Я чеченка он. Как выходят замуж чеченки: традиции, обычаи. летняя чеченка рассказала, что очень хочет замуж за главу ровд

Начиталась историй о межнациональной любви. Хочу рассказать немного... Мой отец-чеченец, мама-гагаузка. Росла я хоть и не в Чечне, но меня воспитывали по-чеченски, я-мусульманка...

Многие мои подруги встречались с чеченцами,в то время,как я была примерной девочкой-училась,училась и еще раз училась,даже и в мыслях не было близко держаться за ручку с кем-то.

Сначала мои подруги витали в облаках,расхваливали своих парней-вайнахов,но потом... В основном всех их они побросали и уехали жениться на чеченках.А самое распространённое оправдание было"Прости,но я-чеченец,и в жёны могу взять ТОЛЬКО чеченку".

Это первая отмазка чеченца,который не хочет жениться на русской девушке. Чеченец может свободно взять в жёны девушку любой национальности,чеченка тоже может выйти не за чеченца,но в основном брак чеченки с инородцем не приветствуется, часто семья такой девушки даже отказывается от неё, иногда доходит до мести... Но это уже другой разговор.

Дорогие девушки,если ваш нохчо к1ант сказал вам,что жениться может только на девушке своей национальности,то он вас просто не любит, или, что бывает реже, боится реакции семьи. Но опять же, разве любящий человек побоится сделать что-то ради любимой? Делайте выводы.

Итак, девушки, знайте, чеченец (который уважает традиции своего народа,знает и чтит их) никогда в жизни ни за что на свете не ударит девушку(про избиение я вообще молчу).

По чеченским адатам, мужчина не имееет права поднять руку на женщину, да и вообще на старика, ребёнка, несовершенолетнего подростка, младенца. А те, кто поднимает руку на женщину, просто люди, неуважающие ни себя, ни свой народ, ни религию.

Однако в обряд мести эжто правило не входит, так как если нанесли обиду роду, то человек имеет право даже убить женщину. Чеченец должен оберегать свою женщину, да и не только свою. Женщин приветствуют только стоя, мужчина должен первым с ними здороваться, у чеченцев женщина-это прежде всего чья-то мать, сестра, жена, дочь или невеста.




Если не дай Бог кто-то хоть пальцем тронет девушку(толкнёт например)то не только брат,но и любой чеченец,видевший это,непременно вступится.Позор чеченцу,поднявшему руку на девушку.

За обиду, нанесённую жене, муж может убить обидчика. Но если женщина ведёт себя неподобающим образом(изменяет мужу),то иногда доходит до мужского самосуда. Вас ударили? Делайте ноги,пока не поздно.

Часто слышу и такое,что чеченцы-часто не сдержаны,вспыльчивы.Но ведь по адатам(забыла сказать,это-не писанные правила), чеченец должен быть сдержаным. Он не имеет права показывать свои эмоции, даже улыбнуться жене при посторонних (особенно при старцах)считается неприличным (молчу про крики и прилюдное выяснение отношений).

Чеченец должен быть терпеливым, немногословным, рассудительным, последовательным в своих поступках и решениях, чеченец, уважающий себя, не станет бросать слова на ветер. Если он что-то сказал,или поклялся,то обязательно это исполнит,чего бы ему это не стоило (даже если придётся положить свою жизнь).

Вот еще некоторые девушки отзываются о чеченцах,будто те всех русских считают извините лёгкого поведения. Полный бред. На самом деле,для чеченца не важно какой национальности девушка,если она себя ведёт неподобающим образом,то и отношение к ней соответствующее. Чеченские девушки очень скромные, кому-то покажется дикостью, но раньше даже за то,что чеченец возьмёт девушку за руку (которая не состоит с ним в браке), его убивали.

Сейчас, конечно, такого нет, но вот честь девушки до сих пор неприкосновенна. Если чеченец обесчестил девушку, то семья той чеченки может наказать кровью, но чаще таких девушек стараются выдать замуж.

Одна моя подруга вышла замуж за чеченца. Он заставил надеть её платок. На самом деле, девушка сама для себя решить должна, хочет ли она носить платок. Это-состояние души. Можно носить платок, но в душе оставаться убеждённой атеисткой. Но какой тогда смысл?

Чеченки в основном одевают платок по своему желанию,так как чтят адаты. Раньше если двое мужчин дрались на улицу, женщина, проходившая мимо, чтобы их рознять, подбегала, и, сняв платок с головы, кидала его между ними. Они обязаны были прекратить драку. Носить платок заставить никто не может. Это всё идёт от сердца. Меня, например, никто не заставлял покрывать голову, но когда мне исполнилось 14, я сама пришла к такому решению и повязала платок. Есть у меня одна знакомая,тоже чеченка, в хиджабе ходит, 5 раз в день молится, а сама на сайте знакомств сидит и матерится (кстати, для чеченки употреблять нецензурную лексику недопустимо). Вот так вот бывает.

Часто наши парни любят шутить "Я тебя увидел сегодня,когда ты шла в магазин,завтра украду!". Но это как правило никакого отношения к правде не имеет). Своего рода развлечение -девушку кражей запугивать. Мне часто говорили раньше, что украдут и т.д., но это шутки.

На самом деле кражу планируют заранее. И чаще всего невесту об этом не предупреждают(невеста может брату сказать, или отцу, тогда полная безопасность ей гарантирована, так как они её одну не оставят, а украсть в присутствии братьев очень сложно,практически нереально).

Кража невест чаще всего происходит по таким причинам:

1) Родня девушки против её замужества, а она против их воли пойти не может, хоть и любит того молодого человека.

2) Девушка его не любит,а он хочет на ней жениться, но никак не может добиться её согласия на брак.

3) Они любят друг друга и девушка сама просит "укради меня, иначе за другого отдадут". И наконец:

4) Просто соблюдение красивой традиции. Иногда бывает так, что жених обесчестивает любимую когда украл, и другого выхода, кроме как выйти за него, у неё нет. Чаще всего украденные девушки выходят замуж за своих похитителей. Если ваш любимый говорит вам,что украдёт,то скорее всего, просто шутит. Если же вас всё-таки украли, то опять же решение остаётся за вами,вы можете отказаться и вернуться домой. Но гарантия того, что если вы вернётесь, и ваш джигит снова вас не украдёт, мала. Мой двоюродный брат невесту четыре раза крал, пока та не согласилась)

Из второй чеченской кампании сапер Александр Морозовпривез домой, в Ростовскую область жену — миниатюрную чеченку Гулю. Поселил ее в брошенном материнском доме, а сам уехал обратно на войну. Гуля родила Морозову девочку. Дочку назвали Калимат в честь чеченской бабушки, а окрестили Екатериной, в честь бабушки русской. Люди от молодых отвернулись — и русские, и чеченцы, пишет "Московский комсомолец".

Морозовы живут на казачьих землях неподалеку от Вешенской. На трассе указатель "Музей-заповедник Михаила Шолохова". Саша с Гулей в этом музее вроде живых экспонатов. Саше — двадцать семь. Через три года на пенсию. На войне — день за три. С первой чеченской — 17 лет льготной выслуги.

История эта давно написана:"В предпоследнюю Турецкую кампанию вернулся в хутор казак Мелехов Прокофий. Из Туретчины привел он жену — маленькую, закутанную в шаль женщину... Пленная турчанка сторонилась родных Прокофия, и старик Мелехов вскоре отделил сына. В курень его не ходил до смерти, не забывая обиды... Казаки сдержанно посмеивались в бороды, голосисто перекликались бабы, орда немытых казачат улюлюкала Прокофию вслед, но он, распахнув чекмень, шел медленно, как по пахотной борозде, сжимал в черной ладони хрупкую кисть жениной руки, непокорно нес белесо-чубатую голову..." (Михаил Шолохов, "Тихий Дон", книга первая, часть первая.)

"Я эту книжку не читал, — говорит Саша. — Восемь классов у меня, куда... Да и троечник был. Ничему толком в школе не научился. Чего и в Чечню поехал — хотел в ней чего-то найти. Что-то свое... В селе оставаться — спиваются здесь в основном. Отчим спился уже. А мать меня бросила. Пришел домой с войны — нету матери. В Сочах живет".

Гуле 23 года. Переехав в Ростовскую область, окрестилась в церкви Галиной. "Я хотел, чтоб как у людей, чтоб и у меня теща была, — объясняет Саша. — Хотя бы в виде Гулькиной крестной".

"А я просто хотела про всех забыть", — говорит Гуля. Она, как и Саша, сирота при живых родителях.

"Как мне девять лет стукнуло, мама меня к бабушке отвезла. Больше я маму не видела. На Украине живет, в каком селе — не знаю. А папа нас бросил, я еще в садик ходила".

Саша и Гуля живут на окраине села в двухэтажном бараке с печным отоплением. Туалет на улице. Двухлетняя Катя-Калимат купается в тазике у печки.

"Призвался я в октябре 96-го. Сразу во Владикавказ. 693-й полк, саперная рота. Там нас за две недели обучили подрывному делу. Показали, как шнур поджигать, как стрелять, как автомат разбирать. Отправили в Ингушетию в Старый Батакаюрт. Укрепрайон строили на сопке. Днем рыли окопы в мерзлой земле, ночью на постах. В начале декабря прискакал всадник на красном коне, выстрелил по нам из гранатомета. Лошадь не испугалась, только чуть дернулась вбок от отдачи. Мы стоим, кто с киркой, кто с лопатой. На склоне, как на ладони, а справа под нами лесок, оттуда по нам и долбят. А мы как копали, так и стоим — в рост цепочкой через каждые два метра. Тринадцать человек погибло. Командиры утром приехали, построили нас, отругали. Чему, говорят, вас учили целых две недели. Отправили разведку в лесок. Гильзы стреляные нашли. Номера сверили — наши. Кто-то из наших со склада патроны духам продавал... "

Сашка вернулся домой в ноябре 98-го. Не желая работать за копейки, пьянствовал, пока не подоспела вторая война и не объявили набор добровольцев.

"В апреле 2000-го пришел в военкомат. Хочу, говорю, в Чечню по контракту. Меня давай отговаривать. И женщины, и военком. Пугали. По горам, говорили, будешь бродить, там люди сдыхают. Партию отправили, все обратно сбежали. А я на своем стою. Отправляйте — иначе сопьюсь". Его отправили служить сапером в комендантскую роту при военной комендатуре Шелковского района.

"С утра выезжали и до вечера. Разминирование, зачистки, инженерная разведка. Работали как похоронное бюро. Духи русское кладбище постоянно минировали. Как русский в станице помрет, вызывают саперов. Показывают нам место, где могилу рыть. Сначала мы прокопаем на полметра, потом уже могильщики роют". Спустя четыре месяца Саша нашел в Чечне то, что искал — Гулю.

Она ехала домой из Дагестана и попала под обстрел. "Прошла пост на границе, села в такси к чеченцу. Минут пять мы проехали, машина остановилась, и больше я ничего не помню. Очнулась в Шелковской, в маленьком доме, русский военный мне ногу обрабатывает, укол сделал. Сказал, рана неглубокая, кость не задета", - рассказала девушка.

Чеченка, у которой меня лечили, на работу меня взяла в свое кафе. И вечером мы с ним встретились.

"Были в патруле, как обычно. Зашли в кафе. Там только одно кафе могло работать во время комендантского часа. Рая — хозяйка, ей доверяли. Мы туда перекусить заходили… Гульку и увидел... Она причесывалась. Че-то во мне произошло. Я подумал, если б мне с ней познакомиться, то вместе б остались", — вспоминает Саша.

"Стеснительный такой. Сидел, стеснялся. Он тоже мне сразу понравился. Красивый. Каждый день стал приходить. А потом на чай меня пригласил. В другое кафе. Сидели, чай пили. Он мне рассказывал, что письмо ему пришло, девушка замуж вышла. А я думала про себя: "Вот нравится мне человек", — говорит Гуля.

Ухаживал Саша красиво. Денег Гуля у него не брала. Тогда он купил ей французские духи на рынке. Принес, кинул их Гуле за шиворот и сразу удрал — боялся, что не возьмет. А она бы и не взяла. Первый подарок по местному этикету принято отвергать. Флакон от тех духов Гуля хранит до сих пор.

Снял для Гули отдельный роскошный дом. За 50 рублей в месяц. Стал приходить к ней уже кем-то вроде хозяина. Гуля стирала Сашину форму.

Местные сверстники Гули записали ее в коллаборационистки. Обзывали на рынке, обещали убить, как только уедут русские. По ночам били стекла в доме. Гуля боялась, жаловалась Саше. Уходя на ночь в комендатуру, тот вешал на гвоздик в прихожей гранату. Вот, объяснял, граната, вот чека. Если кто будет ломиться, выдергивай и бросай.

С 1 марта 2001 года в северных районах Чечни отменили боевые выплаты. Но в горных районах еще платили, и Сашка решил перебраться поближе к горам. Уволился из Шелковской комендатуры и устроился в Ножай-Юртовскую. Оставалась одна проблема — вывезти из Чечни в Ростов невесту без документов. Паспорт Гуля еще не получила, а свидетельство о рождении потеряла в тот день, когда ее ранили.

Из всех документов у Гули была только справка из администрации станицы Гребенская от 22 декабря 2000 года. Получить дубликат свидетельства о рождении, а тем более паспорт Гуля не могла. В милиции ничего этого ей не давали, то ли за ее "коллаборационизм", то ли просто по бюрократическому равнодушию. А Саша за Гулю в милиции похлопотать не мог. Незадолго до этого БТР комендатуры переехал милицейский "уазик", трое милиционеров погибли, менты с комендантскими враждовали, и никто не собирался делать паспорт для какой-то чеченки. Замкнутый круг, в который попала Гуля, зафиксирован в документе под названием "Извещение об отсутствии записи": "Запись акта о рождении гражданки Такой-то 1983 года рождения в архивах отделов ЗАГСа Шелковского и Гудермесского района не сохранилась. Архивный фонд сохранен только с августа 1996 года. Республиканский архив ЗАГС (вторые экземпляры) полностью уничтожен. Руководитель органа ЗАГС Шелковского района Сериева".

Гуля не знала, что ей делать. В ЗАГСе посоветовали поехать к матери. "Вы же у нее в паспорте записаны". Однако, как можно поехать на Украину без паспорта там не сказали.

С такими документами Гулю могли и не выпустить из Чечни. И Саша изобрел для любимой новую форму паспорта. Наклеил на чистый лист бумаги фотографию Гули и пошел с ним к главе администрации станицы Гребенской. Там в его бумагу вписали: "Справка дана администрацией станицы Гребенской в том, что на фотографии действительно изображена гражданка Такая-то, 1983 года рождения, уроженка села Брагуны Гудермесского района Чечено-Ингушской АССР, проживающая в станице Гребенской. Личность, изображенную на фотографии, удостоверяет глава администрации станицы Гребенской Алибеков Аюб".

"Это че такое? " — спросил омоновец на выездном Кизлярском посту. "Девушку домой везу, жениться на ней хочу", — ответил Саша. Омоновец переписал фамилию Гули из справки в компьютер, щелкнул клавишей, глянул в монитор и дозволил: "Женись!"

Вся Сашина станица уже знала, что он везет чеченку-невесту. Он пожил дома три дня и уехал воевать в Ножай-Юрт, оставив Гулю со свекровью, которая тогда еще не сбежала в Сочи.

"По вечерам никуда не выходила, — говорит Гуля. — Боялась комендантского часа. И в доме тихо сидела. Делала все, что надо. В селе на меня смотрели косо: "Чеченка! " Но никто не обижал".

Саша наведывался домой каждые три-четыре месяца. Летом 2003 года Гуля забеременела, и Саша решил наконец выправить ей документы. Отпросился с войны на 15 суток, приехал домой и повел Гулю в милицию.

"Дежурный в документы наши глянул и ушел. Вдруг вбегают менты: меня в наручники, Гульку в наручники и по разным кабинетам. Отпечатки пальцев сняли. Сфотографировали со всех сторон. Меня под оружием отвели к начальнику ФСБ. Обшмонали. Он давай допрашивать, с какой целью я Гульку из Чечни вывез. Билет мой военный рассматривает. Ну, говорит, рассказывай, где служил. Я и рассказываю: восемь месяцев в Шелковской, полтора года в Шатое, полгода в Урус-Мартане. Сейчас вот опять в Шатое служу. Ну, говорит, нормальный у тебя послужной список, а скажи, ты ее точно любишь? А в чем дело-то, спрашиваю. Да в том, что она чеченка. Ты что, телевизор не смотришь? В июне в Моздоке чеченка-смертница взорвалась. В июле еще две в Москве на стадионе в Тушине. И еще одну там же в Москве с бомбой взяли. Да еще у тебя в военном билете записано, что ты сапер. Вот менты и решили, что ты смертницу из Чечни привез, зарядил ее и привел паспортный стол взорвать. А, говорю, теперь понятно. И че нам теперь делать? Че делать — документы! Выпишем твоей чеченке временный паспорт. Пусть срочно едет в Чечню и оформляется, как положено".

В Чечню Гуля тогда ехать побоялась. Убьют, говорит, меня там за то, что с русским живу. И Саша ее туда везти не рискнул. А теперь и подавно никуда она не поедет от маленькой дочки.

"Временный паспорт на месяц выписали, — говорит Гуля. — Я через месяц пришла, чтоб его продлить, а мент в паспортном столе мне и говорит: “Девушка, еще раз придете, я вас посажу!” Я и не ходила больше".

Двухлетняя Катя-Калимат тоже живет вне закона. Раз у матери нет документов, то и дочке свидетельства о рождении не выписали. Единственное формальное доказательство ее существования — строчка из эпикриза Ростовской областной больницы N2: "Родила живого доношенного ребенка женского пола. Вес 2650 грамм. Длина 49 см".

Кроме бабушки, у Гули были еще шесть дядьев. И все от нее отказались. "У нас за русских не выходят. Чтоб породу не портить. А что делать, если человека любишь? Да знаю я, что они там творили. Но меня-то Сашка никогда не обижал. Меня-то он любит. У нас там как. Замуж выходишь и вкалываешь. А муж отдыхает. А русские жену любят, ласкают... Наши такого не понимают. Наши женщины и дрова рубают, и все что хочешь. А русские мужья... Они нежные... Только вот дома их никогда не бывает", — говорит Гуля.

Ближе к лету Саша опять собирается в командировку. Месяцев на шесть. За все эти годы заработал медаль "За воинскую доблесть".

"Представляли к медали “За разминирование”, а дали почему-то за доблесть. Я фугасов много снял в Шатойском районе. Пацанов-срочников вытащил с минного поля летом 2002-го. С Борзойского полка. Служба не нравилась, убежали. Ну и прибежали на минное поле. Одному ноги оторвало, другому ступню и гениталии повыдергивало, третий уцелел. Их я и вытаскивал. Все выжили. Схронов много нашел. Все мечтал клад найти — схрон с долларами. В апреле 2001-го откопали мы такой схрон. Фээсбэшники доллары забрали, сказали, что фальшивые", — говорит Сашка.

"Но до пенсии-минималки всего три года. Там дочка подрастет. Если сделаем Гульке паспорт, пойдет Гулька работать. Я буду работать. Плюс ветеранские получаю. Нормально выйдет. Тогда можно со службы и уволиться", — рассуждает Сашка.

А Гуля часто вспоминает своих родственников, переживает за них и надеется на встречу.

«Для меня табу даже бокал шампанского»

- Асет, вы в курсе, что вы сегодня самый популярный человек в Чечне?

Я догадываюсь.

- Приятно, наверное?

Конечно. Тем более что я там не часто бываю. Последний раз - в прошлом году. Сразу после теракта 9 Мая. Туда как раз приехал Греф . По общему настроению все было так ужасно, что больше двух дней я не выдержала.

- А в Москве давно живете?

С 1997 года. У меня была мечта идиота - учиться в МГУ , на журфаке. Удалось поступить только в Питер, а через 2 года затосковала и перевелась.

- Трудно было привыкать к московской жизни?

Да, очень тяжело. У меня только с работой на НТВ благостная жизнь настала. Вообще в Москве чеченцам очень трудно.

- У вас же на лбу не написано, что вы чеченка.

Я умоляю вас, написано! Если я сейчас без машины выйду на улицу, первый мент будет мой. Можно провести эксперимент.

- Да ладно!

Точно вам говорю.

- В Москве много соблазнов. А у чеченцев - строгие нравы. Чего вы никогда не можете себе позволить?

Таких вещей куча. Но дело в чем? В московскую жизнь, в тусовку я не ассимилирована. Я спокойно обхожусь без ночных клубов, наркотиков, сигарет, выпивки. Мне это сто лет не нужно. Я росла в другом мире. Ну что мне хочется? Максимум - поехать отдохнуть, полежать под солнышком. Но это я могу сделать при соблюдении условий. Могу поехать с мамой. Или со мной должен быть мужчина: отец, муж, брат. При некоторых маневрах многое возможно.

- А пить вообще нельзя? Даже бокал шампанского на день рождения?

Нет, никогда. В принципе пить нельзя и мужчинам. Но они у нас, когда хотят, многое себе разрешают.

«Россиянкой себя ощущаю только за границей»

- Жизнь в Москве сильно отличается от мирной жизни в Грозном?

Я недавно отдыхала в Кисловодске . Смотрю, ходят нарядные девушки, в юбочках с рюшами. Грызут семечки. Думаю: Боже мой, в мирном Грозном было то же самое. Кафешки и все такое.

- А ночные клубы, дискотеки?

Про клубы ничего не помню. Хотя в школе танцы были. Простите, я жила в том Грозном, где было 70 процентов русских. Все было.

- Как вы относитесь к тому, что русских выгнали из Чечни?

Так же, как и к тому, что выгнали евреев, армян и многих других, - очень плохо.

- Русские в Грозном приспосабливались к чеченским законам?

Я бы так не сказала. Тогда закон был советский. А у русских в Грозном, не у всех, но у многих, была позиция, что Чечня - это их завоеванная территория, и они вели себя как...

- Как хозяева?

Да. Типа делают добро для горных отсталых людей.

Любая ссора во дворе, допустим, из-за детей, если один ребенок из русской семьи, другой - из чеченской, приводила к тому, что мамаша начинала кричать: правильно Сталин вас выслал, неправильно Хрущев вас вернул.

- Сегодня вы себя кем ощущаете: москвичкой, чеченкой, россиянкой?

Когда выезжаю за границу, ощущаю россиянкой. И какие бы сложные отношения между Чечней и Россией ни были, проезжаешь кордон , все - ты русский. И все те же обиды.

- Какие обиды?

Я росла, училась и работаю рядом с русскими. Мне в жизни повезло, что я знакома не с одними «федералами», которые, захватив Грозный, испражнялись на мои детские фотографии, но с кучей умных и добрых людей. Зимой я была в Америке и часто слышала: «О! У вас очень отсталая страна, у вас там все пьют». Пусть они и правы отчасти, но меня это не радует. Я и эта страна - одно целое. И мне за моих знакомых здесь обидно.

- Значит, за границей вы - россиянка. А в Москве?

Здесь я стопроцентная чеченка. У меня и прописки московской нет.

- Почему? Собираетесь возвращаться в Чечню?

Одно я знаю точно: домой сейчас не хочу, потому что там неспокойно.

«В Чечне уже не осталось тех, кто воюет за идею»

- Чеченцы воспринимают российскую культуру? Или признают только свою мораль?

На самом деле одно другому не противоречит. Чеченцы учатся в русских школах, растут на русской культуре. Но от своего национального не отказываются. Мне кажется, это достаточно гармоничное соединение.

- А возможно ли вообще понимание между русскими и чеченцами?

Я вас умоляю. Все мы люди и понять друг друга очень даже можем.

- Почему же мы тогда воюем?

Так воюем как раз не мы! Мне сложно поверить, что в лесах остались люди, воюющие за чистую идею, независимость Чечни. Начиналось все лет 14 назад якобы с этого. Но сейчас в Чечне воюют люди уже с совсем другой мотивацией.

- Какой же?

Деньги, оружие, бизнес. Да, мы отличаемся. Ну и что? Я вот живу в коллективе, где, кроме меня, нет ни одного чеченца. И всех понимаю.

- Но вы же не типичная чеченка.

Почему? Я самая типичная чеченка-колхозница.

«Наши мужчины мусор не выносят»

- А мужчины русские и чеченские сильно отличаются?

Это да. Наш маленький этнос все еще живет на своих аятах -законах, по которым мужчина должен быть суперхрабрым, суперблагородным. Наши мужчины более активные по жизни, очень любвеобильны. Может быть, у них больше гормонов. Любят поухаживать красиво.

Я в студенческие годы попала на семинар «Как прекращать войны». Там были женщины со всего СНГ . И одна говорит: «В кого мы превратились? Выходишь на улицу, а на тебя никто не смотрит! Вот раньше в Тбилиси по проспекту Руставели идешь - один, второй, третий». Так же было и в довоенном Грозном. А в Москве можно годами ходить, и никто не посмотрит.

- А как насчет прав чеченской женщины? С мужскими они сопоставимы?

Если идти от истоков, то нет. А сейчас как себя поставишь, так и будет. Главное, чтобы все было прилично. Иначе - ужас.

- Крикнуть на мужа чеченка может?

А зачем? Чеченская женщина должна быть умнее. Она не должна говорить: «Так, пошел, мусор выкинул». Иначе тебя выгонят. Мусор чеченский мужчина не пойдет выкидывать никогда. Это табу. Он же джигит.

- А может, сатрап, угнетатель?

Может, со стороны это выглядит угнетенностью. Но я тоже не могу сказать: «Выкинь мусор». И мне такой муж не нужен.

- А если он гуляет всю ночь, под утро заявляется с друзьями и: «Давай, жена, мечи на стол»?

Да, есть такое плохое дело. Пришли в 10 вечера, ушли в 8 утра. А бывает еще, знаете, как? Особенно в Москве. Сидят не ночь, а день-два, месяц. Это, конечно, тяжело. У меня есть родственницы, которым приходится все это терпеть.

- И не ропщут?

Ропщут. Но зато у них репутация идеальных жен. Их ставят в пример.

В Чечне секса нет

- Чеченским женщинам можно по нескольку раз выходить замуж?

Конечно. Мы что, не люди? Очень даже можно. С милости Всевышнего нашего Аллаха.

- Ухаживал ли за вами какой-нибудь русский в Москве?

Самое интересное, что ни один русский не то что не ухаживал, но и не пытался познакомиться с такой целью. На это уже можно обидеться!

- А если бы кто-то решился, вы бы вышли за него замуж? Или никогда?

Никогда не говори «никогда». Но мысли у меня такой, не в обиду русским мужчинам, не было. Мусульманские женщины могут выходить только за мусульман.

- А за русского выйти - позор?

Видимо, да. А вот если чеченский мужчина женится на русской, это не считается позором.

- А таких примеров, кроме Джохара Дудаева, много?

Куча! У меня один двоюродный дядя женат на еврейке, другой - на молдаванке.

- И что, их жены приняли ислам?

Конечно. Кстати, когда я училась, познакомилась с русской женщиной. Она была замужем за чеченцем. Ее свекровь, узнав, что сын тайно женился на русской, плюхнулась в обморок. Прошло 2 - 3 года, и эта русская стала самой любимой снохой в доме. Шага не делалось без консультации с ней.

- Так почему же все-таки чеченкам нельзя выходить за русских?

Я думаю, потому, что у нас мужчина - суперсвятой, на недосягаемой планке. И как бы он ни угнетал женщину, она тоже на привилегированном положении. Это нечто охраняемое и лелеемое. По нашим законам обида, нанесенная женщине, карается в два раза сильнее. В общем, женщина настолько святая, что никто, кроме чеченца, к ней не может прикоснуться. А если она переступает запрет, это считается осквернением.

- И тогда за ее брата никто не отдаст приличную чеченскую девушку?

Может случиться и такое. В чеченском обществе брат для сестры - главный ориентир в жизни. И если в семье нет мужского начала или оно не сильно, семья не воспринимается. Это отражено и в фольклоре: тогда женщина надевает мужскую одежду, берет меч и идет в горы. Завоевывает стадо овец и присылает в свою деревню. Все, она крутая - типа как мужчина. Но только через борьбу она становится на уровень девушки, у которой есть брат или отец. Вот такая у нас мораль.

- Почему после свадьбы жених прячется от родителей?

Потому что тема личных отношений между мужем и женой у чеченцев - табу. У нас этой темы как бы нет. То есть отношения настолько стеснительные, что перед собственными родителями неловко. У ингушей и вовсе мужчина не может показаться перед родителями жены в течение всей жизни. У нас с этим попроще. Хотя этикет очень тяжелый. Марку надо держать до упора. Ударить в грязь лицом перед родственниками - вообще последний поступок для мужчины. Под всем этим большая философия.

- Вы слышали, что сейчас в Москве есть чеченские проститутки?

Нет. Офигеть! Было бы странно, если бы я об этом знала. Но лучше этот вопрос задать нашим мужчинам.

«Логику «шахидок» я понимаю»

- А «шахидок» вы понимаете?

Логику человека, который идет на такой поступок, выходя из Чечни, я хорошо понимаю. Я видела насилие над человеком, который невиновен.

- А пошли бы на такой шаг?

Господи, я обустроенная, реализовавшаяся, почти счастливая женщина. Мне не убивать, мне жить охота. Такие мысли и в голову не приходят. Да, я перенесла 1994 - 1995 годы, начало войны, пережила захват Грозного в 1996-м. Но мне безумно повезло. Мои брат, сестра, мама живы. Отец благодаря войне - больной, но это другой разговор. Не знаю, как бы я вела себя, когда ко мне в дом зашли ночью, всех расстреляли, а я нечаянно осталась жива. Не знаю.

«Мечтаю о муже с лицом Брэда Питта»

- Как сегодня строится ваша жизнь? Есть работа, семья, дом. А что еще?

Практически все. И воспитание сына. Ему скоро три года. Я сейчас даже не готовлю. Это делает мама.

- А что мама готовит? Вообще что можно есть, а чего нельзя?

О! Мама готовит все и очень вкусно - с ней невозможно похудеть! Есть, если не надо в «телевизор садиться», можно все. Религией запрещается свинина, и, естественно, мы ее не едим. Я бы еще запретила мучное и жирное!

- А какая у вас машина?

Маленькая французская машинка с большими 16-дюймовыми колесами! Ситроен «С2».

- Папа вашего сына принимает участие в его воспитании?

- А почему вы с ним расстались?

Без комментариев...

- Каким вы представляете себе будущего мужа?

Еще не представляю! Но в любом случае - это чеченская начинка с внешностью можно Джони Деппа или Брэда Питта. Адская смесь, правда?

- А сколько хотите детей?

Ну если найдется чеченский «джонипитт», то много ни мало!

ИЗ ДОСЬЕ «КП»

Асет ВАЦУЕВА родилась в 1977 году. Ее отец Абдулла - известный чеченский диссидент, журналист и историк.

В 1995 году Асет поступила на факультет журналистики ЛГУ, но через два года перевелась в МГУ.

С февраля 2003 года в паре с Алексеем Пивоваровым ведет вечерние новости на телеканале НТВ.

На телевидение попала случайно - благодаря Леониду Парфенову , который искал на роль ведущей именно чеченку. И его знакомый корреспондент из газеты «Дейли телеграф» посоветовал обратить внимание на Асет.

В последнее время все больше встречается примеров межнациональных браков. Но, в каждого народа, существуют свои традиции и законы, которые могут стоять на пути свадьбы. Давайте рассмотрим, как чеченки выходят замуж, могут ли они выбрать спутника другой национальности и с какими трудностями могут столкнуться.

Чеченские семейные обычаи

Прежде чем говорить о свадьбе, важно знать какие особенности семейной жизни ожидаются, чтобы в итоге не разочароваться и вовремя избежать разногласий и конфликтов. Глава в чеченской семье – муж, который имеет авторитет и пользуется уважением. Чеченка обязана заниматься домашними хлопотами и воспитывать детей.

Также, чеченский мужчина может иметь несколько жен. Если чеченка не могла делить любимого с другими и нарушала обычаи, то изгонялась из семьи.

Большое влияние на семейные отношения имеет мать мужа. Невестка обязана уважать ее, слушаться, не вступать в конфликтные разговоры, обращаться только «мама» и надевать платок при встрече.

Свадебный обряд в замужестве чеченки

Сама церемония свадьбы может быть лишь весной или осенью, но категорически запрещено выходить замуж в апреле. Существует поверье, что это месяц кукушки и жена может, аналогично птице, бросить свой дом.

Согласно закону, чеченке запрещено выходить замуж за мужчину другой национальности. А вот чеченец может пустить в свой дом иностранную женщину, если она готова пойти на серьезные внутренние изменения.


Чеченская свадьба состоит из множества обрядов, начиная из сватовства и заканчивая послесвадебной жизнью. Но все обычаи направлены на одну цель – рождение здоровых детей. Рассмотрим самые распространённые свадебные обряды.

  • Жених должен заплатить калым за невесту, часто его размер определяют на сватовстве.
  • Подготовкой и организацией церемонии занимаются родители чеченца.
  • На свадьбу приглашается очень много родственников, гостей, друзей.
  • Весь ход события тщательно продумывается, вплоть до месторасположения гостей, время для танцев и т. д.
  • Первой чеченку встречает свекровь с конфетами и сладостями, которыми посыпает невестку и кладет ей в рот.
  • Церемония должна пройти весело с песнями, танцами и другими деталями.
  • Чтобы прогнать злых духов от молодоженов, применяют стрельбу.
  • Не позволено употреблять много алкоголя, пьяный человек на свадьбе – это позор.
  • После события, чеченка приходит в дом мужа и на пороге берет в руки младенца мальчика.

Это далеко не все особенности чеченской свадьбы, что бы узнать больше просмотрите видео ниже.

Как чеченцы относятся к женщине?

Русская девушка, попавшая в чеченский народ, будет поначалу чувствовать себя неловко, и даже немного напугано. Ведь это абсолютно две разных культуры. Давайте попробуем разобраться, какая роль женщины в чеченской семье.


Во-первых, жена – это домохозяйка, должна выполнять все работу по дому, следить за чистотой, готовить пищу, присматривать за детьми и т. д. Если муж влезет в эти обязательство, то данный случай считается позором.

Во-вторых, в отличие от соседних кавказских народов, чеченкам разрешается ходить без головного убора по улице, но необходимо надевать перед родственниками мужа.

Чеченец, согласно закону, не имеет права поднимать руку на женщину. Также запрещено вступать в конфликтные ситуации в присутствии жены.

В случае измены, чеченец имеет полное право выгнать чеченку из дома.

В случае если, например, русская женщина влюбилась в чеченца, то закон разрешает стать его супругой, при условии выполнения всех правил и традиций. Но стоит ли выходить замуж за чеченца и принять их культуру, решать только женщине.

Практически можно построить крепкую семью с чеченцем, если по-настоящему любить друг друга и доверять. Вот некоторые рекомендации, как создать счастливый межкультурный брак:

  • во избежание недоразумений изучите обычаи вашего избранника и соблюдайте их;
  • чтобы не упасть в глазах друзей, родственников мужа, не прикасайтесь к нему, когда кто-то рядом, поцелуи также запрещены;
  • для встреч с родителями чеченца, одевайтесь скромно, минимум макияжа и собранная прическа, вульгарность не допустима;
  • скромность – черта характера, которую уважает чеченский народ;
  • чтобы родители мужа относились должным образом, помогайте им;
  • всегда старайтесь радоваться гостям в доме;
  • будьте опорой для мужа, поддерживайте друг друга и избегайте ссор;
  • помните, что чеченец в семье главный, слушайте его и поступайте мудро.

Чеченка невеста и русский жених

Как уже говорилось, чеченец может взять в жену русскую девушку. Но случаются случаи, их конечно не так много, когда чеченка любит русского и готова на любые поступки ради него. Но может ли чеченка выйти замуж за русского? Исходя с веры, законов, обычаев – не может. В истории есть случаи, когда чеченки предавали свою страну, и выходили замуж за русского. Но таким образом, отрекалась не только от веры, но и от семьи. Порой не просто сделать выбор между любовью и родными.


Как проходит чеченская свадьба? Следует знать, что чеченская свадьба является обрядом, который дошел до нашего времени, практически не претерпев изменений. Сегодня вся эта процедура длится относительно недолго (один или два месяца), а раньше обряд занимал долгое время (год, а то и два). И женихи сегодня стали значительно моложе.

Как выходят замуж чеченки: знакомство

Парень и девушка должны сами назначить дату свадьбы, но происходить это должно обязательно при свидетелях, коими являются близкий друг жениха или подруга невесты. Конечно, прежде чем назначать дату свадьбы, молодым необходимо познакомиться. Молодые люди не должны появляться вместе открыто, они встречаются там, где их не увидят родственники (иначе это будет считаться неуважением к старшим).

Молодой человек приходит к дому девушки, но сам не заходит за ней. Сегодня он сообщает о своем появлении через СМС, а в прошлом подсылалась девушка или ребенок, которые должны были вывести девушку на свидание. Но встречаются они не наедине, а при свидетелях. Ими могут стать друзья невесты и жениха.

После знакомства и свиданий девушка в знак согласия должна отдать молодому человеку свою вещь (платок, кольцо и так далее). С этого момента они считаются женихом и невестой, и к девушке уже никто другой не может посвататься.

Подготовка к свадьбе

После того, как молодые люди назначат дату свадьбы, жених рассказывает об этом маме или сестре. С отцом разговаривать по этому поводу не принято. После чего в дом к девушке отправляются родственники жениха, чтобы обо всем договориться с родителями невесты. Оговаривается дата, которую уже назначили молодые.

После этого молодая девушка должна собрать все свои вещи, приготовить наряды на тожество: свадебное платье и наряд на второй день.

В доме жениха полным ходом идет подготовка к встрече гостей, готовятся разные вкусности.

Женятся, как правило, в субботу, воскресенье или в среду.

День свадьбы

За невестой едут молодые люди и несколько стариков, которые будут договариваться о выкупе со стариками со стороны невесты. После того, как выкуп заплачен, подруга или сестра выводит невесту из дома и передает ее другу или родственнику со стороны жениха. Но и в этом случае мужчине придется заплатить, чтобы получить невесту. Ее усаживают в подготовленную для нее машину, и картеж начинает движение.

Машины едут не ровным строем, а каждая из них пытается занять почетное место за машиной невесты. Они едут шумно: сигналят и стреляют. Но это не делается на улице невесты, в противном случае это будет считаться неуважением к стороне невесты.

Приехав на место, водитель не выпускает невесту из машины, пока ему не дадут денег (выкуп). Выкупает невесту, как правило, свекор.

Невесту ведут к крыльцу, где ее поджидает мать жениха с угощениями (сладостями). Она угощает ими молодую девушку и приглашает войти в дом. Там для нее приготовлен празднично украшенный угол, куда и отводят невесту, и где она проведет весь этот день. Ей подносят маленького мальчика, которого она берет на руки и дает ему денежку. Это давний обряд, чеченцы верят, что тем самым у супругов родятся крепкие и здоровые дети.

Девушка обязана весь день провести стоя (садиться ей категорически запрещается), скромно опустив глаза. Гости мужского и женского пола находятся в разных помещениях и только во время танцев оказываются вместе. Но и тут есть некое разделение: полкруга занимают мужчины и полкруга – женщины. Тамадой на празднике является мужчина со стороны жениха.

Гости обязательно приносят подарки. Женщины дарят то, что необходимо в хозяйстве, а мужчины – деньги. Есть такой обряд - развязать язык невесте. При этом мужчина просит воды у невесты и предлагает за это деньги. Он пытается ее разговорить, чтобы она сказала "пейте на здоровье". Чем дольше молчит невеста, тем больше денег ей предлагают.

Свадьба обычно длится 3 дня. Причем жених не присутствует на празднике. Он находится либо где-то в доме, но так, чтобы его никто не видел, либо же у соседей с друзьями.

На третий день происходит регистрация брака, на которой присутствует жених и отец невесты.

Вся свадьба проходит довольно весело и красочно, сегодня все снимается на видео.

За кого можно выходить замуж чеченке

Может ли чеченка выйти замуж за русского? В этом вопросе чеченцы довольно строги. Они не признают браки, заключенные не с чеченцами. Поэтому если девушка соберется замуж за русского, то на нее обрушится шквал негодования со стороны родных. Однако это, скорее всего, действует только на территории Чечни, так как на практике встречаются такие смешанные браки в других городах России.

Хотя чеченец может жениться на русской, к таким бракам не предъявляются столь строгие требования. А вот стоит ли выходить замуж за чеченца русской девушке - это очень спорный вопрос. Стоит учитывать разницу не только религиозную, но и культурную.

Видео по теме статьи