Воспитание до двух лет: развиваем, наблюдаем, направляем. Воспитание до двух лет: развиваем, наблюдаем, направляем Малышу 1 2

говорить в 11 месяцев – 1 год и 5 месяцев. Чаще всего он стремится называть самых близких ему людей (мама, папа, баба). Эти слова очень просты для произношения, но и наиболее значимы. После года появляются звукоподражания тем предметам или явлениям, которые малыш чаще всего наблюдает в своей жизни: тиканье часов, мяуканье кошки, лай собаки и т.д. Чуть позже рождаются обозначения других слов, которые ребенок запомнил, но произнести их ему слишком сложно, поэтому он сокращает услышанные слова или заменяет на придуманные, более простые (огурец – «бека», кушать – «ам»). Речевое развитие ребенка 1-2 года еще не настолько совершенно, чтобы малыш смог обозначить все окружающие его предметы. Поэтому довольно часто родители наблюдают картину, когда кроха протягивает вперед ручку с вытянутым пальчиком, вопросительно произнося «Ы?». Не следует раздражаться или волноваться по этому поводу. Это необходимый этап в развитии ребенка.

  • Побольше разговаривайте с ним, называйте предметы или явления, давайте возможность пощупать то, о чем идет речь, так как тактильное восприятие у детей наиболее развито в этот период. Таким образом малыш формирует логические связи между объектами.
  • Почаще раскладывайте перед ним различные предметы, просите выбрать именно тот, который вы назвали, помочь вам, выполнив определенные действия. Ребенок будет рад быть полезным.
  • Читайте ему детские стихотворения, потешки, скороговорки, небольшие русские народные сказки (например, «Колобок», “Курочка Ряба”, “Репка”‘).
  • Особое внимание уделите развитию мелкой моторики пальцев рук
  • Не забудьте про пальчиковые игры для самых маленьких – это веселые игры, когда Вы одеваете на пальчики малышу и себе различных бумажных или матерчатых животных, слушайте Железнову и ее песни и выполняйте ее упражнения на звукоподражание и мелкую моторику пальцев рук под веселую музыку.
  • Играйте с тестом и пластилином – эти игры направлены на развитие силы пальчиков рук, тем самым очень активно стимулируют речь ребенка.
  • Развивайте мелкую моторику пальчиков ручек – простые игрушки, которые Вы можете сделать дома и тренировать мелкую моторику и усидчивость у ребенка.
  • Не забудьте и о важности сенсорного развития малышей раннего возраста. Также советую сделать для малыша его собственную сенсорную коробочку, с которой он мог бы играть в любое удобное для него время.

Физическое развитие ребенка 1-2 года:

Развитие ребенка 1-2 года с точки зрения его физических способностей также стремительно идет вперед. Малыш может ездить на игрушечной машинке, отталкиваясь ногами; встречая на своем пути преграду или незнакомый предмет, он способен остановиться, переступить или отойти в сторону. К этому периоду ребенок спускается и поднимается по лестнице с поддержкой или опорой; с интересом нажимает на кнопки, разглядывает и щупает выпуклости на предметах. Иногда дети стремятся повторять движения, показанные взрослым.

  • Полезно включать какую-нибудь веселую музыку и танцевать с малышом, демонстрируя элементарные движения (шаги в ритм музыки, повороты тела, наклоны). Со временем, услышав знакомый мотив, ребенок начнет двигаться под музыку без вашей подсказки.
  • Развитие мелкой моторики проявляется в навыках собирать башни из нескольких кубиков, ставя их один на другой. Малыш может складывать крупные детали конструктора, части одного предмета.
  • Иногда пытается взять в руки карандаш или ручку и что-то нарисовать, конечно, если этот процесс ему предварительно продемонстрировать.
  • Выполняйте ежедневно детскую утреннюю зарядку, развивайте крупную моторику у малыша. Сейчас есть множество интересных видео с зарядками, которые может пробовать выполнять даже самый маленький малыш.
  • Учите танцевать своих маленьких крошек. Это не так сложно и очень полезно для физического развития малышей от 1 до 2 лет.
  • Развивайте обоняние и слух у малыша.

В физическом развитии ребенка 1-2 года очень важно активное участие взрослых. Если ваш малыш не выполняет какие-либо из этих действий, не имея на то специальных медицинских показаний, больше посвящайте времени занятиям с ним. Возможно, он просто не знает, какие действия можно совершать с теми или иными предметами и лишь только Вы способны показать ему как это делать.

Развитие мышления, логики и памяти у детей от 1 до 2 лет:

Абстрактные понятия все еще достаточно сложны для понимания ребенком в этот период. Однако малыш с успехом распределяет предметы по категориям (например, собака, кошка, птицы – живые существа; трава, деревья – растения), сортирует их. Значительно улучшается память: дети помнят однажды увиденное или услышанное и при подходящем случае вспоминают или воспроизводят усвоенное. Для развития мышления можно посоветовать упражнения на сопоставление: показать собачку в книжке и найти игрушку-собачку, отыскать недостающие части предмета, рисунки одного цвета и т.д. Подобные упражнения есть в любом альбоме по развитию речи для детей от 1 до 2 лет.

Советы по развитию мышления, памяти и логики у детей от 1 до 2 лет:

Для развития детей от 1 до 2 лет особенно эффектными будут следующие интересные задания:

  • игра для малышей на развитие логики– найди хвост нужного животного. Очень веселая игра. Здесь нужно найти и соотнести нужное животное с его хвостиком,
  • для любителей мультфильмов“Лунтик”, “Смешарики”, “Фиксики”, “Маша и медведь” – игры-карточки на развитие памяти у малышей. Здесь нужно будет соотносить героев этих мультфильмов.
  • “Кто, что ест?”Еще одна игра на развитие логики. Здесь нужно соотнести животное и еду, которую он ест.
  • Мамы и их детёныши– учимся сортировать мам животных и детенышей.
  • Логическая игра –животное и его тень. Здесь нужно будет найти каждом животному его тень.
  • Помогайте малышам узнатьосновные части тела человека, какие бывают геометрические фигурыи многое другое.

Социальные навыки и навыки обихода ребенка в возрасте от 1 до 2 лет:

В период развития ребенка 1-2 года навыки обихода активно копируются у взрослых. Все, что делают в этот момент папа или мама, срочно становится нужно малышу. Дети изо всех сил стараются помочь родителям по хозяйству и отказ от их помощи как правило встречают криком и ярко выраженным протестом. Однако не забывайте, что, копируя взрослых, ребенок сам учится быть таковым. Позвольте ему вместе с вами помыть посуду, попросите подмести пол, принести тряпку, учите его самостоятельно кушать и т.д. Кроха будет на седьмом небе от счастья, ощущая свою нужность. Простите ему неряшливость и неопрятность. Ребенок после 1 года очень зависим от внимания родителей, хотя и пытается проявлять самостоятельность: выделяются предпочтения в еде, одежде, копируются действия взрослых (разговоры по телефону, манеры, привычки папы и мамы). Поэтому очень внимательно относитесь к тому, что вы говорите и делаете. Ваш ребенок – это ваше зеркало. Он отразит то, что будет видеть в семье. Немаловажно в этот период и общение с другими детьми. Малыши быстрее учатся у своих сверстников, ощущая дух соперничества.

Помогайте ребенку узнавать этот мир, уделяйте ему больше внимания. Огромное количество немых игрушек и конструкторов не разовьют малыша сами по себе: это смогут сделать только любящие мама и папа. Помните, что от количества тепла, отданного родителями ребенку, напрямую зависит уважение и любовь, которые их сын или дочь проявят, будучи взрослыми. Развитие ребенка 1-2 года требует кропотливого труда, но, поверьте, этот вклад обязательно вернется к вам с процентами.

Здесь видео моей Лиз 1 год 4 месяца (мы полностью за две недели выучили все фигуры - сниматься она особо не давала, да и сейчас надо момент словить) - поэтому оно (видео) обычно такое короткое.



После первого Дня рождения в жизни малыша начинается новый, более осознанный этап. Рассказываем, каким направлениям в развитии крохи следует уделить основное внимание в это время.

Физическое развитие

Двигательная функция

Малыш в возрасте года уже уверенно стоит на ногах, а многие детки ходят. С этого момента начинается активное развитие двигательной функции. Чтобы ребёнок быстрее адаптировался к новым условиям и совершенствовал свои умения, взрослым нужно помогать малышу, но в меру. Не стоит делать за кроху то, что ему по силам выполнить самому. Иначе излишняя активность родителей будет тормозить этот процесс. Когда шаги при ходьбе ещё неуверенные - вкладывайте в детскую ладошку указательные пальчики, а не держите за запястья всей рукой. Внимательно изучите возможные «домашние» маршруты ребёнка и уберите с его пути все лишние предметы, которые могут помешать свободному проходу или поранить малыша.

Психомоторное развитие

Когда ребёнок уже активно ходит, садится и встаёт без посторонней помощи, стоит научить его более сложным движениям: прыжкам, приседаниям, лазанию. Развитию этих навыков будут способствовать регулярные и неутомительные игры-задания. Например, утро можно начинать с лёгкой зарядки-разминки, в течение дня - потанцевать под любимые детские мелодии, потопать ножками и похлопать в ладоши вслед за мамой. Ведь малыши в этот период активно подражают взрослым и копируют за ними все действия. Так же отличным вариантом игр, развивающих крупную моторику, станут прятки, салки или игры с мячом. Большой популярностью у родителей пользуются мобильные спортивные уголки для самых маленьких: с перекладинами, шведскими стенками, лесенками и матами. Но помните, любая новая активность должна быть понятной и простой, не вызывать у ребёнка сильных затруднений. Взрослые всегда должны сначала объяснить и показать малышу основные игровые моменты, а потом уже вовлекать его в эту активность.

Упражнения:

  • Поиграйте с ребёнком в футбол. Учите его отбивать мяч то правой, то левой ногой;
  • Проведите совместную разминку. Сделайте наклоны вправо-влево, потяните ручки вверх и в стороны, присядьте и обнимите себя за коленки и так далее.

Особое внимание следует уделить мелкой моторике. Для её развития включайте в ежедневные игры различные сортеры, крупные пазлы, развивающие доски: бизиборды, геодески. Усложняйте задания по мере взросления ребёнка. Мастерите и придумывайте с крохой свои обучающие развлечения: сортируйте крупы, собирайте бусы и браслеты, играйте в пальчиковые игры. Но будьте внимательны. В этом возрасте малыши продолжают пробовать всё на вкус, следите за тем, чтобы ребёнок не проглотил мелкую деталь.

Упражнения:

  • Ребёнок двумя пальчиками должен переложить каждую фасолинку из тарелки в кружку;
  • Вместе с мамой малыш скатывает шарики из пластилина, лепит их на бумагу в произвольном порядке, а дальше украшает каждую пластилиновую лепешку цветной пуговкой;
  • Кроха рисует цветочки пальчиковыми красками: горизонтальными движениями прорисовывает стебельки и листики, а подушечками пальцев - лепесточки и центр цветка.

Координация

Ближе к полутора годам ребёнок уже может справиться с несложными заданиями на координацию движений. Для таких игр можно использовать любые подручные средства: игрушки, посуду, одежду, книги или спортивный инвентарь: мячи, кегли, скакалку, обруч, постепенно усложняя и добавляя новые элементы.

Упражнения:

  • Попросите своё чадо собрать мячики (или другие предметы) и положить их в центр обруча (или кастрюлю);
  • Предложите карапузу переложить книги из стопки одну за одной на другое место.
  • Постепенно усложняйте задания: попросите ребёнка перешагнуть, не касаясь палочки (скакалки), запрыгнуть в обруч, закинуть мяч в корзину и другие игры.


А поговорить?

В возрасте одного года в лексиконе малыша помимо простых и наиболее значимых «мама, папа, баба» имеются и другие слова, которые могут состоять из произвольного набора звуков, букв или отдельных слогов. Но, чтобы речевой и познавательный навык у ребёнка развивался в хорошем темпе, родители должны помогать ему обогащать свой активный и пассивный словарный запас.
Каждый день читайте вместе с малышом стихи и сказки, рассматривайте картинки и объясняйте их значения, показывайте карапузу новые предметы, рассказывайте об их свойствах и качествах. Часто дети привыкают к тому, что их понимают с полуслова или даже с одной буквы и не стараются выговаривать слова полностью. Поэтому чтобы мотивировать кроху развивать речевые навыки, мамы и папы должны вовремя перестать разговаривать на их «детском языке». Помните, что до полутора лет у детей развивается функция понимания речи, а после - пополнения словарного запаса. Причём, если в возрасте года малыш орудует всего десятком слов, к двум годам в его арсенале их уже несколько сотен.

Упражнения:

  • Больше разговаривайте с ребёнком , описывая происходящие события и окружающие предметы;
  • Называйте малышу предметы , чтобы он показывал их на картинках;
  • Попросите кроху выбрать из кучи игрушек именно ту, которую вы назвали;
  • Добавляйте больше занятий по развитию мелкой моторики : сортировка мелких предметов, пальчиковые игры, лепка из пластилина, теста и кинетического песка, рисование пальцами;
  • Помните про игры с развивающими досками , сенсорные картинки с различными поверхностями.

Развитие логического мышления и памяти

На втором году жизни малыш начинает различать предметы, выделять их свойства и качества. Ребёнок уже может самостоятельно рассортировать игрушки по определённым признакам: животные, растения, формы, цвета, кроха приобретает навык сопоставления. Закрепить и улучшить новые умения помогут несложные игры-задания.
Для этого можно использовать красочные пособия с готовыми упражнениями в виде карточек, доски с прорезями в форме геометрических фигур, рамки-вкладыши, пирамидки, цветные кубики, конструктор с крупными деталями. Для начала ребёнку нужно объяснить смысл задания и дать возможность сделать всё самому. Помните, что темпы освоения нового материала малышом могут отличаться от ваших представлений, и на закрепление того или иного навыка может уйти не одна неделя. Запаситесь терпением, но будьте в меру настойчивы и дисциплинированны - занимайтесь регулярно.

Упражнения:

  • Соберите башню из 4-6 кубиков самостоятельно и попросите своё чадо повторить за вами;
  • Сделайте пирамидку из цветных колечек разного диаметра;
  • Игра «Найти маму для малыша»

Здесь понадобятся карточки с животными: на одной - взрослая особь, на другой - детёныши;

  • «Тёплое-холодное»

Сварите два яйца: одно быстро остудите, второе выложите на тарелку. Как только горячее яйцо станет в меру тёплым, достаньте из воды остывшее и дайте потрогать малышу, объясняя, где тёплое, а где холодное (только сначала всегда сами проверьте горячие предметы, чтобы ребёнок не обжёгся).


Развитие бытовых навыков

В возрасте 1-2 лет кроха начинает активно копировать взрослых. Он старается подражать маме и папе во всём, поэтому родителям стоит внимательно следить за своей речью и действиями. Ведь даже если ребёнок ещё не говорит, он всё слышит и ещё лучше запоминает. В это же время малыш пытается показать свой характер и проявить самостоятельность. Не пресекайте его инициативу, пусть учится сам есть ложкой, расчесывать волосы или месить тесто, если ему так хочется. Помощь карапуза должна быть вами оценена по достоинству, даже если после неё вас ждёт в два раза больше уборки - зато ребёнок будет ещё долго с улыбкой на лице помнить вашу благодарность и ощущать свою нужность.

Упражнения:

  • «Метёлка». Дайте малышу веник и пусть упражняется;
  • «Маленький повар». Нарежьте крупно картофелину и морковку, налейте воды в кастрюлю. Пусть кроха сварит суп для кукол (лучше «играть в повара» в ванной комнате);
  • «Мини-уборка». Попросите своё чадо протереть пыль - дайте ему влажную тряпочку (только ни в коем случае не смачивайте её средством для уборки - ребёнок может захотеть попробовать тряпочку на вкус).

Ролевые игры

Важным аспектом развития малыша в возрасте от года до двух лет является навык ролевых отношений. Легче всего его сформировать с помощью сюжетных и драматических игр. Они не только развивают творческое мышление и артистизм, но и приучают ребёнка к условиям взрослой самостоятельной жизни. Среди сюжетно-ролевых игр, самыми популярными оказываются «дочки-матери», «больница», «шофёр».
Даже в возрасте полутора-двух лет малыш уже может покормить куклу, полечить медвежонка или довезти кубики на грузовичке. Что касается драматических игр, здесь кроха действует в рамках заданного сюжета, без возможности его изменения. Это разнообразные домашние постановки или утренники в школах раннего развития, где даже малыши разучивают свои несложные, но главные «роли». Такая театральная практика тренирует память и развивает навык публичных выступлений.

В первые два года жизни у ребенка происходит закладка основ всех его навыков и способностей: интеллектуальных, психоэмоциональных, социальных, двигательных, речевых. Он постоянно хочет играть, бегать, прыгать, познавать мир, общаться с окружающими. Освоение навыка ходьбы способствует освобождению рук для более активных манипуляций с предметами. Малыш определяется с ведущей рукой – правой или левой, совершенствует координацию. Все это способствует развитию познавательных способностей крохи. О каких еще особенностях развития ребенка в период от 1 года до 2 лет нужно знать родителям?

Специфика возраста

К возрасту 2 лет ребенок перестает так активно расти и набирать вес, как в первый год. Так, к году вес малыша увеличивается примерно в 3 раза от рождения, он может подрасти ориентировочно на 30 см. А до 2 лет он вырастет примерно на 9–10 см и прибавит около 3 кг. Возможно, меньше, если карапуз слишком активен и подвижен. Для того чтобы у него было достаточно сил на все ежедневные «подвиги», важно хотя бы до полутора лет сохранять два дневных сна.

Но основные особенности возраста связаны с психологией маленького человека. Прежде всего, с кризисом первого года, вызванным внутренними разногласиями. Научившись ходить, кроха ощутил возросшую степень своей самостоятельности, ему хочется доказать родителям, какой он теперь взрослый и как много всего умеет. Однако на практике его навыки еще не так совершенны, что вызывает чувство неудовлетворенности. К тому же, несовершенство речевых навыков не позволяет ребенку полноценно выразить все, что он чувствует и чего хочет.

Усугубляет ситуацию еще одно разногласие. С одной стороны, малышу хочется демонстрировать свою независимость от взрослых, а с другой, он остро нуждается в их любви и поддержке. Поэтому поведение ребенка многим родителям начинает казаться неадекватным: он то настаивает, что все сделает сам, то требует все сделать за него, то протестует и капризничает без причин, то отказывается от любимых игрушек или блюд, то перечит во всем. Это естественное состояние, которое при правильном поведении родителей временем сойдет на нет.

4 основных этапа второго года

Для того чтобы проследить за динамикой основных сфер развития ребенка от 1 года до двух, принято делить этот период на 4 временных промежутка по 3 месяца. Каждый их них имеет свои отличительные характеристики.

1 год и 3 месяца

У ребенка пока еще совершенствуются навыки ходьбы. Даже если маме кажется, что кроха довольно резво бегает, он при этом еще быстро устает. Поэтому коляска на прогулке должна быть всегда под рукой.

Малыш сейчас немножко герой — он старается найти себе путь посложнее: преодолеть лужу, ямки-бугорки, вскарабкаться на возвышение, упорно повторяя действия по много раз, даже если с первого не получилось.

Родителям нужно быть очень внимательными к тому, какую кальку сейчас с них снимает ребенок: привычки, поведение, употребляемые слова, оценки окружающих и т.д. Ведь маленькая «обезьянка» впитывает это все моментально, порой шокируя родителей и окружающих своими «выходками» (повторяемыми за взрослыми!).

Сейчас полезно играть с малышом в подражательные сюжетные игры (кормить, катать, купать, укачивать игрушки, мыть за ними посудку, подметать). Также ребенку понравятся догонялки, прятки, игры с мячиком.

Речевое развитие еще находится на этапе автономной речи: ребенок использует лепетные и звукоподражательные слова (возможно, также пару-тройку простых «настоящих» слов), понимает и выполняет простые просьбы.

Нервная система ребенка еще продолжает развитие, поэтому он действует исключительно на эмоциях, не осознавая возможных последствий. Маленький следопыт изучает абсолютно все вокруг: от соринки на ковре или камешка в луже до крючка в стене или прилетевшей стрекозы. При этом он все больше хочет быть самостоятельным, так что совершенно бесполезно будет убеждать его, что класть лягушку в карман или вытаскивать пакеты из урны – плохо. Сейчас родителям важно дать ребенку простор для исследований, разумно обезопасив его. Ведь чувство страха или опасности ему пока чуждо. Значит, пространство вокруг него нужно «расчистить» от опасных предметов (утюгов, открытых розеток, скользящих ковров, неустойчивой мебели). А во дворе постоянно объяснять, почему делать то или это – опасно.

Не запрещайте малышу все подряд, чтобы успокоить себя! Ваши табу должны быть аргументированы и понятны для ребенка, иначе у него не останется простора для развития.

Что умеет ребенок в этом возрасте?

  • пользоваться указательным жестом;
  • ходить (если не самостоятельно, то держась за мебель или руку взрослого);
  • стоять, подниматься по лестнице, бегать;
  • наклоняться за упавшим предметом;
  • хлопать в ладошки;
  • радоваться своему отражению, смотрясь в зеркало;
  • стягивать носочки, протягивать ручки-ножки, чтобы помочь одеть его;
  • пользоваться вилкой, ложкой, чашкой;
  • катать мяч;
  • «калякать» карандашами или фломастерами;
  • использовать жесты в речи, мотать головой («нет»), показывать жестом «тихо»;
  • затевать игры;
  • показывать части тела;
  • разбрасывать и складывать игрушки в емкость;
  • проверять реакцию родителей на те или иные действия (особенно – нарушающие запрет).

1 год и 6 месяцев

Развитие детей на этом этапе отличается тем, что любимыми игрушками становятся предметы обихода, папины инструменты, кухонная утварь, посуда. Поэтому нет смысла заваливать малыша бесчисленным множеством моднейших игрушек. Важно позволять использовать в игре те предметы, что ему нравятся (мамин кулинарный блокнот, поварешку или бигуди, папины отвертки, веник, совок, дуршлаг или что угодно еще).

В физическом плане это все тот же непоседа. Однако родители должны помнить, что ребенок еще недостаточно умеет координировать свои ножки, поэтому может часто падать, его «заносит» на поворотах. Но разве это остановит маленького первооткрывателя?

Эмоции в отношении родных людей малыш выражает весьма бурно: как позитивные, так и негативные. Сильно скучает при долгом отсутствии мамы или папы. Если в семье начинаются разлады или что-то резко меняется в привычном укладе жизни, для ребенка это сильный стресс.

Малыш превратился в настоящего чистюлю: его раздражают грязная одежда или ручки. Начинается процесс приучения к горшку.

Что касается речевых навыков, то они значительно улучшились: кроха может говорить до десяти (или даже более) настоящих двусложных слов. Растет пассивный словарь, малыш лучше понимает речь взрослых, их интонацию.

Приобретите для крохи набор матрешек, сортеры, пирамидки, простые пазлы. Можно купить или сделать самим пальчиковый кукольный театр. Это полезно для развития речи, мышления, мелкой моторики ребенка.

Что сейчас умеет малыш?

  • Выбирать любимцев среди игрушек или животных.
  • Перелистывать страницы, когда взрослые читают книгу.
  • Петь, подпевать.
  • Покорять и исследовать различные поверхности.
  • Снимать с себя предметы одежды (не все).
  • Отсортировывать предметы по признакам размера, формы, цвета.
  • Соединять по 2–3 слова, стараясь составить значимую фразу.
  • Чистить зубки с помощью родителей.

1 год 9 месяцев

Малыш продолжает как губка впитывать поведение и манеры окружающих, особенно родителей, поэтому важно, чтобы пример всегда был достойным.

Бег и ходьба остаются главными в физическом развитии. Малыш стремится покорить самые верхние точки препятствий, пытаясь продемонстрировать свои возможности. Так что родители должны быть максимально внимательными к маневрам крохи, чтобы успевать его подхватить, поддержать или поймать. Зато сейчас на прогулке можно отказаться от коляски в пользу трехколесного велосипеда с ручкой. Пусть ребенок учится подолгу ходить и тренирует вестибулярный аппарат.

На этом этапе кроха становится более осторожным, полученный опыт заставляет его обдумывать последствия своих действий. Зато более частыми становятся истерики и капризы. Так что родителям нужно научиться переключать малыша, отвлекать, «гасить» истерики.

Несмотря на наличие в лексиконе крохи нескольких десятков слов, большая часть из них пока остается «тарабарскими», из-за чего создаваемые им «фразы» часто звучат умилительно, хотя и довольно понятно. Их полезно записывать в семейный альбом – потом интересно будет вспоминать эти трогательные моменты.

Усложняйте ролевые игры. Пусть малыш заботится о своих куклах-зайках: кормит их, одевает, водит гулять, укачивает. Играйте в продавцов и покупателей, врачей. В таких играх полезно обучать ребенка дружбе, умению делиться и помогать.

Чему научился ребенок за эти месяцы?

  • Раздеваться.
  • Проситься на горшок.
  • Мыть ручки, чистить зубки при помощи родителей.
  • Подражать новым действиям взрослых (например, выносить мусор в ведро).
  • Строить башенки из 3–4 кубиков.
  • Элементарно описывать простейшие иллюстрации в книгах.
  • Правильно пользоваться дверью (открывать-закрывать с помощью ручки).

2 года

Психология этого возраста такова, что малыш превращается в настоящего маминого «помощника», стараясь принять участие во всех ее бытовых делах. Хотя зачастую такая «помощь» лишь увеличивает время работы, маме ни в коем случае нельзя отталкивать ребенка, упрекая в неумелости. Это может не только отбить всякую охоту к труду, но и стать причиной комплекса неполноценности.

Сейчас с крохой уже намного проще договориться, он понимает, что значит подождать. Понимает гендерную принадлежность – свою и других детей, — предпочитая играть с представителями своего пола, перенимая их поведение и навыки. Ребенок в состоянии делиться своими игрушками. Он уже понимает значение слова «надо», чутко реагирует на похвалу и на родительское порицание.

В развитии речи тоже произошли изменения. Малыш может понять небольшой рассказ из простых предложений (куда ходили, что делали, куда собираемся). Кроха в состоянии выполнить более сложные поручения (из 2 или более действий). В активном словаре ребенка может быть до 200 слов, он может построить фразу из 3 слов, закончить строку стихотворения, запомнить небольшой стишок.

Ваш малыш сейчас находится в том возрасте, когда можно начинать изучение цветов и геометрических фигур. Приобретите для этого специальные пособия. Полезны будут развивающие лото, пазлы, а особенно – музыкальные инструменты и игрушки, проигрывающие мелодии. Помните, что развитие ребенка будет полноценным только в том случае, если родители играют с ним вместе, показывая пример, обучая, помогая, общаясь.

Что умеет кроха в этом возрасте?

  • Держать равновесие, прыгать, ходить во всех направлениях.
  • Перепрыгивать или обходить мелкие преграды.
  • Подниматься по наклонной поверхности.
  • Бросать мяч из-за головы, ловить его.
  • Ездить на детских машинках.
  • «Водить» игрушки-каталки.
  • Рисовать прямую.
  • Ходить в туалет без «аварий».
  • Учить по несколько слов в день.
  • Самостоятельно надевать и снимать все вещи.
  • Понимать значение слов «хорошо» и «плохо».
  • Понимать слова с противоположными значениями (большой – маленький, высоко-низко, холодно-жарко).

Этап воспитания

Воспитание ребенка между 1 и 2 годами – дело очень непростое. С одной стороны, нельзя мешать его самостоятельности и препятствовать попыткам помогать, с другой – важно сохранить свой авторитет, чтобы кроха не только понимал значение слов «можно» или «нельзя», но и выполнял ваши просьбы, правильно реагировал на запреты. Нужно помочь ему понять, что он самостоятельный, но если что-то не получается, родители всегда готовы ему помочь. И еще ему сейчас жизненно необходимо чувствовать, что любовь родителей не зависит от того, совершает он хорошие поступки или нет. У него должна быть полная уверенность, что плох его поступок, а не он сам.

Не нужно остро реагировать на капризы ребенка, заострять на них внимание, ругать за них.

На какие еще важные аспекты стоит обратить внимание?

  1. Учите ребенка общаться и взаимодействовать с другими людьми, в том числе со сверстниками. У него должна быть возможность встречаться, играть с ними, не мешая и не задирая, учиться строить отношения.
  2. Не ограждайте кроху от любой неприятности. Ведь для него это – необходимый жизненный опыт. Любой запрет должен быть обоснован.
  3. Постарайтесь чрезмерно не опекать ребенка, давая простор для его нового чувства самостоятельности.
  4. Никогда не упрекайте его в неумелости, не сравнивайте с более развитыми соседскими детками. Это приведет к формированию чувства неуверенности.
  5. Старайтесь больше времени проводить в общении и сюжетных играх. Это способ усвоить законы социализации и возможность учиться, подражая вашему примеру.

Итак, на этом возрастном этапе формируются все основные навыки, способности, привычки, склонности и характер ребенка. Период этот – сложный, требующий от родителей терпения и понимания. Если проявить всю свою мудрость, можно значительно помочь крохе менее болезненно преодолеть все возникающие трудности и получить необходимый опыт для дальнейшего успешного развития.

Обычно возрастные нормы развития ребенка служат ориентиром. Очень важно, чтобы с ростом малыша все было хорошо и с его развитием. Он должен постепенно подниматься как бы по ступени вверх.

Физическое развитие ребенка 2-х лет

Показатели физического развития к концу второго года жизни малыша в среднем достигаю таких параметров:

  • вес: 12,3-12,7 кг.
  • рост: 84-86 см.

На втором году жизни вес ежемесячно прибавляется на 200-250 граммов, а рост на один сантиметр.

Динамика роста и веса для девочек и мальчиков от 1 до 2 лет

Из данной таблицы следует, что средний показатель прибавления в весе за год составляет 2,3-2,6, а в росте — 10,5-11,7.

Мальчики берут верх в своем физическом развитии уже в этом возрасте. Увеличение окружность грудной клетки у мальчиков немного отстает от девочек и составляет к концу второго года 1,2-1,7, тогда как у девочек — 2,2-2,6. Но делая выводы, нужно не забывать и об особенностях телосложения семьи .

Для хорошего физического развития не исключайте из питания животные белки и минеральные соли.

Освоенные новые навыки и умения

Какие двигательные навыки (способность управлять своим телом) обретает малыш?

  • Уверенная ходьба.
  • Прыжки.
  • Ходьба по лестнице (вверх, вниз).
  • Преодоление препятствий (обходит, перепрыгивает или перешагивает препятствия высотой 20 см).
  • Удар ногой по мячу, броски мяча.
  • Умеет ловко лазить и пятиться назад.
  • Прыгать на одной ноге.
  • Проходить сквозь обруч.
  • Удерживать равновесие на перекладине.

Умения

  • Использование предметов по прямому назначению (карандашом рисовать, совком копать, есть ложкой, расчесываться расческой).
  • Листать страницы книжки.
  • Стоять на цыпочках.

В этом возрасте двигательная активность ребенка интенсивно развивается. Физическое развитие оценивается с точки зрения координации и согласованности движения. Развивайте у детей физические навыки, а также крупную и мелкую моторику.

Отдайте предпочтение прогулкам, вместо многочасового просмотра мультиков. Гуляйте с ребенком на свежем воздухе, совмещая прогулку с посещением детских игровых площадок. Игровые комплексы с каруселями, качалками, лазами — прекрасные помощники для физического развития.

Развитие речи в 2 года

Словарный запас детей от 1,5-2 лет может составлять от 40 до 100 слов, а к концу второго года может достичь 300 слов. Наряду с пополнением словарного запаса ребенок улавливает и смысл сказанного, у него интенсивно развивается понимание речи. Дети сочетают два-три слова, из таких комбинаций получаются фразы: мама пришла, большая машина уехала. Главное, чтобы малыш смог сочетать слова по смыслу .

Если у ребенка не получается образовать фразы (ошибается в сочетании слов), то нужно правильно произносить полностью фразу, но не отдельное слово. Подобным образом он поймет, как правильно строить фразы.

Любопытно то, что, знакомясь с новыми предметами, малыш пытается узнать о функции нового предмета, и спрашивает «Как называется это?». Взрослый не только должен назвать этот предмет, но еще и показать ребенку, как им пользоваться.

Попытайтесь построить общение со своим чадом таким образом, чтобы свои потребности он выражал словами, даже если вы прекрасно понимаете его с полуслова. В некоторых случаях ребенок может попросить какой-то предмет жестом или неправильно произнести слово.

Например, малыш говорит: «Мама, дай бибику», а мама в ответ: «Что дать, не понимаю?». Такой способ непонимания будет хорошо стимулировать ребенка в первом случае говорить, а во втором правильно произносить слова.

Чтобы развивать мелкую моторику, нужно устраивать занятия и игры, в процессе которых участвуют кисти и пальцы (рук и ног), в таком случае они будут выполнять мелкие и точные движения. Можно предложить порисовать, сложить кубики, собрать мозаику или пазлы. Мелкие движения пальцев рук и развитие речи тесно связаны друг с другом.

Особенности развитие психологии детей 2-3 лет

Поведение малыша в двухлетнем возрасте носит непроизвольный характер. Он не может управлять собой по своему желанию, таковы особенности второго года жизни.

Еще одной закономерностью считается то, что ребенок не может долго сосредоточивать внимание на одном предмете.

Многие родители пользуются этой возрастной особенностью в свою пользу, отвлекая внимание ребенка по необходимости. В этом возрасте он четко понимает о назначении предметов в домашнем обиходе и применяет их. Например, применение предметов личной гигиены при умывании, использование столовых приборов во время еды.

  • Речь более понятна , чем у полугодовалого, иногда с использованием прилагательных.
  • Ребенок может складывать пирамидку, кубики, мозаику.
  • Может разрезать бумагу, держа ножницы в одной руке.
  • Под ритмичную музыку подтанцовывает (покачивается, приседает, притоптывает).
  • Выполняет простые указания и просьбы.
  • Способен запомнить четверостишья, потешки, песенки.
  • Рисует, из пластилина лепит простые фигурки.
  • Разбирает игрушки , пытаясь изучить содержимое.

Познавательные способности ребенка 2-х лет

  • После показа он может собирать пирамиду из 5 колец (от большего кольца к меньшему, и наоборот).
  • Соотносит геометрическую объемную фигуру с плоским аналогом.
  • Определяет предмет по его характерным признакам весу, фактуре, то есть тяжелый, мягкий.
  • Ориентируется в разных величинах (например, сравнивая матрешку по высоте, цвету, объему, ширине).
  • Зрительно выделяет предмет по его форме (сопоставляет геометрические фигуры по форме, и вставляет в соответствующие окошки).
  • Выделяет три-четыре цвета , некоторые называет или подбирает к данному образцу.
  • Проводит линии различной длины, направленности и формы, называет, что нарисовано.

Во что поиграть с ребенком в возрасте двух лет?

В этом возрасте малыш уже осознанно совершает какие-нибудь действия, поэтому хочет узнать побольше об окружающем его мире. А окружает малыша множество предметов, с которыми можно и .

Желательно отметить, что дети в этом возрасте сосредотачивают внимание только на небольшом количестве предметов. Они быстро увлекаются новым занятием, но также устают за короткое время и теряют интерес к ним. Играйте в небольшие по длительности и простые для восприятия игры.

  • «Кто быстрее»

Соорудите небольшие ворота из конструктора на полу или на столе, и устройте гонки: кто быстрее докатит свой предмет до ворот. Предложите малышу выбрать для гонок одну из фигурок. Предметы должны быть различной формы: мяч, кубик, палочка, брусок, колесо. После нескольких стартов покажите, что круглые фигурки лучше катятся, объясните малышу — почему так происходит.

Эта игра научит различать предметы по форме.

  • «Сходства и различия»

Возьмите 2 вещицы или картинки, и рассуждайте, в чем их сходства и отличия. К примеру, у медвежонка и белочки есть глаза, уши, носик, лапы, хвостик; но у белочки шерстка рыжая, а у медвежонка — коричневая. Если с первым заданием справились с легкостью, можно усложнить второе: предложите 2 машинки разных цветов.

Игра развивает внимательность.

  • «Сравнение»

Предложите малышу четыре мягкие игрушки или куклы, и дайте 3 блюдца, хватит ли всем блюдец? Разложите и сделайте вывод: «Блюдец меньше, чем игрушек». Проделайте то же самое для случаев «больше» и «равно». Комбинируйте количество игрушек и блюдец. Не берите слишком много, начните с 5.

Игра обучает действиям сравнения, считается началом изучения математики.

  • «Книга своими руками»

Возьмите несколько кусочков картона одинакового размера. Совместно вырезайте из старых журналов и газет понравившиеся иллюстрации. В процессе научите ребенка правильно пользоваться ножницами. Приклейте картинки на картон. В каждом кусочке картона проделайте 2 отверстия, затем сложите все кусочки друг на друга и перевяжите ленточкой или веревкой. Получилась книжка. Можно подбирать тематические картинки и придумывать к ним историю.

Игра развивает любовь к книгам, воображение, мелкую моторику.

  • «Крепость»

Совместно постройте надежную крепость, которая спасет ее обитателей от невзгод. В качестве строительного материала используйте коробки разных размеров, подойдут любые: из-под обуви, сока, техники. Соорудите крепость, башню, замок или дом, складывая коробки по периметру, а затем друг на друга.

Игра развивает воображение.

Питание и уход

В двухлетнего ребенка должны нужно включать легко усваиваемые белки, витамины и минеральные вещества. В рационе питания — молочные каши, кисломолочные продуты (кефира по 500 -700 мл в день или молока), творог или сыр (блюда из творога: творожные запеканки, вареники). Овощные блюда из различных овощей (свекла, капуста, морковь, тыква, кабачки).

Несколько простых блюд для питания двухгодовалого малыша

1. Салат «Снеговик»

Салат выкладывается слоями, каждый из которых пропитывается сметаной. Внизу — отварная куриная грудка, затем — вареная морковь, следующий слой состоит из вареной свеклы, завершающий слой — тертый сыр. Верхний слой похож на голову снеговика, можно добавить глазки из маслин, реснички из зелени и, конечно же, не забыть прикрепить нос-морковку.

2. Гречневые котлеты

На обед можно предложить малышу гречневые котлеты. Для начала сварите 0,3 кг говядины в слегка подсоленной воде. Затем достаньте мясо и отварите в той же воде половину стакана гречки. Для фарша пропустите через мясорубку мясо, добавьте в него гречку, 1 яйцо, мелко порезанный и обжаренный лук, специи по вкусу. Слепите котлетки и обжарьте их на сковороде или приготовьте в мультиварке на пару.

3. Зразы из творога и тыквы

Измельчите 0,5 кг творога, добавьте 2 яйца, 0,5 стакана сахара, немного муки, соль по вкусу. Тыкву нужно разрезать и запекать в духовке при температуре 180 градусов в течение 40 минут. Тыкву измельчить и добавить к творожной массе. Слепить зразы, обвалять в муке и обжарить. Подавать со сметаной.

Ухаживая за двухлетним малышом, нужно заботиться о его здоровье и безопасности, обеспечивать комфорт и всестороннее развитие, соблюдать режим сна и питания.

Точно сказать, что должен уметь ребенок в 1 год и 2 месяца, не так уж просто – слишком большая разница в этом возрасте бывает между разными детьми. Наличие или отсутствие определенных навыков после года зависит от множества факторов: от особенностей развития самого малыша до тех усилий и времени, которые тратили его родители на игру и занятия с ребенком до года.

Физическое развитие ребенка в 1 год и 2 месяца

В 1 год и 2 месяца рост и вес ребенка увеличивается очень незначительно, увеличение массы тела может составить 50-100 гр или вес вообще не увеличивается. Так что после года гораздо интереснее и полезнее оценивать физическое развитие ребенка по приобретаемым им навыкам и умениям. Считается, что ребенок в 1 год и 2 месяца должен уметь вставать без поддержки, стоять и ходить, держась за опору. Если малыш еще не начал ходить самостоятельно, это не должно вызывать особого беспокойства у родителей, большинство детей начинают ходить в возрасте от 12 до 18 месяцев, причем возраст, когда малыш сделает свой первый шаг, зависит не только от его физических способностей, но и от психологической готовности – было замечено, что робкие дети, выросшие «на ручках» начинают ходить позже и не потому, что их мышцы слабее, а из-за страха отпустить опору или отойти от родителей.

После года совершенствуются все двигательные навыки малыша, он уже гораздо лучше владеет своим телом – умеет разворачиваться, поворачиваться в разные стороны, наклоняться, гораздо увереннее чувствует себя на ногах, может быстро забраться и слезть с низких диванов, стульев или кровати.

К году и 2-м месяцам большинство детей переходит на «взрослый» стол , кормление грудью или молочной смесью постепенно сменяется 4-5-ти разовым кормлением. В этом возрасте у ребенка уже есть от 6 до 12 зубов, он может и должен жевать твердую пищу, самостоятельно пить из чашки и держать ложку в кулаке. Конечно, ребенок в 14 месяцев еще не способен самостоятельно есть или держать полный стакан с водой, но этот возраст отлично подходит для начала обучения ребенка правильно держать ложку и чашку. Если у вас еще нет специальной посуды для детей, то нужно приобрести наборы из качественного пластика – такая посуда не нагревается, не бьется при падании и не скользит по столу.

Нервно-психическое развитие ребенка

После года нервно-психическое развитие ребенка идет очень быстрыми темпами, малыш меняется буквально на глазах: сегодня он еще не мог удержать в руке кубик, а завтра уже выстраивает из них башню. Увеличивается интерес ребенка к разным игрушкам, которые можно разбирать, собирать или складывать.

Ребенок может длительное время играть одной и той же игрушкой , производя одни и те же движения, например, открывать и закрывать коробочку, крутить шарик или нанизывать кольца на пирамидку.

Родителям карапуза не стоит беспокоиться по поводу таких «навязчивых» повторений, в этом возрасте малыш совершенствует двигательные навыки и изучает связь между своими действиями и их результатом. Заметно изменяют и игры ребенка, если раньше он просто бросал кубики или тянул в рот кольца пирамидки, то теперь он старается достичь каких-нибудь результатов. Например, ставит несколько кубиков друг на друга, одевает 2-3 кольца пирамидки и радуется уже не только самому процессу игры, а своему успеху, охотно демонстрируя его и ожидая одобрения взрослых.

После года развиваются речевые навыки ребенка – он уже не просто произносит отдельные слова и словосочетания, а пытается с их помощью выражать какие-то желания, общаться с окружающими и очень любит демонстрировать свои умения, повторяя за взрослыми разные звуки. Малыши после года часто поют, любят «разговаривать» по телефону, причем копируя интонации взрослых, отвечают на вопросы и произносят услышанные слова, «переделав» их на свой лад . В этом возрасте, когда для ребенка повторение слов и звуков – веселая и новая игра, родителям стоит как можно больше разговаривать с ним, читать ему короткие и звучные стихотворения и петь вместе с ним песенки, побуждая его повторять их за ними.

В возрасте года и двух месяцев растет и развивается эмоциональное общение ребенка с родителями и другими взрослыми, окружающими его. Теперь малыш не просто копирует поведение и действие взрослых, а старается вызвать у них вполне определенные эмоции – восхищение, смех, радость. Дети уже понимают, какие их действия вызывают больше всего эмоций у взрослых и всячески стараются привлечь к себе внимание родителей, совершая именно их. Так что, если малышу не хватает внимания и ласки и он не может получить их с помощью улыбок, объятий или демонстрации своих умений, он будет добиваться желаемого капризами, плачем и истериками, которые «закатывают» большинство детей в этом возрасте.

Очень важно не поддаваться таким манипуляциям и не реагировать бурно на «неправильные» поступки ребенка, также нельзя заострять на них внимание или наказывать малыша, в этом возрасте они еще не понимают, за что их ругают и наказывают и такие поступки только уменьшают доверие ребенка к родителям.

После года подозрительность и недоверие детей к посторонним взрослым постепенно уменьшается или полностью исчезает – дети охотно подходят или идут на ручки к улыбающимся или к зовущим их людям, с интересом наблюдают за играми детей и пытаются общаться с ровесниками и малышами постарше. Более осторожные и недоверчивые малыши предпочитают держаться подальше от всех незнакомых и общаться с окружающими соглашаются только рядом с мамой или папой. Оба варианта поведения ребенка вполне нормальны и зависят от особенностей характера карапуза и от отношений родителей к окружающим – дети способны улавливать малейшие оттенки родительских чувств и вести себя соответственно им.

Трудно назвать все навыки, которыми должен обладать ребенок в этом возрасте. Большинство педиатров считают, что малыш должен уметь самостоятельно вставать и садиться, ходить с поддержкой, залазить на низкие поверхности и уверенно сидеть на стуле.

Важнейшим показанием развития ребенка в этом в возрасте считается его понимание речи взрослых, умение выполнять их простейшие просьбы и указания, также малыш должен подражать поведению взрослых в игре – укачивать и кормить куклу, катать машинку, пылесосить, стучать молотком и так далее.

Почти все современные малыши в этом возрасте знают не только назначение таких бытовых приборов как посуда или одежда, но и показывают, как надо говорить по телефону, «включают» телевизор с помощью пульта и охотно «загружают-разгружают» стиральную машину. Также среди обязательных навыков отмечается попытки общения с помощью слов, звукосочетаний и жестов.

Мальчики и девочки после года

После года различия в поведении мальчиков и девочек становится заметнее. Девочки быстрее усваивают новые навыки, проявляют больше интереса ко всему происходящему вокруг них, быстрее отвлекаются и предпочитают игре общение с взрослыми, причем маленьким принцессам в таком возрасте вполне хватает мамы, папы и других родственников.

Мальчики обычно несколько неусидчивее, им требуется больше времени на освоение нового, зато потом они могут достаточно долго заниматься новой игрушкой, не обращая внимания на происходящее вокруг. А вот сидение дома наедине с мамой или папой совсем не нравится маленьким непоседам, которые в этом возрасте больше всего любят гулять.