Как помочь ребенку побороть стеснительность. Застенчивый малыш: как помочь ребенку преодолеть стеснение

Приветствую вас, дорогие читатели! Часто родители застенчивого ребенка 2 — 5 лет не видят в этом большой беды. Еще бы! Скромное стеснительное чадо это удобно. Его сверстники-сорванцы носятся как угорелые, набивают шишки, дергают за хвосты незнакомых собак и всяческими другими способами держат мам и пап в тонусе. А родители скромняжки на прогулке могут расслабиться и помедитировать на проплывающие в небе облачка. Они точно знают, что их чадо, вцепившееся обеими руками в родительскую ногу, никуда не денется. Даже если другие дети позовут его играть, стеснительный малыш предпочтет остаться под уютным крылышком родственника.

Другие мамочки на детской площадке, снимая своих сорванцов с самой высокой горки или откапывая из недр песочницы, завистливо косятся на спокойно сидящего малыша. Вот только завидовать тут нечему. « Удобная » детка на самом деле очень страдает от своей застенчивости. Кроха бы тоже с удовольствием побегала с другими детьми, да вот только не решается к ним подойти.

Стеснительность – норма или патология?

Легкая застенчивость – абсолютно здоровое явление во время адаптации личности к новой для нее ситуации. И совершенно неважно, сколько этой личности лет – 3 года, 6 лет или 11.

Стеснительность при первом контакте с незнакомым человеком или коллективом вполне естественна. Мы тоже можем испытывать легкую скованность, когда общаемся с незнакомцами. Но если проблем с коммуникацией нет, чувство стеснения проходит буквально за несколько минут.

Застенчивость в небольших дозах не вредит. Наверняка вам приходилось видеть, как дети, только познакомившись, жмутся к родителям и неохотно идут на контакт. Но уже через полчаса это друзья-не разлей вода, болтающие обо всем на свете и на ходу изобретающие интереснейшие игры.

Совсем другое дело – болезненная замкнутость. Если дочь или сын страдают от патологической стеснительности, родители могут заметить, как дитё буквально теряет дар речи, когда к нему обращаются посторонние, дрожит, краснеет или бледнеет, и даже покрывается испариной. Такой малыш стесняется не только незнакомцев, но и тех людей, с которыми встречается каждый день.

Родителям стеснительного ребенка хорошо знакомы когда рыдающее чадо приходится буквально отдирать от себя и силком запихивать в группу. Они ежедневно слышат жалобы на то, что их сын или дочь молчит на занятиях и не выполняет даже элементарные задания. А на утренниках, в то время как другие родители лопаются от гордости, мамы и папы стеснительной крохи краснеют. Ведь их малыш панически боится выступать перед публикой, заикается и едва слышно бубнит стишок, который дома декламировал отлично.

Не ждите, пока естественная робость обретет патологические формы. Если вы заметили у своего ребенка первые признаки нездоровой стеснительности, немедленно начинайте борьбу с ней. Родителям необходимо знать, как побороть стеснительность ребенка – им вполне по силам справиться с этой проблемой самостоятельно. А статья о том, как помочь сыну или дочери , станет в этом хорошим подспорьем.

Как стеснительность влияет на жизнь ребенка и его будущее?

Болезненная робость влечет за собой множество проблем. Мы перечислим только самые распространенные.

Дефицит общения со всеми вытекающими последствиями

Как бы ни старались родители компенсировать ребенку отсутствие друзей, ничто не заменит ему общения со сверстниками. А если коммуникативные навыки не развиваются с детства, то в будущем вместо милого стеснительного малыша вы увидите подростка, страдающего от целого букета комплексов.

Психологи, работающие с трудными детьми, знают, что многие подростки начинают употреблять алкоголь и наркотики только потому, что под их влиянием они раскрепощаются и могут общаться со сверстниками на равных.

Да и вам, наверняка, знакомы случаи, когда тихий спокойный подросток, с которого родители сдували пылинки, вдруг кардинально менялся. Еще вчера он из школы спешил домой и все вечера проводил дома. А сегодня его папа и мама утирают слезы и жалуются, что любимое чадо попало в плохую компанию, ругается матом и даже приходит домой нетрезвым. Особенно пугает, если такое .

Зарываем таланты в землю

Застенчивый ребенок может быть очень способным. Но стеснительность не позволяет проявлять ему свои таланты на людях. Именно поэтому робкие дети, какими бы артистическими способностями они ни обладали, никогда не солируют на утренниках. Им комфортнее стать « третьей скрипкой » и затеряться в толпе, чем оказаться в центре внимания.

Низкая успеваемость

Даже если ученик знает урок на зубок, у доски он не может внятно ответить на вопрос учителя. Ребенок будет запинаться, заикаться, путать слова, покрываясь под хохот класса пунцовым румянцем. В следующий раз он предпочтет сказать что не выучил урок и получить двойку, чем снова пережить позор на глазах у одноклассников.

Изгой в коллективе

Вспомните золотые школьные годы. У многих в классе был забитый тихоня, над которым хулиганистые одноклассники втихую подтрунивали или даже открыто издевались. Тот, кто стал объектом насмешек, находится в состоянии постоянного стресса. Учеба для него становится настоящей пыткой.

Неудивительно, что такие дети ищут любые предлоги, чтобы остаться дома или же начинают прогуливать школу. Если у вас случилось нечто подобное, узнайте, как правильно выйти из ситуации, когда .

Сложности во взрослой жизни

Увы, проблемы стеснительного ребенка с годами не развеиваются, а только усугубляются. Взрослый, страдающий от застенчивости, часто не может устроиться на хорошую работу, так как робеет на собеседовании. мешает строить отношения, проявлять чувства к понравившемуся человеку и нередко становится причиной одиночества.

Согласитесь, перспективы совсем незавидные. А раз так, ни в коем случае не пускайте ситуацию на самотек в надежде, что « стесняшка перерастет » и застенчивость сама собой рассосется. Только ваша ежедневная поддержка поможет малышу преодолеть стеснительность и жить полной жизнью.

Чего не надо делать

Прежде чем вы узнаете, как помочь ребенку победить робость, я расскажу о том, чего ни в коем случае делать нельзя, чтобы не усугубить ситуацию.

Не записывайте ребенка в кружки и секции

Исключение – если он сам вас об этом просит. А вот тащить чадо на танцы или карате против его воли не надо. Родители при этом руководствуются благими побуждениями. Думают, что так ребенок будет больше общаться со сверстниками, раскроет таланты и перестанет стесняться.

А выходит наоборот. Дети, которым и без того сложно контактировать с окружающими, зажимаются еще больше. На занятиях ребенку кажется, что все смотрят на него и смеются, если что-то не получается. Ни о каком повышении самооценки в такой обстановке и речи быть не может.

Перестаньте стыдить его или, наоборот, оправдывать

Даже если при появлении посторонних ребенок прячется за вашу спину, не делайте на этом акцента. Воспринимайте его поведение как норму. Если вы начнете отрывать его от своей ноги и заставлять « поздороваться с дядей » , дитё переживет серьезный стресс. Также не стоит оправдывать поведение малыша, объясняя окружающим, какой он у вас застенчивый трусишка. Ребенок запомнит ваши слова и воспримет как установку.

Не создавайте критических ситуаций

Некоторые считают, что если ребенок будет чаще оставаться с чужими людьми, ему придется с ними общаться и он перестанет робеть. Не слушайте подобных советов. Если вы оставите ребенка на попечение посторонних и уйдете, он воспримет это как трагедию. Общительней после подобной диверсии он вряд ли станет, а вот его к вам может заметно уменьшиться.

Как победить стеснительность

Поощряйте общение с окружающими

Не требуйте, чтобы ребенок поддерживал светские беседы. Достаточно того, что он поздоровается при встрече, скажет « спасибо » или « пожалуйста » . Когда этот этап будет пройден, переходите к простейшим диалогам. И не важно, что на вопросы малыш сначала будет отвечать односложно — он не молчит, а это уже победа.

Сочиняйте истории

Наверняка у ребенка есть любимый плюшевый зайка. Сделайте его героем своих историй и каждый день рассказывайте малышу, как застенчивый заяц попадал в различные ситуации и учился преодолевать робость. Предлагайте ребенку самому придумать, как герой поступил в тех или иных условиях.

Разбудите эмоции

Стеснительные дети часто сдерживают эмоции. Ваша задача — научить ребенка проявлять их и не стыдиться. С самыми маленькими можно просто покривляться — смех и хорошее настроение вам обеспечены.

С детьми постарше можно поиграть в игры, где при помощи жестов и мимики нужно объяснить слово или действие другим игрокам. Если дитя стесняется, начните вы. Увлекшись угадыванием, скоро он и сам захочет вам что-нибудь загадать.

Приглашайте гостей

Естественно, это не должна быть шумная компания, в которой очень легко затеряться. Позовите на чай знакомых с малышом. Желательно чтобы гость был примерно одного возраста с вашим отпрыском — так они быстрее найдут точки соприкосновения.

Помогите ребенку найти друзей

Собираетесь на детскую площадку? Захватите с собой побольше игрушек. Так вы заинтересуете других ребятишек и они сами подойдут к вам, чтобы познакомиться и поиграть. Если у детей общение не клеится, не сидите на лавочке с безучастным видом. Затейте вместе с ребенком игру, к которой смогут присоединиться и другие дети.

Пресекайте попытки руководить вашим ребенком

Стеснительные дети нередко попадают под влияние ребят, обладающих лидерскими качествами. Поэтому, как бы вас ни радовал тот факт, что у любимого чада наконец-то появился приятель, присмотритесь к нему, прежде чем поощрять дружбу. Если вы заметили, что сын или дочь во всем слушают властного товарища, тактично ограничьте их общение. Вашему ребенку нужен надежный друг, а не тот, кто будет им помыкать, как рабом.

Повышайте детскую самооценку

Это не значит, что вы будете игнорировать негативные проявления и круглосуточно петь дифирамбы. Однако каждое стремление к самостоятельности должно быть поводом для похвалы.

Плохие поступки следует обсуждать в конструктивном ключе. Не кричите на кроху и не наказывайте его. Выясните, почему он поступил именно так, и обсудите, как следует вести себя в подобной ситуации в следующий раз.

Читайте специальную литературу

Много полезных рекомендаций вы найдете в книге практикующего психолога Филиппа Зимбардо. Его книга « Застенчивый ребенок » настоящий кладезь для родителей стеснительных детей. Воспользовавшись советами, вы поможете ребенку раскрепоститься, почувствовать уверенность в себе и начать на равных общаться со сверстниками.

Еще одной находкой для родителей станет книга отечественного психолога Шишовой. Это отличное пособие, помогающее преодолеть детскую стеснительность. Упражнения и игры из книги « Расколдуйте невидимку » предназначена для детей от 5 до 14 лет. С их помощью вы сможете эмоционально развивать ребенка, понизите тревожность и поможете победить застенчивость.

Обратитесь к психологу

Если вы видите, что своими силами справиться не удается, посетите психолога. В этом нет ничего постыдного. Специалист побеседует с ребенком и выберет оптимальный вариант коррекции поведения. Одним детям подойдут групповые тренинги, другим же необходима индивидуальная работа с психологом.

Как видите, победить застенчивость и помочь ребенку раскрепоститься не так и сложно. Работайте над этим ежедневно, хвалите сына или дочь за каждое достижение, и очень скоро вы увидите значительные результаты. А, быть может, вы уже смогли преодолеть стеснительность своего ребенка? Обязательно поделитесь своим опытом в комментариях!

Инструкция

Основными причинами проявления подобных состояний могут послужить неуверенность малыша в себе. Именно из-за подобного малыш себя неуверенно в присутствие посторонних людей, порой даже испытывая приступы паники. Также причиной застенчивости у может быть недостаток или вообще отсутствие навыков человеческих взаимоотношений. В этом случае малыши пытаются скрыть свой страх и дискомфорт за развязным, чрезмерно активным и напористым поведением.

Основным способом, как борьбы, так и профилактики робости и застенчивости является формирование уверенности в себе. Создание благоприятной атмосферы в доме, ощущение заботы и тепла также помогут малышу не так бояться внешнего мира.

Лучшим способом для укрепления чувства уверенности в себе и своих силах – это выполнение трудных задач. Трудных, но выполнимых. Помогите своему чаду пройти все испытания и дойти до конца. Не ругайте его за совершенные ошибки, наоборот, вселите ему мысль о том, что все сделать правильно невозможно и что все ошибаются.

Никогда не ругайте его за личностные , а тем более не обсуждайте при ребенке с окружающими его проступки и оплошности, не высмеивайте его слабые стороны. Наоборот, найдите в малыше сильную строну и помогайте ему развить ее, чтобы она получила одобрительную оценку с внешней стороны.

Адекватная самооценка и чувство собственной значимости также никогда не позволят стать робким. Заниженная самооценка, чувство собственной незначительности и застенчивость тесно связаны между собой и взаимно дополняют друг друга. Дети с низкой самооценкой более всего подвержены критике и очень долго ее переживают внутри себя, а ребенку должно быть комфортно наедине с самим собой.

Развитие активной жизненной позиции у детей обезопасит их всех проявлений робости и стеснительности. Бездействие порождает застенчивость. Нужно стараться изменить модель поведения у , а не его личность . Постарайтесь отгородить его от различных тревог и стрессов: одежда и прическа малыша не должны быть поводом для насмешек. Однако старайтесь избежать социальной изоляции: пусть имеет доступ к информации, чтобы он мог поддержать любую беседу.

Видео по теме

Полезный совет

Имея дело с застенчивым ребенком стоит избегать слов типа "тупой/глупый", "уродливый/страшный/страшненький", "криворукий/неумелый" и т.д.

Детская застенчивость проявляется как сдержанность в общении или даже отказ от него. Поощрение взрослыми скромности у застенчивого ребенка только усугубляет трудности взаимодействия с другими людьми. Умению общаться человек учится с самого рождения через контакты с родителями и другими близкими людьми. От их особенностей зависит, будет ли ребенок свободен в общении или будет застенчивым.

Инструкция

Проконтролируйте свое общение с ребенком. Отметьте, как часто вы пользуетесь запрещающими высказываниями. Особое значение для формирования застенчивости имеет запрет без пояснения. По мнению Ф. Зимбардо, чем больше таких запретов, тем более вероятно, что вы общаетесь по типу «надзиратель- », нормальный диалог между которыми практически отсутствует. Появляется страх общения.

Проанализируйте, что вам больше доставляет удовольствие: активность и громкие детские голоса или сдержанность и молчание детей в доме. Дети стараются соответствовать ожиданиям родителей и ведут себя соответственно. При ожидании и требовании от них постоянного сдерживания, дети ведут себя послушно, не проявляя инициативы в общении и деятельности.

Покажите ребенку разнообразные способы общения с другими людьми. Чаще посещайте детские мероприятия, ходите в гости, берите ребенка с собой в магазин. Глядя на вас, он будет запоминать различные ситуации общения и способы разрешения возникающих трудностей.

Не отмечайте наличие застенчивости при знакомстве его с другими людьми. У него много и других личностных качеств, на которые стоит обратить внимание. Говорить лучше не «Он у нас молчун», а «Он у нас любит подумать, поразмышлять. Такой умный растет.». От этих установок зависит не только сегодняшнее общение, но и дальнейшее развитие ребенка.

Пригласите друзей ребенка в гости. В своей квартире малыш будет чувствовать себя увереннее. Он сможет показать свои игрушки, рассказать о родителях, поиграть в любимые игры, которые давно освоил и не испытывает трудностей научить играть других. Дома чувствуется поддержка родителей, даже если вы не вмешиваетесь в общение маленького хозяина и его гостей.

Помогите ребенку разобраться в сложных жизненных ситуациях, вызывающих трудности общения с людьми противоположного пола: проживание комплекса Эдипа (4-5 лет), первую влюбленность в сверстника (10-12 лет), сексуальное влечение (12-15 лет). Искренние разговоры без обвинений помогут ему понять особенности этих отношений и преодолеть застенчивость .

Будьте в курсе особенностей общения вашего ребенка со сверстниками. Уже с начальной школы дети дают друг другу прозвища, которые имеют производные не только от фамилии, но чаще указывающие на какие-либо дефекты физического развития ребенка: «Толстяк», «Телевышка» и др. В общение такого рода следует вмешаться , особенно, если прозвище указывает на вымышленные дефекты, и обиженный ребенок замыкается в себе.

Полезный совет

Для некоторых детей, интровертов и флегматиков, одаренных и гениальных застенчивость – желательное состояние души. Есть время подумать, сочинить, изобрести, сконструировать. Избавляя их от застенчивости, рискуете лишить других положительных качеств.

Совет 3: Как преодолеть застенчивость и неуверенность ребенка

Неуверенность ребенка чаще всего проявляется в том, что он менее общителен, часто сидит один, боится принимать активное участие в детских играх, у него мало друзей. Задача родителей - помочь ему преодолеть застенчивость и неуверенность. Иначе есть риск, что в будущем у такого ребенка будет много проблем уже во взрослой жизни.

Инструкция

Неуверенный в себе ребенок в обществе незнакомых людей может даже запаниковать. Это порой спровоцировано отсутствием навыков человеческих взаимоотношений. В таких случаях дети прячут свой страх и дискомфорт за чрезмерно активным, развязным и напористым поведением. Формируйте у своего уверенность в себе с лет. Это поможет и в борьбе с подобным , и в профилактике таких проблем. Создавайте дома благоприятную атмосферу. Помогите малышу не бояться внешнего мира, окружив его теплом и заботой.

Чтобы укрепить чувство уверенности в себе и собственных силах, заставьте ребенка решать трудные, но выполнимые задачи. Помогите ему пройти все испытания и добиться положительного результата. Не ругайте его за допущенные ошибки. Объясняйте ему, что все люди «оступаются» и с первого разу сделать все правильно очень непросто. Зато таким образом можно обрести неоценимый жизненный опыт.

Никогда не ругайте ребенка за проявление личностных , а также не обсуждайте при нем с окружающими его проступки и оплошности. Ни в коем случае не высмеивайте его стороны. Попытайтесь найти в малыше сильные качества и развивайте их в правильном направлении.

Уберегите своего ребенка от робости при помощи развития у него адекватной самооценки и чувства собственной значимости. Дети, у которых есть проблемы в данной области, очень часто подвергаются критике и потом долго и болезненно переживают ее в себе. Помните, что должно быть комфортно наедине со своим внутренним миром.

Отгородите его от различных стрессов и тревог. Следите за одеждой и прической малыша, чтобы они не послужили поводом для насмешек среди его ровесников. Но в то же время избегайте социальной изоляции. Дайте ребенку свободный доступ к информации (конечно же, в разумных рамках). Это научит его поддерживать любой разговор.

Видео по теме

Связанная статья

Застенчивость как черта характера проявляется в возрасте от 4 до 7 лет. Иногда её уровень бывает настолько высок, что это негативно сказывается на последующей жизни ребенка.

Концентрируясь на физическом и умственном воспитании ребёнка, родители не думают о том, ребенку нужен также социальный рост. Дошкольное детство характеризуется особой эмоциональностью детей, которая может быть вызвана осознание ответственности за новые социальные роли.

Во-первых, застенчивость ребенка определяется его ожиданием оценки взрослого. Случайное высказывание воспитателя в детском саду, имеющее негативную окраску, может вылиться в заниженную самооценку ребёнка. Чтобы научить малыша меньше уделять внимания на категоричность взрослых, необходимо обучить его критичности мышления, а также адекватному анализу ситуации.

Во-вторых, ребёнка может постоянно преследовать ожидание неудачи. Данную ситуацию можно предотвратить с помощью многоразового проигрывания потенциально негативной ситуации. Делать это нужно в спокойной обстановке наедине с ребенком. Как вариант, проанализируйте с малышом людей, которые добиваются успеха в определённой сфере. Возможно дошкольник поставит его в пример и сможет побороть те качества, которые мешают следовать идеалу.

В-третьих, зачастую ребенок боится привлечь к себе внимание взрослого. Увидев это запомните, что в данной ситуации необходимо уделить больше времени для проработки диалогового общения. Существует множество методик для овладения данным навыком, начиная от вербальных упражнений, и заканчивая сюжетно-ролевыми играми.

В-четвертых, следует насторожиться, если ребенок не пускает никого в интимно-личностную зону. Её диаметр составляет примерно 100 сантиметров. Чтобы побороть это, займите ребёнка творческими видами деятельности. Лучше всего занять ребёнка танцами или подобными видами деятельности, в которых придётся непосредственно контактировать с людьми.

В-пятых, предоставьте ребёнку самостоятельность. Начните с простых дел, побудите его: самостоятельно застилать постель, одеваться, прибираться в комнате. Предъявите ребенку посильные для него требования. Когда малыш поймёт, что справляется со своими обязанностями, это даст ему веру в свои силы и уверенность в будущих начинаниях.

Видео по теме

Источники:

  • "Психолого-педагогическое сопровождение застенчивых детей", Л.Ф. Зикратова, 2010.

Что делать, если у вас в семье растет застенчивый ребенок? Как это определить, как вести себя с робким малышом, каковы причины такого поведения? Попробуем ответить на эти вопросы.

Очень часто застенчивость является результатом реакции, которая возникла в определенный момент при взаимодействии с людьми и переросла в страх, поэтому работа по преодолению застенчивости должна быть осторожной и деликатной.

Расширяйте круг общения и знакомств ребенка, как можно чаше приглашайте своих друзей к себе, ходите с ребенком в гости, гуляйте по людным местам. Не стоит волноваться за малыша и оберегать его от зачастую выдуманных вами опасностей, дайте ему некоторую свободу.

Постоянно укрепляйте у своего ребенка уверенность в себе и уверенность в собственных силах и привлекайте его к выполнению самых разнообразных поручений, так или иначе связанных с общением. Создавайте ситуации, при которых ребенку необходимо, так или иначе, вступать в контакт с незнакомым ему взрослым человеком. Например, можно попросить его сходить в магазин, оставить с другом на пару минут.

Помните, что справляться с застенчивостью необходимо, пока ребенок маленький, так как с возрастом его застенчивость может закрепиться.

Есть несколько действенных методов, помогающих победить застенчивость. Во время гимнастики выполняйте упражнения, похожие на подражание животным (потянуться, как кот, вытянуть шею, как жираф и т.д), так как такие упражнения раскрепощают. Также можно поиграть в «Колдуна», который забрал у ребенка голос. Ребенок должен отвечать только мимикой и жестами, тем самым овладевая неречевыми средствами общения.

Видео по теме

Застенчивость (робость) проявляется в виде некой тревожности, беспокойства, неловкости в различных ситуациях. Это форма состояния психики, которое чаще всего возникает при знакомстве с другими людьми или нахождением рядом с ними.

Некоторые считают застенчивость положительным качеством. Но в большинстве случаев это считается недостатком. Люди, обладающие такой чертой характера, ссылаются на то, что застенчивость мешает жить полноценной жизнью. Они очень хотели бы избавиться от этой черты характера, так как постоянно мучают себя мыслями, что же подумают и скажут о них окружающие.

К чему может привести застенчивость:

  • отсутствие возможности знакомиться с новыми интересными людьми
  • отсутствие возможности отстаивать свою точку зрения
  • подверженность влиянию окружающих людей
  • непонимание со стороны окружающих людей
  • отсутствие возможности четко излагать мысли
  • чрезмерное акцентирование внимания на себе, что мешает замечать происходящее вокруг
  • наличие негативных переживаний
  • накопление эмоций в себе, что плохо влияет на здоровье
  • отсутствие возможности получить интересующую информацию из-за страха общения.

Причины застенчивости

Чаще всего застенчивость может формироваться в детском возрасте из-за определенного характера взаимоотношений с родителями. Дети могут быть слишком ранимы и болезненно воспринимать критику со стороны родителей. У детей недостаточно опыта общения с людьми, незнание как себя вести и что ответить в определенной ситуации, и это может быть причиной застенчивости.

Что делать

Родители могут помочь ребенку преодолеть застенчивость, обучая его различным навыкам взаимодействия с обществом, поддерживая и прививая чувство защищенности.

Источники:

  • В чем причины детской застенчивости?

«Застенчивость – не болезнь и не порок» – скажете вы, и будете правы. Считается, что девушкам застенчивость вообще к лицу и является чуть ли не достоинством. На самом деле, такая черта характера встречается гораздо чаще, чем мы думаем. И не только у детей. Просто взрослые научились свою застенчивость прятать и скрывать.

Изначально каждый ребенок переживает неуверенность в себе и при нормальном стечении обстоятельств со временем спокойно выходит из этого состояния. С такой застенчивостью родителям бороться не стоит, это нормальное возрастное проявление осознания ребенком себя.

Но бывают и такие случаи, когда застенчивость у ребенка не пропадает, а лишь усиливается. Разберемся пошагово, почему это происходит, и как этому помешать. Сначала необходимо точно определить, что с вашим ребенком что-то не так. Вполне возможно, что он просто любит уединение и не скучает в одиночестве. Ребенок, которому необходима помощь, выглядит следующим образом. Он испытывает трудности в общении со сверстниками, а иногда и со взрослыми, мучается от того, что одинок, и крайне болезненно реагирует на любую критику – самоустраняется и уходит в себя. В среде незнакомых людей ведет себя крайне скованно и теряется, когда все внимание обращается на него.

Что же делать, если ваш ребенок подходит под второе описание? Все просто: нужно его поддержать, незаметно от него самого, поднять самооценку малыша. Постарайтесь занять его теми делами, которые у него получаются, и хвалите после каждого удачно выполненного. Если что-то не удалось, сначала все равно похвалите, а затем, как бы невзначай, предложите сделать то же самое, но немного по-другому, тем самым исправив ошибку. Приведем пример. Если ребенок нарисовал цветок вверх ногами, не стоит смеяться и бежать показывать его рисунок соседям и супругу. Похвалите малыша за выбранный цвет, размер, пропорции, а затем предложите вместе с вами нарисовать не ромашку, а розу, но уже в правильном порядке.

Ребенок должен осознавать и понимать, что оправдывает ваши ожидания, даже когда приносит плохую оценку из школы. А то, что вы ребенка ругаете, это не критика его личных качеств, а желание сделать его еще лучше. Вспомните, сколько раз вы говорили фразу «а соседский Коля в твоем возрасте уже и шнурки сам завязывает, и игрушки сам убирает, и маме помогает всегда». Получается, что малыш с детства чувствует, что он недостаточно хорош для своих родителей, не то, что соседский мальчик. Это чувство развивается и трансформируется в неуверенность в своих силах и во взрослой жизни.

Совет 8: Помогите ребенку справиться со стеснительностью

Все родители уверены в исключительности своего чада. Для них он самый умный, сообразительный и талантливый. Кроме того, хочется, чтобы так думали и окружающие. Но зачастую оказывается, что даже самый бойкий малыш на людях замыкается в себе, смущается и прячется за спину матери либо отца. Это и есть детская стеснительность.

Свойственна она в основном детям до 5-ти лет. Родители не должны воспринимать застенчивость как расстройство личности. Это всего лишь психологическая особенность. Также ошибочно думать, что, когда малыш стесняется, значит у него малый уровень самооценки. Стеснительность может выступать и как защитная реакция.

Есть пара простых, но от этого не менее эффективных советов. Они помогут родителям раскрепостить ребенка.

Во-первых, определите причину. Это могут быть и иные проблемы, либо отклонения в развитии интеллекта, или элементарные сложности при установлении контакта.

Во-вторых, будьте образцом для малыша. Ребенок не должен видеть нерешительного человека в вас. Малыш начнет копировать ваше поведение и сам станет смелее.

В-третьих, бывайте больше в общественных местах. Он будет контактировать с миром, и вскоре поймет, что в этом опасностей нет.

В-четвертых, прививайте социальные навыки с малого возраста. Расскажите о правилах этикета, о том, как следует вести себя в обществе. Обыграйте возможные ситуации, далее обсудите допущенные ошибки поведения.

В-пятых, поддерживайте ребенка в реализации его стремлений. Именно родители должны поддерживать и объяснять ребенку, как следует поступить в определенных ситуациях.

Не рассчитывайте, что у вас получится быстро справиться с застенчивостью. Вам придется трудиться над этим ежедневно.

Повзрослев, малыш оценит вашу заботу и поблагодарит за родительское внимание и поддержку.

Многим деткам присуща застенчивость. Не следует ее путать со скромностью, которая является в основном положительным качеством личности. Застенчивость может с возрастом пройти сама собой либо быть частью характера. Задача родителей – всячески помогать своему малышу и попытаться исправить подобного рода недостаток.

Инструкция

В первую очередь родители не должны показывать свое беспокойство, ведь это может плохо подействовать на кроху.

Необходимо оградить ребенка от боязни с чем-либо не справиться. Ведь неуверенность нередко и приводит к застенчивости. Его самооценка понижается, и он зачастую не способен адекватно оценивать свои силы.

Если ребенку все время напоминать о его недостатках, то он в них поверит и не сможет от них избавиться.

Следует исключать ситуации, когда ребенок боится не оправдать ожидания взрослых. Если даже такое произошло, не следует показывать свое разочарование, необходимо просто поддержать ребенка. Поддержка со стороны родителей – важна для детей.

Постоянное чтение морали и, тем более, желание пристыдить ребенка, не приведут ни к чему хорошему.

Излишние давление на ребенка лишь усугубит ситуацию. Зачастую оно и приводит к застенчивости.

Необходимо подавать ребенку хороший пример уверенного общения с окружающими.

Инструкция

Самый простой способ помочь ребенку перешагнуть свою неуверенность – это внеклассная деятельность. Разузнайте побольше о его увлечениях и попробуйте найти подходящий кружок или секцию, которые будут соответствовать интересам. Ненавязчиво предложите ребенку записаться в какую-то из них. Любой человек невольно раскрепощается, находясь в комфортной ему среде, а так же общаясь с людьми, которые ему интересны. Чем больше он будет общаться, тем свободнее он будет чувствовать себя в разговоре с любыми другими людьми. Вскоре вы сами увидите, как ваш ребенок с гордо поднятой головой будет сам идти вперед на встречу к новым знакомствам.

Акцентируйте внимание на его достижениях. Практически все родители часто пытаются указать своему ребенку на его ошибки, чтобы тот усвоил это и впредь их не повторял. К сожалению, встречаются дети, которые по определенным причинам слишком болезненно воспринимают все свои ошибки, еще неприятнее – когда им кто-то об этом часто повторяет. Чтобы заставить ребенка почувствовать уверенность в себе и своих силах, просто старайтесь как можно чаще обращать его внимание на собственные достижения. Он и сам будет удивлен, насколько же хорошо у него выходят некоторые вещи.

Вспомните себя в детстве. Проведите ненавязчивую беседу с ним. Дети проще воспринимают разговоры по душам, но при этом, чтобы им не навязывали одну и ту же информацию на протяжении всего разговора. Приведите пример из личной жизни. Дайте ему понять, что все достигается лишь трудом и упорством, и не стоит считать себя хуже других. Никто не стал знаменитостью, стоило ему только родиться. Конкретные примеры дадут ребенку куда большую мотивацию начать себя уважать, чем какие-либо недостоверные советы из интернета. Привейте ему еще с детства осознание того, что никто не идеален. Но те, кто учатся на ошибках, достигают куда большего, чем могли подумать окружающие.

Попросите своего ребенка дать вам совет, просите помощи в посильных ему делах. Благодаря этому, он почувствует свою значимость. Ведь с осознанием того, что в нем нуждаются, ребенок начнет чувствовать себя куда более уверенно, чем прежде.

Как правило, застенчивые дети не приносят никакого беспокойства окружающим: они послушны, стараются выполнять абсолютно все обращённые к ним просьбы, не спорят и не скандалят. Казалось бы, зачем с таким поведением бороться? Но на самом деле, слишком застенчивым детям во взрослой жизни может быть очень трудно, так как они становятся неуверенными в себе, не умеют отстаивать свою собственную точку зрения, им гораздо проще согласиться с мнением другого человека, чем доказать свою правоту. Взрослому человеку необходимо быть более твёрдым, иначе он рискует всю свою жизнь провести не просто на вторых ролях, а на третьих или даже четвёртых. Поэтому, от чрезмерной застенчивости нужно избавляться. Для начала необходимо понять, по какой причине вообще ребёнок стал застенчивым.

Если родители постоянно критикует своё чадо или чрезмерно контролируют, то застенчивость и сильная неуверенность в себе в нем начинают прогрессировать. Он постоянно чувствует натиск со стороны родителей, это его беспокоит, он боится не оправдать их надежд или опять подвергнуться критике. Когда любое действие ребёнка сопровождается негативными откликами родителей, у него попросту пропадает желание проявлять какую-либо инициативу.

Бороться с застенчивостью можно только постоянно разговаривая с ребёнком и стараясь поднять его самооценку. Он должен понимать, что его любят и ценят таким, какой он есть, ему нет необходимости подражать другим или стыдиться своих действия, родители всегда смогут его поддержать. Не нужно говорить, что застенчивость - это плохо, потому что это может вселить ещё большие комплексы в ребёнка. Нужно объяснить ему, что в некоторых ситуациях застенчивость может сослужить хорошую службу, но с ней нужно уметь справляться, и становится более уверенным в себе.

Дома ваш малыш, кажется, никогда не замолкает и все свои действия сопровождает болтовней. Но стоит ему оказаться в новой обстановке, например, на площадке, где много незнакомых детей, – и он превращается в самого застенчивого ребенка в мире, прячется за ваши ноги и отказывается выходить.

Многие родители думают, что не так уж плохо иметь застенчивого ребенка. Небольшая стеснительность едва ли помешает ребенку, но в более выраженном варианте она отрицательно сказывается на его желании , сужает круг общения и даже может плохо влиять на успеваемость в начальной школе.

Бернардо Кардуччи, врач и автор книг о застенчивости, утверждает, что некоторые начинают употреблять алкоголь и наркотики, чтобы справиться со своей стеснительностью. Есть и еще одно пугающее последствие «нелеченой» скованности, – такие дети становятся легкой добычей хулиганов среди ровесников.

Как отличить обычную осторожность от болезненной замкнутости в раннем возрасте?

Как отличить здоровую застенчивость от нездоровой?

Застенчивость – это состояние психики, обусловленное неуверенностью в себе или отсутствием социальных навыков. Но в то же время робость является естественной ступенью развития: это метод адаптации к новым ситуациям.

В детстве каждый человек переживает две фазы боязни незнакомцев: первую – в полгода и вторую – от двух до четырех лет. Эти процессы связаны с узнаванием и дифференциацией себя, людей и остального мира.

Но бывают случаи, когда стеснительность становится проблемой. Такие дети, по словам врачей, имеют и другие поведенческие проблемы. И если за ними понаблюдать, то станут заметны и – частые соседи стеснительности.

Если вы заметили, что ваш ребенок проявляет признаки нездоровой застенчивости, то Я – Родитель рекомендует уделить этому некоторое время. Ниже мы приводим семь рекомендаций, как это сделать.

1. Подготовьте ребенка к разговору

Давайте рассмотрим ситуацию, в которой вы внезапно в магазине встречаете старого друга, который еще не знаком с вашим малышом. И в ответ на вопросы ребенок молчит и смотрит в пол.

Как в такой ситуации помочь ребенку? Прежде, чем их знакомить, поговорите с другом некоторое время. Пусть малыш увидит, что вам комфортно с этим человеком. Это успокоит его, и он будет готов заговорить. Но если ребенок отказывается, не настаивайте, уже после магазина спросите, почему ему было неуютно.

Потренируйте диалоги. Составьте вместе с ребенком список выражений, которые малыш сможет использовать в разговоре со сверстниками, воспитателями или учителями, вашими друзьями, членами семьи. Затем порепетируйте диалоги: меняйтесь ролями до тех пор, пока ребенок не почувствует уверенность и не станет самостоятельно и свободно с вами общаться.

Другая неловкая ситуация может случиться на игровой площадке. Вы приходите туда однажды и не видите ни одного знакомого лица. А ваш малыш стесняется завести дружбу с другими ребятами.

Что можете сделать в такой ситуации вы? Посоветуйте малышу помочь другим детям в их игре, например, предложить им свою игрушку. Также раскрепоститься могут помочь несколько комплиментов, сделанных вами в сторону ребят.

3. Заранее готовьте ребенка к шумным праздникам

Перед праздниками или другими шумными событиями в детском саду или дома расскажите ребенку, что будет происходить на празднике, кто приглашен, что будут делать.

Филипп Зимбардо, известный психолог, изучающий детскую застенчивость, в своей недавно вышедшей книге рекомендует родителям стеснительных малышей находить им друзей младшего возраста. Это помогает детям раскрепоститься, ведь общение с младшим по возрасту ребенком дает почувствовать лидерство и ответственность, что так необходимо робким детям. После этого ребенок уже более уверенно сможет контактировать со сверстниками.

4. Понаблюдайте за собой

Частая причина детской стеснительности кроется в поведении родителей: критике, публичном пристыживании, чрезмерном контроле каждого шага ребенка. Одновременно с этим такое поведение не уравновешивается проявлениями и похвалами.

Понаблюдайте за собой и подумайте, как вы можете изменить отношение к ребенку, чтобы помочь ему раскрепоститься.

5. Не давайте противоречивых команд

Когда малыш одновременно слышит «отстань», «куда пошел», «не лезь», «иди ко мне» и подобное, он не понимает, что ему нужно сделать, чтобы мама и папа были довольны, и замыкается в себе.

6. Не обсуждайте поведение ребенка с другими людьми

Не акцентируйте внимание на стеснительности ребенка. Не обсуждайте ребенка с родными и знакомыми в его присутствии. Проявляйте сочувствие к его проблемам, не игнорируйте его страхи.

7. Давайте ребенку «бытовые» задания

Обязательно помогайте малышу работать со стеснительностью, занимаясь повседневными делами: пусть он отвечает на телефонные звонки, сам себе заказывает еду в ресторане и расплачивается в магазине.

8. Учите ребенка благодарить

Учите малыша благодарить и говорить «пожалуйста» – это старый и проверенный способ обучения коммуникации.

Не стоит сильно волноваться: большинство детей переживает «застенчивый» период к семи годам, особенно, если они видят, как расслаблены в компании их родители. Убедитесь, что ваши дети видят в вас социально успешного человека, и старайтесь по возможности соответствовать этому примеру.

Александра Козлова

Наши дети - наша радость. Так хочется, чтобы каждый день был для ребенка счастьем и открытием. Но вот мы замечаем некоторую застенчивость, а потом и сильную стеснительность - ребенок убегает, когда приходят гости, низко опускает голову, когда надо просто поздороваться, боится, что его вызовут к доске или поручат выступать со сцены на утреннике. И мы понимаем, что ребенок стесняется других детей, взрослых, вообще всех чужих людей. Что делать с этой проблемой? Как помочь ему преодолеть застенчивость, как научить ребенка не стесняться?

● Почему ребенок стесняется? В чем причина излишней стеснительности? Откуда вообще берется застенчивость в раннем и школьном возрасте?
● Что делать со стеснительностью? Как научить ребенка не стесняться?
● Можно ли побороть стеснительность ребенка и как это сделать?

Так хорошо, когда ребенок не стесняется. Вот у соседей, какой малыш: с самого раннего возраста только гости в дом, он уже забирается на стул и читает стихи или поет песенки. Никакой стеснительности и в помине нет. А на улице - все дети здороваются, улыбаются, разговаривают. Да и в школе - выучил урок или не очень, а ребенок выходит к доске, рассказывает и ему нипочем, что может где-то смешно и неумело.

А тут такое горе: наш умный малыш, такой любопытный, знает длиннющие стишки наизусть, да такие сложные, что соседскому и не снилось. Он такой красивый, что может выступать на сцене запросто. Но приходят гости, и ребенок начинает стесняться, забивается в самый дальний угол, боясь выйти и просто поздороваться, не говоря уже о том, чтобы рассказать стишок. Дальше больше, при переходе в школу, стеснение не только не уходит, а усиливается.

И главное - вывести его из этого состояния никак не получается. Ребенок стесняется до слез и никакие уговоры, подталкивания, даже угрозы или наказания, не помогают ему. Он прячется за юбку матери или под стол, не хочет выходить из своей комнаты, насуплено молчит и опускает глаза в пол. Когда это началось? Ребенок начал стесняться в 3-4 года или уже в школе? На самом деле возраст не важен, в детстве любую проблему можно убрать, просто надо знать КАК.

Почему ребенок стесняется? - ответ следует искать в зрительном векторе

Для того чтобы разобраться в первопричинах детской стеснительности необходимо хотя бы немножко знать психологию. Все наши желания врожденны и даются от природы. Системно-векторная психология разделяет их по векторам . Один из векторов - зрительный имеет целый набор желаний, которые и выражаются в определенных чертах, их очень просто узнать в уже очень маленьком возрасте.

И эмоциональная открытость, так же как и стеснительность - это как раз два проявления, которые лежат в корнях зрительного вектора.

Страх - это то, на чем зрительник может раскачиваться, увеличивая его. Когда в ответ на эмоциональную открытость, зрительный ребенок слышит смех, обзывательства, его бьют, у него вместо эмоциональной связи возникает страх. Ребенок начинает раскачиваться не на эмпатии, что было бы хорошо для него, а на страхе, в результате чего страх увеличивается в разы. Это и есть стеснительность ребенка - страх показать себя, открыться миру, любить и быть любимым.

Так и получается, что дети со зрительным вектором, самые потенциально обучаемые, самые сообразительные, самые добрые и смышленые от природы, становятся замкнутыми социофобами. Получив удар, испытав страх, зрительник перестает открываться, а только закрывается еще больше.

Со стороны, кажется, что большинство детей не стесняются. На самом деле это не так. Большинство детей просто не имеют зрительного вектора - у них нет ни страха, ни эмоциональной открытости. А значит, они просто проявляют свои желания наружу так, как им хочется.

Если ребенок стесняется в садике или школе, это сигнал, что где-то была травма зрительного вектора - ребенок замкнулся на страхе показать себя. Причин может быть множество: в ответ на открытость и эмоциональность, кто-то посмеялся над ним, сказал грубое слово, пошутил, обозвал. Как правило, все идет от других детей - "добрые" сверстники всегда найдут к чему прицепиться. Ребенок не выговаривает "р" или шепелявит, его будут передразнивать. Ребенок упал и испачкался, теперь ему постоянно будут кричать, что он "криволап". Ребенок страдает лишним весом и получает кличку "жиртрест". Вообще, внешняя красота - очень важна для зрительника и если его третируют, говорят, что он не красиво открывает рот, когда говорит или ест, что у него некрасивое выражение лица, когда он декламирует стихи, то это вводит его в состояние страха показать себя дальше, раскрыться.

Не только сверстники могут ввести зрительного ребенка в состояние стеснительности. Тоже может быть и от родных братьев или сестер, от подростков, от взрослых, даже от собственных родителей. "Ой, ну ты и клоун у нас, Сашка, когда падаешь, ухохататься можно", "А-ха-ха, посмотри на дочурку, как она танцует, ни одна корова не сравниться" и т.д. - когда мы смеемся над милыми попытками ребенка выразить себя, то часто даже не замечаем, что сами вешаем ему на шею камень стеснительности.

Когда я была совсем малышкой, мне подарили граммофон. В моем детстве не было компьютеров и музыкальных центров с компакт-дисками, и граммофон был настоящим сокровищем. Мама каждую неделю покупала мне новую пластинку со сказками и стишками, которые тогда выходили, как сейчас журналы. Не умея еще читать, я с упоением слушала чужие голоса по много раз, прокручивая пластинку снова и снова. И у меня открылась способность - буквально через несколько дней я наизусть знала весь текст, более того, я повторяла его с интонациями актеров, подражая им. Конечно, наверное, это получалось достаточно просто, но родителей буквально шокировал мой талант, они не могли поверить, что я так умею. И я с радостью рассказывала родителям на кухне, то, что выучила. Однажды мама на прогулке со мной попросила рассказать пластинку для знакомой тети, которая тоже гуляла со своими детьми. Я стала рассказывать, но старший сын тети стал смеяться надо мной: "Че, че, ниче не понял! Ха-ха! Мама, а чего это она не говорит букву "р"? - кричал он на всю улицу. Тетя поддержала своего ребенка, сказала, что нет у меня никакого таланта, и лучше бы меня к логопеду сводили, вместо того, чтобы людям чужим показывать. Они смеялись надо мной, и я не стала дальше рассказывать. А потом начались постоянные походы к логопедам - мама водила меня к врачам, которые только о том и говорили, что у девочки большая проблема.

"Р" я научилась выговаривать только в 7-ом классе, но до конца 11-го меня "травили" одноклассники моей шепелявостью. Сегодня я понимаю, что именно это стало большой травмой моего зрительного вектора.

Сильная травма зрительного вектора у ребенка может произойти от общения с человеком с оральным вектором . Именно оральники придумывают и "клеят" обидные клички, которые потом сопровождают ребенка до конца детсада или школы, они смеются и их смех очень заразителен, его повторяют остальные дети и вот уже над малышом смеется вся толпа. И часто оральники себе в жертвы выбирают именно зрительников. Так устроена природа и бороться с последствиями такого влияния оральника на зрительника надо не порицанием оральника, а развитием, становлением зрительного вектора своего ребенка .

А дальше срабатывает правило - чего боишься, то непременно случается. Чем больше кличут "криволап", тем больше падаешь, тем больше смеются, и так по кругу. Ситуация ужасная, но что делать, если ребенок стесняется и это только усиливается. Ответ один - бить тревогу! Но, внимание (!) это не значит, что необходимо бежать в школу и защищать зрительного малыша от насмешек. Это скорее всего ничего не даст, а только усугубит ситуацию - над ним станут еще больше смеяться. Нужно действовать иначе - через зрительный вектор и его врожденные желания.

В норме зрительный страх по мере взросления ребенка должен трансформироваться в обратное свойство, вытолкнуться наружу - превратиться в доброту, сострадание, умение сочувствовать. Душевная открытость постепенно превращается в эмпатию, тонкое ощущение эмоций другого человека. Только развитые зрительные люди могут быть талантливыми актерами, прекрасными писателями, отличными врачами. Более того, именно общение с другими людьми, любовь - это настоящее счастье, радость для зрительника, высшее наполнение его вектора.

И если ребенок стесняется, родителям идет сигнал - зрительный вектор не развивается, и может до пубертата не выйти в эти состояния, а остаться в страхах, а значит - повзрослев, зрительник будет испытывать страхи, страдать стеснительностью, не сможет нормально контактировать с другими.

Задача родителей зрительного ребенка помочь ему преодолеть страхи, стать эмоционально открытым. И тогда стеснительность ребенка уйдет сама собой. Как это сделать? Только не насильственным "клин клином" - боишься выходить на сцену, мы тебя вытащим. Боишься выходить к доске и отвечать на уроке, мы попросим учительницу тебя вызывать почаще. Боишься общаться со сверстниками, мы попросим их приходить в гости каждый вечер. Это ничего не даст, а только еще больше усилит страхи ребенка.

Зрительные страхи уходят не тогда, когда насильственным образом их преодолевают. Так они только усиливаются, все больше вгоняясь в человека, в сердце. Избавится от страха можно только вытолкнув его наружу - трансформировав из страха за себя в страх «за других», то есть - в сострадание.

Не надо также акцентировать внимание ребенка на его стеснительности, упрашивать не бояться взрослых и детей. Необходимо постепенно показывать ему, что вокруг него есть множество других, которым необходимо его сочувствие, страх за них. Аккуратно проведите его через все этапы развития зрительного вектора: от растений к животным, от животных к людям (читайте маленький пример, как это сделать . Показывайте ребенку, что другим тоже больно, и только он, своей добротой, может помочь им. Страх за себя и страх за другого - это несовместимые вещи в одном зрительном человеке. Научившись бояться за других, сочувствовать, он никогда уже не сможет раскачиваться на страхе за себя, а это значит, что ему не грозят ни стеснительность, ни психосоматические болезни, ни социофобия.

Внимание ! Данная статья носит информационный характер, на ее основании нельзя точно определить векторальный набор ребенка. Если у вас есть желание по-настоящему понять свое чадо, необходимо пройти полный курс тренинга по системно-векторному мышлению. Записаться на вводные, бесплатные лекции .

Уже тысячи людей прошли тренинг по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. У них наладились отношения с близкими, прошли негативные состояния, полностью преобразился воспитательный процесс детей.

Ребенок 10 лет еще не подросток , но уже и не малыш. Считается, что предподростковый возраст — один из самых легких для родителей: ребенок уже адаптировался в школе, у него есть увлечения, постепенно ему предоставляется все больше самостоятельности... Но есть дети, которым и в этом благополучном возрасте непросто — застенчивые и с низкой самооценкой.

Самая низкая самооценка — в 9-10 лет

Что такое самооценка в психологии? Это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.

Дети с рождения имеют завышенную самооценку. Это, конечно, явление, подогреваемое родителями, — малыш для них центр Вселенной, их мир. Им постоянно восхищаются, ему всегда демонстрируют свою любовь. По мере взросления самооценка начинает падать: родители все чаще ругаются на ребенка, он встречается с социумом, который разбивает его представления о себе.

И вот к 9-10 годам это падение достигает самой низшей точки. Исследователи единодушны в описаниях особенностей самооценки детей этого возраста, отмечая ее ситуативность, неустойчивость, подверженность внешним воздействиям в младшем подростковом возрасте и большую устойчивость, многосторонность охвата различных сфер жизнедеятельности — в старшем подростковом возрасте.

Конечно, есть факторы, которые могут как благоприятно, так и разрушающе действовать на ребенка:

  • особенности характера;
  • взаимоотношения с родителями и другими членами семьи;
  • занимаемое положение (авторитет) среди сверстников и друзей;
  • успехи в обучении и отношение учителей;
  • физиологические данные (внешность) и успехи, а также личные достижения.

Тест на самооценку

Наблюдаете ли вы у своего ребенка:

  • нежелание контактировать со сверстниками, отказ от посещения массовых мероприятий и прогулок;
  • возникновение повышенной тревожности, паники;
  • уверенность в том, что ничего не получится, а если вышло, то это случайность;
  • отказ от публичных выступлений в школе или на семейных мероприятиях;
  • зависимость от мнения окружающих;
  • подражание одноклассникам или экранным образам;
  • замкнутость, нежелание делиться своими мыслями, предположениями, проблемами и происходящими событиями (в школе или на улице).

Если вы ответили «да» более 5 раз , то имеет смысл подумать о помощи ребенку.

Как повысить самооценку: 9 правил

Как же могут помочь ребенку родители или близкие люди в такой ситуации?

  1. Не отзывайтесь негативно о внешности своего ребенка, лучше помогите ему: подберите специальные средства для борьбы с возникшими проблемами (прыщами, лишним весом, неприятным запахом).
  2. Делая замечание, не критикуйте самого ребенка, а высказывайтесь только по поводу его поведения или поступков.
  3. Регулярно хвалите, но только конструктивно, то есть за то, что не является его обязанностями или обычным делом.
  4. Не сравнивайте успехи собственного ребенка с достижениями других детей.
  5. Уважайте подростка: спрашивайте и прислушивайтесь к его мнению, считайте равным и ни в коем случае не унижайте его достоинство.
  6. Следите за его внешним видом, чтобы он не ходил в грязном и рваном, а также помогите найти собственный стиль в одежде и научите правильно сочетать вещи.
  7. Помогите достичь чего-то самостоятельно, развить свои способности, но главное — их определите.
  8. Научите ребенка отказывать: тогда его не смогут использовать в своих целях другие люди и будут больше уважать, что приведет к повышению самооценки.

Застенчивость

Застенчивость — один из частых симптомов младшего подросткового возраста. Но ее предвестники можно увидеть гораздо раньше: в возрасте 5-6 лет родители отмечают, что ребенок замыкается в себе. Он стесняется, когда в дом приходят гости, не участвует в детских спектаклях и, как правило, с трудом ходит в детский сад или многолюдные места. Некоторые дети даже заболевают перед приходом гостей или из-за необходимости идти в гости!

А когда ребенок достигает школьного возраста, эта проблема становится особо острой. Ведь сюда добавляются все те особенности развития, в том числе и физиологического, о которых мы уже говорили.

Что же такое застенчивость? Застенчивость (стеснительность, робость) — состояние психики и обусловленное им поведение человека, характерными чертами которого являются нерешительность, боязливость, напряженность, скованность и неловкость в обществе из-за неуверенности в себе или отсутствия социальных навыков. В переводе на русский язык это определение из словаря означает, что человек боится, постоянно находится в ожидании удара, потрясения от окружающего мира.

Конечно, застенчивость — это определенный стресс для организма и психики. Как же нам помочь ребенку?

  1. На помощь придет позитивное мышление. Приучайте ребенка находить плюсы в общении, в людях. Пусть он самостоятельно выделяет эти плюсы, а еще лучше — записывает.
  2. Не пугайте его сами. Часто именно от взрослых идет настрой, что весь мир опасен и кругом враги. Думайте над тем, что вы говорите, как вы отзываетесь об учителях, детях и родственниках.
  3. Учите ребенка дышать! Странный совет? Ведь все умеют дышать? Нет, это как раз один из сильных способов управления психикой. Вдох, выдох — лучше отойти в сторону, если нет возможности делать эти вдохи тихо, про себя. При этом отслеживать это время по часам. Цикл: 45 секунд дыхания — по плану и 45 секунд — в обычном режиме. Мозг отвлекается на выполнение этого задания и забывает о своей панике по поводу стресса от общения.
  4. Учите стихи. Тоже смешно? Нет! Учите с ребенком длинные стихи — вместе. А потом вставайте с ним вдвоем или вместе с другими членами семьи перед зеркалом и начинайте декламировать. Это начало тренировки для публичных выступлений. Это шаг к избавлению от излишней застенчивости. Ребенок должен оценить, как выступил он и как — вы, поставить оценку по 10-балльной шкале вам и себе тоже.
  5. Приглашайте людей в дом. На своей территории проще справляться со страхами и застенчивостью.
  6. Устраивайте спектакли, концерты — пока для своих родственников, на праздники.
  7. Введите традицию ежегодных фотосессий. На красивых снимках всем нравится смотреть на себя.
  8. Покупайте ребенку яркую одежду. Помогая ему быть «серой» мышкой, вы делаете только хуже.

Путь к исцелению и спокойствию вы сможете пройти только вместе!

Комментировать статью "Ребенок 9-10 лет: застенчивость и низкая самооценка. Что делать?"

Низкая самооценка. Перфекционизм оказывает разрушающее воздействие на самооценку. Представьте себе ребенка, которого, что бы он ни делал, постоянно критикуют и унижают. Наоборот, она его убивает на корню. Ребенок 9 - 10 лет: застенчивость и низкая самооценка.

Ребенок 9 - 10 лет: застенчивость и низкая самооценка. Что делать? Низкая самооценка. Как справиться с низкой самооценкой ребенка? Боже, это было наше обоюдное облегчение. Навязчивость и низкая самооценка. Навеяно темой ниже про навязчивость.

Насколько опасна низкая самооценка? Многие современные родители панически боятся низкой самооценки. Низкая самооценка. Детские возрастные кризисы. Детская психология. Ребенок 9 - 10 лет: застенчивость и низкая самооценка.

Ребенок 9 - 10 лет: застенчивость и низкая самооценка. Что делать? Ребенок 10 лет еще не подросток, но уже и не малыш. Считается, что предподростковый возраст - один из самых Мне кажется, внимание на стеснительность надо обращать, не стоит оставлять все как есть...

Ведь в 9 лет ребенок уже должен понимать как правильно и не правильно себя вести в подобных ситуациях. Плохое поведение детей. Что делать, если ребенок не слушает просьбы и указания родителей. Ребенок 9 - 10 лет: застенчивость и низкая самооценка.

Мое глубокое имхо (как оочень застенчивого ребенка в прошлом)- не считать это проблемой При этом вам нужно ребенка максимально принимать, поддерживать, подбадривать и всячески...

Застенчивый ребёнок. Отношения с другими детьми. Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни, режим дня и...

Ребенок 9 - 10 лет: застенчивость и низкая самооценка. Что умеют делать ваши 3,5-4 летние детки? Считает на мой взгляд здОрово - просто счет до скольки угодно с 3,5 лет примерно (моего терпения слушать хватало максимум до 350 - шаги в садик одно время...

Как повысить самооценку ребенка с помощью игры с родителями. Я сама работаю воспитателем, и бывают случаи, когда можно говорить Эта игра может дать дополнительную информацию о самооценке ребенка. Ребенок 9 - 10 лет: застенчивость и низкая самооценка.

Стеснительный ребёнок?. Характер. Детская психология. Я не знаю, стоит ли мне обращать внимание на приступы стеснительности, стоит ли что-то форсировать (групповые занятия...

о самооценке. Отношения с детьми. Детская психология. Ясно, что уши растут из сравнительно более низкой самооценки нашего Низкая самооценка. Детские возрастные кризисы. Детская психология. Ребенок 9 - 10 лет: застенчивость и низкая самооценка. Что делать?

Нашла в Инете тест как определить степень самооценки ребенка: рисуется 10-ступенчатая лестница, ребенку объясняю, что на самой нижней стоят плохие дети, чуть выше - уже получше, и т.д., т.е. на самой Ребенок 9 - 10 лет: застенчивость и низкая самооценка. Что делать?

Застенчивость. Кризис 2-летнего возраста. Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни, режим дня и развитие бытовых навыков.

Застенчивый ребенок. Детская психология. Раздел: Застенчивый ребенок (Во-первых, тем, кто высказал своё мнение о моей проблеме внизу).

Детская психология. Конкурсы. Ребенок 9 - 10 лет: застенчивость и низкая самооценка. Что делать? Неверие в себя, низкая самооценка, желание избежать лишних разочарований необходимо опредилить его векторальный набор с помощью системно-векторной психологии...

Застенчивый ребенок. . Детская психология. Детская возрастная психология: поведение ребенка, страхи, капризы, истерики.