Целлофановый и полиэтиленовый пакет: в чем разница? Целлофан. История изобретения и производства Кто изобрел целлофан

Целлофан - прозрачный жиро- влагоустойчивый пленочный материал, получаемый из вискозы.

Целлофан получают из раствора ксантогената целлюлозы. Выдавливая раствор ксантогената в ванну с кислотой через фильеры, получают материал в виде волокон (вискоза) или пленок (целлофан). Сырьем для получения целлюлозы служит древесина.


Колбаса в целлофановой упаковке

Как известно, многие открытия совершаются случайно. Так, один из самых знаменитых материалов XX века был придуман и разработан в процессе решения совсем другой задачи. Химик и инженер Жак Бранденбергер хотел найти способ сохранить скатерть чистой, а нашел материал, совершивший революцию в упаковке пищевых продуктов.

Фундамент этой истории заложили британские химики Чарльз Кросс, Эдвард Беван и Клейтон Бидль, которые в 1890-х годах разработали и запатентовали надежный и безопасный способ производства "искусственного шелка", который они назвали вискозой. Природную целлюлозу обрабатывали сначала щелочью, а затем дисульфидом углерода, в результате чего получался растворимый ксантогенат целлюлозы. При подаче вязкого раствора через фильеры в кислотную ванну целлюлоза восстанавливалась в форме прочных прозрачных нитей.

Примерно в то же время Жак Бранденбергер (родившийся в 1872 году в Цюрихе) закончил Бернский университет и переехал во Францию, где устроился химиком в текстильную компанию.

Однажды в 1900 году Жак обедал в ресторане, и один из его коллег неловким движением опрокинул бокал красного вина на белоснежную скатерть. Пока официант менял скатерть, у Бранденбергера в голове окончательно оформилась идея, как можно было бы защитить скатерть от подобных инцидентов. Он предполагал, что, обработав ткань вискозой, можно сделать ее водоотталкивающей. Однако эксперимент потерпел неудачу. Высохнув, покрытая вискозой ткань огрубела и плохо сгибалась. К тому же покрытие оказалось непрочным: оно отслаивалось в виде тонкой прозрачной пленки.

Эта пленка заинтересовала Бранденбергера. Прозрачная, как стекло, но гибкая и прочная, она не пропускала воду, но впитывала ее и пропускала водяной пар. Материал выглядел столь многообещающе, что Бранденбергер потратил несколько лет для разработки метода его промышленного производства.

В 1912 году Жак Бранденбергер основал компанию La Cellophane (от французских слов cellulose - целлюлоза, и diaphane - прозрачный) для промышленного выпуска нового материала. Однако ни о какой массовости речь не шла - целлофан был недешев и использовался разве что в качестве упаковки для дорогих подарков.

В 1923 году Бранденбергер передал права на выпуск целлофана в США компании DuPont, и это решение оказалось судьбоносным. Через несколько лет сотрудник американской компании Хейл Черч, перепробовав более 2500 различных вариантов покрытий, смог устранить основной недостаток материала, сделав его непроницаемым не только для воды, но и для водяного пара. Это открыло целлофану широкую дорогу в пищевую промышленность.

К концу 1930-х годов DuPont получал 25% прибыли от продажи целлофана, и только с появлением полиэтилена в 1960-х этот материал перестал быть лидером рынка. Но и сейчас прозрачные полиэтиленовые пакеты часто по привычке называют целлофановыми.

Смотрите другие статьи раздела .

XX век был полон важнейших научно-технических открытий, многие из которых так или иначе используются и по сей день. Какие изобретения прошлого столетия больше всего повлияли на дальнейший ход истории и какое развитие они получили в XXI веке, читайте в новом цикле статей сайт «100 лет инноваций».

В первом материале серии мы расскажем об изобретениях, появившихся в 1910-х годах предыдущего столетия.

Первый конвейер на предприятии Генри Форда

Важность этого изобретения можно сравнить с разработкой первых паровых двигателей — оно произвело настоящую промышленную революцию и позволило существенно сократить сроки и стоимость изготовления множества вещей. Речь идет о массовом поточном производстве — конвейере.

Первым шагом на пути его создания в 1901 году стала разработка одной из первых модификаций сборочной линии американской компанией Oldsmobile. Но внедрить подобную технологию в массовое производство вышло лишь через 12 лет, когда известный американский предприниматель Генри Форд стал использовать ее в автомобилестроении.

Генри Форд. Источник: molomo.ru

В начале XX века автомобиль считался не простым средством передвижения для каждого, а дорогой «игрушкой», показывающей высокий уровень достатка своего владельца. Политика Форда в этом плане была совершенно иной — он хотел сделать автомобили доступными как можно большему количеству людей.

Предприниматель решил сосредоточиться на выпуске одной-единственной модели автомобиля — Ford Model T. Он особо подчеркивал, что Model T — простая и надежная машина, которую позволить себе могут не только богачи, но и простые американцы.


Купив в пригороде Детройта большой участок земли, в 1910 году Форд построил там новый завод по изготовлению своих «народных» автомобилей.

Изначально различные детали и узлы Ford Model T на нем перемещались на специальных тележках. Вскоре была выстроена короткая линия для окончательной сборки машин, где части перемещались мимо рабочих с помощью механической силы.

В 1913 году конвейерное производство начали применять для изготовления определенных деталей двигателя (а именно магнето), а позже его стали использовать для сборки практически всех частей автомобиля.


Впоследствии Форд усовершенствовал свою конструкцию и подстроил сборочную линию под средний рост рабочего на заводе, тем самым облегчив процесс сборки — работникам теперь не приходилось лишний раз наклоняться или тянуться за нужным инструментом, что увеличило и без того высокую производительность труда.


В результате на изготовление одного Ford Model T стало затрачиваться порядка двух часов — вместо прежних двенадцати.

Переоснастив конвейерами все свои остальные заводы и постоянно наращивая темп производства, Форд смог каждый день выпускать порядка 10 тысяч автомобилей! Все они сумели найти своего покупателя, что сделало Форда одним из самых богатых и знаменитых предпринимателей США.

Так, в 1900 году в США один автомобиль приходился примерно на 9000 человек, а в 1929 году — на каждые 5 человек. К этому времени в Штатах присутствовало около 26 миллионов стандартных «Фордов Т», отличавшихся только цветом и формой кузова.


Позже примеру Форда последовали промышленники из других областей, которые внедряли конвейеры в различные сферы производства. В итоге это позволило многим развитым государствам подготовиться к механизации, автоматизации и роботизации производства 1950−1990-х годов.

Нержавеющая сталь

Разработка не подверженного окислению и, как следствие, порче металла велась многими учеными по всему миру еще в конце XIX — начале XX веков, но официальным изобретателем этого сплава считается британский металлург Гарри Брирли (Harry Brearley).

В 1913 году он проводил исследования стальных сплавов, которые предполагалось использовать для изготовления оружейных стволов. Ученый действовал путем проб и ошибок, проверяя на прочность сплавы с различными присадками.

В процессе своих экспериментов Брирли заметил, что одна из изготовленных еще месяц назад отливок не покрылась ржавчиной и сохранилась в отличном состоянии. Этот сплав содержал 85,3% железа, 0,2% кремния, 0,44% марганца, 0,24% углерода и 12,8% хрома — так им была открыта первая в мире разновидность нержавеющей стали.

Хоть получившийся сплав для оружейных целей не подошел, Гарри сразу понял — этот материал найдет много других вариантов применения. Исследователь решил использовать свою разработку для создания ножей и столовых приборов, но его работодатели и другие металлурги разработкой не заинтересовались и сочли, что подобное производство потребует слишком больших вложений.

Позже Гарри встретил своего школьного товарища — Эрнеста Стюарта, который работал в компании по производству столовых приборов. Сначала он не поверил в существование не подверженного ржавчине металла. Даже после создания первых опытных образцов ножей, произведенных по новой технологии, Эрнест не счел их пригодными для продажи — они очень быстро тупились.


Так сегодня выглядит современный нож из нержавеющей стали

Впоследствии им все же удалось подобрать режим нагрева, при котором сталь поддавалась обработке, при охлаждении не становилась хрупкой и изделия из которой хорошо затачивались. Свое изобретение они назвали «нержавеющей сталью» и в 1915 году запатентовали его в Канаде, а в 1916 году — в США.

Элвуд Хейнс

Примерно в то же время американец Элвуд Хейнс (Elwood Haynes) создал свою версию «нержавейки», которая отличалась более высоким содержанием углерода (обеспечивающего твердость при закалке) и другой кристаллической решеткой. Элвуд стремился создать сталь для изготовления станочных резцов и фрез, так что подобные свойства его сплава явились как нельзя кстати.

После череды судебных тяжб между ним и Брирли о первенстве создания нержавеющей стали они пришли к согласию и создали совместное предприятие The American Stainless Steel Company в Питтсбурге.

Уже намного позже стали хейнсовского типа стали называть мартенситными, а стали, восходящие к сплаву Брирли, — ферритными. Их и другие открытые впоследствии разновидности нержавеющей стали сегодня применяют практически во всех сферах нашей жизни — медицине, строительстве, нефтегазовой промышленности и других не менее важных отраслях.

Целлофан

Создателем целлофана считается химик швейцарского происхождения — Жак Бранденбергер (Jacques E. Brandenberger).

По легенде, идея создания подобного материала пришла к нему случайно. Однажды он обедал в ресторане вместе со своими коллегами, и один из них разлил бокал красного вина на белую скатерть. Пока ее меняли, Жак размышлял над тем, как можно было бы спасти скатерть от такого небрежного обращения.

Он предположил, что, если обработать ткань вискозой, ее получится сделать водоотталкивающей. Но такой эксперимент не увенчался успехом — высохнув, покрытая вискозой ткань сильно огрубела и плохо сгибалась. Вдобавок покрытие легко отслаивалось в виде тонкой прозрачной пленки.

Эта пленка заинтересовала Бранденбергера — прозрачная, как стекло, и в то же время гибкая и прочная, она не пропускала воду, но впитывала ее и пропускала водяной пар. Получившийся материал выглядел достаточно многообещающе, и Жак потратил несколько лет на разработку метода его промышленного производства.

В 1912 году он основал компанию La Cellophane (от французских слов cellulose — целлюлоза, и diaphane — прозрачный) и выпустил машину для промышленного выпуска нового материала. Но массовым продуктом целлофан так и не стал — его производство обходилось слишком дорого, и подходил он лишь для упаковки дорогих подарков.

В 1924 году Бранденбергер продал права на выпуск своего изобретения американской компании DuPont — как оказалось, это решение стало судьбоносным. Сотрудник этой компании, Хейл Чарч (Hale Charch), смог существенно улучшить материал и в итоге исправил его главный недостаток — он сделал его непроницаемым не только для воды, но и для водяного пара.


Хейл Чарч

Это открыло целлофану дорогу в пищевую промышленность в качестве универсальной упаковки, в которой еда долго оставалась свежей.

Только с появлением полиэтилена в 1960-х этот материал перестал быть лидером рынка. Но и сейчас прозрачные полиэтиленовые пакеты часто по привычке называют целлофановыми.

Танки

В начале прошлого века развивались не только гражданские, но и военные технологии. Одним из важнейших изобретений того времени стали танки.

В 1914 году, с началом Первой мировой войны, британский полковник Эрнест Свинтон (Ernest Dunlop Swinton) впервые заявил о необходимости создания подвижной и защищенной боевой машины, обладающей огневой мощью и способной передвигаться по пересеченной местности через окопы, рвы и проволочные заграждения.

Вскоре на базе гусеничного трактора «Холт» разработали прототип первой подобной машины, получившей название «Маленький Вилли» и ставшей первым в мире танком. В 1915 году он прошел первые испытания, но для боевых действий готов еще явно не был.

В феврале 1916 года новый улучшенный танк под названием «Большой Вилли» успешно прошел ходовые испытания — он смог преодолеть широкие окопы, свободно двигался по вспаханному полю, перебирался через стенки и насыпи высотой до 1,8 метра и окопы до 3,6 метра.


Танк «Большой Вилли» на испытаниях 2 февраля 1916 года. Фото: pro-tank.ru

В сентябре того же года танк Mk 1 (официальное название «Большого Вилли») был впервые применен во время сражения с немцами на реке Сомма — потери англичан оказались в 20 раз меньше обычных.

Сам танк весил порядка 28 тонн и развивал скорость всего в 4−6 км/ч — как у пешехода. Экипаж состоял из 8 человек. Каких-либо внутренних средств связи в нем предусмотрено не было. Для передачи информации использовались флажки и сигналы лампой, для дальней связи применялась голубиная почта.


Член экипажа британского танка Mark I выпускает почтового голубя через бойницу. 1918 год / historyporn. d3.ru

Первоначально эти танки также разделялись на «самцов» и «самок». Первые были вооружены пушками и пулеметами, вторые — только пулеметами.

В последующие годы англичанами было выпущено еще несколько модификаций «Большого Вилли». Каждая новая версия была лучше предыдущей.

Постепенно танки были приняты на вооружение и другими воюющими сторонами. К примеру, французский легкий танк Рено FT-17 (на фото ниже) стал одной из самых успешных боевых машин Первой мировой войны и использовался вплоть до начала Второй мировой.

Он весил около 6 тонн, требовал экипажа всего из двух человек, вооружался пулеметом, поворотной пушкой и развивал скорость до 9,6 км/ч. Также на нем впервые была применена компоновка основных узлов, которая до сих пор остается классической: двигатель, трансмиссия, ведущее колесо — сзади, отделение управления — спереди, вращающаяся башня — по центру.

В России параллельно с другими странами — участницами военных действий также велись работы по созданию собственного боевого танка.

В 1914-1915 годах Александром Пороховщиковым был разработан прототип вездеходной машины, которую также принято считать первым русским танком — но по своей сути из-за отсутствия вооружения и брони она им не являлась.


«Вездеход» Пороховщикова на испытаниях, 1915 год. За рулем машины в фуражке с очками — лично А. А. Пороховщиков

После нескольких не очень успешных испытаний проект по созданию этой вездеходной машины был закрыт — на вооружение этот «танк» так и не попал.

В Германии также пытались освоить новое оружие. В 1917 году фирма «Бремерваген» начала производство танков A7V, однако их массовый выпуск немцы наладить так и не смогли.


Танк A7V. Фото: militaryfactory.com

Сегодня танки по-прежнему являются одной из главных боевых машин практически любой армии мира и оснащаются новыми высокотехнологичными средствами защиты и нападения, современной электроникой, оптикой и куда более мощными двигателями.

Партнер проекта:

Компания Husqvarna является одним из мировых лидеров в производстве садовой и строительной техники. Более 325 лет мы производим инновационные продукты, непрерывно внедряя новые технологии.

φᾱνός - светлый) - прозрачный жиро- влагоустойчивый плёночный материал, получаемый из вискозы .

Иногда целлофановыми неправильно называют упаковочные изделия (пакеты, товарную упаковку) из полиэтилена , полипропилена или полиэфиров .

История [ | код ]

После разработки новых видов полимерных материалов в 1950-е годы роль целлофана существенно снизилась - он был практически полностью вытеснен полиэтиленом , полипропиленом и лавсаном . Однако значительно бо́льшая экологическая безопасность целлофана благодаря высокой скорости его биологического разложения и отсутствию вредных пластификаторов (глицерин физиологически и экологически безвреден) способствует возрождению интереса к этому упаковочному материалу .

Получение [ | код ]

Целлофан получают из раствора ксантогената целлюлозы . Выдавливая раствор ксантогената в ванну с кислотой через фильеры , получают материал в виде волокон (вискоза) или плёнок (целлофан). Сырьём для получения целлюлозы служит древесина .

Свойства целлофана [ | код ]

Показатели физико-механических свойств целлофана
  • Прочность при растяжении: 35-75 МН/м 2
  • Относительное удлинение при разрыве: 10-50 %
  • Стойкость к распространению надрыва: 2-20 сН
  • Прочность при продавливании по Мюллеру: 5,5-6,5 МПа
  • Прочность при ударе: 47 МН/м 2
  • Число двойных изгибов до разрушения: 2-6
Показатели физико-химических свойств целлофана
  • Плотность: 1,50-1,52 г/см 3
  • Гигроскопичность: 12,8-13,9 %
  • Температура начала разложения: 175-205 °С
  • Диэлектрическая проницаемость (при относительной влажности воздуха 65 %) в области частот 100 кГц: 5,3
Стойкость к действию
  • сильных кислот - плохая
  • сильных щелочей - плохая
  • жиров и масел - умеренная
  • органических растворителей - хорошая
Водостойкость
  • водопоглощение за 24 ч: 45-115 %
  • при высокой влажности - умеренная
  • Стойкость к солнечному свету - хорошая
  • Теплостойкость: +130 °С
  • Морозостойкость: −18 °С
  • Горючесть - плавится

Применение [ | код ]

Целлофан в настоящее время изредка используется как упаковочный материал в виде внешней прозрачной плёнки, а также для упаковки дорогих сортов пищевых, кондитерских продуктов, для изготовления оболочки для колбас и сыров, мясо-молочных изделий. При этом сегодня в этой сфере в основном используются БОПП-плёнки , производимые из полипропилена и внешне похожие на целлофан.

Основной недостаток целлофановой упаковки: при надрыве она дальше рвётся практически без усилия, что зачастую неудобно, особенно − для больших фасовок сыпучих продуктов, печенья и т.п.

Экологичность [ | код ]

Целлофановые изделия в природной среде разрушаются, разлагаются значительно быстрее, чем изделия из полиэтилена и лавсана , поэтому не угрожают окружающей среде.

С чего же началась история пакета? Некоторые источники утверждают, что эта история началась с развитием розничной торговли в городах. Именно тогда у владельцев лавок и магазинов встала потребность в упаковке сыпучих продуктов.

Бумажный пакет

А произошло это в середине 19 века в старой, доброй Великобритании. Предприимчивые великобританцы, воспользовались изобретением своего соотечественника, Уильям Гудейла, машиной для производства пакетов из бумаги, и начали изготовление бумажных кульков. Кульки это конечно не совершенное изделие, но на тот момент оно существенно облегчало переноску покупок.

Уже позже, другой изобретатель, Лютер Кроуэлл, в 1870 году, придумал бумажный пакет с плоским дном, что очень понравилось покупателям, - пакет получил еще более широкое распространение. Потом на пакеты стали наносить печать, что позволило владельцам магазинов использовать их не только как упаковку, но и как место для своей рекламы. Еще позже к пакету приделали ручки, от чего использование их стало еще удобней.

Бумажные пакеты и по сей день используются, но их давно уже потеснили и заняли лидирующие позиции полиэтиленовые пакеты.

История полиэтилена

Истории полиэтилена более 100 лет. Но кто же первым его получил и когда? Здесь точки зрения расходятся.

Одни говорят, что его случайно, в 1899 году получил немецкий ученый по имени Ганс фон Пехманн. Назвал он его полиметиленом, но это вязкое смолистое вещество практического применения не нашло.

Другие утверждают, что первые попытки получения полиэтилена были предприняты еще в 1884 году русским ученым Г. Г. Густавсоном, который применил метод полимеризации под воздействием бромистого алюминия. Однако полного эффекта он не достиг. В результате его опытов получались низкомолекулярные продукты, представляющие собой густую жидкость.

Но так ли это важно, кто был первый, тем более что и в первом и во втором случае эти открытия были недооценены и забыты. Лучше посмотрим, кто же открыл для нас тот полиэтилен, который мы применяем в настоящее время. Но и здесь нет однозначного ответа!

Кто-то уверен, что это сделали, в 1933 году, инженеры Эрик Фосет и Реджинальд Гибсон из химического треста ICI, спустя два года ими были созданы мощности для производства промышленного полиэтилена и вскоре после этого он был использован в производстве телефонного кабеля, а кто-то уверен, что впервые полиэтилен был получен в 1936 году английским исследователем Е. Фосеттом и советским ученым А. И. Динцесом и 1939 году в Англии полиэтилен стал использовался также для производства кабеля с полиэтиленовой изоляцией.

Но и это не столь важно, важно, что сейчас у нас есть полиэтилен.

Полиэтиленовый пакет

А вот первый полиэтиленовый пакет появился в США в 1957 и был это простой фасовочный пакет, который использовали для упаковки хлеба. Полиэтиленовая фасовка, благодаря своим свойствам, быстро стала популярной и уже совсем скоро полиэтиленовая упаковка потеснила бумажные пакеты - в 1966 году уже 30 % хлебобулочных изделий в США фасовались в полиэтиленовые пакеты.

В США начался полиэтиленовый бум, плавно перешедший Европу. В 70х годах появились первые пакеты с ручками и уже тогда Западная Европа производила 11,5 миллионов пакетов в год. В начале 80-х появился популярный ныне пакет «майка» и к 1996 году полиэтиленовые пакеты заняли 80% рынка упаковки.

Как получают полиэтилен

Так что же это за чудо материал - полиэтилен? И как его получают?

Полиэтилен является термопластичным искусственным материалом, который производится посредством полимеризации газообразного этилена при высоком давлении и высокой температуре. Полимеризация, говоря простым языком, это процесс образования высокомолекулярного вещества-полимера, путем присоединения к молекуле полимера низкомолекулярных веществ, таких, как мономер и олигомер. Этилен это газообразное вещество, получаемое путем термической обработки различного углеводного сырья, например газообразного, этана, пропана, бутана или жидкого углеводного сырья - низкооктановые фракции прямой перегонки нефти.

Как правило полиэтилен получается в виде гранулята (куски тонкой нити материала) и реже в виде порошка. Именно в таком виде, в виде гранулята, полиэтилен должен быть предоставлен для производства пленки.

Как производят пленку

Изготавливают полиэтиленовую пленку, в основном, методом экструзии, проще говоря, методом нагрева и выдавливания. Полиэтиленовая пленка получается относительно прозрачная, без запаха и вкуса, непроницаемая для воды и пара, прочная, эластичная даже при температуре 0 градусов по Цельсию.

Полиэтиленовая пленка может иметь плоскую или рукавную форму. Рукавный материал легко обрабатывается в сумки, пакеты, мешки, а плоскую форму полиэтилена используют в качестве оберточно-упаковочного материала.

Машина для производства полиэтиленовой пленки называется экструдер. Для производства рукавной пленки и плоской пленки используют экструдера с одним и тем же принципом работы, только для выдавливания рукавной пленки применяют экструдер с круглой фильерой, а для плоской пленки применяют фильеру с широкой прорезью. Фильеру по другому называют «голова»: кольцевая голова и плоская голова.

Сейчас можно остановиться на устройстве экструдера, чтобы понять принцип его работы (на примере экструдера с кольцевой головой). Но лучше, конечно, его один раз увидеть.

По сути, экструдер - это выдувная печь с вращающимся внутри шнеком (вал, принцип мясорубки), который приводится во вращательное движение при помощи мощного двигателя. Вокруг корпуса шнека располагаются кольцевые электронагреватели, это и есть печь. С помощью вращения и пневмонасоса, шнек забирает гранулят полиэтилена из загрузочной воронки (бункера) и транспортирует его через трубу экструдера. Кольцевые электронагреватели обеспечивают необходимую температуру плавления, а особенная конструкция шнека позволяет добиться хорошего перемешивания и гомогенизации (создание устойчивой во времени однородной структуры).

Далее через фильтр из мелкоячеистой проволочной сетки, полиэтилен выдавливается через кольцевую голову наружу. Пленка выходит из головы в виде рукава и вытягивается вверх, после чего рукав необходимо раздуть изнутри, с помощью воздушного компрессора, в результате мы получим что-то похожее на рюмку. После раздува, с помощью воздуходувки и обдувочного кольца, пленку сразу же надо охладить снаружи до температуры застывания полиэтилена.

Вытягивается пленка с помощью блока сдавливания и герметизации, состоящего из резинового и металлического валов, через деревянную решетку-ловушку. И через транспортер пленки (последовательно расположенные ролики) пленка наматывается на вал, в рулон.

Еще очень важный момент, полиэтиленовая пленка не может запечатываться (возможность печати на пленки), если предварительно не обработана её поверхность. Для этого её обрабатывают коронным разрядом.

Полиэтиленовая упаковка в нашей стране

Полиэтиленовая упаковка, в частности пакеты, появились в нашей стране, относительно не так давно, в прочем, как и многое другое. И действительно, если вспомнить с чем мы ходили за покупками в магазин… с чем? С тряпочными сумками, сетками, авоськами, да и весь мир с ними ходил пока люди не заменили их на полиэтиленовые пакеты! Существовала даже специальная металлическая сетка для яиц. А теперь её нет. Сейчас во всем мире правит полиэтиленовая упаковка.

Первые полиэтиленовые пакеты, попадавшие в нашу страну, становились объектом спекуляций. Люди очень бережно относились к пакетам - берегли их, стирали, сушили. Им было тяжело расставаться с необычной и яркой упаковкой - ее использовали практически до полного износа.

Позже начали появляться первые установки, способные производить полиэтиленовые пакеты. Как правило, это были импортные агрегаты, имевшие достаточно солидную стоимость и не один год эксплуатации за плечами. Но спрос на полюбившиеся пакеты был настолько большой, что даже приобретение подержанных аппаратов по завышенным ценам, приносило немалые финансовые выгоды.

В стране начали активно появляться предприятия и местные «Кулибины», которые в противовес зарубежным аналогам производили собственные установки, копируя их с подвернувшихся импортных образцов. Порой в своем творчестве отечественные производители придумывали довольно оригинальные образцы, не уступающие в функционалности импортным, но имеющие значительно более низкую цену. Страну постепенно и неуклонно начал накрывать бум полиэтиленовой упаковки.

Примеры оборудования:

Ручной настольный запайщик импульсного нагрева Н-400, Н-600
. Напольный запайщик импульсного нагрева ЗПИ-500 ... ЗПИ-2500

И сегодня мы переживаем период, когда полиэтилен стал нормой жизни и неотъемлемой частью любого товара. Мы привыкли к одноразовым пакетам в супермаркетах и на рынках, которые используем ровно столько, сколько нужно времени, чтобы донести покупки домой, к хлебобулочным и кондитерским изделиям в красочных пакетах, к мусорным мешкам, к полиэтиленовым ящикам и термоусадочным упаковкам. Товар, не запаянный в разноцветную полиэтиленовую обертку, нынче воспринимается как нечто дешевое и не заслуживающее внимания.

Мы так увлеклись доступной и удобной упаковкой, что породили для себя другую проблему - проблему окружающей среды. Украина уже начинает ощущать на себе оборотную сторону массового использования полиэтилена - в связи с его длительным периодом распада наносится невосполнимый ущерб флоре и фауне нашей страны.

На улицах городов, на рынках и в парках можно наблюдать неприятную картину. Ветер гоняет разноцветные пакеты от употребленных нами продуктов. Все же недостаточно мы цивилизованы, чтобы выбросить полиэтиленовый пакет в урну.
Применение полиэтилена сейчас повсеместное из-за его практичности. Однако, от него происходит весьма серьезная экологическая проблема. Для естественного распада полиэтилена нужны годы, а в случае уничтожения огнем, полиэтилен отравляет атмосферу ядовитыми газами. Нельзя сбрасывать со счетов и парниковый эффект от выделения большого количества тепла при сжигании.

Гонка за дешевизной упаковки когда-нибудь доведет нас до крайности. Но так было не всегда, если вспомнить, что «прародителем» полиэтилена был целлофан. Его изготовление значительно более трудоемкое и дорогое. Поэтому целлофан в свое время был вытеснен более «перспективными» технологиями.

Нам остается только надеяться, что усилия экологов вернут в обиход прекрасный экологически чистый материал, которым является целлофан. Не нужно путать целлофан с полиэтиленом, это разные материалы по природе и по свойствам.
Впервые целлофан изготовил швейцарец Жан Эдвин Бранденбергер в 1908 году. По роду своей деятельности, как химик-текстильщик, Бранденбергер задался целью избавить себя от вида скатертей облитых кофе в любимом кафетерии. Утренняя чашка кофе наводила на него тоску, от переполнявшего его отвращения к грязному белью, он решил пропитать обычную скатерть тонким слоем целлюлозы.

Первые опыты его не удовлетворили. Ткань становилась толстой и ломкой. Увеличение слоя не давало нужной прочности. Пока однажды он не заметил, что слишком толстый слой целлюлозы отстает от ткани и создает свою прозрачную пленку. При достаточной пластификации можно не пропитывать ткань, а делать тонкий прозрачный материал. Что может быть проще, чем застелить белоснежную скатерть прозрачной пленкой, которая не боится воды?

Так впервые в любимом кафетерии Бранднбергера скатерти стали радовать глаз своей чистотой и опрятностью. Название новому материалу дал изобретатель. Слово целлофан состоит из двух слов. Слова «целлюлоза» и греческого «фанос» – прозрачный. Прозрачная целлюлоза надолго завоевала симпатию производителей продуктов питания. Первое промышленное производство целлофана освоили предприниматели из Франции. С 1913 г. целлофан начал свое путешествие по миру.

Сейчас целлофан переживает новую волну популярности среди ценителей чистых продуктов. Дорогие сорта колбас, кондитерских изделий и элитных сортов хлеба упаковываются только в целлофановую обертку. Достоинство целлофана состоит в том, что продуты в такой упаковке сохраняются дольше из-за достаточной влагопроницаемости, чего не скажешь о полиэтилене или лавсане.

Оказалось, что эстетические предпочтения швейцарского текстильщика стали причиной великого открытия.