В старшей группе на тему зима. Конспект занятия старшей группе "пришла зима"

Конспект интегрированного занятия в соответствии с требованиями ФГОС в старшей группе на тему «Ох, ты зимушка-зима»

Мандрыкина Ирина Николаевна, воспитатель.
Цель: Повторение и обобщение полученных умений и навыков, уточнение полученных знаний детей в образовательных областях.
Задачи:
Образовательные:
1. Учить высказывать свою точку зрения, слушать сверстников и поддерживать беседу.
2. Активизировать словарный запас детей.
3. Закрепить в сознании детей признаки зимы, сезонные изменения в природе.
Развивающие:
1. Развивать память, мышление, внимание, чувство прекрасного через зимний пейзаж и способность передать это в своей работе.
2. Способствовать сохранению и укреплению здоровья детей.
3. Развивать умение детей общаться со взрослыми и сверстниками.
4. Развивать самостоятельность, целенаправленность и саморегуляцию собственных действий.
5. Развивать отзывчивость, любознательность, познавательную мотивацию.
Воспитательные:
1. Формировать у детей чувство сплоченности, единства, положительного эмоционального настроя внутри коллектива.
2. Закреплять умение детей взаимодействовать друг с другом в непродолжительной игре.
3. Закреплять умение соблюдать правила в игре, строиться в круг, находить своё место при построении, двигаться сообща, не толкаться.
Интеграция образовательных областей:
- Социально-коммуникативное развитие;
- Познавательное развитие;
- Художественно-эстетическое развитие;
- Речевое развитие;
- Физическое развитие.
Методические приемы: Игровой показ, сравнение, вопросы, обобщение.
Обеспечение занятия:
Для воспитателя: снеговик, картина « Волшебница Зима» картины с зимним пейзажем для оформления группы, снежинки из бумаги для оформления группы, имитация сугробов.
Для детей: оборудование для рисования: кисти, краски, листы для акварели, салфетки, подставки, непроливайки, восковые мелки.

Ход совместной деятельности

Мотивационно - побудительный этап:
Упражнение «Подари улыбку другу»:
Здравствуй, небо голубое! (руки вверх)
Здравствуй, солнце золотое! (руки вверх)
Здравствуй, матушка - земля! (руки опущены)
Здравствуйте, мои друзья! (руки в стороны)
Воспитатель: У нас сегодня гости, давайте с ними поздороваемся.
Организационно - поисковый этап:
Воспитатель: Сегодня нас ожидает много интересного, а помощниками вам будут ваше внимание, находчивость, смекалка и любознательность. Отгадайте, пожалуйста, загадку:
С каждым днем все холоднее,
Греет солнце все слабее,
Всюду снег, как бахрома, -
Значит, к нам пришла... (зима)
- Как вы думаете, о каком времени года будем говорить?
- Какое сейчас время года?
Назовите зимние месяцы. Какая у нас зима? (зима снежная, холодная, морозная)Что бывает зимой? (падает снег, воет ветер, замерзает река) Что можно сказать про снег? (снег пушистый, легкий, мягкий. Снег укрыл всю землю. Какая зимой погода? (погода зимой ветряная, морозная, зимой метет снег, воет ветер)
- Хорошо описали зиму, вспомнили все ее признаки.
Давайте мы с вами немножко поиграем.

Игра «Зимние слова»
Дети хлопают в ладоши, если слышат слово, связанное с зимой.
(Снежинка, тепло, Новый год, санки, лед, жара, рукавички, тюльпаны, снеговик, Дед Мороз, листопад, Снегурочка, клубника, загорать, снегопад, лыжи).

Игра «Доскажи словечко» (родственные слова)
- Зимой все покрыто белым пушистым снегом, давайте поиграем с этим словом.
Воспитатель читает стихотворение, а дети добавляют слова, связанные со словом «Снег».
Тихо, тихо, как во сне, падает на землю (снег)
С неба все скользят пушинки - серебристые (снежинки)
На поселке, на лужок все снижается (снежок)
Вот веселье для ребят - все сильнее (снегопад)
Все бегут в перегонки, все хотят играть в… (снежки)
Словно в белый пуховик нарядился (снеговик)
Рядом снежная фигурка - это девочка (снегурка)
На снегу - то, посмотри? - с красной грудкой (снегири)
Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил (снег)
- Какие слова вы добавляли?
- На какое слово они все похожи?
Кто знает, что нужно делать зимой на улице, чтобы не замерзнуть? Правильно, двигаться! И сейчас я предлагаю вам встать и подвигаться.

Физминутка « Лепим снеговика» с музыкой
- Ребята, скажите, что вы любите еще делать во время прогулки? (дети называют)
- Сегодня мы с вами поговорим об одном из зимних развлечений. Послушайте внимательно загадку:
Меня не растили,
Из снега слепили,
Вместо носа ловко
Вставили морковку.
Глаза - угольки,
Руки - сучки,
Холодный, большой.
Кто я такой? (Снеговик) (показать картинку с изображением снеговика).
- А как вы думаете, интересно лепить снеговиков?

Презентация «Снеговик: история возникновения символа зимы и нового года»
Воспитатель: Мы будем свами продолжать осваивать смешанную технику в рисовании- восковой мелок и акварель. Конечно, ваши снеговики будут и похожи друг на друга, ведь каждый снеговик состоит из … чего?
Дети: Из шаров.
Воспитатель: Сколько нужно снежных шаров для снеговика?
Дети: Три.
Воспитатель: Какого размера эти шары и как расположены?
Дети: Снеговик состоит из трёх шаров, поставленных друг на друга; внизу находится самый большой, посередине - средний по величине, сверху - самый маленький - это голова; руки можно сделать из овалов.
Воспитатель: Какие предметы одежды можно нарисовать снеговику?
Дети: Красивые шапочки и шарфики.
А сначала мы с вами проведем пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая игра "Зима"
Мы ладошки выставляем, (Дети выставляют руки вперёд ладошками вверх)
Ловить снежинки начинаем! (Дети выполняют хватательные движения руками – «ловят» снежинки».
Раз, поймали, два, поймали!
Не устали? Не устали! (дети «ловят» снежинки)
Раз, поймали, два, поймали!
И конечно, не устали!
А снежинок много-много! (дети выполняют руками «волны», при этом ладошки «смотрят» вниз)
И растут везде сугробы. (дети показывают руками с растопыренными пальцами «растущие сугробы»)
Снег в ладошки наберём (дети показывают, как они набирают двумя руками пригоршню снега)
И лепить снежки начнём! (начинают «лепить» снежки)
Лепим, лепим, лепим ком (дети продолжают «лепить» снежки)
И бросаем вверх потом! (мнимый снежок подбрасывается вверх)
Поиграли без заботы,
А теперь спешим к работе! (все возвращаются к работе)
Воспитатель: Восковым белым мелком обводим контур снеговика, закрашиваем туловище, красным шапочку и морковку, коричневым ручки и можно нарисовать метелку. Голубой краской тонируем лист бумаги.
Итог занятия:
Воспитатель: Ребята расскажите вам понравилось наше занятие?
- Что понравилось на нашем занятии?
- Что вызвало трудности?
- Чему научились?
- Что узнали нового?
Спасибо вам за занятие.

Презентация на тему: Снеговик. История возникновения символа зимы и Нового года

Павловский район

Занятие по развитию речи

в старшей группе

Тема: «Волшебный зимний сон»

Воспитатель:

МБДОУ д/с №10

ст. Незамаевская

Образовательная область: Познавательное развитие.

Вид деятельности: непосредственно-образовательная

Возрастная группа: старшая группа

Тема: «Волшебный зимний сон»

Цель: Развитие интереса и познавательной мотивации к особенностям зимних природных явлений.

Программное содержание

Образовательные задачи:

Обобщить и систематизировать знания детей о зиме;

Уточнить признаки зимы;

Упражнять в подборе слов-признаков, родственных слов.

Развивающие:

- Развивать координацию движений, совершенствовать мелкую моторику, развивать длительный и плавный выдох;

Развивать внимание, память, мышление;

Воспитательные:

Воспитывать эстетический вкус.

Предварительная работа:

Чтение художественной литературы о зиме;

Наблюдение с детьми за природными явлениями.

Словарная работа: Сосулька, метель, сугробы, снежный ком, снежок, снежинка, снегопад, снежки, снегири; белая, холодная, нежная, резная, короткая, морозная, долгая, вьюжная, снежная, прозрачная, звонкая, круглая, хрупкая.

Материалы и оборудование: Волшебная палочка, картинки сосулек, снежинок, снеговика, снежного кома; снежинки на ниточках; серия картин по теме «Зима», мнемотаблицы по теме зима.

Ход деятельности.

Воспитатель:

Здравствуйте, девочки! – Здравствуйте!

Здравствуйте, мальчики! – Здравствуйте!

Здравствуйте, взрослые! – Здравствуйте!

Здравствуйте, здравствуйте, все!

Присаживайтесь, пожалуйста, на стульчики. (Дети садятся).

Сегодня мне приснился сказочный сон, но то, что в нем происходило, было очень запутано. Я вам сейчас расскажу, а вы помогите мне разгадать сон.

Представьте себе красавицу, волшебницу, королеву, в белом наряде с длинными снежно-белыми волосами. И вот идет она к нам, укрывая все вокруг холодным белым покрывалом. Вокруг укутанные снегом деревья, кусты, дома. А как подует ветер, как заметет, закружит метель, оставляя высокие сугробы. Реки, ручьи, озера скованны льдом. Интересно, кто же эта красавица, волшебница и королева?

Дети: - Зима.

Воспитатель: - А точно это зима? А может, это весна?

Дети: - Зима одевается в белые наряды, покрывает землю холодным покрывалом..

Воспитатель: - Молодцы, догадались. Благодарю, что помогли мне разобраться в моем сне. А вы знаете, что у зимы есть очень много друзей. Давайте назовем их! (Подбор «зимних» слов )

Дети: - Снег, метель, лед, сосулька, снеговик, снежный комочек…

Воспитатель: - Вы знаете, ребята, мне зима дала вот эту волшебную палочку, чтобы мы с вами сегодня вспомнили о ней и ее друзьях. А вот и первая ее подружка – сосулька.

Дидактическая игра «Подберите признаки» (к кому дотронется палочка, тот и отвечает).

Воспитатель: Сосулька (какая?)

Дети: – длинная, короткая, холодная, прозрачная, звонкая, круглая, хрупкая…(дети отвечают полным ответом)

Воспитатель: Зима (какая?)

Дети: – Снежная, холодная, морозная, долгая, вьюжная…

Воспитатель: - А вот еще один ее друг – «снежок».

Пальчиковая гимнастика «Снежок».

Раз, два, три, четыре, пять,

(Загибают пальчики по одному)

Мы во двор пошли гулять.

(«Идут» по столу указательными и средними пальчиками)

Бабу снежную лепили,

(Лепят комочек двумя ладонями)

Птичек крошками кормили,

(Крошащие движения всеми пальчиками)

С горки мы потом катались,

(Ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)

А еще в снегу валялись.

(Кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной)

Все в снегу домой пришли.

(Отряхивают ладошки)

Съели суп, и спать легли.

(Движения воображаемой ложкой; руки – под щеку).

Воспитатель: - Ребята, вы сказали, что зима холодная, морозная, значит, она всех морозит, сейчас мы с вами попробуем укрыть елочку от холода снежными словами. Я вам буду читать стихотворение, а вы добавлять слова и каждым снежным словом мы будем укрывать елочку. А слова я попрошу запомнить, чтобы ответить на вопрос.

Дидактическая игра «Доскажите словечко».

На поселки, на лужок – Все снижается… (снежок).

Вот веселье для ребят – Все сильнее… (снегопад).

Все бегут вперегонки,

Все хотят играть в … (снежки).

Словно в белый пуховик нарядился… (снеговик).

Рядом – снежная фигурка. Это девочка - … (Снегурка).

На снегу-то, посмотри –

С красной грудкой… (снегири).

Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил… (снег).

Воспитатель: Молодцы, а теперь давайте вспомним, каким словами мы укрывали елочку.

Дети: повторяют еще раз слова.

Воспитатель: - А вот у нас в гостях друг зимы Снеговик и у него для нас есть задание.

Составление предложений по мнемотаблицам.

Воспитатель: Снеговику скучно одному, давайте, слепим друзей ему снеговиков.

(Физминутка).

Раз – рука, два – рука,

Лепим мы снеговика.

Мы скатаем снежный ком –

Вот такой,

А потом поменьше ком – вот такой,

А наверх поставим мы маленький комок.

Вот и вышел снеговик –

Снеговичок.

Снег, ведерко и морковка,

Да уменье, да сноровка –

И готов снеговичок.

Очень милый толстячок!

(В. Бурдин)

Воспитатель: - А вот еще одна подружка зимы – снежинка. Но что-то она очень грустная.

Что же могло с ней случиться? Кто, что может предложить?

укрывали елочку.

Дети: - Может у нее нет друзей; - может, на день рождение не получила подарок…

Воспитатель: - Давайте ее развеселим.

Как же ее развеселить?

Дети: - Спеть веселую песенку;

- подарить что-то, найти друзей, рассказать смешную историю.

Воспитатель: - А может ей рассказать, какая она?

Дети: - Легкая, белая, холодная, нежная, резная, красивая, грустная. Воспитатель: - Посмотрите, все равно снежинка осталась грустной. А может, с ней поиграть?

(Упражнение на дыхание – развитие длительного, плавного выдоха – на нитке прикреплена снежинка, нужно дуть на снежинку, щеки не раздувать).

Воспитатель: - Вот, какая она стала веселая. Ей понравилось с нами играть. У снеговика еще есть для нас задание: снежинки с вопросами.

Вопросы:

Какое время года наступает после осени?

Дети: - После осени наступает зима.

Чем покрыты деревья зимой?

Дети: - Все деревья покрыты пушистым белым снегом.

Как одеваются люди зимой?

Дети: -Зимой люди тепло одеваются: в теплые шапки, шубы, кожаные сапоги, вязаные рукавички.

Воспитатель: Давайте поблагодарим снеговика за все и будем его ждать в гости следующей зимой.

Тема занятия: «Зимний гардероб»

Цели: развитие логического мышления; косвенная подготовка руки к письму; актуализация знаний о видах и деталях одежды.

Часть I. Рисунки Торопыжкина

Предложим детям рассказать Дуду о том, какую одежду носят зимой в наших краях, опираясь на рисунок художника Торопыжкина. Как все работы Торопыжкина, рисунок не завершен (см. рис).

Задание «Дорисуй и расскажи» . Дорисовав недостающие части каждого предмета одежды, детям нужно рассказать Дуду, как называется данный предмет и какие его части пришлось дорисовать, для чего они нужны.

Задание «Найди пару» . Нарисованные Торопыжкиным варежки оказались без пары. Нужно собрать их в пары, раскрашивая одинаковые варежки в один цвет.

Теперь можно рассказывать Дуду о зимней одежде, опираясь на схему:

Часть II. Веселые лоскутки

Цели: использование знаний о частях одежды и тканях, из которых шьют те или иные предметы одежды; развитие зрительного восприятия, мелкой моторики рук; освоение новой техники выполнения аппликации из ткани.

Аппликация из ткани . Выберем лоскутки ткани для каждого вида одежды. С помощью педагога дети обведут соответствующие шаблоны, вырежут из ткани необходимые детали, наклеют их на картонную основу.

Итог занятия. Дуду благодарит ребят за помощь. Теперь ей не страшен мороз. Обезьянка отмечает качество работы детей. При этом она называет предметы одежды и детали, из которых они состоят. Ребятам нужно быть внимательными — Дуду еще не все запомнила и иногда ошибается. Особо отметим, что важно не только заметить ошибки, но и суметь их исправить так, чтобы человек понял свою ошибку и не обиделся.

Творческое задание «Снежные фигуры». Дети заранее придумывают, что они хотят вылепить из снега. Для того чтобы получилось задуманное, снег до/жен лепиться. Детям во время прогулки нужно определять свойства снега: тяжелый или легкий, мокрый или сухой, клейкий или сыпучий. С помощью педагога дети смогут прийти к выводу, что свойства снега во многом зависят от температуры воздуха.

Используя новые знания о зимних явлениях природы, свойствах снега и льда, попробуем разгадать загадки.

Растет она вниз головою,

Не летом растет, а зимою.

Но солнце ее припечет —

Заплачет она и умрет. (Сосулька.)

Дело было в январе,

Мы лепили во дворе:

Три шара готовы вмиг —

Вышел славный... (снеговик).

Вот серебряный лужок.

Не видать барашка,

Не мычит на нем бычок,

Не цветет ромашка.

Наш лужок зимой хорош,

А весною не найдешь. (Лед, каток)

На дворе переполох:

С неба сыплется горох.

Съела шесть горошин Нина.

У нее теперь ангина. (Град)

Покружилась звездочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке. (Снежинка)

Как по небу с севера

Плыла лебедь серая,

Плыла лебедь сытая,

Плыла, с неба сыпала

На поля-озерушки

Белый пух да перышки. (Снежная туча)

Сито большое,

Сито голубое

Сеет-веет белый пух

На леса, дома, на луг. (Небо и снег)

В новой стене,

В круглом окне

Днем стекло разбито,

Ночью вставлено. (Прорубь)

В белом бархате деревня —

И заборы, и деревья.

И не снег, и не лед,

Серебром все уберет. (Иней.)

Вода-то вода,

Но бела и тверда! (Лед.)

Тема занятия: «Удивительное время - Зима!»

Скороговорка дня: «У ежа и елки иголки колки».

Цель занятия: знакомство с зимними явлениями природы.

Оборудование и материалы: персонаж Дуду, фотографии или рисунки с изображением зимних узоров на стекле, карточки или единый рисунок к заданию «Снежные загадки».

Часть I. Вырос лес, белый весь

Цели : знакомство с зимними явлениями природы; использование умения выявлять закономерность в построении геометрических последовательностей; развитие логического мышления, внимания.

В гости к детям приходит Дуду. Она вместе с ребятами с интересом изучает свойства снега и льда, наблюдает за превращениями воды. Но сегодня утром обезьянка увидела что-то совсем необычное.

Дуду. Здравствуйте, ребята! Представляете, смотрю я сегодня утром в окно, а на стекле кто-то за ночь нарисовал удивительный узор. Солнце коснулось его лучами, и он стал сверкать золотом и серебром, переливаться всеми оттенками розового цвета. Красота! Кто же нарисовал этот узор?

(Предположения детей.)

Педагог. Для того чтобы понять, из чего состоит узор, возникающий за ночь на окне, можно собрать «белую краску», которой он «нарисован». Она быстро превратится в воду. Дело в том, что вода (в виде пара) всегда есть в воздухе.

Ночью при резком похолодании она оседает на ветвях деревьев, на стеклах окон.

Рассмотрим узоры. Постараемся найти отгадки.

Вырос лес,

Белый весь.

На коне в него не въехать

И пешком не войти. (Зимний узор на окне.)

Без рук, без ног, а рисовать умеет. (Мороз.)

Дидактическая игра «Снежные узоры» . Дуду предлагает детям дорисовать и придумать свои узоры. Можно предложить такие задания:

Продолжи геометрический узор;

Продолжи графический узор;

Догадайся и нарисуй, какой снежинки не хватает;

Дорисуй вторую половину картинки.

Чтение.

Ночь

Ночь... Не спит,

Сидит под елкой,

Вышивает Дед Мороз.

Он у елки взял иголку,

Свет — от звезд.

Тянет нить

Сквозь щелку в шторах —

Все окно уже в узорах.

Завтра утром рано встанем

И увидим: на окне

Мчат серебряные сани

По серебряной стране.

В. Степанов

Кто же заставляет нас плясать зимой на улице? Не о нем ли в народе придумали загадку?

Старик у ворот

Тепло уволок,

Сам не бежит

И нам стоять не велит. (Мороз.)

Научим Дуду «озвучивать» различные узоры. Постараемся внимательно выполнять упражнения. Тренируя внимание и координацию движений, будем выполнять все более сложные задания, увеличивая темп.

Примеры заданий:

Хлопок в ладоши, топаем левой ногой, хлопок в ладоши, топаем правой ногой.

Хлопок в ладоши, прыжок, хлопок по коленям, приседание.

Хлопок в ладоши, хлопок по коленям, приседание.

Часть II. Снежные загадки

Цели: дальнейшее формирование умения составлять простейшие задачи по рисункам и решать их; освоение новых форм записи результатов.

Дуду . Столько загадок появляется вокруг зимой! Загадку, которую я хочу загадать вам, придумали ребята из подготовительной группы. На самом деле они просто лепили из снега, но не успели закончить работу. Догадайтесь, кого или что хотели слепить из снега дети? Из каких фигур слеплена каждая снежная скульптура? Сколько снежных шаров понадобилось для каждой из них?

Предложим детям придумать и нарисовать фигуру, которую они будут лепить из снега на прогулке.

Итог занятия.

Дуду. Удивительное время зима — на окнах появляются рисунки, деревья сами собой одеваются в белые шубы, люди на улицах танцуют, за несколько минут можно вылепить снеговика и даже слона! А вам, ребята, что нравится больше всего из зимних загадок, забав и чудес?

(Ответы детей.)

Последующая работа

Вдохновленные талантом зимнего живописца мороза, дети на занятии по рисованию с удовольствием нарисуют «Зимний пейзаж».

Варианты работы.

1. Выполним рисунок по образцу на темной бумаге белой гуашью или зубной пастой.

2. На обычной бумаге для рисования — контуры рисунка. Согласно шифру, часть изображения раскрашивается в различные цвета. Большая часть изображения остается белой.

Творческая работа «Скульптуры из снега» . Во время прогулки поможем детям вылепить из снега фигуры, нарисованные ими на занятии. Полученные «скульптуры» можно раскрасить, используя обычную пластиковую бутылку с цветной водой и пульверизатором.

Татьяна Деревянко
Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Зимушка-зима»

Цель: расширение и систематизация знаний детей о зиме.

Задачи:

Образовательная: уточнить представление детей о состоянии погоды зимой; о жизни зверей в холодное время года; закрепить знание геометрических фигур, умение из частей составлять целое; закрепить знание правил безопасного поведения зимой на реке.

Развивающая: развивать умение поддерживать беседу, подбирать слова -прилагательные; развивать внимание, наблюдательность, мелкую моторику.

Воспитательная: воспитывать любовь и бережное отношение к природе, чувство доброты,сопереживания ко всему живому и прекрасному, воспитывать умение работать в парах.

Словарная работа: снегопад, хлопья, заснеженные, снежная крупа, метелица, зимующие, льдинка.

Предварительная работа: беседа о приметах зимы; рассматривание зимних пейзажей, картинок с изображением зверей и птиц; отгадывание загадок, чтение стихов, рассказов и сказок на зимнюю тематику; изготовление цветных льдинок; художественное творчество-рисование на тему: «Здравствуй, Зимушка-зима», лепка из соленого теста «Снеговик», аппликация «Елочка», «Снежинка», оригами «Зайчик»; создание мини-музея «Птицы», дидактические игры «Чей дом?», «Назови птицу», «Найди такую же снежинку», разучивание физкультминуток

Подготовка к занятию: снежинки-большая и маленькие, снежинки с веселыми и грустными лицами; карточки «Узнай чей след», «Поменяй зайчику шубку»; схема зайчика, набор геометрических фигур белого цвета; «волшебная палочка», материал синего цвета.

Слайды: Зимний лес, снежинки, звери в зимнем лесу и их следы, река Вологда зимой

Интеграция образовательных областей: познание, социализация, коммуникация, безопасность, художественное творчество, физическая культура.

Ход занятия: Обратить внимание на снежинку.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам в группу прилетела снежинка. Откуда она взялась? Как попала к нам в группу? (предположения детей). Вы знаете, это не простая снежинка, а волшебная. Как вы думаете, почему? (ответы детей). Простая снежинка растаяла бы, потому что она из снега. На снежинке что-то написано, послушайте (чтение):

«Здравствуйте, меня зовут Снежинка. Я летала со своими сестричками, радуясь приходу зимы, но вдруг подул сильный ветер, он раздул все снежинки. Меня ветер занес к вам в группу, а где мои сестрички-снежинки, я не знаю. Помогите мне их найти, нас ждет домой мама-Тучка. Ребята, поможем Снежинке. Как мы можем ей помочь? Где мы можем поискать снежинок? (на улице, в лесу, на речке). Давайте сначала отправимся в лес. Какая зимой погода? Что нам нужно сделать перед прогулкой? (одеться). Какая одежда нам нужна? (имитация одевания).

Посмотрите, у меня есть волшебная палочка, с помощью ее мы попадем туда, куда захотим (закрывайте глаза).

Раз, два, три, обернись и в лесу ты окажись!

Вот мы и в зимнем лесу. (на экране-зимний лес).Посмотрите, ребята, как красиво вокруг, какая тишина, только снег поскрипывает под ногами (использовать мешочек- шуршалку).

Послушайте, какие замечательные слова о зиме написал русский поэт Суриков:

Белый снег пушистый в воздухе кружится

И на землю тихо падает, ложится.

А под утро снегом поле забелело,

Точно пеленою все его одело.

Темный лес, что шапкой принакрылся чудной

И уснул под нею крепко, непробудно (читает ребенок).

Ребята, с чем еще можно сравнить снег на деревьях и кустах? (С шапками, валенками, с шубами).

Откуда же берется снег? (зимой капли воды замерзают в облаках и превращаются в снежинки). Форма снега зависит от погоды.

В безветренный морозный день снег летит большими снежинками, похожими на звездочки. Снежинки летят медленно и их можно рассмотреть. - Как называется явление, когда падает снег? (снегопад).

При слабом морозе снежинки похожи на маленькие шарики, говорят, идет снежная крупа.

Когда нет мороза, снег падает хлопьями. Что такое хлопья? (множество слипшихся снежинок).

При сильном ветре летит снежная пыль, потому что ветер обломал у снежинок красивые лучики. Как называется такое явление? (снежная метель). Чем метель отличается от вьюги? (метель метет, а вьюга метет и воет). А еще бывает снежная поземка? Что это такое? (когда метель стелется по земле).

Ребята, выходите на полянку, покажем, как метет снежок.

Физкультминутка

Снег-снежок, снег - снежок по дороге стелется,

Снег-снежок, снег-снежок, белая метелица.

Снег - снежок, снег - снежок, замело дорожки,

Снег - снежок, снег-снежок тает на ладошке.

Мы налепим снежков, вместе поиграем

И в друг друга снежки весело бросаем.

А сейчас давайте сядем на пенечки (садятся на стулья).

Ребята, а для чего нужен снег? Как он помогает животным? Посмотрите, на снегу какие-то следы. Как вы думаете чьи? Какие звери живут в лесу? (показ слайда). Почему здесь не видно медведя и ежа? Давайте мы угадаем, какому животному принадлежат следы (садятся за столы).

Игра «Узнай животное по следу» (работа с карточкой)

Давайте проверим, правильно вы выполнили задание или нет (берут карточку и встают к экрану). Назовите, чьи это следы? (лисьи, волчьи, беличьи). Чьи следы похожи?

Как животные приготовились к зиме? (поменяли шубки, приготовили запасы). Зачем они это делают? Посмотрите, все правильно на нашей картинке? (зайчик серый)

Вы знаете, все звери поменяли шубку, а заяц не успел. Какого цвета должна быть у него шубка зимой? Почему? Давайте поможем зайчику. Возьмите под стульями подносы и проходите за столы.

Работа с карточками: «Поменяй зайчику шубку»

Наш заяц не простой, а математический. Посмотрите, из каких геометрических фигур состоит заяц? Сколько на схеме квадратов, кругов, овалов? Какой формы лапки у нашего зайчика? Поменяйте ему шубку (работа с карточками - выкладывают зайчика из геометрических фигур).

Ребята, вы помогли зайчику, теперь ему будет тепло, и его не заметят в снегу ни волк, ни лиса.

Физкультминутка про зайчика:

Из сугроба на опушке чьи –то выглянули ушки (показать ушки на голове

И помчался, скок-скок, скок белый маленький зверек. (прыжки)

Ветер у березок кружит, шевелит зайчишке уши. (махи перед собой)

Ветер, ветер, поиграй-ка, не догнать лихого зайки! (хлопки)

Сели на пеньки.

Обратить внимание на экран. Ребята, посмотрите на снежинки в лесу. Похожи они на нашу снежинку? Нет.

Давайте искать снежинки на речке.

Раз, два, три, обернись и на речке окажись. (волшебная палочка).

Слайд-река Вологда зимой.

Ребята, как называется река, которая протекает в нашем городе? Чем покрыта река зимой? Для чего реке лед? Кому он помогает? Обитатели реки благодарны морозу за ледяную крышу, которая защищает их от холода. Ребята, а что можно делать зимой на реке? Какие опасности могут ожидать человека на реке зимой? Давайте посмотрим, какие снежинки приземлились на речку? Похожи они на нашу снежинку? (нет).

Дети, а снежинка хочет поиграть с вами, она хочет, чтобы вы назвали, какая она.

Игра «Расскажи про снежинку» (Дети передают друг другу снежинку и называют прилагательные).

Не нашли мы снежинку на реке, пора возвращаться в детский сад.

Ра, два, три, обернись,в садике ты окажись! Давайте снимем одежду, чтобы нам не было жарко.

Не нашли мы сестричек - снежинок ни в лесу, ни на реке. Что же нам делать, как помочь снежинке? (предположения детей).

Посмотрите, сколько у меня маленьких снежинок. Я предлагаю составить из них снежинки, похожие на нашу. Работать будем в парах. Проходите к нашему голубому ковру, на нем мы и выложим снежинки. Посмотрите на снежинку и сравните ее с теми, которые выложили мы. Молодцы, ребята!

Мы помогли нашей снежинке обрести сестричек. А наше путешествие закончилось. Вам оно понравилось? Что понравилось, а что нет? У меня на столе много снежинок, если вам понравилось путешествие, то возьмите себе веселую снежинку, а если нет –грустную. Спасибо всем.