Уголок в дс семейные традиции. Семейные традиции методическая разработка на тему. Что такое семья

Консультация для родителей «Семья и семейные ценности»

Тарасенко В.Н., воспитатель МБДОУ д/с «Ласточка» г. Ноябрьск

Что такое семья?

Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.

В теории семейного права семья определяется как круг лиц, связанных личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления.

Для ребёнка семья - это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития.

Для взрослого человека семья является источником удовлетворения ряда его потребностей и малым коллективом, предъявляющим к нему разнообразные и достаточно сложные требования. На стадиях жизненного цикла человека последовательно меняются его функции и статус в семье.

Семья... На чем же должна строиться семья? Может быть, на доверии и любви? А может, на взаимоуважении и взаимопонимании? Конечно же, все это составляющие крепкого фундамента для семьи, словом семейные ценности. То есть семейные ценности - это то, что нельзя купить ни за какие деньги, получить по наследству или украсть. Семейные ценности можно обрести и пронести их через всю жизнь всем вместе. Конечно, в рамках одной статьи рассказать обо всех этапах становления семьи сложно. Поэтому поговорим о том, каким образом можно привнести семейные ценности, такие, например, как семейные традиции.

О семейных традициях

Действительное стремление к семейному счастью и семейному благополучию находит выражение в создании семейных традиций. Когда-то традиции были обязательной особенностью «объединенной» семьи, отражали нравственную позицию ее членов. Раннее приобщение детей к обсуждению всех вопросов семейной жизни - давняя хорошая традиция.

Семейные традиции - это духовная атмосфера дома, которую составляют распорядок дня, обычаи, уклад жизни и привычки его обитателей. Так, одни семьи предпочитают рано подниматься, завтракать на скорую руку, уходить на работу и встречаться вечером без расспросов и разговоров. В других семьях приняты совместные трапезы, обсуждение планов, появляется повышенное внимание к проблемам друг друга.

В каждом доме, за время его существования складывается свой ритуал. Дом привыкает к своим жильцам, начинает жить в их ритме. Его энергетическая структура несколько изменяется под влиянием традиций. Ведь, по большому счету, традиции - это не только семейный уклад, но и отношения, которые складываются между членами семьи. Эти-то отношения и улавливает дом. Если семья фиксирует традиции для самих себя как обязательные, то они могут сослужить неплохую службу. Часто следование традициям помогает нам жить. И какими бы странными они не казались, важно одно: семейные традиции и ритуалы не должны быть громоздкими и надуманными. Пусть они входят в жизнь естественно.

Крайне сложно формировать семейную традицию, если дети выросли и уже сформировали общее отношение к семье. Другое дело, молодые семьи, где родители вольны показать ребенку всю красоту мира, окутать его любовью и сформировать надежную жизненную позицию на протяжении всей жизни.

Маленький ребенок воспринимает мир глазами взрослых - его родителей. Папа и мама формируют детскую картину мира с самой первой встречи со своим малышом. Сначала они выстраивают для него мир прикосновений, звуков и зрительных образов, затем - учат первым словам, затем - передают свое ко всему этому отношение.

То, как ребенок впоследствии отнесется к себе, окружающим и жизни в целом - целиком и полностью зависит от родителей. Жизнь может представляться ему бесконечным праздником или увлекательным путешествием, а может видеться, как пугающая вылазка по диким местам или - как скучный, неблагодарный и тяжелый труд, ожидающий каждого сразу за школьными воротами.

Если большинство привычных семейных ритуалов несут не ограничения, а лишь радость и удовольствие, это укрепляет в детях чувство целостности семьи, ощущение неповторимости собственного дома и уверенность в будущем. Тот заряд внутреннего тепла и оптимизма, который несет в себе каждый из нас, приобретается в детстве, и чем он больше, тем лучше. Конечно, характер ребенка формируется не в один день, но можно сказать с уверенностью: чем больше детство было похоже на праздник, и чем больше в нем радости, тем счастливее человечек будет в дальнейшем.

Начните с малого - чтение на ночь. Даже если ваш ребенок еще слишком маленький, чтобы понимать то, что вы ему говорите, только звук вашего голоса будет для малыша необыкновенно полезен. Каждая книга должна учить ребенка, воспитывать его.

Если нужно, Вы можете самостоятельно сочинять вечерние сказки. Во-первых, это не займет у вас много времени (20-30 минут в день) , так как сказка не должна быть длинной, чтобы ребенок не утомился. Во-вторых, вы сможете сами учить его тому, что вы считаете хорошим.

Семейные традиции и ритуалы:

  • позволяют малышу ощущать стабильность жизненного уклада: "при любой погоде";
  • в вашей семье состоится то, что заведено;
  • дают ему чувство уверенности в окружающем мире и защищенности;
  • настраивают кроху на оптимизм и позитивное восприятие жизни, когда каждый день - праздник";
  • создают неповторимые детские воспоминания, о которых малыш будет когда-нибудь рассказывать своим детям;
  • позволяют ощутить гордость за себя и свою семью.
  • Вам вполне по силам создать несколько семейных традиций, которых, возможно, будут придерживаться дети и внуки! Не забудьте только три главных правила:
  • повторяющееся событие должно быть для малыша ярким, позитивным, запоминающимся;
  • традиция на то и традиция, чтобы соблюдаться всегда;
  • можете задействовать запахи, звуки, зрительные образы,

Главное, чтобы в этом традиционном действии было что-то, влияющее на чувства и восприятие ребенка. Какими же могут быть семейные праздники и ритуалы? Вместо привычных "привет-пока" дружная семейка может договориться приветствовать друг друга особым "кодовым" словом, понятным только "своим"! Например: «Здорово, богатырь!» или «Привет, принцесса!» Забавно, если, здороваясь, кто-то произносит первую половину слова, а его собеседник - вторую. Можно придумать и специальные формы прощания - вроде забавных пожеланий или советов друг другу на весь день. Большой простор для создания семейных традиций таят в себе кухня и кулинарные таланты кого-нибудь из членов семьи. Прекрасно, если по выходным все собираются на семейный обед или ужин. Главное, чтобы это не было унылым поеданием деликатесов, а запомнилось звоном бокалов, аппетитным запахом вкусных блюд и улыбками домочадцев. Будет еще интереснее, если ты дашь малышу возможность освоить свое "коронное блюдо", которое и займет почетное место на столе. Или предложишь ему каждое воскресенье вместе учиться чему-нибудь новенькому. Кухонные эксперименты хороши для крохи тем, что результат всегда нагляден, ощутим, и... очень вкусно пахнет! Можете организовать и праздники "национальной" кухни - одной или самых разных! Так малыш сможет и узнать много нового об окружающем мире, и освоить экзотические премудрости поведения за столом, - например, как держать палочки или... пить из блюдца. Вот еще несколько идей для прочных кулинарных традиций: разнообразные заготовки "на зиму", уникальный способ приготовления чая или кофе или традиционный выезд на пикник впервые выходные лета. Может быть, Вы удивитесь, но самая лучшая традиция, связанная с днем рождения ребенка, это... действительно отмечать этот день как самый лучший праздник! Многие взрослые с грустью вспоминают, что в их семье "было не принято отмечать дни рождения". Пусть Ваш малыш никогда не произнесет эту печальную фразу!

День рождения как шумный веселый праздник именно с теми гостями, которых хочет пригласить сам виновник торжества, - лучший подарок. Пусть кроха с детства чувствует свою значимость для близких, учится принимать гостей и... конечно, привыкает к традиции непременно отмечать дни рождения! А для взрослых этот праздник - повод пофантазировать на тему особенных ритуалов. Во многих семьях принято отмечать рост ребенка на специальной линейке Можно каждый год обводить ручку и ножку малыша или создать галерею фотографий. Словом, делать нечто, что поможет ему, потом вспомнить свое детство. Вместе с ребенком можно заняться составлением генеалогического древа или начать собирать какую-нибудь коллекцию, простор для фантазии безграничен! Главное - почувствовать, что это действительно "ваше" и приносит радость всем членам семьи. Отличный вариант - ежегодная поездка всей семьей к морю или за город на пикник. Во время таких поездок семья еще больше сближается, улаживая внутренние конфликты.

Воскресные совместные просмотры фильмов не в кинотеатре, а именно дома. Помните, как раньше, когда не было компьютеров и планшетов вся семья собиралась у телевизора и смотрела фильм, обсуждая героев, делясь впечатлениями от увиденного. Это очень объединяет. Независимо от того, стараетесь ли вы сохранить старые домашние традиции, которые дороги вам или вашему мужу, или - пытаетесь придумать и привить семье нечто новое, помните, что детство формирует ребенка на всю жизнь. И главное в детстве - чтобы оно у ребенка было. Старайтесь знать меру: чрезмерно строгие правила, по которым живет семья, не оставляющие детям никакой «свободы маневра», перенапрягают детскую психику. Отсутствие же устойчивого домашнего уклада и предсказуемых домашних ритуалов, успокаивающих малыша своей непременной обязательностью, - передают ребенку ощущение незащищенности дома и шаткости вселенной.

Да будет уютно и светло в Вашем доме!

Актуальность

Чувство Родины начинает формироваться у ребёнка с отношения в семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке; с восхищения тем, что видит перед собой малыш, какое воспитание он получает в семье и что вызывает отклик в его душе. Прикосновение к истории своей семьи, соблюдение семейных традиций вызывает у ребёнка сильные эмоции, откладывает впечатление в дальнейшей жизни, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.

В суматохе будней мы часто не успеваем уделить достаточно времени своим самым любимым и дорогим людям. Порой мы ругаем себя за это, не зная как можно совместить интересную прогулку для детей с долгожданной встречей с близкими и друзьями.

В настоящее время эта тема стала актуальна и особенно трудна. Большое значение имеет взаимодействие с родителями, их отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. Поэтому так важно помочь родителям понять, что развитие личности ребёнка не должно идти стихийным путём.

Ответ прост – сохраняя семейные ценности, возрождаем традиции!

Формировать представление о значении семьи в жизни ребёнка и о семейных традициях; актуализировать эмоциональный опыт детей в семейных взаимоотношениях; способствовать развитию доброжелательности, терпимости, внимания, взаимопомощи.

  • Повышение престижа семьи;
  • Развитие интереса к семейным традициям, реликвиям;
  • Формирование элементарных знаний о правах человека;
  • Обогащение словарного запаса детей новыми терминами, развитие связной речи, творческих способностей;
  • Создание положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами.

Методы проектирования:

  • Прогнозирование;
  • Планирование;
  • Моделирование.

Тип проекта: практико-ориентированный, краткосрочный, открытый, коллективный.

Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатель.

Возраст детей 5-6 лет.

Проект реализуется в 5 этапов.

1 этап «Выбор темы»

Катя и Даша пришли в детский сад с загорелыми лицами после выходного дня и рассказали о своей поездке на отдых семьями. Дети стали интересоваться, как они загорели, ведь на улице ещё снег лежит. Оказалось, что они катались на лыжах весь день, поэтому и загорели. Девочки и их родители дружат семьями и часто выезжают отдыхать вместе. У них это стало традицией. Отсюда возникла тема проекта «Семья». Увидев, что дети заинтересовались этой темой, на утреннем круге были заданы вопросы: «Что дети знают о семейных традициях? Что такое семейные реликвии? Кем работают родители? Кем работали бабушка и дедушка?»

Один из наиболее эффективных способов введения в тему связан с использованием модели «трёх вопросов».

Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Как нам найти ответы на свои вопросы?
  • Как зовут маму, папу, бабушку, дедушку, брата, сестру
  • Где работают родители
  • Где учится брат, сестра
  • Когда у меня день рождения
  • Когда день рождения у брата, у сестры
  • Свой адрес
  • Что такое семейные традиции?
  • Что такое реликвия?
  • Кто самый главный в семье?
  • Что лежит у бабушки в сундуке?
  • Кем работали бабушка и дедушка?
  • Зачем празднуют день рождения?
  • Когда родились бабушка и дедушка, мама и папа?
  • Когда мы поедем на дачу, в деревню?
  • Спросить у мамы, папы, дедушки, бабушки
  • Спросить у воспитателя
  • Спросить у сестры, брата
  • Спросить у друзей
  • Сходить на экскурсию
  • В книгах
  • В энциклопедии
  • Сходить в кино
  • Спросить у тех, кто работает в музее

2 этап «Сбор сведений»

Задача воспитателя – создать условия для реализации познавательной деятельности:

  • Подготовить художественную, научно-популярную литературу по данной теме для совместного чтения с детьми в группе;
  • Изучить историю составления родословной;
  • Организовать встречи с родителями и специалистами;
  • Привнесение в группу предметов семейной реликвии, семейных фотографий, видеофильмов для реализации продуктивных видов деятельности;
  • Организовать игровую деятельность;
  • Организовать экскурсию.

3 этап «Выбор проектов»

Задача воспитателя – помочь детям выбрать какой проект они будут осуществлять.

Совместно с детьми обсудили и записали на доске примерные названия возможных проектов по нашей теме.

Возможные проекты по теме «Семья»

4 этап «Реализация проектов»

Задача воспитателя – создать в группе условия для осуществления детских замыслов.

Разделы программы Виды деятельности Сроки
Игровая деятельность
  • Сюжетно-ролевая игра «Военные учения», «Служба спасения», «Строительство», «Дом», «Семья», Магазин», «Больница», «Парикмахерская».
  • Дидактические игры «Моя квартира», Кому что нужно для работы», «Разные профессии», «Назови ласково», «Какое слово отличается от других?», «Закончи предложение», «Один-много», «Какое слово самое короткое?».
  • Игры – драматизации по произведениям: «Гуси лебеди», «Красная шапочка», «Репка», «Самый маленький гном».
  • Строительные игры «Мебель для дома».
  • Инсценировка «Три мамы».
  • Оформление родительского стенда на тему: «Во что играли наши бабушки».
Февраль
Социальное развитие
  • Знакомство с Конвенцией о правах ребёнка.
  • Беседа на тему: «Права и обязанности в семье».
  • Знакомство с правовым словариком на тему: «Я и СЕМЬЯ».
  • Просмотр семейных фотографий, видеофильмов, иллюстраций.
  • Наблюдение детей за членами семьи; что делают мама, папа, бабушка, дедушка дома, как заботятся друг о друге.
  • Беседа на тему: «Традиции нашей семьи»
  • Знакомство с семейными реликвиями.
  • Беседа на тему: «Что я знаю о своём родном городе Новосибирске».
  • Беседа на тему: «Путешествие в другую страну» или «В каких странах вы побывали с родителями».
Февраль
Коммуникативное развитие
  • Составление творческих рассказов на тему «Моя семья самая хорошая», «Моё любимое домашнее животное», «Как я помогаю дома», «Выходной день в моей семье», «Лучший День рождения», «Моё любимое место отдыха».
  • Беседы на тему «Профессии моих родителей», «Что есть в нашем городе для детей».
  • Беседа: «Кто может служить в армии», повторение стихов, песен о Российской армии.
  • Оформление родительского стенда к празднику «День Защитников Отечества»
  • Спортивная эстафета «Юные солдаты» с участием пап.
  • Беседа о международном женском дне», разучивание стихов, песен о маме, сценки «Три мамы», показ дефиле.
  • Оформление родительского стенда к празднику «8 Марта».
  • Проведение утренника, посвящённого «8 Марта».
Февраль
Здоровье и физическое развитие
  • Беседа на тему: «Солнце, воздух и вода – наши верные друзья».
  • Рассказы детей о семейных походах в бассейн, катаниях на лыжах, коньках, санках.
Февраль
Познавательное развитие
  • Фотовыставка «Семейные увлечения».
  • Изготовление подарков для мам и бабушек к празднику «8 Марта».
  • Участие в конкурсе «Лучший букет для мамы» своими руками.
  • Знакомство с «Семейным бюджетом» или «Откуда берутся деньги в нашей семье?».
  • Составление словарика имён членов семьи «Значение имени».
  • Выставка «Бабушкин сундучок», игрушки и предметы, изготовленные руками бабушек и дедушек.
Февраль
Эстетическое развитие
  • Художественное творчество: «Моя любимая семья», «Мамин портрет», «Мой дедушка», «Дома на нашей улице».
  • Чтение художественной литературы: стихи, рассказы, соответствующей тематике: Е. Благинина «Посидим в тишине», В. Белов «Даня», С. Михалков «А что у вас?», Б. Емельянов «Мамины руки», А. Платонов «Ещё мама», В. Осеева «Волшебное слово», Л.Толстой «Косточка». Чтение сказок «Дикие лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Хаврошечка».
  • Знакомство с пословицами и поговорками о семье.
Февраль
Взаимодействие с родителями
  • Встречи с интересными людьми: рассказы родителей о своей профессии.
  • Анкетирование на тему: «Как развита фантазия у вашего ребёнка».
  • Консультация «Мама, папа, я – счастливая семья или незабываемый выходной».
  • Мини проект «Счастливый выходной день».
  • Фотовыставка «Семейное хобби, увлечение, традиция».
  • Семейный конкурс «Снежных фигур» на территории детского сада.
  • Конкурс для пап и дедушек - изготовление кормушек для птиц.
  • Презентация проекта «Генеалогическое древо семьи».
Февраль

Схема осуществления проекта «Семья . Семейные традиции».

5 этап «Презентация»

Задача воспитателя – создать условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство компетенции, гордости, за достижения, осмыслить результаты деятельности.

Игра-драматизация по сказке «Самый маленький гном».

Творческие рассказы детей на тему: «Выходной день в моей семье».

«Генеалогическое древо семьи».

Результат.

  1. Повышение степени участия родителей в воспитании своих детей.
  2. Понимание детьми значимости семьи в жизни каждого человека.
  3. Достижение ребёнком его положительных качеств, способностей.
  4. Создание благоприятных условий для развития каждого ребёнка.
  5. Практическое освоение знаний психолого-педагогических особенностей воспитания ребёнка через групповые тематические выставки детских работ, конкурсные программы, проекты.

Используемая литература:

  1. Астахов П.А., Я и семья. – М.: Эксмо, 2009. – 96с.: ил. – (Детям о праве).
  2. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие. Учебно-методическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2008.-207 с.
  3. Ветохина А.Я., Дмитренко З.С., Жигналь Е.Н., Краснощекова Г.В., Подопригора С.П., Полынова В.К., Савельева О.В. Нравственно- патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. – СПб.: ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 192 с.
  4. Гуров В.Н. «Социальная работа дошкольных образовательных учреждений с семьёй. – М.: Педагогическое общество России, 2003.–160с.
  5. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. – М.: ТЦ Сфера, 2008.- 96с.
  6. Карпова С. И., Мамаева В.В. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6-7 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2010. – 143с., ил.
  7. Краснощекова Н.В., Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. Изд. 2-е. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 251с. – (Школа развития)
  8. Оберемок С.М. Метод проектов в дошкольном образовании: Учебно-методическое пособие. – Новосибирск: НИПКиПРО, 2007. – 48 с.
  9. Оберемок С.М. Проектирование в образовании. Комплексный проект модернизации образования Новосибирской области: Учебно-методическое пособие. – Новосибирск: НИПКиПРО, 2009. – 45 с.

Вырастить из маленького ребёнка гражданина и патриота, любящего свою родину, поможет патриотический уголок в детском саду. Оформление его зависит от возрастных особенностей малышей, ведь информация должна быть доступна детскому пониманию.

Для чего это нужно?

Воспитание патриота не может быть успешным без обращения к культуре и истории своего края. Сегодня многое из жизни наших предков утеряно и забыто, сильно поменялся жизненный уклад народа, и мы так мало обращаемся к своим корням, а ведь уникальная культура русского народа формировалась веками и насыщена разнообразными обычаями, традициями и обрядами.

Знание и понимание народной культуры, стремление приобщиться к её дальнейшему развитию в будущем станут мотивами для активной творческой деятельности человека, если начинать патриотическое воспитание с самого раннего детства.

Своими руками поможет педагогам и родителям органично ввести ребёнка в окружающий мир, приобщить к родной культуре, вечному и прекрасному.

С чего начинать?

Малышам, которые ещё только пришли в детский сад, ещё трудно мыслить понятиями о городе, стране, культуре. Для них родина - это ближайшее окружение, поэтому доступную малышам этого возраста информацию о доме и семье должен содержать патриотический уголок в детском саду. Оформление 1 младшей группе требуется простое, но яркое. Важно привлечь внимание детей, вызвать их интерес. В этом возрасте активно формируется речь, поэтому всё должно способствовать развитию, побуждать малыша к узнаванию, называнию. Дети могут сначала просто наблюдать за деятельностью взрослых, которые рассматривают альбомы, называя в них на фото всех членов семьи. Постепенно, подражая взрослым, они и сами начнут это делать.

Чем наполнить патриотический уголок в ясельной группе?

Это может быть любой материал по социально-нравственному развитию:

  • Тематические папки, содержащие иллюстрации, с изображениями членов семьи, демонстрирующими их взаимоотношения, заботу, совместные дела.
  • Фотоальбом «Моя семья» с изображениями воспитанников в семейном окружении.
  • Альбом или выставка «Здесь мы живём», в которой можно разместить фотографии, иллюстрации или макеты улиц или разных архитектурных строений (садик, школа, дома, где живут дети, другие объекты города).
  • Выставки, знакомящие с истоками русской народной культуры, которые могут содержать разнообразные предметы старины, традиционные игрушки (деревянные и обереги, экспонаты декоративно-прикладного искусства (расписные матрешки, подносы и прочая утварь с городецкой, хохломской и дымковские игрушки, вышитые рушники, платочки, вязаные салфетки, скатерти и другие предметы).

Художественную литературу, произведения фольклора - песни, прибаутки, потешки и сказки - также можно поместить в патриотический уголок в детском саду. Оформление ясли подразумевают красочное и понятное, оно не должно содержать много текста, лучше, если это будет наглядный материал, привлекающий внимание детей и их родителей. Важно помнить и требования безопасности, которые одинаковы для всех уголков: все материалы нужно размещать так, чтобы они не смогли упасть или поранить ребёнка. Недопустимо наличие острых углов или краёв.

Дети старше - задачи сложнее

Пониманию детей четырёхлетнего возраста становятся доступны уже более сложные понятия, поэтому, дополняя и развивая темы, затрагиваемые в младших группах, педагоги и родители продолжают рассматриваемое нами направление воспитания, помещая новые материалы в патриотический уголок в детском саду. Оформление должно влиять на развитие личности ребёнка. Важно, чтобы для него использовались не только литература, иллюстрации и дидактические материалы, но и элементы самостоятельной и совместной деятельности. Дошкольники могут играть с друзьями или со взрослыми, осваивая размещённые материалы, осуществляя интерактивную связь.

Оформление патриотического должно быть красивым, ярким, привлекательным и интересным для детей. Здесь не может быть ничего повреждённого, сломанного, порванного. Хорошо, если используемые цвета и оттенки грамотно сочетаются между собой, приятны для глаза ребёнка. Все материалы время от времени обновляются.

В средней группе большая часть патриотической работы проходит на занятиях и вне их. Это целенаправленные прогулки по близлежащим улицам и знакомство с административными зданиями, находящимися на них (магазин, аптека, почта и т. д.), чтение художественной литературы, беседы с детьми о природе родного города. Вся новая информация, которую получают дети, должна подкрепляться материалами в патриотическом уголке.

Наполнение для средней группы

Детям этого возраста будут интересны и полезны для развития следующие материалы:

  • иллюстрации семейных праздников и традиций, художественная литература на нравственные темы;
  • фотоматериалы, иллюстрации, альбомы, открытки, тематические папки, знакомящие с историей родного города, его знаменитыми жителями, достопримечательностями;
  • экспонаты, приобщающие дошкольников к традиционной культуре: старинные предметы, народные игрушки, образцы декоративно-прикладного искусства, тематические ;
  • произведения народного творчества - от песенок до сказок;
  • символы государства, области и города.

Что мы родиной зовём?

В старшем усложняются задачи патриотического воспитания, дети продолжают знакомство с родным краем, изучают не только свой город, но и область, и страну, получают сведения о государственной символике, историческом прошлом России, о народном календаре.

Усложняется и материал, помещаемый в патриотический уголок в детском саду. Оформление дополняется детскими и семейными творческими работами. Так, например, продолжая изучение темы «Моя семья», дети с родителями создают фамильный герб или генеалогическое древо. Интересны будут и помещённые в уголок семейные альбомы, которые дети любят рассматривать и показывать друг другу.

От города родного до страны

Продолжить знакомство с родным городом помогут различные материалы на такие темы: «Как возник город?», «Что производят в нашем городе?», «Культура моего города», «Знаменитые земляки», «В период Великой Отечественной войны», «Достопримечательности», «Архитектура». Родители и воспитатели совместно могут создать подборку стихов о городе.

Карта населённого пункта и его символика также должны пополнить патриотический уголок в детском саду. Оформление выставки о родном крае может содержать символику и карту области, информацию о её городах и знаменитых местах, а когда дети воспримут эту информацию, то готовы будут к знакомству с родной страной. Тут уже не обойтись без карты России. Современная полиграфия выпускает специальные детские карты, содержащие доступный детскому пониманию материал. И, конечно, на видном месте должны появиться российские символы - герб, флаг, гимн и портрет президента.

О культуре, защитниках Отечества и планете Земля

Кроме краеведческих сведений, патриотическому воспитанию способствуют и другие темы и направления.

При наличии необходимого материала в патриотическом уголке размещается информация о том, как зарождалась культура нашего народа. Это могут быть тематические выставки «Как жили люди на Руси?», «О чём рассказывают старинные вещи?», «Из истории русского народного костюма», «Как народ гулял и веселился?», «Народный календарь» и другие.

Сведения о защитниках Отечества также способны пополнить патриотический уголок в детском саду. Оформление (фото ниже) выставок о богатырях земли русской, Великой Отечественной войне и о Российской армии может вызвать интерес мальчишек, формировать у них стремление стать защитником родины.

Глобальной задачей патриотического воспитания является формирование у детей понятия о том, что планета Земля - это наш общий дом, и все, кто живёт на ней, должны жить в мире. Детей необходимо знакомить с условиями существования людей в других уголках планеты, их обычаями и традициями.

Если в воспитании юного гражданина заинтересованы педагоги и родители, то результат не заставит себя ждать, а уголок патриотического воспитания поможет в этом.

Семейные традиции… К сожалению, в современном мире очень мало они соблюдаются в наших семьях. За последние сто лет слишком часто менялись политические и социальные настроения и уклады. Даже праздники одни сменялись другими.

В моем детстве была одна традиция, которую никто не мог нарушить. Просто не хотелось нарушать, т.к. от нее веяло домашним теплом и уютом. Каждое воскресенье собирала всю семью моя прабабушка за круглым столом. До сих пор мы с сестрой помним распорядок воскресного утра, как собирались, как шли под цветущими яблонями или ехали на санках в гости. До сих пор помним вкус прабабушкиных оладьев. А после семейного обеда вся семья разгадывала кроссворды или играла в лото. И день проходил в таком семейном тепле, от которого тепло и поныне.

Когда я вышла замуж, то душа безумно захотела и в своей семье создать традиции. Под яростное сопротивление мужа, я методично стала проводить какие-то праздники, собирать гостей, устраивать интересные встречи. Каждый год мы проводили дни рождения в определенной тематике. Под эту тематику я сама делала и украшала торт. Постепенно муж перестал сопротивляться, а сам уже ждал очередного сюрприза.

Когда родился наш старший сынок, то стали появляться новые идеи. Каждый год мы украшали и украшаем до сих пор елку на Новый год в новом стиле. Для украшения используется все. Самая любимая елка – елка с игрушками из корок и долек мандаринов, апельсинов и палочек корицы. Мы сделали с Матюшей украшения в виде роз и маленьких фруктово-пряничных панно. Гости были в неописуемом восторге от нашей елочки.

Показать картинку

Матвею безумно понравилось устраивать праздники. Однажды, он ответственно заявил, что у нашего домашнего хомячка тоже должен быть День рождения. Мы нашли маленькие шарики, надули их и украсили ими террариум, повесили гирлянды из любимых сладостей хомячка, а Матюша из глины вылепил и раскрасил новый домик для хомячка. Хомяку безумно пришелся по душе домик, т.к. в нем можно было и прятаться, и поточить об него зубки.

Показать картинку

Показать картинку

На Новый год хомячок тоже не остался без праздника. Из подсвечника ему был сделан домик в виде новогодней елки, повешены бусы и наклеена картинка с Дедом Морозом.

Показать картинку

Показать картинку

Самым любимым праздником в нашей семье всегда была Пасха. Праздник начинается задолго до самого Светлого Воскресенья. Перед постом начинается неделя блинов и угощений. Сначала теща кормит зятя блинами с икрой, а затем и сама идет в гости к зятю. Это всегда трогательно наблюдать за тем, как зять ухаживает за тещей, а внуки крутятся вокруг бабушки и пытаются накормить ее.

Показать картинку

Показать картинку

Конечно же, мы не можем обойтись простой покраской яиц и на саму уже Пасху. Каждый год мы украшаем пасхальный уголок. В вербное воскресенье ставятся веточки, которые украшаем ленточками и маленькими игрушками. В понедельник ставим красивые тарелки или подставки для яиц. В четверг эти тарелочки наполняются разноцветными яйцами. Мы стараемся не просто их покрасить, но и украсить их как-нибудь оригинально. В пятницу делается творожная пасха. Делается их всегда три штуки. В Пасху внуки две относят бабушкам, а третья ставится на праздничный стол в нашей семье. В предпасхальную субботу мы идем освящать пасхальную трапезу, а в воскресенье сначала собираемся за семейным столом, а потом идем поздравлять бабушек. Это очень праздничная неделя для детей, наполненная таинственным ощущением чуда.

Показать картинку

Показать картинку

Показать картинку

Украшения квартиры также стараемся сделать вместе с детьми. Это не только сближает в подготовке, но и развивает в ребенке любовь к творчеству. Особенное внимание мы уделяем привлечению к совместногй деятельности старшего сына. Девочки, становясь мамами, стараются сделать что-то необычное своему ребенку. Нам очень хочется, чтобы сын стал таким необычным папой, который может не только купить подарок, а сделать целый праздник сам.

Показать картинку

Показать картинку

По мере рождения следующих детей, наши традиции только укрепляются. Так сформировалась наша самая любимая традиция отмечать именины детей. Сначала мы приглашали только крестных Матвея, потом присоединились крестные Груняши, а теперь и крестные Пети. Так получилось, что именины детей приходятся на практически одну неделю: 6 июля у Груняши, 12 июля у Петеньки, а 13 июля у Матюши. 12 июля заканчивается пост, а 13-го все крестные дружно собираются или у нас в гостях, или мы выходим на природу. Так как крестные отцы у наших детей священники, а крестные мамы все глубоко верующие, то праздник проходит в атмосфере духовного праздника. Перед трапезой молитва, поздравления, пожелания от крестных, затем поют «Многая лета!». А потом общение с крестными, трапеза. И также как у всех: шутки, музыка, игры. Такие праздники очень важны для духовного воспитания. Сейчас с крестными мы разрабатываем идею и совместных рождественских праздников. Детки подросли, могут уже участвовать в рождественских постановках. А взрослые будут своими руками готовить какие-нибудь сюрпризы детям. Надеюсь, что все у нас получится. Пока же мы каждый год ставим рождественский вертеп, в который в ночь на 7 января кладем в ясли младенца. По появлению младенца дети и определяют начало Рождества.

Показать картинку

На самом деле, создавать семейные традиции не сложно, а очень и очень приятно. Ведь так радостно видеть счастливые глаза детей, когда утром дня памяти святого Николая они находят под подушкой маленькие игрушки. А как приятно смотреть на старшего сына, когда он делает своими руками подарок папе на День рождения, а младшая сестренка ему помогает.

Семейные традиции приносят радость всей семье. Они объединяют, согревают. Это будущая память наших детей. Уже сейчас безумно приятно слышать от старшего сына «Мама, а помнишь ты мне делала торт?» или «А помнишь к нам ребята на День рождения приходили, и мы сюрпризы искали?». У каждого ребенка должно быть детство, которое он с радостью будет потом вспоминать. Наша задача сделать его незабываем.

P.S.: Все фотографии из нашего семейного архива. На некоторых фотографиях есть в подписи Танюшкина Пасха. Это тоже мои фотографии. Просто чаще я подписываю фотографии ником Дина, но иногда и своим родным именем тоже именую.