Символ иуды. Толковый словарь Ожегова Что такое Поцелуй Иуды, что означает и как правильно пишется

По словам К. Каутского, «Поцелуй Иуды» – сюжет, придуманный евангелистами и невозможный в действительности» . Между тем данный образ получил широкое освещение не только в библейских контекстах, но и во многих литературных произведениях. Интересно также, что, например, в традициях сицилийской мафии «поцелуй босса означает, что целуемому осталось жить очень недолго» . По восточному обычаю «при встрече друзья-мужчины приветствуют друг друга поцелуем в щеку» , а К. Душенко в «Словаре современных цитат» отмечает ассоциативную связь между словосочетаниями «поцелуй Иуды» и «поцелуй смерти» . Как известно, поцелуй Иуды является одним из испытаний, выпавших на долю Иисуса Христа: Готовы ли вы погрузиться в тот ужас, который будет ужасом Моей судьбы: предательство, поцелуй Иуды , бегство апостолов, одиночество, беззаконный суд, лжесвидетельство и, наконец, осуждение на смерть, и путь на Голгофу под тяжестью креста, на котором Мне надлежит быть распяту и умереть? (митрополит Антоний (Блум). Прости им, Отче!..). Фактически Иисус Христос был предан еще до его распятия, а «братский» поцелуй Иуды послужил лишь закреплением этого предательства.

При передаче в художественном тексте кинесическое речение поцелуй Иуды отражено в различных словосочетаниях, зачастую репрезентирующих не столько невербальный коммуникативный акт, сколько его смысл, значение. Например, в одном из отрывков синоидального библейского перевода трижды употребляются лексемы со значением поцелуя : Когда Он еще говорил это, появился народ, а впереди его шел один из двенадцати, называемый Иуда, и он подошел к Иисусу, чтобы поцеловать Его. Ибо он такой им дал знак: Кого я поцелую , Тот и есть. Иисус же сказал ему: Иуда! целованием ли предаешь Сына Человеческого? (Евангелие от Луки: синодальный перевод). Как видим, контекстуальное употребление слов поцеловать и целование передает ритуально значимые действия при помощи поцелуя. С одной стороны, поцелуй является опознавательным знаком и передается при помощи сложноподчиненного предложения (Кого я поцелую , Тот и есть), а с другой стороны, Иудин поцелуй символизирует предательство и передается при помощи словосочетания с зависимым компонентом в форме творительного падежа с инструментальным значением (целованием ли предаешь Сына Человеческого? ).

Практически дословно данный фрагмент Библии воспроизводится и в одном из художественных текстов: – Так вот об Иуде. – О! Вот это очень интересно! я ведь знаю только то, что он предатель и вот говорят ещё «поцелуй Иуды ». Это что же, он подал такой знак при обыске и аресте? – совершенно точно, Согласно Матфею он сказал воинам так: «Кого поцелую , тот он и есть. Возьмите его» (Ю.О. Домбровский. Факультет ненужных вещей).



Несколько иначе воссоздается предательство Христа Иудой в тексте Л.Н. Толстого: Тот, кто выдал его, уговорился с ними вперед, он им сказал: когда я поцелую , как пойду, то это он самый, и хватайте его. И тотчас же, подойдя к Иисусу, сказал: здорово, учитель, и поцеловал его (Л.Н. Толстой. Соединение и перевод четырех Евангелий). В данном случае глагол поцеловать символизирует опознавательный знак и следующее за ним действие. В тексте Л.Н. Толстого довольно точно показана двуличность Иуды: с одной стороны, сложноподчиненное предложение с придаточной времени отражает последовательность действий, необходимых для поимки Иисуса, а последовательность однородных сказуемых (сказал и поцеловал ) передает значимое для обеих сторон действие. Рассмотрение поцелуя Иуды лишь как предательства отражено в тексте А.П. Чехова: Потом, ты слышала, Иуда в ту же ночь поцеловал Иисуса и предал его мучителям (А.П. Чехов. Студент).

В романе «Иуда Искариот» запечатлен сам момент поцелуя. При этом, по всей видимости, он изолирован от библейского контекста и времени и подан как эстетическое целое: Вытянувшись в сотню громко звенящих, рыдающих струн, он быстро рванулся к Иисусу и нежно поцеловал его холодную щеку. Так тихо, так нежно, с такой мучительной любовью и тоской , что, будь Иисус цветком на тоненьком стебельке, он не колыхнул бы его этим поцелуем и жемчужной росы не сронил бы с чистых лепестков (Л.Н. Андреев. Иуда Искариот). При помощи наречия нежно и парцеллированной конструкции передается моментный, недолговечный характер прикосновения. Как видим из контекста, не исключено, что уже во время поцелуя Иуда раскаивался в своем поступке.



В ряде контекстов поцелуй Иуды репрезентируется как иудин поцелуй и переосмысляется с точки зрения современных реалий. Очевидно, что словосочетания поцелуй Иуды и иудин поцелуй являются неравнозначными. Если в первом случае прослеживается явная связь с библейскими событиями либо действие героя чем-то напоминает действия Иуды, то во втором случае наблюдается лишь определенное соотнесение с библейским контекстом: – Невеста из сдобного теста, жених – на свободе псих... Регистрация, цветы, кольца, тещин иудин поцелуй , прочая фигня... Ну, пьянка, естественно, застолье как в период застоя... Свидетели наставляют в добродетели... Тамада над столами реет... (А. Иванов. Географ глобус пропил). Как видим, действие тещи на свадьбе является фальшивым и неискренним, лишенным внутренней радости и ритуально обусловленным.

Комментарий к «иудину» поцелую может быть приведен прямо в контексте: Тут господину Голядкину-старшему показалось, что вероломный друг его улыбается, что бегло и плутовски мигнул всей окружавшей их толпе, что есть что-то зловещее в лице неблагопристойного господина Голядкина-младшего, что даже он отпустил гримасу какую-то в минуту иудина своегопоцелуя ... В голове зазвонило у господина Голядкина, в глазах потемнело; ему показалось, что бездна, целая вереница совершенно подобных Голядкиных с шумом вламываются во все двери комнаты; но было поздно... Звонкий предательский поцелуй раздался, и... Тут случилось совсем неожиданное обстоятельство... (Ф.М. Достоевский. Двойник). Помимо определения предательский в контексте

В текстах довоенного советского времени словосочетание иудин поцелуй могло относиться к потенциальным предателям: Я старался его рассеять, но и у меня было невесело на душе... Затем он уехал в Москву. Я, конечно, провожал его на вокзал. Был и Литвинов, полезший к нему со своими иудиными поцелуями . Прощаясь со мной и отойдя немного от Литвинова, Красин, целуя меня, шепотом, тревожно спросил меня еще раз: «Так ты думаешь, не арестуют?» (Г.А. Соломон (Исецкий). Среди красных вождей). Возможное предательское значение поцелуя обозначено в последнем предложении контекста, где персонаж выражает как недоверие к «иудину» поцелую одного из героев (отойдя немного от Литвинова ), так и опасение за свою безопасность («Так ты думаешь, не арестуют?» ).

Аналогичное значение носит поцелуй Иуды в текстах дореволюционного времени: Пришлось пережить самое, самое отвратительное, что только может испытать революционер: Иудины поцелуи и объятия агентов, которые, пользуясь моей беспомощностью и тем, что повязка лишила меня зрения, являлись ко мне под нейтральным флагом медицины и, как голодные волки, ходили вокруг меня (Б.В. Савинков (В. Ропшин). Воспоминания террориста). Следует отметить, что агенты в данном случае в чем-то напоминают Иуду, так как, представая перед героем контекста в одном облике, они фактически действуют исключительно в своих целях и интересах.

Словосочетание иудин поцелуй может также относиться к описанию межличностных отношений: Тренев улыбнулся. Это была кривая улыбка нежности, скуки и недоверия. Он знал, что это примирение ненадолго, ему надоели эти вечные примирения. «Сначала расстроит, измучает, а потом целует... иудины поцелуи !» – подумал он. Она снизу посмотрела ему в глаза, потом взглянула на голубую ямочку на сгибе своей полной розовой руки и опять на его глаза и губы (М.П. Арцыбашев. У последней черты). Очевидно, что «иудин поцелуй» может являться обозначением переменчивого женского характера и женской «игры» во время любовных отношений. В данном контексте практически отсутствует связь с библейской историей, и «иудин» поцелуй понимается в самом широком смысле, т.е. как воплощение неискренности, нечестности, обмана.

Будучи связанным с любовными отношениями, «иудин поцелуй» может представать не элементом любовной игры, а временным притворством: Граф притворился, будто разнежился до слез, и, трепеща, чтобы его не подслушали, дал Иудин поцелуй примирения обманутой итальянке. Все, все обещал он: развестись с первою женою, признать ее, любить верно и горячо, и между тем как Бианка всему верила (влюбленное сердце так доверчиво), он вращал в голове кровавые замыслы: сжить с рук опасного свидетеля и увядшую, постылую любовницу (А.А. Бестужев-Марлинский. Вечер на кавказских водах в 1824 году).

Наконец, поцелуй Иуды участвует в создании образа «чужого» общества, что передается при помощи противопоставлений: В какой свет, в какое общество сбросил ты княгиню? Отныне в каждом поклоне будет она видеть обиду, в каждой улыбке – насмешку, в родном поцелуе – лобзанье Иудино ; везде будут казаться ей качание головою, и перемигивание, и лукавый шепот; самый невинный разговор будет колоть ее шипами, самую дружескую откровенность вообразит она вызнаваньем, вся жизнь ее будет горечь сомненья, и подавленные вздохи, и слезы, снедаемые сердцем!..» (А.А. Бестужев-Марлинский. Фрегат «Надежда»).

Таким образом, словосочетания поцелуй Иуды и иудин поцелуй являются несколько разными по своей семантике: если поцелуй Иуды отсылает напрямую к библейскому контексту, то иудин поцелуй указывает лишь на определенное сходство с текстом Евангелия. Обычно в подобных случаях иудин поцелуй символизирует лицемерие. Библейский сюжет воссоздается как в религиозных, так и в художественных текстах с разной степенью полноты и выразительности.

Литература

1. Четина, Е.М. Евангельские образы, сюжеты, мотивы в художественной культуре: проблемы интерпретации / Е.М. Четина. – М., «Флинта», 1998. – 101 с.

2. Еремеев, Ф.А. Энциклопедия читателя: литературные, библейские, классические и исторические аллюзии, реминисценции, темы и сюжеты, мифологические и сказочные герои, литературные маски, персонажи и прототипы, реальные и вымышленные топонимы, краткие биографии и рекомендуемые библиографии. Т. 4 (Н-П) / Ф.А. Еремеев. – Екатеринбург, Издательство Уральского университета, 1999. – 927 с.

3. Верещагин, Е.М. Христианская книжность Древней Руси.
Серия «Литературоведение и языкознание» / Е.М. Верещагин, О.Н. Трубачев, Общество любителей российской словесности, под общ. ред. О.Н. Трубачева. – М., Наука, 1996. – 207 с.

4. Душенко, К. Словарь современных цитат: 5200 цитат и выражений ХХ и ХХI вв., их источники, авторы / К. Душенко. – М., ЭКСМО, 2006. – 830 с.

За исключением Иоанна , который только описывает сцену ареста .

Евангелие Текст
От Матфея
(Мф. )
…вот Иуда, один из двенадцати, пришёл, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и старейшин народных. Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его . И, тотчас подойдя к Иисусу, сказал: радуйся, Равви! И поцеловал Его.
От Марка
(Мк. )
Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его и ведите осторожно . И, придя, тотчас подошёл к Нему и говорит: Равви! Равви! и поцеловал Его.
От Луки
(Лк. )
…впереди его шёл один из двенадцати, называемый Иуда, и он подошёл к Иисусу, чтобы поцеловать Его. Ибо он такой им дал знак: Кого я поцелую, Тот и есть. Иисус же сказал ему: Иуда! целованием ли предаёшь Сына Человеческого?

Апокрифическая литература

Богословское толкование

Исследователи Нового Завета отмечают, что поцелуй, выбранный Иудой как условный знак для воинов, является традиционным приветствием у евреев . Целование перед предательством известно ещё из Ветхого Завета : полководец царя Давида Иоав перед убийством Амессая «взял... правою рукою Амессая за бороду, чтобы поцеловать его. Амессай же не остерёгся меча, бывшего в руке Иоава, и тот поразил его им в живот» (2Цар. ). При этом комментаторы пишут: «Это действие, обыкновенно употребляемое как выражение дружества и любви, употребляемое Иудою как выражение предательства, показывает в Иуде или лукавство - желание и при самом конце скрыть от Иисуса Христа гнусный замысел против Него, или крайнюю злобу, насмешливо употребляющую доброе орудие для причинения крайнего вреда, или безсмыслие, не понимающее внутреннего значения употребляемых действий » .

Иуда идущим на Иисуса поставил знаком поцелуй, но чтобы они не ошиблись по причине ночи, указал не издалека. Чтобы Иисус не скрылся, для сего они приходят с фонарями и светильниками. Что же Господь? Он допускает к Себе с этим вражеским поцелуем. И громовые стрелы не просыпались в неблагодарного и коварного! Так, Спаситель учит нас незлобию в таких обстоятельствах. Он с укоризной говорит только: Иуда! целованием ли предаёшь? Ужели не устыдишься самого вида предательства? Зачем к дружескому поцелую примешиваешь предательство, дело вражеское? Да и кого предаёшь? Сына Человеческого , то есть смиренного, кроткого, снисходительного, вочеловечившегося ради тебя, и притом истинного Бога. Говорит это потому, что до последнего времени пламенел к нему любовью .

Иоанн Златоуст в своей Беседе «О предательстве Иуды» пишет о причинах, по которым Иуда сделал знак мира знаком предательства: «Знаю, кто показал тебе путь коварного лобзания: диавол внушил тебе такие объятия, а ты, повинуясь злому советнику, исполняешь волю его » .

В культуре

Сцена поцелуя Иуды часто встречается в изобразительном искусстве, особенно в росписях и фресках церквей, где присутствует на страстных циклах в композициях ареста Иисуса.

Кинематограф:
  • Арман Бур . «Поцелуй Иуды» (фр. Le Baiser de Judas ), 1908 год (киностудия Фильм д’ар)
  • Рафаэль Хиль . «Поцелуй Иуды», 1954 год
  • Себастьян Гутьеррес . «Поцелуй Иуды» (англ. Judas Kiss ), 1998 год
  • Симес Ри . «Поцелуй Иуды» (англ. Judas Kiss ), 2003 год
  • J.T. Tepnapa . «Поцелуй Иуды» (англ. Judas Kiss ), 2011 год
Музыка:
  • песня «Until the End of the World » группы (альбом Achtung Baby , )
  • песня «Judas» группы «Depeche Mode » (альбом Songs of Faith and Devotion , )
  • песня «The Kiss of Judas» группы «Stratovarius » (альбом Visions , )
  • песня «Judas Kiss» группы «The Academy Is... » (EP The Academy Is...)
  • песня «The Judas Kiss» группы «Metallica » (альбом Death Magnetic , )
  • песня «Babylons Burning» группы W.A.S.P. (альбом Babylon , )
  • песня «Judas » певицы Леди Гага (альбом Born This Way , )
  • песня «Kiss Me Judas» певца William Control (альбом Silentium Amoris , )
  • песня «Поцелуй Иуды» группы The Korea (альбом Колесницы Богов , )
Массовая культура:
  • «Поцелуй Иуды». Квест , 2008 год

См. также

Напишите отзыв о статье "Поцелуй Иуды"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Поцелуй Иуды

Наполеон опустил голову и долго молчал.
– A huit cent lieux de France je ne ferai pas demolir ma garde, [За три тысячи двести верст от Франции я не могу дать разгромить свою гвардию.] – сказал он и, повернув лошадь, поехал назад, к Шевардину.

Кутузов сидел, понурив седую голову и опустившись тяжелым телом, на покрытой ковром лавке, на том самом месте, на котором утром его видел Пьер. Он не делал никаких распоряжении, а только соглашался или не соглашался на то, что предлагали ему.
«Да, да, сделайте это, – отвечал он на различные предложения. – Да, да, съезди, голубчик, посмотри, – обращался он то к тому, то к другому из приближенных; или: – Нет, не надо, лучше подождем», – говорил он. Он выслушивал привозимые ему донесения, отдавал приказания, когда это требовалось подчиненным; но, выслушивая донесения, он, казалось, не интересовался смыслом слов того, что ему говорили, а что то другое в выражении лиц, в тоне речи доносивших интересовало его. Долголетним военным опытом он знал и старческим умом понимал, что руководить сотнями тысяч человек, борющихся с смертью, нельзя одному человеку, и знал, что решают участь сраженья не распоряжения главнокомандующего, не место, на котором стоят войска, не количество пушек и убитых людей, а та неуловимая сила, называемая духом войска, и он следил за этой силой и руководил ею, насколько это было в его власти.
Общее выражение лица Кутузова было сосредоточенное, спокойное внимание и напряжение, едва превозмогавшее усталость слабого и старого тела.
В одиннадцать часов утра ему привезли известие о том, что занятые французами флеши были опять отбиты, но что князь Багратион ранен. Кутузов ахнул и покачал головой.
– Поезжай к князю Петру Ивановичу и подробно узнай, что и как, – сказал он одному из адъютантов и вслед за тем обратился к принцу Виртембергскому, стоявшему позади него:
– Не угодно ли будет вашему высочеству принять командование первой армией.
Вскоре после отъезда принца, так скоро, что он еще не мог доехать до Семеновского, адъютант принца вернулся от него и доложил светлейшему, что принц просит войск.
Кутузов поморщился и послал Дохтурову приказание принять командование первой армией, а принца, без которого, как он сказал, он не может обойтись в эти важные минуты, просил вернуться к себе. Когда привезено было известие о взятии в плен Мюрата и штабные поздравляли Кутузова, он улыбнулся.
– Подождите, господа, – сказал он. – Сражение выиграно, и в пленении Мюрата нет ничего необыкновенного. Но лучше подождать радоваться. – Однако он послал адъютанта проехать по войскам с этим известием.
Когда с левого фланга прискакал Щербинин с донесением о занятии французами флешей и Семеновского, Кутузов, по звукам поля сражения и по лицу Щербинина угадав, что известия были нехорошие, встал, как бы разминая ноги, и, взяв под руку Щербинина, отвел его в сторону.
– Съезди, голубчик, – сказал он Ермолову, – посмотри, нельзя ли что сделать.
Кутузов был в Горках, в центре позиции русского войска. Направленная Наполеоном атака на наш левый фланг была несколько раз отбиваема. В центре французы не подвинулись далее Бородина. С левого фланга кавалерия Уварова заставила бежать французов.
В третьем часу атаки французов прекратились. На всех лицах, приезжавших с поля сражения, и на тех, которые стояли вокруг него, Кутузов читал выражение напряженности, дошедшей до высшей степени. Кутузов был доволен успехом дня сверх ожидания. Но физические силы оставляли старика. Несколько раз голова его низко опускалась, как бы падая, и он задремывал. Ему подали обедать.
Флигель адъютант Вольцоген, тот самый, который, проезжая мимо князя Андрея, говорил, что войну надо im Raum verlegon [перенести в пространство (нем.) ], и которого так ненавидел Багратион, во время обеда подъехал к Кутузову. Вольцоген приехал от Барклая с донесением о ходе дел на левом фланге. Благоразумный Барклай де Толли, видя толпы отбегающих раненых и расстроенные зады армии, взвесив все обстоятельства дела, решил, что сражение было проиграно, и с этим известием прислал к главнокомандующему своего любимца.
Кутузов с трудом жевал жареную курицу и сузившимися, повеселевшими глазами взглянул на Вольцогена.
Вольцоген, небрежно разминая ноги, с полупрезрительной улыбкой на губах, подошел к Кутузову, слегка дотронувшись до козырька рукою.
Вольцоген обращался с светлейшим с некоторой аффектированной небрежностью, имеющей целью показать, что он, как высокообразованный военный, предоставляет русским делать кумира из этого старого, бесполезного человека, а сам знает, с кем он имеет дело. «Der alte Herr (как называли Кутузова в своем кругу немцы) macht sich ganz bequem, [Старый господин покойно устроился (нем.) ] – подумал Вольцоген и, строго взглянув на тарелки, стоявшие перед Кутузовым, начал докладывать старому господину положение дел на левом фланге так, как приказал ему Барклай и как он сам его видел и понял.
– Все пункты нашей позиции в руках неприятеля и отбить нечем, потому что войск нет; они бегут, и нет возможности остановить их, – докладывал он.
Кутузов, остановившись жевать, удивленно, как будто не понимая того, что ему говорили, уставился на Вольцогена. Вольцоген, заметив волнение des alten Herrn, [старого господина (нем.) ] с улыбкой сказал:
– Я не считал себя вправе скрыть от вашей светлости того, что я видел… Войска в полном расстройстве…
– Вы видели? Вы видели?.. – нахмурившись, закричал Кутузов, быстро вставая и наступая на Вольцогена. – Как вы… как вы смеете!.. – делая угрожающие жесты трясущимися руками и захлебываясь, закричал он. – Как смоете вы, милостивый государь, говорить это мне. Вы ничего не знаете. Передайте от меня генералу Барклаю, что его сведения неверны и что настоящий ход сражения известен мне, главнокомандующему, лучше, чем ему.
Вольцоген хотел возразить что то, но Кутузов перебил его.
– Неприятель отбит на левом и поражен на правом фланге. Ежели вы плохо видели, милостивый государь, то не позволяйте себе говорить того, чего вы не знаете. Извольте ехать к генералу Барклаю и передать ему назавтра мое непременное намерение атаковать неприятеля, – строго сказал Кутузов. Все молчали, и слышно было одно тяжелое дыхание запыхавшегося старого генерала. – Отбиты везде, за что я благодарю бога и наше храброе войско. Неприятель побежден, и завтра погоним его из священной земли русской, – сказал Кутузов, крестясь; и вдруг всхлипнул от наступивших слез. Вольцоген, пожав плечами и скривив губы, молча отошел к стороне, удивляясь uber diese Eingenommenheit des alten Herrn. [на это самодурство старого господина. (нем.) ]
– Да, вот он, мой герой, – сказал Кутузов к полному красивому черноволосому генералу, который в это время входил на курган. Это был Раевский, проведший весь день на главном пункте Бородинского поля.
Раевский доносил, что войска твердо стоят на своих местах и что французы не смеют атаковать более. Выслушав его, Кутузов по французски сказал:
– Vous ne pensez donc pas comme lesautres que nous sommes obliges de nous retirer? [Вы, стало быть, не думаете, как другие, что мы должны отступить?]
– Au contraire, votre altesse, dans les affaires indecises c"est loujours le plus opiniatre qui reste victorieux, – отвечал Раевский, – et mon opinion… [Напротив, ваша светлость, в нерешительных делах остается победителем тот, кто упрямее, и мое мнение…]

что

Подлое, лицемерное предательство; ложная демонстрация любви.

Подразумевается крайняя степень цинизма и безнравственности предателя. Имеется в виду , что кто-л. , совершая изменнический поступок (Р ) по отношению к кому-л., реже - к чему-л., прикрывается проявлениями любви, дружбы, других высоких чувств, ханжески демонстрирует предаваемому свою привязанность и симпатию, в действительности не испытывая этих чувств. Говорится с неодобрением. реч. стандарт . Р - это поцелуй Иуды . В роли именной части сказ. , доп. или обст. Порядок слов-компонентов фиксир.

Администрация президента сегодня - это слабая структура. Процессы, идущие в стране, ею не контролируются. Больше всего напрягает запредельный цинизм политической элиты. Сегодня её поцелуй - это поцелуй Иуды . Новая газета, 1999 .В минувший понедельник президент Молдовы Владимир Воронин с соратниками возложил цветы к памятнику Ленина. Какая символика, какой глубокий философский смысл! Поклон как поцелуй Иуды ! Коммерсант PLUS, 2002 .

Будем друг друга поддерживать, будем терпеть друг друга, нести друг друга. Так будем идти из недели в неделю к Пасхе Христовой. И тогда с какой радостью мы сможем друг друга обнять, поцеловать не льстивым поцелуем Иуды , а радостным пасхальным поцелуем и сказать, что воскрес Христос. А. Тасалов, Прощённое воскресенье .

Я был ранен, но не убит. Потеряв силы владеть собой, я в бреду едва не сделался невольным предателем. Пришлось пережить самое отвратительное, что может испытать революционер: Иудины поцелуи и объятия агентов, которые, пользуясь моей беспомощностью и тем, что повязка лишала меня зрения, являлись ко мне под нейтральным флагом медицины и, как голодные волки, ходили вокруг меня. Б. Савинков, Воспоминания террориста .

Требовать от Пушкина, чтобы он соответствовал хоть каким-то моральным критериям, значит продолжать дело, начатое его пресловутыми современниками. т. е. ежедневно, ежечасно, ежеминутно наносить на посмертную маску гения вязкий иудин поцелуй . Е. Чуприна, Дантес и пушкинские сатурналии .

культурологический комментарий: Образ фразеол. соотносится с духовным кодом культуры и восходит к евангельскому рассказу о предательстве Иудой Христа. Иуда Искариот, один из двенадцати учеников Иисуса, предал своего учителя за тридцать сребреников иудейским первосвященникам, привёл стражу в Гефсиманский сад, где находился Иисус. "Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его. И, тотчас подойдя к Иисусу, сказал: радуйся, Равви! И поцеловал Его" (Мф. 26: 48, 49); "Иисус же сказал ему: Иуда! целованием ли предаёшь Сына Человеческого?" (Лк. 22: 48). В образе фразеол. нашла отражение характерная для религиозного мировидения ориентация на прецедент из Священной истории. Поступок Иуды воспринимается как "образцовое" предательство, само его имя стало нарицательным и обозначает предателя. Образ фразеол. в целом выступает как эталон, т. е. мера, беспринципности, подлости и лицемерия. Об универсальности этого образа в христианском мировидении свидетельствуют аналоги данного фразеол. в других европейских языках; напр. , в нем. - Judaskuß, в англ. - Judas kiss. Д. Б. Гудков
  • - ...

    Сексологическая энциклопедия

  • - см. Послание...
  • - I. АВТОР П.И. называет себя братом Иакова, но не принадлежит к числу апостолов. Оба эти обстоят-ва указывают на авторство Иуды, брата Господа...

    Библейская энциклопедия Брокгауза

  • - Знак доброго расположения, мир, скрепление договора печатью, доверие, товарищество, примирение, привязанность...

    Словарь символов

  • - приложение уст в знак любви, дружбы, привета, уважения...

    Русская энциклопедия

  • - целованье, лобзанье - ...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - ПОЦЕЛУ́Й, -я, муж. Прикосновение губами к кому-чему-н. как выражение привета, любви, ласки, уважения. Жаркий, нежный п. П. в губы. Осыпать поцелуями кого-н. Протянуть руку для поцелуя...

    Толковый словарь Ожегова

  • - ПО-ЕЛУ́Й, -я, м. Прикосновение губами к кому-чему-н. как выражение привета, любви, ласки, уважения. Жаркий, нежный п. П. в губы. Осыпать поцелуями кого-н. Протянуть руку для поцелуя...

    Толковый словарь Ожегова

  • - что Подлое, лицемерное предательство; ложная демонстрация любви. Подразумевается крайняя степень цинизма и безнравственности предателя...

    Фразеологический словарь русского языка

  • - Поцелуй передавался из поколения в поколение путем устной традиции. Станислав Ежи Лец Красивую женщину можно целовать без конца и ни разу не попасть в одно и то же место...

    Сводная энциклопедия афоризмов

  • - безгрешный; «Блаженно-яркий до исступления» ; бурный; влажный; властный; горячий; греховно-властный; жаркий; звучный; звонкий; «Как сон свободный» ; «Как снег холодный» ; коварный; кристально-звонкий; любовный...

    Словарь эпитетов

  • - ПОЦЕЛУ́Й, поцелуя, муж. Прикосновение губами к кому-чему-нибудь в знак любви, дружбы, привета, уважения или как выражение чувственного влечения к кому-нибудь. Дружеский поцелуй. Жаркий поцелуй...

    Толковый словарь Ушакова

  • - поцелу́й м. 1. Прикосновение губами к кому-либо, чему-либо в знак любви, дружбы и т.п. 2. Звук, возникающий в процессе такого действия...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - поцелу́й сущ., м., употр. сравн. часто Морфология: чего? поцелу́я, чему? поцелу́ю, что? поцелу́й, чем? поцелу́ем, о чём? о поцелу́е...

    Толковый словарь Дмитриева

  • - Ср. Глупая девушка и поцеловать не умеет. Лесков. См. красота глупая - не красота...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона

  • - Публ. Презр. О Н. И. Бухарине. Купина, 76...

    Большой словарь русских поговорок

"ПОЦЕЛУЙ ИУДЫ" в книгах

Неразорвавшиеся бомбы и поцелуй Иуды

Из книги Как далеко до завтрашнего дня автора Моисеев Никита Николаевич

Неразорвавшиеся бомбы и поцелуй Иуды В 55 году я был назначен деканом аэромеханического факультета Московского Физико-технического института. На этом факультете готовили специалистов для работы в аэрокосмической промышленности. Выпускники нашего факультета шли в

Поцелуй Иуды

Из книги Шедевры европейских художников автора Морозова Ольга Владиславовна

Поцелуй Иуды Фреска. Между 1303 и 1305. Капелла дель Арена, ПадуяС именем Джотто ди Бондоне связан переворот в развитии итальянской живописи. Обращаясь к традиционным для средневекового искусства сюжетам, он дает им новую трактовку. Смело порывая с условной плоскостностью

Прощальный поцелуй Иуды и 30 сребреников

Из книги Евангелие от Иуды автора Бабанин Владимир

Прощальный поцелуй Иуды и 30 сребреников У Иисуса Христа было 12 апостолов, и все они были, если тексты Нового Завета воспринимать дословно, из простого народа. На самом деле было не так. К простонародью принадлежали только Петр и Андрей. Их Иисус призвал первыми. Все же

10. Поцелуй Иуды

Из книги Правда Грозного царя автора

10. Поцелуй Иуды Рассказ об «ужаснейших исступлениях Иоанновой ярости» (Карамзин) придется начать издалека, с еще одной цитаты из Карамзина: «Иоанн карал невинных; а виновный, действительно виновный, стоял перед тираном: тот, кто в противность закону хотел быть на троне, не

10. ПОЦЕЛУЙ ИУДЫ

Из книги Курбский против Грозного или 450 лет чёрного пиара автора Манягин Вячеслав Геннадьевич

10. ПОЦЕЛУЙ ИУДЫ Рассказ об «ужаснейших исступлениях Иоанновой ярости» (Карамзин) придется начать издалека, с еще одной цитаты из Карамзина: «Иоанн карал невинных; а виновный, действительно виновный, стоял перед тираном: тот, кто в противность закону хотел быть на троне, не

Поцелуй Иуды

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Поцелуй Иуды см. Иуда.

СЛАДКИЙ ПОЦЕЛУЙ ИУДЫ

Из книги Заяц, стань тигром! автора Вагин Игорь Олегович

СЛАДКИЙ ПОЦЕЛУЙ ИУДЫ Сладок поцелуй Иуды - суть женщины по имени Интрига. Главный режиссер театра кукол - Правды хотел? …Ложь зазмеилась, шипя: - Я твоя правда! Антонина Ростова Интрига - дело тонкое. Это высший пилотаж манипуляторства. И не надо ее путать с дешевыми

в) Поцелуй Иуды и арест.

Из книги Беседы на Евангелие от Марка, прочитанные на радио «Град Петров» автора Ивлиев Ианнуарий

в) Поцелуй Иуды и арест. 14.43-52 - «И тотчас, как Он еще говорил, приходит Иуда, один из двенадцати, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и книжников и старейшин. Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его и ведите

Поцелуй Иуды

Из книги Православие и творчество (сборник) автора Николаева Олеся Александровна

Поцелуй Иуды Самая великая история любви в истории человечества – это история любви Бога к людям. Самое чудовищное предательство в истории мира – это предательство Бога человеком.О том, что случилось с Иудой, спорят богословы и каждый из нас: вечное «как можно было?» и

Предательский поцелуй Иуды. Мф. 26: 45-56; Мк. 14: 41-52; Лк. 22: 45-52 Ин. 18: 2-12

Из книги Священная Библейская история Нового Завета автора Пушкарь Борис (Еп Вениамин) Николаевич

Предательский поцелуй Иуды. Мф. 26: 45-56; Мк. 14: 41-52; Лк. 22: 45-52 Ин. 18: 2-12 Окончив молитву, Христос подошел к спящим ученикам. «Вы все еще спите и почиваете! - сказал Он им, - Кончено, пришел час: вот, предается Сын Человеческий в руки грешников. Встаньте, пойдем; вот, приблизился

Поцелуй Иуды

Из книги Путеводитель по Библии автора Азимов Айзек

Поцелуй Иуды Однако тревожное ожидание внезапно закончилось с прибытием вооруженных людей, которых послали священники. Иуда привел их в то место, где должен был находиться Иисус, место, известное Иуде, но не властям. Именно теперь в ночной тишине Иисуса можно было взять,

Поцелуй Иуды

Из книги Библейские рассказы автора Шалаева Галина Петровна

Поцелуй Иуды

Из книги Библия для детей автора Шалаева Галина Петровна

Поцелуй Иуды Не успел Христос ещё этих слов сказать, как в саду между деревьями замелькали огоньки фонарей и появилась целая толпа людей с оружием и палками.Это были солдаты и слуги, которых враги послали схватить Христа. Их вёл Иуда. Он говорил им:– Кого я поцелую, тот

Поцелуй Иуды

Из книги Ошо: Будда-хулиган, который «никогда не рождался и никогда не умирал» автора Раджниш Бхагван Шри

Поцелуй Иуды Духовность и власть - понятия несовместимые, как, наверное, «гений и злодейство»… Ошо был духом коммуны, а власть сосредоточилась в руках его секретаря - Шилы. Это она «развешивала» коммунарам граммы духовности. Ее устраивала отстраненность Ошо от дел. И

56. Поцелуй Иуды

Из книги Большая книга женской мудрости [сборник] автора Автор неизвестен

56. Поцелуй Иуды В кромешной тьме услышал Иуда вкрадчивый голос:– Ему нужна любовь твоя безграничная! Твоя преданность. Ты любишь Его, Иуда?– Да.– Ты готов отдать за Него жизнь?– О! Я люблю его больше жизни!– Чтобы Он прошел Вознесение, ты готов отдать за Него ДУШУ?– …я

> Евангельские сюжеты в зеркале искусства. Страсти Христовы: Поцелуй Иуды

Галина Толова

ЕВАНГЕЛЬСКИЕ СЮЖЕТЫ В ЗЕРКАЛЕ ИСКУССТВА

Ты вечно новой, век за веком,
За годом год, за мигом миг,
Встаешь - алтарь пред человеком,
О Библия! о книга книг!

В.Я.Брюсов

СТРАСТИ ХРИСТОВЫ

Поцелуй Иуды

Страсти Христовы — это физические и духовные страдания, которые претерпел Иисус Христос в последние дни и часы своей земной жизни. В Евангелиях они составляют цепь событий, отсчет которых начинается с Тайной Вечери, возвестившей о грядущих страданиях, об искупительной жертве Спасителя «за многих».

В изобразительном искусстве Страсти Христовы нашли яркое воплощение в серии канонических сюжетов:

  • поцелуй Иуды и арест Иисуса;
  • отречение апостола Петра;
  • суд Пилата;
  • бичевание Христа;
  • крестный путь на Голгофу;
  • распятие Христа и его слова на кресте.

В данном обзоре становимся на первом сюжете.

В Евангелие сказано, что во время Тайной Вечери Иисус «возлег с двенадцатью учениками; и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня» (Мф.26:20-21).

После молений Иисуса в Гефсиманском саду сбывается предсказанное им предательство учителя учеником - Иудой Искариотом. Иуда был одним из 12 апостолов, верил Господу, совершал знамения, воскрешал мёртвых, изгонял бесов и стал предателем. Противоречивые свидетельства евангелистов способствовали возникновению различных толкований и интерпретаций мотивов предательства Иуды: самопожертвование, бунт против гнета римских властей, разочарование в вере и т.п. Каноническими все же считаются сребролюбие и вмешательство сатаны.

Приведенное ниже изображение является наглядной иллюстрацией развития сюжета Страстей Христовых от молений в Гефсиманском саду до предательства Иуды и ареста Иисуса.

Дуччо ди Буонисена. 14 век

«…приходит Иуда, один из двенадцати, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и книжников и старейшин. <…>Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его и ведите осторожно. И, придя, тотчас подошел к Нему и говорит: Равви! Равви! и поцеловал Его. А они возложили на Него руки свои и взяли Его. (Мк.14:43-53)

Иуда предает Господа целованием. Он говорит стражникам: «Кого я поцелую, Тот и есть» (Лк. 22, 47). Истинный смысл его намерения не может скрыться от Господа. «Иисус же сказал ему: Иуда! Целованием ли предаешь Сына Человеческого?» (Лк. 22, 48).

Джованни Чимабуэ. 14 в. Иеронимус Босх (фрагмент). 16 в.

Поцелуй, выбранный Иудой как условный знак для воинов, был традиционным иудейским приветствием. Знаменательно, что еще в Ветхом Завете встречаются случаи целования перед предательством. Иисус не отвергает целования, зная все наперед, он кротостью своей и любовью вразумляет неверного ученика. Иудин поцелуй становится символом коварства и предательства, а имя Иуды - нарицательным.

Исполняется пророческое речение: «окружили меня, как пчелы сот, разгорелись, как огонь в терниях» (Пс.117:12); и еще: «множество псов окружили меня, тельцы тучные обступили меня» (Пс.21:17,13).

Иисус, не скрывается от стражи и, «зная все, что с Ним будет» , выходит навстречу толпе.

Немецкий мастер. 15 век

Агрессивное волнение толпы подчеркивает незлобие и смирение Господа. Евангелисты утверждали, что ученики вступились за Иисуса, а Петр даже отсек ухо одному из нападавших. Однако Христос тут же его исцелил, произнеся: «возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут» .

Поцелуй Иуды (Лобзание Иуды)

Иуда Искариот, один из учеников Иисуса Христа, предал его, указав на него страже, поцеловав ночью в Гефсиманском саду после моления о чаше. Поцелуй Иуды относится в христианстве к числу Страстей Христовых и следует сразу за гефсиманским молением Иисуса.
Сцена поцелуя Иуды описана у всех евангелистов за исключением Иоанна, который только описывает сцену ареста.
От Матфея (Мф.26:47-49)
…вот Иуда, один из двенадцати, пришёл, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и старейшин народных. Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его. И, тотчас подойдя к Иисусу, сказал: радуйся, Равви! И поцеловал Его.
От Марка (Мк.14:44-45)
Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его и ведите осторожно. И, придя, тотчас подошёл к Нему и говорит: Равви! Равви! и поцеловал Его.
От Луки (Лк.22:47-48)
…впереди его шёл один из двенадцати, называемый Иуда, и он подошёл к Иисусу, чтобы поцеловать Его. Ибо он такой им дал знак: Кого я поцелую, Тот и есть. Иисус же сказал ему: Иуда! целованием ли предаёшь Сына Человеческого?
В апокрифе «Слово о сошествии Иоанна Крестителя во ад», восходящем к византийским сочинениям Евсевия Эмесского и Евсевия Александрийского, подробно рассказывается о том, как дьявол подтолкнул Иуду к предательству и проводится следующее рассуждение о его поцелуе в Гефсиманском саду:
О поцелуй, полный беззакония! О поцелуй, гибельный для души! О уступка геенне огненной! Блудница, целовавшая ноги Владыки, душу свою очистила от скверны. Этот же, поцеловав, душу свою погубил. Она, целуя, список грехов своих разорвала, этот же, целуя, вычеркнул себя из книг жизни. О премудрость женщины! О неразумье ученика! Когда она целовала ноги Владыки, ангелы радовались и венец ей готовили, когда этот целовал - бесы радовались и сплетали веревку для повешения.
Исследователи Нового Завета отмечают, что поцелуй, выбранный Иудой как условный знак для воинов, является традиционным приветствием у евреев. Целование перед предательством известно ещё из Ветхого Завета: полководец царя Давида Иоав перед убийством Амессая «взял… правою рукою Амессая за бороду, чтобы поцеловать его. Амессай же не остерегся меча, бывшего в руке Иоава, и тот поразил его им в живот» (2Цар.20:9-10). При этом комментаторы пишут: «Это действие, обыкновенно употребляемое как выражение дружества и любви, употребляемое Иудою как выражение предательства, показывает в Иуде или лукавство - желание и при самом конце скрыть от Иисуса Христа гнусный замысел против Него, или крайнюю злобу, насмешливо употребляющую доброе орудие для причинения крайнего вреда, или безсмыслие, не понимающее внутреннего значения употребляемых действий».
Феофилакт Болгарский в своём толковании на Евангелие от Луки пише т :
Иуда идущим на Иисуса поставил знаком поцелуй, но чтобы они не ошиблись по причине ночи, указал не издалека. Чтобы Иисус не скрылся, для сего они приходят с фонарями и светильниками. Что же Господь? Он допускает к Себе с этим вражеским поцелуем. И громовые стрелы не просыпались в неблагодарного и коварного! Так, Спаситель учит нас незлобию в таких обстоятельствах. Он с укоризной говорит только: Иуда! целованием ли предаешь? Ужели не устыдишься самого вида предательства? Зачем к дружескому поцелую примешиваешь предательство, дело вражеское? Да и кого предаёшь? Сына Человеческого, то есть смиренного, кроткого, снисходительного, вочеловечившегося ради тебя, и притом истинного Бога. Говорит это потому, что до последнего времени пламенел к нему любовью
Иоанн Златоуст в своей Беседе «О предательстве Иуды» пишет о причинах, по которым Иуда сделал знак мира знаком предательства: «Знаю, кто показал тебе путь коварного лобзания: диавол внушил тебе такие объятия, а ты, повинуясь злому советнику, исполняешь волю его».
[«Поцелуй Иуды» стал идиомой, выражающей высшую степень коварства человека, а также символом предательства. В Православной церкви на литургии перед причастием читается молитва в которой верующие просят Бога сделать их причастинком своих Тайн и обещают: «не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя».
Сцена поцелуя Иуды часто встречается в изобразительном искусстве, особенно в росписях и фресках церквей, где присутствует на страстных циклах в композициях ареста Иисуса.