Ребенок плачет по пустякам. Что делать, если ребенок плачет по любому поводу Ребенок всегда плачет про себя

Детский плач. Слезы. Горькие рыдания. Да еще и на пустом, казалось бы, месте, как максимум - сущее наказание для родителей, как минимум - испытание. Проверка на родительскую компетентность.

Как реагируют родители, если ребенок любит плакать по пустякам? Исходя из собственных наблюдений и мониторинга родительских форумов, делаю выводы, что способов нашлось не так уж и много. Другое дело, что в большинстве случаев метод, как отучить ребенка плакать по любому поводу, родителями выбран интуитивно или взят из арсенала старых дедовских способов. И в этом не было бы ничего плохого, если бы главной задачей была не попытка найти «кнопку отключения» детского плача, а желание понять истинную причину, на первый взгляд, беспричинных слез.

Зачем искать причину, главное - пусть не плачет

В копилке родительских методов воспитания, как отучить ребенка плакать по любому поводу, мы находим: игнорирование слез, проведение серьезных бесед на тему «плакать - глупо», приводим положительные примеры, если плачет мальчик, то апеллируем к тому, что «настоящие мужчины не плачут», посещаем невропатолога и вооружаемся уcпокаивающими нервную систему средствами.

Угрозы и манипулирование наподобие: «Не перестанешь плакать, я тебя здесь оставлю», «Хватит реветь, а то не куплю тебе шоколадку» , переключение внимания ребенка: «Посмотри, какие слоники» , а также прямое физическое насилие, наказание дополняют картину мер воздействия воспитателей для решения непростой задачи, как отучить ребенка плакать по любому поводу.

Чаще всего родители добиваются своего: малыш перестает плакать, однако, за кулисами остается цена решения вопроса. Правда, ненадолго. Плачевные плоды своих ошибок воспитания мы пожнем обязательно, пусть и не догадываясь, что послужило первопричиной негативного жизненного сценария чада.

Как известно, незнание не освобождает нас от последствий незнания. Когда мы не осознаем, что делаем, не видим внутренних отличительных особенностей ребенка, то не можем и прогнозировать, как наши методы воспитания сработают на нем, как отразятся на его психике. Системно-векторная психология ликвидирует пробелы в родительских познаниях.


Пустяк или не пустяк?

Начнем с азов: все дети разные не только по внешним признакам, но и различаются по внутренним свойствам психики. Что для одного не важно, то для другого человека может оказаться смыслом жизни. Жизненные ценности, тип мышления, поведение родного дитяти могут кардинальным образом отличаться от наших собственных. Так, например, рядовая потеря старой игрушки некоторыми родителями воспринимается как пустяк, слезы по поводу которой по меньшей мере - пустая трата времени. Для ребенка же, скажем, наделенного зрительным вектором, потеря игрушки - настоящая трагедия.

Из воспоминаний

Был у меня в детстве любимый плюшевый заяц, и как-то я не нашла его на своем месте. То ли брат поиграл неудачно и замел следы, выбросив зайку в мусоропровод, то ли в гости заходили соседские ребятишки, только после продолжительных поисков игрушка найдена не была. Пропал мой зайчик Вася.

- А-а-а, - плакала я.

На вопли подоспели родители.

- Подумаешь, потеряла игрушку - какая мелочь, новую купим.

- Не хочу новую, хочу Васю!


Не понимали родители, что на душе у меня творилось, у девочки со зрительным вектором. Это не просто игрушка была, старая и потертая, это был мой друг, которому я рассказывала свои сказки, о котором я заботилась, которого любила. Уговоры родителей на меня не действовали. Если слова не доходят до дочки, то пусть одна в комнате посидит, подумает, решила мама.

- Как плакать перестанешь, так можешь выходить, - заявила она.

Сидела я долго, плакала уже не только от потери Васи, но и от обиды. Хорошо, что в гости пришла бабушка, она меня пожалела, посочувствовала моему горю, а родителям дала наказ:

- Плачет, значит, пусть поплачет. Не наказывайте ее за слезы.

Мама стала жаловаться:

- Так как же не наказывать? Слов не понимает, по любому поводу и без повода плачет. Сил нет смотреть.

- Вырастет - перестанет.

Ранимые, чувствительные дети

Корректор: Ольга Лубова

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »

Многим родителям знакома ситуация, когда ребенок в возрасте 5 лет плачет по любому поводу. Не может найти любимую игрушку – плачет, не разрешают смотреть мультики – плачет, не хочет идти спать – снова плачет. За день такое может повторяться несколько раз. В конце концов вымотанные родители в панике начинают искать способ прекратить эти детские слезы. Читайте дальше, чтобы узнать, какие советы дают психологи по этому поводу.

Часто взрослые не помнят уже себя в таком же возрасте, и им кажется, что они вели себя лучше. Маленькие дети намного чувствительнее взрослого человека. Они все воспринимают слишком близко к сердцу. Например, если сломалась игрушка, это может сильно расстроить ребенка и вывести из душевного равновесия, в результате чего малыш удариться в слезы. Родитель же воспринимает это как небольшую неприятность и начинает отчитывать ребенка за то, что тот плачет, или стыдить его. Поэтому важно относиться к крохе с пониманием и уважать его маленькие беды. Угрозы и запугивания не помогут уменьшить плаксивость малыша, а только лишь вызовут в нем обиду и ребенок может замкнуться в себе, так как его не понимают.

Причины детского плача.


Дети также болеют, как и взрослые. Возможно, ребенок сам не понимает, что его беспокоит, поэтому не может объяснить. Если ваш ребенок 5-ти лет плачет по любому поводу, то в первую очередь нужно показать его врачу во избежание каких-либо заболеваний.

  • Черта характера.

Бывает такое, что ребенок сам по себе очень чувствительный и часто плачет по разным поводам. Ни в коем случае не нужно ругать малыша и говорить что он плакса. Чувствительные дети обычно обладают большой добротой. Лучше хвалить его за это и принять особенности характера крохи.

  • Как способ что-либо получить.

Многие дети использую слезы, как средство манипулирования с целью получить желаемое. Если вы заметили такое поведение у малыша, то не стоит потакать его капризам и идти у него на поводу. Лучше будет объяснить ему в спокойном тоне, что так делать нехорошо и это ни к чему не приведет, то есть таким образом он ничего не добьется.

  • Нехватка любви и внимания.

Малыши, как в воздухе нуждаются в любви, заботе и внимании. Когда кроха чувствует недостаток внимания, то слезы являются методом привлечения его. Поэтому лучше не доводить ребенка до такого состояния выпрашивания любви и ласки, а уделять ему достаточно внимания каждый день.


  • Накаленная обстановка в семье.

Если в доме часто ругаются между собой взрослые и кричат на ребенка, то слезы могут быть ответной реакцией на постоянное нахождение в стрессе.

Что делать если ребенок 5-ти лет плачет по любому поводу? Советы психолога.

Следует выявить причину плаксивости малыша и в соответствии с ней уже предпринимать конкретные методы. Чтобы не ошибиться в этом важном шаге, лучше будет обратиться к профессиональному психологу, который наиболее точно поможет определить причину индивидуально для вашего малыша. Советы будут различаться в зависимости от конкретной ситуации. Таким образом, вы сможете лучше понимать свое маленькое чадо и вырастить его счастливым полноценным человеком.

Уважаемые родители и психологи! Я уже не знаю, что делать, обращались к психологу в нашем городе (город не большой) по этой проблеме. Есть два сына, одному 7,9 лет, второму 2,9, речь пойдет о старшем. В первый класс мы пойдем в этом году, т.к. в том,я его не отдала и оставила еще на один год в саду, не потому, что он отстает в развитии, тут скорее наоборот, он читает, пишет, занимается английским, а потому, что у само ребенка не было никакого желания идти, он морально опять же по нашим ощущениям был не готов и поговорив с папой приняли решение не торопиться со школой. Да данный момент, что меня настораживает и беспокоит, его слезы по каждой мелочи и пустякам так и не прошли, а наоборот увеличились с геометрической прогрессией, пока я домой приезжаю на обед он умудряется поплакать раз 5 (поводы: не хочет кушать, не хочет читать, играть, полоскать горло, расстроился, что не слушался бабушку, не получилось собрать конструктор или отвалилась не вовремя какая то деталь, что то потерял, не получилось слепить или смастерить что то) поводом просто очень много и он действительно плачет и нервничает. Поведение на площадке: когда гуляем вместе с младшим сыном, он постоянно у него что то отбирает, даже если это игрушка для малышей - старшему почему то она нужна, даже когда поменяются, через короткий промежуток старший сын опять пытается отнять игрушку, ту которую недавно отдал. Если младший катается на горке, тут же и старший, младший в песочницу и старший туда же - хотя по идее должно быть наоборот. Старший, постоянно жалуется, ноет и плачет. Все разговоры, уговоры и объяснения, что все проблемы решаемы, не надо сразу стонать и плакать,попробуй, постарайся сделать сам, не получится позови на помощь родителей-не помогают, он реально в день может реветь по много раз.
А еще, он никогда никого не слышит с первого и второго раза, все время! Забывает часто, что я ему говорю (например, звоню по телефону и говорю, пойдешь на прогулку одевайся теплее: куртку красную, шапку синюю, приезжаю на обед он гуляет в зеленой легкой ветровке и кепке). На вопрос, почему ты в этой одежде, говорит я не помню, что ты мне сказала.

Что говорят психологи, к которым мы ходили?- давать больше самостоятельности, не бежать сразу на помощь, разговаривать по вечерам, читать сказки и рассказы про героев и выносливых мальчишек, когда то просто не обращать внимания на эти слезы. Проводить время вместе, играть в игры, ходить гулять. Мы все это стараемся выполнять.

Я очень переживаю,как он пойдет в школу, если он дома от всяких пустяков и мелочей ревет, а там так же? Да и вообще, ведь когда он плачет, то переживает и нервничает-это очень тяжело находится в таком состоянии, постоянно как будто он в стрессе находится. По памяти, он хорошо учит стихи и рассказы пытается рассказывать, которые прочитал. но не помнит куда положил телефон, брюки свои где раздел, где ключи от квартиры, что родители его попросили сделать.

Вопрос: Здравствуйте! Ребенок плачет по любому поводу. Дочке — 4 года. Забираю из сада — рыдает. Прошу убрать вещи — рыдает. Просит что-то ей помочь — и опять рыдает. Пробовали по-хорошему и по-плохому. Ничего не помогает. Обещает, что не будет, и все опять повторяется.

Семья у нас полная. Относимся друг к другу хорошо: любим и уважаем. С папой ничего такого нет. Все сама делает. Даже если что-то просит, то никогда не плачет. С папой дома у нее больше времени. Когда она со мной, ей приходится заниматься своими делами без меня, так как я веду частные уроки с детьми, а она одна в своей комнате играет. Это в выходные, а в остальные дни она в садике. В детский сад ходит с удовольствием уже третий год, там тоже со всеми общается и отлично проводит время. Она сама мне это рассказывает, и воспитатель тоже. А как только прихожу ее забирать, начинает плакать. Спрашиваю: «Почему?». Говорит: «Больше не буду!».

У папы сменный график, с ним может и среди недели дома остаться и провести весь день вместе, пока я на работе. Но из сада я всегда стараюсь забрать ее пораньше, так как мы еще ходим на танцы и на подготовку к школе (тоже,кстати, ходит с удовольствием).

Мы пробовали и объяснять, что можно без слез, и ругали, и ремень брали, и в угол ставили. В углу стоит и рыдает, выбегает через каждые десять минут и говорит: «Можно я вам скажу, как надо себя вести? Я все поняла!».

Нервы у всех уже на пределе. Помогите, пожалуйста. Спасибо за ответ. Ксения

Отвечает Анастасия Комарова, психолог :

Здравствуйте, Ксения. Читая ваше письмо, чувствуется, как вы переживаете за дочку и хотите ей помочь, а также ваша растерянность, в том, что же делать. Давайте попробуем разобраться, чем можно помочь в вашей ситуации.

Насколько я поняла, ваша дочка помимо сада дополнительно посещает танцы и подготовку к школе. В связи с этим у меня вопрос: сколько раз в неделю у нее занятия по подготовке к школе, сколько часов, какие занятия, в какой форме проходят?

Дело в том, что возраст 4-5 лет – это возраст прежде всего игр, через которые ребенок познает правила, которые приняты в обществе, социальные отношения, что такое «хорошо» и «плохо» и прочее. В этом возрасте активно формируются личностные качества ребенка, а вот учебные навыки им даются сложно, особенно, если занятия проходят в форме классно-урочной системы. К таким занятиям ребенок в 4-5 лет не готов ни психологически, ни физиологически.

Всему свое время: дошкольный возраст — играм и через них ребенок развивается, а 6 лет — подготовке к учебе.

Ведь не зря детей в школу берут именно с 7 лет, а не раньше. Вполне возможно, что психика вашей дочки, хоть ей и нравятся занятия, перегружается на них. С этим может быть связан постоянно сниженное настроение, и любая проблема, даже самая маленькая, ей воспринимается ОЧЕНЬ большой, с которой справиться трудно.

Кроме того, насколько я поняла, с папой нет таких проблем. А стало быть, что-то в ваших отношениях с дочкой. Скорее всего, ей не хватает вашего активного общения, ощущения значимости для вас. Давайте посмотрим, сколько времени у вас остается на качественное общение друг с другом? Целый день она в саду, потом вы ее забираете и ведете на занятия, после них, я предполагаю, ужин и сон. А в выходные, у вас работа, а она одна в своей комнате. А папа и может и в сад не повести, и играет с ней. И с ним она не плачет. Я думаю, что вам нужно налаживать более тесный контакт с дочкой.

Что полезно сделать, если ребенок плачет по любому поводу:

  • Посмотреть нагрузку дочки.

Если нагрузка действительно большая, возможно исключить подготовку к школе и перенести курсы на более старший возраст. Тогда снизится психологическая нагрузка и останется время для общения друг с другом.

  • Почаще (не меньше 10 раз в день) обнимайте и целуйте дочку, при этом говорите о своей любви, о том как она вам дорога, как вы счастливы, что у вас есть такая дочка.

Делать это надо не только тогда, когда что-то хотите от ребенка, а просто так, проходя мимо, когда она играет, когда вы вместе куда-то идете. Дело в том, что достаточно часто мы думаем о том, как нам дорог ребенок, но говорим ему об этом редко. Чаще мы говорим ребенку то, что нам в нем не нравится. И у ребенка откладывается, что он плохой, ненужный, незначимый для родителя. Очень хорошо первое время для себя фиксировать, сколько раз вы это делаете. Потом выработается привычка, и записывать не придется.

  • Возьмите себе за правило: 30 минут в день (не меньше) занимайтесь с дочкой тем, что ОНА хочет.

Вот некоторые примеры занятий с ребенком.

Волшебный ковер

Выберите в комнате место, где было бы удобно рассказывать забавные истории.

Положите там коврик из ванной или маленький плед и назовите его «волшебным ковром». Сядьте на него вместе с ребенком.

Пусть малыш закроет глаза и представит, что он отправляется в страну чудес. Конечно, он должен быть одним из героев сказки. Начните со слов: «Сегодня вечером наш ковер-самолет полетит…» После этого ребенок продолжает фразу, выбирая место, куда направится волшебный ковер. Это может быть Диснейленд, Африка, Марс или зоопарк. Пусть ребенок сам фантазирует (вы помогаете, только когда это необходимо). Продолжайте «путешествовать» до тех пор, пока малыш не успокоится. Сделайте так, чтобы волшебный ковер, возвратившись, опустился прямо в кровать, а затем сверните его до следующего вечернего путешествия.

Совет рассказчику

Лучший способ стимулировать творческое воображение ребенка — относиться внимательно ко всему, что он говорит. Восхищайтесь героями сказок, которых он сам создал в своем воображении, и не будьте слишком строги к ним. Не удивляйтесь, если рассказ зайдет за границы здравого смысла.

Поговорим о животных

Выключив свет, попросите малыша рассказать о том, как он провел день. Попробуйте задать ему такой вопрос: «Как ты думаешь, этот день похож на какое-нибудь животное?» И если последует положительный ответ, то попросите назвать это животное. Эта игра дает прекрасную возможность подробно поговорить с ребенком о животном мире. Вы получите большое удовольствие, рассуждая с ним о разных птицах, зверях и насекомых. Жаркий и долгий летний день, оказывается, можно сравнить с медлительной черепахой, а день, заполненный заботами, суетой, спешкой, — с обезьяной, ящерицей или лисицей. Сначала вы должны сами сказать, кого напоминает прожитый вами день, например: «Я сегодня трудился, как муравей, и очень устал». Затем спросите малыша: «А на кого был похож день у тебя?»

Пространственное восприятие

Изготовьте панно, приклеив большой кусок однотонной фланели на картон. Из разноцветного фетра вырежьте разнообразные фигуры. Например, несколько больших, средних и маленьких квадратов; синих, красных и желтых треугольников. Кроме того, вырежьте длинную полоску из черной фланели.

Пусть ваш ребенок красиво оформит конверт, папку или коробку для хранения этих предметов. Держите конверт в спальне, и когда наступит вечер, поиграйте с ними. Вот несколько вариантов игры. По очереди располагайте фигуры сверху и снизу черной полосы: в один из вечеров разложите их по размеру, в следующий раз — по цвету. Попросите ребенка найти самый большой красный треугольник и поместить его над черной линией. Затем вы, по просьбе ребенка, кладете самый маленький треугольник над полосой. Или так: найдя самый большой прямоугольник, ребенок должен разместить внутри него самый маленький кружок. На следующий вечер можно разложить фигурки по цвету или форме. Во время игры старайтесь использовать сравнения при описании предметов. Употребляйте такие слова, как «большой», «огромный», «гигантский»; «меньше чем…», «больше чем…», «такой же, как…»

Чтобы внести разнообразие в эту игру, используйте печатные буквы. Их можно купить, или сделать из фланели, или написать на большом листе бумаги — по нескольку одинаковых букв. Тогда можно предложить ребенку задание найти, например, все буквы «М». При этом заметьте, сколько времени ему потребуется на поиск. Найдя буквы, он мжет сосчитать их. Если буквы нарисованы на листе бумаги, обведите их кружками.

Почитаем вместе

Все родители знают, какую важную роль в развитии ребенка играет чтение. Это занятие традиционное, но оно во все времена увлекало детей. Исследования показали, что ребенок, которому много читают, быстрее начинает читать самостоятельно. Некоторые дети любят снова и снова возвращаться к одной и той же книге. Другие предпочитают разнообразие.

Если ваш ребенок постигает грамоту, старайтесь читать с ним по очереди одну и ту же книгу. Выбирайте по мере возможности хорошую детскую литературу — советуйтесь с библиотекарем, педагогом или просматривайте проспекты и другие информационные источники о лучших книгах для детей. Необходимо подбирать издания, соответствующие возрасту ребенка, хорошо написанные и красочно оформленные. Такая литература стимулирует воображение ребенка, и, если книга действительно интересная, она доставит удовольствие и вам.

Когда малыш начнет уже читать сам, не прекращайте читать ему вслух. Даже дети, которые уже хорошо овладели грамотой, любят, когда им читают перед сном. Если ребенок, увлекаясь, не может остановиться, тогда заранее вложите закладку на несколько страниц вперед и заканчивайте чтение, когда дойдете до этого места.

Будьте осторожны

Никогда не указывайте ребенку, как нужно или как не нужно относиться к тому или иному событию, или что он неверно называет те чувства, которые испытывает. Если ребенок говорит: «Я схожу с ума»,а вы считаете, что он просто испугался, можно сказать: «А я, попав в такую ситуацию первый раз, не сходил с ума, я просто боялся». Если вы хотите сохранить с ним доверительные и близкие отношения, никогда не говорите: «Ты не сошел с ума, а просто боишься».

Воспоминания

Дети, как правило, любят слушать разные истории из жизни своих родителей, братьев и сестер. Как-нибудь вечером откройте старый семейный альбом и расскажите ребенку, кто это снят на фотографиях, где и при каких обстоятельствах сделаны те или иные снимки.

Игра теней

Эта игра основана на активном использовании света и тени. В нее с удовольствием играют и взрослые и дети. Подвесьте в центре комнаты лист бумаги. Выключите свет и осветите фонариком лист с задней стороны. В это же время кто-нибудь должен шевелить пальцами и руками между листом бумаги и фонариком, проецируя на бумагу тень. Те, кто сидит перед «экраном», должны понять, на что похожи тени, и рассказать какую-нибудь историю. В эту игру лучше всего играть вечером в выходные дни, когда к вам в гости приезжают родственники и друзья.

Утомленная парочка

Если день выдался трудный и вы устали, вам обоим необходим именно такой отдых. Выключите свет, лягте рядом с ребенком на кровать, разумеется, если позволяют ее габариты, и скажите: «Папа (или мама) сегодня вечером ужасно устал(а), поэтому не можешь ли ты рассказать мне какую-нибудь хорошую сказку, чтобы мне легче было заснуть. Посмотрим, кто из нас заснет первым». Попытайтесь заснуть рядом с малышом. Если кровать маленькая, возьмите подушку и расположитесь рядом на полу.

Текущие события

Ваш ребенок, по-видимому, уже привык к тому, что вы читаете газеты и журналы. Просматривая их вместе с вами, он почувствует себя взрослым и ему будет особенно интересно, если вы расскажете о том, что изображено на картинках. Не забывайте, что малыш только играет во взрослого, но при этом еще ребенок, поэтому, давая пояснения, постарайтесь избегать сложных терминов, которые могут его утомить. Кроме того, разумно выбирайте темы.

Показывайте друг другу картинки в журналах и газетах и подробно рассматривайте важные и интересные детали. Помогите ему подключить воображение и выявить способность оценивать, тогда вы поймете, что он видит на картинке. Вот некоторые вопросы, которые могут быть полезны.

  • Что происходит на картинке?
  • Как ты считаешь, часто ли люди делают это?
  • Ты тоже хотел бы заниматься этим? А как бы ты это сделал?

Звездочет

Это занятие может показаться не таким увлекательным, если вы живете в городе. Но если у вас есть дом в пригороде, а еще лучше в сельской местности, эта игра оставит неизгладимое впечатление у вас и вашего малыша. Вы можете превратить ее в ежегодный ритуал, когда отдыхаете за городом. Если метеорологи предсказывают ясную и теплую погоду, позвольте ребенку не ложиться спать до темноты, и вместе отправляйтесь на улицу, захватив спальный мешок или одеяло и подушку. Лягте поудобнее и смотрите на звезды, обсуждая то, что видите. Если вам удастся найти время для этого занятия, вы не пожалеете.

Небольшая подсказка

Постарайтесь избегать вопросов, на которые можно ответить только словами «да» и «нет».

Разговор о завтрашнем дне

Многие дети любят спрашивать: «А что будет завтра?» Разговоры о том, что их ждет впереди, вырабатывают у детей способность планировать поступки, ставить перед собой цель, а также развивают искусство логической оценки событий. Перед тем как поцеловать ребенка на ночь, постарайтесь обсудить, как прошел у него день и что его ждет завтра. Пусть он сам попытается определить дела на завтра. Например, он может придумать, что будет есть утром; чем займется, когда вы уйдете на работу; или решить, из какого окошка помахать на прощание рукой. Если на следующий день предстоит что-то особенное — гость к обеду, визит к бабушке, покупка новых ботинок, вы получаете прекрасную возможность вспомнить об этом.

Составляя план, помните не только о домашних делах, но и о времени для развлечений. Однако накануне вечером не планируйте каких-либо срочных и обязательных дел, которые непременно надо закончить или начать и которые грозят ребенку неприятностями — например, визит к зубному врачу.

У малышей недостаточно развито чувство времени, поэтому попытки распределить свой день вносят элемент предсказуемости и безопасности их жизни. Когда вы желаете детям «спокойной ночи», им становится так тепло приятно, что часто они не хотят вас отпускать.

«Где ты?»

Завяжите ребенку глаза и водите его по квартире. Остановитесь и спросите ребенка, где он находится (в кухне, коридоре и т.д.).

«Весы»

От деревянного конструктора вам понадобится кубик и длинный брусок. Положите брусок на кубик – получатся весы. Кладите на разные концы «весов» предметы и определяйте, который тяжелей.

«Прогулка по квартире»

Походите с ребенком по комнате и поищите предметы определенного цвета (синего, красного и т.д.) или, например, большие предметы или то, что сделано из дерева.

Больше гуляйте, проводите время на природе, наблюдайте за природными явлениями, обсуждайте увиденное. Если будут вопросы – пишите, постараюсь помочь. Удачи!

Упал – плачет. Не разрешили сидеть перед телевизором – плачет. Заставили убрать за собой игрушки – снова плачет. Он вообще всегда плачет, по любому поводу и даже без него. Да, это ваш ребенок. Нытик, плакса, капризуля – называть его можно как угодно, только от этого его поведение не изменится. Сначала оно вас пугало, потом раздражало, а теперь вы просто в панике, потому что понимаете, что если проблема не будет решена, то либо вы сами сойдете с ума, либо доведете до этого состояния окружающих. Не паникуйте. Вы не одна. В том смысле, что чуть ли не в каждой второй семье наблюдаются похожие проблемы. Так что плачущий по любому поводу ребенок – это не ваше личное наказание, это суровая действительность многих российских пап и мам.

Заблуждения и мифы о детском плаче

Большинство взрослых уже забыли о том, как это непросто – быть ребенком. Они смотрят на своих малышей сверху вниз и абсолютно их не понимают. Непонимание приводит в лучшем случае – к равнодушию, в худшем – к агрессии. При этом взрослые пребывают в уверенности, что уж они-то знают, что нужно сказать плачущему маленькому человеку и как правильно себя с ним вести. Увы – не знают. Поэтому пришла пора развенчать некоторые мифы о детском плаче.

Миф № 1. Дети всегда плачут по пустякам

В мире взрослых существует четкая градация: горе – проблема – неприятность – пустяк. Ребенку такая классификация неведома. Для него всё – горе. Потерял игрушку – катастрофа. Не может найти второй носок – абсолютно безвыходная ситуация. Мама, уходя на работу, так спешила, что не успела поцеловать – да как вообще можно жить после этого? Такова уж детская особенность – обостренное восприятие чего бы то ни было. Так что дети по пустякам не плачут. У них не бывает пустяков.

Миф № 2. Фраза «мужчины не плачут» – ключ к правильному воспитанию мальчиков

Кто и когда первым произнес эти слова, за которые расплачивается своим здоровьем не одно поколение мужчин – уже неважно. Важно понять, что они категорически неправильные и исключительно вредные. Ведь все совсем наоборот: мужчины плачут, а категория мужественности не определяется количеством непролитых слез. Неслучайно все психологи в один голос признают этот прием в воспитании мальчиков чудовищно ошибочным.

Миф № 3. Само пройдет

Многие родители убеждены в том, что если на плачущего и капризничающего ребенка не обращать внимания, то рано или поздно он сам успокоится. Мол, чем меньше реагировать на слезы, тем реже они будут проливаться. Может быть, и так. Может быть, ребенок действительно успокоится на какое-то время. Только проблема в том, что у детских слез всегда есть причина, и если их подавлять, то причина так и останется не выявленной, а значит, и проблема – нерешенной.

Почему дети плачут?

Для начала исключим медицинские факторы – сводим ребенка к неврологу и эндокринологу. Если доктора обнаружат проблемы со здоровьем, то лечимся. Если ребенок с точки зрения медицины в порядке – ищем причины детской плаксивости дальше.

Возможны следующие варианты:

  • Ваш ребенок – великий манипулятор. Однажды поняв, что его слезы не оставляют вас, родителей, равнодушными, он стал проливать их при каждом удобном случае, чтобы получить от вас желаемое. А вы и рады обманываться, лишь бы родная кровиночка не огорчалась или, в худшем варианте, лишь бы замолчала.
  • Ребенку на самом деле больно. Морально или физически – неважно. Важно, чтобы вы это почувствовали и поняли, что слезы не блажь, а лекарство. Это как раз тот самый случай, когда «само не пройдет».
  • Ребенку не хватает вашего внимания. Он знает, что, как только он заплачет, вокруг него все засуетятся. Первый раз это получилось случайно, а потом, движимый одиночеством или каким-либо другим своим негативным состоянием, ребенок через слезы снова и снова звал вас к себе. Может быть, ему просто хочется быть с вами рядом, а вы и не подозреваете об этом.
  • У вашего ребенка повышенная чувствительность, поэтому и слезы у него всегда где-то поблизости. Его гиперэмоциональность просто не позволяет реагировать на окружающий мир более сдержанно. Поэтому ребенок будет познавать его через плач – и когда ему хорошо, и когда плохо. И вряд ли он изменится с возрастом, что для вас не должно стать поводом для беспокойства. Ведь чувствительные люди – добрые. А доброта нынче в дефиците.
  • У вашего ребенка заниженная самооценка. Он плачет, потому что ему и себя жалко, и вас тоже жалко, ведь он уверен, что вам с ним не повезло: он плохой ребенок.
  • В вашей семье нездоровая атмосфера. Взрослые дома постоянно скандалят, кричат и друг на друга, и на детей. Что еще остается детям в такой ситуации, как не плакать по поводу и без? Их нервная система день ото дня становится все неустойчивее, а слезы – это чуть ли не единственное средство защиты от агрессии внешнего мира, плач как эмоциональная разрядка.
  • У ребенка не сформированы навыки социального общения. Он не умеет налаживать контакты с другими детьми, а другие дети это чувствуют, начинают дразнить и задирать неудачника, тот – в слезы, что вызывает еще одну волну издевательств, и так по кругу.

Вы все еще думаете, что дети плачут по пустякам? Нет? Тогда давайте решать, что делать дальше.

Как помочь ребенку, который плачет

Нельзя

  • Подавлять, кричать, угрожать, прибегать к физическому насилию. «Если ты сейчас не замолчишь, то я не знаю, что с тобой сделаю!», «Прекрати реветь, я сказала!», «Не перестанешь плакать – тебя вон тот чужой дядя заберет» – знакомые фразы, правда? Но, произнося их, вы сами становитесь манипулятором. Причем весьма агрессивным. А ребенок тем временем замкнется в себе и затаит обиду. И плакать при этом не перестанет.
  • Игнорировать слезы. Это все равно, что страусу спрятать голову в песок, а ребенку в случае опасности сложить над головой руки и сказать: «Я в домике». Иллюзия непричастности к проблеме лишь усугубит ее.
  • Запрещать ребенку проявлять свои чувства. Подавление эмоций может привести к нервному срыву.
  • Поддаваться на явные слезные провокации и идти на поводу у маленького манипулятора.

Можно и нужно

  • Разговаривать с ребенком как можно чаще – он должен научиться выражать свои желания словами, а не слезами. Поплакать он сможет потом, после того, как расскажет, что его тревожит. Правда, потом ему, скорее всего, плакать уже не захочется.
  • Спокойно, без крика реагировать на плач ребенка. Если к детскому плачу присоединится взрослая истерика, то в итоге получится коллективная нервотрепка. Правило тишины и спокойствия будет особенно полезно, если ребенок попытается надавить на вас своими слезами. Как только он поймет, что у него ничего не выходит, то успокоится сам.
  • Переключать внимание ребенка. Малыша что-то расстроило, обидело, задело? Отвлеките его от этой детской трагедии, найдите повод для детской радости. У детей короткая память. Несколько минут – и он забудет о причинах слез.
  • Принять чувствительного ребенка таким, какой он есть. Не упрекать его в слабости, а, наоборот, хвалить за доброту и чуткость.
  • Быть рядом, когда ребенку плохо, и радоваться вместе с ним, когда ему хорошо. Так у него перед глазами будет личный пример адекватного эмоционального реагирования.
  • Строго, четко, но без злобы каждый раз в случае капризов объяснять ребенку, что плакать допускается только по поводу, а плач без причины – это уже нехорошо.
  • Придумать систему поощрений для хорошего поведения ребенка. Отмечать каждый день без нытья и капризов.
  • Пересмотреть свое собственное родительское поведение. В конце концов, детский плач – это реакция на наш взрослый мир, который детям пока что не изменить.

В общем, для того, чтобы научить своего ребенка адекватному восприятию окружающего мира, без истерик и плача, сначала вам самим нужно пройти испытание на родительскую профпригодность. И тогда детский плач уже не будет для вас наказанием, но станет сигналом о том, что маленькому человеку действительно нужна помощь.