Высота шаман камня на байкале. Шаман-камень. Затопленное Место Силы. Побег из неволи

В хорошую погоду над водой видна лишь верхушка Шаман-камня, выступающая на 1-1,5 метра, но под водой кроется скальный массив, благодаря которому река Ангара не замерзает зимой. В незамерзающей полынье протяженностью от 5 до 15 км обитают до 15 тысяч водоплавающих птиц. Это единственная во всей северной Азии незамерзающая зимовка.

Уникальный геологический объект (паспорт)

Категория : Уникальный геологический объект (УГО)
Геологический профиль: Геоморфологический
Общая площадь: 0.05 га
Год создания: 1981
Статус: Региональное значение

Нормативно-правовая основа функционирования: Утвержден, Решение облисполкома от 19.05.81 N 264
Перечень основных объектов охраны: островок в истоках Ангары, сложенный нижнеархейскими гнейсами, кварцитами, амфиболитами

Краткое описание геологического объекта: На нет, пожалуй, более популярного и легендарного места, чем крохотный островок в истоке Ангары, носящий название Шаманского камня. Это все, что осталось здесь от Приморского хребта после размыва его в незапамятные времена водами Ангары. У камня довольно обширное скальное основание, образующее своего рода порог перед байкальскими глубинами.

Географическое положение: исток р. Ангары, в 0.5 км от условного створа

Широта: 51.87 Долгота: 104.8 (градусы)

Дополнительные сведения: Шаманский камень окружен водами, и пока един­ственным неосуществившимся покушением на его це­лостность можно считать предложение о взрыве для быстрого наполнения водохранилища Иркутской ГЭС.

Камень, заставляющий вздрогнуть

Многие люди знают чудесную легенду о появлении этого камня, ко­торым старик Байкал пытался преградить путь своей своенравной и прекрасной дочери, тайно убегавшей к красавцу Енисею.

При строжайшей опеке своего отца Ангара чувствовала себя не­вольной затворницей, и всячески молила небесные силы о своём осво­бождении.

«О вы, тэнгэринские боги,

Хоть сжальтесь над пленной душой

Не будьте суровы и строги

Ко мне, окружённой скалой.

Поймите, что юность в могилу Толкает запретом Байкал...

О дайте мне смелость и силу

Раскрыть эти стены из скал...»

Легенду знают многие, но мало кто осведомлён в том, что камень славен не только и не столько этим легендарным прошлым, но и тем, что служил культовым пристанищем для молитвенных обря­дов бурятских шаманов. Не менее интересно то, что он был своего рода «клятвенным» местом, на которое отправляли людей, которых подозревали во лжи или измене, особенно в этом плане «везло» не­верным женам. Считалось, что человек, высказывающий неправду, обязательно будет наказан за свой грех на этом камне. Важное свиде­тельство об этих фактах можно найти у Г.Ф. Миллера - немецкого историка, описавшего Сибирь в 18 веке. Он на основании бурятских поверий писал о наличии Aiesha-tscholo «заставляющей вздрогнуть скалы» в истоке Ангары и отмечал, что данное и аналогичные места «пользуются таким почитанием, что лица обвиненные в престу­плении и желающие доказать свою невинность, прибегают к подоб­ной скале и обхватывают её обеими руками, будучи твёрдо убеждены в том, что если ложно поклянутся, то непременно умрут».

Как предполагают некоторые исследователи, легенда о неесте­ственном перемещении шаманского камня является подтверждением того, что в не столь давнее время древние люди были реальными сви­детелями геологических катаклизмов на берегах . В частно­сти, это касается катастроф, в ходе которых возникали новые стоки из озера и перекрывались старые, например, в районах Култука или Бугульдейки (см. материал об этих местностях).

Вблизи от Шаманского памятника в 1972 году появилось ещё одно памятное для иркутян, и не только их, место - каменный обе­лиск на берегу истока Ангары, вблизи которого погиб известный рос­сийский драматург, тридцатипятилетний Александр . Он - полурусский-полу бурят - утонул здесь, не справившись со сту­дёной водой. Предчувствуя свою судьбу, в своем дневнике он как-то записал: «Я никогда не буду старым».

Одной из удивительных достопримечательностей Байкала, покоривших сердца людей, является заповедная скала Шаман-камень, что лежит у истока Ангары (часто его путают с другой байкальской «знаменитостью» – горой Шаманкой, которая находится на мысе Бурхан). Эта скала (Шаман-камень) с давних времен окружена таинственными сказаниями: издревле шаманы здесь проводили обряды, также местные жители считали ее местом обитания Ама Саган Нойона, хозяина Ангары, и складывали о ней красивые легенды. И вот одна из них. Это случилось очень давно. В те времена, когда на Земле жили могучие богатыри и доблестные витязи. Был тогда Байкал несметно богат и велик, и все уважали и почитали его. Была у него дочь – красавица Ангара, и все преклонялись перед ее красотой. Байкал любил и баловал Ангару, была она отрадой его сердца. Росла дочь Байкала своенравной и гордой, но шло время, и настал черед Ангаре выбрать мужа.В ту пору стояло лето – приближался праздник сурхарбан. Призвал Байкал к себе окрестных богатырей, дабы те могли помериться силою и отвагой своей покорить сердце его единственной дочери. И был среди них, кто был ему особенно люб – молодой богатырь Иркут. Но сколько б отец не нахваливал удалого Иркута, сердце дочери оставалось непреклонным.Наступил праздник, сошлись богатыри силой мериться, и был среди них один – Енисей, сын могучего Саяна – который превзошел их всех, и его отвага и доблесть покорила сердце Ангары. Но Байкал не захотел дать своего родительского согласия, и пришлось молодым расстаться. Долго уговаривал отец свою дочь выйти замуж за Иркута, но Ангара отвечала отказом. Тогда Байкал заточил ее в темницу, где в одиночестве томилась она без своего возлюбленного. Когда же отец сказал ей, что дал согласие Иркуту на брак, решилась Ангара бежать, и попросила младших братьев своих – ручейков помочь ей. И пришли они своей старшей сестре на помощь, размыли стену темницы – вырвалась Ангара на свободу. В гневе кричал вслед беглянке Байкал. Над Землей поднялся страшный шторм. Этот шторм сотряс небо и землю, и от него в страхе бежали звери и птицы. Кинулся вслед за Ангарой молодой Иркут… Вдруг молния расколола старую гору – подхватил Байкал осколок горы и кинул вслед дочери, чтобы преградить ей дорогу. Но поздно – уже рядом с Енисеем была Ангара, и подхватил он ее в свои объятья. С той поры так и остались они неразлучны. Слезы горя и радости, что выплакали Байкал, Ангара, Иркут и Енисей со временем превратились в воду и с той поры так и остались там. А осколок скалы, который кинул вслед дочери Байкал, люди прозвали Шаманским камнем. Легенда гласит, что ежели сильно осерчает Байкал, то в гневе смоет он водой Шаман-камень, и затопит тогда весь мир. Дабы умилостивить грозный Байкал, издревле люди приносили ему на этом месте щедрые жертвы. По этой же легенде, если внимательно всматриваться в скалу, можно увидеть лица старых шаманов, которые в древности совершали в тех местах свои ритуалы... Вот уже как несколько лет скала разрушается, и люди видят в этом дурное предзнаменование. Шаман-камень расположен в 70 км от Иркутска, в селе Листвянка. И это действительно то место, которое стоит увидеть воочию.

В хорошую погоду над водой видна лишь верхушка Шаман-камня, выступающая на 1-1,5 метра, но под водой кроется скальный массив, благодаря которому река Ангара не замерзает зимой. В незамерзающей полынье протяженностью от 5 до 15 км обитают до 15 тысяч водоплавающих птиц. Это единственная во всей северной Азии незамерзающая зимовка.

Уникальный геологический объект (паспорт)

Категория : Уникальный геологический объект (УГО)
Геологический профиль: Геоморфологический
Общая площадь: 0.05 га
Год создания: 1981
Статус: Региональное значение

Нормативно-правовая основа функционирования: Утвержден, Решение облисполкома от 19.05.81 N 264
Перечень основных объектов охраны: островок в истоках Ангары, сложенный нижнеархейскими гнейсами, кварцитами, амфиболитами

Краткое описание геологического объекта: На нет, пожалуй, более популярного и легендарного места, чем крохотный островок в истоке Ангары, носящий название Шаманского камня. Это все, что осталось здесь от Приморского хребта после размыва его в незапамятные времена водами Ангары. У камня довольно обширное скальное основание, образующее своего рода порог перед байкальскими глубинами.

Географическое положение: исток р. Ангары, в 0.5 км от условного створа

Широта: 51.87 Долгота: 104.8 (градусы)

Дополнительные сведения: Шаманский камень окружен водами, и пока един­ственным неосуществившимся покушением на его це­лостность можно считать предложение о взрыве для быстрого наполнения водохранилища Иркутской ГЭС.

Камень, заставляющий вздрогнуть

Многие люди знают чудесную легенду о появлении этого камня, ко­торым старик Байкал пытался преградить путь своей своенравной и прекрасной дочери, тайно убегавшей к красавцу Енисею.

При строжайшей опеке своего отца Ангара чувствовала себя не­вольной затворницей, и всячески молила небесные силы о своём осво­бождении.

«О вы, тэнгэринские боги,

Хоть сжальтесь над пленной душой

Не будьте суровы и строги

Ко мне, окружённой скалой.

Поймите, что юность в могилу Толкает запретом Байкал...

О дайте мне смелость и силу

Раскрыть эти стены из скал...»

Легенду знают многие, но мало кто осведомлён в том, что камень славен не только и не столько этим легендарным прошлым, но и тем, что служил культовым пристанищем для молитвенных обря­дов бурятских шаманов. Не менее интересно то, что он был своего рода «клятвенным» местом, на которое отправляли людей, которых подозревали во лжи или измене, особенно в этом плане «везло» не­верным женам. Считалось, что человек, высказывающий неправду, обязательно будет наказан за свой грех на этом камне. Важное свиде­тельство об этих фактах можно найти у Г.Ф. Миллера - немецкого историка, описавшего Сибирь в 18 веке. Он на основании бурятских поверий писал о наличии Aiesha-tscholo «заставляющей вздрогнуть скалы» в истоке Ангары и отмечал, что данное и аналогичные места «пользуются таким почитанием, что лица обвиненные в престу­плении и желающие доказать свою невинность, прибегают к подоб­ной скале и обхватывают её обеими руками, будучи твёрдо убеждены в том, что если ложно поклянутся, то непременно умрут».

Как предполагают некоторые исследователи, легенда о неесте­ственном перемещении шаманского камня является подтверждением того, что в не столь давнее время древние люди были реальными сви­детелями геологических катаклизмов на берегах . В частно­сти, это касается катастроф, в ходе которых возникали новые стоки из озера и перекрывались старые, например, в районах Култука или Бугульдейки (см. материал об этих местностях).

Вблизи от Шаманского памятника в 1972 году появилось ещё одно памятное для иркутян, и не только их, место - каменный обе­лиск на берегу истока Ангары, вблизи которого погиб известный рос­сийский драматург, тридцатипятилетний Александр . Он - полурусский-полу бурят - утонул здесь, не справившись со сту­дёной водой. Предчувствуя свою судьбу, в своем дневнике он как-то записал: «Я никогда не буду старым».

Так называют скалу на Байкале. Вы думаете, она - камень шаманов? Нет. Камень сам - шаман. Шаманит себе потихоньку у истока Ангары. Быть может, кроме него, шаманов на Байкале и не осталось.

Говорят, шаманы остались у бурятов. Но знаете ли вы, что слова «шаман» в бурятском языке нет. И слов колдун, волшебник, чародей, знахарь и священник - тоже нет. Но есть же у них служители культа, и как-то они их называют. Что можно найти в словарях.

Есть перевод для служителей трёх религий. На первом месте ламаизм - «ламын шажан», на втором православие - «ородой шажан», и лишь на третьем то, что у нас называют шаманизм - «харын шажан». Почему-то даже буддизма не найдёшь. Невооружённым глазом видно, что во всех трёх религиях есть общее слово - шажан, оно и переводится как религия.

Но хорошо, пойдём другим путём, если «харын шажан» переводится как шаманство (не шаманизм, а шаманство), то может дело в «харын»? Но если запросить его в словаре, выдаётся стандартный ответ - перевода нет.

Есть ещё на Алтае шаман-камень. Может, поискать в алтайском языке слово шаман? Там его тоже - нет, но, по словарям, удаётся найти хотя бы перевод его - «кам». И призывают этого «кам» для изгнания шайтана - мусульманского дьявола.

Изгоняют его камланием. Вероятно, отсюда «кам»? Кам камлает, изгоняет шайтана, как и у киргизов, и многих других тюркских народностей, но шаманов, опять, и близко нет. Этимология слов может поведать больше, чем история происхождения названия шаман-камней. «История - наука о том, чего нет и не будет» (Поль Валери).

Правильнее, поэтому, называть байкальский камень не Шаман-камень, а Камень-шаман, без жутких ассоциаций об окаменевших шаманах.

Шаман и Шаманка - камни на Байкале

Ангара - единственная река, вытекающая из Байкала. Шаман-камень стоит у самого её истока, на береге Байкала. Шаманка - скала на острове Ольхон. Они похожи по очертаниям, только Шаман более стройный, а Шаманка - с хвостом. Эти камни Байкала превратились в его символ, их часто можно увидеть на рекламных буклетах. Службу им сослужило это плохую, сильно увеличило поток туристов и бизнесменов с хищническими планами - превратить этих туристов в свой источник прибыли.

Время от времени возникают новые легенды-приманки для наивных. Вот, прошёл слух, что в тех местах обитает дух волка. И потекли паломники, желающие причаститься этому духу. А местные администрации в это время пытаются умерить волкофобию малых народностей, занимающихся скотоводством.

Они готовы всех волков перевести на Байкале, лишь бы свой источник прибыли увеличить. Обычная война скотоводов. Не любят они волков, шайтанами обзывают.

Статью написала Ульяна Кор

Материалы по теме:

Чивыркуйский залив: удивительное место в Бурятии

Фото Чивыркуйского залива показывают уникальность и неповторимость этого места в Республике Бурятия, куда любят приезжать на отдых туристы со всей страны. Название водоема произошло от...

На горе Демерджи долина привидений - гордость Алушты

Красоты Крыма невозможно переоценить и ними не устаешь любоваться. Но есть еще нечто, притягивающее внимание туристов многие десятки или даже сотни лет - это его...

Отдых на берегу Катуни

Катунь - жемчужина Горного Алтая, основная ее артерия. Массивное течение реки, перекаты, пороги, удивительный цвет воды завораживают взгляд и привлекают каждое лето, множество туристов...

Над водой видна лишь верхушка Шаман-камня, выступающая на 1-1,5 метра, но под водой кроется скальный массив, разделяющий реку на две части и, кроме того, являющийся границей между рекой и озером.

С самых давних времен те места, где располагается священное озеро, славились как особенно красивые, живописные, а также таинственные по происхождению. За все то время, что человек проживает на землях Байкала, родились и ушли в небытие несколько поэтичных легенд, сказаний и мифов. Одна из таких легенд повествует и о появлении Шаман-камня.

Приведем одну из ее версий:

«Это случилось очень давно, во времена, когда на Земле жили могучие богатыри и доблестные витязи. Был тогда Байкал несметно богат и велик, и все уважали и почитали его. Была у него дочь – красавица Ангара, и все преклонялись перед ее красотой. Байкал любил и баловал Ангару, она росла своенравной и гордой, но шло время, и настал черед Ангаре выбрать мужа. Байкал призвал к себе окрестных богатырей, чтобы те могли помериться силой и отвагой своей покорить сердце его любимой дочери. И был среди них тот, кто был ему особенно люб, – молодой богатырь Иркут.

Но сколько бы отец ни нахваливал удалого Иркута, сердце дочери оставалось непреклонным. Наступил празд ник, сошлись богатыри силой мериться, и был среди них один – Енисей, сын могучего Саяна, который превзошел их всех, а его отвага и доблесть покорили сердце Ангары.

Но не захотел Байкал дать своего родительского согласия, и пришлось молодым расстаться. Долго уговаривал отец свою дочь выйти замуж за Иркута, но Ангара отвечала отказом. Тогда Байкал заточил ее в темницу. Когда же отец сказал ей, что дал согласие Иркуту на брак, решилась Ангара бежать и попросила младших братьев своих – ручейков – помочь ей. И пришли они своей старшей сестре на помощь, размыли стену темницы – и вырвалась Ангара на свободу. В гневе кричал вслед беглянке Байкал, над Землей поднялся великий шторм. Этот шторм сотряс небо и землю, и от него в страхе бежали звери и птицы. Кинулся вслед за Ангарой молодой Иркут. Вдруг молния расколола старую гору – подхватил Байкал осколок горы и кинул вслед дочери, чтобы преградить ей дорогу. Но поздно – уже рядом с Енисеем была Ангара, и принял он ее в свои объятья. С той поры так и остались они неразлучны».

Эта старинная легенда включает в себя реки, озера и горы, которые выступают как герои и одновременно божества. Поэтому Шаман-камень издавна известен как священное место, созданное Байкалом. Считается также, что Шаман-камень – место обитания духа Ангары, Ама Саган Нойона. Среди шаманистов оно входит в число самых почитаемых. Недаром до сих пор здесь проводятся традиционные обряды древней веры бурят.

В давние времена на этом священном месте вершили суд. Обвиняемого оставляли на одинокой скале, чтобы он провел там ночь. Если к утру вода не забирала его и он не погибал от страха и студеного дыхания Байкала, его прощали.

Современная наука подтверждает утверждение о том, что Ангара моложе Байкала. Разлом в Приморском хребте, приведший к образованию проёма, произошел совсем недавно, от 15 до 60 тыс. лет назад – в то время как возраст священного озера исчисляется миллионами лет. Байкал прорвался в долину Большой речки, которая раньше впадала в Иркут, и образовал полноводную реку Ангару. Меньший по размерам Иркут стал её притоком, а Большая речка сохранилась только в своих верховьях, превратившись в один из небольших притоков Ангары.

Как предполагают некоторые исследователи, легенда о неесте­ственном перемещении шаманского камня является подтверждением того, что древние люди могли быть реальными сви­детелями геологических катаклизмов на берегах Байкала. В частно­сти, это касается катастроф, в ходе которых возникали новые стоки из озера и перекрывались старые, например, в районах Култука или Бугульдейки.

Вздымающаяся посередине истока Ангары скала – это всё, что осталось здесь от Приморского хребта после размыва его водами Байкала. У камня довольно обширное скальное основание, образующее своего рада порог перед байкальскими глубинами. Разумеется, видимые размеры камня до образования водохранилища Иркутской ГЭС были больше. А после того, как уровень Байкала поднялся на 1 м., нашему взору открыты лишь две макушки скального массива, но для этого нужно подплыть на довольно близкое расстояние и смотреть на камень под определённым ракурсом.

В 1958 году поступило предложение взорвать Шаман-камень, подложив под него 30 тысяч тонн аммонита. По мнению инициатора идеи, это позволило бы углубить русло вытекающей из Байкала реки до 25 метров и тем самым выпустить из озера 120 кубических километров воды для увеличения производства электроэнергии на Иркутской ГЭС.

При реализации такого замысла была бы полностью оголена прибрежная полоса озера в 100-120 тысяч гектаров, являющаяся зоной жизни для всей флоры и фауны Байкала, должны были исчезнуть основные нерестилища рыб. Во многих местах береговая линия должна была отступить на километр и более, населенные пункты – лишиться источников водоснабжения, а огромные пространства лугов и пастбищ на восточном побережье Байкала – превратиться в зону полупустыни. К счастью, от этого проекта отказались.

Исток Ангары вокруг Шаман-камня практически никогда не замерзает – кроме тех случаев, когда лёд нагоняется ветром с Байкала. Река парит всю зиму, украшая снежным куржаком лес в окрестностях истока. И дело здесь не столько в быстром течении реки, сколько в том, что вода в исток попадает из глубинных слоев Байкала, где она более тёплая, чем на поверхности. «Остров тепла» возле Шаман-камня привлекает в холодное время года многие виды водоплавающих птиц. Это единственная крупная зимовка в Северной Азии, и здесь можно наблюдать не менее 25 000 птиц одновременно.