Занятия по развитию речи в первой младшей группе. Познание. Конспект занятия по развитию речи

Дарья Рыбакова
Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Кукла»

Конспект занятия по развитию речи в 1 младшей группе

Тема : «Кукла » .

Раздел : Развитие речи .

Группа : Первая младшая .

Форма проведения : Занятие .

Цель :

1)Познакомить малышей с названием основных частей тела человека

2)Учить выполнению действий по просьбе воспитателя

3)Активизировать речь детей с помощью вопросов

4)Учить детей подражать игровым действиям, формировать ощущения ритма во время чтения потешки «Ладушки, ладушки!

5) Воспитывать доброжелательное отношение к кукле .

Словарная работа :

Продолжать работу над правильным произношением слов (кукла нарядная ,красивая)

Оборудование : Красивая нарядная кукла

Выполнила : воспитатель Рыбакова Дарья Андреевна

Город Кыштым, Челябинская область.

Ход занятия

В-ль : Посмотрите дети, кто это к нам пришел?

Дети : Кукла

В-ль : Давайте поздороваемся с куклой . Скажем : «Здравствуй!»

Дети : Здравствуй!

В-ль : Молодцы!

В-ль : Это кукла наша , зовут ее Наташа.

Любят куклу все ребятки :

Таня с ней играет в прятки

Даша кормит куклу кашей

Молоком поит из чашки.

Соня ванну принесла

Куклу вымыла она

Будет чистою Наташа

Спать ее уложит Саша

Станет кукла засыпать будут детки напевать :

«Баю-бай, баю-бай! Спи Наташа засыпай»

В-ль : Посмотрите, а что это у куклы ? Правильно Маша, это голова!

Покажи, Дима, где у куклы голова ? Молодец!

А у Яны где голова, покажи, пожалуйста. Правильно! А у Полины?- Молодец!

А что это у куклы ?- носик, глаза, рот (воспитатель опрашивает детей и хвалит за ответы) .

Женя, посмотри, что это у куклы ? – Ножки (ответ Жени)

Правильно. Это ножки. Кукла может топать ножками – плясать.

Ева, покажи, де у куклы ножки ? (показывает) . Верно! Молодец!

А где у Маши ножки? Топни Маша ножкой (топает) . Молодец!

А сейчас Кирилл выйдет к нам и топнет ножкой (топает) . Хорошо! Молодец!

Ребятки, а у нашей куклы есть ручки . Вика, покажи, где у куколки ручки? (показывает) . Правильно вот они!

Кирилл, а у тебя есть ручки? Покажи-ка где они (показывает) . Молодец!

Детки, а кукла хочет с вами поиграть.

Воспитатель читает слова потешки «Ладушки, ладушки» и показывает движения.

Дети повторяют за воспитателем.

Игра повторяется 2 раза.

В-ль : Нашей кукле было очень интересно с вами, но ей надо уходить. Давайте попрощаемся с ней. Скажем : «Спасибо! Досвидания!» .

Дети повторяют.

Публикации по теме:

Конспект занятия по развитию речи в младшей группе «Курочка Ряба» Материал подготовила воспитатель ГБДОУ детский сад №3 Приморского района, г. Санкт-Петербург, Белоусова Л. Е. Задачи: 1. Продолжать учить.

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Животный мир» Программное содержание: Учить детей группировать предметы по размеру, определять свойства предметов: колючий, гладкий; расширять представление.

Конспект занятия по развитию речи в младшей группе. «К Мишке в гости» Цель Формировать у детей представление о предметном мире. Задачи: - Закрепить с детьми название предметов и их назначение. - Познакомить.

Конспект занятия по развитию речи в младшей группе «Поможем Незнайке» Цель: Закрепить знакомые сказки. Задачи: Развивать мышление, память, воображение, речи. Учить детей узнавать сказку по иллюстрации, по характерным.

Конспект занятия по развитию речи в младшей группе «В гостях у Лесовичка» Программное содержание: учить детей различать и называть деревья, элементы строения дерева, описывать их с помощью воспитателя; усовершенствовать.

Конспект занятия по развитию речи в младшей группе «Волшебное путешествие» Цель: Обогатить знания детей о сказках, воспитывать дружелюбное отношение детей друг к другу, учить оказывать взаимопомощь, воспитывать.

Конспект занятия по развитию речи в 1 младшей группе. Тема занятия: «Еду, еду к бабе, к деду» Возрастная группа: 2-3 года. Цель занятия: Обогатить эмоциональное, речевое развитие детей новыми впечатлениями, прибегая к элементам драматизации. Познакомить детей с фольклорными жанрами (потешки). Побудить детей к повторению потешки. Речевое развитие: познакомить детей с русской народной потешкой «Еду-еду к бабе, к деду на лошадке в красной шапке», формировать умение слушать произведение, договаривать фразы, развивать восприятие, память, выразительность речи, координацию движения пальцев рук. Воспитывать любовь к устному народному творчеству. Познавательное развитие: познакомить со значением слов «лапоточек», «сани». Художественно-эстетическое развитие: формировать представления о потешках, формировать умения выполнять движения под музыку. Социально – коммуникативное: развивать способность свободно общаться со взрослыми и детьми. Пробуждать эмоциональную отзывчивость детей, формировать умение сказать ласковое слово. Физическое развитие: развитие координации, учить повторять движения Планируемые результаты: с помощью воспитателя рассказывает потешку, умеет использовать ее в игре, в процессе наблюдения принимает участие в играх, танцах. Оборудование: Лошадка – каталка Каркас саней выполненный из картона Яркая лента длинной 3 метра Подарки – платок, поясок Уголок ряженья – косынки, фартуки, кепки, пояски. Деревянные ложки Внутреннее убранство домика – стол, лавки, посуда, скатерть, костюмы бабы и деда Игрушечная кошка Поднос. Кружки, молоко. Материал: Фоновая музыка: муз. картинка на тему плясовой «Барыня» «Ах вы, сени, мои сени» русская народная плясовая «Кошка» музыка Александрова Содержание Этапы Совместная деятельность педагога и детей Дети, я вас приглашаю в гости к Мотивационнобабушке и дедушке. побудительский этап Отвезем им подаркипоясок и платочек. (Воспитатель показывает подарки) Но чтобы поехать в гости нам необходимо нарядится. Мы с вами сейчас пойдем в уголок ряженья, и каждый из вас выберет себе наряд. Основной этап Самостоятельная деятельность детей Малыши самостоятельно выбирают наряды. Воспитатель помогает детям. Какие красивые детки!! На чем мы поедем к бабе, к деду? Мы поедем с вами на санях, которые повезет лошадка. Занимайте места!! Но!! Поехали!! Цок- Дети постукивают цок-цок! Едем-едем! то левой, то правой ногой Еду-еду к бабе, к деду Комментарии Дети садятся друг напротив друга какбы в сани. Воспитатель садится на стул, между рядами, берет в руки вожжи – ленты, которые тянутся от лошадки по середине ряда, между стульев. Воспитатель имитирует голосом цоканье лошадки. То быструю, то медленную езду, побуждает детей к веселью, радостному общению, вводит их в игровую ситуацию На лошадке в красной шапке. По ровной дорожке На одной ножке. В старом лапоточке По рытвинам, по кочкам, Едем! Едем! Едем! Динь! Динь! Стоп! . Дети на несколько секунд затихают подражая воспитателю. Но! Поехали! Цокцок-цок! Едем-едем! Потешка проговаривается 2-3 раза. Дети за воспитателем повторяют потешку. Затем вводятся последние строки. Все прямо и прямо. Все прямо и прямо. А потом вдруг…в ямку! Бух!! С этими словами дети присаживаются на корточки около своих стульчиков Стоп! Приехали! Выходите. А вот и дом бабушки с дедушкой. Давай те подойдем поближе. Чтобы вышли к нам дедушка и бабушка что нам необходимо сделать? Дети отвечают. Ребята, зовите бабушку и дедушку. Дети зовут дедушку и бабушку. Дед: Входите гости дорогие! Баб: Очень рады вас видеть. . Из-за дома выходят дедушка и бабушка. Восп: Ребята, когда приходят в гости обязательно здороваются. Баб: Здравствуйте, мои милые! Какие Вы нарядные, веселые! Проходите, Ребята проходят и садитесь на садятся на скамеечки. скамеечки. Дед: Вы приехали к нам в гости чтобы порадовать своими стихами. Песнями, плясками? Восп: Конечно, порадуем, но сначала малыши расскажут, как они ехали к Вам в гости Баб: А теперь повеселимся! Попляшем! Выходите детки в круг!! Дети отвечают на вопрос. Дети проговаривают потешку от начала до конца. Дети выходят и встают в круг. Пляска детей со взрослыми Дед: Ой, уморили! Ой, повеселили! Дед с баб: Спасибо вам! Восп: А мы для Вас, бабушка и дедушка приготовили подарки. Ребята, что мы подарим бабушке? Что подарим дедушке? Дед: Спасибо, мои Дети называют. Надевают обновки. хорошие! Мы очень рады! Баб: А мы вам тоже приготовили подарки – вот эти деревянные ложки. Чтобы кашу ели и нас вспоминали. Восп: Ребята, а что еще можно с деревянными ложками делать? Давайте мы сейчас еще раз расскажем, как мы ехали в гости! Дед с бабушкой раздают раздают ложки детям. Ответы детей Дед: Молодцы! Дети повторяют за воспитателем всю потешку, отбивая ритм. (воспитатель собирает ложки у детей и убирает их в сумочку) В это время за домиком раздается «мяу-мяу-мяу», появляется кошка. Бабушка: Вот и моя кошка Мурка пришла с прогулки. Бабушка: Вам нравится моя Ответы детей. Мурка? А песенку вы про нее знаете? Мурка очень хочет ее послушать. Спойте, пожалуйста. Дети исполняют песенку про кошку. Мурке, очень понравилась ваша песенка. Спасибо!! Берет ее на руки, гладит, предлагает детям погладить. Воспитатель: Бабушка, дедушка, нам пора возвращаться домой. Бабушка: А на прощанье мы угощаем вас вкусным молоком. Дед: Всем дает здоровье молоко коровье! Угощают детей молоком, дети благодарят Дед и бабушка: Приезжайте к нам в гости почаще. До свидания, дети!! Дед и бабушка уходят за домик. Дети садятся в саночки и уезжают домой. Рефлексивный этап Воспитатель: Ребята, к кому мы ездили в гости? Ответы детей. Что мы делали у дедушки с бабушкой? Что больше всего понравилось в гостях? Вы сможете рассказать потешку своим бабушке и дедушке когда в гости поедите?

Айгуль Мухамедзянова
Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Кошка в гостях»

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе

Тема : «Кошка в гостях » .

Программное содержание : учить детей узнавать и называть домашнее животное. Формировать умение выделять характерные особенности (пушистый хвост, мягкая шерсть и т. д.) . Развивать память и внимание . Воспитывать доброжелательность и отзывчивость, интерес к русскому фольклору.

Материал : игрушка – кошка , корзина, картина «Кошка с котятами » .

Методические приемы : сюрпризный момент, художественное слово, рассматривание игрушки, вопросы к детям, физкультминутка, просмотр картины «Кошка с котятами » .

Предшествующая работа : чтение потешек («Кисонька – мурысонька» , «Пошел котик на торжок» ); дидактическая игра «Домашние животные» ; наблюдение за кошкой .

Словарная работа : шерстка, пушистая, мордочка, лакает.

Ход НОД:

Воспитатель : - Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей . Давайте с ними поздороваемся (дети здороваются и присаживаются на стульчики) .

Воспитатель :- Ребята, я вчера оставила здесь корзину с клубочками. Да вот она. Ой, посмотрите, кто-то запутал все мои клубочки (воспитатель показывает запутанные клубочки) . Кажется, я знаю, кто это сделал. Я загадаю вам загадку, а вы попробуйте отгадать. Кто же это такой :

У порога плачет, коготки прячет,

Тихо в комнату войдет, замурлычет, запоет.

Угадали, ребята?

Дети : - кошка .

Воспитатель : -Правильно, с чем же любит играть наша кошка ? (воспитатель показывает клубочки)

Дети : - c клубочками.

Воспитатель : - Ребята, посмотрите, кто у нас в гостях (воспитатель достает корзину с кошкой ) . А давайте поздороваемся с кошкой .

Дети : здороваются.

Воспитатель : - Я хочу познакомить вас с кошкой . Ее зовут Мурка. (Катя, скажи, как зовут кошку ) - индивидуальные ответы детей.

Воспитатель : - Ребята, посмотрите, какая Мурка красивая. У нее мягкая шерсть, пушистый хвост. Посмотрите на кошку и скажите , что вы у нее здесь видите? (воспитатель показывает голову кошки ) .

Дети : - голова.

Воспитатель : -Правильно. А, что у кошки на голове ?

Дети : - ушки, мордочка.

Воспитатель : - А на мордочке, что у нее есть?

Дети : - глаза, нос, рот, усы.

Воспитатель : - Молодцы! Кошки очень хорошо видят , слышат. Погладьте кошку Мурку и скажите , какая она? (воспитатель подходит к детям и предлагает погладить кошку ).

Дети : - мягкая, пушистая.

Воспитатель : - Ребята, посмотрите, это у кошки шерстка мягкая , пушистая. Шерстка, какого цвета? Давайте вместе скажем …шерстка (словарная работа) .

Воспитатель : - Саша, расскажи какая шубка у нашей кошки .

Как у нашего кота

Шубка очень хороша!

Как у котика усы

Удивительной красы

Глазки смелые, зубки белые!

Воспитатель : -Молодец! Присаживайся на стульчик.

Ребята, мы сказали, что у кошки есть мягкая и пушистая

шерстка. На голове ушки, на мордочке – глаза, нос, рот, усы.

А, что еще у нашей Мурки есть?

Дети : - хвост и лапки.

Воспитатель : - Правильно, а в лапках есть коготки. Только в лапках есть коготки цап-царапки. Кошка может царапаться , если ей что-то не нравится. А, если ее ласково погладить, она не поцарапает. Когда кошка ходит , она прячет коготки и поэтому ходит тихо-тихо. Коготками кошка царапается и ловит мышей (дети показывают и называют) .

Даша расскажи, как киска на дорожке сидела.

Киска, киска, киска брысь!

На дорожку не садись

Наша деточка пойдет,

Через киску упадет.

Воспитатель : - Молодец! Присаживайся на стульчик.

Ребята, Мурка хочет с вами поиграть.

Физкультминутка.

Все котятки моют лапки : - Изображают мытье рук

Вот так, вот так!

Моют ушки, моют брюшко : - Имитируют все указанные

Вот так, вот так! В стихотворении движения

А потом они устали

Вот так, вот так!

И немножечко поспали

Вот так, вот так!

Игра проводится 1 – 2раза.

Воспитатель : - Ой, ребята, что-то Мурка загрустила. Кажется, я знаю, она хочет есть. А, как вы думаете, что любит, есть кошка ?

Дети : - молоко, рыбу

Воспитатель : - Ребята, давайте покормим нашу кошку . Сделайте из ваших ладошек блюдце :

Киска к деткам подошла

Молочка просила.

«Мяу» - говорила

Мяу – мяу – мяу.

Кисонька поела,

Песенку запела

«Мур – мур- мур» .

Воспитатель : - Молодцы, накормили кошку . Скажите, как Мурка просила молока (мяу – мяу) .Какую песенку пела кисонька -индивидуальные ответы детей.

Софья расскажи, куда кот ходил и что он нашел :

Кот на печку пошел

Горшок каши нашел

На печи калачи

Как огонь горячи

Пряники пекутся

Коту в лапы не даются.

Воспитатель : - Молодец! Проходи на стульчик.

Воспитатель : - Ребята, вы Мурку согрели, накормили и поиграли с ней. Мурка очень устала и хочет спать. Я положу ее в корзину, и мы погладим ее :

Мур – мур – мур,

Мурлычет кошка

Ты погладь ее немножко!

От тепла и ласки

Кошка зажмурит глазки !

Воспитатель : - Молодцы! Мурка заснула.

Воспитатель : - Пока наша кошка спит , давайте посмотрим картинки.

Воспитатель показывает картину «Кошка с котятами » .

У кошки Мурки есть … котята . Она лежит на коврике и смотрит на них. Рыжий котенок лакает молоко из тарелки, серый котенок спит. Черный котенок катает клубок. Кошка смотрит на котят и мурлычет мур – мур.

Воспитатель : - Вы такие молодцы, я думаю, Мурке вы очень понравились. А она вам понравилась? Хотите оставить ее у нас в группе ?

Пусть Мурка остается у нас. Давайте расскажем, что мы узнали о кошке .

Воспитатель : - Молодцы! Животных нужно беречь, любить и заботиться о них. На этом у меня все.

Публикации по теме:

Конспект НОД по развитию речи «В гостях у сказок» в первой младшей группе Цель: Уточнение и расширение представления у детей о сказках. Задачи: 1. Развивающая: - развивать и активизировать речь детей; - узнавать.

Конспект занятия по развитию речи (средняя группа) Тема: Рассказывание по картине «Кошка с котятами». Задачи. Учить детей составлять рассказ по картине вместе с воспитателем и самостоятельно; учить подбирать слова, близкие по значению (они.

Конспект занятия по развитию речи в 1 младшей группе «Домашние животные. Кошка с котятами» Конспект занятия по развитию речи в 1 младшей группе. Выполнила: Мельникова Наталья Александровна, воспитатель первой квалификационной.

Конспект занятия По развитию речи в 1 младшей группе Тема: «В гостях у Сказкино» Конспект занятия По развитию речи в 1 младшей группе Тема: «В гостях у Сказкино» Цель: 1. Познакомить детей (2-3 года) со сказкой, помочь.

Конспект занятия по развитию речи в младшей группе. Составление рассказа по картине «Кошка с котятами» Конспект занятия по развитию речи в младшей группе Тема: Составление рассказа по картине «Кошка с котятами». Цель: - Связная речь: учить.

Обучающие задачи.

Учить детей играм и упражнениям для тренировки пальцев рук с речевой деятельностью.

Продолжать учить выполнять имитационные движения в сопровождении стихотворного текста.

Учить подражать действиям взрослого.

Упражнять в звукоподражании, учить отвечать на вопросы, повторять отдельные слова.

Развивающие задачи.

Развивать активную речь, память,движения пальцев и кистей рук, внимание.

Воспитательные задачи.

Воспитывать доброжелательное отношение к животным, сверстникам.

Обогащать словарный запас : пальчики,ручки, лапки,молочко,язычок, пьет,лакает, лает, виляет.

Материал: Кукла, петушок,собачка, кошка.

Ход занятия

Дети заходят в группу, за столом сидит нарядная кукла Катя.

Кукла: Здравствуйте, ребята! Какие вы стали все большие- пребольшие(дети вытягивают руки вверх)

Кукла: А сначала были маленькие- премаленькие(дети приседают)

Кукла: Где у ребят ручки? (дети показывают ручки)

Кукла: А где у меня ручки?(дети показывают у куклы ручки)

Кукла: Где у ребяток пальчики?(дети показывают у себя пальчики)

Кукла: А где у меня пальчики?(дети показывают у куклы пальчики)

Восп: Садись с нами куколка, посмотри,что еще у ребяток ручки умеют.

Восп.: Наши ручки все умеют и кашку варить(водят пальчиком по ладошке)

И танцевать(показывают руками фонарики)

И в ладошки громко хлопать(хлопают в ладоши)

Восп.: А сейчас наши пальчики побегут гулять(пальчики бегут у детей по коленочкам)

Восп.: Бегут пальчики по дорожке и слышат «мяу-мяу»

Восп.: Кто это?

Дети: Киска!

Восп.: Кошечка Мурка серенькая шкурка

Мягкие лапки(дети сжимают пальцы в кулачок)

А в лапках цап царапки (дети выпрямляют пальчики, прячут в кулачок поочередно)

Восп.: Давайте киску позовем.

Дети: Кис-кис -кис

Кошка: мяу-мяу

Восп.: Как киска нам ответила?

Дети: Мяу-мяу

Восп.: Угостим киску молочком!

На киска, тебе в ладошку

Молочка немножко(дети показывают свою ладошку,киска пьет из нее молочко.

Восп: Чем киска лакает молочко?(язычком)

Восп: Что киска сейчас делала?(пила, лакала язычком молоко)

Восп: Накормили пальчики кошку, побежали по дорожке и слышат кто то громко лает гав-гав!

Восп: Кто это?

Дети: Собачка

Восп: Идет собачка важная(сжимают руку в кулачок)

Веселая,отважная

Хвостиком виляет(сгибают указательный палец, остальные зажимают в кулачок)

Громко, громко лает(руку сжимают в кулак)

Гав-гав-гав(большой палец отгибают и возвращают его на место)

Восп: Как собачка лает?

Дети: Гав-гав

Восп: Чем собачка виляет?

Дети: Хвостиком

Восп: Петушок рано встает

Громко поет:Ку -ка-ре-ку!(большой и указательные пальцы соединяют и разъединяют.)

Восп: Как петушок кричит?

Дети: Ку-ка-ре-ку!

Восп: Угостим петушка, посыпим ему зернышек(выполняют движение»солим суп»

Восп: Петушок клюет, курочку зовет!

Дети: Клю,клю,клю(пальцы собраны в щепотку,стучат ими по коленочкам)

Восп: Петушок где же твоя курочка? Где ребятки желтые цыплятки?

Восп: Давайте поиграем.Я буду курочкой, а вы моими цыплятками.(воспитатель надевает себе маску курочки,детям цыплят)

Восп: Вышла курочка гулять,свежей травки пощипать, а за ней ребятки желтые цыплятки(дети идут за воспитателем,высоко поднимая ноги)

Ко-ко-ко не ходите далеко!

Лапками гребите, зернышки ищите(грозят пальчиком)

Съели толстого жука, дождевого червяка

Выпили водицы, полное корытце(изображают как цыплята пьют воду)

Кукла: Вот какие ребята молодцы! И с ручками поиграли и пальчиками пошагали и петушку помогли курочку найти!

Восп: Оставайся с нами Катя чай пить! Ребята, угостим Катю конфетами?

Дети: да(подходят с столу,где лежит пластилин и лепят конфетки для куклы)

Александра Онищенко

В программе воспитания и обучения в детском саду указаны все задачи по развитию речи в каждой возрастной группе . Этой задаче в детском саду уделяется серьезное внимание. Какие же задачи в первой младшей группе по развитию речи ? Это :

1. Развивающая речевая среда .

2. Формирование словаря.

3. Звуковая культура речи .

4. Грамматический строй речи .

5. Связная речь.

Успешная реализация всех этих задач зависит прежде всего от уклада жизни группы , той атмосферы, в которой воспитывается ребенок, от специально заданной, продуманной среды.

Дети третьего жизни года очень нуждаются в общении. Они внимательно слушают объяснения взрослых, и сами часто начинают обращаться к ним с вопросами : «Как?» , «Что это?» , «Зачем?» , «Где?» . Дети получают новые впечатления, что является необходимым для них условием для их психического развития .

Развитие речи – одно из важнейших направлений работы , которое обеспечивает современное психологическое развитие ребенка третьего года жизни.

Как уже было сказано, что одна из задач развития речи – это развивающая речевая среда , то есть создавать для детей те условия, при которых им будет комфортно общаться друг с другом или же словесно обращаться ко взрослым.

Следует так же словесно обогащать у детей пассивный и активный словарь ребенка, воспитатель должен использовать в своей речи существительные , прилагательные, глаголы, наречия , предлоги. Для этого необходимо следующие :

1. Внимательно и заинтересованно выслушать ребенка.

2. Вовлекать детей в разговор.

3. Много говорить самому.

4. Помогать им вступать в речевой контакт со взрослыми и родственниками.

В начале адаптационного периода при планирование нужно тщательно подбирать материал по развитию речи . Следует повторять знакомые детям произведения. Речь детей под руководством взрослых быстро совершенствуется. Наблюдения на прогулках, рассматривание на грядках растений, игры с предметами (обручи, мячи, лопаточки) и обследование их, приучают детей что-то делать вместе, слышать воспитателя, и, конечно же развивает речь . Путешествия по территории детского сада, по группе очень помогает чтоб дети слышали и понимали слова воспитателя, охотно выполнять поручения (что-то принести, что-то проговорить) .

Так же в период адаптации очень интересно происходит игра «Кто у нас хороший, кто у нас пригожий?» . Эту я провожу как на прогулке так и в группе . Она очень нравится детям. Они удовольствием продолжают играть в эту игру в течение всего года.

На основе расширения ориентировки детей в ближайшем окружении развиваю понимание речи и активизирую словарь детей. Например : «Покажи, как ходит медвежонок…»

Процесс формирования словаря идет постоянно : во время наблюдений проведения культурно-гигиенических навыков (полотенце, вешалка, раковина, носовой платок, во время рассматривания альбомов, «Домашние животное» , «Транспорт» , «Посуда» , «Овощи» , «Обувь» , «Одежда» , «Фрукты» … во время проведений настольных игр.

Желательно способствовать тому, чтоб дети употребляли слова в самостоятельной речи . При проведении игры «Лото для маленьких» (овощи и фрукты) даю образец ответа на вопрос. Воспитатель спрашивает : «У кого морковь?» , а ребенок отвечает : «У меня морковь» . К концу учебного года уже многие дети самостоятельно могут выполнять роль ведущего.

Словарная работа – необъемлемая часть НОД по развитию речи . В своей работе я принимаю такие приемы, как :

1. Показ с названием.

2. Многократное повторение нового слова или фразы.

3. Объяснение происхождения слова (лягушка-квакушка, мышка-норушка) .

4. Использование взрослым нового слова в сочетании со знакомыми словами. (Клюет. Курочка клюет. У нее клюв. И у цыпляток клюв. И цыплята клюют. Клюют зернышки. Курочка быстро клюет, и цыплятки стараются клевать быстро.)

К приемам активизации словаря можно отнести следующие приемы :

1. Вопросы. Детям задают простые вопросы : «Кто, что?» , так и более в сложной форме «Во что одет?» , «Что везет?» .

2. Дидактические игры, упражнения, предлагающие употребление слов относящихся к разным частям речи . Например : д. у. «Вверх – вниз» . Кукла поднимается по лесенке : «вверх – верх - наверху. Трудно» . И кукла спускается вниз : «Вниз – вниз – вниз прыг. Легко!» В дальнейшем это упражнение повторяется на прогулке. Дети поднимаются и спускаются по лесенке проговаривая свои слова.

Третий год жизни благоприятен для воспитания произносительной стороны речи : в 2 года ребенок способен различать многие звуки и закреплять их в собственном произношении. Кроме того совершенствуется работа мышц языка , губ, нижней челюсти. Очень важно целенаправленно развивать слуховое восприятие . Оно является важной предпосылкой для формирования звуковой культуры речи , благодаря слуховому восприятию ребенок будет овладевать умением слышать, дифференцировать звуки и подражания, различать громкость и скорость из произнесения. Развитие слухового восприятия осуществляется в ходе дидактических игр и упражнений, которые являются частью НОД. Детей первой младшей группе уже произносят гласные звуки четко и простые в артикуляционном отношении согласные М, П, Б, Ф, В, но работа над уточнением и закреплением правильного звукопроизношения начинается именно с тех звуков, но и для развития артикуляционного аппарата, подготовки к условию и произнесению более сложных звуков. Уточнение и закрепление звуков имеет несколько этапов :

А. Сначала дети произносят изолированный звук и несложный звукосочетания : у-у-у-у- гудит; му-му-му- мычит; тук-тук-тук- стучит, потом они закрепляют звуки в словах. Уточняя и закрепляя правильное звукопроизношение, особое внимание надо уделять детям, которые с трудом или неправильно усваивают звуки. Например, малыш произносит звук «С» с высунутым языком. Надо стараться выявить такие дефекты и своевременно оказать помощь ребёнку.

Так же немаловажное значение имеет при воспитании звуковой культуры речи голосовой аппарат , который у детей этого возраста ещё очень хрупкий. Дети совсем не умеют регулировать свой голосовой аппарат. Детям даются задания, в которых одни и те же звуки или звукосочетания нужно произносить с различной громкостью. «Как собачка лает? «Гав – гав» - громко. А как щенок лает?» Дети говорят тихо : «гав – гав. Как кошка мяукает? Как котёнок…» Развивая голосовой аппарат мы должны помнить о необходимости индивидуального подхода, отмечать похвалой даже незначительные успехи ребёнка. С двухлетнего возраста необходимо учить ребёнка пользоваться умеренным темпом речи . Это, конечно личный пример воспитателя : «Повтори как я» .

Не надо забывать и о речевом дыхании. Оно обеспечивает правильное произнесение звуков и фраз. Провожу такие упражнения, как «Ветерок» (дуем на султанчики, снежинки) Расстояние от султанчиков до губ ребёнка должно быть около 8 – 10 см. Так же в своей работе использую такие упражнения «Спой песенку длинную – у – у – у слитно» или же «Как Машенька громко кричала ау – ау – ау» .

Рекомендуется стимулировать речевое развитие путём тренировки движения пальцев рук. Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры – потешки. Играя в пальчиковые игры, мы : развиваем речь , развиваем умение подражать взрослым, повышаем речевую активность. Упражнения из пальчиковой гимнастики делают речь более чёткой, ритмичной, яркой. В помощь себе я использую книгу О. И. Крупенчук «Ладушки. Пальчиковые игры для малышей» .