Ребенок не играет с родителями. Почему ребенок ни с кем не общается в детском саду

анонимно , Мужчина, 4 года

Здравствуйте! Моему сыну 4 года, в садик не ходит (муниципальный не дали, пробовали в частный, но ходим самое большое 2 недели,потом 3 недели болеем. Врач сразу предупредил,что мы не садовские,так как аллергия на пыль). Год назад (3,5г.) Сын, гуляя на площадках, боялся к другим детям подходить, но если они подходили сами, то редко отказывался с ними поиграть. В этом году он и сам не подходит, и когда кто-то хочет с ним поиграть или подружится - он просто отворачивается и молчит. На мои вопросы "почему?" Всегда отвечает односложно: не хочу, не буду, он мне не нравится. Сейчас ходим в группу на развивающие занятия, учительница ему нравится, но говорит,что все слишком долго длится и в следующий раз не пойдет. Но все равно потом идет, хотя я не настаиваю. Вчера был утренник и я заметила,что его поведение очень отличается от других детей. Он стоит в сторонке, ни с кем в контакт не вступает, если надо выполнить задание, то он стоит на месте,когда все дети танцуют, поют или играют. Мне стало страшно, как он дальше будет общаться, впереди школа. Он и раньше отстранялся от других детей, например, была экскурсия в зоосад: все детки подходят и гладят животных, а мой опять в сторонке. Когда его спрашиваешь, снова односложные ответы: не знаю, я их боюсь. При этом ребенка всегда стараюсь подбадривать,хвалю,если он что-то хорошо делает. Но вот внимания,боюсь, мало уделяю. Несмотря на то,что я всегда с ним дома, я работаю много за компьютером. И очень часто, когда надо сделать срочные дела, начинает просить собрать с ним мозайку или помочь что-нибудь сделать. Вот только что опять спрашиваю,почему на утреннике не стал показывать журавля. Отвечает,что мне не нравится его показывать. Почему не стал накрывать стол (это конкурс был такой)? Девочка в пышном платье мешала пройти (хотя другие детки ее просто обходили с другой стороны). Никто из посторонних не обижал. Есть брат двоюродный на 6 месяцев старше, очень гиперактивный,полная противоположность моему сыну. Сейчас в основном играют вместе, а раньше постоянные слезы у моего сына,что брат что-нибудь отобрал. И сейчас бывает, но сын научился отстаивать свои игрушки. Еще,когда спрашиваю, почему ты не хочешь с другими детками общаться, друзья - это хорошо,отвечает,что у него только один друг - сережа (его брат двоюродный). Нормально ли его поведение?Чем его можно объяснить?Я даже не могу понять чего он боится? Самих детей или их отношения к нему?

Здравствуйте!Вы очень хорошо заметили, что ваш сын другой по сравнению с двоюродным братом и другими детьми:кому-то из детей нравиться больше общения, кому нет, кому-то нравиться что-то показывать, а Вашему сыну не нравится. Общение это навык который у Вашего сына только формируется, в чем важно его поддерживать и обучать, рассказывать и показывать в игровой форме как, помогать сделать первый шаг к взаимодействию, поддерживая развитие и еще нужно каждому разное время для "освоения". Возможно, еще не стоит заострять внимание на том,что Ваш ребенок не сделал,а на том как было интересно смотреть, когда кто-то что-то делал. Очень хорошо, что Вы создаете условия для общения сына с другими детками.Интересно, еще как у Вас и Вашего мужа с коммуникацией? Насколько это "семейная" черта? И как происходит у Вас общение в семье?

Его не влечет присоедениться к шумным компаниям детишек? Конечно, это должно вас насторожить. Почему ребенок не хочет играть с другими детьми?

Есть две основные причины того, что ваш ребенок предпочитает игры в одиночестве: либо он застенчив, либо вы взвалили на него непосильную ношу взрослых проблем. Как помочь ребенку преодолеть эти проблемы и научиться играть с другими детьми, посоветует психолог Ольга Троицкая.

ЕСЛИ РЕБЕНКУ ПРИХОДИТСЯ БЫТЬ ВЗРОСЛЫМ

Некоторые полагают, что общение ребенка с другими детьми затруднено из-за того, что малыш не ходит в садик. Это ерунда. Я знаю людей, которые ходили даже на пятидневку, и все равно у них были проблемы с общением. Такой ребенок и в садике держится в уголке, играет сам с собой и поддерживает хорошие отношения лишь с воспитательницей.

Почему ребенок с трудом общается со сверстниками? Одна из возможных причин - он воспитывается в семье как партнер взрослых. Взрослые общаются с ним как с равным. Это происходит, когда мама делится своими переживаниями с дочерью как с подругой (ничего хорошего в этом нет).

Когда ребенку делегируется слишком много ответственности. Когда он должен помогать, сочувствовать, поддерживать взрослые разговоры и его всячески поощряют, когда он нравится взрослым. В результате у ребенка появляется «внутренний контролер»: он целиком сосредоточен на проблемах взрослых, старается вести себя по отношению к ним так, как положено, как надо, потому что они же от него чего-то ждут!

Взрослые якобы подняли еще неокрепшего человечка до своего уровня, а в результате получился и не взрослый, и не ребенок. Его на самом деле нужно вести к детскому психологу, чтобы тот заново научил его выстраивать отношения с ровесниками.

Одна восьмилетняя девочка, у которой были проблемы с успеваемостью и общением со сверстниками, призналась мне на приеме, что на уроке она занята тем, что сочувствует учительнице, которую не всегда слушаются дети.

Представить себе, что учительница сама может за себя отвечать, эта девочка не могла, потому что родители вешали на нее ответственность за свои проблемы: «Мама переживает!», «Папа сердится!». Окружающие дети кажутся такому ребенку пустыми, ведущими себя странно. Ему непонятно, как быть спонтанным - бегать, толкаться, кричать.

Взрослые якобы подняли еще неокрепшего человечка до своего уровня, а в результате получился и не взрослый, и не ребенок. Его на самом деле нужно вести к детскому психологу, чтобы тот заново научил его выстраивать отношения с ровесниками.

Обычно роли в семьях, где растут дети с такими проблемами, перекошены. Ребенок при этом рассуждает примерно так: папа все делает неправильно - зачем он ссорится с мамой? Или: мама такая хорошая, но несчастная, потому что и папа ее обижает, и бабушка на нее кричит. Получается, что мама - маленькая, а он, ребенок, - большой.

Взрослым нужно работать над своими отношениями, а не обременять ими детей. Вместо этого они с гордостью говорят: «Дочь для меня - не ребенок, а подруга!» или «Сын - единственная моя опора!». Родителям не мешало бы в этих случаях все-таки осознать, кто кому опора.

А у ребенка нужно развивать способности к общению. Существуют подростковые группы и молодежные организации, походы и тусовки, где под хорошим руководством он может учиться налаживать отношения со сверстниками. Надо найти что-то такое, что ему было бы интересно.

ЕСЛИ РЕБЕНОК ЗАСТЕНЧИВЫЙ


Другая причина возникновения проблем с общением - . Родители приходят к психологу с просьбой: «Он у нас такой застенчивый, сделайте с ним что-нибудь!» Семейные психологи обычно отвечают на это: «Давайте мы вместе с вами что-нибудь сделаем!» Тут задача родителей - помочь ребенку освоить пространство.

Да, пятилетний ребенок может . И здесь очень важно, чтобы родители на него не давили, не тыркали: «Иди, познакомься, поиграй с ребятами!» Возможно, он и переступит через себя, пойдет, но урок того, что его внутренние переживания вам не особо важны, тоже усвоит.

Множество писем от родителей приходит такого содержания: ребенок не играет со сверстниками, не хочет идти к детям. Это касается детей двух - трех лет примерно, хотя отдельные родители начинают уже с года волноваться. Родители объясняют, подталкивают, сами подают пример (некоторые даже играют в песочнице, чтобы показать, как это здорово). И ничего не помогает, ребенок плачет, идти к детям не хочет. Родители в отчаянии, им кажется, что ребенку грозит одиночество в детском коллективе, а затем и в жизни. Так ли это?

Особый возраст

Дети, приблизительно до трех лет играют не вместе с другими детьми, а скорее РЯДОМ с ними. Они очень мало интересуются взаимодействием с другими малышами. Обычно их интерес к ним сводится к идее: «у него в руках нечто интересное, надо пойти и забрать» . Совместную игру малыши организовать не могут, так как для такой игры нет достаточных социальных умений. Со старшими детьми или взрослыми они играют охотно, а с ровесниками нет. Старший берет на себе ведение игры, организует ее, направляет. А малыши еще слишком малы для организованной игры.

Большинство детей в возрасте до трех лет не интересуются другими детьми - ровесниками. Интерес к другому ребенку, как к партнеру по игре отсутствует.

Бывают, правда, дети, которые тянутся к общению с самого раннего возраста. Но они исключение из правил. Однако, родителям «некоммуникабельных» детей кажется, что все кругом играют вместе, только один их ребенок в стороне. Обычно это не так, дети играют не вместе, а РЯДОМ друг с другом.

Давление взрослых

Чем больше родители волнуются, что у ребенка не получается дружить в песочнице, тем больше активности они проявляют в этом отношении. Они буквально выталкивают ребенка в контакт, к которому он совершенно не готов. Они насильно подводят его к детям, пытаются с кем – то знакомить, преувеличенно эмоционально восхищаются: «а, как детишки весело играют, пошли к ним»! (ребенок, кстати, при этом фальшь и волнение родителей чувствует прекрасно, его не обманешь в том, что касается ваших реальных чувств). Эффект всегда обратный: чем вы больше настаиваете, тем меньше ребенку хочется общаться с другими детьми на площадке. Он об этом общении не просил, оно ему пока не нужно, оно нужно маме!

Надень кофточку, маме холодно! Анекдот

И ребенок занят не естественным освоением мира людей, а сопротивлением родителю, который почему - то пытается осчастливить его игрой с другими малышами. А он боится, не хочет и не понимает, почему его заставляют быть там, где не комфортно!

Судите сами: у ребенка пока не сформировалась потребность в этих чужих и не понятных для него существах - других детях. Они непредсказуемы (в отличие от близких взрослых), они заняты не им а собой, и ребенку неясно вообще, есть ли какая – то от них польза.

Представьте себя в такой ситуации. Вы попадаете в чужое общество, где люди общаются по совершенно неясным для вас правилам. Неизвестно, агрессивны ли они, что от них ждать, захотят ли они общаться с вами… Что вы будете делать? Броситесь сразу общаться? Для некоторых людей это так, они сразу идут на контакт. Но для подавляющего большинства комфортнее осмотреться, понаблюдать, освоиться в тени, не привлекая к себе излишнего внимания.

Это же касается ребенка. В то время, когда вы настойчиво толкаете его к общению, его естественная потребность – наблюдать (желательно на расстоянии). И заниматься тем, что в данный момент интересно ему, а не тем, что интересно вам. Он еще толком не знает, кто такой он сам, что такое мир вокруг него, что такое другие люди. И он познает все это, а для этого познания нужно время.

Истоки проблемы

Как правило, в возрасте до трех лет у детей особенных нарушений в общении не наблюдается (если нет врожденных патологий характера). Есть более или менее общительные дети, кто – то созревает для общения раньше, кто-то чуть позже. Если ребенку не мешать, он сам естественным путем дойдет до потребности в общении со сверстниками.

Проблема обычно заключена в родителях, большинство тех, кто повышенно тревожен в отношении детской коммуникабельности сами имеют или имели проблемы в общении. Как правило, им тяжеловато с людьми, часто они застенчивы. И для них видеть, как не общается их ребенок очень тяжело. Это как бы воплощение их собственной неловкости в контактах. И они стремятся «спасти» ребенка от того, что причиняет боль лично им.

Если вас сильно волнует общительность вашего ребенка, подумайте, не проецируете ли вы на него собственные трудности. Буквально волнуетесь ЗА НЕГО (то есть ВМЕСТО него: он в порядке, а вам за него одиноко).

Как быть

Лучшее, что можно сделать в ситуации, когда ребенок не хочет общаться – оставить его в покое и позволить ему наблюдать за другими детьми с комфортного для него расстояния. Не ведите его к детям, если он этого не хочет, останьтесь на том расстоянии от детской площадки, на котором ребенок спокойно играет. Это касается только детей до 3 лет, в другом возрасте тактика должна быть уже другая!

Вы должны обеспечить ребенку легкий доступ к другим детям, но не тащить его в контакт с ними насильно. Не стоит гулять с ним в отдаленных уголках парка, наилучшим решением была бы прогулка поблизости от детской площадки. Даже если ребенок занят своим делом, он все равно видит других детей, составляет свое представление о том, кто они. Сегодня он наблюдает, завтра он захочет к детям присоединиться.

Постарайтесь не давить на ребенка, даже «незаметно». На давление ребенок отреагирует сопротивлением.

Также полезной тактикой было бы ходить в гости и другие интересные места вместе с ребенком, не ограничивая его опыт привычной обстановкой.

Ребенка, который не играет с другими можно также спокойно вводить в детский коллектив (после трех лет). Именно там (а не дома с мамой) у него образуется понятие, что дружить и общаться весело. Невозможно на пальцах пояснить, что быть с другими детьми хорошо, ребенка самого должно потянуть к этому общению. И это произойдет обязательно, если не мешать естественному ходу дела!

© Елизавета Филоненко

В один день, возвращаясь из садика, ваш ребенок говорит, что с ним не хотят дружить. Очень больно такое слышать, ведь он для вас самый лучший. Хочется вмешаться, разобраться, защитить его от всего мира. Да, вы не можете заставить других деток дружить с вашим чадом. Однако можете помочь ему стать интересным для общения. Выполнив пять пунктов, вы значительно поможете ребенку завести друзей.

Первое: собираем информацию с разных источников

  • Поговорите со своим ребенком. Слушайте его очень внимательно, следите за жестами и интонацией. Расспросите о детях в детсаду, почему ему кажется, что с ним никто не дружит. Поинтересуйтесь, есть ли детки, с которыми ему было бы интересно дружить. Важно не критиковать, а выслушать и оказать поддержку. Дайте понять ребенку, что вы любите его любым и можете помочь.
  • Обсудите это проблему с воспитателем. В данной ситуации она — ваш главный помощник в устранении проблемы. Поинтересуйтесь тем, как складываются отношения в группе, во что дети играют больше всего, что они учат, что читают. Узнайте как можно больше, все это пригодится вам для дальнейших действий. Иногда случается так, что дети придумывают проблемы с тем, чтобы обратить на себя внимание родителей. Спросите у воспитательницы совета.
  • Поговорите с другими мамами , поинтересуйтесь, есть ли у них подобная проблема и как они с ней справляются.

Второе: анализируем домашнюю обстановку

Дело в том, что дети всему учатся у взрослых. Посмотрите, как у вас обстоят дела с друзьями. Часто ли в вашем доме есть гости, присутствует ли при встречах с другими людьми вВаш ребенок. Видит ли он, как хорошо проводить время с друзьями. Не отправляйте малыша в другую комнату, когда знакомые в доме. Пускай общается на равных в кругу гостей. Таким образом он развивает свои коммуникабельные навыки и учится быть интересным.

Третье: играем с ребенком в ролевые игры

Информацию вы собрали, проанализировали. Увидели, что проблема действительно существует. Приступайте к игре, так как именно в процессе игры ребенка можно научить многому.

Предложите ребенку поиграть в театр, где актёры попадают в такую же ситуацию, как ваш малыш. Пусть он сам выберет себе роль, а вы разыгрывайте сюжет, показывая, как надо завязывать знакомства, как дружить и сопереживать.
Сочините вместе с малышом сказку на тему дружбы, которая покажет плюсы дружбы.

Пример сказки. В лесу жил одинокий зайчонок. Ему было грустно одному ловить бабочек. И вот однажды, гуляя по поляне, он увидел, как рисуют ежики. Ему очень хотелось подойти, но он не решался. Постояв немного и набравшись смелости, зайчишка подбежал к ребятам и сказал: «Приветик, а можно с вами?». Те не согласились. Тогда зайчонок подумал, в какую игру будет интереснее играть втроем, и предложил: «А давайте в догонялки вместе поиграем?» Ежики охотно согласились, ведь чем больше зверей играет в догонялки, тем веселее.

Включайте воображение, фантазируйте вместе, это добавит больше уверенности вашей крохе. Важно, чтобы в игре вы обыграли все возможные ситуации, с которыми ребенок может столкнуться в садике.

Четвёртое: развиваем навыки, необходимые для дружбы

Бывает так, что дети в возрасте 4-6 лет еще не обладают необходимыми навыками для общения со сверстниками.

Выделяют три основных навыка:

  1. разговорный;
  2. межличностного общения;
  3. эмоционального контроля.

Итак, разговорный навык очень важен при общении. Проверьте, может ли ваш ребенок задавать вопросы, поддерживать беседу, рассказывать, что ему нравится, а что не нравится. Если малыш плохо разговаривает, дети могут его просто не понимать. Для устранения этой проблемки необходимо разучивать чистоговорки . Возможно, попробовать записаться на консультацию к логопеду. Сюда относится и умение вежливо разговаривать.

Практика межличностного общения происходит везде: в магазине, на остановке, на площадке. По возможности, берите детку с собой везде, где только можно. Чем больше будет контактов с незнакомыми людьми, тем увереннее малыш будет себя чувствовать. Конечно, эти контакты нужно контролировать, чтобы от них остались только положительные впечатления.

Все люди время от времени испытывают отрицательные эмоции. И дети — не исключение. Важно научить ребенка эмоциональному контролю, объяснить, что другим детям не понравится, если на них будут кричать или их будут бить. В этом возрасте дети уже умеют контролировать свои эмоции, если им подсказать. Ну, и, конечно, самим родителям следует держать свои эмоции под контролем. Так как дети всегда были отражением своих пап и мам.

Пятое: помогаем деткам знакомиться ближе

Вы, конечно, не можете приказать детям играть с вашим малышом, однако можете посодействовать. Вместе с ребенком подготовьте открытки, в которых пригласите детей прогуляться в выходные в парке или к себе домой. Обязательно предварительно обсудите такую возможность с другими мамами. Обычно те с радостью на это идут. И дети после совместных мероприятий становятся ближе.

Конечно, посещение детского сада — это волнующее событие в жизни ребенка и мамы. Однако надо быть готовыми к тому, что в нем присутствуют и проблемы. А родители и даны для того, чтобы помогать детям адаптироваться в этом мире и научить их получать радость от общения с другими.

Итак, почему же мой ребенок не играет с другими детьми? Разве это не естественно — стремиться вместе погонять мяч, играть в дочки-матери или построить замок? Причин по которым ребенок может избегать игровой деятельности с другими детьми может быть много. Хочу обратить Ваше внимание на то, что все дети очень разные. Есть активные «сорвиголовы», которые вечно носятся где-нибудь, мгновенно организовывают какую-то совместную игровую деятельность с даже незнакомыми ребятами, главное для них — движение, деятельность, активность. Но есть и совсем другие по типу мироощущения дети — чувствительные, вдумчивые, внимательные к мелочам. Им порой достаточно сложно вот так, сразу включиться в одну игру, переключиться на вторую, третью. Их приоритет- не просто деятельность, а осмысление своих чувств, связанных с игровой деятельностью. Порой «движуха» деток активного типа просто отпугивает их избыточностью активности. Есть и другие типы детей, каждому из которых близок свой тип игровой деятельности и ее организации. Некоторым требуется эмоциональная поддержка близких, доверенных взрослых для того, чтобы войти в игровую ситуацию с другими детьми.

Зачастую сегодняшние дошкольники избыточно «заорганизованы» взрослыми. Попросту не имеют ни времени, ни пространства для спонтанной игры. Одним из главных аспектов игры и ее развивающих факторов является как раз свобода: свобода начала и окончания, установления правил, выбора ролей и создания общей структуры. Но сегодня взрослые слишком озабочены развитием с пеленок, попытками втиснуть как можно больше образовательных элементов буквально в любую деятельность ребенка. Не избегает этой участи и игра, теряя при этом свои основные характеристики, а с ними и воодушевление, мотивацию, интерес ребенка.

Еще один аспект, напрямую вытекающий из выше описанной тенденции — гиперстимуляция когнитивного (интеллектуального) развития, в итоге — неминуемое обкрадывание других аспектов развития. В первую очередь — эмоционального и коммуникативного. И вот перед нами ребенок, напичканный энциклопедическими данными, но плохо понимающим себя и других, что сильно осложняет его ориентирование в совместной деятельности с другими детьми, и в первую очередь, в игровой деятельности. Ведь совместная игра — это как раз прообраз социальной жизни со своими правилами, конфликтами, эмоциональным сопереживанием. Но ребенок, испытывая в этом сложности предпочитает быстрее вернуться в свой узкий мирок воспроизведения фактов, что обеспечивает ему некоторое чувство уверенности и позитивной стимуляцию взрослых: «молодец!»

Иногда мама избыточно переживает за своего малыша, забывая, что с каждым днем он становится все более крепким, умелым, самостоятельным! Мамина тревожность перерастает в опасливость ребенка, в ощущение, что окружающий мир является постоянной угрозой, а справиться с его вызовами и рисками не удастся. Мама продолжает бесконечно «спасать» подрастающего малыша от «страшных и агрессивных» детей в песочнице, на площадке, в гостях. Ребенок хотел бы поиграть с другими детьми, но для этого ему необходимо проявлять себя, отстаивать свои интересы, а практики в этом ему не хватает. Все контакты проходят через маму. Она — партнер по играм надежный и знакомый, зачем же рисковать и идти на контакт со сверстниками?

А еще бывает так, что ребенок является центром всей семьи, когда все взрослые: мама, папа, бабушки, дедушки видят главный смысл своей жизни в ребенке. Перегруженный взрослыми ожиданиями и вниманием, ребенок в значительной мере занят не собственным детством, а взрослыми жизнями своих родственников. И тогда он тратит массу энергии на понимание их настроений, мотивов, стремлений, что просто не оставляет ему сил на детские «глупости». Ориентированный на мир взрослых, такой ребенок не очень разбирается в мире детей,чувствует себя в нем либо неуверенно, либо сталкивается с определенной конфронтацией со стороны других малышей. Ведь он привык, что все ради него, а в детской игре почему-то не все хотят играть по его правилам. И вот такой ребенок быстро обижается и идет играть с бабушкой, которая сделает все, чтобы только малыш не расстраивался!

А нужна ли та самая игра со сверстниками, порой спрашивают родители. Так ли уж она важна? Может ребенок обойдется самостоятельными играми и взаимодействием с родителями? Важно, чтобы мы помнили: детская игра — это модель будущих разнообразных жизненных ситуаций и взаимодействий, с которыми ребенок неминуемо столкнется в своей жизни. И в значительной мере это будет взаимодействие и построение отношений с людьми своего поколения. Вопрос лишь в том, как нам грамотно помочь и поддержать ребенка на этапе вхождения в это взаимодействие, на этапе получения опыта, пусть пока в игровой форме. Как не помешать, как увидеть то чудо детской внутренней интуиции, которая ведет ребенка в его развитии и человеческом становлении.