Ребенок знает буквы как перейти к чтению. Стоит ли смотреть видео-уроки? Понимание смысла прочитанного

На что обратить внимание?

С ребенком постоянно нужно заниматься. Обратите внимание на следующие направления:

Развитие антиципации (или предугадывания). Когда взрослый человек читает, то он предугадывает следующие далее слова, словосочетания, смысл, видит структуру и у него появляется общее видение текста. Ребенок не владеет чтением в такой степени, он распознает напечатанное на уровне слогов и следующего слова. У него все силы направлены на это, поэтому он не понимает что читает, а нужно же еще видеть подтекст, смысловое значение каждого слова в отдельности и всей фразы целиком…

Развитие памяти, внимания, восприятия, ускорение мыслительных операций. Половину времени на обучение быстрому и качественному чтению нужно тратить именно на формирование интеллектуальной базы, а потом уже начинать работать с текстом. Смысл не в том, чтобы научить ребенка скорочтению, а в том, чтобы ускорить мыслительные операции, те самые когнитивные навыки, которые являются познавательными. Именно благодаря им у малыша появляется развитие в чтении, в письме, в счете и так далее. Учтите, сами по себе эти навыки не развиваются. Соответствующие упражнения вы найдете в статьях и .

Формирование интереса к чтению. Для этого нужно стараться читать на любимые темы ребенка. Отсутствие интереса - результат неправильного обучения, которое может убить желание ходить в школу и познавать что-то новое.

Развитие мелкой моторики и физическая подготовка. Каждый родитель должен знать . Это готовит руку вашего малыша к письму, формирует у него красивый почерк. Упражнений для огромное количество. К ним относятся все виды творчества, например, оригами, аппликации, квиллинг, шитье, лепка, пазлы и так далее - главное найти то, что нравиться именно вашему малышу и предоставить ему все условия и возможности.

Вас может удивить, но спортивные секции, танцы, турпоходы, подвижные игры, зарядка, прогулки и так далее тоже очень важны для развития навыков чтения.

Чего делать нельзя?

Как научить ребенка читать быстро? Многие родители думают, что для этого нужно заставлять прочитывать за раз много страниц. Но в итоге вы рискуете наткнуться на сопротивление, что может привести к замкнутости и усугубиться нежеланием учиться дальше. Не нужно подавлять волю ребенка!

  • короткие слова тем, кто только научился (3 и 5 букв) и столько, сколько сможет сам;
  • короткие тексты тем, кто читает 30 слов, постепенно наращивая объем;
  • 1-2 страницы тем, кто читает 60-80 слов, начиная с одной страницы и, если ребенок не устал, можно давать вторую; этим детям разрешайте читать про себя;
  • 2-8 страниц тем, кто читает более 120 слов, начиная с двух страниц и постепенно прибавляя их количество.

Если в школе задали 10 страниц, а для вашего ребенка это многовато, можно с ним меняться - он читает одну страницу, вы следующую и так далее. Таким образом, вы будете давать ему возможность отдыхать, и процесс не вызовет в нем неприязнь.

Как тренировать ребенка?

Предлагаем несколько эффективных упражнений для детей любых возрастов, которые читают с разной скоростью:

1. Отработка отрывков

Суть в следующем: к действительной скорости чтения прибавляем 30 слов. То есть, если ребенок читает 30 слов, прибавляем ему еще 30, в итоге он будет отрабатывать 60. Тем, кто может за минуту одолеть 60 слов, даем текст из 90 слов и так далее. Отрывок нужно прочитать три раза подряд. В первый раз малыш, скорее всего, будет неуверенным и медленным, за одну минуту он не справится со всем количеством слов: прочтет или половину, или больше, но не до конца. Задача - научиться преодолевать этот отрывок до конца ровно за 1 минуту. То есть каждый день нужно по три раза читать выбранный текст до того момента пока не получится попадать в одну минуту. Отработка отрывка должна идти вслух, потому что наша задача дойти до 180 слов в минуту.

2. Чтение «Волной»

Это упражнение подходит детям, которые, не напрягаясь, читают как минимум 50-60 слов в минуту и более. Сначала дайте ребенку прочитать текст в обычном положении, потом поверните книгу на 90 градусов - пусть он прочтет отрывок так, затем вверх ногами и, наконец, на 180 градусов по отношению к нему. Начинать нужно с нескольких предложений и довести в итоге до целой страницы. Есть такой интересный показатель - если дать ребенку прочитать текст вверх ногами, то вы можете узнать его настоящую скорость.

3. Чтение таблиц звуков, слогов, слов

Это очень эффективное упражнение для тех, кто читает 30-60 слов. Оно помогает выйти с послогового чтения на пословное, ускорить распознавание букв и слогов. Таблицы нужно читать правильно: только столбиками, на время (30 секунд - одна таблица), результаты - записывать (для того, чтобы отслеживать динамику), начинать необходимо с одной и стремиться выйти на чтение трех за раз. Следите, чтобы ребенок произносил на одном дыхании пол столбика - это поможет в будущем отрабатывать интонацию. Таблицы вы можете написать сами или найти в книге С. Г. Зотова «Повышение скорости чтения».

4. Чтение с пересказом - 1-2 стр, 4-8 стр

Такое упражнение нужно обязательно выполнять каждый день. Если ребенок читает совсем плохо, тогда вы можете делать это сами, а малыш пусть пересказывает. Сначала попробуйте учить пересказывать по абзацу, находить его суть. Затем переходите к полному тексту. При этом не нужно заставлять ребенка говорить все подробно от третьих лиц - пусть он расскажет в общем какие были события, кто участвовал и чем закончилось.

5. Текст-рассуждение - 12 предложений на заданную тему

Обычно это упражнение проводится с детьми 3-4 классов. Им дается некая мысль, проблема, какое-нибудь утверждение или вопрос, и ребенок должен развернуто порассуждать на заданную тему. Следите, чтобы его предложения были логичными, шли друг за другом в единой связи и их было не менее 12. Поэтому обязательно давайте время на обдумывание - где-то 5-10 минут. Фактически это психологическая подготовка к устному экзамену в будущем.

Ежедневные тренировки

Определимся, какие упражнения могут входить в ежедневные тренировки с ребенком, чтобы научить его читать быстро и качественно:

  1. Задания на развитие памяти, внимания, логики, антиципации (обязательно).
  2. Работа с отрывком на 60-80, 120-180 слов (обязательно, можно совмещать со школьными домашними заданиями).
  3. Чтение вверх ногами, боком (по желанию).
  4. Чтение трех таблиц 1-2 раза в день (по желанию).
  5. Пересказ небольших текстов (обязательно, можно совмещать со школьными домашними заданиями).
  6. Развитие мелкой моторики (обязательно).

Имейте в виду, что нельзя заставлять ребенка тренироваться, если он устал или болеет. Результат вы не получите, поскольку все силы его организма будут уходить на восстановление.

Если ваш график позволяет, то можно делать две тренировки в день: утром и вечером. И запомните: одно занятие - наработка, второе - закрепление. Даже если вы работаете с ребенком раз в день, на следующий должно быть закрепление пройденного «вчера» материала. Утреннюю тренировку не проводите больше 30 минут, а вечернюю - 10-15 минут. В первое занятие старайтесь делать все, что указано в списке выше. Во второе - пусть ребенок прочитает отрывок только один раз и только одну таблицу, а если останется время, то можно заняться пересказом или выполнить пару заданий на развитие памяти, внимания или моторики.

Обязательно попробуйте с ребенком данную методику и поделитесь результатами в комментариях к статье.

Ваша кроха растет, в процессе взросления меняются и его умения. Он уже знает цвета, цифры, буквы, словарный запас увеличивается с каждым днем. Но как научить его читать? Как вообще это можно сделать? И во сколько лет лучше начать обучение?

Сейчас большинство детей уже умеет читать в пять - шесть лет. Некоторым даже удается это делать достаточно быстро. Чтение помогает детям отличиться на занятиях, ведь тот, кто может читать, скорее прочитает условие задания и сможет раньше приступить к его выполнению. А дети, которые только выучили буквы и научились их складывать в слоги, вероятнее всего, будут отставать на уроках.

В каком возрасте следует начинать обучение

Многие учителя считают, что чем раньше кроха выучит буквы, тем лучше. Читать могут даже дети двух лет. Но возникает вопрос насколько это правильно и нужно. Психологи склонны к мнению, что раннее чтение может привести к проблемам в социальном развитии . Потому, как малыш был занят чтением и письмом, вместо того, чтобы учиться находить общий язык с ровесниками. Логопеды утверждают, что раннее чтение приводит к тому, что малыш абсолютно не понимает смысла прочитанного . Он просто соединяет буквы, а слоги в слова, но пересказать смысл не может.

Начинать научать чадо чтению необходимо тогда, когда уже сформированы следующие физиологические признаки:

В основном, эти признаки уже сформированы к пяти годам. Следует наблюдать за чадом, общаться с ним, и если становится очевидным, что он готов составлять слова из букв, а из слов - предложения, можно приступать к процессу обучения чтению.

Популярные методики обучения

Как научить читать в 5 лет? Большинство родителей пытаются выучить малыша читать по известному им методу: сначала учат буквы, потом складывать из букв слоги, затем слова. Но в наше время известны и другие эффективные методики, которые все чаще стали применять на практике.

Методика Монтессори

Педагог из Италии предлагает начинать обучать детей чтению с письма. По ее наблюдениям, дети легче рисуют буквы, нежели их читают. Поэтому следует сначала штриховать и обводить буквы, потом щупать пальчиками объемные буковки, тем самым изучая их визуально. А уже потом составлять из букв слова, рисуя и произнося их.

Методика Зайцева

Педагог Николай Зайцев считает, что научить читать в 6 лет будет легче при помощи склада. Склад (не следует путать со слогом) - пара букв, состоящая из согласной и гласной буквы, 2-х согласных, согласной буквой с твердым или же мягким знаком, а также одна буква. Для обучения следует использовать «кубики Зайцева», которые отличаются по размеру и цвету. Применяя эту методику можно обучить как первоклассника, так и годовалого кроху.

Нейрофизиолог, проводивший различные эксперименты, разработал методику обучения, состоящую из пяти этапов.

Как научить читать по слогам? Существует еще одна популярная методика быстрого обучения чтению, которую разработала Н. Жукова. Основой методики является логопедический подход к обучению. С помощью этого обучения можно предупредить возникновение и развитие дефектов речи.

Обучение происходит при помощи букваря, где главным героем выступает веселый мальчик, который помогает малышу осваивать чтение достаточно быстро. Букварь начинается с чтения слогов, потом появляются слова, а в конце предлагают целые тексты для чтения. В букваре присутствует минимум информации, которая не нужна малышу и будет отвлекать его от процесса обучения. Методика подходит для детей, которым пять - шесть лет, которые собираются идти в школу.

У каждой методики есть как плюсы, так и минусы, но все они сводятся к тому, что обучать чадо следует в игровой форме. Если процесс обучения для малыша скучный и однообразный, то эффективного результата не стоит ожидать.

Если выполнять эти правила, то ваш малыш быстро научится читать.

Учимся читать бегло

Если малыш уже научился относительно хорошо читать по слогам предложения, то можно постепенно переходить к беглому чтению. Занятия должны быть не более тридцати минут один, максимум два раза в день и не более четырех уроков.

Урок 1. Развиваем зоркость

Для этого следует выполнить задание: в ряду из пяти гласных букв вставьте согласную. Пусть ребенок попробует отыскать лишнюю букву.

Напишите слова, которые разнятся лишь одной буквой (кот-кит и т.д.). Попросите ребенка отыскать, в чем разница.

Урок 2. Гимнастика для развития артикуляции

Подобные занятия помогут сделать произношение лучше, дыхание будет правильным, а речь станет более четкой. Для этого используют игру «Складываем из половинок слово». Подберите для игры слова, которые состоят из двух слогов, напишите их на двух карточках и предложите малышу их собрать правильно. Карточки следует регулярно менять.

Урок 3. Тренировка внимания

Ребенок читает предложения, по команде «стоп», он должен оторвать взгляд от книги, закрыть их и отдохнуть. По команде «читай» ребенку нужно найти тот фрагмент, где он остановился.

Урок 4. Угадать смысл

Принцип этого упражнения состоит в том, что читая, ребенок боковым зрением видит очертание последующего слова. И затем решает какое слово будет последующим.

Урок 5. Обучение параллельному чтению

Для этого нужно взять два одинаковых текста. Вы должны читать медленно, ребенок должен читать за вами и следить по строчкам пальцем. Ускоряйте постепенно темп, но настолько, чтобы ребенок успевал.

Урок 6. Чтение на время

Для этого задания нужно подобрать несложный текст. Засеките определенное время и пусть ребенок начнет чтение. По истечении времени, подсчитайте, сколько слов малыш успел прочитать. Когда ребенок будет читать второй раз, количество слов будет больше.

Чтобы произношение было более четким, учите с ребенком скороговорки.

Урок 7. Делаем правильное ударение

Выберите многосложное слово и попробуйте вместе с чадом делать ударение на все слоги по очереди. Ребенку нужно определить, какое ударение будет верным.

Урок 8. Просмотр диафильмов

Смотрите с ребенком диафильмы, это занятие отлично тренирует технику чтения.

Урок 9. Развитие поле зрения

Начертите таблицу, напишите в каждой клетке по букве. Показывайте на буквы ручкой или карандашом, а ребенок пусть прочитает их про себя.

Урок 10. Ролевое чтение

Урок 11. Перевернутый текст

Так ребенок запоминает целостность образцов букв и учится сочетать смысловое окончание слова с анализом букв. К такому заданию нужно переходить только лишь тогда, когда ребенок будет читать без ошибок.

Урок 12. Ритмическое упражнение

Ребенок учит стучать карандашом определенный ритм, а выучив, должен его простучать и прочитать при этом незнакомый текст.

Итак, теперь вам известно, как можно выучить ребенка читать по слогам, и беглому чтению. Не пытайтесь его учить в слишком раннем возрасте или же, если он не готов, чтобы не создать ребенку психологический барьер к обучению.

Много пособий и исследований посвящено обучению детей чтению. Чтение с пеленок, читать раньше, чем ходить и так далее и тому подобное. Однако оказывается, что научить ребенка читать, это еще только начало. Придя в школу, дети сталкиваются с необходимостью не просто читать, а читать быстро.

Что такое техника чтения? Зачем она нужна?

В начальной школе регулярно проверяется так называемая техника чтения. С определенной периодичностью детей просят читать незнакомый текст на время. При этом ребенок должен не только четко прочитать текст (слова или предложения), но и правильно его понять.

Техника чтения проверяется по следующим критериям:

  1. Скорость (ребенок должен еще и уложиться в нормативы по количеству прочитанных слов за 1 минуту).
  2. Понимание (оно оценивается по смысловой интонации при прочтении или по ответам на вопросы по тексту).
  3. Правильность прочтения текста, т. е. отсутствие ошибок, пропусков или повторений.
  4. Наличие в прочитанном тексте правильного интонационного ударения, наличия смысловых пауз.

Насколько быстро должны читать современные ученики начальной школы?

  • В 1 классе, ребенок должен читать от 30 слов в минуту.
  • Во 2 классе — уже от 50 слов в минуту.
  • После 3-го — от 70-80.
  • К началу средней школы нижняя планка — не меньше100 слов в минуту.
  • При этом скорость чтения в средней школе должна составлять не ниже 120-150 слов в минуту.

Зачем ребенку учиться читать быстро?

Успеваемость в школе напрямую зависит от скорости чтения и понимания прочитанного. Масса проведенных исследований доказывают, что ребенок, который в начальной школе долго читал по слогам и не так и не освоил беглое чтение, в средней и старшей школе, к сожалению, не входит в число успевающих учеников.

Необходимость быстро понимать задания к задачам и упражнениям, самостоятельно читать учебник, выучивая уроки, обуславливает важность быстрого чтения. Дети, которые читают медленно, тратят на выполнение заданий значительно больше времени, больше устают и, как следствие, теряют интерес к учебе.

Наиболее оптимальная скорость чтения, обеспечивающая успешное обучение, должна быть равна скорости обычной разговорной речи. В среднем это 120 слов в минуту и более. К этому результату и нужно стремиться, отрабатывая технику чтения.

Чтение стимулирует развитие мыслительного аппарата, устойчивость внимание и повышает оперативную память ребенка. Таким образом, получается, что развивая навыки чтения, ребенок становится более успешным и в учебе в целом. Это значит, что научить бегло читать ребенка, по возможности, следует как можно раньше.

Почему не всем детям легко дается быстрое чтение?

Недостаточная концентрация внимания и памяти

Небольшой размер оперативного поля зрения у ребенка

Это проявляется в том, что ребенок концентрируется исключительно на 2-3 буквах, которые читает. При этом дети с достаточно большим оперативным полем могут видеть сразу слово целиком, что и позволяет ему читать быстрее.

Присутствие зрительной регрессии

Это означает, что во время чтения ребенок неосознанно возвращается глазами к уже ранее прочитанному слову.

Недостаточный словарный запас

Еще одна причина снижения скорости чтения. Незнакомое слово требует более длительного времени на прочитывание и осмысление.

Проблемы с дикцией

Недостатки в развитии артикуляционной системы, проблемы с дикцией тоже влекут за собой проблемы с чтением.

Дислексия

Эту проблему стоит выделить в отдельный пункт. Наличие такого диагноза довольно серьезно мешает ребенку овладеть навыками быстрого чтения. При этом ребенок может быть успешным и способным учеником по всем другим предметам.

Дислексия накладывает отпечаток на способность к чтению даже в старшем школьном возрасте.

Нежелание читать книги

Еще одной важной и заслуживающей отдельного внимания проблемой стоит назвать отсутствие желания читать. В настоящее время, когда дети все больше времени проводят у компьютеров, чтение книг теряет для них свою привлекательность. А ведь именно наличие интереса может стимулировать ребенка к обучению и усовершенствованию своих навыков.

Прививать интерес к чтению — важная задача родителей.

Можно ли улучшить технику чтения?

Определенно, можно. Практически в любом школьном возрасте можно научить ребенка бегло читать. Выявив причину возникших сложностей, можно заняться оттачиванием этих навыков, тем самым в достаточно быстрые сроки улучшив технику чтения детей.

Пристальное внимание с самого начала

Заниматься улучшением техники чтения можно и даже нужно, не дожидаясь появления проблем и недочетов. В 6 лет дети, как правило, уже учатся читать, в это же время можно начинать работу и над техникой чтения.

Лучше с самого начала уделять некоторое внимание этому вопросу, проводя определенные задания на развитие внимание, концентрации и улучшение оперативного поля зрения.

Чтение вслух

Пока ребенок еще не умеет читать, обязательно заведите традицию читать ему дома вслух. После того, как навык чтения будет освоен, не бросайте эту привычку. Ребенку еще сложно читать длинные тексты, а родители настаивают, чтобы он читал сам. В результате книжка пропадает из обихода, и тем самым теряется интерес к чтению.

Поддержание интереса к книгам

Итак, в первую очередь необходимо всемерно поддерживать интерес к чтению в целом, к книгам, историям и сказкам. Читайте вслух, читайте по очереди, старайтесь заинтересовать ребенка книгой.

В 7 лет, когда навык чтения уже достаточно сформирован, предлагайте читать ребенку короткие тексты. Несколько строчек под картинками, комиксы или просто чтение по очереди — все это подойдет. Главное, чтобы не был утерян интерес.

Упражнения для тренировки беглого чтения

Для концентрации внимания

Просмотр диафильмов

Предлагайте ребенку смотреть диафильмы и читать к ним подписи. Для этих целей также отлично подойдут и мультфильмы с субтитрами. Небольшой объем текста и яркие картинки привлекают внимание и улучшают концентрацию.

«Чтение с жужжанием»

Одновременное чтение

Одинаковые тексты лежат перед ребенком и перед взрослым. Вы читаете вслух, а ребенок должен следить (можно пальцем) за чтением. Попросите его сказать, в каком месте менялся темп вашего чтения.

Можно просить ребенка находит в тексте какое-то определенное слово и прочитать следующее, идущее за ним.

Для повышения уровня оперативной памяти

Зрительные диктанты

Для развития оперативной памяти идеально подходят зрительные диктанты. Суть задания состоит в том, что ребенку предлагает карточка с одним предложением, на которое он должен смотреть в течение определенного времени.

После этого карточка убирается, а ребенок должен записать предложение по памяти. Упражнения должны проводиться регулярно, каждый день. Уже через месяц вы заметите существенные результаты.

Для улучшения работы артикуляционного аппарата

Скороговорки

Лучшим вариантов является разучивание и повторение скороговорок. Вспоминайте скороговорки, повторяйте их с ребенком по очереди. Соревнуйтесь, кто быстрее и четче сможет их произнести

Для повышения скорости чтения

«Бросок-засечка»

Услышав слово «бросок!» ребенок приступает к чтению. Услышав слово «засечка», он закрывает глаза и откидывается на спинку стула, отдыхая.

Через 4-5 секунд снова дайте команду «бросок». Ребенок должен найти глазами в тексте место, откуда он закончил читать. Руки при этом лежат на коленях, чтобы не было соблазна, удерживать пальцем последнее прочитанное слово.

Чтение в ритме скороговорки

Чередование знакомого-незнакомого текста

Для повышения скорости чтения есть еще одно хорошее упражнение. Ребенок должен несколько раз прочитать какую-то часть текста. Читать знакомый текст будет уже проще и соответственно получится быстрее.

В целом, упражнений, нацеленных на тренировку техники чтения, существует очень много. Если вам удастся заинтересовать ребенка, результат придет очень быстро.

Профессор И.Т. Федоренко, исследуя проблему повышения скорости чтения у детей, отметил самый главный и значимый фактор, приводящий к успеху. В занятиях главное — регулярность и посильность.

Вот еще несколько полезных рекомендаций, которые помогут улучшить технику чтения вашего малыша:

Проводите несколько коротких занятий вместо одного длинного

Если ребенку трудно дается чтение, то длительные занятия будут вызывать у него усталость и негативную реакцию. Проведите три занятия, но короткие. Не давайте ребенку уставать, вызывайте у него интерес и положительные эмоции от чтения.

Общайтесь с ребенком в письменном виде

Пишите малышу маленькие записочки и письма, провоцируя его на написание ответа.

Устраивайте конкурсы и соревнования - подогревайте интерес

Прочитал книжку — наклейка на плакате. Несколько наклеек — приз (поход в кино, совместное развлечение, только не деньги). Проверяя скорость чтения ребенка, обязательно подчеркните, что в прошлый раз он прочитал на столько-то слов меньше, а теперь добился таких отличных результатов!

В процессе такой игры возникает желание добиться результата, стимулируется интерес к занятиям.

Не заставляйте читать «из-под палки»

Негативное отношение не принесет никакой пользы. Такой подход, напротив, лишь усугубит проблему.

Несомненно увлечение ребенка книгами, любовь к чтению прививается именно дома, в семье. Рассказывайте о любимых книгах, читайте вслух, вместе, по очереди. Главное — оказывать ребенку поддержку и помощь. А результат придет. Все вложенные усилия обязательно окупятся.

Этот вопрос является актуальным для родителей.

С каждым годом школьная программа усложняется, при поступлении в первый класс ребенок должен уже уметь складываться простые числа, знать алфавит и читать по слогам.

Если этих навыков не будет, ребенок не сможет усвоить базовую программу и будет чувствовать себя ущемленным, неполноценным, что негативно скажется на формировании психики.

Как научить ребенка читать по слогам в домашних условиях и когда можно начинать обучение

Научить ребенка самостоятельно читать слова по слогам не так трудно, как кажется. Домашняя обстановка для него комфортная, чадо чувствует себя увереннее. Сейчас в книжных магазинах можно найти огромное количество всевозможных методических пособий и книжек для малышей, по которым можно освоить базовые знания.

Конечно, начинать нужно именно с алфавита. Для запоминания букв также есть свои методики. Большим спросом пользуются шершавые буквы Монтессори и кубики Зайцева. Если они не интересны ребенку, можно подобрать что-то другое, выбор огромен. Возможно, что малыш восприимчив к музыке и лучше всего запомнить алфавит у него получится с музыкальными досками или другими игрушками.

Последствия слишком раннего обучения

Важно понять не только то, как научить ребенка читать по слогам в домашних условиях, но в и каком возрасте можно начинать это делать. Каждый родитель хочет, чтобы его малыш был самым умным и образованным. Во всем должна быть мера. Офтальмологи и психологи выступают категорически против слишком раннего образования. Считается, что ребенок осознанно способен воспринимать информацию не ранее, чем с возраста 5-ти лет. До этого возраста любые образовательные упражнения должны быть только в игровой форме. Нельзя слишком рано нагружать детскую психику ответственностью.

Последствия слишком ранних попыток обучения:

Неврозы;

Проблемы с коммуникабельностью, замкнутость;

Нервные тики;

Заикание, беспочвенное волнение;

Навязчивый страх.

Нельзя пытаться сделать гения из своего ребенка. Гораздо важнее сохранить его психоэмоциональное состояние и воспитать достойного, коммуникабельного и уверенного в себе человека. Каждый малыш индивидуален. Одним знания даются легко, другим требуется немного больше времени. В любом случае родители не должны забывать, что это – маленький ребенок, которому, в первую очередь, нужна любовь и поддержка.

Как понять, что ребенок готов учиться

Признаки, помогающие определить готовность чада к обучению чтению по слогам и усвоению навыков:

Чадо умеет хорошо координироваться в пространстве;

Ребенок различает звуки в словах, сознательно пытается произнести их правильно;

Малыш четко формирует свои желания в логичные предложения;

Отсутствие логопедических проблем с речью;

Самостоятельная тяга к знаниям.

Простое упражнение на определение готовности

Детский мозг должен уметь осознавать увиденное. Легче всего приобрести карточки с изображением букв и слов на эти буквы. Например, буква «А» и на карточке нарисован арбуз. Ребенку нужно не только объяснить, что это за ягода, но и уточнить, что ее название начинается на букву «А».

Когда малыш, увидев карточку, будет произносить «А» — арбуз, «Б» — барабан и прочее, значит, он готов к обучению чтению по слогам.

Как научить ребенка читать по слогам в домашних условиях: эффективная методика

Педагогами и психологами были разработаны методические правила, следуя которым родители смогу научить свое чадо быстро и уверенно читать по слогам. Главное – это соблюдать последовательность.

1. Алфавит. Первым делом малыш должен выучить буквы, одну за другой.

2. На втором этапе важно научить произносить слоги, состоящие из двух букв.

3. Можно переходить к произношению слогов, состоящих из трех букв.

4. Теперь ребенок готов к тому, чтобы учиться самостоятельно соединять слоги в простые слова.

5. Последние этап – соединение слогов в сложные слова и первые пробы чтения. Родители уже на финишной прямой.

Важно! Процесс обучение должен проходить легко, без напряжения. Делать это стоит в игровой форме. Если у чада что-то не получается, ругать малыша нельзя, иначе у него пропадет тяга к познанию новой информации. Вернуть его интерес будет очень сложно, даже в школе.

Как научить ребенка читать по слогам в домашних условиях: соединяем буквы в слоги

Слог состоит из согласных и гласных звуков. Первоначально малыш должен научиться произносить именно гласные. Их не так много, поэтому ребенку будет легче. После этого можно переходить к согласным. Начинается обучения с самых распространенных звуков – это «м», «п», «б».

Родителям нельзя при обучении соединять согласные с призвуками. Например, нельзя говорить «пэ», нужно произносить «п». Пусть ребенок скажет именно «п», потом добавит гласную «а» и получится уже слог – «па».

Огромным удовольствием для малыша будет, когда он самостоятельно сможет собрать из кубиков свое первое слово – «мама» или «папа».

Поощрение за результаты

Малыш должен понимать, что его достижения приносят свои плоды. Родителям очень важно поощрять и хватить ребенка, только так у него появится тяга к знаниям.

Например, когда малыш самостоятельно сложил из кубиков первое слово, отведите его на игровую площадку, где он еще не был, или купите что-то вкусненькое. Ребенку понравится, что его похвалили, он будет стараться складывать новые слова – более сложные, с неодинаковыми слогами.

Совместное чтение книги

Когда освоение грамоты по кубикам будет позади, можно переходить к совместному чтению книг. Самое главное, чтобы выбранная книжка было яркой, имела много картинок и крупные буквы, которые позволят маленькому чаду не напрягать глаза.

Очень важно на первом этапе попросить малыша, чтобы он постарался самостоятельно найти знакомые слоги «ма», «па», «ба» и другие.

Читайте вместе, так детям намного интереснее и они чувствуют поддержку своих родителей. Чтобы малыш не терял строчку, надо научить его следить за ней пальчиком. Так родители увидят, правильно ли читает их чадо и в случае необходимости исправят ошибку.

Важно! Приобретать надо книжки с разным шрифтом. Случается, что ребенок может не узнать букву, если она написана по-другому. Очень важно научить его распознавать буквы в разных шрифтах и не откладывать это.

Как научить ребенка читать по слогам в домашних условиях: полезные советы

1. При приобретении обучающих книжек для малышей следует обращать внимание на различные методики. Разностороннее развития поможет ребенку легче воспринимать новую информацию.

2. Если родители четко решили научить своего ребенка читать, этим требуется заниматься каждый день. Даже если катастрофически не хватает времени, все равно утром или перед сном нужно постараться выделить 15-20 минут.

3. Перед тем, как давать чаду новую информацию, необходимо повторить уже пройденный материал. Это будет своеобразной зарядкой для мозга.

4. Детское внимание очень неустойчивое, уже после 20-ти минут занятий мозг переключается от упражнений на посторонние вещи. Нужно стараться уложиться в это время.

5. Даже за самые маленькие достижения ребенка надо хвалить. Если для родителей это незначительно, для малыша новое умение становится настоящим достижением. Похвала чада приведет к тому, что он еще больше будет стремиться к новым для себя открытиям.

Чтобы маленький ученик легче запоминал всю полученную информацию, теорию рекомендуется совмещать с практикой. Например, родители только что разучили со своим чадом букву «А». Можно попробовать просить малыша во время прогулок или домашних дел найти эту букву вокруг себя. Это могут быть стенды, книги, надписи на магазинах и много чего другого. Такая своеобразная гимнастика позволит закрепить полученную информацию и лучше ее усвоить.

Понять, как научить ребенка читать по слогам в домашних условиях – это не сложно. Гораздо труднее набраться терпения и уделять упражнениям время каждый день, хотя бы по 10-15 минут. Усилия родителей не пройдут даром. Когда ребенок пойдет в первый класс, он будет гордиться, что уже умеет читать.

Только представьте, что уже в 3 года малыш может сам читать вам сказки на ночь. Кто-то спросит, зачем это нужно и не рановато ли. Но наш обзор больше заинтересует тех, кто загорелся мыслью о том, легко ли научить ребенка читать быстро и хорошо, и как все сделать правильно.

Если раньше чтение задолго до школы было явлением редким и приравнивалось к настоящему чуду, то сегодня все чаще родители работают именно в этом направлении. Научить малыша чтению в раннем возрасте - не дань моде, не желание выделиться или показать, какой молодец ваш малыш. Это необходимость, и добиться результатов вполне реально.

Зачем это нужно

Те, кто провожал своих деток в первый класс, наверняка заметили, что большинство из них уже умеют читать. Некоторые делают это достаточно быстро. Малыши, которые едва выучили буквы и научились складывать их в слоги, будут заметно отставать . Чтение дает возможность отличиться на всех уроках. Это простой секрет успеваемости ученика.

Прежде чем обучать, родителям необходимо понимать, что это в первую очередь необходимо будущему школьнику .

Навык чтения в раннем возрасте облегчит его учебу , поможет успевать на уроках и в дальнейшем отразится на оценках.

Только представьте, к концу первого класса школьник должен читать от 30 слов в минуту, а заканчивая 4 класс - от 100 слов в минуту.

В каком возрасте учить

Большинство педагогов приходят к выводам, что чем раньше малыш познакомится с буквами , тем лучше. Даже двухлетнему под силу освоить чтение. Насколько это правильно, остается под вопросом, но только лишь потому, что это явление в нашей жизни пока еще новое.

  • Психологи говорят : раннее чтение приводит к проблемам в социальном развитии. Ведь когда малышу нужно было учиться находить общий язык со сверстниками, его мозг был занят - учился читать и писать.
  • Логопеды говорят : тенденция раннего чтения приводит к тому, что дети не понимают смысла прочитанного. Они лишь соединяют буквы в слоги и слова, а пересказать содержание не могут.

Начинать обучать навыкам чтения следует тогда, когда у детей сформировались следующие физиологические признаки :

  • Малыш уже говорит предложениями, пусть даже простыми.
  • У него достаточно развит фонематический слух. Он четко слышит каждый звук в слове.
  • Ему не требуется помощь логопеда.
  • У него сформировалась пространственная ориентация - знает разницу между «вправо-влево», «верх-низ».

Как правило, эти признаки формируются к пяти годам, но все очень индивидуально. Наблюдайте за детьми, общайтесь с ними. Если видите, что они уже могут осилить науку складывания букв в слова, а слов в предложения, дерзайте.

Измена любимого человека может нанести психологическую травму. О том, как пережить измену и возможно ли простить человека, .

Известные методики

Многие родители пытаются научить дошкольника читать «по старинке»: так, как учили их. Они знакомят с алфавитом, затем складывают буквы в слоги, позже - в слова. В центрах дошкольного развития используют различные методики , которые получили популярность благодаря своей эффективности. Предлагаем краткий обзор нескольких из них.

  • Методика Марии Монтессори.

    Итальянский педагог и доктор медицины предлагает начинать обучение чтению с письма . По наблюдениям Монтессори, детям писать, а точнее, рисовать прописные буквы намного легче.

  • Методика Николая Зайцева.

    Наблюдения за лепечущими детками подсказало педагогу, что учить детей читать следует с помощью склада . Не путать со слогом. Склад - пара согласной и гласной буквы, двух согласных, согласной с твердым или мягким знаком или даже одна буква.

    В обучении используются пособия в виде «Кубиков Зайцева». Они различаются по размеру, цвету и даже звуку. Методика позволяет обучить даже годовалого малыша и быстро подтянуть первоклашек, которые отстают от сверстников.

  • Методика Глена Домана.

    Нейрофизиолог много лет проводил эксперименты, пока не разработал методику из пяти этапов . На первом малышу показывают не буквы, а целые слова. В этом помогают карточки.

    Простые слова показывают на расстоянии 35 см в течение 1-2 секунд. Для начала используют 15 слов. Количество постепенно увеличивается. На втором этапе из выученных слов составляются разные комбинации. Затем малыш учится простым предложениям, распространенным и, наконец, целым книгам.

У каждой из методик есть свои плюсы и минусы, но все они сходятся в одном - обучение должно происходить в игровой форме, не быть скучным и однообразным. Если процесс тяготит малыша, он занимается «из-под палки», желаемого результата не будет.

Основные правила техники чтения

Если применение одной из методик кажется слишком сложным процессом, тогда научить ребенка читать в домашних условиях помогут простые правила .

Как только вы начнете следовать этим правилам и заниматься с ребенком регулярно, то уже через два месяца вы сможете научить малыша бегло читать.

Узнайте, – советы в преодолении трудностей дает известный доктор Комаровский.

Советы красоты для вас на нашем сайте: можете почитать о том, что такое альгинатная маска, и о ее потрясающем эффекте омоложения.

Мечтаете покорить мужчину, рожденного под знаком зодиака Рак? узнаете о его характеристиках, и как он поведет себя в любви и отношениях.

Почему читают медленно

В начальной школе уже должен сформироваться навык беглого чтения. Но не всем удается читать быстро . Основные причины этого:

  • отсутствие интереса к процессу чтения;
  • недостаточный словарный запас;
  • мало практики;
  • неразвитость артикуляционного аппарата;
  • низкий уровень оперативной памяти;
  • низкий объем оперативного поля зрения;
  • возвратные движения глаз - чтение одного и того же слово несколько раз.

Еще больше практических советов о том, как правильно и быстро научить ребенка читать по слогам, и как можно сделать это в игровой форме, узнайте из этого видео:

Упражнения для тренировки скорости

Если ваше чадо читает медленно, это нужно и можно исправить. Для начала выявляют причину, а затем подбирают упражнения , которые помогут решить проблему. С этим родители могут справиться самостоятельно. Понадобится немного времени и терпения.

На улучшение концентрации внимания

Читайте одновременно вслух разные тексты . Продолжительность чтения – 5 минут. Повторяйте процедуру по несколько раз в день.

Читайте параллельно . Малыш следит, взрослый читает, меняя темп. Затем следует спросить, заметил ли он, где скорость чтения менялась.

При низком объеме оперативного зрения

Используйте таблицу Шульте . Ее можно нарисовать самостоятельно. Она представляет собой квадрат 25 см на 25 см, разделенный на 25 одинаковых ячеек. Впишите в ячейки цифры в хаотичном порядке.

Называйте цифру и попросите малыша найти ее. Ускоряйте темп. Для поиска нужного знака понадобится концентрация внимания.

Для борьбы с регрессией

Чтобы ребенок постоянно не возвращался к предыдущему слову, покажите ему, как использовать закладку или чистый лист бумаги. Им закрывают прочитанное слово.

Обучать чтению желательно до школы. Вне зависимости от методики, процесс должен происходить ненавязчиво, регулярно, в игровой форме. Воспитывайте интерес детей к книгам, больше разговаривайте, объясняйте незнакомые слова и тогда проблем со скоростью чтения можно избежать.