Рисование нитью и красками с детьми. Мастер-класс. Ниткография для начинающих, нетрадиционные техники рисования, изонить картины и схемы Ниткография для начинающих схемы

Ниткография для детей


Крутенкова Алёна Дмитриевна, педагог дополнительного образования, МБОУ ДОД "Дом детского творчества" с. Молчаново Томской области

Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию материал, где вы сможете познакомиться с мощным и неоправданно забытым инструментом в изобразительных средствах художника – «ниткография». Слово «ниткография» состоит из двух слов: нитка и графика (от «grafo» - «пишу») - вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи... То есть, получается, «пишу ниткой» или проще - «рисую нитью».
Главная задача художника – ниткографиста: найти в петлях и крючках, оставленных нитью на листе, образы, которые можно распознать и использовать в рисунках.

Главная цель таких занятий: создание условий для экспериментальной деятельности ребёнка в области освоения образности и символики цвета.
Задачи:
- учить детей обращаться к своему опыту, анализировать свои чувства, творить новые смыслы и формы;
- развивать творческий потенциал детей: фантазию и образное мышление;
- привить художественные навыки и эстетический вкус.

Форма организации деятельности: индивидуально-практическая.

Занятие ориентированно на аудиторию от 5 лет и выше, без ограничения возраста.

Для занятия ниткографией нам потребуется в большом количестве её величество Ваша Фантазия. А что такое фантазия? Нам поможет в этом разобраться щедрый и блестящий рассказчик Виктор Юзефович Драгунский.

Фантазия

Я - небесный верхолаз,
Я по небу лазаю,
А потом оттуда - раз! –
Опускаюсь на землю.
Ты не веришь? Ну и что ж...
Все равно это не ложь,
А моя фантазия.

В моей голове тоже проснулась её Величество Фантазия, и родился маленький стишок, посвящённые этому способу рисования.

Ниткография

Хочу предложить вам шедевры создавать -
Обыкновенной ниткой рисовать.
Вот образ волка, кошки или льва,
А может здесь носатая сова?
Мышата зашуршали из-под нитки:
- А где наши нарядные накидки!
Чудная птица встала на крыло -
Всё завертелось, кубарем пошло…
И мысли вдруг зашевелились,
Чудесной песней на листы полились,
Волшебную нам сказку написали,
Иголочку и нитку прославляли.
А те и рады на бумаге танцевать,
Фантазию лихую нам бы обуять!

Для воплощения её величества Вашей Фантазии вам потребуются следующие материалы и инструменты : бумага, гуашь, тушь или акварель, перо, кисть, нитки разной толщины, игла, салфетки.


Итак, за дело! Технология выполнения "ниткографии" необычайно проста.


1. Берём белый лист бумаги, формат А-3 и сгибаем пополам – такой вариант приемлем на начальном обучении, а если вы увлечётесь, то можно брать 2 листа, не скрепленных между собой. Набираем краску на нитку с помощью кисти: нить опускаем в тушь, или краску.
2. Произвольно укладываем нитку с краской петлями и зигзагами на лист бумаги.


3. После того, как смоченная краской нить уложена, ее накрывают вторым листом. Оба листа плотно прижимают друг к другу рукой, а нить вытягивают за конец.


Хорошо использовать толстую шерстяную нить - ворс оставляет на бумаге самые замысловатые силуэты.


4. На одном листе можно укладывать ниткой несколько цветов. Они могут у Вас переплетаться между собой, а могут быть отпечатаны отдельно друг от друга.


5. Для создания более интересных образов добавим иглу, при помощи которой прокалываем верхний лист в нужном месте, и вытягиваем нить через отверстие.


6. После того как нить вытянута, у вас есть две зеркальные копии с замысловатыми рисунками, которые в последствии можно дорабатывать.
Каждый раз получается два одинаковых рисунка. Их можно смотреть с любой стороны...



Это перевёрнутый предыдущий рисунок...


Один и тот же отпечаток даёт новые образы.


Если вы будете наблюдательны, то вскоре сможете ловко управлять ниткой с иголкой.

А теперь я хочу вам поведать сказку, которую с удовольствием сочинила и рассказываю своим воспитанникам на занятиях.

Необыкновенное путешествие Ниточки и Иголочки

Маленькая принцесса Ниточка сидела и скучала в своём потайном уголке. Она изучила все просторы своего королевства, научилась выполнять простые и сложные швы: от смётки деталей до изумительной тонкой вышивки гладью. Ей хотелось чего-то нового, необычного. Мамки-няньки Пальчики никогда не разрешали и шагу ступить без них, а ведь ей так хотелось самостоятельности…
- Ты что делаешь? – нарушила её уединение служанка Иголочка.
- Да вот, вот скучаю, - с грустью сказала принцесса Ниточка.
- Слушай, а давай отправимся в путешествие! – весело и радостно предложила Иголочка.
- Я бы с удовольствием, - вздохнула Ниточка, только вот мамки-няньки нас вряд ли отпустят. Да и куда же мы пойдём, если кроме своего королевства мы никогда ничего не знаем, - ещё печальнее и почти с отчаянием сказала Ниточка.
- Подумаешь, - бойко возразила Иголочка, - путешествия для того и нужны, чтобы изучать различные страны… Помнишь, как старый граф Клубок рассказывал нам сказку о необыкновенной стране Изобразилии.
- Да, помню, но как мы туда попадём, в эту страну Изобразилию?
- Хватит ныть! – оборвала Иголочка. – Идём!
Она схватила Ниточку за руку, и потащила за собой.
- Куда ты меня тащишь? Да отпусти ты мою руку, и скажи, куда мы идём.
- Куда, куда? Конечно же, к дедушке Клубку, - с улыбкой и озорством ответила Иголочка.- Что, ещё не дошло?
- А вдруг он на нас мамкам-нянькам нажалуется? – всё ещё жалобным голосом на ходу говорила Ниточка, едва поспевая за Иголкой.
- Как ты себе это представляешь? – остановилась, как вкопанная, Иголочка. - Чтобы такой заядлый путешественник, как граф Клубок побежал жаловаться? Ну, я тебя умоляю! Ему что, заняться больше нечем?
- Наверно ты права, - уже более весёлым голосом ответила Ниточка. – Да отпусти ты мою руку. К дедушке Клубку я и сама пойду с удовольствием.
Подруги быстро пробежали по улице Пуговичкиной, свернули на улицу Спицыных и оказались на улице Клубочкиных перед самым домом графа.
- Ой, а что же мы скажем дедушке Клубку? – нерешительность опять овладела Ниточкой.
- Подруга, ты такая странная. Конечно, мы ему расскажем всё, как есть. Смелее, за мной!
Иголка громко постучала в дверь графа.
-Кто там, - послышался весёлый, чуть охрипший голос.
- Дедушка граф, это мы, Иголочка и моя подруга Ниточка.
- Иду, иду – ответил дедушка. – Ну, здравствуйте, юные принцессы. Чем могу быть полезен?
Здравствуйте, дедушка Клубочек, - как завороженные, ответили хором девочки. Они впервые были во владениях графа, и им очень понравился сад и его белоснежный замок. Вязаные колонны возвышались над деревьями и цветами. Белая беседка, с кружевной отделкой, утопала в цветущей яблоне, во всех уголках, как разноцветный ковёр, были всевозможные цветы: шикарные пионы, надменные нарциссы, красавицы розы. Всё было выполнено в одном стиле, сразу было видно, что здесь на славу поработали настоящие мастера.
- Ну, так о чём речь – с улыбкой спросил дедушка Клубочек.
- Мы хотели…
- Знаете, что, давайте-ка пройдём в беседку, и там спокойно всё обсудим.
Дедушка Клубок повёл девочек в глубину сада, к сказочно-красивой беседке. Он позвонил в вязаный колокольчик, и тут же появилась тонкая, очень изящная, его помощница Спица.
- Уважаемая Спица, подайте нам, пожалуйста, чаю с мёдом и клубничным вареньем, - отдал распоряжение дедушка Клубок.
- Сию минуту, - ответила Спица, и тот час же появилась с вязаным подносом, уставленным различными яствами. Она накрыла маленький изящный стол, который находился посреди беседки, и незаметно удалилась.
- Угощайтесь, красавицы, - предложил дедушка Клубок.
- Спасибо, - как во сне ответили девочки хором. Они стали пить чай, настоянный на розовых лепестках и перечной мяте вприкуску с клубничным вареньем.
- Как вкусно! – восхищалась Ниточка.
- Вот это угощение! – не скрывала своего восторга Иголочка. – Дедушка Клубочек, а не могли бы Вы проводить нас в страну Изобразилию, о которой вы нам рассказывали на празднике фантазёров.
- В страну Изобразилию? – с хитринкой спросил дедушка Клубочек. - А зачем вам туда нужно?
- Нам надоело сидеть в нашем королевстве, мы уже хорошо изучили все науки и решили отправиться в увлекательное путешествие, чтобы научиться чему-нибудь новенькому, - на одном дыхании выпалила Иголочка.
- Путешествовать? Это здорово! А что скажут по этому поводу матушка Розовая бобина и уважаемая Игольница?
- Нам уже пять лет, и мы сами можем отвечать за свои поступки, - с твёрдостью в голосе сказала до сих пор молчавшая Ниточка.
- Хорошо, раз вы такие взрослые и самостоятельные, то конечно, я провожу вас в страну красок и кисточек. Это же не в тридевятом царстве находиться, и не за семью горами, а здесь, рядом, в соседнем королевстве.
- Ура! – закричали девочки хором. – А когда мы туда отправимся? – с нетерпением спросили они.
- Вы чай допили? – спросил дедушка Клубок.
- Да, большое спасибо! Мы ещё ни разу не пили такой изумительный чай.
- А добавки хотите?
- Нет, - хором ответили Ниточка и Иголочка.
- Ну, что же, тогда можно отправляться прямо сейчас в путь дорожку!
- А что с собой нам надо взять,- не унималась Иголочка.
- Хорошее настроение и немного фантазии, - ответил дедушка Клубок.
- Тогда в путь! – весело и радостно защебетала Ниточка.
Они без каких либо препятствий покинули Швейное королевство и через пять минут стояли на Главной выставочной площади страны Изобразилии. От изящества и красоты выставленных картин у Ниточки с Иголочкой с непривычки закружилась голова, и перехватило дух. Они никогда не видели столько картин, выполненных в различных техниках и жанрах. А как красивы и правдоподобны были запечатлённые мгновения! Девочки, вместе с дедушкой Клубочком, переходили от одной картины к другой, с восхищением рассматривали различные исторические сюжеты, портреты знаменитых людей, живописные пейзажи и анималистические жанры.
- А хотите увидеть одну из мастерских, где создаются такие чудеса, – спросил дедушка Клубок.
- Конечно, - захлопали в ладоши девочки. – Мы с удовольствием посмотрим на рождение картин.
- Тогда нам сюда, - сказал дедушка, и вся компания свернула на улицу Вдохновения. Они зашли в ближайшую мастерскую и стали свидетелями спора двух барышень Кисточек. Одна из них была тонкой, как тростинка, другая полная противоположность: очень упитанная и своенравная дама.
- Интересно, - сказала упитанная Кисточка. - Зачем нам такие худышки, как Вы?
- Мы очень нужны в стране Изобразилии. Ведь нельзя завершить ни один стоящий рисунок без нас, тонких кистей, - парировала Кисточка-тростинка.
- Что-то я сомневаюсь, – не останавливалась упитанная дама. - Смотри, какой насыщенный мазок, получается, из-под моего ворса.
Она быстро опустилась в банку с гуашью и пробежалась по белоснежному листу бумаги.
- Зато я оставляю тонкий, чуть видимый след.
И Кисточка-тростинка оставила тонкий, чуть видимый след на листе.
- А можно и мне попробовать,- не выдержала и перебила их спор Ниточка.
- Может и у меня что-то получится, - неуверенно сказала Иголочка.
Обе Кисточки мгновенно устремили свой взор на странную компанию.
- Это кто тут пищит? Вас не учили не влазить в чужие разговоры? – сказали они хором, как будто и не заметили девочек.
- Глубокоуважаемые дамы! Мы прибыли из Швейного королевства, - заступился за своих подопечных дедушка Клубок. Эти юные дарования решили попробовать свои силы на новом поприще.
- Пусть попробуют, - вступилась за Ниточку и Иголочку тётушка Гуашь. – Я люблю, когда у кого-нибудь что-нибудь получается новенькое, – и она открыла свои владения для Ниточки.
- Ух ты, - обрадовалась Ниточка, и опустила свой хвостик в Жёлтую краску. Но она была такая маленькая и лёгкая, что никак не смогла опуститься даже на три миллиметра в гуашь.
- Давай, давай, - стали злорадствовать Кисточки. – Посмотрим, на что ты способна.
- Я и сама не знаю, на что я способна, - чуть не заплакала Ниточка.
- Дамы, вообще-то не прилично так встречать гостей из соседнего королевства, - вступился за Ниточку белоснежный галантный Лист бумаги и ловко расстелился перед ней.- Давай, девочка, не робей.
- Прости нас девочка, просто, когда мы с сестрой начинаем ссориться, весь мир для нас перестаёт существовать. Я тебе помогу набрать краски, - виновато сказала Кисточка тростинка.
Она заботливо помогла Ниточке окунуться по самые плечи в краску. Мягкая краска ласкала Ниточкино тело, уставшее от путешествия. Ниточка была счастлива. Она вылезла из краски и с удовольствием закрутилась на листе бумаги в необычную форму, но дальше что делать - не знала.
Белоснежному листу стало жалко девочку, и он галантно накрыл её второй свободной своей половинкой.
- Вот ты где! – закричали Мамки-няньки и с силой дёрнули ниточку из-под листа. - Мы с ног сбились, ища тебя, а ты здесь лежишь себе спокойно, прохлаждаешься - не унимались они.

Ниткография необычная техника рисования картины (фото)

Ниткография необычная техника рисования картины (фото)


В нашей стране ниткография стала популярна не так давно, но с каждым днем этот новый вид искусства находит все больше поклонников. Ниткографией увлекаются не только взрослые, но и дети. Даже малыши в детском саду с удовольствием создают свои первые картины. Рассмотрим эту необычную технику рисования при помощи ниток.

Мастер-класс картины в технике ниткография

Картины, выполненные с помощью ниткографии, всегда получаются очень яркими и красочными. Кроме того им можно придать дополнительный объем использовав «кудрявые» или «мохнатые нити для их создания».
Перед тем как приступать к созданию будущего шедевра вы должны сначала подготовить все необходимые материалы:

Подготовив все необходимые материалы, вы можете смело приступать к работе:

  • Сначала вам нужно будет найти в интернете подходящую картинку, распечатать ее и приклеить к основе. Или же если у вас есть определенный талант в рисовании то вы можете смело сделать набросок будущей картины, самостоятельно использовав для этого акриловые краски;
  • На фото мы видим все необходимые для работы материалы и инструменты, а также основу с нарисованным на ней изображением. Стоит отметить, что из такой простой на первый взгляд картинки, в последствии получится потрясающая ниткография;
  • Разобравшись с рисунком, вы должны будете при помощи кисточки нанести клей на линии, на которые вы в данный момент будете приклеивать ваши нитки. У начинающих творцов на этом этапе могут возникнуть некоторые трудности, поэтому можно посоветовать им, не торопиться и наносить клей на небольшие участки, так как в этом случае он не успеет высохнуть;

  • В первую очередь постарайтесь аккуратно выложить нитками основу вашего рисунка, а уже потом приступайте к ее заполнению и к выполнению более мелких деталей. Помните о том что ниткография – это довольно кропотливый труд ведь вы должны будете выкладывать ниточки вплотную друг к другу и не оставлять между ними зазоров. Заранее настройтесь на довольно долгую и требующую усидчивости работу. На данном фото видно, что работа начата с приклеивания нити к контуру рисунка и только после этого начинается его заполнение. Такая техника выполнения работ поможет вам создавать более аккуратные и красивые картины;
  • Постепенно приклеивая нитки к основе, вы заполните ими все свободное пространство, и ваша ниткография будет закончена. У начинающих, возможно, не сразу получится ровно приклеивать ниточки, поэтому они могут проутюжить через х/б ткань свою картину. При помощи утюга нитки немного прижмутся, и работа станет более аккуратной.
  • Законченную работу можно вставить в багет и украсить ею свою квартиру. Ваши близкие и родные люди будут удивлены, узнав о том, что вы, изучив, этот небольшой мастер класс, смогли самостоятельно сделать такую прекрасную картину.

    Что такое ниткопись

    Некоторые люди считают, что ниткопись это своеобразное рисование картин с помощью нити. Постоянные попытки художников найти вдохновение и попробовать что-то новое привели к тому, что многие из них стали увлекаться рисованием нитью.
    Рисуем картину, используя ниткопись:

    • в первую очередь подготовьте необходимые материалы: бумагу, кисть, нитки, тушь или гуашь; Затем намочите нитку в краске и, разложив ее петлями или зигзагами так, чтобы один ее кончик лежал на столе, накройте вторым листом бумаги;
    • прижмите верхний лист к нижнему и аккуратно вытяните нить. Затем снимите бумагу лежащую сверху.

    У вас получится два одинаковых изображения, которые вы сможете доработать при помощи кисти и краски. Дальше все зависит исключительно от вашей фантазии.

    Ниткопись и ниткография для детей

    В детском саду занимаясь с воспитателями-педагогами, малыши много времени тратят на развитие мелкой моторики и своих творческих способностей. Кроме того в большинстве садиков для детей проводятся дополнительные занятия на которых они рисуют красками и карандашами, лепят из пластилина, делают поделки, а также изучают ниткопись.

    Ниткопись хороша еще и тем, что с ее помощью можно изучать геометрические фигуры, цифры и даже буквы. Для детей младшего дошкольного возраста идеально подойдут занятия, во время которых они должны будут с помощью ниток составлять буквы или геометрические фигуры. Кроме того детям можно вкратце рассказать о том что такое ниткография и провести для них упрощенный мастер класс, во время которого они тоже смогут попробовать свои силы в этом новом направлении искусства.
    Для того чтобы в детском саду провести для детей урок по ниткографии вам нужно будет заранее раздать им все необходимые материалы:

    • листы бумаги формата А4 с уже нарисованными на них цветочками.
    • мелко нарезанные нитки трех разных цветов.
    • клей ПВА.

    Для детей такое занятие будет весьма полезным, ведь во время него они не только развивают мелкую моторику, учатся усидчивости, но и развивают свой художественный вкус.

    Видео: мастер-класс ниткографии для детей


    Основные схемы для ниткографии

    Ниткография в первую очередь привлекает к себе внимание тем, что она очень проста в исполнении, ее может освоить даже ребенок. Кроме того такой вид искусства как ниткография не требует каких-либо значительных финансовых затрат, а ведь это тоже является существенным плюсом.
    В ниткографии есть две основные схемы: окружности и угла. Освоив их, вы сможете самостоятельно вышить ромб, дугу, треугольник, квадрат и овал.
    Угол


  • Возьмите лист картона и на его обратной стороне нарисуйте угол;
  • Разделите каждую его сторону на одинаковое количество частей и сделайте проколы;
  • Прономеруйте каждую дырочку;
  • Возьмите нитку с иголкой и сделайте на ней узелок или закрепите ее конец при помощи скотча на изнаночной стороне картона;
  • Просуньте иглу с ниткой на лицевую сторону через отверстие под номером 1;
  • Протяните по лицевой стороне нитку и выведите ее на изнанку так, чтобы она попала в расположенное на противоположной стороне угла отверстие с номером 1;
  • Затем проденьте иглу с нитью в отверстие №2.

  • Начертите на изнаночной стороне окружность;
  • Разбейте ее на 12 равных частей;
  • Проколите и пронумеруйте точки прокола.
  • Заполните окружность по хордам. От того какой длины у вас будут хорды напрямую зависит частота заполнения самой окружности и размер ее внутреннего пустого круга.
    Ниткография в основном «построена» на основе этих двух схем. С их помощью вы сможете освоить все остальные геометрические фигуры и легко составите свою уникальную картину.
    Какой бы вид ниткографии или ниткописи вы не выбрали, главное помните о том, что любое творчество в первую очередь должно приносить удовольствие. Не бойтесь экспериментировать и «выпустите на волю» свою фантазию.

    Видео: урок необычной ниткографии

    Светлана Кулагина

    Нитеграфия, рисование нитью - простой и доступный способ изображения.

    Но его непредсказуемость увлекает и завораживает. Хочется многократно и витиевато выкладывать окрашенную нить , чтобы получить фантастическое изображение. Будто невидимая камера запечатлевает невероятное движение линий и пятен, создавших флёр призрачного силуэта.

    Хочу познакомить вас, друзья, с этой техникой рисования , как выполняю её я.

    Первым делом приготовьте всёнеобходимое :

    Два листа бумаги;

    - Нить (не тонкая) ;

    Краски, кисти;

    - Ёмкость для воды;

    Тяжёлая книга.

    Способ рисования : Окрасить нить и разложить её извилисто на листе бумаги так, чтобы концы свисали.


    Закрыть вторым листом. Сверху положить что-то жёсткое, например книгу. Слегка прижав, резко выдернуть нити за концы. Аккуратно снять верхний лист, стараясь его не двигать, чтобы не смазать изображение. Получилось два одинаковых рисунка.

    Можно рисунок вставить в рамку и повесить на стену, как панно, украсив свой дом. А можно пофантазировать и дорисовать какие-то элементы , получив картину. Ещёвариант : дополнить изображение оттиском нити другого цвета, но когда предыдущее высохнет.

    Вот что получилось у меня. Не судите слишком строго, ведь я далеко не художник, но творить люблю.

    Публикации по теме:

    К юбилею Великой Победы я решила выполнить композицию, которую потом можно сделать вместе с детьми. А еще освоить новую технику - рисование.

    В этой работе я выступаю не как воспитатель, а как мама. Задание: сделать пасхальную открытку для детей-инвалидов к Пасхе (акция благотворительного.

    Мастер-класс по нетрадиционной технике рисования "Рисование мыльными пузырями". Я воспитатель деского сада №2 г. Белореченска и мне очень.

    В нашем саду проходил мастер класс и я представила МАСТЕР – КЛАСС «Рисование на камнях» Рисование на камнях является удивительным и интересным.

    Одним из важных этапов развития и воспитания личности является дошкольный возраст. Это период, когда ребенок приобщается к познанию окружающего.

    Намочить лист водой, лучше всего в тазике это удобнее всего положить его по возможности на стекло закрашиваем фон, любой на ваш выбор,.

    Для рисования снежинок мылом нам понадобится: 1. брусок хозяйственного мыла(200гр.); 2. мелкая тёрка; 3.1 стакан холодной воды; 4. глубокая.

    Я очень рада видеть здесь неравнодушных, заботливых, любящих своих детей родителей! На прошлой нашей встрече вы заполняли анкеты. И итоги.

    Слайд 2. Не каждый ребёнок станет художником, однако у каждого есть определённый потенциал художественного развития, и этот потенциал надо раскрывать. Одарённые дети найдут свой путь, а остальные приобретут ценный опыт творческого воплощения собственных замыслов.

    В настоящее время важно: ребенок, как человек будущего, для успешной адаптации в социуме должен сформироваться в личность с развитым чувством красоты и творческим содержанием; творческая личность имеет больше шансов для успешного обучения в школе; наличие современных инновационных программ и технологий позволяют развивать ребенка – как личность через разные виды деятельности, в том числе и художественное творчество.

    Слова индийского мыслителя и писателя Рабиндраната Тагора: «Нельзя вырастить полноценного человека без воспитания в нем чувства Прекрасного», - говорят о многом.

    На мой взгляд, изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности. Она позволяет ребенку выразить в своих рисунках свое впечатление об окружающем его мире. Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрытия и обогащения его творческих способностей.

    Уже на начальном этапе обучения важно не только формировать умение понимать прекрасное, но и стремиться создавать прекрасное вокруг себя. Именно на занятиях художественно-эстетической направленности развиваются творческие способности создавать конкретные образы, отображать своё отношение к окружающему. Дети знакомятся с жанрами живописи, отрабатывают технические навыки владения кистью, нетрадиционные материалами, учатся пользоваться акварелью, гуашью, тушью. Особый интерес у детей вызывают творческие работы по комбинированию нетрадиционных материалов: бумаги, стекла, ткани и других. Применяя нетрадиционные способы в рисовании, дети творчески развиваются, получают дополнительный ресурс для творческого самовыражения. На своих кружковых занятиях я знакомлю ребят с нетрадиционными способами изображения в рисовании, что позволяет раскрыть разнообразные возможности изобразительной деятельности. Это содействует нестандартной видимости окружающего мира, пробуждает их фантазию и воображение. В процессе знакомства с разными нетрадиционными способами в рисовании ребенок развивается, он наблюдает, сравнивает, находит решение, придумывает, додумывает, фантазирует, экспериментирует. Это значит включается в поиск и творчество.

    Слайд 3. Рисовать необычными способами и использовать при этом материалы, которые окружают нас в повседневной жизни, вызывают у детей огромные положительные эмоции. Рисование увлекает детей, а особенно нетрадиционное, дети с огромным желанием рисуют, творят и сочиняют что-то новое сами. Чтобы привить детям любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию необходимо начать с игры. Как кстати подходят для этого нетрадиционные способы рисования, которые, сопутствуя традиционным способам рисования, творят чудеса и превращают обычные занятия в игру, в сказку. Рисуя этими способами, дети не боятся ошибиться, так как все легко можно исправить, а из ошибки легко можно придумать что-то новое, и ребенок обретает уверенность в себе, преодолевает «боязнь чистого листа бумаги» и начинает чувствовать себя маленьким художником. У него появляется ИНТЕРЕС, а вместе с тем и ЖЕЛАНИЕ рисовать. Рисовать можно чем угодно и где угодно и как угодно! Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет все время, что- нибудь придумывать. А из этих наивных и незамысловатых детских рисунков в итоге вырисовывается узнаваемый объект – Я. Ничем не замутненная радость удовлетворения оттого, что и «это сделал Я – все это мое!».

    Освоение как можно большего числа разнообразных изобразительных техник позволяет обогащать и развивать внутренний мир детей. А ведь можно рисовать и зубной щеткой, и ватой, пальцами, ладонью, тампоном, мятой бумагой, свечой, трубочкой, гоняя краску (каплю) по листу бумаги. Нетрадиционная техника рисования помогает детям почувствовать себя свободными, раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами и материалами сделать трудно.

    Есть еще один компонент творчества, без которого немыслимо создание нового. Это творческое воображение, то есть создание новых образов, представлений, которые воплощаются затем в произведения. Воображение – основа любого творчества.

    Художественно-творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекает детей от печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, страхи, вызывает радостное, приподнятое настроение; обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка; использование нетрадиционных способов рисования положительно влияют на подготовку руки к письму. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и болезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими образами.

    Поэтому рисование широко используют для снятия психического напряжения, стрессовых состояний, при коррекции неврозов, страхов.

    Рисование – это творческий акт, позволяющий ребенку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию, быть самим собой, свободно выражать свои мечты и надежды. Некоторые ученые склонны рассматривать рисование как один из путей выполнения программы совершенствования огранизма.

    Занятия, где дети рисуют нетрадиционными способами, не допускают демонстрации образцов и приемов работы, т. к. каждый рисунок получается неповторимым и уникальным, а в ряде случаев, даже непредсказуемым.

    Слайд 4. Хочется остановиться на одной из таких техник – ниткографии, которую незаслуженно мало используют. Рисование нитками - нестандартный способ , но очень эффектный. И с непредсказуемым результатом! Кроме бумаги нужны краски и нитки. Некоторые художники трактуют слово «ниткография» как «рисование нитью». Возможно, именно поэтому к ниткографии сегодня относят такой уникальный и весьма необычный вид искусства, как рисование картин при помощи ниток. Для того чтобы выполнить такую картину, вам не понадобится много материалов и инструментов, достаточно будет иметь под руками пару листов бумаги, нитку, кисть, перо, гуашь или тушь.
    Нитку волшебную в руки возьми,
    В краску её хорошо обмакни.
    Листок белоснежный сложив пополам,
    ниточку эту протягивай сам.
    Раскрыв, ты увидишь листок непростой,
    Рисунок его украшает чудной.


    Ниткография разновидность графической техники, при которой изображение получается из-за протягивания покрашенной нитки, прижатой к поверхности листа. Путём ниткографии можно создавать одинарные и двойные изображения.

    Нитку нужно опустить в краску, а затем произвольно выложить зигзагами или петлями на лист бумаги. После того, как нить уложена, ее необходимо накрыть вторым листом бумаги и плотно прижать оба листа друг к другу. Затем нитку нужно вытянуть за свободный конец. Хорошо использовать шерстяную толстую нитку – ее ворс оставляет на бумаге самые загадочные и замысловатые силуэты.
    Теперь, когда нитка вытянута, у вас есть две зеркальные копии изображения, которые можно доработать так, как вам подсказывает ваша фантазия. Главной задачей художника-ниткографиста является найти в крючках и петлях, оставленных нитью, образы, которые он и будет использовать дальше. Такое занятие, весьма увлекательно и отлично развивает образное мышление и фантазию. Поэтому стоит запастись большим количеством бумаги и в полной мере насладиться процессом.
    Двойное изображение образуется, если покрашенная нить протягивается между двумя сжатыми половинами листа.
    Техника ниткографии предусматривает и создание изображений одновременно несколькими покрашенными в разный цвет нитками, которые накладываются одна на одну в произвольном порядке. При этом нужно учитывать гармоничное сочетание цветов. Обязательно выводить за пределы листа сухие неокрашенные кончики нити.

    Технику ниткографии можно использовать при изготовлении поздравительных открыток, сюжетных композиций, панно. Ниткография содействует развитию воображения, фантазии, абстрактного мышления.

    ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ В ТЕХНИКЕ « НИТКОГРАФИЯ»

    Слайд 5 . 1-ый способ

    Альбомный лист сложите пополам. Опустите нитку в краску, а затем хаотично разложить ее на одну из сторон листа, другую накрыть сверху и прижать рукой. Раскрыть, убрать нить, рассмотреть полученное изображение. По мере надобности дорисовать до конечного результата.

    Слайд 6. 2-ой способ

    Одну, две, три нити пропитать красками. Разложить нити на листе бумаги и закрыть другим листом так, чтобы концы ниток были видны. Тяните одну ниточку, затем другую, третью, а верхний лист придерживайте рукой. Получилась фантастика, космос, может наше настроение? Попробуйте, вы получите столько радости!

    Слайд 7. 3-ий способ

    Опустить веревку в краску, а затем разложить кольцом или любым другим способом на листе бумаги. Накрыть сверху другим листом и придавить ладонью. Раскрыть, убрать веревку и посмотреть на полученное изображение, дорисовать.

    Слайд 8 - 14. Я дополнила свою программу «Путешествие в прекрасное» новыми темами занятий, разработала технологические карты. Это: «Волшебный цветок», «Букет для Снегурочки» (в холодной цветовой гамме), «Удивительные бабочки».

    Слайд 15. Подводя итог работы с нетрадиционными техниками, мониторинг «Художественное творчество», целью которого является определение успешности усвоения детьми материала, привел к выводу: анализ работы с детьми по инновационной технологии показал положительную динамику успешного усвоения детьми материла.

    Общий вывод: у детей данного возраста успешно заложена основа эстетического развития. Выявлены индивидуальные способности детей к художественной деятельности; развита мелкая моторика руки. Экспериментирование с материалами стало любимым занятием детей. Это положительно сказывается на развитии воображения, нестандартного мышления. Появились задатки эстетического вкуса. Эмоциональное переживание дало толчок к развитию творчества через приобретение практических навыков.

    Рекомендую педагогам использовать разные формы художественной деятельности: коллективное творчество, самостоятельную и игровую деятельность детей по освоению нетрадиционных техник рисования; в планировании занятий соблюдать систему и переемственность использования нетрадиционных изобразительных техник, учитывая возрастные и индивидуальные способности детей; повышать свой профессиональный уровень и мастерство через ознакомление и овладение новыми нетрадиционными способами и приемами изображения.

    Важно правильно уложить нити, чтобы получились тюльпаны


    Система современного дошкольного образования особое внимание уделяет реализации задач, которые сформулированы в образовательной области «Художественное творчество», а именно составной его частью - изобразительное искусство. Но часто традиционных способов и средств для этого вида деятельности оказывается недостаточно, чтобы малыш смог в полной мере проявить свою фантазию. Тогда в дело вступают нетрадиционные техники, например, ниткография. Рассмотрим все нюансы этого вида творчества, а также методические особенности проведения занятия рисунком с помощью ниток в старшей группе.

    Что это такое

    Ниткография (сочетание слов «нитка» и «grafo» – пишу, то есть «пишу ниткой» или «рисую ниткой») – это создание картин с помощью ниток.

    Ниткография - это вид изобразительного искусства, позволяющий создавать яркие и выразительные образы

    Основной целью художественно-эстетического образования дошкольников является пробуждение интереса у детей к изобразительной деятельности. Что касается целей использования нетрадиционных техник рисования, в частности, ниткографии в старшей группе, то к ним можно отнести

    • формирование умения подбирать цветовую палитру для раскрытия смысла сюжета рисунка;
    • развивать способность видеть цельный образ по отдельным его элементам;
    • совершенствовать мелкую моторику;
    • воспитывать положительное восприятие процесса творчества.

    Виды и приёмы ниткографии, применяемые в детском саду

    Есть 4 разновидности изобразительной деятельности с использованием ниток.

    Вариант №1 - собственно ниткография

    Разновидность техники, с которой начинается знакомство малышей с изобразительными возможностями ниток. Обычно это происходит в средней группе.

    Что нужно:

    • шерстяные нитки (чем более ворсистой она будет, тем замысловатее получится изображение);
    • краска (гуашь или акварель);
    • 2 листа плотной бумаги (акварельные листы подходят идеально, но можно и обычные).

    Инструкция:

    1. Берём шерстяную нитку длиной 40–60 см.
    2. Окунаем её в краску (гуашь удобнее использовать, чем акварель), оставляя чистый хвостик.
    3. Выкладываем на листе бумаги (лучше брать плотные).
    4. Прикладываем чистый лист, прижимаем.
    5. Не открывая верхний лист, за хвостик водим нить влево-вправо.
    6. Снимаем верхний лист, убираем нить.
    7. Дорисовываем узоры, которые оставила нитка, придумывая образы.

    Это интересно. Лист основы можно сложить пополам и накрывать нить половинкой, тогда рисунок получится симметричным.

    Постепенно технику можно усложнять несколькими нитями, окрашенными в разные цвета.

    Видео: как работать в технике ниткография

    Вариант № 2 - ниткопись

    В этом случае необходимы нити разных цветов, фактур, клей (ПВА или силикатный) и лист для основы.

    Это интересно. Ниткопись можно выполнять на ткани, тогда нитки просто выкладываются на основу. Клей использовать не нужно. Только вот картинки получатся временные - пока ниточки не осыпятся.

    Инструкция:

    1. На листе рисуем контур сюжета картинки (можно свой, а можно взять шаблон обычной раскраски).
    2. Наносим клей по контуру.
    3. Пока он не застыл, выкладываем нить и слегка прижимаем, чтобы она приклеилась.
    4. Теперь по элементам заполняем рисунок нитками подходящих цветов.

    Технику можно усложнять способом выкладывания ниток:

    • по спирали;
    • по кругу;
    • ровными линиями;
    • зигзагообразными линиями и т.д.

    Видео: учимся рисовать нитками по ткани

    Вариант №3 - аппликация нитками

    Как разновидность ниткописи вместо цельных ниток используются кусочки, то есть нити нарезаются небольшими отрезками, которыми засыпается пространство рисунка. Такой способ считается более удобным в работе с детками помладше. К тому же он не требует много времени на выполнение задания.

    Это интересно. Знакомство с ниткописью цельной ниткой обычно происходит в старшей группе, в то время как освоение техники из кусочков применяется в средней, а иногда и во второй младшей (только в качестве 1–2 дополнительных элемента композиции).

    Вариант №4 - изонить

    Эта техника ниткографии применяется не во всех детских садах в виду того, что малышам приходится работать с острыми предметами. Обычно изонить - прерогатива дошкольных учреждений с художественно-эстетической направленностью. Освоение этого вида техники ниткографии начинается в старшей группе.

    Для основы рисунка в технике изонить нужно брать картон средней плотности

    Что нужно:

    • нитки;
    • кнопки в виде гвоздиков;
    • дощечка;
    • рисунок на бумаге;
    • ножницы.

    Инструкция:

    1. На дощечки прикладываем рисунок (можно из раскраски).
    2. По контурам всех элементов вставляем кнопки-гвоздики или булавки.
    3. Аккуратно, чтобы не вытащить гвоздики, вынимаем бумажный образец.
    4. Обматываем гвоздики нитками, делая по два оборота вокруг каждого, хорошо натягиваем ниточки.

    Это интересно. Как более простой вариант, по контуру рисунка прокалываются дырочки, в которые малыши пропускают ниточки с помощью иголки.

    Схема составления конспекта занятия для старшей группы

    Удачный план занятия - это залог успешной деятельности малышей. Начинать работу над конспектом нужно с описания целей и задач урока. Кроме общих целей использования данной техники в старшей группе можно выделить

    • систематизацию знаний о получении оттенков путём смешения красок;
    • воспитание терпимого отношения к процессу творчества.

    Задачи формулируются на основании темы занятия. В целом же «скелет» выглядит так:

    • развивать память, мышление, креативность;
    • расширять представления об окружающем мире;
    • работать над развитием фантазии.

    После того, как обозначены цели и задачи, необходимо чётко распределить время между всеми этапами работы над темой.

    Важно, чтобы у детей было достаточно времени на выполнение рисунка нитью

    Занятие в детском саду длится 30 минут. За этот промежуток воспитатель должен отработать с малышами 3 этапа.

    • Введение (около 5 минут). Включает мотивационные приёмы: чтение сказок, показ отрывка инсценировки, разучивание песен/стихотворений и пр. в зависимости от темы занятия.
    • Основная часть (около 20 минут) – работа над рисунком, физкультминутка и пальчиковая гимнастика.
    • Заключение (около 5 минут). Предполагает одобрение взрослым результатов работы малышей, а также рефлексию детей, можно в форме ответов на вопросы: «Тебе понравилось рисовать ниточками?», «Ты думаешь, твой рисунок удался?», «Чья картинка тебе нравится больше других?» и пр.

    Пример конспекта

    Муравлёва Дарья «Конспект занятия по изобразительной деятельности для старшей группы на тему «Цветы для мамы» (техника «Ниткография»)» (фрагмент)

    <…Сегодня я предлагаю вам необычный способ рисования. Вы никогда так раньше не рисовали. Хотите попробовать и научиться? Он называется “ниткография”.
    (Показывается прием рисования)
    – Берём нитку, а теперь круговыми движениями от центра по спирали выкладываем нить на лист бумаги. Теперь нитку нужно окунуть в выбранную краску, держась за конец нитки аккуратно помогая кисточкой, сворачиваем нить на листок по спирали, как это делали сухой ниткой. Конец сухой нити направляем вниз, держа ее в правой руке, а ладошкой левой руки, слегка придавливая, медленно вытягиваем нить из -под ладошки. Происходит волшебство!
    Хотите попробовать сами? Для начала разбудите ваши краски, но не все, а лишь те из них, которые подходят для вашего необычного цветка.
    – Пробуйте, и посмотрим, получится ли у вас волшебство? Я уверена, что получится! (Дети выполняют работу)
    В ходе выполнения детьми задания восхищаюсь выбранными ими яркими красками и удачным проявлением их волшебного умения, а пока они подсыхают, самим превратиться в цветы и немножко поиграть…>

    Перспективный план по ниткографии и ниткописи

    Перспективный план по нетрадиционным техникам рисования помогает организовать работу детей, скомбинировав тематику занятия с подходящей техникой для её изображения. Форма составления плана является стандартной. Обычно указывается

    • месяц работы;
    • темы занятий и техники выполнения рисунка;
    • цели использования методики;
    • источники, где подробно описан ход работы над данной техникой.

    Отдельно выделяется графа для примечаний, в которой воспитатель делает пометки, касающиеся работы с конкретной группой.

    Поскольку при работе в технике ниткографии сюжет рисунка выявляется уже после того, как изображение получено, то и методику сложно встроить в общую тематику занятий. В средней группе ниткография и ниткопись применяютя на тех занятиях, в которых в графе «техника» стоит пометка «различные». Как правило, это темы, связанные с природными явлениями (дождь, снег), созданием узоров, например, для вазы и пр.

    В старшей группе нетрадиционной технике с нитками обычно посвящены занятия на свободную тему или уроки, посвященные разговорам о мечтах, фантазиях, другими словами, абстрактные темы.

    Елизарова Ольга «Перспективное планирование по рисованию (старшая группа)» (фрагмент)

    Что касается ниткописи, то её используют в тех темах, где возможно применение готовых шаблонов для раскрашивания или абстрактных рисунков.

    Алексеева Надежда «Перспективный план работы по нетрадиционному рисованию в старшей группе» (фрагмент)

    Этапы работы над рисунком в технике ниткографии

    «Козлик»

    Для этого рисунка дети должны поворачивать нить по определённой схеме

    Необычность этого рисунка в том, что дети заранее получают задание: им необходимо нарисовать дымковскую игрушку - козлика.

    Инструкция:

    1. «Рассмотрите внимательно дымковского козлика, определите, в какую сторону нить нужно поворачивать за верхний хвостик, а в какую за нижний (верх - вправо, низ - влево)».
    2. «Отрезаем нить около 40 см».
    3. «В тарелочку наливаем немного гуаши, разводим её водой».
    4. «Окунаем ниточку, держа её за верхний и нижний хвостики».
    5. «Прикладываем нить на лист, расположенный горизонтально перед вами».
    6. «Накрываем чистым листом и, придерживая его левой рукой, правой водим верхний хвостик нити вправо, а затем левый хвостик - влево».
    7. «Снимаем верхний лист».
    8. «Карандашом чёрного цвета дорисовываем контуры козлика, очертания мордочки, носик, рот».
    9. «Обводим контуры коричневым карандашом».

    Это интересно. Приведённый пример можно прорабатывать с детьми, которые уже хорошо знакомы с техникой выполнения рисунков ниткографией, так как по заданию дети рисуют сюжет как бы «вслепую». Более лёгкие варианты - создание цветов, бабочек и пр., то есть тех сюжетов, которые придумываются на основе готовых узоров, сделанными нитками случайно.

    Фотогалерея рисунков в технике ниткографии

    Очень интересно, когда дети сами придумывают названия своим картинкам Для выполнения бабочки можно взять 1–2 цвета для окрашивания ниток, а остальные оттенки дорисовать вместе с туловищем С помощью ниткографии дети получают представления о различных сочетаниях цветов

    Этапы работы над рисунком в технике ниткописи

    Приведём пример работы в технике ниткописи с применением цельной нити и кусочков.

    «Цветы»

    Для рисунков нитками на цветной бумаге лучше использовать силикатный клей, чтобы не оставалось следов после высыхания

    Инструкция:

    1. «Располагаем лист бумаги зелёного цвета вертикально, клеем делаем «дорожку» для стебля цветка».
    2. «Берём нитку зелёного цвета и выкладываем ею стебель».
    3. «Делаем клеем большие капли и выкладываем на них листья, располагая нитки по кругу, как бы заматывая клубок».
    4. «Снова делаем большие капли клея, распределяя его равномерно по всей области бутона будущего цветка».
    5. «Заполняем элемент кусочками ниток, выкладывая сначала один слой, а затем второй в другом направлении».
    6. «Добавляем пару зелёных ниточек для чашечки цветка».

    Фотогалерея рисунков цельной ниткой

    Фотогалерея рисунков кусочками ниток

    Бутон получается двухцветным, если сначала его засыпать тонким слоем ниток одного оттенка, а затем другого Чтобы ёлочки получились пушистыми, их делают из кусочков ниток Для этого рисунка цветы создаются по модели помпонов, а кот листья засыпаются кусочками ниток

    Ниткография, а также её разновидность ниткопись относятся к нетрадиционным техникам рисования, которые помогают малышам более полно выразить себя, показать свою индивидуальность. Главная ценность этой техники в том, что для её освоения вовсе не нужно обладать талантом художника, достаточно усидчивости, внимательности и аккуратности. Такая доступность позволяет включать ниткографию в перспективное планирование работы старшей группы детского сада любого типа: от обычных до учреждений, работающих с детьми с особыми потребностями.