Цель игры чудесный мешочек в средней группе. Чудесный мешочек - дидактическая игра. Для игры понадобятся

Надежда Усачева
Занятие-игра «Чудесный мешочек» для второй младшей группы

Дидактическая игра «Чудесный мешочек » .

Цель : Закреплять умение правильно называть овощи и предметы, лежащие в мешочке , описывать их цвет, форму. Учить детей чётко проговаривать слова.

Материал. Блюдо с овощами (муляжи) :морковь, огурец, помидор, лук,свекла.

Ход занятия.

Воспитатель и дети рассматривают блюдо с овощами, затем дают их описания.

Что это (огурец) .Какого он цвета (зелёного) .Какой он по форме (продолговатый) . Да, огурец зелёный, продолговатый.

Так же рассматриваются помидор, морковь, лук, свекла.

Каким одним словом можно сказать про то,что у нас лежит на блюде (овощи) .

Воспитатель складывает овощи в мешочек , предлагает : Давайте поиграем с вами в «Чудесный мешочек » . Тот, кого я вызову, достанет один из овощей и скажет, какой овощ он взял,а затем вытащить руку из мешочка вместе с овощем . А вы должны сказать, правильно ли он назвал овощ или нет.

Физкультминутка.

Ребята, кто из вас помнит сказку «Репка» ? Какими словами начинается сказка? Дети произносят : «Посадил дед репку, выросла репка большая- пребольшая…» Представьте себе, что вы маленькое зёрнышко репки. Вы лежите в земле. Пригрело солнышко, прошёл тёплый дождик. Потянулся росточек вверх из земли. Появились листочки, а в земле стала расти репка…

Дети имитируют движения поднимающегося ростка.

Воспитатель собирает детей около стола.

Ребята, на математике вы знакомились с геометрическими фигурами. Назовите их. (круг, овал, треугольник, квадрат) . Назовите овощи, напоминающие вам эти геометрические фигуры (морковь похожа на треугольник, огурец на овал, помидор,лук и свекла- на круг).

Молодцы ребята вы сегодня хорошо занимались, правильно называли овощи.

Литература : Занятия по развитию речи в детском саду. Книга для воспитателей детского сада/ О. С. Ушакова, А. Г. Арушанова, А. И. Максаков, Е. М. Струнина, Т. М. Юртайкина. М.: Изд-во «Совершенство» , 1999.- 384 с.

Т. И. Петрова, Е. С. Петрова. Игры и занятия по развитию речи дошкольников. Кн. 1. Младшая и средняя группы . - М.: Школьная Пресса, 2008.- 128 с.

«Чудесный мешочек» - увлекательная игрушка для малышей. Ведь она не только интересна ребенку, но она помогает развивать мелкую моторику, логику, сенсорное восприятие. Причем такую игрушку легко сделать самостоятельно. Для игрушки вам понадобится непрозрачный мешочек: его можно взять из-под обуви, косметики или сшить самостоятельно из ярких непрозрачных тканей. Далее для игры нам понадобятся тематические предметы - это могут быть геометрические фигуры, цифры, буквы, фрукты, овощи или животные. Для каждой игры понадобится свой набор предметов. И его легко собрать из игрушек ребенка. Следует обратить внимание, что при выборе предметов они должны иметь ярко выраженные различия, которые легко определить на ощупь.

Игры для «Чудесного мешочка»

Определи на ощупь

Первая игра, в которую стоит поиграть с малышом - отгадай на ощупь. Положите перед ребенком небольшие игрушки. Это может быть мячик, кубик, мягкая игрушка, машинка, баночка, колесо от машины и др. Ребенок пусть внимательно посмотрит на них, а затем вместе сложите все игрушки в мешочек. Закройте мешок, потрясите его и попросите ребенка, не заглядывая в него, рукой достать загаданную игрушку. Когда ребенок научится находить нужные предметы, игру можно немного усложнить. Теперь не показывайте ребенку игрушки, которые вы положили внутрь. Пусть кроха сам назовет, что он сейчас будет доставать из чудесного мешка. Замечательно, если ребенок будет еще и описывать предмет, который он достает. Например, этот предмет гладкий, квадратный, это кубик.

Геометрические фигуры

Вам понадобятся геометрические фигуры, их можно взять из сортеров. Сложите все фигурки в мешочек. Задача ребенка - найти нужную фигурку или описать и назвать ее. Игра помогает закрепить и усвоить геометрические фигуры.

Назови букву

В мешочек складываем буквы алфавита, желательно чтобы они были объемными. Ребенок на ощупь определяет какая буква попала ему в ручки. Игра помогает изучать и закреплять буквы.

Фрукты и овощи

Для игры нужны фрукты и овощи, складываем их в мешок. Ребенок опускает ручку внутрь и называет — фрукт это или овощ, который он достанет.

Домашние животные

Начните игру с рассказа о том, что на улице идет дождик (или снег), наши животные не хотят промокнуть и они решили спрятаться в мешочке. Предложите малышу ручкой определить, кто из животных испугался дождика и спрятался в мешочек.

Найди пару

Очень хорошо, если у вас есть парные игрушки или предметы. Если нет парных игрушек, то можно найти одинаковые мячи, коробочки, похожие машинки, кубики и т. д. Половину предметов сложите в чудесный мешочек, а другую оставьте у себя. Поставьте перед ребенком машинку и попросите его найти пару в мешочке. Тоже проделайте с кубиком, мячиком и т. д.

Угадай по описанию

Сложите с малышом в мешочек разные предметы. В подборе предметов должен принимать участие ребенок. Мама опускает руку в мешочек и, не доставая предмет, описывает его. Задача малыша — угадать, что мама держит в руке. Далее можно поменяться ролями.

Загадочные жесты

В этой игре может играть несколько человек. Из мешочка достается один предмет так, чтобы другие его не видели. И тот, кто достает игрушку, должен ее показать жестами (без слов). Задача игроков — угадать, что достали из мешка.

Расскажи сказку

Один участник игры достает предмет, игрушку из мешочка, а другой должен рассказать сказку про эту игрушку. Мешочек передается от одного игрока к другому, чтобы все рассказали свою сказку. Игра предназначена для развития речи ребенка.

Целью этой игры является учить детей описывать объект, используя признаки: цвет, форма, части, запах, вкус, действие. Развивать тактильные ощущения, зрительное восприятие, умение работать со схемой, наглядно-образное мышление, речь. Воспитывать интерес к совместным играм, умение выслушивать собеседника.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактическая игра по технологии ТРИЗ « Чудесный мешочек»

Цель: Учить детей описывать объект, используя признаки: цвет, форма, части, запах, вкус, действие. Развивать тактильные ощущения, зрительное восприятие, умение работать со схемой, наглядно-образное мышление, речь. Воспитывать интерес к совместным играм, умение выслушивать собеседника.

Оборудование : Демонстрационное пособие «Ромашка», карточки-признаки «божьи коровки», чудесный мешочек с объектами с предметами (напр. мандарин, грецкий орех, яблоко, конфета и т.д.)

Ход игры: Дети сидят полукругом. Воспитатель предлагает поиграть в игру «чудесный мешочек». Ребёнок достаёт из мешочка объект, называет его и переворачивает карточку - божью коровку у которой на животике изображён признак по которому ребёнок будет описывать объект.

Например: ребёнок достаёт объект. Это мандарин. Карточка –признак «цвет». Ребёнок отвечает от имени мандарина «Я оранжевый». Следующий ребёнок берёт мандарин в руки и любую карточку - божью коровку у которой на животике изображён признак и описывает мандарин по этому признаку. Игра продолжается пока все карточки божие коровки не закончатся.

Для продолжения игры необходимо выложить все карточки на «Ромашку» и достать новый объект из «Чудесного мешочка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по экологии в подготовительной группе. Составила: Минина Ольга Геннадьевна Тема: Беседа «Зимовье лесных зверей» Дидактические игры: «Чудесный мешочек» , «Собери картинку живот-

Конспект по экологии в подготовительной группе. ...

Дидактическая игра «Угадай, что в мешочке»

Формирование грамматически правильной речи. Дидактическая игра "Чудесный мешочек"

Презентация направлена на формирование у детей грамматически правильной речи. Цель презеантации: научить детей ориентироваться на род слов при определении предмета по его признакам....

Дидактическая игра "Волшебный мешочек"

Конспект дидактической игры на развитие речи для младшего дошкольного возраста. Вней применены здоровьезберегающие технологии....

Возраст:

Материал:

Кол-во деталей:

Размер упаковки:

Вес:

Страна:

Бренд:

Пол:

  • Для девочек
  • Для мальчиков

ПРАВИЛА ИГРЫ:


1.Каждый из игроков по очереди достает из мешочка одну из фигурок и затем, с закрытыми глазами, на ощупь, находит в мешочке такую же вторую.

2. Если вторая фигурка найдена неправильно, то обе возвращаются назад в мешочек, и ход делает следующий участник.

3. Побеждает тот, кто набрал большее число фигурок.

Ребенок с замиранием засовывает руку внутрь мешка, вытаскивает предмет, с удивлением рассматривает его (каждый раз как будто видит его впервые), называет и запускает руку вновь для поиска пары.

И вот пара найдена - счастливый малыш передает мешочек другому ребенку - и с интересом продолжает следить, а что же вытащит сосед. Причем эта реакция была замечена у детей разных возрастов, да и у взрослых тоже.
Эта игра очень полезна для развития ребенка.

Во-первых, когда ребенок перебирает в мешочке различные деревянные фигурки, невольно происходит массаж кистей рук. Это особенно хорошо, если ребенок испытывает недостаток тактильных ощущений. (В повседневной жизни недостаток тактильных ощущений может проявляться в привычке сосать палец, соску.)

Во-вторых, игра тренирует мелкую моторику.

В-третьих, развивается воображение и память форм на ощупь.

Немного педагогики:

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов труда. Наиболее сложным является обучение детей обследованию формы предмета.

Почему важно развивать у ребенка воображение?

Развитие воображения происходит наиболее активно в дошкольном возрасте. Сказочные, фантастические образы ребенок воспринимает как реальные. Его собственный жизненный опыт еще слишком невелик, поэтому воображение помогает возместить его недостаток.

У маленьких детей развито пассивное воображение. Они с легкостью могут представить себе описываемые образы и часто считают их реально существующими. К концу дошкольного возраста воображение активизируется, становится творческим. И ребенок может создавать новые образы самостоятельно. Воображение тесно связано с другими психическими процессами: восприятием, мышлением, вниманием, памятью, а также речью.

Начиная с 3 лет основное место в сенсорном воспитании детей занимает ознакомление их с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования – данная игрушка содержит 15 пар фигурок, Это позволяет педагогу показывая предмет маленьким детям, называть его, предлагать детям задания на сопоставление разных эталонов между собой и вспоминать, где эти предметы встречаются в жизни. Таким образом происходит закрепления каждого эталона в памяти.

Как играть в «Чудесный мешочек» если ребенку от 1–го до 3-х лет.

Мы взяли однородный материал, тем самым акцентировали внимание на форме предметов, т.к. оно не отвлекается разнородной текстурой. А древесина была взята, т.к. ее теплый блеск, рисунок, цвет и аромат неповторимы. К тому же фигурки сделаны из липы, что благотворно для развития органов дыхания.

Вы оставляете в мешочке 5-6 одиночных фигурок понятной малышу формы, например, яйцо, шарик, скалочку, грибок, мисочку. Вытащив вместе с малышом одну фигурку, Вы называете ее и рассказываете ему какую-нибудь небольшую сказочку, историю, потешку, песенку и т.д., связанную с этой фигуркой. Некоторое количество недель или дней Ваша игра будет заключаться в том, что малыш будет доставать из мешка фигурки, а Вы рассказывать про них истории, добавляя незнакомые формы по мере изучения прежних. В один прекрасный день Ваш ребенок хорошо изучит все фигурки, Вы незаметно добавите пары и познакомите его с настоящими правилами игры.

Не поленитесь играть с ребенком сами или всей семьей и постарайтесь преодолеть свою собственную растерянность, когда не сможете угадать фигурки на ощупь!

СОСТАВ ИГРЫ: 15 пар токарных фигурок (30 шт), изготовленных из древесины липы, и льняной мешочек.

Возраст: от 3 - 6 лет