Значит праздник новый год. «История праздника Новый год» Как рассказать детям о празднике Новый год. Новогодние традиции разных стран

Новый год - это праздник, который отмечается многими народами согласно принятому календарю, и наступает он в ночь с 31 декабря по 1 января. Однако сейчас уже не все знают, что такое Новый год и откуда взялся этот праздник.

История праздника

Традиция праздновать Новый год берет свое начало с Месопотамии с 3 в. до н. э. Также этот праздник с древности отмечался египтянами, римлянами, евреями. Как правило, почти всегда празднование сопровождалось ритуально-магическими обрядами, отголоски которых дошли и до нас. Также у каждого народа была собственная дата, когда отмечался Новый год. Но начало года с 1 января установил в 46 году до н. э. римский правитель Юлией Цезарь, и посвятил его богу всех начал Янусу. В России этот праздник сначала отмечался 1 марта, но после сбора в Москве в 1348 году его стали отмечать 1 сентября по византийской системе летоисчисления. Но Царь Петр I, старавшийся европеизировать страну, в 1699 году приказал начинать год с 1 января. Большинство стран земного шара отмечает Новый год именно 1 января. Но некоторые страны отмечают его по лунному календарю. Так китайский Новый год приурочен к зимнему новолунию и согласно григорианскому календарю он отмечается между 21 января и 21 февраля. Но в связи с тем, что традиционный календарь достаточно редко используется, государство сначала празднует Новый год вместе со всем миром 1 января, а затем и свой традиционный. Каждый китаец может объяснить, что такое праздник Новый год по-восточному и рассказать обо всех его приметах и традициях, которые соблюдаются с древности. Одной из традиций восточного Нового года является присваивание каждому году одного из 12 животных, которых они стараются задабривать. Кроме этого некоторые народы, такие как казахский, киргизский, таджикский празднуют свой Новый год, и называется он Наурыз, который наступает 21 или 22 марта. Он отмечается массово с национальными блюдами и олицетворяет приход весны.

Как отмечают Новый год

Как правило, основными атрибутами Нового года являются праздничный стол, за которым собираются близкие и друзья, зеленая елка, украшенная игрушками, конфетами и мишурой, под которой лежат подарки. Также у многих народов есть Дед Мороз или Санта Клаус, которые приносят подарки в новогоднюю и рождественскую ночь.

Однако на постсоветском пространстве, празднуется еще один праздник, так называемый Старый Новый год, который отмечается 14 января. Как правило, иностранцам трудно объяснить, что такое старый Новый год. А между тем – это, то же самое 1 января, только по старому стилю, и, конечно, же, русский народ не смог обделить эту дату своим вниманием, и стойко празднует ее на протяжении многих десятилетий. Теперь вы знаете, как празднуется этот праздник, и сможете написать сочинение, что такое Новый год, поскольку у каждого народа он свой и имеет неповторимые традиции.

Михайлов Андрей 23.12.2014 в 18:30

20 декабря 1699 года российский царь Петр I подписал указ о переходе России на новое летоисчисление и переносе празднования начала года с 1 сентября на 1 января. С тех пор мы и отмечаем главный праздник года именно в этот день. Вообще, история Нового года на Руси довольно любопытна. В разные времена его у нас, кроме вышеперечисленных дат, отмечали и 1 марта, и 22 марта, и 14 сентября.

Но для начала вернемся к молодому российскому царю. Своим указом Петр повелел 1 января 1700 года украсить дома сосновыми, еловыми и можжевеловыми ветвями по образцам, выставленным в Гостином дворе, в знак веселья обязательно поздравлять друг друга с Новым годом и, естественно, с новым столетием.

Как гласят исторические хроники, на Красной площади был устроен фейерверк, пушечные и ружейные салюты, а москвичам было велено стрелять из мушкетов и пускать ракеты возле своих домов. Словом, повелевалось веселиться во всю мощь русской души, правда, на европейский манер! Боярам и служилым людям было велено облачиться в чужие костюмы - венгерские кафтаны. И женщины должны были быть также одеты в иноземное платье.

В петровском указе писалось: "…По большим и проезжим улицам знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед воротами учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых и можжевеловых… а людям скудным каждому хотя по деревцу или ветке на вороты или над храминою своею поставь…". В указе речь вообще-то шла не конкретно о елке, а о деревьях вообще. Вначале их украшали орехами, конфетами, фруктами и даже разными овощами, а наряжать конкретную красавицу елку стали намного позднее, с середины прошлого века.

6 января могучие празднества окончились крестным ходом на Иордань. Вопреки старинному обычаю, царь не шел за духовенством в богатом облачении, а стоял на берегу Москвы-реки в мундире в окружении Преображенского и Семеновского полков, одетых в зеленые кафтаны и камзолы с золотыми пуговицами и позументом.

Вообще, празднование нового года на Руси имеет такую же сложную судьбу, как и сама ее история. Старая народная традиция даже после официально вводимых изменений в календаре еще долго сохраняла древние обычаи. Вот что рассказал "Правде.Ру" о новогодней истории доктор исторических наук, профессор Николай Капризов:

"На Руси в былые, еще языческие времена существовало долгое время пролетье, то есть первые три месяца, и с марта начинался пролетний месяц. В честь него праздновали авсень, овсень или тусень, который впоследствии перешел на новый год. Самое же лето в древности заключалось в нынешних трех весенних и трех летних месяцах, - последние шесть месяцев заключали зимнее время. Переход от осени к зиме тушевался подобно переходу от лета к осени. Предположительно, первоначально на Руси Новый год отмечался в день весеннего равноденствия, то есть 22 марта. Масленицу и Новый год отмечали в один день. Зиму прогнали - значит, наступил новый год.

Ну, а вместе с христианством, то есть после Крещения Руси на Руси (988 год) появилось, естественно, и новое летоисчисление - от Сотворения мира. Появился и новый европейский календарь, Юлианский, с закрепленным названием месяцев. Началом нового года стало считаться 1 марта. По одной версии в конце XV века, а по другой в 1348 году православная церковь перенесла начало года на 1 сентября, что соответствовало определениям Никейского собора.

В общем-то, реформа системы календаря проводилась на Руси без учета трудовой жизни народа, без установления какой-то особой связи с сельскохозяйственными работами. Сентябрьский новый год утверждался церковью, следовавшей слову священного писания. В ветхозаветной церкви месяц сентябрь праздновался ежегодно, как бы в ознаменование покоя от всех житейских забот.

Таким образом, новый год стали вести с первого сентября. Этот день стал праздником Симеона, первого столпника, празднуемый и сейчас нашей церковью. Праздник этот известен был в простонародье под именем Семена Летопроводца, потому что этим днем оканчивалось лето и начинался новый год. Он был и торжественным днем празднования, и предметом разборов срочных условий, собирания оброков, податей и личных судов.

Ну, а в 1699 году Петр I издал указ, согласно которому, началом года стали считать 1 января. Это было сделано по примеру всех христианских народов, живших не по юлианскому, а по григорианскому календарю. Целиком, сразу перевести Русь на новый григорианский календарь Петр I, в общем-то, не мог, несмотря на всю свою решимость - все-таки церковь жила по юлианскому.

Сегодня большинство людей придают огромное значение такому великому празднику, как Новый год. И это неудивительно, ведь преддверие нового года, ассоциируется с подарками, морозными вечерами и снегом, а также нарядной ёлкой. Но если спросить у родителей или у бабушки с дедушкой как появился новый год, то никто толком не ответит, потому что сам праздник зародился достаточно давно.

Во многих странах мира Новый год считается одним из старейших праздников. Особенно его любят маленькие дети, так как ожидают получить в этот день какой-нибудь интересный подарок. Для взрослых это хороший повод собраться со своей семьёй или друзьями и весело провести время.

Где впервые появился новый год

Существует множество различных теорий откуда появился новый год. Кто-то считает, что первыми Новый год стали праздновать в Вавилоне, другие - что его придумали в Месопотамии, третьи - в древнем Египте. Многие историки утверждают, что впервые праздновать Новый год начали древние Кельты. Как бы то ни было, надо признать одно: изначально Новый год был сугубо языческим праздником. В этот день люди отдавали должное злым и добрым духам, в которых верили, устраивали гулянья, сопровождаемые едой и весельем.


В древнем Египте Новый год было принято праздновать в сентябре. Именно в это время река Нил выходила из своих берегов, а это означало, что начинался новый сельскохозяйственный сезон, столь важный для земледельцев-египтян. Именно в это время было принято дарить друг другу подарки.

У древних Кельтов началом следующего года считался период зимнего солнцестояния. В этот день они целыми семьями собирались в лесу у ёлки, так как верили, именно это дерево наделено магической силой. Они полагали, что поскольку ель - вечнозелёное дерево, то ей неподвластны никакие разрушительные силы, и в нём обитает дух, которого и надо задобрить, чтобы в будущем году иметь обильный урожай. Чтобы задобрить духа, люди приносили жертвы. В качестве таковой выбирали домашних животных, которых разделывали, а их внутренности развешивали на ветвях ели. Постепенно, спустя годы, животных заменили на более гуманные приношения. Ель украшали кусочками хлеба, яблоками и тому подобным. На верхушку зелёного дерева помещали букет из колосьев пшеницы, чтобы умилостивить богов. Под ёлку ставили фигурки людей, чтобы не было болезней, различные овощи, чтобы новый год был урожайным, и многое другое. Данная традиция закрепилась среди народа, так елка на новый год стала неизменным символом праздника.


Шло время, и постепенно лесную ель стали переносить в тёплые дома, чтобы не ходить в холодный и продуваемый ветрами лес. Выбранную ель выкапывали и аккуратно пересаживали под крышу, чтобы дерево оставалось живым и не погибло. Традиция спиливать ель появилась гораздо позднее. Когда празднования оканчивались, ель бережно пересаживали обратно, так как по-прежнему верили, что в ней обитает дух.

Как появился новый год в России


Принято считать, что появился Новый год в России благодаря Пётру I. Царь любил всё новое и заграничное, и своим указом от 1699 года велел отмечать Новый год первого января, как это было уже установлено у немцев, так официально появился праздник Новый год у нас. После смерти императора о праздновании Нового года стали постепенно забывать, ёлки ставили всё реже и реже, и то в основном в питейных заведениях. И только в конце 1830-х годов царь Николай I снова возродил этот обычай. Но, как оказалось, опять ненадолго. Через восемьдесят лет, в начале Первой мировой войны, ёлку в России снова убрали, так как считали, что это всё немецкие традиции и не хотели иметь ничего общего с враждующей стороной.

Возродить Новый год и ёлку удалось лишь в 1935 году уже советскому правительству. Автором этой идеи выступил секретарь компартии Павел Постышев. Он опирался на тот аргумент, что ранее новогодняя ёлка и праздник в целом был уделом богатых семей, а дети простых рабочих могли лишь, вздыхая, наблюдать за сей роскошью только через окно. Постышев считал, что было бы справедливо сделать празднование Нового года общепринятым праздником, чтобы все дети страны могли наслаждаться тем, что ранее было доступно лишь в богатых буржуазных семьях. Инициатива была поддержана, и благодаря этому вновь появился Новый год в России и дошёл и до наших дней.


Конечно, современная ёлка, игрушки и другие новогодние предметы уже не имеют того значения, которое им придавалось людьми в древности. Обычаи задобрить духов давно ушли в прошлое, и Новый год стал ничем иным, как началом нового календарного года и хорошим поводом дарить подарки и собираться вместе для веселья. Однако и современное празднование этого торжества очень отличается в разных странах и имеет свои, местные традиции, которые не приняты в России и странах бывшего СССР.

Как празднуют новый год в других странах

К примеру, в Англии, когда часы начинают бить в полночь, отворяют двери чёрного хода, как бы выпуская таким образом старый год. Затем, с последним ударом, открываются парадные двери и в дом приглашается новый, наступивший год. В Испании, во время боя часов, каждому надо успеть съест двенадцать виноградных ягод, по числу месяцев уходящего года.

В Шотландии в Новогоднюю ночь устраивают шествия по улицам города: зажжённые бочки с дёгтем катят перед собой. Это символизирует «сжигание» старого года и освещение пути для нового. А вот во Вьетнаме вместо привычной нам ёлки в доме ставят небольшие мандариновые деревья, обязательно с яркими плодами.

В Италии есть своя традиция: перед самым Новым годом из всех окон люди выбрасывают старые и уже ненужные вещи и предметы. Итальянцы считают, что следующий год надо встречать не только с обновлённым домашним интерьером, но и в новой одежде. В Японии же в первую минуту наступившего года все дружно начинают громко смеяться. Японцы уверены, что такой весёлый смех непременно принесёт им удачу в Новом году.


В Индии Новый год празднуют четыре раза на протяжении всего года - вот такая у них национальная особенность. А на Кубе 31 декабря наливают воду во все сосуды, которые только есть в доме. А когда наступает полночь, всю воду начинают выливать из окон, таким образом желая новому году светлого, подобно воде, пути. Это лишь некоторые примеры, но по всему видно, что Новый год - очень разносторонний праздник.

Возможно, кто-то будет удивлён, но есть страны, в которых люди совсем не празднуют Новый год. Например, в Саудовской Аравии первого января царит обычная будничная атмосфера. Такая же картина и в Израиле. Там в это время люди тоже работают, если только этот день не является субботним. В Иране люди живут по своему, персидскому календарю, и 21 марта отмечают Навруз, или новый день. С этого дня там и отсчитывается следующий год, и подобная картина наблюдается и в некоторых других мусульманских странах.

Впрочем, как праздновать Новый год и праздновать ли вообще - каждый выбирает сам, но рассказав за праздничным столом историю о том, как появился праздник Новый год, вы удивите большинство ваших гостей.

Так или иначе, на сегодняшний день это один из самых популярных праздников, который любят и ждут многие.

Видео о том, как появился Новый год

Михайлов Андрей 23.12.2014 в 18:30

20 декабря 1699 года российский царь Петр I подписал указ о переходе России на новое летоисчисление и переносе празднования начала года с 1 сентября на 1 января. С тех пор мы и отмечаем главный праздник года именно в этот день. Вообще, история Нового года на Руси довольно любопытна. В разные времена его у нас, кроме вышеперечисленных дат, отмечали и 1 марта, и 22 марта, и 14 сентября.

Но для начала вернемся к молодому российскому царю. Своим указом Петр повелел 1 января 1700 года украсить дома сосновыми, еловыми и можжевеловыми ветвями по образцам, выставленным в Гостином дворе, в знак веселья обязательно поздравлять друг друга с Новым годом и, естественно, с новым столетием.

Как гласят исторические хроники, на Красной площади был устроен фейерверк, пушечные и ружейные салюты, а москвичам было велено стрелять из мушкетов и пускать ракеты возле своих домов. Словом, повелевалось веселиться во всю мощь русской души, правда, на европейский манер! Боярам и служилым людям было велено облачиться в чужие костюмы - венгерские кафтаны. И женщины должны были быть также одеты в иноземное платье.

В петровском указе писалось: "…По большим и проезжим улицам знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед воротами учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых и можжевеловых… а людям скудным каждому хотя по деревцу или ветке на вороты или над храминою своею поставь…". В указе речь вообще-то шла не конкретно о елке, а о деревьях вообще. Вначале их украшали орехами, конфетами, фруктами и даже разными овощами, а наряжать конкретную красавицу елку стали намного позднее, с середины прошлого века.

6 января могучие празднества окончились крестным ходом на Иордань. Вопреки старинному обычаю, царь не шел за духовенством в богатом облачении, а стоял на берегу Москвы-реки в мундире в окружении Преображенского и Семеновского полков, одетых в зеленые кафтаны и камзолы с золотыми пуговицами и позументом.

Вообще, празднование нового года на Руси имеет такую же сложную судьбу, как и сама ее история. Старая народная традиция даже после официально вводимых изменений в календаре еще долго сохраняла древние обычаи. Вот что рассказал "Правде.Ру" о новогодней истории доктор исторических наук, профессор Николай Капризов:

"На Руси в былые, еще языческие времена существовало долгое время пролетье, то есть первые три месяца, и с марта начинался пролетний месяц. В честь него праздновали авсень, овсень или тусень, который впоследствии перешел на новый год. Самое же лето в древности заключалось в нынешних трех весенних и трех летних месяцах, - последние шесть месяцев заключали зимнее время. Переход от осени к зиме тушевался подобно переходу от лета к осени. Предположительно, первоначально на Руси Новый год отмечался в день весеннего равноденствия, то есть 22 марта. Масленицу и Новый год отмечали в один день. Зиму прогнали - значит, наступил новый год.

Ну, а вместе с христианством, то есть после Крещения Руси на Руси (988 год) появилось, естественно, и новое летоисчисление - от Сотворения мира. Появился и новый европейский календарь, Юлианский, с закрепленным названием месяцев. Началом нового года стало считаться 1 марта. По одной версии в конце XV века, а по другой в 1348 году православная церковь перенесла начало года на 1 сентября, что соответствовало определениям Никейского собора.

В общем-то, реформа системы календаря проводилась на Руси без учета трудовой жизни народа, без установления какой-то особой связи с сельскохозяйственными работами. Сентябрьский новый год утверждался церковью, следовавшей слову священного писания. В ветхозаветной церкви месяц сентябрь праздновался ежегодно, как бы в ознаменование покоя от всех житейских забот.

Таким образом, новый год стали вести с первого сентября. Этот день стал праздником Симеона, первого столпника, празднуемый и сейчас нашей церковью. Праздник этот известен был в простонародье под именем Семена Летопроводца, потому что этим днем оканчивалось лето и начинался новый год. Он был и торжественным днем празднования, и предметом разборов срочных условий, собирания оброков, податей и личных судов.

Ну, а в 1699 году Петр I издал указ, согласно которому, началом года стали считать 1 января. Это было сделано по примеру всех христианских народов, живших не по юлианскому, а по григорианскому календарю. Целиком, сразу перевести Русь на новый григорианский календарь Петр I, в общем-то, не мог, несмотря на всю свою решимость - все-таки церковь жила по юлианскому.

Новый Год самый любимый праздник в нашей стране! Выходные, веселье, встречи с друзьями, нарядные елки и запах хвои, звон бакалов с шампанским, мерцание огней...

Интересно, а как этот праздник выглядел в древности? Оказывается, новогодний праздник - самый древний из всех существующих праздников. Самый первый из праздников осознано празднуемых человечеством.

При раскопках древнеегипетских пирамид археологи нашли сосуд, на котором было написано: «Начало нового года». В Древнем Египте Новый год праздновался во время разлива реки Нил (примерно в конце сентября). Разлив Нила был очень важен, т.к. только благодаря ему в сухой пустыне вырастало зерно. В Новый год статуи бога Амона, его жены и сына ставили в лодку. Лодка плавала по Нилу месяц, что сопровождалось пением, танцами и весельем. Затем статуи вносили обратно в храм.


В Древнем Вавилоне Новый год встречали весной. Во время праздника царь на несколько дней покидал город. Пока он отсутствовал, народ веселился и мог делать все, что вздумается. Через несколько дней царь и его свита в праздничных одеждах торжественно возвращались в город, а народ возвращался к работе. Так каждый год люди начинали жизнь заново.


Древнии греки новый год похоже, не отмечали никак. В их календарях и вообще отношениях с временем царил изрядный разнобой. Новый год в разных полисах начинался по-разному: В Афинах он начинался в летнее солнцестояние (21 июня нов. ст.); на Делосе - в зимнее солнцестояние (21 декабря нов. ст.), а в Беотии - в октябре. Даже названия месяцев в различных государствах были разные. Каждый год в каждом городе имел свое название по главному должностному лицу этого года - в Афинах по первому архонту, в Спарте по первому эфору и т. д. Знаменитый договор 421 г. до н. э. Между Афинами и Спартой - Никиев мир - был датирован так: “При спартанском эфоре Плистоле, за 4 дня до окончания месяца артемисия, и при афинском архонте Алкее, за 6 дней до окончания месяца элафеболиона” И поди разбери когда это было!


А древние римляне ещё до нашей эры стали дарить новогодние подарки и веселиться всю новогоднюю ночь напролёт, желая друг другу счастья, удачи, благополучия.
В течение долгого времени римляне праздновали Новый год в начале марта, до тех пор, пока Юлий Цезарь не ввёл новый календарь (в настоящее время он называется юлианским). Таким образом, датой встречи Нового года стал первый день января. Месяц январь был назван в честь римского бога Януса (двуликого). Один лик Януса был якобы обращен назад к прошлому году, другой - вперед к новому. Праздник встречи нового года назывался «календы». Во время праздника люди украшали дома и дарили друг другу подарки и монеты с изображением двуликого Януса; рабы и их владельцы ели и веселились вместе. Римляне делали подарки императору. Сначала это происходило добровольно, но со временем императоры стали требовать подарки на Новый год.
Говорят, одному из своих рабов Юлий Цезарь дал в новогодний вечер свободу за то, что тот пожелал ему пожить в новом году дольше, чем в старом.
Римский император Калигула в первый день Нового года выходил на площадь перед дворцом и принимал подарки от подданных, записывая, кто, сколько и что дал...


Кельты, жители Галлии (территория современной Франции и части Англии) встречали новый год в конце октября. Праздник назывался Samhain от «summer"s end» (конец лета). В Новый год кельты украшали жилище омелой, чтобы изгнать призраков. Они полагали, что именно в Новый год духи мертвых являются живым. Кельты унаследовали много римских традиций, в том числе требование новогодних подарков от подданных. Обычно дарили украшения и золото. Несколько веков спустя благодаря этой традиции королева Елизавета I накопила огромную коллекцию вышитых и отделанных драгоценностями перчаток. В Новый год мужья давали женам деньги на булавки и другие безделушки. Эта традиция была забыта к 1800 году, но термин «pin money» (деньги на булавки) до сих пор используется и обозначает деньги на мелкие расходы.


В Средние века в празновании нового года был полный разброд. В зависимости от стран, время начало года было различным: так 25 марта, праздник Благовещения - отмечали начало года в Италии, а в Южной Италии и Византии,и на Руси началом года принято считать 1 сентября, так же во многих странах год начинался в праздники Рождества или Пасхи, а на пиренейском полуострове время отсчета нового года было, как и сейчас - 1 января. Церковь же была категорически против последней даты, так как она разрывала цикл Рождественских праздников. И только к 18 веку в Европе пришли к единой дате (так например Новый год в средневековой Англии начинался в марте, и лишь в 1752 года было принято решение парламента перенести Новый год на 1 января) К этому же времени начинают складываться современные европейские традиции празднования Нового года - но о традициях я раскажу в другом посте

Празднование нового года на Руси имеет такую же сложную судьбу, как и сама ее история. Прежде всего, все изменения в праздновании нового года были связаны с самыми важными историческими событиями, затрагивавшими все государство и каждого человека в отдельности. Несомненно, что народная традиция даже после официально вводимых изменений в календаре еще долго сохраняла древние обычаи.

Празднование Нового года в языческой Руси.
Как праздновался новый год в языческой древней Руси - один из неразрешенных и спорных вопросов в исторической науке. Начало празднования нового года следует искать в глубокой древности. Так у древних народов новый год обыкновенно совпадал с началом возрождения природы и в основном был приурочен к марту месяцу.
На Руси существовало долгое время пролетье, т.е. первые три месяца, и с марта начинался пролетний месяц. В честь его праздновали авсень, овсень или тусень, который в последствии перешел на новый год. Самое же лето в древности заключалось в нынешних трех весенних и трех летних месяцах, - последние шесть месяцев заключали зимнее время. Переход от осени к зиме тушевался подобно переходу от лета к осени. Предположительно, первоначально на Руси Новый год отмечался в день весеннего равноденствия 22 марта. Масленицу и Новый год отмечали в один день. Зиму прогнали - значит, наступил новый год. Это был праздник Весны и новой жизни.


Но и зимой, в то время что мы празднуем сейчас у древних славян был праздник - Коляды празднуются с 25 декабря по 6 января (Велесов день). Таким образом, 25 декабря - это начало целых 10 дней праздника. Это время рождения нового Солнца, а также «перевал» года через самые короткие и темные дни исстари отмечалось как время колдовства и разгула нечистой силы. Гадание на святки - это один из отголосков старого славянского праздника Коляды.25 декабря, как день «на воробьиный носок» прибавился, собирался народ колядовать. Делать это полагалось в страшных масках, изготовленных из натуральных материалов - меха, кожи, мочала, бересты. Надев маски, ряженый народ отправлялся по домам, колядовать. При этом пелись так называемые колядки, прославлявшие хозяев и обещавшие богатство, счастливое замужество и т.д. После колядования принимались за пир-горой. В избе, в красном углу, обязательно стояли сноп (дидух) с воткнутой в него деревянной ложкой или соломенная кукла, изображающие Коляду.
Пили мед, квас, узвар (отвар сушеных фруктов, компот, по-нашему), ели кутью, баранки и караваи, после пира с песнями и плясками отправлялись на улицу, чтобы обязательно вкатить на горку горящее колесо, олицетворяющее солнце, со словами «В гору катись, с весной воротись». Самые стойкие встречали и настоящее солнце - холодным зимним утром.

Празднование нового года после крещения Руси
Вместе с христианством на Руси (988 г. - Крещение Руси) появилось новое летоисчисление - от сотворения мира, так и новый европейский календарь - Юлианский, с закрепленным названием месяцев. Началом нового года стало считаться 1 марта
По одной версии в конце 15 века, а по другой в 1348 году православная церковь перенесла начало года на 1 сентября, что соответствовало определениям Никейского собора. Перенос должен быть поставлен в связь с возрастающим значением христианской церкви в государственной жизни древней Руси. Укрепление православия в средневековой Руси, установление христианства как религиозной идеологии, естественно, вызывает использование «священного писания» как источника реформы, вносимой в существующий календарь. Реформа системы календаря проводилась на Руси без учета трудовой жизни народа, без установления связи с сельскохозяйственными работами. Сентябрьский новый год утверждался церковью, следовавшей слову священного писания; установив и обосновав его библейской легендой.
Таким образом, новый год стали вести с первого сентября. Этот день стал праздником Симеона первого столпника, празднуемый и сейчас нашей церковью и известного в простонародье под именем Семена летопроводца, потому что этим днем оканчивалось лето и начинался новый год. Он был у нас торжественным днем празднования, и предметом разборов срочных условий, собирания оброков, податей и личных судов.

Нововведения Петра I в празднование нового года
Традицию празднования Нового Года ввел в России Петр I. Царь, желая идти в ногу с западом, запретил праздновать новый год осенью, специальным указом перенеся праздник на 1 января. Впрочем, традиционный для России Юлианский календарь Петр Великий все же сохранил, так что новый год в России наступал на несколько дней позже, чем в европейских странах. В те времена Рождество в России приходилось на 25 декабря (по Юлианскому календарю), и Новый Год праздновался уже после Рождества. Это означало, что 1 января не приходилось на рождественский пост, который в те времена строго соблюдался всеми, а значит, в праздник люди могли не ограничивать себя в еде и питье. Первый Новый год в России был шумно отмечен парадом и фейерверком в ночь с 31 декабря на 1 января 1700 года.

Столицей тогда была Москва, Петербург еще не был построен, поэтому все празднования проходили на Красной площади. Однако с нового 1704 года торжества были перенесены в северную столицу. Правда, главным на новогоднем празднике в те времена было не застолье, а массовые гуляния. Петербургские маскарады устраивались на площади близ Петропавловской крепости, и Петр не только сам принимал в участие в народных гуляниях, но и обязывал к этому вельмож. Тех, кто не являлся на празднества под предлогом болезни, осматривали медики. Если причина оказывалась неубедительной, на провинившегося накладывали штраф: он на глазах у всех должен был выпить огромную чару водки.
После маскарада неумолимый царь зазывал к себе в императорский дворец узкий круг особо приближенных (человек 80 - 100). Двери обеденной залы по традиции запирали на ключ, чтобы никто раньше чем через 3 дня не пытался покинуть помещение. Такое соглашение действовало по настоянию Петра. Бражничали в эти дни безмерно: большинство гостей к третьему дню тихо сползали под лавку, не тревожа остальных. Выдерживали такое новогоднее застолье только самые крепкие.


Зимний Новый год в России прижился не сразу. Однако Петр был настойчив и безжалостно карал тех, кто пытался по старой традиции отмечать новый год 1 сентября. Он также строго следил, чтобы к 1 января дома вельмож и простолюдинов украшались еловыми, можжевельниковыми или сосновыми ветками. Ветви эти полагалось наряжать не игрушками, как сейчас, а фруктами, орехами, овощами и даже яйцами. Причем, все эти продукты служили не просто украшением, но и символами: яблоки - символом плодородия, орехи - непостижимости божественного промысла, яйца - символом развивающейся жизни, гармонии и полного благополучия. Со временем россияне привыкли к новому зимнему празднику. Вечер накануне нового года стали называть «щедрым». Обильный праздничный стол, по народному поверью, как бы обеспечивал благополучие на весь предстоящий год и считался залогом богатства семьи. Поэтому его стремились украсить всем тем, что хотели бы иметь в достатке в своём хозяйстве.
Императрица Елизавета I продолжила традицию празднования Нового года, начатую ее отцом. Предновогодние и новогодние торжества стали неотъемлемой частью дворцовых празднеств. Елизавета, большая любительница балов и увеселений, устраивала во дворце роскошные маскарады, на которые сама любила являться в мужском костюме. Но в отличие от разгульной петровской эпохи, в елизаветинские времена придворным торжествам и застольям была придана чинность.


При Екатерине II Новый год тоже отмечали с размахом, и получила широкое распространение традиция дарить новогодние подарки. Под Новый год в императорский дворец свозилось огромное количество различных подношений.


В начале XIX века в России стало популярно шампанское - напиток, без которого сегодня не обходится ни одно новогоднее застолье. Правда, сначала россияне восприняли игристые вина с подозрением: их называли «напитком дьявола» из-за вылетающей пробки и пенной струи из бутылки. По легенде, широкую популярность шампанское завоевало после победы над Наполеоном. В 1813 году, войдя в Реймс, русские войска на правах победителей опустошили винные погреба знаменитого дома «Мадам Клико». Однако госпожа Клико даже не пыталась остановить грабеж, мудро решив, что «убытки покроет Россия». Проницательная мадам, как в воду глядела: слава о качестве ее продукции разнеслась по всей России. Уже через три года, предприимчивая вдоваполучала из Российской империи больше заказов, чем у себя на родине.

К царствованию императора Николая I относится появление первой в России и Петербурге публичной новогодней елки. До этого, как уже было сказано, россияне украшали дом лишь хвойными ветками. Впрочем, для украшения годилось любое дерево: вишня, яблоня, береза. В середине 19 века наряжать стали уже только елки. Первая наряженная красавица засветилась огоньками в помещении в 1852 году. А к концу ХIХ века этот красивый обычай стал уже привычным не только в русских городах, но и в деревнях.



В 60-е годы XIX века повар-француз Люсьен Оливье изобрел Салат "Оливье". Он был владельцем трактира "Эрмитаж", который в те времена находился на Трубной площади. По всем статьям это был не трактир, а самый высокоразрядный парижский ресторан. Главной достопримечательностью эрмитажной кухни сразу же стал салат "Оливье".
Способ приготовления салата Люсьен Оливье держал в тайне и с его смертью секрет рецепта считался утерянным. Тем не менее, основные ингридиенты были известны и в 1904 году рецептура приготовления салата была воспроизведена. Вот его состав; 2 рябчика, телячий язык, четверть фунта паюсной икры, полфунта свежего салата, 25 штук отварных раков, полбанки пикулей, полбанки сои кабуль, два свежих огурца, четверть фунта каперсов, 5 яиц вкрутую. Для соуса: майонез провансаль должен быть приготовлен на французском уксусе из 2 яиц и 1 фунта прованского (оливкого) масла, однако, по отзывам знатоков, это было не то. Но, попробуйте приготовить.


С Рождества в Петербурге начала ХХ века начинался сезон балов и праздничных гуляний. Для детей устраивались многочисленные елки с обязательными подарками, для народных развлечений строились ледяные дворца и горы, давались бесплатные спектакли. Самым торжественным моментом встречи Нового года был выход Высочайших особ в Зимнем.


По традиции Рождество и Сочельник петербуржцы встречали дома, в кругу семьи. А вот в новогоднюю ночь заказывали столики в ресторанах или увеселительных заведениях. Ресторанов в то время в Петербурге было великое множество - на любой вкус и кошелек. Были ресторации аристократические: "Кюба" на Большой Морской улице, или "Медведь" на Большой Конюшенной. Более демократичный «Донон» собирал за своими столиками писателей, художников, ученых, выпускников Училища правоведения.

Столичный бомонд - люди искусства и литературы - устраивали свои вечера в фешенебельном «Контане», на Мойке. В программе вечера - лирический дивертисмент с участием лучших русских и иностранных артистов, виртуозный румынский оркестр; дамам бесплатно подносились цветы. Литературная молодежь обычным ресторанам предпочитала артистические кабаре. Самым колоритным из них была «Бродячая собака» на Михайловской площади.


Но наряду с такими ресторанами для интеллигентной публики существовали заведения совсем иного рода. Зимний кафешантан «Вилла Родэ», появился в Петербурге в 1908 году. На сцене выступали танцовщицы, хор цыган. Барышням и дамам из приличных семей посещать это заведение не рекомендовалось.

Новый год при советской власти. Смена календаря.
После революции, в 1918 году по ленинскому указу Россия перешла на Григорианский календарь, который к 20 столетию обогнал Юлианский на 13 дней. 1 февраля 1918 года было сразу объявлено 14-ым. Но Православная церковь этого перехода не приняла и объявила, что будет праздновать Рождество по прежнему Юлианскому календарю. С тех самых пор православное Рождество в России отмечается 7 января (25 декабря по старому стилю).В 1929 году произошла отмена Рождества. С ней отменялась и елка, которая называлась «поповским» обычаем. Был отменен Новый год. Бывшие праздники превратилось в обычные рабочие дни. Елка была признана «поповским» обычаем. «Только тот, кто друг попов, елку праздновать готов!» - писали детские журналы. Но во многих семьях Новый Год продолжали устраивать, хотя и делали это с большой осторожностью - елку ставили тайно, плотно занавесив окна. Вероятно, именно в те годы Новый год в России стали отмечать не маскарадами и плясками, а застольем. Ведь праздновать приходилось тайно, чтобы не разбудить соседей. Так продолжалось до 1935 года. Однако, в конце 1935 года в газете "Правда" появилась статья Павла Петровича Постышева "Давайте организуем к новому году детям хорошую елку!". Общество, еще не забывшее красивый и светлый праздник, отреагировало достаточно быстро, и «высочайшая директива» изменилась. Выяснилось, что Новый Год - это чудесный праздник, который может к тому же лишний раз свидетельствовать о достижениях страны Советов. - в продаже появились елки и елочные украшения. Пионеры и комсомольцы взяли на себя организацию и проведение новогодних елок в школах, детских домах и клубах. 31 декабря 1935 года елка вновь вошла в дома наших соотечественников и стала праздником "радостного и счастливого детства в нашей стране", - прекрасным новогодним праздником, который продолжает радовать нас и сегодня.
С 1936 происходит самая главная детская Елка России в Кремле.
С 1947 года день 1 января снова стал «красным днём календаря», то есть нерабочим.




Танцы и маскарады были практически полностью исключены из новогодней программы: в тесных квартирах приходилось выбирать: либо стол, либо пляски. С появлением в советских семьях телевизоров стол победил окончательно. Главным действом в Новый год стало открытие бутылки «Советского шампанского» под бой кремлевских курантов.




На Новый год телевидение всегда готовило обширную развлекательную программу: особенно популярны были ежегодные «Голубые огоньки». Позже стали появляться специальные «новогодние» фильмы.










В 1991 году, с началом ельцинской эпохи, после почти 75 летнего перерыва, в России вновь стали праздновать Рождество Христово. 7 января было объявлено нерабочим днем: по телевизору показывали рождественские службы и объясняли россиянам, как следует проводить святой праздник.








Однако традиции встречи Рождества в России были уже утеряны. Несколько поколений советских людей, воспитанных в духе атеизма, не понимали ни сути, ни формы этого праздника. Впрочем, дополнительный выходной приняли с удовольствием. Возрождение празднования Православного Рождества в России в каком-то смысле поставило под угрозу многолетнюю «советскую» традицию встречи Нового года. 31-го декабря начинается последняя неделя перед Рожеством: по христианским канонам это время покаяния, воздержания и молитвы. И вдруг посреди строгого поста по сложившейся «светской» традиции накрываются самые пышные и самые вкусные столы. О каких «традициях празднования Рождества» может идти речь? Неизвестно как в будущем разрешится этот парадокс, возникший из-за нежелания русской церкви переходить на «новый стиль». Пока противостояние между светской и церковной традиции уверенно выигрывает Новый год, который уже много лет удерживает позицию любимого семейного праздника россиян.





Оригинал записи и комментарии на