Семик седьмой четверг после пасхи. История праздника. Троица и Семик

СЕМИК и ТРОИЦА

Один из самых главных, ответственных периодов народного земледельческого календаря падает на седьмую неделю после Пасхи. Неделя эта носит название «семиковой», «русальной», «зеленой», «грязной», особо отмечены три ее дня: Семик, приходящийся на четверг; родительская суббота; Троица – воскресенье, 50-й день после Пасхи.

Семик – седьмой четверг после Пасхи считался очень большим праздником, он открывал сложный комплекс обрядов, знаменующих прощание с весной и встречу лета, прославляющих зеленеющую землю с центральным персонажем – березкой.

Селения на этот небольшой отрезок времени буквально преображались: дома и улицы украшаются срезанными березками, ветками, цветами. На Троицу прихожане являются на обедню в церковь с букетами полевых цветов, а пол в храме устилается свежей травой.

Те, кто придерживался старинных обычаев, утром посещали кладбища, где и встречали семик. Веселье начиналось после обеда. Молодежные гулянья, игры, хороводы происходили или в лесу, вокруг березки, или в деревне, куда с песнями вносили срубленное и украшенное деревце.

По традиции в Смоленской губернии в семик шли с березкой под песню:

Ой, где девки шли, там и рожь густа, Ой, где вдовы шли, там трава росла, Что трава росла высока, зелена; Где молодушки шли, там цветы цветут, Ну цветут цветы по всей улице, По всей улице да по бережку, Что по бережку под кусточками.

Во владимирских деревнях «накануне семика девушки рубят березку, украшают ее лентами, а в самый семик они вместе с парнями, которые несут березку, ходят с нею по полю, распевают песни и потом бросают ее в рожь».

Береза моя, березонька! Береза моя белая, Береза моя кудрявая! Стоишь ты, березонька, Осередь долинушки. На тебе, березонька, Трава шелковая. Близ тебя, березонька Красны девушки, Красны девушки Семик поют, Под тобою, березонька, Красны девушки, Красны девушки Венок плетут.

«В Саратовской губернии для празднования семика избирался особый дом, куда приносили разных припасов для пира, не забывая солода и хмеля; варится брага, затирается, заквашиваемая и сливаемая при пении веселых песен. В самый же семик, в полдень, начинается торжество. Посреди двора воткнуто срубленное с ветвями и листьями дерево, под которым стоит горшок с водою. Девицы ходят по двору или сидят, а мальчуганы держат в руках заготовленные кушанья, другие – ведро с пивом на палке. Более веселая, бойкая девушка подходит к дереву, опрокидывает горшок с водою, выдергивает дерево из земли и затягивает песню. С пением:

Ио, ио, семик-троица,

Туча с громом сговаривалась:

Пойдем, гром, погуляем с тобой,

Во ту слободу, в Радышевчину,

Ио, ио, семик-троица! -

идут в лес, где происходит пир».

На обширной русской территории троичный обряд с молодым деревом справлялся, разумеется, неодинаково, каждая губерния и даже деревня имела свой набор и последовательность действий, свой обязательный песенный репертуар, при том что основные элементы обряда сохранялись. К числу таких элементов относятся: выбор и украшение дерева, совместная трапеза под ним, завивание венков, кумление, срубание дерева с последующим уничтожением его, хороводные песни и игры под ним, гадание на венках, брошенных в воду.

Как это происходило на самом деле, в конкретных условиях русской деревни прошлого века, покажут приводимые ниже примеры.

В большинстве деревень Дмитровского уезда Московской губернии «в среду перед Троицей девушки отправляются выбирать – „заламывать“ березки, а на другой день, в семицкий четверг, или же в субботу, с яичницей и пивом идут завивать выбранные березки. Каждая приносила с собой глазок яичницы. После того как все березки завиты, яичницы размещались вокруг одной березки, а девушки, взявшись за руки, водили хоровод под следующую песню:

Березка, березка, Завивайся, кудрявая, К тебе девки пришли, Пироги принесли Со яичницею».

Березонька кудрявая, Кудрявая моложавая, Под тобою, березонька, Все не мак цветет, Под тобою, березонька, Не огонь горит, Не мак цветет – Красные девушки В хороводе стоят, Про тебя, березонька, Все песни поют.

На поляне, на лугу Гнулася березонька. Завивали девушки, Лентой украшали, Березку прославляли: «Белая березонька, Ходи с нами гулять, Пойдем песни играть!» (Владимирская губ.)

Березка девушкам

Приказывала,

Ой лялё-лялё, Всё приказывала:

«Придите вы, девушки,

Придите вы, красные! Ой, лялё-лялё, Придите, красные!

Сама я, березынька,

Сама я оденуся, Ой, лялё-лялё, Сама оденуся,

Надену платьико,

Все зеленое,

Ой, лялё-лялё, Все зеленое,

Усе зеленое, Всё шелковое,

Ой, лялё-лялё,

Всё шелковое! Ветрик повеет – Всё шуметь буду,

Ой, лялё-лялё,

Всё шуметь буду, Дождичек пройдет – Лопотать буду,

Ой, лялё-лялё,

Всё лопотать буду, Солнце выблеснет – Зеленеть буду,

Ой, лялё-лялё,

Всё зеленеть буду». Не радуйся Ни кленье-дубье,

Ой, лялё-лялё,

Ни кленье-дубье, Только радуйся Да белая береза,

Ой, лялё-лялё,

Белая береза, Белая береза, Горькая осина,

Ой, лялё-лялё,

Горькая осина! Идут к тебе Девки красные,

Ой, лялё-лялё,

Девки красные,

Девки красные, Косы русые,

Ой лялё-лялё,

Косы русые, Несут тебе Горелку горькую,

Ой лялё-лялё,

Горелку горькую,

Горелку горькую, Скрипку звонкую,

Ой лялё-лялё,

Скрипку звонкую, Скрипку звонкую, Яишню смачную,

Ой лялё-лялё,

Яишню смачную! (Смоленская губ.)

Мы завьем венки Мы на все святки, Мы на все святки, На все празднички, На все празднички На Духовые, На Духовые, На венковые. (Смоленская губ.)

Кто не идет Венков завивать, Положь того Колодою дубовою, Детей его Курчижкою сосновою! Кто венков не вьет, Того матка умрет! А кто вить будет, Того жить будет! (Смоленская губ.)

В некоторых селах и деревнях начала прошлого столетия пекли «для девиц козули, род круглых лепешек с яйцами в виде венка. С козулями они идут в лес, где с песнями завивают ленточки, бумажки и нитки на березе, на коей завязывают еще ветки венками».

Пойдем, девочки, Завивать веночки! Завьем веночки, Завьем зеленые. Стой, мой веночек, Всю недельку зелен, А я, молодешенька, Увесь год веселешенька! Святой дух Троица! Позволь нам гуляти, Венки завивати! Завью я веночек На круглый годочек, Кругло наше поле, Кругло невеличко, На нем ягод много, Зрелых и спелых, Ну я, млада, брала Ох, в фартушок клала, Зрелки на тарелку, Зеленушки в фартушки. Зрелки родному батьке, Зеленушки все свекру, Чтоб он подавился, Со мной не бранился. (Тверская губ.)

В Сибири вершины березок пригибали к траве и делали «косы», связывая эти вершины с травой.

Не радуйтесь, дубы, Не радуйтесь, зеленые, Не к вам девушки идут. Не к вам красные, Не вам пироги несут, Лепешки, яичницы, Ио, ио, Семик да Троица!

Радуйтесь, березы, Радуйтесь, зеленые, К вам девушки идут, К вам пироги несут, Лепешки, яичницы, Ио, ио, семик да троица!

Ты не радуйся, осина, А ты радуйся, береза: К тебе девки идут, К тебе красные идут Со куличками, со яичками!

Завивайся ты, березка, Завивайся ты, кудрявая, Мы к тебе пришли Со яичками, со куличками. Яички-те красные, Кулички-те сдобные.

«Семик, Семик, Троица, Пресвятая мать Купальница, Ты на чем приехала?» «На овсяном зерночке, На оржаном колосе!» (Владимирская губ.)

В Семик нижегородская молодежь «рядит в „девицу“ березу, а девку или парня – в шутовской наряд барабанщика», все вместе отправляются на луг, идут ряженые – человек и дерево. На лугу становятся в круг и поют плясовую песню про притоптанную травушку.

«Травина ли моя,

Травинушка шелковая!

Еще кто же траву притоптал?»

«Притоптали меня,

Травинушку шелковую,

Да все девушки,

Да все красные,

В зеленом саду гуляючи,

Золотым мячом играючи,

Все себя же утешаючи».

Еще в записях XVIII века говорится о том, что «поселянки, собравшись в рощи, нагибают молодые плакучие березки, свивают из них венки и попарно подходят сквозь их целоваться, приговаривая:

Покумимся, кума, покумимся, Нам с тобою не браниться, Вечно дружиться».

«Обряд кумления совершался девушками в лесу после завивания березок… Ветки березок загибаются в круг, так что образуются венки, или венки из березок или трав и цветов навешиваются на березки. К этим венкам девушки подвязывали свои крестики, затем сквозь венки целовались, менялись крестами и пели песни, содержанием которых является призыв к кумлению. Покумившиеся девушки считаются подругами на всю жизнь или до следующего кумления через год с другой девушкой, или на срок праздника. Кумятся все девушки, присутствующие при обряде»

Кумушка, голубушка, Серая кукушечка! Давай с тобой, девица, Давай покумимся! Ты мне кумушка, Я тебе голубушка! Кумушка, голубушка, Горюшко размыкаем! Будешь мне помощница, Рукам моим пособница!

Во время кумления «девушек-подростков приветствуют обыкновенно так: „Еще тебе подрасти да побольше расцвести“, а девице заневестившейся говорят: „До налетья (следующего года) косу тебе расплесть надвое, чтобы свахи и сваты не выходили из хаты, чтобы не сидеть тебе по подлавочью (т. е. в девушках)“, а бабам пожелания высказываются несколько иного характера: „На лето тебе сына родить, на тот год сам-третьей тебе быть“. Девушки свои пожелания шепчут друг другу на ухо».

Что ты, белая береза,

В чистом поле не шумишь?

Что ты, белая хороша, Со мной дела не решишь? (Тверская губ.)

В Семик в Саратовской губернии устраивают в лесу пир. «По завиванию венков, после кумовства, выбирают подбрасыванием вверх платков старшую куму, которая и носит это название в продолжение целого дня. Потом возвращаются веселым хороводом в село с тем, чтобы в Троицын день снова прийти в тот же лес развить свои венки. Каждая пара рассматривает, завял или еще свеж ее венок; по нему судят о своем счастье или несчастье. Кроме того, свивают еще венки и для своих родных, испытуя и их судьбу».

Пойдем, девки, В зелену рощу,

Пойдем, девки! Совьем, девки, Себе по веночку,

Совьем, девки! На мне венок Не сохнет, не вянет

На мне венок! По мне дружок Не тужит, не плачет

По мне дружок! (Смоленская губ.)

Вью, вью колечко На батюшка, Другое колечко На матушку, Третье колечко Сама на себя, Четверто колечко На своего старика. (Костромская губ.)

«В Троицын день девушки спрашивают у кукушки, когда она кукует, долго ли еще быть им в доме отца. Сколько раз прокукует кукушка, столько лет и ждать им замужества».

Местами в Валдайском уезде Новгородской губ. «в день Троицы вяжут небольшие веники, и с ними ходят в села к обедне. После одной отправляются на могилы своих родителей, чтобы, как говорят, „попарить родителей“.

Посещение на Троицу могил – обычай очень древний. Знаменитый Стоглавый собор 1551 года, осуждая этот языческий праздник, отмечал: «В троицкую субботу по селам и по погостам сходятся мужи и жены на жальниках и плачутся по гробом с великим причитаньем. И егда начнут играти скоморохи, и гудцы и перегудники, они же, от плача переставше, начнут скакати и плясати и в долони бити и песни сатанинские пети…»

Итак, троицкая суббота, как правило, посвящалаь умершим. Воскресенье же вновь проводили в лесу, вокруг березки. «После обедни девушки меняют свой наряд на лучшие платья, на голову надевают свежие березовые венки, переплетенные цветами, и в таком уборе идут в лес развивать березку. При-шедши туда, они становятся в кружок около завитой березки, и кто-нибудь из них срубает ее и устанавливает посреди кружка. Тут все девушки подходят к березе и начинают ее украшать лентами и цветами. Далее открывается триумфальное шествие девушек попарно; а впереди всех одна из них несет березку, и таким образом обносят ее кругом всей деревни. Пришедши в которую-нибудь из улиц, они втыкают березку в землю и начинают водить вокруг нее хороводы, тут присоединяются к ним парни, и все хором поют». К вечеру снимают с деревца ленты и отламывают по прутику, вырывают его из земли и «тащат уже к речке, как преступника, топить, несут по улице целой толпой, кто за какой сучок ухватится и, пришедши на берег, бросают ее в воду с криком: „Тони, Семик, топи сердитых мужей!“, и несчастная березка ‹…› плывет туда, куда понесет ее течение воды» (Владимирская губ.).

Да уж вы милые девушки мои,

Да вы подруженьки мои!

Да вы зачем меня да раздеваете?

Да чем же, чем же вам да разглянулася?

Да я кудрявая, да я нарядная была,

А теперь, березынька, да оголенная стою.

Все наряды мои да подаренные,

Все листочки мои, да все свернулися!

Вы подруженьки мои, да отнесите вы меня,

Киньте-бросьте вы меня да в речку быструю,

И поплачьте надо мной да над березынькой!

(Пермская губ.)

Своеобразным ответом на вопросы этой песни-причитания служит смоленская троичная песня:

Мы у поле были, Венки развили,

Венки развили,

И жито глядели. «Зароди, боже, Жито густое,

Жито густое,

Колосистое, Колосистое, Ядристое!»

А святой Илья

По межам ходит, По межам ходит Да житушко родит, -

Тое житушко

На пивушко, Дочек отдавать, Сынов женить,

Сынов женить

И пиво варить!

Наряженная, опетая, накормленная, прославляемая в течение нескольких дней, березка должна была отдать всю свою силу начинающему зеленеть полю, способствовать урожаю и соответственно – благополучию людей.

В Московской губ. ветки от троицкой березки не выбрасываются, «а втыкаются над воротами во дворе для охраны скота или кладутся в сусек для охраны от мышей. Для этого же они впоследствии кладутся под снопы хлеба, под сено и в картофельные ямы».

Не менее важное и увлекательное действо семиковой, троицкой недели – гадание по венкам.

В воронежских селах в Троицын день «вьют венки с известными песнями и потом эти венки бросают в воду. Чей венок пристанет к берегу, та останется в девках, чей уплывет, та выйдет замуж, чей потонет, та умрет».

Одно и то же «поведение» венков в разных местах, понималось по-разному. Так, потонувший венок мог означать смерть, измену или конец любви, а также противоположное – свидетельствовать о том, что милый помнит и тоскует.

Пойду на Дунай на реку, Стану на крутом берегу, Брошу венок на воду, Отойду подале, погляжу: Тонет ли, не тонет ли Венок мой на воде? Мой веночек потонул, Меня милый вспомянул. «О свет, моя ласковая! О свет, моя приветливая!»

Кумушки, голубушки!

Пойдете вы в венки,

Возьмите й меня!

Сорвете вы по цветику,

Сорвите и мне.

Совьете вы по веночку,

Совейте и мне.

Пойдете вы на Дунай-речку,

Возьмите и меня.

Покидайте на Дунай веночки,

Киньте и мой.

Все венки поверх воды,

А мой потонул.

Усе дружки с Москвы пришли, А мойго й нет.

Семи́к (Зелёная неделя , Русалочья неделя , Русалии ) — славянский народный праздник весенне-летнего календарного периода, отмечается в четверг перед Троицей (седьмой четверг после Пасхи, откуда и название). Знаменует окончание весны и начало лета. Считается женским праздником и совмещается с обрядами «проводов русалок» . Кроме того, включает в себя обряды поминовения усопших, сливаясь в этом с Троицкой родительской субботой.

Русалии


К. Е. Маковский, «Русалки», 1879

Праздник Русалий, будучи чисто языческим по содержанию, носит христианское название, или, по крайней мере, отпечаток греко-римского влияния. Праздник Русалий отмечался не только восточными славянами, но и южными — в Сербии и Болгарии, и само название Русалии появилось именно на Балканах. Согласно Этимологическому словарю Макса Фасмера, слово Русалия (ст.-слав. рѹсалиѩ , др.-серб. и др.-рус. русаліа , болг. русалия , сербохорв. русаље ) образовано путём заимствования из лат. rosālia — «Розалии, праздник роз» — языческого праздника древних римлян, обряда поминовения предков . Слово русалка произошло от названия праздника. В то же время Златковская Т. Д. ставит под сомнение возможность заимствовании древнеримской обрядности восточными славянами .

Русальная неделя, или Русалии — это время, когда русалки пребывают на земле. Считалось, что на Семик, то есть в мае-июне, когда становится тепло, русалки появляются на берегах рек, в лесах и рощах и качаются на ветвях деревьев (ср. у Пушкина: «Русалка на ветвях сидит»). В течение всего периода русалки находятся в непосредственной близости от человека, так что даже могут вступать с ним в контакт. С Русалиями связаны многочисленные запреты и обычаи, например, повсеместным был запрет на большие работы, нельзя было ходить в лес поодиночке, водить туда скот, полоскать бельё и заниматься шитьём. Один из древних обычаев, связанных с этим праздником, — это запрет на купание в реке, особенно в полдень и в полночь. Существовало поверье, что русалки утаскивают утопленников к себе. В Русальную неделю следовало задабривать русалок — тогда можно было рассчитывать на их помощь.


Русалии на Руси отмечались в канун Рождества Христова и Богоявления (зимние Русалии), на неделе после Троицы (Русальная неделя) или в летний Иванов день (Иван Купала). Судя по летописям, главным сроком Русалий был летний, привязанный уже в XII веке к христианской Троице и завершавшийся строго фиксированным днём летнего солнцестояния — днём Ивана Купалы (рождества Иоанна Крестителя). Киевская летопись второй половины XII века называет «Русальной неделей» седьмую неделю после Пасхи, завершаемую праздниками Троицы (седьмое воскресенье) и сошествия Святого Духа (Духов день).

Обряды с берёзой


Михаил Боскин, «Хоровод», 1910-е

В четверг девушки шли в лес «завивать берёзу» (ср. песню «Во поле берёза стояла»). Выбрав деревья, девушки завивали их — связывали верхушки двух молодых берёзок, пригибая их к земле . Из веток заплетали венки . При этом пели песни, водили хороводы, а под берёзками ели принесённую с собой еду (при этом обязательно должна была быть яичница). При завивании венков девушки кумились, то есть совершали обряд кумления: на связанные в виде круга ветви берёз вешали крестик, девушки попарно целовались через этот венок, менялись какими-нибудь вещами (кольцами, платками) и после этого называли друг друга кумой (посестримство). Специалисты объясняют этот обычай как пережиток древнейших обрядов, отмечавших половую зрелость девушек и принятие их в особую половозрастную группу.

Когда заканчивались чисто девичьи обряды, к участницам гуляний присоединялись парни с угощением и выпивкой. Песни и хороводы затягивались далеко заполночь, и гуляния нередко приобретали разнузданный характер. Поэтому Церковь к подобным праздникам относилась крайне отрицательно: к примеру, Стоглавый собор 1551 года резко осуждал подобные гуляния:

Русальи о Иванове дни и в навечерии Рождества Христова и Крещения сходятся мужи и жены и девицы на нощное плещевание, и на безчинный говор, и на бесовские песни, и на плясание, и на скакание, и на богомерзкие дела. И бывает отроком осквернение и девам растление. И егда мимо нощь ходит, тогда отходят к реце с великим кричанием, аки беси, и умываются водою. И егда начнут заутреню звонити, тогда отходят в домы своя и падают, аки мертвии, от великого клопотания.

Песня-величание семицкой берёзки

Берёзонька белая,
Берёзонька кудрявая
На чём приехала?
На ковре, на золоте,
На атласе, на бархате.
У кого же ты гостила?
У отца, у матери,
У роду, у племени,
У красных девушек.
Хотят берёзоньку срубить,
И её в речке утопить.

По книге «Обрядовая поэзия»

Завиванием и кумлением обряды с берёзой не ограничивались. Берёза — это вообще центральный объект в Семик и Троицу, ей посвящено множество обрядов. Берёзу выбирали в лесу, завивали, вырубали и украшали, носили по деревне, вокруг полей, водили вокруг неё хороводы, устраивали рядом с берёзой гуляния. В Троицу берёзовыми ветвями украшали церкви, избы и даже улицы. После праздников берёзу разрывали и разбрасывали ветки по полю, или кидали в реку.

Причина такого повышенного внимания именно к берёзе заключается в том, что молодую берёзу считали средоточием магической плодородной энергии. Эта энергия важна и полям, которые жизненно нуждаются в плодородии (см. также ниже), и людям и скоту, которым необходима энергия плодовитости. Поэтому и поля, и людей старались приобщить к этой живительной энергии берёзы. Кроме того, берёзу в её ритуальной роли можно сравнить с «майским деревом» западноевропейских народов. Оба этих явления своими корнями восходят к древним тотемическим представлениям.

Обряды с чучелом


Похороны Костромы. Рисунок с лубка. XIX век

В Муроме на Семик женщины пели особую песню о Костроме и устраивали её «похороны», а в Твери хоронили Ярило. В Рязани понедельник после Зелёной недели назывался Провожанием русалок. В этот день хороводы девочек и девушек с весёлыми песнями сходились с разных сторон города в назначенное место и пели и плясали около часа. В центре каждого такого хоровода стояла девушка и держала чучело, изображающее русалку. Затем остальные женщины начинали отнимать у девушки русалку, а отняв, разрывали на части и раскидывали в разные стороны. Считалось, что русалок проводили.

После этого никто не пел и не плясал, а детям запрещалось играть в горелки и старинную игру «уточки».

Семицкая песня из Владимирской губернии

Семик честной, Семик ладужный,
Послал за винцом, на нем семь одеж,
Все шелковые, полушелковые,
Семику да Семичихе — яичко!
Семик баню продает,
Семичиха не дает;
Стряпала, стряпала
В тесто ложки прятала!

По книге В. К. Соколовой

В некоторых местностях чествовали чучела «Семика и Семичихи». Их одевали в рубаху и сарафан соответственно, выносили в поле и устраивали рядом с ними трапезу и пляски, в ходе которых участники обряда — парни и девушки — должны были по очереди целовать чучела и друг друга. На ночь Семика и Семичиху оставляли в поле, а возвращаясь утром, спрашивали: «Как вы ночку провели, молодица с молодцом?». Увенчав головы чучел венками, их несли к реке, после чего раздирали и бросали в воду. В некоторых местностях (например, во Владимирской губернии) Семика и Семичиху изображали переодетые девушки или (реже) юноши, которые с ватагой детей и подростков обходили дома односельчан, выпрашивая дары. Обходы часто сопровождались песнями.

Ритуалы с чучелом и явно эротические элементы вообще семицкой обрядности призваны вызвать плодородие земли. В данный период это особенно важно, поскольку для земледельца конец весны и начало лета — критический и решающий момент: посев уже закончился, и рост хлеба полностью зависит от плодоносных сил земли. Ритуалы с чучелом, как показывают исследователи, являются проявлением не до конца сформировавшегося у славян культа умирающего и воскресающего бога, связанного с плодородием, природой и её сезонными изменениями.

Поминальная обрядность

Отличительной чертой Семика являлось поминовение «заложных» покойников, то есть погибших не своей смертью. Их запрещалось отпевать в церкви, и поминались они отдельно. По народным представлениям, умерших плохой смертью не принимает земля, поэтому они оставаются неупокоенными и могут досаждать живым, зачастую находятся в услужении у нечистой силы, а иногда вообще обладают демоническими свойствами. Поминать заложных покойников разрешалось только в Семик, поэтому этот день считался «отрадой» для их душ. Нередко в Семик хоронили скопившихся за зиму в «скудельницах» заложных покойников, которых запрещали хоронить в другое время. Поминки в Семик проводились дома, на кладбищах, в часовнях, на местах сражений и массовых захоронений. Обязательной была поминальная трапеза с обрядовой пищей (блины, пироги, кисель и т. д.) и алкоголем. Поминовение нередко принимало разгульный характер, сопровождалось весёлыми гуляниями и даже кулачными боями. Таким образом, поминовению заложных покойников уделялось очень большое внимание. Связано это с тем, что они, при отсутствии должного почтения, вполне могли наслать засуху или неурожай, тревожить своими посещениями или открыто вредить людям.

На сегодняшний день практически повсеместно поминальная обрядность с собственно Семика перешла на Троицкую родительскую субботу.

Семик у нерусских народов

Помимо русских, Семик отмечался и другими православными народами Русской равнины. Коми-пермяки в этот день ходят на кладбища, чтобы помянуть своих умерших. Поминают чаще всего рыбным пирогом (чери нянь ), пекут и другие пироги, например, шаньги из крупы (шыгдöса пирöг ). В селе Юрла Пермского края в этот праздник все жители идут на могильник и поминают своих усопших. Они настилают на могилы скатерти и накрывают их. Затем они окуривают могилу зажжённой свечой или лампой с ладаном и после этого принимаются за трапезу, которая начинается с варёных куриных яиц. При этом их праздник не похож на похороны, поскольку в него все веселятся. Подобные обычаи встречаются и у других финно-угорских народов России, в том числе у марийцев и удмуртов. В отличие от русских у них, как и у коми-пермяков, праздник носит преимущественно и почти исключительно поминальный характер.

В православной культуре значимым церковным торжествам обычно соответствуют языческие народные празднества, не исключение, в этом смысле, и Троица. В 2018 году, какого числа ее ждать? Чтобы точно сориентироваться в датах, достаточно вспомнить, когда в этом году Пасха. К ней по срокам привязана Святая Троица, как и некоторые другие христианские праздники. Расчет ведется просто: памятное событие, схождение Духа Истины, свершилось на 10 день после Вознесения Иисуса на небеса или на 50 - после Христова. Поэтому праздник Троица называют также Пятидесятницей. нынче отмечается 16 апреля, значит, Святая Троица, которую считают днем рождения созданной Иисусом Христом Церкви, наступит 27 мая.

Древняя легенда



Покинул Господь грешную землю, и осиротели, растерялись его верные ученики. Частенько собирались они вместе, долго молились, но, что дальше делать, не ведали. Иудейский праздник первой жатвы они встречали сообща, в Иерусалиме, была с ними и Дева Мария. Вдруг раздался грохот, грому подобный, разверзлась крыша Сионской горницы, и в воздухе затрепетали языки необычного, холодного, пламени. Они коснулись, на мгновение осветили головы апостолов, и произошло великое чудо. Преемники Христа обрели бесценный дар – «глаголом жечь сердца людей». Теперь им не мешали языковые барьеры, слова религиозного учения проникали в души, словно солнечный свет. В богословской науке это явление обозначают термином глоссолалия.

Между тем, возле дома, где находились апостолы, клубилась толпа любопытствующих, горожан и многочисленных паломников привлек громкий шум. К ним и обратились пророки с пламенной речью. Наблюдая редкий эмоциональный подъем, воодушевление ораторов, некоторые сочли их пьяными. Однако большинство присутствующих выразило желание покаяться, и принять крещение во имя Иисуса Христа. Так зародилась христианская церковь, с той поры свой день рождения отмечает она после того, когда в этом году Пасха пройдет, и семь недель после нее пролетят.

«А причем здесь Троица?» - спросите вы, и будете абсолютно правы. Дело в том, что посредством знамения, появления священного огня, впервые обнаружил свое присутствие бестелесный, невидимый для человеческого глаза Святой Дух. Об его существовании, как и о трех нераздельных, равносильных ликах Господа, Христос не раз рассказывал ученикам. У них появилась возможность лично убедиться: кроме Бога Отца, Сына его, Иисуса Христа, есть еще и Дух Истины, поддерживающий крепость веры. Так, что название «Троица» (В 2018 году, какого числа ее отметим? 27 мая) точно отражает библейский смысл торжества.

Пресвятая Троица на Руси




В русских землях праздник Троица до XIV века повсеместно не отмечался, в церковный календарь он попал с легкой руки Сергея Радонежского. Такие православные святые, как он, пользовались в народе безграничной любовью и уважением. Озабоченный судьбой Отечества, пребывающего под монголо-татарским игом, отец Сергий ратовал за объединение разрозненных княжеств. В единстве кроется сила, способная одолеть врага, избавиться от ненавистного гнета. Примером служила Пресвятая Троица, не слившаяся, но не делимая. В честь нее возвели монахи в лесу скромную обитель, на этом месте сейчас раскинулась величественная Троице-Сергиева лавра.

Православная Троица открывается Вселенской субботой, когда накануне праздника поминаются усопшие родственники, православные святые. Праздничные богослужения начинаются на следующий день, в воскресенье. Троице-Сергиева лавра, другие церкви и монастыри встречают верующих в зеленом убранстве. Пол устлан пахучей, свежескошенной травой, стены украшены цветами, ветками деревьев, усыпанных нежными листочками. Даже церковная утварь в день Троицы наряжается в ленты зеленого цвета. Заканчивается празднество в понедельник, именуемый Духовым днем. После божественной литургии из храмов выносят березки, прихожане отрывают от них освященные веточки, символизирующие обновление жизни благодатью Святого Духа. Дома их ставят к иконам.

Зеленые Святки




Согласно православным канонам наступит Троица в 2018 году (какого числа?) в первой половине июня, 4. По народным традициям, возникшим еще в дохристианское время, Зеленые Святки, весенне-летний праздничный период, начинается на седьмой неделе Пасхи, в четверг, с Семика. Говорят, день этот обладает невероятным энергетическим потенциалом, но, к сожалению, со знаком «минус». Не зря, в Семик полагается поминать, задабривать угощением тех, кого не отпевали в церкви: самоубийц, казненных преступников, колдунов, иноверцев, а также людей, умерших без покаяния. Иначе их не упокоенные души живых в могилу утащат. Еще на Семик детвора и подростки ходили по хатам, выпрашивая продукты (яйца, муку, масло, сахар, сметанку) для общего деревенского застолья на день Троицы. А девушки и молодки шли в лес, заплетать венки, вязать березовые веники.

Ими обметали, опахивали в Троицкую субботу родительские могилки. Сначала громко причитали, плакали, а потом раскладывали на скатерти поминальную еду, крашеные , вино по чаркам разливали. Затевали веселую трапезу, православная Троица – и для мертвых праздник. Вечером топили в деревнях бани, сами мылись и для гостей с того света тазик с теплой водой да душистый свежий веник оставляли, пусть всласть попарятся. В ночь на Троицу собирали в лугах и лесах целебные травки, им приписывались магические свойства.

День Святой Троицы славился молодежными гуляньями, которые затягивались до утра. При свете костра парни и девицы в ярких сарафанах водили хороводы, устраивали коллективные игры, на качелях качались. Девушки, конечно, ворожили, главный атрибут таинственного обряда – веночек.

Троицкие




Мы привыкли, что венок, символ девичьей красоты, дополняет выходной народный костюм, его носят на голове. Однако в старину в день Святой Троицы сгибали в кольца ветви прямо на рябине, дубе, клене, но чаще на гибкой, молодой березке. Их скрепляли, завязывали красными и зелеными лентами, травинками, стеблями полевых цветов. Заневестившаяся дочка такие венки на всю родню делала. В чаще заранее подходящее деревце приглядывала, в Семик тайком веночки скручивала для себя, матушки, батюшки, сестер, братьев. В Духов день их расплетала да запоминала, чей веночек не увял, целым и невредимым остался. Хороший это знак, счастливчика ожидает личное счастье, крепкое здоровье и достаток. Девица, обладательница «удачного» веночка, в родительском доме не засидится, в течение года замуж выйдет.

«Святыми» считались венки, составленные из травы, которой пол в храме устилали. Такой амулет не обманет, судьбу верно предскажет. После праздничной литургии порой прямо у церкви вили девицы заветные веночки из любистка, луговой мяты, пряного чабреца, старались больше полевых цветов в них вплести. Иногда и милому дружку пышный головной убор изготавливали, с расчетом, что «окольцованный» на Троицу парень вскоре под венец позовет. В конце Зеленых Святок травяные венки, зажмурившись, бросали в реку. Утонет – любимый изменит, отвернется; к другому веночку пристанет – к скорой свадьбе. В какую сторону поплывет, оттуда и сватов ждать. Попробовать старинное гадание можно, когда Троица в 2018 году. Какого числа? 27 мая.

Делать, а что нельзя




Обряды старины далекой сегодня мало кто всерьез воспринимает, но основные традиции, присущие этому празднику, до сих пор свято чтут. Например, накануне Троицы приводят в порядок квартиру, на подоконники ставят вазы с цветами или зелеными веточками, готовят что-нибудь вкусненькое. На Святую Троицу, как и в Духов день, грешно заниматься домашними хлопотами, работать на садовом участке. По поверью, земля в Зеленые Святки именины справляет, потому и не полагается ее тревожить (копать, пахать, рыхлить).

Советуем в день Троицы посетить храм, атмосфера там царит удивительная. Душа просветляется, обновляется, наполняется радостью и божьей благодатью, словно заново родилась. Да и свечки за упокой усопших родственников непременно нужно поставить. Вечер хорошо провести в кругу семьи, с детьми, родителями. Простите близким обиды, гоните прочь дурные мысли и плохое настроение. Впереди теплое, солнечное лето, отпуск на море или отдых на даче, сплошной позитив, удовольствия и любовь. Кстати, венчания на Троицу не проводят, зато для помолвки, сватовства – самое подходящее время. Говорят, молодые будут жить дружно и счастливо.

Если выберетесь в воскресенье с друзьями на природу, воздержитесь от купания в реке или озере. Неосторожного пловца русалки могут на дно утащить. Шутки шутками, но лучше не рисковать, к тому же, вода в начале лета еще холодная. По лесу в одиночку тоже не бродите, лесные жители, лешие и кикиморы, с тропинки уведут, в глухой бурелом заманят. Нечисть в этот день и в городе резвится, гуляет, поэтому без нательного крестика православные из дома не выходят. А чтобы защитить жилище от потустороннего влияния, двери, окна и стены с утра кропят святой водой. Однако у пугающего явления и положительная сторона имеется, Зеленые Святки идеально подходят для любовных приворотов и колдовских обрядов.

Белая магия на Троицу




Заговор на семейное благополучие (на воду)

Порой кажется, что ссоры между супругами на пустом месте, без повода вспыхивают. Из-за нервозной обстановки дети часто болеют, растут капризными и непослушными. Все плохо: и с деньгами, и с работой, и с учебой. А раньше были в семье мир да лад. Возможные причины – сглаз и порча, избавиться от которых поможет Троица. В 2018 году, какого числа ее справляют? 27 мая. В ночь перед православным торжеством срывают с молоденькой березки одинаковые листочки, по одному – на каждого домочадца. Но прежде обнимают, гладят ствол дерева, прощения у него просят и заступничества. Тогда же и воды из открытого источника набирают: из колодца, родника, ручья, пруда, речки. Листья раскладывают на подоконнике, широкую емкость с водой (без крышки) тоже ставят у окна.

Через 3 дня, на четвертый, поздним вечером зажигают 12 восковых церковных свечей белого цвета. Обряд подействует быстрей, если купить в храме свечки специально к Святой Троице отлитые. Трижды осеняют крестным знамением поверхность воды, склоняются над ней, как можно ниже, и шепчут слова заговора: «Крест налагаю, Троицкую водицу освящаю. Беды, невзгоды, печали от семейного гнезда отвожу, между ними и (перечисляются имена всех членов семьи по старшинству) высокую стену возвожу. Пусть стоит она, крепка, тверда, и не рушится никогда. Пресвятая Троица, благослови!»
Волшебную воду разливают в стаканы или стеклянные бокалы, опускают в них по березовому листу. Стаканчики размещают в доме, возле входной двери, оконных и дверных проемов, у изголовья кровати в супружеской спальне. Оставшейся водой обрызгивают помещения, включая кладовки, антресоли, чуланы. По истечению трех дней воду выливают подальше от дома, желательно под куст боярышника или под осину. При этом следует сказать: «Что было, то ушло, быльем поросло». Через год магический обряд можно повторить.

Снятие сильной порчи

Троица (В 2018 году, какого числа? 27 мая) продуцирует мощную очищающую ауру, которая при правильном использовании снимает практически любую порчу. При этом не придется обращаться к знахаркам или экстрасенсам, «больной» выполняет обряд самостоятельно. Это основное требование. Накануне составьте букет из 40 наименований различных трав и цветов (садовых, полевых, лекарственных растений). С этим амулетом следует отстоять утреннюю торжественную литургию в храме. Постарайтесь занять место слева от аналоя.

«Лечебный» букет хранят возле иконы, ставят в вазу из натурального материала (стекла, керамики, фарфора) без воды. На протяжении 40 дней вынимают по одной былинке, помещают в выделенный специально для этой цели прозрачный стакан и сверху поливают святой водой. Достаточно 50 мл. Обмакнув в нее указательный палец, «рисуют» на затылке крест. Остальную воду выпивают. После выполнения ритуала, в коробочку или копилку кладут монетку. Их к концу должно набраться 40 штук.

Эти денежки раздают нищим возле церкви, где на сороковой день заказывают молебен во здравие. На нем нужно присутствовать лично. А после свечки поставить перед ликами Пантелеймона, Трифона, Косьмы и Дамиана. В чай неделю добавляют перечную мяту, мелиссу или валериану, что больше нравится и не вызывает аллергии. Спустя семь суток рано утром, на рассвете, читают молитву ангелу-хранителю. И опять в храме две свечи покупают, но на этот раз иконам Богородицы и Иисуса Христа. Обратите внимание, свечки размещают на овальной подставке, а не на прямоугольном столике (кануне). Там ставят свечки за упокой. Если обряд исполнить в точности, без отступлений, Пресвятая Троица от лютой порчи избавит.

Оберег на супружескую верность




Традиционным блюдом в день Троицы является яичница. Если ее особым образом, можно на весь год крепкой любовью супруга заручиться. И так, разбивают на смазанную маслом сковородку два яйца, символизирующих семейную пару, мужа и жену. Пока глазунья жарится, нашептывают заговор: «Святая Троица! Очисти нас от грехов. Исцели болезни наши, беды отведи. Брак узами прочными скрепи». Колдовское сдабривают четверговой солью, приправляют перышками лука, веточками петрушки, укропа, стрелками чесночка. Причем, зелень кладут, как есть, не крошат, чтобы целостность семейного союза сберечь.

Яичницу помещают внутрь большой круглой или калача, в идеале, освященного на Троицу в церкви. Съедают его, сидя на травке, под красивой развесистой березкой. Не режут, на две части разламывают. Непременно устройте обрядовый пикничок, когда придет Троица в 2018 году. Какого числа она нынче? 27 мая. Будем надеяться, что с погодой, по-настоящему летней, нам повезет. С праздником!

В сложном и предельно семантизированном комплексе русских календарных обрядов, дошедших до нас из глубин седой древности, не последнее место занимает троице-купальский календарный комплекс. И на сегодняшний день та его часть, что называется «Зелеными Святками», т.е. Семик (четверг перед Троицей или, реже, четверг после нее), представляется наименее понятной и объяснимой, несмотря на достаточное количество литературы на эту тему.

Вывод Д.К. Зеленина («Восточнославянская этнография») о том, что Семик связан с поминовением так называемых «заложных покойников» представляется недостаточно аргументированным и убедительным по целому ряду причин.

Во-первых , и Троица, и предваряющий ее Семик - это Зеленые Святки». А Святки (зимние или весенние) всегда связаны со «святьем», то есть теми предками («родителями»), которые, выполнив свой земной долг, обрели световое тело (ушли в Свет) и реинкарнации не подлежат. В отличие от них, те из ушедших в мир иной, кто еще не исполнил все свои обязанности в земной жизни и должны были вернуться в этот мир новорожденными детьми («Из навей нас дети емлют»), не были «Святьем» и не имели отношения к Святкам.

Во-вторых , уже то, что часто обряды Семика проходили в местах древних языческих погребений - жальниках, да еще и сопровождались «общим весельем, музыкой и свистом», отнюдь не свидетельствует о том, что это были «злые покойники». Скорее всего, таковыми их сделала новая христианская доктрина, так как древний культ «Святья» с ней никак не согласовывался.

И, в-третьих , использование в обрядах Семика крашеных яиц – символов зарождения жизни, отнюдь не свидетельствует о негативном отношении к тем, кому они жертвовались.

Кроме того, мы сегодня очень смутно представляем, почему, собственно, этот обрядовый комплекс – «Зеленые Святки» - назывался «Семик и Троица ». Ведь завивание венков на березах и кумление через них девушек и молодых женщин, смена головных уборов девушками на женские и женщинами на девичьи, поедание ритуальной яичницы – никакого отношения к христианской Троице – Богу Отцу, Богу Сыну и Богу Духу Святому не имеет.

Для того, чтобы разобраться во всех этих странностях, нам придется обратиться вновь, как это нами делалось неоднократно, к древнейшим памятникам индоевропейских народов Ригведе, Авесте и эпосу Махабхарата, с одной стороны. А с другой – к древнейшим традициям, сказкам, песням, обрядовой практике русского народа.

О чём свидетельствуют древнейшие Традиции

Согласно Махабхарате («Адипарва» и «Ашвамедхапарва») процесс структурирования Вселенной проходил следующим образом.

По мысли Творца и его Слову (т.е. озвученной мысли) появилось некое первояйцо, в котором «подлинным светом, непредставимым и вездесущим, из которого все рождается и в который все возвращается, был вечный Брахмо». «Ашвамедхикапарва» называет его «первоэлементом» или «эфиром». У Брахмо или эфира было только одно свойство – звучание (7 звуков и аккорд).

Затем из звучания появляется ветер или движение, у которого уже два свойства – звучание и касание, то есть инерция. Причем собственным свойством движения Махабхарата называет касание.

Затем из звучания и касания рождается третий компонент – собственно свет – Свет видимый, состоящий из 7 цветов спектра. У него уже три свойства: звучание, касание и образ.

Собственным свойством видимого света является именно Образ, т.е. все, что связано с миром физическим, проявленным, миром наших реальностей. Именно этот видимый Свет, согласно Махабхарате, и порождает все, что имеет форму или Образ. Причем, если потенциальная возможность движения и созидания образов принадлежит некоему «Оно» (Брахмо), а впоследствии мужскому началу – Брахме, то собственно сам творческий процесс – прерогатива женского начала. Ибо именно женское начало является «шакти» Брахмо, то есть его творческой, созидательной силой или Видимым Светом, творящим образы.

Полностью аналогичная ситуация наблюдается и в Русской Традиции.

Так в Поучении против язычества рубежа ХII – ХIII веков говорится, что русские язычники в первый день недели – воскресенье - поклоняются Свету. Причем, не Солнцу, утверждая, что Солнце только «вещь света», то есть вещественное его воплощение, а некоему «непостижимому и неосязаемому Белому Свету ». И «написавше жену в человеческий образ, поклоняются ей как тому самому неисповедимому Белому Свету» (существовавшему, по мысли древних, независимо от солнца).

Здесь уместно вспомнить про многочисленные русские вышивки с изображением женской фигуры с поднятыми вверх, часто процветшими или трехпалыми руками. Дева стоит, как правило, между двух деревьев, двух всадников или двух птиц–утиц (лебедей – «пав», «паванек»).

Но ведь в Упанишадах прямо говорится, что «Свет - это лебедь на водах» .

Вспомним таких персонажей русских народных сказок как Василиса Премудрая, улетающая от Ивана-Царевича белой лебедью или пушкинскую Царевну Лебедь, у которой «месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит» . Северорусское название лебеди – пава, паванька, павана слишком созвучно с санскритским «павана» - огонь, свет, очищающий», чтобы быть тут случайным совпадением. Таким образом и русская народная традиция, как и древняя ведическая, утверждает, что все во Вселенной, весь материальный мир – мир образов - порождены женским началом, которое представляет собой видимый - Белый Свет.

СВЕТ РАЗУМ

Есть весьма интересный вариант русской народной сказки «Пойди туда, не знаю куда. Принеси то, не знаю, что ». Обычно в этой сказке охотник Андрей (или Степан), перепрыгнув на бабушке-лягушке через огненную реку, встречается с неким Сватом Разумом, которому подвластно всё. Но существует северорусский (вологодский) вариант этой сказки, где охотник встречается со Светом Разумом .

Рассказавший мне этот вариант сказки выдающийся российский фольклорист А.М. Мехнецов отмечал то удивившее его обстоятельство, что рассказчики иногда (но упорно) говорили вместо «Свет Разум» - «Шем Разум ».

Но ведь еще в начале ХХ века маркиз Сент-Ив Д’Альвейдер в своем знаменитом «Археометре » писал, что ШЕМ означает «теогонический мир, сотворенный непосредственно Словом», причем это «не человеческое слово, т.е. философская ложь, но слово Бога, единого источника всяческой истины» и что в нем «говорит само Слово – Творец» .

В ситуации с русской народной волшебной сказкой слово «Шем» является синонимом, аналогом слова «Свет», так как Свет Разум и Шем Разум здесь одно и то же.

Надо отметить, что на Русском Севере, при отсутствии четкой дифференциации звуков «С» и «Ш», само название праздника звучит зачастую не как «Семик », а как «Шемик ».

Но тогда, исходя из здравой логики, Семик вовсе не день поминовения заложных покойников, умерших не своей смертью, вовремя не похороненных и т.д., а Праздник Света, творящего живую жизнь, воплощенную в образе дерева (и растительности вообще, ведь не случайно в народе говорили, что «на Троицу земля травой покроется» ).

ТРОИЦА

Что касается названия Праздника «Троица », то троичные структуры вообще характерны для древнерусской культуры.
  • 3-х сезонный год, память о котором осталась на Русском Севере, в Индии и Древнем Египте (заметим, что, например, даже близкие соседи индийцев трехчастного деления года по 4 месяца в сезоне не знают);
  • 3-х ликие божества славян и «Тримурти» (Брахма – Вишну – Шива) Индостана.

Обязательно стоит обратить внимание на одно важное обстоятельство. Мы уже отмечали, что в ведической традиции Свет - это «лебедь на водах », причем эта «световая стихия» воспринимается как первая и изначальная . Древнейшее божество космического пространства, владыка Вселенной и небесного океана у индоевропейцев - Варуна (у древних эллинов - Уран ). Именно он держит в бесконечном пространстве Вечности дерево, корни которого смотрят вверх, а крона и листья на ней – вниз. И листья этого дерева в древних ведических гимнах сопоставляются со звездами.

В северорусской традиции, в частности на Усть-Цильме, до наших дней сохранилась древняя легенда, где в начале творения существует огромный небесный океан, а создает весь наш материальный мир водоплавающая птица – утка – гагара. Космический океан присутствует также и во многих других древних русских заговорах. Но как это не покажется парадоксально, примерно о том же космическом океане говорит и современная физика. Эту среду физики называют эфиром .

РИШИ

В связи с вышеизложенным возникают следующие закономерные вопросы.

А на низкой ли ступени культуры (как, в частности, считал Д.К. Зеленин) стояли наши предки, празднуя Зеленые Святки -Семик и Троицу?

В их обрядовых комплексах не было ли законсервировано и сохранено то Великое знание законов космоса, которое наши мудрые предки хотели донести до нас – их потомков?

Мы, ученые МКУ, сегодня можем предположить вполне, что в обрядах Зимних Святок, Масленицы и Троице-Купальского цикла зафиксированы те, как их называют физики, «фазовые переходы », через которые проходит первичная структура Вселенной – космический океан в своем созидательном, творческом процессе.

Зимние Святки - это стабильная, неподвижная, потенциально несущая в себе все возможности форма кристалла. Ею правит мужское начало – Дед Мороз, о котором А.С. Фаминцын в своей книге «Божествах древних славян» писал:

«По представлению русских поселян солнце есть огонь, поддерживаемый Дедом, под именем которого, следовательно, в данном случае следует понимать верховного небесного Бога».

Масленица или Красная Горка , которая завершалась в древности всегда в День весеннего равноденствия. Это движение растаявшего снега и льда, переход из кристаллической потенциальной формы в активную, жидкую, которой правит творческое женское начало – Теща.

И, наконец, Зеленые Святки или Семик и Троица . Здесь очередная трансформация постепенного превращения воды в пар, плазму, а затем и в Свет .

Вспомним биологию. Ведь именно Свет дает рождение живой жизни – зеленому листу и траве.

И завершает весь этот «фазовый комплекс» Купальская ночь , когда включается процесс реинкарнации тех, кто должен вернуться в наш мир новорожденными детьми, то есть людьми.

Всё очень логично: Кристалл - Вода – Ионизированный пар – Свет - Зеленый лист (дерево, травы) - Человек .

И при этом точкой отсчета является именно кристалл. Ведь сам этот термин - значит буквально «застывший свет». А, значит, Человек, достигший «застывшего света» , обретший «световое тело» , т.е. «святой» - Риши (или Раша) – это:

Мудрец, постигнувший Главный Смысл Мироздания - вечный и
бесконечный круговорот жизни!

Именно на Праздник «Семик» молодые девушки «кумились» с березками - вступали с ними в родство - так сам порождающий жизнь Свет воплощался в образе Женщины. В Празднике «Семик и Троица» или в «Зеленых Святках» во всей полноте отразились представления наших мудрых предков о Великом должном Единстве Природы и Человека. И здесь невольно вспоминаются прекрасные строки С.Я. Маршака:

«Человек, будь он хоть трижды гением,
Остается мыслящим растением.
С ним в родстве деревья и трава,
Не стыдитесь этого родства.
Нам даны до нашего рождения
Сила, стойкость, жизненность растения».


История праздника

Семик считается языческой основой праздника, приходящегося на седьмую неделю Пасхи. Предположительно, в древности он входил в единый весенний праздничный цикл, начинала который Масленица, и был его завершением. С принятием христианства языческий семик был приурочен к Троице, но продолжал древние обряды и верования.

Острицкий А.Г.

Один из самых главных и ответственных периодов народного земледельческого календаря падает на седьмую неделю после Пасхи. Неделя эта носит название «семиковой», «русальной», «зеленой», «гряной», особо отмечены три ее дня: Семик, приходящийся на четверг; родительская суббота; Троица - воскресенье, 50-й день после Пасхи.
В народных обычаях празднование христианского праздника совместилось с дохристианскими праздниками, отмечавшими конец весеннего периода жизни природы. Перед днём Св. Троицы (всегда выпадающий на воскресенье) отмечался в четверг языческий праздник Семик. В течение столетий древние обряды семицкой недели постепенно переносились на Троицу. Троица впитала в себя всю обрядность Семика. В других – обрядовые действия раскладывались на Семик и Троицу.



А.Клименко. Венок на камень

Семик - седьмой четверг после Пасхи считался очень большим праздником, он открывал сложный комплекс обрядов, знаменующих прощание с весной и встречу лета, прославляющих зеленеющую землю с центральным персонажем - березкой, девичьи гулянья, поминание умерших.
Деревни и села на этот небольшой период буквально преображались: дома и улицы украшаются срезанными березками, ветками, цветами. На Троицу прихожане являются на обедню в церковь с букетами полевых цветов, а пол в храме устилается свежей травой.
Те, кто придерживался старинных обычаев, утром посещали кладбища, где и встречали семик.


Семик в Епифановском уезде Тульской губернии. Гравюра. Середина XIX в.

Веселье начиналось после обеда. Молодежные гулянья, игры, хороводы происходили или в лесу, вокруг березки, или в деревне, куда с песнями вносили срубленное и украшенное деревце.
Для празднования семика избирался особый дом, куда приносили разных припасов для пира, не забивая солода и хмеля; варится брага, затираемая, заквашиваемая и сливаемая при пении веселых песен. В самый же семик, в полдень, начинается торжество. Посреди двора воткнуто срубленное с ветвями и листьями дерево, под которым стоит горшок с водою. Девицы ходят по двору или сидят, а мальчуганы держат в руках заготовленные кушанья, другие - ведро с пивом на палке. Более веселая, бойкая девушка подходит к дереву, опрокидывает горшок с водою, выдергивает дерево из земли и затягивает песню.

С пением:

Ио, ио, семик-тройца,
Туча с громом сговаривалась:
Пойдем, гром, погуляем с тобой,
Во ту слободу, в Радышевчину,
Ио, ио, семик-тройца! -

Идут в лес, где происходит пир».

На обширной русской территории троичный обряд с молодым деревом справлялся, разумеется, неодинаково, каждая губерния и даже деревня имела свой набор и последовательность действий, свой обязательный песенный репертуар, при том, что основные элементы обряда сохранялись. К. числу таких элементов относятся: выбор и украшение дерева, совместная трапеза под ним, плетение венков, кумление. срубание дерева с последующим уничтожением его, хороводные песни и игры под ним, гадание на венках, брошенных в воду.


Анна Виноградова

Главным объектом поклонения в эти дни была береза, которая издавна почиталась русскими людьми. В поверьях русского народа она выступала как счастливое дерево, приносящее добро, оберегающее от зла, нечистой силы, изгоняющее болезни. Береза символизировала женское начало, считалась покровительницей девушек и молодых женщин. Одновременно с этим береза воспринималась как дерево, связанное с душами умерших. В дни Семика – Троицы в некоторых местностях России главными праздничными деревьями считались дуб, клен или рябина. Кроме ветвей деревьев в обрядах этих дней использовались различные травы и цветы: «Семик на ветвях, а Троица на цветах».


Семик в новой деревне. Лубочная картинка.

В Семик – Троицу деревенские и городские улицы, дома снаружи и внутри украшали срубленными березками или ветками березы, полы в домах покрывали плотным ковром из трав, на божницу ставили букеты цветов. Этот обычай, распространенный по всей России, вошел и в церковную практику. В день Троицы внутри церкви ставили срубленные березки, пол устилали душистыми травами, верующие стояли во время праздничной службы с ветками березы и букетиками цветов – зарей. Церковь рассматривала цветы и зелень как знак жизни, а сам обычай приносить их в храм – как выражение радости и благодарности Богу.

Троицкие празднества включали в себя, как уже говорилось выше, и поминовение умерших. Они проводились в Троицкую субботу, предшествующую дню св. Троицы и считавшуюся у русских главным весенним поминальным днем, и в Духов день. Поминая предков в дни возрождения природы, люди надеялись на их помощь, защиту, доказывали, что для умерших нет забвения.

Завивание берёзки - один из главных обрядов Семика-Троицы, суть которых состояла в чествовании возрождающейся после зимы природы.
В деревнях центральной и южной части Европейской России, а также в Сибири культ растительности принял особенно яркие формы. Основой обрядности здесь стало завивание березки, начальный этап которого приходился на Семик, а окончание - на Троицу. Обряд совершали девушки, которые втайне от мужского населения деревни отправлялись в четверг семицкой недели в лес, на берег реки или к ржаному нолю для выбора ритуального дерева.

Не радуйтесь, дубы,
Не радуйтесь, зеленые;
Не к вам девушки идут,
Не к вам красные;
Не вам пироги несут,
Лепешки, яичницы,
Ио, ио, Семик да Троица.
Радуйтесь, березы,
Радуйтесь, зеленые!
К вам девушки идут...


Борисов-Мусатов Виктор Эльпидифорович.Венки васильков. Этюд

Выбрав березу с плакучими ветвями, девушки начинали завивать их, т. е. скручивать ветви друг с другом, заплетать в косы, пригибать к земле и там закреплять колышками, связывать несколько веток ленточками и т. п. После этого вокруг березы водили хороводы:

Березка, березка,
Завивайся, кудрявая!
К тебе девки пришли,
К тебе красные пришли,
Пирога принесли
Со яичницей.

Затем под ней устраивали пиршество, основными блюдами которого были яйца, яичница, лепешки, пироги, пиво.
На Троицу девушки отправлялись в лес развивать березку. Они расплетали ветки, развязывали ленты, а затем опять устраивали праздничную трапезу с яичницей и лепешками, водили хороводы, пели песни.


А. Грачев. Семик, или Гулянья в Марьиной роще. 1845

Действия с березкой не всегда ограничивались ее завиванием и развиванием. В некоторых губерниях России березку срубали, украшали лентами, платками, цветами, носили по деревне под пение песен, устанавливали ее в центре деревни, а затем в день Троицы под пение песен снимали с березы все украшения и спускали ее вниз по реке
Кумление - один из обрядов Семика-Троицы, который исполняли девушки брачного возраста.


Д.О. Осипов. Две девушки в день Семика.1860-1870-е Масло.

Он проводился, как правило, в день завивания берёзки. Наиболее распространенным был вариант, когда девушки две близкие подруги - подходили с двух сторон к завитому на березе венку, троекратно целовались через него, говорили друг другу: «Покумимся, кума, покумимся, чтобы нам с тобой не браниться, вечно дружиться». Затем обменивались нательными крестиками и небольшими подарками. Кумление могло происходить и несколько иначе. Желающие покумиться девушки заплетали две «мотушки» - косы из ветвей березы и ленточки, приговаривая: «Кукушка, кукушка, сбереги мою мотушку», а затем обменивались крашеными яйцами, лепешками. Покумившиеся девушки называли друг друга кумой, кумочкой, гуляли вместе по деревне, не ссорились, поверяли секреты, шептали друг другу разные пожелания, дарили друг другу подарки.

Русские крестьяне считали, что покумившиеся девушки вступали в своего рода духовное родство, аналогичное тому, которое возникает между людьми, крестившими в церкви одного ребенка. Через неделю, обычно в воскресенье, следовавшее за Троицей, девушки снова отправлялись на место кумления.


William Bouguereau (1825-1905)
Parure des Champs
Oil on canvas, 1884
64 1/8 x 35 3/8 inches (163 x 90 cm)
Museum Beaux-Arts, Montreal

Там они под песню «Я в лес пойду, я венок разовью, раскумися, кума, разбранися, душа» развивали венки, расплетали «мотушки», возвращали друг другу подарки. Это означало, что узы, связавшие покумившихся девушек, распадались. Принято считать, что обряд кумовства скреплял половозрастной союз девушек, совершивших переход в брачный возраст.