Тюбетейка - национальный головной убор. Тюбетейка своими руками из бумаги. Мастер-класс с фото

Тюбетейка – старинный национальный мужской головной убор, который имеет важное значение в исламе. Слово «тюбетейка» произошло от тюркского «тюбе» - вершина. Этот головной убор является украшением и неотъемлемой частью мужского религиозного костюма.

Древние тюрки носили определенный фасон тюбетейки, которая не только покрывала макушку, но и закрывала лоб до бровей. По поверьям того времени головной убор защищал «третий глаз» от влияния негативной энергии, а конусообразные тюбетейки помогали удерживать связь человека с космосом. Детские тюбетейки служили в качестве оберега новорожденных и имели форму конуса со свисающей тесемкой и кисточкой на кончике. Под такой головной убор мальчикам прятали косичку, которая отрастала на макушке и являлась символом принадлежности младенца к избранным детям.

Символика тюбетеек

В древности по тюбетейке можно было определить социальный статус ее владельца и принадлежность человека к определенным слоям общества. Головной убор, вышитый золотыми нитями, говорил о том, что обладатель такой тюбетейки аристократического происхождения.

Узор, вышитый на тюбетейке, несет много информации о мусульманине. По орнаменту, форме и цветовой гамме, присутствующей на мусульманском головном уборе, можно определить из какой местности человек, его статус, а также приблизительный возраст мужчины (тюбетейка молодого человека более ярких оттенков).

В Средней Азии часто встречается узор вышивки на тюбетейке под названием «Чусти». Это традиционный восточный узор, который сочетает в себе оттенки черного и белого, что делает головной убор универсальным для ношения на праздник и в повседневной жизни. Такая тюбетейка имеет квадратную форму, по верхней части которой, вышиты четыре Калампура (стручковый перец). Нижняя часть чусти обрамлена шелковой тесьмой, над которой вышиты волнистые узоры. Этот орнамент символизирует защиту от злых духов с четырех сторон света, а также сулит богатство и жизнеспособность.

В Таджикистане традиционным узором, вышитым на тюбетейке, является белый миндаль на черном фоне. Без такого головного убора мужчина не может прийти в мечеть, на похороны или на свадьбу.

В Туркмении шьют национальную тюбетейку, которая называется тахья. Узор вышивки выглядит в виде геометрического орнамента в сочетании ярких оттенков желтого, черного, белого и красного. Отличительной особенностью этой местности является то, что Туркменские девушки также носят тюбетейку. Наличие на головном уборе узора в виде перьев означает, что девушка свободна, а их отсутствие – сосватана.

Islam-today

Понравился материал? Пожалуйста, репост!

Казахский национальный костюм олицетворяет долгую историю развития и становления народа Казахстана. Видоизменяясь и совершенствуясь на протяжении веков, он сохранил древние традиции предков.

В формировании национального костюма казахов, особенностях его кроя, аксессуарах, стиле и видах орнамента проявляются материальная и духовная культуры нации.

Как в зеркале в нем отражаются все аспекты жизнедеятельности: непростой климат, географическое положение, экономическое состояние, социальная среда, уклад жизни, основная деятельность населения. Предмет национальной гордости казахов, он воплотил в себе национальный колорит и яркую самобытность.

Особенности

Традиционный костюм всегда отражает стиль и образ жизни своего народа, поэтому у костюма каждой национальности свои нюансы, особенности и отличия от других народов. Не стал исключением и казахский национальный костюм.

Традиционный костюм мог легко раскрыть тайну родовой принадлежности и социального статуса своего хозяина.


  • Как мужская, так и женская, одежда приталенная, распашная, с запахом у всех на левый край.
  • Женский наряд обильно украшался шикарными оборками и оборочками.
  • На высоких шапках красовались драгоценности, перья, узорная вышивка.
  • Расхождения между праздничной и будничной одеждой были минимальными: у праздничного был крой свободнее, а украшения и аксессуары объемнее.


  • Минимальный спектр цветов в костюме при оптимальном количестве их оттенков.
  • Одежда обязательно была украшена своего рода «логотипом» - неповторимыми оригинальными нашивками, узорами, тканьем, орнаментом в национальном стиле.
  • Костюм был очень удобным и практичным, он был пригоден и для верховой езды, и для ночевки в неприютной степи, и гуляний и для труда.
  • У казахов есть традиция, сохранившаяся до наших дней, – преподносить в дар богато расшитый национальным этническим узором халат – «шапан».


Ткани

Самые древние предки казахов одежду изготавливали из кожи и меха. Занявшись кочевым скотоводством, они добавили к этому скудному выбору войлок, сукно из овечьей и верблюжьей шерсти, которые научились делать сами. Эти материалы стали самыми востребованными и недорогими, так как их поставщики всегда находились под рукой.

Благодаря тому, что по территории Казахстана пролегал «шелковый путь», торговцы начали снабжать казахов хлопчатобумажными тканями, шелком, парчой, бархатом, атласом. По присутствию дорогих тканей в костюме, можно было судить о материальном положении его владельца.

Крой. Цвета. Оттенки

Казахский общенародный костюм всегда выделялся колоритными яркими цветами, как доказательство достатка и благополучия. Одежда женщин, равно как и мужчин, блистали всеми оттенками зеленого и золотого, красного и синего.

Крой одежды стандартный и довольно однообразный: приталенная одежда, расширяющаяся книзу, конусообразные головные уборы.


Разновидности

  • Мужской

В состав мужского комплекта входят объемные шаровары, нательная рубаха, халат, высокий головной убор, пояс, сапоги. Особенность шаровар состоит во вставках из шкуры овцы, которые служат для защиты кожи во время езды верхом при длительных перегонах стада. Подобную функцию выполняют длинные сапоги, в которые заправляются штаны. Рубашка из хлопковых тканей по типу туники с воротником-стойкой или отложным воротничком.

Верхней одеждой для небогатой части мужского населения служил стеганый халат, сделанный верблюжьей, овечьей шерсти или замши. Зажиточные и богатые казахи носили камзолы или бешметы, для пошива которых использовались шелк, парча, тонкое сукно, бархат.


  • Женский

В прошлом, когда женщины наравне с мужчинами, ездили верхом, их костюм отличался от мужского разве что наличием юбки, распахивающейся на обе стороны. В остальном комплект был тот же, но различался стилем и кроем. Позже к этому ансамблю добавился другой – платье с расклешённой юбкой.


Женский наряд устанавливался согласно возрасту. Для девочек и девушек распространенной одеждой было максимально приталенное яркое платье с несколькими рядами оборок по подолу, низу рукавов и воротнику; колоритный бархатный камзол; штаны, шапочка и пояс, расшитые и украшенные всевозможными узорами и драгоценностями.

Костюм замужней женщины отличался головным убором, а пожилой – поясом и расцветкой камзола. Если у молодых девушек камзолы разноцветные, яркие, сочные, то в камзолах зрелых женщин оттенки исключительно темных цветов. Одежда казашек насыщена красотой, богатством и роскошью.

Пестрым и жизнерадостным женский костюм делают для того, чтобы женщина выглядела ярким цветком среди скучного степного однообразия.

Свадебный наряд

Отдельного описания заслуживает свадебный наряд казахской девушки. На создание этого шедевра великолепия брались только дорогие материалы и ткани. Платье шилось из атласа, шелка, тафты, органзы. Для изготовления национального орнамента, который обязательно должен был присутствовать, в ход шли бисер, золотые шнуры и ленты.

Выбор цвета ткани на свадебное платье был далеко не случаен. Предпочтение отдавалось красному, как символу молодости и расцвету жизни, а также синему, как символу безоблачного неба, тепла, чистоты и непорочности. На платье надевался камзол, который был в тон платью и также украшался вышивкой, орнаментом, драгоценностями.


Главный атрибут свадебного наряда – феноменальный головной убор, который называется «саукеле». Он являл собой часть приданного, должен был быть дорогим и роскошным, потому что эта конусообразная шапка, декорированная огромным количеством украшений, была мерилом благосостояния невесты.


На его создание уходило много времени (иногда больше года), труда (над ним работали портные и ювелиры, кружевницы и рукодельницы), средств (на его инкрустирование шли золото, жемчуг, драгоценные камни).


Украшения и аксессуары

Обилие и роскошь украшений имеет немаловажное значение. Они присутствуют практически во всех предметах одежды. Различие видов, форм, материалов, приемов выполнения украшений могли быть отличительным признаком людей по возрасту, социальному и семейному положению, региональному признаку.

Также украшения играли роль самостоятельных составляющих, придавая костюму индивидуальность и оригинальность.


Важным фрагментом, придающим национальному ансамблю самобытность, является орнамент. Для девочки было обязательным обучение искусству вышивки. Постигая приемы вышивки тамбуром, гладью, используя для работы иглу, шило с крючком, пяльцы различной формы, они с годами становились умелыми мастерицами и рукодельницами.


Вышивали шелком, золотыми нитями, люрексом, бисером. Рисунок вышивки может быть самым разнообразным: рельефный рисунок природный узор с изображением представителей местной фауны и флоры. Иногда вышивки, нашивки, аппликации изображали целый сюжет.


Элементов декора в одежде присутствовало множество. Это были кольца, перстни, серьги, подвески, браслеты, а также накладки, пряжки, бляхи и бляшки самой разнообразной формы. В зависимости от достатка семьи для их изготовления применялись бронза и серебро, медь и золото, цветное стекло и жемчуг, кораллы и перламутр, агат и бирюза. И конечно же традиционный нюанс – это украшение наряда перьями птиц и ценными мехами.


Головные уборы

Головные уборы казахов славятся, разнообразием фасонов, множеством материалов для их изготовления и еще большим количеством аксессуаров и украшений, делающих каждый убор неповторимым.

У казахов к головным уборам издавна прививалось особое бережное отношение. Считалось недопустимым сбить с головы чью-то шапку, небрежно швырнуть или подарить свою.

Тюбетейка-это общепризнанный казахский головной убор. Носили ее дети, подростки, старики, мужчины и женщины. Шилась она из хлопчатобумажных тканей, атласа, бархата, сукна, шелка.


Летом у мужчин наиболее популярной была шляпа с полями, загнутыми наверх, сделанная из войлока. В зимнюю стужу незаменимыми считались шапки из меха овцы, детские шили из лисы. Крой шапки защищал от мороза плечи, шею.

У девушек было всего два вида головных уборов, это тюбетейка и зимняя шапка, обшитая опушкой из меха. Зато широчайший спектр цветов и великое множество украшений.

Голову замужней женщины украшала шапочка, которая надевалась на голову и закрывала верхнюю часть туловища, оставляя лишь лицо. Сверху накручивался тюрбан. Изготавливался убор из белой ткани, отделкой служили вышивка и украшения.

Обувь

На протяжении веков казахи изменяли и совершенствовали свою национальную обувь, приспосабливая ее к кочевой жизни, пока не добились оптимального результата. Обувью, отвечающей всем требованиям практичности и комфорта, стали высокие сапоги, в которых удобно ездить верхом, с широкими голенищами, в которые удобно заправлять штаны.


Она является практически одинаковой у мужчин и женщин.

Многие туристы, привозят этот головной убор на родину, в качестве сувенира. Однако, далеко не все знают смысл орнаментов, цветов и формы национальной узбекской тюбетейки. Итак, рассказываем...

Узбекская тюбетейка — это не просто красивый головной убор, - это полноценный элемент гардероба, способный многое рассказать о своем владельце. Каждый из элементов декора, орнамент на тюбетейке, имеют особое значение.

Форма и цветовое оформление, помогут определить регион, статус и даже возраст владельца. Отдельного внимания заслуживают орнаменты. Многие из этих символов служат оберегом от злых духов или от сглаза, другие — приносят богатство, удачу и благополучие.

Сегодня, мы внимательно рассмотрим самые популярные узбекские тюбетейки и раскроем скрытый смысл их орнаментов. Начнем, пожалуй.

Чустская тюбетейка

Этот четырехгранный (и, это не случайно) головной убор стал одним из символов Узбекистана. Именно чустская тюбетейка имеет большую популярность, она узнаваема далеко за пределами страны.

Четыре грани, разделяющие головной убор на равные части, призваны защитить владельца от злых сил со всех сторон света. Черный цвет тюбетейки, символизирует космос и тьму. Орнамент, обычно вышит белыми нитками. Четыре элемента на верхней части тюбетейки, ничто иное, как стручковый перец "калампир" - он считается символом жизни, семейного благополучия и уберегает от сглаза.

Шестнадцать элементов в виде арок, нанесенных на нижнюю часть головного убора, символизируют цикличность жизни и смерти. По поверью, эти элементы притягивают богатство и даруют запас жизненной энергии. Бараньи рога, вписанные в арки, означают силу и мужество.

Бухарская тюбетейка

Большинство туристов, приобретая памятные сувениры, отдают предпочтение золотошвейной бухарской тюбетейке. Неудивительно, некоторые образцы, можно смело назвать произведением искусства.

Орнаменты, вышитые золотыми и серебряными нитями, способны рассказать очень многое. Они указывают на высокий статус владельца, несут определенную ритуальную направленность, символизируя цель мероприятия, для посещения которого ее надевают.

Основные элементы - "глаз соловья", "язычок воробья", купол, звезды и круги, символизирующие цель.

Шахрисабзская тюбетейка

Она чем-то напоминает ковер, согласитесь? Считается, что данную технологию, на территории сегодняшнего Узбекистана, привнесли мастера из Ирака, завоеванного в те времена Амиром Темуром. Именно поэтому, эту тюбетейку часто называют "Ироки" или "ковровой".

Орнамент, преимущественно растительный, выражает благодарность Создателю за красоту и щедрость природы, символизирует жизнь. Смысловая составляющая заключается в цвете. Зеленый - бессмертие, красный - мужество, синий - удачу. Желтый цвет, олицетворяет застывший свет Солнца и дарует удачу.

Байсунская тюбетейка

Такая тюбетейка, отличается завышенным бортиком и остроконечной верхушкой. Нижняя часть головного убора, украшена оригинальным узором, называемым "джияк". Он призван защитить владельца тюбетейки от злых сил.

Орнаменты верхней части - геометрические формы, различающиеся по цвету. Именно он и придает особый смысл каждому из фрагментов.

Кто носит тюбетейки в Узбекистане? Мужчины всех возрастов, девочки и девушки, а вот пожилые женщины тюбетеек не носят. Сегодня, мы расскажем вам и о женских тюбетейках. В качестве примера, рассмотрим ташкентскую и андижанскую.

Женская ташкентская тюбетейка

Этот головной убор, надевается по праздникам. Орнаменты расшиты разноцветным бисером и могут представлять не только узоры, но и растения, животных.

Элементы орнаментов призваны защитить от сглаза. Женская ташкентская тюбетейка отличается красочностью и разнообразием рисунка вышивки на ней.

Женская андижанская тюбетейка

Яркие орнаменты на этом головном уборе, вышиваются крестиком на белоснежном фоне. Основа - белая плотная ткань.

Женская андижанская тюбетейка украшается множеством самых разных элементов, а самыми распространенными являются гранаты, розы и, так называемый, "след змеи", служащий сильным оберегом.

Такая тюбетейка, предназначена для молодых, незамужних девушек.

Традиционный узбекский головной убор - узбекская тюбетейка - является одним из символов Узбекистана, потому что трудно себе представить узбека без тюбетейки. Недаром говорят: «С тобой мы связаны навек, как тюбетейка и узбек!».

Мастер-класс: изготовление «Тюбетейки» с пошаговым фото.


Травнева Ольга Юрьевна, учитель начальных классов КГУ «Средняя школа №21 с. Сарыозек» Осакаровский район Карагандинская область Казахстан
Описание: данный мастер-класс могут использовать в своей работе воспитатели подготовительных групп в детском саду, учителя начальных классов и родители.
Назначение: подарок к празднику Наурыз, работа на выставку.
Цель: изготовление из цветной бумаги казахского головного убора «тюбетейка».
Задачи:
- сформировать практические навыки работы с бумагой, ножницами, клеем;
- научить украшать вещи, используя элементы орнамента;
- формировать умение вырезать казахский орнамент по технологической карте;
- развивать творческие способности детей, способствовать развитию творческой инициативы учащихся;
- развивать эстетический вкус, фантазию, воображение, мелкую моторику рук;
- воспитывать самостоятельность, терпение, усидчивость, уважение к национальным традициям.
Материалы и инструменты необходимые для изготовления открытки:
- цветная бумага;
- ножницы, клей, карандаш;
- шаблоны, технологические карты изготовления орнаментов, образец работы.


В праздник Наурыз двери каждого дома распахнуты настежь для всех. А дети ходят по улицам, поют казахские песни и поздравляют всех. За это им выносят сладости. Если ребёнок что-то хочет получить в подарок, серёжки или куколку, он может упомянуть об этом в своей песне. И его желание взрослые, по мере возможности, конечно, должны исполнить. Говорят, это приносит удачу. Люди радуются, поют песни, устраивают скачки, играют в разные игры, дарят друг другу подарки.
Вот и мы сегодня сделаем свои подарки к празднику.Я хочу предложить вам сделать один из национальных головных уборов тюбетейку (такия).


Универсальным головным убором казахов можно считать тюбетейку – «такия». Ее носили и стар и млад, мужчины, женщины и даже дети. Тюбетейку надевали непосредственно на голову, а поверх нее – другие головные уборы. Шились «такии», из совершенно различных материй, плотных хлопчатобумажных или мягких дорогих: шелка, бархата, сукна, одноцветных и даже полосатых. Основным декором тюбетейки издавна служила ручная вышивка узорными строчками.
Молодые люди носили «зер такия» - тюбетейки вышитые шелком, золотой или серебряной канителью, пожилые предпочитали однотонные на тонкой шерстяной подкладке.

Выполнение работы «тюбетейка».

Мы будет работать с ножницами, поэтому необходимо вспомним, как надо обращаться с ножницами во время работы.
Во время работы с ножницами соблюдаем следующие правила:
1. Соблюдай порядок на своём рабочем месте.
2. Перед работой проверь исправность инструментов.
3. Не работай ножницами с ослабленным креплением. Пользуйтесь ножницами с закруглёнными концами.
4. Работай только исправными инструментами: хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.
5. Работай ножницами только на своём рабочем месте.
6. Следи за движением лезвий во время работы.
7. Ножницы клади кольцами к себе.
8. Подавай ножницы кольцами вперёд.
9. Не оставляй ножницы открытыми.
10. Храни ножницы в чехле лезвиями вниз.
11. Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу.
12. Используй ножницы по назначению.

Приготовим шаблоны . У вас на столах лежат шаблоны для тюбетейки, при помощи них мы вырежем все необходимые детали. А шаблоны орнамента нам понадобятся для украшения тюбетейки. Цвет тюбетейки выбираем на свой вкус.


1.Выберем два листа бумаги одного цвета. Вырежем по шаблонам верх тюбетейки и ободок. Длина ободка – 46-48 см (лучше использовать двойной лист цветной бумаги).



Если у вас не найдётся двойного листа цветной бумаги, можно сделать ободок таким образом:
- вырезать две полосы шириной 4 см 5 мм, длиной 23-24 см;
- склеить их, получится ободок нужной длины.




2. Верх тюбетейки склеим по линии среза, чтобы получилась конусообразная деталь.


3. По пунктирной линии подогнём зубчики верха тюбетейки.


4. Склеим верх тюбетейки и ободок. Для удобства намазывать клеем будем ободок и понемногу аккуратно приклеиваем зубчики верхней детали.


5. Когда склеили верх и ободок, получилась вот такая тюбетейка.
Вид спереди


Вид сверху


6. Теперь нашу тюбетейку нужно украсить орнаментом.
Орнамент – это украшение из сочетания геометрических, растительных и животных элементов.
Казахские национальные орнаменты многообразны, и каждый из них имеет своё название. Сегодня искусствоведам известны около 100 видов орнамента.
Представлены шаблоны девяти видов орнамента. Орнамент выбираем на свой вкус. Нам необходимо выбрать орнамент для ободка тюбетейки и для верха. Цвет выбираем так, чтобы орнамент не сливался с тюбетейкой и цвета сочетались.


7. Для ободка я выбрала орнамент «собачий хвост». Цвет орнамента - жёлтый.
По технологической карте подготовим орнамент для ободка:


- возьмём полосу бумаги жёлтого цвета;
- сложим полоску пополам;
- затем ещё раз пополам (т. е. получится, что полоса сложена вчетверо);
- обведём по шаблону орнамент и вырежем.
Получилось четыре орнамента, этого мало. Таким же образом вырежем ещё четыре орнамента. Всего получится восемь орнаментов.

8. Через одинаковое расстояние приклеим готовые орнаменты по ободку.


9. Для украшения верха тюбетейки я выбрала один из разновидностей орнамента «бараньи рога». Цвет орнамента - жёлтый.
По технологической карте подготовим орнамент для верха:


- возьмём прямоугольник жёлтого цвета;
- сложим его пополам;
- по шаблону обведём орнамент;
- вырежем орнамент не разрезая по линии сгиба;
- развернём орнамент.
Получился один орнамент, этого мало. Таким же образом вырежем ещё три орнамента. Всего получится четыре орнамента.
10. Распределяя орнаменты симметрично, приклеим их на верхнюю часть тюбетейки.


Наша тюбетейка готова.


Можно выбрать другой цвет для тюбетейки, украсить другими орнаментами. Может получиться вот такая тюбетейка.

На протяжении многих веков казахский национальный костюм отличался простотой, удобством и некоторыми чертами, присущими исключительно ему. Сегодня мы познакомимся с ним поближе.

Общая характеристика

Для населения всех слоев была характерна общность формы и кроя наряда. К примеру, верхняя мужская одежда выглядела практически так же, как женская. Отличить дамский костюм от мужского можно было разве что по расцветке и отдельным незначительным элементам. Идентифицировать социальное положение и возраст владельца одежды удавалось лишь по некоторым деталям. В данной статье будет приведено описание казахского национального костюма с рассмотрением его отдельных составляющих.

Казахи всегда высоко ценили кожу и мех животных. Шуба из шкуры называлась тоном, а из меха - шашем. Шубу из енота называли жанат тон, из лисицы - кара тулки тон, из верблюжонка - бота тон, и так далее. Бобровую шапку назвали камшат борык. Довольно много разновидностей одежды казахи шили из войлока. Его, как правило, производили из белой шерсти. Больше всего ценился пух с шеи овцы.

Вместе с материалами, которые ткали на примитивных домашних станках, в обиход вошли шелковые, шерстяные и хлопчатобумажные полотна, привезенные из-за границы. Их в основном покупали феодалы. Простые же люди довольствовались кожаными, меховыми и шерстяными самодельными предметами одежды.

На заре ХХ века казахи обычно шили одежду из фабричных хлопчатобумажных тканей, таких как ситец, бязь, кумач, миткаль и коленкор. Те, кто мог себе позволить, покупали бархат, шелк, атлас, тонкое сукно и парчу. Кроме того, широко применялись среднеазиатские ткани: мата, адрас, бекасаб, падшаи и прочие.

Женский головной убор

Как и у многих других народов, головной убор казахских женщин не только согревал голову, но и указывал на семейное положение. Замужние дамы в зависимости от родоплеменной группы могли носить разные его варианты, но девичий головной убор был практически одинаковым на всей территории страны. Девушки носили тюбетейки или теплые меховые шапки. Последние имели по околышу меховую отделку из выдры, бобра или лисицы. Меховая шапка, которую казахи называли бориком, считалась атрибутом зажиточных девушек. А тюбетейку (такыи) могли себе позволить все. Ее со стороны макушки украшали перьями филина, которые служили в качестве оберега.

Немного позже для украшения начали применять кисти из канители, серебряные монеты или позумент. Богатые девушки также носили тюбетейки. Только делали их не из дешевых материалов, а из бархата. Расшивали такие головные уборы золотом. На верхушке тюбетейки располагалась широкая вышитая лопасть из ткани, закрывающая всю верхушку и спускающаяся вниз.

После рождения первого ребенка женщина начинала носить кимешек - головной убор замужней казашки. В зависимости от возраста и региона отдельные детали кимишека могли отличаться, но он всегда состоял из двух частей. Нижняя была похожа на платок. А верхняя представляла собой тюрбан, который наматывался поверх платка. Обе части делались из белого материала. Кимешек можно встретить и сегодня на голове у пожилых казахских женщин.

Свадебный головной убор

Отдельно стоит отметить саукеле. Это женский свадебный головной убор, который представляет собой шапку конусовидной формы высотой порядка 70 сантиметров. Цена такого головного убора могла достигать и сотни отборных коней. Данный атрибут был обязательной составляющей приданого и подготавливался родителями задолго до вступления дочери в брак. Невеста надевала саукеле на свадьбу и последующие несколько лет носила его по важным праздникам. Он отличается ажурным металлическим навершием, височными подвесками, украшениями подбородка и диадемой, которую в богатых семьях делали из золота. В нем могли также присутствовать вставки из самоцветов, ниток жемчуга, кораллов и прочего. Корпус саукеле покрывали тканью. На него пришивали металлические накладные бляхи, к которым присоединяли камни. В богатых семьях они были драгоценными, а в бедных - полудрагоценными или вовсе отсутствовали. На затылочной части саукеле наносилось изображение головы рыбы, которое испокон веков считалось символом благоденствия. По спине от затылка спускалась лента из драгоценной ткани, которую обшивали золотистой бахромой.

В процессе изготовления саукеле участвовали различные мастера: вышивальщицы, закройщики, и даже ювелиры. Они применяли чеканку, литье, штамповку филигрань и прочие техники. Один головной убор невесты мог изготавливаться больше года. В дополнение к нему в обязательном порядке шли жактау - длинные подвески, которые крепились к саукеле по бокам и достигали пояса. По материалам, из которых изготавливали свадебный головной убор, можно было определить социальное положение невесты и ее семьи. Бедные делали его из сукна и украшали стеклянными аксессуарами, а богатые старались украсить столь знаменательный атрибут максимально дорого. Без саукале не был бы таким колоритным казахский национальный костюм. Сшить этот головной убор было настоящей честью для мастера.

Мужские головные уборы

Мужской головной убор казахов также был представлен в большом разнообразии. Представители сильного пола носили тюбетейки и всяческие шапки. Летний головной убор назывался колпаком. Он изготавливался из тонкого войлока. В основном он был белым и имел интересный старинный покрой. Зажиточные казахи украшали свои колпаки вышивкой ярких цветов. Зимние шапки казахских мужчин имели круглую форму и меховую опушку. В холодное время года популярностью пользовалась также шапка-ушанка. Назатыльник для нее делали из лисьего меха.

Еще один старинный головной убор казахов, башлык, делался сначала из верблюжьего сукна, а потом из верблюжьей ткани. Его можно было надевать прямо на другие не толстые головные уборы. Башлык защищал казаха от пыли, дождя и навязчивых солнечных лучей. Мужская шапка, имеющая меховую опушку, называлась также как и у женщин, бориком. А зимний меховой головной убор прозвали тымаком.

Теперь рассмотрим непосредственно казахский национальный костюм.

Женский наряд

В прошлом казашки ездили верхом так же, как и мужчины, поэтому женский костюм в обязательном порядке включал в себя штаны. Их делали из домотканого сукна, овчины, и хлопчатобумажных видов ткани. Штаны могли быть верхними (шалбар) и нижними (дамбал). Женские модели были укороченными (чуть ниже колен), широкими в верхней части и зауженными книзу.

В качестве главной верхней одежды казашек выступал шапан - широкий халат. Он имел прямой крой и длинные рукава. В теплое время года носили легкий халат, а в холодное - с шерстяной подкладкой, которая простегивалась вместе с верхом. Первые казахские шапаны имели открытый ворот, а более современные - отложной воротник.

Зимой женщины носили так называемую купе, которая обычно была на лисьем меху. Наиболее популярным был мех с лисьих лопаток. Широко использовались козлиные шкуры, но чаще всего - мерлушки. Богатые дамы могли себе позволить шубу из выдры и других ценных зверей. Для верхней части купе использовали сатин или хлопчатобумажные ткани. Изнутри купе обшивалась тканью только по краям, а снаружи ее обычно окаймляли выдровым или лисьим мехом. Дорогие купе украшались бархатным или позументными полосками. Казахский национальный костюм для девочки был таким же, как и женский.

Свадебный женский костюм

Обязательной частью приданого был свадебный халат, который заготавливали заранее. Такие наряды делали из дорогих видов ткани (плис, бархат, сукно, шелк, атлас). Обычно выбирали материал красного цвета. Иногда брали черный или полосатый шелк из Средней Азии. Халат шился по туникообразному покрою. Он имел длинные рукава и открытый ворот, без воротника. В южной и восточной частях страны халат набрасывали на голову, а на остальных территориях - на плечи. В начале двадцатого века в Семиречье отменили обычай одевать невесту в свадебный халат. В этих краях ходить в таком халате выпадала честь женщине, которая приглашала гостей на свадьбу. В нем она ездила по аулу и звала гостей. Такую женщину называли той.

До девятнадцатого века мужчины носили распашные нательные рубахи, которые назывались жейде. Позже они сменились на нераспашные рубахи туникообразного кроя. Последние имели отложной воротник. На ноги казахские мужчины надевали легкие нижние штаны. А поверх них надевались более теплые штаны из сукна, овчины, замши или плотных хлопчатобумажных видов ткани. Зажиточные казахи носили верхние штаны из бархата или замши, которые вышивались орнаментом. Поверх рубахи мужчины, как и женщины, надевали камзолы, которые могли быть как с рукавами, так и без них. Как правило, они имели закрытый ворот и стоячий воротник. Основным видом мужской верхней одежды был халат.

Казахи часто дарили друг другу халаты. Этим обуславливается богатство их украшения и орнамента, который часто служил оберегом. Социальные различия в мужской одежде проявлялись так же, как и в женской. Их можно было рассмотреть по качеству материала и отделке. В холодное время года казахские мужчины носили купе из овечьей или верблюжьей шерсти, крытую шубу (ишык) или тулуп из овчины (тон). Также они иногда надевали плащи из сукна.

Казахский национальный костюм не был бы полноценным без пояса из ткани или кожи. Обеспеченные люди носили пояса из шелка или бархата. Казахский национальный костюм для мальчика практически не отличался от мужского.

Обувь

Казахский национальный костюм дополняла обувь, которая у женщин и мужчин практически не отличалась. Кочевой образ жизни внес свои поправки в гардероб местного населения. Как правило, они носили сапоги, которые подходили для любого сезона. Обувь пожилых людей отличалась от обуви молодых высотой каблука. У вторых она могла достигать восьми сантиметров, а у первых была гораздо меньше. Еще одним распространенным видом обуви были ичиги - легкие сапожки без каблука, которые обтягивали ногу. Поверх них надевались кебис - кожаные колоши. При входе в дом их снимали.

Зимние сапоги были высокими и имели широкое голенище. Их надевали сверху на войлочные чулки. У самых первых моделей казахских сапог были загнуты носки. Молодые девушки украшали свою обувь вышивками и аппликациями. Более бедные казахи носили сапоги из войлока с кожаной подошвой. А самые бедные ограничивались сандалиями, которые представляли собой кожаную подошву с ремешками.

Декор

Казахский национальный костюм не был бы таким колоритным без украшений. Самыми распространенными из них являлись вышивки и аппликации. Их наносили на одежду, головной убор и обувь. Также женщины носили золотые, серебряные, медные, бронзовые, жемчужные перламутровые и стеклянные украшения. Из этих материалов делали подвески, серьги, кольца и браслеты. Особое внимание казахи уделяли украшению пояса. На него нашивали серебряные бляхи и декорировали орнаментом. Вид украшений обычно зависел от возраста и семейного положения владельца. Также были изделия, характерные той или иной территориальной группе населения.

Заключение

Вот мы и познакомились с национальной одеждой казахов. Напоследок стоит отметить, что в доме современной семьи может стоять разве что кукла в казахском национальном костюме. Сами же люди давно уже сменили одежду. Современные казахские национальные костюмы надеваются разве что на торжества. Наряды в традиционном виде можно встретить в аулах и у представителей старших поколений.