Рубенс. Похищение дочерей Левкиппа. Рубенс, «Похищение дочерей Левкиппа». Крадут невест? Картина похищение дочерей

" Похищение дочерей Левкиппа " -это одна из самых известных мифологических картин Рубенса.Эта картина была написана в 1617-1618 году. Сейчас полотно хранится в Мюнхене в Старой пинакотеке.
Она демонстрирует умение художника выстраивать сложные композиции и его несравненное мастерство в изображении обнаженного женского тела.

Полотно написано художником по мотивам мифологического сюжета. Все происходит в Спарте. Легенда гласит о братьях Диоскурах - сыновьях Зевса и Леды. Братьев звали Кастор и Поллукс. Именно они похитили дочерей царя Левкиппа - Гилаиру и Фебу.
Две сестры – невесты двух других братьев - Идаса и Линкея. Идас и Линкей – двоюродные братья Кастора и Поллукса.Одним словом,чтобы было понятнее.братья крадут невест у своих братьев, а невесты одновременно сестры и тем, и другим. Родство не прямое, а двоюродное.

ПРИСМОТРИМСЯ К САМОЙ КАРТИНЕ.
Сильными, мускулистыми руками юноши подхватывают нагих женщин, чтобы посадить их на коней. В отчаянии и испуге дочери царя обращают взоры к небу, как бы ища у богов спасения.На шеях взвившихся коней повисли маленькие весёлые амуры. Все восемь фигур искусно вписаны в круг, который в свою очередь красиво расположен в пределах почти квадратного поля.

Кажущаяся запутанность группировки рассчитана на то, чтобы производить впечатление напряжённости ситуации, но в то же время построение обладает строжайшей логической продуманностью.
Клубок тел имеет три точки опоры, зафиксированные в упирающейся ноге коня, в месте упора правой ноги Диоскура и в точке опоры его левой ноги, которую как бы отталкивает рука Левкиппиды. Причём эти точки опоры расположены в разных удалениях от зрителя, тем самым как бы способствуя пространственной ориентации группы.

РАССМОТРИМ ГЕРОЕВ КАРТИНЫ.

Одетый в доспехи Кастор изображен верхом на черной лошади, символизирующей его быструю смерть.Он укротитель коней.
Полуобнаженный Поллукс,он кулачный боец, демонстрирует свой великолепно выписанный Рубенсом торс. Его смуглая кожа резко контрастирует с белой кожей дочерей Левкиппа.
Одну из девушек, которую они уже держат на руках, братья пытаются усадить на коня. Другую ставит на ноги Поллукс. Ту, которую подняли, зовут Гилайера, а вторую- Феба.

Попытемся понять.Где всё это происходит? Судя по пейзажу на заднем плане,это открытая местность.Время кражи (судя по тени) – около полудня.
Сразу напрашивается вопрос.Что делали в поле девушки в такое время и в таком виде?
Но выглядят они достаточно соблазнительно. По выражению их лиц трудно сказать, что они испытывают. Ни испуга, ни ужаса. Может быть, братья с ними заранее договаривались о свидании?
Может быть, девушки накануне свадьбы решили отвести душу (а заодно и тело)? И вдруг их грузят на лошадей и пытаются увезти.Девушки только слегка озадачены, нет признаков их серьезного сопротивления: они не отталкивают похитителей.

Историки пишут, что «отношения замужних женщин с мужчинами были менее свободны, чем отношения молодых девушек.
На улицу женщины выходили не иначе, как в покрывалах, тогда как девушки ходили с незакрытыми лицами. Когда одного спартанца спросили о происхождении этого обычая, он ответил: «Девушке надо еще найти мужа, тогда как замужней женщине остается только сберечь того, который уже есть».

К тому же спартанское воспитание предполагало общение детей обоих полов. И надо полагать, что не все сохраняли себя до бракосочетания. Девушки на картине – золотоволосые. Казалось бы, гречанки должны быть брюнетками. Но историки пишут, что женщины в то время активно использовали специальные составы для окрашивания волос в золотистый цвет.
И почему похищение не вызвало активного сопротивления? Да потому, что похищение в те времена – это замужество. А замужество, как и рождение детей, в Древней Греции были религиозной обязанностью. Никто не спрашивал согласия на брак: крали, приводили в дом – и для женщины начиналась семейная жизнь. А жених просто должен был невесту украсть.

Сами братья – далеко не образец благочестия: воры, почти бандиты, наемные солдаты. Но легенда их обожествляет. Художники творят их образ на протяжении всего времени существования мифа.
Они и в статуях, и на монетах, и в росписях храмов, и в росписях ваз. Есть даже на небе (созвездие Близнецов). «Их чтили не только в Спарте, но и в Греции, и в Италии как богов-заступников, как помощников в бою и спасителей при кораблекрушениях».

Если верить историкам, спартанские девушки должны быть стройными, подтянутыми. А каких мы видим: раздавшихся, упитанных, можно сказать, роскошных девиц. Почему Рубенс отклонился от легенд о Спарте?
Не нашел подходящих натурщиц? Или намеренно ушел от классических линий? Но может быть и так: художник просто не мог нарисовать других! Именно такие ему нравились! . Чем тронул великого мастера именно этот момент из жизни братьев: умыкание женщин.

Быть может, и Рубенс считал, что женщину надо взять силой, украсть? Или важно то, что за этой кражей последовала трагедия – смертельная схватка с двоюродными братьями?И, может быть, картина скрывает глубинный мотив: завоевание женщины силой приводит к трагическим последствиям?

ДОСТОИНСТВА КАРТИНЫ И МАСТЕРСТВО ХУДОЖНИКА.

Живо ощущается необыкновенная увлечённость великого художника нахождением разнообразнейших ракурсов, раскрытием богатства пластических состояний человеческого тела, в чём он вряд ли может иметь многих соперников.
Движение в понимании Рубенса несёт в себе как эмоциональный порыв, так и ситуационный или сюжетный смысл. Но и в том и в другом случае оно, отталкиваясь от реальности, приобретает некую художественную условность, подчиняясь законам художественной организации форм на плоскости.

Рубенс стремился сообщить композиции декоративный характер, доставить наслаждение многообразной красотой линий и форм в их переплетении, взаимопроникновении и сопоставлении. Своих смелых и дерзких героев Рубенс наделил красотой здоровой молодости, ловкостью, силой и кипучей жаждой жизни.

Рецензии

В этой работе у меня сразу возникает вопрос: а это работа самого Рубенса? И совсем юмористический вопрос: бедолаги -ребята что же они будут делать с таким количеством добра? Зачем была необходимость помещать персонажи в такие позы -никто же не убегал, не сопротивлялся, присобачить лошадей впритык и все решать в одной плоскости. Известно, что Рубенс имел мастерскую исполнителей, сам лишь подавал идеи, после правил работы да ставил подписи. Похоже это одна из таковых: непродуманных, а попросту слабых

Возможно именно необычной композицией эта картина и интересна.Всё так запутанно,что сложно разобраться.Наверное художник увлёкся построением композиции,хотел изобрести новые решения.Думаю ему это удалось. От этого движения тел,просто дух захватывает.



Аназонки - В греческой мифологии - воинственное племя женщин, живших на берегах Меотиды (Азовского моря) или Малой Азии; они не вступали в брак, но, чтобы сохранить свой род, рожали от мужчин соседних племен. Потом мальчиков убивали или отдавали отцам, а девочек воспитывали сами, прежде всего учили их скакать на лошадях, метать копье. В пылу воинственности амазонки добирались и до Афин. В это время в Афинах правил Тесей ., который ранее вместе с Гераклом сражался с амазонками, победил их и в награду себе взял в жены самую храбрую их них - Антиопу (вариант Ипполиту ). И вот теперь амазонки разбили свой лагерь вблизи Афин. Тесей пытался разгромить армию воинственных всадниц, вместе с ним воевала и Антиопа , горячо любившая мужа; теперь воительницы, которыми она ранее повелевала, были ее врагами. В одном из боев копье вонзилось в грудь Антиопы. Тесей склонился над телом жены, обе армии прекратили бой. Вместе с объятыми горем афинянами амазонки похоронили молодую царицу, и, печальные вернулись к родным берегам далекой Меотиды.
Считалось, что амазонки происходят от греческого бога
Ареса и Гармонии . Их имя происходит якобы от названия выжигать к девочек левую грудь для более удобного владения оружием. Амазонки поклоняются Аресу и Артемиде , проводя время в битвах. Амазонки участвовали во многих легендарных битвах. Например амазонка Пенсифелея помогала троянцам в войне и была убита Аххилом. Амазонкам приписывали основание города Эфеса и постройку там знаменитого храма в честь Артемиды. В мифах об амазонках и их борьбе с олимпийскими героями отразились элементы матриархата. Легенды об амазонках широко известны во всех частях света, являлясь либо по рождением местных традиций, либо распространением греческой..)

Питер Пауль Рубенс. Суд Париса, 1625

Суд Париса,

Три грации

<< пред. картина след. картина >>

Грации, в римской мифологии (в древнегреческой - хариты) благодетельные богини, олицетворяющие радостное, доброе и вечно юное начало жизни, дочери Юпитера, нимф и богинь. Имена граций (харит), их происхождение и число в разных мифах различны. В древние времена богинь изображали в ниспадающих мягкими складками хитонах, а позднее - обнаженными, чтобы ничто не скрывало их прелестей.
Три Грации олицетворяют Красоту, Любовь и Удовольствие. Грации состоят в свите Венеры. В неоплатонизме они символизируют три аспекта любви. В средневековом искусстве - грации - это Добродетель, Красота и Любовь, а их атрибутами являются роза, мирт и яблоко, иногда - игральные кости.

"Грации либо обнажены, когда желают показать, чтобы в них нет обмана, либо одеты в полупрозрачные одежды, когда хотят подчеркнуть свои прелести и достоинства" (Сенека).

Диана и её служанки, застигнутые фавнами

<< пред. картина след. картина >>

Диана, в римской мифологии богиня природы и охоты, считалась олицетворением луны, как ее брат Аполлон в период позднеримской античности отождествлялся с солнцем. Диане еще сопутствовал эпитет "богиня трех дорог", толковавшийся как знак тройной власти Дианы: на небе, на земле и под землей. Богиня также слыла покровительницей плененных Римом латинян, плебеев и рабов. Годовщина основания храма Дианы на Авентине, одном из семи римских холмов, считалась их праздником, что обеспечило богине популярность среди низших классов. С этим храмом связано предание о необыкновенной корове: было предсказано, что тот, кто принесет ее в жертву богине в святилище на Авентине, обеспечит своему городу власть над всей Италией.

Когда царь Сервий Туллий узнал о предсказании, он хитростью завладел коровой, принес животное в жертву Диане и украсил храм его рогами. Диана отождествлялась с греческими Артемидой и богиней мрака и чародейств Гекатой. С Дианой связан миф о несчастном охотнике Актеоне. Юношу, увидевшего купающуюся прекрасную богиню, Артемида - Диана в гневе превратила в оленя, которого растерзали собственные псы.

Фавны, это мифологические творения древнего времени, - наполовину люди, наполовину козлы.

Симон (Цимон) и Перо

<< пред. картина след. картина >>

К теме "Симон и Перо", теме любви к родителям, часто обращались художники XVI-XVIII-ых столетий в Италии и Нидерландах.

Красивый юноша полюбился Афродите(Венере), которая доверила его царице подземного царства Персефоне. Персефона сама полюбила Адониса и не захотела возвращать его Афродите. Их спор решил Зевс, повелевший, чтобы треть года Адонис жил в подземном царстве, другую треть - у Афродиты, а остальное время сам распоряжался собой. Адонис воспользовался этим, чтобы увеличить срок своего пребывания у фродиты. Возмужав, он стал охотником и погиб, смертельно раненный вепрем.
Согласно принятому толкованию мифов Адонис символизировал пробуждение природы весной и увядание осенью (уход в подземное царство). Праздник в честь него был распространен в древности на Ближнем Востоке и в Египте. Древний ритуал содержал два разных обряда: в первый день праздновалось возвращение из подземного царства к Афродите, что сопровождалось весельем; второй день, когда отмечался уход Адониса к Персефоне, был траурным. Следы ритуала сохранились в древнегреческой поэзии. Пятнадцатая идиллия Феокрита воспевает первый день, первая идиллия Биона ("Эпитафия Адониса") оплакивает смерть прекрасного юноши.

Сначала Древние придумали себе богов, которые активно похищали красивых дев, а после этого уже спокойно следовали их примеру.

__________________________

Похищение Европы

Валентин Серов. Похищение Европы . 1910

Европа (от ассирийского слова «эреб» - Закат) - в древнегреческой мифологии дочь финикийского царя Агенора.

Однажды верховный бог Зевс влюбился в прекрасную царевну Европу. Она любила гулять с подругами на берегу Средиземного моря. Там и увидел ее Зевс. Он превратился в прекрасного белоснежного быка с жемчужными рогами, очень ласкового и красивого. Девушки забавлялись игрой с быком, украшая его рога цветочными гирляндами (обрывок гирлянды можно видеть и на серовской картине). Наконец, Европа решила прокатиться на нем - но как только, она села на широкую спину быка-Зевса, тот бросился в море и поплыл. Так Зевс с Европой на спине добрался до Крита. На острове он принял вид прекрасного юноши и овладел Европой. От этого союза родились трое сыновей: Минос, Радаманф и Сарпедон. Первый стал правителем Крита, где с тех пор свято чтили образ быка.

______

Похищение Психеи

Адольф Вильям Бугро. Психея и Амур(слева) и Похищение Психеи(справа) . 1889, 1895

Психея (др.-греч. Ψυχή, «душа», «дыхание») - в древнегреческой мифологии олицетворение души, дыхания; представлялась в образе бабочки или молодой девушки с крыльями бабочки. Впервые миф о Психее был разработан Апулеем в его романе «Метаморфозы, или Золотой осёл».

У одного царя были три красавицы дочери, из которых красивее всех была младшая - Психея. Слава о её красоте прошла по всей земле. Ей стали даже воздавать божеские почести, забыв Афродиту (она же Венера). Последняя оскорбилась и решила погубить соперницу. Позвав своего сына Амура (он же Эрот, он же Купидон), она показала ему красавицу и велела ему вселить в неё любовь к самому отверженному, безобразному и жалкому из людей.

Между тем, Психея чувствовала себя очень несчастной оттого, что все любовались ею, как бездушной красотой, и никто не искал её руки. В горе обратился её отец к милетскому оракулу, и тот ответил, что Психея, должна быть отведена на скалу для брака с ужасным чудовищем. Исполняя волю оракула, несчастный отец привёл Психею в указанное место и оставил одну. Вдруг дуновение ветра перенесло её в чудный дворец, обитаемый невидимыми духами. Целый день она гуляла по дворцу, а вечером, когда собралась лечь в постель, возле нее раздался голос: «Ничего и никого не бойся, дорогая Психея, с сегодняшнего дня я твой муж. Живи спокойно. Ты ни в чем не будешь нуждаться. Я буду о тебе заботиться.» Обрадовалась Психея и стала жить в этом дворце. День она проводила одна, только ночью к ней приходил ее таинственный незримый муж. Он был ласков и добр, уверял ее в своей бесконечной любви к ней, но Психее ни разу не удалось увидеть его.

Блаженная жизнь Психеи, однако, продолжалась недолго: завистливые сестры, узнав об её благополучии, решили извести её и хитростью достигли того, что Психея нарушила данное супругу обещание - не допытываться, кто он. Злые сестры нашептали ей, что незримый супруг - дракон, который в один прекрасный день съест её с её плодом (Психея была уже беременна), и убедили её, чтобы она, вооружившись мечом и светильником, подстерегла его во время сна и убила. Доверчивая Психея послушалась, зажгла светильник, и, стала рассматривать своего супруга, который оказался прекрасным Амуром. В то время, как она, пораженная красотой его лица, любовалась спящим, со светильника упала горячая капля масла на плечо бога и он от боли проснулся. Оскорблённый вероломством и легкомыслием супруги, он улетел от неё, а она, покинутая, пошла по земле искать своего возлюбленного.

Долго Психея ходила по всем землям, пока не была вынуждена преклониться перед своей «свекровью» Афродитой, которая долго искала случая отомстить Психее. В это время больной от ожога Амур лежал у своей матери. Очутившись под одной кровлей с супругом, но разлученная с ним, Психея должна была сносить нескончаемые издевательства Афродиты, которая, желая ей смерти, придумывала разные невыполнимые работы. Психея смогла превозмочь все заботы и печали, и тогда выздоровевший Амур добился согласия небожителей на брак с Психеей, которая получила от Зевса бессмертие и была приобщена к сонму богов. От брака Психеи с Амуром родилась Волупия, богиня олицетворяющая наслаждение.

_____________________________________________

_____________________________________________

Похищение дочерей Левкиппа

Питер Пауль Рубенс. Похищение дочерей Левкиппа . 1617-1618

Начнем издалека. У царя Спарты Тиндарея была жена Леда. Однажды на реке Еврот Зевс, соблазнившись красотой Леды, предстал перед ней в образе лебедя и овладел ею. В результате этого Леда снесла три яйца (!), из которого вылупились: Кастор, Полидевк и Елена. Стоит сразу отметить, что «Леда и лебедь» - это иконографический сюжет, изображающий Леду в процессе совокупления с принявшим форму лебедя Зевсом (Юпитером) или обнимающей лебедя в присутствии их общих детей. В силу своего эротического содержания сюжет пользовался особенной популярностью в искусстве итальянского Возрождения. На большинстве найденных мною картин совершенно откровенно и недвусмысленно изображено, как лебедь копулирует с женщиной в разных эротических позах. Сторонникам зоофилии рекомендую обратиться по соответствующей ссылке внизу.

Диоскуры (др.-греч. Διόσκουροι - юные сыновья Зевса) - в древнегреческой мифологии Кастор и Полидевк, близнецы, дети Леды и Зевса. Участники похода аргонавтов и Калидонской охоты.

У Диоскуров был дядя Левкипп. Левкипп жил в Спарте и у него были две красивые дочери: Феба и Гилайера, i.e. они приходились Диоскурам двоюродными сестрами. Так вот эти сестры, в свою очередь были невестами двоюродных братьев Диоскуров - Идаса и Линкея. Братья Диоскуры (Кастор и Полидевк) были в ссоре со своими двоюродными братьями, поэтому решили отомстить, похитив накануне свадьбы их невест. Дело было так: Диоскуры предложили своим сестрам Фебе и Гилайере вечером прогуляться. Прогулка под луной плавно переросла в соитие между родственниками. Если вернутся к картине Рубенса, то вам представится сцена пробуждения сестер. Кастор и Полидевк уже оделись, сходили за лошадьми и начинают грузить свою ношу. Голые сонные девушки еще не совсем понимают, что происходит и что их похищают. Однако серьезных признаков сопротивления сестры не оказывают – немного озадаченные, они дают себя спокойно похитить, тем более, что в те времена кража женщины приравнивалась к женитьбе на ней.

Оскорбленные Идас и Линкей пошли войной на Диоскуров. В результате их междоусобицы Кастор убил Линкея, Идас убил Кастора, а Идаса убил Полидевк. Зевс решил подарить своему единственному выжившему сыну бессмертие, но Полидевк попросил его дать возможность умереть вместе с братом. Тогда Зевс предложил ему на выбор: или вечно пребывать на Олимпе одному, или вместе с Кастором проводить один день на Олимпе, другой - в подземном царстве. Верный своему брату Полидевк выбрал последнее, и с тех пор Диоскуры стали проводить один день на Олимпе, а другой – в царстве мертвых.

_______________________________________________

_______________________________________________

Похищение Елены


Гвидо Рени. Похищение Елены. 1626-1630

Елена Прекрасная (Троянская, Спартанская; греч. Ἑλένα) - в древнегреческой мифологии прекраснейшая из женщин. Дочь Леды и Зевса, родная сестра Диоскуров. За свою жизнь похищалась неоднократно.

Как мы помним, Елена появилась на свет из третьего яйца отложенного Ледой. Формально Леда была замужем за Тиндареем, поэтому Елена считается дочерью царя Спарты. Она была самой прекрасной из женщин, и даже богини завидовали ей (где-то я все уже это слышал…). Однажды, наслаждаясь вином в Афинах, Тесей со своим другом-вдовцом Пирифоем решили похитить прекрасную Елену. Тогда она была еще совсем юной девушкой (12 лет), но слава о ее красоте гремела далеко по всей Греции. Тайно прибыв в Лаконию, друзья схватили Елену в храме, когда она весело танцевала со своими подругами во время праздника Артемиды, и быстро перевезли ее в крепость Афин. Спрятавшись в Аттике, Тесей и Пирифой бросили жребий, кому из них должна принадлежать дивная красавица. Жребий выпал Тесею, но еще раньше друзья дали друг другу клятву, что тот из них, кому достанется прекраснокудрая Елена, должен помогать другому достать жену. Пирифой потребовал от своего друга, чтобы он помог добыть ему в жены Персефону, жену страшного бога Аида, но, спустившись в царство мертвых, друзья попали в ловушку. В то время как обездвиженные Тесей и Пирифой оставались под землей, братья прекрасной Елены, Кастор и Полидевк, всюду искали свою сестру. Наконец, узнали они, где скрыл Тесей Елену. Тотчас осадили они Афины, и неприступная крепость не устояла. Диоскуры освободили сестру. Когда Тесей смог спастись из пут Аида, Афины уже были разрушены, власть Тесея свергнута, а Елена возвращена в Спарту.

Дома Тиндарей долгое время не решался отдать кому-нибудь из приходивших к нему героев в жены Елену. Он боялся, что другие герои из зависти к счастливцу начнут с ним борьбу и возникнет великая распря. По совету Одиссея было решено, что Елена сама выберет себе мужа, а все женихи поклянутся, что никто не тронет ее избранника. Прекраснокудрая выбрала Менелая. Он женился на прекрасной Елене и после смерти Тиндарея стал царем Спарты. Менелай был счастливейшим из смертных, и даже не подозревал, сколько бед сулит ему брак с дочерью Зевса.

Как-то раз, в гости к Менелаю из Трои приехал прекрасный царевич Парис. Менелай радушно принял его. В честь гостей приготовили богатую трапезу. Во время этой трапезы Парис впервые увидел прекрасную Елену. Полный восторга, смотрел он на нее, любуясь ее неземной красотой. В то же время, пленилась красотой Париса и Елена. Прошло несколько дней. Менелаю необходимо было ехать на Крит. Уезжая, он просил Елену заботиться о гостях, чтобы ни в чем не имели они недостатка. Когда Менелай уехал, Парис тотчас же с помощью Афродиты нежными речами уговорил прекрасную Елену покинуть дом мужа и бежать с ним в Трою. Парис тайно увел Елену на свой корабль, похитив у Менелая жену, а с ней и его сокровища. Все позабыла Елена — мужа, родную Спарту, и дочь свою Гермиону забыла она ради любви к Парису. В страшный гнев пришел Менелай, узнав, что обманула его Елена и что сокровища его похищены. Со своим братом Агамемноном он заручился поддержкой греческих царей и начал войну с Троей, которая продлилась 10 лет. Когда греки наконец взяли Трою, и Парис был убит, Менелай везде разыскивал свою жену с мечом в руках: согласно тогдашним обычаям, только ее смерть могла восстановить поруганную честь мужа. Его соратники, в свою очередь, тоже собирались предать ее жестокой казни – побиванию камнями, однако когда они увидели Елену обнаженной, Менелай, ослепленный ее красотой, выронил меч и со слезами на глазах простил ее, а вслед за ним ее простило все греческое войско. После долгих странствий Менелай с супругой вернулся в Спарту.

____________________________________________________________

Лебедь Леды. - Кастор и Поллукс (Полидевк). - Похищение дочерей Левкиппа - Гилаейры и Фебы. - Разделенное бессмертие.

Лебедь Леды

Леда, супруга спартанского царя Тиндарея, обратила на себя внимание Зевса. Не желая возбуждать ревности Геры, Зевс под видом лебедя слетал с вершины Олимпа на свидание с красавицей Ледой.

Этот поэтический миф вдохновлял многих художников. Сохранилось много античных статуй и камей с изображением этого мифологического сюжета.

Из позднейших художников Корреджо, Паоло Веронезе и Тинторетто писали картины на эту же тему, но венецианские художники не отличались особенной исторической точностью в своих мифологических картинах.

Так, например, Тинторетто изобразил Леду в комнате. Находя, вероятно, не особенно удобным держать такую большую птицу, как лебедь, на свободе в комнате, Леда как бы приказывает своим служанкам запереть лебедя-Зевса в клетку для кур, в которой находятся уже другие птицы, а маленькая собака Леды ожесточенно лает на лебедя.

Кастор и Поллукс (Полидевк)

Братья Диоскуры (в переводе с древнегреческого это значит - сыновья Зевса ) - Кастор и Поллукс (по-древнегречески имя Поллукса - Полидевк ), сыновья Леды, родились из яйца, поскольку Зевс общался с Ледой в виде птицы - лебедя. Сохранилось античное скульптурное изображение Леды, показывающей яйцо с двумя близнецами своему мужу Тиндарею, царю Спарты.

Братья Диоскуры были близнецами, но, согласно античным мифам, Кастор был сыном Леды и Тиндарея - смертного, хотя и царя, а Поллукс (Полидевк), как сын Зевса и Леды, пользовался привилегией божественного бессмертия. Впрочем, их обоих собирательно называют сыновьями Зевса - Диоскурами.

Оба брата Диоскура принимали участие и отличились в знаменитом походе . Диоскур Поллукс (Полидевк) победил в кулачном бою жестокого царя бебриков - Амика, и с тех пор Поллукс считался покровителем всех атлетов и борцов. Диоскур Кастор победил и усмирил диких коней. Братья Диоскуры также победили и разбили попадавшихся им на дороге морских разбойников.

Похищение дочерей Левкиппа - Гилаейры и Фебы

Оба брата Диоскура, прельстившись красотой двух дочерей Левкиппа - Гилаейры и Фебы, похитили их.

Но красавицы Гилаейра и Феба были уже невестами двух мессенских героев - Идаса и Линкея. Между соперниками завязалась жестокая борьба. Пораженный стрелою противника, Кастор упал, к нему на помощь поспешил Поллукс (Полидевк), а Зевс, видя неравную борьбу, поразил своими громовыми стрелами Идаса и Линкея - дерзких юношей, вздумавших тягаться с его сыновьями - Диоскурами.

Разделенное бессмертие

Диоскур Поллукс (Полидевк), видя, что его брат Кастор превратился в безжизненный труп, стал умолять Зевса возвратить Поллукса к жизни, но повелитель богов ответил, что может только предложить Поллуксу на выбор следующее: или разделять жилище богов и быть вечно бессмертным, или вместе с братом-близнецом Кастором проводить полгода в мрачном царстве бога Плутона (в ), а полгода на Олимпе.

Поллукс тотчас же выбрал последнее, не желая расставаться с братом. Тронутый такою нежною дружбой, Зевс превратил братьев Диоскуров в созвездие Близнецов. Диоскуры также считались в античности олицетворением вечерней и утренней звезды.

Многие античные храмы были посвящены Диоскурам. В честь Диоскуров были учреждены игры. Сохранилось много монет с их изображениями, статуй и резных камней. На одной весьма ценной камее изображены головы обоих близнецов Диоскуров; на лбу каждого Диоскура блестит звезда.

В Мюнхенской пинакотеке находится прекрасная картина Рубенса, изображающая похищение Диоскурами дочерей Левкиппа. Она очень известна по многим воспроизведениям.

Античная группа, считающаяся одним из лучших скульптурных произведений древних веков, изображает Кастора и Поллукса во весь рост: один из братьев Диоскуров держит два факела - один горящий, другой потухший, как бы намекая этим, что Диоскуры проводят полгода в царстве теней, а полгода среди богов Олимпа.

ЗАУМНИК.РУ, Егор А. Поликарпов — научная редактура, ученая корректура, оформление, подбор иллюстраций, добавления, пояснения, переводы с латинского и древнегреческого; все права сохранены.