Кружок «Мастерилка» в подготовительной группе. Перспективное планирование дополнительно образовательной деятельности подготовительной к школе группе - кружок "грамотейка" Программа кружковой работы в подготовительной группе

лилия григорович
Кружок «Мастерилка» в подготовительной группе

Кружок «Мастерилка »

подготовительная группа № 7

Григорович Лилия Ивановна

Истоки творческих способностей детей и их дарований – на кончиках пальцев, от пальца, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами : чем больше мастерства в детской руке , тем умнее ребёнок.

В. А. Сухомлинский.

Актуальность :

Ручное творчество – вид деятельности, благодаря которой особенно быстро совершенствуются навыки и умения, умственное и эстетическое развитие. У детей с хорошо развитыми навыками мастерства быстрее развивается речь, так как мелкая моторика рук связана с центрами речи. Ловкие, точные движения рук дают ребенку возможность быстрее и лучше овладеть техникой письма.

Ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задатки особенно быстро реализуются и совершенствуются именно в этом виде деятельности. Ведь малыш имеет неограниченную возможность придумывать свои конструкции, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчество.

В процессе ручного труда повышается работоспособность, улучшается кровообращение, развивается координация движений руки и глаза. Изготавливая поделки, дети активно действуют инструментами, по назначению их используют, учатся узнавать свойства материалов, сравнивать их по форме, величине в зависимости от цели, размера поделки.

У ребенка формируется представление о таких категориях, как величина, форма. Он на опыте познает конструктивные свойства деталей, возможности их скрепления, комбинирования, оформления. При этом он как дизайнер творит, познает законы гармонии и красоты.

Детей увлекающихся ручным трудом, отличают богатая фантазия и воображение, желание экспериментировать, изобретать. У них развиты пространственное, логическое, математическое, ассоциативное мышление, память, а именно это является основой интеллектуального развития и показателем готовности ребенка к школе.

В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остаётся инструментом творчества, который доступен каждому. Бумага – первый материал, из которого дети начинают мастерить , творить, создавать неповторимые изделия. С помощью бумаги можно украсить ёлку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое другое, что интересует ребёнка.

Пластилин и соленое тесто удивительный материал с помощью которого можно создать необычайные по красоте поделки, а игла и нить подчиняются нескончаемой фантазии мастера-художника .

Кружок «Мастерилка » - предполагает развитие ребёнка в самых различных направлениях : конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Всё это необходимо современному человеку, чтобы осознавать себя гармонично развитой личностью. Ведущая идея данного кружка – создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребёнка и его самореализации. Образовательная область : «Художественно – эстетическое развитие» Срок реализации кружка -1 год .

Цель кружка :

Развитие познавательных, конструктивных, творческих и художественных способностей детей в процессе создания поделок, используя различные материалы и техники.

Основные задачи :

Обучать детей различным приемам преобразования бумаги, ткани, природного и бросового материалов.

Учить предварительно, планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки) .

Учить определять приемы работы и инструменты, самостоятельно ориентироваться в задании.

Формировать умения учитывать конкретные свойства материалов при выполнении поделок из них.

Развивать творческое воображение, фантазию, сообразительность, умение устанавливать причинно-следственные связи, познавательные интересы и творчество, конструктивные умения, эстетический вкус.

Развивать мелкую моторику руки, общую умелость руки, координацию движений руки и глаза.

Развивать сенсорные эталоны формы, величины, цвета.

Совершенствовать коммуникативные навыки.

Активизировать и обогащать словарь детей, игровой опыт и создавать условия для самовыражения и расширения социального опыта.

Создать условия для положительных эмоций.

Воспитывать трудолюбие, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца.

Привлекать родителей воспитанников к деятельности в рамках кружка .

Режим занятий :

Кружок предполагает проводить одно занятие в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия 25- 30 минут.

Структура занятий :

Формирование положительной мотивации трудовой деятельности;

Рассматривание образцов, обсуждение;

Выстраивание плана действий («что сначала, что потом» );

Выбор материала;

Пальчиковая гимнастика;

Самостоятельная работа детей;

Физкультурная минутка или игра с поделкой.

Анализ готовой работы.

Пальчиковая гимнастика.

Известно, что отсутствие элементарных художественных навыков затрудняет проявление художественного творчества. Одним из эффективных способов решения данной проблемы является проведение специальной пальчиковой гимнастики перед началом творческого процесса с использованием художественных текстов. Разминка суставов кисти и пальчиков способствует подготовке неокрепших рук к движениям, необходимым в художественном творчестве. Позволяет детям уверенно использовать различные художественные для своего творчества.

Творческая деятельность.

Связана с содержанием конкретного занятия и включает задания, связанные с использованием техник исполнения. Предусматривает использование художественных видов деятельности. Литературные произведения помогают формированию у детей умения сравнивать, сопоставлять различное эмоционально-образное содержание произведений изобразительного искусства, настроение живой природы. Музыкальное сопровождение побуждает дошкольников через пластические этюды, импровизации передавать эмоции, чувства в практической деятельности : нетрадиционном рисовании.

Выставка - презентация детских работ.

Соединение индивидуальных и коллективных форм работы способствует решению творческих задач. Выставки детского творчества, совместное обсуждение работ являются хорошим стимулом для дальнейшей деятельности. Позитивный анализ результатов всех воспитанников с позиций оригинальности, выразительности, глубины замысла помогает детям ощутить радость успеха, почувствовать значимость своего труда.

Методы и приёмы :

метод обследования, наглядности (рассматривание иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и др. наглядных пособий);

словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения) ;

практический (самостоятельное выполнение детьми) ;

эвристический (развитие находчивости и активности) ;

проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия);

метод «подмастерья » (взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе) ;

мотивационный (убеждение, поощрение) .

Техническая оснащённость :

Пластилин, набор стеков, картонная основа для работы, салфетки для вытирания рук и рабочего места.

Ожидаемый результат :

Значительное повышение уровня развития творческих способностей.

Расширение и обогащение художественного опыта.

Формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.

Развитие творческой активности на занятиях, самостоятельности.

Способность к свободному экспериментированию (поисковым действием) с различным материалом.

Способность к активному усвоению художественного опыта.

Самостоятельность при выборе сюжета, темы, композиции.

Оригинальность и вариантность в решении творческой задачи и продукта (результата) детского творчества.

Перспективное планирование кружковой деятельности

№п/п Тема занятия Программное содержание

Сентябрь

1 Организационное : «Знакомство

с разнообразным миром материалов».

04.09. – 08.09. Развивать у детей положительную мотивацию в деятельности кружка . Предоставить детям возможность увидеть разнообразие материала, из которого можно изготовить поделки, вызвать желание поэкспериментировать с ним, выявляя свойства и связи.

2 «Цветущее дерево»

11.09 – 15.09 Познакомить детей с таким видом художественного творчества, как бисероплетение, научить изготавливать дерево из бисера. Развивать воображение, мелкую моторику, координацию движений, гибкость пальцев, что напрямую связано с речевым и умственным развитием, учить сосредоточенности и усердию.

3 «По грибы пойдем»

18.09 – 22.09 Продолжать учить детей работать с пластилином, бумагой, крупой - делая разные по форме грибы, передавать их характерные признаки.

4 "Хлебобулочные изделия"

25.09 – 29. 09 Учить создавать хлебобулочные изделия из солёного теста.

1 «Трактор»

02.10 – 06.10 Учить придавливать и размазывать кусочки пластилина, придавая им нужную форму, для получения сюжета.

2 "Птицы"09. 10 – 13.10 Учить детей создавать сюжетные композиции, воспитывать желание сохранять красоту природы.

3 "Корова"

16.09 – 20.10 Закреплять у детей полученные ранее навыки работы с бумагой, клеем, ножницами; развивать чувство формы, цвета и композиции; развивать творческое воображение, художественный вкус, творческую инициативу.

4 "Лисичка"

23.10 – 27.10 Учить детей простейшему преобразованию пряжи в куклу-сувенир, самостоятельному использованию элементов декоративного оформления поделки.

5 "Домик в деревне"

30.10 – 03.11 Закреплять у детей полученные ранее навыки работы с бумагой, клеем, ножницами; развивать чувство формы, цвета и композиции; развивать творческое воображение, художественный вкус, творческую инициативу.

1 "Животные жарких стран"

06.11 – 10.11 Продолжать учить детей работать с нитками, материалом из крупы. Учить детей делать поделки по рисунку, соединять различный материал в одной поделке, скреплять при помощи клея. Развивать творческое воображение, фантазию, воспитывать художественный вкус, терпение, внимание, наблюдательность.

2 "Настольный театр"

13.11 – 17.11 Учить резать по контуру. Совершенствовать технику аппликации : резать ножницами по прямой не доходя до края, останавливаясь на контрольной линии.

3 "Стая пингвинов"

20.11 – 24.11 Продолжать учить детей работать с пластилином, бумагой, - делая фиггуры пингвинов, передавать их характерные признаки.

4 "Подарок детскому саду"

27.11 – 01.12 Продолжать учить детей работать с нитками, бумагой, пластилином. Учить детей делать поделки по рисунку, соединять различный материал в одной поделке, скреплять при помощи клея. Развивать творческое воображение, фантазию, воспитывать художественный вкус, терпение, внимание, наблюдательность.

1 «Зимний пейзаж»

04.12 – 08.12 Закрепить приёмы приклеивания и добавления накладных деталей. Учить работать с бросовым материалом для получения более выразительного образа.

2 «Тренажор для глаз»

11.12 – 15.12 Учить вырисовывать цветные линии на готовый контур и заполнять пространство внутри него.

3 Макет "Не шути с онём»

18.12 – 22.12 Продолжать учить заполнять пространство внутри контура, работать стекой для передачи характерных особенностей животного (иголки у ежа) .

4 "Чудо ёлочки"

25.12 – 29.12 Закреплять у детей полученные ранее навыки работы с бумагой, клеем, ножницами, пластилином; развивать чувство формы, цвета и композиции; развивать творческое воображение, художественный вкус, творческую инициативу.

1 "Снеговик"

08.01 – 12.01 Закреплять умение заполнять пространство внутри контура, умение добавлять в работу накладные детали.

Учить ориентироваться в частях лица.

2 "Моя любимая сказка"

15.01 – 19.01 Закреплять у детей полученные ранее навыки работы с бумагой, клеем, ножницами, пластилином; развивать чувство формы, цвета и композиции; развивать творческое воображение, художественный вкус, творческую инициативу.

3 "Стаканчик"

22.01 – 26.01 Познакомить детей с таким видом художественного творчества, как попье - маше, научить. Развивать воображение, мелкую моторику.

1 "Моя шляпка"

29.02 – 02.02 Продолжать учить прикладывать пластилиновые колбаски на контур, заполняя пространство внутри него. Закрепить приём придавливания и умение добавлять в работу накладные детали.

2 "Подставка для карандашей"

05.02 – 09.02 Закреплять у детей полученные ранее навыки работы с бумагой, клеем, ножницами,; развивать чувство формы, цвета и композиции.

3 "Масленица"

12.02 – 16.02 Продолжать учить прикладывать пластилиновые колбаски на контур, заполняя пространство внутри него. Закрепить приём придавливания и умение добавлять в работу накладные детали.

4 «Танк»

19.02 – 23.02 Продолжать учить прикладывать пластилиновые колбаски на контур, заполняя пространство внутри него. Закрепить приём придавливания и умение добавлять в работу накладные детали.

1 «Открытка для мамы»

26.02. – 02.03 Учить прикладывать бумажные детали на готовый контур, продолжать учить оформлять свою работу рамкой.

2 "Весна идёт"

05.03 – 09.03 Закреплять умение заполнять пластилином пространство внутри контура, умение добавлять в работу накладные детали.

3 «Рыбка»

12.03 – 16.03 Продолжать учить заполнять пространство внутри контура, используя накладные детали (чешуя, плавники, глазки) .

«Домик»

26.03 – 30.03 Продолжать учить выкладывать изображение из различных материалов определённой длины, обрезая их стекой. Закреплять умение использовать в работе накладные детали (окно, труба) .

4 "Книжка - малышка"

02.04 – 06.04 Учить прикладывать бумажные детали на готовый контур, продолжать учить оформлять свою работу создавая книжку для малышей.

1 «Цветок»

09.04 – 13.04 Учить изображать цветок, используя приёмы придавливания, примазывания и прикладывания. Закреплять умение делить пластилиновую колбаску на одинаковые кусочки.

2 "Мои представления о космосе"

16.04 – 20.04 Закреплять у детей полученные ранее навыки работы с бумагой, клеем, ножницами; развивать чувство формы, цвета и композиции.

3 «Железная дорога»

23.04 – 27.04 Продолжать учить создавать изображение задуманного предмета из колбасок разной длины. Учить обрезать стекой лишние части колбасок.

4 «Бабочка»

30.04 – 04.05 Учить изображать бабочку с красивыми крыльями, используя знакомые приёмы придавливания, примазывания, размазывания, добавляя накладные детали для получения более выразительного образа.

1 «Огни салюта»

07.05 – 11.05 Закреплять у детей полученные ранее навыки работы с бумагой, клеем, ножницами; развивать чувство формы, цвета и композиции.

2 «Машинка»

14.05 – 18. 05 Закреплять у детей полученные ранее навыки работы с бумагой, клеем, ножницами; развивать чувство формы, цвета и композиции.

3 "Скоро в школу"

21.05 – 25.05 Закреплять умение работать стекой для получения более выразительного изображения.

4 Итоги 28.05 – 31.05 Выставка работ. Беседа о результатах детей, поощрение за успехи

Материалы этого тематического раздела помогут в разработке и оформлении рабочих программ в системе дополнительного образования детей. На этих страницах собраны готовые программы кружков различной направленности. Эти материалы часто снабжены комментариями педагогов, о непосредственном их применении на практике. Каждая из публикаций представляет собой разработанный дополнительный образовательный курс какого-либо определённого направления. В том числе: опытно-экспериментального, художественно-эстетического, краеведческого и экологического, физкультурного и валеологического.

Составляйте только отличные рабочие программы, используя позитивный опыт коллег.

Содержится в разделах:
  • Программы. Образовательные, рабочие, вариативные, дополнительного образования

Показаны публикации 1-10 из 2096 .
Все разделы | Кружковая работа. Программы кружков, рабочие программы дополнительного образования детей

Дополнительная образовательная программа по акробатике Программа имеет физкультурно-оздоровительную направленность. В системе физического воспитания детей акробатика занимает особое место и является одним из основных средств формирования здорового образа жизни , физического развития, закаливания организма, двигательных умений и...

Дополнительная общеразвивающая программа по изучению родного края «Мой край родной» Введение В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима...

Кружковая работа. Программы кружков, рабочие программы дополнительного образования детей - Методическая разработка дополнительной образовательной программы по тестопластике

Публикация «Методическая разработка дополнительной образовательной программы по...» Дополнительная образовательная программа по тестопластике «Тили – тили - тесто» для детей 4 - 6 лет Срок реализации 2 года «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» В. А. Сухомлинский Пояснительная...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Рабочая программа кружка «Умелые ручки» (художественно-эстетической направленности) на 2019–2020 учебный год Рабочая программа кружка «Умелые ручки» (художественно-эстетической направленности) На 2019 – 2020 учебный год. Составитель: воспитатель средней группы. Тортумашева А.А. Принято с учётом мнения Педагогического совета От 30.08.2019г. Протокол№ Абаза - 2019г. «…чем больше...

Программа кружка по развитию мелкой моторики ПРОГРАММА КРУЖКА ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ. Пояснительная записка. Современный мир заполнили различные гаджеты: мобильный телефоны, планшеты, ноутбуки и т. д. У каждого ребенка на улице можно заметить подобную технологию. Теперь электрические устройства заменили им все...

Рабочая программа дополнительной образовательной услуги для детей старшего дошкольного возраста по развивающим играм «Плюс 6» Рабочая программа дополнительной образовательной услуги для детей старшего дошкольного возраста по развивающим играм « ПЛЮС 6 » на 2015 /март, апрель, май/ учебный год составлена на основе примерной программы «От рождения до школы» Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова,М.А.Васильева,...

Кружковая работа. Программы кружков, рабочие программы дополнительного образования детей - Дополнительная общеобразовательная программа летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания

Актуальность
Программа способствует всестороннему развитию личности ребенка, его эстетическому воспитанию.
Новизна
В программе систематизированы средства и методы изобразительного искусства, обосновано использование разных видов детской творческой деятельности в процессе занятия изобразительной деятельностью.
Гипотеза
Программа основана на следующем научном предположении: эмоциональная сфера личности – основной канал, через который осуществляется воздействие воспитателя на своих питомцев. Искусствознание как комплекс разноплановых занятий достаточно сложно из-за условий организации художественно-эстетической деятельности воспитанников.
Цели программы:
Приобщение детей к миру прекрасного, развитие у них увлеченности, интереса и любви к изобразительному искусству, развитие у них художественно-творческих способностей, способности к эстетическому восприятию окружающей действительности и искусства, образного мышления, воображения, фантазии и наблюдательности.
Основные задачи
1.владение техникой работы разными материалами.
2. отбор для композиции объекта, отвечающего замыслу
3. вырабатывание умения сохранять гармоничность композиции
Структура программы
В программе выделены две задачи. Первая – это воспитательная задача, которая направлена на общий эстетический кругозор детей. Вторая – это образовательная задача, которая связана с интересом к тем или иным видам искусства, побуждения к самостоятельным поискам путей удовлетворения любознательности.
Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие». «Социально-коммуникативное развитие»
Задачи:
Развитие художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности.
Воспитание художественного вкуса и чувства гармонии.
Создание условий для многоаспектной и увлекательной активности детей в художественно эстетическом освоении окружающего мира.
Формирование эстетической картины мира и основных элементов «Я- концепции — творца».
Развитие фантазии, чувства цветовой гармонии, ритма, композиции.
Умения оценивать роль взаимного расположения элементов, их согласованности по цвету, по величине, по форме
Знакомство детей с репродукциями картин известных художников
Знакомство с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями.
Знакомство с музыкальными произведениями известных композиторов.









Планируемые результаты:

— ребенок ориентируется на поверхности листа в двух измерениях: верх-низ, слева-справа, середина листа;
-использует всю поверхность листа бумаги, компоновать крупное изображение на листе; гармонично заполнять всю поверхность листа элементами изображения;
-знает и умеет использовать основные и составные цвета и их оттенки;
-передает характерные особенности и соразмерности фигуры человека.
-знает, как и для чего работают художники в разных видах изобразительного искусства;
-соблюдает правила работы с художественными материалами и принадлежностями;

Литература

1. Лыкова И.А. «Изобразительное творчество в детском саду: Путешествия в тапочках, валенках, ластах, босиком, на ковре-самолёте, и в машине времени». Конспекты занятий в ИЗО-студии. – М,: Издательский дом «Карапуз», 2009.
2. Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду. Подготовительная к школе группа. – М.: Цветной мир, 2011.
3. Лыкова И.А., Васюкова Н.Е. Интеграция искусств в детском саду. Изодеятельность и детская литература. СКАЗКА – М.: Издательский дом «Карапуз» — Творческий центр «Сфера», 2009.
4. Декоративное рисование с детьми 5-7 лет: рекомендации, планирование, конспекты занятий/ авт.-сост. В.В. Гаврилова, Л.А. Артемьева, — Волгоград: Учитель, 2010
5. Иванова Л.И. Рисунки, которые нас рисуют. Педагогическая диагностика художественного развития ребенка. –СПб.: Речь; Образовательные проекты; М.: Сфера, 2009

Ирина Юркина

Цели кружка:

Развивать творческие способности.

Способствовать формированию у детей чувства прекрасного, развивать воображение, самостоятельность, настойчивость, аккуратность, трудолюбие.

Задачи кружка:

Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования, аппликацией, лепки, конструирования.

Оттиск печатью.

Рисование кистью и красками (гуашевыми и акварельными).

Обрывной аппликацией.

Рельефная лепка.

Конструирование из природного материала.

Конструирование из бумаги.

Познакомить с техникой выполнения изделий из соленого теста.

Вызвать интерес к продуктивным видам деятельности с помощью дидактических игр, загадок, стихов.

Сформировать интерес к выполнению творческих работ разными материалами и способами. Закрепить знания у детей материалов, которыми можно работать и уметь ими правильно пользоваться.

Руководитель кружка Юркина Ирина Николаевна.

Аппликация из природного материала «Композиция в круге»

Аппликация из раскрашенной крупы «Осенний лес»



Аппликация из осенних листьев «Жар - птица»


Объемная аппликация «Маленькая рощица»



Объемная аппликация «Маленькая рощица зимой» с использованием разно фактурной бумаги



Аппликация из семян «Бабочка»

Аппликация из крупы риса «Иней на деревьях»


Аппликация «Зимнее кружево»

Оригами «Салфетки для сервировки стола"


Рисование акварелью «Теплые и холодные картины»

Аппликация из крупы и семян «Львенок»


Аппликация из крупы «Жираф»


Изготовление и роспись стаканчика из папье-маше




Конструирование из цветных салфеток «Букет цветов»


Декорирование вазы из папье-маше цветами из цветных салфеток

Рамка для фото из бумажных трубочек



Обрывная аппликация «Космос»


Обрывная аппликация «Первые листочки на деревьях»


Аппликация из семян «Корзина с цветами»


Аппликация из объемных цветов, изготовленных техникой квилинг

Рамка для фото (техника квилинг)



План работы кружка "Волшебная мастерская" на год (2011-2012)

Сентябрь

1 неделя Аппликация из природных материалов «Композиция в круге» Цель. Познакомить детей с новым видом аппликации, техникой исполнения работы. Развивать композиционные навыки. Н. В. Дубровская. Аппликация из семян и косточек, стр. 12.

2 неделя Аппликация из раскрашенной крупы-пшена «Осенний лес» Цель. Продолжать знакомить детей с нетрадиционным видом аппликации. Развивать творчество. Г. И. Перевертень. Мозаика из круп и семян, стр. 17.

3 неделя Обрывная аппликация «Березка на нашем участке» Цель. Продолжать знакомить детей со способом обрывочной аппликации. Развивать чувство цвета. А. В. Белошистая. О. Г. Жукова. Бумажные фантазии, стр. 8.

4 неделя П/и «Веселый художник» Цель. Учить детей рисовать фигуры, детали с закрытыми глазами. Киреева Л. Г., Саськова О. А. Рисуем кукольный спектакль, стр. 107

Октябрь

1 неделя Аппликация из осенних листьев «Жар птица» Цель. Познакомить детей с техникой выполнения работы из осенних листьев, предложить самим определиться с видом и количеством листьев. Развивать воображение, фантазию. Н. В. Дубровская. Аппликация из семян и косточек, стр. 29.

2 неделя Рисование-печать «Люблю березку русскую». Цель. Продолжать совершенствовать у детей технику «печать», учить видеть красоту русской природы, красиво сочетать цвета. Киреева Л. Г., Саськова О. А. Рисуем кукольный спектакль, стр. 48

3 неделя Д/и «Нарисуй отгадку» Цель. Учить детей быстро схематично изображать различные предметы. Киреева Л. Г., Саськова О. А. Рисуем кукольный спектакль, стр. 87 (загадки)

4 неделя Объемная аппликация «Маленькая рощица» Цель. Познакомить детей с новым видом аппликации. А. В. Белошистая. О. Г. Жукова. Бумажные фантазии, стр. 4

Ноябрь

1 неделя Мозаика из семян «Бабочка» Цель. Познакомить детей с новым видом аппликации, техникой исполнения работы. Развивать композиционные навыки. Г. И. Перевертень. Мозаика из круп и семян, стр. 7.

2 неделя Мозаика из крупы-риса «Иней на деревьях» Цель. Познакомить детей с новым видом аппликации, техникой исполнения работы. Развивать творчество. Г. И. Перевертень. Мозаика из круп и семян, стр. 17.

3 неделя. Изготовление стаканчика техникой папье-маше. Цель. Познакомить детей с новой техникой. Развивать внимание, аккуратность в работе, доводить начатое дело до конца.

4 неделя Роспись стаканчика из папье-маше на мотив Гжель. Цель. Предложить детям расписать изготовленные стаканы по мотивам росписи Гжель. Развивать аккуратность в работе. Воспитывать любовь к русскому народному творчеству.

Декабрь

1 неделя Аппликация «Гроздья рябины». Цель. Познакомить детей со способом скручивания шариков из цветных салфеток. А. В. Белошистая. О. Г. Жукова. Бумажные фантазии, стр. 10.

2 неделя Аппликация с использованием бумаги и ваты «Зимнее кружево». Цель. Познакомить детей с новым видом комбинированной аппликации, техникой исполнения работы. А. В. Белошистая. О. Г. Жукова. Бумажные фантазии, стр. 13.

3 неделя Конструирование из бумаги новогодних игрушек «Домик» Цель. Учить детей из квадрата - шаблона складывать домик, дополнять его крышей, окнами. Вызвать интерес к созданию сказочного домик. Куцакова Л. В. Конструирование и ручной труд в д/саду, стр. 156

4 неделя Оригами «Елка из кругов» Цель. Продолжать знакомить детей с техникой оригами. Воспитывать внимание, аккуратность и точность выполнения задания. Т. Б. Сержантова. Оригами. Базовые формы, стр. 155

Январь

1 неделя Аппликация «Маленькая рощица зимой» Цель. Познакомить детей с аппликацией из разно фактурной бумаги, развивать творчество. А. В. Белошистая. О. Г. Жукова. Бумажные фантазии, стр. 5.

2 неделя Оригами «Маска «Настроение» Цель. Познакомить детей с техникой оригами. Воспитывать внимание, аккуратность и точность выполнения задания. Т. Б. Сержантова. Оригами. Базовые формы, стр. 87

3 неделя Рисование акварелью «Теплые и холодные картины» Цель. Закрепить знания детей о теплых и холодных цветах и их оттенках. Предложить нарисовать свои игрушки в определенной цветовой гамме. Киреева Л. Г., Саськова О. А. Рисуем кукольный спектакль, стр. 18, 115(№3)

4 неделя Д/и «Составь натюрморт» Цель. Закрепить знания детей о жанре – натюрморт, научить составлять композицию по собственному замыслу, по заданному сюжету. Киреева Л. Г., Саськова О. А. Рисуем кукольный спектакль, стр. 73

Февраль

1 неделя Обрывная аппликация «Елка в ночном лесу» Цель. Познакомить детей со способом обрывочной аппликации. Развивать чувство цвета. А. В. Белошистая. О. Г. Жукова. Бумажные фантазии, стр. 7.

2 неделя Оригами «Корона»

Цель. Продолжать знакомить детей с техникой оригами. Воспитывать внимание, аккуратность и точность выполнения задания. Т. Б. Сержантова. Оригами. Базовые формы, стр. 58

3 неделя Аппликация из семян «Львенок в густой траве» Цель. Закреплять умение детей выполнять работу с использованием природного материала, дополнять сюжет по своему усмотрению. Н. В. Дубровская. Аппликация из семян и косточек, стр. 16.

4 неделя Аппликация из пшена «Ветка мимозы» Цель. Закреплять умение детей выполнять работу с использованием крупы, дополнять букет веточками из цветной бумаги. Н. В. Дубровская. Аппликация из семян и косточек, стр. 22.

Март

1 неделя Конструирование из цветных салфеток «Букет цветов» Цель. Продолжать знакомить детей с нетрадиционным видом конструирования. Развивать творчество. .

2 неделя Рамка для фото из цветных бумажных трубочек (используются листы из старых журналов). Цель. Познакомить детей с нетрадиционным видом аппликации и конструирования. Развивать творчество, аккуратность в работе.

3 неделя Аппликация из крупы «Жираф» Цель. Закреплять умение детей выполнять работу с использованием крупы, дополнять сюжет с помощью цветной бумаги. Г. И. Перевертень. Мозаика из круп и семян, стр. 1.

4 неделя Декорирование вазы из папье-маше цветами изготовленными из цветных бумажных салфеток. Цель. Продолжать знакомить детей с нетрадиционным видом конструирования. Развивать творчество.

Апрель

1 неделя П/и «Веселый художник». Цель. Учить детей рисовать фигуры, детали с закрытыми глазами. Киреева Л. Г., Саськова О. А. Рисуем кукольный спектакль, стр. 107

2 неделя Обрывная аппликация «Космос». Цель. Продолжать знакомить детей со способом обрывочной аппликации. Развивать чувство цвета. А. В. Белошистая. О. Г. Жукова. Бумажные фантазии, стр. 8.

3 неделя Оригами «Салфетка для столового серебра». Цель. Продолжать развивать у детей технику оригами. Воспитывать внимание, аккуратность и точность выполнения задания. Т. Б. Сержантова. Оригами. Базовые формы, стр. 29

4 неделя Аппликация из природных материалов «Корзина с цветами». Цель. Продолжать знакомить детей с нетрадиционным видом аппликации. Развивать творчество. Н. В. Дубровская. Аппликация из семян и косточек, стр. 14.

1 неделя Обрывная аппликация «Первые листочки на деревьях». Цель. Продолжать знакомить детей со способом обрывочной аппликации. Развивать чувство цвета. А. В. Белошистая. О. Г. Жукова. Бумажные фантазии, стр. 9.

2 неделя Аппликация из объемных цветов «Весеннее цветение» (техника квилинг). Цель. Познакомить с новым видом конструирования из бумаги.

3 неделя Аппликация из объемных фигур «Цветы на лужайке» (техника квилинг).

4 неделя Коллективная работа «Подарок детскому саду» Цель. Вызвать у детей желание сделать подарок для детского сада, используя при этом любые методы рисования.

Адельбаева Светлана Галеевна

МАДОУ детский сад № 253 г. Уфа

Воспитатель

Программа кружковой работы в подготовительной группе.

"Мы твои друзья, природа"


Срок реализации программы 1 год

Пояснительная записка

«Мир, окружающий ребенка - это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума». В. Сухомлинский.

Кружок «Мы твои друзья природа» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В XXI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества. Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы. Занимаясь в кружке, дети обогащают свой запас знаний новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше. При изучении тем, предусмотренных кружком, развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие. В основу содержания кружка легла программа С.Н. Николаевой «Юный эколог», которая предполагает формирование у детей осознанно - правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают их, и с которыми они знакомятся в дошкольном детстве.

Основная цель работы кружка - формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу. Работа кружка «Мы твои друзья природа» призвана решать следующие задачи:

  1. Развитие у детей субъектного опыта эмоционально-чувственного обобщения с природой и социокультурным окружением, представлений и элементарных понятий об окружающем мире, взаимосвязях и взаимоотношениях в нем, как основы развития экологического сознания и экологической культуры личности.
  2. Воспитание эмоционально-ценностного отношения к природному окружению.
  3. Развитие опыта практической и творческой деятельности по реализации и закреплению знаний и эмоционально-чувственных впечатлений, полученных при взаимодействии с природным окружением, а также по воспроизводству и сохранению природной среды.

Методы, используемые для реализации работы кружка: 1. Наглядные методы:

Экскурсии, целевые прогулки;

Наблюдения;

Показа сказок (педагогом, детьми);

Рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;

Проведение дидактических игр;

  1. Словесные методы:

Чтение литературных произведений;

Беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.

  1. Игровые методы:

Проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно - ролевых, дидактических, игр - драматизаций и др.);

Загадывание загадок;

Проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.

  1. Практические методы

Организация продуктивной деятельности детей;

Оформление гербария растений, коллекции семян, плодов;

Постановка сказок, отрывков литературных произведений;

Изготовление с детьми наглядных пособий.

При построении системы работы экологического кружка мы обратили особое внимание на следующие основные направления.

  1. Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.
  2. Практическое направление - изучение растительного и животного мира, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (акции природоохранного характера, работа на огороде, подкормка птиц, посадка цветников и др.).
  3. Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности, экскурсий, наблюдений, опытов.

Расписание работы

Кружок работает в течение учебного года (сентябрь - май включительно), один раз в неделю - вторник. План кружка рассчитан на хт>д. Возраст детей: от 6 до 7 лет.

Ожидаемый результат взаимодействия с детьми:

  1. Должен знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе (способе безопасного взаимодействия с растениями и животными)
  2. Проявление интереса, доброты к природным явлениям и объектам;
    1. Помощь друг другу, бережное, доброжелательное отношение к природе, проявление творчества.

Перспективный план работы кружка «Мы твои друзья, природа»

месяц

Тема

Задачи

Уточнить знания детей о солнце

осенью. Формировать умения

определять погоду по приметам. Активизировать словарь детей: вода, тепло, свет, земля

Чтение стихов: «Четыре

клада...» М. Маханева. Наблюдение, опыт «Ладошки»,

«Расскажи

Хрюшке о комнатных

растениях»

Уточнить представления детей о растениях в группе, о необходимых для них условиях жизни. Познакомить с новыми растениями. Научить узнавать и называть части растения (корень, стебель, лист, цветок).

Воспитывать интерес к исследовательской деятельности. Поощрять желание ухаживать за растениями, относиться к ним с

любовью и нежностью.

Артикуляционная гимнастика,

Игра «Найди растение», физкультминутка «цветы», дидактическая игра

«За каким растением

спрятался Хрюша?», конспект

«Осеннее

Формировать умения детей

наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых взаимосвязях и закономерностях.

Нетрадиционная техника рисования: кляксография- экспериментирование

«Домашние

животные»

Формировать у детей обобщенные представления о домашних животных: как за ними надо ухаживать, какую пользу приносят, какие условия нужны для жизни.

Беседа, использование художественного

слова, пальчиковая игра

«Облака», игра «Вспомни и назови»

«Сколько знаю

я дождей»

Развивать способности детей

наблюдать сезонные явления и

их изменения. Формировать умения выделять характерные

признаки осеннего и летнего дождя. Активизировать словарь

детей: моросит, мелкий, холодный.

Коммуникативная игра-танец

«Вальс друзей»

Пение «Туча», «Кап, кап...»

муз. И. «Солнечные зайчики и тучка» пальчиковая и.

«Облака», конспект

«Воробьишка»

Знакомить детей с зимующими птицами: воробьи. (Уточнить с детьми, как изменения в природе повлияли на жизнь воробья). Развивать интерес к наблюдениям за птицами. Активизировать словарь детей: зимующие, перелетные.

Подвижная игра «Кто в домике живет?»

Природные приметы Массаж пальцев «Грачи»

Птичьи заклички

Речевая игра «Кто же это?»

(конспект)

Формировать у детей желание по-доброму относиться к живой природе. Учить организовывать самостоятельно подкормку птиц регулярно.

Беседа «Угадай, какая птица», наблюдение, использование художественного слова, подв. игра «Лиса и птицы»

«Дикие звери зимой»

Продолжать формировать знания о лесных обитателях. Развивать у детей представления о последовательности событий в жизни лесных зверей.

Чтение стихотворений, творческие задания, подв. игра «Зайцы и волк», беседа.

«Снежинка»

Развивать способности наблюдать сезонные явления и их изменения, внимания и памяти, видеть красоту природы. Активизировать

словарь детей: первый снег.

Наблюдение, беседа, чтение познавательных рассказов, проблемная ситуация.

«Защитите ель и сосну»

Знакомить детей с понятием, что в шишках находятся семена хвойных деревьев. Формировать умение детей различать еловую и сосновую шишку. Активизировать словарь детей: ель, сосна.

Наблюдение, беседа, игра «Найди по описанию

«Плыли по небу тучки»

Расширять представления детей о явлениях неживой природы: рассказать детям, какие бываю облака.

Развитие наблюдательности. Активизировать словарь детей: перистые, слоистые, кучевые.

Беседа «Какие бывают облака», наблюдение, использование художественного слова.

«Снежный хоровод»

Продолжать учить детей наблюдать явления природы: снегопад и видеть красоту окружающего мира. Активизировать словарь детей: холодный, белый, сверкающий, сказочный и т.д.

Наблюдение, рассматривание картины «Зима», продуктивная, опытная (снежки) деятельность.

«Зимняя красавица - ель»

Приобщить к желанию наслаждаться запахом хвойного дерева. Способствовать развитию умения называть характерные особенности строения ели, признаки, отличающие ее от других деревьев, воспитывать бережное и заботливое отношение к живой природе.

Игровой сюрпризный момент, составление рассказа-описания о ели с опорой на план, игра - имитация «Собери шишки, беседа «Должен ли человек беречь красоту природы?». Творческая работа, конспект

«Наблюдение

за снегом и льдом»

Формировать реалистическое понимание неживой природы;

закреплять знания о том, что вода может быть в твердом состоянии (снег, лед).

Проведение опытов, подвижные игры

«Затейники», «Пожарные на ученье», использование художественного слова.

«Жизнь птиц зимой»

Учить детей рассматривать птиц, различать их по размеру, окраске оперения, издаваемым звукам. Познакомить с их названиями.

Беседа, игра «Накорми птицу», дидактическая игра «Улетают - не улетают».

удивительный

художник»

Вызывать у детей интерес к зимним явлениям природы. Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве. Развивать воображение и творчество.

Загадывание загадок, наблюдения на прогулке, использование художественного слова,

практическая работа

(конспект)


«Выращиваем лук на окошке»

Вызывать интерес к выращиванию огорода на окошке, желание наблюдать за изменениями в луковицах. Учить создавать ситуацию опыта

Беседа с элементами труда.

«Дикие животные в лесу зимой»

Способствовать: обогащению и углублению знаний детей о диких зверях в зимний период, развитию умения устанавливать связи между зимними условиями и особенностями поведения зверей.

Беседа о белке, еже, зайце, лисе, медведе. Выполнение творческого задания, игра «Мы маленькие зайчики», игра «Закончи предложения».

«Лаборатория добрых дел»

Формировать понятие о доброте, привычку совершать добрые поступки; воспитывать интерес к экспериментальной деятельности; учить выдвигать гипотезы, предположения; анализировать явления, делать выводы; развивать познавательный интерес, логическое мышление, речь детей; вызвать чувство радости у детей

Беседы о природных явлениях, катаклизмах (землетрясения, вулканы, смерчи, ураганы, наводнения).

Опыты с водой, воздухом; чтение познавательной литературы; беседы о добре и зле.

«Наблюдение за сезонными изменениями»

формировать представления об изменениях в природе;

Учить различать характерные приметы конца зимы (первая капель);

Закреплять умение воспринимать поэтическое описание зимы.

Использование художественного слова, Подвижные игры: «Хитрая лиса», «Кто сделает меньше прыжков?».

«К нам весна шагает быстрыми шагами»

Продолжать учить запоминать названия весенних месяцев; дать представления об изменениях, происходящих ранней весной в природе. Развивать навыки элементарной исследовательской деятельности, логическое мышление.

Чтение стихотворения "Март", «Весна идёт», д.и. «Найди настроение. Покажи настроение», наблюдение.

«Наши четвероногие друзья - собака»

Формировать у детей представления о том, что собака умное домашнее животное, предана человеку, её можно дрессировать и использовать на разных полезных службах.

Наблюдение, Подвижные игры

«Дружные пары», «Разойдись — не упади».

«Забота о здоровье»

Способствовать воспитанию у детей бережного отношения к своему здоровью; формировать представления о том, что в весеннее время особенно полезны витаминная пища (зеленый лук и др.) и солнце; развивать у детей умения заботиться о своем здоровье; воспитывать чувства заботы о больном товарище.

Игра «Порадуйся солнышку», «Что полезно для здоровья, что вредно», беседа о витаминной пище.

«Первые цветы в природе»

Побуждать детей радоваться первым весенним цветам, продолжать знакомить их с названиями, с особенностями строения.

Сравнительный рассказ о мать- и-мачехе и одуванчике, загадки, чтение стихов.


«Божья коровка»

Учить детей внимательно относиться к окружающему миру. Воспитывать интерес к природным явлениям, уточнить представления о внешних особенностях жучка.

Наблюдение за божьей коровкой. Разучивание потешки, продуктивная деятельность, пальчиковая гимнастика «Божьи коровки».

«Русская березка»

Формировать представления у детей о русской березе. Расширить знания об охране природы. Воспитывать у детей интерес и бережное отношение к природе.

Загадывание загадок, хоровод, продуктивная деятельность

«Пернатые гости»

Способствовать обобщению представлений о птицах в весенний период: изменение их поведения - греются на солнце, на деревьях, чирикают, гнездуются, выводят птенцов и др.; воспитывать любознательность, желание заботиться о птицах.

Беседа, изготовление скворечников, наблюдение за птицами на участке детского сада, рассматривание иллюстраций (разные виды гнезд, появление птенцов и т.д.)

«Весенний пейзаж»

Закрепить представления детей о весне, о характерных особенностях данного времени года. Обратить внимание детей на первые признаки весны. Воспитывать у детей любовь к родному краю. Развивать у детей интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость.

Беседа, художественное слово рассматривание и сравнение картин по теме «Весна», загадка, превращение детей в художников, прослушивание мелодий «Времена года».

«Солнышко на травке»

Уточнить знания детьми цветка умение найти его по листьям, форме соцветия, формировать у детей интерес к работе с краской. Продолжать вызывать у детей интерес к живым цветам.

Чтение стихов, пальчиковая гимнастика, продуктивная деятельность (конспект)

«Кто живёт в пруду?»

Познакомить детей с прудом - природным водоемом, его обитателями, растениями, формировать знания, что пруд не следует засорять; обобщить представления об основных факторах водной среды: природный слой почвы, вода, камни, растения, которые приспособились жить в воде.

Рассматривание картины «Водоем», игра «Создай свой водоем», беседа, игра «Подражание», конкурс «Кто готов сохранить водоем?»..

«Цветущие деревья»

Способствовать ознакомлению детей с особенностями весеннего состояния плодовых деревьев, формировать умения устанавливать простейшие связи: изменение условий в окружающей среде воспитывать интерес к растениям, бережное отношение и заботу.

беседа о яблони, вишни, сирени.

Игра «От какого дерева цветок, Игра - имитация «Собери нектар»

«Что такое облака, дождь, гроза?»

Дать понятие об испарении воды, образовании облаков, электрических разрядах в доступной форме. Познакомить детей с правилами поведения во время грозы.

Наблюдение,

рассматривание иллюстраций, чтение, конспект.

«Песочные фантазии»

Расширять кругозор детей: познакомить с современным направлением в изоискусстве. Закрепить знания о свойствах песка. Упражнять детей в работе с моделями. Развивать образное и логическое мышление, тактильную чувствительность и мелкую моторику рук. Обогащать эмоциональную сферу детей

Чтение загадок, игра «Песочный телеграф», муз-норит-кое упр- ние «Волна», пальчиковая гимнастика «На морском песке сижу», самостоятельная деятельность детей


Список литературы:

  1. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитание дошкольников / С.Н. Николаева - М.: Мозаика-Синтез, 2002. - 128 с.
  2. Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания / Автор составитель Николаева С.Н. - М.: ООО «Фирма «Издательство ACT» - 1998. - 320 с.
  3. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми средних и старших групп детского сада: Книга для воспитателей детского сада / С.Н. Николаева.- М.: Просвещение - 1999.-207 с.
  4. Организация деятельности детей на прогулке. Старшая группа/авт,- сост. Т. Г. Кобзева. И. А. Холодова. Г. С. Александрова. - Волгоград: Учитель, 2011.- 330с.