Игры для детей в дороге: идеи и распечатки. Игрушки в дорогу. Что нужно взять, чтобы ребенок не мешал окружающим и не скучал Развивающие игрушки в дорогу своими руками

С наступлением лета, периода отпусков, перед многими родителями стоит вопрос: чем занимать ребёнка во время поездки в транспорте, будь то длительный перелёт в самолёте за границу, утомительная поездка на поезде к морю или сравнительно недолгий переезд в машине к бабушке. У нас уже был опыт такого путешествия: на машине к морю, с 2 летней на тот момент дочкой. В этой статье я расскажу о том, какие игрушки и игры, сделанные руками мамы, помогли нашей девочке не скучать в пути. Изготовление подобных игрушек не вызовет сложности даже у неопытных рукодельниц, поскольку не требуют специальных навыков и делаются из подручных материалов.
Итак, наши игрушки.

Самодельный планшет для наклеек и рисования .

Сделать очень просто: лист из толстого картона нужно оклеить подложкой от самоклеящейся плёнки.С другой стороны я оклеила его скрап-бумагой, получился весёленький зелёный фон, сверху- скотч, по которому можно рисовать водными маркерами, прилеплять наклейки.

Получилась 2сторнняя довольно функциональная доска-фон, на которой можно на ходу сочинять и рисовать истории и сказки.

Дочке планшет очень понравился, особенно полюбила налейки-ягодки, вишенки и конфетки раскладывать по нарисованным тарелочкам- овалам и расселять рыбок в море).

Небольшая магнитно-маркерная доска просто незаменима в пути, на ней можно: — рисовать водными маркерами (шарики-ниточки, солнышко-лучики, рельсы-шпалы, заборчик. Просто калякать и стирать Вике очень нравилось.) — выкладывать слова из магнитной азбуки и картинки-фигурки из магнитной мозаики.

Я же сделала дополнительно несколько игр для этой доски, магнитных — это так удобно в пути, когда машину, поезд потрясывает:

-магнитный конструктор - из него мы выкладывали различные картинки, силуэты. Сделать такой конструктор совсем несложно: нужно вырезать из цветного картона различные геометрические фигуры и с обратной стороны наклеить на них маленькие кусочки магнитной ленты (можно для этих целей порезать ненужные гибкие магнитики).

- магнитное домино (распечатать на картоне понравившееся домино, разрезать и наклеить кусочки всё той же магнитной ленты.

Ещё можно сделать магнитных кукол с одеждой - посадить на магнитики бумажных кукол-вырезалок.

У нас же сделана такая кукла с одеждой из фетра.

Я использовала тонкий фетр и салфетки для уборки,похожие на него) Рисовала капиллярной ручкой. Для игры с такой куколкой можно использовать планшет-подложку от фетровых игр или сделать самостоятельно, приклеив на картонку лист фетра.

Хорошо играть в дороге в Игры с прищепками:

«Кто что ест»: Картинки взяты из детских журналов и использованного пособия «Игралочка»,наклеивала их на картон, вырезала и приклеивала на деревянные прищепки.

«Солнышко»

(Превращаем колобка в солнышко, прикрепляя к нему лучики-прищепки)

Игра «Искалочка»

Для изготовления такой игрушки,конечно,придётся немного потрудиться, но результат того стоит. Изготовить «Искалочку» несложно: нужно сшить небольшой мешочек (в данном случае- в виде домика), вшить в него окошко из прозрачной плёнки, заполнить рисом (или бисером) и мелкими предметами, например, красивыми пуговками-фигурками. В дороге ваш малыш будет с довольствием перебирать содержимое мешочка и отыскивать фигурки. Все игрушки я сложила в специально сшитую для поездки сумку из старых джинсов.

Дополнительно сделала «развлекательной» и саму сумку: пристегнула различные брелочки, привязала шнур, на который нанизала пуговички в виде фигурок, прикрепила заколочки-»крабики» — всё это дочка с удовольствием перебирала, трогала, отцепляла и прицепляла на место, развивая таем самым мелкую моторику пальчиков и весело коротала время пути.

Мы с трехлетним малышом собираемся к бабушке на выходные. В сумке осталось немного места, и я предлагаю ему взять с собой какую-нибудь игрушку. Он идет в «игрушечный угол», проводит там около получаса часа, что-то приносит, потом уносит обратно. В результате возле сумки лежат две машинки, конструктор, раскраска и еще три любимые книжки, львенок, медведь и огромный недавно подаренный солдат. Дальнейшие переговоры о размере сумки, о весе игрушек и всего двух днях, которые мы проведем в отъезде, оставим за кадром… Кристофер Робин в путешествие взял бы всех своих героев, ибо из сказки невозможно выбросить ни Пятачка, ни Кролика, ни Тигру.

Какие же игрушки действительно нужно взять в дорогу, или можно обойтись без них, ведь и так будет масса всего интересного?

Путешествия даже для взрослого – . Ребенку интересно и в то же время страшно. Новая еда, незнакомые лица, взволнованные родители.

Но основное беспокойство у малыша вызывает место для сна и отдыха. Ведь он не представляет, что его ждет, и считает, что вот сейчас мы поездим, а на ночь вернемся в знакомую и родную комнату. С младенчества человек уже научился отличать свое помещение от чужого, чувствовать себя в „родном» месте более расслабленно, уверенно. Отдых может быть испорчен, если детка не может заснуть в незнакомом гостиничном номере. Чтобы этого не случилось, необходимо заранее попробовать переночевать разок в другом месте (другой комнате, у бабушки, у знакомых).

Но, кроме того, можно взять с собой «кусочек дома». При всем обилии игрушек, у ребенка часто есть одна самая близкая. Он может ее забыть на недельку, но потом к ней обязательно возвращается. Пусть невзрачная, пусть ее уже невозможно отстирать от супов и каш, которыми малыш ее «кормил» - это именно то, что вам нужно. Любимый медведь — это надежный друг. Он создает иллюзию дома везде. Им можно играться всю дорогу, рассказывать о том, что видишь. А можно вытаскивать из чемодана только на время сна.

Иногда бывает трудно определить, кто же этот любимый герой сейчас, вы затрудняетесь, кого выбрать. Может быть, детка уже не чувствует былой симпатии к медведю, а больше полюбил черепаху? Тогда вспомните, кого он чаще всего купает в ванной, укладывает спать, берет с собой на прогулку? Только если во всех этих случаях за последнюю неделю были все время разные персонажи, есть смысл спрашивать у самого ребенка. Но поставьте крохе условие - берем только одну игрушку!

Если вы когда-то уже путешествовали с малышом, то можно взять того персонажа, мягкую игрушку или куклу, который тогда, в прошлый раз ездил с вами. Ребенок с тем героем уже пережил многое, они как бы стали товарищами по путешествию, хорошими попутчиками.

Может ли таким попутчиком стать машинка, которую малыш уже несколько недель не выпускает из рук? Она отлично проиллюстрирует ситуацию перемещения, займет детку на весь день. Однако какого-то «друга» все-таки стоит прихватить. На его роль хорошо подойдет мягкая игрушка, которая лежит в изголовье кроватки или на видном месте в комнате. Тогда во время сна в незнакомом месте родители сами будут класть эту игрушку около кровати. Так для крохи символически обозначается дом, безопасность и уют. Такую же роль может играть знакомая и любимая книжка или картинка, которую малыш любит разглядывать дома.

Поездка подразумевает, что придется много ждать, сидеть, лежать, скучать. Значит, необходим набор развлечений на это время. Кроме „попутчика», и мальчикам и девочкам нужно взять маленькие модели средств передвижении.

Самолет, паровоз, автобус, машинка - не обязательно все сразу, пусть что-то одно. Именно так, играясь и жужжа, малышу удается освоить и понять саму суть перемещения в пространстве и, самое главное, возможность возвратиться на то же самое место. Если вы первый раз едете в поезде или летите самолетом, обязательно заранее купите небольшую модель этого транспортного средства. Тогда весь путь будет сказочно проигран еще дома, а реального двукрылого великана ребенок встретит как старого знакомого.

Было бы замечательно взять с собой несколько хороших книжек. Еще не читанных или всегда интересных. Ведь отпуск - чудесное время, когда родители никуда не убегают, они готовы читать долго и не требуют быстро засыпать. Маленькие в мягком переплете версии знакомых книг - отличный вариант для путешествия. Даже в женскую сумочку с собой в самолет можно взять 2-3 книжечки размером с ладонь.

Машинкой или книжкой увлечь малыша удастся ненадолго. Нужны сидячие и долгоиграющие занятия. И тут вам помогут раскраски и развивающие игры. Именно их часто предлагают сами авиакомпании пассажирам детского возраста.

Небольшая брошюрка с лабиринтами и заданиями, которую можно разрисовывать - отличный и очень компактный вариант. Сначала мы решаем задачку вместе, потом еще с полчаса кроха сам рисует (не забудьте взять мелки или карандаши, достаточно набора из шести цветов). Такие игры подходят для детей от 2 лет и старше. Если внимательно присмотреться, то подобные сборники задачек часто рассчитаны на определенный возраст. Крупно нарисованные персонажи, четко видные и простые лабиринты - для малышей, задачки с буквами и словами - для детей старше 4-х. Минимальный игровой „пакет» - раскраска и карандаши. Отличный сайт Раскраска.ком , на нем можно заранее скачать и распечатать понравившуюся раскраску и взять её вместе с карандашами с собой в дорогу. Они не займут много места.

Иногда мы берем с собой пазлы (ребенку нравятся). Первый час мы разбираем богатство по группкам, потом еще долго пытаемся определить, какие части какой игрушке принадлежат, потом разбираем пазлы по кучкам, затем всех этих зверушек можно усадить пообедать, после… И так до бесконечности. Маленькие и цветные персонажи не только забавляют, отвлекают, но и развивают моторику рук, воображение, умение складывать из частей целое.

По сути у нас получается походный набор необходимых развлечений, которые стоит не забыть. Все это, если выбирать самого маленького размера, можно запихнуть даже в небольшой рюкзак с вещами. У нас получится:

  • «друг-попутчик-любимая мягкая игрушка»;
  • машинка или другое средство передвижения;
  • несколько небольших книжек;
  • карандаши и раскраска с заданиями;
  • набор маленьких животных, пазлы.

Кто должен выбирать игрушки?

Легче, конечно, обязать самого ребенка заняться своими игрушками, пока мама собирает остальные вещи и еду. Однако очень часто малыш не может сам выбрать то, что ему нужно. Как-то в поезде мне пришлось наблюдать интересную картину. Ехала мама с двумя детьми. Проснулись они веселыми, позавтракали. Ехать оставалось всего два часа. За это время у мамы разболелась голова, а дети несколько раз переругались. Оказалось, они не взяли ни одной игрушки.

Мама дала старшему задание собрать игрушки, а он смотрел телевизор. В результате мучились все, включая и соседей по купе. Правильно ли то, что мама переложила ответственность за «досуг» на малышей? И вынесут ли они из этого урок? Не уверена. В следующий раз ребенок забудет об инциденте, и все повторится снова. Тогда ситуацию спас попутчик, у которого оказались с собой чистые листы и разноцветные ручки.

Поигрались, почитали, в окно посмотрели. Но ведь самое интересное забыли - мы ведь можем вместе петь или играть в те игры, для которых подойдут „сподручные материалы». Песни про лес, море, речку, про „тра-та-та» - все чудесно подходят. Забыла слова мама, пусть папа поможет их вспомнить. Можно и песенник с собой прихватить. Для малыша это развлечение может стать самым ярким впечатлением, ведь дома такого никогда не было.


Приветствую вас, дорогие читатели! Вы в первый раз собрались в отпуск с ребёнком и не знаете, что он будет делать во время переезда? Или едете в составе сопровождающей группы в и пока не представляете, как убить время в поезде, чтобы детям было нескучно и интересно? Или Вы уже довольно часто проводите отпуск с детьми, но каждый раз вопрос всё тот же: чем занять детей в дороге, чтобы «и овцы целы, и волки сыты»?

«Сейчас много различных девайсов, — скажете вы, — достаточно включить мультик, и о ребёнке можно забыть на час или два, а иногда и более, пока не сядет батарея». Согласна, есть такой выход из ситуации. И всё-таки может нам поберечь зрение наших детей, ведь они итак напрягают свои глаза в течение всего учебного года в школе, да и дома тоже, сидя за компьютером. Давайте попробуем вспомнить из нашего детства, чем в поезде или в автобусе занимались мы, ведь в наше время не было электронных развлечений. Предлагаю обсудить, какие можно использовать игры в дороге для детей.

План урока:

Словесные игры для детей

Игры «в слова» — самые удобные для использования в поездке, так как нет необходимости в дополнительных атрибутах. Тему можно придумывать самим, так как всё вокруг мы описываем при помощи слов. Это могут быть любимые ранее «Города», а также «Животные», «Растения» и многие другие, когда игроки говорят названия на последнюю букву сказанного перед ними слова. Такие игры развивают мышление и расширяют словарный запас.

Еще одним вариантом словесной игры может стать развивающие лексический уровень ребёнка поиски синонимов и антонимов из серии «красивый — привлекательный» и «холодно — горячо».

Играть в игры со словами могут дети, начиная уже с 7 лет, и здесь нет возрастных ограничений, ведь тематику для интеллектуального соревнования можно выбрать любую.

Голосовые игры

«Вырабатываем командный голос» и развиваем творческую составляющую. К таким играм относятся различные песенные состязания. Конечно, они не очень подходят для автобусов и в поездках в поезде семьей, когда рядом присутствуют другие пассажиры. Но вот в личной машине или при групповой поездке в лагерь очень даже уместны. Обычно для таких голосовых состязаний задают тему (или слово), на которую предлагается вспоминать различные музыкальные произведения. Кто последний спел, тот и победитель. Веселое настроение будет обеспечено. Принимать участие в музыкальных играх могут дети и 8, и 10, и 15 лет. Да и взрослые зачастую не прочь поразвлечься!

Еще одной игрой, развивающей актёрское мастерство наших детей, является так называемая «Говори, как я!», когда ребёнку или нескольким детям предлагается повторить заданное слово с различной интонацией и в разной манере. Вы даже не представляете, насколько артистичны могут быть наши дети! Можно фантазировать, и предлагать не только слова, но и фразы, стихи и скороговорки, тем самым тренируя память и речевой аппарат.

Игры на бумаге

Пройденный этап нашей школьной жизни: почти в каждой тетрадке можно было найти изрисованный точками, цифрами, взрывами квадрат. А мальчишки-озорники прямо на уроках, пока не видит педагог, громили на листках в клетку своих одноклассников. Помните? Предлагаю передать бесценный опыт своим детям. Пара карандашей и листочек в клетку – всё, что нужно.

Всем известные «крестики-нолики», «танчики» и «морской бой», требующие от игроков логики и тактики, или «виселица» и «балда», для которых необходим багаж знаний – выбирайте, что бы вам и вашему ребёнку сегодня хотелось, чтобы скоротать время.

Играть в такие игры могут разновозрастные дети. Правда, подходят они всё-таки больше для поездки в поезде, так как там есть столик, где можно удобно расположиться и не так качает, как в машине или автобусе. Хотя человек ко всему приспосабливается, было бы желание.

Веселая пятерка игр

Из всего многообразия различных игр я выбрала свою топ-пятёрку. Возможно, в неё входят и ваши развлечения тоже.

  1. «Рисунок на память». Играть могут несколько человек, понадобится листок бумаги и фломастеры или карандаши. Первый игрок рисует на листе голову. Она может принадлежать человеку, животному, сказочному герою и даже монстру. Единственное условие – чтобы остальные игроки не видели, чья это голова, поэтому от любопытных глаз закрываемся ладошкой. Затем первый игрок подворачивает листок бумаги так, чтобы следующему участнику не было видно рисунка, а только граница, откуда продолжать – окончание уже нарисованной части.
    Второй и последующий игроки по очереди по таким же правилам рисуют остальные элементы. Какие они выйдут, кому будут принадлежать — зависит от фантазии участников рисования. Как правило, получившееся в результате существо оказывается очень забавным. По окончании процесса можно всем вместе придумать ему имя и использовать или в виде приза для победителя в других соревнованиях, или в качестве домашнего «питомца», приносящего в дом удачу, или как трофей-символ для отряда в лагере на предстоящую смену.
  2. «Ладошки». Играть в такую игру могут не только младшие школьники, кому за 7 лет, но и малыши меньшего возраста, уже знакомые с цифрами. Нам понадобится два листка в клетку, по одному на каждого игрока, на которых необходимо обвести абсолютно одинаковые ладошки. Внутри каждой ладошки в произвольном порядке рисуются цифры от 1 до…как договоритесь.
    Первый игрок задаёт число, которое необходим найти в своей ладошке, и пока второй его ищет, на своё листке бумаги за контуром ладошки заполняет клетки крестиками. В следующий ход они меняются местами, цифру для поиска загадывает и второй, и он же заполняет своё чистое поле. Выигрывает тот, кто быстрее зарисует крестиками свой листочек вокруг ладошки. Игра научит ориентироваться в цифрах и концентрировать внимание.
  3. «Виселица». Немножко не очень гуманная по своему названию игра, однако ни в наше время, ни сейчас обычно не вызывала плохих ассоциаций, «подвесить» друг друга желали все. Суть её сводится к отгадыванию задуманного слова за определённое количество ходов. У загаданного слова пишется первая и последняя буквы, а вместо остальных ставятся прочерки. Игрок называет букву, и если она есть в слове, то её вписывают вместо прочерка. Если же буквы нет, её пишут рядом со словом как сказанную, и начинают рисовать виселицу.
    Сначала вертикальную линию, потом при следующем промахе – горизонтальную, чтобы получилась «Г», потом следует верёвочка, голова, туловище, ножки, ручки. Если слово не отгадано, а тебя «повесили», то ты проиграл. Слова могут быть загаданы разные, но обычно в таких играх начинают участвовать дети от 8-9 лет, когда уже знакомы с грамотой русского языка. В противном случае малыши очень обижаются, когда его букву «А» не принимают в слове «моряк».
  4. «Морской бой». Любите ли вы морской бой так, как люблю его я? Играли все и повсюду. Напомню, нужны два листка в клетку, на которых рисуют квадраты 10*10. По горизонтальной и вертикальной сторонам клетки нумеруются цифрами и отмечаются буквами, чтобы на их пересечении можно было назвать нужную клетку. Каждый игрок в одном своём квадрате располагает корабли в любой последовательности, палуба соответствует одной клетке.
    Всего 4 однопалубных, 3 двухпалубных корабля, 2 – с тремя палубами и 1 четырёхпалубный. При расстановке нужно оставлять между объектами пустые клетки, рисовать вплотную нельзя. Другой квадрат предназначен для отметок, куда игрок целился и какие корабли противника уничтожил, чтобы по забывчивости не повторять одни и те же шаги. Цель – взорвать все объекты соперника, для чего называют координаты, например «5г». В случае попадания говорят «ранил», если клетки у корабля еще остались, или «убил», если объект уничтожен полностью. Стрельбу продолжает попавший, а при промахе ход переходит к другому участнику. В «морской бой» обычно начинают играть дети лет 9-10.
  5. Ассоциации. Эта игра . Ведущий загадывает слово, а игроки путем наводящих вопросов должны отгадать, что это или кто это.
    Поверьте, зачастую загадку ребёнка отгадать достаточно непросто! Такие задачи научат ваших детей правильно формулировать вопросы, чтобы получать на них необходимые ответы.

Конечно, список игр для дороги может быть нескончаемым.

А ведь есть еще и настольные игры, которые сделают поездку супер-интересной, о них я писала .

На этом видео еще четыре интересных игры, о которых не было упомянуто в статье, а также подробнее об игре виселица.

А какие игры знаете вы? Делитесь информацией в комментариях и ссылкой на статью в социальных сетях, давайте играть вместе!

Нескучных вам поездок!

Всегда ваша, Евгения Климкович!

Уже не первый год мы ездим на отдых с детьми на машине. Кроме того, наши малышки приучены к путешествиям на поезде и в автобусе. Но в этом году мы запланировали первую поездку из Киева в Ахелой (Болгария) длиной в 1400 км. Такая поездка длится около суток. Мы разбили дорогу на 2 отрезка: Киев-Одесса и Одесса-Ахелой. Это немного упрощает ситуацию, но все равно детям в дороге было бы непросто, если не продумать для них досуг.

Опираясь на наш опыт путешествий, пришла к выводу, что книжечки с заданиями, книги для рассматривания, книги с небольшими историями, распечатки с занималками, планшет с играми, мелкие игрушки, и, конечно, много карандашей – must have для дальней дороги.

А теперь по порядку список игр для детей в дороге:

1. Книжечки с заданиями, раскраски, лабиринты, наклейки, тематические комплекты. Эти штуки чрезвычайно выручают в дороге. Дети отвлекаются от вопросов: “А когда мы приедем? А почему так долго? Почему за окном всё одно и тоже? “Уже скоро?”Вместо этого они окунаются в задания с головой. Особенно хороши книжечки с заданиями и наклейками. В этот раз раскраски с животными “Разноцветные джунгли” и “Разноцветный лес” были как никогда кстати. Мы ехали и клеили попугаю перья, крокодилу чешуйки и размышляли о том, каких животных мы встретим на берегу моря.

2. Книжки для рассматривания . Это всевозможные энциклопедии, познавательные артбуки, книги-искалки а-ля “Я шпион”. В них можно играть и вдвоём, и втроём одновременно. Для нас это актуально:) Мы вместе рассматриваем иллюстрации, обсуждаем их, ищем разные спрятанные вещи, в энциклопедиях читаем разные факты, истории. Особенно в пути радует книга “Карты” . Мы нашли в ней Болгарию и Украину, пальчиком нарисовали наш путь, потом открыли разворот с Румынией и Молдовой и долго рассматривали достопримечательности и особенности этих стран.

3. Небольшие истории. В этот раз с нами поехала книга про замечательного лисёнка Гарольда и книга “За покупками”, а также мини-истории про животных. Эти книжки лёгкие, их удобно листать ребёнку. Сима часто зависает над подобными книгами и начинает придумывать альтернативные истории или пересказывать сюжет.

Про детские книжки я записала отдельное видео перед нашим отъездом:

Шпаргалка со списком книг:

  • “Энциклопедия обо всём на свете в картинках” Тьерри Лаваль
  • “Больше чем история. Рассказы для детей по истории и географии” Юай Роза
  • “Гарольд. Лисёнок, который всех перехитрил” Клаудиа Болдт
  • “Карты” Александра Мизелиньская, Даниэль Мизелиньский

4. Планшет с играми. Это спасательный круг, когда настроение никуда не годится. Чаще всего такое случается в жару на границе:(В нашем планшете живут полезные приложения: и , про которые я уже писала, математические и логические игры, игры для изучения животных, рисовалки, конструкторы, интерактивные книги, игры на английском языке, пазлы, карточки, искалки. Минусы планшета: 1. многие игры делаются с соблюдением рекомендаций по безопасности звука, поэтому их плохо слышно, когда машина находится в движении, 2. планшет может в пути разрядиться, а потом долго и нудно заряжаться (если вообще есть под рукой возможность его зарядить), 3. планшет один, а в нашем случае желающих поиграть двое.

5. Мультфильмы. С ними та же история, что и с планшетом. Наши мультфильмы были записаны на ноутбук, который достаточно быстро разрядился, да и слышно было не так хорошо, как хотелось бы. Хотя мультсериал “Земля до начала времён” спас нас на румынской границе.

6. Мелкие игрушки: машинки (мы ведь в дороге), персонажи, шнуровка, украшения для девочек, фигурки животных, киндеры и т.д.

7. Карандаши, мелки и фломастеры. Они у нас только толстые, их очень удобно держать, они не выпадают из рук. Храним их в металлических икеевских коробочках-пеналах.

8. И, конечно, задания-распечатки :) Я сделала листы с дорожными находилками, шаблоны для рисования, игру для поиска слов, которые начинаются с каждой буквы алфавита. Всего 6 листов.