Роль семьи в процессе социализации ребенка. Воспитание в семье как средство социализации ребенка

Елена Володченкова
Роль семьи в социализации ребёнка

Семья – это маленький коллектив, который основан на принципах сотрудничества и взаимопомощи. Дети понимают, что их благополучие зависит от отцов и матерей, а родители счастливы, когда их сыновья и дочери успешны в учебе и работе.

Семья – общественный механизм воспроизводства человека, отношения между мужем и женой, родителями и детьми, основанная на этих отношениях малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. .

Семья является частью более широкой социальной сети и подвержена воздействию различных сил со стороны среды, в которой она существует, и со стороны людей, с которыми приходится иметь дело. Если мы хотим правильно понять, почему семьи ведут себя так , а не иначе, следует оценить подобные воздействия. Анализ причин социального и психологического благополучия/неблагополучия семьи требует изучения не только личностных качеств членов семьи , но и факторов социального окружения , правил и норм поведения, оказывающих решающее влияние на всю семейную систему.

Семья и общество - это модели одной и той же системы, но разного масштаба. Обе включают людей, которые должны работать и жить вместе, чьи судьбы тесно переплетены друг с другом. И в обществе и в семье есть много общего : руководитель играет свою роль и обращен при этом к подчиненным, молодой - к старому, мужчина - к женщине, и каждый участвует в принятии решений, использует свой авторитет и стремится к общим целям.

В каждой благополучной семье детей учат , как жить в обществе, как быть дисциплинированными, каким образом строить свои отношения с противоположным полом, как обращаться с деньгами, с кем дружить, как устраивать свои дела, как следует относиться к несправедливости и другим негативным явлениям, нередко диктуют, каким должно быть жизненное кредо. Познание мира для детей сводится к тому, что они узнали от старших и что им помогли увидеть.

Семья является идеальным типом социальной структуры . Роль семьи в жизни ребенка неизмеримо велика. Ребенок не может жить вне семьи , и даже в самой наихудшей из них вырабатывается нечто незаменимое для ребенка.

С точки зрения социологии семья - это часть общества, своеобразный воспитательный коллектив. Жизнь семьи характеризуется многосторонними отношениями : нравственными, социально-биологическими , хозяйственно-экономическими, психологическими.

На семью как социальный институт оказывают влияние все социально -экономические и культурные процессы, происходящие в обществе.

Семья выполняет ряд важнейших социальных функций (классификация М. С. Мацковского) .

Таблица 1.

Сфера семейной

Деятельности Общественные

Функции Индивидуальные

Репродуктивная Биологическое воспроизводство общества Удовлетворение потребности в детях

Воспитательная Социализация молодого поколения

Поддержание культурной непрерывности общества Удовлетворение потребности в родительстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях

Хозяйственно –

Бытовая Поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми Получение хозяйственно -

Бытовых услуг одними от других

Экономическая Экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества Получение материальных

Средств одними членами семьи от других

Сфера первичного

Социального

Контроля Моральная регламентация поведения членов семьи , ответственность и обязательства в отношении между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколения Формирование и поддержание правовых и моральных санкций за не должное поведение и нарушение моральных норм взаимоотношений между членами семьи

Социально –

Статусная Представление определенного социального статуса членам семьи . Воспроизводство социальной структуры Удовлетворение потребности в социальном продвижении

Сфера духовного

Общения Развитие личности членов семьи Духовное взаимообогащение членов семьи . Укрепление дружеских основ брачного союза

Досуговая Организация рационального досуга

Социальный контроль в сфере досуга Удовлетворение потребности в совместном проведении досуга, взаимообогащение досуговых интересов

Эмоциональная Эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия Поручение психологической защиты, эмоциональной поддержки

Удовлетворение потребности в личном счастье и любви

Семья образует некую социальную единицу - все за одного и один за всех. Новый смысл существования семье дают дети , источник радости и сил. Любовь к детям часто дает силы родителям переносить все невзгоды жизни.

Вместе с тем и чрезвычайно трудно воспитывать детей в семье . Одна из причин этого в том, что родителям очень трудно понимать своих детей и свободно относиться к ним. Очень часто родители не понимают своих детей, хотя уверенны, что они их знают. Жить своей семьей «в полноте ее задач» достаточно трудно. Сама по себе семья обладает огромным воспитательным потенциалом. Разрушение же семьи не только не реализует ее воспитательной возможности, но и влечет за собой чрезвычайные осложнения для души ребенка.

Современная семья все более и более не справляется с выполнением своих прежних функций. Изложенные обстоятельства можно охарактеризовать как кризис современной семьи . Однако наименьшее значение здесь следует приписывать экономическим трудностям. Как бы ни тяжелы были они, крепкая семья переносит их как единое целое; муж, жена, дети становятся при этом только ближе друг другу. Все основные трудности семейной жизни, приведшие ныне к кризису семьи , лежат, как правило, не вне ее, а в ней самой - в личности людей, образовавших семью .

семья семье обоих родителей помогает успешнее решать многие педагогические задачи. Отмечается определенная статистическая связь между воспитанием детей в неполной семье и их последующей неудавшейся семейной жизнью. Таким образом, в определение понятия «неполная семья » ложится количественная характеристика, которая заключается в следующем : неполными считаются семьи , в которых одинокий родитель проживает с ребёнком (детьми) несовершеннолетнего возраста и несёт за него (них) основную ответственность.

Итак, семья – общественный механизм воспроизводства человека, отношения между мужем и женой, родителями и детьми, основанная на этих отношениях малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.

В каждой благополучной семье детей учат , как жить в обществе, как быть дисциплинированными, каким образом строить свои отношения с противоположным полом, как обращаться с деньгами, с кем дружить, как устраивать свои дела, как следует относиться к несправедливости и другим негативным явлениям, нередко диктуют, каким должно быть жизненное кредо.

Нельзя сказать, что любая полная семья может являться нормальной средой для полноценного развития и воспитания ребенка. Но наличие в семье обоих родителей помогает успешнее решать многие педагогические задачи.

Социализация ребенка в семье

В первые месяцы своего рождения малышу достаточно тесного контакта только со своими родителями: их нежность, забота, любовь. Но подрастая, крохе все больше требуется и иной вид общения: игры со сверстниками, взаимодействие с другими членами семьи, с окружающим миром – это называется социализация ребенка, без которой не обходится жизнь ни одного полноценного члена общества. Главная цель такого взаимодействия это обучение малыша нормам и правилам поведения, навыкам построения отношений.

Социализация детей дошкольного возраста, как правило, происходит в детском саду. И даже если у родителей есть возможность сидеть с малышом до школы дома, лучше отказаться от этого, ведь чем раньше у крохи появится новый круг общения, тем вероятней он достигнет успеха в жизни и у него будет больше шансов для самореализации.

Также важнейшую роль играет и социализация ребенка в семье.

Одной из приоритетных задач программы развития и воспитания детей является укрепление взаимодействия семьи и образовательного учреждения. Основой такого взаимодействия является помощь семье в решении проблем воспитания детей. Эта задача напрямую связана с повышением воспитательного потенциала семьи.

Что же такое «воспитательный потенциал семьи»?

Воспитательный потенциал семьи состоит из таких компонентов:

Биологического (наследственное состояние психики индивида);

Психологического (тип семьи, выполнение ролевых функций членами семьи, тип взаимоотношений в семье, наличие или отсутствие педагогических способностей у родителей и уровень их интеллектуального развития);

Экономического (уровень доходов в семье, наличие жилья и др.);

Социального (принадлежность семьи к определенной этнической группе, социальный статус, образование родителей, их профессия и занимаемая должность, культурный и духовный уровень развития).

Таким образом, воспитательный (педагогический) потенциал семьи – это «особенности семьи, которые определяют ее воспитательные предпосылки и могут в большей или меньшей степени обеспечить успешное развитие и воспитание ребенка». Исходя из этого определения, условно можно выделить 2 группы семей:

Семьи с высоким воспитательным потенциалом, в которых родительство является базовой ценностью, присутствует безусловное принятие ребенка как личности и позитивное отношение ребенка к отцу, матери и родителям как семейной чете. Такие семьи характеризуются целостностью структуры семейных взаимоотношений и упорядоченным социально – ролевым взаимодействием, социально – желаемым поведением родителей и детей;

Семьи с низким воспитательным потенциалом, в которых родительство не является базовой ценностью. В таких семьях нарушены родительско-детские взаимоотношения, связи с социумом, искажена воспитательная структура, вследствие чего становится детская безнадзорность и беспризорность, социальное сиротство, девиантно – делинквентное поведение и дезадаптация детей и подростков. Понимая, что такое воспитательный потенциал семьи, можно определить и пути его повышения.

Типы воспитания ребенка в семье:

Воспитание по типу «неприятия»

Неприятие может быть возникающим в ситуациях, когда рождение ребенка было нежелательным. Воспитание здесь подменяется жестким контролем и суровыми санкциями. Неприятие – самый драматический тип неправильного воспитания. Неблагоприятные последствия этого типа воспитания такие:

Если ребенка жестко контролируют и сурово наказывают, то у него подавляется доминирующий темперамент, при истеричном отношении заостряется агрессивность и эгоизм, что отражается на формировании психики и характера;

Не ощущая внимания к себе, ребенок становится равнодушным к другим или истеричным, протестным, что в конечном итоге приводит к неприятию ребенком родителей, к появлению привычки делать все вопреки советам и требованиям взрослых; либо ребенок уходит в себя, будет терпеть, и в итоге – формируется тревожно – мнительный характер.

Результатом родительского неприятия может стать и сверхнеуверенность ребенка в своих силах.

Воспитание по типу «сверхсоциализации»

Этот тип воспитания близок к неприятию. Ребенка хотят иметь не потому, что в нем есть глубокая душевная потребность, а потому, что «дети должны быть у всех». Ребенка ждут, и после его появления родители стараются выполнить все рекомендации, читают пособия по «идеальному» воспитанию, много с ним занимаются. У такого ребенка все строго регламентировано, все делится на белое и черное. С раннего детства культивируется педантизм и пунктуальность. «Надо» у родителей гипертрофированно до абсурда. Отметки в школе – самоцель: вначале для родителей, затем и для ребенка. «Сверхсоциальный» ребенок растет педантом, он эмоционально сдержан, как робот, так как его эмоции подавлялись с младенчества.

При сверхсоциальном воспитании особенно подавляется темперамент и наиболее жестко – сангвинические; в холерическом и флегматическом заостряются элементы упорства, к цели, трудолюбия, усиливаются инстинкты доминирования, перерастая в карьеризм, а самосохранения – в эгоцентризм. В итоге у сверхсоциализированного ребенка формируется сверхсоциальный или тревожно мнительный характер, приводящий к психосоматическим заболеваниям и неврозам в случае неудачи или краха притязаний.

Тревожно – мнительное воспитание

Наблюдается в тех случаях, когда с рождением ребенка одновременно рождается чрезмерная тревога за его здоровье и благополучие. Это антипод неприятия.

Данный тип воспитания наблюдается в семьях с единственным или поздним ребенком. При тревожно – мнительном воспитании ребенка не выпускают из квартиры, так как «на улице злые люди». Ему несколько раз в день заглядывают в глаза и задают тревожные вопросы. Естественно, что ребенок сам становится тревожным, и начинает задавать вопросы: «А я не заболею? А это не страшно?». В результате он излишне драматизирует обыденные трудности, отношение со сверстниками, школьную действительность. Ребенок растет инфантильным, несамостоятельным, нерешительным, мучительно неуверенным в своих силах. Постоянное сдерживание, ограничение его активности родителями, самоограничения приводят к подавлению сангвинического и холерического темпераментов, а во флегматическом – обостряются осторожность, рассудочность, инстинкт самосохранения. Эти дети «боятся даже собственной тени», что часто приводит к неврозам.

Эгоцентрическое воспитание

В этом случае ребенку навязывается представление о себе, как самодостаточной личности, сверхценности: он вундеркинд, кумир семьи, «смысл жизни» и т.д. При этом интересы других членов семьи игнорируются. Для этого ребенка нет ограничения, режима, дисциплины, понятия «нельзя», он агрессивно воспринимает запреты и трудности. Такой ребенок расторможен, неустойчив. В результате у холерика обостряется агрессивность, его упорство трансформируется в упрямство, целеустремленность в настырную требовательность. У сангвиника быстрота трансформируется в расторможенность, острословие – в болтливость, подвижность – в суетливость, эмоциональность – в истеричность, уверенность – в самоуверенность. У флегматика медлительность перерастает в пассивность, упорство – в упрямство, целеустремленность – в унылую зависимость от поставленной когда – то цели. У таких детей усилен инстинкт самосохранения, подавлен альтруизм. Они эгоистичны.

При первой же встрече со сверстниками такой ребенок терпит поражение. Ведь дети не относятся к нему как к кумиру, его претензии вызывают или смех, или получают жесткий отпор. Такая ситуация для ребенка – эгоцентрика становится психологическим шоком.

В результате: холерик демонстрирует те или иные формы протестного поведения, сангвиник впадает в истерику, флегматик – в тревожность и мнительность. Ребенок, столкнувшийся с неприятием со стороны сверстников, становится отвергнутым, хотя в семье он любим до обожания.

Правила воспитания ребенка в семье.

Уважайте личность ребенка. Не допускайте произвола в своих действиях.

Формируйте адекватную самооценку. Человек с низкой самооценкой постоянно зависит от чужого мнения. С высокой – не признает авторитетов, не считается с мнением других.

Приобщайте ребенка к реальным делам семьи. Требуйте выполнения посильных для него домашних обязанностей, поручений.

Развивайте силу воли ребенка. Научите его проявлять выносливость, смелость, мужественность, терпение. Учите прилагать усилие для достижения целей.

Учите ребенка планировать, составлять план действий. Большое и сложное дело разбивать на ряд конкретных действий.

Научите его общаться с другими детьми, людьми. Демонстрируйте оптимальную модель родительского поведения.

Формируйте у ребенка нравственные качества: доброту, порядочность, сочувствие, взаимопомощь, ответственность.

Используемые источники:


Е.С. Сапожкова (Пермь)

И.С. Кон: «Молодость как определённая фаза, этап жизненного цикла
биологически универсальна,
но её конкретные возрастные рамки,
связанный с ней социальный статус и
социально-психологические особенности
имеют социально-историческую природу
и зависят от общественного строя,
культуры и свойственных данному
обществу закономерностей социализации».

В нашей стране изучением процесса социализации молодёжи занимались многие ученные, такие как В.Т. Лисовский, Л.Я.Рубина, М.Н. Руткевич, В.И.Шубхин, М.Х.Титма и др.

Каждый человек с момента рождения неизбежно входит в общество и вовлекается в процесс социализации , т.е. процесс становления личности, постепенного усвоения ею требований общества, приобретения социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют её взаимоотношения с обществом. Социализация осуществляется в семье, школе, на работе. Мощными средствами социализации выступают СМИ. Социализация личности связана так же с трудовой, общественно-политической и познавательной деятельностью человека. На каждом из этих этапов могут возникать противоречия. Например, одна из популярнейших проблем – проблема «отцов и детей». Практически в каждой семье ребёнок, подросток сталкивается с проблемой несовпадения своих взглядов, ценностей, интересов с интересами, взглядами и ценностями родителей. Это приводит к тому, что подросток не может правильно оценить ту или иную ситуацию, и это зачастую негативно отражается на его будущем. Как утверждают некоторые исследователи: «В наше время происходит глобальная смена ценностей, связанная с изменением общественно-политической ситуации в стране». Сейчас навязывание устаревших ценностей недопустимо: они не будут восприняты обществом адекватно. То, как молодой человек социализируется в обществе в свои 15-16-20 лет, непременно отразится на его будущем социальном положении, на ситуации общества в целом. В этот период у подростков формируется система норм и ценностей, отличающих данную группу от большинства обществ, называемая субкультурой . Она формируется под влиянием таких факторов, как возраст, этническое происхождение, религия, социальная группа или местожительство.

Исходя из вышесказанного, можно выделить следующие источники проблем в социализации подростков:

  1. Противоречие между расцветом интеллектуальных и физических сил и жестким лимитом времени, экономических возможностей для удовлетворения возросших потребностей.
  2. Недооценка жизни приводит к возникновению пессимистических настроений. Возраст не только бескорыстных жертв, но и разнообразных злоупотреблений.
  3. Юности свойственна некая природная дисгармония. Желания и стремления развиваются ранее, чем воля и сила характера.
  4. Абстрактные идеалы и жизненные планы.
  5. Трудность социальной и психологической адаптации к условиям нынешней жизни (без опеки родителей) и желание побыстрее освободиться от этой опеки.
  6. Стремление найти «свои» идеалы как нечто отличное и противоположное ценностям старшего поколения.
  7. Эгоцентризм с одной стороны и «чувство стадности» с другой.
  8. Желание самим сделать свой выбор, но ответственность за него не нести.

Несмотря на все выше перечисленное самым важным и влиятельным фактором социализации была и остается семья , влияние которой ребенок испытывает раньше всего, когда он наиболее восприимчив. Условия, в которых живет семья, включая социальное положение, род занятий, материальный уровень и уровень образования родителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. Кроме воспитания, которое дают ему родители, на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера. Помимо образовательного уровня родителей, сильно влияет на судьбу подростков состав семьи и характер взаимоотношений между ее членами. Неблагоприятные семейные условия характерны для подавляющего большинства так называемых трудных подростков. Практика показывает, что подростки, в семьях которых существуют проблемы, так же имеют проблемы либо в учебе, либо во взаимоотношениях с окружающими его людьми.

Значительное влияние на личность подростка оказывает стиль его

взаимоотношений с родителями, который лишь отчасти обусловлен их социальным положением.

Существует несколько механизмов влияния родителей на своих детей. Во-первых, подкрепление: поощряя поведение, которое взрослые считают правильным, и, наказывая за нарушение установленных правил, родители внедряют в сознание ребенка определенную систему норм, соблюдение которых, постепенно становиться для ребенка привычкой и внутренней потребностью. Во-вторых , идентификация : ребенок подражая родителям, ориентируется на их пример, старается стать таким же, как они. В-третьих , понимание : зная внутренний мир ребенка и чутко откликаясь на его проблемы, родители тем самым формируют его самосознание и коммуникативные качества.

Семейная социализация сводится не только к взаимодействию ребенка с родителями. И зачастую может происходить все с точностью до наоборот: например, в семье, где оба родителя достаточно хорошо ведут хозяйство, ребенок может и не выработать этих способностей, так как семья не нуждается в проявлении этих качеств; и напротив, в семье, где мать бесхозяйственна, эту роль может взять на себя старшая дочь. Не менее важен механизм психологического противодействия: юноша, свободу которого жестко ограничивают, может выработать повышенную тягу к самостоятельности, а тот, кому все разрешают, вырасти зависимым.

Сегодня мы сталкиваемся с разными стилями семейного воспитания, которые во многом зависят как от национальных традиций, так и от индивидуальных особенностей. Несмотря на это в целом наше обращение с детьми является значительно более авторитарным, чем мы думаем.

Почему так происходит? Во-первых, такова традиция. Став взрослым, люди часто воспроизводят то, что делали их родители, даже если они помнят, что сами при этом испытывали. Во-вторых, характер семейного воспитания очень тесно связан со стилем общественных отношений вообще: семейный авторитаризм отражает и подкрепляет командно-административный стиль, укоренившийся на производстве и в общественной жизни. В-третьих, люди бессознательно вымещают на детях свое раздражение, возникающее на работе, в очередях, переполненном транспорте и т. п. В-четвертых, низкий уровень педагогической культуры, убежденность в том, что лучший способ разрешения любых конфликтных ситуаций – сила.

подростков она неминуемо порождает конфликты. И как бы нам не хотелось, но влияние на формирование личности ребенка с годами все слабее и слабее. К старшим классам стиль взаимоотношений с родителями давно уже сложился, и исправить ошибки, допущенные ранее практически не возможно. Хорошо если эти ошибки не были серьезными или их было не так много. Чтобы понять характер взаимоотношений подростка и родителей надо помнить, что для ребенка мать и отец могут выступать:

  • как источник эмоционального тепла и поддержки, без которых ребенок чувствует себя беззащитным и беспомощным;
  • как власть, директивная инстанция, распорядитель благ, наказаний и поощрений;
  • как образец, пример для подражания, воплощение мудрости и лучших человеческих качеств;
  • как старший друг и советчик, которому можно доверить все.

Наилучшие взаимоотношения старшеклассников с родителями складываются обычно тогда, когда родители придерживаются демократического стиля воспитания. Этот стиль в наибольшей степени способствует воспитанию самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности. Поведение ребенка направляется в этом случае последовательно и вместе с тем гибко и рационально:

  • родитель всегда объясняет мотивы своих требований и поощряет их обсуждение подростком;
  • власть используется лишь в меру необходимости;
  • в ребенке цениться как послушание, так и независимость;
  • родитель устанавливает правила и твердо проводит их в жизнь, но не считает себя непогрешимым;
  • он прислушивается к мнениям ребенка, но не исходит только из его желаний.

Больше всего старшеклассникам хотелось бы видеть в родителях друзей и советчиков. При всей их тяге к самостоятельности, юноши и девушки остро нуждаются в жизненном опыте и помощи старших. Многие волнующие проблемы они вообще не могут обсуждать со сверстниками, так как мешает самолюбие. Семья остается тем местом, где подросток, юноша чувствует себя наиболее спокойно и уверенно.

Однако взаимоотношения старшеклассников с родителями часто обременены конфликтами и их взаимопонимание оставляет желать лучшего. Понять другого человека можно только при условии уважения к нему, приняв его как некую автономную реальность. Чаще всего от подростков можно услышать: «Они меня не слушают!» Что ж наверное эта претензия обоснована. Спешка, неумение и нежелание выслушать, понять то, что происходит в сложном юношеском мире, постараться взглянуть на проблему глазами сына или дочери, самодовольная уверенность в непогрешимости своего жизненного опыта – вот что в первую очередь создает психологический барьер между родителями и растущими детьми. К сожалению от родителей можно часто слышать: «Я работаю, мне некогда». На первое место в данном случае выходит материальное благополучие семьи. Общение же уходит на второй план. Дети все больше отдаляются от родителей. Связь ребенка и родителя ослабевает. Как горько бывает слышать: «Я родила двоих детей и только сейчас поняла, что у меня нет ни одного. Но разве я виновата, что всю жизнь вынуждена была пахать». Обидно? Конечно. Но исправить почти ничего не возможно. Еще одна проблема – это попытка каждого родителя воспитывать ребенка по своему. В таких случаях необходимо решить всего две задачи.

Первая задача родителей – найти общее решение, убедить друг друга. Если придется идти на компромисс, то обязательно, чтобы основные требования сторон были удовлетворены. Когда один родитель принимает решение, он обязательно должен помнить о позиции второго.

Вторая задача – сделать так, чтобы ребенок не видел противоречий в позициях родителей, т.е. обсуждать эти вопросы лучше без него. Дети быстро «схватывают» сказанное и довольно легко маневрируют между родителями, добиваясь сиюминутных выгод. Родители, принимая решение, должны на первое место ставить не собственные взгляды, а то, что будет более полезным для ребенка.

Хотелось бы обратить внимание еще на один, на мой взгляд, не менее, а в какой-то период и более важный фактор социализации – общение со сверстниками. В ходе этого общения вырабатываются навыки социального взаимодействия, увеличивает набор его социальных ролей, расширяется представление о собственной личности. По мнению И.С.Кона, включение в общество сверстников расширяет возможности самоутверждения ребенка, дает ему новые роли и критерии самооценок. По мере того как расширяется и обогащается круг его «принадлежностей», выражающийся словом «мы» («мы – Ивановы», «мы – мальчики», «мы – старшая группа», и т. д.), усложняется и образ Я».

Общение со сверстниками это еще и «специфический вид эмоционального контакта». Оно обеспечивает подростку чувство устойчивости и эмоционального благополучия. Для самоуважения подростка очень важно заслужить доброе отношение товарищей.

Подростковый возраст по многим причинам принято считать кризисным, поэтому неудивительно, что подростки, переживающие кризис, ориентируются именно на себе подобных, так как они переживают то же самое и могут лучше понять их, чем родители или другие старшие. Часто подростки настолько полно идентифицируются с группой сверстников, что отвергают все «чужое», выходящее за рамки ценностей данной группы. Как правило, это увеличивает остроту кризиса, делает более напряженными и конфликтными отношения с взрослыми. Однако, такая нетерпимость распространяется не только на старших. Молодые люди могут становиться в высшей степени обособленными в своем кругу и грубо отвергать «чужаков», отличающихся от них цветом кожи, происхождением уровнем культуры, вкусами и дарованиями, а часто забавными особенностями одежды, макияжа, жестов, временно выбранных в качестве опознавательных знаков «своих». Важно понимать такую нетерпимость. Такое стереотипное видение себя и мира помогает подросткам справляться с кризисом.

В заключении хотелось бы согласится с мнением: «От того, каковы ценности сегодняшней молодёжи, зависит её будущее и будущее общества в целом, поэтому важно прививать такие общественно-полезные ценности, которые существовали и будут существовать во все времена».

И. В. ДУБРОВИНА

СЕМЬЯ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ РЕБЕНКА

Что такое социализация, как будто всем известно. Это процесс усвоения человеком опыта той общественной жизни и тех общественных отношений, в которые он попал при рождении и в которых растет и мужает. Процесс этот многогранен и постоянен, он происходит постепенно, но неукоснительно. Человек усваивает и активно воспроизводит социальный опыт, систему социальных связей и отношений в своем собственном опыте. В итоге социализации человек приобретает качества, ценности, убеждения, общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизни в обществе. Он научается сотрудничать и взаимодействовать с другими людьми.

Социализация исключает пассивную позицию человека в жизни, она предполагает необходимое активное участие его в освоении общечеловеческой культуры, людских отношений, в формировании определенных социальных норм, ролей и функций, приобретение умений и навыков, необходимых для их успешной реализации. Социализация базируется на широком познании человеком окружающей его действительности, на овладении им навыками практической индивидуальной и групповой работы. Как же происходит эта самая социализация? Только что родившийся малыш и не подозревает, куда он попал из уютной, теплой и безопасной утробы матери. А попал он, если ему повезло, в семью, важнейшей функцией которой является социализация, или воспитание, ребенка.

Источников социализации много, но семья - это главный. Как справедливо заметил П.Бомарше, "каждый человек всегда чей-нибудь ребенок". В семье социализация происходит наиболее естественно и безболезненно, основным механизмом ее является воспитание. Воспитание - это процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде и больше всего - люди, из них на первом месте - родители.

А. С. Макаренко в "Книге для родителей" нарисовал для мам и пап захватывающую картину освоения их дитятей мира культуры и постепенного утверждения самого себя в этом мире. Он показал, как со всей сложнейшей окружающей действительностью ребенок входит в бесконечное число отношений, каждое из которых неизменно развивается, переплетается с другими отношениями, усложняется физическим и нравственным ростом самого ребенка. "Весь, тем не менее, он создает в каждый данный момент определенные изменения в личности ребенка" .

Но "хаос", скажем мы, "хаосу" рознь. Его содержательная наполненность во многом будет определять характер и направленность развития личности ребенка на начальных этапах его жизни в человеческом обществе, она станет призмой, сквозь которую он будет так или иначе воспринимать действительность и относиться к ней. Почему?

Появившись на свет, ребенок застает выработанные веками обычаи, способы поведения, взгляды, закрепленные в родном языке. Воспитание, или социализация, как раз и заключается в том, что подрастающий человек осваивает, присваивает сложный мир взрослых, в котором он очутился. При этом ребенок, особенно в раннем возрасте, больше предрасположен к воздействию семьи, чем к любому другому воздействию.

Семья для ребенка - первая встреча с новым для него миром, первая школа общения с людьми, первая школа познания

окружающей, такой странной и непонятной для него, действительности, первая школа приобретения им конкретно-чувственного опыта.

Ребенок ежедневно видит вокруг себя в семье живую действительность и непосредственно участвует в ней, он слышит суждения и оценки родителей, наблюдает их отношения к другим людям и друг к другу. "Каждый день с утра и до вечера, а иногда и до поздней ночи семья в лице родителей, старших братьев и сестер, бабушки развертывает перед ребенком образцы самых разнообразных форм поведения, своего рода "ассортимент" образцов, слов, жестов, манер, отношения к людям, к труду, к политическим событиям в нашей стране и за ее пределами".

Но мир, в котором ребенок живет дома, должен иметь для него определенный смысл и порядок. Тогда ребенок постепенно "открывает" этот мир, учится его понимать, различать хорошее и плохое, понимать, что можно, чего нельзя делать, а главное - он все время учится познавать.

Поэтому именно в семье дети просто и естественно приобщаются к жизни, в семье закладываются основы понимания ребенком мира, с первых лет жизни он усваивает моральные ценности, социальные нормы, культурные традиции общества. "Семья - уникальный общественный институт, как бы самой природой предназначенный для целей воспитания. В ней достаточно прочная нормативная основа сочетается с возможностью тончайших душевных взаимовлияний и длительным индивидуальным взаимодействием".

Следовательно, в семье ребенок получает не просто уроки абстрактной социальности, а оказывается включенным в социальные отношения, которые составят содержание будущей личности. Именно в семье начинается общественное воспитание.

В семье, в общении со старшими ребенок "учится" быть человеком, осваивая целую систему нравственных ценностей, типичных для данного общества и специфической социальной среды.

Личность ребенка формируется в общении со взрослыми и под их постоянным руководством, только в процессе общения ребенок может познавать мир и самого себя. "Личность не только существует, но и впервые рождается именно как "узелок", завязывающийся в сети взаимных отношений... Поскольку тело младенца с первых минут включено в совокупность человеческих отношений, потенциально он уже личность. Потенциально, но не актуально, ибо другие люди "относятся" к нему по-человечески, а он к ним - нет. Личностью ребенок станет лишь там и тогда, когда сам начнет эту деятельность совершать. На первых порах с помощью взрослого, а затем и без нее". Можно сказать, что ребенок вырастает из наших с ним отношений, из нашей любви к нему. Главная особенность семейного воспитания и состоит в его эмоциональном характере, в эмоциональном контакте детей

и взрослых. С.Л.Рубинштейн подчеркивал, что "свое подлинное человеческое существование человек обретает, поскольку в любви к нему другого человека он начинает существовать для другого человека... Радоваться самому существованию другого человека - вот выражение любви в ее исходном и самом чистом виде".

Эмоциональный комфорт ребенка в семье является важным условием его нормального развития и благополучного вхождения в мир культуры и социальных отношений в обществе.

Эмоциональный дискомфорт не способствует позитивному взаимодействию ребенка с окружающей его действительностью. Именно в раннем детстве формируется либо исходное доверчивое отношение к миру и людям, либо ожидание неприятных переживаний, угрозы со стороны мира и других людей.

Исследования психологов свидетельствуют, что чувства, которые сформировались в раннем детстве, впоследствии переносятся на другие объекты и других людей, придавая каждому человеку особый стиль отношений с людьми.

Формирующееся отношение ребенка к другим людям определяется прежде всего отношением к нему самому родных и близких в семье. Под влиянием этих отношений формируется и его самопознание. С самого раннего возраста ребенок учится у взрослых. Он учится не только ходить, говорить, правильно употреблять различные предметы, играть, учиться, трудиться, но и чувствовать, думать, переживать, относиться к другим людям, к самому себе.

В зависимости от конкретных обстоятельств жизни семьи, характера взаимоотношений между родителями и детьми, складывающегося в общении и совместной деятельности, особенностей семейного воспитания у детей формируются привычные формы отношений к другим людям, труду, познанию окружающего мира, своим обязанностям, а также устойчивые способы действий, поведения и деятельности.

В непосредственном общении с ребенком взрослые даже не всегда целенаправленно передают ему свои взгляды на окружающий мир, свои предрассудки, свои предубеждения, свои моральные понятия и представления. Иными словами, взрослые сознательно и неосознанно обучают детей и внешним и внутренним способам общения. Уже с первых дней своей жизни ребенок усваивает и принятые в его среде стереотипы экспрессивного поведения. Буквально учится "изображать" грусть, радость и другие эмоции (Я. Л. Коломинский).

Познание ребенком чувств, переживаний, настроений других людей и, главное, нравственный характер его отношения к этим познанным особенностям другой личности воспитывается самой жизнью и общением ребенка со взрослыми людьми, его

образованием, в результате чего он присваивает опыт предшествующих поколений, становится современником эпохи.

Но он самостоятельно чувствует, думает, любит только тогда, если мы всему этому "научили" его.

На каждом возрастном этапе своего развития ребенок требует особого подхода, особого внимания.

Каждой матери и каждому отцу хочется, чтобы ребенок был хорошим, чтобы он вырос счастливым, наделенным всевозможными талантами, душевным и физическим совершенством. Другое дело - как это получается на практике. Одна из причин этого -разрыв между тем, что родители хотят, и тем, что они реально делают для осуществления желаемого.

В целом ряде исследований отмечается, что в настоящее время во многих семьях наблюдается очень противоречивое отношение к ребенку (любого возраста): с одной стороны, излишняя опека, освобождение от ряда посильных для него домашних обязанностей, удовлетворение всех материальных потребностей, и, с другой - недостаток общения. И то, и другое пагубно отражается на формировании личности ребенка. Если в семье нет общих переживаний, поступков, стремлений, нет коллективных решений, то у ребенка неизбежно образуется нравственная пустота, которая не всегда может быть восполнена впоследствии.

Семьи, где воспитывались будущие правонарушители, своим стилем эмоциональных отношений или прямо формировали у детей отрицательные моральные качества, или не формировали положительных моральных качеств, и тогда ребенок становился податливым аморальному влиянию группы.

С. Л. Рубинштейн писал: "Как воспитывать - это значит, прежде всего, самому жить настоящей жизнью и включать в нее тех, кого воспитывают, приобщая их к самой этой жизни. Это значит совершать поступки, которые сами были бы этими человеческими этическими условиями жизни другого человека, а не только создавать вещные материальные условия жизни для него".

Мир психологии. - 1998. - № 1. - С. 54-57.


Обратно в раздел

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

«Всё самое хорошее, что связывает меня с окружающим миром, связано с моей семьёй» Вильгельм Гумбольдт.

3 слайд

Описание слайда:

Социализация - процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. Социализация личности ребёнка - это процесс получения ребёнком навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе. В отличие от других живых существ, чье поведение обусловлено биологически, человек, как существо биосоциальное, нуждается в процессе социализации для того, чтобы выжить. Первоначально социализация происходит в семье, а уже потом в обществе. Первичная социализация очень важна для ребёнка, так как она является основой для всего остального процесса социализации. Из семьи ребёнок черпает представления об обществе, о его ценностях и нормах.

4 слайд

Описание слайда:

Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. На протяжении определенного времени семья вообще является для ребенка единственным местом получения такого опыта. Семью можно рассматривать в качестве модели и формы базового жизненного тренинга личности. Социализация в семье происходит как в результате целенаправленного процесса воспитания, так и по механизму социального научения. В свою очередь сам процесс социального научения также идет по двум основным направлениям. С одной стороны приобретение социального опыта идет в процессе непосредственного взаимодействия ребенка с родителями, братьями и сестрами, а с другой - социализация осуществляется за счет наблюдения особенностей социального взаимодействия других членов семьи между собой. Любая деформация семьи приводит к негативным последствиям в развитии личности ребенка.

5 слайд

Описание слайда:

Выделяют следующие стадии социализации: Первичная социализация, или стадия адаптации (от рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает).

6 слайд

Описание слайда:

Стадия индивидуализации (появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения). В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения "мир и я" характеризуется как промежуточная социализация, так как все еще неустойчиво в мировоззрении и характере подростка. Юношеский возраст (18-25 лет) характеризуется как устойчиво концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности.

7 слайд

Описание слайда:

Стадия интеграции (появляется желание найти свое место в обществе, "вписаться" в общество). Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если не принимаются, возможны следующие исходы: сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий (взаимоотношений) с людьми и обществом; изменение себя, "стать как все"; конформизм, внешнее соглашательство, адаптация. Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия человека на среду через свою деятельность. Послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.

8 слайд

Описание слайда:

Каждый человек, живущий в обществе, включен во множество различных социальных групп (семья, школьный коллектив, дружеская компания и т.д.). В каждой из этих групп он занимает определенное положение, обладает неким статусом, к нему предъявляются определенные требования. Таким образом, один и тот же ребёнок должен вести себя в одной ситуации как сын, в другой – как одноклассник, в третьей – как друг, т.е. выступать в разных ролях. Социальная роль – это соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений. Освоение социальных ролей – часть процесса социализации личности, непременное условие "врастания" человека в общество себе подобных.

9 слайд

Описание слайда:

Человек выполняет много разных ролей, и каждый раз ему требуется быть каким-то иным, чтобы получить одобрение и признание. Однако роли эти не должны быть противоречивыми, несовместимыми. Если одному и тому же человеку предъявляют противоположные социальные требования, может возникнуть конфликт ролей. В этом случае формируется противоречивая личность, либо он выбирает лишь одни какие-то требования, игнорируя все другие требования и роли, другие группы людей, при этом человек отходит от лиц, которые его недооценивают, и стремится сблизиться с тем, кто его ценит. Если ребёнок считает, что в семье его не ценят, он уходит в компанию, где его принимают таким какой он есть. В разных ситуациях человек исполняет разные роли, однако в чем-то постоянно остается самим собой.

10 слайд

Описание слайда:

Семья для ребенка - это мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, радоваться, сочувствовать. В семье: формируется чувство безопасности; дается ребенку возможность без страха взаимодействовать с внешним миром; учат детей определенным способам и моделям поведения, свойственным их родителям; родители влияют на поведение ребенка, поощряя или осуждая определенный тип поведения; психологический климат семьи влияет на успешность взаимодействия ребенка с социумом. С момента рождения, человек попадает в социальное окружение. Только благодаря заботам близких ему людей, прежде всего, матери, он сохраняет свою жизнь и получает возможности для развития. Вырастая, человек постепенно усваивает опыт человечества, воплощённый в понятиях, трудовых навыках, правилах поведения.

11 слайд

Описание слайда:

Уникальность и незаменимость семьи в том, что она может передать детям социальный опыт, правильно интегрировать ребенка в большой мир, самый важный институт социализации личности. Лишь семья может полноценно социализировать ребенка, дать ему основу для прочного вхождения в жизнь, способность выбирать, решать за себя и нести ответственность за свои поступки. Главная забота взрослых - правильно воспитать ребенка, т.е. научить его обходиться без нас. Именно семья, а не школа выступает посредником между обществом и ребёнком с целью его социальной защиты. У школы несколько иные функции. Она не должна подменять ребёнку его родной дом, она должна сделать всё возможное, чтобы обучить ребёнка, расширить его кругозор, предоставить возможность для его самореализации, для раскрытия и проявления его способностей. Именно школа должна помочь ребёнку взрослеть, приобретая опыт и знания. Таковой является функция школы в процессе социализации ребёнка.