Во саду ли в огороде методическая разработка (подготовительная группа) на тему. "во саду ли, в огороде" для детей подготовительной группы Во саду ли в огороде старшая группа

«Во саду ли в огороде»

Цель : расширять и уточнять знания о фруктах и овощах.

Задачи :

Образовательные:

продолжать упражнять детей в определении овощей по их внешнему виду, в умении называть их;

продолжать формировать представления о труде овощеводов и садоводов;

закреплять и уточнять знания о заготовке и хранении овощей, фруктов.

Развивающие:

развивать навыки речевого общения, обогащать словарный запас.

приобщать детей к словесному искусству;

развивать эмоциональное восприятие загадок, стихотворения.

Воспитательные:

воспитывать у детей желание включаться совместно со взрослым в предложенную работу;

приобщать детей к общепринятым правилам взаимоотношений;

воспитывать желание работать с друг другом.

Предварительная работа. Проведение дидактических игр по темам: “Овощи”, “Фрукты”, “Ягоды”; чтение произведений К.И.Чуковского, Д.Родари; работа на огороде, сбор урожая овощей; придумывание и отгадывание загадок.

Материал к занятию. Муляжи овощей, фруктов. Картинки по теме.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

– Ребята, давайте начнём занятие как обычно, приветствием друг друга. (Дети встают в круг, произносят слова приветствия и выполняют соответствующие движения)

Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Мы навстречу вам откроем –
И ладошки, и сердца!
Пусть тепло на свете будет!
Улыбаются пусть люди!
Мир пусть будет без конца!

– Для хорошего настроения улыбнемся друг другу.

  1. Классификация овощей и фруктов .

Воспитатель загадывает загадки:

Всех круглее и краснее.

Он в салате всех вкуснее,

И ребята с давних пор

Очень любят... (помидор).

Он совсем-совсем зеленый

И овальный, удлиненный.

Помидора верный брат,

Тоже просится в салат.

Догадались? Молодцы!

Ну, конечно... (огурцы)

Оранжевый спрятан корешок

Сверху виден лишь вершок.

А подцепишь ловко –

И в руках...(морковка)

Лето целое старалась -

Одевалась, одевалась...

А как осень подошла,

Нам одежки отдала.

Сотню одежонок

Сложим мы в бочонок.

(Капуста)

Кругла, рассыпчата, бела

На стол она с полей пришла

Ты посоли ее немножко,

Ведь правда вкусная...

(картошка) ?

Золотистый и полезный,

Витаминный, хотя резкий,

Горький вкус имеет он.

Когда чистишь – слезы льешь.

(Лук)

Дом зеленый тесноват:

Узкий длинный, гладкий.

В доме рядышком сидят

Круглые ребятки.

Осенью пришла беда -

Треснул домик гладкий,

Поскакали кто куда

Круглые ребятки.

(Горох)

Молодцы! Догадались.

Что это - морковь, лук,картофель? Как можно назвать их одним словом? (овощи)

Назовите, какие еще вы знаете овощи? (дети называют овощи)

  1. Беседа: «Что мы знаем об овощах?»

Где выращивают овощи? (на огородах, на дачах)

А ещё, ребята, выращивают овощи в совхозах. Знаете ли вы, как называются участки где выращивают большой урожай овощей? Они называются - плантациями.

Для чего выращивают овощи? (овощи очень полезны, они употребляются в пищу людям и скоту)

Есть овощи, которые можно употреблять сырыми, знаете ли вы такие? Назовите их.

(помидор, лук, редис и другие)

Очень вкусны салаты из свежих овощей. В сырых овощах содержится больше витаминов, чем в вареных. А знаете почему? При варке витамины из овощей вывариваются, а в сырых остаются полностью.

Какие же овощи полезнее: сырые или вареные? (сырые)

4. Беседа: «Что мы знаем о фруктах?»

На ветвях они висели,

Как созрели - посинели.

Смотрят сверху вниз пугливо,

Ждут, когда сорвут их... (сливы)

Фрукт похож на неваляшку,

Носит желтую рубашку.

Тишину в саду нарушив,

С дерева упала... (груша)

Желтый цитрусовый плод

В странах солнечных растет.

А на вкус кислейший он.

Как зовут его? (Лимон)

Круглое, румяное,

Я росту на ветке.

Любят меня взрослые,

И маленькие детки. (яблоко)

Назовите, какие вы фрукты знаете? (вишня, груши, апельсины, гранат и другие)

Где выращивают фрукты? (в садах)

Как вы думаете, полезны ли фрукты?

Во фруктах как и в овощах содержатся витамины необходимые для нашего организма.

А что готовят из фруктов?

Из свежих ягод и фруктов готовят компоты, соки, варенье.

5.Игра на внимание (физкультминутка)

Давайте узнаем, насколько вы внимательны: если я назову фрукты – поднимаете руки вверх, становитесь на носочки; овощи – приседаете, руками упираетесь об пол.

6.Игра “Четвёртый лишний”

– Я буду называть ряд слов, а вы – выделять лишнее слово и объяснять, почему, по вашему мнению, оно лишнее:

Яблоко, груша, помидор, апельсин;

яблоко, помидор, картофель, огурец;

огурец, капуста, лимон, помидор;

яблоко, банан, груша, капуста.

Игра «Опиши овощ, фрукт.

Дети берут овощ или фрукт, называют их, показывают, рассказывают какие они и выкладывают в ряд на столе.. Например: “Это овощ – помидор, он круглый, гладкий, красный, сочный, вкусный, полезный”)

Игра “Скажи наоборот”

– Яблоко горькое? (сладкое)

– Лимон сладкий (кислый)

– Лук сладкий (горький )

– Груша соленая (сладка)

– веноград кислый (слаткий)

Игра «Повар»

Ребята, давайте поиграем в игру «Повар».

Дети становятся в круг, выбирается ведущий, он находится в середине круга. Остальные дети договариваются, каким овощем или фруктом будет каждый из них. Ведущий-повар объявляет, что он будет готовить: салат или компот, затем поочередно называет те фрукты или овощи, которые ему нужны. Дети слушают название и подходят к «повару» в том случае, если назван их фрукт или овощ. Игра заканчивается тогда, когда «блюдо» будет «приготовлено».

Рефлексия

Ребята, скажите, чем мы сегодня занимались?

Что нового вы узнали?

Что понравилось больше всего?


(подготовительная группа)

Задачи:

I . Образовательные.

1. Закрепить название овощей, фруктов и ягод.

2. Учить детей устанавливать причинно – следственные связи на примере образования плода.

3. Рассказать детям о пользе овощей, фруктов и ягод для человека.

II . Воспитательные.

1.Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников, точно и полно отвечать на поставленные вопросы.

III . Развивающие.

1. Развивать умение составлять описательный рассказ по схеме об овощах и фруктах.

Материал:

План карта (приложение №1).

Карточки - схемы (горох, огурец, яблоня и т.д.)

Схемы для описания

Иллюстрации или муляжи (овощи, фрукты, ягоды)

Раскраски (овощи, фрукты и т.д.)

Ход занятия

1. Организационный момент.

Ребята, наше сегодня путешествие будет не совсем обычное. О чем мы будем сегодня разговаривать? Это вы сможете определить с помощью загадки.

Несу я урожай

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю

Деревья раздеваю,

Но не касаюсь сосен

И елочек я …(осень).

2. Основная часть.

Чему радуются и о чем грустят люди осенью? Радуются синеве неба, последним полевым цветам, красоте осенней природы. Грустят, глядя на караваны (стаи) улетающих птиц.

Но главная забота у людей осенью это уборка богатого урожая. Нельзя терять ни минуты. Надо управиться до дождей и холодов. Собрать на полях, в огородах и садах овощи и фрукты. Чтобы познакомиться с ними лучше, мы отправимся на дачу.

Для этого у нас есть, карта посмотрите на нее внимательно (дети садятся). Мы выезжаем из города, который на карте обозначен красным и синим прямоугольником это высокие городские дома. Сначала мы заедем в магазин за продуктами (зеленый прямоугольник). Потом проедем рядом с прудом (синий круг). Дальше двигаемся по желтой дорожке (длинный узкий прямоугольник). Затем едем мимо лиственного леса с осенними деревьями (желтые и красные круги), мимо хвойного леса (зеленые треугольники) и попадем, наконец, на дачу. Она обозначена желтым квадратом, имитирующим дачный домик.

Вот мы и добрались до дачи. Сначала давайте посмотрим: как растут овощи?

Игра «Что сначала, что потом».

Детям предлагается серия картинок, на которых изображены стадии роста различных овощей (огурец, горох и т.д.) момента посадки семян в землю до образования плода. Дети с помощью воспитателя составляют рассказ по картинкам.

А теперь давайте вспомним, что необходимо нашим овощам и любым растениям для роста (солнечное тепло, свет, плодородная почва и влага).

А какие овощи вы знаете? (морковь, редис, картошка и т.д.).

Ребята, давайте вспомним, как заготавливают овощи на зиму?

Дети : - Овощи можно сушить (лук, морковь, свекла, горох, фасоль).

Консервировать, солить, мариновать (огурцы, помидоры, кабачки, патиссоны, капуста).

Делать икру (кабачки, баклажаны).

Даже варить варенье (кабачки).

  • Игра «Один - много».
  • Игра «Назови сок».
  • Игра «Четвертый лишний».

Д/и «Узнай по описанию».

Д/и «Подскажи словечко».

Физкультминутка «Яблоко»

Дыхательное упражнение «Ароматы сада».

Ребята на даче растут не только овощи, но и фрукты. Как называется место, где выращивают фрукты?

Правильно фруктовый сад.

А какие фрукты вы знаете?

Где они растут?

  • И так, фрукты растут на фруктовых деревьях. Как вы думаете, а дерево живое существо?
  • Почему?

Кроме овощей и фруктов на даче еще растут и ягоды. Давайте вспомним какие ягоды вы знаете, и где они растут. (ответ детей (куст, деревья ).

А теперь поговорим о том, какие вкусные блюда можно приготовить из фруктов и ягод, чтобы мы могли не только летом, но и зимой полакомиться разными заготовками из фруктов и ягод. Детям предлагается по схеме составить описательный рассказ.

  • Игра «Один - много».
  • Игра «Назови сок, варенье».

Ребята скажите, пожалуйста, как называются люди, которые работают на овощных полях – овощеводы.

А люди, которые выращивают фрукты в больших садах, как называются? – садоводы.

Для чего нашему организму необходимы овощи и фрукты. Как вы думаете?

  • Овощи и фрукты нам нужны, чтобы у нас не болели желудок и живот , потому что они помогают слаженно работать нашему организму, помогают переваривать пищу.
  • В овощах и фруктах много витаминов, которые необходимы, чтобы быть здоровыми и хорошо расти.
  • Овощи и фрукты нужно есть, чтобы была хорошая фигура.
  • Чтобы зубы были здоровыми.
  • Некоторые овощи помогают нам бороться с простудой и гриппом, например лук и чеснок.

3. Итог занятия.

Ребята о чем мы сегодня беседовали?

Чем отличаются фрукты от овощей?

В какие игры играли?

Что вам больше всего запомнилось?

А в подарок вам осень принесла раскраски. Дети благодарят осень.

Приложение №1.

План – карта «Дорога на дачу».

Список использованных источников.

  1. Дыбина О.В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада» М.: Мозаика – Синтез, 2007 (методическое пособие).
  2. Галанова А.С. Игры, которые лечат. М., 2006.
  3. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. Дидактический материал по развитию речи у дошкольников. – Ярославль: «академия развития», 1997. – 240 с. илл.
  4. Программа воспитания и обучения в детском саду./ под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т.С.Комаровой, – 3 – е изд., испр. и доп. – М - С., 2005 -208 с.
  5. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – М., 1999.


ТЕМА НЕДЕЛИ «Во саду ли, в огороде»
ЦЕЛЬ
Повторить обобщающие понятия «овощи и фрукты», названия различных овощей и фруктов, их полезные свойства
Познакомить детей с заготовкой овощей и фруктов: консервирование, соление, маринование, приготовление варения, компотов и соков.
Формировать представления об приспособленности растений к изменениям в природе.
Расширять представление об овощах и фруктах разных климатических зон.
Закреплять знания об организации сельскохозяйственного труда и его значении.
Воспитывать уважение к труду сельских жителей.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ
ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Создание условий для рассматривания репродукций картин художников по теме «Чем богата осень»: Ван Гог «Натюрморт с овощами», Э. Мане «Корзина с фруктами»,Э.Лейд «Натюрморт с розой, ягодами и фруктами », О. Ванилар «Вечерний натюрморт с луком» и т.п.
Привлечь внимание к рассматриванию иллюстраций, фотоальбомов на тему «Праздник урожая»
Дидактические игры: «Что бывает такого цвета», «Составь натюрморт»
Создать условия для создания группового коллажа по теме «Во саду ли в огороде» (Вырезание по контуру овощей и фруктов, сельскохозяйственных машин, деревьев, людей) самостоятельное рисование овощей, фруктов, злаков
ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
Разместить для рассматривания гербарии листьев садовых и лесных ягод, плодовых деревьев
Дидактические игры: «Угадай по описанию», «Заготовки на зиму», «Вкусные истории», «Отгадай по запаху», «Что сначала - что потом?»
Серия демонстрационных пособий «Садовые ягоды» «Овощи», «Фрукты», «Лесные ягоды», «Плодовые деревья»
ЦЕНТР ЗНАКОМСТВА С КНИГОЙ
Книги энциклопедического содержания
Книга «Лекарственные растения Республики Коми»
Книга «Что где растет»
ЦЕНТР СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР
Пополнить игровой уголок новыми игрушками и муляжами для игры в магазин «Овощи, фрукты»
Создать сюж-рол. игру «Лесная аптека»; усложнить с\р игры «Овощеводы», «Полеводы» (внести тракторы, комбайны)
ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕЧИ
Д/и «Дерево нужных слов»: загадки, ребусы об овощах и фруктах
Внести схемы и модели «Овощи», «Фрукты» для самостоятельного составления описательных загадок.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ / СОЦИАЛЬНЫМИ ПАРТНЕРАМИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДО
Социальными партнерами
Экскурсия в продуктовый магазин «Севан», отдел «Овощи и фрукты», с целью знакомства разнообразия овощей и фруктов, поставляемых в магазины с полей и садов

С родителями
Побеседовать с детьми о том, что даёт село городу, а город селу.
Предложить дома приготовить любой сок или овощное блюдо.
Привлечь ребёнка к очистки грядок на садовом участке. Объяснить значение проводимой работы.
Изготовление поделок из овощей и фруктов для участия в конкурсе «Поделки из овощей и фруктов»
Предложить сходить с детьми на рынок (ярмарку), рассмотреть обилие даров природы (новый урожай)
Домашнее чтение: И. Соколов-Микитов «Осень», М. Пришвин «Лисичкин хлеб», Э.Хогарт «Послушный дождик», П. Потемкин «Урожай».
Закрепить с детьми знания о съедобных и несъедобных грибах, съедобных и ядовитых лесных ягодах
Полный текст материала Планирование по теме "Во саду ли, в огороде"; подготовительная группа смотрите в скачиваемом файле .
На странице приведен фрагмент.

Разделы: Работа с дошкольниками

Программное содержание. Систематизировать знания детей об овощах, фруктах, ягодах.

Формировать навыки самостоятельного проведения классификации.

Активизировать мышление путём разрешения проблемной ситуации. Развивать умение прогнозировать, переключать внимание.

Формировать основы системного мышления и логического анализа окружающей действительности при составлении моделей различных предметов (модель компота).

Развивать связную речь детей. Расширять словарный запас, обучать навыкам сравнения, систематизировать представления о признаках объектов.

Закреплять навыки использования в речи глагольной лексики, согласование прилагательных и существительных, усвоение слов-антонимов.

Развивать эмоциональную сферу детей, воображение, умение фантазировать, сопереживать.

Воспитывать целеустремлённость и настойчивость в поиске решения возникающих проблем.

Предварительная работа. Проведение дидактических игр по темам: “Овощи”, “Фрукты”, “Ягоды”; чтение произведений К.И.Чуковского, Д.Родари; работа на огороде, сбор урожая овощей; придумывание и отгадывание загадок; знакомство с маленькими человечками (твёрдыми, жидкими, газообразными), где они живут; рисование, лепка фруктов, ягод, овощей; сюжетно-ролевая игра “Магазин”.

Материал к занятию. Муляжи овощей, фруктов и ягод в красивых мешочках; грамзапись спокойной музыки; модели геометрических фигур, разной формы, величины и цвета; фломастеры; модель трёхэтажного дома; мяч для игры; шапочки-схемы твёрдых, жидких и газообразных человечков; фруктово-ягодный компот в чашках, накрытый салфеткой.

Ход занятия

– Ребята, давайте начнём занятие как обычно, приветствием друг друга. (Дети встают в круг, произносят слова приветствия и выполняют соответствующие движения)

Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Мы навстречу вам откроем –
И ладошки, и сердца!
Пусть тепло на свете будет!
Улыбаются пусть люди!
Мир пусть будет без конца!

– Для хорошего настроения вместе с улыбкой подарите друг другу комплименты (дети называют разные достоинства рядом стоящему ребёнку не только напрямую, но и через сравнения).

– А я вам для хорошего настроения подготовила сюрпризы – каждый себе выберет понравившийся мешочек, а что в нём лежит, вы определите на ощупь. (Дети берут по мешочку и, ощупывая овощи, фрукты, ягоды, называют их, показывают, рассказывают какие они и выкладывают в ряд на столе.. Например: “Это овощ – помидор, он круглый, гладкий, красный, сочный, вкусный, полезный”)

– Что вы разложили на столе?

– Где они растут?

– Сколько всего предметов здесь лежит?

– Сколько овощей?

– Сколько фруктов?

– Сколько ягод?

– Что лежит посередине?

– Что лежит первым?

– Что лежит между капустой и грушей?

Игра “Да – нет”

– Ребята, я сейчас загадаю лежащий здесь объект, а вы попробуйте отгадать его, задавая мне вопросы, на которые я смогу отвечать только простыми ответами: “да”, “нет”. Например: “Это круглое?” “Оно сладкое?” “Это лежит в центре?”

– Теперь кто-то из вас пусть загадает объект, а я вместе с остальными детьми буду отгадывать.

Игра “Четвёртый лишний”

– Я буду называть ряд слов, а вы – выделять лишнее слово и объяснять, почему, по вашему мнению, оно лишнее: яблоко, груша, помидор, персик;

яблоко, помидор, картофель, огурец;

огурец, капуста, арбуз, помидор;

клубника, малина, арбуз, капуста.

Игра на переключение внимания.

– Давайте узнаем, насколько вы внимательны: если я назову

фрукты – поднимаете руки вверх, становитесь на носочки;

овощи – приседаете, руками упираетесь об пол;

ягоды – наклоняетесь, имитируя сбор ягод.

Проблема.

– Ребята, представьте себе, что на яблоне созрели яблоки. Мальчик хочет попробовать яблоко, но сорвать нельзя – около дерева будка со злой собакой. Как ему попробовать яблоко?

Варианты детских ответов:

1. дождаться, когда хозяин уведёт собаку гулять;

2. бегать вокруг будки, пока собака не запутается в цепи;

  1. отодвинуть будку вместе с собакой;
  2. сбить яблоко длинной палкой;
  3. подружиться с собакой.
  4. подружиться с хозяином;
  5. отвлечь собаку косточкой.

– Какое решение вам понравилось больше? Почему?

– Молодцы, решили проблему!

Игра “Что потом?”

– Я буду показывать и называть различные предметы, лежащие на столе, а вы догадайтесь, что с ними произойдёт в дальнейшем:

яблоко – испекут пирог с яблоками;

клубника – сварят варенье;

огурец – сделают салат;

помидор – закатают в банку;

капуста – засолят;

виноград – высушат для изюма;

апельсин – отожмут сок;

арбуз – съедят;

смородина – сделают желе и т.д.

Психогимнастика “Превращения”

– Дети, скажите, пожалуйста, чем были раньше все ягоды, овощи, фрукты? (Семенами.)

– Представьте, что вы – семечко, которое посадили в тёплую землю. Оно ещё совсем маленькое, слабое, хрупкое. Но вот чьи-то добрые руки принесли воду, полили семечко и оно начинает прорастать. Пригрело ласковое солнце, и растение стало расти всё выше и выше, поднимая свои листики к свету.

(Дети под спокойную музыку, сложив ладони перед собой, поднимаются вверх, имитируя произрастание ростка из семечка.)

– Вот какие дружные всходы в нашем саду-огороде!

Игра “Скажи наоборот”

– Всходы у нас дружные. А вы, ребята, недружные? (Дружные.)

– Вы грустные, ребята? (Весёлые.)

– Вы ленивые? (Трудолюбивые .)

– Вы трусливые? (Смелые.)

– Вы злые? (Добрые.)

– Мне приятно общаться с такими хорошими детьми. Я сконструировала для наших даров природы “Дом Дружбы” Помогите мне, пожалуйста, его заселить.

Продуктивная деятельность детей.

– Выберите геометрические фигуры любого цвета, размера, формы. С помощью фломастеров, превратите их в весёлых фруктовых, овощных и ягодных человечков.

– Давайте поселим их в нашем “Доме Дружбы”. На первом этаже будут жить красные жители, на втором – зелёные, а на третьем – разноцветные.

– Вот какой замечательный дом и необычные жители в нём!

(моделирование маленькими человечками)

“Сварим вкусный компот”

– Дом построили, теперь, ребята, давайте сварим вкусный компот, а маленькие человечки нам помогут. (Воспитатель делит детей на 3 группы: “твёрдые человечки”, “жидкие” и “газообразные”, а на головы детей одевает шапочки-различия)

– Сначала надо взять кастрюлю. Какая она? Выходите, твёрдые человечки, сделайте кастрюлю. (Дети встают в круг, крепко взявшись за руки.)

– Теперь положим в кастрюлю свежие фрукты и ягоды. Какие они? (Выходят дети, в шапочках фруктов и ягод)

– Сейчас зальём фрукты кипящей водой и добавим сахарный песок. Вода какая? А сахар?

– Как ведут себя человечки кипящей воды? Они бурлят, двигаются, соединяются с твердыми человечками сахарного песка. (Выходят дети, изображающие “жидких человечков” воды, берут за руки “твердых человечков” сахарного песка и слегка покачиваются.)

– Компот всегда очень вкусно пахнет. Почему?

– Да, дети, это пар. Компот варится, и из него выскакивают газообразные человечки. Они бегут в разные стороны, и ничем их нельзя удержать. Выходите, “газообразные человечки”!

– А почему мы заливаем воду прозрачную, а компот получается цветным?

– Правильно, ребята, фрукты сочные, они отдают сиропу свой сок и цвет своей кожуры. Значит, фрукты состоят не только из твердых человечков, но и из жидких. Тогда вы, дети-фрукты, ведите себя как твердые и жидкие человечки. (Дети вертятся вокруг себя.)

– Вот и компот готов. Какой он получился? (Вкусный, сладкий, ароматный, яркий)

– Угощайтесь на здоровье! (Предлагает детям чашки с фруктово-ягодным компотом .)

Используемая литература

1. Белоусова Л.Е. Удивительные истории. – М.: Детство-пресс, 2000. – 126 с.

2. Гин С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений: 3-е изд. – Минск: ИВЦ Минфина, 2007. – 112 с.

3. Жихар О.П., Корзун А.В. ОТСМ-ТРИЗ в дошкольном образовании: вопросы планирования: пособие для педагогов, руководителей учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования.– 2-е изд. – Мозырь: ООО ИД “Белый Ветер”, 2008. – 100 с.: ил.

4. Измайлова Е.И. Учимся думать и запоминать: Методическое пособие по развитию мышления и речи старших дошкольников. – М.: АРКТИ, 2010. – 72 с.: ил.

5. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой: Для работы с детьми дошкольного возраста. – Харьков: Фолио, 1996. – 464 с.

«Во саду ли, в огороде»

Для детей подготовительной к школе группы

Участники: дети 6-7 лет.

Длительность НОД : 30 минут.

Форма организации : групповая.

Направление: художественно-эстетическое развитие.

Образовательная область Художественное творчество.

Тип: классическая НОД.

Цель:

Развитие художественного творчества воспитанников в процессе познавательной деятельности.

Задачи:

· закрепить умение детей в технике «пластилинография»;

· развивать композиционные умения и способность к восприятию и воплощению образа со своей точки зрения;

· продолжать учить детей наносить пластилин на картон ровным слоем, сглаживать поверхность формы;

· закрепить умения и навыки детей в работе с пластилином – раскатывание, сплющивание, размазывание используемого материала на основе, разглаживание готовых поверхностей;

· поощрять желание самостоятельно украшать свою работу, создавать коллективную композицию;

· развивать общую и мелкую моторику рук;

· совершенствовать умение лепки. Учить самостоятельно, находить приемы для передачи образа предмета;

· продолжать вызывать устойчивый интерес к труду садовода-огородника, воспитывать трудолюбие, любовь к природе;

· вызывать положительные эмоции;

· активизировать словарный запас детей;

· формировать представления детей о окружающем мире, осени как времени года, эмоциональное положительное отношение к окружающему миру;

· формировать умение делать выводы, умозаключения;

· учить владеть конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договариваться, обмениваться предметами, распределять действия при сотрудничестве);

· приучать решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту;

· учить применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач.

Развивающие:

· принимать активное, заинтересованное участие в образовательном процессе;

· создавать доброжелательную атмосферу среди детей;

· развивать у детей любознательность, взаимопомощь, навыки самооценки;

· развивать способность наблюдать;

· развивать умение детей действовать самостоятельно;

· способствовать развитию логического мышления, памяти, внимания, воображения;

· совершенствовать мелкую моторику рук.

Воспитательные:

· воспитывать организованность, дисциплину, умение и желание самостоятельно объединяться для самостоятельной игры и труда, оказывать друг другу помощь, доброжелательно оценивать деятельность сверстников и результаты своей деятельности;

· формировать у детей представление о труде садоводов и огородников;

· воспитывать умение проявлять эмоциональную отзывчивость в деятельности и общении со взрослыми и сверстниками;

· воспитывать умение соблюдать элементарные общепринятые нормы и правила поведения.

Словарная работа: Осень, урожай, фрукты, овощи, огород, сад, сезон, консервирование, заготовление

пластилин, картонные заготовки овощей и фруктов, муляжи овощей и фруктов, ростовые куклы дед и бабка, домик, магнитная доска.

· игровая;

· коммуникативная;

· познавательная;

· двигательная;

· продуктивная.

Ожидаемые результаты:

Развитие у воспитанников интереса в процессе деятельности;

Умение детей действовать самостоятельно;

Воспитание нравственных качеств;

Формирование универсальных предпосылок учебной деятельности;

Способность решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту;

Проявление эмоциональной отзывчивости в деятельности и общении со взрослыми и сверстниками;

Активизация словарного запаса.

1. Ребенок задает вопрос.

2. Активно участвует в познавательной деятельности.

3. Проявляет самостоятельность.

4. Сопереживает.

5. Эмоционально реагирует.

6. Соподчиняет мотивы.

7. Проявляет волевое усилие.

8. Аргументирует самооценку.

Ход НОД

«Во саду ли, в огороде»

Воспитатель: Дни стали короче,

Длинней стали ночи,

Листья опадают, дожди поливают.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

Предполагаемые ответы детей: Осенью.

Воспитатель: Правильно ребята. Скажите мне, пожалуйста, что делают люди в садах и огородах в это время года?

Предполагаемые ответы детей: Осенью садоводы и огородники собирают урожай.

Воспитатель: Мне сегодня утром пришло письмо от бабушки Ани и дедушки Вани, послушайте, что они пишут: (читает письмо) «Здравствуйте дорогие ребята, вот и настала осень и пришла пора собирать урожай, много фруктов в саду, овощей на грядках. Но вот беда, совсем мы с дедушкой старые стали, трудно нам урожай собирать. Приезжайте к нам в гости, помогите собрать урожай».

Ребята, поможем бабушке с дедушкой?

Предполагаемые ответы детей: Да.

Воспитатель: Тогда поехали!

Уезжаем мы на дачу

Чтоб собрать наш урожай

Забирай с собой корзины и в вагончики вставай.

Электричка быстро мчится, станцию не прозевай.

«Тук-тук-тук» -стучат колеса. Друг за другом поспевай!

Замедляем темп движенья, остановка впереди.

К то на дачу собирался? Побыстрее выходи!

Поле целое картошки. Будем мы ее копать.

Снизу поддевать лопатой и в ведерко собирать.

Помидоры – овощ нежный. Чтоб сорвать его присядь.

Осторожно с ветки каждой помидоры надо рвать.

Высоко висят на плетях молодые огурцы.

Сверху собери сначала. Ну, а плети подвяжи.

Вот капуста раздобрела, до чего же, хороша!

Кочаны вы срежьте снизу и сложите не спеша.

Где растет морковь и свёкла? Покажите мне, друзья.

Справа грядка, слева грядка. Вижу их теперь и я.

Так устали мы на даче, что свалились на траву.

Кажется, мне, что работать я уж больше не смогу.

Но вернулись быстро силы, чистым стал наш огород.

Овощи в подвал мы сложим, чтоб хранились целый год.

Воспитатель: Вот помогли мы Бабушке Ане и дедушке Ване, теперь пора возвращаться.

Ребята, мы уехали, а бабушка с дедушкой остались одни, и наверное будут скучать. Давайте для них сделаем сюрприз. Мы с вами сделаем им сказочные фрукты-овощи. Для этого каждый из вас выберет заготовку фрукта или овоща, который больше нравится и превратит его в сказочный, с помощью пластилинографии. Вы сделаете из своих заготовок «живые» фрукты-овощи, у которых будут личики. Что вы должны добавить своим поделкам что бы они ожили?

Предполагаемые ответы детей: глазки, носик, ротик, ручки, ножки.

Воспитатель: Правильно, а еще вы можете украсить их и превратить в мальчика или девочку.

Воспитатель: Давайте немного разомнем наши ручки перед работой

«Компот»

Будем мы варить компот

Фруктов нужно много. Вот:(правой «мешаем»)

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить,

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот. (Опять «варим» и «мешаем)

Угостим честной народ.

Воспитатель: Теперь ручки готовы, можете приступать к работе.

Воспитатель: Какие красивые и веселые поделки у вас получились, посмотрите, Данин баклажан серьезный, у Яны веселое яблочко, а у Дашиной груши красивый бант. Я думаю, что бабушка и дедушка очень обрадуются, когда получат посылку. А пока давайте их отнесем на выставку и покажем родителям, пусть они тоже порадуются вместе с нами.

Овощи и фрукты

Вкусные продукты.

Урожай у нас хорош!

Лучше в мире не найдешь!

Литература.

1. Артемова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. – М., 1992.

2. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду – М., 1991.

4. Селивёрстов В. И. Речевые игры с детьми. – М., 1994.

3. Крупенчук О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь! –С-П., 2009.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Во саду ли, в огороде»

Для детей подготовительной к школе группы

Участники: дети 6-7 лет.

Длительность НОД : 30 минут.

Форма организации : групповая.

Направление: художественно-эстетическое развитие.

Образовательная область Художественное творчество.

Тип: классическая НОД.

Цель:

Развитие художественного творчества воспитанников в процессе познавательной деятельности.

Задачи:

Коррекционно - образовательные:

  • закрепить умение детей в технике «пластилинография»;
  • развивать композиционные умения и способность к восприятию и воплощению образа со своей точки зрения;
  • продолжать учить детей наносить пластилин на картон ровным слоем, сглаживать поверхность формы;
  • закрепить умения и навыки детей в работе с пластилином – раскатывание, сплющивание, размазывание используемого материала на основе, разглаживание готовых поверхностей;
  • поощрять желание самостоятельно украшать свою работу, создавать коллективную композицию;
  • развивать общую и мелкую моторику рук;
  • совершенствовать умение лепки. Учить самостоятельно, находить приемы для передачи образа предмета;
  • продолжать вызывать устойчивый интерес к труду садовода-огородника, воспитывать трудолюбие, любовь к природе;
  • вызывать положительные эмоции;
  • активизировать словарный запас детей;
  • формировать представления детей о окружающем мире, осени как времени года, эмоциональное положительное отношение к окружающему миру;
  • формировать умение делать выводы, умозаключения;
  • учить владеть конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договариваться, обмениваться предметами, распределять действия при сотрудничестве);
  • приучать решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту;
  • учить применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач.

Развивающие:

  • принимать активное, заинтересованное участие в образовательном процессе;
  • создавать доброжелательную атмосферу среди детей;
  • развивать у детей любознательность, взаимопомощь, навыки самооценки;
  • развивать способность наблюдать;
  • развивать умение детей действовать самостоятельно;
  • способствовать развитию логического мышления, памяти, внимания, воображения;
  • совершенствовать мелкую моторику рук.

Воспитательные:

  • воспитывать организованность, дисциплину, умение и желание самостоятельно объединяться для самостоятельной игры и труда, оказывать друг другу помощь, доброжелательно оценивать деятельность сверстников и результаты своей деятельности;
  • формировать у детей представление о труде садоводов и огородников;
  • воспитывать умение проявлять эмоциональную отзывчивость в деятельности и общении со взрослыми и сверстниками;
  • воспитывать умение соблюдать элементарные общепринятые нормы и правила поведения.

Словарная работа: Осень, урожай, фрукты, овощи, огород, сад, сезон, консервирование, заготовление

Создание среды для организации и проведения НОД (или оборудование и материалы): пластилин, картонные заготовки овощей и фруктов, муляжи овощей и фруктов, ростовые куклы дед и бабка, домик, магнитная доска.

Виды детской деятельности в НОД:

  • игровая;
  • коммуникативная;
  • познавательная;
  • двигательная;
  • продуктивная.

Ожидаемые результаты:

Развитие у воспитанников интереса в процессе деятельности;

Умение детей действовать самостоятельно;

Воспитание нравственных качеств;

Формирование универсальных предпосылок учебной деятельности;

Способность решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту;

Проявление эмоциональной отзывчивости в деятельности и общении со взрослыми и сверстниками;

Активизация словарного запаса.

Критерии оценки деятельности детей на НОД:

1. Ребенок задает вопрос.

2. Активно участвует в познавательной деятельности.

3. Проявляет самостоятельность.

4. Сопереживает.

5. Эмоционально реагирует.

6. Соподчиняет мотивы.

7. Проявляет волевое усилие.

8. Аргументирует самооценку.

Ход НОД

«Во саду ли, в огороде»

Воспитатель: Дни стали короче,

Длинней стали ночи,

Листья опадают, дожди поливают.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

Предполагаемые ответы детей: Осенью.

Воспитатель: Правильно ребята. Скажите мне, пожалуйста, что делают люди в садах и огородах в это время года?

Предполагаемые ответы детей: Осенью садоводы и огородники собирают урожай.

Воспитатель: Мне сегодня утром пришло письмо от бабушки Ани и дедушки Вани, послушайте, что они пишут: (читает письмо) «Здравствуйте дорогие ребята, вот и настала осень и пришла пора собирать урожай, много фруктов в саду, овощей на грядках. Но вот беда, совсем мы с дедушкой старые стали, трудно нам урожай собирать. Приезжайте к нам в гости, помогите собрать урожай».

Ребята, поможем бабушке с дедушкой?

Предполагаемые ответы детей: Да.

Воспитатель: Тогда поехали! (Дети строятся друг за другом в «паровозик»; выполняют движения по тексту.)

Уезжаем мы на дачу

Чтоб собрать наш урожай

Забирай с собой корзины и в вагончики вставай.

Электричка быстро мчится, станцию не прозевай.

«Тук-тук-тук» -стучат колеса. Друг за другом поспевай!

Замедляем темп движенья, остановка впереди.

К то на дачу собирался? Побыстрее выходи!

Поле целое картошки. Будем мы ее копать.

Снизу поддевать лопатой и в ведерко собирать.

Помидоры – овощ нежный. Чтоб сорвать его присядь.

Осторожно с ветки каждой помидоры надо рвать.

Высоко висят на плетях молодые огурцы.

Сверху собери сначала. Ну, а плети подвяжи.

Вот капуста раздобрела, до чего же, хороша!

Кочаны вы срежьте снизу и сложите не спеша.

Где растет морковь и свёкла? Покажите мне, друзья.

Справа грядка, слева грядка. Вижу их теперь и я.

Так устали мы на даче, что свалились на траву.

Кажется, мне, что работать я уж больше не смогу.

Но вернулись быстро силы, чистым стал наш огород.

Овощи в подвал мы сложим, чтоб хранились целый год.

Дети собирают «урожай». Относят бабушке и дедушке (домик, возле на скамейке сидят ростовые куклы). Бабушка и дедушка их благодарят, дают корзину с овощами и фруктами.

Воспитатель: Вот помогли мы Бабушке Ане и дедушке Ване, теперь пора возвращаться.

Дети «паровозиком» возвращаются на свои места.

Ребята, мы уехали, а бабушка с дедушкой остались одни, и наверное будут скучать. Давайте для них сделаем сюрприз. Мы с вами сделаем им сказочные фрукты-овощи. Для этого каждый из вас выберет заготовку фрукта или овоща, который больше нравится и превратит его в сказочный, с помощью пластилинографии. Вы сделаете из своих заготовок «живые» фрукты-овощи, у которых будут личики. Что вы должны добавить своим поделкам что бы они ожили?

Предполагаемые ответы детей: глазки, носик, ротик, ручки, ножки.

Воспитатель: Правильно, а еще вы можете украсить их и превратить в мальчика или девочку.

Дети выбирают заготовки, воспитатель уточняет цвет выбранного овоща или фрукта (баклажан-фиолетовый, помидор-красный, груша-желтая, т.д)

Воспитатель: Давайте немного разомнем наши ручки перед работой (выполняют пальчиковую гимнастику (автор Н. Нищева).

«Компот»

Будем мы варить компот (Левую ладошку держим «ковшиком»),

Фруктов нужно много. Вот: (правой «мешаем»)

Будем яблоки крошить, (Загибаем пальчики на правой руке, начиная с большого.)

Грушу будем мы рубить,

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот. (Опять «варим» и «мешаем)

Угостим честной народ.

Воспитатель: Теперь ручки готовы, можете приступать к работе.

Дети приступают к работе, воспитатель помогает, подсказывает по мере необходимости индивидуально, каждому ребенку.

Воспитатель: Какие красивые и веселые поделки у вас получились, посмотрите, Данин баклажан серьезный, у Яны веселое яблочко, а у Дашиной груши красивый бант. (Дети совместно с воспитателем положительно отзываются о каждой поделке.) Я думаю, что бабушка и дедушка очень обрадуются, когда получат посылку. А пока давайте их отнесем на выставку и покажем родителям, пусть они тоже порадуются вместе с нами.

Овощи и фрукты

Вкусные продукты.

Урожай у нас хорош!

Лучше в мире не найдешь!

Литература.

1. Артемова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. – М., 1992.

2. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду – М., 1991.

4. Селивёрстов В. И. Речевые игры с детьми. – М., 1994.

3. Крупенчук О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь! –С-П., 2009.