Роза, жасмин и земляная горечь. Парфюмер, который продает запах Беларуси. – От чего зависит цена аромата

Наставник - парфюмер София Ходош-Гройсман.
София Ходош-Гройсман - номинант премии Living Legend Award («Живая легенда»), автор десятков парфюмерных бестселлеров в т.ч. Paris (YSL), Tresor (Lancome), Eternity (CK) и т.д.

Создатель уникальных парфюмерных проектов, не имеющих аналогов в мире.Среди них ароматы для В.Путина, П.Каас, М.Матье, Ф.Киркорова, В.Меладзе, Н.Шацкой, Э.Запашного, квартета ХБДС (Харламов, Батрутдинов, Карибидис, Скороход), ВИА Гра, Тимати, аромат римской недели моды по приглашению дома Pierre Cardin.

Создатель уникальной услуги «Парфюмерный Бар» (развлечение для эстетов). «Парфюмерный Бар» удивлял и радовал гостей торжественных мероприятий Барвихи, ОАО "Газпром", Шангри Ла, множества площадок России, стран Балтии, Европы и Азии, Канады, Японии, Австралии.
Участвует в проектах добычи и производства парфюмерных компонентов
Ведущий специалист Парфюмерной академии им. Софии Гройсман.
Директор Ассоциации Производителей парфюмерии и косметики Беларуси.

«В детстве родители отмечали мое стремление к гармонии вокруг. Со временем это трансформировалось в жажду красоты и наслаждение ею везде и во всем.
Тогда мне казалось, что нет более элегантного способа демонстрации статуса и миропонимания, чем аромат.
Мне удалось заглянуть «за кулисы» парфюмерного мира и узнать о его тайнах. Я жадно искал знания и, однажды, провидение предоставило мне шанс: знакомство с Софией. А потом обучение и стажировка во Франции на парфюмерных фабриках IFF, MANE FILS, в Бельгии на фабрике Synaco Group.
Вернувшись на Родину, я открыл и стал развивать парфюмерную мастерскую.
С тех пор прошло 11 лет, но и сейчас я хорошо помню, как однажды ночью я проснулся от восторга и осознания, что образы в моем воображении обладают ароматом и я готов их воплощать! Невероятное количество дней, ночей, часов оттачивания дел парфюмерных. Но! Уже тогда я глубоко чувствовал, что я - Парфюмер!
И это дело моей жизни!
И так до сих пор!.."

В детстве он и не мечтал стать «носом» (так в профессиональной среде называют парфюмеров), но, как говорится, у судьбы на нас свои планы. Влад - один из немногих учеников самого уважаемого парфюмера современности, белоруски по рождению Софии Гройсман, которая сейчас живет и работает в Нью-Йорке. После нескольких лет кропотливой учебы и работы во Франции он вернулся в Беларусь. В своей мастерской в Минске Влад проводит до 12 часов в день, а витающие в воздухе ароматы создают там особую атмосферу. Парфюмер с двумя образованиями: медицинским и техническим - рассказал Onliner.by о своей «ароматной» работе, почему у наших людей до сих пор нет парфюмерной культуры, почему созданный Софией Гройсман аромат «Белая Русь» пока не появился на полках магазинов, а также развеял самые нелепые мифы об этой индустрии.

Я родился и вырос в Минске. Заниматься парфюмерией я не планировал и в этот бизнес попал по воле судьбы. Как-то мне предложили оптом продавать парфюмерию, и все сложилось настолько удачно, что бизнес до сих пор жив. Но со временем это стало скучно, минимум креатива и творчества: там купил, здесь продал. Стал думать, как можно развиваться и при этом не уходить из отрасли.

Так случилось, что судьба меня свела с одним из величайших парфюмеров современности Софией Гройсман. Мы познакомились с ней на Елисейских полях в Париже. И, в отличие от нашей страны, там ее очень хорошо знают в лицо. Я видел, как директор дорогого парфюмерного магазина (далеко не последний человек в этой индустрии) выскакивал на улицу и просил ее зайти в магазин, чтобы выпить чашечку кофе. Так как для него это событие - в его магазине была сама София Гройсман.

С 2005 года, можно сказать, был «хвостиком» у Софии: смотрел, как она работает и что делает. Много времени проводил на парфюмерных фабриках, где изготавливают ароматы. Сегодня таким образом можно стать профессионалом. Второй путь - получить диплом парфюмера в Версале, на парфюмерном курсе в Грассе. Еще до недавнего времени французами очень активно поддерживался миф, что парфюмером может быть человек, в предыдущем поколении у которого обязательно есть парфюмеры. Сегодня же они говорят, что это может сделать каждый, но только за этим стоит длительная и очень кропотливая работа: каждый день слушать запахи, находить, чувствовать и оценивать разницу между тонами.

Я вернулся на родину по просьбе Софии Гройсман. Она попросила меня что-нибудь сделать для Беларуси в области запаха. И при этом она сама создала аромат «Белая Русь» и презентовала его в Минске 8 месяцев назад. В широкой продаже духов до сих пор нет, так как проект пока на рассмотрении у потенциальных инвесторов. Сейчас мы представляем ее интересы на всем постсоветском пространстве и продвигаем в том числе и этот проект.

Сегодня редкий предприниматель способен оценить коммерческую составляющую парфюмерного дела, а ведь в этом бизнесе отличная прибыльная константа, как в ювелирном. Тут, вероятно, проблема отношения… Легковесность продукции вызывает ассоциацию с ее легкомысленностью. Но французы как сели на эту тему в средние века, так до сих пор и являются авторитетами в мире и зарабатывают на этом большие деньги. По каким-то не очень понятным мне причинам у нас считается более верным построить бизнес-центр, чем изготавливать perfume liquid.

Своими проектами наша мастерская пробуждает в людях ощущение аромата, чувство высокого через сублимацию тела, парфюмерную культуру. Сведения о парфюмерии отрывочные или не соответствуют действительности. И это не вина пользователей, это их беда. А сколько мифов и штампов! Ну вот, например, распространенный: запах кофе что-то меняет в нашем обонянии. Самое лучшее, что может восстановить утомленное обоняние, - свежий воздух. А кофе - это еще один запах, который вы «слушаете». Да, он вам знаком, только его влияния хватит максимум на один новый аромат, и я очень сомневаюсь насчет верности вашей оценки.

Деление ароматов на мужские и женские - это уже маркетинговый ход. Ведь еще 50 лет назад все пользовались одними и теми же ароматами. Еще один миф - запах, который нам подходит, мы не должны чувствовать на себе. Возможно, это повелось с той поры, когда Ив Сен-Лоран говорил, что женщина должна сливаться с платьем, которое носит, и мужчина должен видеть не платье, а ее. То же самое должно происходить с ароматом - она должна жить с ним, не замечая его. Но мне нравится ощущать на себе аромат. Я бы сказал так: пусть будет аромат, который не мешает жить.

В запахе самое важное, какие ассоциации он вызывает. Запах не нужно понимать, его нужно почувствовать и пережить. Выбор аромата - как выбор любовника: с ним нужно провести ночь. Эти слова принадлежат Roge Dove, и я с ними полностью согласен.

Еще у нас люди говорят, что мы «пшикаем» и «нюхаем», а на самом деле мы наносим аромат. И слушаем его, как музыку. Это дыхание. Это послание нашего тела и, если хотите, духа.

Запахи, управляя нами, напоминают о приоритете высокого, духовного и душевного. И если жить этим, то формируется другое общество, более лояльное, не «майдановое». Запах - это высококультурный ресурс, «неостановимая субстанция». В нем выражен элемент всепроникающего преодоления.

За полтора года существования моей парфюмерной студии в Минске мы создали уже не один десяток ароматов, в том числе и персональные запахи для медийных персон: Валерия Меладзе, Тимати, Ольги Плотниковой, Ольги Барабанщиковой, Леси Кодуш. До прихода в студию Андрея Бонда и Артема Рыбакина парфюмерия была для меня чем-то возвышенным, «овеянным туманами». Они же перевернули все. Они поставили задачу сделать запах, о котором непонятно, нравится он или нет, чтобы женщина хотела вернуться и вдохнуть его еще раз. Так появился аромат «Маргинал».

Кроме того, мы делаем запахи для событий. Например, для свадьбы или юбилея. Также мы создали аромат для Nastya Ryboltover Party к 23 февраля и сейчас работаем над ароматом для мероприятия 8 марта.

«Создание персонального аромата происходит в формате консультации, во время которой я предлагаю клиенту IT-тест от одной из крупнейших парфюмерных компаний в мире. Он включает различные вопросы, например: какой подарок предпочел бы получить клиент? Тест позволяет определить психотип заказчика и наиболее предпочтительное семейство ароматов. Например, замечено, что подвижные люди, часто сменяющие род деятельности, предпочитают и ароматы динамичные – прохладные, фужерные, озоновые».

Пронзительный, тревожащий, искрящийся, влажный , теплый, томный… Как вы думаете, о чем речь? Об ароматах! То, какими чертами наделяет их Влад Рекунов, производит неизгладимое впечатление. Все-таки чтобы быть парфюмером, надо не только иметь хороший «нос», но и быть человеком с развитым воображением и тонким чутьем, воспринимающим и ситуацию, и людей вокруг – практически на уровне оттенков!

Увлечение жизни Владислава Рекунова началось с торговли парфюмерией: занимался оптовыми закупками. Дела шли хорошо, но в какой-то момент Владу это перестало быть интересным: не хватало возможности творить. И он понял, что хочет получить фундаментальные знания, открыть свое дело. Для этого Влад три года стажировался на фабриках во Франции и Бельгии, где изучил принцип работы международных брендов, начиная с создания брифа и отработкой композиции, заканчивая подготовкой промо-материалов.

Также Владу посчастливилось поучиться у самой Софии Ходош-Гройсман, живой легенды парфюмерного мира (и, кстати, нашей соотечественницы), четыре аромата которой присутствуют в Зале парфюмерной славы Американской Ассоциации парфюмеров (всего их там – 25).

По возвращении в Беларусь Влад инициировал многие мероприятия, направленные на развитие местной парфюмерной отрасли. А в 2013 году открыл собственную Парфюмерную мастерскую и создал предложение, не имеющее аналогов на постсоветском пространстве. Так, он работает с частными заказчиками, создает ароматы для звезд, компаний и повышает общую парфюмерную культуру белорусов и россиян посредством мобильного парфюмерного бара.

«Люди, часто сменяющие род деятельности, и ароматы предпочитают динамичные»

– Создание персонального аромата происходит в формате консультации, во время которой я предлагаю клиенту IT-тест от одной из крупнейших парфюмерных компаний в мире, – рассказывает Владислав. – Он включает различные вопросы, например: какой подарок предпочел бы получить клиент? Тест позволяет определить психотип заказчика и наиболее предпочтительное семейство ароматов. Например, замечено, что подвижные люди, часто сменяющие род деятельности, предпочитают и ароматы динамичные – прохладные, фужерные, озоновые.

Точность теста – 95-98%. Во время работы мы слушаем много компонентов, оцениваем их, а потом я создаю пробные образцы. Клиент выбирает понравившийся и далее мы оттачиваем его.

– В одном из интервью вы сказали, что можете создать аромат… по голосу. Как это возможно?

– Голос очень важен, ведь это – характеристика личности, которая исходит из самой глубины, отражает душевные качества. Большинство людей не следит за своим голосом или прилагает усилия к его изменению, а значит, эта характеристика правдива.

Персональный аромат для великолепной Мирей Матье с флаконом в виде микрофона.

– И все-таки, как это работает? Значит ли это, что девушке с низким голосом а-ля контральто надо… побольше амбры в парфюм?

– Какие иные проявления невербальной коммуникации позволяют вам сделать вывод о парфюмерных предпочтениях клиента?

– Мимика, тональность поведения, жестикуляция, форма рук, полезно знать род деятельности и семейное положение или пожелания в плане отношений с противоположным полом.

– Бывает, что вам не нравится создаваемый аромат, но с ним надо работать ввиду желания клиента?

– Нет ароматов, которые мне не нравятся. Это проблема, так как для самого себя сложно расставить приоритеты. Люди заказывают совершенно разные запахи. Моя задача – почувствовать ожидания и пожелания человека. Порой это непросто, ведь надо попасть в узкий сектор. К счастью, это всегда получается. Бывает, что все происходит сразу, а иногда необходимо несколько месяцев.

– От чего зависит цена аромата?

– Стандартная цена для гарантированно качественного аромата – 1,8 млн. руб. Зависит она, в основном, от трудоемкости работы. Это – самая большая составляющая, если, конечно, мы не говорим об уникальном флаконе с драгоценными металлами, камнями или мехом, например.

Количество ингредиентов на качество аромата не влияет. К слову, ароматы, состоящие из нескольких компонентов – до десяти – получаются «угловатыми», компоненты «выпирают», мешают. Если ингредиентов 30-50, «углы» сглаживаются. Мне нравится примерно такое соотношение.

– Есть ли у персональных ароматов название?

– Конечно. Это – имя заказчика.

«Часто люди покупают те или иные духи, потому что попросту устали»

– В магазинах представлен колоссальный выбор духов и туалетных вод. Неужели там совсем нечего выбрать, что люди обращаются к парфюмеру?

Почему же, выбрать можно. Но это непросто. По моим наблюдениям, на мастер-классах, большое счастье, когда женщина находит запах, который её устраивает. Но чаще люди просто теряются в той массе, которая присутствует на рынке. Магазинные ароматы очень близки друг к другу и мало чем отличаются. Это вызывает смущение у покупателя. В подобном многообразии он не может почувствовать себя. Обоняние устает, и человек «растворяется». В мастерской же мы можем определить именно тот запах, который соответствует человеку, и сконцентрироваться на нем. Когда мы создаем персональный запах, то, фактически, как портной оттачиваем каждую нитку, шов и строчку в этом изделии.

– Посоветуйте, как все-таки подобрать аромат в магазине?

– Часто люди покупают те или иные духи, просто потому, что устали. Поэтому для начала разберитесь, какие ноты в запахах вам в принципе нравятся: свежесрезанная трава, виноградная сладость, озоновый аккорд, влажность леса или теплые древесные текстуры. Проанализировав запахи с этими нотами, вы определите обонятельный парфюмерный класс, который вам соответствует.

Второй вариант – идти через направление любимого парфюмера. Ведь у каждого из них свой характерный почерк. И если когда-то вам понравился один аромат этого парфюмера, то можно смотреть остальные изделия.

– А каков парфюмерный почерк Влада Рекунова?

– Скорее, он все еще формируется. Но я бы хотел сделать его очень точным. И элегантным, размашистым. (улыбается)

Сейчас выпускается очень много парфюмированной продукции (лосьоны, кремы и т.п.). Зачем они нужны и планируете ли вы выпускать что-то подобное?

Косметические средства ухода – гель для душа, шампунь – тоже имеют запах. Он остается на коже и может видоизменять духи, которые вы нанесли сверху. Поэтому производители и выпускают в единой линейке аромат и уходовые средства.

Мы сотрудничаем с технологом, который создает натуральные кремы на основе трав, и придаем им заказанный аромат. Но двигаться через розницу я пока не собираюсь. Выставлять себя как бренд и становиться на полку среди всех – мне не интересно.

«Инвестиционный климат изменился, проект лег на полку»

– Насколько востребовано парфюмерное направление у белорусов?

– Приходится работать над тем, чтобы донести информацию о наших возможностях. До сих пор белорусы слабо представляют, что можно заказать персональный аромат. На всем постсоветском пространстве мы, по сути, единственные, кто ставит это на приемлемый индустриальный уровень оказания услуги.

– Как вы оцениваете будущее белорусской парфюмерной индустрии?

– В Беларуси есть несколько фабрик, есть наша студия – и все. Думаю, наша студия имеет будущее в силу необычности услуг. Ведь большинству людей интересны запахи. И это касается всех: политиков, спортсменов, женщин, мужчин, детей.

Вручение персонального аромата Филиппу Киркорову.

Аромат для Валерия Меладзе.

Создание аромата в честь Владимира Путина.

– А что думаете о попытках местных компаний заявить о себе на парфюмерном рынке? Есть ли вообще у белорусов традиции искусства парфюмерии? Или тут, собственно, можно и не пытаться?

– Пока парфюмерные компании действуют в рамках уже созданных ранее ходов. Мне кажется, сейчас нужно действовать нетрадиционно, иначе становишься в общий огромный ряд, выделиться из которого маловероятно.

– Некоторое время назад вы участвовали в проекте по добыче и производству парфюмерных компонентов на территории Беларуси. Есть у нашей страны какой-то потенциал в этом плане, чтобы, возможно, занять уникальную нишу на мировом рынке?

– Да, был разработан бизнес-план по переработке древесного сырья в парфюмерные компоненты. Это эффективное производство, когда дешевые опилки «превращаются» в достаточно дорогостоящий продукт, в котором нуждается производство парфюмерии и ароматизаторов. Но инвестиционный климат изменился, проект лег на полку.

Пробник аромата «Белая Русь».

– Во время своего визита в Беларусь, аж 2 года назад, София Гройсман презентовала аромат «Белая Русь». Учитывая её известность, это можно было бы использовать как инфоповод и для пиара страны. Есть какие-то подвижки с коммерческим внедрением аромата?

– Наконец, найден инвестор. И в начале 2016 мы представим публике аромат.

– Где вы черпаете вдохновение?

– В себе и в своем внутреннем состоянии.

Фото: vladrekunov.by, ladys.by, FashionAir.

«Добрые люди пахнут чистотой, плохие люди пахнут ложью», – считает самый раскрученный беларуский парфюмер Влад Рекунов. KYKY встретился с директором Ассоциации производителей парфюмерии и косметики и отцом пятерых детей в его мастерской в Осмоловке, чтобы расспросить о выходе на рынок аромата, который призван брендировать Беларусь, а также о запахах политики, секса, доброты, страха, лжи и котиков.

«Я задумал свою студию четыре года назад, устав от контактов с производителями и импортерами на рынке. Мы работаем с заказчиками индивидуально», – говорит мне Влад Рекунов при встрече, провожая в свой кабинет. О беларуском парфюмере известно по его работе с российской эстрадой: он делал духи Валерию Меладзе, Филиппу Киркорову, группе ВИА ГРА, Тимати. Подарил хрустальный флакон в форме микрофона французской певице Мирей Матье перед концертом, она его увезла во Францию.

Влад Рекунов – беларус, который зарабатывает деньги на российских селебрити. Это понятно: на «диком востоке» рынок больше, стразы ярче, а денег больше. Рекунова критиковали соцсети после того, как он объявил о создании духов для Путина. Один из последних проектов – духи PA VETRA, которые, по уверению Влада, символизируют запах Беларуси. Именно об этом я и пришла с ним поговорить. Начали, как водится, с самого начала.

Влад Рекунов

Влад Рекунов: Четыре года назад мы появились в Минске, стали заявлять о том, что создаем персональные композиции ароматов. И столкнулись с тем, что никто не знает, что это. Услуга принципиально новая для рынка. «Персональный запах? Что это?» Как только я говорю, что это аналогия индивидуального пошива в одежде, только в духах: «О! Становится понятнее». Все знают, что существует серийная одежда, но если человеку хочется, «чтобы костюмчик сидел», то он идет к портному. И то же самое есть в запахе, когда можно соткать аромат исключительно из тех компонентов, от которых вы без ума.

KYKY: А от чего вы сами без ума?

В. Р.: У меня это ощущение происходит, когда я чувствую, что будет классный проект. Вот, например, когда выводишь на рынок беларуский аромат PA VETRA, коленки дрожат. Я заявляю, что это аромат Беларуси. В 2008 году мой наставник София Гройсман впервые сказала, что работает над запахом Беларуси. Она одна из самых великих парфюмеров современности.

У нее очень патриотичная биография: папа Петр Ходош партизанил, вывел из гетто множество евреев, в том числе и маму Софии, после войны за всё это его репрессировали, и они вынуждены были иммигрировать: сначала в Польшу, потом эти же спасенные им евреи помогли уехать им в Америку. Эдакая история в духе Шиндлера, просто не в таких масштабах. И София, окончившая в Польше химический техникум, с самой низшей должности помощника лаборанта (ниже только уборщица) доросла до вице-президента, отвечающего за разработку запахов, и главного «носа» IFF (International Flavors & Fragrances).

Как беларуска из Новогрудской области создала ароматы для Yves Saint Laurent и Calvin Klein

В 1996 году София Гройсман получила награду American Sociaty of Perfumers и премию «Живая Легенда». Её ароматы можно назвать произведением искусства, среди них – Parisienne (Yves Saint Laurent), Eternity for Women (Calvin Klein), Trésor (Lancome), Sun Moon Stars (Karl Lagerfeld), White Linen и Beautiful (Estee Lauder), Diamonds and Rubies (Elizabeth Taylor) и другие. Беларуска из поселка Любча Новогрудской области, покинувшая СССР в возрасте 15 лет, добилась всего благодаря трудолюбию и любви к экспериментам, которые были столь удачны, что на неё обратил внимание известный парфюмер Эрнст Шифтан, протеже тогдашнего руководителя компании IFF Жозефины Катапано. У Жозефины так же, как и у Софии, не было образования парфюмера, но было необыкновенно тонкое обоняние и интуиция. И вот представьте: суперзвезда парфюмерии София Гройсман вдруг говорит о том, что создает запах Беларуси! Невероятно. София – очень динамичная, с чувством юмора, подвижная для своих 70 лет и просто невероятная женщина, великая и неимоверно крутая. Кстати, она до сих пор превосходно говорит по-русски, с вкраплением, конечно, английских слов.

София закончила разработку рецептуры в 2012 году, и прилюдно в 2014 году в магазине «Звезда» на презентации, куда было приглашено большое количество людей и СМИ, подарила мне формулу духов с запахом Беларуси. Конечно, меня волновало происходящее! Два года у нас ушло на поиск инвесторов. Потому что изготовить и подарить формулу – это одно: рецептура вот, на бумаге, делай с ней, что хочешь.

На эту тему: Алмазная пыль и лох обыкновенный. Как минский офис DeSheli разводит людей на деньги
Условно, я у себя в лаборатории могу сделать стакан этого запаха – и что? А сделать его в тираже – значит, оплатить флакон, объем жидкости, упаковку, дизайн и печать, поставить на рынок и сертифицировать.

Это огромный объем работы. Нам удалось убедить парфюмерный бренд Lambre, что изготовить аромат Беларуси на хорошей французской фабрике – это здорово, классно и круто. Они вложили в это деньги.

KYKY: О, тем более на упаковке оттеснена выпуклая географическая карта Беларуси, которая по своим контурам здорово похожа на Францию!

В. Р.: Вы тоже это видите? (смеётся) . Дизайн упаковки делала беларуский дизайнер Ольга Ханцевич, очень талантливая девушка. И вот Lambre изготовили «Аромат Беларуси» (рабочим названием духов какое-то время было «Белая Русь № 5» – прим. KYKY) , поставили его на рынок. Мы сертифицировали его, импортировали, и вот уже вторую неделю он существует.

Чем пахнет Беларусь

В. Р.: Признаюсь, за эти два года изначальная формула была немного изменена. София привезла рецептуру, образцы, мы их здесь «послушали», и я сказал, что их необходимо доработать, потому что в нашем климате они звучат очень плотно. Запах стал густой, тяжеловатый, и, что самое обидное, возрастной. В разных климатических условиях это возможно – запах звучит по-разному. Мы собрали фокус-группу из 3000 человек разных возрастов, задали им порядка 30 вопросов, запах оценивали, обсуждали, и София позволила: «Влад! Up to you! Если ты хочешь, доработай запах!». Я немножко подредактировал рецептуру: он стал очень light, легким. Мы хотели сделать большой флакон, на 75 мл, но чтобы он не выглядел массивно, как столб. Было перепробовано 57 вариантов эскизов. Причем, это perfume, духи. Не туалетная или парфюмерная вода, а более стойкая субстанция. Мы старались быть не только эксклюзивными и новыми во всем, но и оставаться экономными и рачительными – очень по-беларуски. Калi упрыгожваць, дык па максiмуму! Вы видели, чтобы духи были в упаковках более 30 мл? В единичных случаях – 50 мл… Вот, смотрите на наше PA VETRA!

KYKY: А как родилось название PA VETRA?

В. Р.: Через тернии (смеётся) . Но, на самом деле, очень быстро. Вы его сами попробуйте и скажите первую ассоциацию, которая придет в голову.

Влад достает флакон с новинкой, брызгает журналисту на запястье и предлагает сыграть в игру: «Угадай парфюмерную пирамиду».

KYKY: Очень нежный, «девчачий» аромат, очень сочный. Мне кажется начальная нота – яблоко, лимон и что-то чайное, возможно, бергамот. Картошки, к слову, не чувствую…

На эту тему: Вино из одуванчиков. Белорусский химик открыл формулу лета

В. Р.: Ого, вы не услышали только еще присутствующий там грейпфрут! Вверху аромата PA VETRA действительно цитрусы и яблоко, в середине – роза, жасмин (оба очень облегченные) и цветы апельсина, а в базе – амбра, ваниль и пачули, который придает запаху чуть-чуть земляной сырости и горечи. Хотелось сделать аромат молодой, воздушный, пространный, легковесный, запах полета и какой-то левитации. Беларусь – страна просторов. Но прежде чем приступить к работе, я изучал на нескольких тысячах респондентов обонятельные предпочтения беларусов. Около 40% рынка ждет цветочно-фруктовые, а не травяные запахи. Но ведь есть еще 60% других людей, скажете вы. Анкетирование выявило, что порядка 20% опрошенных предпочитают легкие цитрусовые запахи. Мы ставили точки в центральных магазинах (ЦУМ, ГУМ, «Беларусь», «Торговый дом на Немиге») и у проходящих там рядовых мужчин и женщин всех возрастов спрашивали порядка тридцати вопросов. Поэтому я довольно верно представлял, чего ждет целевая аудитория от запахов. Это дало нам возможность подкорректировать аромат Софии Гройсман под эти ожидания. Она живет в Нью-Йорке, и создавала аромат той воображаемой Беларуси, которой, может быть, и не существует, которую она помнит, которая уже изменилась с годами. Наша память обладает удивительным свойством помнить только самое лучшее, самое нежное и щемящее. И идеализировать его. Скорее всего, это та Беларусь, к которой нам следует идти.

Чем пахнет политика

KYKY: Существующая действительность и живущие в ней реальные люди немного отличаются от романтизированного образа настоящего беларуса. Вы не боитесь неодобрения? Ведь в соцсетях уже начали ерничать даже над названием, мол, похоже на словосочетание «сходить да ветру»…

В. Р.: Понимаете, после того как я пережил уже созданный мной «запах Путина», мне никакие стрелы не страшны. Есть много людей, уважающих его, и столько же – его ненавидящих, считающих его злодеем. На самом деле, мне было очень интересно. Я уверен, что ни один специалист не откажется выполнить работу для столь значимого человека. Допустим, если ты архитектор, а тебе предложили поставить здание в Бермудском треугольнике или в КНР, дав полный карт-бланш: «Делай что хочешь, а мы тебе оплатим работу». Кто бы отказался? Сделать такой продукт, сказать себе «я смог» – от этого невозможно отказаться. Он свежий, но при этом древесный. Верхние ноты: бергамот, черная смородина. Сердце: кедр, хвойный бальзам. База: мускус, бобы тонка.

KYKY: Александру Григорьевичу Лукашенко вы бы сделали запах?

В. Р.: Работать для веховых людей – это зажигает. Я делаю то, что мне интересно. Взять и изготовить 10 тысяч флаконов аромата, который такой же как все – не очень интересно. Только если мне 10 миллионов долларов заплатят, тогда, возможно, это меня зажжет. Если вы так настаиваете, чтобы я рассказал свое видение запаха Лукашенко – меня впечатляет в нем крупность. Мужчина с явно крупной костью и руками, с крепкими запястьями, заметны его семейственные черты, всегда рядом дети. И к Беларуси он относится как к семье, хочет сохранить ее как государственную единицу. Я бы сказал, что это должен быть достаточно теплый запах, но всё равно очень строгий в силу статуса. Такой аромат может предать дымная горечь, нота табачного листа (не путать с запахом сигарет) или та же хвойная горечь. Здесь важно знать обонятельные предпочтения самого респондента, а это очень субъективно и дистанционно невозможно узнать.

KYKY: Ну а если так, по-обывательски сравнивать с уже вышедшим Inspired by Vladimir Putin, то какой это был бы запах?

В. Р.: Я бы сделал его запах чуть-чуть более озоновым, чуть-чуть более металлическим, таким серебряным. Но всё равно, в близком направлении. Они одного сектора.

KYKY: Вы говорите, что вас увлекают сильные, исторически значимые личности. А для Гитлера бы сделали духи?

В. Р.: Ну, нет, конечно! Во-первых, это однозначно злодей. Я бы постарался изо всех сил избежать такого предложения. Потому что даже отказаться – означало бы конец всему. Во-вторых, учитывая, что два моих деда дошли до Берлина… Однозначно, нет.

KYKY: А бывает такое, что приходит клиент, и вы понимаете: ну не сможете вы с ним работать? Или такого не было ни разу?

В. Р.: Бывают очень тяжелые случаи. Когда люди сами не знают, чего они хотят. Не могут понять, нравится им или нет. «Ну вот такой свежий». С людьми без образного мышления (несомненно, такие в природе для чего-то нужны) довольно тяжело работать. Запах можно объяснить. Существует огромное количество эпитетов музыкального, цветового, архитектурного характера, в конце концов, просто прилагательные. Если человек не может связать два слова, я понимаю, что придется попотеть. Я спрашиваю, чем человек занимается, как он живет, какие виды спорта его привлекают, какую одежду носит, если бы он выбирал подарок, что бы это было. И вот тут уже человек «колется». А бывает, что приходит клиент с четким заданием, в котором я вижу образ. Я его чувствую, что бывает так легко, что даже неинтересно – не работа, а халтурка какая-то.

KYKY: А для гей-пары создали бы духи?

В. Р.: Я выполняю работу. У меня есть заказчик. Есть часть его жизни, которая меня вообще никак не касается. Хотя, создавая запах, я о многом спрашиваю, в том числе и об интимном. Сфера в которой я действую – это сфера этики и эстетики. Если девушка приходит в очень открытой одежде, я воспринимаю ее как зовущую девушку, соответственно, аромат будет иным, чем для девушки, пришедшей в брюках или каких-то мужских вариациях. Для меня это те самые нити, из которых я тку образ. К примеру, запах клубники считается ароматом совсем юных девушек, и на леди после 30 указывает на некую инфантильность. С другой стороны, если нравится человеку клубника, она только подчеркивает его черты характера, выдавая, как шпион, его поднаготную. Иногда духи, к которым человек привыкает, снимаются с производства, их нигде нет в розничной продаже, даже на ebay найти невозможно. Вот мы в парфюмерной студии этим и занимаемся. Можем взять за основу известные духи и усовершенствовать их под конкретного человека.

KYKY: А сколько уходит времени на создание такого шедевра?

В. Р.: По-разному, у нас есть два алгоритма. Один очень простой и быстрый. Мне он проще технически, и поэтому для покупателя он дешевле. Человек может получить запах буквально через час. Мы выбираем из уже существующей у меня палитры запахов один в качестве основы (я посидел сколько-то месяцев, сделал порядка 40 запахов), выбираем ноты, которые человеку нравятся. Например, он без ума от ванили, перуанского бальзама или орхидей. Мы ими редактируем основной запах, и через несколько часов его индивидуальный аромат будет готов. Второй вариант более длительный, здесь работа – месяц-два. Когда мы придирчиво выбираем каждый компонент, я делаю образцы, минимум пять. И человек с этими образцами ходит, спит, занимается спортом. Потом он мне дает обратную связь, говорит что нравится, а что нет. После этого понравившиеся образцы мы отбираем, делаем новые, гарантируя сохранность рецептуры, которая закрепляется за этим клиентом. Один человек ходил ко мне полгода, прежде, чем мы нашли идеальное решение.

KYKY: Скажите, а что происходит сейчас на рынке женских и мужских ароматов? Если раньше кто-то из парфюмерных гигантов выпускал новый женский запах, все его примеряли, всем нравилось, как пример, сексуальный Chanel Coco Mademoiselle. И это сексуальность приобрела какие-то агрессивные формы, уходя от приятной ноты в тяжелые. В то же время мужской запах имеет тенденцию к легкости и жизнерадостности. Иногда девушки втихаря покупают для себя именно мужские ароматы, которые на коже звучат мягко и неагрессивно. Тенденции рынка «для девочек» пошли куда-то не туда?

На эту тему: Что будет, если девушка начнет вести себя на сайте знакомств по-мужски

В. Р.: Я думаю, рынок «для мальчиков» идет прежними темпами, а «для девочек» он стал изобилующим. Выбор огромный, покупатель очень искушен. Ну и тут область явно демонстративная, это дух времени. Почему-то сейчас принято, что платья очень открытые, декольте очень глубокое, слишком заметны детали, которые, возможно, не стоило бы так откровенно демонстрировать. То же происходит в запахе – он чересчур откровенен. Это замкнутый круг: спрос рождает предложение, а предложение стимулирует спрос. Сейчас модны не утонченная женственность подчеркнутого силуэта, а показать, что у меня есть и какого размера. Когда внешнее позиционирование важнее внутреннего мира. Создавая свою композицию PA VETRA, мы решили вернуться именно к романтическому, очень женственному образу.

Чем пахнут секс, доброта, ложь и онкология

KYKY: Простите за нескромный вопрос, но как вам живется с таким носом? Пользуетесь ли вы общественным транспортом?

В. Р.: Очень интересно живется. Я замечаю запахи там, где их нет для остальных. А замечая их, озвучиваю: «Чувствуешь, как клубничка откуда-то пошла? Продается уже клубничка!» Иногда это помогает. Я ехал однажды по российской глубинке, где на много километров никого, и заехал в придорожный маленький магазинчик. Сидит девушка на кассе, работает. Я говорю: «Здравствуйте! А что это у вас так газом пахнет?» Она куда-то побежала, нашла протечку. А ведь помещение маленькое, она давно сидит, уже принюхалась, всё могло закончиться плачевно. Иногда, это, конечно, мешает. Один раз я был вынужден провести срочные платежи в нашем Беларусбанке, который не славится особой расторопностью.

Стоял в очереди рядом с каким-то бомжом. Для меня это было 30 минут ада. Я реально потом три дня болел: пришел домой и день просто не вставал, лежал.

Общественным транспортом пользуюсь по необходимости, не брезгую, но признаюсь, достаточно редко.

KYKY: А есть какие-то способы реабилитации этих рецепторов?

В. Р.: Если мы говорим о том, как выбирать себе запахи для ношения, то наилучший способ – выпить несколько глотков воды. Предлагаемые в парфюмерных магазинах баночки с кофе – это маркетинговый ход, который не работает. Кофе – еще один запах, который вы слушаете в магазине, когда выбираете ароматы. Кофейные зерна – это доступно и довольно симпатично, как недорогое «хорошее» вино сомнительного качества на полках наших магазинов с поэтическими названиями. Но сами парфюмеры никогда не нюхают кофе: выйди лучше на свежий воздух, выпей немного воды.

KYKY: Наверняка вы читали книгу Патрика Зюскинда «Парфюмер». Когда Гренуй гоняется за запахами как приятными, так и неприятными. Насколько она отражает реальность того как живут парфюмеры?

В. Р.: Конечно, хорошо, что есть произведение о парфюмерии. У нас ведь очень закрытая область, очень много мифов. А тут люди, посмотрев фильм, увидели анфлераж (как цветы обрабатываются твердым жиром для получения эфирных масел. – прим. KYKY) , как это выращивалось, как собиралось, что есть такая отрасль. Люди думают, что парфюмер – это тот, кто пять ингредиентов смешал в склянке – готовы духи. На самом деле, в любом запахе не меньше сотни компонентов. В PA VETRA мы использовали пятьдесят. Если мы читаем, что в верхней ноте – три запаха, в сердце – три, и в базе – три, то это не значит, что всего их девять. Это основные ноты, которые выделил парфюмер из той же сотни. Они несут поддерживающую, акцентирующую функцию в данной конкретной композиции.

KYKY: А верите ли вы в то, что существуют запахи мужчины, женщины, мамы, папы?

В. Р.: Да, конечно. Мама, папа – это тоже мужчины и женщины, и только бабушка пахнет пирожками (смеётся) . Я выгляжу как парфюмер. А в жизни я сам и дом ставил, и трупы возил: никакого криминала, просто первая моя супруга – врач, и ей было необходимо помочь оттранспортировать в морг умершего на ее смене пациента.

Пожилые люди зачастую имеют специфический запах, «запах старости». Часто образ жизни создает в человеке запах. Болезни создают запах – онкология пахнет запахом затхлого чердака, когда эта уже та стадия, что не звоночек, а набат.

KYKY: А есть запахи, которые можно расценивать как импульсы, триггеры?

На эту тему: Тест: к каким сексуальным извращениям вы склонны

В. Р.: Хороший или здоровый человек всегда хорошо пахнет. Как правило, добрые люди пахнут чистотой. Плохие люди пахнут ложью. А ложь пахнет гниловатым запахом. Может, даже это и не запах, а просто интуиция транслирует ощущения. Я где-то читал, что сильные люди – всегда добрые, а если человек не добрый, то он слабый. Я один раз в жизни отказался соединить свою судьбу с девушкой только потому, что мне не нравился ее запах. Ведь каждый из нас имеет свой запах тела, формирующийся выделением секрета на коже. Гормоны, скажем так. Каждый из нас выбирает себе партнера по жизни, схожего по запаху со своим родителем противоположного пола. Моя маленькая дочка Варя, которой сейчас пять лет, постоянно засыпает у меня на плече. Представляете, как ей на подкорку записывается запах папы?

KYKY: Существуют ли в природе духи с феромонами, привлекающими противоположный пол, или это еще один маркетинговый ход? Мне однажды подарили духи, которые позиционировались как «складывающие в штабеля мужчин». Мой молодой человек сказал: «Я тебя, конечно, люблю, но, кажется, твой котик повадился тебе на шарф писать».

В. Р.: Слово феромоны вообще некомпетентно. Существуют феромоны, препятствующие развитию половых признаков. Есть те, которые вызывают тревожность, страх (для меня страх пахнет полынью). О каких именно ферромонах мы говорим? Духи, в состав которых входят компоненты-афродизиаки, конечно, существуют, но действуют на окружающих совершенно так же, как и все прочие. Просто это более восточные, пряные, будуарные, гаремные запахи. Сказать, работают они или нет – это как поиски философского камня. Невозможно создать универсального человека, будь то мужчина или женщина, приводящего всех в экстаз. Ну это же детский сад! Одному нравятся блондинки, другой – мускулистые итальянцы. У меня была клиентка, которой нравились только мужчины в очках. Очки в этом случае и были афродизиаком. Самое сексуальное в любом человеке, независимо от пола – это мозг.

А что касается вашего «подарка», то там были либо мускусные животные компоненты, либо запах черной смородины. Если с ними переборщить при нанесении на кожу, то получается запах кошачьей мочи.

На эту тему: Наваколле: Самыя-самыя месцы Беларусі

KYKY: А не было ли мысли после создания запаха Беларуси, если тема пойдет, создать запахи городов: Минск, Пинск, Витебск? Чем, по-вашему, пахнут города?

В. Р.: В России реализовывали идею. Не знаю, насколько она получила поддержку, но если это кто-то уже сделал, для меня оно малоинтересно. Каждый город создает свой образ, но если пофантазировать… Москва – пыльная. Париж имеет голубой сладковатый запах. Минск по сладости ближе к Парижу, но запах более озоновый, в нем больше воды… Да, я делал бы Минск с запахом воды, такой немножко кисло-металлический, еле уловимый, не сильный привкус.

KYKY: А где в Минске можно будет купить духи PA VETRA?

В. Р.: Мы выставили их на брендированном стенде в ТЦ «Замок» по промо-цене за флакон 75 мл. В день продавалось не меньше десятка флаконов из экспериментальной партии в несколько тысяч. Основные покупательницы – беларуски. И, как не странно, азиаты. Отзывы все великолепные, значит мы с Софией попали в ожидания людей. После мы хотим поставить его в какие-то знаковые места в городе, главные торговые центры и туристические места, чтобы люди могли увезти в качестве сувенира аромат Беларуси как память о стране.

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Словарь терминов

Тестер

Винтаж (раритет)

старинную вещь, которая была актуальна в эпоху ее создания, отражающая стиль и дух своего времени. В XXI веке винтажными считаются парфюмерные композиции, которые были произведены и стали хитами в разные десятилетия XX века. Не созданы, а именно произведены. Например, Chanel №5, которая сейчас стоит на полках магазинов, была создана в 1921 году, но тот флакон, который вы купите там же, в магазине, был выпущен на заводе год - полтора назад. К винтажной (раритетной) парфюмерии относят и те духи, которые были сняты с производства по различным причинам. Зачастую основная - это значительная стоимость компонентов: натуральные амбра, мускус, цветочные абсолюты, пряности стоят баснословных денег.

Духи (Parfum, Extrait)

Парфюмированная вода

или туалетные духи (Eau de Parfum, Parfum de Toilette) содержит 10-20 % ароматических веществ. Хорошо сохраняют аромат в течение 4-6 часов.

Туалетная вода (Eau de Toilette)

легкий вид парфюмерии, в котором ярко звучат верхние и средние ноты. Концентрация ароматической композиции 8-10% Туалетная вода предназначена для использования несколько раз в день, и подходит для применения в течение рабочего дня.

Одеколон (Eau de Cologne)

самый легкий вид парфюмерии. Назначения и свойства у одеколона такие же, как и у туалетной воды, но концентрация ароматических веществ еще меньше-3-8% в 70-80% спирте.

Атомайзер

флакон с пневматическим устройством для разбрызгивания, спрей. В оригинальных флаконах спрей обычно запаян. В атомайзерах спрей всегда завинчивающийся. Сейчас атомайзером стали называть не только устройство для распыления духов, а полностью весь флакон с содержимым.

Запаска (refill)

это запасной блок, т.е. дополнительная емкость с тем же самым ароматом. В зависимости от производителя запаска может быть со спреем или без спрея с завинчивающейся крышкой (в 70% случаев). Иногда запаска представляет собой емкость, которую необходимо вставить в "нарядный" футляр. По качеству содержимого запаска ничем не отличается от стандартного флакона, но цена ее намного ниже из-за более простого оформления и зачастую отсутствия спрея.

Миниатюра

флакон, объемом не более 10 мл, полностью копирующий основные флаконы, но часто без спрея.

Селективная парфюмерия

Гробики

прямоугольные флаконы парфюмерии от Serge Lutens в экспортном варианте. Надо заметить, что ароматы Serge Lutens продающиеся в Париже, среди парфюмерных фанатов называют "колокольчики" (из-за флаконов, напоминающих колокольчики по форме и круглой крышечки).