Водные процедуры ребенку 2 лет. Водные процедуры для детей. Полоскание горла холодной водой

Купание ребенка — это не только важнейшая процедура по уходу за нежной детской кожей, но и возможность эмоционального общения мамы и малыша. Кроху приводят в восторг теплая водичка, душистая пена и, конечно, любимые игрушки.


С овременная российская педиатрическая школа считает ежедневное купание обязательной процедурой, способствующей гармоничному физическому и эмоциональному развитию ребенка. Во время водных процедур у малыша развиваются двигательные навыки, тренируются мышцы, позвоночник, дыхательная и сердечнососудистая система, а также совершенствуются механизмы терморегуляции кожи.

Веселое купание

О том, как сделать водные процедуры приятными и полезными рассказывает Елена Александровна Чистозвонова, врач-педиатр, к.м.н., заместитель главного врача по неонатологии Московского перинатального центра, член экспертного совета Johnson"s baby:

  • Температура воздуха в ванной комнате должна быть не ниже 24-26ºС, а температура воды примерно равна 37ºС;
  • Купать малыша следует не раньше, чем через полчаса после кормления. Оптимально перед одним из вечерних кормлений, не позже 22:00;
  • Первые водные процедуры могут длиться до 10-15 минут, в дальнейшем это время можно увеличить;
  • Налейте необходимое количество воды в ванночку. Добавьте несколько капель пенки-шампуня в воду и размешайте ее;
  • Разденьте малыша и аккуратно опустите его в воду: его затылок должен быть у Вас над запястьем левой руки (если Вы правша), в то время как Ваша кисть удерживает ребенка за дальнее от Вас плечо. Другой рукой Вы будете мыть малыша;
  • Свободной рукой осторожно поливайте малыша водой. Чтобы малыш не испугался и не плакал, улыбнитесь и ласково поговорите с ним;
  • Нанесите небольшое количество пенки-шампуня на свою руку, вспеньте и приступайте к купанию. Мыть малыша нужно последовательно: шею, грудь , живот, ручки и ножки, спину и лишь затем голову;
  • Тщательно промойте складки на шее, подмышечные складки, в паху, локтевые и коленные сгибы. Не забудьте раскрыть и вымыть сжатые кулачки;
  • Запрокиньте головку малыша назад, придерживая ее ладонью. Полейте волосы водой от лица к затылку, нанесите и вспеньте несколько капель пенки-шампуня;
  • Помассируйте кожу головы, а затем аккуратно смойте пену омывающими движениями от лица к затылку;
  • Теперь можно ополоснуть малыша водой из кувшина, которая должна быть примерно на 1°С прохладнее воды в ванночке;
  • Затем заверните ребенка в полотенце или чистые пеленки: промокните сначала голову, а потом и тельце ребенка.

Выбираем средства для купания

Поскольку у маленьких детей кожа очень уязвима, родителям необходимо знать, как правильно за ней ухаживать, чтобы не навредить малышу.

Тончайшая защитная пленка, гидролипидная мантия, предохраняет кожу малыша от излишней потери влаги и воздействия бактерий, тем самым помогая организму крохи противостоять неблагоприятным внешним факторам. Чтобы не повредить этот уникальный защитный барьер, необходимо с особой тщательностью выбирать очищающие средства для нежнейшей детской кожи.

Некоторые мамы до сих пор часто используют для купания малышей твердое мыло, щелочные компоненты которого способствуют разрушению гидролипидной мантии, а также приводят к повышенной сухости кожи. В результате нарушается естественная защита кожи ребенка и ей становится сложнее противостоять инфекциям.

Специалисты-дерматологи давно убедились, что традиционно популярное твердое мыло, зарекомендовавшее себя как хорошее очищающее средство, негативно действует даже на кожу взрослого человека, не говоря о нежной детской коже. У малышей защитная пленка очень тонкая, ведь ее формирование заканчивается только после третьего года жизни. Уровень pH кожи у новорожденных равен 6,5, и за несколько месяцев он изменяется до 5,5 - именно этот показатель обеспечивает лучшую антимикробную защиту.

Обычное твердое мыло имеет уровень pH 10, и даже особые смягчающие добавки снижают его только до 7. Содержащиеся в нем щелочные компоненты просто «стирают» защитную пленку. А это значит, что возрастает риск попадания инфекции на чувствительную детскую кожу. Организм малыша старается восстановить защитный слой и притягивает влагу из глубоких слоев кожи на поверхность. Так запускаются процессы глубинного пересушивания тонкой нежной детской кожи, которые усиливаются с каждым разом использования мыла.

Вот почему специалисты рекомендуют полностью отказаться при очищении кожи малыша от мыла и средств, в которых присутствуют щелочные мыльные компоненты. Мягкие, не содержащие мыло пенки и крем-гели эффективно удаляют с поверхности кожи малыша различные загрязнения, сохраняя естественный защитный слой.

После принятия водных процедур Вы можете приступать к кормлению, ведь активные игры в воде еще больше разбудили аппетит крохи.

Водные процедуры для детей просто необходимы. С рождения ребенка умывание, подмывание или обтирание оказывает закаливающее действие на весь организм. Перед процедурой необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, чтобы не навредить. Даже при легком заболевании не следует отменять местные водные процедуры, такие как влажное обтирание. Процедуру лучше начинать сухим обтиранием и только после этого влажным. Главное потом насухо вытирать ребенка. Общие ванны можно проводить с первых недель жизни, но мылом лучше мыть не более 1 раза в 5-6 дней. С полутора лет можно перейти к водным процедурам с душем. Благодаря которым можно струей воды воздействовать на нервные окончания. Летом, особенно, полезны обливания детей из лейки или ведерка, при этом головку можно не мочить. После процедуры необходимо насухо вытирать ребенка полотенцем. Обливание можно проводить и в холодное время года, но при этом нужно проконсультировать со специалистом.

Водные процедуры и их польза для детей

Вода, воздух так необходимы для человека, а водные процедуры окружают нас с самого рождения и на протяжении всей жизни. Это умывание, подмывание, обтирание, купание, закаливание-все это водные процедуры. При легком заболевании и простуде не стоит обострять вирусную инфекцию и процедуру лучше отложить. Лучшее водные процедуры это купание детей в открытых водоемах, при свежем воздухе, солнце благоприятно влияют на детей.

О пользе водных процедур для детей наверно знает каждый родитель, каждая мама с самого рождения поддерживает тело малыша в чистоте, купая ежедневно. Это не только закаливание, но и устойчивость к заболеваниям, доставления несомненного удовольствия и облегчения.

Водные процедуры это к тому же отличный массаж, действующий как на тело малыша, так и на его нервную психику, способствующие физическому и психическому развитию ребенка,

Замечено что после бассейна у ребенка хороший аппетит и здоровый крепкий сон, благотворно влияет на желудок, пищеварительную систему.

Приучать к плаванию нужно с рождения, чтобы малыш не боялся воды, конечно это делают не сразу после выписки с роддома, а попозже например с двух трех месяцев, в присутствии мамы, а в бассейне детского тренера. Начинать можно тогда когда нет медицинских противопоказаний. Параллельно с закаливанием можно посещать и баню, это оказывает оздоровительное действие и хорошо влияет на повышение качества иммунитета. рекомендуют заниматься плаванием и водными процедура с детьми у которых плохой тонус мышц. Да и есть доказательства что ребенок который занимается плаванием быстрее своих сверстников начинают ходить и развиваются гораздо быстрее. Но не радуйтесь, что процесс обучения плаванию будет быстрый, необходимо терпение и тренировки. конечно просто стоят в воде нет никакого смысла и эффекта, водные процедуры подразумевают активность, то есть покачивание в разные стороны, ныряние, само по себе плавание, махание руками и ногами. Конечно все процедуры как я уже говорила должны проходить под строгим контролем взрослого адекватного человека. Если вы заметили что малыш замерз или устал необходима прекратить процедуры и идти греться и отдыхать. Можно попить горячего чаю, для малышей поменьше молоко. Самое первое занятие не должно быть больше 30 минут. дальше по мере привыкание и самочувствие можно добавлять время по 15-20 мин.

Удачного вам плавания и веселья. при этом получить массу удовольствий, повысить иммунитет опднять хорошее Настроение, чтобы потом долго вспоминать минуты счастья. помните о безопастности на водоемах.

Очень мощным природным средством зака­ливания является вода, ее температура. Влияют на организм так­же механические факторы, например душ, купание, и химические соленые, хвойные ванны, купание в море.

Водные закаливающие процедуры бывают местные и общие.

Местные процедуры - это обтирание, обливание, ванны. Местные процедуры проводят с постепенным усилением воздействии, начиная с более слабодействующих либо снижая каждый раз тем­пературу воды. Надо особенно внимательно следить за исходным сос­тоянием здоровья детей, их реакцией на процедуру, учитывать ин­дивидуальные особенности каждого ребенка.

Действие воды, так же как и воздуха, человек испытывает на себе с момента рождения. Все гигиенические процедуры (умывание, мытье ног, рук и пр.) при правильной организации их проведения оказывают также и закаливающее воздействие.

Для детей первого года жизни местными закаливающими мероприятиями являются подмывание, умывание, обтирание,

Начальная температура воды местных процедур для детей пер­вого года жизни 28°, т. е. она близка к температуре кожи на откры­тых частях тела. Через каждые 1-2 дня, а индивидуально и через 4-6 дней температура воды уменьшается на 1-2°, снижаясь до 22-20°. После подмывания, умывания кожу вытирают сухим мяг­ким полотенцем. Длительность процедур 1-2 минуты.

Местное обтирание является переходной стадией к общему обтиранию, но оно может проводиться и длительно - у детей ос­лабленных, перенесших недавно заболевание. Обтирание начинают с ног - от ступней до колен, а затем обтирают руки - от кистей до плеча. Продолжительность процедуры 1-2 минуты, В холодные ме­сяцы исходная температура воды для обтирания должна быть 36- 35°, летом 34-33°. Один раз в 5 дней температуру воды снижают на 1°, доводя ее до 30-28°. После влажного обтирания руки и ноги ребенка растирают до легкого покраснения сухим мягким полотен­цем.

При легком заболевании ребенка местная водная процедура не отменяется, повышается температура воды лишь на 2-3° по срав­нению с той, которая применялась до заболевания. По выздоровле­нии температура воды вновь снижается на 1° через каждые 2-3 дня, пока не достигнет нужной.

Обтирание грудных детей проводят следующим образом: сначала обтирают руки (от пальцев к плечу), ноги (от стопы к бед­ру), затем грудь, живот и, наконец, спину. Каждую часть тела после ее обтирания сразу вытирают досуха (до легкого покраснения). Таким образом, сочетается действие воды и легкого массажа. Про­должительность процедуры 3-4 минуты, лучшее время - перед одним из дневных снов. Рукавичку или ткань, которой обтирают, через день кипятят. В условиях детского учреждения эти предметы должны быть у каждого ребенка.

При умывании детей от года до 2 лет им моют только лицо и кисти рук. Детям старше 2 лет моют лицо, шею, верхнюю часть груди и руки до локтя: Исходная температура для умывания 26°, снижают ее постепенно за 10-15 дней до 18-17°. После умывания! кожу вытирают досуха полотенцем.

Влажные обтирания зимой начинают делать водой температуры 33°, а летом -32°. Температуру воды постепенно снижают на Г (через 5-7 дней) и доводят зимой до 26°, а летом - до 24. Обтирают руки, спину и грудь. У детей старше года влажные обтирания также являются переходной ступенью к общим обливаниям, и только у ослабленных детей эта процедура применяется в течение длительного времени.

Местные ванны могут быть для рук и для ног. Ручные ванны можно ввести в игру детей - предложить покупать куклу, пости­рать для нее одежду, помыть посуду и т. п. Важно, чтобы исходная температура воды была 28° и понижалась постепенно до комнатной.

Особенно ценными являются ножные ванны. Они оказывают не только местное, но и общее воздействие на организм. Установлено наличие рефлекторной сосудистой реакции со стороны слизистой обо­лочки верхних дыхательных путей при охлаждении ног. Благодаря рефлекторно вызванному сужению сосудов уже с первой минуты охлаждения температура слизистой носа и носоглотки начинает снижаться.

Детей с 1,5 лет полезно приучить к ножным ваннам, обливаниям ступней, мытью ног сначала тепловатой, а потом прохладной во­дой. Основным условием для проведения этих процедур является то, : чтобы ноги до этого были теплыми. Поэтому лучше делать эту процедуру утром после ночного сна или днем после прогулки, но в последнем случае надо убедиться, не холодные ли у ребенка ноги. Ис­следования показали, что действие обливания более заметно от­ражается на тонусе сосудистой системы, частоте пульса, при усло­вии, когда температура кожи стоп выше температуры воды на не­сколько градусов. В несравненно меньшей степени физиологические функции меняются в тех случаях, когда нет разницы в температуре воды и кожи стоп. Отсюда вывод: не следует обливать холодные ноги холодной водой. Для правильного проведения закаливания водой необходимо соблюдать условия теплового комфорта.

Начальная температура воды ножной ванны для детей до 3 лет летом 35-33°, а зимой -36-35°. Постепенно снижая температуру воды на 1° через каждую неделю, а для детей третьего года жизни - через 4-5 дней, ее доводят до 24-22°. Полезно, чтобы ребенок во время такой ванны производил движения ногами. Продолжитель­ность процедуры 1-3 минуты.

Обливание ног проводится разными способами. Ребенок мо­жет сесть на детский стул или низкий табурет, а ноги положить на деревянный брусок, положенный на дно таза. В другом случае на таз можно положить деревянную решетку. В условиях дошкольного уч­реждения дети часто сидят на скамье, поставив ноги на решетку, уложенную вдоль длинного желоба.

При всех этих методах надо придерживаться главного прин­ципа- температуру воды снижать постепенно от 35 до 20-18°.

Продолжительность процедуры 20-30 секунд. После ножной ванны или поливания ноги ребенка тщательно вытирают, желательно мягкими полотенцем, а затем растирают до легкого покраснения.

В настоящее время в дошкольных учреждениях широко внедряют так называемое контрастное закаливание. При этом ноги об­липают сначала теплой водой -36°, затем температуру постепенно снижают до 28-18°, а в конце опять теплой -36°. Этот способ имеет определенные преимущества: у детей с аллергическими реакциями и|>гдит1зращается чрезмерное сужение сосудов, которое вредно для ребенка. Контрастное обливание вызывает исходное расширение со­судов и действие холодной воды оказывает закаливающий эффект. Последующее теплое обливание препятствует возникновению спазма капилляров. Контрастное обливание позволяет и после заболевания, н период реконвалесценции, не выводить детей из всей системы закаливания, таким детям до конца этого периода ножки обливают только теплой водой.

Общие процедуры. К общим водным закаливающим процедурам относятся гигиеническая ванна, влажное обтирание, обливание, душ, купание в водоемах.

Гигиеническую ванну дети первого года жизни полу- ,. чают ежедневно, причем ребенка моют с мылом один раз в 5-6 дней. Температура воды для ванны 37-36°, длительность процедуры 5 минут. В первом полугодии жизни ребенка его держат в ванне в лежа­чем положении, придерживая головку и верхнюю половину туловища так, чтобы грудка была покрыта водой; во втором полугодии коли­чество воды в ванне должно достигать уровня соска сидящего ре­бенка. Температуру воды в ванне не снижать. Закаливающее дейст­вие обеспечивается последующим контрастным обливанием водой, температура которой на 2° меньше, чем в ванне. Повышать тем­пературу воздуха в помещении, где проводится ванна, не следует, надо лишь быстро вытирать и одевать детей после купания.

Общее влажное обтирание рекомендуется начинать с 2- 3 месяцев. Эту процедуру предваряют сухим обтиранием, а затем местным влажным особенно детей первого полугодия жизни, ослаб­ленных (родившихся недоношенными, перенесшими любое острое заболевание) или легко возбудимых.

Сухие обтирания проводят куском чистой фланели - растирают ко­нечности и тело ребенка до появления легкой красноты. Такие обтирания проводят ежедневно в течение 1-2 недель, после чего переходят к влаж­ным обтираниям.

Температура воды для общих влажных обтираний такая же, как для местных. Обтирают смоченной в воде и отжатой рукавич­кой или концом махрового либо вафельного полотенца. Для уси­ления действия этих процедур можно добавить в воду соль (1-2 чай­ные ложки соли на стакан воды).

Общие обливания у детей до 9 месяцев сводятся к кон­трастным обливаниям после гигиенической ванны, о чем уже было сказано выше. Начиная с 9-10 месяцев можно делать общее обливание, не связанное с гигиенической ванной. С этого возраста целесообразно проводить обливание ежедневно в течение года. В зимнее время общее обливание рекомендуется начинать лишь после! предварительно проведенных обтираний, летом же можно обойтись и без этого.

Обливание выполняют из садовой лейки, ведерка, кувшина или ковша. Голову обливать не нужно. Лейку или кувшин надо держать на расстоянии 25-30 см от тела. Детей сажают, а умеющих стоять ставят в большой таз. Сначала обливают спину, при этом ребенка держат несколько наклонно вперед, затем грудь и живот, отклонив голову назад. И, наконец, по очереди обливают левое и правое пле­чо и руки. После этого ребенка досуха растирают полотенцем. Тем­пература воды зимой 37-36°, летом 35°. Постепенно (на 1° через каждую неделю зимой, а летом через 3-5 дней) ее снижают до 28°.

Детям 1-3 лет общее обливание зимой начинают водой темпе­ратуры 34°, летом 33°, постепенно снижая ее на 1°: зимой - через 5 дней, доводят ее до 28°, летом - через 2-3 дня и доводят до 25- 24°. Длительность общих обливаний должна быть небольшой - от 30-40 секунд до 1 -1,5 минуты. После общего обливания кожа ребенка становится сначала бледной (сужение кожных сосудов), а затем краснеет (наступает расширение сосудов). Это указывает на положительное действие обливания. Если кожа резко бледнеет, си­неет, появляется дрожь, это свидетельствует о переохлаждении; если же покраснения кожи не происходит или оно слабо выражено, то после обливания или душа надо растереть тело ребенка полотен­цем до легкого покраснения.

Душ - сильнодействующее закаливающее средство. При про­ведении этой процедуры к температурному фактору присоединяется механическое действие струи воды, оказывающее на нервную сис­тему возбуждающее действие. Поэтому душ начинают применять детям только с 1,5 лет. Душ особенно полезен малоактивным детям, страдающим плохим аппетитом. Температура воды такая же, как и при общих обливаниях.

При снижении температуры воды руководствуются состоянием здоровья и реакцией ребенка на процедуру. Для детей с повышен­ной нервной возбудимостью рекомендуется применять более теплую воду, продолжительность процедуры не более 1 -1,5 минуты.

Надо учесть, что испарение с увлажненной кожи резко усили­вает охлаждение, поэтому, как и общее обливание, душ принимают быстро и сразу же вытирают ребенка досуха. Чем холоднее вода, тем короче процедура.

Лучшее время для проведения обтирания, обливания, душа - утренние часы после пробуждения или утренней гимнастики, когда кожа равномерно согрета, что обеспечивает хорошую сосудистую реакцию. В условиях детского учреждения эти процедуры проводят­ся после дневного сна, а летом - перед обедом.

Купание в открытых водоемах является наиболее силь­нодействующей процедурой, так как здесь имеет место одновремен­ное влияние трех факторов: свежего воздуха, большой массы воды и солнечной радиации - на всю поверхность кожных покровов. Водоем для купания детей должен быть с песчаным дном, пологим и чистым. Лучше, если место для купания детей будет огорожено барьером. Течение воды не должно быть сильным. Для купания детей, умеющих хорошо ходить, т. е. не младше 2-3 лет, рекомендуется выбирать место глубиной 25-30 см; наибольшая допустимая глубина - не нише пояса детям. Купание (в условиях средней полосы) лучше начинать при установившейся безветренной погоде, темпера­туре воздуха 25-26° и воды не ниже 23°. Наилучшее время купа­нии - от 10 до 12 часов. Купание натощак вредно, не следует также купаться раньше чем через 1 -1,5 часа после еды. Продолжитель­ность первых купаний для детей 2-3 лет ограничивается двумя-тремя кратковременными погружениями в воду. Затем длительность их увеличивается до 2-3 минут, а в дальнейшем, по мере привыкания малышей к этой процедуре,- до 5-6 минут. Ребенку разрешается купаться не более одного раза в день. Надо следить за тем, чтобы дети не входили в воду разгоряченными или с охлажденным телом, холодными руками. Во время купания надо следить за состоянием ребенка: при малейших признаках охлаждения (бледность лица, синева губ, озноб) прекратить купание. После купания следует до­суха растереть тело, быстро одеть и отвести ребенка в тень.

Солнечные и воздушные ванны должны предшествовать купанию. Ослабленным детям полезно в течение первых 4-7 дней от начала приема процедур проводить обтирания прохладной водой.

Морские купания оказывают еще более сильное действие на организм ребенка, так как при них сочетается термическое и меха­ническое воздействие (давление большой массы воды и удар волн) и, кроме того, морская вода оказывает химическое действие (соле­ность и др.). Поэтому детям, постоянно живущим на юге, можно начинать купание с 2 лет, а живущим в условиях умеренного кли­мата - с 3 лет. Для детей до 2 лет, особенно больных рахитом, очень полезны ванны из подогретой морской воды.

Морские купания вначале продолжаются всего 1-2 минуты, и только по мере привыкания ребенка их продолжительность увели­чивают до 5-8 минут. Во время купания не рекомендуется выходить из воды, чтобы погреться на солнце, а затем снова погружаться в во­ду. По окончании купания ребенок должен быстро выйти из воды, его надо растереть полотенцем и одеть. Полезно дать малышам нем­ного побегать по берегу, а затем спокойно посидеть в песке. Купать ребенка в море достаточно один раз в день. Курс морских купаний для маленьких детей - примерно 20 раз в месяц. В прохлад­ную дождливую погоду купание заменяется обливанием или обти­ранием.

Любое купание в открытом водоеме противопоказано детям с очень низкой массой тела, страдающим сердечно-сосудистыми за­болеваниями, резким малокровием, эпилепсией, заболеваниями мочевыводящих путей, больным активной формой туберкулеза, а также детям с повышенной нервной возбудимостью, перенесшим недавно пневмонию или инфекционные заболевания. Безусловно, запрещается купаться при повышенной температуре, острых респираторных и острых желудочно-кишечных заболеваниях.

В течение последних лет получило известное распространение так называемое раннее плавание детей. Эта водная процедура для здоровых детей; начинается она со второй, третьей недели жизни] ребенка. Хотя этот вид закаливания проводится еще задолго до поступления в дошкольное учреждение, воспитатели должны быть знакомы с этим способом.

Физиологической основой раннего плавания является безуслов­ный рефлекс плавания, которым обладают новорожденные дети, что позволяет, применяя эту общую водную процедуру, постепенно увеличивать время пребывания ребенка в воде и формировать в дальнейшем навыки плавания. Раннее плавание проводится по назначению врача.

При проведении этого вида закаливания особое внимание следует уделять дозировке времени пребывания ребенка в воде. Нарастание дозы плавания на каждом занятии - в диапазоне 10-15 секунд, а снижение температуры воды в конце каждого месяца -0,5°. При этом активизация двигательных функций достигается увеличением количества и стимулированием движений, а достижение закаленности - снижением температуры воды.

Занятия плаванием проводятся в условиях поликлиники, под­готовленным медицинским персоналом, по индивидуально разрабо­танной методике под строгим врачебным контролем, с учетом сос­тояния здоровья и индивидуальных особенностей детей.

Проявление отрицательного эмоционального состояния или дис­комфорт в температуре тела (появление «гусиной кожи», озноба, резкого покраснения тела и т. д.) является показанием к немедлен­ному прекращению процедуры. Этот вид закаливания только начал подвергаться всестороннему клиническому и экспериментальному изучению, поэтому проводить раннее плавание следует с осто­рожностью.

Плавание детей дошкольного возраста (5-7 лет) издавна использовали как меру закаливания. Научными исследованиями до­казано, что систематические занятия плаванием улучшают физи­ческое развитие детей. Это позволило обоснованно рекомендовать плавание детей с 5 лет в детских бассейнах.

Одним из наиболее действенных природных средств закаливания является вода. Это удивительно, но привычные нам с детства умывание и душ могут служить не только гигиеническим, но и оздоровительным целям.
Закаливающие процедуры исключительно полезны для детей первого года жизни, но - обязательно помните о главных правилах закаливания.

Закаливание по всем правилам:

1. Нельзя закаливать ребенка до достижения им 1 месячного возраста! Организм крохи, испытавший значительный стресс при переходе от внутриутробного существования к жизни во внешнем мире, еще только приспосабливается к новым для него условиям.
2. Перед проведением со своим ребенком закаливающих процедур, обязательно посоветуйтесь с врачом.
3. Закаливайте ребенка систематически и регулярно - во все времена года без перерывов. Хорошо, если закаливающие процедуры прочно войдут в распорядок дня ребенка, и будут сочетаться с обычными повседневными делами (умывание, прогулка, сон, игра, гигиеническая ванна и т. д.). Кроха быстро привыкнет и будет воспринимать закаливающие процедуры – как должное.

4. Увеличивайте силу понижения температуры воздуха последовательно, но непрерывно. Как и продолжительность закаливания. Особенно это важно для детей раннего возраста и ослабленных детей.
5. Всегда учитывайте возрастные и индивидуальные особенности ребенка. Чем слабее малыш, тем осторожнее надо подходить к проведению закаливающих процедур, но закаливать его надо обязательно! Если Ваше чадо все же заболеет, посоветуйтесь с врачом, можно ли продолжать хотя бы некоторые процедуры с уменьшенной силой воздействия; если этого сделать нельзя, придется по выздоровлении начать всё с самого сначала.
6. Проводите закаливание только тогда, когда у малыша хорошее настроение. Не допускайте плача, беспокойства или страха перед закаливающими процедурами. В противном случае - положительного эффекта от закаливания не будет.
7. Перед процедурой закаливания и во время ее обязательно следите, чтобы нос и конечности у ребенка были теплые. Если ребенок уже охладился, то выработать положительную реакцию на закаливание не удастся, можно получить лишь обратный эффект. Кроме того, малыш не должен быть и перегрет! Прохладный воздух может привести к значительному переохлаждению организма ребенка, и мы получим от закаливания обратный эффект.

Методика закаливания водой

Для детей первого года жизни водные закаливающие процедуры могут быть местными (умывание, обтирание) и общими (гигиенические ванны, обтирание и обливание, а иногда и душ). При этом для закаливания можно использовать как ежедневные гигиенические процедуры - мытье рук перед едой, мытье ног перед сном, обычное купание, так и различные игры с водой.
Эффект водного закаливания основан на постепенном понижении температуры воды и увеличении времени процедуры.

1 этап водного закаливания: умывание:

Начинайте закаливание с обычного умывания ребенка. Начальная температура воды при этом должна быть близкой к температуре кожи открытых частей тела ребенка - примерно +28-26°С.

2 этап водного закаливания: обтирание.

Делайте обтирание вот так: смоченной в воде варежкой из махровой ткани или сложенным в несколько раз махровым полотенцем быстрыми движениями обтирают ребенка: первую неделю - только верхнюю половину тела, а спустя неделю - все тело.
При этом обтирайте руки ребенка в направлении - от пальцев к плечам, грудь круговыми движениями по часовой стрелке, спину - от середины позвоночника к бокам, ноги - от стоп вверх к тазу, живот по часовой стрелке, ягодицы - не раздвигая их.
Каждое движение повторяйте 2-4 раза.
Начинать можно с воды температурой +34°С и в течение 10-15 дней постепенно (на 0,5-1°в день) снижать температуру до +26-23°С.

А вот новый метод обтирания , предложенный шведскими врачами. Проводить рекомендуется с шести месяцев.
Махровое полотенце смочите «морской водой» (1 столовая ложка морской соли на 1 л воды, температура воды +22° С). Как только малыш проснется, держа его на весу за подмышки – опустите на полотенце. Ребенок с удовольствием будет топтаться.
Не вытирая стопы, переходят к другим элементам туалета.
Через 2 недели, если ребенок чувствует себя хорошо, можно увеличить нагрузку: ножки ребенка на 2-3 секунды опускают на влажное полотенце, которое предварительно кладут в полиэтиленовый пакет и помещают в холодильник.
После влажного обтирания необходимо растерите кожу ребенка до розового цвета и оденьте его.

Внимание: те участки кожи, которые подвергаются обтиранию и последующему растиранию, должны быть абсолютно здоровыми - если на коже есть опрелости, какие-либо высыпания и т.п., данную процедуру следует отложить.

3 этап водного закаливания: местные и общие обливания.

Эту процедуру можно начинать с 9-12 месяцев (а у более закаленных детей и еще раньше).
Итак, после 2-4 недель систематических обтираний можно перейти к обливанию водой (температурный режим лучше обсудить с врачом).
Делайте обливание в таком порядке: начиная с ног, затем ягодицы, далее грудь и живот и заканчивая обливанием левого и правого плеча.

Из местных обливаний рекомендуются в первую очередь обливания ног. Они оказывают не только местное, но и общее воздействие на организм, оттого, что охлаждение стоп - один из способов стимуляции деятельности надпочечников. А те, в свою очередь, играют важную роль в функционировании иммунной системы человека.
Закаливающий эффект этой процедуры может быть обусловлен либо постепенным (на 1° в день) снижением температуры, либо применением контрастного обливания. В последнем случае ноги сначала обливают теплой водой (+36° С), затем холодной (+24-20°С), а в конце снова теплой (+36°С). Такой способ подойдет Вам наилучшим способом, если Ваш малыш часто болеет или склонен к аллергии, поскольку у таких детей имеется склонность к спазму капилляров.

Очень полезны ножные ванны («топтание» в воде). Начинать их можно с температуры +35°С.
Налейте в ванну воду несколько выше уровня щиколоток. Ребенок должен пройти по воде (с вашей помощью или без) 5-6 раз. Затем налейте воду на 2-3°С холоднее. После ванны вытирают ноги ребенка и укладывают его спать (стопы можно не вытирать).
Внимание: как уже сказано выше - не следует проводить обливание ног холодной водой или «топтание» в воде, если у ребенка холодные ноги! Температура кожи стоп должна быть выше температуры воды всего на несколько градусов.

Возможен и такой вариант закаливания: общее обливание прохладной (+28-22°С) водой после гигиенической ванны.

4 этап водного закаливания: душ.

Сильнодействующим средством закаливания является душ.
К нему, как правило, прибегают, когда ребенку уже исполнится полтора года, однако врач ЛФК может назначить его и раньше по каким-либо показаниям (часто душ прописывают вялым детям, особенно с плохим аппетитом).

И в заключение статьи хотим напомнить - закаливание водой не отменяет других видов закаливания (воздухом, солнцем) - проветривание, прогулка, сон на воздухе, о которых мы подробно рассказали.

С учетом нашей физиологии и ритма жизни, нахождение в воде для человека столь же естественно, как и прогулка неспешным шагом. Посудите сами: пока мы развиваемся в животе у мамы, мы окружены околоплодными водами. А после рождения для нас первыми гигиеническими процедурами становятся именно умывание и купание.

Вода продолжает сопровождать нас в течение всей жизни, однако, можно с уверенностью заявить, что подобное "соседство" сказывается на нас только положительным образом.

С самых первых дней матери приучают своих деток к различного рода водным процедурам: начинают с обтирания личика и мытья ручек и ножек, а заканчивают умыванием и купанием малыша перед сном. Если родители грамотно проведут первое купание малыша, не испугав его, то в будущем именно вода поможет ребенку получить массу положительных, радостных эмоций.

Не секрет, что врачи назначают плавание и купание в качестве лечебно-профилактических мероприятий при различных заболеваниях. Причем, подобные назначения касаются не только взрослых, но и маленьких детей.

Сложно оценить все многообразие сфер медицины, в которых применяются водные процедуры в качестве лечебных мер: вода, наверное, самое универсальное средство для лечения и профилактики сотен заболеваний и недугов.

Поэтому популярность детских бассейнов лишь увеличивается с каждым годом. Оно и верно, ведь плавание в бассейне с теплой водой помогает не только подарить малышу крепкое здоровье, но и обеспечить быстро физическое, а также интеллектуальное развитие.

Именно в водной среде наиболее успешно снимаются нагрузки с позвоночника, формируется правильная осанка. Кроме того, в бассейне можно заняться и профилактикой плоскостопия, укреплением костей своего тела, стабилизацией состояния нервной системы, а также улучшением сна, аппетита. Поэтому практически любая здравница подмосковье предлагает своим юным посетителям активный отдых в бассейне.

Занятия в бассейне эффективно повышают общий тонус детского организма, попутно увеличивая выносливость и совершенствуя опорно-двигательный аппарат малыша.

При этом, немногие знают, что даже занятия для детей в бассейне могут разниться: группы для детей до одного, двух или трех лет занимаются по индивидуальным программам. Это связано с развитием детского организма, который на первых этапах своего становления переходит от одной стадии к другой.

Конечно, присутствие детского инструктора по плаванию на занятиях в бассейне строго обязательно, ведь он помогает контролировать безопасность и правильность выполнения различных упражнений в воде.

Многие из нас помнят, что закаляться - полезно для здоровья. Но немногие знают, что именно нахождение в воде для ребенка может быть столь же полезно: за счет разницы температур можно выработать защитный иммунитет у ребенка. Именно укрепленный иммунитет позволит эффективно бороться с различными заболеваниями и воспалительными процессами, а также поможет укрепить нервную, мышечную и сердечно-сосудистую системы.

Вода, как правило, помогает снять стресс у человека в любом возрасте, но и дети могут снять нервное напряжение так быстро и эффективно, что посещение бассейна станет не только любимой, но и полезной привычкой каждого малыша.

Дети недаром любят бассейны, ведь именно подрастающий организм чутко воспринимает полезные процедуры на подсознательном уровне. Поэтому если ребенок полюбил воду, то и состояние здоровья у него будет лишь улучшаться.