Женщины - капитаны морских судов. Женщина-капитан рассказала о специфике своей работы

Рапопорт Берта Яковлевна родилась в городе Одесса 15 мая 1914 года. Отец Рапопорт Яков Григорьевич - столяр. Мать Рапопорт Рашель Ароновна - домохозяйка.
В 1922 году поступила в школу, которую закончила в 1928. В 1926 году принята в комсомол. В 1928 году поступила в Одесский морской техникум на судоводительское отделение. Практику проходила на паруснике "Товарищ", учебном судне Одесского морского техникума. Закончила техникум в 1931 году и получила диплом штурмана дальнего плавания. С 1 февраля 1932 года 4-го помощник капитана на теплоходе "Батум-Совет". В 1933 году 3-го помощник капитана на молодежно-комсомольском теплоходе "Кубань". С октября 1934 года 2-й помощник капитана на пароходе "Катаяма" . С 5 февраля 1936 года старший помощник капитана парохода "Катаяма".

В 1936-м о старпоме Берте Рапопорт благодаря газетам знал весь Союз! Да что там - и Европа тоже! Когда ее пароход «Катаяма» причалил в Лондоне, собралась толпа встречающих. Всем было интересно глянуть на женщину-старпома. На следующий день в одной из английских газет появилась статья «Первая в мире женщина-моряк». В статье со всеми подробностями описывались ее внешность, одежда, цвет глаз, волос и даже маникюр. Тогда уже, да и потом, все годы моряки ее называли «наша легендарная Берта».

17 октября 1938 года стал роковым днем для Рапопорт. «Катаяма» шел с грузом пшеницы из Мариуполя в Ливерпуль. В то время Средиземное море патрулировали корабли испанских фашистов. - К пароходу приблизилось военное судно, с него просигналили: «Немедленно остановитесь. Иначе будете расстреляны!» - рассказывает Аркадий Хасин. - Капитан остановил ход.

К рассвету по приказу франкистов советский пароход взял курс на испанский остров Майорка. С приходом в порт Пальма почти весь экипаж вместе с капитаном был отправлен в концлагерь. На пароходе остались Берта и пять моряков - боцман, два матроса, машинист и кочегар. Уходя, капитан сказал Берте: «К вам переходят мои полномочия. Держитесь. Не поддавайтесь на провокации». На следующее утро по команде Рапопорт на кормовом флагштоке был поднят флаг СССР. Фашисты хотели сорвать, но Берта заявила: «Пока мы остаемся на борту, вы не посмеете дотронуться до нашего флага. Палуба парохода - территория моей Родины, СССР!»...

В итоге оставшуюся команду отправили в концлагерь. Берту Яковлевну отвезли в женскую тюрьму. Ночью советскую морячку вызвали на допрос, где обвинили в снабжении оружием испанских республиканцев. Во время допроса от сильного удара она потеряла сознание. Очнулась уже в камере. Потянулись унылые тюремные будни. Кормили отвратительно. Для мытья использовали помойное ведро. На прогулки водили редко, а Берта Яковлевна была лишена их вовсе - к ней применяли особый режим. И она объявила голодовку.

К ней пожаловал сам начальник тюрьмы. Он был предельно вежлив и пообещал, что, если Берта прекратит голодовку, ей будут созданы более благоприятные условия. Но она отказалась.

Ночью Берту Яковлевну перевезли в концлагерь. 8 месяцев она жила в бараке за колючей проволокой. А когда настал долгожданный день освобождения, проститься с ней пришел чуть ли не весь концлагерь. Испанки даже вручили ей букет полевых цветов. Впервые за долгие месяцы плена она не смогла сдержать слез...


В 1946 году ее наградили медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».

В 1948 году Берту Яковлевну уволили с должности капитана и перевели на диспетчерскую работу.

Мне, на сегодня, известны несколько женщин-капитанов, причем все командуют очень солидными судами, а одна – крупнейшим в мире судном своего типа. Я завел отдельную страницу, посвященную женщинам-капитанам, и по мере поступления новых данных буду ее обновлять. Первой в мире женщиной –капитаном считается глубоко уважаемая мною Анна Ивановна Щетинина, хотя фактически вряд ли – достаточно вспомнить Грэйс ОНейл (Барки), известнейшую женщину-флибустьера из Ирландии, во времена правления королевы Елизаветы 1-й. Наверное, Анну Ивановну можно смело назвать первой женщиной-капитаном 20-го века. Анна Ивановна как-то говорила, что ее личное мнение таково – женщине на судах, тем более на мостике, не место. Но не будем забывать, что даже со сравнительно недавним прошлым, серединой прошлого века, многое в море и мире разительно изменилось, поэтому современные женщины с немалым успехом доказывают нам, что женщине на судах есть место, в любой должности.
Крупнейшее судно для перевозки скота в мире возглавила женщина
16 апреля 2008 - Siba Ships назначила капитаном своего крупнейшего судна для перевозки скота, по совместительству и самого большого судна этого типа в мире, Stella Deneb, женщину – Лауру Пинаско. Лаура привела Stella Deneb во Фримантл, Австралия, это ее первый рейс и первое судно в качестве капитана. Ей всего 30 лет, в компанию Siba Ships она устроилась в 2006-м году, старпомом.
Лаура из Генуи, в море с 1997 года. Диплом капитана получила в 2003-м. Лаура работала на газовозах и перевозчиках скота, на Stella Deneb до капитанства занимала должность старпома, и в частности, во время рекордного по количеству перевозимых голов рейса в прошлом году, тогда Stella Deneb погрузил в Таунсвилле, Квинсленд, Австралия, партию стоимостью 11.5 миллиона австралийских долларов, назначением на Индонезию и Малайзию. На борт приняли 20060 голов крупного рогатого скота и 2564 овец и коз. Чтобы доставить их в порт, потребовалось 28 жд составов. Погрузка и перевозка производились под тщательным контролем ветеринарных служб и соответствовали самым высоким стандартам.
Stella Deneb – крупнейшее в мире судно для перевозки скота.
Подробно о судне и его фото: http://www.odin.tc/disaster/deneb.asp

Мужчинам и посторонним вход запрещен - единственное в мире судно, полностью управляемое женщинами
23-29 декабря 2007 - контейнеровоз Horizon Navigator (валовая 28212, постройки 1972, флаг США, владелец HORIZON LINES LLC) на 2360 TEU компании Horizon Lines захватили женщины. Все штурманы и капитан – женщины. Капитан Робин Эспиноза, старпом Сэм Пиртл, 2-й помощник Джули Дучи. Все остальные из общего количества экипажа 25 человек мужчины. Женщины свалились на мостик контейнеровоза, как утверждают в компании, совершенно случайно, в ходе конкурса профсоюза. Эспиноза крайне удивлена – впервые за 10 лет она работает в экипаже с другими женщинами, уж не говоря про штурманов. Международная организация Капитанов, Штурманов и Лоцманов в Гонолулу говорит, что в ее составе 10% женщины, а 30 лет назад на них приходился всего 1%.
Женщины, что и говорить, замечательные. Робин Эспиноза и Сэм Пиртл - однокашницы. Вместе учились в Морской академии торгового флота. Сэм также имеет диплом капитана дальнего плавания. Джули Дучи стала моряком позже, чем ее капитан и старпом, но моряки-штурманы поймут и оценят такое ее хобби (в наши времена, увы и увы, это хобби, хотя не зная секстана, настоящим штурманом никогда не станешь) - “Я, пожалуй, одна из немногих судоводителей, кто использует для определения места секстан, просто для своего удовольствия!”
Робин Эспиноза работает на флоте четверть века. Когда она только начинала свою морскую карьеру, женщина на флоте США была редкостью.Первые десять лет работы на судах Робин пришлось работать в экипажах, сплошь состоявших их мужчин. Робин, Сэм и Джули очень любят свою профессию, но когда тебя от родного берега отделяют многие недели, бывает грустно. 49-летняя Робин Эспиноза говорит: “Я очень скучаю по мужу и 18-летней дочери”. Ее ровесница Сэм Пирл так и не встретила того, с кем бы она смогла создать семью. “Мне встречаются мужчины, говорит она, которые желают, чтобы женщина постоянно за ними ухаживала. А для меня моя карьера - это часть меня самой, я и на миг не могу допустить, чтобы что-то могло помешать мне выйти в море”.
Джули Дучи, которой исполнилось 46 лет, просто любит море, и просто не может себе представить, что в мире есть другие, более достойные или интересные, профессии.
Подробности о славном комсоставе Horizon Navigator, и фотографии, мне прислал детский писатель, бывший моряк, Владимир Новиков, за что ему большое спасибо!



Первая в мире женщина-капитан мега лайнера
13-19 мая 2007 - Royal Caribbean International назначила на должность капитана круизного лайнера Monarch of the Seas женщину, шведку Карин Стар-Йансон. Monarch of the Seas – это лайнер первого, так сказать, ранга, валовая 73937, 14-ти палубный, 2400 пассажиров, 850 человек экипаж, постройки 1991 года. То есть, относяшийся к разряду крупнейших лайнеров мира. Шведка стала первой женщиной в мире, получившей должность капитана на судах такого типа и размера. Она работает в компании с 1997 года, сначала штурманом на Viking Serenade и Nordic Empress, затем старпомом на Vision of the Seas и Radiance of the Seas, затем дублером капитана на Brilliance of the Seas, Serenade of the Seas и Majesty of the Seas. Вся ее жизнь связана с морем, образование высшее, Технологический университет Чалмерс, Швеция, степень бакалавра в судовождении. В настоящее время имеет диплом, позволяющей ей командовать судами любого типа и размера.

Первая женщина-капитан Бельгии
И первая женщина-капитан танкера LPG
Танкер LPG Libramont (дедвейт 29328, длина 180 м, ширина 29 м, осадка 10.4м, постройки 2006 Корея ОКРО, флаг Бельгия, владелец EXMAR SHIPPING) был принят заказчиком в мае 2006 года на верфях ОКРО, в командование судном вступила женщина, первая женщина-капитан Бельгии и вроде бы, первая женщина-капитан танкера газовоза. В 2006 году Рогге было 32 года, прошло два года с того времени, как она получила диплом капитана. Вот и все, что про нее известно.
Про нее мне сообщил читатель сайта Сергей Журкин, за что ему большое спасибо.

Норвежский лоцман
На фото Марианна Ингебригстен, 9 апреля 2008 года, после получения ею диплома лоцмана, Норвегия. В 34 года она стала второй женщиной – лоцманом в Норвегии, и это к сожалению, все, что о ней известно.

Российские женщины-капитаны
Информацию о Людмиле Тебряевой мне прислал читатель сайта Сергей Горчаков, за что ему большое спасибо. Я покопался, насколько смог, и нашел информацию об еще двух женщинах в России, являющихся капитанами.
Людмила Тибряева – ледовый капитан
Наша российская женщина-капитан Людмила Тибряева является, и это видимо, можно уверенно говорить, единственной в мире женщиной-капитаном с опытом арктического плавания.
В 2007 году Людмила Тебряева отметила сразу три даты - 40 лет работы в пароходстве, 20 лет в должности капитана, 60 лет со дня рождения. В 1987 году Людмила Тибряева стала капитаном дальнего плавания. Она состоит в Международной ассоциации морских капитанов. За выдающиеся успехи была награждена в 1998 году орденом «За заслуги перед Отечеством» второй степени. Сегодня ее портрет в форменном кителе на фоне корабля украшает музей Арктики. Людмила Тибряева получила знак "Капитан дальнего плавания" за номером 1851. В 60-е годы Людмила из Казахстана приехала в Мурманск. И 24 января 1967 года 19-летняя Люда отправилась в свой первый рейс на ледоколе "Капитан Белоусов". Летом студентка-заочница отправилась в Ленинград сдавать сессию, а ледокол ушел в Арктику. Она пробилась к министру, чтобы получить разрешение на поступление в мореходное училище. У Людмилы удачно сложилась и семейная жизнь, что редкость для моряков вообще, а уж женщин, продолжающих плавать, тем более.

Алевтина Александрова – капитан в Сахалинском морском пароходстве В 2001 году ей исполнилось 60 лет. Алевтина Александрова приехала на Сахалин в 1946 году с родителями и еще в школьные годы начала писать письма в мореходные училища, а затем в министерства и лично Н.С. Хрущеву, с просьбой разрешить учиться в мореходном училище. В неполные 16 лет А. Александрова стала курсантом Невельского мореходного училища. Решающую роль в ее судьбе сыграл капитан судна «Александр Баранов» Виктор Дмитренко, у которого девушка-штурман проходила практику. Затем Алевтина получила работу в Сахалинском морском пароходстве и проработала там всю жизнь.

Валентина Реутова – капитан рыболовного судна Ей 45 лет, т она вроде бы стала капитаном рыболовного судна на Камчатке, это все, что мне известно.

Девушки рулят
Идет на флот и молодежь, причем писем в адрес президента или министра уже не требуется. В прошлом, например, году я давал заметку о выпускнице МГУ им. адм. Г.И.Невельского. 9 февраля 2007 года Морской университет дал путёвку в жизнь будущему капитану Наталье Белоконской. Она первая в новом веке девушка - выпускник судоводительского факультета. Более того – Наталья круглая отличница! Будущий капитан? Наталья Белоконская, выпускник ДВВИМУ (МГУ), получает диплом, а Оля Смирнова работает матросом-рулевым на речном т/х"Василий Чапаев".

http://www.odin.tc/disaster/women.asp

Было ей тогда 27 лет, но по словам инженера Ломницкого, нашего представителя в Гамбурге, выглядела она по крайней мере на 5 лет моложе.

Родилась Анна Ивановна Щетинина во Владивостоке в 1908г. на станции Океанская. Море плескалось недалеко от её дома и манило её с детсва, но для того чтобы исполнить свою мечту и добиться чего-нибудь в суровом мужском мире моряков, ей надо было стать не просто лучшей, на порядок лучшей. И она стала лучшей.

После окончания судоводительского отделения морского техникума, её посылают на Камчатку, где она начинает свою трудовую деятельность простым матросом, в 24 года она штурман, в 27 - капитан, всего за 6 лет работы.

Командовала "Чавычей" она до 1938г. В суровых штормовых водах Охотского моря. Успела прославиться ещё раз, когда в 1936г пароход попал в ледовый плен тяжёлых льдов.

Только благодаря находчивости капитана, не сходившего за всё время ледового плена с капитанского мостика, и слаженной работы команды, они смогли выбраться из него без повреждений судна. Это было сделано ценой титанических усилий, при этом у них почти закончилось продовольствие и вода.А в 1938г ей поручают практически с нуля создать Владивостокский рыбный порт. Это в 30-то лет. С этой задачей она тоже справилась блестяще, всего за полгода. Одновременно она поступает в институт водного транспорта в Ленинграде, успешно закончивает 4 курса за 2,5 года, а потом началась война.

Её командировали на Балтийский флот, где она под ожесточенным обстрелом и непрерывными бомбежками вывозила неселение Таллина, перевозила продовольствие и оружие для армии, курсируя по Финскому заливу.

Затем опять Дальневосточное пароходство и новое задание - походы через Тихий океан к берегам Канады и США. За время войны суда под её командованием 17 раз переплывали океан, довелось ей участвовать и в спасении парохода "Валерий Чкалов".Много славных дел на счету Анны Ивановны Щетининой, она командовала большими окенскими лайнерами и преподавала сначала в Ленинграде в высшем инженерно - морском училище, затем была деканом факультета судоводителей в ДВВИМУ - Дальневосточное высшее инженерное морское училище им. адм.Невельского во Владивостоке.

Сейчас это Морской государственный университет им. адм. Невельского.

Была организатором "клуба капитанов" во Владивостоке и председателем жюри на фестивалях туристической песни, переросших, при ее активном участии, в знаменитый на Дальнем Востоке фестиваль авторской песни "Приморские струны", она писала книги о море и учебники для курсантов.

Её заслуги были высоко оценены капитанами за рубежом, ради неё известный австралийский клуб капитанов "Ротари клуб" изменил вековую традицию и не только пригласили женщину в свой клуб, но и предоставили ей слово на форуме капитанов.

А во время празднования 90-летия Анны Ивановны, ей вручили поздравление от имени капитанов Европы и Америки.

Анна Шетинина - герой Социалистического труда, Почётный житель Владивостока, Почётный работник Морского флота, член союза писателей России, Почётный член географического общества СССР, член комитета Советских женщин, Почётный член ассоциации Дальневосточных капитанов в Лондоне и т.д.,неуёмная энергия этой женщины, её героизм были высоко оценены на Родине - 2 орденами Ленина, орденами Отечественной войны 2 степени, Красного Знамени, Трудового Красного знамени и множеством медалей.Ушла из жизни Анна Ивановна в 91 год и была похоронена на морском кладбище Владивостока. Город не забыл эту удивительную женщину.

В Морском университете, где она преподавала, создан музей её памяти, её именем назван мыс на полуострове Шкота, недалеко от дома, где она жила, разбили сквер её имени и т.д.

Потом пришли другие женщины-капитаны, но она была первой.

О себе она говорила:

"Я прошла весь тяжёлый путь моряка от начала до конца. И если я сейчас капитан большого океанского корабля, то каждый из моих подчиненных знает, что я явилась не из пены морской!"

То героическое время рождало героев, а точнее настоящих героинь... Они были разные, но всех их объединил флот. От капитанов судов, до морских пехотинцев и водолазов, женщинам везде находилось место. Они доказали свое право быть там и то, что женщина на флоте может все!

А еще, глядя на эти фото, я вспомнил слова классика: "Да, были люди в наше время..." Были!!!

"Валентина Яковлевна Орликова (19.11.1915 - 31.01.1986) - первая женщина-капитан большого морского рыболовецкого траулера (БМРТ), единственная женщина-капитан китобойного судна («Шторм»), ветеран Великой Отечественной войны, первая женщина в рыбной отрасли страны, удостоенная звания Героя Социалистического труда.
.....................
В 1941 году окончила судоводительский факультет Ленинградского института инженеров водного транспорта. Когда началась Отечественная война, работала штурманом на судах морского флота. Участвовала в эвакуации раненых из Таллинна в августе 1941 года. С августа 1942 года до октября 1944 - 4-й штурман, а затем третий помощник капитана на теплоходе "Двина". "Двина" возила в США советское сырьё в обмен на американскую продукцию, поставляемую по ленд-лизу.
.....................
Во время первого интервью ей задали такой вопрос:

Как вам, маленькой женщине, удается командовать мужчинами?

Она очень толково объяснила, в чем состояли ее обязанности. Привела пример, как пришлось маневрировать во время первой в ее жизни атаки фашистской подводной лодки, как она смотрела на приближающуюся торпеду, как увела судно от нее.

Страха не чувствовала, - говорила Валентина, - было огромное напряжение. Зажмурилась. Считала до пятнадцати. Пронесло. А слушают ее подчиненные потому, что понимают: от того, как четко выполнят распоряжения, зависит судьба парохода и всех людей на нем.

В конце полуторачасового интервью, во время которого Валентина блестяще ответила на все вопросы, один из корреспондентов пробасил:

Теперь до меня дошло, почему моряки исполняют все ваши команды.

Муж Орликовой плавал вторым помощником капитана на другом судне. Судьба сводила их очень редко. За время войны ее пароход трижды приходил в США, и каждый раз корреспонденты стремились побеседовать с отважной женщиной"

"Боцман объяснил мне, что это наш капитан Валентина Яковлевна Орликова. О женщине - капитане, сравнительно недавно появившейся в траловом флоте, уже ходили слухи. В моём представлении это должна была быть, как говорили Ильф и Петров, "широкоплечая гражданка", высокого роста, мужиковатая, отдающая зычным голосом команды, пересыпанные отборным матом.

Валентина Яковлевна была ниже среднего роста, хрупкой, изящной, миловидной женщиной с мелкими, очень правильными чертами лица, большими выразительными глазами, короткой стрижкой. Интеллигентна, умна, иронична. Во взаимоотношениях с экипажем внимательна, проста, доброжелательна, спокойна, никогда не повышала голоса и не употребляла крепких выражений, но при необходимости проявляла необыкновенную твёрдость характера в поступках и независимых решениях.


Её миниатюрная внешность больше подходила для хозяйки аристократического салона прошедшей эпохи или, наконец, искусствоведа в чинной тиши музейных залов, но отнюдь не для управления океанским траулером в штормовой Атлантике с экипажем в девяносто человек.

В суровые годы войны В.Я.Орликова ходила в конвоях на транспортах, после войны командовала китобойцами на Дальнем Востоке, затем работала в Москве, в Минрыбхозе, и с приходом из новостроя БМРТ в Мурманск опять вернулась на капитанский мостик. Она сравнительно быстро освоила промысловую работу, рейсовые задания перевыполнялись ежерейсно, отсюда стабильность заработка и постоянство экипажа.

Работали у берегов Канады, в районе Ньюфаундленда. Очень неблагоприятный район, шторма сменяют туманы, осложняют работу льды, выносимые от берегов Гренландии. Большая скученность судов, отсюда опасность столкновения, вынуждая капитана сутками не покидать мостика. Рано утром к нам подошёл небольшой исландский траулер "Айсберг". С его борта просили оказать помощь.

"Какая помощь вам нужна?" - на английском спросила Орликова. "Мне нужен господин капитан" - последовал ответ. "Я слушаю вас"- отвечала Валентина Яковлевна. Капитан "Айсберга" и вся его команда с изумлением рассматривали маленькую женщину в чёрной шубе и шапке - капитана огромного океанского траулера..."

Герман Ануфриев. "Капитан дальнего плавания В. Я. Орликова"


В Мурманске


Экипаж тральщика ТЩ-611

«Семеро смелых», как прозвали экипаж ТЩ-611 сталинградцы. В истории военно-морского флота известен единственный случай, когда весь экипаж военного корабля — от матроса до командира — состоял из женщин. В 1942 г. на Волге, под Сталинградом, успешно действовал тральщик № 611. На его палубе установили крупнокалиберный пулемет, сбрасыватели глубинных бомб, а на мачте был поднят Военно-морской флаг. Командиром корабля назначили Антонину Куприянову, командиром отделения-Дусю Пархачеву, рулевым — Тамару Декалину, матросом-Веру Фролову, минером-Анну Тарасову, пулеметчицей — Веру Чапаву и мотористом — Агнию Шабалину. «Семеро смелых» — так вскоре назвали девичий экипаж тральщика ТЩ-611. Этот минный тральщик сейчас находится на вечной стоянке в городе Камышине.

О.Тонина.

Вспоминает Ю.А. Пантелеев Командующий Волжской флотилией в 1943 году:

«Вскоре после гибели тральщика ко мне пришла комсомолка старшина 2-й статьи Куприянова и стала настойчиво просить выделить ей тральщик и разрешить укомплектовать его команду только девушками.

— А не боитесь?

Девушка даже обиделась.

Я сказал, что подумаю, но, честно говоря, долго не решался. Меня стали уговаривать специалисты, дескать, Куприянова подобрала хороший экипаж и девушки со своей задачей справятся. Скрепя сердце я согласился, выделил старый катер. Девушки своими силами отремонтировали его, установили тралы и доложили о готовности нести боевую службу. Перед первым выходом я сам придирчиво осмотрел корабль, проверил знания команды. Впечатление осталось наилучшее, и я дал «добро» на выход. Скоро мы получили донесение: экипаж Куприяновой подорвал мину. Затем вторую, третью… К концу кампании весь экипаж был отмечен правительственными наградами и получил крупные денежные премии».


На флоте тоже нужны девчата!


Снайпер 255-й бригады морской пехоты Елизавета Миронова. Новороссийск. 1943г.


"Евдокия Николаевна Завалий единственная женщина во Второй мировой войне, которая командовала взводом морской пехоты. Вот лишь небельшой фрагмент из ее воспоминаний:

Черные бушлаты всегда наводили на них [немцев] смертельный ужас. Внезапностью, дерзостью и бесстрашием. Головы у моих ребят отчаянные были. Но когда фрицы узнали, что среди них - женщина, сначала поверить не могли, а потом стали охотиться за мной. Что касается уважения, не знаю, но расскажу еще один случай. Это была самая дерзкая и самая трудная операция, которую поручили моему спецвзводу.

В феврале 45-го шли жестокие бои за Будапешт. Четыре дня морские пехотинцы пробивались к крепости, где размещалось гитлеровское гнездо - штаб-квартира фашистского палача Хорти. Все подходы к замку были заминированы, оборудовано множество огневых точек. Командование 83-й бригады поставило задачу: во что бы то ни стало проникнуть внутрь крепости. Обследуя все закоулки, моряки обратили внимание на канализационный люк, спустились в него и обнаружили подземный ход. Разведчики доложили, что пройти подземельем можно, но дышать там трудно - стоит тяжелый смрад, от которого кружится голова. Командир роты Кузьмичев вспомнил, что среди захваченных нами трофеев есть подушки с кислородом. Просчитали, что идти надо до четвертого колодца, и решили рискнуть. Мой взвод шел впереди роты - одна подушка на двоих, делаешь спасительный вдох и отдаешь соседу. Коллектор оказался уже, чем предполагали, шли согнувшись, ноги увязали в зловонной жиже. У второго колодца услышали грохот и лязг. Осторожно отодвинули крышку и сразу закрыли - наверху вся улица запружена танками и бронемашинами. Господи, подумалось, а что же ожидает нас у четвертого колодца? Ведь это вонючее подземелье может стать нашей братской могилой, достаточно бросить пару гранат! У четвертого колодца остановила взвод. Сердце бешено колотится, но там, наверху, было тихо. Значит, правильно рассчитали.

Покинув колодец, бойцы редкой цепочкой рассыпались вдоль серой стены замка, очередью уложили часового. Внезапное появление «черных комиссаров» повергло противника в замешательство, нам хватило этих секунд, чтобы ворваться в здание, пока застрочил пулемет. Подоспела рота и другие подразделения - брали этаж за этажом и вскоре полностью очистили от гитлеровцев замок и прилегающие кварталы. В числе пленных оказался немецкий генерал. Он смотрел на нас, как на призраков, не в силах понять, каким чудом мы оказались в тылу его войск.

Когда ему сказали, что прошли под землей, не поверил, пока не увидел разведчиков, не успевших отмыться от грязи и нечистот. Когда услышал, что комвзвода была девушка, опять не поверил и оскорбился: «Худшего издевательства вы не могли придумать?!»

Вызвали меня. Пришла в штаб грязная, как черт, разит от меня за километр. Майор Круглов, зажимая нос платком, обращается ко мне: «Доложите, как пленили немецкого генерала!» И вдруг немец протягивает мне пистолет системы «Вальтер» - плохо, видать, обыскали его ребята. «Фрау русиш черный комиссар! Гут! Гут!» Я глаза вытаращила на политотдел, те кивают - бери. Потом ребята именную надпись мне на этом пистолете сделали..."


Евдокия Завалий


Командир взвода Евдокия Завалий. 83 бригада морской пехоты. Болгария. 1944г.


Евдокия Завалий. За годы войны была четыре раза ранена и дважды контужена


Комвзвода Евдокия Завалий, матрос Пряморуков (слева), старшина 2-ой статьи Седых


С орденом Боевого Красного Знамени


Екатерина Дёмина. Герой Советского Союза.

"Санинструктор 369-го отдельного батальона морской пехоты Дунайской военной флотилии главный старшина Михайлова Е.И. 22 августа 1944 года при форсировании Днестровского лимана в составе десанта одной из первых достигла берега, оказала первую помощь семнадцати тяжелораненым матросам, подавила огонь крупнокалиберного пулемёта, забросала гранатами дзот и уничтожила свыше 10-и гитлеровцев"


Екатерина Демина


Ушла на фронт в 15 лет...


Гантимурова Альбина Александровна. Главстаршина, командир отделения разведки морпехоты


Две морячки


На пути в Порт-Артур. Август 1945г.


Балтийский флот


Санинструктор морской пехоты Козлова. Вынесла с поля боя 70 раненых бойцов. Октябрь 1942г.


Сестричка


Медсестры Северного флота


На госпитальных судах (лицо)


На госпитальных судах (оборот)


Неизвестные. Возможно фото довоенное

В 1935 году в Гамбурге Советскому Союзу передавался приобретённый им пароход «Чавыча». Сам факт такой передачи не был экстраординарным, несмотря на то, что у власти в Германии к тому времени уже два года находились национал-социалисты.

Но бывалых «морских волков», которых в Гамбурге было полным-полно, до глубины души поразила личность русского капитана, прибывшего получать пароход.

Капитан прибыл в Гамбург в сером пальто, светлых туфлях и кокетливой голубой шёлковой шляпке. Было капитану 27 лет, но все, кто видел его, полагали, что он на пять лет моложе. Вернее, она, ибо капитана звали Анна Щетинина .

Через несколько дней об этой девушке написали все газеты мира. Это было невероятное событие — ещё ни разу в мире женщина не становилась капитаном дальнего плавания. За её первым рейсом следили внимательно, но капитан Щетинина уверенно провела «Чавычу» по маршруту Гамбург - Одесса - Сингапур - Петропавловск-Камчатский, развеяв как все сомнения относительно своей профпригодности, так и все суеверия, связанные с пребыванием женщины на корабле.

Порт Гамбурга, 1930-е годы. Фото: www.globallookpress.com

Письмо счастья

Она родилась 26 февраля 1908 года на станции Океанская под Владивостоком, так что море было рядом с ней с первых дней жизни.

Но по-настоящему она «заболела» им в 16 лет, после путешествия на пароходе в устье Амура, где отец подрабатывал на рыбном промысле.

Намерение девушки стать моряком родные приняли за юношескую блажь, но у Ани всё оказалось серьёзно. Настолько серьёзно, что она написала письмо начальнику Владивостокского мореходного училища с просьбой принять её на учёбу.

Письмо получилось настолько убедительным, что начальник «мореходки» пригласил Аню на личную беседу. Разговор заключался в том, что умудрённый опытом моряк объяснял девушке — морская профессия тяжкая, совершенно не женская, и, несмотря на энтузиазм Ани, ей от своего намерения лучше отказаться.

Но Анну все его аргументы не смутили, наконец начальник махнул рукой — сдавай экзамены и учись, если поступишь.

Так в 1925 году Анна Щетинина стала учащейся судоводительского отделения Владивостокской «мореходки».

Орден за заслуги и порт в нагрузку

Это был тяжёлый, невыносимо тяжёлый труд, в котором никто не делал скидку на то, что она женщина. Наоборот, многие ждали, когда она сдастся, сломается. Но она только сжимала зубы, наравне с другими «гардемаринами» выполняя обязанности палубного матроса.

В 1929 году 21-летнюю выпускницу училища направляют в распоряжение Акционерного Камчатского общества, где в течение шести лет она прошла путь от матроса до старпома.

В 1935 году руководство признало — 27-летняя Анна Щетинина является профессионалом высокого класса и может быть капитаном дальнего плавания. А дальше был тот самый рейс на «Чавыче», когда о ней писали газеты всего мира.

Но она пришла на флот не ради сиюминутной славы, не ради того, чтобы кому-то что-то доказать. Она пришла делать тяжёлую работу, которая нравилась ей больше всего на свете.

В 1936 году «Чавыча» под командованием капитана Щетининой была зажата тяжёлыми льдами Охотского моря. Критическая ситуация, с которой не каждый мужчина-капитан справится успешно. Капитан Щетинина справилась — через 11 суток «Чавыча» вырвалась из плена без существенных повреждений.

За образцовую работу во время рейсов в тяжёлых условиях Охотского моря Анна Щетинина в том же 1936 году была отмечена орденом Трудового Красного Знамени.

В 1938 году, к своему 30-летию, она получила неожиданный «подарок» — назначение начальником Владивостокского рыбного порта. Собственно говоря, рыбного порта на тот момент во Владивостоке не было — капитан Щетинина и должна была его создать. Похоже, наверху к тому времени поняли, что женщине-капитану можно со спокойной душой поручать самые сложные задачи. Анна не подвела — уже через полгода рыбный порт стал функционировать в полном объёме.

Анна Щетинина читает книгу в своей каюте, 1935 год. Фото: РИА Новости

Дипломатический конфуз

Капитан Щетинина продолжала совершенствоваться, в том же 1938 году поступив в Ленинградский институт водного транспорта на судоводительский факультет. Имея право свободного посещения лекций, она через два с половиной года закончила 4 курса.

В начале Великой Отечественной войны женщина-капитан оказалась на Балтике, где под градом немецких бомб и атак немецких подлодок осуществляла снабжение армии в Прибалтике, а затем эвакуацию гражданского населения из Таллина. В 1941-м году на Балтике погибло немало советских кораблей и отважных моряков, но капитан Щетинина оказалась гитлеровцам не по зубам.

Осенью 1941-го её возвращают на Дальний Восток. Капитану Щетининой поручаются рейсы по доставке через Тихий океан военных грузов из США и Канады.

Женщина-капитан привлекает повышенное внимание за океаном, и ей для укрепления международных связей приходится бывать на официальных приёмах. Тут к трудной морской науке приходится осваивать не менее трудный дипломатический этикет.

С госпожой Щетининой хотели познакомиться многие влиятельные персоны, «полезные для нашего государства», как говорили опекавшие Анну дипломаты.

Анну представляли официальным лицам, а ей называли их имена. Как-то она, беседуя с одним из новых знакомых в Канаде, простодушно попросила его назваться заново, поскольку забыла его имя.

После приёма советский дипломат устроил Анне «разнос» — с точки зрения дипломатического этикета, это была грубая оплошность.

Как вспоминала потом Анна Ивановна, выслушав замечания, она вернулась на корабль, заперлась в каюте и… разрыдалась.

Но, взяв себя в руки, она принялась усиленно тренировать память — на лица, имена и фамилии. И уже вскоре на флоте заговорили об удивительной памяти капитана Щетининой…

Без скидок и поблажек

В августе 1945 года женщина-капитан приняла участие в войне с Японией — её корабль в составе конвоя ВКМА-3 участвовал в переброске 264-й стрелковой дивизии на занятый японцами Южный Сахалин.

В 1947 году, вернувшись на Балтику, чтобы окончить обучение в Ленинградском институте водного транспорта, она снова участвует в событии, связанном с войной. Судно «Дмитрий Менделеев» под её командованием доставило в Ленинград статуи, похищенные гитлеровцами из Петродворца в период оккупации.

До 1949 года она работает в Балтийском пароходстве капитаном судов «Днестр», «Псков», «Аскольд», «Белоостров», «Менделеев». Скидок ей по-прежнему никто не делал — когда в тумане у острова Сенар «Менделеев» под её командованием сел на риф, Анну Щетинину на год понизили в должности.

В 1949 году капитан Щетинина начинает передавать опыт молодым — она становится преподавателем Ленинградского высшего инженерного морского училища. В 1951 году Анна Щетинина — старший преподаватель, а затем и декан судоводительского факультета.

В 1960 году доцент Щетинина возвращается на родину, во Владивосток, став доцентом кафедры «Морское дело» Владивостокского высшего инженерного морского училища.

Она много работала с молодёжью, писала книги, возглавляла Приморский филиал Географического общества СССР. Про себя саму Анна Щетинина говорила: «Я прошла весь тяжёлый путь моряка от начала до конца. И если я сейчас капитан большого океанского корабля, то каждый из моих подчинённых знает, что я явилась не из пены морской!»

Щетинина в 1939 году. Фото: РИА Новости / Дмитрий Дебабов

От Брежнева до австралийских капитанов

Анна Ивановна Щетинина заслужила уважение моряков всего мира, но только не чиновников родной страны. Удивительное дело, но первую женщину-капитана дальнего плавания в мире долго не удостаивали звания Героя Социалистического Труда. Наталья Кисса и Валентина Орликова , ставшие капитанами дальнего плавания уже после Анны Щетининой, уже были награждены, а её кандидатуру под разными предлогами отклоняли.

Однажды раздражённый чиновник заявил: «Что вы выставляете вашего капитана? У меня на очереди женщина — директор института и женщина — известный хлопковод! Вы бы ещё первую в мире вагоновожатую представили…»

Справедливость восторжествовала в 1978 году, когда окольными путями наградное дело Анны Щетининой добралось до главы СССР Леонида Брежнева . Стареющий и больной генсек всё-таки ещё не настолько выжил из ума как чиновник, сравнивший первую в мире женщину-капитана с вагоновожатой, и утвердил присвоение Анне Щетининой звания Героя Социалистического Труда.

Знаменитый австралийский клуб капитанов «Ротари клуб», существующий не первое столетие, имел твёрдое правило — никогда не приглашать в свой состав женщин. Эта святая заповедь была изменена ради русской женщины-капитана, которой предоставили слово на форуме капитанов.

Капитану Щетининой была суждена долгая жизнь. Когда Анне Ивановне исполнилось 90 лет, ей вручили специальное поздравление от имени всех капитанов Европы и Америки.

Честь города, честь капитана…

Когда к ней приходили девушки, которые хотели связать жизнь с морем, и просили её совета, ответ звучал для многих неожиданно — первая в мире женщина-капитан считала, что её пример — скорее исключение, а не образец для подражания, и морская профессия — далеко не самая женственная…

Но тем, кто действительно не может жить без моря, нужно преодолевать все трудности, не жалеть себя, как когда-то поступала юная Аня Щетинина.

Анна Ивановна Щетинина ушла из жизни 25 сентября 1999 года и была похоронена на Морском кладбище Владивостока.

В октябре 2006 года мысу побережья Амурского залива Японского моря было присвоено имя Анны Щетининой.

В 2010 году Владивостоку было присвоено почётное звание «Город воинской славы». В честь этого события два года спустя в городе была установлена памятная стела. На барельефе стелы запечатлена Анна Щетинина и пароход «Жан Жорес», на котором в годы войны она совершала рейсы в США и Канаду, перевозя грузы, столь необходимые фронту…