История и этнология. Факты. События. Вымысел. Библейская пища. Чечевица за первородство – выгодный обмен

Вот чем притча отличается от проповеди? Проповедь точна, она назидательно направляет в нужное место. Притча не дает прямого ответа, только подсказывает решение. С другой стороны, проповедь пригодится ограниченно, а притча и через несколько тысячелетий сможет соединиться с реальностью.

Притча о продаже первородства - одна из самых древних. Правда, сколько раз ее слышал, столько оставались какие-то белые пятна в ее понимании. Хотя что-то и прояснялось.

В заголовке картина Маттиаса Стомера "Исав и Иаков"

Вот что сказано в книге Бытия.


27. Дети выросли, и стал Исав человеком искусным в звероловстве, человеком полей; а Иаков человеком кротким, живущим в шатрах.

28. Исаак любил Исава, потому что дичь его была по вкусу его, а Ревекка любила Иакова.

29. И сварил Иаков кушанье; а Исав пришел с поля усталый.

30. И сказал Исав Иакову: дай мне поесть красного, красного этого, ибо я устал. От сего дано ему прозвание: Едом.

31. Но Иаков сказал: продай мне теперь же свое первородство.

32. Исав сказал: вот, я умираю, что мне в этом первородстве?

33. Иаков сказал: поклянись мне теперь же. Он поклялся ему, и продал первородство свое Иакову.

34. И дал Иаков Исаву хлеба и кушанья из чечевицы; и он ел и пил, и встал и пошел; и пренебрег Исав первородство.

(Книга Бытие 25:27-34)


Т.е. сначала Исав символически отказывается от первородства. Поскольку понятие "первородства" было для меня незнакомо, прямиком полез в словарь.

Первенец, или первородный сын - в древности пользовался особенными правами и преимуществами: ему принадлежала, после главы семейства, власть над прочими членами семьи и господство над домом и родом; он получал в наследство двойную часть из имения отца; у евреев вместе с особенным благословением, переходившим от отца к сыну, он приобретал преимущество быть родоначальником обетованного Избавителя. [Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона]


Картина Лука Джордано. Исаак, Благословляющий Иакова. XVII в.

После того, как Исав отказывается от первородства на словах, проходит некоторое время. И настает час, когда отец должен благословить старшего сына, передать ему высшую духовную миссию и, кроме того, назначить наследником. В этот час отец подзывает Исава и дает ему наказ отправиться на охоту и приготовить кушанье. Пока Исав охотится, происходит остросюжетная кампания обмана.


1. Когда Исаак состарился и притупилось зрение глаз его, он призвал старшего сына своего Исава и сказал ему: сын мой! Тот сказал ему: вот я.

2. Он сказал: вот, я состарился; не знаю дня смерти моей;

3. возьми теперь орудия твои, колчан твой и лук твой, пойди в поле, и налови мне дичи,

4. и приготовь мне кушанье, какое я люблю, и принеси мне есть, чтобы благословила тебя душа моя, прежде нежели я умру.

5. Ревекка слышала, когда Исаак говорил сыну своему Исаву. И пошел Исав в поле достать и принести дичи;

6. а Ревекка сказала сыну своему Иакову: вот, я слышала, как отец твой говорил брату твоему Исаву:

7. принеси мне дичи и приготовь мне кушанье; я поем и благословлю тебя пред лицем Господним, пред смертью моею.

8. Теперь, сын мой, послушайся слов моих в том, что я прикажу тебе:

9. пойди в стадо и возьми мне оттуда два козленка хороших, и я приготовлю из них отцу твоему кушанье, какое он любит,

10. а ты принесешь отцу твоему, и он поест, чтобы благословить тебя пред смертью своею.

11. Иаков сказал Ревекке, матери своей: Исав, брат мой, человек косматый, а я человек гладкий;

12. может статься, ощупает меня отец мой, и я буду в глазах его обманщиком и наведу на себя проклятие, а не благословение.

13. Мать его сказала ему: на мне пусть будет проклятие твое, сын мой, только послушайся слов моих и пойди, принеси мне.

14. Он пошел, и взял, и принес матери своей; и мать его сделала кушанье, какое любил отец его.

15. И взяла Ревекка богатую одежду старшего сына своего Исава, бывшую у ней в доме, и одела в нее младшего сына своего Иакова;

16. а руки его и гладкую шею его обложила кожею козлят;

17. и дала кушанье и хлеб, которые она приготовила, в руки Иакову, сыну своему.

18. Он вошел к отцу своему и сказал: отец мой! Тот сказал: вот я; кто ты, сын мой?

19. Иаков сказал отцу своему: я Исав, первенец твой; я сделал, как ты сказал мне; встань, сядь и поешь дичи моей, чтобы благословила меня душа твоя.

20. И сказал Исаак сыну своему: что так скоро нашел ты, сын мой? Он сказал: потому что Господь Бог твой послал мне навстречу.

21. И сказал Исаак Иакову: подойди, я ощупаю тебя, сын мой, ты ли сын мой Исав, или нет?

22. Иаков подошел к Исааку, отцу своему, и он ощупал его и сказал: голос, голос Иакова; а руки, руки Исавовы.

23. И не узнал его, потому что руки его были, как руки Исава, брата его, косматые; и благословил его

24. и сказал: ты ли сын мой Исав? Он отвечал: я.

25. Исаак сказал: подай мне, я поем дичи сына моего, чтобы благословила тебя душа моя. Иаков подал ему, и он ел; принес ему и вина, и он пил.

26. Исаак, отец его, сказал ему: подойди, поцелуй меня, сын мой.

27. Он подошел и поцеловал его. И ощутил Исаак запах от одежды его и благословил его и сказал: вот, запах от сына моего, как запах от поля, которое благословил Господь;

28. да даст тебе Бог от росы небесной и от тука земли, и множество хлеба и вина;

29. да послужат тебе народы, и да поклонятся тебе племена; будь господином над братьями твоими, и да поклонятся тебе сыны матери твоей; проклинающие тебя — прокляты; благословляющие тебя — благословенны!

30. Как скоро совершил Исаак благословение над Иаковом, и как только вышел Иаков от лица Исаака, отца своего, Исав, брат его, пришел с ловли своей.

31. Приготовил и он кушанье, и принес отцу своему, и сказал отцу своему: встань, отец мой, и поешь дичи сына твоего, чтобы благословила меня душа твоя.

32. Исаак же, отец его, сказал ему: кто ты? Он сказал: я сын твой, первенец твой, Исав.

33. И вострепетал Исаак весьма великим трепетом, и сказал: кто ж это, который достал дичи и принес мне, и я ел от всего, прежде нежели ты пришел, и я благословил его? он и будет благословен.

34. Исав, выслушав слова отца своего, поднял громкий и весьма горький вопль и сказал отцу своему: отец мой! благослови и меня.

35. Но он сказал: брат твой пришел с хитростью и взял благословение твое.

36. И сказал он: не потому ли дано ему имя: Иаков, что он запнул меня уже два раза? Он взял первородство мое, и вот, теперь взял благословение мое. И еще сказал: неужели ты не оставил мне благословения?

37. Исаак отвечал Исаву: вот, я поставил его господином над тобою и всех братьев его отдал ему в рабы; одарил его хлебом и вином; что же я сделаю для тебя, сын мой?

38. Но Исав сказал отцу своему: неужели, отец мой, одно у тебя благословение? благослови и меня, отец мой! И возвысил Исав голос свой и заплакал.

39. И отвечал Исаак, отец его, и сказал ему: вот, от тука земли будет обитание твое и от росы небесной свыше;

40. и ты будешь жить мечом твоим и будешь служить брату твоему; будет же время, когда воспротивишься и свергнешь иго его с выи твоей.

Отца законным первенцом - Исавом, который женится "на дочерях Ханаана, хеттеянках и евеянках" , позволяет им "поклоняться, по наследственному их обычаю, природе и истуканам на глазах у родителей" . И самое обидное для отца, "что и сам [Исав,- прим.] был равнодушен к высокому Аврамову наследию и, заключив на юге охотничье-религиозный союз с сеирцами, открыто служил громовержцу Куцаху" . А ведь первородный, как мы помним, получал особое благословение распространять веру и передавать ее потомству. Слепота реальная или вымышленная становится выходом для Исаака (отца). Поэтому отец, как пишет Томас Манн, "пребывал в темноте, чтобы его обманули вместе с Исавом, его старшим" .

Выходит, что непосредственно ритуальный обман - чисто техническое исполнение чего-то, что уже произошло ранее. Исав уже выменял, продал свою честь взамен на похлебку символически , на словах. Слово имело особое, почти магическое значение, оно давало возможность предметам и явлениям обрести себя. Поэтому дальнейших ход событий уже предопределился . И отец и братья и мать - все уже знают, что будет дальше и каждый играет свою уготованную роль. Исаак (отец) хочет обмануться, Исав предвкушает триумфальное начало ритуала и позорное его завершение, Иаков знает, что получит благословение.

Продажа первородства за чечевичную похлебку - это отказ от особого благословения, от господства над своим домом и родом, отказ от великой исторической миссии. Если хотите, это метафизическое падение человека, которое накладывает отпечаток позора и на все потомство.

Право первородства

Иллюстрация Wikipedia: Хендрик Тербрюгген. Исав продает право первородства за чечевичную похлебку. 1627
Самый древний анекдот — продажа первородства за чечевичную похлёбку
Рами ЮДОВИН
Тора рассказывает о том, как Иаков приобрёл за чечевичную похлёбку первородство своего старшего брата Эсава (Исава).

«И сварил Иаков кушанье; а Исав пришел с поля усталый.

И сказал Исав Иакову: дай мне поесть красного, красного этого, ибо я устал. От сего дано ему прозвание: Едом.
Но Иаков сказал [Исаву]: продай мне теперь же свое первородство.
Исав сказал: вот, я умираю, что мне в этом первородстве?
Иаков сказал [ему]: поклянись мне теперь же. Он поклялся ему, и продал [Исав] первородство свое Иакову.
И дал Иаков Исаву хлеба и кушанья из чечевицы; и он ел и пил, и встал и пошел; и пренебрег Исав первородство» (Быт. 25:29-34).

Право первородства на древнем Востоке было дано старшему (первому) сыну главной жены.
Из финикийских и угаритских источников известно, что старший сын был главным получателем наследства. Однако не всегда действовало подобное правило. Например, в некоторых случаях отец или братья могли выкупить первородство за определённую сумму денег. Поэтому продажа Эсавом Иакову первородства носила законный, юридический порядок.
В аккадском языке существуют два термина для слова сын: «aplu» — первородный сын-наследник и «maru» — сын.
Согласно законам Хаммурапи, у aplu было право выбрать часть своего наследства, после того как оно было поделено между сыновьями. Если наследство по какой-либо причине не было поделено, то первородный сын имел право на управление всем хозяйством.
В древнем Эйлае (город-государство в Месопотамии) нередко первородство назначал отец, то есть даже младший сын мог управлять имуществом, и только в I тыс. до н. э. окончательно укрепилось право старшего сына.
Чечевичная похлёбка простая и дешёвая пища, и продажа первородства за такую плату была анекдотичной. Эта история высмеивает Исава и возвеличивает Иакова, так как на Востоке с древних времён особой добродетелью считалась хитрость.
Даже христианские авторы полагают, что «нечестивец» Эсав не достоит первородства, так как легко отказался от него:
«чтобы не было (между вами) блудника, или нечестивца, который бы, как Исав, за одну снедь отказался от своего первородства» (Посл. к евреям гл. 12:15).
Тора напрямую не осуждает Иакова, который хитростью получил первородство, более того, обманул своего слепого отца Ицхака (Исаака), представившись старшим братом Эсавом, чтобы получить благословение (Быт.27:18-29. Но Писание показывает ситуацию, в которой с Иаковом поступили также. Лаван подменил в темноте невесту, выдав замуж старшую дочь Лею, вместо младшей дочери красавицы Рахель (Быт. 29:23-25).

Чечевица – первое растение, выращенное человеком с целью употребления в пищу. Богатый полезный ее бобов, возможно, сыграл не последнюю роль в истории человечества и помог людям, как виду выжить в условиях естественного отбора. Долгое кулинарное знакомство человека и чечевицы сделало ее не только ингредиентом вкусных и доступных блюд, но и героиней библейской притчи.

Что мы знаем о чечевичной похлебке?

Еще в библейские времена чечевица широко выращивалась на Ближнем Востоке, ее семена неоднократно находили во время археологических раскопок наряду с семенами пшеницы и ячменя.

Ее выращивали, высеивая под зиму на небольших участках распаханной земли, а уже в конце весны – начале лета можно было собирать урожай. Несложная агротехнология делала чечевицу частой гостьей на столах бедняков. Таким образом, чечевичные бобы имеют огромное значение для решения проблемы голода человечества еще со времен неолита.

Есть предположения, что рабов, привлеченных к строительству египетских пирамид, кормили именно чечевичной похлебкой. А когда в IV в до н.э. в Афинах вышел закон, разрешающий употребление пшеничного хлеба только по праздничным дням, чечевичная похлебка стала практически единственным доступным беднякам.

Сейчас чечевица так и осталась в большей степени распространена в кухнях Ближнего Востока, у нас чаще можно встретить афоризм о чечевичной похлебке, чем ее на обеденном столе. А зря, ведь это очень полезный и экологически чистый продукт.

Притча о чечевичной похлебке

Сюжет библейской притчи о чечевичной похлебке

Чечевица не единожды упоминается в Библии (Иезекииль, 4:9; 2 Царств, 17:28 и 23:11), но более всего известна притча об Иакове и Исаве (Бытие, 25: 24–34). В сюжет этой истории закручен вокруг человеческой алчности, неведения, зависти и голода.

В древней Палестине огромное значение имело первородство. Оно предоставляло старшему сыну огромные привилегии и преимущество перед другими детьми, поскольку он наследовал львиную долю наследства и получал поддержку отца. Справедливости ради, стоит отметить, что наряду со всеми плюсами первородство – это большая ответственность. Ведь после смерти отца на плечи старшего брата ложилась забота о его вдовах и младших детях.

Так, младшим из двух сыновей близнецов прародителя человечества Исаака был Иаков, который появился на свет всего минутою позже, держась рукою за пяту своего старшего брата Исава. Как и другие жители Палестины в те времена, старший из сыновей занимался охотой, а младший – скотоводством.

Однажды Исава вернулся очень усталым и зверски голодным с охоты. Он вошел в шатер к своему младшему брату и первое, что он учуял, был аромат чечевичной похлебки, которую готовил Иаков. Исава был так голоден, а чечевица так ароматна (по мнению некоторых знатоков Библии, это была египетская чечевица, которую Исава еще не пробовал), что он готов был отдать за все на свете.

Иаков попросил уступить ему право своего первородства, и Исава, не мучаясь долгими раздумьями, согласился. Так, не проявив должной осмотрительности, старший сын Исаака лишился всех своих привилегий в угоду своему чревоугодию.

С тех пор афоризм «продаться за чечевичную похлебку» употребляется в ситуациях, когда человек поступается чем-то значимым и важным в угоду своим низменным страстям или чего-то, не имеющего значение.

О пользе чечевицы

Полезна ли чечевица?

Кроме того, что чечевица одна из древнейших злаковых культур, которую человечество начало употреблять в пищу еще в библейские времена, она очень полезна для организма. Лучше и нагляднее о ее пользе расскажут цифры.

Железо, очень необходимое растущему детскому организму, беременным женщина и всем без исключения для нормального функционирования кроветворения, в 100 г бобов чечевицы содержится в количестве 6,6 мг.

Также в 100 г отварной чечевицы содержится 356 мг фосфора, 72 мг магния, 38 мг калия и достаточное количество витаминов группы B.

В наше время, когда на земле осталось слишком мало регионов с экологически чистыми условиями, чечевица благодаря своей способности к самоочищению и ненакапливанию токсинов и вредных веществ стала практически единственным , в экологичности которого можно быть абсолютно уверенным.

Врачи рекомендуют употреблять в пищу различные блюда из чечевицы больным сахарным диабетом, людям, имеющим заболевания ЖКТ и сердечно-сосудистой системы. Поскольку она способна регулировать уровень сахара в крови, содержит достаточное количество клетчатки, калия и магния.

Рецепты чечевичной похлебки

Чечевичная похлебка постная

Постная

Количеством белка чечевица лишь немногим уступает мясу, поэтому похлебка из нее, приготовленная на воде или овощном отваре, получится довольно сытной. А чтобы между словами «постная» и «пресная» нельзя было поставить знак равенства, обогатит вкус блюда кукурузное масло для обжаривания овощей и жареные семена кунжута.

Пропорции необходимых ингредиентов:

  • 2000 мл воды или овощного отвара;
  • 200 г красной чечевицы;
  • 200 г моркови;
  • 200 г репчатого лука;
  • 18 г чеснока;
  • 50 мл кукурузного масла;
  • 30 г кунжутных семян;
  • 20 г поваренной соли.

Как сварить постную чечевичную похлебку:

  1. Чечевицу выложить в дуршлаг и хорошенько промыть под холодной водой. Затем переложить в кастрюлю, залить водой (овощным отваром), посолить и поставить на огонь вариться;
  2. Тем временем подготовить лук и морковь. Слезоточивый очистить от шелухи и нарезать небольшими кубиками. Очищенную и вымытую морковь нашинковать тонкими кружочками. Обжарить оба овоща до готовности на кукурузном масле, в самом конце обжаривания добавить рубленые зубки чеснока;
  3. Параллельно на сухой сковороде до легкого карамельного оттенка обжарить семена кунжута;
  4. После того, как чечевица приготовится и даже немного разварится, выложить в кастрюлю обжаренные овощи. Дать похлебке минут пять покипеть, затем огонь выключить, всыпать в кастрюлю семена кунжута, перемешать, накрыть крышкой и после 10 минут настаивания можно подавать к столу.

С мясом

Чечевичная похлебка с мясом

Если приготовить чечевичную похлебку с мясом, то таким первым блюдом легко будет сытно накормить большую семью. Для чечевичного супчика можно использовать любое мясо: говядину, свинину или курицу. Свежая или сушеная зелень сделает блюдо более ароматным.

Чтобы приготовить чечевичную похлебку с говядиной необходимо взять:

  • 2000 мл питьевой воды;
  • 300 г мякоти говядины;
  • 150 г чечевицы;
  • 200 г картофеля;
  • 120 г моркови;
  • 80 г репчатого лука;
  • 6-12 г чеснока;
  • 30-40 мл рафинированного растительного масла;
  • сушеный базилик, лавровый лист, черный молотый перец, зелень и соль по вкусу.

Приготовление по шагам:

  1. Приготовить мясной бульон. Для него говядину нужно вымыть, обсушить, снять все пленочки, далее ее можно нарезать небольшими кусочками и отварить, а можно сварить целым куском и после этого нарезать кусочками или разобрать на волокна;
  2. промыть до чистой воды, как и в рецепте постной похлебки. Дать воде немного стечь и выложить ее в кастрюлю с бульоном. Варить до мягкости. В зависимости от выбранного сорта на это уйдет от 15 до 40 минут;
  3. Очищенные и измельченные лук и морковь обжарить до мягкости на растительном масле. Те, кто любит вкус моркови в первых блюдах, могут нарезать морковь тонкими кружочками, а остальные воспользоваться крупной теркой;
  4. Когда чечевица станет мягкой выложить в кастрюлю нарезанные кубиками клубни картофеля и варить их до полуготовности. Следом в похлебку отправляется овощная поджарка, соль и специи;
  5. После закладки всех ингредиентов проварить похлебку еще около пяти минут. Настоять некоторое время под закрытой крышкой (10-15 минут) и можно приглашать домашних к столу.

Видео рецепт приготовления чечевичной похлебки вы можете посмотреть здесь:

Традиции подачи чечевичной похлебки

Приготовленную чечевичную похлебку, конечно, можно разлить по тарелкам, как любое другое первое блюдо, а можно подать по-другому.

Поскольку основной ингредиент похлебки известен человечеству с незапамятных времен, то ее можно налить в небольшие глиняные горшочки, кушать из которых деревянными ложками. Такую подачу, несмотря на кажущуюся простоту, можно назвать ресторанной, подчеркивающей древнюю историю блюда.

Чечевичная похлебка достаточно сытное блюдо, поэтому какие-либо дополнения к ней будут лишними, достаточно будет нескольких ломтиков хлеба или лаваша. Постную похлебку можно подать вместе с рублеными яйцами и свежей зеленью.

Напоследок, стоит обратить внимание на один кулинарный . Решив приготовить чечевичную похлебку, обязательно стоит добавить в нее базилик и листья лавра. Это делается не для придания пикантного вкуса блюду, а с другой целью. Вещества, содержащиеся в этих растениях, способствуют быстрому усвоению растительного белка, которым богаты линзоподобные чечевичные бобы.

Всем знакома фраза "Продаться за чечевичную похлебку". Впервые я услышала ее в детстве. Приставала к старшим с вопросами: " Что такое чечевичная похлебка? Как можно продаться за нее?" Мой мудрый папа объяснил, что это отдать что-то очень дорогое в обмен на ерунду. Дорогое же у человека - это честь, достоинство, свобода. А ерунда - это и есть чечевичная похлебка, дешевое пойло. Много позже я все-таки узнала происхождение этого фразеологизма.

Случилось это так давно, что об этом написано еще в Ветхом Завете. У Исаака и Ревекки было два сына-близнеца: Исав и Иаков. Исав родился на минуту раньше, значит был старшим. Тогда была такой закон - право первородства. Согласно ему старший сын являлся главным наследником отца.

Младший брат был умнее и хитрее старшего. Как-то Исав сильно проголодался и попросил Иакова накормить его. Тот согласился при одном условии: отдать ему право первородства. Как пишет Библия: "Дал Иаков Исаву хлеба и кушанья из чечевицы.... и пренебрег Исав первородство". Вот такой неравноценный обмен случился в ветхозаветные времена. Это так впечатлило людей, что и через тысячелетия фраза о чечевичной похлебке применяется при любом подходящем случае.

Знаменитую похлебку я попробовала впервые в Израиле. Холодными зимними вечерами соседка моя часто варила что-то. Запах этого блюда проникал ко мне в квартиру. Голова начинала кружиться даже на сытый желудок. Несколько месяцев я терпела и гадала: что это за ароматное варево такое. В конце концов не выдержала и попросила соседку, коренную израильтянку, открыть свою кулинарную тайну. Секрета Ципи не делала: это была чечевичная похлебка - любимое блюдо местного населения.

Прошло много лет с тех пор, как я приехала в Израиль. И много лет назад, благодаря доброй соседке, я научилась варить этот знаменитый супчик. Моя разросшаяся за эти годы семья очень любит, когда я его готовлю. В промозглую погоду так хорошо поесть горячей чечевичной похлебки. Вдыхаешь ее аромат и чувствуешь, что с насыщением приходит мысль: "А жизнь-то налаживается!" Иногда вспоминаю бедного Исава и думаю: "Может, не такой он уж и глупец был, что продался за чечевичную похлебку?"

Для тех, кто хочет ощутить вкус истории, даю рецепт.

На четверых едоков:

1 столовая ложка оливкового масла
1 нарубленная луковица
1 морковь, нарезанная мелкими кубиками
2-3 зубчика чеснока, мелко нарезанного
3 нарезанных помидора или 400 г консервированных нарезанных помидоров
1 столовая ложка сладкой паприки
1 чайная ложка молотого чили
1 столовая ложка тмина
1 столовая ложка измельченных семян кориандра
Лимонный сок (из 1 лимона)
1/2 стакана красной чечевицы
1/4 стакана коричневого риса
6 стаканов овощного бульона или воды
1/4 стакана бургуля или кускуса
Соль и черный молотый перец
2 столовые ложки сушеной мяты

Способ приготовления:

1. Нагреть оливковое масло в кастрюле и обжаривать лук и морковь 3 минуты.
2. Добавить чеснок и обжарить до появления аромата. Добавить помидоры, специи и лимонный сок и готовить, помешивая, еще минуту или две.
3. Добавить чечевицу, рис и бульон или воду и довести до кипения.
4. Уменьшить огонь, накрыть крышкой и варить на медленном огне 25 минут. Добавить бургуль, соль, перец и мяту, перемешать и варить еще 10 минут или пока суп не загустеет, а рис не станет мягким.

Приятного аппетита!

Иллюстрация: "Иаков и Исав" 1844, Civica Пинакотека Тосио Martinengo (Брешия, Италия)

Чечевица – одна из древнейших бобовых культур. Упоминания о блюдах из чечевицы встречаются в трудах античных историков, а первые рецепты — в древнеримской кулинарной книге легендарного гурмана I в. н. э. Марка Габия Апиция. Супу из чечевицы отдавал должное и древнегреческий комедиограф Аристофан, считавший эту еду «слаще всех деликатесов». Но легендарным чечевичный суп стал благодаря драматической библейской истории про обмен права первородства на миску чечевичной похлебки, что повлияло на судьбу целого народа.

Эта история рассказана в Ветхом Завете (Бытие, гл. 25), являющемся священным текстом иудаизма и христианства. Она повествует, что у одного из патриархов иудейского народа — Исаака, и его жены Ревекки, родились два сына-близнеца. Старший сын Исав, который получил право первородства (хотя родился всего на несколько минут раньше брата), вырос охотником, человеком полей; был он, как написано в книге «мужем грубоватым и волосатым».

Следует отметить, что в древности «первенец», старший сын в семье, пользовался всеми правами и преимуществами по сравнению с остальными братьями: он наследовал большую часть имущества отца, не говоря уж о почете и уважении, которые доставались на его долю. Все это называлось «правом первородства ».

Младший сын Иаков, напротив, казался кротким, благочестивым, «живущим в шатрах», т.е. был домоседом. Потому отец благоволил Исаву, а Ревекка любила младшего Иакова. Однажды, когда он готовил чечевичную похлебку, с охоты вернулся брат его Исав, голодный, уставший и злой. «Дай мне того, красного что ты готовишь » — попросил Исав Иакова (Быт. 25:30).
«Красное» — это сочиво, то есть, разваренное зерно чечевицы. (Четырьмя стихами позже (25:34) она была названа в тексте чечевичной похлебкой ).

Иаков в ответ на просьбу брата пообещал его накормить, но при одном условии: в обмен на право первородства.
Голодный простак согласился. «Исав сказал: вот, я умираю; что мне в этом первородстве? Иаков сказал: поклянись мне теперь же. Он поклялся ему, и продал первородство свое Иакову. И дал Иаков Исаву хлеба и кушанья из чечевицы… » (Бытие гл.25:32-34). Так Исав пренебрег правом первородства, а Иаков занял место старшего в роде.

В те ветхозаветные времена старший сын наследовал не только родительское имущество, но и становился духовным наследником отца, получая не только права, но и обязанности. Для охотника Исава (иногда его называют Эсавом), человека грубого и необузданного, постоянно сталкивающегося со смертью, материальные сиюминутные блага были выше, чем абстрактное духовное совершенствование. Чечевичная похлебка, утолившая его голод, оказалась «равноценной» заменой богоизбранности.


«Продажа первородства», Маттиас Стом (1600-1652)

Но и для лукавого брата Иакова, обманом получившего все права старшего сына, дальнейшая судьба не была легкой. Его жизнь обратилась в нескончаемую расплату за коварство.
Тем не менее, сыновья Иакова вошли в библейскую историю как родоначальники 12 колен Израилевых, а чечевичная похлебка стала самой дорогой порцией супа в истории человечества и олицетворением торжества плотского над духовным. Само выражение «за чечевичную похлебку » перешло в разряд крылатых фраз, обозначавшую поступиться чем-то значительным ради ничтожного, низменного удовольствия или соблазна.

Легенда из Бытия не раз вдохновляла художников на создание живописных полотен. Среди живописцев, написавших картины на библейскую тему о продаже права первородства, были нидерландские художники Маттиас Стом (1600 – 1652), Ян Викторс (1619 – 1676) и Хенрик Тербрюгген (1588 – 1629).

«Исав и Иаков», Маттиас Стом
Ян Викторс, «Чечевичная похлебка», 1653
«Исав продает право первородства», Хенрик Тербрюгген, 1645

Тот же сюжет встречается на картинах голландского живописца и пастора Ламберта Якобса (1598 – 1636), и у итальянского художника Луки Джордано (1634 – 1705).



«Исав и Иаков», Якобс Ламберт

Чечевица не случайно издавна пользуется такой популярностью. Она по праву занимает место одного из самых полезных овощей. Ее зерна богаты белком (до 26%), клетчаткой, углеводами, микроэлементами (особенно магнием и железом), витамином B1, к тому же не содержит жиров и малокалорийна.

Интересно и то, что оптическая линза имеет форму чечевичного зерна, а само это слово произошло от от лат. lens - чечевица.
Именно в смысле увеличительной линзы упоминает чечевицу поэт-футурист Велимир Хлебников в своей статье «Художники мира!», написанной в 1919 году:

М ы долго искали такую, подобную чечевице, задачу, чтобы направленные ею к общей точке соединенные лучи труда художников и труда мыслителей встретились бы в общей работе и смогли бы зажечь, обратить в костер даже холодное вещество льда. Теперь такая задача – чечевица, направляющая вместе вашу бурную отвагу и холодный разум мыслителей, – найдена. Эта цель – создать общий письменный язык, общий для всех народов третьего спутника Солнца, построить письменные знаки, понятные и приемлемые для всей населенной человечеством звезды, затерянной в мире ”.

Еще одну особенность чечевица обрела в еврейских традициях. У древних евреев она считалась траурной едой. Круглое чечевичное зерно символизировало нескончаемый круговорот жизни и смерти, начало и конец. Именно для поминовения своего деда Авраама готовил чечевичный суп ветхозаветный Иаков.
Трудно сказать, каким именно рецептом он пользовался. Возможно, рецепт его супа был похож на нижеприведенный. По крайней мере, все его ингредиенты были знакомы древним евреям.

Чечевичный суп


Ингредиенты
:
1/2 стакана свежей кинзы
3 моркови
3 стебля сельдерея, включая листья
2 столовые ложки оливкового масла
1 большая луковица, нарезанная кубиками
1 измельченный зубчик чеснока
2 стакана красной чечевицы
2 л куриного или овощного бульона
1 1/2 чайной ложки тмина
1 чайная ложка иссопа или петрушки
1/2 чайной ложки сумах (по желанию)
1 лавровый лист
Соль и перец по вкусу

Нарежьте кинзу, сельдерей и морковь (кружочками). На оливковом масле пассеруйте лук до полупрозрачности. К луку добавьте сельдерей, морковь и чеснок и еще раз обжарьте.
Доведите бульон до кипения, добавьте красную чечевицу и поджарку из овощей. Варите суп до готовности.
Добавьте кинзу, петрушку, тмин, лавровый лист и сумах (по желанию), посолите и поперчите по вкусу. Размешайте, еще раз прокипятите. Дайте настояться минут 20 и подавайте горячим.

Описание библейского супа из чечевицы в современном варианте можно найти в романе Марины Галиной «Автохтоны». (Кстати, роман вошел в шорт-лист литературных премий «Большая книга» и «Национальный бестселлер» сезона 2015-2016 и получил премию за лучшее художественное произведение фантастического жанра, оригинальное по тематике, образам и стилю).

Т ак я вам настоятельно советую чечевичную похлебку. Там знаете, в чем секрет? В лимонном соке. Чеснок, конечно, как всегда, еврейская кухня это любит, красная чечевица, это красное, «красное дай мне», ну, вы знаете. Морковь, лук прижаренный, сельдерей. Но без лимонного сока суп будет пресным, как любовь Гретхен. Да, еще кумин и кайенский перец. Правда, Юзеф вместо кайенского перца кладет табаско, причем, по-моему, слишком щедро, но в такую погоду это только к лучшему, согласитесь.
<…> Чечевичная похлебка красно-золотого цвета была и вправду хороша. Он так и сказал.
– Я бы за такую первородство, пожалуй, отдал.
– Да, – согласился старик, – ее так иногда и называют – суп Эсава” .
Марина Галина, «Автохтоны»,(2015)

Чечевичная похлебка (суп Эсава). Еврейская кухня

Ингредиенты :
3 ст. ложки оливкового масла;
1 нарубленная головка репчатого лука;
2 нарубленных стебля сельдерея;
1-2 моркови, нарезанные кружочками;
8 нарубленных зубчиков чеснока;
1 картофелина, нарезанная кубиками;
250 гр. красной чечевицы;
1 литр овощного бульона;
2 лавровых листа;
1-2 лимона, разрезанных пополам;
1/4 ч. ложки кумина или по вкусу кайенский перец или соус «Табаско»;
по вкусу соль и молотый черный перец;
ломтики лимона и нарубленные листья свежей петрушки для сервировки.

В большой кастрюле нагрейте масло. Положите в масло репчатый лук и пассеруйте его минут 5. Добавьте сельдерей, морковь, половину порции чеснока и весь картофель. Тушите несколько минут.
Добавьте чечевицу, влейте бульон и доведите до кипения и варите, пока чечевица и картофель не станут мягкими.
Добавьте в кастрюлю лавровый лист, оставшийся чеснок, половину порции лимона и варите суп еще 10 минут. Выньте лавровый лист. Выжмите сок из оставшихся лимонов и влейте его в суп.
Готовый суп доведите в блендере до пюреобразного состояния. Добавьте кумин, кайенский перец или соус «Табаско», приправьте солью и перцем.
Разлейте суп по тарелкам и украсьте дольками лимона и петрушкой

Чечевичный суп-пюре распространился по всему миру, но особенно популярен он в Турции. Там готовят множество его разновидностей, одной из которых является суп Мерджимек чорба (mercimek, звучит как мерджимек и является синоним слова чечевица, а çorbası (чорбаси) переводится как суп).

Кстати, похлебку чорба можно встретить также в болгарской, молдавской, сербской и македонской кухне. Скорее всего, это связано с влиянием могущественной Османской империи, насаждавшей свои обычаи среди балканских народов. Мерджимек чорбаси – густая, согревающая похлебка, которую подают с лимоном или, по желанию, можно добавить в бульон лимонный сок. Но главная фишка этого первого блюда – мята, которая делает вкус ни на что не похожим и незабываемым.

Приводим видеорецепт этого традиционного для Турции супа-пюре из чечевицы