Летнее развлечение «Иван Купала» в старшей группе. Летнее музыкальное развлечение на праздник Иван Купала в детском саду. Старшая-подготовительная группа Тематическое мероприятие доу иван купала

Государственное учреждение образования

«Лидский специальный ясли-сад № 16 для детей с нарушениями зрения»
Сценарий физкультурного праздника

для воспитанников 4 – 7 лет

«Иван Купала»

(народный праздник)
Подготовил:

руководитель

физвоспитания

Абрамчик М.Б.

Июль, 2014г.

Цели и задачи: Способствовать укреплению здоровья дошкольников;
Привлекать детей к занятиям физической культуры и спорту;
Совершенствовать двигательные умения и навыки;
Повышать эмоциональный настрой у детей;
Воспитывать чувства патриотизма, знакомить с народными праздниками, обычаями.
Место проведения: спортивная площадка.
Оформление: гирлянда из цветов, листья папоротника, ветки березы и тематическое оформление.
Оборудование: обруч, четыре ведра (два с водой, два пустых), два коромысла, брызгалки, муляжи костров разных диаметров, цветные ленты, канат, плоский обруч, метла, музыкальное сопровождение, народный костюм, венки из папоротника, угощение, мыльные пузыри.
Участники: дети среднего и старшего дошкольного возраста 2 команды по 5 – 7 человек, малыши.

Ход праздника:
Дети групп собираются на участок. Участок украшен, цветами, ветками березы, листьями папоротника.
Ведущий в венке заходит под русскую народную музыку:
— Здравствуйте, детушки! Здравствуйте, малые!
Смотрю, вы уже все собрались.
Да и я пришла, не опоздала.
К празднику собиралась,
Венок плела, наряжалась.
Ведь праздник сегодня не простой.
Праздник волшебный, цветной.
В честь батюшки нашего главного
Ивана Купала славного!
Сегодня праздник огня, воды и матушки Земли!
Купала — древнейший праздник благодарения солнца, зрелости лета и зеленого покоса. На празднике этом украшением служит береза.
Предлагается детям надеть на голову венки, украсить цветными лентами берёзу. Звучит песня «Во поле береза стояла». Подходят к березе, украшают цветными лентами.
— Ну вот, все готово. Сегодня день полон волшебства. В этот день шепчутся деревья, разговаривают растения. А самое главное чудо – это цветок папоротника. Он расцветает только раз в году. А кто найдет его, тот будет счастлив и найдет клад. Но к этому цветку путь трудный, нужно преодолеть много препятствий. Только самый сильный, смелый и ловкий может отыскать этот цветок. Вот сейчас мы его и определим (победителям в играх даются жетоны).
Первая игра так и называется «Бабка Ёжка» (для детей среднего и старшего возраста).
Проводится игра «Бабка — Ежка».

«Бабка Ежка»
В середину круга встает водящий - Бабка Ежка, в руках у нее «помело». Вокруг бега-ют играющие и дразнят ее:

Бабка Ежка — Костяная Ножка
С печки упала,
Ногу сломала,
А потом и говорит:
— У меня нога болит.
Пошла она на улицу
Раздавила курицу.
Пошла на базар
Раздавила самовар.

Бабка Ежка скачет на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться «помелом». К кому прикоснется - тот и замирает.

Есть ещё одна белорусская народная игра: «Перетягивание (Пацяг) каната». (старший возраст, средний возраст).
Мелом обозначается центр площадки. По обе стороны площадки на расстоянии 5 м наносятся линии, за которыми в колонну по одному выстраиваются две команды игроков, держа в руках канат. По сигналу каждая команда начинает тянуть канат на себя, стараясь перетянуть соперника за заранее обусловленную линию. Кто перетянул, тот и выигрывает. Правила игры: дети не должны мешать другим, вызывать падение игроков.
С детьми младшего возраста проводить игра «Лопни пузырь».
— Ну, молодцы, повеселились, порезвились, а теперь отдохните, а я проверю, умеете ли вы загадки отгадывать. Загадки не простые, а ботанические.
Проводится викторина и загадываются ботанические загадки.
1. Белые горошинки на зелёной ножке. (ландыш)
2. Не огонь, а жжётся. (крапива)
3. Стоит в поле Ивашка – белая рубашка, сердечко золотое, что это такое? (ромашка)
4. Эх, звоночки, синий цвет, с язычком, а звону нет. (колокольчик)
— В старину все на праздник Ивана Купала прыгали через костер, Мы жечь костер не будем. А вот попрыгать с опаской попробуем. Через костер, который не горит, но жжет. Ну кто смелый, да умелый?!
«Крапивушка» — дети прыгают через крапивный костёр.
Прыжки через «костер». Старшая группа прыгает через «костёр» диаметром 45 см., средняя 30-35 см, малыши перешагивают через 15-20 см.
-А теперь и освежиться не мешало бы.
Проводятся водно — спортивные эстафеты.
«Водоносы» — переносят воду в тарелках. (средняя группа)
«Коромысло» — ведро на палочке. (старшая группа)
— Ну вот, наши ребятки оказались такими ловкими, находчивыми, умелыми, преодолели все препятствия. Теперь можно и в дорогу к папоротнику, вдруг он зацвел.
— А вот и цветок, мы до него дошли и он цветет.
Дети любуются.
— А значит, мы будем счастливы и найдем клад. А вот и он (достает коробку). Что в нем, узнаете позже.
Дети возвращаются назад. Раздаётся «клад» — бутылочки с водой.
— Вода имеет сегодня волшебную силу – она целебная. Кто сегодня в воду окунётся – тот болеть не будет целый год.
Предлагается детям облить ножки друг другу из бутылочек с водой. Проводиться подвижная игра «Обливалки».
В конце проводится общая пляска под русскую народную музыку. Иван Купала прощается до следующего года.

/* Style Definitions */

table.MsoNormalTable

{mso-style-name:"Обычная таблица";

mso-tstyle-rowband-size:0;

mso-tstyle-colband-size:0;

mso-style-noshow:yes;

mso-style-priority:99;

mso-style-parent:"";

mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;

mso-para-margin-top:0cm;

mso-para-margin-right:0cm;

mso-para-margin-bottom:10.0pt;

mso-para-margin-left:0cm;

line-height:115%;

mso-pagination:widow-orphan;

font-size:11.0pt;

font-family:"Calibri","sans-serif";

mso-ascii-font-family:Calibri;

mso-ascii-theme-font:minor-latin;

mso-hansi-font-family:Calibri;

mso-hansi-theme-font:minor-latin;}

Сценарий развлечения «Ой, да Иван Купала…»

Развлечение на праздник Ивана Купала для детей 3-5 лет.

Цель: Воспитать желание принимать участие в праздновании календарного праздника Ивана Купала и уважение к традициям своего народа.

Задачи:

Развивать интерес детей к старинным русским обычаям.

Развивать интонационную выразительность речи.

Формировать у воспитанников потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании.

Вызвать эмоциональный отклик детей. Приобщить к обрядовой культуре.

Виды детской деятельности : игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная.

Оборудование: обручи - 2 маленьких, 3- средних,большая метла, 3 поварешки, 6 ведер с водой, карточки различных растений, карточка с изображением цветущего папоротника, ленточки и деревце «березка» для хоровода, маленькие водяные пистолеты по количеству участников.

Ход

На площадку под музыку «На Ивана на Купала…» выходят « Солнце » и «Вода»

Солнце : Здравствуйте, дети! Узнали нас?

Я - «Золотое яблочко по небу катаюсь,

С утра всем улыбаюсь» Кто я? (ответы детей).

Это я, Солнышко, теплое, яркое.

Вода : А я - и туча и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стекляшкой быть могу» (ответы детей).

Я - Водица прохладная, в жару самая желанная.

Солнце и Вода: Мы к вам на праздник пришли, кто нам скажет, что это за праздник?

1 ребенок : На Ивана, на Купала, в ночь, на берегу реки

Все усердно заплетают из цветов и трав венки.

2 ребенок : А потом с веселым смехом пустят их по струям вод,

Разожгут огонь до неба и заводят хоровод.

3 ребенок : Сквозь огонь мы смело прыгнем -

Пусть сгорает зло до тла!

4 ребенок : Это праздник лета, солнца,

Праздник лета и тепла!

5 ребенок : Загадав свои желанья, ищем папоротника цвет-

Верим: сбудутся мечтанья, хоть цветка в помине нет!

Солнце и Вода: Правильно, Иван Купала - это праздник огненного Солнца и Воды прохладной, поэтому мы сегодня здесь, у вас в гостях.

Солнце : На Ивана Купала парни да девушки хороводы водили, да на березке венки завивали, лентами украшали в знак крепкой дружбы. Давайте и мы с вами хоровод вокруг березки заведем, да ленточки на ней завяжем.

Хоровод «Во поле береза стояла» - дети водят хоровод, затем на веточках завязывают ленточки.

Солнце: А еще катали колесо, показывали, как я,Солнышко, ярко разгораюсь, теплом своим всех согреваю. Поделить на 2 команды детей.

Игра-эстафета «Прокати обруч» .

Вода: В день Ивана Купала все традиции связаны с Водой. Самый знакомый всем обряд, дошедший до наших дней - обливание водой прохожих. Давайте же и мы с вами с водицей прохладной поиграем.

Игра» Перенеси воду поварешкой»

Из ведра набрать поварешкой воду и перенести ее в другое ведерко. У кого больше воды наберется - тот и победил.

Солнце : Самая известная легенда купальского праздника повествует о цветке.

Вода: В праздничную ночь Ивана Купала расцветает цветок и словно светится в ночи, указывая на место, где зарыт клад. Рассматриваем картину с изображением папоротника.

Солнце и Вода : Ой, ой, вот и нечистая сила появилась. А кто вы угадаете по загадкам.

1. В дремучем лесу, на болоте

Меня вы непременно найдете.

Не рыбка я, и не лягушка,

Баба Яга моя подружка.

Стройная фигурка,

Зовут меня…

Дети : Кикимора

2. Есть еще в лесу один

Очень важный господин.

Он весь шишками оброс,

На лице лишь виден нос.

Может быть пуглив, как зайка,

А зовут его…

Дети: Леший

3. Внутри него водица,

С ним не хотят водиться,

А все его подружки -

Пиявки да лягушки!

Водорослями зарос

Добрый дедушка…

Дети: Водяной

4. А отгадайте наши загадки - обманки, тогда узнаете:

В ступе летаю,

Детей похищаю

В избе на куриной

Ноге проживаю,

Красавица златокудрая,

А зовут меня…

Дети: Баба Яга

Вода: А на празднике этом все должны веселиться, даже нечистая сила!

Игра «Бабка Ёжка»

Для этой игры нужна метла (веник) .

Баба Яга стоит в центре, дети ходят вокруг нее и дразнят:

Бабка ежка, костяная ножка

С печки упала, ножку сломала

Пошла на улицу -раздавила курицу

Пошла на базар – раздавила самовар!

Дети разбегаются, Бабка Ёжка их догоняет, легко касаясь ребенка метлой. Тот ребенок, которого задели, должен остановиться и принять интересную позу – замереть. После игры Бабка Ёжка говорит, какой у нее получился замечательный сказочный лес.

Вода: Иван Купала - праздник Воды и всего, что с ней связано, поэтому я вам предлагаю облиться водой, в этот день все должны купаться, брызгаться, обливаться, чтоб здоровья на целый год набраться.

Игра «Брызгалки»

Детям раздают принесенные ими водяные пистолеты и брызгалки

Персонажи и воспитатели принимают в игре активное участие!

Вода : А еще у меня для вас подарочек припасен «Сок»- для здоровья крепкого, да настроения веселого. Вот вам подарочек - пейте, здоровья набирайтесь, не ссорьтесь, не ругайтесь. Не нужен никакой клад, коли в доме лад.

Вода: На Ивана, на Купала

Веселее в мире стало!

Солнце, ярче разгорайся,

Всех теплом согреть старайся!

Солнце : Пусть Купальская вода

Даст здоровья на года!

Дети пьют сок, играет детская дискотека, все танцуют вместе с персонажами и воспитателями.

Праздник Ивана Купалы в детском саду

УТРО. Детей встречают две старушки и ряженые.

1-я старушка: Я - Даниловна!
2-я старушка: Я - Гавриловна!

Вместе: Неразлучные подружки,
Мы живём в одной избушке.

Даниловна: Собирайся, народ,
Интересное вас ждёт!
Много песен, много шуток
И весёлых прибауток.
Сел сверчок в уголок,
Таракан на шесток.

Гавриловна: Сели, посидели, песенки запели.
Услыхали ложки, вытянули ножки.
Услыхали калачи - как попрыгали с печи.
Да давай подпевать, да давай танцевать.

Старушки пляшут, поют частушки, привлекая к этому детей. Затем старушки затевают с детьми народные игры.

"Колечко”.

Я качу - мечу (2 раза)
Золото кольцо. (2 раза)
За колечком (2 раза)
Я сама пойду.
За собой поведу
Добра молодца (2 раза)
Разудалого, развеселого.
Я поставлю его (2 раза)
Середь горницы,(2 раза)
Я заставлю его (2 раза)
Танцевать, гулять. (2 раза)
Потанцуемте (2 раза)
Веселёхонько.(2 раза)

Дударь - дударище! (Дети идут по кругу, Дударь - в центре).
Старый старичище,
Тебя во колоду,
Тебя во сырую,
Тебя во гнилую.

Дударь, дударь, (Спрашивают дети остановившись).
Что болит?

Голова, спина и т.д. (Дети делают то же, что показывает Дударь)
(отвечает Дударь).

Ничего не болит. (Дударь бросается догонять детей).
Буду вас ловить!

Наигравшись, дети усаживаются, а старушки рассказывают о празднике.

Хорош праздник Иван Купала,Что было, то и пропало.

1-я старушка: В этот день у нас,бывало, собирались парни, девки петь, плясать, лето красно прославлять. И было много разных обычаев - с утра росу с травы собирали, рушником утирались, в полдень водой студеной обливались, девчат парни в реку кидали и никто в обиде не был. А ещё вместе светлячков в траве искали - на счастье значит. И много чудес в этот день случалось - можно было и ведьм увидеть, и кикимор, и леших разных - все они с людьми дружны были.

2-старушка: А вечером разжигали костры большие, хороводы водили, в игры играли, у костра кашу едали. А в полночь папоротник расцветал. Кто его увидит, у того самое заветное желание исполнится.

II ПОЛОВИНА ДНЯ . Дети приходят на полянку или на участок, где в кустах стоит домик. Детей встречает ведущая в русском костюме.

Ведущая: Мы встречаем праздник лета,
Праздник солнца, праздник света.
Солнце, солнце, ярче грей.
Будет праздник веселей.
Здравствуй, лето!
Здравствуй, лето!
Ярким солнцем всё согрето.
В лес зелёный побежим,
На полянке полежим.

Дети исполняют песню "Летние цветы", музыка Теличеевой, слова Некрасовой.

Ведущая: Как красиво кругом! Цветов много, берёзки белоствольные, нежные.

Хоровод мы заведём,
Про берёзоньку споем.

Исполняют хоровод "Ай-да берёзка", музыка Потапенко.

Ведущая: Отгадайте-ка, ребята, мою трудную загадку.

Он большой и неуклюжий,
Любит мёд, не любит стужу.

Появляется медведь. Он вместе с детьми играет в русские народные игры "Дети и медведь", "У медведя во бору", водит русский народный хоровод "Ой, вставала я ранёшенько,..".

Медведь. Ой, ребята, давно у меня в лесу так весело не было.Вы мне понравились,и я хочу угостить вас ягодами.

Медведь угощает детей ягодами и уходит..

Ведущая: Ребята, посмотрите, что я нашла (поднимает платочек и предлагает детям поиграть в русскую народную игру "Жмурки").

Из избушки выскакивает Баба Яга.

Баба Яга: Ишь, расшумелись! Не дают в собственном лесу покоя. Вот сейчас я вас поймаю. Эй, леший, кикимора, тащите сюда большие мешки, сейчас мы детей наловим.

Выскакивают Леший и Кикимора с большими мешками без дна и начинают ловить детей. Дети из мешков вылезают, ничего у Лешего с Кикиморой не получается. Все устали, выбились из сил.

Ведущая: Вот видишь, бабуся, ничего у тебя не вышло. Много лет ты в лесу живешь, а видно забыла, что сегодня праздник Ивана Купалы.

Леший: Ничего мы не забыли. Как раз собирались сегодня ночью позабавиться - почудить. Сегодня, что не сделаешь, всё прощается.

Кикимора: И для вас у нас есть сюрпризы.

Леший и Кикимора обливают всех присутствующих водой.

Ведущая: Ах, вот вы какие!

Баба Яга: А сегодня сердиться нельзя. Праздник есть праздник. Давайте лучше вместе играть будем.

Проводятся русские народные игры "Салки", "Высекали", "Два - третий лишний" к другие.

Баба Яга: Давайте хворосту наберём и костер разведём. Пусть все наши беды и горести в огне сгорят. Будем на огонь смотреть и кашу есть.

Баба Яга угощает всех кашей.

Утром, встречая детей, воспитатель должен обратить внимание детей, есть ли на траве роса. Походить по росе босиком, приговаривая: "Хорошо нашим ножкам, травинки ласкают пальчики, роса омывает свежестью, чтобы здоровы были дети". Затем спеть с детьми:

Кто не выйдет на купальню.
Тот будет пень-колода.
А кто выйдет на купальню,
Тот будет бел-берёза.

Если в небе ходят грозы,
Если травы расцвели,
Если рано утром росы
Гнут былинки до земли...
Значит это уже лето!

Нужно рассказать детям о народном празднике Ивана Купалы: это праздник лета, праздник воды и солнца, со дня Ивана Ку­палы можно купаться и уже не простудишься.

Интересно отмечался этот праздник в народе. Вечером, под Иванов день приносили люди венки из цветов и бросали их в воду. Была такая примета: венок не утонет, жить будешь долго. Уносили венки домой, вешали на стены и считали, что это оградит от несчастий и болезней.

Купались в росе, жгли костры на берегах рек и озёр, водили хороводы, украшали деревья. А ещё на Ивана Купалу собирали лекарственные травы и коренья. Считалось, что сорванные в эту ночь, они имеют лечебную силу.

На прогулке воспитатель организовывает игры с водой, обливание, купание, например:

1. Игра "Потонет или поплывёт"? Собрать различные предметы: камни, щепки, кусочки коры, палочки, шишки и др.

Задание: сначала всё это разобрать на две группы: что утонет, а что поплывёт. А затем, проверяя себя, бросаем их по очереди в воду.

2. Купание кукол с приговорами:

Вода текучая,
Дитя растучее.

С гуся вода,
С дитя худоба!

Вода книзу, а дитя кверху! (Русские народные потешки).

Хлюп - хлюп,
Хлюп - хлюп ручками...
А водичка пенится.
Машенька помоется,
Машенька оденется.
Румяные щечки у моей дочки. (Сл. С. Капутикян).

3. Обливать детей водой, сопровождая обливание словами из "Мойдодыра" К.И. Чуковского.

Давайте же мыться,
Плескаться, купаться...
Всегда и везде
Вечная слава воде!

Затем воспитатель с детьми идут на луг, плетут из цветов и травы венки. Вокруг дерева или небольшого костра водят хороводы, затевают хороводные игры.

Воспитатель просит детей прислониться щекой к стволу дерева и подумать о дереве. Затем спрашивает, что они почувствовали, какое оно? (Доброе, ласковое, тёплое, колючее, строгое и т.д.).

Воспитатель рассказывает детям сказки: русскую народную сказку "Марья и ведьмы", "Золотые серпы" в обработке Науменко, После прогулки, развлечений, чтения сказок воспитатель предлагает детям отразить свои впечатления в рисунках.

Стародавний фольклорный праздник Иван Купала любят отмечать в детских садах. На страницах этого тематического раздела собран опыт коллег по организации и проведению тематических досугов и развлечений в стилистике этого славянского торжества. На Ивана Купалу есть смысл провести яркий, весёлый, шумный праздник именно на свежем воздухе. Непременно наполненный подвижными играми и активными конкурсами-эстафетами.

Посмотрите, какие решения по проведению такого действа в старославянском стиле нашли Ваши коллеги; каких персонажей для этого привлекли. И не беда, что прыгать через настоящий костёр нам нельзя! Мы сделаем его макет, очень реалистичный. Об этом также говорится в публикациях данного раздела.

Всё о том, как повеселиться с детьми на Ивана Купалу.

Содержится в разделах:
  • Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения

Показаны публикации 1-10 из 168 .
Все разделы | Иван Купала. Отмечаем праздник с детьми, сценарии, обряды

Тематическая беседа с детьми «День Ивана Купалы в картинах художников» Скачков Сергей Геннадьевич. Праздник Ивана Купалы Ведущая . 7 Июля празднует народ и церковь Рождество Иоанна Крестителя. Тёплая, тёмная Иванова ночь , ночь воды и огня, ночь душистых трав. Канун летнего солнцеворота. Купальская ночь . Заветная, колдовская у всех народов Европы...

Сценарий летнего праздника Ивана Купала для детей старшего дошкольного возраста Купало - главный и очень древний праздник славян , ему много тысяч лет. Без чародейства в те стародавние времена не обходился ни один из праздников , но день летнего солнцеворота (а вернее, ночь на Купалу ) – самая колдовская пора. В эту самую короткую в году ночь солнце...

Иван Купала. Отмечаем праздник с детьми, сценарии, обряды - Презентация «Иван-Купала»

Публикация «Презентация...» Слайд 1. Народные праздники – эти дни мы не найдем в обычном календаре, но народ помнит о них. Ведь эти праздники возникли давно, когда люди ещё не умели объяснить природные явления. Они наблюдали за солнцем, луной, водой и ветром. Считали их живыми и могучими. Нет солнца – нет...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Праздник Ивана Купалы» Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Праздник Ивана Купалы» Сценарий праздника. Ведущая одетая в русский сарафан: «Здравствуйте, дорогие ребята. Меня зовут тётушка Арина, пригласила я вас сюда неслучайно. Сегодня, 7 июля, отмечается главный летний...

Сценарий развлечения «Иван Купала» в подготовительной группе Спортивный праздник «День Ивана Купалы» Задачи: Создать веселое настроение у детей. Воспитывать волевые качества в подвижных играх, соревнованиях и эстафетах. Развивать физические качества: выносливость, силу, быстроту реакции. Предварительная работа Участок украшается шарами,...


Цель: Привитие интереса детей к старинным русским обычаям. Задачи: Развивать интонационную выразительность речи. Вызвать эмоциональный отклик детей. Приобщить к обрядовой культуре. Развивать двигательную активность детей. Виды детской деятельности: двигательная,...

Иван Купала. Отмечаем праздник с детьми, сценарии, обряды - Конспект сценария летнего праздника «Иван Купала» в старшей группе


Конспект летнего развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Праздник Ивана Купала» группа№6 «Радуга» Воспитатель: Скокова Н.В. Дата проведения: 17.07.2016 Цель: - Развивать интерес детей к старинным русским обычаям. - Вызвать эмоциональный отклик детей. - Воспитывать...

Праздник «Незнайка знакомится с днем Ивана Купалы»

Дети разделены на подгруппы: «дельфины», «рыбки», «лягушата». На спортивной площадке для каждой группы по краю поляны расположены бассейны с теплой водой. В одном из бассейнов сидит «русалка», накрытая сетью. В центре площадки - бассейн для взрослых (героев).

Звучит музыка, вбегает Маргаритка, а Незнайка бежит к одному из бассейнов «ловить» рыбу.

Маргаритка.

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуйте, мои друзья!

Маргариткою зовут меня!

Ребята, сегодня у нас необыкновенный день. Я приехала к вам из Цветочного города, чтобы отпраздновать веселый праздник Ивана Купалы!

Незнайка ловит удочкой башмак, корягу, а затем - «русалку».

Незнайка . Ура! Ура! Поймал!

Маргаритка . Что за шум? Что за гам? Кто идет на праздник к нам?

Незнайка . Здорово, ребята! Вот сегодня повезло мне! Посмотрите, какую я рыбу поймал! В Огурцовой реке такую не выловишь!

Незнайка снимает сеть с «русалки», Маргаритка ему помогает. Как только сеть снята, «русалка» прыгает в бассейн и танцует в нем, а вокруг бассейна танцуют «рыбки».

Маргаритка . Незнайка, так это же русалка! В день Ивана Купалы в воде появляется всякая нечисть. Мне бабушка говорила, что в купальскую ночь чудеса творятся, расцветает цветок папоротника. Волшебный он, говорят, кто его найдет, тот счастливым да богатым станет. В этот день прыгали через костры, устраивали шумные игры, гадали, бегали наперегонки и обязательно играли в горелки.

Незнайка. Подождите, а что же мы будем делать с русалкой?

Маргаритка . Пусть она будет гостьей на нашем празднике.

Незнайка . Пора и праздник начинать да в «Горелки» поиграть. Становитесь парами друг за другом, русалочка - водящая.

Игра «Горелки».

Участники выстраиваются парами друг за другом, водящий(ая) ходит перед ними и выкрикивает (или хором):

Гори, гори ясно, чтобы не погасло.

Глянь на небо - птички летят,

Колокольчики звенят.

Диги-дон, диги-дон!

Убегай скорее вон!

При последних словах первая пара, не разнимая рук, бежит вперед, а водящий(ая) пытается их догнать.

Незнайка . Ребята! Скажите, а кто такой Царь Морской? Русалка зовет его на помощь!

Маргаритка . Так это же её отец. Но, конечно же, какой праздник Ивана Купалы без Царя Морского?! Давайте дружно позовем его!

Дети зовут Царя Морского.

Звучит музыка, выходит Царь Морской к своему трону.

Царь Морской. Грозный я морей властитель, рыб, дельфинов повелитель. Мой дворец на дне морском. Весь усыпан янтарем. С праздником вас, ребята! Ну-ка потешьте мою морскую душу, покажите, как живете вы на суше.

Хоровод «В день Ивана Купалы».

Царь Морской . Что-то ты, дочь моя старшая, задумалась? Может, пожелать чего хочешь?

Русалка (старшая дочь). Да, батюшка, есть у меня желание заветное. Не хочу я нарядов ни золотых, ни парчовых, не хочу я коралловых ожерелий, а хочу я белый жемчуг со дна морского.

Царь Морской . Не печалься, дочь моя старшая, есть у тебя друзья-дельфинята и лягушата. Они тебе и помогут.

Маргаритка . Дельфинята, лягушата, выходите, со дна морского воду отчерпните да жемчуг отыщите!

Дети строятся на эстафету в затылок друг за другом по командам.

Эстафета-1 (участвуют «лягушата»).

Дети — «лягушата» — должны как можно скорее добраться с пустым стаканом до бассейна, отчерпнуть воды в стакан, встречая на пути препятствия (4 обруча, вертикально стоящие, которые держат помощники — «рыбки»). Необходимо вылить воду из стакана в ведро и передать эстафету следующему. Кто быстрее и больше наберет воды из бассейна.

Незнайка. Спасибо большое, лягушата! А теперь настало время дельфинятам достать жемчуг. Смотрите, сколько их много!

Маргаритка в бассейн бросает «жемчуг» - белые шары.

Эстафета-2 (участвуют «дельфины»).

Дети - «дельфины», прыгая из обруча в обруч, добегают до бассейна, берут один «жемчуг» (шарик), возвращаются обратно и кладут «жемчуг» в корзину и т. д.

Русалка (средняя дочь). У меня, батюшка, тоже есть желание. Что-то грустно стало мне без моих друзей и подруг. Хочу, чтобы они на праздник к нам пришли.

Звучит музыка (из мультфильма «Летучий корабль»), появляется Водяной.

Водяной.

Я водяной, я водяной.

Поговорил бы кто со мной!

А то мои подружки -

Пиявки да лягушки!

Фу! Какая гадость!

А мне летать, а мне летать,

А мне летать охота!

Ох, устал я что-то спать,

Захотелось поиграть.

Игра «Водяной».

В конце игры, когда все вновь сделают круг, одна из «русалочек» начинает громко плакать.

Царь Морской . Дочь моя младшая, о чем ты плачешь?

Русалка (младшая дочь). Я тоже хочу рассказать о своем желании детям. Я загадку загадаю, а если ребята ее отгадают, то отгадка оживет:

Пестрая крякушка ловит лягушек,

Ходит вразвалочку спотыкалочкой. (Утка.)

Царь Морской. Молодцы! Я и для вас сотворю чудо (разводит руками).

Маргаритка . В день Ивана Купалы был такой обычай - купаться, чтобы смыть свои болезни и горести, которые накопились за год.

Царь Морской. Река - болото, рыбы - лягушки, были ребята, а стали утята (на последнее слово герои - «утята» - обливают детей водой и приглашают купаться в бассейнах).

Звучит музыка «Утята».

Царь Морской.

Я - мудрый царь, мне очень много лет.

Окончен праздник, не грустите, дети.

Водяной.

В царство нам идти пора,

До свидания, детвора!

Все герои, кроме Незнайки и Маргаритки, уходят.

Незнайка с Маргариткой продолжают играть с детьми в игры на морскую тематику.