Сказка «Правила дружбы. Как научить детей дружить. Детская дружба, коллективизм. Правила дружбы.(3 класс)

Жил-был маленький лисенок. И никто не хотел с ним дружить. Гулял как-то лисенок на полянке и встретил ёжика. Решил он подружиться с ним.

Эй ты, колючая голова, давай дружить.

Эх ты, лисенок, лисенок. Ты разве не знаешь правила вежливости?

А что это такое «вежливость»?

Вежливость – это…Пойдем со мной.

И пошли они по тропинке в лес. Идут, кругом птички поют, солнышко светит, и видят они куст малины. Ёжик подошел к кустику, сорвал одну ягодку и говорит лисенку:

Лисенок, будешь ягоду?

Конечно буду. – сказал лисенок и забрал ягоду у ёжика.

Ёжик в ответ покачал головой, но ничего не сказал лисенку.

Привет, белка. – помахал ей лапой ёжик.

Привет, ёжик.

Познакомься, лисенок, это моя подружка белка. Поздоровайся с ней.

Эй, белка, здорово.

Привет, лисенок. – сказала она с неохотой и запрыгнула повыше, сделав вид, что у нее появились какие-то дела.

Здравствуй, зайчик. – воскликнул Ежик. – Как же давно мы с тобой не виделись.

Да уж, давненько не видались. – сказал зайчик и от радости улыбнулся. - Прости, ёжик, у меня зайчата дома одни, спешу я к ним.

Ничего страшного. Ты только познакомься с моим новым другом лисенком.

Очень приятно, я заяц. Извини, я спешу. Пока, лисенок.

Привет, крот. – сказал ёжик и похлопал его по голове.

Здравствуй, ёжик. Посмотри, какой в этот раз был большой урожай моркови. Ты угощайся, не стесняйся.

А я не один, а вместе со своим новым другом лисенком.

Здравствуй, лисенок. Угощайся моей морковкой, мне не жалко.

Ах, ну раз так…

Лисенок взял себе морковки столько, сколько у него смогло поместиться в лапах. Ёжик вот-вот хотел ему что-то сказать, но лишь молча вздохнул. Он взял себе совсем немножко, закинул на свою колючую спину, и они пошли дальше. Пока они шли, лисенок слопал всю свою морковку и даже с ёжиком не поделился. Тем временем надвигалась сильная гроза.

Ладно, - сказал лисенок. – скучно тут с вами, пошел я.

Постой, куда же ты? Надвигается сильная гроза. Пойдем ко мне домой, переждем ее там вместе.

Никуда я не пойду. – фыркнул лисенок и ушел.

Ну что ж, делать нечего… - сказал ёжик и направился в сторону дома.

Лисенок не торопясь шел домой, как тут резко полил дождь, начался сильный ветер, засверкала молния и загромыхал гром. Он успел спрятаться под упавшее дерево, свернулся в клубочек и понял, что потерялся. Ему стало страшно.

В этот момент ёжик почувствовал что-то неладное и решил найти лисенка. Идя по тропинке, по которой ушел домой лисенок, он встретил своих давних друзей, тех самых, которых он встречал вместе с лисенком. Это были белочка, заяц и крот.

Привет, друзья. Не могли бы вы мне помочь найти моего нового друга лисенка.

Привет, ёжик. А, это тот невоспитанный лисенок?

Его просто надо научить вежливости.

Хорошо, поможем мы тебе.

И отправился ёжик вместе со своими друзьями на поиски лисенка. К тому времени гроза усилилась. Лисенок понял, что был не прав, когда обращался невежливо с белочкой, зайцем, кротом и конечно же ёжиком. Ему стало стыдно за это.

Друзья работали слажено: белка высматривала лисенка сверху, перепрыгивая с дерева на дерево, заяц был быстрее всех, поэтому высматривал его впереди, крот же искал его по запаху, а ёжик пытался понять где он может быть. Они уже почти отчаялись, но тут белочка увидела с высоты маленький рыжий клубочек под свалившимся деревом.

Я его нашла, нашла его. – закричала белка во весь голос.

Зверята подбежали к нему. Лисенок очень обрадовался и сказал им:

Ребята, прости меня пожалуйста. Я грубил вам, но понял, что был не прав. Давайте дружить.

Зверята простили лисенка и стали с ним дружить.

Так лисенок узнал правила дружбы.

Классный час для младших школьников «Дружба»

Цели:
1. Дать понятие настоящей бескорыстной дружбы.
2. Ознакомить с правилами дружбы, показать важность истинных друзей в жизни человека, показать, что человек не может жить один, ему нужны верные друзья.
3. Учить доброжелательности, стремлению понимать друг друга, учить разделять радости и печали.
4. Воспитывать уважение к окружающим, вежливое обращение ребят друг к другу.

Задачи:
1.Осмысление детьми сущности понятия «дружелюбие».
2.Развитие способности формулировать суждения,
аргументировать точку зрения, формировать адекватную самооценку.
3.Формирование собственной позиции в отношении важности дружбы в жизни людей.

Пояснительная записка:
Основной задачей воспитания в начальной школе является сплочение детского коллектива, формирование товарищеских взаимоотношений, умения дружить. Ведь дружба дарит ребенку не только близких по интересам людей, но и дополнительную возможность научиться уважать другого человека, доверять ему. Именно при дружеских отношениях ребенок учится полноценному общению. Однако дружба не развивается спонтанно, а формируется благодаря развитию у детей нравственных качеств, таких как взаимопонимание, уважение, толерантность, сопереживание.

Ход классного часа

Учитель:
- Добрый день. Нашу встречу я бы хочу начать со сказки. (Звучит музыка, рассказывается сказка.)
Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:
- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.
Подумал волшебник и сказал:
- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют и роса ещё не просохнет…
Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место… Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.
- Вот выбирай, - сказал волшебник. – одну зовут Радость, другую – Доброта, третью – Красота, четвертую – Печаль, пятую –.Дружба.
- Они все прекрасны, - сказала Любовь. – Не знаю, кого и выбрать…
- Твоя правда. – ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.
Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.
Учитель: - А кого выбрали бы вы? Почему?
(Звучи музыка и продолжение сказки):
Любовь подошла к девушке по имени Дружба и протянула ей руку.
Учитель:- Почему Любовь выбрала Дружбу? (Ответы детей).
Учитель:- Какое прекрасное слово – “дружба”! Произносишь его – и сразу вспоминаешь своего друга, с которым тебе интересно играть в снежки, читать новую книгу или посекретничать о своём.
- Сегодня мы будем говорить о том, что такое настоящая дружба и что она дает человеку.
- Как вы думаете, что нового мы должны будем узнать, чему должны научиться? (Дети высказывают свои предположения.)

Учитель: «Руку дружбы протяните
В глаза друг другу посмотрите
Пусть любовь в сердцах у вас всегда звучит
Дружба крепкая нас всех объединит»

2. Знакомство со стихотворениями о дружбе и беседа по их содержанию:
Чтец:
Кто верит в дружбу горячо,
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадет,
В любой беде не пропадет,
А если и споткнется вдруг,
То встать ему поможет друг!
Всегда в беде надежный друг
Ему протянет руку.

Учитель: - Ребята, о чем это стихотворение?
Самый прекрасный подарок после мудрости,
которым могла бы одарить нас природа, - это дружба.
Ларошфуко

Учитель:-- Представьте себе весы. На одной чаше – дружба, а на другой – богатство. Какая чаша перевесит? Что важнее?
- Конечно, дружба перевесит чашу весов, потому что деньги рано или поздно закончатся, а дружба остается навсегда.

Что же такое дружба? Дружба – отношения, основанные на взаимной привязанности, общности интересов.
В словаре В.Даля дружба – это «бескорыстная стойкая приязнь».

Ребята, сегодня нам хорошо знакомо слово «друг». А вот как оно возникло? Давайте послушаем стихотворение, которое так и называется «Слово «друг».

Чтец:
Когда ещё никто не знал ни слова –
Ни «здравствуйте», ни «солнце», ни «корова» -
Соседям древний человек привык
Показывать кулак или язык
И корчить рожи (что одно и тоже),
Но, словом стал гортанный резкий звук,
Осмысленней лицо, умнее руки,
И человек придумал слово «друг»,
Стал друга ждать и тосковать в разлуке.
Ему спокойно за друзей моих.
Как жил бы я, что делал бы без них?
Друзей – людей, которых я люблю,
Я никогда ничем не оскорблю.

Учитель:
- Оглянитесь внимательно вокруг себя. Можете ли вы с уверенностью сказать, что вас окружают друзья?
- С любым ли человеком дружат?
- А каким должен быть настоящий друг?
- Называем качества друга (я записываю): доброта, отзывчивость, понимание, сочувствие, уважение…

Чтец: Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если кому-то поможет
Твоя доброта и дружба твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит
На свете живешь ты не зря!

3.Творческое задание: «Настоящий друг»
Давайте сейчас попробуем проявить лучшие свои стороны при разрешении проблемных ситуаций. (ребята делятся на группы)

СИТУАЦИИ

1. Два хороших друга, Саша и Коля, разговаривая о своих домашних животных, начинают спорить и ругаться, потому что Саше нравятся собаки, и он считает их лучшими, а Коле нравятся кошки, он считает их лучшими животными в мире. Мальчики поссорились и больше не разговаривают.

Учитель: - Прокомментируйте ситуацию. Как бы поступили вы?

2. "Плохо”.
Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котенок. Он широко раскрывал рот и жалостно мяукал. Неподалеку стояли два мальчика и ждали, что будет. В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:
- Как вам не стыдно!
- А что стыдно? Мы ничего не делали! – удивлялись мальчики.
- Вот это и плохо, - гневно ответила женщина.

Учитель: - Почему рассказ называется «Плохо»? В чём вина мальчиков?

3. Класс спускался по лестнице в школе. И вдруг одна из учениц – Вера поскользнулась, взмахнула портфелем и упала. Когда падала, то нечаянно толкнула впереди спускавшуюся Иру, а портфелем стукнула Колю. Как реагировали на случившееся ребята? Ира закричала: "Ты что толкаешься? Вот неловкая, растяпа этакая!” вслед за Ирой Петя громко сказал: "Не растяпа, а слепая курица. Надо смотреть под ноги”. Коля взмахнул портфелем и пытался дать сдачи упавшей девочке. Люда громко смеялась. Остальные дети шли мимо с таким видом, как будто ничего не случилось. И только Оксана сказала: "Ребята, ну что вы на нее набросились? Разве она нарочно толкалась? Она ведь упала!” И Оксана подошла к Вере, помогла ей подняться, отряхнула платье.

Учитель: - Кто из детей повел себя правильно и почему вы так считаете?

Вспомните еще раз – каким должен быть настоящий друг?

4. Письменная работа «Письмо другу»
Попросите детей написать на листочках, не подписываясь, письмо другу. В этом письме дети должны написать свои мысли и мечты о дружбе, и чем они хотели бы заниматься со своими друзьями. Педагог собирает листочки и вывешивает их на стенд и дети в течении недели читают письма о дружбе. В результате этого задания, каждый может проанализировать, насколько его мысли и увлечения близки одноклассникам.
Чтец:
Раздаются порой голоса,
Что чудес никаких не имеется.
Есть на Земле чудеса,
Но их надо найти, разумеется.
Дружба – главное чудо всегда.
Сто открытий – для всех настоящие.
И любая беда не беда,
Если рядом друзья настоящие.

Так давайте, давайте дружить,
Пусть не раз нам стихи эти вспомнятся.
Если дружбой всегда дорожить,
То любое желанье исполнится.

Учитель:
- Все мы разные, но все мы живём в одном коллективе.
- Можно ли коллектив нашего класса назвать дружным? Если вы считаете так, поднимите вверх красные карточки, лежащие перед вами, если же вы считаете класс не дружным, поднимите вверх жёлтые карточки.
- Каких карточек больше?
- На каких принципах строится настоящая дружба? (я согласна)
Чтец:
Если есть друзья на свете –
Все прекрасно, все цветет.
Даже самый сильный ветер,
Даже буря не согнет.

Мы и в дождь, и в снег, и в стужу
Будем весело шагать.
При любой погоде дружим –
Дружбы этой не порвать.

И любой из нас ответит,
Скажут все, кто юн и смел:
Мы с тобой живем на свете
Для хороших, славных дел.

5. Творческая работа «Дерево дружбы».
Учитель: - Ребята, как вы думаете, а может ли дружба распасться? По каким причинам она может распасться?
- Давайте с вами попробуем открыть секреты дружбы. Поработайте в группах и создайте правила дружбы. Напишите эти правила на листочках.
Каждый ребенок выходит, зачитывает свое правило и прикрепляет к дереву.
- Соблюдая эти правила дружбы, я думаю, вы никогда не потеряете друга. (Учитель каждому дарит на память эти правила).
ЗАКОНЫ ДРУЖБЫ.
1. Не обзывай и не унижай своего друга.
2. Помогай другу в беде.
3. Не обманывай друга, будь с ним честен.
4. Не предавай своего друга.
5. Умей признать свои ошибки и помириться с другом.
6. Будь внимателен к своему другу.
7. Умей уступать своему другу.

6. Игра «Клубочек».
А сейчас я прошу всех детей выйти на середину класса. Мы поиграем в игру «Клубочек». (Дети по очереди нараспев называют имена друг друга со словами: «Я рад, Сережа, что ты рядом со мной». Наматывают на палец нить от клубочка и отдают соседу и т.д. Получается круг дружбы. Дружно поднять руки вверх, затем вниз, чтобы не разорвать общий круг)
8. Песня «Мир похож на цветной луг»
9. Подведение итогов
Учитель :
- Наш сегодняшний день о дружбе закончен. Наш класс – это маленькая семья. Хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, любовь, взаимопонимание.
Давайте сделаем нашу жизнь хорошей, будем помогать друг другу в трудную минуту, ценить и беречь хороших и верных друзей. Ведь «Дружба дороже богатства». Спасибо за занятие.

О.В. Валетова,

магистрант педагогического факультета

(научный руководитель - С.А. Сергейко, кандидат педагогических наук, доцент)

ПРАВИЛА ДРУЖБЫ

В данной статье акцентировано внимание на правилах дружбы, с которыми знакомятся дошкольники при формировании дружеских взаимоотношений. Даны практические советы родителям для оптимизации дружеских взаимоотношений детей.

Человечество всегда высоко ценило дружбу. Трудно назвать человека, который бы не рассуждал о ней. Но говоря о дружбе, часто подразумевают разные явления. Во-первых, дружба – определенный социальный институт, выполняющий какие-то социальные функции, изучением которых занимаются такие науки как социология, история и антропология. Во-вторых, это складывающиеся в повседневной жизни реальные личные отношения, изучением которых занимается социальная психология. В-третьих, это дружеские чувства и переживания, в изучении которых ключевая роль принадлежит психологии эмоций и психологии личности. В-четвертых, дружба – важная нравственная ценность, изучением которой занимается этика. Великий украинский педагог В.А. Сухомлинский, исследуя тему дружбы, отмечал: «Дружба – это школа воспитания человеческих чувств, и она нужна нам не для того, чтобы чем-то заполнить время, а для того, чтобы утверждать в самом себе добро» .

Настоящая дружба состоит из четырех частей: обмена, интимности, отношения к третьим лицам и координации. Они являются основой для негласных правил дружбы.

Обмен:

  • Делиться новостями о своих успехах;
  • Давать эмоциональную поддержку другу;
  • Добровольно помогать в случае нужды;
  • Стараться, чтобы другу было приятно в твоем обществе;
  • Возвращать долги и оказанные услуги.

Интимность:

  • Доверять другу и быть уверенным в нем.

Отношение к третьим лицам:

  • Защищать друга от нападок в его отсутствие;
  • Быть терпимым к остальным его друзьям;
  • Не критиковать друга публично;
  • Сохранять доверенные тайны;
  • Не ревновать и не критиковать прочие личные отношения другого.

Координация:

  • Не быть назойливым, не поучать;
  • Уважать внутренний мир и автономию друга.

Самыми важными представляются следующие правила: выказывать эмоциональную поддержку; добровольно помогать в случае нужды; стараться, чтобы другу было приятно в твоем обществе; уверенность в другом и доверие к нему; защищать друга в его отсутствие.

При приятельских отношениях соблюдаются правила делиться новостями о своих успехах; быть терпимым к остальным его друзьям; не быть назойливым, не поучать также соблюдаются, однако при более близкой дружбе они могут быть нарушены: близкие друзья не считаются одолжениями, прощают нетерпимость к общим знакомым и даже некоторую назойливость.

Правила – избегать публичной критики, хранить доверенную тайну, не ревновать к третьим лицам и уважать личный мир другого – неспецифичны для дружбы, они действуют во многих других личных отношениях и ситуациях. Они считаются важными и их нарушение может способствовать прекращению дружбы, однако оценка глубины дружеских отношений от них не зависит.

В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «добрые чувства должны уходить своими корнями в детство… Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что это подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин, одновременно с переживанием и чувствованием тончайших оттенков родного слова. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу - школу воспитания добрых чувств» . Таким образом, чувство дружбы должны воспитывать в ребенке с самых ранних лет. Ученики Павлышской школы где, работал директором В.А. Сухомлинский, выработали такие «законы дружбы».

1. Не оставляй друга в беде. Быть верным дружбе – значит, делить с другом не только радости, но и горе. У друга могут быть ошибки, трудности, испытания. Если ты видишь, что у друга беда, иди к нему на помощь.

2. Тебе не безразлично, каков твой друг. Дружба – это нравственное обогащение человека.

3. Дружба – это прежде всего вера в человека, требовательность к нему. Чем глубже твоя вера в друга, тем выше должна быть требовательность.

4. Дружба и эгоизм – несовместимы, непримиримы. Дружба учит человека отдавать другу духовные силы, проявлять о нем заботу.

5. Дружба испытывается в беде и опасности. Смертельной беде и опасностью является война. Ты должен быть духовно готовым к этому великому испытанию.

6. Умей жить так, чтобы тебя с другом объединяло единство духа, идеалов.

7. Быть требовательным к дружбе – значит иметь мужество разорвать ее, если друг предает то, во имя чего построена дружба. Беспринципность опустошает дружбу.

Эти законы В.А. Сухомлинский считал большим нравственным достоянием.

В условиях общественного дошкольного воспитания ребенок с первых дней жизни находится в кругу сверстников. Дети охотно вместе играют, трудятся, занимаются, у них ярко выражено стремление к общению. Интенсивное дружеское общение – не только внутренняя потребность ребенка, но и школа его нравственного развития. Старший дошкольный возраст – период формирования начальных представлений о дружбе и зарождения дружеских взаимоотношений. Взяв за основу опыт работы В.А. Сухомлинского, мы разработали правила дружбы для детей дошкольного возраста:

  • Договариваясь об игре и во время игры, будь добрым, вежливым и справедливым.
  • Предлагая какую-нибудь игру, постарайся доказать, что она интересна. Выслушивай предложения других детей, не перебивай их.
  • Всякая роль в игре хороша, интересна, если ты знаешь, что делать, как играть.
  • Не требуй всегда главных ролей, помни, что другие ребята тоже хотят быть ведущими.
  • Не мешай товарищу, если он занят игрой; хочешь играть вместе, попроси разрешения.
  • Когда играешь с друзьями, думай, чем можешь им помочь.
  • Старайся хорошо, четко выполнять свою роль и правила в игре.
  • Если начал игру с товарищами, то не бросай ее без их согласия.
  • Помогай товарищу: если умеешь что-то делать, научи и его; если товарищ попал в беду, помоги ему, чем можешь.
  • Делись с товарищами: если у тебя есть интересные игрушки, книги, поделись с другими ребятами, с теми, у кого их нет.
  • Играй и работай с друзьями так, чтобы не брать себе все самое лучшее.
  • Останови товарища, если он делает что-то плохое. Если друг в чем-то не прав, скажи ему об этом.
  • Не ссорься с друзьями; старайся работать и играть с ними дружно, не спорь по пустякам; не зазнавайся, если у тебя что-то хорошо получается; не завидуй товарищам – надо радоваться их успехам; если поступил плохо, не стесняйся в этом признаться и исправиться.
  • Умей принять помощь, советы и замечания от других ребят.

Говоря о поступках детей, В.А. Сухомлинский отмечал, что ребенок «делает плохое не всегда потому, что его учат делать плохое, а чаще всего потому, что его не учат делать хорошее» . Поэтому именно от взрослых, находящихся рядом с подрастающим поколением, зависит будущее детей. И поскольку работа детского сада не возможна без тесного взаимодействия с родителями, нами разработаны советы и для родителей, которые помогут последним в формировании детских дружеских взаимоотношений.

1. Научите детей знакомиться. Умение знакомиться – это одна из первых ступенек на пути детской дружбы.

2. Не оберегайте ребенка от контактов с другими детьми.

3. По возможности чаще ходите в гости, так как в домашней обстановке малыш получит более полное представление о личности своего друга;

4. Приглашайте в гости его друзей. Кроме обычных поводов можно придумать разные предлоги собирать ребят.

5. Учите малыша эмоциональному общению. Помогите преодолеть детский эгоизм и научите сопереживать и чувствовать других людей.

6. Научите ребенка говорить обо всем, что происходит у него внутри, правильно формировать свои желания, анализировать ситуации, уметь слушать.

7. Совершайте совместные поездки в цирк, зоопарк, развлекательные парки, походы в лес. Совместно пережитые сильные эмоции сближают детей.

8. Даже если ваши финансовые возможности позволяют нанять няню, не лишайте ребенка посещения детского дошкольного учреждения.

9. Имейте в домашнем арсенале игр такие, в которые ваш малыш сможет поиграть со своими друзьями: всевозможные лото, игры-ходилки с кубиками и др. Находите время хоть иногда поиграть вместе с ребятами.

10. Не вмешивайтесь в разрешение детских конфликтов слишком часто. Дайте возможность ребенку и самому попытаться найти правильный выход.

11. Покажите ребенку на собственном примере, что дружить – это здорово!

12. Не пресекайте желание ребенка взять в садик несколько лишних конфет, чтобы угостить своих друзей. Щедрость – это тоже одно из составляющих дружбы.

13. Научите ребенка быть деликатным и не назойливым - мера должна быть во всем, даже в дружеском общении.

14. Старайтесь не осуждайте друзей малыша, даже если они вам не очень нравятся. Уважайте выбор вашего ребенка, он имеет на это право.

15. Не навязывайте малышу свое понимание дружбы и свои взгляды на то, что есть хорошо, а что плохо. Сделайте так, чтобы малыш сам разобрался в этом, постиг своим собственным умом.

Дружба не просто обогащает жизненный опыт и самосознание ребенка, но и побуждает его заботиться о другом, искать совместности переживаний.От того, как будут складываться дружеские взаимоотношения, во многом зависят и положение ребенка в детском коллективе, и успешность/неуспешность его социализации.

In this paper, attention is accented on the rules of friendship, which preschoolers learn about the formation of friendly relations. Practical advice for parents to optimize the friendly relations of children.

Список литературы

1. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский. – Киев: Радянська школа, 1974. - 288 с.

2. Сухомлинский, В.А. Педагогический коллектив средней школы / В.А. Сухомлинский. – М.: Учпедгиз, 1958.– 207 с.

Правила дружбы

Цели: Закреплять речевые умения и навыки с помощью использования метода наглядного моделирования. Углублять представление детей о доброте как о ценном, неотъемлемом качестве человека.

Образовательная задача: Выявить способы поведения для поддержания дружеских взаимоотношений.

Развивающая задача: Учить составлять описательные рассказы о друге с помощью схем наглядного моделирования. Развивать умение высказываться и слушать высказывания собеседника, активизировать словарь детей прилагательными.

Воспитательная задача: воспитывать бережное и тёплое отношение не только к близким, но и ко всем окружающим людям.

Методы-приемы: словесный, практический, наглядный, беседа

Используемый материал: аудиозапись "Дружба начинается с улыбки", модель дружбы, схемы пословиц и описания человека, картинки-символы «Правила дружбы».

Предварительная работа : Беседы с детьми о дружбе, составление описательных рассказов о маме, папе, друзьях, заучивание пословиц и поговорок о дружбе, чтение художественной литературы, стихов; игра в дидактические игры «Я вежливый», «Если добрый ты», «Помоги ребятам помириться». Изготовление цветочков-смайликов для гостей.

Мотивационно-побудительный

Я приглашаю вас в круг радости:

"С улыбкой солнце дарит свет

Нам посылая свой ПРИВЕТ!
Давайте дружно все в ответе
Друг другу скажем мы ПРИВЕТ!"

Дети становятся в круг радости, берутся за руки и приветствуют друг друга словами:

Организационный (Введение в тему):

Воспитатель: - Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались! А значит, у нас появилась возможность поговорить о чем-то интересном. Тему нашего разговора вам подскажет песня. (аудиозапись "Дружба начинается с улыбки".)

Воспитатель : - Вы догадались, о чем пойдет разговор?

Дети: О дружбе.

Воспитатель: - ребята, а как вы понимаете слово «Дружба»?

Дети: когда поддержат в трудную минуту, приходят на помощь, делятся игрушками, не обижают друг друга.

Воспитатель: - А как вы думаете с чего дружба начинается?

Дети: с улыбки

Воспитатель: Вы совершенно правильно говорите и это подтверждает песня,

которую мы с вами послушали.

Воспитатель: - С какого возраста люди начинают дружить?

Дети: с детства

Воспитатель: Какими чертами характера должен обладать друг?

Дети: Быть честным, добрым смелым, отзывчивым. Уступать в игре, просить прощения, если обидел товарища, не грубить, не злиться, не жадничать, Воспитатель: Что мы должны делать, чтобы наша дружба никогда не сломалась?

Дети : не ссориться

Воспитатель: - Ребята, а какие вы знаете пословицы о дружбе.

«Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей»

«Дружба, как стекло, разобьешь - не сложишь.»

«Друзья познаются в беде.»

«Один за всех, а все за одного»

«Старый друг лучше новых двух.»

«Нет друга, ищи, а нашёл береги».

«Один в поле не воин.»

Воспитатель: сейчас я хочу проверить вашу сообразительность. Я буду вам показать схемы- картинки, а вы по ним отгадывать пословицы (показывает схемы к пословицам)

Воспитатель: - Тему дружбы можно встретить в разных сказках. В каких?

Игра «Сказки». Дети: «Теремок», «Репка», «Три поросенка». Каждый ребенок описывает 1 сказку:

В сказке «Теремок» звери жили в одном домике. Им было тесно, но они никого не прогоняли, потому что крепко дружили. А когда медведь развалил теремок, дружба помогла им построить новый.

В сказке « Репка» дружба помогла героям сказки вытащить огромную репку. Один человек с такой работой бы не справился.

В сказке «3 поросенка» дружба собрала поросят в одном кирпичном домике и помогла справиться со злым волком.

В сказке про крокодила Гену и Чебурашку друзья вместе построили дом дружбы.

В сказке « Снежная королева » девочка Герда спасла своего друга Кая из ледяного плена.

В сказке Малыш и Карлсон - они весело играли.

Доверчивый Буратино и Мальвина, Смешной мишка Винни-Пух и Пятачок.
Воспитатель: Давайте посадим "Дерево дружбы". (Дети выходят и берутся за руки.)

"Собрались все дети в круг. Я - твой друг и ты - мой друг.

Крепко за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся.”

Воспитатель: - Вы чувствуете тепло рук? Вам приятно?

Посмотрите, какое высокое и сильное у нас получилось дерево, а всё потому, что в нашей группе живёт "дружба".

Физминутка: Игра называется «Мой друг ». Я буду бросать клубок кому-нибудь из вас и говорить, какой ваш друг. А вы должны согласиться или исправить мои ошибки.
твой друг – хороший? (Да, мой друг хороший)
твой друг – капризный? (Нет, мой друг послушный)
твой друг жадный? (Нет, мой друг щедрый)
твой друг трудолюбивый? (Да, мой друг трудолюбивый)
твой друг злой? (Нет, мой друг добрый)
твой друг вредный? (Нет, мой друг послушный)
твой друг умный? (Да, умный)
твой друг грустный (Нет, мой друг веселый)
твой друг добрый (Да, добрый)
твой друг страшный? (Нет, он красивый)
твой друг надежный? (Да, мой друг надежный)
твой друг умелый? (Да, мой друг умелый)

Воспитатель: - Ребята, я знаю у каждого у вас есть друзья и теперь я хочу, чтобы вы о них рассказали. И поможет вам схема (описание человека)

Дети рассказывают о друге по схеме.

Воспитатель: – Мы с вами выяснили, кто такой друг и что такое дружба.

Сейчас вы только учитесь дружить. А чтобы дружба была крепкой, нужно соблюдать законы. Существует много Правил дружбы, назовите некоторые из них.

Дидактическая игра «Правила дружбы» (дети собирают из частей две картинки и называют правила)

Воспитатель: давайте вспомним остальные правила (дети берут картинки, которые обозначают правила дружбы и называют их)

Помогай другу: если друг не умеет что-то делать, научи и его; если он попал в беду, помоги ему, чем можешь.

Делись с друзьями: если у тебя есть интересные игрушки, книги, поделись с другими ребятами, у которых их нет. Играй с ними так, чтобы не брать себе самое лучшее.

Останови друга, если он делает что-то плохое.

Не ссорься с друзьями: старайся работать и играть с ними мирно, не спорь по пустякам; не зазнавайся, если у тебя что-то хорошо получается;

не завидуй друзьям – надо радоваться их успехам; если поступил плохо, не стесняйся в этом признаться и исправиться.

Умей принять помощь , советы и замечания других ребят

Если вы будете выполнять эти правила, то сможете стать настоящим другом.

Воспитатель: Но бывает, мы иногда ссоримся. Тогда к нам на помощь приходит «мирилка»

Не хотим мы больше злиться,
Будем, будем мы мириться,
Злюка, уходи от нас.
Мы опять друзья сейчас!

Итог: Ребята, о чем мы сегодня мы с вами говорили? Подарите свои добрые, теплые улыбки нашим гостям. Дети дарят гостям цветочки-смайлики


Многие люди считают, что у них много друзей и товарищей. Но со временем они могут узнать, что часть их знакомых на самом деле – обычные попутчики. А какими должны быть настоящие «дружбаны»? Что вообще такое – дружба? Существует ли она? С этими вопросами сталкивается каждый человек на разных этапах своей жизни. Каждому ребёнку следует знать правила дружбы с самого детства, чтобы учиться строить взаимоотношения с окружающими.

Говорят, что дружба с самого детства – одна из самых крепких. Поэтому для детей особенно важно, чтобы их родители объяснили, как поступать можно, а как нельзя. Как начать дружить и сохранить прекрасные взаимоотношения на долгие годы?

В этой статье вы найдёте полезные советы, они пригодятся и для маленьких детей, которые только учатся искусству дружбы, и для взрослых людей, желающих освежить в памяти простые истины.

Дружба и заблуждения о ней

Для начала нужно разобраться в таком сложном вопросе: а что же такое дружба? Дружба – это отношения между людьми, которые основаны на взаимной симпатии, общих интересах и увлечениях или же какой-либо выгоде. Но является ли другом человек, который ищет только личную пользу от этой дружбы? У каждого человека на этот счёт своё мнение. Но многие сходятся в одном – дружба должна быть бескорыстной.

В обществе существует множество стереотипов о дружбе. Например, о том, что «настоящая, крепкая мужская дружба» гораздо лучше дружбы между женщинами, которая считается поверхностной, шаткой и ненастоящей. Но, как и для детей, так и для взрослых очень важно понимать, что эти клише расходятся с настоящей, реальной жизнью. Крепкая дружба встречается и среди мужчин, и среди женщин с одинаковой частотой. Если ребёнок (да и взрослый человек тоже) будет сознательно игнорировать отношения с кем-либо только на основании стереотипов, он может себя лишить счастливых и радостных моментов. Важен сам друг, его личные характеристики. Если между вами есть симпатия, взаимные интересы, то надёжная крепкая дружба возможна, какого бы пола человек – ваш друг – ни был.

Ещё одно распространённое клише связано с дружбой между мальчиками и девочками. Для детей очень важно общаться как со своим полом, так и с противоположным. И, вопреки общественному мнению, имеет место быть.

В дружбе очень важна симпатия, поэтому если вы или ваш ребёнок захотели с кем-либо познакомиться поближе, подружиться, то самое время начинать развивать отношения!

Как подружиться с новым человеком

Многие понимают, что судить «по одёжке» – это поверхностный подход. Но опыт показывает, что внешний вид, ухоженность человека очень влияет на отношения окружающих к нему. Поэтому для того чтобы стать приятным человеком, с которым хочется дружить, нужно ухаживать за своим внешним видом, соблюдать правила гигиены, следить за состоянием своей одежды и обуви, быть опрятным и приветливым.

Приветливый и улыбчивый человек сразу располагает к себе людей. Однако неестественная улыбка может только отпугнуть человека. Чтобы улыбаться естественно, нужно и думать о хорошем, вспоминать счастливые моменты, поднимать себе настроение.

В свою очередь, вам или вашему малышу нужно помнить о том, что человек может оказаться очень интересным, фантастическим и необыкновенным, несмотря даже на начальное весьма посредственное впечатление о нём. А с первого взгляда уверенный в себе весельчак в модной одежде может оказаться совершенно, как говорится, «никаким» другом.

Первый шаг к дружбе – это знакомство. Начать разговор очень просто! Присмотритесь к человеку внимательнее. Возможно, вы его уже где-то видели? В общей компании, в одном кружке по интересам или ещё где-либо. Поговорите с ним о том, что вас объединяет. Если же вы видите этого человека впервые, но чувствуете, что хотите с ним подружиться, смело сделайте ему какой-нибудь комплимент! Это сразу оставит о вас в его памяти приятное впечатление, расположит его к вам. Так будет легче завязать разговор, а в дальнейшем, возможно, и крепкую дружбу. Но комплимент обязательно должен быть искренним, многие люди очень тонко чувствует фальшь. Да и разве это хорошо – начинать общение с лукавства?

В разговоре с новым знакомым очень важно уметь слушать, но постоянное молчание может показаться собеседнику скучным. Чтобы быть интересным, нужно больше узнавать о мире, читать, смотреть кино, слушать музыку и так далее – в зависимости от ваших интересов. И тогда вы точно сможете себе найти , который будет разделять с вами общие увлечения.

Вам удалось завязать разговор? Отлично! Следующие правила помогут вам или вашему ребёнку обзавестись хорошими, крепкими отношениями.

Простые правила

  1. Будьте сами собой. Зачем притворяться другим человеком? В конце концов, настоящие качества обязательно откроются знакомому. И они могут понравиться ещё больше, чем тот образ, которому человек подражал.
  2. Ненавязчивость, но инициативность. Предложите помощь в чём-либо, так вы сможете узнать человека лучше. Однако важно быть ненавязчивым. Всем людям нравиться сложно, и это абсолютно нормально. Если вы чувствуете отчуждение и раздражение от человека, то стоит ли тратить на него своё время?
  3. Основа любой дружбы – это доверие, взаимная симпатия, взаимоуважение. Для детей очень важно научиться поддерживать своего друга, выручать его, помогать ему в нужный момент. Однако нужно объяснить ребёнку, что такое отношение обязательно должно быть взаимным.
  4. обязательно должны быть честны друг с другом. Можно ли назвать настоящим другом того, кто постоянно врёт и лукавит?
  5. Умение хранить секреты – это очень важное качество для настоящего друга.
  6. Ревность в крепкой дружбе неуместна. Необходимо уважать личное пространство и право своего друга дружить с кем-нибудь ещё кроме вас.
  7. Очень важно делиться своими успехами, достижениями, счастливыми моментами с другом и радоваться, в свою очередь, и за него тоже. Ворчание, зависть, придирки идут вразрез с понятием «настоящая дружба».

Итак, что же такое дружба и как правильно дружить? Дружба – это взаимное хорошее отношение к другому человеку, и в ней важна честность, преданность, поддержка и помощь.