Аграфена купальница. Обряды и традиции праздника

В народном календаре праздников на 6 июля выпадает день Аграфены Купальницы. Согласно поверьям, именно с этого дня открывается купальный сезон. Кроме того, в праздничный день проводится множество интересных обрядов.

Народные праздники существуют испокон веков, обрастая традициями, поверьями и приметами. Множество июльских праздников связано с водой, и день Аграфены не стал исключением. Этот праздник по праву считается «сестрой» Ивана Купалы, ведь он открывает двери в долгожданный купальный сезон. Эксперты сайта dailyhoro.ru расскажут вам о традициях, обычаях и приметах этого дня.

История праздника

Название праздника связано с открытием сезона купания в открытых водоемах. Именно с этого дня на Руси начинали активно ходить на реки и озера, чтобы искупаться и остудиться после работ под палящим солнцем.

Ночь на Ивана Купалу считается самой волшебной и сильной по энергетике, и открывает ее красавица Аграфена, которая, согласно легенде, едет навестить своего брата на телеге со скошенной травой. Именно поэтому ночь связана с любовной магией, счастьем и искренними чувствами.

На Руси день Аграфены Купальницы считался праздником Солнца, начинающегося покоса травы и вступления лета в свои законные права. С языческих времен осталась традиция разжигать костры, славя теплое солнце, и проводить обряды на благополучие.

В христианской традиции в этот день почитают святую Агриппину, которая проживала в Древнем Риме приблизительно в третьем веке. С раннего детства девочка узнала о Спасителе и решила посвятить свою жизнь вере. Ее служение Господу было замечено язычниками, которые жестоко пытали юную девушку, пытаясь заставить ее отречься от своей веры. Агриппина приняла мученическую смерть. Святой молятся для укрепления в вере и противостояния любому негативу. Паломники посещают место захоронения святой и возносят ей молитвы, чтобы исцелиться от всевозможных недугов, найти утешение и попросить совета.

Традиции дня Аграфены Купальницы

6 июля наступает знаменитая ночь Ивана Купалы, которая в народном сознании долго оставалась под названием Аграфены Купальницы. Два больших праздника слились воедино, поэтому соединились и их традиции.

Традиционно в этот день начинают заготовку веников для бани. Их используют не только для того, чтобы хорошенько помыться, но и с лечебными целями.

В день Аграфены Купальницы обязательно собирают целебные травы и коренья, которые наливаются невероятной по силе энергетикой. Часть из них заваривают в чай, используют в качестве отваров для пара в банях, присоединяют к свежим веникам. Остальное сырье бережно обрабатывают и заготавливают для использования в холодный период.

Целители в день Аграфены заговаривают свои отвары, составляют лечебные снадобья и чаи, помогая людям исцелиться от недугов и набраться сил.

Самой главной традицией остается массовое купание в водоемах. Считается, что вода смывает весь негатив и наделяет людей удачей на весь год. В том случае, если у вас нет возможности отправиться к открытому водоему, вы можете принять ванну с добавлением целебных трав и отваров.

Наши предки обязательно готовили обетную кашу, которой угощали путников, нищих и юродивых. Блюдо готовили всей деревней «в складчину»: приносили со всех дворов крупы и иные продукты. В деревнях готовили множество постных блюд, которые выставляли на столах под открытым воздухом, чтобы каждый желающий мог подкрепиться.

6 июля было принято класть на пороги домов пучки крапивы, которая отгоняла разбушевавшуюся нечисть, а также защищала домочадцев от любого зла. Нередко у ворот можно было встретить молодые осины, срубленные для защиты от сглаза и порчи. Устилали и пол в избах, используя свежескошенную траву с добавлением веточек мяты, полыни, ромашки.

В банях парились новыми вениками, составленными из множества целебных трав и веток деревьев.

Рога крупной скотины украшали венками из полевых цветов. По поверьям, такие украшения увеличивали удойность, избавляли от заболеваний и защищали диких зверей, сулили хороший приплод к следующему сезону.

Детей и животных защищали от нечистой силы, используя ветки чертополоха и шиповника. Обычно растения сваливались в кучу посередине деревни, и через нее сначала прыгала ребятня, а затем проводили весь скот.

Традиционным было обливание водой каждого встречного. Воду для этого специально «пачкали». Доподлинно неизвестно, почему поливать было необходимо именно грязной водой. По самой распространенной версии, таким образом люди прятались от нечисти и иного негатива.

Непременной работой в день Аграфены Купальницы было очищение колодцев с питьевой водой.

В каждой семье варили яйца в печи, чтобы укрепить здоровье птиц и увеличить количество несушек. Яйцами угощали не только птицу, но и домашний скот.

Приметы 6 июля

  • «На Купальницу сажай репу - хороший урожай вырастет, здоровья прибавит, голодным не оставит».
  • «Родился 6 июля - своей семье пригодился. Делись своей удачей да не бойся дела трудного».
  • «В день Купальницы мойся смелее, будешь белее, милее да пригожее».
  • «Росой поутру умывайся, крепости набирайся».
  • «На Аграфену мойся, старик, да не закупывайся. Меру знай, в пар первым свои кости не кидай, в реку студеную, не остывши, не лезь, а то „праздник“ станет про твою честь». Здесь наши предки имели в виду хрупкое здоровье своих пожилых родственников и советовали им мыться и купаться с осторожностью, чтобы не заболеть.
  • «На муравьев смотри: в кучи бегут, быть дождю, по тропинкам ползут, жди тепла».
  • «Ячмень созревает, когда соловей замолкает».
  • «Дождь на Купальницу еще пять дней рыдать будет».

Аграфена - Купальница празднуется 6 июля, а по старому стилю 23 июня все православные вспоминают Агриппину Римляныни, которая жила в III в. Древнеримской империи, героически погидебла за веру. Молитвы у ее гробницы вылечили сотни людей, поэтому она почитаема во многих странах. Хочу рассказать об этом чудесном дне, в котором много полезного даже в наше время. Знания древних об эзотерике и травах просто поражают.

В этот день люди готовятся встречать праздник Ивана Купалы. Особенной была ночь с 6 на 7 июля, которую ждали, как дети, так и взрослые. Массовые гулянья, яркие краски, мечты о будущем… 6 июля «Зеленых Святок» был первым из цикла праздников, посвященному летнему солнцестоянию. Гулянья продолжались до 12 июля (Петрова дня).

История праздника купания

Ночь волшебства на 7 июля получила название Ивана Купала, где деревья бродят и общаются, шелестя листвой. Беседуют и животные, а кусты и травы в эту необыкновенную ночь наливаются целительной силой.

В эту ночь красавица Аграфена (Купаленка) едет на телеге со свежескошенной травой, украшенная душистыми цветами с младшим 7-м братом Ветровичем повидаться с Иваном Купалой. Поэтому волшебная ночь связана с любовью и счастьем.

Иванов день (7 июля) назван в память Иоанна Крестителя. В знак обновления (души и тела) выбрал омовение в воде. Иоанн крестил самого Иисуса Христа. Считалось, что в этот чудодейственный день святой очищает все водоемы от нечисти (змей, ведьм, водяных и пр.).

На Руси этот день считался праздником солнца, лета и покоса. Селяне плели пояса из разнотравья и подпоясывали свои одежды. Остался с язычества, где разводили огонь - символ солнца. Разводили огромные костры и в центр ставился высокий деревянный шест с горящим колесом. Свадьба батюшки Солнца и красавицы Зари-Заряницы называлась «купальскими праздниками».

Почему так называется этот день

Назвали этот народный праздник, потому что именно с Купальницы во многих местнонстях открывался купальный сезон на Руси, это праздник массовых купаний. Если рядом не было речки или водоема, то парились в банях. Собирались несколькими деревнями на праздник, не пойти на «купальную поляну» - месту главного праздника лета, было позором. Такие общие купальни, где не только купались, но хором пели народные веселые песни, которые, как считалось, отпугивали нечистую силу и делали воду чище и полезней.

Маленьких детей сначала окунали в родник, что служило очищением, а потом их вели на речку или большой водоем. А вот старикам купаться в это время нужно было с особой осторожностью, как считали можно "закупаться"

Народные поверья

Ночью разбредались на поиски кладов. Тайные места никогда не разглашались. В народе говорили, что у женщин за год 3 праздника: Семик честной, День Троицы и Купаленка.

Целительную волшебную силу приписывали и утренней росе в день Купаленки. Если покататься по этой росе, будешь год здоровым и счастливым.

Иван-да-марья - любимое растение жителей. Необыкновенная расцветка травы (оранжевый с фиолетовым) - символ единения огня (костер) и воды, где вода - женская сила, а огонь - мужская.

Заготовка банных веников для купания

В северной части Руси запасали на год «банные» веники. В ночь 6 июля женщины и мужчины вечером на лошадях ехали в ближайший лес и до самой зари собирали нужные ветви деревьев корешки и травы. Веники собирались из одного вида дерева или нескольких. Один из чудодейственных веников, где брали по 1 веточке: липы, смородины, березы, ольхи, рябины и др. Добавляли по 1 разному цветку в веник, его использовали и в знахарстве и в любовных делах.

Полезные веники для бани на Руси. Заговоры и приметы.

Для задабривания духов воды, быть здоровым весь год, в день Аграфены парились в банях. На веники из тысячелистника делали наговоры, читали молитвы и выполняли различные ритуалы на любовь, защиту семьи.

Собранные в сухую погоду 6 июля веники обладали чудодейственными свойствами, убирали усталость, болезни и несчастья. Специальный веничек с луговым сеном сушили, сверху посыпали клевером, хранили, не прикасаясь, целый месяц для придания ему целебным качеств. Для аромата веник окунали в кипяток, а затем несколько раз хлопали по горячим камням, чтобы он не подгорел.

Собранный веник из березы помогал и в исцелении бронхов, суставов, различных гнойников и сыпи. также березовые веники для бани применяли от кашля, веники из липы - от ломоты во всех костях. Кленовый или дубовый - отлично обеззараживал организм.

Дубовый веник , с определенными заговорами мог избавить от врагов или помирить. Верили, что для этого следовало ударить себя веником 12 раз и все несчастья уйдут навсегда.

Веники, собранные с «женских» деревьев (береза, ольха, черемуха, липа) помогала женщинам и при «женских» болезнях. Веники с «мужских» деревьев (дуб, клен)- при «мужских» болезнях.

Веничек, собранный в этот день с 7 берез сулил молодоженам любить долго друг друга.

Чтобы милый обратил внимание, после баньки подбирали тысячелистник с пола и подбрасывали к дому любимого. Если перешагнет, его сердце станет мягче или простит после ссоры.

Старинные обычаи и ритуалы «Купальницы»

1. Новым веником парились с песнями в бане. Собирался такой веник из лекарственных трав от всех хворей. В нем были: мята, знаменитая богородицкая трава, полынь, любимая всеми иван-да-марья, полевая ромашка…

2. На рога отелившимся коровам вешали ароматные веники. Считали, что это молока и здоровья у коров прибавит, а в следующем году будет крепкий приплод.

3. Деревенскую избу «заслоняли» от нечистой силы, собранной крапивой и чертополохом. На порог и окна рассыпали эти травы, чтобы ничто дурное не вошло в дом. Пол также усыпали разными травами для благополучия, здоровья, счастья. Перед домом располагали ветки шиповника или свежей осины.

4. Животных и маленьких детей также защищали: ветки шиповника и чертополоха в центре деревни складывали в большую кучу. Взрослые заставляли малышей прыгать через нее, а затем проходил скот.

5. Надевали праздничные наряды малыши и взрослые, ходили по избам, прося умыть. Так выпрашивали подарок: бусы, брошки, ленточки...

6. Вечером всегда умывались для здоровья на год.

7. Обливали каждого встречного водой. В Орловской губернии принято было ведрами с грязной водой идти по деревне и всех обливать, исключали стариков и детей. Больше всех доставалось молодым девушкам, их силой вытаскивали из укрытий и обливали грязью. Девчата старались отомстить, в итоге, вся деревня перепачканная, бежала на речку купаться много раз. Прямо в одежде падали в воду, дурачились.

8. У восточных славян и западных накануне 7 июля традиционно очищали колодцы. В Польше считали, что вода весь год будет здоровой и чистой.

9. Все жители деревень Вологодской губернии для неимущих варили эту "обетную кашу" Посередине деревни устанавливали большие столы с кашей и постными блюдами. Верили, что благотворительность зачтется здоровьем и хорошим урожаем. Приходили странники и бедные издалека на угощенье более 300 человек. Каша готовилась из ячменя, его толкли в ступе. Утром 6 июля складывали в общий котел ячмень и варили сообща. Вечером ее съедали вместе с коровьим маслом.

10. Варили яйца, найденные в избе. Верили, что птица затем будет здорова, и нестись лучше.

Необычные гадания перед Иваной Купалы

Девшуки бросали свежие веники за спину. Веник падал в сторону погоста - бросивший заболеет или еще хуже.

В некоторых губерниях также для гадания применяли «банные» веники (после купания). Их бросали вверх через крышу бани. По направлению веника гадали. К воротам вершиной веника - скоро замуж, а парню - собираться в дальнюю дорогу. Вершиной к избе - еще год с родителями.

В ночь с 6 на 7 июля гадали на травах. Верили, что цветок папоротника на несколько секунд раскрывает раз в году. Нашедшему откроются все тайны мира, он будет провидцем, и приобретет несметные богатства.

Кто найдет подорожник у дороги, просили показать милого. Срывали растение обязательно ртом, и чтоб приснился суженый, клали под подушку лист на ночь.

Венки из полевых цветов опускали в воду с закрепленными в них свечками. Если венок прибьет к берегу, год «в девках сидеть», поплывет далеко - жди свадьбы.

Есть и другие которые считаются в эту ночь особенно действенными и точными.

Приметы Агриппины и народные поговорки

Репу посадить на Купальницу - к хорошему урожаю.

На Аграфену сей репку - будет она хороша.

Если муравьи бегут к своим норкам - жди грозы с ветром.

Соловьиных песен не слышно - ячмень пора собирать.

На Аграфену пошел дождь, через 5 дней жди солнца.

Солнце пошло на убыль, а летний день - на жару.

Летняя страда - позаботятся Купальница и Купала.

Надеюсь, садоводы, невесты и женщины узнали много интересного, не пропустите таинственную ночь.

Вконтакте

(23 июня по старому стилю). Аграфеной праздник назван в честь христианской мученицы Агриппины Римской, чью память поминает церковь в данный день.

Агриппина проживала в 3 веке в Риме, исповедовала христианство и выбрала путь целомудрия и безбрачия. В годы гонения на христиан девушку заставили отречься от Христа, однако та твердо верила в Бога и отказалась от идолопоклонства. За это ее мучительно пытали и били, после чего она отдала душу Господу. Тело мученицы похоронили, а впоследствии от него исходили чудодейственные свойства.

На Руси Агриппину прозвали Аграфеной, Купальницей ее нарекли за традицию. Жители отправлялись купаться на водоем, также водные процедуры проводили в бане, используя целебные травы. Как раз подходил день Ивана Купала , и жители верили, что в этот период все травы наделены особыми лечебными свойствами. Обычно для купания в бане использовали крапиву, мяту, чертополох, полынь, иван-да-марью, папоротник, лаванду, зверобой.

Также травами украшали жилье. Они истощали приятные ароматы и защищали от вторжения нечистых сил, активно разгулявшихся на Ивана Купалу. Травы раскладывали у порога и на подоконниках, чтобы злые духи не забрались в дом. Возле калитки и у входа в хлев втыкали ветки осины, дабы нечисть не пугала скот.

Утром в день Аграфены умывались росой для укрепления здоровья. Хозяйки отправлялись на сборы березовых веток, из них плели специальные веники. На Аграфену Купальницу изготавливали веники впрок до следующего лета. Иногда их готовили из веток разных деревьев и кустов: черемухи, липы, ольхи, рябины, калины, ивы. Сплетенные веники использовали для бань, для защиты отелившегося скота или для гадания.

В целом день являлся праздничным, потому жители устраивали народные гулянья. В складчину накрывали стол на всю деревню. Обязательным блюдом была обетная каша, ее варили из толченого ячменя и раздавали беднякам и путникам. В некоторых регионах молодежь устраивала обливание водой, затем шла купаться на речку. Вечером разжигали костры, прыгали через них, пели песни и водили хороводы.

Девушки наряжались в лучшие наряды и ходили по соседским домам, говоря хозяевам: «Умойте». Такая фраза означала просьбу дать девицам нарядные ленты, бусины или ткань. К ночи девушки устраивали гадания на судьбу.

Самые смелые жители отправлялись в полночь на поиск цветущего папоротника. По поверью, папоротник цвел лишь в ночь на Ивана Купалу. Житель, увидавший его цветение, впоследствии мог находить места, где зарыты ценные клады.

Если на Аграфену Купальницу примечали сверкание зарницы на закате, то на следующее утро ожидали грозу. Видя, как муравьи прячутся в домик и дыры закупоривают, жители готовились к скорому дождю. Замолкающий соловей сулил о наступившей поре для сбора ячменя.

Девушка в венке.

Тип народно-православный иначе Лютые коренья, Обетная каша, Канун Иванова дня также Агриппина (христ.) Значение подготовка к празднику Купалы Установлен вероятно имеет древние дохристианские корни Отмечается славянскими народами Дата 23 июня (6 июля) Традиции мытьё в бане, сбор охранительных трав, девушки плетут венки Связан с Иваном Купалой

Аграфе́на Купа́льница - славянский народный праздник, отмечаемый 23 июня (6 июля) . В этот день всё было подчинено подготовке к ночной встрече Купалы .

После принятия христианства на этот день наложилось церковное почитание святой Агриппины , прозванной в народе Аграфеной.

Другие названия дня

Купальница, Лютые коренья, Обетная каша, Канун Иванова дня, Ивановские ночи, Сбор лечебных трав, Липеньские купальщицы, Купало, Скакунов вечер (белорус.), Ведьмин день (белорус.), Купалье (белорус.), Аграфена.

В церковном календаре

Русские традиции

Всё, что было связано с купанием, баней и травами, нашло отражение в этот день. Во многих местах только с Купальницы начинают купаться, «закупываются». Бывают даже общие купания, сопровождаемые песнями. Особенно радуются дети, играясь и пытаясь столкнуть друг друга в воду.

Один из довольно распространённых купальских обрядов - обливание водой всякого встречного и поперечного. Так, в Орловской губернии деревенские парни одевались в старое и грязное и отправлялись с вёдрами на речку чтобы наполнить их самою мутною водою, а то и просто жидкой грязью, и шли по деревне, обливая всех и каждого, делая исключение разве что для стариков и малолеток. Но всего более, разумеется, доставалось девушкам: парни врывались даже в дома, вытаскивали девушек на улицу силой и здесь окатывали с ног до головы. В свою очередь и девушки старались отомстить парням. Кончалось тем, что молодёжь, перепачканная, мокрая, в прилипшей к телу одежде, устремлялась на речку и здесь, выбрав укромное местечко, подальше от строгих глаз старших, купалась вместе, «причём, - как замечает этнограф XIX в. - разумеется, и парни и девушки остаются в одеждах».

Считается, что к этому дню лютые травы и коренья в соке, а травы лучистые в силе. Селяне украшали дома вениками, пучками травы и букетами цветов. Утром этого дня пели:

Приехала Купаленка
На семидесяти тележках.
Привезла нам Купаленка
Добра и здоровья,
Богатства и почестей.

И верили, и видели, будто на телегах, выстланных скошенной травой, украшенных букетами цветов, едет она, обмытая росами, рассветом-зоряницей привечаемая, лелеемая ветерком светлокрылым, из семи братьев Ветровичей младшим братом. Едет красавица Аграфена с Иваном Купалой повидаться.

В этот день заготовливают банные веники на весь год. Для этого девушки и женщины после обеда запрягают лошадь и уезжают в лес ломать молодые березовые ветки. Иногда веники делают из различных пород лиственных деревьев и растений, тогда в каждый веник входило по ветке: от березы, ольхи, черемухи, ивы, липы, смородины, калины, рябины и ветку разных сортов. Это ритуальные веники: одним из них парятся в этот день в бане, другими обряжают недавно отелившихся коров, третьи, наконец, перебрасывают через головы или бросают на крышу бани с целью узнать будущее (если веник упадёт вершиной к погосту, то бросающий умрёт, а если не вершиной, то останется жив). Заготовка веников идёт под песни.

К вечеру обязательно моются и парятся в банях, используя при этом для исцеления от болезней разные лечебные травы. Парятся веником из богородицкой травы (тимьян или чабрец) и папоротника, иван-да-марьи и ромашки , из лютика (купальница), полыни и мяты пахучей.

В некоторых местностях в день Аграфены Купальницы девушки ходили в своих лучших нарядах по домам и просили: «Умойте». В переводе на обычный язык это значит - дайте что-нибудь из девичьих украшений: серьги, ленточки, бусы и прочее.

В течение всего дня и ночью звучат песни.

Обязательное событие дня Купальницы - сбор трав, кореньев для лечебных и знахарских целей. На Ивана Травника , отчаянные мужики и бабы в глухую полночь снимают с себя рубахи и до утренней зари роют коренья или ищут в заветных местах клады. А знахари, ложась спать, читают самодельные молитвы.

Самое главное значение дня - это подготовка к празднику Купалы, который начнётся вечером этого дня и продлится всю ночь.

Поговорки и приметы

На Аграфену гречиха мала - овсу пороет. Репу досевай. Репу сей на Аграфену - хороша репа будет. На Аграфену и старики закупываются. Мойся белее, будешь милее. Пар костей не ломит, души вон не гонит. Утресь меня зеленушка упóлзал, уёрзал и спать уклáл (о банном венике). Купаленька - ночь маленька. Сегодня - Купало, завтра - Иван. Мимо девки, да мимо репки так не пройдёшь. Приехала Купаленка на семидесяти тележках. Привезла нам Купаленка добра и здоровья, богатства и почестей. «Віночок вити - життя любити» (укр.).

См. также

Примечания

Литература

  1. Золотые правила народной культуры / О. В. Котович, И. И. Крук. - Мн. : Адукацыя i выхаванне, 2010. - 592 с. - 3000 экз. - ISBN 978-985-471-335-9
  2. Коринфский А. А. Народная Русь . - Смоленск: Русич, 1995. - 656 с. - ISBN 5-88590-309-3
  3. Некрылова А. Ф. Круглый год. Русский земледельческий календарь. - М .: Правда, 1991. - 496 с. - ISBN 5-252-00598-6
  4. Терещенко А.В. Быт русского народа: забавы, игры, хороводы . - М .: Русская книга, 1999. - 336 с. - ISBN 5-268-01383-1 (по изд. 1847 – 1848 гг.).

Категории:

  • Праздники по алфавиту
  • Праздники 23 июня
  • Праздники 6 июля
  • Летние праздники
  • Русские народные праздники
  • Народное христианство

Wikimedia Foundation . 2010 .

Летнее солнцестояние - один из заметных, поворотных моментов года. Издревле все народы Земли отмечали в конце июня праздник вершины лета. У нас таковым праздником является Иван Купала.

Однако же праздник этот был присущ не только русскому народу. В Литве он известен как Ладо, в Польше - как Соботки, на Украине - Купало или Купайло. От Карпат до севера Руси в ночь с 23 на 24 июня все праздновали этот мистический, загадочный, но в то же время разгульный и весёлый праздник Ивана Купала. Правда, из-за отставания Юлианского календаря отныне принятого Григорианского, смены стиля и прочих календарных сложностей "макушку лета" стали праздновать через две недели после самого солнцестояния...

У наших древних предков существовало божество Купало, олицетворяющее летнее плодородие. В его честь вечерами и распевали песни, и прыгали через костер. Это обрядовое действие превратилось в ежегодное празднование летнего солнцестояния, смешивая в себе языческую и христианскую традицию. Иваном божество Купало стало называться после крещения Руси, когда его заместил ни кто иной, как Иоанн Креститель (точнее - его народный образ), чье рождество праздновалось 24 июня.

Аграфена Купальница, идущий за ней Иван Купала, один из самых почитаемых, самых важных, самых разгульных праздников в году, а также идущие еще через несколько дней "Петр и Павел" сливались в один большой праздник, наполненный для русского человека огромным смыслом и потому включающий множество обрядовых действий, правил и запретов, песен, приговоров, всевозможных примет, гаданий, легенд, поверий.

По самой ходовой версии "Купальницей" св. Аграфену называют потому, что день ее памяти падает на канун Ивана Купалы - но многие связанные с этим днем обряды и обычаи заставляют предположить, что св. Аграфена получила свой эпитет безо всякого отношения к Купале.

На Аграфену обязательно мылись и парились в банях. Обыкновенно именно в день Аграфены Купальницы заготавливали веники на весь год.

В ночь с Аграфены на Иванов день существовал обычай: мужики посылали жен "выкатывать ржи" (то есть помять рожь, валяясь по полосе), что должно было принести урожай немалый.

Пожалуй, самым главным событием дня Аграфены Купальницы был сбор трав для лечебных и знахарских целей. "Лихие мужики и бабы в глухую полночь снимают с себя рубахи и до утренней зари роют коренья или ищут в заветных местах клады" - написано в одной из книг начала ХIX века. Считалось, что в эту ночь деревья переходят с места на место и разговаривают друг с другом шелестом листьев; беседуют животные и даже травы, которые этой ночью наполняются особой, чудодейственной силой.

До восхода солнца рвали цветы Иван-да-марья. Если их вложить в углы избы, то вор не подойдёт к дому: брат с сестрой (жёлтый и фиолетовый цвета растения) будут говорить, а вору будет казаться, будто разговаривают хозяин с хозяйкой.

Во многих местах баню устраивать и вязать веники было принято не на Аграфену, а в Иванов день. После бани девушки закидывали веник через себя в реку: если потонет, то на этот год помрёшь. На Вологодчине вениками, составленными из разных трав и веток различных деревьев, обряжали недавно отелившихся коров; гадали о своём будущем - перебрасывали веники через головы или бросали с крыши бань, смотрели: если веник упадёт вершиной к погосту, то бросающий вскорости умрёт; костромские девушки обращали внимание на то, куда комлем упадёт веник- туда и замуж выходить.

Гадали и так: собирали 12 трав (чертополох и папоротник обязательно!), на ночь клали под подушку, чтоб приснился суженый: "Суженый-ряженый, приходи в мой сад гулять!"

Можно было набрать цветов в полночь и положить под подушку; утром следовало проверить, набралось ли двенадцать разных трав. Если набралось - в этом году замуж выйдешь.

Множество купальских поверий связано и с водою. Ранним утром бабы "черпают росу"; для этого берётся чистая скатерть и ковш, с которым и отправляются на луг. Здесь скатерть таскают по мокрой траве, а потом выжимают в ковш и этой росой умывают лицо и руки, чтобы прогнать всякую болезнь и чтобы лицо было чисто. Роса купальская служит и для чистоты в доме: ею кропят кровати и стены дома, чтобы не водились клопы и тараканы, и чтобы нечисть "в дом не глумилася".

Поутру в Иванов день купаться - обычай всенародный, и только в некоторых областях крестьяне считали такое купание опасным, так как в Иванов день считается именинником сам водяной, который терпеть не может, когда в его царство лезут люди, и мстит им тем, что топит всякого неосторожного. Кое-где считается, что только после Иванова дня добропорядочные христиане могут купаться в реках, озерах и прудах, так как Иван освящает их и усмиряет различную водяную нечисть.

К слову, связано много поверий и с нечистой, ведьминой силой. Считалось, что на Ивана Купалу ведьмы тоже справляют свой праздник, стараясь как можно больше причинить зла людям. У ведьм якобы хранится вода, вскипяченная с пеплом купальского костра. И обрызгав себя этой водою, ведьма может лететь куда ей вздумается...

Один из довольно распространённых купальских обрядов - обливание водой всякого встречного и поперечного. Так, в Орловской губернии деревенские парни одевались в старое и грязное и отправлялись с вёдрами на речку чтобы наполнить их самою мутною водою, а то и просто жидкой грязью, и шли по деревне, обливая всех и каждого, делая исключение разве что для стариков и малолеток. (Кое-где в тех краях, говорят, этот милый обычай сохранился и поныне.) Но всего более, разумеется, доставалось девушкам: парни врывались даже в дома, вытаскивали девушек на улицу силой и здесь окатывали с ног до головы. В свою очередь и девушки старались отомстить парням.

Кончалось тем, что молодёжь, перепачканная, мокрая, в прилипшей к телу одежде, устремлялась на речку и здесь, выбрав укромное местечко, подальше от строгих глаз старших, купалась вместе, "причём, - как замечает этнограф XIX в. - разумеется, и парни и девушки остаются в одеждах."

Невозможно представить купальскую ночь без очищающих костров. Вокруг них плясали, через них прыгали: кто удачнее и выше тот будет счастливее: "Огонь очищает от всякия скверны плоти и духа!.." Считается также, что огонь укрепляет чувства - а потому прыгали и парами.

В некоторых местах через купальский огонь прогоняли домашнюю скотину для защиты её от мора. В купальских кострах матери сжигали снятые с хворых детей сорочки, чтобы вместе с этим бельём сгорели и самые болезни.

Молодёжь, подростки напрыгавшись через костры, устраивали шумные весёлые игры, потасовки, бег наперегонки. Непременно играли в горелки.

Ну а напрыгавшись да наигравшись - как не выкупаться! И хотя Купала и считается праздником очищения, нередко после совместного купания у молодых пар завязываются любовные отношения - что бы там этнографы не говорили... Однако по поверьям ребенок, зачатый в ночь Купалы, родится здоровым, красивым и счастливым.

Вот так и проходил праздник Ивана Купалы - в разгульных обрядах, гаданиях и прочих веселых и милых шалостях...