Темы по духовно нравственному воспитанию для родителей. Консультация "духовно-нравственное воспитание дошкольников" консультация на тему. «Нравственное воспитание дошкольника в семье»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 3»

Духовно- нравственное воспитание дошкольников

Консультация

Составила: Арутюнян Т.С.

Воспитатель

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

«Уклад слагается, формируется и закрепляется, прежде всего, и больше всего – в детстве».

И. А. Ильин

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример. Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание

Духовно-нравственное воспитание – одна из сложнейших и актуальных проблем, которая сегодня должна решаться всеми, кто работает с детьми или имеет к ним отношение. Что мы сейчас заложим в душу ребёнка, проявится позднее, станет его жизнью. Мы говорим сегодня о необходимости возрождения в обществе культуры и духовности, что связано непосредственно с воспитанием и развитием ребёнка до школы.

Сравнительно легко в детстве происходит усвоение социальных норм. Можно оказать большее влияние на поведение и чувства, если ребёнок ещё мал. Намного позднее происходит осознание критериев морали, чем формируются алгоритм социального поведения и нравственные чувства.

Обратиться к душе ребёнка, должны мы, педагоги. Воспитание его души – для будущего взрослого человека – это создание основы нравственных ценностей. Никогда не приведёт к желаемому результату воспитание нравственности не затрагивающее эмоции ребёнка. Именно в дошкольном возрасте, возрасте интенсивного развития межличностных отношений и чувств закладывается человечность – основа самого лучшего в людях, а навыки, образование, сноровку можно и позже приобрести.

Задача педагога – соединить воспитание и обучение через изучение традиций нашей культуры, детям предоставить возможность познакомиться с культурным наследием наших предков.

Целью духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста является формирование целостной, совершенной личности в её гуманистическом аспекте.

Основой духовно-нравственного воспитания является культура семьи, общества и образовательного учреждения – той среды, в которой происходит развитие и становление, в которой живёт ребёнок. Культура – это система ценностей, закреплённая в традициях. Она необходима для поиска высших ценностей и для удовлетворения духовных потребностей. Обряды и праздники загадочное и удивительное явление народной культуры.

Забыты и давно не употребляются в разговорной речи изречения и старославянские слова, крайне редко используются поговорки, пословицы, потешки, которыми богат русский язык.

Впервые пробуждающие душу ребёнка, воспитывающие в нём любознательность, чувство красоты, окружающие предметы должны быть национальные. С самого раннего возраста это поможет детям понять, что они – часть русского народа.

Богатейшим источником нравственного и познавательного развития детей является фольклор. Особенные черты русского характера сохранились как нигде, в устном народном творчестве.

Национальная память постепенно к нам возвращается, и мы начинаем относиться по-новому к традициям, старинным праздникам, фольклору, декоративно-прикладному искусству, художественным промыслам, в которых народ оставил нам из своих культурных достижений самое ценное.

Список литературы

1. Зязева Л. К. Мир детства в традиционной культуре. – М., 1993.

2. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа: учебно-метод.пособие. – СПб. : Детство-Пресс, 2004.

3. Юдин А. Б. Русская традиционная народная духовность. – М., 1994.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственное воспитание дошкольников. Беседы по воспитанию культуры поведения дошкольников.

Практический материал по воспитанию культуры поведения дошкольников. Представлен в виде бесед, которые можно проводить с детьми старшего дошкольного возраста....

Русская природа... Эти слова легко вызывают в памяти многообразные знакомые и дорогие картины. Стройные сосновые леса и светлые, березовые рощи. Полные свежести зеленые луга и золотые хлебные...

Патриотическое воспитание дошкольников на основе реализации авторской программы "Надежда России" Социально-нравственное воспитание и развитие детей дошкольного возраста: состояние, проблемы, перспективы. Киров, 2007г.

Статья посвящена вопросам приобщения детей дошкольного возраста к народной культуре....

В документе представлено перспективное планирование по патриотическому воспитанию дошкольников для старшей и подготовительной группы....

Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников. Консультация для воспитателей (В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)

Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества. Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности з...

НОД "Хоровод дружбы"Актуальность: Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родно

Актуальность: Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, се...

Краткое сообщение о ходе работы по духовно – нравственному и патриотическому воспитанию дошкольников в рамках самообразования

Консультация для родителей на тему: "Духовно - нравственное воспитание дошкольников" .

Консультация для родителей на тему «Духовно-нравственное воспитание дошкольников».

Воспитатель МБДОУ д/с «Улыбка» ст. Лозновской Цимлянского района Ковшик Любовь Сергеевна

Дорогие родители!

Как известно, любовь к Родине начинается с любви к своей семье, дому, станице, в которой мы живём. Воспитывая в детях патриотические чувства, педагоги ДОУ развивают у малышей познавательный интерес, любовь к родному краю, её историко-культурному наследию. Уже в дошкольном возрасте необходимо формировать у детей духовно -нравственные отношения и чувства сопричастности к стране, городу, семье, к природе родного края. Воспитание патриотизма – процесс сложный и длительный. Работа должна проводиться регулярно и систематично. Большая роль отводится разнообразию методов и приёмов, созданию определённых условий. Одна из главных задач – подбор наглядного материала, фотографии из прошлых лет, репродукции картин, рисунки с изображением достопримечательностей. Дети начинают понимать, что их станица частичка Родины . Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех человеческих начал. В воспитании ребёнка огромное значение имеет пример взрослого, поэтому именно от нас зависит, насколько этот фундамент будет прочен.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников особенно важно , потому как именно в дошкольном возрасте ребенок особенно восприимчив к усвоению нравственных норм и требований. Это одна из очень важных сторон процесса формирования личности.

Перед дошкольными учреждениями всегда стоит задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно -нравственных свойств личности подрастающего поколения.

Целями духовно-нравственного воспитания являются:

Заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способность к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми.

Воспитывать в детях милосердие, сострадание, умение прощать обиды, желание помогать нуждающимся, быть терпимыми, мирными во взаимоотношениях со всеми. - Учить быть примером для других не на словах, а на деле, избегать зла, зависти – довольствоваться тем, что имеешь, уметь просить прощения, поступать честно, никогда не делать другим того, чего не желаешь себе.

Способствовать сохранению чистоты, целомудрия. Игра естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Поэтому в своей работе мы всегда обращаемся к игре: как к дидактической, так и к народной.

Народные игры являются неотъемлемой частью духовно- нравственного воспитания дошкольников. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Особенность народных игр в том, что они, имея нравственную основу, учат малыша обретать гармонию с окружающим миром. У малышей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития духовно-нравственных чувств. Нельзя забывать о «вежливых» словах, которые помогают поддержать доброжелательность в отношениях детей. Важно стремиться к тому, чтобы дети не относились к этим словам как к простой формальности. Большую помощь в преодолении этой проблемы окажут этические беседы.

Законы семьи:

1. Каждый ребенок, живущий в семье, должен быть любим независимо ни от чего. Лишённый этого чувства человек не способен уважать своих близких, сограждан, Родину, Атмосфера любви и сердечной привязанности, чуткости, заботливости членов семьи друг о друге оказывает сильнейшее влияние на детскую психику, даёт широкий простор для проявления чувств ребёнка, формирования и реализации его нравственных потребностей.

2. Каждый ребенок должен жить в атмосфере искренности и доброты. Иногда родители прибегают ко лжи в самых различных обстоятельствах жизни, считая это спасением во многих жизненных обстоятельствах, например, уход отца из семьи или смерть близкого человека. Раскрывшаяся ложь может разрушить привычный уклад жизни, которую так старались сохранить ложью. Всякую фальшь, обман ребёнок подмечает с чрезвычайной остротой и быстротой, а, подметив, впадает в смущение и подозрительность. Родителей нужно учить, что не следует говорить: «Это тебе рано знать», «Это ты всё равно не поймёшь». Такие ответы только раздражают ребёнка, вызывая неоправданное любопытство и самолюбие. Лучше отвечать так: «Я не имею право сказать тебе это; каждый человек обязан хранить известные секреты, а допытываться о чужих секретах неделикатно и нескромно». Этим не нарушается прямота и искренность и преподаётся урок долга, дисциплины и порядочности.

3. Ребенок должен иметь право на разъяснение и рассуждение. Чтобы слово воспитывало, оно должно оставлять след в мыслях и душе воспитанника, а для этого надо учить вникать в смысл слов. Только тогда мы можем рассчитывать на эмоциональное воздействие. Родители должны своевременно перейти от конкретных фактов, событий, явлений к раскрытию обобщенных истин, принципов поведения

4. Исключение из правил организации жизни в семье безнравственных приемов наказания ребенка. Воспитательная сила порицания зависит от моральных качеств, тактичности воспитателя. Надо суметь, не оскорбляя ребёнка, дать справедливую, хотя, может быть, и резкую оценку его действиям. Искусство порицания сострит в мудром сочетании строгости и доброты. Очень важно, чтобы ребёнок в порицании взрослого почувствовал не только строгость, но и заботу о себе.

5. Закон понимания ребенком слов «можно», «надо», «нельзя». «Если старшие стремятся удовлетворять любое желание ребёнка, вырастает капризное существо, раб прихотей и тиран ближних. С детства надо учить человека управлять своими желаниями, правильно относиться к понятиям «можно», «надо», «нельзя». Таким образом, потворство родителей действует очень вредно.

Желаем быть примером для своего ребенка, не требуйте того, что не можете сами, создавайте для ребёнка культурную среду. Как писал Макаренко А. С. : "Всё нравственное воспитание детей сводится к примеру. Живите хорошо или хоть старайтесь жить хорошо, и вы по мере вашего успеха в жизни хорошо воспитаете детей".

Успеха и терпения Вам уважаемые родители.

Татьяна Протасова
Консультация для родителей «Современная семья и духовно-нравственное воспитание»

Большинство взрослых людей – родители . Роль родителя – особая и очень ответственная. С ее проживанием человек испытывает массу чувств, которые зачастую очень разняться : гордость за ребенка идет рука об руку со стыдом и чувством вины, радость соперничает с обидой. Эта роль накладывает огромную ответственность на человека за жизнь и благополучие другого человека – ребенка.

В семье ребенок приобретает свой первый опыт, овладевает знаниями, способами поведения, знакомиться с обычаями и традициями, воспринимаемыми его родителями . Именно в семье формируются такие важные качества, как любовь к окружающим людям, отзывчивость и сочувствие, формируется характер и интеллект, вырабатываются многие привычки и склонности, его индивидуальные свойства и качества.

В настоящее время существует очень острая проблема нравственного воспитания детей . Каким образом привить современным детям нравственно- духовные ценности . Сегодня на ребенка с самого рождения обрушивается огромный массив информации : детский сад, школа, кино, интернет. Почему дети растут черствыми, бездушными? Почему дорогие нашему сердцу детские сказки об Иване-царевиче, мертвой царевне, Морозко, почти не интересны детям? Но зато им интересны, но мало понятны для нас, Покимоны, Бакуганы, Человек-пауки, и прочая продукция. Для мальчишек, такие игры как моряки, космонавты ушли на второй план, а главное место занимают игры в человека –Паука, Бетмана, «стрелялки» , «убивалки» . На что провоцируют наших детей современные игры и игрушки , чему и как учат мультфильмы? Такие понятия как миролюбие, доброжелательность, великодушие могут оказаться, незнакомыми нашим детям.

Нравственное воспитание дошкольников очень важно, потому что в дошкольном возрасте ребенок особенно восприимчив к усвоению норм и требований. Ребенок, способный правильно оценивать и понять чувства и эмоции другого человека, для которого дружба, справедливость, доброта, сострадание, любовь не являются пустым звуком, не имеет проблем в общении с окружающими, он гораздо устойчивее переносит стрессовые ситуации и не поддается негативному воздействию. В дошкольном возрасте у ребенка формируются моральные оценки и суждения. Чувства позволяют человеку испытывать удовлетворение после совершения правильного поступка или заставляют испытывать угрызения совести, если нравственные нормы были нарушены. Основа таких чувств закладывается в детстве, и задача взрослых людей окружающих детей помочь в этом ребенку, добиваться, чтобы ребенок понимал какие, поступки недопустимы, какие желательны.

Общение ребенка с прекрасным : природой, музыкой, литературой, живописью – все это является источником духовно-нравственного воспитания . Средства нравственного воспитания это фольклор , устное народное творчество, и, конечно же, сказки. Народная сказка отвечает потребностям ребенка, герои обрисованы четко, определенно. Как правило, герои сказок отличаются ярко выраженной чертой характера - добротой, либо трусостью, смелостью. Ясная, не сложная характеристика положительных или отрицательных героев помогает разобраться в происходящем, определить свое отношение к героям, дать правильную оценку их поведению.

Своих героев сказка преподносит в интересных, выразительных образах. Некоторые помогают увидеть такие качества как взаимопонимание, дружба, умение приходить на помощь другим людям.

Сказка, конечно же, не дает прямых наставлений (типа «Слушайся родителей » , «Не уходи из дома без разрешения родителей » и т. д.) но в ее содержании всегда заложен смысл, который они постоянно воспринимают . Некоторые сказки предостерегают детей : что нельзя открывать дверь незнакомцу, быть внимательными к наставлениям взрослых. Отрицательные образы сказок внешне конечно непривлекательны, и поведение, поступки характеризуют их с плохой стороны. Но развивая перед детьми борьбу со злом, несправедливостью сказка учит добиваться намеченной цели, не смотря на препятствия и временные неудачи, верить в конечное торжество справедливости. В этом отношении сказка помогает воспитанию сильных , бодрых, способных преодолеть трудности. Главное в сказке –хороший конец, это дает ребенку чувство психологической защищенности. Чтобы не происходило в сказке, все заканчивается хорошо. Все испытания, которые выпали на долю героев, были нужны для того, чтобы сделать их более сильными, смелыми и мудрыми. С другой стороны, ребенок видит, что герой, совершивший плохой поступок всегда получает по заслугам. А герой, который проходит через все испытания, проявляет свои лучшие качества, обязательно вознаграждается. В этом и заключается закон жизни : как ты относишься к миру, так и он к тебе.

Проживая сказку, дети учатся преодолевать барьеры в общении, чувствовать друг друга, находить адекватное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям. Например, мы используем в своей работе этюды на выражение и проявление различных эмоций, которые дают возможность детям улучшить и активизировать средства общения : мимику, пластику, речь. Путешествия по сказкам пробуждают фантазию и образное мышление, дают простор творчеству.

В воспитании у детей нравственного поведения не нужно забывать и той атмосфере, в которой живет ребенок. Окружающая обстановка становится посредством понимания чувств, представлений, поведения, то есть влияет на формирование определенных нравственных качеств.

В общении дети формируют способность выражать свои чувства, оценивать их, развивают у детей способность к сопереживанию и сочувствию. Неумение выразить свои эмоции, понять чувства окружающих, может стать причиной конфликтов ребенка с другими детьми и негативно отразиться в процессе формирования его личности. Важно постоянно обращать внимание ребенка на то, какие переживания он испытывает, что чувствуют окружающие его люди. В процессе общения и взаимодействия дети учатся видеть и слышать собеседника, учитывая его мнение, договариваться, работать вместе дружно. Мы в своей работе используем такие задания :

«Назови ласково» ;

посмотрите друг другу в глаза и поздоровайтесь;

договоритесь между собой и поделите поровну;

поговори со своим соседом и узнай, во что он любит играть.

Детям трудно согласовать свои желания друг с другом, договориться о том, как и чем они будут заниматься. Поэтому включаем в совместную деятельность детей такие творческие задания :

нарисуйте одно солнышко;

соберите на двоих одну картинку;

постройте вместе одну машинку.

Очень важно научить детей чувствовать себя довольными и счастливыми в любой обстановке, радоваться жизни. Именно умение жить в общении с другими людьми учит ребенка сопереживать, сострадать, сорадоваться.

Консультация для родителей

«Духовно-нравственное воспитание в семье»

Духовно-нравственное воспитание - сложный психолого-педагогический процесс перевода объективных требований морали в личные убеждения человека. Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что реб ѐ нок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи обусловлена тем, что в ней реб ѐ нок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьѐй. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Именно в семье происходит нравственное воспитание человека. И от отношения родителей к детям, от родительской чуткости, внимания и любви зависит гармония в отношениях между родителями и детьми.

Нравственное воспитание дошкольников очень важно, потому что в дошкольном возрасте ребенок особенно восприимчив к усвоению норм и требований. Ребенок, способный правильно оценивать и понять чувства и эмоции другого человека, для которого дружба, справедливость, доброта, сострадание, любовь не являются пустым звуком, не имеет проблем в общении с окружающими, он гораздо устойчивее переносит стрессовые ситуации и не поддается негативному воздействию. В дошкольном возрасте у ребенка формируются моральные оценки и суждения. Чувства позволяют человеку испытывать удовлетворение после совершения правильного поступка или заставляют испытывать угрызения совести, если нравственные нормы были нарушены. Основа таких чувств закладывается в детстве, и задача взрослых людей окружающих детей помочь в этом ребенку, добиваться, чтобы ребенок понимал какие, поступки недопустимы, какие желательны.

Общение ребенка с прекрасным: природой, музыкой, литературой, живописью – все это является источником духовно-нравственного воспитания.

Развитие ребенка можно рассматривать, как двухсторонний процесс. С одной стороны, ребенок постепенно понимает окружающий мир и свое место в нем, с другой стороны развитие ребенка- это развитие чувств и воли. Родители могут влиять на развитие ребенка, организовав усвоение моральных норм, которые регулируют поведение человека в обществе. Эти нормы в виде образцов усваивается ребенком. Именно поэтому ответственность родителей очень велика, ведь от того, какие образцы заложат родители в душу ребенка, во многом зависит его дальнейшая судьба. Ребенок с детства наблюдает за отношениями между родителями, которые становятся для него образцом, положительным или отрицательным, отношений между мужчиной и женщиной, поэтому родители должны следить за собой, в первую очередь, и сразу устранить все недостатки в себе, чтобы потом не воспитать их в ребенке. Ведь ребенок учится и хорошему и плохому родителей.

В зависимости от типа семьи, отношений между родителями и детьми можно говорить о нравственном и духовном воспитании в семье. Существует традиционная классификация взаимоотношений, согласно которой выделяют три вида семейных взаимоотношений - авторитарный, демократический и попустительский. Авторитарный стиль в отношениях характеризуется властностью родителей, которые стремятся подавить волю ребенка. Взрослые не обращают внимания на индивидуальные черты ребенка, который впоследствии вырастает безынициативным, у него нет самостоятельности и творческой жилки. При демократическом стиле воспитания взаимоотношения между членами семьи" характеризуются взаимной любовью, уважением, вниманием и заботой взрослых о детях. Родители пользуются авторитетом детей, основанным на доверии. Такие дети более раскрепощены и непосредственны в общении. При попустительском стиле родители не уделяют должного внимания воспитанию своих детей, в результате чего дети растут сами по себе. Над детьми нет контроля и они представлены самим себе, что не самым лучшим способом сказывается на их нравственном воспитании. Дети растут недисциплинированными. Семья, благодаря всему комплексу межличностных отношений и взаимодействия супругов, родителей и детей, создает конкретные условия для физического, психического, социального развития ребенка, передает ему систему духовных ценностей, моральных норм, образцов поведения, традиций. Семья - это фундамент, на котором строится высотный храм духовного мира реб ѐ нка. Формирование долга, ответственности, гуманности, чести, благородства в отношении человека к обществу, окружающим людям и самому себе. Эти моральные ценности были и остаются главной мерой достоинств личности. Ребенок не рождается на свет нравственным или безнравственным, он становится таким, в какой среде живет и какое воспитание получает. Гармоничные отношения отца и матери, их забота друг о друге, о детях, стремление избежать ссор и предупредить конфликт, трудолюбие уважение друг к другу - все это важные предпосылки того, что - выросшие дети в такой обстановке создадут прочную, счастливую семью.

Только при уверенности реб ѐ нка в родительской любви возможно правильное формирование психического мира человека, возможно воспитание нравственного поведения. Нравственность реб ѐ нка - это необходимое условие его принципиальных позиций, последовательности его поведения, уважения достоинства личности, духовности. Само нравственное воспитание осуществляется пут е м формирования у реб ѐ нка нравственных потребностей и убеждений, нравственных чувств и эмоций, моральных знаний о добре и зле.


Татьяна Лазовская
Консультация для родителей «Нравственное воспитание дошкольника в семье и детском саду»

Консультация для родителей

«Нравственное воспитание дошкольника

в семье и детском саду »

Содержанием нравственного воспитания является формирование таких нравственных качеств дошкольника , как : уважение к старшим, дружеские отношения со сверстниками, умение соответственно отзываться на горе и радость других людей, добиваться действенного проявления гуманных чувств и отношений, их общественной направленности, воспитание начал ответственности. Среди них можно выделить два направления : создание условий для практического опыта и формирование правильных моральных оценок. В результате такого нравственного воспитания ребенок начинает действовать не потому, что хочет заслужить одобрение взрослого, а потому, что считает необходимым соблюдение самой нормы поведения, как важного правила в отношениях между людьми. Становление личности ребенка происходит изначально в семье . Ведь семья – это маленький коллектив, основанный на принципах сотрудничества и взаимопомощи, где дети учатся искусству жить среди людей, любить их, ощущая на себе и проявляя к другим внимание и доброе отношение. Важную роль в воспитании детей играет общий уклад жизни семьи : равенство супругов, организация семейной жизни, правильные взаимоотношения между членами семьи , общий тон доброжелательности, взаимного уважения и заботы, атмосфера патриотизма, трудолюбия, общий порядок и семейные традиции, единство требований взрослых к ребенку. Жизнь семьи должна быть организована таким образом, чтобы полнее удовлетворялись и развивались не только материальные нужды, но и духовные потребности.

Нравственное воспитание детей происходит на всем протяжении их жизни, и определяющее значение в становлении нравственности ребенка играет среда, в которой он развивается и растет. Поэтому переоценить важность семьи в нравственном воспитании дошкольников невозможно . Способы поведения, принятые в семье , очень быстро усваиваются ребенком и воспринимаются им , как правило, в качестве общепринятой нормы.

Существует несколько типов семей и моделей семейных взаимоотношений. Есть неблагополучные семьи , неполные семьи . Зачастую в этих семьях созданы неблагоприятные условия для развития ребенка, его нравственных качеств , и поэтому большую часть функций воспитания и обучения детей в этой семье берет на себя дошкольное воспитательное учреждения . Детский сад , заменив семью , точнее, вместо семьи стал решать проблемы социализации личности. В нынешнее время даже полные, гармоничные организованные семьи , благополучные, с материальным достатком, не всегда могут уделять должное время своему ребенку. Для воспитания в ребенке нравственных качеств , необходимо тесно работать и сотрудничать с семьей . Сотрудничество образовательного учреждения и семьи , одна из важнейших задач социализации ребенка в обществе. Необходимо создать такие условия, чтобы у ребенка, основываясь на примерах из опыта, складывалось осознание и понимание того, что хорошо, а что плохо, чтобы он мог самостоятельно сформировать и иметь представления о нравственных качествах , таких как : жадность, дружба и многих других. Такое отношение к основополагающим понятиям нашей жизни продолжает формироваться и в дальнейшем по мере взросления. Главным помощником ребенка на этом пути является взрослый, который конкретными примерами своего поведения и закладывает в ребенка основные нравственные нормы поведения . Если примеры из опыта ребенка, его близкого окружения носят отрицательный характер, то и ждать от него развитых высоких нравственных качеств не приходится. Первейшая задача родителей заключается в том , чтобы помочь дошкольнику определиться с объектами его чувств и сделать их общественно ценными. Чувства позволяют человеку испытать удовлетворение после совершения правильного поступка или заставляют нас испытывать угрызения совести, если нравственные нормы были нарушены . Основа таких чувств как раз и закладывается в детстве , и задача родителей помочь в этом своему ребенку. Обсуждать с ним нравственные вопросы . Добиваться формирования ясной системы ценностей, чтобы малыш понимал, какие поступки недопустимы, а какие желательны и одобряемы обществом. Эффективное нравственное воспитание невозможно без обсуждения с малышом нравственной стороны поступков других людей, персонажей художественных произведений, выражения своего одобрения его нравственных поступков наиболее понятным для малыша образом.

Одной из важных задач детского сада по социально- нравственному воспитанию является установление тесной связи с семьёй . Семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны , для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие (приложение №1 «Алгоритм взаимодействия с семьей » ). Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение : любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств .

Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения , а как на равноправных участников формирования детской личности . Поэтому так важна тесная взаимосвязь педагогического коллектива, детей и родителей . Именно от совместной работы, от единства мнений по основным вопросам воспитания детей зависит , каким вырастет ребенок. Только при этом условии возможно воспитание цельной личности .

Так как, по мере своего развития ребенок примеряет на себя различные общественные роли, каждая из которых позволит ему подготовиться к выполнению различных социальных обязанностей - ученика, капитана команды, друга, сына или дочери. Каждая из таких ролей имеет огромное значение в формировании социального интеллекта и предполагает развитие своих собственных нравственных качеств : справедливости, отзывчивости доброты, нежности, заботы о близких. И чем разнообразнее будет репертуар ролей малыша, тем с большим количеством нравственных принципов он познакомится и тем богаче будет его личность.

Совместные формы работы детского сада и родителей по формированию нравственных качеств

Работа с семьей - важная и сложная сторона деятельности воспитателя и других работников дошкольного учреждения . Она направлена на решение следующих задач :

Установление единства в воспитании детей ;

Педагогическое просвещение родителей ;

Изучение и распространение передового опыта семейного воспитания ;

Ознакомление родителей с жизнью и работой дошкольного учреждения .

Единство в воспитании детей обеспечивает выработку правильного поведения детей, ускоряет процесс усвоения навыков, знаний и умений, способствует росту авторитета взрослых - родителей и воспитателей в глазах ребенка . Основой такого единства являются педагогические знания родителей , их осведомленность о работе дошкольных учреждений .

Семья является институтом первичной социализации. Детский сад входит в систему опосредованного, или формального, окружения ребенка и представляет собой институт вторичной социализации. Все этапы процесса социализации тесно связаны между собой.

В настоящее время необходимость общественного дошкольного воспитания не вызывает ни у кого сомнений. Отношения дошкольного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости детского сада внутрь (вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада ) и наружу (сотрудничество ДОУ с расположенными на его территории социальными институтами : общеобразовательными, музыкальными, спортивными школами, библиотеками).

Привлекать родителей к мероприятиям , способствующим совместной деятельности родителей и детей . Необходимо широко применять как групповые, так и индивидуальные формы работы с родителями :

консультации : «Воспитание самостоятельности и ответственности» , «Как организовать труд детей дома» ;

совместные конкурсы : «Дары Осени» , «Мой гербарий» поделки из природного материала, поделки из овощей, сезонные выставки совместных работ «Новогодние игрушки» ;

Совместные работы детей и родителей на темы : «Моя семья » , «Спортивная семья » , «Как я провел лето» . Оформляется фотоальбом, к которому ребята потом постоянно обращаются, показывают друг другу фотографии своей семьи . Дети делятся своими впечатлениями, учатся слушать друг друга, проявляют интерес к собеседнику. Это может получить подкрепление в виде семейной проектной деятельности на тему «Я и вся моя семья » . Данный детско- родительский проект относится к долгосрочным и включает в себя : «Моя родословная» , «Древо моей семьи » , «Герб семьи » , «Девиз семьи » , обычаи и традиции семьи . Основной целью является воспитание любви к своим родным, семье ;

досуги, праздники : «День матери» , «Папа, мама, я – дружная семья » , «Веселые старты» ;

Поручения родителям ;

Для коллектива родителей организуются общие консультации , групповые и общие родительские собрания , конференции, выставки, лекции, кружки; оформляются информационные и тематические стенды, фотомонтажи; проводятся вечера вопросов и ответов, встречи за круглым столом.

В старших группах, возможно, организация разнообразной совместной деятельности педагогов, детей и родителей . В фольклорных праздниках и развлечениях, где с удовольствием участвуют и родители . Благодаря таким праздникам и развлечениям, и дети, и родители приобщаются к истокам народного творчества, к истории своего народа, его традициям. Возможно, создание мини музеев, например, «Русская изба» , «Музей кукол» , где дети могут познакомиться с национальными костюмами, старинной мебелью, посудой, орудиями труда, тем самым приобщиться к истокам народной культуры.

Наиболее активным родителям по итогам года на родительских собраниях вручать грамоты, благодарственные письма от администрации дошкольного учреждения .

Также пропагандировать знания о социально-нравственном воспитании через систему наглядной агитации :

Информационно-ознакомительная : через информационные стенды ознакомление родителей с самим дошкольным учреждением , особенностями его работы, с педагогами, занимающимися воспитанием детей . Информационно-просветительская : направлена на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста .

В группах оформлять "Уголки для родителей ", помещать консультативные материалы .

«Алгоритм взаимодействия с семьей »

1. Поиск контактов при первой встрече. Воспитатель должен проявить высокий педагогический такт, искреннее уважение к родителям , деликатность, сдержанность, важно не оттолкнуть непродуманным вопросом.

2. Обсуждается, что необходимо развивать и воспитывать в ребенке , подчеркивать его индивидуальность, неповторимость. На этом этапе уже можно осторожно заговорить о нежелательных проявлениях в поведении ребенка.

3. Установление общих требований к воспитанию ребенка . Педагог побуждает родителей высказать свои взгляды на воспитание ребенка , выслушивает мнение родителей об используемых ими методах, даже если оно ошибочно. Не опровергайте, а предлагайте свои способы воздействия, призывает объединить усилия для выработки единых требований.

4. Упрочнение сотрудничества в достижении общей цели. Согласившись на совместное сотрудничество, стороны уточняют воспитательные возможности друг друга, ставят единые цели и задачи. Возможны споры, разногласия. Важно, чтобы не помешали дальнейшему сотрудничеству.

5. Реализация индивидуального подхода. Педагог не демонстрирует свою всесильность, а доверительно сообщает о своих сомнениях, затруднениях, спрашивает совета у родителей и прислушивается к ним. На этой стадии вырабатывается целый ряд согласованных мер, направленных, в том числе на перевоспитание ребенка .

6. Совершенствование педагогического сотрудничества. Готовые рецепты не предлагаются, тщательно анализируется процесс совместной деятельности. Это стадия развития педагогического сотрудничества, где идет реализация единых педагогических воздействий. Инициатором контакта является педагог.