Конспект занятия по рождеству в детском саду. Открытое занятие в подготовительной группе на тему: «Рождество Христово». Физкультурная минутка «Ангел»

Тематическое занятие для детей старшего дошкольного возраста "Что такое Рождество?"


Описание материала : Предлагаю сценарий тематического занятия для детей старшего дошкольного возраста. Этот сценарий познавательного характера, будет полезен для педагогов дошкольных учреждений.
Цель: познакомить детей с историей православного праздника Рождество Христово; дать представление о его значении.
Задачи: Развивать эмоциональную сферу дошкольников, воспитывать музыкальный вкус, закреплять знание о зимних месяцах и праздниках, воспитывать интерес к совместным действиям, воспитывать уважение к своим сверстникам, воспитывать культуру поведения на мероприятиях и концертах, развивать интерес к фольклору.
Атрибуты: Презентация, 4 корзины, снежки, 4 платка для завязывания глаз, мешочек с карточками профессий, 2 бубна.
Предварительная работа: выучить стихи, колядки.
Ведущая: Здравствуйте ребята. Мы все очень рады видеть и приветствовать вас в музыкальном зале. Мы все здесь собрались не случайно, все знают, что зимою празднуют много праздников. Все эти праздники веселые, с гуляньями, песнями и плясками. А скажите, пожалуйста, какие зимние праздники вы знаете?
Дети: Новый год, Рождество, крещение, старый Новый год, масленица.
Ведущая: Да все ответы правильные. Ведь у каждого праздника есть свое определенное число. Кто мне может назвать эти числа? (31 декабря, ночь с 6 на 7 января, с 13 на 14 января, 19 января-крещение)
Ведущая: В ночь с 31 декабря на 1 января наступает новый год. Давайте вспомним, как мы весело встречали этот праздник хороводом «Замела метелица».
Исполняется хоровод «Замела метелица»
Ведущая : Новый год и Рождество - это семейные праздники, которые отмечаются многими людьми по всей Земле. Это особая ночь примирения, когда желают друг другу добра.
Ведущая: Ребята, а как вы думаете, почему праздник назвали Рождеством?
Ответы: Родился Христос.
Ведущая : 2011 лет назад в маленьком иудейском городе Вифлееме произошло величайшее событие в истории человечества. На земле родился спаситель мира наш господь Иисус Христос. С тех пор все христиане почитают и празднуют этот великий день.
Девочка: Помню я, как мама в первый раз
Мне поведала о Рождестве рассказ.
Я была взволнована до слез –
Ведь родился маленький Христос.
Звучит музыка «Хрустальная грусть»
Воспитатель читает стих И. Языков
"Рождество Христово"

Презентация по стихотворению. Слайд: Город Вифлеем.
1 Спал Вифлеем, забывший про дела.
И только пастухи стада пасли. Слайд: Пастухи
В ту ночь Мария Сына родила

Младенец в колыбельке сладко спал, Слайд: Мария с младенцем
А в яслях было ясно, словно днем.
Огромный мир, казалось, чуда ждал,
А это чудо заключалось в нем.

Три пастуха и Ангел впереди, Слайд: Мария в пещере с пастухами.
Исполненные радости вошли, -
И видят: прижимает Мать к груди
Дитя, похожее на всех детей земли.


Над горной пещерой сверкала звезда, Слайд: Звездное небо и пещера.
И спал Вифлеем в тишине сладких грез,
Великое счастье свершилось тогда –
Родился для мира Христос!
В Святой Вечер 6 января принято ходить в гости к близким и родственникам с песнями, колядками, поздравлять всех с Рождеством Христовым, желая благополучия и добра. Рождественские святки - это дни с 6 по 18 января, когда люди поздравляют друг друга с рождением Иисуса Христа.
Каждый день люди гуляли по деревне, пели песни, катались с горок на санях наряжались в диковинные костюмы. А ещё в эти дни принято было попрошайничать под окнами исполняя специальные песенки, которые назывались колядки. И никто не сердился на ряженных, потому что ряженые приносили хозяевам много доброго в следующем году.

Дети поют колядки:
1 Коляда, коляда
Отворяй ворота
Подавай пирога
Хлеба кусочек,
Сметаны горшочек,
Не подашь пирогов
Напустим клопов
Тараканов усатых
Зверей полосатых

2 Уж как наша коляда
Ни мала, ни велика.
Она в дверь к вам идёт
Да поклон всем шлёт!

3 Я маленький мальчик,
На дудке играю,
Вас всех забавляю.
А вы, люди, знайте,
Конфетку дайте.

4 Я маленький мальчик,
Залез на чуланчик,
Надел красный колпачок,
Пожалуйте пятачок

5 Всем людям добрым желаем добра,
Золота и серебра!
Пышных пирогов,
Медовых блинов!
Чтоб здоровые все были,
Чтобы много лет прожили!
Ведущая: Ребята, не хотите ли послушать, как раньше пели коляду?
(Просмотр видеофильма «Измайловская слобода» песня «Приход колядовщиков»)
Хороши ваши колядки, но давайте поиграем со снежками в прятки. На полу разбросаны снежки, а ты попробуй их в корзину собери.
Для игры приглашаем детей.
Игра: «Спрячь снежок в корзину». (дети собирают разбросанные снежки с завязанными глазами)
Ведущая: Самыми любимыми играми на Руси были хороводные игры.
Коляда пришла, всем веселье принесла,
не сидите, не скучайте,
в хоровод скорей вставайте.
Приглашаю вас на игру. (Двое детей или взрослых образуют ворота. Через ворота дети проходят с песней. На слова: “ А самого маленького оставила”, ворота закрываются. Пойманные дети присоединяются к водящим.)
Игра “К нам коляда пришла…”.
Поют: К нам коляда пришла, коляду привела,
Сама прошла, всех детей провела,
А самого маленького оставила.
Ведущая: Есть у меня для вас волшебный мешочек. В нем находятся карточки с вашей будущей профессией.
Давайте погадаем, кем же вы станете, когда вырастите.
Ведущая произносит слова:
Есть у меня мешочек
Ты скажи нам дружочек,
Что сбудется, станется?
Плохое, пусть останется!
Дети достают из мешочка карточку, с изображением какой- либо профессии и рассказывают, кем они станут.
Гадание-игра «Профессии».
Ведущая: Будем праздник продолжать, будем в игры мы играть!
Проводится игра «Бубен».
(Дети стоят в кругу и под музыку передают 2 бубна в разные стороны. Когда музыка замолкает, тот, у кого бубны идут в центр круга и пляшут.)
Ведущая: Вот каким весёлым получился у нас праздник святок!
Издавна на Рождество было принято не только дарить подарки, но и творить милосердие. Вы думаете, оно доступно только взрослым? На самом деле, даже двухлетний карапуз может и хочет быть щедрым, заботливым, добрым.. Ребенок тоже может готовить подарки, и не только для родных и близких, но и, например, для птичек.
Когда-то на Руси существовал такой обычай – устраивать рождественские «елки» для животных и птиц. Для зверей в лесу строили специальные ясли, в которые клали сено, овес. А для птиц на крышах изб втыкали шест и надевали на него необмолоченный сноп. Птицы слетались и клевали зерна. Ведь это так просто – устроить праздник для беззащитных созданий, которые нуждаются в нашей помощи.
В детском саду можно найти на участке небольшую елочку или деревце, повесьте на нее кусочки хлеба, сало, внизу, под дерево, насыпьте зерен и крошек. Можно изготовить кормушки. И вскоре на вашу деревце или кормушку слетятся маленькие гости – голуби, воробьи, синички.

И тогда на душе станет теплее и радостнее, и в нее войдет свет Рождественской звезды, свет добра и милосердия.
Презентация песни «Во владеньях инея и снега».
Дети под музыка «Рождество» выходят из зала.

Мария Хорьякова
Конспект занятия по развитию речи «Светлый праздник Рождество»

Программное содержание :

Расширять и углублять представления детей о старинных русских обычаях; расширить знания о празднике Рождестве ; разучить новую колядку; учить использовать нетрадиционную технику рисования; обогатить словарный запас существительными (волхвы, ладан, смирна) ;

- развивать речь , внимание, память, мышление, положительные эмоции, чуткость к родному языку;

Воспитывать уважение, интерес к русским традициям, к русскому фольклору, чувство коллективизма.

Вход воспитателя с детьми на фоне песни «Ночь тиха над Палестиной» .

Здравствуйте, гости дорогие! Здравствуйте, ребята! Меня зовут Мария Ивановна. Я работаю в другом детском саду, с другими детками. Но я знаю, что и вы очень любознательные, смышленые и интересные!

Ребята, а как вы думаете, почему у меня такой необычный наряд? (Потому что говорить мы будем о русских традициях) . Сегодня я вам предлагаю почувствовать радость праздника Рождество !

Ребята, пройдите и займите свои места на стульчиках.

Звучит звон колоколов.

Слова на фоне музыки :

Кругом рождественская мгла ,

Во мгле звучат колокола,

А с ними в лад слова звучат :

«Мир на земле и счастья всем!»

На свете нет другого праздника любви и света , который объединяет всех людей. Везде, где живут люди, которые веруют во Христа, празднуется этот день , его каждый год с нетерпением ждут и дети, и взрослые.

Ребята, а кто из вас знает, что же это за праздник – Рождество ? Что мы отмечаем в это день? (Рождение младенца Христа )

Верно, ребята! Мы сейчас с вами прокрутим 3 раза волшебное колесо истории и оно нам много нового и интересного расскажет о празднике ! А колесом истории у нас будет старинная русская прялка.

Ребята, надо крутить и произносить волшебные слова : «»

Кто мне хочет помочь крутить колесо истории?

Воспитатель вместе с ребенком крутит прялку, проговаривая волшебные слова.

Ой, смотрите! Прялка выдала нам клубочек! Посмотрим, куда он катится.

Да это же город Вифлием! Город, в котором родился Христос. А вот и пещера, в которой скрывались от непогоды животные : вол и осел, - они согревали младенца своим теплым дыханием. Ясли, в которые животным насыпали корм, стали первой колыбелью младенца. После рождения Иисуса первыми из людей Ему пришли поклониться пастухи, извещенные об этом событии явлением ангела. На небе была явлена чудесная звезда, которая привела к младенцу Иисусу волхвов. Она сияла над его пещерой, указывая путь.

Кто такие волхвы? Это мудрецы. Они преподнесли Христу царские дары – золото, ладан и смирну. (Смирна – ароматное вещество, которое добывают из дерева. Ладан – ароматная древесная смолка).

Ребята, а какие вы знаете русские традиции празднования Рождества ? (Колядование, посещение и приглашение к себе гостей, люди плетут рождественский венок из еловых веток, начинаются зимние забавы, ночью под праздник верующие идут в храм на службу).

Давайте обратимся к экрану и посмотрим, ничего мы не забыли перечислить ?

Вот у нас и появился план по подготовке к Рождеству .

Ребята, есть замечательная традиция. Перед Рождеством люди плетут веночки из еловых веток, которыми украшают двери, праздничный стол . Считается, что такой венок приносит удачу. Открою маленький секрет : я заранее сплела такой венок из сосновых веток, но его надо сделать нарядным.

Давайте пройдем в нашу мастерскую и покроем золотистыми и серебристыми блестками шишечки, которыми украсим венок. Как волхвы пришли к младенцу с дарами, так и мы сегодня не с пустыми руками пойдем колядовать. Ребята, цвета у нас сегодня исключительно праздничные , блестящие. Посмотрите, как я буду покрывать чешуйки шишек блестками. А работать мы будем под замечательную музыку П. И. Чайковского, которая называется «Декабрь» .

Под музыку П. И. Чайковского «Декабрь» раскрашиваем шишки.

Пока наши изделия подсыхают, вернемся на стульчики. Я хочу вам прочитать воспоминания писателя из рассказа Ивана Шмелева «Рождество » - о том, как в старину готовились к этому удивительному празднику , о том, с каким чувством его ждали (с. 12) . Послушайте внимательно и подумайте, какие чувства у вас возникали, когда я читала эти строки?

Чтение отрывка.

Ребята, какие чувства у вас вызвал рассказ? (Радость, торжество, ощущение праздника )

А захотелось пойти Христа славить?

Как только наступал первый день праздника , на Руси начинались Святки, на улицах появлялись первые ряженые – ребятишки, а затем и взрослые. Парни и девушки рядились в животных – козу, медведя, в пастушков. Группами они ходили по домам, поздравляли с праздником , желали наилучшего специальными песенками-колядками. Одну из таких колядок мы с вами сейчас выучим. Вот послушайте :

Коляда, коляда,

Подавай пирога,

Блинов да конфеток

Для радости деток!

Я сейчас еще раз прочитаю стихотворение, а вы шепотом повторяйте за мной.

Ребята, кто смелый, кто запомнил колядку и может рассказать ее наизусть? (Спросить 1-2)

Приглашаю вас, ребята, начать святочные гуляния!

Колядовщики, давайте-ка для начала, чтобы не замерзнуть на улице, поиграем в игру «Золотые ворота» .

Дети делятся на 2 команды. Одна команда берется за руки и произносит слова :

Золотые ворота

Открывают не всегда.

Первый раз прощается,

Второй аз запрещается,

А на третий раз –

Не пропустим вас!

В это время вторая команда двигается друг за другом «змейкой» . На последние слова дети опускают руки и те, кто остался в кругу, становится в хоровод, остальные продолжают игру.

А теперь наряжаемся и гурьбой колядовать!

Выходит чтец и рассказывает стихотворение.

С неба ангел к нам спустился

И пропел : «Христос родился!»

Он родился не в палатах

И не в каменных домах,

Он родился в бедной хате

И сейчас лежит в яслях.

Давайте петь и танцевать,

Христа рожденье прославлять .

Звучит музыка колядовщиков. Дети заходят, рассказывают стихи.

1. Здравствуйте, хозяин с хозяюшкой,

С Христом, с Рождеством ,

С годовым праздничком !

2. Мы пришли колядовать,

Христа рожденье прославлять .

Открывайте сундуки,

Да давайте пятаки!

3. С неба ангел к нам спустился

И сказал; «Христос родился!»

Мы пришли Христа прославить,

С Рождеством вас всех поздравить !

4. Мы маленькие детки,

Сломили по ветке,

В ограде стояли,

Христа прославляли!

Рай отворился –

Христос народился!

5. Ангелы поют

И нам радости дают!

И мы радость принимаем,

С Рождеством вас поздравляем !

Все под ритм музыкальных инструментов

6. Коляда, коляда,

Подавай пирога,

Блинов да конфеток

Для радости деток!

Воспитатель :

Не пора ли вам, друзья,

Колядовщиков-то одарить?

Щедро всем распорядитесь!

Вот нам и угощение к праздничному столу !

Жюри одаривает детей

1. Коли вы так добры,

Дарим вам подарки мы!

2. Чтобы колос - с бревно,

А зерно – с ведро!

3. Кому песни поем,

Тому будет добро!

4. Тому сбудется,

Не минуется.

Дарим рождественский венок жюри

Всех гостей Рождества привечая ,

Всех встречая и хлебом, и солью,

Приглашаю участников к чаю,

Приглашаю гостей к застолью!

Ребята, давайте снова попросим волшебный клубочек и прялку помочь нам и показать дорогу к праздничному столу . Присядьте на свои стульчики и приготовьтесь произнести волшебные слова.

Раз, два, три, прялка, помоги!

Ой, что -то не крутится колесо! Ребята, клубочек мне подсказывает, что нужно сказать, что вы узнали нового на занятии , что вам запомнилось? (Ответы)

Теперь попробуем еще раз :

Раз, два, три, прялка, помоги!

А вон и прздничный стол, давайте к нему пройдем и устроим чаепитие со сладостями!

Программное содержание:

  1. Закрепить с детьми знания о зимних праздниках (новый год, рождество, крещение, колядки); об их главных символах и о подготовке к празднику. Закрепить знания детей о зиме, зимних месяцах.
  2. Вызвать у детей интерес к общению, активное участие в беседе.
  3. Обогащать словарный запас детей (канун, сочельник).
  4. Создать радостное настроение для детей.

Материал: аудиозапись ("Рождественская" мз. и сл. Е. Шмакова); илюстрации Нового года и Рождества; загадка о зиме; снежки; буквы для игры "Слова".

Ребята, я знаю, что вы очень любите разгадывать загадки. Хотите я вам загадаю загадку.

Наступили холода

Длинноухий зайка серый

Обернулся зайкой белым.

Перестал медведь реветь

В спячку впал в бору медведь.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

Правильно.

А назовите мне все зимние месяцы. (Декабрь, январь, февраль.)

А вам нравится зима? Чем она вам нравится?

Какие праздники мы с вами отмечаем зимой? (Новый год, рождество.)

Это большие праздники которые мы с вами отмечаем зимой.

А еще есть небольшие зимние праздники. Кто знает? (Крещение, колядки.)

Что многие люди делают на крещение? (Окунаются в прорубь.)

Для чего они это делают?

Вспомните еще был у нас в саду праздник, к нам приходило много гостей с песнями, танцами. Как он называется? (Колядки.)

А как называют людей, которые приходят? (Колядовщики.)

Вспомните слова, которые говорят колядовщики.

Коляда, коляда

Ты подай пирога.

Или хлеба ломтину

Или денег полтину.

Или курочку с хохлом,

Петушка с хохолком.

А для чего они приходят? (Поздравляют, желают здоровья и счастья.)

Давайте с вами вспомним про наш любимый праздник Новый год.

Что происходит у вас дома перед празднованием Нового года? (Наряжают елку, покупают подарки, готовят разные блюда.)

К этому празднику готовится вся семья.

Поэтому как можно назвать этот праздник? (Семейный.)

Что является главным символом Нового года? (Елка.)

Мы с вами поговорили про Новый год, а какой еще праздник мы празднуем зимой? (Рождество.)

Хотите послушать рождественскую песенку? (Прослушивание аудиозаписи.)

Вам понравилась песня?

Чем она вам понравилась?

Какая она по характеру?

О чем поется в этой песне?

Какие новые слова вы услышали? (Сочельник - это канун рождества.)

Кто из вас знает, что означает слово Рождество?

Послушайте, само слово Рождество говорит, о том, что кто - то родился. Рождество - это день рождения Иисуса Христа. Почти 2000 лет назад в этот день родился мальчик, которому дали имя Иисус. С тех пор люди и празднуют его день рождения.

А вы знаете почему празднуют все люди на всей Земле именно его день рождения?

Потому что родился не простой человек, а родился сын божий, спаситель, чтобы помогать людям, спасать их жизнь от жадности, вражды и смерти. Вот почему празднуется этот праздник, как рождество Христово.

Праздник Рождества всегда несет с собой радость и веселье. К Рождеству всегда люди начинают готовиться заранее. Покупают или изготавливают своими руками подарки, готовят угощения, разучивают песни, стихи, разные игры.

Давайте с вами тоже поиграем в игры. Хотите?

(Дети делятся самостоятельно на две команды.)

Первая игра называется "Слова".

Я вам дам карточки с буквами и вам нужно будет собрать из этих букв слова: 1-ой команде слово "рождество", 2-ой команде "Новый год".

Молодцы, понравилось собирать слова?

А теперь давайте поиграем в любимую зимнюю забаву "Перенеси снежок".

Снег волшебный это хорошо,

Не растает он в руках у вас ни за что!

И играть в него легко.

Понравилось. Размялись немножко, ну, а теперь садитесь на стульчики.

Ребята, а как вы думаете, что является символами Рождества? (Елка.)

Посмотрите у меня на картинке изображены 2 елочки. Одна из них Новогодняя, а другая рождественская.

Как вы думаете, какая из них Рождественская?

Чем они отличаются?

А посмотрите какие еще символы Рождества существуют. (Иллюстрации с изображением колокольчиков, веночка рождественского.)

Как вы думаете куда их нужно, вешать и для чего он нужны?

Это обереги, и они оберегают дома и людей от злых духов и вешают их на дверь.

Ребята, хотите я вам расскажу, про главный символ рождества?

Никто его не знает? Но все наверно видели.

Главным символом Рождества является ангел? Он всегда приносит людям хорошие вести.

А как вы думаете, как изображали ангелов?

Обычно их изображали как приятного ребенка с крылышками за спиной.

А какое лицо должно быть у ангела? (Доброе, радостное.)

Вы знаете сегодня и к нам прилетел маленький ангелочек. Хотите я вам его покажу?

Подставляйте все свои ладошки. Сейчас я его посажу каждому на ладошки, и вы можете его подержать и загадать самое заветное желание, которое он обязательно исполнит.

Загадали все желание? А хотите, чтобы у вас дома или у ваших друзей появился тоже такой ангелок? Тогда давайте сядем за столы и каждый из вас разукрасит своего ангелочка, а потом подарите их кому захотите. Ведь рождественские подарки от близких самые лучшие, самые ценные и дорогие, ведь к ним прилагается ваша любовь и доброта.

Выбирайте себе любое место и разукрашивайте ангелочков.

Теперь давайте рассмотрим ваших ангелов.

Каким цветом вы их разукрасили?

Почему у них такие лица вы нарисовали?

Пусть ваши ангелочки несут в ваш дом тепло, уют, радость и счастье.

Конспект занятия по познавательному и художественно-эстетическому развитию для детей старшей группы, посвященный празднику Рождества Христова. Цель предлагаемого занятия - познакомить детей с историей возникновения праздника.

Скачать:


Предварительный просмотр:

конспект НОД для детей 5 - 6 лет по познавательному и

художественно - эстетическому развитию

Тема: «Рождество Христово - на душе светло!»

Старшая группа

Предварительная работа:

1. Чтение библейских повествований из книги «Библия для детей»: «Благовещение о рождении Иисуса», «Рождество Иисуса Христа», «Ангелы возвещают пастухам о рождении Иисуса Христа», «Пастухи у Иисуса», «Поклонение волхвов», «Дары волхвов».

2. Рассматривание иллюстраций, открыток о Рождестве.

3. Изготовление елочных игрушек.

4. Чтение книги о рождественской елке.

Материал и оборудование:

Снежинка, вырезанная из бумаги, рождественская елка, иллюстрации к библейским историям, бумага белая, цветная, ножницы, клей, кисти, салфетки, елочка из цветной бумаги, альбомный лист, игрушечное детское колечко, угощения для чаепития.

Цель: познакомить детей с историей возникновения праздника Рождества Христова; расширить духовный мир детей; учить слушать художественное произведение с рождественскими сюжетами.

Ход занятия

Воспитатель: Чем чаще в будущее смотрим,

Тем больше прошлым дорожим.

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим.

Россия – мать! Тебе хвала!

В веках ты видела немало,

Когда б ты говорить могла,

То многое бы рассказала.

Какие замечательные слова! Вот и мы с вами сейчас поговорим о том, как жили люди в старину, чем занимались. В народном календаре зима – самое «богатое» праздниками время года. Когда урожай убран, наступает период развлечений. Какие же были развлечения?

Дети: Катались на санках, на коньках, ходили в гости друг к другу, праздновали Новый год, отмечали Рождество.

Воспитатель: Мы с вами тоже отмечаем в детском саду великий святой праздник Рождества Христова. Каждый из нас – и ребенок, и взрослый – с особым чувством готовится встретить его. Но какова история возникновения этого праздника? Почему его отмечают с особым благоговением? Хотите узнать об этом? А поможет мне в этом… снежинка. Она непростая. Эту снежинку занесло в открытое окно во время Нового года к нам на елку. Снежинка что-то шепчет мне на ушко! Ребята, вы хотите узнать, что она мне шепнула? Когда она была на елочке в музыкальном зале, елочка рассказала этой снежинке свою тайну – очень интересную, почти сказочную историю о том, что произошло с ней, со всеми людьми, со всем миром почти две тысячи лет назад, когда впервые на земле праздновали великий праздник Рождества. И теперь снежинка хочет поведать эту историю вам. А снежинка пусть посидит на нашей елочке, тоже послушает и посмотрит на нас.

…Давным-давно император Август захотел узнать, сколько людей живет в его государстве. Он приказал каждому жителю явиться в город, откуда он родом, и пройти перепись. Дева Мария, так звали мать Христа, и ее муж Иосиф отправились в город Вифлеем. Дорога была трудной и долгой. Иосиф шел пешком и вел за собой ослика, на котором ехала Мария. Они пришли в Вифлеем поздним вечером. Супруги хотели устроиться на ночлег в гостинице, но все гостиницы и все дома оказались переполненными, ведь в городе собралось очень много людей. И лишь одна пещера на краю города, куда пастухи загоняли овец в непогоду, дала им приют.

Этой ночью у Марии родился сын Иисус Христос. Мать спеленала Младенца и положила в ясли на солому. Не было у нее другой колыбели для ребенка.

В ту чудесную ночь зажглась на небесах новая яркая звезда. Она остановилась над пещерой и возвестила людям о рождении Христа. Первыми увидели Рождественскую звезду пастухи. Когда они пасли овец в долине возле реки, им явился светлый ангел в белоснежных одеждах. Ангел рассказал пастухам, что в пещере этой ночью родился Христос, Спаситель мира.

Мудрецы Востока – волхвы знали из древних книг, что на земле должен родиться Христос. По звезде они нашли к нему дорогу и принесли Божественному Младенцу дары: золото, ладан и смирну.

Когда родился Иисус Христос, обрадовались и люди, и звери, и птицы, и растения. В тех странах, где стояла зима, деревья зазеленели и зацвели. А елочка ведь и зимой и летом остается зеленой. Вот она и загрустила, что нечем ей порадовать Младенца. Но тут с небес упала яркая звезда, рассыпалась на осколки, и они заблестели у елочки на ветвях, как дорогое украшение.

Вот такая чудесная легенда! Вам понравилось? Как вы считаете, чего не хватает на рисунках?

Дети: Елочки!

Воспитатель: Конечно же, самой елочки! Давайте с вами сделаем не просто рисунок, а аппликацию. Я вам помогу вырезать елочку и наклеить ее на лист, а вы вырежете из цветной бумаги любое украшение и приклеите его на елочку. А чем можно украшать рождественскую елку? Давайте немного поиграем.

Физминутка с мячом «Да – нет»

Воспитатель: Я буду называть разные украшения, а вы, кто поймает мяч, отвечайте коротко: «да» или «нет».

Дети становятся в круг, воспитатель в центре круга держит в руках мяч. Воспитатель бросает мяч ребенку, задает вопрос, тот ловит, отвечает, бросает мяч обратно.

Воспитатель: Бывают на елке игрушки… (да)

Веселые Петрушки… (да)

Большая хлопушка… (да)

Сушеная лягушка… (нет)

Разноцветные флажки… (да)

Мясные пирожки… (нет)

Яркие картинки… (да)

Рваные ботинки… (нет)

Рыбки золоченые… (да)

Колбаса копченая… (нет)

Воспитатель: Ну, ребята, молодцы! Справились на славу. Теперь приступим к работе.

Воспитатель с детьми выполняют коллективную аппликацию «Елка Рождественская»

Воспитатель: Ну, вот. Теперь у Рождественской истории все картинки на месте.

Воспитатель: Когда-то давно было время, когда Рождество было не семейным праздником, а находилось в числе праздников всенародных. На центральной площади устанавливали сцену, где проводили пышные постановки, то есть спектакли о том, как появился Иисус Христос. Со временем праздник Рождества стал семейным. Так повелось, что каждая семья, справляющая Рождество, собиралась у семейного очага, где трещали в огне смоляные дрова и пел, закипая, начищенный медный чайник, или за столом, который был заставлен вкусными вещами. Зажигалась наряженная елка, сияющая цветными фонариками.

В старые времена каждая семья, отмечающая Рождество, была озабочена тем, чтобы у бедных людей тоже был праздник. Бедных приглашали в дом, сажали за стол, угощали от души или посылали в нищую хижину корзину с праздничным угощением.

А еще на Рождество проводилось много игр. Давайте поиграем в одну из них! Называется игра «Колечко, колечко». Садитесь на стулья поудобнее, выберем ведущего считалкой. И еще один из вас останется с ведущим. У ведущего в ладошках спрятано колечко. Вы тоже все складываете ладошки вместе и произносите слова «Колечко, колечко, катись на крылечко, через поле, через луг, возвращайся, сделав круг!».Водящий с колечком в ладошках подходит поочередно к каждому из сидящих и незаметно кому-то из них опускает в ладошки колечко. Второй ведущий должен отгадать, у кого в ладошках колечко. Если угадывает, то садится на место того, у кого было колечко. Если нет, все дружно произносят: «Раз, два, три, колечко, беги!». Тот, у кого колечко, убегает, а угадывающий бросается вдогонку.

Дети играют в игру «Колечко, колечко» 2 – 3 раза

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что в рождественскую ночь был обычай ходить по домам и поздравлять всех с праздником. Назывался этот обычай «колядование». Маленькие девочки и мальчики ходили от дома к дому, плясали, устраивали целые представления. Пели и специальные маленькие песенки – колядки, щедровки. В них обязательно желали хозяевам здоровья и богатства, поздравляли с Рождеством. А хозяин одаривал малышей конфетами, пряниками, мелкими монетами.

Воспитатель: Ну, и, конечно же, какое Рождество без подарков? Обычай дарить в Рождество подарки связан с преданиями о дарах волхвов. Давайте вспомним, что они подарили Иисусу?

Ответы детей

Воспитатель: Но это не значит, что мы должны тоже дарить золото и прочие дорогие подарки. Главное – чтобы подарок был сделан от чистого сердца. Чаще всего на Рождество дарят фигурки ангелочков, красивые открытки, книги.

Воспитатель: А вы не забыли о нашей гостье, Снежинке? Давайте вырежем из бумаги еще снежинки и подарим тем, кого любим.

Дети выполняют задание

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы славно потрудились! Ну, а какой же праздник без чаепития? В старину очень любили чаевничать. Выпивали чаю аж по десять стаканов и говорили: «Чай пить – не дрова рубить». Вот и я вас приглашаю за стол!