Татарская свадьба обычаи традиции. Традиции татарской свадьбы. Сценарий проведения татарской свадьбы

Татары – народ с интереснейшей культурой, которая несет в себе обычаи и символы, сохранившиеся с древних времен. Татарская свадьба отличается самобытностью и присутствием особенных обрядов, которые на протяжении многих веков соблюдаются мусульманами при создании новой семьи. Именно такое бережное отношение к собственным традициям позволяет сохранить национальный колорит. Итак, как же проходит татарская свадьба.

Татарская свадьба: сватовство

Подготовка к свадебному торжеству начинается заблаговременно. Как ни странно, но молодожены не принимают участия в подготовке. Этим занимаются их родители и родственники. При этом процесс сватовства традиционно разделен на несколько этапов:
1. Смотрины невесты
2. Обсуждение жениха
3. Переговоры между сторонами.
Представителями жениха выступают сват (яучы – уважаемый и важный человек)и один из ближайших родственников (отец, мать или старший брат). На смотринах оценивают, насколько обходительна и ловка будущая невеста, как она разливает чай и подает угощения гостям. На втором этапе оговаривают размер калыма за невесту. Жених должен подарить что-то не только самой избраннице, но и всем ее родственникам. На последнем этапе сватовства к процессу подключаются родители жениха, переговоры касаются таких тем, как материальная и бытовая стороны жизни будущей семьи, место жительства молодоженов, состоятельность жениха, обязательства сторон по поводу приобретения мебели и предметов домашней утвари в дом будущего семейства и прочее.
По крымско-татарским традициям калым необходимо выплатить либо до свадьбы, либо в день бракосочетания. Он может состоять из золотых украшений, посуды и постельных принадлежностей, одежды или же просто из определенной денежной суммы. Надо сказать, что приданое невесты абсолютно не обсуждается при сватовстве. Если стороны согласны с условиями друг друга, то выбирают дату помолвки и сообщают обо всем жениху и невесте.
Суть помолвки состоит в том, что невеста объявляется будущей женой. Если семьи жениха и невесты знакомы давно и не имеют разногласий, то сватовство и помолвка могут проводиться в один день. В этот же день подается заявление в ЗАГС.

Обычаи татарской свадьбы

Следующий шаг – это регистрация брака в ЗАГСе, которая юридически закрепляет союз и объявляет невесту и жениха официально мужем и женой. Далее следует ритуал, который проводится муллой в доме невесты, это традиционно мусульманский брак. При этом мулла трижды задает вопрос невесте о ее согласии вступить в этот брак, невеста должна промолчать первые два раза, а в третий раз ответить согласием. В итоге молодожены выходят к своим гостям, уже по всем канонам объявленные мужем и женой.
Невероятное количеств гостей присутствует на татарской свадьбе, как в древние времена, так и сейчас. Свадьба является поводом для встречи, знакомства и общения между дальними родственниками, давними друзьями и новыми знакомыми.
По древним традициям торжество проводилось во дворе или шатрах. Современные молодожены, конечно, зачастую выбирают банкетные залы.
На видео можно посмотреть, насколько колоритны и интересны традиционные татарские свадьбы, на которых соблюдаются самые древние обычаи.

На свадьбе присутствует тамада, который приветствует молодых торжественной речью. Гости танцуют, провожая молодоженов к столу. Игры и конкурсы на татарской свадьбе не имею места. Исключением может стать русско-татарская свадьбы, где проводят шуточные соревнования между гостями, соблюдая традиции русской свадьбы. Но такие конкурсы должны быть максимально корректными и без каверзных шуток, так как мусульмане довольно сдержанны и скромны, особенно в присутствии прекрасной половины.
В процессе свадебной церемонии гости танцуют и вручают деньги родственникам жениха и невесты, впоследствии вся сумма передается новому семейству. Гости произносят тосты в честь жениха и невесты. Сами молодожены не участвуют в танцах, а присоединяются к ним ближе к полуночи. По завершении первого дня свадьбы, муж и жена уходят в дом мужчины. По традиции, невесте, впервые ступающей на порог новоиспеченного супруга, стелят под ноги шубу, угощают медом и преподносят в дар какого-либо зверька.
Утром второго дня молодая жена должна угостить родственников кофе, при этом все собираются, чтобы на нее посмотреть. Девушка традиционно целует руки родственникам жениха, чтобы показать свое уважение к ним. Интересный факт – в течение сорока дней молодая жена не должна покидать дома своего мужа. Но в настоящее время многие из этих традиций не выполняются.

Антураж татарской свадьбы

Татарская свадьба празднуется несколько дней, и украшают место проведения торжества очень нарядно и пышно. У современных пар популярны воздушные шары и гирлянды, огромные композиции из цветов. Также широко используются национальные атрибуты: расшитые скатерти, маленькие подушечки с традиционным татарским орнаментом, посуда с характерными узорами. Особо религиозные пары украшают помещение табличками с напутствиями из Корана, дающими наставления, как следует вести себя в счастливой семейной жизни.

Музыкальное оформление зависит от предпочтений конкретной пары молодоженов и их гостей. Популярны как зажигательные народные композиции, так и современные песни на татарском и русском языках. Ну и, конечно, какая же свадьба без марша Мендельсона, на татарских свадьбах он тоже присутствует.

Самобытность татарского народа сохранилась до сих пор, несмотря на ассимиляцию различных наций. Современная татарская свадьба проходит с учетом основных традиций.

Бережное отношение к собственному народу передается через возрождение канувших в лету обрядов.

Традиционные этапы свадьбы

Свадьба у татар начинается задолго до самого дня бракосочетания.

Традиции мусульманской свадьбы прочно закрепляют союз двух сердец. Ведь в подготовке основной церемонии участвуют обе стороны родственников. Они-то и берут на себя решение первых бытовых вопросов, которые могут стать причиной раздора в новой семье. Итак, обычаи подготовки к свадьбе.

  • Сватовство проходит без участия будущих молодоженов. Будущие родственники договариваются о сумме выкупа – калыма. Так же выясняется, нет ли у будущих супругов родственников до седьмого колена.
  • Калым в обычаях татарской свадьбы – серьезный обряд. Жених должен одарить не только невесту, но и всех родственников. Невеста же, в свою очередь, готовит свое приданое. В него обычно входит одежда для супруга, полотенца и коврики.
  • Смотрины невесты – это когда родня жениха во время переговоров о свадьбе смотрит и оценивает, как невеста разливает чай и ухаживает за ними.
  • Так же невеста должна выразить свое согласие с кандидатурой будущего супруга. Современные молодые, конечно, уже давно все обсудили и согласны играть свадьбу. Тем не менее, невеста должна кивнуть головой на вопросы муллы о кандидатуре жениха. В старину невеста должна была громко заплакать – и так выразить свое согласие.
  • Помолвка – это объявление о том, что невеста теперь – девушка на выданье, которая скоро выходит замуж.
  • После помолвки начинается подготовка к официальной регистрации и длительному застолью.

Официальная регистрация предшествует обряду заключения союза перед Аллахом. Все пары сначала регистрируются в ЗАГСе,а потом обращаются к священнику. Никах или никях – это встреча молодых с муфтием. Обряд проводят либо в мечети, либо дома у невесты. Молодые или читают клятвы, или повторяют слова клятв за священнослужителем. Интересный факт – муфтий спрашивает у невесты, какой подарок она хочет от жениха. Это может быть золотое украшение, постройка дома, что угодно. И во время обряда назначается срок исполнения желания.

После регистраций на земле и на небесах начинается застолье, которое длится минимум два дня. По традициям, первый день празднуется в доме невесты, без родственников жениха. Во второй день жених забирает невесту к себе. Праздник продолжается без родных невесты.

Современная татарская свадьба

Свадьба современных татар – это упрощенный вариант старинного обряда. Зачастую свадьба обходится без сватовства и уплаты калыма.


Но сохранение религиозных традиций обязательно. Без обряда Никах союз не считается зарегистрированным.

Современная невеста может позволить себе платье европейского фасона. Хотя многие невесты одеваются в традиционный наряд. Открыть можно только лицо и ладони. На голову надевают платок. Наряд традиционно белого цвета. Если выбор пал на платье в европейском стиле, то обычно поверх него невеста одевает кафтан, расшитый татарскими узорами. А на голову – феску (женский головной убор).

Жених должен быть одет нарядно. На голове – тюбетейка. На талии – традиционный красный кушак.

Интересные традиции во время застолья. Тамада, который проводит современную татарскую свадьбу, должен обязательно включить в сценарий следующее:

  • Молодые заходят в зал только после того, как все гости расселись по местам.
  • Традиционно татарские свадьбы проходят без спиртного. Поэтому тосты говорят за стаканом морса или сока
  • Традиция лепки денег длится обычно около 2х часов. Каждый гость должен заплатить деньги за то, чтобы для него поставили песню, и сплясать под нее.
  • Танец жениха с невестой обязательно должен быть включен в сценарий.

  • Присутствие ансамбля с традиционным баяном – кульминация банкета.
  • Хорошо, если есть возможность нанять ансамбль национального танца. Отдавая дань традициям, многие молодожены не проводят шумную и насыщенную конкурсами свадьбу. Татарская свадьба – это застолье с песнями, танцами и живой музыкой.
  • Чак-чак – традиционное сладкое блюдо, которое должна приготовить невеста. В конце вечера каждый гость должен заплатить за кусочек чак-чака.

Крымско-татарская свадьба

Свадьба крымских татар – это большое событие для всего полуострова. Прибывающие гости могут не знать в лицо жениха и невесту.

Тем не менее, каждый гость на крымско-татарской свадьбе дорог. Потому что свадьба – это не только соединение двух сердец, но и повод для встречи, знакомства, обсуждения.


Татары разбивают большой шатер, если нет возможности арендовать кафе или ресторан, который сможет вместить всех гостей. Заранее никто не знает, сколько прибудет поздравляющих, поэтому пир готовится минимум на 200 человек.

Современные молодые обязательно включают обряд подвязывания платка невесте. После первого дня празднования отец невесты завязывает на талии дочери платок в знак того, что она – отличная хозяйка. По приходу в дом жениха отец жениха снимает этот платок в знак того, что принимает в дом свою невестку.

Мать жениха разламывает каравай над головой невесты и окунает кусок в мед. Это символизирует начало хороших отношений между двумя женщинами. Невестка же приносит свое приданое и начинает раскладывать коврики, развешивать вышитые вручную полотенца.

В остальном, традиции и обряды крымских татар, несмотря на тяжелые для нации времена, остались сохраненными. Многие пары останавливают свой выбор на свадьбе в русле всех старинных обычаев.


Русско-татарская свадьба

Свадьба межнациональная – это всегда смешение традиций. Влюбленные молодые готовы на все, лишь бы остаться вместе на всю жизнь. Глаза любви слепы к трудностям.

Но родные молодых всегда горят желанием выполнить традиции исконно русской или татарской свадьбы. Как выходят из таких ситуаций влюбленные?

  • Пары договариваются заранее с тамадой обо всех возможных подводных камнях. Профессиональный тамада поможет избежать сложных ситуаций.
  • В традициях русской свадьбы молодых встречает мать невесты с иконой Божьей Матери. Татарский обычай – выкуп матерью жениха Корана, который привезет маленький ребенок вместе в молодыми. Эти два обряда можно провести. Один – в доме невесты, другой – в доме жениха.
  • Свадьба татар – это зачастую безалкогольное застолье. В то время как русская свадьба – это пир горой, с распитием спиртного. В этом случае молодые должны найти компромисс и решить, какой будет их свадьба. Ведь это праздник двух влюбленных.

Видео свадеб

Свадебные обряды татар

(татарская свадьба - туй йолалары)

Свадебные обряды татар характеризуются заметным единством при сохранении многообразия терминов одинаковых по сути обрядов, свадебных чинов, угощений и т.д. Основные различия связаны со спецификой формы проведения религиозного обряда бракосочетания, который являлся первостепенной, неотъемлемой частью свадебной обрядности у татар-мусульман и православных христиан-кряшен. Определенное своеобразие вносит наличие богатого свадебного фольклора у татар-мишарей и особенно кряшен. У казанских татар в традиционном быту (XIX в.) он практически отсутствовал.

Для конца XIX - начала XX в. преобладающим был брак по сватовству. Эта форма заключения брака и предопределяла соответствующую свадебную обрядность. Основной чертой ее было строгое выполнение единого комплекса обрядов, характерного для конкретной местности. Имеющиеся же отличия были обусловлены лишь социальными причинами и заключались в разном количестве гостей, продолжительности свадебных пиров, гостеваний, в богатстве даров и т.д.

В предсвадебный период, во время сватовства (яучы килү, башкода килү, кыз килешү), стороны договаривались о количестве и качестве даров (калын, калын малы), которыми сторона жениха должна была одарить сторону невесты. Сюда входили одежда, обувь, головные уборы для невесты, две перины - большая - түшәк и чуть меньшего размера - ястык. Кроме того, сторона жениха должна была выплатить обговоренную сумму денег - баш акча, тарту, которая использовалась для приготовления приданого, а также привезти определенное количество продуктов - меда, масла, муки, чая, мяса - для проведения свадьбы. Следует отметить, что во время переговоров у татар-мусульман речь шла об обязательствах со стороны жениха, в то время как количество приданого невесты особо не оговаривалось.

По достижении обоюдного согласия родители невесты приглашали сватов и родителей жениха на сговор - по-молвку - аклашу, ак бирү, килешү, кызны сүзгә салу и т.д. Несмотря на разнообразие терминов, суть обряда повсеместно была единой: в знак окончательной договоренности стороны обменивались определенными вещами. Со стороны невесты, как правило, передавали полотенце, скатерть, со стороны жениха обговоренную сумму денег. Обряд, на который приглашались и родственники невесты, активные участники будущей свадьбы, завершался угощением.

Основная свадьба (туй, никах туй) у татар-мусульман проводилась в доме невесты. Главными среди приглашенных были родители жениха - төп кодалар. Они везли с собой калын (иногда его привозили накануне свадьбы или за несколько дней до нее) и угощение, перечень которого был довольно устойчив. Это - пара гусей, два-четыре и более пышных хлебов - калач, күмәч, определенное количество юача, катлама, җәймә - род тонких сдобных лепешек, сладкие пироги и специальное свадебное лакомство - чәкчәк, бавырсак. Все это складывали в особый сундук - аш сандыгы, күчтәнәч сандыгы и везли на особой подводе - аш чанасы, аш арбасы.

Вместе с ними приезжали две-три пары өндәүле - особо приглашенные. Это близкие родственники жениха. Они также везли с собой угощение. Кроме того, одна-две пары гостей ехали без угощения. Их по своему усмотрению приглашали төп кодалар. Поэтому их и называли иярчен - присоединившиеся, канат - крылья.

Сторона невесты должна быть представлена ее родными, которые помогали в проведении свадьбы. Часть из них приносила с собой угощение - аш белән килү, саум, другие приглашали к себе на угощение (часто с ночевой) приезжих сватов, ухаживали за ними, обслуживали их.

Свадьба начиналась с проведения религиозного обряда бракосочетания (никах, кәбен) по сложившемуся у татар ритуалу. Мулла в книгу регистрации брака записывал мәһәр - условия заключения брака. Туда входили калын, тарту, продукты или их стоимость и т.д., которые были уже переданы стороне невесты. Особо фиксировалась определенная сумма денег, которую в случае развода по инициативе мужа он должен был выплатить своей жене. Затем мулла спрашивал о согласии молодых на этот брак. Поскольку сами молодые на этой свадьбе не присутствовали, за жениха отвечал его отец. За невесту же отвечали два свидетеля, которых специально отправляли узнать о ее согласии (невеста находилась за занавеской или в другой половине дома). Выслушав утвердительный ответ свидетелей, мулла зачитывал выдержки из Корана, посвященные бракосочетанию. После никах начиналось угощение.

Свадьба на стороне невесты продолжалась два-три дня: приезжих сватов приглашали к себе ее родственники. Это называлось туй күтәрү, туй алу - "поддержка свадьбы".

После того как разъезжались гости, в доме невесты начинали готовиться к встрече жениха: тщательно готовили специальное помещение для молодых, которое украшали самыми нарядными вещами из приданого. В нем они находились первые дни. Утром молодоженов отправляли в баню. Оттуда молодой супруг возвращался в новой одежде, сшитой невестой. Он, в свою очередь, одаривал ее ценным подарком - кыз куенына салу.

Первый приезд жениха сопровождался выплатой большого количества выкупов: за возможность въехать во двор, войти в комнату к молодой, стелившим брачную постель, топившим баню, деревенским ребятишкам, которые специально за подарком приходили в дом. Поэтому жених вез с собой чемодан с подарками и угощением.

В первый свой приезд молодой оставался там от двух до четырех-шести дней, после чего его отвозили обратно. В последующем он приезжал по четвергам, вечером, а утром уезжал обратно. Этот период - кияүләп йөрү - по продолжительности был различным и, как правило, зависел от семейных обстоятельств.

У кряшен же венчание проводилось в церкви. Под венец молодых вели посаженные родители - кыяматлык, выбираемые из близких родственников жениха. Они становились как бы опекунами молодой семьи и оставались таковыми на всю жизнь. После венчания молодая поселялась в их доме. Здесь ей заменяли девичий головной убор на женский - баш бәйләү. Из этого дома ее перевозили в дом мужа, где и проходила основная свадьба. Переезд молодой в дом мужа у всех татар назывался килен төшерү, арчи и проводился, как правило, летом.

Встречать молодоженов собирались не только родственники, но и многие односельчане. У крыльца молодых ждали родители. Мать стелила под ноги невестке вывернутую шубу или подушку, приговаривая: "Төкле аягың белән, килен" (доброе пожелание молодой при встрече ее в доме мужа).

Входя в дом, молодая вешала полотенце. Этот обычай называли элеп керү-"повесив, входить". Затем молодых сажали за стол. Она должна была съесть горбушку хлеба, помазанную маслом и медом, чтоб была мягкой, как масло, сладкой, как мед, то есть уживчивой, покладистой. И обязательно выпить пару чашек чая. Руки молодой погружали в муку, чтоб не знала бедности, недостатка.

Повсеместными были обряды өй киендерү - "обряжение дома": снимали висевшие в доме занавески, настенные матерчатые украшения и вешали новые из приданого невесты, а также су юлы күрсәтү - "показ дороги по воду". Ее вели к роднику, с которого ей предстояло носить воду. Молодых родственниц, участвующих при этом, невестка одаривала.

У кряшен все обряды, будь то приезд сватов, переезд невесты в дом мужа, обряжение дома и т.д. сопровождались исполнением особых свадебных, гостевых песен.

Переезд молодой сопровождался рядом застолий как в доме родителей мужа (у кряшен - основной свадьбы с особым ритуалом "показа невесты" - бөркәнчек ачу и т.д.), так и его родственников. Гостевой этикет у всех татар был одинаков. После отъезда сватов на угощение, называемое килен токмачы, килен салмасы (лапша снохи), собирали пожилых родственниц, соседок. Завершали же цикл свадебных трапез в целом скромные, но важные в смысловом значении застолья, проводимые в том и в другом доме. В доме невесты проводили казан кайтару (возвращение котла) с приглашением молодоженов, а в дом жениха приглашали родителей невестки. Только после проведения этих застолий стороны свободно, по своему усмотрению могли навещать друг друга.

Глубокие преобразования, происходившие в жизни народа в послереволюционные годы, материальные трудности, связанные с войнами начала XX в., оказали влияние и на форму свадебных обрядов.

В 1930-1960 гг. наблюдается резкое сокращение традиционных свадебных обрядов, появляются новые. Так, в этот период во всех татарских деревнях распространенной становится форма заключения брака убёгом - ябышып чыгу. При этой форме молодые люди сами договаривались о вступлении в брак. Решив жениться, юноша ставил в известность своих родителей, причем, как правило, согласовывал с ними день, когда приведет невесту в дом. Родители же девушки лишь догадывались о намерении дочери. Были случаи, когда об этом дне не знали ни те, ни другие родители. Юноша уводил к себе свою избранницу под покровом ночи, чаще всего из клуба, с посиделок, пригласив с собой своего друга и близкую подругу невесты (в свидетели). Наутро родители или кто-нибудь из близких родственников юноши шли к родителям девушки с известием о местонахождении их дочери и приглашением на угощение, во время которого проводился религиозный обряд бракосочетания - никах. Через некоторое время, нередко приурочивая к какому-нибудь советскому празднику, в доме жениха проводили свадебный пир. В отличие от традиционного его проводили по-новому: с одновременным приглашением и угощением за одним столом и мужчин и женщин, много пели, плясали, шутили, и стали называть появившимся в двадцатые годы термином кызыл туй (красная свадьба).

К концу XX в. сформировался такой тип свадебной обрядности, в котором органически сочетаются сохраняемые (иногда возрождаемые) традиционные обряды и новые. И разнообразие свадеб получается за счет различного сочетания в них тех или других элементов. Характерной их чертой является свободный выбор обрядов. И потому в одной и той же местности форма свадьбы, как правило, зависит только от желания молодых и их родственников, их знания, умения. Главным становится создание праздничной атмосферы, подчеркивающей важность, значимость этого момента в жизни молодых и их родственников. Это достигается с помощью "торжественного ритуала регистрации брака", проводимого государственными органами, и устройством свадебных пиров. Остальные же моменты обрядового оформления брака не имеют большого значения, и потому сроки, порядок их проведения не столь существенны, хотя они и создают своеобразие отдельных свадеб.

В сельской местности наблюдается большее разнообразие вариантов, в городской же, в условиях многоэтажных домов, свадьбы проводятся по более упрощенной и одинаковой схеме. Вместе с тем существует ряд черт, присущих для всех свадеб. Становится обязательным получение согласия родителей на предстоящий брак после того, как молодые люди решают пожениться. При встрече родители договариваются о сроках проведения свадьбы, количестве гостей как с той, так и с другой стороны, о том, где и как будет проходить свадьба.

Характерно возрождение на новой основе традиции приготовления свадебной одежды. Как отмечалось выше, испокон веков сторона жениха готовила для невесты одежду, в которую входил отрез на платье. Ответный подарок для жениха - рубашку и другие предметы одежды - готовила и невеста. Однако не было традиции пошива специального свадебного платья, рубашки белого цвета.

Появление свадебной одежды разового пользования - белое платье удлиненного покроя, фата, белые туфли - для девушки, темный костюм, белая рубашка - для юноши, обручальные кольца - новое явление для татар. Повсеместное ее распространение, как атрибута молодоженов началось с конца шестидесятых годов, когда в практику государственных учреждений, оформляющих брак, вошел ритуал его торжественной регистрации.

Свидетельством большой популярности этого ритуала служит тот факт, что в сельской местности, где нет специальных Дворцов бракосочетания, как в городах, сами молодожены, их родственники, друзья становятся не только активными участниками, но и создателями праздничной атмосферы во время акта регистрации брака. Молодожены прибывают на место регистрации брака в сопровождении большого количества гостей, музыканта. Нередко сюда прибывают и их родители. Едут обязательно на украшенных яркими лентами, воздушными шарами автомашинах, подводах вне зависимости от дальности пути.

После регистрации брака участники ритуала едут в дом жениха. Молодых встречают его родители, родственники. Под ноги невестки (молодых) стелют ковер, дорожку, кладут подушку, приговаривая: "Төкле аягың белән, килен" и, прежде чем пропустить молодую в дом, в зависимости от местной традиции, ее угощают медом, маслом, хлебом-солью или дают испить сладкого напитка - ширбәт, которые находятся на подносе в руках матери (старшей сестры, тети) жениха. Подобная встреча молодоженов характерна и для городской местности.

Свадебные пиры, застолья. При их проведении стойко держится традиция возрастного деления участников.

Свадебное застолье для пожилых - картлар туе, олылар туе проводится как в доме невесты, так и жениха. Характерной особенностью его является не только возраст большинства приглашенных, но и стиль застолья - без спиртных напитков, с подачей традиционных блюд и т.д. Следует отметить, что свадебное угощение для пожилых в доме невесты после легализации религии в последние десятилетия почти повсеместно снова стало называться никах туй, так как именно здесь проводится мусульманский обряд бракосочетания - никах, причем в нем активно участвуют сами молодожены. Это является существенной модификацией традиционной обрядовой формы.

Свадебное застолье для гостей среднего возраста - туй - является главным. На него приглашают самое большое число гостей. Чаще всего сейчас проводят эту свадьбу в одном месте - в доме родителей жениха, иногда невесты. В городах же обычно устраивают в помещении столовой, кафе, ресторана или специального "зала торжеств".

Характерные особенности ее сложились еще в тридцатые годы: одновременное угощение (за общим столом) мужчин и женщин, наличие песен, плясок и т.д. Однако в последние годы идет процесс формирования новых черт. Так, повсеместно на самое почетное место за столом сажают молодоженов с их свидетелями. Рядом с ними сидят родители невесты или жениха, в зависимости от того, в чьем доме проходит свадьба. Меняется сам стиль свадебного застолья за счет включения в него многочисленных игровых моментов. Некоторые из них заимствованы из свадебных обычаев народов нашей страны; другие - из практики массовиков-затейников. Это, как правило, различные шуточные состязания молодоженов в ловкости, которым придается определенное смысловое значение, многочисленные шуточные наказы молодой, ее мужу, поздравления в стихах, запись пожеланий в специальный альбом и т.д. Характерно быстрое распространение этих моментов благодаря мобильности населения, участию в свадьбах как сельских, так и городских жителей, наличию национально смешанных браков.

Свадебное застолье не мыслится без одаривания молодых. А вот взаимное одаривание двух роднящихся сторон во время свадебного пира встречается все реже. Иногда по договоренности сторон, взаимное одаривание родственников вообще не проводят.

Если есть хороший организатор и музыкант, на свадьбе много поют. Это в основном современные лирические песни как профессиональных, так и самодеятельных композиторов, а также подобающие случаю куплеты-импровизации. Во время перерывов организуют пляски, танцы, проводят различные игры.

В целом повсеместно продолжается процесс унификации, сокращения свадебной обрядности. В ней появилось много единых, интернациональных черт. И этот процесс, очевидно, необратим.

Свадебные блюда татар

Здесь мы познакомимся с ритуальными свадебными блюдами татар, способами их приготовления и подачи к столу.

На свадебном столе татар обязательно должны быть такие продукты, как масло с медом, чак-чак, губадия, коштеле (птичьи языки). Готовят и варят особые пельмени (кияу пельмэне), подают гуся, казылык (вяленую колбасу), пекут оладьи, блины, баурсак, большой гусиный бэлиш, также готовят сладкий напиток из фруктов или растворенный в воде мед.

Одним из главных блюд на свадебном столе с давних времен является сладкий слоёный пирог из пресного теста - губадия. Для его приготовления выпекаются коржи из теста, которые потом чередуются с начинкой. Начинка может быть самой разной: сушеная малина, земляника, смородина, яблоки или изюм. Сверху губадию закрывают сочнем из теста и украшают. Обычно выпекают нечетное количество слоев: от трех до девяти. Количество слоев символично - оно определяло, сколько ночей мог оставаться жених в доме невесты. Этот пирог готовили специальные мастерицы. Обычно в каждой деревне было два-три таких человека. В некоторых населенных пунктах эту выпечку на свадьбу привозил жених, в других же селениях губадию должна была печь сторона невесты.

Еще одно сладкое блюдо из теста - чак-чак. Готовят его следующим образом: сдобное пресное тесто раскатывают в жгутики, затем режут на мелкие кусочки. После этого их обжаривают в большом количестве масла. Обжаренные кусочки выкладывают на тарелку, заливают медом и украшают. Иногда чакчак заливают пастилой из лесной земляники. Для этого ягоды толкут в ступе, затем протирают сквозь сито и полученной массой заливают чакчак. Как правило, данное блюдо готовит сторона невесты. Говорят: чакчак - кыз кумэче (чакчак - угощение невесты).

Непременное, обязательное блюдо на свадебном застолье - гусь. Раньше считалось, что птицу должна привезти сторона жениха. Иногда же блюдо из гуся готовили обе стороны. Привозили гуся ощипанным, а варили целиком уже непосредственно у невесты. Считается, что птица, особенно водоплавающая, несёт в себе определенный смысл, является символом семейного благополучия и плодовитости. Ритуальный гусь на свадебном обеде - традиция очень древняя: в памяти народа сохранилось представление о птице как о предке рода.

Существовали особые правила при разделывании ритуальной пищи. Губадию резали осторожно, не отрываясь, так, чтобы была видна середина пирога, поскольку иногда она не пропекалась. Если такое случалось, то заставляли печь новый пирог. Свадьба при этом продолжалась. Новую губадию пекли уже после свадьбы и раздавали её близким родственникам обеих сторон. Перед тем, как приступить к разделыванию губадии, отец жениха накрывал её платком или тастымалом (домотканым полотенцем) и поверх них клал деньги, - тем самым, выкупая её. Только после этого остальным гостям разрешалось взять кусок этого блюда. Гости тоже оставляли деньги, которые предназначались молодым, на специальном подносе. Губадию разрезали на четыре части, причём одну четвёртую часть увозили в дом жениха, где её раздавали тем родственникам, которые не присутствовали на свадьбе.

Чак-чак разрезал человек, назначенный родителями невесты, обычно это была кыз жинги (жена старшего брата или дяди невесты). Перед разделыванием чакчак тоже накрывали платком, на который родители жениха и его родственники клали подарки и деньги. Как и губадию, чакчак разрезали на четыре части и одну четвёртую часть увозили в дом жениха.

Разделывать гуся мог только мужчина, назначенный родителями жениха. Вынос гуся также сопровождался преподнесением подарков и денег. В некоторых случаях гуся разделывали с помощью специального ножа, который был длинней и шире обычного. Гуся разделывали очень осторожно, старались не повредить косточки. Вариантов последовательности разделки ритуального гуся было очень много. Обычно сначала обрезали голову, приговаривая, чтобы жена "не перешагнула через голову мужа", затем обрезали крылышки и лапки - чтобы "муж не бил жену". Иногда жениху давали шею, невесте - крыло; либо невесте давали правые лапку и крылышко, а жениху - левые; либо невесте давали шею, а жениху - голову. Вручение молодым определённых частей гуся сопровождалось специальными словами. Например, если голову и лапки отдавали мужу, это делалось для того, чтобы он "на сторону не ушёл".

При подаче губадии, чак-чак и гуся родители новобрачных устанавливали человека для разделывания перечисленных ритуальных блюд, после чего вру чали ему подарки.

Татары - один из немногих народов, которые тщательно охраняют и соблюдают традиции и обычаи. Несмотря на то, что ассимиляция народов проходит уже очень давно, самобытность и многие каноны важнейших событий в жизни остаются прежними, так выражается самобытность и устойчивость татар как народа и нации. Татарская свадьба - очень длинный и строго регламентированный обряд. Он во многом отличается от привычных русских и европейских свадеб.

Традиционная татарская свадьба

Весь обряд состоит из нескольких обязательных этапов и продолжается несколько дней, строгого регламента тут нет, время ограничено только финансовыми возможностями родителей жениха и невесты.

  1. Подготовительная часть свадьбы;
  2. Регистрация в ЗАГС;
  3. Обряд Никах;
  4. Свадьба у родителей невесты;
  5. Переезд в дом к мужу;
  6. Свадьба у жениха.

Подготовительная часть свадьбы

В подготовительную часть свадьбы входит сватовство (молодожены тут не участвуют, всем занимаются родители) - на этом этапе выясняют родственные связи молодых до седьмого колена, и если они не родственники, то свадьба становится возможной. Затем договариваются о калыме, в денежном или ином выражении, сроках и способах его передачи. Калым - это очень важный момент, жених охватывает подарками всех родных невесты, ее саму и, конечно, ее родителей. Невеста в это время подготавливает приданое - это ковры, полотенца, наряды и украшения для мужа и себя.

Смотрины невесты

Невестины смотрины проходят в процессе сватовства, родные жениха оценивают, с каким рвением невеста ухаживает за гостями, и, какой имеет характер, определяется это по тому, как она наливает чай.

На смотринах невесту официально спрашивают о согласии выйти замуж, причем спрашивают не родители, а мулла. Его приглашают специально для засвидетельствования согласия и договора о калыме.

После переговоров мулла объявляет всем о том, что будущая новобрачная скоро выходит замуж - это называют помолвкой. После нее совещания заканчиваются, и разворачивается полномасштабная подготовка к свадьбе и застолью.

Регистрация брака

В назначенный день происходит регистрация сначала в светском ЗАГСе, потом совершается обряд «никах». Его проводит мулла в мечети или в родительском доме невесты. Обряд начинают с молитвы, причем жених и невеста молятся стоя, при свидетелях молодых спрашивают о согласии на брак, причем невесту спрашивают трижды, два раза она должна промолчать, а на третий согласиться. Затем молодожены дают брачный обет, а мулла провозглашает их законными мужем и женой. Мулла спрашивает, какой подарок хотела бы жена от новоиспеченного мужа на свадьбу (попросить можно все что угодно, от колечка до постройки дома) и назначает срок для исполнения желания. Следом читается молитва, мулле дарят подарки и поздравляют молодоженов.

Празднование свадьбы

После этого не менее двух дней празднуется свадьба в доме родителей невесты, за это время жених должен передать калым родителям невесты, если еще не сделал этого ранее. Только после передачи калыма невеста переезжает в дом жениха.

Встречают невесту в доме у жениха хлебом и медом, она должна съесть кусочек, чтобы были хорошими отношения с женской половиной семьи, мужская половина стелет ей под ноги шубу мехом наружу или кладет подушку в знак теплого приема. Невеста окунает руки в муку для привлечения достатка в семью и принимает подарки в виде различных животных. На этом обычаи почти заканчиваются, и начинается пир в доме жениха. Тамада развлекает гостей и следит чтобы молодожены были одарены, когда подаются: губадия, очпочмаки, беляши, гусь в костюмчике (его готовят родственники жениха), и традиционный чак-чак (сладкое готовит в основном сторона невесты).



Крымско-татарская свадьба

Это празднество отличается размахом. Далеко не все гости знают друг друга, а может даже и невесту с женихом в лицо. Никогда неизвестно, сколько все-таки будет гостей, поэтому банкет проводится минимум на 200 человек. Эта свадьба - очень большой праздник, она служит поводом увидеться, познакомиться и пообщаться для многочисленных семей крымских татар. Если нет возможности арендовать ресторан или кафе, то свадьбу проводят в шатрах, построенных на улице, так как это делали предки.

Из особых традиций до сих пор сохраняется обряд, когда отец повязывает на талии дочери платок (знак отличной хозяйки), а отец жениха снимает его пир переезде невесты в дом жениха (принимает в дом невестку, доверяет помогать по хозяйству).

Мать жениха встречает невестку медом и хлебом, а невестка приносит свое приданое и развешивает полотенца с ручной вышивкой, раскладывает коврики. Каждая из этих процедур несет мирные добрые отношения в семью, символизирует достаток и плодовитость.



Русско-татарская свадьба

Русско-татарская свадьба обычно проходит как смешение традиций и профессиональный тамада должен умело избегать сложных ситуаций. Все подводные камни лучше обсудить заранее и тогда удастся совместить любые обычаи. Самыми спорными являются два момента: религия и алкоголь.

На русской свадьбе молодоженов встречает мать невесты с иконой в руках. А по татарским обычаям мать жениха должна выкупить Коран, который привезет маленький ребенок, приехавший вместе с четой новобрачных. Эти два обряда можно разделить и провести один в доме невесты, второй в доме жениха.

Хотя у обеих наций свадьба - это пир горой, алкоголь так просто не разделишь, поэтому тут придется серьезно договариваться о наличии или отсутствии его на празднике не только с молодоженами, но и с гостями.

В интернете и в этой статье можно посмотреть несколько видео о традиционных и современных татарских свадьбах, своими глазами увидеть проведение обрядов и соблюдение традиций.





Как татары проводили никах: особенности национальной женитьбы, послесвадебные обряды и ломка традиций

Казанский этнограф и наш колумнист Дина Гатина-Шафикова продолжает знакомить читателей «Реального времени» с особенностями татарской свадьбы . В сегодняшней авторской колонке, написанной для нашей интернет-газеты, она рассказывает уже о самом обряде никаха, послесвадебных обычаях и современном возрождении религиозно-культурных элементов национального бракосочетания.

Никах без молодоженов

Само свадебное действие - никах туй , по словам К. Насыри, проходило «обязательно в доме родителей девушки. Здесь же происходит и обрядовое чтение никаха. В тот же день застолье организуется и в доме жениха. Невесте в счет подарка и выкупа посылается хороший сундук, большое дорогое зеркало, лучших сортов штоф или бархат, отрезы ситца на несколько платьев, шаль, дорогой калфак, ичиги, туфельки, различные фрукты и перстни, ножи, мелкие зеркала, помада, белила - все это в счет подарков. Здесь же в сундуке отсылают деньги - причитающийся выкуп. Затем посылают несколько хлебов лучшего сорта, полпуда меда и полпуда масла. Больше или меньше - в зависимости от размера меджлиса».

Свадьба начиналась с проведения религиозного обряда бракосочетания - никах. Согласно «Сборнику циркуляров и иных руководящих распоряжений по округу Оренбургского магометанского Духовного собрания 1841-1901 гг.», «обрядовая сторона брака между магометанами, по шариату, состоит в совершении «Гакыд» словами «изябъ-кабула», т. е. брачующаяся невеста, лично или через поверенного, должна сказать: я (назвав имя отчество) отдала себя в жены такому-то (тоже назвав имя отчество), а жених тоже лично или через поверенного повторить слова невесты, заменив выражение «отдала себя в жены» словами «взял в жены». Гакыд должен происходить непременно при свидетелях. Не менее двух правоспособных мужчин, или один мужчина и две женщины магометанского вероисповедания, при этом договаривающиеся лица должны ясно слышать слова друг друга, а свидетели должны слышать слова договаривающихся, все это должно произойти в одно и то же время, в одном и том же месте».

Согласно «Сборнику циркуляров и иных руководящих распоряжений по округу Оренбургского магометанского Духовного собрания 1841-1901 г.», «обрядовая сторона брака между магометанами, по шариату, состоит в совершении «Гакыд» словами «изябъ-кабула». Фото turklib.com

В связи с тем, что обычно на данной церемонии молодые не присутствовали, за жениха отвечал отец, а за невесту ее уполномоченные -вәкил (они специально отправлялись в то место, где находилась невеста, и, выслушав ее положительный ответ, передавали его мулле).

После совершения церемонии, мулла записывал в книгу регистрации брака условия заключения брака - мәһәр (калын, продукты или их стоимость, переданные стороне невесты до заключения брака). Детально описывалась определенная сумма денег, которую в случае развода по инициативе мужа он должен был выплатить жене.

После церемонии начиналось застолье, которое имело свою специфику. Женщины находились отдельно от мужчин. Обычно, женщины угощались после того, как расходились мужчины, или оно могло проходить одновременно, но в разных половинах дома.

Жених на неделю

Сами свадебные мероприятия с совместными угощениями могли проходить до трех дней. Приезжих, после угощения в доме невесты, забирали родственники. Иногда по очереди всех гостей могли приглашать к себе.

Свадьба в доме жениха могла проходить намного позже, после основного мероприятия в доме невесты, и срок этот зависел от того, насколько долго молодая останется в доме своих родителей.

Все последующие мероприятия были уже после свадьбы.

После завершения никах туй , когда разъехались все гости, в доме невесты начинали готовиться к приезду жениха. Особое внимание уделялось приготовлению постели для молодых. Старались выбрать замужнюю женщину, удачливую в браке. Кровать огораживалась большой занавесью - чаршау , или, если была возможность, полностью занавешивали пологом -чыбылдык . Стелили две перины, которые по одной, по окончании ночи, убирали. После того, как приготовили постель, в нее клали либо ребенка, или счастливую семейную пару с детьми.

Интерьер парадной половины дома. Фото archive.gov.tatarstan.ru

Жениха в сопровождении друга или друзей, вечером привозили родственники (молодые юноши или мужчины) невесты. В дом их пускали только после уплаты выкупа. Гостей угощали, молодым накрывали стол к чаю и оставляли наедине. За ними ухаживала специально выбранная женщина, которая также за эту работу получала подарки.

Утром для молодоженов топили баню. После этого молодой супруг надевал новую одежду, сшитую его женой, а взамен он одаривал ее каким-нибудь ценным подарком (украшения, платки и пр.).

Молодожены первые дни были только в своей комнате и никому не показывались. Супруг мог заночевать обговоренное заранее определенное количество дней, а затем уехать, так и не показавшись никому из родственников жены. Чаще всего родители или сами заходили в комнату утром к молодым, или приглашали на совместное чаепитие, где одаривали зятя подарками.

В первый свой приезд муж мог остаться до недели или чуть больше. Затем он уезжал обратно и впоследствии приезжал по четвергам, а утром в пятницу снова уезжал. Подобное гостевание было разным по времени (жена могла перебраться в дом мужа, уже самой являясь матерью), и зависело все от разных причин (материальные, семейные и прочие). По этому поводу А. Сперанский писал: «Так живут они год, два и даже три. Потом жена приезжает к мужу окончательно, имея иногда уже двоих детей».

К мужу… навсегда

В большинстве своем переезд молодой в дом мужа приурочивали к Джиену. Причем обрядовая составляющая в разных местностях отличалась. Где-то прощание происходило в доме родителей молодой жены, но его могли проводить и в том доме, где ей предстояло жить. Причем приданное, перевозимое невестой в новый дом, было значительным. По этому поводу, Каюм Насыри отмечал, что «вслед за невестой в дом жениха переправляется довольно много вещей. Обычно вначале посылаются подарки жениха: зеркало, сундук (кроме него еще несколько сундуков с вещами самой невесты). Среди вещей обязательно есть пуховая перина, пуховые подушки, четыре маленькие подушки, верх у которых из хорошего ситца или шелка. Еще дорогое ситцевое или шелковое одеяло, такой же полог для кровати. Кроме того, самовар, два кумгана, медный таз, два больших подноса, две дюжины тарелок, столько же серебряных ложек, две дюжины ножей и вилок, несколько дюжин столовых приборов, два медных подноса под самовар, несколько дюжин салфеток, несколько скатертей, полотенец. Ни одну из своих вещей невеста не оставляет в родительском доме, недаром говорится в народе: «Невесты в отчем доме помело - и то боится».

Среди вещей обязательно есть самовар, два кумгана, медный таз, два больших подноса, две дюжины тарелок, столько же серебряных ложек. Фото archive.gov.tatarstan.ru

Встречали молодоженов не только ближайшие родственники, но и соседи. Для этого молодая готовила небольшие подарки, которыми одаривала присутствующих.

В обрядовой составляющей встречи новоиспеченной жены входило и обряжение дома, где ей предстояло жить. Обычно его проводили в день приезда молодой в дом супруга. Везде снимались занавеси и вешались новые из приданого невесты. Также бытовал обряд знакомства молодой с родником, или показ дороги по воду, когда на следующий день после приезда ее вели к роднику, из которого ей предстояло носить воду.

Застолья по случаю приезда молодой были сходны со свадебными, ранее организованными стороной невесты. Однако в отличие от предыдущих торжеств, здесь не было родителей невесты (для них все устраивали отдельно), к тому же основными участниками были и сами молодожены, присутствующие на мероприятиях по этому случаю. По их окончании уже в тесном семейном кругу молодожены ездили в гости к ее родителям, а в дом жениха приглашали родителей невесты. Эти мероприятия как бы ознаменовывали окончание цикла свадебной обрядности.

Исключения из правил

Безусловно, описанные выше мероприятия показывают классический тип сватовства, когда и родители, и молодые согласны. Однако, как и было описано ранее Ахмаровым, существовали еще два типа (насильственный и без одобрения родителей), в рамках которых данная свадебная обрядность в полной мере не соблюдалась.

ХХ век внес свои коррективы в обрядность татарского народа. Многое было унифицировано, что-то было потеряно, появилась новая праздничная культура в целом. Это время, когда браки стали регистрировать в ЗАГСе, порою, не совершая традиционного религиозного обряда (никах), а согласие родителей и договорные браки теряют свою силу. Молодожены сами стали выбирать себе супругов, не учитывая мнение старшего поколения.

Все больше в нашем обиходе встречается словосочетание «татарская свадьба», «халяльная свадьба». Фото Максима Платонова

В наши дни, как отмечают многие исследователи, наметилось возрождение интереса к традиционным формам культуры, включающим в себя и свадебную обрядность. Так, многие молодожены считают обязательным для создания семьи проведения религиозного обряда никах. Все больше в нашем обиходе встречается словосочетание «татарская свадьба», «халяльная свадьба». Однако необходимо отметить, что сегодня сформировалась новая свадебная обрядность, с сочетанием в себе общеисламских, европейских, и зачастую незначительно традиционно татарских форм свадебного обряда татар.

Дина Гатина-Шафикова

Справка

Дина Гатина-Шафикова - научный сотрудник отдела этнологических исследований Института истории им. Ш. Марджани АН РТ.

  • В 2010 году окончила исторический факультет, на кафедре археологии в Казанском (Приволжском) федеральном университете.
  • В 2014 году окончила аспирантуру в Институте истории им. Ш. Марджани АН РТ.
  • С 2010 по 2013 годы сотрудник Национального музея Республики Татарстан.
  • Исследовательские интересы: визуальная антропология, татарский костюм, история волго-уральских татар.
  • Автор ряда научно-популярных и исследовательских публикаций. Колумнист «Реального времени».