Конспект нод в старшей группе «эти удивительные камни» план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему. Конспект нод "удивительные камни" Интегрированное занятие в царстве камней

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Детский сад «Зёрнышко» с.Новопесчаное

Конспект интегрированного занятия

по экспериментальной деятельности

Тема: "Удивительные камни"

старшая группа от 5 до 6 лет

Воспитатель: Алексеева И.М.

2016 г

Тема: "Удивительные камни"

Цель: Познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами.

Задачи:

Обучающие: обратить внимание на особенности камней. Вместе с детьми классифицировать камни по признакам: размер (большой, средний, маленький); поверхность (гладкая, ровная, шероховатая, шершавая); вес (лёгкий, тяжелый), плавучесть – тонет в воде. Нацелить детей на поисковую и творческую деятельность в детском саду и дома.

Развивающие: развивать визуальную, и мышечную память, глазомер, логическое мышление. Способствовать развитию эстетического вкуса. Побудить детей выражать словами свои тактильные ощущения. Закрепить навыки работы с увеличительными приборами. Способствовать развитию слухового восприятия.

Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к неживой природе.

Демонстрационный и раздаточный материал:

    Фотографии, картины гор и горных ландшафтов.

    Камни на каждого ребенка.

    Лупы.

    Стакан с водой, ложка.

    Большие подносы.

    Салфетки маленькие.

    Салфетки большие.

    Деревянные брусочки

Предварительная работа :

Беседа с детьми о горах, рассматривание иллюстраций, больших картин с горными ландшафтами. Рассматривание глобуса, карты мира и нахождение высочайших гор нашей планеты и нашего государства. Чтение сказки П.П.Бажова “Каменный цветок”.

Словарная работа: жёсткий, плотный, шершавый, шероховатый.

Ход занятия:

Дети заходят в группу и встают полукругом вокруг демонстрационного стола.

1 Организационный момент

В мире много интересного,

Нам порою неизвестного.

Миру знаний нет предела.

Так скорей, друзья, за дело!

Будьте все внимательны,

Активны и старательны.

На столе лежит коробка, внутри которой лежит один большой камень. Рядом с коробкой конверт с названием группы.

Воспитатель : Ребята, как вы думаете от кого это письмо и посылка? Это письмо прислали нам гномы, т.к. на конверте их изображение. Давайте прочитаем, что пишут нам гномы. (читает). «За глубокими морями, за тёмными лесами стоит одинокая гора. В этой горе в бескрайних пещерах живут гномы. День и ночь добывают они золото и драгоценные камни. День и ночь стучат их молотки. А царствует над нами злой жадный Горный король. Он очень рассердился, увидев наш дом ярким, нарядным, весёлым. Помогите нам сделать эскиз пещеры короля. А чтобы это сделать, вам надо провести опыты. Отгадайте, что лежит внутри коробки?

В сережках у мамы огнем он горит,

В пыли на дороге, ненужным лежит,

Меняет он фору, меняет он цвет,

А в стройке годится на тысячу лет.

Он может быть мелкий – в ладошке лежать,

Тяжелый, большой – одному не поднять.

Кто, дети, загадку мою отгадает?

Кто этот предмет по приметам узнает?

Дети. Это камень .

Воспитатель. Правильно ли мы отгадали загадку, давайте проверим. Что это? (Открывает шкатулку, в ней разные камни).

Воспитатель : Ребята мы сегодня с вами побудем немножко учеными. Мы будем делать опыты с камнями. Прошу вас занять свои места.

Для 1 Опыта вам нужно повнимательней рассмотреть камни и определить их цвет. Покажите мне пожалуйста у кого есть белый камень, у кого коричневый, у кого серый и т.д.

Какой же цвет у камней может быть?

Ответы детей: разноцветные.

Вывод : камни по цвету бывают разноцветные.

А сейчас давайте посмотрим на форму камней,что мы можем сказать Есть круглые камни, а также угловатые и похожие на многоугольники.

Какая же форма у камней?

Ответы детей: разная.

Вывод : камни имею разную форму .

Для 2 Опыта я предлагаю вам разложить на столе перед собой камни от маленького к большому.

Ребята, какого размера бывают камни?

Ответы детей: разного.

Вывод : камни бывают разных размеров.

(Воспитатель показывает схему – рисунок, прикрепляет на доске).

Для 3 Опыта нам понадобятся весы. В обе чаши мы положим камни и сравним их вес. Какой тяжелее камень большой или маленький.

Вывод: камни по весу бывают разные: легкие, тяжелые.

(Воспитатель показывает схему – рисунок, прикрепляет на доске).

Опыт № 4. Возьмите в руки камень. Погладьте его. Какой он на ощупь? А теперь возьмите другой камень и погладьте его тоже.Что мы можем сказать? Камни бывают гладкие и шершавые

В одной руке у вас камень, а в другую руку возьмите лупу. Давайте рассмотрим камень через лупу. Посмотрите, какие крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры на камнях. Какие красивые камни! Правда?

Вывод: камень может быть гладким и шероховатым.

(Воспитатель показывает схему – рисунок, прикрепляет на доске).

Гладкие Шершавые

Опыт №5.Твердость

Воспитатель : Теперь сравним камень и пластилин. Как вы думаете, если мы сожжем в одной руке пластилин, а в другой камень. Что произойдет? (ответы детей).

Воспитатель : Я предлагаю проверить ваши предположения. Возьмите в одну руку кусочек пластилина, а в другую любой камешек. Сожмите обе руки сильно- сильно. Откройте ладони, посмотрите, что произошло. (пластилин изменил форму, а почему (потому, что он мягкий, а камень нет, потому, что он твердый). Ребята, вы определили еще одно свойство своих камней.

Опыта № 6

Опустите в емкость с водой один камень и брусок дерева. Что произошло? (деревянный брусок утонул? (нет) Почему? (потому что он легкий). А камень? (утонул, потому что он тяжелый). Я вывешиваю еще одну картинку- подсказку (приложение), а вы сформулируйте свойство камня, которое мы изучили (камень тяжелый).

Ответы детей:

Вывод : Да, ребята камни тонут в воде, потому что они тяжелые, и плотные.

(Воспитатель показывает схему – рисунок, прикрепляет на доске).

. Где используются камни.

Воспитатель : Ребята, а вы знаете где человек использует камни?(в строительстве дорог, украшения, лечение)

Еще давным- давно люди заметили, что некоторые камни очень красивые, прочные и строили из них замки, крепости, церкви. В современном мире камень больше используется для отделки: метрополитенов, мостов, фонтанов, балконов, лестниц, каминов. Посмотрите, как красиво смотрятся камни при дизайне приусадебных участков. Камни используют для оформления клумб, альпийских горок, дорожек.

А геологи рассматривают их по своему. Они знают как использовать их на благо человека.

Уголь – его используют в виде топлива для разжигания огня.

Мрамор - самое широкое применение, получил мрамор в строительстве в производстве строительных материалов и предметов интерьера.

Гранит - в строительном дизайне камень является одним из главных элементов. Ценится он, прежде всего, за долговечность и прочность.

Через лупу видно, что он состоит из разных по размеру зерен. Гранит – горная порода. Этот камень очень прочный, его используют в строительстве, из него изготавливают памятники. (Показывает иллюстрации.)

Остались еще камни. Их называют камни-самоцветы. Как вы думаете почему?

Дети. Они яркие, разноцветные, переливаются.

Воспитатель. А что из них делают?

Дети. Украшения.

Воспитатель . Люди всегда ценили камни за красоту, редкость, долговечность, любили украшения из них. Из самоцветов изготавливали бусы, или украшали одежду, короны, иконы, делали браслеты и кольца.

Воспитатель : Ребята! Посмотрите, пожалуйста, на доску. У нас получилось необычное письмо о камнях. Письмо написано в рисунках и схемах.

Кто хочет сделать рассказать о свойствах камней?

(Один ребенок делает вывод обо всех проделанных опытах.)

Как вы думаете, нужны ли камни человеку?

Использует ли человек для своих нужд камень? Как?

Вот сколько интересного мы узнали про камни! Одни помогают нам в строительстве зданий, мостов, другие используются при изготовлении памятников, для украшений станций метро. (

Воспитатель : Ребята, а давайте мы сейчас сами, своими руками, попробуем сделать эскиз пещеры короля. Пусть горному королю станет стыдно, что он такой сердитый.

Воспитатель : как вы думаете, выглядит пещера изнутри? Сегодня мы с вами будем рисовать методом примакивания губкой.

Дети выполняют работу.

Я думаю, что Горному королю понравится и он станет добрым другом для гномов.

Воспитатель: Всё что вы сегодня узнали, расскажите своим друзьям и родителям. Всего вам доброго

Всё готово к работе.

Сравниваем камни по форме и цвету.

Камни отличаются по весу



Рассмотрим камни через лупу

Сожмём в одной руке пластилин,а в другой камень.

Опустим в стакан с водой камень и деревянный брусочек.

Украсим пещеру для Горного короля.

Мой подход к работе с детьми

Воспитатель – центральная фигура в детском саду. Я на виду у всех детей и родителей. Моя работа одна из самых важных и сложных, потому что воспитатель должен знать природу ребенка, чем он живет, что его радует, как относятся к нему сверстники. Имея достаточно широкий кругозор, ориентируясь в детской субкультуре, разделяя взгляды ребенка, его интересы легко становлюсь авторитетом в его глазах.
Проработав в детском саду достаточное время. Я поняла, что работать с детьми можно с теплой, искренней душой, - только в том случае влияние на ребенка будет благоприятным. Педагогическая деятельность по своей сути является творческой. Творчество для меня - это всегда интерес, увлечение и даже страсть. Интересный, увлеченный воспитатель – счастье для ребенка. И я вижу, что моим детям со мной интересно, весело и комфортно. Дети приходят в детский сад с чистыми и открытыми душами, они доверяются мне и, как мягкий кусочек воска, податливо дают лепить из себя пусть маленькую, пусть несозревшую, но личность.
Как творческий воспитатель я живу и работаю согласно заповеди, сформированной Ш. А. Амонашвили: « Если хочешь воспитать в детях смелость ума, вселить в них радость сотворчества, то создай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мыслей, дай им возможность почувствовать себя в нем властелинами».
Работая по программе «Успех», руководителем авторского коллектива является кандидат педагогический наук Н. В. Федина, На познавательных ООД знакомлю детей со связями живой и неживой природы в природных зонах, ролью человека в их сохранении, через построение моделей связи растений и животных, используя карточки, схемы и картинки. Дети узнают много нового о природе и ее явлениях и на интегрированных занятиях.
Для развития исследовательских навыков у детей использую методики О. В. Дыбиной, Н. П. Рохмановой. В.В. Щетининой «Неизведанное рядом»; Л. В. Ковинько «Секреты природы – это так интересно». Немаловажное значение в развитии познавательной активности детей имеет предметно – развивающая среда, она создает оптимальные условия для саморазвития. В группе созданы все условия, для самостоятельного активного действия во всех видах деятельности (игровой, двигательной, изобразительной, познавательной).
Занимаясь инновационной деятельностью, внедряю в свою практику метод проектирования и метод экспериментирования. Считаю, что благополучие детей зависит от мудрости воспитателя, его доброты, внимания и терпения. Поэтому успехи детей принимаю как свои собственные.

Конспект ООД «Камни могут удивлять» подготовительная группа
Воспитатель 1 кв. кат. Баландина Е.В.
МБДОУДСОРВ «Рябинушка»
С. Зеленое усть-Абаканского района.
Цель: Создание условий для развития познавательной активности детей посредством экспериментирования с камнями.

Задачи:
1. Создать условия для приобретения детьми опыта участия в ситуациях речевого общения (речевое развитие).
2. Создать условия для развития предпосылок ценностно-смысловогоо восприятия и понимания художественной литературы (художественно-эстетическое развитие).
3. Обеспечить условия для самостоятельного выбора материала и способов действий с ним (социально-коммуникативное развитие).
4. Способствовать развитию навыков взаимодействия (социально-коммуникативное развитие).
5. Обеспечить условия для формирования познавательных действий (познавательное развитие).
6. Создать условия для развития мелкой моторики рук (физическое развитие).
7. Обеспечить условия для развития творческой активности (художественно-эстетическое развитие).
Организация детских видов деятельностей:
общение ребёнка со взрослым;
общение ребёнка со сверстниками;
исследовательская деятельность (исследовательская практика);
трудовая деятельность;
двигательная деятельность;
художественно-эстетическая деятельность.
Оборудование и материалы:
И.К.Т. презентация «Камни с берегов озер Хакассии», « камни с берегов Черного моря» (Крым) слайды,
Фотографии, картины гор и горных ландшафтов.
сундучок ощущений.
Набор схем – рисунков.
Шапка ученого.
Набор камней на каждого ребенка.
Лупы.
Стакан с водой, ложка.
Большие подносы.
Салфетки маленькие.
Салфетки большие.
Коробка с ячейками.
Предварительная работа: Беседа с детьми о горах, рассматривание иллюстраций, больших картин с горными ландшафтами. Рассматривание глобуса, карты мира и нахождение высочайших гор нашей планеты и нашего государства. Чтение сказки П.П.Бажова "Каменный цветок".
Словарная работа:
Жёсткий, плотный, шершавый, шероховатый.
Организационный момент:
Воображаемая ситуация «На горе»

(игра «Гора старушка» дети выполняют все движения по текст.)
Ход ООД
После игры дети обнаруживают сундучок ощущений, внутри которого лежит один большой камень. Дети по очереди подходят к сундучку. Просовывают руки с двух сторон и ощупывают предмет. Делают вывод: что же лежит внутри сундука? – Камень. Обсуждают по ощущениям какой он по размеру, по тяжести, определение характера поверхности на ощупь,
Воспитатель: Хотели бы знать побольше о камнях?
Вас можно назвать в таком случае учеными? С чем мы будем делать опыты?
- Да, с камнями. Какие нам нужны помощники для экспериментов?
(Дети рассматривают схемы и выстраивают алгоритм действий, делятся на пары по разрезным схемам, находят свои рабочие места, нужный материал для исследований камней).
Стол № 1. (опыт) Определение цвета, формы и размера.
Дети рассматривают лупами камни, делятся наблюдениями, какого цвета и формы у них камни (серый, коричневый, белый, красный, синий, овальный, треугольный, круглый и т. д.).
Вывод: камни по цвету, форме и размеру бывают разные: серые, коричневые, белые, красные, синие, овальные, треугольные, круглые, большие, маленькие, и т. д.

Стол № 5. (опыт) Определение веса.
Дети по очереди держат камни в ладошках и определяют самый тяжелый и самый легкий камень.
Вывод: камни по весу бывают разные: легкие, средней тяжести, тяжелые.
Ребята, а сейчас положите ладошки на стол и быстренько на щеки. Стол, какой? А щеки? Наша кожа может быстро определить температуру.

Совместный опыт воспитателя с детьми № 6:
Определение температуры.
Сейчас у нас будет интереснейший, очень сложный опыт. Среди своих камней нужно найти самый теплый и самый холодный камень. Ребята, как и что вы будете делать? (Дети предлагают способы действий, проводят опыт. Воспитатель просит показать теплый, затем холодный камень и предлагает согреть холодный камень.)
Дыхательная гимнастика. Дети берут все камни, кладут их на ладони, делают вдох носом, а выдох через рот, губы трубочкой (3 раза).
Вывод: камни могут быть теплые и холодные.
Воспитатель спрашивает: "Ребята, как вы думаете, что будет с камнем, если положить его в воду? (Версии детей.) Почему вы так думаете? (Доводы детей.) А что нужно сделать, чтобы узнать правду – истину? (Предложения детей.)
Совместный опыт воспитателя с детьми № 7. Плавучесть.
Дети берут ванночки с водой и осторожно кладут один камень в воду. Наблюдают. Делятся результатом опыта. Воспитатель обращает внимание на дополнительные явления – по воде пошли круги, цвет камня изменился, стал более ярким. (Дети достают камень и вытирают маленькой салфеткой.)
Вывод: камни тонут в воде, потому что они тяжелые, и плотные.

После проделанных опытов дети прикрепляют схемы на магнитную доску

Воспитатель: Ребята! Посмотрите, пожалуйста, на доску. У нас получилось необычное письмо о камнях. Письмо в рисунках и схемах. Надеть шапку бакалавра и сделайте важный вывод о свойствах камней? (Дети по очереди рассказывают о результатах проделанных опытов).

Рефлексия: Покажите свое отношение к экспериментам в виде смайликов.
(В пространстве группы стоят столы с кругами: красный и синий, условные смайлики, веселые и грустные)
Дети выбирают и раскладывают смайликов по кругам.

Дети приводят рабочее место в порядок, воспитатель поощряет детей, предлагает пойти на экскурсию и посмотреть выставку о камнях.

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности

Подготовила и провела воспитатель высшей квалификационной категории Пакскина Галина Владимировна
«Волшебные камешки» (для детей подготовительной группы)
Длительность: 30-35 минут.
Интеграция образовательных областей: «Познание»,«Коммуникация»,«Здоровье»,"Художественная деятельность".
Задачи:
- формирование исследовательских навыков детей через объект неживой природы – камни;
- классифицировать камни по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности;
- поддерживать интерес к исследовательской работе, видеть красоту природы.
- развивать воображение и творчество.
- способствовать развитию бережного отношения к своему здоровью.
- воспитать желание быть здоровым, внимательно относиться к себе.
Материалы: различные камни, дорожка из камешков, краски, вода, кисточки, мешочек, фартуки. Воспитатель: Сегодня Катя принесла в группу мешочек с разными камешками.
Я приглашаю вас в нашу лабораторию и быть исследователями.
Достаю из мешочка камешки и выкладываю на подносы. Дети их рассматривают.
Воспитатель: Возьмите их. Чем камни отличаются друг от друга?
Опыт 1 . Предлагаю потрогайте камень. Какой он на ощупь. Гладкий или шершавый?
Ответы детей: камень может быть гладким и шероховатым.
Воспитатель: Поднимите руку с камешком вверх, у кого гладкий камешек, протяните руку с камешком перед собой, у кого шероховатый.
Действия детей: поднимают руки с камешком вверх или протягивают перед собой.
Вопрос: какими камни бывают по цвету, форме, размеру?
Ответы детей: камни бывают разные: серые, коричневые, белые, овальные, треугольные, круглые, большие, маленькие, и т. д.
Опыт 2. Демонстрирую теплые камешки (нагрела на батарее отопления).
Воспитатель: Потрогайте разные камни: которые у вас на столе и которые я вам раздала, Что можно сказать?
Ответы детей: один камень теплый другой холодный
Воспитатель: Какой приятнее держать в руке? Зажмите холодный камешек в кулаке, и подуйте на него, стал ли он теплее?

Дыхательная гимнастика:
Дети берут холодный камешек, кладут их на ладони, делают вдох носом, а выдох через рот и дуют на камешек, держа его в руке (3 раза).
Воспитатель: Что теперь вы скажите?
Ответы: камешек стал теплым от нашего воздуха. Мы его нагрели.
Вывод: камни могут быть теплыми от нагрева и холодными.
Опыт 3 : «Тонет- не тонет».
Воспитатель: Я предлагаю камешки положить в воду. Скажите, что будет? Он плывет? На дно упал? Какого цвета стали камешки? Ответ: Камешки поменяли цвет, утонули по воде и по воде пошли круги.
Вывод: камни тонут в воде, потому что они тяжелые, поменяли цвет и стали более яркими.

Воспитатель: Камнями в наше время даже лечатся!
Слайды1-4
Воспитатель: Я сейчас вам скажу пословицу: «Крепким стать нельзя мгновенно – закаляйтесь постепенно».
Вот очень простой способ закаливания, который можно делать каждый день. Это хождение по камешкам.
Воспитатель: предлагаю выложить камешки на полу в ряд и пройти по ним. Когда вы ходите по камешкам: Что чувствуете? Какие камешки?
Ответы детей: камешки твердые и гладкие, наступать надо осторожно, чтобы не было больно.
Получается специальный массаж ступней, можно избежать плоскостопия. Посмотрите, у меня есть специальное полотно для ходьбы по камням.


Физминутка : Дети ходят по дорожке из камешков.
Топают ноги
По прямой дороге.
И поскачут ноги
По прямой дороге.
Скакали, скакали
И встали. Стоп!
По узенькой дороге
Пойдут тихонько ноги
Друг за дружкой побежали
И не сколько не устали.
Воспитатель: Наши предки ходили босиком по земле и были здоровыми. Сегодня о ходьбе босиком даже по траве мы забываем, да и нет для этого условий. Мы боимся поранить ноги. А кто скажет, где все же можно походить босиком?
Ответы детей: в лесу, на поляне, у себя на даче, где нет мусора, стекол.
Воспитатель: посмотрим на экран. В руках умелых людей, мастеров камни превращаются в замечательные предметы и украшения.
Слайд о камнях 5-7(изделия из полудрагоценных камней)
После просмотра. Продуктивная деятельность детей под музыку.
Воспитатель: Давайте и мы «оживим» свои камешки. На выбор предлагаю нарисовать красками на гладких камнях узор.
Воспитатель: Какие замечательные работы у вас получились. Возьмите себе на память. Скажем Кате большое спасибо за удивительные камешки.


Понравилось ли участвовать в исследовании? Что расскажите родителям?
Дети отвечают на вопросы.
Прошу детей навести порядок на столах, помогаю им. Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе с общим недоразвитием речи третьего уро

Цель: Познакомить детей с разнообразием камней, их свойствами и особенностями.

Задачи:

Обучающие: Учить классифицировать камни по различным признакам (цвет, форма, размер, вес, температура, плавучесть). Нацелить на поисковую и творческую деятельность

Развивающие: Развивать познавательную деятельность в процессе экспериментирования, визуальную и мышечную память; стимулировать самостоятельное формулирование выводов. Закрепить навыки работы с увеличительными приборами.

Воспитательные: воспитывать интерес к объектам неживой природы, аккуратность в работе.

Ожидаемые результаты:

1. С помощью опытов у детей сформируется расширенное представление о камнях

2. Дети смогут сделать зарисовки наблюдений за камнями в процессе опытов.

Материалы: сундучок ощущений, набор схем-рисунков, шапка магистра, наборы камней лимонный сок, пипетка, деревянный брусок, магниты, магнитная доска, карта России; халаты, лупы, кусочки пластилина, стаканы с водой, ложки, подносы и салфетки на каждого ребёнка, подарки и сюрпризы.

Словарная работа: лаборатория,лупа.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я очень рада нашей встрече. Давайте, поделимся, друг с другом своим теплом и добротой, обнимемся крепко- крепко!

Сегодня утром я получила необычное письмо. Адрес отправителя тоже загадочный - Горная Страна. Гномы. Но ещё больше я растерялась, когда открыла конверт - в нём нет ни одного слова, одни лишь непонятные схемы.

А вы, ребята, ничего необычного у себя в саду не замечали. Ведь, я думаю, не зря на моём послании этот знак. Давайте внимательно осмотрим всё вокруг.

(Дети находят шкатулку)

Кто из вас, ребята, знает, кто такие Гномы?

Чем они занимаются?

Как вы думаете, что может в шкатулке находиться?

Ответы детей.

Воспитатель: Сейчас каждый из вас на ощупь попытается определить содержимое этой шкатулки.

Дети: В шкатулке находятся камни.

Воспитатель: Верно, это - камни. А знаете ли вы, что каменным богатством в нашей стране является Урал и Сибирь (показ на карте).Здесь высокие горы. В них много богатств и сокровищ, здесь-то и работают Гномы

Но с какой целью Гномы нам послали эти камни и схемы?

(Предположения детей)

Не просто так шкатулка здесь,

И в том есть один секрет:

В шкатулке этой камни есть,

Что излучают свет!

Один, как мамины глаза,

Прозрачно- голубой;

Как виноградная лоза,

Зелёненький - другой.

А третий солнышка светлей,

А вдруг это алмаз?!

Я предлагаю, детки, их

Вам рассмотреть сейчас.

Ребята, а что вы знаете о камнях?

Не очень много вы о них знаете.

А хотите узнать больше? Для более полного их изучения я предлагаю вам пройти в лабораторию.

Воспитатель: Что такое лаборатория?

Дети: Это специальный кабинет, где проводят исследования, ставят опыты, эксперименты.

Воспитатель: Для работы в лаборатории, необходимо надеть специальную одежду и знать некоторые правила поведения: вести себя тихо и аккуратно, быть внимательными и следовать моим инструкциям, ничего не брать в рот, не размахивать и не кидать камни.

(Дети надевают халаты и шапочки).

Воспитатель: Сегодня активно будут работать наши верные помощники. Глаза?

Дети: Чтобы смотреть.

Воспитатель: Пальчики?

Дети: Чтобы трогать, щупать.

Воспитатель: Уши?

Дети: Чтобы слушать.

Воспитатель: Гномы разрешили рассмотреть нам их коллекцию камней, какими они бывают?

Опыт № 1. Определение цвета, формы и размера.

Дети делятся наблюдениями, какого цвета и формы камни.

Покажите мне самый большой ваш камень.

Выложите все камни в ряд от самого большого к самому маленькому.

Все ли камни одинакового размера?

Вывод: камни бывают разными по цвету, форме и размеру.

(На магнитную доску вывешивается первая схема).

Вот теперь, ребята, всё становится понятным, на схемах гномы изобразили то, что мы должны узнать о камнях.

Опыт № 2. Определение характера поверхности.

Сейчас нужны будут ваши чувствительные пальчики. Закройте глаза, погладьте ваши камешки и попробуйте на ощупь выбрать самый неровный, шершавый камень.

А теперь самый гладкий камешек? Подумайте, где можно чаще всего встретить такой камень? (У моря)

Почему у него нет острых углов? (Вода двигает камни, ударяет их друг о друга, трутся они и о песок, острые углы постепенно стираются, исчезают. Камешек становится округлым.) Вывод: камни бывают гладкими и шероховатыми.

Опыт № 3. Определение твёрдости.

В одну руку возьмите камешек, а в другую кусочек пластилина. Сожмите обе ладони.

Что произошло с пластилином? Почему?

А с камнем? Почему?

Вы думаете, камень тверже дерева? Давайте проверим. Я возьму молоток, гвоздь и брусочек из дерева и попробую вбить гвоздь в дерево. Что получилось? (Гвоздь вошел в дерево).

Воспитатель. А сейчас я попробую вбить гвоздь в камень. Забивает - не получается. Гвоздь гнется, но не вбивается.

Ну что, смогла я забить гвоздь в камень? Что случилось с гвоздем? А как вел себя камень? Какой можно сделать вывод?

Вывод: Камень твёрдый, прочный.

Опыт № 4. Определение температуры.

Ребята, положите ваши ладошки на стол и быстренько на щёки. Чувствуете разницу?

Наша кожа может быстро определять температуру.

Сейчас у нас будет очень сложный опыт. От вас потребуется внимание и сосредоточенность.

Из всех камней вам необходимо выбрать самый тёплый и самый холодный.

Как это можно сделать? (Зажать в ладонях, поднести к щеке)

Вывод: камни имеют разную температуру.

Как можно согреть холодный камень?

Я предлагаю вам согреть его своим тёплым дыханием.

Дыхательная гимнастика : Дети берут самый холодный камень, кладут его на ладони.

Делают глубокий вдох через нос, а выдох через рот, губы трубочкой. (3раза)

Опыт № 5. Плавучесть.

Что будет, если положить камешек в воду? (Версии детей)

Как это можно проверить?

Дети осторожно кладут камень в воду. Наблюдают. (Камень утонул, от него на поверхность поднимаются пузырьки воздуха, цвет изменился, стал более ярким.)

Достают камень из воды, вытирают его салфеткой

- Какие камни вам нравятся больше, мокрые или сухие?

Вывод: камни тонут в воде, потому, что они тяжёлые.

Опыт № 6. Камни издают звуки.

Как вы думаете, могут ли камни издавать звуки?

Постучите ими друг о друга. Что вы слышите?

Это камни разговаривают друг с другом и у каждого из них свой голос.

А сейчас, ребята, на один из ваших камешков я капну лимонный сок. Что происходит?

(Камень шипит, злится, ему не нравится лимонный сок)

Вывод: камни могут издавать звуки.

Опыт № 7. Рассматривание камней через лупу.

Как называется этот прибор? (Лупа.)

Для чего же он нужен? (Увеличивать изображение.)

Посмотрите на свои ладошки.

А теперь посмотрите на них через лупу?

Чтобы лучше увидеть поверхность камней мы проделаем с ними то же самое.

Что интересного вы увидели?

Молодцы, вы очень внимательные! Чтобы ещё раз проверить ваше внимание я предлагаю вам поиграть в игру » С другом мы пойдём гулять«

С другом мы гулять пойдем,
Речку - каменку найдем.
(встают парами, шагают на месте)
Речка весело журчит
И по камушкам бежит.
Через речку мы вдвоем
По мосточку перейдем.
(шагают на месте)
Мостик каменный стоит,
Речка весело журчит.
(руки вперед, движение «волна»)
Из камней построен дом,
(движение «кулачок об кулачок»)
Мы с тобой в него войдем.
Мостик каменный стоит,
(пальцы рук соединены перед грудью)
Речка весело журчит.
(руки вперед, движение «волна»)
Домик прочный из камней,
(руки над головой в форме «крыши»)
Для друзей всегда открыт!
(руки в стороны ладонями вперед).

Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску. Страничка за страничкой мы составили целый рассказ о камнях. Рассказ в схемах. Кто желает стать настоящим ученым, надеть шапку магистра и прочесть послание Гномов о свойствах камней? (Один ребёнок делает вывод обо всех проделанных опытах)

Сейчас, ребята, возьмите свои подносы и выложим на песке узоры из камней. Может быть ночью, когда детский сад будет пуст, гномы вновь вернутся сюда и будут очень рады такому подарку.

А на память о нашей встрече я дарю вам эти блокноты и карандаши, предлагаю нарисовать в них то, что видели и о чем узнали. А ваши рисунки вместе с письмом поместим в этот конверт и отправим гномам в Горную страну

А в шкатулке находится что-то ещё. Это волшебные, разноцветные и очень вкусные камешки. Возьмите их и угостите своих друзей.

Цель: познакомить детей со свойствами камней, продолжать знакомство с тем, как человек использует камни;

развивать исследовательские навыки, совершенствовать умение наблюдать,

выделять сходство и различия предметов, содействовать формированию

интереса к неживой природе (камням);

познакомить с одним из камней (янтарь), вызвать интерес к

коллекционированию.

Оборудование : наборы камней, деревянных брусков, емкости с водой, деревянные молоточки, картинки - помогалочки, халаты, головные уборы(шапочки, косынки), интерактивная доска для показа презинтаций.

Ход занятия:

I.Введение в тему занятия.

Вос-ль:3дравствуйте, ребята! Я профессор Почемучка. Мне сказали, что в детском саду «Теремок» очень любознательные, сообразительные, умные дети и поэтому я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что делают в лаборатории?

Ответы детей: (опыты, изучают предметы, их свойства)

Вос-ль: Правильно, в лаборатории делают опыты, изучают свойства предметов. А что сегодня мы будем изучать, нам поможет узнать ящик ощущений. Сейчас кто-то из вас нащупает предмет в ящике ощущений, но нам не скажет, даже если узнает его. Мы попробуем сами догадаться, задавая вопросы. Кто- хочет быть ведущем и отвечать на наши вопросы? (Если все дети захотели быть ведущим, ведущего выбирают считалкой) Вопросы: (Если дети не задают вопросы, воспитатель берет инициативу на себя: Можно мне задать вопрос?)

Это живое или неживое?

Это съедобное или нет?

Холодное или теплое?

Плотное или рыхлое?

Тяжелое или легкое?

Этот предмет гладкий или шершавый?)

Дети, вы догадались, что находится в ящике ощущений? Ответы детей.

Воспитатель: Хорошо, послушайте внимательно загадку, я думаю, она точно поможет вам отгадать, что находится в ящике ощущений.

В сережках у мамы огнем он горит

В пыли на дороге ненужным лежит.

Меняет он форму, меняет он цвет,

А в стройке годится на тысячи лет.

Он может быть мелкий - в ладошке лежать.

Тяжелый, большой - одному не поднять.

Кто, дети, загадку мою отгадал?

Кто этот предмет по приметам узнал?(Камень).

Вос-ль: Как вы догадались, что это камень. Что вам помогло, какие строки из стих­отворения? Ответы детей.

Вос-ль Молодцы! А кто из вас знает правила поведения в лаборатории? (Не шуметь, не кричать, аккуратно обращаться с посудой и др. приборами, перед работой необходимо надеть специальную одежду - халат)

Какие вы молодцы все знаете!!! Предлагаю надеть халаты, шапочки и пройти в лабораторию, где мы будем изучать свойства… Чего? (Камней)

(Дети одевают халаты).

II. Основная часть занятия.

Вос-ль: Господа, ученые занимайте свои рабочие места. 1.Форма, цвет, размер.

Вос-ль: у вас у всех лежат камешки. Рассмотрите их внимательно, можно взять в руки, потрогать.. Как вы считаете, они одинаковые или разные.

Ответы детей: (разные),

Вос-ль: А чем же они отличаются? (размером, формой, цветом). Я заранее приготовила для вас специальные картинки- помогалочки, которые помогут запомнить вам свойства камней. На доску вывешивается рисунок 1 (приложение). Давайте, еще раз вспомним, чем отличаются камни, почему они разные а поможет нам картинка- помогалочка. Камни разные потому, что у них разные цвет, форма, размер)

2.Твердость

Вос-ль: Теперь сравним камень и пластилин. Как вы думаете, если мы сожжем в одной руке пластилин, а в другой камень. Что произойдет? (ответы детей).

Вос-ль: Я предлагаю проверить ваши предположения. Возьмите в одну руку кусочек пластилина, а в другую любой камешек. Сожмите обе руки сильно- сильно. Откройте ладони, посмотрите, что произошло. (пластилин изменил форму, а почему (потому, что он мягкий, а камень нет, потому, что он твердый). Ребята, вы определили еще одно свойство своих камней. И эта картинка -помогалочка обозначает, что камни твердые.

На доску вывешивается рисунок 2 (приложение)

3.Прочность

Вос-ль: Ребята, а сейчас мы проверим прочные у нас камни или нет. А как мы можем это проверить. Может какой -то предмет на вашем столе подскажет вам о том, как проверить прочность. (стукнуть молотком) Дети бьют. Вос-ль: И что же произошло?(Камни остались невредимы). Какой вывод мы можем сделать, а картинка - помогалочка (приложение) нам в этом поможет). Камни прочные.

4.Тяжелый.

Вос-ль: Ребята, что произойдет с камнем и бруском дерева, если мы бросим их в воду? (Ответы детей) А почему вы так думаете? Предлагаю с помощью опыта проверить ваши предположения. Опустите в емкость с водой один любой камень и брусок дерева. Что произошло? (деревянный брусок утонул? (нет) Почему? (потому что он легкий). А камень? (утонул, потому что он тяжелый). Я вывешиваю еще одну картинку- подсказку (приложение), а вы сформулируйте свойство камня, которое мы изучили (камень тяжелый).

5. Где используются камни.

Вос-ль: Ребята, а вы знаете где человек использует камни?(в строительстве дорог, украшения, лечение).(ответы детей). Правильно, ребята!

(Просмотр презентации с комментариями воспитателя). Еще давным- давно люди заметили, что некоторые камни очень красивые, прочные и строили из них замки, крепости, церкви. В современном мире камень больше используется для отделки: метрополитенов, мостов, фонтанов, балконов, лестниц, каминов. Посмотрите, как красиво смотрятся камни при дизайне приусадебных участков. Камни используют для оформления клумб, альпийских горок, дорожек.

III. Заключительная (закрепление пройденного материала).

Вос-ль: Дети, предлагаю вам снять халаты, пройти к доске, где мы еще раз вспомним о свойствах камней, а картинки -помогалочки нам в этом помогут. Начнем с того, что камни какие? (разные, твердые прочные, тяжелые) и они отличаются? … (по цвету, форме, размеру).

Вос-ль: Молодцы, вы все очень хорошо запомнили. И сейчас мы с вами отправимся отдохнуть на берег Балтийского моря. Располагайтесь поудобнее, чтобы друг другу не мешать, можно прилечь.(вос-ль включает аудиозапись «Шум моря»)

Вос-ль: Закройте глаза. Представьте себе, что мы находимся на берегу моря. Светит теплое солнце. Мы греемся под ним. Наши руки и ноги расслаблены, по телу разливается тепло. Дует ласковый ветерок (воспитатель касается рук, ног ребенка). Дышим спокойно и глубок, набираем полные легкие воздуха и выдыхаем весь воздух. Вдох - выдох. Нам хорошо и спокойно. Волна набегает за волной, играет камушками. А мы лежим на берегу, и все заботы и тревоги покидают нас. Вдох - выдох (2 раза). Волна набегает за волной и что-то несет к нашим ногам. Откройте глаза. (Воспитатель показывает на ладони янтарный камень). Что это? (камень) Воспитатель: Кто-нибудь знает как он называется? Ответы детей.

Вос-ль: Это камень Янтарь. Янтарь - это застывшая смола древних хвойных деревьев. Особенно много янтаря находят на побережье Балтийского моря, где его выбрасывают на берег волны. Отличительные особенности камня - золотистый цвет, напоминающий солнечный свет, прозрачность или полупрозрачность. Размеры янтаря колеблются от маленькой песчинки до размера лимона или гусиного яйца. Но изредка встречаются куски большего размера - с голову человека и даже больше.

О происхождение Янтаря существует, очень много легенд, смысл большинства которых сводится к тому, что янтарь это слезы страдания.

Показ презентации с комментариями воспитателя:

Послушайте один из мифов. Фаэтон, сын бога солнца Гелиоса однажды взялся управлять солнечной колесницей своего отца, но не сдержав огненных коней, едва не погубил в страшном пламени Землю. Разгневанный Зевс пронзил Фаэтона молниями, а его тело, подобно комете, упало в реку Эридан. Так горько плакала безутешная мать Фаэтона Климена и его сестры Гелиады, что боги превратили их в тополя. Но и став деревьями, они продолжали плакать, роняя в реку свои янтарные слезы.

Вот с такого маленького камушка и началась моя коллекция изделий из янтаря, которую я принесла вам сегодня показать. Дети рассматривают коллекцию.

Вос-ль: Ребята, на память о нашей встрече я хочу подарить каждому из вас камешек янтарь, который может быть станет началом вашей коллекции.

Вос-ль: Я благодарю вас за хорошую работу и хочу узнать, а что вам больше всего понравилось в нашей встрече, что вы запомнили (ответы детей).