Традиционное воспитание осанки. Традиционное воспитание

Традиционное воспитание… О его необходимости говорят сейчас в самых разных кругах, в том числе и с высоких трибун. Но как нередко бывает, под одними и теми же терминами далеко не всегда подразумеваются одни и те же понятия. Поэтому важнее всего определиться с основными ценностями, на которых зиждилось воспитание детей в России. Тогда будет ясно, далеко ли откатились яблочки от яблоньки и в какую сторону нам двигаться, чтобы воспитание детей действительно соответствовало отечественным традициям.

Для кого-то традиция сводится к обычаям предков. Кто-то понимает ее еще более узко: как знакомство детей с фольклорными песнями и танцами. Хотя нельзя сказать, что это совсем неправильно. Разумеется, и фольклор, и приобщение детей к обычаям своего народа очень важно. Но если ограничиться только этим, то существует соблазн «костюмированного бала», когда повседневная жизнь существует отдельно и строится совсем на иных принципах, а дань традиции отдается эпизодически и на повседневную жизнь особо не влияет.

ПОСЛУШАНИЕ - ОСНОВА ОСНОВ

Несмотря на то что Россия издревле была домом для многих народов, придерживавшихся своих обычаев и верований, она в то же время оставалась православным государством. Православная вера воспитала характер русского человека, стала основной частью его мировоззрения и культуры. Разумеется, и воспитание детей зиждилось на принципах христианства.

В полном соответствии с Пятой Заповедью главной детской добродетелью считалось послушание родителям. «Царицей детских добродетелей» называл его Святой праведный Иоанн Кронштадтский, указывая, что из него произрастают в детях все остальные хорошие качества. И напротив, непослушание создает почву для развития множества пороков. Религиозный смысл почитания родителей очень ярко проявлялся в повсеместно распространенном у русских особом отношении к родительскому благословению и проклятию. Без благословения никаких серьезных шагов в жизни не предпринималось. Родительского проклятия страшились как огня, считая, что это навлекает на человека множество бед.

Ребенок с малолетства делил с семьей радости и невзгоды. Предъявлять претензии к родителям и тем более хулить отца с матерью за то, что недодали, недопоняли, недолюбили, считалось неприемлемым. Преподобный Варсонофий Оптинский так отзывался о своей мачехе, приучившей его к храму: «Бывало, в деревне, когда мне было только пять лет, она каждый день будила меня в шесть часов утра. Мне вставать не хотелось, но она сдергивала одеяло и заставляла подниматься, и нужно было идти, какова бы ни была погода, полторы версты – к обедне. Спасибо ей за такое воспитание! Она показала свою настойчивость благую, воспитала во мне любовь к Церкви, так как сама всегда усердно молилась». Но строгость родительского воспитания всегда смягчалась добротой и любовью, что также было в духе христианства. Если ограничиться вышеприведенной цитатой, то можно представить себе жесткую, властную женщину, для которой буква закона превыше всего. Но в жизни было совсем не так: преподобный Варсонофий называл свою мачеху добрейшей женщиной и очень любил ее.

ВОСПИТАНИЕ В КРЕСТЬЯНСКОЙ СРЕДЕ

Важнейшей задачей в воспитании детей было научить их страху Божию, ведь среди русских людей бытовало представление о том, что совершению грехов препятствует не столько страх наказания, сколько именно страх Божий, понимаемый как благоговение перед беспредельной святостью Божией, опасение оскорбить Бога нарушением Его святой воли и боязнь потерять Божию любовь. По данным Этнографического бюро, организованного в конце XIX века князем В. Н. Тенишевым, вот как были перечислены обязанности родителей, бытовавшие в крестьянской среде: кормить, содержать, учить страху Божию и грамоте, приучать к домашней и полевой работе, женить и выдавать замуж.

Научение страху Божию, естественно, предполагало усвоение и соблюдение благочестивых христианских обычаев. Детей крестили в младенчестве, с раннего возраста они видели, как взрослые молятся и постятся. В церковь было принято ходить всей семьей. Отец был главным духовным авторитетом в семье. Чуть повзрослев, дети тоже начинали принимать сознательное участие в религиозной жизни. Поститься обычно начинали с 3–4 лет. Важную роль в приобщении детей к православию играли крестные, поскольку они чувствовали свою ответственность за души детей перед Богом. Советы и замечания старших делались не с позиции некоей абстрактной нравственности, а с точки зрения православных христиан, поэтому дети исподволь, постепенно усваивали основные религиозные понятия.

Важным способом для усвоения понятий о грехе и благодати было чтение житийной литературы. В конце XIX века в крестьянских семьях, где был кто-то, владевший грамотой, широко распространилось чтение вслух. Дети, естественно, при этом присутствовали, а подчас и выступали в роли чтецов. Псалтирь в церкви нередко читали подростки.

Выдающийся русский педагог С. А. Рачинский, создатель первой в России сельской школы с общежитием для крестьянских детей, писал: «Мальчик, поступающий на одиннадцатом году в сельскую школу, мало похож на своего сверстника из образованных классов. Он не видал еще букваря, но твердо знает азбуку жизни… Он – деятельный участник всех трудов и забот семьи… Он приносит (в школу. – Т. Ш .) приобретенное в семье чувство ответственности за свои поступки, за свое время, сознание необходимости труда, напряжение своих сил… Наши школьники поступают в школу с твердым намерением сделаться грамотными, большей частью по собственной неотступной просьбе, с полной готовностью учиться с утра до вечера…»

Поскольку в крестьянских семьях детей очень рано приобщали к уходу за младшими, заботливое, покровительственное отношение распространялось в сельской школе и на новичков. «Старшие ученики, – пишет Рачинский, принимают новичков с радушием и лаской. Эти мальчики – любимцы школы. По доброй домашней привычке с ними носятся и нянчатся. Мерзкий обычай немецкой школы, перешедший и в наши средние учебные заведения, обычай дразнить и мучить новичков, совершенно чужд школе русской – а такова пока лишь наша бедная сельская школа».

В традиционном воспитании был разный подход к мальчикам и девочкам. Мальчики довольно рано отделялись от матерей и воспитывались отцами. Их задачей было продолжить род по отцовской линии, сохранить фамилию, продолжить дело своего родителя. Поскольку мужчины должны были участвовать не только в семейных и хозяйственных делах, но и в общественной жизни, подростки посещали вместе со своими отцами общинные сходки, на которых обсуждались важные вопросы общинной жизни.

Мальчиков воспитывали более свободно, чем девочек. Сын, вступивший в брачный возраст, наравне с отцом работал на земле или в ремесленной мастерской, родители прислушивались к его мнению. Он получал определенную свободу действий, не выходящую, однако, за пределы общепринятых норм. Например, мог не приходить домой до самого утра, сохранять часть заработка для своих нужд и угощения девушек, мог, не спросив позволения родителей, отправиться на гулянье на несколько дней в другое село. Однако серьезные намерения типа женитьбы, отъезда в город на заработки или ухода в монастырь сын был обязан согласовывать с родителями – к родительскому благословению относились очень серьезно.

Девочки же сохраняли близость к матери вплоть до своего замужества. Важнейшей задачей было привить им трудолюбие и доброжелательность, подготовить к роли хорошей жены и ласковой, заботливой матери. Главным требованием к повзрослевшим дочерям было сохранение целомудрия до свадьбы. Требование «блюсти девичью честь» соблюдалось очень строго, поэтому такой свободы, как парни, девушки не имели. Однако в благочестивых крестьянских семьях – а таких в России было очень много! – и мальчиков настраивали на хранение чистоты до женитьбы. Крестьянские семьи были крепкими и многодетными.

УСТАНОВКИ ДВОРЯНСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Сегодня многие вспоминают о своих дворянских корнях, пытаются составлять фамильное древо, посещать дворянские собрания. В то же время нередко современные князья и графы выглядят как пародия на историческое дворянство. Во многом это происходит потому, что традиции дворянского воспитания нами практически утрачены после трагедии 1917 г.

Система воспитания дворянина представляла собой уникальный сплав этических и эстетических норм. Начала складываться эта система при Петре I, и, естественно, в ней не обошлось без европейского влияния. В первую очередь это касается правил этикета. Хорошим манерам ребенка надо было обучать с самого рождения, поскольку они были своеобразным пропуском в высшее общество. Немало было курьезных случаев, описанных и в воспоминаниях, и в литературе, когда за «манерным» фасадом скрывался пустой человек, ищущий своей выгоды. Но сложившийся уже в XIX веке тип «русского дворянина» отличала не только внешняя, но и особая внутренняя составляющая, базирующаяся на понятиях о чести, долге, совести. Любопытно, что воспитание дворянина ставило перед собой цель не столько раскрыть индивидуальность ребенка, сколько «заточить» его под особые жесткие рамки. Достаточно вспомнить и серьезные физические наказания, которым подвергались гимназисты, и соблюдение «кодекса чести», следствием которого становились дуэли со смертельным исходом. Но притом что система дворянского воспитания была далеко не идеальна, она всегда сохраняла связь с традиционной культурой.

Дворянских детей, как и крестьянских, также воспитывали в православной вере. Важным свидетельством того, какие ценности старались привить детям, являются «Духовные завещания», в которых отцы семейства, помимо хозяйственных распоряжений, оставляли детям и внукам моральные наставления. Самые первые слова в таких документах – практически всегда о вере, о хранении Заповедей Божиих. Среди основных задач воспитания опять-таки фигурировало научение «страху Божию», основам вероучения и воспитанию «почтения с любовью родителям». «Завет от отца к сыну» дворянина Ф. М. Булгакова разделен на 12 «памяток», из которых мы узнаем, что самое главное в отношении к ближнему – это не только не нанести ему обиду, но и помочь «от имений твоих». Говорится в «Завете» и о верной службе государю, и о милосердии к болящим, и о том, что не следует стремиться к накоплению богатства, а надо довольствоваться «яже ти что Бог дарует».

Даже в тех семьях, где уже стеснялись откровенно выраженной религиозности, основные принципы воспитания не расходились с христианской нравственностью. По мнению одного из таких людей, сенатора Николая Яковлевича Трегубова, отец семейства должен стараться «…примером своим образовать сердца своих детей, то есть кротостию, скромностию, чистосердечием, разными добродетелями, исполняя христианский закон не молением и постом, но на деле, ибо пример все производит, а не слова».

Конечно, в жизни бывало всякое, и люди встречались самые разные. Мы это знаем и по литературе, и по истории, и по воспоминаниям современников. Но принципиально важны идеальные представления народа и пример его лучших представителей. Именно это формирует общественный климат и в стране, и в семье.

Формирование характера ребёнка начинается в самом раннем детстве. На этот процесс оказывают влияние многие факторы.

В это время закладываются основы того, каким будет характер в будущем, поэтому очень важно, чтобы в этот период на малыша оказывалось правильное влияние.

Рост и развитие ребёнка сопровождается спокойными и критическими периодами. Во время критических этапов происходит быстрый скачок в развитии, во время которых складываются непростые отношения со старшими, поскольку малыш начинает по-другому себя осознавать и требовать к себе иного подхода.

К возрасту двух лет у ребёнка происходит качественный прорыв в развитии памяти и интеллекта. Но родители зачастую считают, что их малыш ещё слишком маленький и позволяют ему всё.

Это может привести к тому, что будет упущен момент, когда ребёнку нужно прививать разумные привычки, например, ребёнок должен научиться уважительно относиться к взрослым, соблюдать дисциплину и поддерживать порядок, быть подельчивым.

Значение окружения в воспитании ребёнка

Родители должны с особым вниманием относиться к воспитанию ребёнка в ранние годы жизни и прививать ему умения и способности, которые понадобятся ему в будущей жизни.

В раннем периоде развития характера на ребёнка оказывает большое влияние положительные опыт поведения окружающих его взрослых.

Родители и другие близкие взрослые должны своим поведением подавать правильный пример, которому ребёнок сможет подражать. Кроме того, большое значение имеет то, какие дети окружают вашего ребёнка в детском саду. Обратите внимание, чтобы малыш играл не только тогда, когда у него есть компания. Когда ребёнок играет один, он создаём свой мир фантазий.

Но время от времени родители могут присоединиться к нему и поучаствовать в игре. Занимаясь с ребёнком, нужно всегда сохранять спокойствие, не раздражаться, даже в тех случаях, когда малыш что-то сломает или разобьёт. Он должен понимать, что слёзы ему не помощники, а вещи нужно беречь и стараться быть аккуратным.

Но бывают моменты, когда родители должны соблюдать твёрдость.

У малыша должно сформироваться понимание того, что есть определённые правила, которые нужно соблюдать и не нарушать. Ребёнка с малых лет нужно научить беспрекословно слушаться своих родителей, ведь чем старше он будет, тем сложнее будет его перевоспитывать.

Существует несколько типов воспитания:

Воспитание, основанное на любви и принятии.

Эта форма воспитания предусматривает нахождение ребёнка в центре родительских интересов. Взрослые относятся к ребёнку с большой нежностью и заботой, придумывают для него различные занятия, много времени проводят со своим малышом.


Традиционное воспитание.

Основным принципом традиционного воспитания является абсолютное послушание детей родителям. Этот тип воспитания к тому времени, когда ребёнок входит в подростковый возраст, перестаёт действовать, поскольку подросток уже не так подвержен влиянию родителей, он проявляет большую самостоятельность, начинает противопоставлять себя родителям, их образу жизни, ценностям и идеалам. В это время для них более авторитетными становятся сверстники

Потакающее воспитание.

Следствием такого воспитания становится избалованность ребёнка. В результате может вырасти эгоист, который будет отказываться помогать своим родителям, и искренне считать, что весь мир должен крутиться вокруг них. Ребёнок, выросший при таком воспитании, начинает манипулировать родителями и выбирает такую линию поведения, при которой всегда добивается того, что он хочет.

Программирующее воспитание.

При таком типе воспитания родители проводят целенаправленную подготовку своего ребёнка к определённому будущему, которое, по их мнению, будет единственно верным. При этом они игнорируют способности и пожелания самого ребёнка. Такой вид воспитания похож на традиционный, и широко практиковался в прошлые годы.

Эпизодическое воспитание.

При эпизодическом воспитании ребёнок часто испытывает дефицит внимания со стороны родителей, так как они почти всё своё время посвящают работе и у них просто не хватает его для того, чтобы заняться ребёнком. Итог такого воспитания достаточно случаен и зависит от того, в какое окружение попадёт ребёнок и чьему влиянию будет подвержен.

С раннего возраста семья направляет сознание, волю, чувства ребенка. В семье ребенок впервые усваивает нормы морали, навыки совместного труда. Именно в кругу семьи формируются его жизненные планы, нравственные идеалы. Семья - это первая общественная ступень в жизни человека.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Традиционное семейное воспитание.

С раннего возраста семья направляет сознание, волю, чувства ребенка. В семье ребенок впервые усваивает нормы морали, навыки совместного труда. Именно в кругу семьи формируются его жизненные планы, нравственные идеалы. Семья - это первая общественная ступень в жизни человека.

Как отмечал известный русский философ И.А. Ильин: «Семья является первичным лоном человеческой культуры. Мы все слагаемся в этом лоне, со всеми нашими возможностями, чувствами и хотением». Семья невидимой нитью связывает поколения и передает отечественные культурные, духовные и национальные традиции. С семьи для ребенка начинается Родина.

То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, благодаря ей ребенок по достижении школьного возраста уже более чем наполовину сформирован как личность.

Поскольку культурные традиции семейного воспитания складывались веками, в педагогической культуре родителей воплощается накопленный поколениями опыт воспитания детей в семье. По образному выражению И.В. Бестужева-Лады, семейное воспитание является для ребенка своего рода «домашней академией». В прошлом, когда институциональные формы воспитания в мире не были столь распространены, как сейчас, именно эта «академия» закладывала ценностные, моральные ориентиры личности, позволяла усваивать навыки, необходимые человеку на протяжении всей его последующей жизни в обществе.

Совокупные педагогические знания и воспитательный опыт народа, составляющие основу семейного воспитания, принято называть «народной педагогикой».

Народная педагогика - составная и неотъемлемая часть общей духовной культуры народа. Слова великого русского педагога К.Д. Ушинского о том, что «воспитание существует в русском народе столько же веков, сколько существует сам народ», целиком относятся ко всем другим народам. У каждого народа, нации, общины, рода, племени, этнической диаспоры складываются свои представления о воспитании и соответствующий практический опыт. Идеал воспитания, его содержание, средства народной педагогики теоретически, в строгих определениях не сформулированы и не систематизированы. Они бытуют в фольклоре, образе жизни нации, в практической деятельности в различных сферах жизни и быта народных масс, но формируются именно в семье.

Народная педагогика дает возможность воспитывать в подрастающем поколении любовь к родному языку, интерес к его настоящей истории, неравнодушие к национальным традициям, способность к творчеству.

В сегодняшних российских условиях, когда многие задаются вопросом о том, в состоянии ли семья полноценно выполнять одну из своих важнейших функций - воспитательную, именно народная педагогика может выступать основой гармоничного семейного воспитания подрастающего поколения. Не в «глобализации» основ семейного воспитания, а в опоре на народные педагогические традиции следует искать решение проблемы формирования гармоничной личности, передачи молодому поколению морально-этических, культурных норм, развитию духовности и патриотизма россиян.

Как отмечал К.Д.Ушинский, «воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным... Только народное воспитание является живым органом в историческом процессе народного организма».

* * *

Воспитательные традиции развиваются в зависимости от условий жизни общества, а потому могут существенно отличаться у разных народов и в разные исторические периоды

СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ В РОССИИ

1. Воспитание детей в семьях русских крестьян

Чтобы рассмотреть самобытный характер русской народной педагогики, обратимся к жизни деревенской семьи конца XIX в. - 30-х годов XX в., т.е. до начала сплошной коллективизации крестьянского хозяйства в Советском Союзе.

Для крестьян России, составлявших подавляющее большинство населения того времени, был характерен тяжелый ручной труд. Чтобы выжить, все члены крестьянской семьи, в том числе и дети, должны были трудиться. Дети и подростки в процессе труда практически усваивали житейский опыт и трудовую сноровку.

Семья зачастую была большая, по 5-10 и даже больше детей: женщина-крестьянка рожала столько детей, сколько подарит природа; однако высока была и детская смертность. В семье осуществлялся налаженный, веками сложившийся непрерывный процесс воспитания и обучения сначала в играх, а затем путем подражания старшим, рассказа, показа и объяснения, вопросов и ответов, наставления старших младшим, и под контролем первых, соревнования со сверстниками.

Воспитателями выступали родители и все другие члены семьи, включая старших детей.

Родители

Русские люди считали, что долг каждого мужчины перед людьми и Богом стать отцом, главное предназначение женщины - материнство. Отец и мать большого семейства пользовались уважением у односельчан.

В русской традиции на протяжении многих веков сложился образ отца как человека, воплощавшего закон и долг, которому дано право определять жизнь детей, принимать решения, обеспечивающие их счастье и благополучие, наказывать и миловать: «Как Бог до людей, так отец до детей», - говорит русская пословица. Именно поэтому отец, не вмешиваясь в мелкие домашние заботы и хлопоты, всегда выступал на первый план в ответственные моменты жизни своих детей и выполнял роль судьи последней инстанции в спорах.

Общественное мнение требовало от отца в воспитании детей прежде всего строгости. Мужчина, проявлявший к своим детям «ласкоту», то есть нежность, мягкость, заботливость, не мог считаться хорошим воспитателем. В обязанности отца входило наказание детей: «ненаказанный сын - бесчестье отцу». Однако отцу не полагалось наказывать сына или дочь сгоряча, когда попадутся под руку.

Мать должна была не просто произвести ребенка на свет, но вырастить его и воспитать: «Умел дитя родить, умей и научить». Под материнской опекой проходили обычно первые 5 - 7 лет жизни ребенка. Она кормила детей, купала, укладывала спать, лечила, играла с ними, пела им песенки, рассказывала сказки. Когда дети подрастали, мать начинала в большей степени заниматься воспитанием девочек. Она старалась подготовить дочерей к будущей жизни, в которой им придется быть женами, матерями, хозяйками. Мать учила их жать, сгребать сено, теребить и обрабатывать лен, прясть, ткать, шить, вышивать, приготавливать обед, то есть помогала им освоить круг традиционных женских занятий. Мать тратила много сил на то, чтобы ее дочери считались желательными невестами: были хорошо одеты, имели богатое приданое, отличались нравственным поведением.

На матери лежала ответственность за нравственный климат в семье, поддержание в ней согласия и покоя. Она должна была предотвращать проявления насилия в семье, унимать поссорившихся, регулировать внутрисемейные конфликты. По народным представлениям, это ей удавалось только в том случае, если она сама относилась ко всем членам семьи с добротой, лаской, была спокойной и уравновешенной, не позволяла себе брани.

Крестьяне считали, что в обязанности матери входит также защита детей от несчастий на их жизненном пути. Способность матери защитить своих детей считалась врожденной и была обусловлена ее любовью к ним, постоянными думами о детях и молитвами за них. Считалось, что материнская молитва обладает особенно действенной силой.

Дети

По русским представлениям, сын является продолжателем «рода-племени», наследником семейного имени и имущества, опорой семьи, защитником семейной чести, заместителем отца в случае его смерти или болезни, кормильцем родителей в старости. Поэтому его появление на свет воспринималось как особенно радостное событие.

Считалось, что между отцом и сыном сразу же после рождения младенца устанавливается внутренняя связь: они начинают «понимать» друг друга. В реальности же отец вступал в контакт с сыном только после того, как тот миновал стадию младенчества. Отец начинал делать для него «мужские» игрушки, изредка брал сына на колени, рассказывая, каким хорошим мужиком он будет, когда вырастет. В период отрочества контакт сына и отца становился более тесным. Подросший сын должен был освоить все то, что знал отец: как надо пахать, сеять, косить, ухаживать за лошадьми, охотиться, рыбачить, работать топором, долотом, сверлом, а также строить свои взаимоотношения с людьми.

Сыну полагалось также перенять отцовское отношение к жизни, его манеру поведения, то есть все то, что считалось в обществе «правильным поведением».

Взаимоотношения сына и матери строились по несколько иному сценарию. Сын находился в полном распоряжении матери до семи-восьми лет. Она его кормила, поила, купала, лечила, учила ходить, говорить, защищала от внешнего мира, предохраняла от порчи, которой, по народным представлениям мальчик более поддавался, чем девочка. После вхождения в отрочество сын должен был «отлепиться от матери», чтобы стать настоящим мужчиной. Мальчик, который продолжал демонстрировать всем свое предпочтение матери перед отцом, получал прозвища: «маменькин сынок», «запазушный ребенок», «маткич».

В обыденной жизни русской деревни отношения братьев и сестер, как правило, базировались на взаимопомощи и поддержке, моральной и материальной. Народная пословица гласит: «Брат за брата пуще каменных стен». Принцип «брат за брата» побуждал старшего защищать младшего и наказывать обидчиков, участвовать в его трудовом воспитании, опекать. Положение старшего брата в семье было особым. Родственники знали, что при определенных обстоятельствах ему придется взять на себя функции отца, хозяина. После смерти родителей нередко именно старший брат принимался руководить всем двором. С разрешения общинного правления старший брат мог стать главным в доме и при живых родителях, если те уже не были способны сами справляться с хозяйством. Старшие братья способствовали полноценной социализации младших - служили посредниками в их знакомстве со взрослым миром.

Положение разновозрастных сестер в семье также было неодинаковым. Старшую сестру считали ближайшей помощницей матери, ее «заместителем». В домашних делах она нередко полностью заменяла мать. Известны случаи, когда незамужней старшей сестре приходилось возглавлять весь женский состав семьи, выступая в роли «большухи» - хозяйки двора. Поэтому отношение старшей сестры к младшим детям в семье было сродни материнскому: позаботиться, уберечь, научить.

С раннего возраста старшая сестра погружалась в заботы о младших братьях и сестрах. В крестьянских семьях девочки считались полноценными няньками уже лет с 6-ти и часто проводили с малышами целый день. По мере отлучения младенца от материнской груди, он все больше переходил под опеку пестуньи-сестры, так как няньку со стороны нанимали не часто и только те, кому это было по средствам. В обязанности старшей сестры входил не только уход за детьми (одеть, накормить, убаюкать), но и умение развлечь, обучить.

Старшая сестра выполняла функции посредника, проводника между миром детей и миром взрослых. Малышам она открывала пространство за пределами порога дома: первые прогулки на улице, игры в компании соседских ребят проходили в ее сопровождении. Для подросших сестер она служила провожатым в сферу взрослых занятий и отношений: многим видам работ девочки обучались под руководством старшей сестры, под ее присмотром отпускались на молодежные гулянья. Преемственность и опека, составлявшие суть отношения старшей сестры к младшей, породили пословицу: «Первую дочь родители замуж отдают, вторую - сестра».

Рассмотрим основные цели, на которые было направлено традиционное воспитание в русских крестьянских семьях.

Любовь к родной земле

Любовь к отчизне русские старались привить детям с самого раннего возраста. Они стремились сделать все для того, чтобы дети любили родительский дом, родную деревню с ее лугами, полями, лесами, соседние села и деревни, связанные друг с другом родственными узами, а также все те села, города, где расселилось «русское христианское племя». Родители, родственники, соседи знали простую истину, которую со временем усваивал и ребенок: «глупа та птица, которой свое гнездо не мило», «своя земля и в горести мила».

Почитание старших

Русские крестьяне, прививая детям любовь к Отчине, воспитывая их на героических подвигах предков, старались также показать им, что любовь к родине должна начинаться с любви к родителям и проявления уважения к старшим по возрасту. Крестьяне считали почитание отца и матери главной добродетелью человека.

Родители внушали подрастающему ребенку словами и свои примером, что человек обязан заботиться о состарившихся родителях, проявлять к ним, ослабшим от тяжелой работы и немощным, внимание и уважение. Однако, требуя от подростка любви, послушания и заботы по отношению к родителям, народная педагогика предлагала и родителям проявлять такие же чувства к своим маленьким и взрослым детям. Правда, подчеркивалось, что любовь родителей к подросшим и взрослым детям должна быть разумной. По крестьянской этике уважения были достойны не только родители, но вообще все старшие по возрасту люди. При этом дети не должны были решать для себя вопрос о том, достоин или недостоин тот или иной старик их заботы, почтения и уважения. По мнению крестьян, старшие требуют к себе уважения уже потому, что они прожили долгую, трудную жизнь и много сделали для людей на земле. Большую роль в воспитании у детей этого чувства играли сказки и «бывальщины» религиозно-поучительного характера. В сказке «Иван, крестьянский сын», например, герой, нагрубивший старухе, терпит неудачи, а после принесенного им извинения получает от нее полезный совет.

Доброта и милосердие

Детей старались обучить милосердию, жалости и состраданию к людям, потерпевшим бедствие, несчастным, убогим и нищим. Вся жизнь русской крестьянской семьи давала детям примеры такого рода поведения. Деревенский обычай обязывал крестьян принимать в своем доме постучавшегося в дверь усталого путника, обогреть его, накормить и утешить, если он в печали. Заботясь о том, чтобы жизнь ребенка была благополучной, чтобы он находился в согласии с самим собой, ближними и дальними людьми, крестьяне стремились показать своим детям необходимость проявлять к людям доброту: «Добро творить - себя веселить», стараться не держать на людей злобу, ибо «Злой человек - как уголь: если не жжет, то чернит», отказаться от мщения за обиды. Особенно старались предохранить ребенка от мстительности, предлагали ответить на обиду, не откладывая на долгий срок, здесь же на месте, словом или кулаком, или простить, обидчику его «неразумное поведение». Затаить же обиду на долгие годы и отомстить, когда он, возможно, уже и забыл о моральном уроне, который нанес человеку, считалось большим грехом.

Честь и достоинство

Русские люди, советуя своим детям быть добрыми, милосердными, прощать грехи ближним своим, учили их в тоже время сохранять всегда и во всем чувство собственного достоинства, «хранить честь смолоду». Понятие чести у крестьян всегда связывалось с сознанием честного выполнения своего долга - в труде и в исполнении взятых на себя обязательств, включало в себя правдивость и исключало способность наносить несправедливые обиды. Исследователи народного быта всегда отмечали это качество деревенских людей: «Все крестьяне, оберегая свою честь, стараются трудиться, чтобы не прослыть лентяем», «всякий порядочный крестьянин старается держать данное им слово: нарушить его он считает нечестным», «всякий крестьянин, оберегающий свою честь, старается не быть никогда не только замешенным в какое-либо преступление, но даже и заподозренным в нем. Он никогда не согласится ни на плутни, ни на обман, хотя бы это и было допущено в торговле». Понятие чести, которое старались привить своим детям родители, включало также для мужчин уменье ответить на незаслуженное поношение, не дать основания для оскорблений, для девушек - чистоту, для женщин - отсутствие измен. Девочкам с ранних лет внушалась мысль о необходимости «блюсти свою честь», т.е. избегать добрачных связей, строить свое поведение таким образом, чтобы заслужить одобрение односельчан, а в замужестве сохранять супружескую верность. Потеря девственности до брака считалась большим грехом, а рождение внебрачного ребенка всеми рассматривалось как крайняя степень позора и бесчестия.

Трудолюбие

Обучение детей крестьянской работе проходило по определенной, хорошо продуманной многими поколениями людей системе. Детей приучали к ней не позднее, чем с семи лет, считая, что «маленькое дело лучше большого безделья». Приучение детей к труду с этого возраста, очень раннего с точки зрения современных людей, диктовалось представлениями о том, что если ребенка с малолетства не включать в деревенскую работу, то он в дальнейшем не будет иметь «усердствующей способности» к крестьянскому труду. Процесс трудовой подготовки ребенка осуществлялся обычно поэтапно, при этом учитывались физические и психические особенности и возможности детей в разные периоды их взросления. Объем нагрузки и воспитательные меры, которыми люди пользовались для привлечения ребят к работе, определялись с учетом количества лет прожитых ребенком. В противном случае можно отбить у ребенка охоту к труду, воспитать у него отношение к работе как тяжелой повинности. В русской деревне работу полагалось распределять также в зависимости от пола ребенка. Девочкам поручалась работа, которая готовила бы их к жизни женщины, мальчикам давались знания и умения, необходимые мужчине. При этом обучение строилось таким образом, что ребенок точно знал свои обязанности, и родителям не приходилось напоминать о них ребенку. С раннего детства ребенка ненавязчиво приучали к выполнению незначительных домашних работ и поручений родителей. Привлекая ребенка к совместной работе, предлагая ему дело по силам, родители поддерживали в нем ощущение радости от сопричастности к делу вместе со взрослыми, удовольствия от выполняемого труда. Стремясь походить на своих постоянно занятых трудом родителей, видя с их стороны доброжелательное отношение к их попыткам научиться делу, слушая приятную похвалу в свой адрес, дети не могли себе представить, что можно не работать, не уметь прясть, шить, наколоть дров, прибить оторвавшуюся доску, не помочь отцу или матери. В детской среде считалось позором, если о двенадцатилетней девочке скажут, что она «непряха», а о мальчике десяти лет, - что он «только и может гонять бабки».

2. Семейное воспитание в СССР

Во времена советской власти семейная педагогика в нашей стране рассматривалась в качестве составной части теории коммунистического воспитания. Всячески подчеркивалось, что семейное воспитание перестало быть только личным делом отцов и матерей. Конституция СССР (ст. 66) подчеркивала, что граждане СССР обязаны заботиться о воспитании детей, готовить их к общественно полезному труду, растить достойными членами общества.

При этом советская семейная педагогика справедливо отмечала, что общение взрослых и детей призвано быть взаимообогащающим. Родители не могут положительно влиять на детей, если сами не изменяются к лучшему, не совершенствуются. Семейное воспитание детей - это одновременно и самовоспитание отцов и матерей.

Также обоснованно считалось, что с воспитательной точки зрения предпочтительна многодетная семья. В семье, где много детей, у каждого ребенка естественно возникает богатая палитра взаимоотношений с близкими. Он не только сын или дочь своих родителей, но и одновременно брат или сестра. С прибавлением каждого нового члена семьи ребенок играет все более многообразные роли: он не только младший, но и старший, он учится не только послушанию, но и покровительству, руководству. Советские семейные психологи подчеркивали, что талантом общения люди овладевают прежде всего в семье, хотя немаловажное значение имеет также и приобретение опыта общения с друзьями своих братьев и сестер.

Главной и общей задачей семейного воспитания в СССР (наряду с воспитанием в детском саду, школе и других государственных учебно-воспитательных учреждениях) считалась «подготовка детей к жизни в социалистическом обществе».

3. Трансформация семьи в современной России

Процессы, происходящие в современной российской семье как общественном институте, можно охарактеризовать следующим образом:

формируется иная, чем раньше, структура семьи, что наиболее отчетливо проявляется в тенденции к ее нуклеаризации, сокращении числа детей. В результате существенно ослабевает значение родственных связей в жизни отдельной семьи и ее членов;

изменяется роль внешних по отношению к семье регуляторов поведения (религия, традиции, обычаи). Традиционные нормы и ценности, поддерживавшиеся расширенной семьей, становятся менее значимыми по сравнению с нормами и образцами поведения, вырабатываемыми членами семьи в ходе совместной жизни;

наблюдается активный процесс перехода от жесткой авторитарной структуры семьи, основанной на подчинении жены мужу, детей - родителям к демократическим отношениям между супругами, родителями и детьми;

изменениям подвергается система ролевых отношений в семье: от взаимодополняемости мужа и жены (когда за каждым жестко закреплены определенные функции) к взаимозаменяемости супругов, перераспределению власти и обязанностей между ними.

Последствия этих процессов неоднозначны. С одной стороны, они ведут к гуманизации семьи, усилению внимания к потребностям и интересам каждого ее члена. С другой - к росту разводов, числа неполных семей, низкому воспитательному потенциалу многих семей.


Вопрос о воспитании детей, социализации подрастающего поколения в традиционных обществах является весьма сложной, многоаспектной проблемой и требует специального исследования. Здесь же мы попытаемся в общих чертах обрисовать традиционное воспитание у эвенов в рассматриваемое время.

Как известно, эвенский народ всегда жил в гармонии с окружающей средой, весь многовековой уклад жизни никогда не входил в противоречие с законами природы, эвены считали себя неотъемлемой частью природного единства и этому учили подрастающее поколение.

Существовало множество неписаных правил, морально-этических норм поведения, которые ребенок приучался соблюдать, руководствуясь при этом мудростью народа и нравственными устоями, выработанными в течение многих веков и переданных из поколения в поколение. Вера в духов местности, огня, тайги, бережное отношение ко всему живом создали целый комплекс запретов, огромную ценность которых в нравственном, экологическом воспитании трудно переоценить.

Традиционная система воспитания детей у народов Севера исходила и опиралась на основы жизнедеятельности народов - на специфические отрасли северного хозяйства: оленеводство, охотничий и рыболовный промыслы, собирательство.

Мир детей эвенов определялся, в первую очередь, именно уровнем развития именно этих традиционных занятий северян. Дети принимали активное участие в практике жизни, зимой и летом вместе со взрослыми выполняли посильный для них труд. Если труд - основа жизни, способ существования и выживания в суровых, экстремальных условиях Севера для их родителей, то игра для детей северян - это тоже особый труд.

В эвенской семье ребенок рано приобщался к трудовой деятельности. В трудовой деятельности семьи существовал определенный ритм, согласованный с окружающей средой, морально - психологическими факторами, бытующими в данной семье и только четко распределив обязанности между членами семьи, семья могла выдержать столь суровые условия.

Кочевой образ жизни, традиционно-присваивающая экономика, то есть весь уклад жизни готовили детей сызмальства к труду, сперва через различные игры. Поэтому главной особенностью игр эвенских детей является то, что они несут в себе трудовой элемент. У детей игры появились в результате подражания труду взрослых. Дети чаще всего в своих играх полностью копируют деятельность родителей. Например, у эвенов дети играют в «стадо», занимаются разведением оленей в «стаде». При этом они в точности копируют действия, все тончайшие нюансы поведения взрослых. Одни - в роли «пастухов», другие, особенно - девочки - в роли «хозяйки чума». В процессе игры дети соблюдают все обычаи, традиции народа. Обязателен обряд «кормления очага», умилостивления духов местности и т.д. В процессе игры дети «перекочевывают» с одного места на другое в поисках корма для оленей, делают из тальника различные игрушки: фигурки оленей, макеты нарт, различные сооружения - «hярму», «голомо». Мальчики из веревок делают «маут» для ловли оленей. Материалами для игрушек эвенских детей служат: тальник, рога, копыта, суставы, шерсть оленя, заячьи кости, кусочки дерева, ровдуги и т.д. - то есть весь подручный природный, растительный материал, определяемый образом жизни, конкретной окружающей действительностью. Девочки подражают взрослым, познавая в процессе игры приготовления пищи из мяса, рыбы, оленьего молока, играют в тряпичные куклы, учатся шить различные виды северной одежды, вышивать бисером. Следует отметить, что вышеназванными игрушками играло старшее поколение эвенов, по традиции оно передалось их детям - такие же игрушки характерны для современных эвенских детей.

Игры имеют большое воспитательное значение в развитии ребенка. Дети народов Севера рано приобретают знания, опыт жизни и через систему игр приобщаются к трудовой жизни, игра для детей - это соответствующая их возрасту трудовая активная деятельность. Дети от имитационных игр переходят к настоящей ловле оленя. У них постепенно формируются практические навыки: навыки запрягания и езды на оленях, знание периодов и мест перекочевок, а также наиболее распространенных болезней и способов их лечения, разделки туши в период забоя, подготовки к отелу и т.д. С 12 лет дети уже наравне с взрослыми идут на дежурство (пасут оленей).

С малолетства детей учат стойко переносить суровую, полную лишений и опасностей жизнь оленеводов, холод и жару, спать под открытым небом и, таким образом, у детей в процессе игры формируются такие необходимые оленеводу качества как: выносливость, сноровка, наблюдательность, трудолюбие, хорошая память, умение ориентироваться в местности, бережное отношение к природе, а также следующие нравственные черты: отзывчивость, доброта, чувство сопереживания, столь необходимые для выживания в экстремальных условиях Севера.

Оленевод и охотник должен был обладать исключительной силой, выносливостью, сноровкой. Поэтому в эвенских семьях существовал обычай физической подготовки подрастающего поколения. Физическое воспитание у эвенов-ламутов предусматривало подготовку полноценного оленевода и охотника. Основными элементами его были быстрый бег, борьба, умение пользоваться арканом, меткая стрельба из лука, ношение тяжестей, прыжки через препятствия. Каждый из элементов имел глубокое жизненное обоснование и был обязательным для оленевода и охотника. Яркое отражение физической тренировки можно найти в эвенском фольклоре, как и впрочем, в фольклоре всех северных народностей. В сказках, преданиях имеется много картин физических упражнений в беге, поднятии тяжестей, борьбе, умении стрелять из лука, заарканивании оленей.

Физической подготовкой в семье руководили отец или дедушка, также старшие братья. Мальчики - будущие оленеводы и охотники - должны были в совершенстве овладеть всеми элементами комплекса физической закалки. Упражнения в овладении всеми видами спорта проводились постоянно, непосредственно в труде, то есть в тесной связи с практическими занятиями.

Интересные данные о физической подготовке мальчиков - будущих воинов в эпоху «Кыргыс Yйэтэ» («время межплеменных войн») приводит большой знаток эвенского фольклора, сказитель Кейметинов Василий Павлович, 1918 года рождения.

По его рассказам, в старину, когда эвены северо-западного Верхоянья кочевали по бескрайним просторам Верхоянских гор, существовал очень интересный обычай обучения военному искусству мальчиков в возрасте 10 лет. В целях воспитания у мальчиков будущих воинских качеств, бдительности, сноровки их начинают обучать стрельбе из лука, умению сражаться мечом. Обучение стрельбе из лука, умению сражаться мечом. Обучение стрельбе из лука проходит следующим образом: кто-то из старших, это может быть отец, брат, дядя или любой человек из рода, обладающий хорошими физическими данными и воспитательными способностями, стреляет из лука, а ребенок должен перехватить его ответным ударом. Только ловкий человек мог перехватить его. А умению сражаться мечом обучают следующим образом: подкрадываются к спящему ребенку, в первый раз ударяют по воздуху мечом, чтобы мальчик мог услышать свист удара меча, а во второй раз - по ногам и телу. Услышав свист меча, спящий мальчик вскакивает и убегает или оказывает сопротивление, если рядом имеется мечом. Таким образом воспитываются быстрота реакции, ловкость, сила [ПМА, 1996].

То есть, можно сказать, что в старину у эвенов существовала индивидуальная школа обучения воинскому искусству.

Физической закалке подвергались главным образом мальчики, но и девочки также должны были обладать определенной выносливостью, силой, ловкостью, которые столь необходимы в управлении хозяйством. Детям не разрешалось долго спать, они обязаны были вставать спозаранку вместе со взрослыми и оказывать посильную помощь в повседневной работе. Мальчики должны были уметь самостоятельно зажечь костер в любую погоду: и в дождь и в снег, уметь заарканить оленей, вместе со взрослыми ходить на выпас оленей, дежурство, в том числе ночное. С ранних лет эвенский мальчик выполнял посильную работу по хозяйству, помогая матери и бабушке, навыки охотника и следопыта он приобретал, находясь возле отца во время охоты. Надо отметить, что в процессе обучения охоте, он впитывал все обычаи и традиции, которые соблюдали старшие, с 3 лет мальчиков приучали заносить вещи в чум при перекочевках, таскать камни на очаг, отвязывать на стоянках вьючные сумы и седла. Охоте мальчиков приучали постепенно. Пятилетним делали маленький лук и стрелы.

Воспитание девочек в эвенской семье, естественно, отличается от воспитания мальчиков. Девочек с малолетства готовили к роли матери, хозяйки, хранительницы домашнего очага. Они помогали подвешивать крюки на перекладины в чуме, носили воду и дрова. С 6-7 лет девочки помогают матери в приготовлении пищи, ухаживают за младшими братьями и сестрами, а с 10 лет выделывают оленьи шкуры и лапки, учатся вышивать бисером. Старшее поколение во время работы рассказывало им различные сказки, обычаи, связанные с определенным видом деятельности. Следует отметить хороший психологический климат в семье: ребенка старались не кричать, не ругали за мелкие шалости. Родители, родственники уделяли большое внимание детям, рассказывали им сказки, мастерили им различные игрушки. «Особой мягкостью отличались отношения эвенов и эвенков к детям. Они очень любили не только своих детей, но и вообще всех детей. Поэтому не было такого взрослого эвена или эвенка, который удержался бы, чтоб не поласкать даже другого ребенка. Нередко можно было видеть взрослых людей, играющих с детворой, или изготовляющих для малышей те или иные игрушки. У эвенов и эвенков любой гость, входя в помещение, должен был здороваться за руку не только со взрослыми, но со всеми детьми, если только те научились ходить. Они даже приветствовали и грудных детей, трепля их за щечки или щекоча за затылком" [Николаев, 1969, с. 139]. Как свидетельствует Я. И. Линденау: «Детей воспитывают в большом послушании к родителям. Редко увидишь, чтобы ламуты били своих детей" [Линденау, 1983, с. 66].

Заслуживает внимания то, как эвены воспитывали в детях с малолетства самостоятельность. При перекочевках малыша везли, как мы уже указывали, в люльке или перевозили в специальной нартенной кибитке. При рождении ребенка ему выделяли в стаде определенное количество оленей, которые считались собственностью ребенка, и весь приплод последствии принадлежал ему. Также выбирали «именного» оленя смирного нрава, который и вез при его при перекочевках. С одного или полутора года ребенка приучали сидеть верхом на олене, на вьючном седле, привязывая с помощью специальных дощечек-держателей и обкладывали подушками. Постепенно ребенок должен был уметь обходиться без держателей, научиться самостоятельно держаться в седле. «Сначала ребенка подвязывали к седлу и шли рядом с ним, присматривая, затем отпускали на длинный повод 5-6 метров длиной. Такое обучение длилось 2-3 месяца. И после этого ребенок уже должен был самостоятельно держаться на олене и им управлять.

Первые пространственные представления ребенка были связаны с местом его рождения, колыбелью, жилищем, оленем и, таким образом, с первых месяцев жизни у ребенка складывалось представление об окружающем мире. В процессе воспитания, в играх у ребенка складывалась целостная система представления о мире. Именно в семье дети проходили жизненную школу, необходимую для выживания в суровых условиях Арктики, перенимали готовый взгляд на мир. Ребенок постепенно впитывал в себя жизнь семьи и его общества, кочевую оленеводческую жизнь, нормы поведения, культуру, верования. В процессе роста и социализации дети проходили несколько этапов:

  1. младенчество (от рождения до трех лет),
  2. детство (с трех до девяти лет),
  3. и подростковый период (девять-пятнадцать лет), после чего считались взрослыми.

Приобщение к миру взрослых происходило в процессе непосредственной жизнедеятельности социума. Ребенок впитывал в себя культуру своего народа как бессознательно, наблюдая, так и активно, участвуя в труде, общении. Участвуя в семейных обрядах, шаманских камланиях, слушая рассказы старших, дети вместе с реальными знаниями получали и сумму представлений о душе человека, окружающем его мире и т. д. Большую роль в формировании мировоззрения детей играли запреты, нормы поведения.

Соблюдая правила поведения, ребенок постепенно усваивал кодекс чести и своеобразный этикет таежного человека. Нормы поведения и стереотипы мышления эвена воспитывались с помощью разнообразных методов. Основой воспитания было, прежде всего, подражание взрослым. Дети наблюдали повседневный труд родителей, непременно участвовали в родовых и семейных обрядах, праздниках. Участвуя в них, дети приобщались к ритуалу рода, у молодого поколения воспитывалось сознание общего происхождения, кровного родства с сородичами. Взрослые придавали большое значение привитию детям всей суммы нравственных и этических норм, руководствуясь при этом нравственными устоями и мудростью народа, выработанными в течение многих веков и переданных из поколения в поколение.

Старшие с детства внушали ребенку, что параллельно с вещным миром существует и мир духовный. Эти миры взаимосвязаны и взаимообусловлены. Такие знания постепенно проникали и закреплялись в сознании ребенка через игры, наблюдения становились более упорядоченными, складывались в целостные представление о мире и роли человека в нем, месте самого ребенка.

Новому человеку, призванному продолжать дела предков, прививалась также морально-психологическая готовность к самосохранению и готовности к взаимной поддержке человеческой жизни в суровых условиях Севера.

к.и.н. Алексеева С.А.

Воспитание детей у коренных народов Западной Сибири имело свои особенности. Девочек с 5-6 лет готовят к роли хозяйки: их помощь используется при наведении порядка в доме, при приготовлении пищи, при заготовке продуктов впрок. На девочек возлагается забота о младших детях. Большое значение придается обучению шитью и рукоделию. В шестилетнем возрасте мать изготавливает и дарит дочери специальную коробку для рукоделия (йиныт) из бересты и пихтовой коры. В ней девочка сначала хранит своих кукол, а когда подрастет и начинает учиться шить, складывает все вещи необходимые для рукоделия: игольницу с иголками, наперсток, нитки, бисер, пуговицы, бусы, кусочки тканей, сухожилия для нитей, ножницы. Коробка «йиныт» сопровождает женщину всю жизнь (по мере изнашивания старые берестяные коробки заменяют новыми), а после смерти ее кладут в гроб. Мать и старшие сестры показывают девочке, как разминать шкурки животных, выкраивать их, нанизывать бисер, подбирать кусочки кожи для аппликаций. Ильина И.В., Мартынова Е.П. Ребенок в традиционной культуре юганских хантов. - М., 1997. с. 225

Первыми самостоятельными изделиями девочки бывают одежда для кукол, матерчатые игольницы, несложные украшения из бисера. В подростковом возрасте девочку учат выделывать оленьи шкуры, обрабатывать нити, шить одежду, изготовлять берестяную утварь. Работа с берестой начинается с изготовления не требующих сложной обработки сосудов для воды, кормушек для собак, затем - более сложных поделок. Ильина И.В., Мартынова Е.П. Ребенок в традиционной культуре юганских хантов. - М., 1997. с. 225-226

Девочка в семье обских угров с детства приучается разделывать рыбу, готовить пищу, делать запасы и сохранять их. Даже совсем маленькие девочки умеют правильно обращаться с острым ножом. Девочки не только присматриваются к женским занятиям, но принимают непосредственное участие в заготовках бересты, древесной коры, трав, ягод, дров, в изготовлении хозяйственной утвари и т.д. Взрослые делают из бересты посуду - девочки копируют, повторяя ее в миниатюре. Женщины готовят гигиенические пояса, запасают чип (тонкую древесную стружку) - дочери помогают. Бабушка, мать или старшая сестра учат девочек узнавать и рисовать орнаменты, а также использовать их в изготовлении хозяйственной утвари, одежды, обуви. Кулемзин В.М. и др. Игры детей обско-угорских народов. СПб., 1999. с. 22-23 Девочкам поясняют значение фрагментов орнамента, помогают отыскивать в них сходство с фигурами птиц и зверей, вспоминая при этом подходящую сказку, что облегчает работу и пробуждает фантазию ребенка. Угадывание животных, птиц и растений в орнаменте и украшение им собственных игрушек развивает у детей художественный вкус и побуждает к творчеству. Взрослые шьют орнаменты из замши, меха, сукна, ткани - девочки перенимают. Женщины украшают одежду бисерным плетением, вышивкой - девочки учатся и украшают этим одежду своих кукол. Мать или старшая сестра шьет мешочек для хранения рукодельных принадлежностей, используя орнамент - девочка копирует. Изготавливается коробка из бересты или пихтовой коры - девочки приобщаются и к этому, учатся методам нанесения орнамента процарапыванием или красками. В прошлом краски делали из природного сырья - лиственничной коры или краснотала. Тахтуева А.М. Игры и игрушки обских угров в традиционном воспитании детей. СПб., 1999. с.23

Хантыйские дети хорошо информированы об основных нормах взаимоотношений между родственниками их взаимных правах и обязанностях, обусловленных принадлежностью к той или иной экзогамной или внутрисемейной группе. Десятилетняя девочка может ответить на вопросы о родовой принадлежности ее самой, ее матери, отца и других близких родственников, хорошо знает родственную терминологию. Она знает, в присутствии каких родственников мать должна закрывать лицо, к кому нельзя обращаться по имени и т.д. С раннего возраста детей приобщают к родовым святыням. Как только ребенок начинает ходить, его берут на праздники, моления, к 5-6 годам он знает, как вести себя во время ритуалов. К 15-16 годам девушка уже сама шьет одежду, некоторую обувь, меховые сумки для отца и братьев. К 16-18 годам человек обретает физическую и социальную зрелость, становится полноправным членом общества, окончательно преодолевает детскую инакость. Женщине полагается совершить жертвоприношение после замужества и рождения первого ребенка, что знаменует ее переход в категорию взрослых женщин. Ильина И.В., Мартынова Е.П. Ребенок в традиционной культуре юганских хантов. - М., 1997. с. 228-229

Сыновей с 5-6-летнего возраста отец всюду берет с собой, знакомит их с хозяйством, промысловыми угодьями. Сначала мальчики наблюдают за действиями отца, слушают его объяснения, затем сами начинают выполнять посильные поручения: при ремонте и изготовлении лодок, нарт, упряжки подают инструменты, заготавливают необходимое сырье, во время летнего выпаса оленей разжигают и следят за дымокурами, ухаживают за оленями, на промысле разжигают костер, помогают ставить шалаши, учатся изготовлять и ставить ловушки. Уже к 8-9 годам мальчик самостоятельно рыбачит и проверяет силки, неплохо обращается с ножом и вырезает из дерева, самостоятельно запрягает оленя. С 10-12 лет ему разрешают пользоваться огнестрельным оружием и учат ухаживать за ружьем, стрелять в цель. Перед первой самостоятельной охотой обязательно устраивают проверку: подросток доказывает свою способность метко стрелять, ибо недопустимым считается оставлять раненого зверя на мучения. Одновременно с обучением промысловому искусству мальчика знакомят с правилами поведения в лесу, в том числе и нормами взаимоотношений между охотниками, отношениями с окружающей природой. Ильина И.В., Мартынова Е.П. Ребенок в традиционной культуре юганских хантов. - М., 1997. с. 224-225 Воспитывая мальчиков ханты стремятся выработать в них смелость, находчивость, упорство. Иногда, если в семье не было взрослых мужчин, мальчики в меру своих сил заменяли их в охоте на пушных зверей и птиц. Традиционное воспитание детей у народов Сибири. Сборник статей. Под ред. Кон И.С., Такеаши Ч.М. Л., 1988. с.89 В детстве ребенка готовят к самостоятельной жизни в обществе, постепенно он постигает весь комплекс навыков хозяйственной деятельности, знаний об окружающем мире и обществе, устоявшихся норм поведения. Главные воспитатели ребенка - это мать, отец и ближайшие родственники. Именно в семье закладываются основы воспитания. До 4-5 лет дети находятся под опекой матери, хотя отцы охотно играют, разговаривают с маленьким ребенком, ласкают его. В дальнейшем все большую роль в жизни мальчика играет отец, а мать остается наставницей девочки. Большую заботу о детях проявляют бабушки, дедушки, тети, дяди со стороны отца и матери. Детский коллектив, в котором растет ребенок, также в основном состоит из родственников. На примерах из жизни своей семьи, рода, общины, дети усваивают основные знания, навыки, правила. С ранних лет начинается трудовое воспитание, которое осуществляется как через непосредственное наблюдение и участие детей в повседневной хозяйственной жизни, так и через игры, в которых они имитируют занятия взрослых. Личный пример родителей, их навыки имеют здесь первостепенное значение. Совсем маленьких детей уже учат помогать матери: они приносят дрова, убирают в доме, собирают и чистят ягоды.

Очень рано приучают детей почтительно относиться к старшим. Дети не должны обсуждать поступки взрослых, вмешиваться в их разговоры, обязаны беспрекословно выполнять их просьбы. Ребенку запрещается поднимать руку на взрослого даже в шутку, и дети верят, что в наказание за такой поступок у драчуна в будущем будут трястись руки, он не сможет стать хорошим охотником. В свою очередь и взрослые относятся к детям ласково. При обращении к ним используются ласковые прозвища, шутливые сравнения с медвежонком, росомахой. За усердие, хорошо выполненную работу дети всегда поощряются устной похвалой или одобрительным взглядом. В качестве поощрения детям дают пользоваться орудиями взрослых и всячески подчеркивают отношение к ним как ко взрослым. С самых малых лет в ребенке воспитывают самостоятельность, контроль за ним ненавязчив и незаметен. Следует подчеркнуть, что в воспитательном процессе отсутствуют грубые принудительные методы, физические наказания не приняты, за исключением, конечно, каких-то очень серьезных проступков. Наказывая ребенка, особенно маленького, ограничиваются неодобрительным взглядом, коротким выговором или объяснением, как надо было бы поступить в том или ином случае. Вместо длительных нравоучений при проступке могут напомнить какой-нибудь фольклорный сюжет. В целом фольклор является важным средством традиционного воспитания, посредством которого дети приобщаются к ценностям и традициям своего народа.