Значение слова инстинкт. Инстинкты, виды и свойства инстинктов Что называется инстинктом

лат. инстинктуус - побуждение) - эволюционно выработанная врожденная приспособительная форма поведения, свойственная данному виду животных, представляющая собой совокупность унаследованных сложных реакций, возникающих в ответ на внешние и внутренние раздражения. Инстинкты человека и животных запрограммированы в нервной системе как часть наследственной конституции. В настоящее время принято использовать для обозначения инстинкта следующие понятия: "видоспецифичное поведение", "стереотипическое поведение, "врожденное поведение", "генетически запрограммированное поведение", "комплекс фиксированных действий"(Н.Ф. Реймерс). Имея в виду инстинкты человека, часто употребляют образное выражение "видовая память". В человеческом обществе выделяют два типа "видовой памяти" -передаваемую по наследству (генетическую) и негенетическую. Инстинкт представляет собой "видовую память", передаваемую из поколения в поколение по наследству. "Негенетическая память" человеческого коллектива - культура (Определение отечественного культуролога, семиотика Ю.М.Лотмана). Инстинктивное поведение человека и животных имеет ряд характерных особенностей. Перечислим их: 1) Инстинктивное поведение животных или человека высокоадаптивно и не требует предварительного научения. 2) Инстинктивное поведение видотипично, то есть одинаково для всех животных данного вида при одинаковых внешних и внутренних условиях. Порядок и сила мышечных сокращений, осуществляемых при выполнении инстинктивных движений, совпадают до малейших подробностей у всех животных данного вида. Инстинктивные поведенческие реакции животных настолько неизменны и характерны для каждого вида, что могут служить для уточнения систематического положения того или иного животного (т.е. могут служить таксономическим признаком). 3) Инстинктивные движения запрограммированы в генах и формируются (созревают) в процессе индивидуального развития.

Под понятием «основные инстинкты человека» предполагают врожденную предрасположенность в конкретных ситуациях совершать определенные действия или избегать каких-то поступков. Данное стремление реализовано может быть не во всех случаях. В некоторых ситуациях могут помешать социальные запреты или иные факторы. Однако при этом желание и подкрепляющая его эмоция могут быть выделены и определены.

Следует отметить, что традиционное описание, характеризующее инстинкты как комплекс сложных врожденных реакций в организме, формирующихся, в основном, практически в неизменном виде как ответ на внутренние или внешние раздражения, к людям почти не применимо. Это связано, главным образом, с отсутствием у человека фиксированных видов действий, которые были описаны у животных. Исключение можно сделать лишь для мимики, жестов, поз, которые, как выяснилось, в большей степени наследуются.

Современные исследователи, занимающиеся врожденными программами, предпочитают применять понятие эволюционно стабильных стратегий в поведении (ЭССП). Этот термин впервые был введен М. Смитом.

Эволюционно стабильными называют такие стратегии в поведении, при которых для вида и индивида на фоне селективного давления и модификации вносят наибольшие преимущества адаптивного характера.

Инстинкты человека подразделяются на три основные категории.

К первой относят жизненные врожденные предрасположенности. Они в данном случае обеспечивают сохранность жизни индивидуума. Эти инстинкты человека наделены определенными характерными признаками:

Снижение шансов особи на выживание обуславливается неудовлетворенностью соответствующей потребности;

Нет практической необходимости в другой особи для удовлетворения той или другой потребности.

  1. У каждой нормальной особи существует врожденная мотивация избегать небезопасных ситуаций.
  2. Эволюционные Многие люди испытывают врожденный страх перед змеями, темнотой, насекомыми, незнакомыми людьми (в частности, когда они крупнее или находятся в группе). Человек может также бояться высоты, крыс, крови, мышей, больных, хищников, быть укушенным или съеденным.
  3. Пищевые отвращения или пристрастия. Генетически люди могут ощущать предрасположенность к минерализованной, соленой, калорийной пище. Некоторые особи испытывают потребность в пробовании новой незнакомой еды. Многие люди предрасположены к употреблению семечек, снэков, жвачки.
  4. Терморегуляция.
  5. Бодрствование и сон.
  6. Брахиация (полет). При этом некоторых людей привлекает вид сверху, другие при опасности стараются забраться повыше, третьи занимаются деятельностью, связанной с воздухом (прыжки с парашютом, авиация).
  7. Испражнения.
  8. Коллекционирование (собирательства).
  9. Биологические часы и ритмы.

10. Экономия своей энергии (отдых).

  1. Инстинкт продолжения рода.
  2. Родительское поведение.
  3. Доминирование (подчинение), умиротворение и агрессия.
  4. Территориальные инстинкты.
  5. Групповое поведение и прочие.

К третьей категории относят врожденные программы Эти инстинкты человека не связываются с видовой или индивидуальной адаптацией к действительности. Указанные программы обращены к будущему. Эти врожденные предрасположенности из описанных выше не выводятся, а существуют самостоятельно. К ним, в частности, следует отнести:

  1. Инстинкт обучения.
  2. Игры.
  3. Имитация.
  4. Предпочтения в искусстве.
  5. Свободы (преодоления препятствий) и прочие.
  1. инстинкт - Врождённое поведение животных и человека, направленное на удовлетворение основных биологических потребностей. Наиболее сильными (доминирующими) инстинктами являются пищевой (утоление голода) и сексуальный (продление рода). Биология. Современная энциклопедия
  2. ИНСТИНКТ - ИНСТИНКТ, поведение, обусловленное врожденными реакциями в отличие от поведения, обусловленного приобретенными навыками. В XIX в. к инстинктам часто обращались для объяснения поведения и животных, и человека... Научно-технический словарь
  3. инстинкт - Инстинкт, инстинкты, инстинкта, инстинктов, инстинкту, инстинктам, инстинкт, инстинкты, инстинктом, инстинктами, инстинкте, инстинктах Грамматический словарь Зализняка
  4. инстинкт - ИНСТИНКТ м. лат. безотчетное побужденье, по которому действуют животные; побудок сев. побудка вост. У человека, разум и воля; у животного, то и другое слито в побудке. Инстинктивный побудочный, побудковый. Инстинкт до того дурно, что нельзя не пожелать замены его побудкою. Толковый словарь Даля
  5. инстинкт - сущ., кол-во синонимов: 8 интуиция 10 нутро 15 нюх 14 побудка 4 побудок 2 хоминг 1 чутье 14 шестое чувство 4 Словарь синонимов русского языка
  6. ИНСТИНКТ - ИНСТИНКТ (лат. instinctus – побуждение) – форма приспособительного поведения к окружающей среде, в основе которой лежат врожденные рефлексы. Новая философская энциклопедия
  7. Инстинкт - (философ., от лат. глаг. instinguere, то же что instigare - побуждать; побуждение, точнее - побудок), означ. способность и стремление (у животных и людей) к таким действиям, которые соединяют целесообразность с безотчетностью и приводят к результату... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  8. инстинкт - ИНСТИНКТ (от лат. instinctus - побуждение) - совокупность сложных врожденных реакций (актов поведения) организма, возникающих в ответ на внешние или внутренние раздражения; сложный безусловный рефлекс (пищевой, оборонительный, половой и др.). Энциклопедия эпистемологии и философии науки
  9. инстинкт - ИНСТИНКТ а, м. instinct < , лат. instinctus. 1. Неосознанное, безотчетное влечение, стремление к чему-л. БАС-1. Тогда сей быстрой и верной инстинкт <�вкус> овладел вдруг всеми умами. ММ 1803 1 138. Словарь галлицизмов русского языка
  10. Инстинкт - (от лат. instinctus - побуждение, наитие) совокупность врождённых компонентов поведения и психики человека и животных. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 107) Педагогический терминологический словарь
  11. инстинкт - орф. инстинкт, -а Орфографический словарь Лопатина
  12. инстинкт - сущ., м., употр. сравн. часто (нет) чего? инстинкта, чему? инстинкту, (вижу) что? инстинкт, чем? инстинктом, о чём? об инстинкте; мн. что? инстинкты, (нет) чего? инстинктов, чему? инстинктам, (вижу) что? инстинкты, чем? инстинктами, о чём?... Толковый словарь Дмитриева
  13. инстинкт - Заимств. в конце XVIII в. из нем. яз., где Instinkt - из ср.-лат. instinctus «инстинкт, побуждение», производного от instinguere «побуждать». Этимологический словарь Шанского
  14. ИНСТИНКТ - ИНСТИНКТ (от лат. instinctus - побуждение) - совокупность сложных врожденных реакций (актов поведения) организма, возникающих в ответ на внешние или внутренние раздражения; сложный безусловный рефлекс (пищевой, оборонительный, половой и др.). Инстинкты человека контролируются его сознанием. Большой энциклопедический словарь
  15. инстинкт - ИНСТИНКТ -а; м. [лат. instinctus - побуждение] 1. Врождённая способность животных организмов к совершению целесообразных действий по непосредственному безотчётному побуждению. Сила стадного инстинкта. И. самосохранения. Толковый словарь Кузнецова
  16. инстинкт - РАЗУМ - БЕЗУМИЕ Германец охотно признает, что в основе бытия лежит не разум, а бессознательное, Божественное безумие. Н. Бердяев. Судьба России. Роскошь есть безумие, уродливое и неестественное уклонение от указанных природой и разумом потребностей. Словарь антонимов русского языка
  17. Инстинкт - I Инстинкт (лат. instinetus побуждение; синоним: инстинктивное поведение, инстинктивные реакции) совокупность различных форм врожденного адаптивного поведения, проявляющегося в виде стереотипных и видоспецифических реакций. Согласно представлениям И.П. Медицинская энциклопедия
  18. инстинкт - ИНСТИНКТ (от лат. instinctus - побуждение), характерные для данного вида организмов врождённые простые или сложные акты поведения, возникающие в ответ на внешние или внутренние Раздражения. По И. П. Павлову, И. - сложнейший безусловный рефлекс. Обычно... Ветеринарный энциклопедический словарь
  19. Инстинкт - (лат. instinctus – побуждение). Врожденные формы поведения и психики, характеризующиеся видовой общностью. По И.П. Павлову, И. – сложные безусловные рефлексы, обеспечивающие осуществление жизненно важных для организма физиологических функций... Толковый словарь психиатрических терминов
  20. инстинкт - инстинкт м. 1. Врождённая реакция организма, возникающая в ответ на внешние или внутренние раздражители. 2. Подсознательное, неосознанное чувство; внутреннее чутье. Толковый словарь Ефремовой
  21. Инстинкт - (от лат. instinctus - побуждение) совокупность врождённых сложных реакций (актов поведения) организма, возникающих, как правило, почти в неизменной форме в ответ на внешние или внутренние раздражения. Механизм И., согласно И. Большая советская энциклопедия
  22. ИНСТИНКТ - ИНСТИНКТ (от лат. instinctus - побуждение) - англ. instinct; нем. Instinkt; фр. instinct; 1. Врожденный внутренний комплекс поведенческих программ, свойственный данному виду животных; проявляется по мере созревания организма... Социологический словарь
  23. инстинкт - -а, м. 1. биол. Врожденная способность животных организмов к совершению бессознательных целесообразных действий в ответ на изменение внутренней или внешней среды. Инстинкт самосохранения. Малый академический словарь
  24. инстинкт - Немецкое – Instinkt. Латинское – instinctus (естественное побуждение). Существительное было заимствовано из немецкого языка в последней четверти XVIII в. Инстинкт – естественное побуждение, бессознательное действие в ответ на происходящее. Производные: инстинктивность, инстинктивный, инстинктивно. Этимологический словарь Семёнова
  25. инстинкт - Инсти́нкт/. Морфемно-орфографический словарь
  26. инстинкт - инсти́нкт через нем. Instinkt из лат. instīnctus (naturae) "естественное побуждение" от instīnguere "подстрекать"; см Клюге-Гётце 264. Этимологический словарь Макса Фасмера
  27. инстинкт - Инстинкта, м. [латин. instinctus – побуждение]. Врожденная способность животных к бессознательному совершению целесообразных действий и движений (биол.). Инстинкт самосохранения. Птица по инстинкту строит гнездо перед кладкой яиц. Большой словарь иностранных слов
  28. инстинкт - ИНСТ’ИНКТ, инстинкта, ·муж. (·лат. instinctus - побуждение). Врожденная способность животных к бессознательному совершению целесообразных действий и движений (биол.). Инстинкт самосохранения. Птица по инстинкту строит гнездо перед кладкой яиц. Толковый словарь Ушакова
  29. инстинкт - ИНСТИНКТ, а, м. 1. Врождённая способность совершать целесообразные действия по непосредственному, безотчётному побуждению. И. самосохранения. 2. Подсознательное, безотчётное чувство, внутреннее чутьё. Понять что-н. инстинктом любящего человека. Материнский и. Толковый словарь Ожегова
  30. инстинкт - (иноск.) - чутье, врожденное стремление к чему Инстинктивно. Инстинкт - в прямом смысле: безотчетное побуждение делать что-либо (известным образом). Ср. Фразеологический словарь Михельсона

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

Инстинкт (от лат. instinctus - побуждение) - совокупность врожденных компонентов поведения и психики животных и человека. В понятие Инстинкт в разное время вкладывалось различное содержание; в одних случаях И. противопоставлялся сознанию, а применительно к человеку термин «Инстинкт» служил для обозначения страстей, импульсивного, необдуманного поведения, «животного начала» в человеческой психике и т.д.; в других случаях Инстинкт назывались сложные безусловные рефлексы, нервные механизмы для координации жизненно необходимых движений и т.п.

Столь расплывчатая трактовка побудила большинство современных исследователей отказаться от употребления понятия И. в качестве научного термина, сохранив, однако, термин «инстинктивное» как синоним понятий: «генетически фиксированное», «наследственно закрепленное», «врожденное» поведение, действие и т.п. (см . Инстинктивное поведение животных ).

Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

Инстинкт (лат. instinctus - побуждение) - врожденные формы поведения и психики, характеризующиеся видовой общностью. По И.П. Павлову, Инстинкт - сложные безусловные рефлексы, обеспечивающие осуществление жизненно важных для организма физиологических функций, необходимых для выживания вида и продления рода. Раздражителями, пускающими в ход инстинктивные реакции, являются простые физические и химические признаки значимых для организма животных, растений, объектов неживой природы - их форма, величина, цвет, запах, вкус, окраска и т.д.

В психоанализе И. половому и Инстинкт смерти придается важное значение в психической жизни человека: Инстинкт половой проявляется в постоянном движении к возрождению, И. смерти - в стремлении живого существа к смерти. Даже некоторые последователи S. Freud писали о невозможности выведения И. смерти из каких-либо биологических наблюдений. Инстинкт смерти нельзя смешивать с Инстинкт агрессии, разрушения, поскольку первый направлен субъектом на самого себя, последний же проявляется желанием убивать других . S. Freud, утверждая подчиненность поведения примитивным неосознаваемым влечениям и якобы присущему человеку И. смерти, пришел к выводу о неотвратимости войн и человеческого насилия, о пагубном влиянии цивилизации на психическое здоровье [Бассин Ф.В., Ярошевский М.Г., 1989].

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

Инстинкт - врожденные поведенческие реакции, направленные на приспособление к условиям жизни, к самосохранению, удовлетворению биологических потребностей. Основные инстинкты, свойственные человеку: пищевой, самосохранения и половой.

Оксфордский толковый словарь по психологии

Инстинкт (лат – instinctus) - означает побуждавшим вынуждающий, при этом подразумевается, что такие импульсы естественны или врожденны. Существует четыре общих, различающихся между собой значения этого термина:

  1. Неприобретенная реакция, характерная для членов данного биологического вида.
  2. Тенденция или предрасположенность реагировать определенным способом, который является характерным для определенного вида. Эта предрасположенность – предполагаемая основа наблюдаемого поведения.
  3. Сложный, скоординированный набор действий, универсального или почти универсально, проявляющийся у данного вида, возникающих при определенных стимульных условиях, определенных состояниях наличия влечения и определенных условиях развития. Это значение встречается прежде всего в этологии; см., например, врожденный механизм высвобождения, фиксированный паттерн активности и связанные с ними термины.
  4. Любая из ряда неприобретенных, наследственных тенденций, которые, как предполагается, выполняют функции мотивационных сил сложных человеческих моделей поведения. Это значение, конечно, выражается в классическом психоанализе.

В фактическом использовании, способ применения этого термина резко отличается от теории к теории. Первой школой психологии, которая сделала инстинкт центральным понятием, был Фрейдизм. В своих ранних трудах Фрейд выделил два класса инстинктов: эго-инстинкты, или инстинкты самосохранения, и половые, или репродуктивные, инстинкты. В своих более поздних работах он ограничил этот термин до Танатоса (инстинктов смерти) и Эроса (инстинктов жизни). Однако в обеих схемах Фрейд ясно показывал, что инстинкты были существенными мотивационными силами поведения но, как предполагалось, не определяли специфические поведенческие проявления. Основной акцент делался скорее на том, что является инстинктивным, чем на самих инстинктах; то есть значения 1, 2 и 3 не подразумевались.

В гормической психологии Макдугалла инстинкт употреблялся (в значениях 1, 2 и 4) как центральная теоретическая концепция. Все поведение рассматривалось как преднамеренное или целенаправленное и мотивированное основными специфически видовыми наклонностями, инстинктами. В отличие от Фрейда, Макдугалл применял этот термин широко по отношению ко всем мотивационным конструкциям, и полученное в результате быстрое увеличение числа инстинктов подорвало научный базис теории.

Употребление этого термина этологами (прежде всего в значении 3, но во взаимодействии со значениями 1 и 2) подчеркивало специфически видовые и биологические аспекты. Это становится ясным из определения Лоренца: "Поведение, которое в значительной степени определяется нервными механизмами, включенными в филогенез вида". Обратите внимание , что эта модель употребления специально включает поведение, в противоположность психоанализу, сосредоточивавшему внимание на мотивации.

Путаница во многом возникла из нескольких неразрешенных (и, возможно, неразрешимых) проблем, (а) Проблема наследственности: степень, в которой инстинкты являются биологически запрограммированными или следуют из факторов, относящихся к окружающей среде. См. здесь дискуссию о наследственности-среде, (б) Видовая специфичность: являются ли инстинкты общими мотиваторами или они могут развиваться только внутри отдельных видов? Накапливающиеся свидетельства здесь имеют тенденцию поддерживать этологический подход, в котором основное внимание уделяется внутривидовому анализу, (в) Поведенческая специфика: степень, в которой определенные модели поведения должны включаться в понятие. Хотя понятно, что некоторые поведенческие проявления подразумеваются всегда (как еще узнать о существовании инстинкта?), это является серьезной проблемой. Чем специфичнее предполагаемая модель поведения, тем больше возможность, что этот термин будет принимать недопустимую неопределенность, как это было у Макдугалла.

Очевидно, что эти вопросы взаимосвязаны и, конечно, не единственные. Можно сделать вывод, что это общее понятие является слишком жизнестойким, чтобы быть изгнанным из словаря психолога, как предлагали некоторые. Менее устойчивое понятие давно бы уже погибло из-за собственных излишеств. Обращайтесь с ним аккуратно.

предметная область термина

ИНСТИНКТ-ТЕОРИЯ И ОБЪЕКТ-ТЕОРИЯ (instinct THEORY AND OBJECT THEORY) - эти термины используются для различения положений, из которых одни связаны с ИНСТИНКТАМИ и их превратностями, а другие - с отношениями индивида со своими ОБЪЕКТАМИ. С формальной точки зрения такое различение искусственно, поскольку инстинкты направлены на объекты, а объекты могут быть значимы лишь в том случае, если у индивида есть побуждение к отношениям с ними. Практически, однако, такое различие существует реально, а именно: между теориями, полагающими, что индивид обретает способность иметь отношения с объектами на некоторой стадии РАЗВИТИЯ, и теориями, которые полагают, что он рождается уже имея связь с объектом (МАТЕРЬЮ); между теми, кто полагает, что Адаптация - процесс вынужденного обучения, и другими, полагающими, что младенец рождается адаптированным; между теми, кто полагает, что ценность объекта заключается в его способности давать инстинктное удовольствие, и теми, кто считает, что ценность удовольствия заключается в его способности обогащать отношения. инстинкт-теория обеспечивает связь психоанализа с биологией, а ОБЪЕКТ-ТЕОРИЯ - связь с социальными науками. Классический психоанализ является теорией инстинктов; КЛЕЙНИАНСКАЯ и фэрбэрновская (см. ФЭРБЭРНА ПЕРЕСМОТРЕННАЯ ПСИХОПАТОЛОГИЯ) системы представляют собой теории объектов. ЭГО-ПСИХОЛОГИЯ Гартмана содержит некоторые аспекты и той, и другой. См. Klein (1948), Fairbairn (1952), Hartmann (1958).

ИНСТИНКТ, ЗАКРЫТЫЙ - врожденные специфически видовые модели поведения (то есть инстинкты в значении 3), которые являются жесткими и негибкими. Они проявляются тогда и только тогда, когда обеспечивается соответствующий стимул , и закрыты для любых изменений, порождаемых окружающей средой. Многие модели поведения насекомых попадают в этот класс.

(философ., от лат. глаг. instinguere, то же что instigare - побуждать; побуждение, точнее - побудок), означ. способность и стремление (у животных и людей) к таким действиям, которые соединяют целесообразность с безотчетностью и приводят к результату полезному не только для действующего индивида, но еще более для его рода. Исключая ясную сознательность и преднамеренность, понятие инстинктивного действия не совпадает, однако, с понятием действия механического или машинального, но требует известного внутреннего ощущения и стремления, хотя и безотчетного; поэтому, говоря, напр., о половом И. у животных, мы не употребляем того же термина относительно высших растений, хотя и размножающихся тем же способом, именно потому, что вся жизнь растений, а следовательно и функция размножения у них, представляется как чисто физический процесс, не сопровождаемый никаким внутренним чувством или стремлением в самом организме (насколько основательно такое представление - другой вопрос). В мире животном инстинкт есть единственный способ внутреннего присутствия и действия общего (рода) в единичном и целого в частях; в мире человеческом это есть лишь основной элементарный способ, все более и более теряющий свое преобладание. "Всеобщее" присутствует в человеке не только как родовой И., но, нераздельно с тем, и как разумное сознание (так, напр., язык, основное средство общения между людьми, будучи порождением инстинктивным, есть вместе с тем откровение разума и начаток сознания); точно также связь целого, или взаимность частных существ выражается в человеке не только как невольная симпатия, но и как нравственно-обязательное сознание солидарности с другими.

Как род, человечество отличается от животных тем, что оно прогрессирует, оставаясь самим собою, т.е. не переходя в новые органические формы. Этот прогресс существенно характеризуется тем, что инстинкты, первоначально общие у человека с животными, не теряя своей реальной силы, перестают быть темными стихийными влечениями, просветляются сознанием и одухотворяются высшим идеальным содержанием. Так, инстинкт самосохранения теряет свой исключительно физический характер, переходя в охранение человеческого достоинства; инстинкт половой превращается в супружескую любовь; инстинкт родительский становится выражением нравственной связи и преемственности поколений, началом предания; инстинкт политический, начатки которого встречаются у общественных и стадных животных, получает новое и огромное значение, переходя в чувство гражданского долга, в патриотизм и, наконец, в начало всеобщей солидарности или братства.

Уже в животном царстве различные И. находятся в отношении подчинения между собою; так, И. самосохранения приносится в жертву половому и родительскому (самцы, гибнущие в бою за обладание самкой, матери - при защите детенышей); у муравьев и пчел И. политический господствует над всеми другими, и частное приносится в жертву общественной организации целого. Тем более в мире человеческом следует признать такое подчинение низших инстинктивных требований высшим, имеющим здесь характер нравственных обязанностей; и если непозволительно, напр., оправдывать инстинктом самосохранения какое-нибудь отступление от патриотического долга, то нельзя опираться и на этот последний против высшего требования всечеловеческой солидарности. С другой стороны, по мере духовного развития человечества взаимоотношение различных групп и элементов в нем теряет свойство внешней исключительности и несовместимости; единство целого понимается все более и более как внутренняя нравственная солидарность всех, предполагающая и требующая самостоятельного бытия и свободного развития каждого. Когда, таким образом, все истинное содержание многоразличных инстинктов примет форму разумного сознания, тогда осуществится всеобщий нравственный порядок, вне которого останутся только слепые разрушительные страсти, лишенные всякого оправдания, а потому бессильные.

Инстинктивное поведение характеризуется стереотипностью, целесообразностью и автоматизмом, но имеет смысл только при неизменности внешних условий. Именно здесь кроется главное отличие деятельности инстинктивной от деятельности сознательной: поскольку в первом случае отсутствует сознательное предвидение результатов деятельности, постольку при изменении внешних условий она становится бессмысленной. Однако данный недостаток инстинктивной деятельности несколько смягчается ее пластичностью. В процессе жизни инстинкты могут ослабляться или усиливаться, что позволяет перестраивать инстинктивное поведение путем выработки условных рефлексов или изменения условий внешней среды.

К основным видам инстинктов относятся инстинкты питания, самосохранения, размножения, ориентирования и общения с себе подобными. Может наблюдаться и определенная иерархия инстинктов, когда один из них приносится в жертву другому. Напр., инстинкт самосохранения может подавляться более сильными родительским или половым инстинктами.

Впервые термин «инстинкт» в смысле стремления или побуждения употребил стоик Хрисипп (3 в. до н. э.) для характеристики поведения птиц и других животных. Но настоящее изучение инстинкта началось лишь с 18 в. благодаря трудам французских материалистов и естествоиспытателей. Некоторые из них считали инстинкт редукцией (вырождением) ума; другие, напротив, его зародышем (Ле Руа). Ламетри утверждал, что все живые организмы обладают «чисто механическим свойством» «действовать наилучшим для самосохранения образом». Ламарк считал, что инстинкт происходит из унаследованных привычек, возникших в результате удовлетворения жизненно-важных потребностей. Согласно Дарвину, инстинкт - это видовое приспособительное поведение, которое формируется благодаря унаследованию приобретенных свойств и естественному отбору, сохранившему случайно возникшие, но полезные для вида разновидности более простых инстинктов. И. Павлов рассматривал инстинкт как сложный безусловный рефлекс, посредством которого осуществляется взаимодействие организмов со средой.

Философскую концепцию инстинкта развивал Бергсон, видевший в инстинкте один из двух «рукавов», на которые расходится сверхсознание, внедряясь в материю. В отличие от интеллекта, инстинкт - это стандартное, машинообразное действие животного со своим предметом, обусловленное самой структурой организма, а потому не нуждающееся в обучении, памяти или самосознании. Согласно Вл. С. Соловьеву, инстинкт - это «способность и стремление к таким действиям, которые соединяют целесообразность с безотносительностью и приводят к полезным результатам» (Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона, ст. «Инстинкт»). «В мире животных инстинкт есть единственный способ внутреннего присутствия и действия общего (род) в единичном и целого в частях...». Человеческие инстинкты «перестают быть темным стихийным влечением, просветляются Сознанием и одухотворяются высшим идеальным содержанием» (там же). Так, инстинкт самосохранения переходит в «охранение человеческого достоинства», половой инстинкт - в супружескую любовь и т. д. Соловьев отмечал, что поскольку инстинкт требует «внутреннего ощущения и стремления», постольку бессмысленно употреблять этот термин применительно к растениям.