки, пароварки, приборы для приготовления пиццы, хот-догов, хлебцев и разных специфических блюд. Производители этих бытовых приборов стремятся обеспечить комфорт, безопасность и удобство их использования. Классические плиты состоят из трех частей, не зависящих друг от друга. Это варочная панель или еще ее называют конфорочной. Под варочной панелью располагается жарочный шкаф (духовка). И в самом низу, под духовкой, есть выдвижной ящик, предназначенный для хранения посуды или других принадлежностей.

В зависимости оттого, что используется для нагревания, газ или электричество, плиты бывают газовыми или электрическими.

С усовершенствованием кухонных плит облегчается труд домашних поваров и кулинаров. Разработчики облегчают не только процесс приготовления пищи, но и процесс очищения этих приборов. Например, есть функция самоочищения духовки. Это когда при очень высокой температуре, около 500 °C, в духовке сгорают все остатки продуктов и потом нужно только лишь протереть тряпочкой всю поверхность.

ЗАГАДКА


Четыре синих солнца
У бабушки на кухне,
Четыре синих солнца
Горели и потухли.
Поспели щи, шипят блины.
До завтра солнца не нужны.

(Газовая плита)

КУХОННЫЙ КОМБАЙН

В век научно-технического прогресса создано много разных приборов, которые значительно облегчают труд человека, и довольно сложно представить, как раньше без них обходились. Например, могли ли древние люди готовить котлеты, фрикадельки или пить свежевыжатый сок? Конечно, нет. Одна из причин этого – отсутствие необходимых приспособлений. Не было у хозяек ни мясорубки, ни соковыжималки, ни блендера, ни миксера. А вот в наши дни все эти приборы объединены в одном, который называется кухонный комбайн, а более современные и мощные кухонные комбайны называют кухонными процессорами.

Существует несколько версий происхождения кухонного комбайна. По одной из них кухонный комбайн – это всего лишь усовершенствованный блендер, по другой – миксер, к которому стали добавлять различные насадки. Некоторые источники утверждают, что кухонный комбайн изобрел французский инженер Пьер Верден, который в середине шестидесятых годов прошлого века создал комбайн, носивший название Magimix.



Так или иначе, кухонный комбайн по праву занял свое место на кухне, позволяя хозяйкам экономить время, силы и даже место на кухне. Сколько нужно было бы иметь разных приборов, функции которых совместил в себе комбайн. Он умеет: резать, измельчать, готовить тесто, делать лапшу, мороженое, выжимать сок даже из зелени, петрушки, укропа и других, всех функций не перечислить.

Современный кухонный комбайн состоит из нескольких частей. Основа современного кухонного процессора – мотора, которым можно управлять с помощью кнопок или плавного переключателя скоростей. Диапазон скорости кухонного комбайна варьируется от 15 до 12 000 оборотов. Низкие обороты предназначены для смешивания; высокие – для измельчения и взбивания. Простые модели имеют всего одну скорость, более сложные – до 9.

Рабочие чаши у кухонного комбайна бывают разными по размерам и функциям, их делают из пластмассы, стекла и металла. Есть чаши термостойкие, в них можно размешивать продукты, нагревать в микроволновке или духовке, ставить в холодильник.

Комплект насадок для комбайна – это настоящее чудо. С помощью насадок можно готовить все что угодно. Есть даже мороженица. Фантазия хозяюшек не ограничена. Даже самых маленьких. Только необходимо соблюдать правила безопасности. Конечно, конструкторы тщательно продумывают параметры безопасности комбайна, но баловаться с этим прибором недопустимо.

МИКРОВОЛНОВАЯ ПЕЧЬ

Этот бытовой прибор изобретен сравнительно недавно. В 1942 году американский физик Перси Спенсер обнаружил, что микроволны обладают тепловым воздействием, т. е. способны нагревать что-либо. Свое открытие Спенсер сделал случайно. Он проводил опыты в лаборатории, проверял новую вакуумную трубу, называемую магнетроном, и случайно заметил, что шоколадка в его кармане растаяла. Ученый заинтересовался этим явлением и решил провести эксперимент: положил возле трубки зерна жареной кукурузы и сырые яйца. Спенсер с удивлением наблюдал, как по лаборатории разлетался попкорн, а он сам получил в лицо желтком. Ученый убедился, что микроволны способны на многое.

Доктор Спенсер разработал металлическую коробку с дверцей, в которую он встроил микроволновые мощности. Теперь энергия, входящая в корпус, не утекала, создавая более высокую плотность электромагнитного воздействия. Три года спустя он получил патент на использование микроволн для приготовления пищи. В 1947 году в столовых появились микроволновые печи. Размер их впечатлял: высота в человеческий рост, а вес больше, чем у коровы, – 340 кг.



Далее последовали всевозможные технические доработки. Основную работу в этом направлении вели японцы. В наши дни микроволновка, так сокращенно называют этот прибор, вполне компактных размеров и состоит из нескольких частей.

Корпус имеет различные покрытия: эмалевое, керамическое и др.

Магнетрон – это особый прибор, создающий высокочастотные волны, т. е. он и является основным источником топлива. Для выработки высокочастотных волн не хватает обычного для наших розеток напряжения 220 В, поэтому дополнительно в микроволновке стоит трансформатор.

Рядом с магнетроном располагается вентилятор, необходимый для охлаждения магнетрона. Также важной частью микроволновки является волновод. Этот узел нужен для того, чтобы «водить» волны. По волноводу через слюдяной фильтр волны попадают внутрь корпуса, где и находится пища.

Сейчас в микроволновке можно приготовить все: от простейших блюд до кулинарных изысков. О влиянии работы микроволновки на здоровье людей идут непрекращающиеся споры: одни считают пищу, приготовленную в микроволновке, вредной для здоровья, другие утверждают, что она не наносит ущерб здоровью человека.

ПОСУДОМОЕЧНАЯ МАШИНА

Этот прибор был изобретен достаточно давно, но, несмотря на это, еще не так распространен, как, например, стиральная машинка. Посудомоечную машину изобрела женщина, что неудивительно, ведь чаще всего посуду моют именно женщины. Но Джозефина Кокрейн, изобретательница этого прибора, создала его по другой причине.

У Джозефины был любимый китайский сервиз, но количество предметов в этом сервизе уменьшалось из-за неловкости слуг, и тогда она произнесла фразу, которая, как и сама и изобретательница, вошла в историю: «Если никто не собирается изобретать посудомоечную машину, то это, в конце концов, сделаю я!» Спустя некоторое время Джозефина запатентовала свое изобретение. Не последнюю роль в инженерном изобретении сыграли гены. Дедушка Джозефины был талантливым инженером и строил речные пароходы.

Современные посудомоечные машины позволяют не только облегчить жизнь людей (ученые подсчитали, что семья из 4 человек затрачивает на ручную мойку посуды более 200 часов в год), но и играют важную роль с экологической точки зрения. Посудомоечная машина экономит около 7800 литров воды в год для семьи из 4 человек в сравнении с ручной мойкой. Для мойки 12–14 комплектов посуды в машине требуется 14–18 литров воды, а при ручной мойке около 60 литров.



Каким же образом удается заменить человеческий труд? Сначала в машину подается необходимое количество холодной воды из водопровода. Моющий раствор подогревается до требуемой температуры и под давлением подается в разбрызгиватели. В результате в моечной камере образуется круговорот пенной жидкости.

Струя моющего раствора своим напором очищает посуду от остатков пищи и уносит их на дно камеры. Там раствор проходит через фильтр и вновь подается в разбрызгиватели. Этот процесс повторяется, пока не поступит команда на отключение.

На завершающем этапе мытья машина окатывает вымытые предметы холодной водой или теплым ополаскивающим раствором с помощью тех же разбрызгивателей. Все это происходит без участия человека, роль которого сводится к тому, чтобы поставить посуду в посудомойку и запустить нажатием кнопок нужную программу.

Современные машины позволяют мыть не только любые виды посуды и столовых приборов, но и хрустальные вазы, противни, большие кастрюли, съемные детали кухонных плит и холодильников, фильтрующие элементы воздухоочистителей. Наверняка усовершенствования посудомоечных машин понравились госпоже Кокрейн, и ее сервиз еще долго бы служил.

ПЫЛЕСОС

Первый прибор, похожий на пылесос, был изобретен американцем Дэниэлом Хессом примерно полтора века назад. Назывался он – подметатель ковров. В Европе изобретателем пылесоса считают Хьюберта Сесила Бута. В 1901 году он изобрел пылесос, который называли «Фырчащий Билли». Работал прибор на бензине. Он был очень большой и не помещался во многих домах, поэтому ковры выносили чистить на улицу. Или с улицы в теплое время просовывали шланги через окно. Но если с его габаритами проблема была как-то решена, то вот с ревом, который издавал пылесос, справиться оказалось сложнее. Лошади, а тогда они были самым распространенным видом транспорта, шарахались от рева пылесоса, и поэтому через некоторое время главный полицмейстер Лондона запретил использовать такие пылесосы на улице. Теперь пылесосили только в больших помещениях. Среди клиентов, пользующихся услугами «Фырчащего Билли», была сама королева Виктория.

Уменьшить пылесос удалось благодаря разработкам русского инженера Михаила Доливо-Добровольского. Он изобрел более компактный источник питания для пылесосов – трехфазный мотор.



Еще одна модель из прошлого заслуживает внимания, которая в большей мере стала прототипом современного пылесоса, – это жестяная модель, напоминавшая перевернутое оцинкованное ведро с приделанной к нему деревянной ручкой от швабры. В инструкции было указано, что этот прибор, помимо сбора пыли, можно использовать еще и для быстрой сушки волос. Весил этот пылесос всего 20 килограммов, в то время как его конкуренты – около 50.

Современные пылесосы значительно отличаются от своих предшественников. Они занимают мало места. Самый маленький – по размеру не больше альбомного листа. Увеличилось и количество функций, которые выполняют пылесосы. Некоторые приборы могут не только убирать пыль, но и мыть окна, стены, мебель, ковры, собирать воду на полу и даже чистить раковины. Появились роботы-пылесосы. Их нужно только запрограммировать и запустить – и они сами уберут все загрязненные поверхности.

ЗАГАДКИ


Он с хоботом резиновым,
С желудком парусиновым.
Как загудит его мотор,
Глотает он и пыль, и сор.

(Пылесос)


Пыль увижу – заворчу, заверчу и проглочу.

(Пылесос)


Есть у меня в квартире робот.
У него огромный хобот.
Любит робот чистоту
И гудит, как лайнер ТУ.
Он охотно пыль глотает,
Не болеет, не чихает.

(Пылесос)

СТИРАЛЬНАЯ МАШИНА

До того момента пока не изобрели стиральную машинку, стирка вещей представляла собой очень трудоемкий процесс. Вещи носили стирать на водоемы. Там их полоскали, били палками, терли камнями, потом опять полоскали. От таких стирок вещи портились, теряли цвет и форму.

Еще один способ стирки – кипячение белья, тоже требовал немалых затрат сил и времени.

В 1797 году было создано первое приспособление для стирки – доска. А в 1851 году американец Джеймс Кинг запатентовал стиральную машину с вращающимся барабаном и ручным приводом. Изобретатели постоянно придумывали что-то новое, пытаясь облегчить процесс стирки. До конца XIX века машины для стирки в основном приводились в движение мускульной силой человека или животных. Например, на золотых приисках в Калифорнии стиральные машины приводились в движение силой 10 мулов. За один цикл в такой машине стирали более дюжины рубашек. Для отжима белья использовались ручные валики.

С развитием техники люди придумали электрические двигатели и механизмы на их основе. Одной из первых стиральных машин с электрическим приводом была машина Thor, которую примерно в 1908 году выпустила компания Hurley Machine Company из Чикаго. Изобрел машину Алва Фишер. Машина имела деревянный барабан, который вращался восемь раз то в одну, то в другую сторону.



Процесс ручной стирки постепенно стал полностью автоматическим. Появилась лучшая помощница хозяйки – стиральная машина. Все вы ее видели. Она представляет собой большую «тумбочку», которая стоит в ванной, на кухне или в постирочной комнате.

Машинка подключается к электричеству и подсоединяется к основным системам водоснабжения и канализации. Это нужно для того, чтобы в машинку поступала чистая вода и удалялась грязная. Бывают машинки, в которые белье загружается сверху, а бывают, где люк располагается сбоку. После того как белье в машинке, нужно засыпать в специальный контейнер порошок и выбирать программу, по которой будет выполняться стирка. На лицевой панели стиральных машин бывает устройство выбора этих программ – колесики либо кнопки.

По окончании стирки белье из машинки достается почти сухим. Его остается только развесить.

Чтобы оценить важность этого бытового прибора, стоит попробовать постирать белье несколько раз руками.

ТЕЛЕВИЗОР

Мы уже привыкли получать информацию с голубых экранов телевизоров. Любим смотреть мультфильмы и разные передачи. Все очень просто, нажал кнопку, сиди смотри на экран и переключай нужные каналы пультом управления. Чудо-техника!

Раньше о таком только в сказках говорилось. Помните, как смотрела девица в зеркальце, которое показывало ей, кто прекрасней всех на свете. Или как Кащей Бессмертный видел в тарелочке Ивана-царевича, спешащего к нему на бой. Раньше это казалось недостижимым передавать изображение и звук на расстояние. Все началось с передачи информации посредством электромагнитных волн. Это был прорыв в науке.

Позднее была изобретена электронно-лучевая трубка. Принцип ее сводился к тому, что электронный луч внутри трубки мог рисовать различные изображения. Управлять этим лучом можно было посредством специальных сигналов. Для получения изображения на экране лучевой трубки необходимо передать эти сигналы. Это можно сделать по проводам, а можно с помощью радиоволн. В телевизоре существует специальный блок, который отвечает за прием нужных, «настроенных» волн, т. к. в окружающем нас пространстве присутствует огромное количество управляющих волн.



Чтобы ловить волны из пространства, необходимо еще одно устройство – антенна. Когда волна попадает на антенну, возникает электрический ток – сигнал, который по проводам попадает в телевизор.

У первых телевизоров экраны были совсем маленькие, а изображение – черно-белым. С развитием науки и техники, появились телевизоры с цветным изображением. Их габариты были весьма большими, а принцип работы оставался тот же.

Следующим этапом в развитии телевизионной техники было появление телевизоров и мониторов с жидкокристаллическими экранами. Вес таких приборов невелик, и толщина экрана 1–2 см! Такой телевизор можно попросту повесить на стену как картину. Плоские телевизоры бывают не только на основе свечения жидких кристаллов, но и на основе свечения плазмы.

В 2008 году появились так называемые лазерные телевизоры, срок службы которых гораздо дольше, а энергопотребление ниже. Они такие же плоские.

ЗАГАДКИ


Живет в нем вся Вселенная,
А вещь обыкновенная.

(Телевизор)


Что за чудо, что за ящик?
Сам – певец и сам – рассказчик,
И к тому же заодно
Демонстрирует кино.

(Телевизор)

УТЮГ

Известно, что после стирки вещи становятся мятыми. Как придать им привлекательный вид? Просто расправить – недостаточно. Нужно их погладить – для этого потребуется утюг.

В современных утюгах используется принцип теплового воздействия на ткань и механического давления на нее, за счет чего волокна расправляются. Иногда для лучшего разглаживания применяют пар. Белье сначала сбрызгивают водой, потом проводят утюгом, либо утюг сразу выбрасывает пар во время глажки на белье. За счет проникновения пара в волокна ткань размягчается и разглаживается.

Утюг, прибор тяжелый, в процессе работы всегда очень горячий, работает от электрического тока, поэтому пользоваться им нужно осторожно, соблюдая правила техники безопасности.

Раньше, до изобретения электричества, применяли другой принцип глажки. После стирки по белью проводили специальными ребристыми деревянными досками с ручкой. За счет этих ребрышек ткань многократно подвергалась механическому воздействию. В результате белье становилось мягким, и складки исчезали. Недостаток этого способа – большая трудоемкость и значительный износ ткани.



Позднее стали использовать утюги из чугуна. Они были очень тяжелыми и имели полость внутри, в которую насыпали горячие угли, за счет чего утюг нагревался. Угли быстро остывали, и нужно было добавлять их снова и снова. И было очень неприятно, когда из утюга на чистое наглаженное белье выпадал кусочек угля.

Первое письменное упоминание об утюге на Руси относится к 1636 году. В книге записей расходов царицы – супруги Михаила Федоровича Романова Евдокии – написано: «Генваря в 31 день, кузнецу Ивашке Трофимову 5 алтын, а он за те деньги зделал в царицыну палату утюг железный».

Много интересного можно узнать, посетив музеи утюга. В одном из них хранится самый маленький утюг весом всего 10 граммов. Вес самого тяжелого утюга в музее – 10 килограммов.

Сейчас утюги стали приборами домашними. В прачечных и на фабриках используют современные гладильные машины и отпариватели профессионального назначения, надев на которые рубашку можно в считанные секунды получить выглаженную вещь.

ЗАГАДКИ


В полотняной стране
По реке-простыне
Плывет пароход,
То назад, то вперед,
А за ним такая гладь,
Ни морщинки не видать.

(Утюг)


Гладит все, чего касается,
А дотронешься – кусается.

(Утюг)

Внимание! Это ознакомительный фрагмент книги.

Если начало книги вам понравилось, то полную версию можно приобрести у нашего партнёра - распространителя легального контента ООО "ЛитРес".

Как долго живут детские книжки? Почему их хранят, передают от поколения к поколению, и почему рисованные образы из этих тонких тетрадок навсегда остаются в нашей памяти? Век детской книги недолог. Любимые книжки зачитывают до дыр, но некоторым выпадает счастливая судьба - пережить своих сверстников по году издания и даже пережить не одно поколение своих владельцев.

Книги для детей притягивают к себе не только маленьких читателей, но и взрослых. В 1970-80-е годы интерес к книжной иллюстрации был связан не только с ее высоким художественным качеством, но и с традициями и энтузиазмом издателей, искусствоведов и библиофилов. Тогда был осуществлен масштабный проект выпуск нескольких серий репринтов легендарных детских книг 1920-1930-х годов. Собирать эти книжки стали и студенты, и те, кто читал их еще в оригинальных изданиях в далеком детстве.

Теперь уже забылось, что многие книги имели анимационные версии, а некоторые - диапозитивные. Порой вечерами родители вешали на стену белую простыню - она превращалась в экран. Со шкафа доставали проектор, похожий на игрушечный железный танк с большой пушкой, из которой бил яркий луч света, и на экране оживали любимые герои. Кадры двигались медленно и неровно, так как пленка прокручивалась на барабане вручную…

Первые диафильмы появились в середине 1930-х годов, когда было принято решение о привлечении художников-иллюстраторов к созданию диапозитивных лент для детей. Тогда же и «…Детиздат [Издательство детской литературы] задумал выпуск целой серии фотокнижек для дошкольников. Недавно вышла одна из первых таких книжек», - читаем в журнале «Советское фото» за 1936 год.

Диапозитивный фильм, еще только делая свои первые шаги к зрителю, оказал сильное влияние на традиционную книжку с картинками. Возникла постановочная и игровая фотоиллюстрация, как бы подражавшая кино, на титульных листах таких изданий значилось: фото-книга. Картинки в них были фотографическими, а не рисованными, и походили на подборку кадров. Фотокниги, как и их ближайшие родственники - диапозитивные фильмы, оказались прекрасными рассказчиками занимательных историй о технике для детей.

Одной из популярных тем научно-познавательного жанра стало электричество. Электричество - главная сила в переустройстве мира. Его обожествление началось с футуристов и Маяковского, который писал эти слова с большой буквы: Электричество, Энергия, Машина. Для большевиков лампочка - визуальный символ электрической энергии: лампочка и высоковольтная мачта чаще других появляются в монтажах, иллюстрациях и на обложках книг. Лампа, подобно божественному сиянию, несет свет, она дух социализма, ее изображение носило такой же сакральный характер, как изображение звезды, серпа и молота. Страна возводила свои первые электростанции, и детям в доступной форме рассказывали о плане ГОЭЛРО (Перспективный план развития народного хозяйства на основе электрификации страны).

«Сказка о мальчике Пете, который никого не боялся на свете, никому кланяться не привык и как ему в заботах и работах помог добрый старик дед-Электрик» стала, возможно, одной из первых сказок про электричество, сочиненных для советской ребятни. Книжка вышла в 1924 году, ее автор Яков Галицкий, а рисунки сделал художник Василий Артемьев. У мальчика Пети отец рабочий, а мать крестьянка. Не захотел Петя служить барчуку мальчишке-царевичу, и посадил тот строптивца в тюрьму, из которой его освободили рабочие и крестьяне. Помог Пете и пролетариям дед-Электрик. Он осветил мальчику темницу, вынув из своего волшебного мешка стекляшку с проволочкой. Ввинтил эту лампочку дед прямо в потолок, а выключатель приставил к стене, без всякой проводки. Рабочим дал вагон, над ним натянул провода - появился электропоезд.

О волшебной силе электричества, пришедшего на смену старому углю, который доставлялся издалека на поездах, баржах и подводах, читаем в стихотворении Владимира Войнова «80 000 лошадей» (1925). Замечательную обложку и рисунки к этой книжке сделал Борис Покровский. Она посвящена Волховстрою - Волховской электростанции, пущенной в строй только через два года после выхода книжки:

И от самой от плотины
Нитка этой паутины
Эту силу, без преград,
Перекинет в Ленинград ‒
Город счастья и свободы.
И тогда его заводы,
По почину из Кремля,
Станут жить и без угля.
А деревня все обновки
Получивши по дешевке,
Разнесет повсюду клич:
«Это сделал нам Ильич!»

В конце десятилетия волшебную сказку из детской литературы вытеснили короткие деловые рассказы о машинах, заводах, технике.

Одну из таких книг ‒ «Егор Монтер» (1928) ‒ создали художники-конструктивисты сестры Галина и Ольга Чичаговы в соавторстве с писателем Николаем Смирновым. В ней рассказывается, как маленький Егор приобщился к электричеству, неожиданно для себя сделав короткое замыкание на линии электропередач недалеко от своей деревни. Егорку такой «электрике» научил городской парень, который показывал чудеса современной жизни младшему товарищу: бытовые электроприборы, радио, уличные фонари, трамвай, колбасный завод, кинотеатр и пр. Через некоторое время и к Егорке в деревню пришел монтер, провел электричество, и в доме зажглась лампочка.

Если в 1924 году электричество для детей было волшебной силой, приводящей в движение машины и моторы, то в 1937-м ребенок уже хотел и мог разгадать тайну, как зажигается лампа. Об этом книжка Н. Булатова и П. Лопатина «Путешествие по электролампе». Сломалась отцовская настольная лампа, вот и решили ее починить Юра с Наташей, а заодно узнать, как она работает и что такое электричество. Нужно только представить, что ты превратился в совсем маленького человечка - не больше таракана, - проникнуть внутрь лампы, увидеть, в чем дело, и починить. В книге «снимались актеры Московского театра для детей М. Вахонина и А. Бурова». Иллюстрации, напечатанные синим кобальтом, подписи рядом с картинками, сделанные по типу инструкций, и само техническое рисование предметов в разрезе напоминают плакаты по технике безопасности.

История, похожая на «Путешествие по электролампе», случилась и в другой книжке ‒ «В стране Дзинь-Дзинь», вышедшей годом раньше. Авторский коллектив там прежний - Николай Булатов и Павел Лопатин, а также Лев Кассиль. Маленький мальчик Шура с мамой пришли в гости к своим соседям, но им долго не открывали дверь. Оказывается, домработница убила щеткой паука, сидевшего на звонке, из-за чего звонок перестал работать. Вслед за Шурой пришли Гора и Аля Коташкины, они собирались делать уроки вместе с друзьями по школе, но не смогли попасть в квартиру, так как звонок не работал. Находчивые Гора и Аля превратились в крохотных человечков, проникли по электропроводу в звонок и исправили повреждение, заодно узнав его устройство, и пересказали читателям.

Иллюстрационный ряд «В стране Дзинь-Дзинь» - фотографии и коллажи из рисунков и фотографий детей-артистов. Из выходных данных узнаем, что для книжки снимались уже знакомые нам артисты из Московского театра для детей. В некоторых иллюстрациях трудно признать фотографии - они так отретушированы, что их можно принять за рисунки, если бы не подпись на титуле «Фото и монтаж М. Махалова». Художник и фотограф Михаил Махалов также был автором фотомонтажей в «Путешествии по электролампе». Сценарий с превращением не нов, как и прием монтажа фотографий крупных предметов с уменьшенными фигурками людей. «Путешествие по электролампе» и «В стране Дзинь-Дзинь» сделаны по одному принципу: соединения фотографий игровых сцен и пространства, где происходит действие.

«Путешествие» имело продолжение: в 1962 году его «экранизировал» художник Ефим Перников. Обе версии - не что иное, как фильм. Не случайно в новой редакции на титульном листе нарисована кинопленка, спиралью обвивающая лампу. Автор Петр Лопатин (теперь уже он один) значительно переработал текст и ввел нового героя, песика Чуню, который перегрыз шнур и сломал электролампу.

Кстати, разглядывая иллюстрации в книге «В стране Дзинь-Дзинь», легко заметить визуальные знаки обуржуазивания советских элит. Здесь представлена квартира госслужащего или руководителя, в которой существует домработница, имеется звонок иностранного производства и пр.

Михаил Карасик