Воспитание эмпатии у детей дошкольного возраста в разных видах деятельности. Наблюдение за проявлениями эмпатии детей старшего дошкольного возраста в ситуациях взаимодействия со сверстниками Сформированность эмпатии у дошкольников предполагает

Цель - изучение особенностей отношения родителей к воспита­нию сочувствия, сопереживания, эмоциональной отзывчивости у де­тей и представлений родителей об уровне сформированности данных качеств у ребенка.

Вопросы направлены на изучение:

    особенностей взаимоотношений со сверстниками, стиля взаимоот­ношений;

    особенностей эмпатийных реакций ребенка в ситуациях, требую­щих проявлений сочувствия, сопереживания (во взаимоотношени­ях со взрослыми, сверстниками);

^ особенностей эмоциональных проявлений по отношению ко взрослым и сверстникам со стороны ребенка и особенностей эмо­ционального взаимодействия в семье; ^ игровых предпочтений, увлечений детей.

Полученные данные позволят сделать выводы об особенностях отношения родителей к воспитанию сочувствия, сопереживания, эмоциональной отзывчивости у ребенка, о представлениях родителей об уровне сформированности данных качеств у него, о понимании

родителями своей значимой роли в становлении эмоциональной от­зывчивости, эмпатии у дошкольника.

Примерные вопросы анкеты для родителей:

1. Как вы считаете, много ли друзей у вашего ребенка? Круг его друзей велик.

Общается в основном с 1-2 детьми. Ни с кем не дружит.

Дружба носит кратковременный характер. Свой вариант

2. Во взаимоотношениях со сверстниками ваш ребенок: Предпочитает быть вожаком.

Подчиняется другим. Предпочитает находиться в стороне. Избегает общения. Умеет находить компромиссы. Проявляет инициативу в общении со сверстниками. Свой вариант __

3. Выберите из предложенных вариантов модель поведения, кото­ рая, по вашему мнению, является характерной для вашего ребенка в ситуации неудачи сверстника.

Оказывает помощь самостоятельно. Оказывает помощь по просьбе.

Оказывает помощь с целью демонстрации превосходства. Радуется.

Не обращает внимания (не замечает). Игнорирует. Отказывается помочь. Свой вариант

4. Делитесь ли вы с ребенком своими переживаниями, эмоциями? Часто.

Иногда. Всегда. Редко. Никогда. Свой вариант

5. Проявляет ли ваш ребенок сочувствие, сопереживание, оказы­ вает ли помощь вам (близким родственникам), когда вы плохо себя чувствуете (больны, устали и т.д.)?

Только по просьбе. Иногда. Не замечает. Никогда. Свой вариант,

6. Выберите из предложенных вариантов модель поведения, кото­ рая, по вашему мнению, является характерной для вашего ребенка в ситуации успеха другого ребенка?

Обрадуется.

Огорчится, расстроится. Не заметит. Проигнорирует. Свой вариант

Наблюдение за проявлениями эмпатии детей старшего дошкольного возраста в ситуациях взаимодействия со сверстниками

Условия организации наблюдения. Анализируются ситуации взаи­модействия детей в группе.

Критерии наблюдения. Выделены в таблице.

Шкала оценки показателей. В таблице фиксируется частота прояв­лений выделенных критериев в ситуации взаимодействия с детьми; в театрализованной деятельности.

Условные обозначения:

Часто проявляется;

Редко проявляется;

Совсем не проявляется.

Наблюдение за эмпатийными проявлениями детей в реальном взаимодействии

Критерии наблюдения

1

Сопереживание

Особенности понимания и восприятия эмоций и чувств

Окончание табл.

Критерии наблюдения

Самостоятельно замечает, выделяет и дифференцирует чувства и эмоции другого человека (персонажа)

Проявляет неустойчивое внимание и интерес к эмоциям и чувствам

Эмоционально откликается при обращении внимания, объяснении взрослого

Безучастие (связанное с отсутствием понимания эмоций)

Самостоятельно соотносит эмоционачьные состояния с эмоциогенной ситуацией

Использует вербальное обозначение эмоций и чувств

Воспринимает эмоции с опорой на внешние проявления: - мимика,

Описание ситуации

Сочувствие

Отождествление себя с другим, переживание собственных чувств по отношению к чувствам другого

Активно и самостоятельно выражает свои чувства и переживания в речи, дейст­вии:

Использует выразительные движения,

Пантомимику,

Выражает чувства путем подражания

Содействие

Оказание помощи, проявления по отношению к другому человеку

Активно проявляет интерес, желание изменить, принять участие в ситуации, ис­пользуя:

Вербальные высказывания,

Словесные инструкции,

Внешние действия

Использует репродуктивные эмоциональные реакции (подражая другим)

Проявляет заинтересованность, желание выразить свое отношение, оказать вли­ яние на ситуацию

Анализ результатов, полученных в процессе наблюдения ситуаций реального взаимодействия детей, а также материалы анкетирования ро­дителей позволят сделать вывод о развитии эмпатии у дошкольников.

ДИАГНОСТИКА ЭТНОТОЛЕРАНТНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

В условиях создания поликультурного пространства и ориентации современного общества на гуманистические ценности особую значи­мость приобретает установка людей на построение бесконфликтных взаимоотношений и конструктивное разрешение возникающих кон­фликтов, Отсюда возрастает необходимость воспитания у подрастаю­щего поколения таких личностных качеств, как толерантность и эт-нотолерантность, которые являются базой для решения межнацио­нальных проблем и конфликтов на основе общего позитивного принятия окружающих.

Процесс поликультурной социализации начинается с вхождения в культуру своего народа, с формирования этнической идентичности в дошкольном детстве, когда ребенок спонтанно приобретает первые фрагментарные знания о своей этнической принадлежности (Ж. Пиаже). В современных отечественных исследованиях отмечается, что сегодня чувство национальной принадлежности зарождается у детей дошкольного возраста раньше и что они становятся особо чув­ствительными к национальному фактору (А. О. Бороноева, Э. К. Сус­лова, Т. Г. Стефаненко и др.).

Отношение к человеку другой национальности начинает формиро­ваться у ребенка примерно с четырех лет, основываясь на элементарных проявлениях интернациональных чувств, знаниях о людях других наци­ональностей. Большинство детей старшего дошкольного возраста поло­жительно относятся к людям разных национальностей. Однако имеют место и проявления иного отношения: смех, испуг при встрече с людь­ми других рас или национальностей, отказ вступать в общение с ними. Причинами являются детская непосредственность, весьма ограничен­ный жизненный опыт, отсутствие необходимых представлений о людях других национальностей и культуры общения с ними.

Нужно иметь в виду: на данном этапе система личностных нрав­ственно-ценностных ориентации дошкольника складывается под воз-

действием окружающего общества. Взрослые выполняют ведущую роль в становлении личности ребенка, являются конкретными носи­телями общественных ценностей, которые служат ребенку образцами для подражания.

Анализ немногочисленных исследований данной проблемы позво­ляет сделать вывод, что у детей старшего дошкольного возраста можно воспитывать толерантное отношение к представителям других нацио­нальностей. Вместе с тем, проявление дошкольниками этнической то­лерантности изучено в современной психологии и педагогике недо­статочно и почти не становилось предметом специального исследова­ния. Это делает актуальным поиск способов диагностирования особенностей проявления этнотолерантности у детей старшего до­школьного возраста, а также изучение своеобразия отношения взрос­лых (педагогов и родителей) к данной проблеме.

Предмет диагностики: изучить особенности проявления этнотоле­рантности у детей старшего дошкольного возраста и своеобразие от­ношения взрослых (воспитателей и родителей) к воспитанию этното­лерантности у дошкольников.

Комплексная методика включает два направления: диагностичес­кое исследование этнотолерантных установок дошкольников и взрос­лых (воспитателей детского сада и родителей детей).

Цель первого направления диагностики - определить особенности проявления этнотолерантности у детей 5-7 лет.

При формулировании задач диагностики учитывается, что в совре­менной педагогической науке выделяются три основных компонента этнотолерантности в дошкольном детстве: когнитивный компонент (знания), эмоциональный компонент (отношение) и практический компонент (умение взаимодействовать с людьми в разнообразных си­туациях с позиции применения имеющихся знаний и толерантных установок).

Это позволяет сформулировать следующие задачи.

    Определить уровень знаний детей о расовых; национальных и культурных особенностях людей и изучить интерес к сверстнику дру­гой расы (национальности).

    Определить уровень развития эмоционального компонента эт­нотолерантности у детей 5-7 лет.

    Выявить уровень, сформированное™ представлений у детей стар­ шего дошкольного возраста об уважительном, доброжелательном от­ношении к детям другой национальности и умений налаживать дру­ жеские взаимоотношения с ними.

5. В соответствии с поставленными задачами проводятся беседы и три экспериментальных ситуации («Выбери напарника для игры», «Нужен твой совет», «Невыдуманная история»).

Индивидуальная беседа 1

(адаптированная методика Е.И.Николаевой, М.Л. Поведенок)

Цель - изучить особенности представлений детей о расовых, на­циональных и культурных особенностях людей, выявить интерес к обсуждению вопросов о расах и этносах.

Стимулы!ый материал: глобус, карта мира с изображениями жите­лей Земли.

Предъявление задания.

Посмотри на глобус (карту мира) - как много на земле разных морей, земель, рек, гор! Знаешь, на планете есть несколько конти­нентов - огромных территорий, которые называются: Африка, Аме­рика, Евразия, Австралия, На них расположено множество стран, в которых живут люди, не похожие друг на друга внешне. Например, у них кожа отличается по цвету.

Людей с каким цветом кожи ты знаешь? Где они живут - назови, а я покажу на карте (глобусе).

Если ребенок не может ответить на вопросы, то взрослый до­полнительно спрашивает у него:

Какого цвета твоя кожа? Все называют нас людьми белой расы. На каких континентах, в каких странах еще живут люди белой расы?

А ты знаешь, что в Африке живут негры? Мы называем их людь­ми черной расы. А в Азии живут люди с желтым цветом кожи.

Ты бы хотел(а) бы поиграть с детьми другой расы? Какой?

Знаешь ли ты, что на земле живут люди разных национальностей?

Какие национальности ты знаешь?

Хотел(а) бы ты поиграть с детьми других национальностей? Каких?

Как ты думаешь, в какие игры играют эти дети? В какие игры вы бы играли?

Знаешь ли ты, что в разных странах люди по-разному отмечают праздники?

Ты бы хотел(а) узнать, как отмечают праздники дети в других странах?

Как ты думаешь, какие праздники отмечают дети всех нацио­нальностей?

Способы обработки и анализа материалов задания представлены после беседы №2.

Для получения эмпирической базы данных нами были проведены серия диагностических методик с детьми старшего дошкольного возраста в МДОУ. В эксперименте приняли участие 20 детей в возрасте 6-7 лет. Целью констатирующего эксперимента являлось выявить уровень развития эмпатии у старших дошкольников. На основе проведенного нами ранее теоретического анализа сущности, форм и особенностей развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста, мы выделяем в структуре эмпатии следующие содержательные компоненты: 1.эмоциональный компонент эмпатии (переживание-сочувствие) , 2. когнитивный компонент эмпатии (переживание-утверждение себя), 3. поведенческий компонент эмпатии (переживание-действие).

Диагностика «Понимание эмоциональных состояний».

Цель: изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке.

Литература: Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. – М., 1998. – С. 226.

Материал:

    Картинки с изображением детей и взрослых, у которых ярко выражено эмоциональное состояние как основных эмоций (радость, страх, гнев, горе), так и их оттенков (циклограммы, схематичное изображение эмоциональных состояний).

    Сюжетные картинки с изображением положительных и отрицательных поступков детей и взрослых.

Процедура проведения: эксперимент проводиться индивидуально с детьми 6 – 7 лет в две серии.

Первая серия . Ребенку последовательно показывают картинки с изображением различных эмоциональных состояний и спрашивают: «Опиши картинку. Кто изображен на ней? Как он себя чувствует? Как ты догадался об этом?»

Вторая серия . Ребенку последовательно показывают сюжетные картинки и задают вопросы: «Что делают дети (взрослые)? Как они это делают (дружно, ссорятся, не обращают внимания друг на друга и т.д.)? Как ты догадался? Кому из них хорошо, а кому плохо? Как ты догадался?»

Обработка данных: подсчитывают число верных ответов в разных возрастных группах отдельно по каждой серии и по каждой картинке выявляют, доступно ли детям понимание эмоциональных состояний взрослых и сверстников, на какие признаки они опираются, кого лучше понимают: взрослого или сверстника. Определяют зависимость этих показателей от возраста детей.

Диагностика «Изучение эмоциональных проявлений детей».

Цель: изучение способов выражения эмоций.

Литература: Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред. А.Д.Кошелевой. – М., 1985. – С. 99 – 100.

Подготовка исследования: подобрать ситуации из жизни детей, близкие и понятные им:

    Больная мама лежит в постели, старшая дочка (подготовительная группа) приводит брата (ясельная группа).

    Во время обеда в группе мальчик нечаянно разливает суп, все дети вскакивают и смеются; мальчик испуган, воспитатель строго объясняет, что надо быть аккуратнее и что смеяться здесь совершенно не над чем.

    Мальчик потерял варежки и на прогулке у него сильно замерзли руки, но он не хочет показать другим, что очень замерз.

    Девочку не приняли в игру, она отошла в угол комнаты, низко опустила голову и молчит, вот-вот заплачет.

    Мальчик (девочка) радуются за своего друга (подругу), чей рисунок оказался лучшим в группе.

Проведение исследования: исследование проводится с детьми 6 – 7 лет.

Первая серия . Подготовленные заранее дети разыгрывают перед группой сценку, затем экспериментатор спрашивает у ребят, что чувствуют персонажи этой сценки.

Вторая серия . Экспериментатор описывает ситуацию и предлагает ее изобразить:

I ситуация – показать печальное, страдающее лицо мамы, капризно плачущего мальчика и сочувственное лицо девочки;

II ситуация – показать строгое лицо воспитателя, смеющихся и затем смутившихся детей, испуганное лицо мальчика;

III ситуация – как мальчик не хочет показать, что он замерз;

IV ситуация – показать обиду девочки;

V ситуация – показать неподдельную радость за другого.

Если дети недостаточно выразительно или неправильно изображают чувства и эмоции персонажей, экспериментатор вновь описывает ситуации и подробно рассказывает, что испытывает каждый из персонажей.

Обработка данных. Анализируют, как дети воплощают эмоциональные состояния героев в сценках. Делают вывод о выразительности и богатстве экспрессивно – мимических средств общения и о развитости умения сопереживать другим людям.

Педагогическая диагностика проводилась на базе "Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних Пушкиногорского района", в которой приняли участие 15 детей в возрасте 5-6 лет.

Целью диагностики являлось определение уровня сформированности эмпатии у детей старшего дошкольного возраста.

Критерии определения уровня развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста:

  • 1. Уровень развития эмоционального компонента эмпатии;
  • 2. Уровень развития когнитивного компонента эмпатии;
  • 3. Уровень развития поведенческого компонента эмпатии.

Для определения развития эмоционального компонента эмпатии использовалась диагностическая методика Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной "Понимание эмоциональных состояний" (Приложение 1).

Были определены три уровня развития эмоционального компонента эмпатии у детей старшего дошкольного возраста.

Детей, которые, комментируя картинки с изображением человека, на вербальном уровне затрудняются или неверно различают и обозначают словом эмоциональное состояние, причем лучше понимают эмоциональные состояния взрослых, чем детей, мы отнесли к низкому уровню. Таких детей было 65%.

Детей подробно описывающих действия, изображенные на картинке, мы отнесли к среднему уровню, так как они понимают и различают мимику, жесты основных эмоциональных состояний: радость, гнев, грусть, печаль, но при этом они затрудняются при восприятии оттенков эмоций (отчаяние, сожаление и др.) - 35% детей.

Таким образом, анализируя полученные данные, мы пришли к выводу, что у детей знания об эмоциях ситуативны и неглубоки, ориентированы на яркие внешние признаки. Результаты диагностики эмоционального компонента эмпатии представлены в таблице.

Таблица 1. Результаты диагностики эмоционального компонента эмпатии у детей старшего дошкольного возраста

Для определения уровня развития когнитивного компонента эмпатии использовалась диагностическая методика А.Д. Кошелевой "Изучение эмоциональных проявлений детей" (Приложение 2).

В результате проведения диагностики нами были выделены три уровня развития когнитивного компонента эмпатии у детей.

У большинства детей экспрессивно - мимические средства общения при изображении чувств и эмоций персонажей отличаются невыразительностью, недостаточным проявлением. У некоторых детей проявлялась робость, замкнутость, несобранность или агрессия. Этих детей мы отнесли к низкому уровню -58%.

Дети среднего уровня верно передают эмоциональные состояния героев - персонажей, но при принятии на себя роли персонажа мимика и жесты мало выразительны - 31% детей.

Дети высокого уровня воплощают эмоциональные состояния героев в сценках, используя богатство экспрессивно - мимических средств общения. Достаточно выразительно изображают чувства и эмоции персонажа, достаточно выразительно передав их настроение. Таких детей было 11% .

Данные о результатах диагностики когнитивного компонента оформились в таблицу.

Таблица 2. Результаты диагностики передачи эмоций и чувств у детей 5 - 6 лет

Для определения уровня развития поведенческого компонента использовали наблюдения за детьми в процессе совместной деятельности.

В ходе наблюдений было установлено, что большинство детей в реальных ситуациях совместной деятельности отказываются помогать своим сверстникам, предпочитают индивидуальную работу. Таких детей мы отнесли к низкому уровню. Их было 60%.

Часть детей стремятся помогать сверстникам только на вербальном уровне, а при внесении реальных ситуаций наблюдается иная картина. Эти дети были отнесены к среднему уровню - 40% детей.

Данные по выявлению уровня поведенческого компонента эмпатии представлены в таблице.

Таблица 3 Результаты исследования поведенческого компонента эмпатии у детей старшего дошкольного возраста

Обобщая результаты диагностики, нами было выявлено три основных уровня развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста:

  • 1. Низкий уровень обеспечивает развитие эмпатии, проявляющейся на основе слабо выраженного сопереживания или его отсутствия. Выражается в переживании состояний, которые испытывает другой, на основе отождествления с ним.
  • 2. Средний уровень позволяет ребенку обрести свойства, присущие сопереживанию и сочувствию, таким как: переживание субъекта по поводу чувств другого, обращенность к внутреннему миру другого. Включает в себя идентификацию субъекта с объектом эмпатии.
  • 3. Высокий уровень развития эмпатии характеризуется способностью к критическому осмыслению своего поступка, адекватной оценке своей деятельности, стремлению к оказанию действенной помощи. Успешность ее зависит от степени обращенности личности к своему внутреннему миру, подвержено рефлексии.

В результате диагностики нами были получены следующие обобщенные данные, представленные на рисунке 1.

Рис. 1

Таким образом, проведенная диагностика показала, что 7% воспитанников способны к эмпатическим переживаниям. Таких детей чаще других приглашают в игры, обращаются к ним с просьбами. Большинство (60%) детей в диагностируемой группе находятся на начальном уровне развития эмпатии.

Наблюдаемое желание детей на вербальном уровне помогать, проявлять сочувствие дает нам основание предполагать, что использование специально разработанной системы педагогических средств, основу которых составит комплекс сюжетно-ролевых игр, позволит им в дальнейшем проявлять эмпатию к людям в реальных ситуациях, так как это обусловлено наличием сензитивного периода, произвольностью психических процессов, стремлением детей к совместности, взаимодействию, принятию позиции другого.

В связи с этим, по нашему мнению, необходимо научить ребенка осознанно относиться к чувствам другого, к своему внутреннему миру и внутреннему миру других, развивать стремление к оказанию действенной помощи другим детям.

В условиях воспитания педагог организует практическую деятельность ребенка, в ходе которой он вступает в реальные взаимоотношения с окружающим миром и усваивает созданные обществом ценности. При этом особую роль приобретают виды деятельности, которые вызывают яркий эмоциональный отклик у ребенка, заражают его: игра, слушание музыки и восприятие литературного произведения, спектакля и т.п. Особое место среди перечисленных видов детской деятельности в развитии эмпатии у старших дошкольников занимает деятельность театрализованная.

Значительную роль в усвоении ребенком смыслов и мотивов человеческой деятельности, воспроизведение социальных отношений, формировании ценностных ориентаций занимает театральная деятельность . Театр - один из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства. Он доставляет детям радость, развивает воображение, способствует творческому развитию. Театрализованная деятельность обладает огромным потенциалом развития творческих особенностей детей, а также способствует развитию эмоциональной сферы дошкольников. Дети, получившие художественно-эстетическое воспитание, оказываются более развитыми, эмоциональными, чем их сверстники. Театрально-игровая деятельность объединяет детей, дает понятие о чувстве партнерства, взаимовыручке, снимает скованность, способствует инициативе, ускоряет процесс овладения навыками публичного выступления, помогает поверить в себя.

Театр является одним из эффективных средств воспитания, что основывается на активности эмоционально чувственной сферы личности.

Театр для детей - это школа чувств и восприятия, школа высокой эмоциональной культуры, человеческого общения и отношений.

Театрализованная деятельность является мощным средством гармоничного развития и творческого потенциала ребенка дошкольного возраста.

Большую роль в формировании нравственной культуры личности играет чтение художественной литературы. Необходимость использования произведений художественной литературы в воспитании эмпатии обоснована многими исследователями и просветителями: Л.Н. Толстым, К.Д. Ушинским, А.С. Макаренко, В.Т. Белинским, А.С. Пушкиным, А.М. Горьким, Я.А. Коменским, И.П. Песталоцци, Д. Локком, И.А. Ильиным, Д.С. Лихачевым, Л.С. Выготским, В.В. Давыдовым, Л.И. Божович. Исследования Л.С. Стрелковой, Б.М. Теплова, Л.М. Гурович показывают, что одним из наиболее эффективных средств воспитания эмпатии детей старшего дошкольного возраста является сказка. Сказка воздействует на чувства и разум ребенка, развивает его восприимчивость, эмоциональность, сознание и самосознание, формирует мировоззрение. Л.П. Стрелкова заметила, что в возрасте 4-5 лет у ребенка появляется и принципиально новая способность - сопереживать вымышленным персонажам. Поэтому так важно использовать художественную литературу, а именно сказки в воспитании эмпатии. Герои сказок делают все то, что делают обыкновенные люди. Все это способствует лучшему пониманию сказки ребенком. Ребенок становится на позицию героя произведения, пытается преодолеть стоящие на его пути препятствия. Б.М. Теплов, рассматривая природу художественного восприятия ребенка, указывал, что сопереживание мысленное содействие герою произведения составляет "живую душу художественного восприятия". Сказка предлагает ребенку образы, которыми он наслаждается незаметно для себя, усваивая жизненно важную информацию. Сказка ставит и помогает решить моральные проблемы. В ней все герои имеют четкую моральную ориентацию. Они либо целиком хорошие, либо целиком плохие. Это очень важно для определения симпатий ребенка, для разграничения добра и зла, для упорядочения его собственных сложных чувств.

Роль сказки в формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию неоценима. Агрессивные дети, как правило, имеют низкий уровень эмпатии. Агрессивных же детей, чаще всего, не волнуют страдания окружающих, они даже представить себе не могут, что другим людям может быть неприятно и плохо. Считается, что если агрессор сможет посочувствовать "жертве" его агрессия в следующий раз будет слабее. Таким образом, использование сказки в воспитании эмпатии играет большую роль.

Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. Поскольку ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра, то именно в игре особенно эффективно проявляются эмоциональные ресурсы детей, формируются основы эмоциональной культуры, развиваются доверительные отношения между ребенком и взрослым, навыки взаимодействия в обыденных и конфликтных ситуациях. Игра для ребенка не просто интересное времяпрепровождение, а способ моделирования внешнего, взрослого мира. Через игру ребенок в опосредственной форме включается в жизнь взрослых, осваивает культуру как источник гуманизации отношений.

Слушанье музыки - целенаправленный процесс восприятия и осознания музыкального произведения.

Существуют определённые условия, педагогические приёмы и методы, способствующие эффективному формированию эмпатии, развитию сострадания у детей, одним из таких средств является искусство.

Музыка, как и другое любое искусство, способна воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственно-эстетическим переживаниям, вести к преобразованию окружающего, к активному мышлению. Наряду с художественной литературой, театром, изобразительным искусством она выполняет социальную воспитательную функцию.

Издавна музыка признавалась важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и в жизни.

Музыка как вид искусства открывает человеку возможность познавать мир и в процессе познания развиваться. Воспитательная эффективность музыкального воздействия таится в самой специфике постижения музыки на уровне музыкального восприятия как художественного общения, когда в музыкальном звучании воспринимаются не просто звуки или структурные элементы, а "социальные чувства человека и эстетическое переживание заключается в сопереживании, в сочувствии выраженной радости или горю, дружбе или вражде".

Музыкальное искусство через общение, диалог "втягивает" растущего человека в модель жизни, обуславливает развитие и саморазвитие, делает его способным изменять социокультурную среду, приводить в соответствие личностно-индивидуальные ценности с общечеловеческими. Музыкальное восприятие помогает осмыслить и приобрести жизненные ценности, содействует расширению интересов, выработке вкусов, побуждает к информационному обмену.

3.1. ОРГАНИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

1.Педагогическое мастерство – это:
А) Высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в творчестве педагога, постоянном совершенствовании искусства обучения, воспитания и развития человека.
2.Педагогический мониторинг – это:
А) Постоянное отслеживание состояния педагогической системы принятия управленческих решений, её функционирование и развитие.
3. К индивидуальным формам методической работы относятся:
В) Наставничество.
4.Какой из документов определяет специфику организации учебно – воспитательного процесса в конкретном ДОУ с учётом стандарта дошкольного образования:
А) Образовательная программа.
5. Председатель Совета педагогов:
Б). Избирается Советом педагогов.
6.Важная функция управления, которая обеспечивает систематическую рациональную и эффективную работу всех подразделений ДОУ:
А) Планирование.
7. Организационно – юридический документ, регламентирующий одну из сторон деятельности учреждения:
В) Положение (локальный акт).
8.Последовательность выполнения действий – это:
Б) Алгоритм.
9. Заседания Совета педагогов правомочны, если на них присутствуют:
А) Половина его членов.
10. Как называется вид контроля, предполагающий изучение системы работы воспитателя в пределах определенной темы, предусмотренной программой?
В) Тематический.
11. Педагогическую диагностику с детьми целесообразно проводить:
Б) Два раза в год.
12.Календарный вид планирования:
В) Определяет порядок работы с детьми в течение дня.
13. ДОУ с этнокультурным компонентом образования – это учреждение, которое реализует образовательную программу дошкольного уровня обучения в пределах стандарта и обеспечивает изучение:
Б) Национального языка, культуры, традиций народа.
14. Форма методической работы, для которой характерны групповые занятия по определенному плану с целью повышения теоретического уровня педагогов – это:
А) Семинар.
15.Какие технологии можно отнести к инновационным для ДОУ:
А) Проблемное обучение.
В) Развивающее обучение.
16. Режим жизнедеятельности ДОУ, предполагающий качественно новое состояние всех элементов и системы в целом называется:
А) Режим развития.
17.Качество дошкольного образования – это :
А) …такая организация педагогического процесса в ДОУ, при которой уровень воспитанности и развития каждого ребенка возрастает в соответствии с учетом его личностных, возрастных и физических особенностей в процессе воспитания и обучения.

3.2. Теория и методика формирования математических представлений
1. Сенсорное воспитание как основа математического образования дошкольников - это...
б) целенаправленный педагогический процесс, направленный на формирование чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятия;
2. Дидактический материал М. Монтессори направлен на развитие... :
б) сенсорных способностей;
3. Традиционными средствами формирования элементарных математических представлений являются:
а) оборудование для игр и занятий, комплекты наглядного дидактического материала, литература;
4. Занятия по развитию элементарных математических представлений нацелены на...
б) предъявление новых знаний, повторение и систематизацию пройденного материала, закрепление умений и навыков;
5. В младших группах использование словесного метода на занятиях по математике сопровождается:
г) загадочным, сказочным тоном, медленным темпом и многократными повторениями;.
6. Исключите лишнюю задачу математического развития дошкольников.
в) развитие конструкторской деятельности;
7. Развитие познавательного интереса детей к математике требует от педагогов...
а) создания предметно-развивающей, игровой и бытовой среды;
8. Направления работы по формированию математических представлений связаны с...
а) развитием интеллектуальных способностей и формированием содержательных, математических представлений и понятий;
9. Исключите лишний раздел программы по формированию математических представлений :
б) «Моделирование»;
10. По программе обучения дочисловая деятельность младшего дошкольника включает в себя...
б) выделение свойств предметов, необходимых для овладения математическими представлениями, действий сравнения;
11. Основанием для введения ребенка в мир числа старшего дошкольника является...
а) выполнение действий с величинами, пользование условной меркой;
12. Дидактические игры и упражнения на занятиях по развитию математических представлений способствуют...
а) закреплению знаний, умений и навыков, развитию психических процессов;
3.3. Теория и методика экологического образования дошкольников

1. Природа используется как средство:
в) для всестороннего развития детей;
2. Направления экологического образования Дошкольников в качестве временного стандарта сформулированы в книге:
а) «Аттестация и аккредитация дошкольных образовательных учреждений»;
3. Какое из суждений не относится к понятию «экологическая культура»:
г) рассматривается как врожденное свойство личности;
4. Экологический подход к пониманию многообразия в живой природе состоит:
Варианты ответа:
а) в том, чтобы показать детям, что физиологические и морфофункциональные особенности организма соответствуют среде его обитания;
б) в необходимости демонстрировать детям, что на каждом этапе развития организма его связь со средой приобретает свое специфическое выражение;
в) в том, чтобы показать, что морфофункциональное сходство растений и животных обусловлено сходством взаимоотношения со средой обитания;
г) в том, чтобы на конкретных представителях растительного и животного мира демонстрировать дошкольникам последовательный процесс развития живого организма с различными требованиями к условиям среды;
д) все верно в совокупности.
5. Экологический подход к содержанию животных и растений в уголке природы ДОУ заключается:
б) в создании условий, в полной мере соответствующих потребностям и приспособленности живых организмов к ним;
6. Сезонными объектами уголка природы могут быть:
д) огород на окне.
7. Элементом экологоразвивающей предметной среды не может быть:
д) уголок ряжения.
8. Педагогический смысл экологических праздников досугов заключается в том, чтобы...
б) вызвать положительный эмоциональный отклик у детей;
9. Природоохранные акции - это социально значимые мероприятия, которые проводятся в ДОУ:
д) в старших группах с привлечением детей, сотрудников и родителей.
10. «Развитие детей средствами природы, длительное пребывание на воздухе, жизнь в согласии с природой» - это задачи:
в) Лесных школ Мулле в Швеции;
11. К парциальным программам социально-экологической направленности относится:
г) «Экономика и экология»;
14. Правильно и умело проведенная диагностика экологической воспитанности детей...
Варианты ответа:
а) показывает уровень развития детей;
б) определяет реальное продвижение в развитии детей;
в) выявляет отношение детей к объектам природы;
г) дает возможность увидеть эффективность программы с точки зрения ее влияния на развитие детей;
д) все ответы верны в совокупности.

3.4. Теория и методика развития речи детей

1. Что является предметом изучения методики развития речи?
а) процесс овладения детьми родной речью и навыками речевого общения в условиях целенаправленного педагогического воздействия;
2. Какая функциональная нагрузка лежит на группе «личностных » характеристик языка?

в) средство осознания собственного «Я»;
3. Какие средства общения являются ведущими у детей от 0 до 6 месяцев?
б) экспрессивно-мимические (сосредоточение на лице взрослого, улыбка, жесты и др.);
4. К какому возрасту у ребенка появляются первые слова? ;
б) к 1 году;
5. В основе методического принципа обеспечения активной речевой практики лежит положение о том, что развитие речи происходит только...
в) в процессе общения;
6. Словообразование - это компонент...
Варианты ответа:
а) грамматической стороны речи;
7. Какой мотив является ведущим для детей старшего дошкольного возраста при вступлении в общение со сверстниками?
в) самооценка и удовлетворение потребности в признании;
8. В каком возрасте дети не только воспринимают поступки героев литературных произведений, но и понимают мотивы этих поступков?
д) 5,5 - 7 лет.
9. Что не считается формой словесного творчества детей
в) чтение стихотворений наизусть;
10. Что противоречит гигиеническим правилам работы с компьютером в процессе проведения занятий, в т. ч. по развитию речи детей?
д) одновременно за одним компьютером должны заниматься 2 ребенка.
11. Какая продолжительность занятий по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром с привлечением компьютера является максимальной для детей 6 лет?
б) 10 мин;.

12. Что не относится к задачам обучения детей иностранному языку? Варианты ответа:
г) формировать навыки и умения в вычислениях и измерениях;
13. В чем заключается суть планирования работы по развитию речи?
б) в проектировании становления и развития речи детей прогнозировании динамики педагогического воздействия на речь и его результативности;

14. В каком программном документе впервые был выделен самостоятельный раздел «Развитие речи»?
д) Типовая программа воспитания и обучения в детском саду.
15. Какое утверждение, касающееся адаптации программы развития речи детей к конкретным условиям работы ДОУ, неверно?
б) разделы по развитию речи представлены в программе изолированно, без учета взаимосвязи между ними;
16. Какова цель методики развития речи?
а) разработка на научно-педагогической основе наиболее эффективных средств, методов и приемов развития речи, повышающих успешность педагогического воздействия;

3.5. Методика развития детского изобразительного творчества
1. Определите показатели, характерные для детского восприятия в доизобразительном периоде:
д) нецеленаправленность.
2. Целью обучения изобразительной деятельности детей является...
г) содействие развитию творческой личности;
3. Какой прием обучения используется на I этапе работы с детьми?
г) рассказ-образец, раскрывающий эмоционально-личностное отношение педагога к картине;

4. Какие изобразительные движения осваивает ребенок в течение второго года жизни?
в) разнообразные рисовальные движения орудийного характера;
5. Какие качества характеризуют детские работы в изобразительном периоде?
в) глубина мысли;
6. Что не рассматривается учеными как вид изобразительной деятельности?
а) рисование;
7. К какому разделу программы относится задача обучения детей выполнению элементов декоративной росписи (за-1 виток, цветок, ягода, листок)?
а) составление узоров;.
8. Какая техника не используется в аппликации?
д) рисование по мокрому.
9. Интегрированные занятия по изобразительной деятельности направлены на...
г) предоставление детям большей самостоятельности в выборе техник и материалов;

10. Какое произведение, которое чаще всего используют в методике ознакомления дошкольников с живописью, написано В. А. Серовым?
г) «Девочка с персиками»;

11. С какой возрастной группы ДОУ начинают приобщать детей к изготовлению поделок из природного материала с использованием клея и пластилина?
а) средней;
12. В каком возрасте становится возможным участие детей в таких видах ручного художественного труда, как лоскутное шитье, плетение, ткачество, вышивание?
г) старшем дошкольном;
13. Наличие регуляции рисовальных движений у ребенка не определяется по...
в) оригинальности изображения;

3.6. Методика физического воспитания дошкольников
1. Процесс формирования и изменения на протяжении жизни естественных морфофункциональных свойств организма ребенка и основанных на них психофизических качеств - это...

г) физическое развитие;
2. Дополните предложение: «Между деятельностью центральной нервной системы и работой опорно-двигательного аппарата человека существует...».
б) теснейшая связь;
3. Какое положение выражает готовность к действию и создает наиболее выгодные условия для правильного выполнения упражнения?
б) исходное;
4. Какая группа методов формирует у детей представления о движении, яркость чувствительного восприятия и двигательных ощущений, развивает сенсорные способности?
б) наглядные;
5. Какое понятие характеризует переход представления о движении мышц в реальное выполнение этого движения и активизацию идеомоторных представлений посредством словесной инструкции?
а) идеомоторный акт;
6. Иррадиация, специализация и стабилизация - физиологические закономерности формирования двигательного...
г)навыка;
7. Сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами, - это ...
г) подвижная игра;
8. Старших дошкольников обучают следующим спортивным играм:
Варианты ответа:
а) бадминтон, баскетбол, городки, настольный теннис, хоккей, футбол;
б9. Основной формой организованного систематического обучения физическим упражнениям является ...
д) физкультурное занятие.
10. Какая задача не относится к воспитательным задачам физического развития детей в ДОУ?
д) совершенствование защитных функций организма.
11. Использование разнообразных форм двигательной активности создает оптимальный ...
б) двигательный режим;
12. На физкультурном занятии осуществляется контроль за соблюдением следующих нагрузок:
б) психологической, физической;

13. К разнообразным типам физкультурных занятий относятся занятия:
а) смешанного типа, спортивные, сюжетные, игровые, на тренажерах, ритмическая гимнастика, по интересам, контрольно-проверочное и др.;

3.7. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ
1. Что в современных педагогических концепциях рассматривается как основной путь развития личности в онтогенезе приобщения детей к социальному миру?

г) единство социализации и индивидуализации;
2. Социализация - это...
в) процесс усвоения и активного воспроизводства ребенком социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности, и его результат;
3. Диагностика уровня усвоения детьми социальных норм - это изучение представлений детей...
Варианты ответа:
а) о правилах поведения в социуме;
4. Диагностика уровня сформированности эмпатии у дошкольников предполагает оценку уровня...
д) умений сопереживать взрослым и сверстникам.
5. Какой прием помощи со стороны взрослого наиболее эффективен для ребенка в преодолении отчуждения сверстников?
д) создание реальных жизненных ситуаций, обеспечивающих социальный успех в группе сверстников и их родителей.
6. Найдите цель, которая не соответствует содержанию программы С.А. Козловой «Я - человек»:
г) формирование национального самосознания и уважения к православию;
7. Роль игры в ознакомлении дошкольников с социальным миром заключается в...
а) усвоении основных векторов человеческих взаимоотношений;.

8. Социальный образ себя у дошкольника предполагает..
а) приобретение способности к самооценке;
9. Какое проявление социального развития характерно «кризиса 7 лет»?
д) осознание себя как субъекта общения.
10. Как меняется общение ребенка на протяжении дошкольного возраста? ;
б) по форме общения и типу взаимоотношений;

11. Кем разработан метод и методика социометрии?
а) Дж. Морено;
12. Причиной эмоционального неблагополучия ребенка группе сверстников, которую можно выявить в процесс хронометрированных наблюдений, является...
б) отсутствие потребности в общении, неумение общаться и играть со сверстниками;
13. Что является показателем задержки личностного социального развития старшего дошкольника?
а) неумение общаться;
14. Оценка уровня сформированности культуры поведения у ребенка дошкольного возраста предполагает...
г) формирование социальных потребностей и усвоение всех компонентов культурного общения со взрослыми и сверстниками;

15. При диагностике готовности ребенка к общению в школе внимание обращается на...
г) способность общаться в условиях школьных взаимоотношений;
16. Какому возрасту соответствует внеситуативно-познавательная форма общения со взрослыми, которую учитывают современные программы?
Варианты ответа:
г) от 3-4 лет до 5 лет;

17. Какова роль сюжетно-ролевой игры в социально-психологическом развитии дошкольника?
а) игра формирует начальные формы самоконтроля, самооценки, организованности, межличностных отношений детей;
18. Знания возрастных психологических особенностей социального развития детей помогают педагогу-воспитателю :
Варианты ответа:
а) диагностировать уровень социального развития;
б) адекватно оценивать поведение детей в группе сверстников;
в) организовывать коллективную работу;
г) разрабатывать методические рекомендации для родителей;
д) все ответы верны .
19. Одна из причин возникновения нарушений социальных контактов у детей - это...
Варианты ответа:
а) депривация;
б) врожденные физические дефекты;
в) отсутствие положительного опыта общения в семье;
г) недостаток внимания и любви со стороны взрослых;
д) все ответы верны.