Сказка и ее значение в воспитании детей. Роль сказок в воспитании детей. Нужна помощь по изучению какой-либы темы

ОСП Детский сад №10 «Улыбка»

Гульнева Мария Владимировна, вопитатель.

«Роль сказки в воспитании детей дошкольного возраста»

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому считаю, что уже с младшего дошкольного возраста необходимо показать малышу нравственную суть каждого поступка.

Дошкольный возраст – это возраст, когда дети лучше всего любят и понимают сказку.

Сказка – это волшебный мир, с помощью которого можно не только успокоить или развлечь ребенка, но и научить его чему – то важному и настоящему.

Таким образом, целью данной работы является рассмотрение сказки как средства развития личности ребенка.

Для достижения этой цели необходимы следующие задачи:

    Побуждать у детей интерес к сказкам;

    Создать необходимые условия в развивающей предметно-пространственной среде группы для знакомства со сказками;

    Формировать представления о добре и зле;

    Развивать умение анализировать поступки сказочных героев.

Воспитание сказкой – один из самых древних методов воспитания детей. Через сказки наши предки передавали подрастающему поколению моральные нормы, традиции и обычаи, свой жизненный опыт и отношение к миру.

Главные герои волшебных сказок обладают целым набором замечательных качеств. Именно способность сострадать дает человеку невероятную силу, с которой он настоящий герой,

В своей деятельности я использую такие методы работы со сказкой, как чтение и рассказывание.

Чтение воспитателем - это самый распространенный метод для ознакомления со сказкой, дословная передача текста.

Рассказывание – это более свободная передача текста. При рассказывании самое главное выразительно рассказывать, чтобы дети заслушались.

Важно, чтобы ребенок, слушая сказку, следил за развитием действия, понимал содержание, рассказывал ее с помощью взрослых.

Именно в дошкольном возрасте ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть уверенным, что она найдёт в детях чутких, внимательных слушателей. Например, сказки «Репка», «Теремок» учат детей быть дружными, трудолюбивыми; «Гуси-лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» учат слушаться родителей. Страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики».

Роль детских сказок в воспитании детей не может быть не замечена. Ребенок, представив образы, учится понимать внутренний мир героев, сопереживать им и верить в силы добра.

Воспитание детей дошкольного возраста через сказку это не только приятное времяпровождения. Ребенок неизбежно учится понимать внутреннее состояние любимых героев, старается анализировать те или иные поступки. На некоторое время он забывает о своих реальных тревогах и погружается в сказочный мир, где всегда побеждают силы добра.

В сказках заложена многовековая народная мудрость. Сказка в полной мере должна использоваться в семье в воспитании ребенка. Через сказку ребенку легче понять, что такое хорошо и что такое плохо. Ребенок представляет себя положительным сказочным героем. Сказка является одним из самых доступных средств для полноценного развития ребенка. Не нужно преуменьшать роль детских сказок в воспитании детей. Если правильно подобрать сказки с возрастными особенностями детей, можно положительно влиять на эмоциональное состояние ребенка.

Увлекательность сюжета, образность и забавность делают сказки весьма эффективным педагогическим средством. В сказках схема событий, внешних столкновений и борьбы весьма сложна. Это обстоятельство делает сюжет увлекательным и приковывает к нему внимание детей. Поэтому правомерно утверждение, что в сказках учитываются психические особенности детей, прежде всего неустойчивость и подвижность их внимания.

При чтении и разыгрывании сказок особым успехом пользуются сюжеты, в которых идет речь о взаимовыручке, восстановлении справедливости (как, например, в сказках «Заюшкина избушка», «Кот петух и лиса», торжестве правды над обманом «Лисичка со скалочкой», «Волк и семеро козлят» и др.,

Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью народных сказок, в том числе о животных («Зимовье зверей», «Волк и семеро козлят»).

Таким образом, через сказки ребенок получает не только знания о мире, о взаимоотношениях людей, о проблемах возникающих в жизни, но и путях выхода из ситуаций. Если воспитательная работа ведется методически грамотно, то многие проблемы, например, во взаимоотношениях детей, снимаются почти автоматически.

Из моего опыта работы со сказкой можно делать вывод: возможности сказок обширны, они развивают личность ребенка, обогащают его внутренний мир, воспитывают.

Список информационных источников

1. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М., 1989.
2. Выготский Л.С. Проблема возраста. Собр.соч.,т.4, - М., 1984.
3. Захаров А.И. Как преодолеть страхи у детей. - М., 1986.

«Сказка - ложь, да в ней намёк...»

В дошкольном возрасте у детей бурно развивается воображение, которое ярко обнаруживает себя в игре и при восприятии художественных произведений. Особенно детям дошкольного возраста нравятся сказки. Сказка занимает настолько прочное место в жизни ребёнка, что некоторые исследователи называют дошкольный возраст «возрастом сказок».

Сказка – это устно-поэтический рассказ, который в той или иной степени содержит фантастический вымысел. Русская народная сказка – это. Прежде всего, произведение искусства; живое, увлекательное, яркое, красочное, стирающее грань между реальностью и игрой, чем чрезвычайно импонирует детям и соответствует их психологическим особенностям.

Язык сказки прост и потому доступен. Сюжет прозрачен, но загадочен, и тем самым способствует развитию детского воображения. А сказочные образы близки по своему характеру образам воображения детей. Кроме того, ни один ребёнок не любит наставлений, а сказка не учит напрямую. Она «позволяет себе» намекнуть на то, как лучше поступить в той или иной ситуации. Сказки хороши тем, что в них нет длинных и утомительных рассуждений. Разнообразие и напряжённость действия создают у детей постоянный и неослабевающий интерес. Сказка способствует формированию у детей нравственных понятий, ведь почти все дети отождествляют себя с положительными героями, а сказка каждый раз показывает, что хорошим быть лучше, чем плохим, что надо стремиться делать добро людям.

Художественное восприятие является активным для детей дошкольного возраста процессом, пробуждающим их нравственные качества, и, прежде всего, человечность. Восприятие искусства всегда связано с сопереживанием. У детей старшего дошкольного возраста сопереживание носит непосредственный характер: они представляют себя с полюбившимися героями произведений, проникают во внутренний мир, копируют их характер. Так вживаются в образ, что с помощью воображения становятся участниками событий (судьбу зайчика, изгнанного из его избушки лисой, дети примеряют к собственной и, сопереживая, мыслят примерно так: «Чтобы я делал, если бы меня кто-то выгнал из дома?»).

Сказка играет большую роль в эстетическом развитии детей дошкольного возраста, без которого немыслимо благородство души, чуткость к чужому горю, страданию. Благодаря сказке, дети познают мир не только умом, но и сердцем, и не только познают, но и откликаются на события и явления окружающего мира, выражают своё отношению к добру и злу. Благополучный конец сказки воспитывает оптимизм, уверенность в преодолении любых трудностей. Сказ с последующим пересказом способствует развитию мышления и обогащению языка ребёнка.

По словам В.Г.Белинского, в детях с самых ранних лет должно воспитываться чувство прекрасного, как один из первейших элементов. Под воздействием сказки обостряется восприимчивость детей ко всему прекрасному в жизни и природе. Ведь в основном, все действия сказки происходят на фоне природы. В сказке нет больших картин изображения природы, но дети видят «чистое поле», «белую берёзоньку», «травушку-муравушку», «быструю реченьку», «крутой бережок» и многое другое. Сказка может нарисовать разные картины природы:

Красоту летнего сада, где растёт чудесная яблонька: «яблочки на ней висят наливные, листики шумят золотые…» (Хаврошечка);

Картину зимнего вечера на речке, где сидит волк с опущенным в прорубь хвостом: «Ясни, ясни на небе, мёрзни, мёрзни волчий хвост…» (Лисичка-сестричка и серый волк).

Связанные с захватывающим действием сказки, картины природы воспринимаются детьми эмоционально, и, быть может, впервые дети начинают понимать, как прекрасен окружающий их мир.

Дети любят волшебные сказки и сказки о животных. Кот, петух, заяц, лиса, волк, медведь, как наиболее знакомые детям животные, из жизни перешли в сказку. Всё фантастическое в сказке тесно связано с реальной действительностью, и не уводит детей от неё, а, наоборот, служит раскрытию жизненной правды. Своим содержанием сказки дают детям знания о природе.

Дети узнают об образе жизни животных, об их повадках, о том, какие черты присущи тому или иному зверю. Ведь многие интересные особенности поведения животных, произрастания растений, суть некоторых явлений неживой природы, недоступны для наблюдения и здесь на помощь приходит сказка. Детям старшего дошкольного возраста можно рассказать об особенностях жизни животных в природных условиях, о том, как они устраивают свои жилища, заботятся о своих детёнышах, добывают пищу. Также можно объяснить значение животного в природе. Результаты исследований детей дошкольного возраста показывают, что первичные представления о многих животных, особенностях их поведения, формируются именно под влиянием сказки. Впечатления детских лет – самые яркие и устойчивые, они оставляют глубокий след в жизни каждого человека. Известный зоолог, доктор биологических наук А.Г.Баяников вспоминает, что прочитанная ему в детстве сказка о мальчике, которому фея помогла найти и увидеть гнёзда всех птиц, взяв с него обещание, не трогать их, во многом определила его отношение к природе и выбор жизненного пути.

Сказка занимает особое место в жизни дошкольника. Сказочные образы ярко эмоционально окрашены и долго живут в сознании детей. Сказка учит детей мечтать, подчёркивать главное, индивидуальное в образе, обобщать существенные признаки, усиливает мыслительную деятельность. Сказочный вымысел всегда педагогичен. Он используется как средство воспитания лучших человеческих качеств. Сказка обогащает внутренний мир детей, они тянутся к ней.

Литература:

1. Рыжова Н.А. Не просто сказки. Экологические рассказы, сказки и праздники. М.: - «Линка-пресс», 2002.-200с.

2. Сидловская О. Сказка в развитии дошкольника //Ребёнок в детском саду, 2001.-№3.-с.80-83.

3. Шорыгина Т.А. Зелёные сказки: Экология для малышей.- М.: Прометей; Книголюб, 2003.-104с.

4. Экологические сказки./ Сост. Фадеева Г.А.- Волгоград: Учитель, 2004.-57с.

5. Экологическое воспитание дошкольников: Практическое пособие./ Под ред. Прохоровой Л.Н. – М.: АРКТИ, 2003.-72с.

Сказка - это древнейшая форма устного народного творчества. Так же можно сказать, что сказка - это устное прозаическое произведение, фантастического характера построенное на реальной основе. Сказка - весьма популярный жанр устного народного творчества, жанр эпический, прозаический, сюжетный. Сказка была и осталась самым популярным видом искусства и по сей день доставляет человеку огромное наслаждение.

Роль сказки в воспитании ребенка очень велика. С помощью сказки ребенок познает окружающий мир, способность ориентироваться в пространстве, различать времена года и способствующие этому сезону детали. При помощи сказки ребенок понимает такие понятия, как добро и зло, что добро всегда побеждает зло, поэтому ребенок тоже стремится быть добрым, приветливым, помогать окружающим, уметь прощать. Также сказка оказывает благотворное влияние на память и мышление детей, развивает фантазию малыша.

Сказка лучший помощник в воспитании и в общении с ребенком. Она очень много значит в жизни ребенка и вообще человека.

Сказок очень много и они имеют различные виды и типы. Три основные группы - жанровые разновидности:

Сказки о животных

Сказки волшебные

Сказки социально-бытовые

Каждая группа сказок имеет свои сюжеты, персонажи, поэтику и стиль. Жанр - сказки о животных - формировался долгое время, обогащался сюжетами, вырабатывались определенные структурные понятия. В начале, складывались простые рассказы о животных, птицах и рыбах. В последствии, эти сказки стали рассказывать не только о русских лесах, о реальных представителях животного мира, но и выражать определенную степень познания мира, наблюдать повадки животных. Можно выделить шесть групп сказок о животных:

Сказки о диких животных (лиса-повитуха, звери в яме)

Сказки о диких и домашних животных: (“Волк и семеро козлят”, “Кот и дикие животные”)

Сказки о человеке и диких животных: (“О мужике, медведе и лисе”, “Медведь - липовая нога”)

Сказки о домашних животных: (“Сказка о козе-дерезе”, “Курочка ряба”)

Сказки о птицах, рыбах и других: (“Петушок и бобовое зернышко”)

Сказки о прочих животных и растениях: (сказка о тереме, сказка о колобке)

Сказки о животных - один из древнейших видов фольклора.

Волшебные сказки занимают в русском сказочном репертуаре довольно большое место, они были весьма популярны и в народе. Особенности волшебных сказок состоят: в значительно более развитом сюжетном действии, в приключенческом характере сюжетов, в необычности событий, в особых приемах и способах композиции, повествовании и стиле.

Можно выделить шесть групп волшебных сказок:

1. Первая группа сказок объединяется борьбой героя с чудесным противником: (“Кащеева смерть в яйце”, “Три царства: медное, серебряное золотое”)

2. Вторая группа сказок - поиски и освобождение от плена и колдовства невесты жениха: (“Царевна - лягушка”, “Финист - ясный сокол”)

3. Третья группа сказок - сказки о чудесном помощнике: (“Золушка”, “Конек-горбунок”)

4. Четвертая группа - сказки о чудесном предмете, который помогает герою достичь цели: (“Волшебное кольцо”)

5. Пятая группа - сказки о чудесной силе или умении: (“Иван - медвежье ушко”)

6. Шестая группа - “Прочие сказки” - это сказки, которые не укладывались в рамки первых пяти групп: (“Мальчик-с-пальчик”, “Снегурочка”)

Некоторые волшебные сказки начинаются присказками - прибаутками, не связанными с сюжетом. За присказкой следует зачин, начинающий повествование. Зачинов существует несколько типов:

- “жили-были”, “жил-был”, при этом указывается, кто жил: “было три сына”

- “в некотором царстве в некотором государстве”

Также во всех волшебных сказках еще существует и концовка. Она ритмична, рифмована, переключает внимание слушателей от сказочного мира к реальному миру. Существует несколько типов концовки:

Наиболее простая: “А Мартынка и теперь живет, хлеб жует”

Концовка, включающая в себя заключение: “Стали они жить поживать да добра наживать”

Концовка - конечная присказка: “И я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало”

Присказки, зачины и концовки имеют довольно устойчивый текст и представляют собой своего рода формулы. Структура сказки подчинена созданию драматически напряженных ситуаций, преодоление их героев обнаруживает его удивительные качества. Удивительное - характерная особенность волшебных сказок. Сказки мотивируются идейным заданием, состоящим в борьбе добра со злом и в победе добра. Персонажи волшебных сказок делятся на две группы:

Положительные герои: (невидимка, Медвежье ушко, богатыри-герои, Незнайка, Емеля-дурачок, Иванушка-дурачок)

Отрицательные герои: (Баба-Яга, Змей и Кощей Бессмертный и другие)

Последняя жанровая разновидность сказки - социально-бытовая. В этих сказках бытовые отношения стоят в центре действия. Эти сказки очень кратки; в центре сюжета, как правило, один эпизод, действие развивается быстро, нет повторений эпизодов. В этих сказка можно выделить несколько групп:

1. Социальная несправедливость - это сюжеты, где барин, купец или поп обирают и унижают крестьян. В этих сказка речь идет о барщине и бедности крестьян

2. Людские “пороки” - в них осмеиваются ленивые, глупые, упрямые: барин в этих сказках показан как глупый и не знающий жизни, не умеющий ни в чем разбираться, жадный, спесивый; мужик умнее его, толковее, честнее

Идейный смысл социально-бытовых сказок состоит в том, что с них критикуются жизненные порядки, угнетатели и обиратели народа, гораздо яснее выражаются отчаяние и ожидания народа, мечта о справедливости, счастливой спокойной жизни. В бытовых сказках выделяются две группы произведений:

Посвящены осмеянию общечеловеческих пороков, их героями выступают глупец, лентяй, хитрец, вор.

Семейные конфликты, их герои - глупый и ленивый муж, злая и строптивая жена, бывалый солдат, доверчивые старики

Каждая сказка имеет свое значение, свой смысл, свою мораль и свои традиции. В них немало международных сюжетов, мотивов и типов героем. Варианты русских сказок усваивались польскими сказочниками, а в русский народный репертуар входили польские сказки. Самую значительную роль в истории фольклора выполняет сходство общественно-исторических условий жизни народов. Фольклор различных народов в своей эволюции проходит примерно одинаковые ступени развития.

Национальные сказки схожи между собой своей идеей и тематикой. Имеют общий “костяк”. Отличаются между собой сказки своими национальными особенностями - природой, животными, едой. Сказки русского народа - важная часть национальной и духовной культуры. Русские сказки отличаются от остальных сказок общностью. Национальное своеобразие русского фольклора - в единстве русской земли, присутствует образ родной земли. В русских сказках нарисованы картины народного быта и обрядов, жизненной обстановки, показаны сцены свадеб, похорон, изображается жизнь вдов и сирот. Дается красочное описание одежды: женщины носят кокошники, а мужчины - зипуны, лапти, портянки. Герои едят кашу, пироги, блины; пьют квас, пиво, мед, зелено вино. Герои русских сказок отличаются от героев других народов. Они получают особые определения: “богатыри святорусские”. В русских сказках о животных чаще всего действуют звери, у поляков - птицы; у русских лису обманывает петух, у поляков - гусь, а в сюжете “битый не битого везет” в русских сказках лиса одурачивает волка, в польских - медведя. Национальное своеобразие, как и сама нация, явление историческое, развивающееся и изменяющееся.

Значение национальных сказок на всеобщее развитее ребенка - положительное. Это очень легкий подход к обучению ребенка и познанию им других культур и народов, национальных особенностей. Через сказку ребенок не только познает мир, но и путешествует по этому миру, познает флору и фауну национальных сказок. Эти сказки помогают понять ребенку, что на свете очень много людей живет по другим правилам и другим законам, другим обычаям. Также это путь ознакомления ребенка с окружающим миром других стран. Дети смогут больше узнать о быте других народов, об их жизненной обстановке, об их общении друг с другом, об уважении к старшим

Список литературы

1. “Русское устное народное творчество” Москва 1983 г.

2. “Русские народные сказки” Москва 1987 г.

3. “Дошкольникам о сказках” Москва 1991 г.

1.Определение сказки, ее роль в воспитании ребенка


Прежде чем начать наш разговор о возможностях сказки как развивающего и психотерапевтического средства, давайте вспомним одну старую восточную притчу.

Странствующий искатель истины увидел большой камень, на котором было написано: «Переверни и читай». Он с огромным трудом перевернул тяжелый камень и прочел на другой стороне: «Зачем ты ищешь нового знания, если не обращаешь внимания на то, что уже знаешь?"

О чем эта притча? Может быть, как раз о сказках? Ведь все мы стремимся узнать нечто новое, познакомится с последними разработками в области педагогики и психологии, использовать неизвестные ранее технологии. Но часто забываем о том, что нам известно с самого раннего детства - о сказках.

Все люди по-разному воспринимают слово «сказка» и вкладывают в него разный смысл. Давайте попробуем обратиться к науке и выяснить, как же трактуется сказка разными исследователями. Вот несколько определений сказки, взятых из разных источников:

Вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть, сказание. В. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка.

Повествовательное, обычно народнопоэтическое, произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил. С. И. Ожегов. Словарь русского языка.

Повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных событиях, иногда с участием волшебных фантастических сил. Словарь русского языка.

Один из основных жанров устного народнопоэтического творчества, эпическое, преимущественно прозаическое художественное произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел. Литературно энциклопедический словарь.

Краткая поучительная, чаще оптимистическая история, включающая правду и вымысел. С.К. Нартова-Бочавер.

Произведение, в котором главной чертой становится установка на раскрытие жизненной правды с помощью возвышающего или снижающего реальность условно-поэтического вымысла. В.И. Аникин.

Абстрагированная форма местного предания, представленного в более сжатой и кристализированной форме… Изначальной формой фольклорных сказок являются местные предания, парапсихологические истории и рассказы о чудесах, которые возникают в виде обычных галлюцинаций вследствие вторжения архетипических содержаний из коллективного бессознательного. М.-Л. Фон Франц


Психология сказки. Толкование волшебных сказок. Психологический смысл мотива искупления в волшебной сказке


Как видите, даже далеко не полный перечень определений сказки позволяет увидеть и разнообразие подходов, и почти полностью совпадающие взгляды. Обращает на себя внимание, что авторы толковых словаре обычно говорят о фольклорном происхождении сказки, но не фиксирует в определении такой вид сказки, как авторская. Эта позиция представляется не вполне правомерной, тем более что в статьях о сказке, как правило, обязательно упоминаются сказочные произведения Пушкина, Гофмана, Андерсена, ставшие неотъемлемой частью литературного наследия всего человечества.

Русская педагогика еще более ста лет назад отзывалась о сказках не только как о воспитательном и образовательном материале, но и как о педагогическом средстве, методе. Так, безымянный автор статьи «Воспитательное значение сказки» (1894) признает, что «если детям повторить хоть тысячу раз одну и ту же нравственную сентенцию, она для них все же останется мертвой буквою; но если рассказать им сказку, проникнутую той же мыслью, - ребенок будет взволнован и потрясен ее».

Сказки представляю, на наш взгляд, богатый материал для нравственного воспитания детей. Недаром они составляют часть текстов, на которых дети постигают многообразие мира. В.Г. Белинский видел в сказке глубочайшее воспитательное средство: «В детстве фантазия есть преобладающая способность и сила души, главный ее деятель и первый посредник между духом ребенка и вне его находящимся миром действительности»

Великий русский педагог К.Д. Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему, считая, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. Ушинский детально разработал вопрос о педагогическом значении сказок и их психологическом воздействии на ребенка.

Сказка делает свое дело: помогает ребенку ориентироваться в окружающем мире, обогащает его душевную жизнь, заставляет его почувствовать себя бесстрашным участником воображаемых битв за справедливость, за добро, за свободу, и, когда надобность в ней минует, ребенок сам разрушает ее. Но до семи - восьмилетнего возраста сказка для каждого нормального ребенка есть самая здоровая пища - не лакомство, а насущный и очень питательный хлеб, и никто не имеет право отнимать у него эту ничем не заменимую пищу. Сказка нужна ребенку для того, чтобы возможно полнее, пышнее, богаче пережить этот полезнейший для его психического развития период. Необходимо использовать тяготение ребенка к сказке, чтобы развить, укрепить, обогатить и направить их способность к творческой мечте и фантастике. Тем, кто фантазирует принадлежит будущее. Теперь уже считается общепринятой истинной, что сказка совершенствует, обогащает и гуманизирует детскую психику, т. к. слушающий сказку ребенок чувствует себя ее активным участником и всегда отождествляет себя с теми из ее персонажей, кто борется за справедливость, добро и свободу. В этом-то деятельном сочувствии малых детей благородным и мужественным героям литературного вымысла и заключается основное воспитательное значение сказки. Наша задача заключается в том, чтобы пробудить, воспитать, укрепить в восприимчивой детской душе эту драгоценную способность сопереживать, сострадать, и сорадоваться, без которой человек - не человек.

Только эта способность, привитая с самого раннего детства и доведенная в процессе развития до высочайшего уровня, создавала и будет впредь создавать Бестужевых, Пироговых, Некрасовых, Чеховых, Горьких …

Для того чтобы максимально эффективно использовать сказку с целью воспитания нравственных качеств детей, необходимо знать особенности сказки как жанра. Остановимся на наиболее характерных.

Многие сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение этого средства.

Увлекательность сюжета, образность и забавность делают сказки весьма эффективным педагогическим средством. В сказках схема событий, внешних столкновений и борьбы весьма сложна. Это обстоятельство делает сюжет увлекательным и приковывает к нему внимание детей. Поэтому правомерно утверждение, что в сказках учитываются психические особенности детей, прежде всего неустойчивость и подвижность их внимания.

Образность - важная особенность сказок, которая облегчает их восприятие детьми, не способными еще к абстрактному мышлению. В герое обычно весьма выпукло и ярко показываются главные черты характера, которые сближают его с национальным характером народа: отвага, трудолюбие, остроумие и т.п. Эти черты раскрываются в событиях, и благодаря разнообразным художественным средствам.

Образность дополняется забавностью сказок. Мудрый педагог - народ проявил особую заботу о том, чтобы сказки были занимательными. В них, как правило, есть не столько яркие живые образы, но и юмор. У всех народов есть сказки, специальное назначение которых - позабавить слушателей.

Дидактизм является одной из важнейших особенностей сказок. Намеки в сказках применяются именно с целью усиления их дидактизма. «Добрым молодцам урок» дается не общими рассуждениями и получениями, а яркими образами и убедительными действиями. Тот или иной поучительный опыт как бы исподволь складывается в сознании слушателя.

работа со сказкой имеет различные формы: чтение сказок, их пересказ, обсуждение поведения сказочных героев и причин их успехов и неудач, театрализованное исполнение сказок, проведение конкурса знатоков сказок, выставки рисунков детей по мотивам сказок и многое другое.


Виды и тип сказок


Существует самая разнообразная классификация сказок. По тематике и стилистике сказки можно разделить на несколько групп, но обычно выделяют три большие группы:

1.сказки о животных

2.волшебные сказки

.бытовые (сатирические) сказки

Сказки о животных

Маленьких детей, как правило, привлекает мир животных, поэтому им очень нравится сказки, в которых действуют звери и птицы. В сказке животные приобретают человеческие черты - думают, говорят, совершают поступки. По существу, такие образы несут ребенку знания о мире людей, а не животных.

Сказки о животных восприняли формы вымысла из анимистических и антропоморфических представлений и понятий людей, приписывавших животным способность думать, говорить и разумно действовать.

В этом виде сказок обычно нет отчетливого разделения персонажей на положительных и отрицательных. Каждый из них наделен какой-либо одной чертой, присущей ему особенностью характера, которая и обыгрывается в сюжете. Так, традиционная черта лисицы - хитрость, поэтому речь идет о том, как она дурачит других зверей. Волк жаден и глуп; во взаимоотношениях с лисицей он непременно попадает впросак. У медведя не столь однозначный образ, медведь бывает злым, а бывает и добрым, но при этом всегда остается недотепой. Если в такой сказке появляется человек, то он неизменно оказывается умнее и лисы, и волка, и медведя. Разум помогает ему одерживать победу над любым противником.

Животные в сказке соблюдают принцип иерархии: наиболее сильного все признают и главным. Это лев или медведь. Они всегда оказываются на верху социальной лестницы. Это сближает сказки о животных с баснями, что особенно хорошо видно по присутствию в тех и других сходных моральных выводов - социальных и общечеловеческих. Дети легко усваивают: то, что волк силен, вовсе не делает его справедливым (например, в сказочном сюжете о семерых козлятах). Сочувствие слушателей всегда на стороне справедливых, а не сильных.

Замечено, что дети легко запоминают сказки о животных. Это объясняется тем, что народный педагогический опыт верно уловил особенности детского восприятия. Сказки «Репка», «Курочка-ряба», «Колобок», «Теремок» и некоторые другие удерживают внимание ребенка особой композицией: эпизод цепляется за эпизод, нередко они повторяются с добавлением какой-либо новой подробности. Эти повторения содействуют запоминанию и пониманию.

Сказки о животных можно назвать детскими и потому, что в них много действия, движения, энергии - того, что присуще и ребенку. Сюжет разворачивается стремительно. Счастливые концовки сказок соответствуют жизнерадостности ребенка, его уверенности в благополучном исходе борьбы добра со злом.

В сказках о животных много юмора. Это их чудесное свойство развивает у детей чувство реального и просто веселит, развлекает, радует, приводит в движение душевные силы. Однако сказки знают и печаль. Как резко контрастны здесь переходы от печали к веселью! Чувства, о которых говорится в сказках, столь же ярки, как и детские эмоции.

В сказках о животных много песенок. Песенно-ритмическое начало сообщает повествованию сильную эмоциональную экспрессию, разнообразит его, придает сказке черты необычного, свойства игры. Песенки и прибауточные присловья так выразительны, что живут самостоятельно, концентрируя в себе поэтический смысл сказок в сжатой ритмико-игровой форме. Запав в память, сказки становится неотделимой частью детского сознания.

Волшебные сказки

Волшебную сказку отличает от сказок о животных, равно как и от других разновидностей сказочного жанра, свой вымысел и связанные с ним особые формы устного повествования. Ни одна волшебная сказка не обходится без чудесного действия, без вмешательства в жизнь человека чуда. Чудесный вымысел лежит в основе волшебно-сказочного сюжета.

Это самый популярный и самый любимый детьми жанр. Все происходящее в волшебной сказке фантастично и значительно по задаче: ее герой, попадая то в одну, то в другую опасную ситуацию, спасает друзей, уничтожает врагов - борется не на жизнь, а на смерть. Опасность представляется особенно сильной, страшной потому, что главные противники его - не обычные люди, а представители сверхъестественных темных сил: Змей Горыныч, Баба Яга, Кощей Бессмертный и пр. одерживая победы над этой нечистью, герой как бы подтверждает свое высокое человеческое начало, близость к светлым силам природы. В борьбе он становится еще сильнее и мудрее, приобретает новых друзей и получает полное право на счастье - к вящему удовлетворению маленьких слушателей.

В сюжете волшебной сказки главный эпизод - это начало путешествия героя ради того или иного важного задания. На своем долгом пути он встречается с коварными противниками и волшебными помощниками. В его распоряжении оказываются весьма действенные средства: ковер-самолет, чудесный клубочек или зеркальце, а то и говорящий зверь или птица, стремительный конь или волк. Все они, с какими-то условиями или вовсе без них, в мгновение ока выполняют просьбы и приказы героя. У них не возникает ни малейшего сомнения в его нравственном праве приказывать, поскольку очень уж важна поставленная перед ним задача и поскольку сам герой безупречен.

Детям старшего дошкольного возраста нравится волшебная сказка. В равной степени привлекательны для них и развитие действия, сопряженное с борьбой светлых и темных сил, и чудесный вымысел.

Сказочный мир будит и развивает воображение ребенка. Малыш с горячим сочувствием следит за всем, о чем говорится в сказке.

В сказках не бывает непоправимых жизненных бед, вместе с тем они не скрывают и то, что реальный мир знает тяжкие людские страдания, но все кончается благополучно благодаря чуду. Воображаемая чудесная победа добра над злом всегда активизирует чувства ребенка. Потребность в справедливости, стремление преодолеть жизненные невзгоды навсегда делаются частью его мироощущения. Это в высшей степени важно для формирования у человека жизненной стойкости и качеств борца за справедливость.

Волшебная сказка с ее стойкой композицией приучает ребенка логически мыслить: события в ней разворачиваются в строгой последовательности. Сказка захватывает динамикой сюжета. Чем ближе конец, тем острее и напряженнее становится взаимоотношения персонажей. Очень часто, подведя героя к моменту почти полного достижения цели, сказка допускает резкий поворот события к исходному положению - и вновь он начинает борьбу за торжество справедливости. Такой прием помогает ребенку понять, что для достижения цели необходимо упорство, верность долгу и стремление победить, во что бы то ни стало.

Волшебным сказкам свойственна такая композиционная особенность: троекратное повторение какого-либо эпизода с последующим усилением эффекта.

Построение фраз, отбор слов определяются характером содержания. Спокойное повествование сменяется стремительным, когда речь заходит о внезапных и быстрых действиях, - это достигается с помощью глаголов движения. Подбор глаголов ярко передает динамику событий, остроту ситуации. При этом маленький слушатель становится как бы участником происходящего, активно сопереживая героям сказки.

Бытовые (сатирические) сказки

Такая сказка наиболее близка к повседневной жизни. Одобрение или осуждение всегда подается в ней открыто, четко выражается оценка: что безнравственно, что достойно осмеяния и т.п.

Сказка любит занимательный сюжет, изобилующий комическими ситуациями. Сказка рассчитана на непрерывность и единство восприятия. Она исключает вставные и параллельные эпизоды. Как правило, речь идет об одном конфликте с весьма ограниченным числом действующих лиц.

Постоянными героями сатирических сказок выступают «простые» бедные люди. Однако они неизменно одерживают верх над «непростым» - богатым или знатным человеком. В отличие от героев волшебной сказки здесь бедняки достигают торжества справедливости без помощи чудесных помощников - лишь благодаря уму, ловкости, находчивости да еще удачным обстоятельствам.

В бытовых сказках появляются порой и персонажи-животные, а возможно и появление таких абстрактных действующих лиц, как, Правда и Кривда, Горе-Злосчастье. Главное здесь не подбор персонажей, а сатирическое осуждение людских пороков и недостатков.

3. Национальные сказки, их значения для всеобщего развития ребенка


Этнопедагогика народа, создаваемая веками, включает в себя множество элементов, составляющих единую систему воспитания подрастающего поколения. Задача ставилась одна: вырастить человека, способного выжить в этом (часто враждебном) мире. И всё это - через участие в сложной системе религиозных (реже светских) обрядов, игр, знания преданий и традиций, способных сформировать менталитет (национальную идентификацию), привить нормы морали, дать необходимые знания об окружающем мире (и понимание своего места в этом мире), развить сообразительность, трудолюбие, выносливость, бережное отношение к При-Роде (природа - то, что окружает мир человеческого рода, находится вокруг).

Особая роль в воспитании детей отводилась сказке. Она, и только она имела в себе такие воспитывающие возможности, с какими и сейчас не в состоянии сравниться самые мощные и современные воспитательные технологии. Нет ни одного народа, ни одного затерянного на просторах нашей планеты племени, где не рассказывали бы сказки. Только сказка у любого бесписьменного народа в состоянии объяснить - откуда ты пришёл, для чего, как должен прожить эту жизнь и куда потом уйдёшь... Язык сказки универсален - её с удовольствием можно слушать в любом возрасте. Недаром поморы обязательно брали с собой в море на промысел сказочника, и все издержки за его проживание артель брала на себя

Сказочники особо ценились и среди охотников Сибири, когда несколько месяцев требовалось провести в зимовье, вдалеке от людей. Сказочники-профессионалы, кормившиеся своим мастерством, жили и у нас.

Сегодня потребность в сказке представляется особенно большой. Ребенка буквально захлестывает непрерывно увеличивающийся поток информации. И хотя восприимчивость психики у малышей велика, она все же имеет свои границы. Ребенок переутомляется, делается нервным, и именно сказка освобождает его сознание от всего неважного, необязательного, концентрируя внимание на простых действиях героев и мыслях о том, почему все происходит так, а не иначе.

Для детей не важно, кто герой сказки: человек, животное или дерево. Важно другое: как он себя ведет, каков он - красив и добр или уродлив и зол. Сказка старается научить ребенка оценивать главные качества героя и никогда не прибегает к психологическому усложнению.

Сказка полнее и ярче, чем любой другой вид народного творчества, воспроизводит мир во всей его целостности и красоте. Она дает богатейшую пищу детской фантазии, развивает воображение - эту важнейшую черту творца в любой сфере жизни. А точный, выразительный язык сказки столь близок уму и сердцу ребенка, что запоминается на всю жизнь. Недаром интерес к этому виду народного творчества не иссякает. Из века в век, из года в год издаются и переиздаются классические записи сказок и литературные обработки их. Сказки звучат по радио, передаются по телевидению, ставятся в театрах, экранизируются


Сказки, включенные в образовательную программу


Детский сад, в котором работаю я, воспитывает детей по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. По данной программе наш сад работает уже несколько десятилетий, она всесторонне апробировалась воспитателями.

В соответствии с современной научной « Концепцией дошкольного воспитания» о признании самоценности дошкольного периода детства в программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и раскрывающая его индивидуальные особенности.

Программа строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания ребенка. Образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (представление, знание, мораль, искусство, труд).

Особое место в программе занимает ознакомление детей с художественной литературой как искусством и средством развития интеллекта, речи, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книге.

В соответствии с этим в списки художественной литературы в программе включены классические произведения из золотого литературного фонда. Литературный материал программы подобран таким образом, чтобы обеспечить развитие художественно-творческих способностей детей, эстетического вкуса, культуры восприятия литературных произведений.

Я работаю во второй группе детей раннего возраста (от одного года до двух лет). Наша задача по программе в разделе художественная литература состоит в том, чтобы приучать слушать и понимать короткие, доступные по содержанию народные песенки, потешки, сказки, а также авторские произведения (проза, стихи).

Вот сказки, включенные в программу для возрастной группы, в которой я работаю:

·«Курочка Ряба» (обр. К. Ушинского)

·«Репка» (обр. К. Ушинского)

·«Как коза избушку построила» (обр. М. Булатова)


Использование сказок в работе с детьми


Из многообразия средств выразительности в детском учреждении рекомендуется:

·формировать у детей раннего возраста простейшие образно-выразительные умения (уметь имитировать характерные движения сказочных животных)

·во время чтения сказки не следует делать детям замечания, призывать их сидеть тихо. Это помогает им полноценно переживать события сказки.

Имитационным движениям (сказочных животных) можно обучать детей на физкультурных и музыкальных занятиях, в свободной деятельности.

Вначале фрагменты из сказок могут использоваться как упражнения. Например, детям предлагается вытягивать репку (р. н. с. «Репка»). Важно предоставить детям больше свободы в действиях, фантазии при имитации движений.

В раннем возрасте дети уже начинают понимать текст, поэтому им полезно предлагать для прослушивания инсценировки детских сказок.

В своей группе с детьми мы используем театрализованные игры по сказкам. Театрализованные игры включают в себя:

Флонелеграф (ковралин)

Картинки хорошо показывать на экране. Удерживает их сцепление фланели, которой затянуты экран и оборотная сторона картинки. Рисунки можно подобрать из книг, а недостающие можно дорисовать. Это доставляет ребятам радость, удовольствие. Разнообразные по форме экраны позволяют создать «живые» картинки, которые удобно демонстрировать всей группе детей.

Теневой театр

Тут необходим экран из полупрозрачной бумаги, выразительно вырезанные черные плоскостные персонажи и яркий источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают тень на экран.

Пальчиковый театр

Этот театр надеваются на пальцы. По ходу действия воспитатель двигает одним или всеми пальцами, проговаривая текст. Пальчиковый театр хорош тогда, когда надо одновременно показать несколько персонажей одновременно. Например, в сказке «Репка» друг за другом появляются новые герои.

Настольный театр игрушек

Настольный театр игрушек позволяет свободно моделировать и одновременно фиксировать различные ситуации к тому же в нем удобно имитировать движения животных и других персонажей.

Конспект занятия

Тема: Рассказывание детям сказки «Курочка Ряба»

1.учить детей слушать сказку в инсценированном варианте и в обычном пересказе

2.развивать внимание, память, усидчивость

.в понимании речи: обогащение словаря: курочка, мышка

.воспитывать у детей желание слушать сказки и прививать любовь к русским народным сказкам.

Развивающая среда: настольный театр сказки «Курочка Ряба»

Воспитатель рассказывает сказку, сопровождая рассказ демонстрацией фигурок настольного театра и показом некоторых действий персонажей («бил - бил - не разбил», «хвостиком задела, яичко упало»). Затем воспитатель рассказывает сказку снова (без наглядного сопровождения). В заключении воспитатель приглашает ребят к столу, предлагая хорошо рассмотреть бабу, деда, курочку и яичко. Можно поиграть. Дети передвигают фигурки сопровождая действия речью.


Список использованной литературы


1.В.Г. Аникин, Ю.Г. Круглов. «Русское народное поэтическое творчество» пособие для студентов М.:»Просвещение» 1983г.

2.«Введение в психологию сказки» Игорь Вачков/ http://psy.1september.ru/2001/12/12_13.htm

Детская литература: Учебник для студ. высш. пед. учеб. Заведений / И.Н. Арзамасцева, С.А. Николаева - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2005.

Детская литература: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. №03.08 «Дошк. воспитание» / В.П. Аникин, В.В. Агеносов, Э.З. Ганкина и др.; Под ред. Е.Е. Зубаревой. - 3-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1989.

.«Сказка средство нравственного воспитания детей младшего школьного возраста» Е.С. Тришина / Воспитание: Брошенная территория 2/04

Белинский В.Г. Полн. собр. сочинений Т. 4. - М.: Просвещение, 1959

Волков Г.Н. Этнопедагогика. - М.: Изд. Центр «Академия», 1999.

.«Волшебный мир традиционной русской педагогики» А.Б. Намзин / http://starina.library.tver.ru/us-0062.htm

Программа воспитания и обучения в детском саду /под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.

.«Играем в кукольный театр» Н. Сорокина / Дошкольное воспитание №10 1997.

М.Д. Маханева «Театрализированные занятия в детском саду» пособие для работников дошкольных учреждений - М.: Просвещение 1999.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Роль сказок в воспитании детей дошкольного возраста


Рожнева Наталья Сергеевна, учитель – логопед МБДОУ Д/с «Светлячок»
Описание работы: материал может быть полезен воспитателям детских садов, учителям начальных классов, библиотекарям, учителям – логопедам для размещения в родительском уголке или для проведения беседы на родительском собрании.

Сказка – литературное произведение, в котором рассказывается о чем-то волшебном, необыкновенном. Самые удивительные события обычны в сказке. Сложно переоценить роль сказки в воспитании детей.
Сказки развивают мышление, внимание, память и связную речь. Язык сказок прост и поэтому доступен, там нет длинных рассуждений, описаний. Благодаря образности, многочисленным повторам, простоте сюжетных линий сказки вызывают яркий эмоциональный отклик в детских душах, что служит более быстрому запоминанию текстов.
При слушании сказок также происходит знакомство детей с образными выражениями, которые делают речь более выразительной, эмоциональной. Расширяется словарный запас, в активный словарь ребенка входят новые слова, уточняется значение известных ранее.

Сказки расширяют представления малышей об окружающем мире. Дети знакомятся с новыми персонажами, обычаями и предметами быта разных народов. Сказки, где главными героями являются животные, рассказывают о повадках зверей, их качествах и образе жизни.
Во многих сказках прослеживается связь человека с природой. Мир сказок полон волшебства и необычных явлений. Животные говорят и действуют как люди. Даже неживая природа наделяется человеческими чертами. Солнце, месяц, ветер, речка – все оживает в сказках, все имеет свою душу, может помогать главным героям и само нуждается в помощи. Во всем этом отражается идея единства человека с родной природой, любование ей, а также необходимость формирования бережного отношения к окружающему миру и к другим обитателям Земли.
Сказки таят в себе огромную воспитательную ценность, способствуют формированию нравственных понятий. В сказке всегда есть четкая граница между Добром и Злом, положительные герои всегда являются носителями самых лучших черт характера, а отрицательные – самых худших.
Слушая сказку, ребенок всегда отождествляет себя с главным героем, сопереживает его приключениям, вместе с ним проявляет доброту, смекалку, благородство, учится быть смелым, трудолюбивым, находчивым, видит необходимость делать добрые дела.
В сказках любого народа обычно ярко показываются те черты характера героя, которые сближают его с национальным характером. В русских сказках это: трудолюбие, верность в бою и в беде, преданность Родине, смекалка. Не зря считается, что по сказкам можно понять взгляды народа и его философию. Воплощение в сказках положительных черт в главных героях сделало сказки эффективным средством передачи этих черт из поколения в поколение. Поэтому каждый малыш обязательно должен познакомиться со сказками своего народа.
Ни один ребенок не любит наставлений. А сказка и не учит напрямую, хотя за ее развлекательной формой всегда заложено какое – то поучительное содержание. Как сказал А. С. Пушкин «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок». Урок этот дается не в виде нотаций и поучений, а яркими и убедительными образами, которые позволяют ребенку на конкретных примерах увидеть действенные способы поведения в той или иной ситуации. При этом детям ничто не навязывается насильно, и все новое, что они узнают, воспринимается как результат собственных усилий.
Сказки показывают , что самое ценное дается в испытаниях, а то, что получено даром, может быстро уйти. Исход любого дела зависит от нас самих, но для этого нельзя сидеть сложа руки, приходится много трудиться. Это важно для формирования терпения, упорства, настойчивости в достижении своей цели.
Положительным сказочным героям в сложных жизненных ситуациях, как правило, приходят на помощь другие люди, животные или сама природа. Но помощники появляются только в крайнем случае, когда главный герой не может справиться в одиночку. Эта особенность важна для формирования самостоятельности.
Как правило, большинство детей первый опыт серьезных переживаний приобретает из сказки. Благодаря этому дети узнают, что в жизни встречаются неприятности, болезни и даже смерть. Это адаптирует ребенка к трудностям, готовит его к благополучному переживанию стрессовых ситуаций. Проживание опасных или сложных жизненных ситуаций в воображении уменьшает страхи, повышает уверенность в себе.
Сказки воспитывают чувства, эмоциональное восприятие мира, отзывчивость, сердечность. Благодаря этому у ребенка формируется способность сопереживать, без которой человек не человек.
Велика роль сказок и в семейном воспитании. Через сказку формируется образ семейных отношений, устоев, почитание родителей и благодарность им.
В дошкольном возрасте происходит принятие ребенком гендерной роли, формируются представления о модели поведения женщин и мужчин в обществе, в семье. Здесь на помощь родителям и воспитателям тоже приходят образы из сказки. Для девочек это красная девица, для мальчиков – добрый молодец.
Сказки позволяют развивать творческий потенциал, фантазию ребенка. Многие вещи детям кажутся живыми существами. Поэтому малыши с охотой слушают истории о приключениях обыкновенной швейной иглы или игрушечного солдатика. Еще Гете говорил, что дети могут из всего сделать все. Ребенка увлекают чудесные превращения, ему важен не практический результат фантазирования, а сам процесс творчества, от которого малыш получает удовольствие.
С помощью сказок можно помочь ребенку преодолеть его страхи: боязнь темноты, боязнь определенных животных, боязнь выступать перед публикой и т. д. Дети часто испытывают страх перед неизвестным и опасным. Самостоятельно справиться с этим ребенку не так-то просто. Поэтому в психологии существует метод сказкотерапия, с помощью которого детям помогают преодолевать различные страхи. Педагог акцентирует внимание ребенка на приобретении знаний, нужных для преодоления той или иной проблемы, помогает сформировать необходимые для этого навыки.
Сказки близки детям по мироощущению, ведь у ребенка эмоционально – чувственное восприятие мира, ему еще не понятна логика взрослых рассуждений. А сказка действует, прежде всего, на чувства, на сердце, а потом на разум.
Мудрость многих поколений отражена в сказках, но зачастую она представлена в иносказательной форме, в виде символов, непонятных сознанию. Секрет сказок заключается в том, что малыш воспринимает услышанное одновременно и сознанием, и подсознанием. Ребенок сознательно сопереживает главному герою, а подсознание в это время впитывает глубокие истины. Таким образом, сказки являются особым способом познания мира, неисчерпаемым источником народной мудрости.