Рыцари на службе у женщины. Женщины-рыцари средневековья

В 1148 г Тортоза была сарацинской крепостью, которая контролировала морскую торговлю, а точнее, сильно ей мешала. Мешала настолько, что ее взяли штурмом соединенные силы англичан, французов, и тамплиеров Аглии, Франции и Испании, которые были собраны для участия во Втором крестовом походе.

Руководил ими граф Раймунд (Рамон) Бернджер IV.

Потом начались проблемы. Поскольку поход был неудачен, начались внутренние распри, поиски виновных, и сарацины решили этим воспользоваться.

В 1149 г они атаковали крепость и город, и отражать эту атаку пришлось женщинам, потому что мужчины были заняты осадой Лериды. Это было потрясающе, потому что женщины благополучно отбились не от какого-то отряда, а от регулярных войск, и отнюдь не швыряясь камнями, а сражаясь в мужских доспехах. Когда подошли силы графа Раймунда, дело уже было сделано, и графу осталось только отблагодарить женщин Тортозы за доблесть, что он и сделал. Он основал для них рыцарский орден, который назывался orden de la Hacha, Орден Топора, the Order of the Axe (основное оружие сражавшихся, боевой топор). Замужним женщинам были даны одинаковые рыцарские права с их мужьями, незамужним - с их отцами и братьями. Это был боевой рыцарский женский орден, опознавательным знаком которого было изображение красного топора на тунике.

Удивительно мало пишут об этом событии, поэтому многие о женщинах-рыцарях просто никогда не слышали. Членов ордена называли Cavalleras, Equitissae и Militissae. Для них был учреждена форма, напоминавшая форму капуцинов, они были освобождены от налогов, они получили право участвовать в тех же сборах, что и мужчины, сидеть выше их, и передавать рыцарский титул по женской линии. Известно, что в 1472 г, при осаде бургундцами Бове, атака была отбита под руководством Жанны Аше, члена Ордена Топора. Орден никогда не был расформирован, и предполагается, что он исчез сам по себе, со смертью последней женщины-рыцаря.

У Ордера Рыцарей Святой Марии было несколько наименований: The Order of the Blessed Virgin Mary, the Order of Saint Mary of the Tower и the Order of the Knights of the Mother of God. Этот орден тоже был военным, но не был чисто женским. Основан он был Лодериго д’Андало в 1233 г в Болонье, и, несмотря на то, что являлся орденом религиозным, принимал в свои ряды и женщин. Папа одобрил устав ордена, задачи которого были обозначены следующим образом: «членам ордена дозволяется носить оружие для защиты католической веры и религиозной свободы, и должен это делать по специальному призыву римской церкви. Для подавления гражданских волнений, они могут иметь только оружие, предназначенное для защиты, и только по разрешению епископа». Женщины в этом ордене носили звание militissa. Орден был предназначен для успокоения стычек между гвельфами и гебеллинами, в чем имел довольно скромный успех. Был распущен в 1558 г.

В орден Сантьяго со времени его основания (1175 г) принимали женатых рыцарей, и вскоре были созданы отдельные женские подразделения с женщинами во главе. Этих подразделений к концу 13-го века было шесть: Санта Эуфемия де Козуэлос в северной Кастилье, Сан Спириту де Саламанка, Сантос-о-Велло в Португалии, Дестриана около Асторги, Сан Педро де ла Пиедро в Лериде, и Сан Винсенте де Жункерес.

Орден был основан для защиты паломников в Компостеллу, его обязанностью было сражаться с сарацинами, но, помимо обязанностей военных, нес обязанности по сопровождению и устройству ночлега паломников. Женщины носили в ордене звание commendadora. Этот орден существует по сей день.

В Англии женские подразделения были у Ордена Госпитальеров. Женщин-рыцарей там называли soeurs hospitalières, в отличие от их мужчин-коллег, именуемых frères prêtres. Их крепость-монастырь в Бакленде существовал до 1540 г, когда, очевидно, был закрыт вместе с остальными монастырями. В Арагоне такими конвентами были Sigena, San Salvador de Isot, Grisén, Alguaire. Во Франции - в Beaulieu, Martel and Fieux.

Было женское отделение даже в ордене Калатрава, в Сан Фелисес де лос Барриос. Основанный в 1157 г, орден воевал за королей Кастилии и Арагона с сарацинами. Необходимость в этом ордене отпала еще в 1492 г после взятия Гранады, но расформирован он был только в 1838 г.

Женщины были в Тевтонском ордене, практически с самого начала. Они полностью принимали стиль орденской жизни и его дисциплину. В начальный период женщины ордена выполняли обязанности лечебного и обслуживающего персонала, но в 1190-м в Тевтонском ордене появились военные женские подразделения. Орден потерял влияние в 1525 г, и был распущен в 1809.

Для женщин-аристократок в Европе были созданы следующие рыцарские ордена: Катарина Воу создала один во Фландрии, в 1441 г. Кем она была - трудно сказать, я читала в одном англоязычном сообществе, что она, скорее всего, принадлежала к Бургундскому двору. Через 10 лет Изабелла, Элизабет и Мэри из рода Хорнов создали несколько монастырей, где женщины, после 3 лет послушничества, производились рыцарем-мужчиной в ранг рыцарей, прикосновением меча и с обычными в таких случаях словами посвящения. Об этом упоминается у Du Cange (не рискую перевести на русский), то есть эти ордена существовали еще в 17-м веке. Он пишет в своем Глоссариуме о том, что этот обычай практикуется в Брабанте, в монастыре св. Гертруды. Об этих женских рыцарских орденах, их целях и задачах известно настолько мало, что даже неясно, существуют ли они в наши дни. В сущности, аристократия никуда не делась, титул рыцаря никуда не делся - о них просто перестали говорить в массовой медии.

Разумеется, в Англии был Орден Подвязки, который англичане лишь бы кому тогда не давали. Тем не менее, рыцарями ордена между 1358 и 1488 стали 68 женщин: все консорты, все женщины королевской крови и все жены рыцарей Ордена - но не только. Поскольку отметка ордена делалась на могильных камнях его членов, известны практически все женщины-рыцари этого ордена, причем рыцарство в те годы отнюдь не было церемониальным, а всегда предполагало серьезную подготовку.

Я встречала обсуждение того, почему так мало известно о военной тренировке женщин, о женщинах-рыцарях, вообще о женщинах-воинах Средневековья, и объясняют этот факт историки (Беннетт, Голдсмит, Лейзер) тем, что не пишут про то, что само собой подразумевается, что является общей практикой, не заслуживающей какого-то особого удивления. В конце концов, мы имеем яркий пример Жанны д’Арк. Никто же может всерьез подумать, что пастушка надела доспехи, вскочила на рыцарского коня, и повела армии через многодневные переходы вот просто так, без всякой подготовки.

"Если вы искренне считаете женщин слабым полом, попробуйте ночью
перетянуть одеяло на себя."

Не принято как-то о женщинах-рыцарях говорить, не принято. Но, тем не менее, в истории человечества женщины не раз объединившись, или в одиночку, воевали против зла. Воевали и побеждали.

Так в 1148 году крестоносцы отбили у сарацин крепость Тортоса. Под властью сарацин крепость контролировала морскую торговлю, а точнее, сильно ей мешала. Мешала настолько, что ее взяли штурмом соединенные силы англичан, французов и тамплиеров Англии, Франции и Испании, которые были собраны для участия во Втором крестовом походе. Руководил ими граф Раймунд (Рамон) Беренджер IV.
А потом начались проблемы. Поскольку поход был неудачен, меж крестоносцев начались внутренние распри, поиски виновных, и сарацины решили этим воспользоваться.


Крепость Тортосы (провинция Таррагона, Каталония). Современный вид.

В 1149 г. сарацины атаковали крепость и город, и отражать эту атаку пришлось женщинам, потому что мужчины были заняты осадой Лериды. Это было потрясающе, потому что женщины благополучно отбились не от какого-то отряда, а от регулярных войск, и отнюдь не швыряясь камнями, а сражаясь в мужских доспехах.

Когда подошли силы графа Раймунда, дело уже было сделано, и графу осталось только отблагодарить женщин за доблесть, что он и сделал. Он основал для них рыцарский орден, который назывался orden de la Hacha , Орден Топора, the Order of the Axe (основное оружие сражавшихся, боевой топор). Замужним женщинам были даны одинаковые рыцарские права с их мужьями, незамужним - с их отцами и братьями. Это был боевой рыцарский женский орден, опознавательным знаком которого было изображение красного топора на тунике.

Женщина-рыцарь Ордена Топора (гравюра, 1804г)

Удивительно мало пишут об этом событии, поэтому многие о женщинах-рыцарях просто никогда не слышали. Членов ордена называли Cavalleras, Equitissae и Militissae. Для них был учреждена форма, напоминавшая форму капуцинов, они были освобождены от налогов, они получили право участвовать в тех же сборах, что и мужчины, сидеть выше их, и передавать рыцарский титул по женской линии .


Вера Сотникова в роли графини Бригитты в фильме Александра Иншакова "Рыцарский роман" (1999).

Известно, что в 1472 г. (то есть более чем через 300 лет после основания Ордена Топора), при осаде бургундцами Бове, атака была отбита под руководством Жанны Аше, рыцаря Ордена Топора. Орден никогда не был расформирован, и предполагается, что он исчез сам по себе, со смертью последней женщины-рыцаря.
А может и не исчез... Мы до сих пор можем, если нас довести...

В 1148 году Тортоза была сарацинской крепостью, которая контролировала морскую торговлю, а точнее, сильно ей мешала. Мешала настолько, что ее взяли штурмом соединенные силы англичан, французов, и тамплиеров Аглии, Франции и Испании, которые были собраны для участия во Втором крестовом походе.

Руководил ими граф Раймунд (Рамон) Бернджер IV.

Потом начались проблемы. Поскольку поход был неудачен, начались внутренние распри, поиски виновных, и сарацины решили этим воспользоваться.

В 1149 году они атаковали крепость и город, и отражать эту атаку пришлось женщинам, потому что мужчины были заняты осадой Лериды. Это было потрясающе, потому что женщины благополучно отбились не от какого-то отряда, а от регулярных войск, и отнюдь не швыряясь камнями, а сражаясь в мужских доспехах. Когда подошли силы графа Раймунда, дело уже было сделано, и графу осталось только отблагодарить женщин Тортозы за доблесть, что он и сделал.

Он основал для них рыцарский орден, который назывался orden de la Hacha, Орден Топора, the Order of the Axe (основное оружие сражавшихся, боевой топор). Замужним женщинам были даны одинаковые рыцарские права с их мужьями, незамужним – с их отцами и братьями. Это был боевой рыцарский женский орден, опознавательным знаком которого было изображение красного топора на тунике.

Удивительно мало пишут об этом событии, поэтому многие о женщинах-рыцарях просто никогда не слышали. Членов ордена называли Cavalleras, Equitissae и Militissae. Для них был учреждена форма, напоминавшая форму капуцинов, они были освобождены от налогов, они получили право участвовать в тех же сборах, что и мужчины, сидеть выше их, и передавать рыцарский титул по женской линии. Известно, что в 1472 году, при осаде бургундцами Бове, атака была отбита под руководством Жанны Аше, члена Ордена Топора. Орден никогда не был расформирован, и предполагается, что он исчез сам по себе, со смертью последней женщины-рыцаря.

У Ордера Рыцарей Святой Марии было несколько наименований: The Order of the Blessed Virgin Mary, the Order of Saint Mary of the Tower и the Order of the Knights of the Mother of God. Этот орден тоже был военным, но не был чисто женским. Основан он был Лодериго д’Андало в 1233 году в Болонье, и, несмотря на то, что являлся орденом религиозным, принимал в свои ряды и женщин. Папа одобрил устав ордена, задачи которого были обозначены следующим образом: «членам ордена дозволяется носить оружие для защиты католической веры и религиозной свободы, и должен это делать по специальному призыву римской церкви. Для подавления гражданских волнений, они могут иметь только оружие, предназначенное для защиты, и только по разрешению епископа». Женщины в этом ордене носили звание militissa. Орден был предназначен для успокоения стычек между гвельфами и гебеллинами, в чем имел довольно скромный успех. Был распущен в 1558 году.

В орден Сантьяго со времени его основания (1175 год) принимали женатых рыцарей, и вскоре были созданы отдельные женские подразделения с женщинами во главе. Этих подразделений к концу 13-го века было шесть: Санта Эуфемия де Козуэлос в северной Кастилье, Сан Спириту де Саламанка, Сантос-о-Велло в Португалии, Дестриана около Асторги, Сан Педро де ла Пиедро в Лериде, и Сан Винсенте де Жункерес.

Орден был основан для защиты паломников в Компостеллу, его обязанностью было сражаться с сарацинами, но, помимо обязанностей военных, нес обязанности по сопровождению и устройству ночлега паломников. Женщины носили в ордене звание commendadora. Этот орден существует по сей день.

В Англии женские подразделения были у Ордена Госпитальеров. Женщин-рыцарей там называли soeurs hospitalières, в отличие от их мужчин-коллег, именуемых frères prêtres. Их крепость-монастырь в Бакленде существовал до 1540 года, когда, очевидно, был закрыт вместе с остальными монастырями. В Арагоне такими конвентами были Sigena, San Salvador de Isot, Grisén, Alguaire. Во Франции – в Beaulieu, Martel and Fieux.

Было женское отделение даже в ордене Калатавра, в Сан Фелисес де лос Барриос. Основанный в 1157 году, орден воевал за королей Кастилии и Арагона с сарацинами. Необходимость в этом ордене отпала еще в 1492 году после взятия Гранады, но расформирован он был только в 1838 году.

Женщины были в Тевтонском ордене, практически с самого начала. Они полностью принимали стиль орденской жизни и его дисциплину. В начальный период женщины ордена выполняли обязанности лечебного и обслуживающего персонала, но в 1190-м в Тевтонском ордене появились военные женские подразделения. Орден потерял влияние в 1525 году, и был распущен в 1809.

Для женщин-аристократок в Европе были созданы следующие рыцарские ордена: Катарина Воу создала один во Фландрии, в 1441 году. Кем она была – трудно сказать, я читала в одном англоязычном сообществе, что она, скорее всего, принадлежала к Бургундскому двору. Через 10 лет Изабелла, Элизабет и Мэри из рода Хорнов создали несколько монастырей, где женщины, после 3 лет послушничества, производились рыцарем-мужчиной в ранг рыцарей, прикосновением меча и с обычными в таких случаях словами посвящения. Об этом упоминается у Du Cange (не рискую перевести на русский), то есть эти ордена существовали еще в 17-м веке. Он пишет в своем Глоссариуме о том, что этот обычай практикуется в Брабанте, в монастыре св. Гертруды. Об этих женских рыцарских орденах, их целях и задачах известно настолько мало, что даже неясно, существуют ли они в наши дни. В сущности, аристократия никуда не делась, титул рыцаря никуда не делся – о них просто перестали говорить в массовой медии.

Разумеется, в Англии был Орден Подвязки, который англичане лишь бы кому тогда не давали. Тем не менее, рыцарями ордена между 1358 и 1488 стали 68 женщин: все консорты, все женщины королевской крови и все жены рыцарей Ордена – но не только. Поскольку отметка ордена делалась на могильных камнях его членов, известны практически все женщины-рыцари этого ордена, причем рыцарство в те годы отнюдь не было церемониальным, а всегда предполагало серьезную подготовку.

Я встречала обсуждение того, почему так мало известно о военной тренировке женщин, о женщинах-рыцарях, вообще о женщинах-воинах Средневековья, и объясняют этот факт историки (Беннетт, Голдсмит, Лейзер) тем, что не пишут про то, что само собой подразумевается, что является общей практикой, не заслуживающей какого-то особого удивления. В конце концов, мы имеем яркий пример Жанны д’Арк. Никто же может всерьез подумать, что пастушка надела доспехи, вскочила на рыцарского коня, и повела армии через многодневные переходы вот просто так, без всякой подготовки.

О рыцарских женских орденах пишется в истории Ордена Подвязки. Если кто интересуется вопросом широко и глубоко, источниками указывают следующих авторов:

Edmund Fellowes, Knights of the Garter, 1939
Beltz: Memorials of the Order of the Garter
H. E. Cardinale, Orders of Knighthood, Awards and the Holy See, 1983.

Природная данность вкупе с духовной ограниченностью социокультурной среды раннего средневековья отчетливо проявляют себя в отношении к женщине в этот период. Как и в древнегерманской поэзии, в литературе раннего средневековья женщина занимает чрезвычайно малое место. В этой литературе отсутствует всяческая куртуазность, авантюрность, сколько-нибудь внятный интерес к «жизни сердца». В эпоху классического средневековья ситуация меняется. Именно в рыцарской среде формируется культ Прекрасной Дамы, составляющий самую сердцевину так называемой куртуазной любви, под которой понимается новая форма отношений между мужчиной и женщиной. Современниками тогдашней эпохи куртуазная любовь называлась утонченной любовью. Историки литературы реконструировали модель этой своеобразной культурной игры по сохранившимся поэтическим текстам того времени. В центре ее знатная замужняя дама, либо жена сеньора, либо того рыцаря, чей иерархический статус значимее, чем статус «влюбленного». Ради нее влюбленный готов на многое. Во имя своей госпожи он совершает всевозможные подвиги, наградой за которые служит подаренный платок, ласковый взгляд, тому подобный знак внимания дамы к доблестному ухажеру, но никак не соитие - венец плотской любви, долгое время исчерпывавшей содержание любви как таковой.

Дама может принять или отклонить ухаживания того, кто принес себя в дар. Приняв их, она, тем не менее, не может свободно распоряжаться своими чувствами. Тело ее принадлежит мужу, нарушение правил супружества чревато суровым наказанием. Равно как и удел влюбленного рыцаря - подвиги и мечты о наивысшем блаженстве. Истинная природа куртуазной любви, таким образом, реализуется в сфере воображаемого и в области игры.

Куртуазная любовь носила социально-знаковый характер, символизировала престиж мужчины в рыцарском сообществе. Впоследствии неписаный кодекс чести закрепит в качестве обязательного условия - рыцарь не рыцарь, если он не имеет дамы сердца. К XII веку во Франции сложился обычай майората, согласно которому наследственный надел, феод доставался одному, преимущественно старшему сыну. Остальные благородные члены семьи мужского пола обречены были остаться неженатыми. Конечно, они не были ущемленными в половой сфере. Простолюдинки, будь то служанки, девушки окрестных деревень или проститутки, были готовы одарить молодого благородного рыцаря своим вниманием. Но, само собой разумеется, успех у них не поднимал престиж рыцаря в глазах общества. Иное дело знатная дама. Достоин зависти и восхищения был тот, кто сумел добиться внимания дамы. Нелишне заметить, что ею нередко становилась жена дядюшки, брата или сеньора. Чаще всего именно эти женщины были для молодых юношей объектом мечтаний, поскольку их школой нередко был двор сеньора их отца или дяди по материнской линии.

Рассмотренный с историко-психологической точки зрения, сам процесс куртуазной любви проливает свет на тот механизм окультуривания пространства любовных взаимоотношений, который был связан с культом Прекрасной Дамы. Совершенно очевидно, что все участники данной культурной игры каждый на свой лад были заинтересованы в ней. Добиваясь внимания дамы, рыцарь имел шанс получить не только знаки признания со стороны благородной, а возможно и красивой женщины, но и самоутвердиться в глазах общества. Даме ухаживания пусть небогатого, но молодого и благородного рыцаря приносили свои дивиденды. Удовлетворялось ее женское самолюбие (не следует забывать, что нередко муж был старше ее, а сам брак заключался не по велению сердец, а для укрепления линьяжа), равно как и статусные амбиции. Муж должен был ценить внимание к собственной супруге - столь притягательная для других благородных мужей особа принадлежала именно ему, этим повышалась его самооценка, равно как и оценка его окружающими.

Поэтические тексты куртуазной лирики выявляют повторяющиеся мотивы, прозрачно высвечивающие основу желаний рыцаря - в своих мечтах он видит себя и даму обнаженными. Однако, хотя редким смельчакам и удавалось овладеть предметом своих мечтаний, что вызывало зависть и восхищение таких же как он молодых рыцарей, тем не менее, большая часть была вынуждена контролировать себя, учитывая разные «весовые категории» пусть благородного, но небогатого и невлиятельного рыцаря и его титулованного и состоятельного соперника в лице мужа дамы.

Поэтому влечение дисциплинировалось, сублимировалось и переводилось в регистр утонченных чувств. Удовольствие, которое получал рыцарь от этой игры, заключалось не столько в сфере реализуемого, сколько в сфере воображаемого. Так рождалось явление платонической или высокой любви к даме, придавшей женщине новую высокую знаковую ценность. Поскольку ее глазами, ее сознанием производилась оценка мужчины, то не мог не повыситься и ее ценностный статус в глазах мужского общества.

Наконец, трансформировался и духовный мир мужа дамы. Можно лишь догадываться какими муками терзался муж в ходе этой игры. Однако тот же мотив самоутверждения заставлял если не всех, то многих, отличавшихся разумностью, контролировать свою ревнивую вспыльчивость. Ее проявление косвенным образом могло запятнать репутацию сеньора, явиться свидетельством того, что он допускает со стороны дамы возможность иного выбора в пользу соперника, который тем самым оказывается в положении знаково более сильной фигуры. «Работа над собой» супруга не могла не сказаться на его отношении к даме. Повышалась ее ценность в его глазах, оцивилизовывалась обыденная практика их взаимоотношений, опосредованно влияя на восприятие других.

Хотя преувеличивать значение нового идеала безусловно не стоит. Родившаяся куртуазная стилистика отношений между мужчиной и женщиной была достаточно хрупкой, для той эпохи она являлась скорее регулятивным идеалом, чаще расходившимся с жизнью, нежели воспроизводимым в ней. Источники сплошь и рядом говорят о физическом насилии (не говоря уже о других формах), даже над знатными женщинами. И, тем не менее, этот идеал, сформировавшись к рубежу XI - XII веков в среде южно-французского рыцарства, со временем распространился в других европейских странах. При всем том, что в более поздние эпохи была развенчана и высмеяна его романтически избыточная природа, ему была суждена большая будущность в судьбах европейской культурной традиции.

Его рождение во Франции и распространение в Европе вполне закономерно. Лежавшая в основе куртуазной игры социально-психологическая «интрига» могла возникнуть лишь в соответствующем историко-культурном контексте. Конечно же, и в обществах средневекового Востока, и в Древней Руси подданный мог возжелать жену своего господина или правителя. Но властная дистанция между ними была достаточно большой, а стереотипы иерархического сознания крепкими, чтобы мужчина, а тем более женщина могли позволить себе те отношения, которые были естественными для французской рыцарской среды.

Специфика складывания феодальной элиты в Западной Европе, прежде всего во Франции, с присущими ей эгалитарными установками сознания и поведения, сделали возможным «признание» женщины. Идеал Прекрасной Дамы при всей своей избыточности, осмеянный за чрезмерную романтизацию отношений полов уже в XIII веке оказался значимым культурным ориентиром для европейского мира не только в средневековье, но и в Новое время и, как это не парадоксально, в эмансипированной современности.

Женщины в рыцарских орденах.

Вступление.

Женщина рыцарь……..Кому-то на ум сразу придет образ незабвенной Орлеанской Девы,скачущей с обнаженным мечом во главе французского войска или воинственной королевы Изабеллы Кастильской. Однако большинство, я уверен, лишь ехидно улыбнется и подумает что все это очередные происки феминисток. Действительно, времена воинственных амазонок давно канули в лету, а благородную даму Средневековья гораздо легче представить томно вздыхающей над любовным сонетом, чем в рыцарских доспехах на поле битвы. Надо признать, средневековое общество, пронизанное религией, сурово обошлось с женщиной. Моральный статус женщины определялся тем, что на ней лежала основная вина за первородный грех. Даже этимология призвана была служить доказательству изначального и неоспоримого превосходства мужчины и подчиненного положения женщины. Как писал Исидор Севильский: «мужчина (uir) зовется так потому, что в нем более силы (vis), нежели в женщине, а вследствие сего он и получил имя, свидетельствующее о его добродетели, доблести (virtus)».


Тевтонский Орден.

Уставы большинства рыцарских Орденов были суровы к женщинам. Например в уставе Тевтонского Ордена сказано:« Ни одна женщина не может быть принята в полное служение и братство в этом Ордене, ибо часто храбрость мужей сильно смягчается от близкого общения с женщинами. Тем не менее, поскольку есть некоторая помощь больным в госпиталях, равно как и обращение со скотом, с коими женщины справляются лучше мужчин, разрешено держать женщин для такого рода вещей. Однако, их можно принять лишь с разрешения комтура, и, когда они приняты, их следует размещать отдельно от братьев, ибо целомудрие братьев, живущих вместе с женщинами, хотя бы и постоянно при свете, все равно в опасности, и также это не может долго продолжаться без скандала ». Как мы видим, дамам отводилась довольно незавидная роль.


Женщины и рыцари храма.

Французский устав Ордена Тамплиеров также запрещал принятие женщин в Орден. Сами тамплиеры рассматривали женщин как соблазнительниц и искусительниц, которые могут ввести их в грех, подстрекать их нарушить обеты и заставить их подвергнуть свои души опасности. Это отношение не удивительно, так как церковь полагает, что женщины нечисты посредством предательства Евы, которая развратила Адама и способствовала лишению человеческого рода благодати. Тем самым,женщины могли сбить братьев с их духовного пути. Подобные правила существовали во многих Орденах того времени. Цистерцианский орден не принимал женщин, тогда как орден премонстрантов сперва допускал их, а затем запретил прием. Тем не менее, прецеденты принятия женщин в Орден Тамплиеров были. Женщины упомянуты в тексте дарственной, сделанной в 1178 г. Эдом де Пишанж тамплиерскому дому в Ланже (Франция), в котором его мать была "сестрой". Имеются также другие подобные примеры в остальных европейских странах.
Тамплиеры имели, по меньшей мере, один женский монастырь. В 1272г. епископ Эберхард Вормсский даровал ордену Храма право собственности и администрации на женский монастырь Мюлен, и обязанность поддерживать живущих там женщин. После уничтожения ордена Храма, монашки Мюлена были переведены в орден Госпиталя, хотя сестры были против этого перевода.
Также были женщины, которые жили в мужских командорствах. Скорее всего, это была некая форма сегрегации в пределах одного Дома, хотя нет информации по этому поводу. Сестра Адельгейда фон Веллхейм упомянута в хартии орденского Дома в Мосбрюннене (диоцез Эйхштат) в начале XIVв. Она была бывшей женой тамплиера Рудигера фон Веллхейма и выбрала "постоянное проживание" в тамплиерском Доме Мосбрюннена, на всю оставшуюся жизнь в повиновении служить Господу. Однако, из-за своей дряхлости она не могла жить согласно Уставу, и поэтому была переведена из Дома в отдельное жилище. Хартия, описывающая ее ситуацию, свидетельствует, что она жила в командорстве до решения перевести ее в другое жилище, и что в тот период она полностью следовала Уставу как сестра ордена.
Адельгейда вступила в орден как жена брата ордена. Устав разрешает женатым парам становиться ассоциированными членами, но подчеркивает, что жены не могут быть полноправными сестрами и жить в Доме ордена. Тем не менее, братья толковали Устав широко, отвечая нуждам ордена и его дарителей. Хотя ученые идентифицировали некоторые пары, ассоциированные с орденом, отвечающие требованиям Устава, другие хартии предполагают, что в конечном итоге в орден вступал мужчина или женщина, кто бы ни пережил другого.
Допросы французских тамплиеров, проведенные папскими посланниками в 1309-1311гг., показывают, что некий мужчина вступил в орден вместе со своей женой. Данные, полученные во время процесса, крайне сложно интерпретировать, потому что следователи "вели" братьев признаться в определенных преступлениях, и если те отказывались сознаться вопреки инструкциям следователей, их подвергали пыткам и содержали в ужасных условиях. Тем не менее, поскольку братья осознавали, что если они будут отрицать обвинения, они могут быть покараны следователями, то их показаниям, отвергающим обвинения, можно доверять.
Рейнан Бержерон, служащий брат, объяснил папским комиссарам, что, когда местный командор пригласил его вступить в орден, он отказался, пока его жена тоже не будет принята вместе с ним. Это условие было принято, но когда Рейнан вошел в церковь во время ритуала приема, он ужаснулся, узнав, что должен поклясться соблюдать обет целомудрия. Возражая, что он никогда не сможет сделать этого, и говоря, что он не вступит в орден до тех пор, пока ему не будет позволено оставаться со своей женой, он вышел из церкви. Однако receptor - офицер, который принимал его в орден - и другой брат побежали за ним и сказали, что он глупец, если отказывается от такой великой чести; в конце концов, они убедили его вернуться, пообещав, что все уладят, и что он и его жена будут определены в один и тот же Дом. Свидетель не сказал, прошла ли его жена через ту же церемонию приема, что и он сам; также он не объяснил, каково было ее положение в ордене.
Другие примеры совместного вступления мужчин и женщин в орден известны по описи даров, которые те делали, вступая в орден. Гомбо и Эрменгарда д"Олуйя вступили в орден как донаты (разновидность ассоциации с орденом). Гомбо был владельцем замка Валфогона и земель в регионе Таррагоны. 31 декабря 1196г. пара вручила свою собственность и самих себя дому ордена в Барбера, и вступила в Дом как постоянно проживающие там донаты. Гомбо затем исчезает из записей: возможно, он скончался. Эрменгарда же появляется как командор соседнего Дома Раурел, где жили также другие сестры. Неизвестно, выполняла ли Эрменгарда все обязанности командора, такие, как присутствие на провинциальных капитулах, или же она посылала мужчину, представляющего ее особу, но ее титул - прецептрисса (preceptrix) - бесспорен.
В 1288г. Жоффруа де Вишье, визитатор ордена Храма во Франции, Англии и Германии, отметил, что Аделиза, вдова Генри Морсела, "наша ассоциированная сестра" (consoror), которая жила в орденском Доме в Генте, просила его принять лорда Арнульфа Асшского, священника, на службу во вторую церковь в Гентском орденском Доме, которую основала Аделиза. Так как Жоффруа особо отметил, что Аделиза проживала в орденском Доме, возможно, что Аделиза платила за вторую церковь, так как она должна была где-то посещать часовню отдельно от братии.
Хотя Аделиза жила в командорстве, она была не полноправной сестрой, а ассоциированной. Для наименования подобных людей использовались различные термины: familiares, conversi и conversae, confratres и consorores, donati и donatae. Familiares ("друзья") обещали принять орденские одежды, если когда либо решатся вступить в монашеский орден, дарили ордену земельные владения, но сохраняли доходы с них для своего проживания, и завещали похоронить себя на орденском кладбище. В обмен орден гарантировал им долю в своих духовных и мирских правах и привилегиях, а также финансово помогал им, в случае необходимости. Conversus или conversa (мужчина или женщина - неофит) - это люди, которые жили монашеской жизнью, принеся обеты, но не обязательно все три монашеских обета. Ученые полагают, что хотя confratres и consorores ("со-братья" и "со-сестры") были связаны со своими местными командорствами (например, делая небольшой ежегодный вклад в обмен на молитвы братьев и участие в их благочестивых деяниях), они продолжали жить в своих Домах. Орден брал на себя обязательства заботиться о них на старости лет, и достойно похоронить их после смерти. Фактически, они договаривались делать регулярные пожертвования в обмен на пособие и гарантированное захоронение. Donati и donatae (мужчины и женщины "донаты" - люди, которые вручали самих себя ордену) принимали обет послушания магистру и имели вполне определенное желание вступить в орден. Часто, если эти люди жили в Домах ордена, они носили специальную одежду, отличающуюся от одежды полноправных членов ордена: возможно, крест на их плащах был другой формы, нежели у других храмовников. Донаты не всегда носили орденскую одежду если они жили за пределами командорств, это зависело от их обязательств.
У тамплиеров было много ассоциированных членов - как мужчин, так и женщин - некоторых из них нельзя было отличить от полноправных членов ордена. Возможно, что братья и сестры из Раурела являлись ассоциированными тамплиерами, но если они жили монашеской жизнью, соблюдали Устав и посещали церковные службы, то на практике не существовало разницы между ними и полноправными членами ордена. Беренгария Лорачская, которая упоминается в обнаруженных Фори документах XIIIв., относящихся к орденскому Дому в Барбера, записана и как donatae (ассоциированная сестра) и как soror (полноправная сестра); ее имя появляется в свидетельском списке братьев ордена (как если бы она являлась братом) и она давала советы командору Дома. Тот факт, что она была записана как свидетель, говорит о том, что она жила в пределах прецептории, но ее статус в ордене неясен.
Примечательно, что большинство женщин, упоминающихся как полноправные или ассоциированные сестры ордена, были из Домов Каталонии. Возможно, это произошло потому, что бoльшая часть сохранившихся документов была из Каталонии и ученые детально изучили их; но это может быть сказано и в отношении Англии, где известна только одна женщина - ассоциированная сестра и ни одной полноправной сестры ордена. Наоборот, в Германии, где собрания тамплиерских документов скудны, известен один женский монастырь. Женщины на Пиренейском полуострове имели более обширные права, чем женщины в остальных европейских странах, и поэтому чаще делали пожертвования религиозным орденам, и имели возможность взять с собой свою долю имущества при вступлении в орден; так же, большинство германских женщин могли наследовать имущество и располагать им, как вздумается. Поэтому они были привлекательными неофитами для религиозных общин. Напротив, в Англии замужние женщины не контролировали свое собственное имущество, и поэтому их принятие в ордены приветствовалось в меньшей степени.


Женщины в Орденах Испании и Португалии.

Женщины принимались в Орден Сантьяго. Первоначально,он представлял собой братство мирян, ведущих монашеский образ жизни и сражающихся с оружием в руках, защищая церковь и слабых. Король Фердинанд II Леонский (1157-1188) передал братству цитадель Caceres в 1170 г. Предводителем рыцарей был магистр – Дон Педро Фернандес, достигший к 1171 г. договоренности с архиепископом Компостелла, в результате чего рыцари Касереса получили статус покровительствуемых Святым Иаковом, и стали известны как "Milicie Iacobitane". К 1173 г. папа Александр III принял рыцарей Сантьяго и их владения под свое покровительство, и два года спустя, одобрил их устав и признал общину как военный монашеский орден буллой "Benedictus Deus". Светские рыцари, как женатые, так и холостые, а также бывшие жены женатых рыцарей, формировали сообщество, жившее согласно общему уставу, по подобию устава Св.Августина. Согласно пересмотренному уставу (1175), традиционно составленному августинским кардиналом Алберто де Мора (в последствии избранным папой Григорием VIII), и близко следующему уставу Св.Августина, мирские братья – рыцари принимали три евангельских обета: послушания, нищенства и брачного целомудрия. Обет целомудрия соблюдался в соответствии с положением рыцаря – то есть, рыцари, которые были уже женаты, должны были жить целомудренно в браке со своими женами. Холостые рыцари должны были оставаться непорочны. Впоследствии, из женщин были созданы целые подразделения Ордена. Одно подобное подразделение было в и ордене Калатрава. Женщин стали принимать в этой орден 1219 года (сам орден основан в 1158 году). Существовал единственный прецедент создания чисто женского Ордена- орден топорика (орден боевого топора) - orden de la Hacha в Каталонии, основанный Раймундом Беренжером, графом Барселоны в 1149 году в честь женщин, снявших осаду арабов с города Тортоса. Вероятно, орден прожил столько же, сколько его первые рыцари. Первым религиозным рыцарским орденом, в который принимались женщины в ранге «милитисса» стал орден Славной Святой Марии (The Order of the Glorious Saint Mary), основанный в Италии в 1233 году болонским дворянином Лодериго д"Андало и утверждённый папой Александром IV в 1261 году. Орден был расформирован папой Сикстом V в 1558 году.


От позднего Средневековья до наших дней.

Впоследствии, уже в более позднее время женщины начинают приниматься и в другие Ордена. С 1358 по 1488 год 68 женщин было принято в орден Подвязки. В восемнадцатом веке император Павел учредил Российский Мальтийский крест, Для "рыцарей"-женщин император установил особые знаки отличия
Женщины, являвшиеся членами ордена, носили длинную черную одежду с белым восьмиконечным крестом на груди и на левом плече, суконную мантию и черный остроконечный клобук с черным же покрывалом. Женщины принимались в Орден Дракона и Орден св. Антония в Гино (Hainault).
В Ордене Дракона леди, совершившие воинские подвиги, могли представлять свои гербы так же, как и все рыцари (то есть не ромбом, а полным щитом).Изабелла II, королева Испании и глава дома Бурбонов (1833-1868) была Магистром знаменитого Ордена Золотого Руна.
Некоторые Ордена открыли доступ для женщин лишь в двадцатом веке. Например, Орден Бани первая женщина получила лишь в 1971 году.

Заключение.

В заключении, хотелось бы подвести некоторые итоги. Несомненно, присутствие женщин в рыцарских Орденах имело характер исключения, а не правила. При этом подавляющее их большинство, выполняло чисто хозяйственные или благотворительные функции. Непосредственно же посвящение женщины в рыцари было уникальным событием и случалось исключительно редко. Тут играли роль многие факторы: средневековый менталитет, религиозность общества, практическое отсутствие перед женщиной возможности военной службы. Лишь случай мог сделать женщину рыцарем. Их было немного,но смею вас уверить, мужчинам они не уступали ни в чем.......

Материал подготовила тАпКа