Проект в подготовительной группе русская народная кукла. Проект в подготовительной группе детского сада. Народная тряпичная кукла. Куклы – обереги

Светлана Саутнер

Детский исследовательский проект «Кукла – народная игрушка "

Создатели проекта : Куцый Марина Васильевна – заведующий д/с.

Киселева Оксана Леонидовна – воспитатель

Саутнер Светлана Вильгельмовна-воспитатель.

Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста, их родители, воспитатели

Цель : создание развивающей среды для обогащения игрового опыта детей, приобщения к народной игровой культуре

Задачи :

Знакомить с разнообразием народной игрушки (глиняная, деревянная, тряпичная, соломенная, берестяная и др.)

Познакомить с содержанием игр с народными игрушками , возможностью использования их в разных видах детской деятельности (подвижные, сюжетные, режиссерские игры, театрализованная деятельность, изобразительное творчество по мотивам народной игрушки )

Развивать познавательные интересы, эстетическое восприятие, логическое мышление, внимание, воображение, сенсомоторные навыки, ловкость, смекалку

Развивать коммуникативные навыки, желание использовать народные игрушки в совместной и самостоятельной деятельности Этапы реализации проекта .

Знакомство с историей возникновения народной куклы .

Изучение видов кукол.

Изучение технологии изготовления кукол.

Изготовление обереговых и игровых кукол.

Методы : исследовательские ; социальный опрос и анализ результатов; практические.

Предполагаемые итоги реализации проекта :

Знание разнообразных народных игрушек , содержания игр с ними

Умение организовывать совместную и самостоятельную игровую деятельность с народной игрушкой

Устойчивое желание играть с народной игрушкой

Работа с родителями :

Работа с родителями :

Консультация для родителей «Народная игрушка . Советы родителям»

Информационно-стендовые материалы : «Как сделать тряпичную куклу » , «Изготовление из соломки куклы-стригушка и лошадки » и др.

Участие родителей в детских исследованиях на тему «Народная игрушка »

Детско -родительское творчество : изготовление тряпичных кукол,

Участие родителей в приобретении игрушек для групповой игротеки

Подбор литературного и фольклорного материала для игр с народными игрушками (стихи, потешки, пословицы и поговорки, загадки)

Режиссерские игры с тряпичными куклами

Выбранная тема показалась нам интересной потому, что кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка . Она обязательный спутник детских игр и самое доступное детям произведение искусства. В наше время на прилавках магазинов можно увидеть много красивых игрушек . Но они сделаны на фабрике и не несут тепла души их создателей. Поэтому мы считаем, что в 21 веке дети вновь должны видеть не только игрушки изготовленные машинами, но и своими руками.

Мы решили изучить эту тему, чтобы выяснить, когда появились традиционные тряпичные куклы , какие традиционные куклы были у русского народа , какое назначение имела каждая кукла , до какого возраста играли дети в куклы . Было также интересно узнать технологию изготовления традиционной народной куклы .

Поэтому предметом нашего исследования стали традиционные народные куклы .

Работая над проектом , мы узнали историю возникновения народной игрушки . Искусство это очень древнее, дохристианское. Об этом свидетельствуют образы и технология изготовления тряпичной куклы : кукла не шилась , а сворачивалась из цельного куска материи.

ИСТОРИЯ КУКЛЫ

Первая кукла -мотанка была изготовлена более 5 тысяч лет тому. Ее история прослеживается со времен строительства египетских пирамид до наших дней. Главная ценность традиционной народной куклы : Она является частью культуры всего человечества, Сохраняет в своем образе самобытность, характерные черты создающего ее народа .. Такие куклы можно найти в любой стране. Это была не просто игрушка . Считалось, что она защищала человека от неприятностей и бед. Куклу часто использовали в ритуалах. При изготовлении ритуальной куклы в нее вплетали все то, от чего человек хотел избавиться (беды, болезни, и сжигали на костре, либо топили в воде.

Мы узнали, что куклы были обереговые и игровые.

Каждая девочка любит играть в куклы , да и многие взрослые женщины не отказались бы вернуться в детство .

Изучив технологию изготовления куклы Куватки , провели мастер класс по е изготовлению для дошкольников.

При изготовлении куклы недопустимо использовать колющие и режущие предметы. А ещ очень важно делать куклу с добрыми намерениями и в хорошем настроении.

На Руси существовало поверье : «Чем дольше девочка играет в куклы , тем счастливее она будет». Но в древние времена славянские куклы служили и мощными оберегами и сопровождали наших предков с рождения до смерти.

Эти куклы не имеют лица . Безликая кукла - вещь неодушевленная. Подчеркивая это, наши предки верили, что никто не может причинить через нее вред живому человеку. Она несет в себе только доброе начало. На каждый узелок такой куклы делают заговор , например, на замужество, или на рождение ребенка, или на здоровье, на счастье и т. д., благодаря чему они защищают человека, принимают на себя болезни и несчастья, помогают в делах.

Была даже такая примета – когда дети много и усердно играют в куклы , в семье прибыль; если же небрежно обращаются с игрушками , в доме быть беде.

Особенно поощрялась в народе игра с куклами у девочек , так как кукла считалась ещ и символом продолжения рода.

На Руси считалось плохой приметой прерывать игравшего ребнка. Чем дольше дети играли в куклы , тем спокойнее была атмосфера в семье.

Традиционной игрушкой в быту русской деревни в крестьянских семьях с давних времн была тряпичная кукла . В иных домах их до ста штук накапливалось. В любом крестьянском доме можно было видеть кукол. Они выполняли разные функции – охраняли жилье, детей, сон, берегли хозяйство. Дети любили ими играть.

Играли в куклы до 7-8 лет все дети , пока ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки – юбки, их роли и сами игры строго разделялись.

Изготовление кукол было сугубо женским. Мужчин не подпускали даже краем глаза взглянуть на процесс. Все куклы изготавливались без ножниц, иголок и ниток. Использовались не только тряпочки, и глина, дерево, кость, солома и даже творог.

Но наши мальчишки, тоже решили принять участие в проекте . Конечно, делали они уже все по-современному, с помощью ножниц и швейной машинки.

Все славянские куклы обереги были похожи в одном : у них не было лица. Кукла без лица считалась предметом неодушевлнным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредной.. Кукла изготовлялась быстро : туго скручивались тряпочки или солома, перевязывались вервочкой, надевался платочек, и кукла готова

Результатом нашего проекта стали куклы – обереги и игровые куклы , сделанные своими руками и презентация.

Реализация проекта

Экскурсии в библиотеку : познавательное занятие «Народная кукла в России »

Дети рассказывают друг другу как они сделали своих кукол. А также разбираются в старинных названиях кукол и истории народной куклы

В Параскеву Пятницу я смотаю куколку,

Добрую хозяюшку,

милую жену.

Развеслы здравицы буду петь без умолку,

Заплету в головушку травушку-весну.

Лентой крестик выложу да на белом личике,

Наряжу Мокошеньку в пестрядь и тесьму.

Нету ладу, удержу, накажи обидчиков!

Научи, пригожая, счастью да уму.

Включение народных игрушек в праздники и развлечения, в разные виды детской деятельности , в т. ч. совместные и самостоятельные свободные игры

Кукла не рождается сама : ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя.

Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа . В этом главная ценность традиционной народной куклы .

Номинация: «Окружающий мир»

Цель исследования: Пробудить интерес детей к русской народной культуре.

Задачи проекта:

  • Познакомиться с историей возникновения народной куклы.
  • Изучить виды кукол.
  • Изучить технологию изготовления народных кукол.
  • Изготовить обереговые и игровые куклы.

Этапы реализации проекта:

  • Знакомство с историей возникновения народной куклы.
  • Изучение видов кукол.
  • Изучение технологии изготовления кукол.
  • Изготовление обереговых и игровых кукол.

Методы: исследовательские; социальный опрос и анализ результатов; практические.

Выбранная тема показалась нам интересной потому, что кукла - самая древняя и наиболее популярная игрушка. Она обязательный спутник детских игр и самое доступное детям произведение искусства. В наше время на прилавках магазинов можно увидеть много красивых игрушек. Но они сделаны на фабрике и не несут тепла души их создателей. Поэтому мы считаем, что в 21 веке дети вновь должны видеть не только игрушки изготовленные машинами, но и своими руками.

Мы решили изучить эту тему, чтобы выяснить, когда появились традиционные тряпичные куклы, какие традиционные куклы были у русского народа, какое назначение имела каждая кукла, до какого возраста играли дети в куклы. Было также интересно узнать технологию изготовления традиционной народной куклы.

Поэтому предметом нашего исследования стали традиционные народные куклы.

Работая над проектом, мы узнали историю возникновения народной игрушки . Искусство это очень древнее, дохристианское. Об этом свидетельствуют образы и технология изготовления тряпичной куклы: кукла не шилась, а сворачивалась из цельного куска материи. Мы узнали, что куклы были обереговые и игровые.

Изучив технологию изготовления куклы Куватки, провели мастер-класс по её изготовлению для одноклассников. При изготовлении куклы недопустимо использовать колющие и режущие предметы. А ещё очень важно делать куклу с добрыми намерениями и в хорошем настроении.

Каждая девочка любит играть в куклы, да и многие взрослые женщины не отказались бы вернуться в детство. Не зря же на Руси существовало поверье: «Чем дольше девочка играет в куклы, тем счастливее она будет». Но в древние времена славянские куклы служили и мощными оберегами и сопровождали наших предков с рождения до смерти.

Была даже такая примета - когда дети много и усердно играют в куклы, в семье прибыль; если же небрежно обращаются с игрушками, в доме быть беде. Особенно поощрялась в народе игра с куклами у девочек, так как кукла считалась ещё и символом продолжения рода. На Руси считалось плохой приметой прерывать игравшего ребёнка. Чем дольше дети играли в куклы, тем спокойнее была атмосфера в семье.

Традиционной игрушкой в быту русской деревни в крестьянских семьях с давних времён была тряпичная кукла. В иных домах их до ста штук накапливалось. Играли в куклы до 7-8 лет все дети, пока ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки - юбки, их роли и сами игры строго разделялись.

Изготовление кукол было сугубо женским. Мужчин не подпускали даже краем глаза взглянуть на процесс. Все куклы изготавливались без ножниц, иголок и ниток. Использовались не только тряпочки, и глина, дерево, кость, солома и даже творог.

Однако все славянские куклы обереги были похожи в одном: у них не было лица. Кукла без лица считалась предметом неодушевлённым, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредной. Кукла изготовлялась быстро: туго скручивались тряпочки или солома, перевязывались верёвочкой, надевался платочек, и кукла готова.

На Руси, да впрочем, и у всех славянских народов. Было большое многообразие кукол.

Выводы

  • Кукла не рождается сама: ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя.
  • Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.

Результатом нашего проекта стали куклы - обереги и игровые куклы, сделанные своими руками.

Группа № 8

Воспитатель: Копытова И. Н.


«Русская народна кукла»

Познавательно-творческий проект

Среднесрочный проект (два месяца)

Возраст детей: 6-7 лет


АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

  • Интерес к народным ремёслам в современном мире всё возрастает. А происходит это потому, что когда-то здесь образовалась брешь, пустота. И теперь возникла большая необходимость её заполнить. Наше сегодняшнее желание знать, какой же была народная игрушка, как ею играли, и что она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа.
  • Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси.
  • Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому эти куколки, довольно часто носились как талисманы.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

  • В нашем время на прилавках магазинов можно увидеть много красивых игрушек, их делают на фабрике и эти игрушки несут тепла души их создателей.
  • Поэтому мы считаем, что в 21 веке дети вновь должны видеть не только игрушечных роботов и разные автоматизированные куклы, но и игрушки, изготовленные своими руками, а не машинами. Каждая кукла сделанная тем или иным автором, индивидуальна в своем роде. У нее своя история и свой неповторимый образ. Сейчас особенно остро стало ощущаться потребность в оригинальных изделиях.

Цель проекта

  • пробуждение интереса детей к русской культуре и традиционной народной кукле

Задачи работы с детьми по ознакомлению с традиционными тряпичными куклами

  • Прививать интерес и любовь к русской тряпичной кукле как виду народного художественного творчества
  • Содействовать развитию эстетического восприятия образцов народной игрушки
  • Знакомить с народными традициями
  • Формировать знания, умения, практические навыки работы с текстильными материалами и умению создавать и выполнять самостоятельно художественные изделия в традициях народного искусства
  • Развивать у детей творческие способности, стремление к самостоятельному творчеству
  • Учить грамотно подбирать цветовую гамму материалов для изготовления народных кукол
  • Воспитывать любовь к обычаям предков, трудолюбие, художественный вкус

Этапы реализации проекта

  • 1. Изучение истории возникновения народной куклы
  • 2. Изучение видов кукол
  • 3. Изучение технологии изготовления кукол
  • 4. Изготовление русской народной куклы « Мартинички» или «Неразлучники»
  • 5. Изготовление русской народной куклы «Масленица»
  • 6. Изготовление русской народной куклы «Пасха»
  • 7.Демонстрация и дарение кукол детьми родителям

АЛГОРИТМ ЗАНЯТИЯ ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ ТРЯПИЧНОЙ КУКЛЫ

  • Вводная часть
  • Объяснение нового материала (знакомство с историей и традициями)
  • Определение последовательности работы
  • Изготовление основы куклы
  • Создание костюма куклы
  • Оформление куклы
  • Итог занятия

Виды традиционных тряпичных кукол по назначению

ИГРОВЫЕ

ОБЕРЕГОВЫЕ

Столбушки

Малышок-голышок

Куватка

ОБРЯДОВЫЕ

Простоволосая

Ангелочек

Неразлучники

Лихоманки

Кукла с косой

Масленица

Коляда

День и ночь

Девка-Баба

Кукла нарядная

Кострома

Вепсская

Бабушкина кукла

Кукушечка

Узелковая

Покосница

Колокольчик

Зайчик

Купатка

Бессонница

Бабочка

Козьма и Демьян

Утешительница

Капуста

Берегиня

Пеленашка

Десятиручка

Крупеничка

Веснянка

Свадебная

Желанница

Пасхальная голубка

Владимирская столбушка


Виды тряпичных кукол по способу изготовления

Основа куклы – 2 прямоугольника

Куватка, Пасха, Неразлучники, Козьма и Демьян, Десятиручка, Веснянка, Колокольчик, узелковая, свадебная

Кукла, в которых голова представляет шарик, положенный в центр квадрата или прямоугольника, а руки сделаны из этого же квадрата по диагонали. Иногда на эту основу крепится грудь.

День и ночь, ангел, колокольчик, закрутка, Бессонница

Куклы-столбушки, основа которых скатка из ткани

Владимирская столбушка, Берегиня, Лихоманка

Куклы в основе которых мешочек

Зольная, Зернушка, Крупеничка


Почему у народной куклы нет лица?

Традиционная тряпичная кукла безлика. Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для ребенка. Она должна была принести ему благополучие, здоровье, радость. Это было чудо: из нескольких тряпочек, без рук, без ног, без обозначенного лица передавался характер куклы. Кукла была многолика, она могла смеяться и плакать.


Куклы-обереги

В глубокой древности у кукол было другое предназначение, она была человеку защитой от болезней, несчастий, злых духов. Кукла берегла человека, ее так и называли: оберег или берегиня. Как правило, самыми охранными были куклы, выполненные без иглы и ножниц. Ткань старались при изготовлении кукол не резать, а рвать (иногда кукол так и называли - "рванки").


Пеленашка - древнейшая кукла-оберег. Пеленашка находилась в люльке до крещения ребёнка (При крещении младенец приобретал статус человека). Эту куклу хранили в семье вместе с крестильной рубашкой. Кукла была легка в изготовлении, для неё использовались куски ношеной, чаще домотканой одежды. Спеленутая кукла могла быть использована детьми в играх.


Широкое распространение на Севере России имела кукла - берестушка, кукла была изготовлена из бересты, свёрнутой в трубочку. Внутрь вкладывалась молитва (или заговор). Это был сильный оберег. Как правило, эту куклу делала для ребёнка и дарила ему родная бабушка (поэтому её иногда называли " бабушкина кукла ").


Важным моментом в жизни человека является свадьба. На этот случай существовала специальная обрядовая кукла «Парочка», иногда такую куклу называли «Неразлучники» . У женской и мужской фигуры общая рука - символ крепкого брачного союза. Свадебную «Парочку» изготавливали из трех красных лоскутов одного размера. Куклу дарили молодым на свадьбе, закрепленную на полотенце. Когда рождался в молодой семье первый ребенок, полотенцем начинали пользоваться, а куклу давали ребенку или хранили всю жизнь как оберег семьи и брака.


Зернушка - кукла, которая символизировала достаток в доме, была своего рода оберегом семьи. Иногда ее называли «зерновка» или «крупеничка». Делали эту куклу после сбора урожая. В основе этой куклы- мешочек, наполненный зерном. Также эту куклу могла делать женщина, чтобы у неё были дети. Эта кукла символизировала достаток, благополучие в семье. Бытовала в районах, где выращивали злаковые культуры.


"День и Ночь" (она относится к двуликим или парным куклам). Как правило, её делали под Новый год. Она была изготовлена из тканей темных и светлых тонов. Светлая ткань символизировала день, а темная ткань-ночь. Рано утром, ежедневно её поворачивали светлой стороной (на день), а вечером- темной (на ночь). Говорили: «День прошел, и слава Богу, пусть так же пройдет и ночь».

Кукла - веник помогала хозяйке "вымести сор из избы". Конечно, это был не материальный мусор, а сор, из-за которого происходили ссоры, разлад в доме. Изготавливалась она, как правило, из трав, соломы, лыка. Одежда куклы состояла из сарафанчика и платочка. По наряду куклы можно было определить место ее «рождения». Данная кукла бытовала в центральных и южных губерниях.


Куклы- лихорадки . Двенадцать куколок, спеленутые как младенцы, скрепленные вместе. Их помещали за печкой, чтобы их никто не видел. Лихорадки спасали от болезней.


Обрядовые куклы

У народов России куклы использовались в различных обрядах и праздниках народного календаря. Куклы во многом были связаны со всевозможными обрядами во время проведения праздников.


Кукла-Стригушка была связана с богатым урожаем. Стригушки делали из соломы, лыка, отходов льнопроизводства. Иногда ее одевали, но иногда ее украшали цветными шерстяными нитками. Соломенные куклы, сделанные из первого «именного» снопа, считались священными.


"Коза". Выполнялась данная кукла на крестообразной основе, а лицо, рога и борода были сделаны из лыка. "Коза" была наряжена в красивое платье и имела на себе обрядовые предметы: колокольчики, бусы, серьги, колечки и мешочки с травами. Данная кукла использовалась в обрядах колядования.

В Крещенские дни делали куклу Крестец , ставили её у ведра с водой, обязательно освящённой. Считалось, что в эти дни вода была святой. Кукла была выполнена на крестообразной основе, её украшали тесёмочками и ленточками.


Очень необычными были красноликие пасхальные куклы, которых делали к Вербному воскресению, обязательно из красного лоскута. Их дарили на счастье, радость, она могла присутствовать на пасхальном столе вместе с пасхальными дарами, а затем эти куклы отдавали паломникам (на следующий год таких кукол делали новых).


Домашняя Масленица

В масленичную неделю такую куклу вывешивали за окно. Это было знаком того, что теща ждала зятя и дочь в гости на блины. Чаще всего таких кукол изготавливали из соломы и лыка. Лицо обтягивали льняной тканью и одевали в традиционный наряд.


На праздник Ивана Купалы делали на крестообразной основе куклу Купавку , наряжали в женские одежды (рубаху, сарафан, пояс). На руки Купавки вешали ленточки - заветные девичьи желания, потом их отправляли плыть по реке. Ленточки, плывущие по реке, забирали с собой несчастья и невзгоды. Кукла "Купавка".


Десятиручка - кукла, предназначенная молодухе (девушке, недавно вышедшей замуж). Такую куклу часто дарили невесте на свадьбу, чтобы она всё успевала, и всё у неё в семье ладилось. Традиционно эту куклу делали из травы, соломы, лыка и красиво оформляли.


Игровые куклы

Игру в куклы крестьяне не считали пустой забавой. Они верили, что чем усерднее играет ребенок, тем больше будет достаток в семье, а если с куклами плохо обращаться – неприятностей не миновать. Играли не только девочки и подростки, но и девушки на выданье. Девушки приносили своих кукол на посиделки, в гости, в поле.


Зайчика на пальчик делали детям с трех лет, чтобы они имели друга, собеседника. Эту игрушку раньше родители давали детям, когда уходили из дома, и если становиться скучно или страшно к нему можно обратиться как к другу, поговорить с ним, пожаловаться или просто поиграть.


Куклу «Бабочку» подвешивали над колыбелькой, ею играли и девочки, и мальчики. Кукла – игровая, ее могли изготовить своими руками даже маленькие дети. Как правило, делали «Бабочку» из однотонной ткани.


Узелковая кукла

Узелковая кукла - самая подходящая первая кукла для младенца, однако при всей своей простоте годится практически для любого возраста.







Проект для детей старшего дошкольного возраста «Народная тряпичная кукла»


Кравченко Надежда Николаевна, воспитатель МКДОУ Бутурлиновский детский сад №7, г.Бутурлиновка Воронежская область
Описание: Данный материал будет полезен воспитателям дошкольных образовательных учреждений

«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом»
Сергей Михалков


Тип проекта: долгосрочный
Срок реализации: декабрь-апрель
Участники проекта: Дети подготовительной группы, воспитатели, родители
Цель проекта: Пробудить интерес детей к истокам русской народной культуры в процессе ознакомления их с историей возникновения традиционной тряпичной куклы.
Задачи:
-Обогащать знания дошкольников об истории возникновения традиционных народных тряпичных кукол
-Формировать знания о разнообразии и назначении традиционной русской народной тряпичной куклы
-Учить детей изготовлять кукол своими руками
-Развивать мелкую моторику рук и умение работать с разными видами ткани
-Воспитывать интерес к русской народной кукле, бережное отношение к культуре своего народа, уважение к национальным традициям.

Проблема: Современные дети в основном играют плассмасовыми игрушками фабричного производства и мало представляют себе в какие куклы играли наши предки, какую славную историю имеет русская народная тряпичная кукла. У них недостаточно сформированы представления о тряпичной кукле, нет навыков изготовления тряпичной куклы, нет материалов для ознакомления, изготовления и обыгрывания тряпичной куклы.
Родители имеют недостаточно знаний о русской народной тряпичной кукле, истории её возникновения, технологии её изготовления, что ведет к потери культурно-исторических ценностей русского народа.

Актуальность:
Приобщение детей к русской народной культуре является сегодня актуальной темой. Детям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, чтобы чувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями. Знакомство детей с историей народной куклы и технологией её изготовления представляет возможности для творческого самовыражения детей, формирование навыков работы с различными материалами – природными и бытовыми. Народная кукла наиболее близка детям и в тоже время связана со многими аспектами национальной культуры. Изготовление с детьми народной игрушки имеет большие воспитательные возможности. У детей развивается чувство цвета, ритма, пропорций, глазомер, эстетический вкус. Одним из важных моментов в изготовлении куклы является то, что её можно изготовлять без иглы и ножниц. Дети приобретают необходимые трудовые навыки.

Ожидаемый результат:

1. Создание картотеки детской и методической литературы
2. Разработка перспективного плана по теме» народная тряпичная кукла»
3. Проведение мастер-класса для родителей и воспитателей ДОУ
4. Обновление эстетического пространства группы
5. Пополнение и обновление предметно-развивающей среды группы
6. Создание мини-музея « Куклы из бабушкиного сундука»
7. Разработка системы занятий по теме «Тряпичная кукла»

План реализации проекта.I этап:
1.Беседа с детьми о народных тряпичных куклах, постановка проблемы. 2. Подбор книг о тряпичных куклах и художественной литературы
3. Сбор необходимой информации из интернета (презентации, фото, видео)
4. Изучение образовательных технологий и методической литературы по данной проблеме
5.Изучение технологий изготовления народной куклы
6. Анкетирование родителей « Как и во что вы играете со своим ребенком»
7. Разработка диагностического материала
8. Подбор необходимого материала для практической деятельности

План реализации.II этап:
1. Беседа с детьми « Знакомство с тряпичной куклой (игровые, обережные, обрядовые) Цель: познакомить детей с образом народной куклы, историей её создания и предназначением.
2. Презентация « Куклы, в которые играли наши бабушки»
3.НОД «Знакомство с русским национальным костюмом и тканями»
4.Рассматривание книг, иллюстраций, фотографий с народными куклами
5.Чтение и заучивание стихотворений, потешек о кукле
6.Чтение русской народной сказки « Василиса Прекрасная»
7. Составление описательных рассказов «Моя любимая кукла»


8. Рисование « Нарисуй тряпичную куклу»


9. Мастер-класс для детей «Народная тряпичная кукла «Колокольчик"


10. Мастер-класс «Народная тряпичная кукла «Отдарок на подарок»


11. Мастер-класс «Народная тряпичная кукла «Птичка»


12. Мастер-класс для педагогов « Девичьи посиделки» (кукла Вербница)


13. Изготовление альбома « Традиционный календарь изготовления народной тряпичной куклы»
14. Изготовление картотеки « Стихи о народной кукле»
15. Изготовление альбома « Технологическая карта изготовления традиционной русской народной куклы»
16. Альбом «Правила создания традиционной народной куклы»
17. Картотека дидактических игр, хороводных игр, пальчиковых игр
18. Выставка семейных работ « Игрушка своими руками» (работа с родителями)
19. Консультация для родителей « Народная тряпичная кукла – как традиционный элемент воспитания детей»
20. Экскурсия в краеведческий музей


План реализации проекта.III этап:
1. Создание мини-музея «Народная тряпичная кукла»
2.Презентация проекта « Народная тряпичная кукла»

Заключение:
Мероприятия, которые мы проводили, позволили познакомить детей с миром народной тряпичной куклы, с русскими народными обрядами и тем самым приобщить детей к народной традиционной культуре России.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Тевризского муниципального района Омской области «Тевризский детский сад№3»
Проект «Народная тряпичная кукла»

для детей старшего дошкольного возраста.
Выполнила: воспитатель Битель Светлана Сергеевна

Ранее, на неделе «Хлеб всему голова», мы узнали, что на Руси, при посеве зерна, первую горсть брали из мешочка, сшитого в виде куклы. После окончания уборочных работ крестьяне отбирали самую лучшую, отборную крупу нового урожая, чтобы опять наполнить ею куклу-мешочек. Эту куклу бережно хранили до следующего сева.

Мы решили узнать, что это за кукла, и какие еще бывают куклы.

Паспорт проекта
Тип проекта – информационно-творческий
По предметно-содержательной области – общество – культурные ценности
По характеру участия – ребенок участник
По продолжительности – краткосрочный
По количеству участников – групповой
Форма представления – презентация

Участники проекта: Дети, воспитатель, родители, музыкальный работник.

Выясняем интересы и потребности детей по данной теме.

Вопросы анкетирования детей:
1. Знаешь ли ты, что такое кукла?
2. Есть ли дома тряпичная кукла?
3. Какие народные тряпичные куклы тебе известны?
4. Знаешь ли ты, когда и зачем была придумана народная кукла?
5. Любишь игрушки, сделанные своими руками?
6. Что нужно для изготовления народной куклы?
7. Умеешь ли ты делать тряпичные куклы?
8. Хочешь научиться делать тряпичную куклу?

Проблема: У детей дошкольного возраста очень слабый интерес к народной тряпичной кукле.
Причины:
Незнание истории возникновения народной куклы.
Отсутствие навыка изготовления тряпичной куклы.
Отсутствие в развивающей среды для ознакомления, изготовления и обыгрывания тряпичной куклы

Ставим перед собой цель, исходя из интересов и потребностей детей.
Цель: Приобщение детей к народной культуре, через ознакомление с народной куклой.
Задачи:
1. Изучение истории возникновения народной тряпичной куклы.
2. Познакомить с техникой изготовления народной тряпичной куклы, вызвать интерес к созданию народной куклы, ее обыгрыванию, подвести к пониманию ее назначения.
3. Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм и т. д.
4. Создание мини-музея народной тряпичной куклы.

Методы проекта: наглядный, словесный, практический.

Вовлекаем дошкольников в решение проблемы (обозначение «детской» цели) .
Что знаю?
Народных кукол: масленица, чучело огородное.
Историю возникновения народной куклы.
Что хочу узнать?
Какие еще есть народные куклы.
Как сделать самостоя- тельно куклу.
Можно ли играть с такими куклами.
Как узнать?
Найти в книгах, журналах картинки и иллюстрации с изображением и описанием народных тряпичных кукол, их историю возникновения

Этапы реализации проекта
I. Подготовительный этап
1. Постановка цели, задач.
2. Изучение методической литературы.

II. Разработка проекта
1. Подбор литературы. Накопление представлений о народной культуре, быте, традициях русского народа.
2. Пополнение окружающей среды. Подбор пособий для работы с детьми.
3. Выбор форм работы с родителями.
4. Выбор основных мероприятий.
5. Определение объема и содержания работы для внедрения проекта.
6. Определение и формулировка ожидаемых результатов.

III. Внедрение проекта (основной)
1. Составление консультаций, памяток, рекомендаций.
2. Создание мастерской и мини-музея «Народная тряпичная кукла».
3. Совместные мероприятия с родителями и детьми.
Творческие задания для родителей.
Беседы, наблюдения, занятия с детьми.
Игровая, трудовая, продуктивная, музыкально-театрализованная деятельность с детьми.

IV. Итоговое мероприятие
Выставка "Куклы из бабушкиного сундучка"
Праздник для детей и родителей

Разработка плана достижения цели
Познавательное развитие:
Экскурсия в краеведческий музей.
Экскурсия в библиотеку.
Презентация «Народная тряпичная кукла».
Чтение художественной литературы:
Народная сказка «Василиса Прекрасная» или «Матушкина кукла». Стихи о куклах авторы: Г. Заславская, Л. Рубальская, В. Берестов.
Потешки. Поговорки. Загадки.
Игровая деятельность:
Дидактические игры:
«Составь картинку»,
«Кто ты куколка моя? »,
«Узнай по описанию».
Русские народные игры
(подвижные, малоподвижные) .
Сюжетно- ролевые игры:
«Деревенская семья»,
«Дочки-матери».
Речевое развитие:
Беседа «История возникновения
народной куклы».
Беседа «Виды кукол».
Беседа «Русская народная игрушка».
Беседа «Моя любимая игрушка».
Продуктивная деятельность:
Изготовление куклы Зерновушки в мастерской
Аппликация «Кукла из бабушкиного сундука"
Конструирование из бумаги «Кукла».
Рисование: «Моя любимая кукла».
Рисование: «Куклы из нашего музея».
Лепка «девочка в сарафане».
Музыкально-театрализованная деятельность:
Разучивание русских народных песен, песен-закличек, песен-игр, хороводов, колыбельных, танцевальных номеров, сценок.
Работа с родителями:
Консультация: «Народная кукла как средство приобщения ребенка к народной культуре».
Мастер класс: «Изготовление народной куклы закрутки».
Совместное изготовление с детьми куклы для выставки.
Составление альбома «Народная тряпичная кукла»
Консультация: «Народная кукла в игре современных детей».
Оформление информационного стенда
«Социокультурная и развивающая роль тряпичной куклы в семье».
Подбор картинок, иллюстраций, фотографий.
Подборка стихов, загадок,
пословиц и поговорок о труде.

Предполагаемый результат работы:
Повышение интереса к русской народной кукле
Повышение познавательной активности детей
Активизация словарного запаса детей
Усиление ресурсного обеспечения группы
Альбом «Народная тряпичная кукла»
Изготовленные куклы для мини-музея
Презентация

Используемый ресурс:
Методическая литература
1. Шайдурова Н. В. «Традиционная тряпичная кукла.
2. Учебно-методическое пособие» Санкт-Петербург:ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011
3. Дайн Галина, Дайн Мария. «Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технологии»- Культура и традиции, 2007
4. Н Рыжова, Л. Логинова «Мини-музей в д/с» Линка-Пресс; Москва, 2008 г.
5. О. Н. Попова «Моя первая кукла» ФСРКП ПРОО «Дом Дружбы» г. Пермь
6. Е. Морозова «Кукла как образ человека» Д/В п 1-2009
7. Ирина Богданова "Сказка про куклу Зерновушку и волшебные игрушки"/ Сибирская Благозвонница, 2010г.
8. Москин Д., Яшкова Т. "Загадка народной куклы".- Петрозаводск: Периодика, 2010.
9. Лариса Яковлева "Куклы на все времена".
Детская литература
10. Я познаю мир. Игрушки: Детская энциклопедия. /Сост. Н. Г. Юрина. - М. : АСТ, 1998. – С. 492
11. И. Лыкова «Я леплю свою игрушку» Д/В 1-2009
12. Дайн. - М. : Культура и традиции, 2007.- 120 с.
13. Зимина, З. И. Текстильные обрядовые куклы /сост. З. И. Зимина.
14. Котова, И. Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла
15. И. Н. Котова, А. С. Котова. - СПб, Паритет, 2003.- 240 с.
16. «Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология».
17. Галина и Мария Дайн. «Культура и традиции». 2007 г.
18. Берстенева Елена, Догаева Наталия «Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками»
Электронные (интернет) ресурсы
19. Тряпичные куклы: www.rukukla.ru
20. Тряпичные куклы: www.krupenichka.ru
21. Тряпичная народная кукла:www.kukla-dusha.net
22. Славянская кукла: www.slavakukla.ru
23. Народная кукла:www.vedjena.gallery.ru.
24. Русские обрядовые куклы:www.club.osinka.ru.
25. Ручная Работа:www.handmade.idvz.ru
26. Славянская доктрина: www.mirtesen.ru
27. Славянские куклы: www.liveinternet.ru