Японские туфельки. Про японские "шлепанцы"

Гэта – один из самых древних видов японской обуви. Когда именно “скамеечки” вошли в обиход – сказать сложно, но остатки деревянных обувок и каменные модельки находят в некоторых захоронениях периода Кофун, т.е. III-VI в.в.


Вот, например, вырезанная из камня модель гэта (примерно 12 см длиной), найденная в захоронении Кагамияма на территории нынешней префектуры Киото.

Утверждают, что изначально гэта использовали для работы в полях. Но потом приспособились и просто гулять в этом, а также красоваться и выпендриваться.

За прошедшие века и даже тысячелетия дощечка с поперечинами многократно видоизменялась под разные нужды и потребности носителей.

Раз уж гэта были придуманы для работы в поле, то вот вам несколько вариаций так называемых “тагэта” (полевых гэта).


Хлюпать по рисовому полю и не тонуть в жидкой грязи – основная цель подобных конструкций.


Вариация на ту же тему.

Поскольку “тапочки” эти не отличались изяществом и лёгкостью (особенно в сочетании с налипшей на них грязью), частенько к ним прилагались верёвочки для управления.


Примерно так.


Так называемые “нори-гэта” (нори знаете, да? суши в них заворачивают, водоросли такие). Камешки на нижней части, чтобы не всплывали.

Такие же конструкции использовались и при строительстве мостов, тем более, что высоту можно было сделать практически любой (в пределах разумного, конечно).


Обувь со встроенной стремянкой. Утверждают, что высота “стремянки” варьировалась от 30 см до 1 метра. Как на них забирались, неизвестно. Наверное, лестница прилагалась.


Вариация на тему нори-гэта. Если у вас прохудилась пара вёдер – не выбрасывайте, пригодится.

Ну, а обычные прогулочно-общецелевые гэта выглядят так (вдруг кто не знает?):


Дощечка либо прямоугольной, либо овальной формы с двумя поперечинами-“каблуками” и лямками, в которые и вставляются ступни.

Интересно, что древние гэта делались на правую и левую ноги отдельно:


Остатки деревянных гэта из захоронения времен Нары (8й век).

Но уже к периоду Хэйан перестали этим баловаться и вырезали одинаковые дощечки на обе ноги с симметричными дырками для лямок.

Новые гэта не различаются на правый и левый тапок, но в процессе носки лямки слегка вытягиваются по форме ног, а “каблуки” стачиваются в зависимости от особенностей походки, и гэта начинают различаться.

Верхняя прямоугольная двухкаблучная модель – наиболее универсальна. Такое носят и девочки, и мальчики всех возрастов. И на работу, и на праздник.

Высота “каблуков” вариьироваться может очень широко. От полного отсутствия (как на тагэта) до полуметра и выше. “Каблуков” также может быть и два, и один, и три.


“Однозубые” гэта, также называемые “тэнгу-гэта” (тэнгу – это такой очень длинноносый герой местной мифологии).


Вариации высоты однозубых гэта. Это, так сказать, среднее, для обычного потребителя.

А вот модели для духовно-развитых:


Обувь буддийских монахов. 60 см, говорят, для особой духоподъёмности.

Кстати, о монахах. Образец обуви, хранящийся в храме Кйомизу-дэра в Киото:

Утверждают, что это принадлежало монаху Бэнкэю, герою времён очень позднего Хэйана. Железные гэта, весом 12 кг каждая тапочка. Желающие ныне могут попробовать примерить и походить.

Тоже для духовно-развитых, но в другой области:


Трёхкаблучная вариация гэта для высокоранговых проституток типа таю и ойран. До 30 см высотой.

Более скромная вариация женских гэта, для молодых знатных девочек и девушек:


Это, конечно, современная модель, но мало отличающаяся от более ранних. Такое обычно носят девочки на праздновании 3-5-7.

Побогаче модель:

Модели примерно такой же высоты, но без рисунка и с бубенчиком, встроенным в носовую часть, носят майко (ученицы гейш) Киото. Такое называется “поккури” (имитация издаваемого при ходьбе звука) или “окобо”.

Вот ещё модель рабочих гэта, хотя и довольно специфическая:


Коробочкой и с оплёткой из рисовой соломы, чтоб не стучало. Это “бутай-гэта”, в которых ходят по сцене головные артисты кукольного театра бунраку. Те, которые носят куклу и исполняют её роль. Всякие вспомогательные артисты, заведующие движениями ног-подолов-хвостов и прочих второстепенных деталей носят на сцене плетёные из рисовой соломы вараджи, чтобы быть заведомо ниже головного артиста.


Примерно так это выглядит изнутри.

Обратите внимание: традиционные японские гэта имеют строго горизонтальную ровную поверхность. Но в начале XX-го века европейские тенденции проникли и в эту область. И гэта начали приобретать плавные изгибы по форме ступни.


Это уже европейское влияние. Хотя тапки по-прежнему “на одну ногу”.

Затейливая вариация столетней давности:


Гибрид, так сказать. И такое было.

В начале 20го же века гэта принимали участие в зимних олимпийских играх. В качестве беговых коньков, да.


Чтобы не терялись в процессе, их ещё и верёвочками подвязывали к ногам.


Тоже коньки. Видимо, особо сбалансированные.

Более практичная и удобная модель гэта на мокрое и холодное время:


С покрышкой на носовую часть и меховой оторочкой.

Это тоже, говорят, появилось под европейским влиянием:


Основа – как у гэта. Но лямок уже нет, одна перемычка через всю ступню. Такие тут очень популярны в онсэнах и в качестве туалетных тапок.

Ну, а в наше время гэта бывают всякие. Традиционные по-прежнему в ходу, за исключением разве что тагэта и нори-гэта. Сейчас для работы в поле и в море есть способы и поудобнее. И коньки с гэта тоже мало кто пользует.

Фотографии современных гэта разных видов и дизайна.


Вот такая художественно-зубчатая красотень.


Подобное тоже с какой-то стороны может считаться гэта. Вполне себе в рамках традиции, только более нарядненькое и со стразиками.


Это – так и вовсе почти традиционное.


Тоже практически никакой экстравагантности.


Модификация туалетных тапок, но с изгибом. Говорят, для здоровья полезно.

Вообще, тема ортопедических гэта чрезвычайно популярна.


Вот таких, например.

Говорят, это растягивает мышцы задней поверхности ног, что способствует их (ног) стройности и здоровью. Профилактика варикоза, опять же.


Вариация на ту же тему.


Модель “кролик”.


Поперёк тоже можно. Из бамбука.


На все пять пальцев тоже, говорят, полезно. Врастопырочку.


Модификация на тему. Модель называется “Кяри”. Явно инспирировано стилем популярной поп-певицы Кяри Памю-Памю.

Национальная японская обувь за всю свою историю становления и развития, претерпела ряд больших изменений. Огромное влияние западных тенденций на развитие экономической и политической ситуации в стране, коренным образом повлияло и на внешний облик японцев, которые стали постепенно отходить от своей традиционной одежды, заменяя ее более европеизированным стилем.

На сегодняшний день европейские фасоны одежды наводнили шкафы каждого современного японцы. Узнать японца по походке можно теперь только на различных карнавалах и праздничных шествиях, приуроченных к национальным праздникам.

В чем отличительная черта походки японцев? Все дело в обуви. Национальная японская обувь, довольно необычная и специфическая для европейца, в современной Японии перестала использоваться для повседневной носки, не выстояв конкуренции с удобной и комфортной обувью европейских моделей.

Обувь в Японии

Одна лишь японская тенденция в мире обуви остается без изменений – никто не может похвастаться такой регулярной и частой сменой обуви, как жители японских островов. Для каждого случая у японца есть своя определенная обувь.

Для хождения по улице жители Японии надевают или гэта , которые в течение нескольких столетий являются необходимым атрибутом гардероба. Входя в дом, японцы переобуваются в мягкую обувку, которая называется суриппа . Идя в уборную, японец снова сменит обувь, и наденет специальные шлепанцы. Для посещения святынь и храмов применяется отдельная обувь.

История формирования обуви японца также необычна и интересна, как сама японская культура. Изначально дзори являлись универсальной обувью, которая подходила под любую одежду, и обувалась на все случаи жизни.

Гэта – специфическая обувь, называемая скамеечкой. Гэта представляет собой деревянную платформу, которая помещается на двух брусках дерева. Крепится такая конструкция к ноге с помощью специальных тесемок или веревочек, которые продеваются между большим и указательным пальцами.

В такой обуви невозможно было сделать широкий шаг, поэтому все японки ходили маленькими шагами, создавая эффект парения в воздухе. Именно такая походка являлась единственно приемлемой для японской женщины.

Форма и другие особенности обуви гэта

Несколько веков назад для изготовления гэта использовалось дерево. Несмотря на специфическую конструкцию, из которой, казалось, невозможно сделать что-то большее, гэта имела несколько стилевых разновидностей. Гэта могут иметь круглый носок, который носили, предпочтительно, пожилые люди и служители храмов, и гэта с прямоугольным носком, который носили представители среднего возраста.

Есть и другая разновидность гэта – номэри, которая отличается наклоном носка вперед. Такая обувь особенно цениться у эстрадных звезд и представителей творческих профессий.

Гэта имела не только разную форму носка, но и материал, который применялся для отделки обуви. Материал отличался от социального сословия человека, а также от времени года.

Гэта для мужчин имела менее эстетичный вид, нежели женские модели, но отличилась высоким качеством древесины, которая относилась к благородным породам дерева, а поверхность гэта украшалась резьбой из затейливых узоров. Женские модели, используемые для торжественных случаев, украшались парчовой тканью, и по своему внешнему виду очень походили на современные сланцы.

В зимний период, или для жителей горной местности, такие гэта делались значительно выше, чтобы уберечь ноги от холода. Сегодня современная японская женщина предпочитает носить на работу удобные сандалии из мягких материалов.

Дзори – своеобразная модель сандалий

Характерная черта дзори – отсутствие каблука, но наличие утолщения подошвы в области пятки. Дзори – один из самых комфортных видов обуви, обуваемый для ежедневной носки. Для изготовления дзори используется солома, кожа, различные синтетические материалы, например, винил.

Сегодня на улицах Японии уже не встретишь девушек и женщин, ходящих мелкой, шаркающей походкой. Японцы очень любят и уважают свои традиции, поэтому традиционная японская обувь является обязательной к надеванию во время различных религиозных обрядов, в частности, но обряд наступления совершеннолетия, которое наступает в Японии в 20 лет. Надевается такая обувь для прохождения обряда бракосочетания, и деятелями сцены и кино.

Видео: Изучение японских цифр

Читайте также

09 Мар 2014

Пожалуй, самой известной визитной карточкой Японии является действующий вулкан Фудзи. Он...

10 Мар 2014

Наиболее любимыми японцами произведениями народного творчества являются сказки. Любые сказки...

Давайте посмотрим на традиционную японскую, китайскую обувь. Она оригинальна - для европейца, конечно. Что у нее общего с обувью европейцев - она говорит о статусе и роде занятий владельца.
Универсальными считались гэта-сандалии. Деревянная платформа могла опираться на одну, две или три рейки и достигать в высоту 20 см, в зависимости от назначения.

Гэта имеют множество различных вариаций.

Например, престарелые мужчины и священнослужители могли носить гэта только с закругленными углами, в то время как мужчины средних лет носили строго четырехугольные.

Большим изяществом и разнообразием отличались женские гэта. Их украшали резьбой, драгоценными камнями и позолотой, обивали дорогими тканями. Гэта кажутся совершенно неудобными, но люди на них ходили, бегали, а гейши даже танцевали. Однако сделать широкий шаг в такой обуви все же не удавалось, поэтому приходилось передвигаться маленькими шагами. Такая походка напоминала парение в воздухе


Еще одним видом традиционной японской обуви являются окобо - высокие туфли со скошенной под носком подошвой. Они были предназначены для майко (гейш-учениц). Чтобы научиться ходить на окобо девушки тратили немало времени, но такие туфли, средняя высота которых составляла 14 см, спасали их дорогие кимоно от уличной грязи. Рекордно высокие окобо носили элитные гейши. Они были настолько неудобными, что женщинам приходилось опираться на плечо специального слуги. Зачастую под гэта и окобо одевали на специальные белые носки с отделением для большого пальца. Хотя считалось, что женская ножка, обутая без носка, выглядит очень эротично.



Если в Японии создавали причудливую, но все же практичную обувь, то в Китае мода порой рождала нечто совершенно невероятное. Ярким примером могут служить туфли-лотос, не потерявшие свою популярность вплоть до XVII века. Появились они еще в Х веке. В то время считалось что главным украшением женщины, является миниатюрная ступня, длина которой не должна была превышать 10 см. Поэтому маленьких китаянок заставляли туго перевязывать ноги, чтобы их форма и размер не менялась. После этого они одевали крошечные туфельки в форме лотоса.


Такая традиция была популярна в основном среди знатных семей, так как заниматься какой-либо работой или без труда передвигаться девушки не могли. Как интимная, но выставляемая напоказ часть женского наряда, эти туфельки были мерилом статуса, достатка и личного вкуса их обладательниц. Китайцы большое значение придавали значение придавалось цвету, форме и украшению обуви. Цвета были четко регламентированы. Так, красные туфли были предназначены исключительно для торжественных мероприятий, белые для траура.


Не менее интересны туфли, появившиеся в XVII веке в Маньчжурии (Северо-Восточный Китай). Об их происхождении даже сложена легенда. Жители одного городка, который удерживали враги решили одолеть их хитростью. Чтобы не утонуть в болотах, окружавших город, они создали деревянные башмаки с каблуком в середине, напоминающие конское копыто. Воинам удалось вернуть свой город, а в память об их славной победе женщины стали постоянно носить такие башмаки, максимальная высота платформы которых достигала 25 сантиметров.

Тэцу-гэта - железные гэта, смертоносные. Использовались для тренировок воинов сюгэндо (ниндзя, ямабуши). «Они но гэта» иногда называются - «гэта демонов». Скреплены между собой цепью, чтобы ноги не разъезжались. Даже трудно представить, как можно поднять ногу, крепление при этом только между большим и указательным пальцем, зато это объясняет, как ниндзя, научились летать, ибо в такой обуви ходить невозможно)

Гэта - сукээто - гэта на железной проволоке или на лезвии для катания на льду.


В эпоху Яёй, более 2 000 лет тому назад, японские крестьяне носили тагэта, чтобы не погружаться ногами в грязь, пересаживая проростки риса. Делали тагэта из дощечек крупнее ступни. Верёвочки для ног продевали через отверстия в дощечках. Считают, что тагэта были предшественниками гэта.

Гэта.
Это такие японские национальные "вьетнамки", как их любят иногда называть некоторые товарищи комментаторы.
Под катом будет около полусотни картинок разных гэта, как исторические модели, так и современные вариации.
Только не спрашивайте меня, пожалуйста, как это носить.

На всякий случай, не советую вам пробовать это носить без соответствующей подготовки и/или без присмотра старших товарищей.


Гэта - один из самых древних видов японской обуви. Когда именно "скамеечки" вошли в обиход - сказать сложно, но остатки деревянных обувок и каменные модельки находят в некоторых захоронениях периода Кофун (т.е. 3-6 века).

Вот, например, вырезанная из камня модель гэта (примерно 12 см длиной), найденная в захоронении Кагамияма на территории нонешней префектуры Киото.
Утверждают, что изначально гэта использовали для работы в полях. Но потом приспособились и просто гулять в этом, а также красоваться и выпендриваться.
За прошедшие века и даже тысячелетия дощечка с поперечинами многократно видоизменялась под разные нужды и потребности носителей.

Раз уж гэта были придуманы для работы в поле, то вот вам несколько вариаций так называемых "тагэта" (полевых гэта).


Хлюпать по рисовому полю и не тонуть в жидкой грязи - основная цель подобных конструкций.



Вариация на ту же тему.

Или так:

Поскольку "тапочки" эти не отличались изяществом и легкостью (особенно в сочетании с налипшей на них грязью), частенько к ним прилагались веревочки для управления.

Примерно так.

Модификацией этих рабочих тапок можно считать обувь для работы в глубоких, но не топких местах. В море, например.

Так называемые "нори-гэта" (нори знаете, да? суши в них заворачивают, водоросли такие). Камешки на нижней части - чтоб не всплывали.
Такие же конструкции использовались и при строительстве мостов, тем более, что высоту можно было сделать практически любой (в пределах разумного, конечно).

Обувь со встроенной стремянкой.
Утверждают, что высота "стремянки" варьировалась от 30 см до 1 метра. Как на них забирались - не знаю. Наверное, лестница прилагалась.


Вариация на тему нори-гэта. Если у вас прохудилась пара ведер - не выбрасывайте, пригодится.

Ну, а обычные прогулочно-общецелевые гэта выглядят так (вдруг кто не знает?):


Дощечка либо прямоугольной, либо овальной формы с двумя поперечинами-"каблуками" и лямками, в которые и вставляются ступни.
Интересно, что древние гэта делались на правую и левую ноги отдельно:

Остатки деревянных гэта из захоронения времен Нары (8й век).
Но уже к Хэйану перестали этим баловаться и вырезали одинаковые дощечки на обе ноги с симметричными дырками для лямок.
Новые гэта не различаются на правый и левый тапок, но в процессе носки лямки слегка вытягиваются по форме ног, а "каблуки" стачиваются в зависимости от особенностей походки, и гэта таки начинают различаться.

Верхняя прямоугольная двухкаблучная модель - наиболее универсальна. Такое носят и девочки, и мальчики всех возрастов. И на работу, и на праздник.

Высота "каблуков" вариьироваться может очень широко. От полного отсутствия (как на тагэта) до полуметра и выше.
"Каблуков" также может быть и два, и один, и три.


"Однозубые" гэта, также называемые "тэнгу-гэта" (тэнгу - это такой ооооочень длинноносый герой местной мифологии).


Вариации высоты однозубых гэта. Это, так сказать, среднее, для обычного потребителя.

А вот модели для духовно-развитых:


Обувь буддийских монахов. 60 см, говорят. Для особой духоподъемности.

Кстати, о монахах.
Образец обуви, хранящийся в храме Кйомизу-дэра в Киото:


Утверждают, что это принадлежало монаху Бэнкэю, герою времен очень позднего Хэйана. Железные гэта, весом 12 кг каждая тапочка. Желающие ноне могут попробовать примерить и походить.

Тоже для духовно-развитых, но в другой области:


Трех-каблучная вариация гэта для высокоранговых проституток типа таю и ойран. До 30 см высотой.

Более скромная вариация женских гэта, для молодых знатных девочек и девушек:


Это, конечно, современная модель, но мало отличающаяся от более ранних. Такое обычно носят девочки на праздновании 3-5-7.

Побогаче модель:


Модели примерно такой же высоты, но без рисунка и с бубенчиком, встроенным в носовую часть, носят майко (ученицы гейш) Киото. Такое называется "поккури" (имитация издаваемого при ходьбе звука) или "окобо".

Вот еще модель рабочих гэта, хотя и довольно специфическая:


Коробочкой и с оплеткой из рисовой соломы, чтоб не стучало. Это "бутай-гэта", в которых ходят по сцене головные артисты кукольного театра бунраку. Те, которые носят куклу и исполняют ее роль. Всякие вспомогательные артисты, заведующие движениями ног-подолов-хвостов и прочих второстепенных деталей носят на сцене плетеные из рисовой соломы вараджи, чтобы быть заведомо ниже головного артиста.

Примерно так это выглядит изнутри.

Обратите внимание: традиционные японские гэта имеют строго горизонтальную ровную поверхность. Но в начале 20го века европейские тенденции проникли и в эту область. И гэта начали приобретать плавные изгибы по форме ступни.


Это уже европейское влияние. Хотя тапки по-прежнему "на одну ногу".

Затейливая вариация столетней давности:


Гибрид, так сказать. И такое было.

В начале 20го же века гэта принимали участие в зимних олимпийских играх. В качестве беговых коньков, да.


Чтоб не терялись в процессе, их еще и веревочками подвязывали к ногам.



Тоже коньки. Видимо, особо сбалансированные.

Более практичная и удобная модель гэта на мокрое и холодное время:


С покрышкой на носовую часть и меховой оторочкой.

Это тоже, говорят, появилось под европейским влиянием:


Основа - как у гэта. Но лямок уже нет, одна перемычка через всю ступню.
Такие тут очень популярны в онсэнах и в качестве туалетных тапок.

Ну, а в наше время гэта бывают всякие. Традиционные по-прежнему в ходу, за исключением разве что тагэта и нори-гэта. Сейчас для работы в поле и в море есть способы и поудобнее. И коньки с гэта тоже мало кто пользует.

Некоторое количество фоток современных гэта разных видов и дизайна.


Вот такая художественно-зубчатая красотень.



Подобное тоже с какой-то стороны может считаться гэта. Вполне себе в рамках традиции. Только более нарядненькое. И со стразеками.


Это - так и вовсе почти традиционное.



Тоже практически никакой экстравагантности.



Модификация туалетных тапок, но с изгибом. Говорят, для здоровья полезно.

Вообще, тема какбэ ортопедических гэта чрезвычайно популярна.

Вот такоЭ, например.
Говорят, это растягивает мышцы задней поверхности ног, что способствует их (ног) стройности и здоровью. Профилактика варикоза, опять же.


Вариация на ту же тему.



Модель "кролик". Кавайненько, ага.



Поперек тоже можно. Из бамбука. Экологичненько по самые небалуйся.



На все пять пальцев тоже, говорят, полезно. Врастопырочку.


Модификация на тему Модель называется "Кяри". Явно инспирировано стилем популярной поп-певицы Кяри Памю-Памю.

Кстати, о певицах.

Туфли, выполненные японским дизайнером обуви Норитака Татэхана для Леди Гага.


Типа вот.
Утверждается, что идеей для этого... креатива послужили именно гэта. Нуачо...


Тоже креатив. Но на фоне предыдущего довольно скромненький и даже традиционный.



Тоже типа гэта. Эти точно сами не свалятся.


Для духоподъемности на современном этапе.

Еще дизайнерских гэта:

С перьями. "Феникс" называются.


С мехом. "Усаги", сиречь, "зайчик". Ну-ну.



"Тэнгу". Это, кажется, носить не предполагается в принципе.


И это тоже не для носить, а для красоты. Поставить и любоваться. Пыль только смахивать периодически.


А это даже для носить. Гэта от компании "кико ашиато".

Вся примочка - в оставляемых следах.


Закос под котика.

Косить можно по-разному.


В определенных кругах должно пользоваться бешеной популярностью.



Да-да, это тоже гэта. Удобно же: надевать можно с любой стороны. Способствует, говорят, развитию чувства равновесия и здоровью нижних конечностей.

Не, это, конечно, далеко не все. Это чисто по личному выбору.

В начале 21 века сильно возрос интерес к культурам стран Востока, в том числе и Японии. Самобытное искусство и непохожие традиции привлекают внимание европейского общества и России. К традициям можно отнести совершенно разные аспекты жизни народа. Одной из наиболее понятных и близких, и при этом исторически содержательной, можно считать особенности этнической одежды и обуви. Традиционная японская обувь достаточно разнообразна. Особый интерес у современных людей вызывает деревянная обувь. О ней и пойдет речь.

Классификация традиционной японской обуви

Как и во многих традиционных культурах, тип одежды и обуви зависит от географических и климатических условий. Так, в Японии выделяют два направления развития обувного ремесла:

1. Южное (юг Китая и юго-восток Азии) - деревянная и плетеная обувь с одной междупальцевой петлей (между 1 и 2 пальцами).

2. Северное (север Китая и Северная Корея) - напоминают башмаки, полностью закрывающие стопы.

А то, как называется японская деревянная обувь, представляет особый интерес как для специалистов, так и для простых людей.

Средневековый предок

Самым первым исторически сложившимся типом обуви, какой удалось установить, являются варадзи и варадзори - "тапочки", напоминающие русские лапти. Установить этот факт помогли гравюры средневекового японского поэта и художника У. Куниеси. По изображениям видно, что такую обувь носили японские самураи.

Варадзори плели из льняных волокон, из тряпок, из коры деревьев и др. Они имели слабую износоустойчивость и были очень дешевыми. Как правило, варадзори носили простолюдины и имели достаточный запас пар обуви.

Делались варадзори в стандартных размерах, поэтому стопа владельца могла нависать как спереди, так и сзади над подошвой. Форма подошвы была овальной. В паре сандали не делились на правую и левую, не имели как таковой пятки, бортов и носка. Закреплялись на ноге при помощи традиционной петли и завязок.

А вот варадзи изготавливались из соломы. Они были более прочными, а потому их предпочитали не только самураи, но и монахи с путешественниками. Подошва снизу укреплялась полностью или частично кожей, жгутами из соломы и даже металлической пластиной.

Для тех, кто много и активно передвигался, было немаловажным то, что кроме носочной петли, варадзи имели дополнительные боковые петли - ти и пяточную петлю с бантом - каеси. Через петли так пропускались шнурки, что закрепляли стопу на подошве наподобие бортика.

Выделяют два вида варадзи:

  • ецудзи - с четырьмя петлями;
  • муцудзи - с пятью петлями.

Японская обувь гэта

Этот вид деревянной обуви - один из базовых и наиболее популярных моделей для японок. Традиционно гэта - японская обувь для передвижения по улице. Изобрели ее около двух столетий назад. Другое ее название - "скамеечка". Связано это с особенностями ее формы: плоский горизонтальный брусок закреплен на двух брусочках-столбиках, а к ноге крепится ремешками или тесемками наподобие хорошо знакомых нам "вьетнамок". Гэта бывают мужские и женские.

Для мужских сандалей, как правило, используются дорогие породы дерева и отличная от женских моделей форма.

Женские сандали имеют несколько разновидностей:

  • с квадратным носком;
  • со скошенным вниз носком (номэри).

Эти сандалии плохо держались на ноге. Стопа не имела надежного положения на платформе. Это хорошо видно на изображенной на фото деревянной обуви. А, кроме того, этот вид обуви был достаточно тяжелым. Чтобы удержаться самой и не потерять "башмачок", японские женщины должны были передвигаться небыстро и мелкими частыми шажками. Так сформировалась в культуре традиционная паряще-семенящая походка японок. Дополняли японские гэта узкие кимоно, также сковывающие шаг.

Традиционно и мужская и женская деревянная японская обувь этого вида надевается на специальные белые носки из хлопка, у которых отдельно находится большой палец. Носили носки-таби все, кроме гейш.

Есть еще одна удивительная деталь для гэта - специальный непромокаемый чехольчик-колпачок для носовой части, выполненный из водонепроницаемого материала и прикрепляющийся шнурками к пятке. Он обычно используется в случае ненастья.

По назначению и особенностям изготовления выделяют:

  • никкои-гэта;
  • та-гэта;
  • янаги-гэта - бытовая обувь из для гейш;
  • поккури-гэта - роскошная, изысканно и дорого декорированная обувь для девушек-аристократок;
  • кири-гэта - темного цвета с "зубами" и без каблуков гэта для мужчин;
  • хиери-гэта - часто обтянутые кожей мужские гэта с тонкими зубцами;
  • сукэроку-гэта - имеют овальную подошву со скосом в районе носка и один зубец, используются в театре Кабуки;
  • тэцу-гэта - гэта из железа, скрепленные цепью, для тренировок ниндзя и борцов;
  • сукээто-гэта - своеобразные "коньки" для катания по льду, у которых вместо зубцов-брусков прикреплены лезвия или проволока.

Названий деревянной японской обуви существует немало. И все они для европейцев звучат непривычно и интригующе.

Никкои-гэта

Создана эта модификация была специально для горных районов, где располагаются японские монастыри и лежит снег. Чтобы ноги не скользили, не мерзли, а положение их было устойчивым, совместили два вида обуви: гэта и дзори. Плетеную подошву дзори прикрепили к варианту деревянной подошвы гэта, сформировав платформу у носа и широкий каблукоподбный брусок под пяткой. Шнурки крепятся в районе носка и по бокам таким образом, что не продеваются сквозь всю толщину подошвы и не прикрепляются к бокам, а вшиваются между подошвой из соломы и деревянной платформой. В таких сандалиях в жару прохладно, а в холод тепло.

Та-гэта

Этот вид деревянной обуви японцев существовал еще 2 тысячи лет назад. Работающим в заводненных территориях на уборке риса крестьянам было необходимо защитить стопы от влаги и травм. Потому самым простым способом было привязывание к стопам дощечек. Их приматывали к ноге, пропустив шнуры в специальные отверстия. Этот не был легким и изящным, а с налипшей на него грязью и вовсе становился неподъемным. Для управления ими использовали специальные веревки. А для работы в море надевали разновидность та-гэта - нори-гэта, которые имели два яруса. К нижнему привязывались большие камни, чтобы человек мог двигаться по дну и не всплывать. А после Второй мировой войны японцы носили о-аси - разновидность та-гэта.

Окобо

Этот вид японской обуви является разновидностью поккури-гэта. Он предназначен для учениц гейш и представляет собою туфли на высокой подошве со скошенным у носка углом. Их высота колебалась в районе 14 см. Однако наиболее высокого ранга гейши носили и очень высокие окобо, такие, что передвигаться без посторонней помощи было практически невозможно. Преимущество этого типа туфель заключалось в том, что в них можно было, не пачкая ног, передвигаться по достаточно серьезному грязевому слою. А ведь если вспомнить особенности климатических условий Японии, то многочисленные реки, часто выходящие из берегов, несут с собою много грязи, которую оставляют, уходя обратно в свое русло.

Дзори

Этот вид японской деревянной обуви изображен на фото. Он очень похож на гэта. Раньше делался только из дерева, а сейчас для изготовления дзори используют разнообразные материалы: от соломы до синтетических пластмасс. Главной особенностью, отличающей дзори от гэта, считается наличие большого утолщения платформы у пятки и почти полное его отсутствие в районе носка. Дзори - достаточно удобная и практичная обувь и годится для повседневного ношения. Однако современные японки, так как мы говорим о женском виде деревянной японской обуви, предпочитает носить в быту мягкие башмачки, а традиционные сандали надевать лишь по особо торжественным случаям.

По своей сути дзори - это модернизированные варадзи. Японские воины носили асинака - разновидность дзори без каблуков. Пальцы и пятка выступают за пределы подошвы.

Сэтта

О том, как называется эта японская деревянная обувь, можно выяснить, изучая информацию о дзори. Оказалось, что эти сандалии сложной конструкции - их разновидность. Сложность заключается в том, что подошва имеет несколько слоев:

  • верхний - плели из бамбука;
  • нижний - обшивали кожей;
  • каблук;
  • низ каблука - пластинка из металла.

Сэнгай

На средневековых японских деревянных гравюрах 18 века можно встретить изображение еще одного вида японской обуви. Она не относится к разновидносям деревянной обуви. Это тканая шелковая обувь для знатных дам и девушек из аристократических семей.

Таби

Про таби уже упоминалось выше как о носках, которые надевают под гэта или иногда под дзори. Однако японцы рассматривают таби как отдельный вид обуви, не деревянный, а из хлопковой материи. Таби имеют специальное углубление для ремешка, что делает их очень удобными в использовании.

Разновидность таби - дзико-таби - более похожа на башмак, так как здесь к традиционному таби присоединяется резиновая подошва. Такие башмаки позволяют ходить без иной обуви даже по влажной почве. Кроме того, дзико-таби не позволяют скользить в случае работы на скользких поверхностях, так как имеют на подошве специальные выемки, помогающие обеспечить пальцами лучшее сцепление.

Домашняя обувь японцев

Переодевание обуви при входе в японский дом - давняя и очень стойкая традиция японской культуры. На смену используются национальные варианты тапочек. Давным-давно японцы дома вообще не использовали обувь - ходили босиком. Со временем в качестве домашней обуви они стали использовать белые носочки таби.

А позже появились суриппа. Мягкая домашняя обувь, выполняющая роль тапочек, очень любима японцами. Она дарит им ощущение покоя и умиротворения, уюта и комфорта.

Одной из разновидностей суриппа является тоирэ суриппа или по-другому - "туалетные тапочки". Их надевают вместо суриппа при входе в туалет или ванную. Изготавливают их из пластика или резины, а сверху иногда обшивают мягкой тканью.

Есть и другой вид популярной некогда японской обуви для дома - сицунайбаки. Чаще всего их используют в холодное время года, так как изготавливают из очень плотного хлопка или шерсти. Внешне они напоминают носки. Подобные носки ранее использовались для тренировок при обучении боевым искусствам.