Проект в детском саду связь с родителями. Проект "взаимодействие воспитателя с семьей"

Суть инициативы

Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития личности ребенка необходимо их взаимодействие. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь. В начале пути рядом с беззащитным, доверчивым малышом находятся самые главные люди из его окружения – его семья. Нам кажется, что родители наших детей более грамотны и образованы в педагогическом плане, чем их предшественники; более благополучны в материальном и финансовом плане; более уверены в себе, четче определяют свои запросы в отношении уровня и качества образованности своего ребенка. Поэтому построить систему взаимодействия с современными родителями непросто. И мы начали эту работу с глубокого изучения семьи, ее запросов, требований, претензий, взглядов на воспитание и развитие ребенка. Не вызывает сомнения важность взаимодействия воспитателей и родителей. В процессе воспитания детей возникают различные проблемы нравственного, духовного, эмоционального, речевого, физического развития, которые эффективнее решать всем вместе.

1.Расширить педагогические знания и умения родителей; откорректировать трудности в семейных отношениях.

2.Воспитать здорового, развитого ребенка, которого любят и о котором заботятся.

а/ Реализовывать дифференцированный подход к семьям различного типа, индивидуальный – к каждой конкретной семье.

б/ Воспитывать в детях уважительное отношение ко всем членам семьи.

в/ Осуществлять совместную общественно-значимую деятельность и досуг родителей и детей.

г/ Создавать психологически комфортную обстановку для детей, членов их семей, атмосферу доброжелательности, сотрудничества, ситуации успеха.

д/ Использовать различные формы сотрудничества с родителями, вовлекать их в совместную с детьми деятельность, направленную на повышение их авторитета.

Обоснование значимости

Мы уверены, в душе воспитателей должно быть место для родителей детей. Мы должны уметь понимать, что они - самые лучшие, других нет, ребенок получил от них жизнь – драгоценный дар. В результате общения ребенка с близкими взрослыми, он приобретает опыт действий, суждений, оценки, что проявляется в его поведении. Большое значение имеют положительные примеры отца и матери как образцы для подражания, а также родительское слово – как метод педагогического воздействия. Анкетирование и наблюдения за стилем общения детей и родителей показали, что для родителей представляют интерес такие проблемы, как воспитание послушания у детей, культуры поведения, проблемы детской игры, родителей волнуют страхи и агрессивное поведение детей, вопросы раннего обучения. Почти в каждой семье стоит проблема: чем занять ребенка? Мы считаем, что проблема воспитания и развития детей, работа не одного дня, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего дошкольного учреждения и семьи на длительный период пребывания ребенка в детском саду.

Поэтому каждый учебный год мы начинали со встречи, на которой освещали закономерности развития ребенка, учили родителей рационально организовывать деятельность детей, а также видеть и оценивать себя как педагога. Мероприятия планировали в зависимости от приоритетного направления деятельности ДОУ и потребностей родителей. Подключали родителей к проведению различных мероприятий. Приглашали для консультаций специалистов: врачей, психолога, музыкального руководителя и др. Главное, что эти встречи проходили в неформальной обстановке. Мы старались не увлекаться теорией вопроса, а преподносили материал в доступной убедительной форме, опираясь на имеющийся у родителей опыт.

Ожидаемый результат

1.У родителей повысится педагогическая культура, появится возможность увидеть своего ребенка в условиях, отличных от домашних, что приведет к пересмотру родителями своих методов и приемов воспитания.

2. Как в группе, так и в семье появится благоприятная предметно – развивающая среда для детей.

3.Станет регулярным участие родителей в совместной с детьми творческой деятельности.

Пути реализации

Традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия всех участников проекта

Состав участников

Дети, родители, воспитатели

Срок реализации проекта

Вид проекта

Ролево-игровой

Исходные теоретические положения

Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Для того чтобы их взаимодействие было эффективным, необходимо понять: какая она – современная семья? Все семьи разнообразны по своему составу, национальным, образовательным и культурным особенностям, жизненным ценностям и бытовому укладу.

Современная семья – это еще и разные формы совместного проживания людей. Мы не пытаемся передать всем единую систему воспитания детей, а стараемся поддержать то лучшее, что уже делает или готова делать каждая семья для своего ребенка. Мы провели анализ состава семей своей группы и выявили, что разница в возрасте родителей довольно значительна: от23 до 43 лет. Поэтому пришлось учитывать эту особенность при работе над проектом: с одной стороны помогать молоды формировать взаимоотношения с детьми, с другой – учитывать уже сложившиеся стереотипы у родителей в возрасте. Также обнаружилось, что материальный и социальный статус родителей неоднороден. Мы столкнулись с проблемой, когда родители неохотно выполняли наши просьбы и поручения, отмахивались, что им некогда заниматься с ребенком, а ведь это очень важно для малыша.

Родителям был предложен ряд анкет по выявлению запросов родителей в отношении уровня образованности ребенка, потребностей родителей в дополнительных образовательных услугах, по выявлению удовлетворенности со стороны родителей условиями воспитания и обучения в ДОУ, а также потребностей родителей в повышении объема и уровня педагогических знаний.

Анализ собранных анкетных данных позволил нам построить собственную систему взаимодействия с родителями и детьми. Отбор форм работы с семьей преследовал своей целью более полное и активное включение родителей в образовательный процесс. Такой подход помогает организовать адресную помощь родителям, осуществлять дифференцированное и индивидуальное взаимодействие с семьями воспитанников.

Распределение деятельности

План совместной работы с семьей на учебный год

Формы работы Задачи Сроки Ответственные
1 Выставка “Умелые руки Пополнить развивающую среду в группе Январь Родители

Воспитатели

2 Семейный досуг “Какой хороший папа Воспитывать любовь и уважение к папе. Содействовать оптимизации детско-родительских отношений. Февраль Воспитатели
3 Визитка семьи: фото, герб, девиз, любимые кулинарные рецепты Привлекать родителей к совместной деятельности в семье Февраль Родители
4 Праздник “Мамин день” Воспитывать любовь и доброе отношение к маме Март Воспитатели

Родители

5 Встреча со специалистами “Теплый дом” Помогать родителям поддерживать и развивать творческие способности у детей Апрель Воспитатели

Муз.рук-ль

Инструктор ИЗО

6 Детско-родительская гостиная “Я, семья, род, народ” Воспитывать патриотизм и толерантность Апрель Воспитатели
7 Выставка “У мамы руки золотые” Выявить лучших мастериц, пополнить развивающую среду в группе Май Мамы

Воспитатели

8 Международный день семьи. Семейный час “Смотрясь в семью, как в зеркало” Предложить родителям подумать, чего они хотели бы не только для своего ребенка, но и для себя Май Родительский комитет

Воспитатели

9 Экологический субботник “Огород” и благоустройство участка Привлекать родителей к благоустройству экологической зоны “Огород” и группового участка Май - июнь Воспитатели

Родители

10 День защиты детей. День добрых дел “В гостях у сказки” Вызвать живой интерес к сказке, порадовать детей, создать хорошее настроение Июнь Родительский комитет
11 Выставка комнатных растений “Цветоград” Пополнить уголок природы. Развивать эстетические чувства Июль Родители
12 Книжка – ширма “Телевидение входит в жизнь малыша” Помогать родителям в правильном выборе телепередач, мультфильмов Август Старший

воспитатель

Психолог

13 Выставка композиций из цветов, овощей и природного материала “Это нам подарило лето” Привлечь родителей к участию в жизни ДОУ Сентябрь Родители
14 Выпуск газеты “Неразлучные друзья – взрослые и дети” Отразить в газете наиболее яркие события, происходящие в группе Сентябрь Воспитатели

Родительский

15 Альбом – эстафета “Чем занять ребенка в выходной день” Повысить педагогические знания родителей Сентябрь Родители

Воспитатели

16 Консультация “Чем и как занять ребенка дома” Заинтересовать родителей данной проблемой Октябрь Воспитатели
17 Беседа “Если хочешь быть здоров” Содействовать здоровому образу жизни в семье воспитанников Октябрь Врач

Ст. медсестра

18 День матери. Ток – шоу “Искусство – любить детей” Помочь родителям в воспитании детей Ноябрь Воспитатели

Психолог

19 Всемирный День ребенка. Беседа “Что важно знать о ребенке, чтобы понимать его” Привлекать родителей к обмену мнениями по актуальным для них вопросам Ноябрь Воспитатели

Родители

Ст. воспитат.

20 Конкурс “Семья года” Выявить победителя конкурса “Семья года” Декабрь Воспитатели

Работники библиотеки

21 Новогодний праздник Доставить детям радость и удовольствие Декабрь Воспитатели

Родители

Средства контроля и обеспечение достоверности реализации проекта

Мониторинг;

Мероприятия (групповые и общесадовские);

Анализ родительских анкет;

Праздники и развлечения;

Протокола родительских собраний и консультаций.

Методические разработки

Для реализации данного проекта использовались методические разработки различных авторов из журналов “Дошкольное воспитание”, “Дошкольное образование”, “Обруч”.

Методы и технологии

Анкетирование, опрос, беседы, наблюдения;

Детско-родительские гостиные;

Методы ТРИЗ;

Методы психофизического сопряжения;

Интеграция;

Театрализованная деятельность;

Метод КТД.

Необходимые условия реализации проекта

1.Интерес детей и родителей.

2.Наличие необходимой литературы.

3.Интеграция со специалистами и другими работниками детского сада.

Предложения по возможному распространению проекта

В ходе работы над проектом мы пришли к выводу, что подобная работа с семьей объединяет общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями; способствует формированию более тесного контакта с родителями. Это оказывает согласованное воспитательное воздействие на ребенка.

Мы очень надеемся, что проводимая нами работа, поможет во взаимодействии с семьей, в развитии и воспитании ребенка, даст толчок к появлению новых форм совместной деятельности детского сада и родителей воспитанников. Итогом нашего проекта стало создание на базе нашего детского сада районного клуба “Молодая семья”. Это перспективная форма работы с родителями, позволяющая учесть актуальные потребности семей, способствующая формированию активной жизненной позиции всех участников процесса, укреплению института семьи, передаче опыта в воспитании детей.

ПРОЕКТ "Активное взаимодействие с родителями"

1. Актуальность проблемы

Семья – это первый коллектив ребенка, естественная среда его обитания, со всем многообразием отношений между ее членами, богатством и непосредственностью чувств, обилием форм их проявления – всем тем, что создает благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности.

Ребенок подрастает и поступает в детский сад. Теперь в его окружении появляются новые люди – взрослые и дети. И от того, как встретят ребенка взрослые, новые для него люди, от их стараний и усилий зависит эмоциональный комфорт и защищенность малыша, его своевременное развитие, умение общаться со сверстниками и взрослыми.

Задача педагога – заинтересовать родителей возможностями совместного воспитания ребенка, показать родителям их особую роль в развитии малыша. Для этого воспитатель знакомит родителей с особенностями дошкольного учреждения, своеобразием режима дня группы и образовательной программы.

Как бы ни были хороши педагогические методики образовательного учреждения, решающим фактором становления личности является семья. Ценностные установки и атмосфера семьи, ее традиции, культура взаимоотношений становятся почвой для созревания личности и основой ее жизненных ориентиров. А родители должны стать активными и равноправными участниками воспитательно-образовательного процесса.

Родители зачастую испытывают определенные трудности в том, что не могут найти достаточно свободного времени для занятий с детьми дома, бывают не уверены в своих возможностях. Мы часто сталкиваемся с позицией самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания детей. Определенная часть родителей, занятая повседневными житейскими заботами, воспринимает дошкольный период как время, не требующее от них особых воспитательных усилий, и такие родители перекладывают дело воспитание на дошкольное образовательное учреждение, а дома передоверяют ребенка телевизору, игрушкам-монстрам, компьютеру. Рассуждая при этом таким образом: .

С другой стороны, сами сотрудники дошкольных учреждений берут на себя все заботы о воспитании и обучении детей, забывая, что и родители должны проявлять заинтересованность в общении с педагогическим коллективом учреждения.

Вовлечение родителей в сферу педагогической деятельности, их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе совершенно необходимо для их собственного ребенка. Таким образом, анализ состояния данной проблемы взаимодействия ДОУ с родителями.

Достичь высокого качества образования наших воспитанников, полностью удовлетворить запросы родителей и интересы детей, создать для ребенка единое образовательное пространство, возможно только при условии разработки новой системы взаимодействий ДОУ и семьи.

Процессы в системе образования, его вариативность, инновационные программы, обусловили необходимость поиска решения проблем взаимодействия ДОУ с семьей, создания условий для повышения педагогической культуры родителей.

Современные тенденции в развитии дошкольного образования объединены одним важным и значимым критерием – его качеством, которое непосредственно зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей.

Качество семейного воспитания, расширение воспитательных возможностей семьи, повышение ответственности родителей за воспитание своих детей – важнейшие проблемы современной педагогической практики. Их решение возможно при условии всесторонней психолого-педагогической подготовки семьи, родителей к выполнению своих воспитательных функций. Именно этими обстоятельствами диктуется необходимость постоянного повышения уровня педагогической компетентности родителей, необходимость и актуальность организации различных форм образования.

Вместе с тем в этот период происходит и установление личных и деловых контактов межу педагогами и родителями. В общении с родителями воспитатель показывает свою заинтересованность в развитии ребенка, выделяет те яркие положительные черты, которыми обладает каждый малыш, вселяет в родителей уверенность, что они смогут обеспечить его полноценное развитие.

Такая позиция педагога способствует развитию его сотрудничества с семьей, помогает родителям почувствовать уверенность своих педагогических возможностях.

2. Анализ ситуации в группе

На сегодняшний день ситуация по данной проблеме:

70% родителей активно участвуют в образовательном процессе

30% родителей не активно участвуют в образовательном процессе

Родители зачастую испытывают определенные трудности в том, что не могут найти достаточно свободного времени для занятий с детьми дома, бывают не уверены в своих возможностях. Мы часто сталкиваемся с позицией самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания детей. Определенная часть родителей, занятая повседневными житейскими заботами, воспринимает дошкольный период как время, не требующее от них особых воспитательных усилий, и такие родители перекладывают дело воспитание на дошкольное образовательное учреждение, а дома передоверяют ребенка телевизору, игрушкам-монстрам. Рассуждая при этом таким образом: «Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы было занято» .

Задача модернизации взаимодействия семейного воспитания и ДОУ – развитие диалогических отношений «педагог – семья» . В общении педагогов с родителями происходит в монологической ориентации. От такого общения родитель мало идет на контакт с педагогом.

Любая инициатива педагога, обращаясь к родителям, должна быть нацелена на укрепление, обогащение связей и отношений ребенка со взрослыми. В организации работы с родителями – использование современных методов общения (игровое взаимодействие родителей и детей в различной детской деятельности, моделирование способов родительского поведения) . Они применяются, чтобы дать родителям возможность стать активным в воспитании ребенка.

Анализ практики показывает, что новизна использования различных активных методов общения с родителями все больше связывается с применением игрового моделирования различных проблемных ситуаций взаимодействия взрослого с ребенком.

Информационно-аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации.

Познавательные формы организации общения педагогов с семьей предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования у родителей практических навыков.

Наглядно-информационные формы организации общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях ДОУ, позволяют правильно оценить деятельность педагогов, объективнее увидеть деятельность воспитателя. Задачами наглядно-информационной формы является ознакомление родителей с ДОУ, с деятельностью педагогов и т.п.

Также, общение педагогов с родителями может быть не прямо, а через газеты, организацию выставок.

3. Цели и задачи проекта:

Цель: способствовать активному участию родителей в образовательном процессе

Задачи:

  1. Разработать план совместной работы воспитателей, специалистов, родителей для обеспечения благоприятной адаптации к условиям детского сада.
  2. Разработать программу проекта по организации взаимодействия с родителями, по закаливанию.
  3. Усовершенствовать развивающую среду
  4. Ожидаемый результат:

Реализация данного проекта позволит увеличить количество семей, которые будут активно участвовать в образовательном процессе.

Сроки реализации: 1 учебный год.

5. Программа проекта

I этап – Разработка плана совместной работы воспитателей, родителей для обеспечения благоприятной адаптации к условиям детского садика.

II этап – Разработка плана объединив усилия семьи и детского сада в сохранении и укрепления здоровья ребенка.

III этап – Совершенствование и пополнение развивающей среды с целью создания условий для развития активности педагогов и родителей в образовательном процессе

6. План реализации программы проекта

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №111» г. Сыктывкара

Проект разработали воспитатели Канева Юлия Васильевна, Гичева Валентина Павловна

Сыктывкар, 2013

  1. Актуальность проблемы……… ……………………………………
  2. Анализ ситуации в группе ……………………………………………
  3. Цели и задачи проекта ……………………………………………………
  4. Ожидаемые результаты …………………………………………………
  5. Программа проекта ……………………………………………………
  6. План мероприятий по реализации программы проекта ……………
  7. Список используемой литературы …………………………………
  8. Приложения………………………………………………………………

Проект взаимодействия с родителями ДОУ «Путешествие в страну добрых отношений»

Проект взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников социально – личностной направленности.

Актуальность проекта
Социальное развитие в дошкольном детстве направлено на становление у ребенка соответствующей его возрасту социальной компетентности как базисной ценности детской личности. Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. И хотя их воспитательные функции различны, для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Привлечение родителей к решению проблемных задач семейного воспитания побуждает их к анализу воспитательных приемов, поиску более подходящего способа родительского поведения, упражняет в логичности и доказательности педагогических рассуждений, развивает у них чувство педагогического такта. Анализ родителями детского поведения помогает им увидеть свой педагогический опыт со стороны, предоставляет возможность размышлять над мотивами поступков ребенка, учит понимать их с точки зрения его психических и возрастных потребностей. Однако существует ряд проблем, которые не позволяют обеспечить атмосферу доброжелательности и комфортности в общении между родителем и ребенком, а именно:
- особенность современной семьи связана с сокращением свободного времени у родителей, перегрузкой на работе – все это приводит к ухудшению их физического и психического состояния, повышенной раздражительности, утомляемости, стрессам;
- материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости. Детей отмечает эмоциональная, волевая, духовная незрелость;
- свои эмоции родители привычно выплескивают на детей, при этом в вину ребенку ставят как внешние проблемы, так и домашние неурядицы. Ребенок попадает в ситуацию полной зависимости от настроения, эмоций и реакции родителей, что сказывается на его психическом здоровье.
Исходя из выше сказанного, разработан проект взаимодействия с родителями социально - личностной направленности «Путешествие в страну добрых отношений».

Цель: Повышение компетентности родителей по вопросам социально - личностного развития детей.

Задачи:
- установить сотрудничество между образовательным учреждением и семьей;
- активизировать воспитательные умения родителей и направить их на конструктивные партнерские взаимоотношения с ребенком;
- ориентировать родителей на возрождение нравственно-этических норм и традиций семейного уклада.

Участники проекта: специалисты ДОУ, педагоги, родители, дети

Сроки реализации: в течение года

Место реализации: 663153, Красноярский край, город Ачинск, 24 квартал, строение 13, МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 47».

Вид проекта: практико - ориентированный

Ресурсы обеспечения проекта:

Организационные: Деятельность участников проекта регулируется в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования МБДОУ «Д/с № 47», годовым планом и планом реализации проекта.
Информационные:
- научно-методическая, художественная литература;
- средства массовой информации;
- ресурс Интернета.
Кадровое обеспечение:
- администрация ДОУ;
- воспитатели;
- музыкальный руководитель;
- инструктор по физической культуре;
- педагог – психолог.
Финансовое обеспечение:
- бюджет Учреждения;
- благотворительные средства родителей.
Материально-техническое обеспечение:
- мультимедийный проектор,
- экран,
- ноутбук,
- музыкальный центр.

Ожидаемый результат:
1. Создание системы комплексной работы с родителями.
2. Психолого – педагогическое просвещение родителей по вопросам социально - личностного развития детей.
3. Обобщение опыта семейного воспитания.

Принципы взаимодействия воспитателя с родителями:
- умение создавать доброжелательную атмосферу, располагающую к диалогу;
- внимание к проблемам родителей, их субъективным переживаниям;
- способность к оказанию психологической помощи;
- ориентация на стимулирование самообразования родителей;
- способность видеть малейшие достижения и вселять уверенность в успехе;
- положительный настрой на беседу с родителями по любой проблеме;
- проявление педагогического такта и морально-этических норм при работе с родителями;
- искренне желать помочь в сложной педагогической ситуации;
- недопустимость сравнения провинившегося ребенка с другими. При рассмотрении конфликтной ситуации разбор самой ситуации, а не личностных качеств ребенка и его родителей.

Формы работы с родителями:
- анкетирование;
- консультации;
- просмотр непосредственно образовательной деятельности;
- беседы;
- родительское собрание;
- практикум;
- информационный лист, памятки, рекомендации;
- совместные мероприятия: праздники, развлечения, конкурсы;
- день открытых дверей;
- презентация семьи.

Этапы реализации проекта:

1 этап – исследовательский
- «Знаете ли вы своего ребенка?" - анкетирование;
- «Мой ребенок и его индивидуальные особенности»- анкета – очерк;
- «Взаимоотношения в семье" - тест – опрос;
- «Семейные традиции и нормы» - анкетирование;
- «Телефон доверия» - акция.

2 этап – подготовительный
- обработка полученной информации;
- подбор наглядной агитации;
- изучение методической литературы;
- разработка плана совместных мероприятий.

3 этап – практический
Информационный блок:
- «Пять рецептов избавления от гнева» - памятка;
- «Культура общения – это?» - информационный лист;
- «Личный примерлучший способ привить хорошие манеры ребенку» - памятка;
- «Авторитет родителей – необходимое условие правильного воспитания» - консультация;
- «Как знакомить детей с нормами поведения» - консультация;
- «Посеешь привычку…» - информационный лист;
- «Игра – школа нравственного поведения» - консультация;
- Индивидуальные консультации по запросам родителей.
Практический блок:
- «Обсуждаем проблемные ситуации»-практикум (сентябрь);
- «Нравственный закон внутри нас» - родительское собрание (октябрь);
- «Дружба живет среди нас» - день открытых дверей, просмотр непосредственно-образовательной деятельности
(ноябрь);
- «Праздник в нашем доме» - творческая мастерская (декабрь);
- «Поговорим о вежливости» - круглый стол (январь);
- «Молодецкие игры» - спортивные соревнования с участием пап (февраль);
- «Наши мамы всегда на все руки мастера» - кулинарный поединок (март);
- «Семья года» - конкурс - презентация (апрель):выставка семейных фотографий;выставка совместных работ; заполнение семейного (генеалогического) древа;рассказ о традициях семьи;игры, конкурсы, выступления.
- Оценка эффективности деятельности (май).

4 этап – заключительный - оценка эффективности реализации проекта.
Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения:
- метод анкетного опроса
- беседы с родителями.
Повышение уровня активности, психолого-педагогической культуры родителей:
- учет участия родителей в различных мероприятиях;
- наблюдения;
- беседы.
Определение уровня деятельности педагога с родителями.
- использование листов самооценки.


Участники проекта: воспитатели, дети, родители, младший воспитатель. Вид проекта:социальный Продолжительность: долгосрочный


Актуальность проекта: Проект направлен на интенсификацию работы с семьей на основе двустороннего воздействия: ДОУ на семью и семьи на ДОУ. Актуальным является включение семьи в жизнь ребенка в детском саду. И здесь удачной находкой оказался метод проектов. Происходящие в государстве, обществе и образовании перемены предъявляют новые требования к характеру и качеству отношений ДОУ и семьи. Сегодня изменилось отношение государства к семье, стала другой и сама семья . В Законе РФ « Об образовании» впервые сказано, что именно родители являются первыми педагогами своих детей, а ДОУ создается им в помощь.



Задачи: - закрепить представление о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге (дети должны знать имена всех членов своей семьи). - воспитывать желание заботиться о близких. - закреплять знание пословиц о семье. 1. Организационный момент. (в кругу). Собрались все дети в круг. Я- твой друг, и ты- мой друг. Крепко за руки возьмемся И друг другу улыбнемся. Воспитатель. –Посмотрю на ваши лица, с кем бы мне здесь подружиться? Я- Вера Васильевна, а ты кто? Ответь мне, как тебя ласково зовут? (Дашенька, Мишенька,…)2. Беседа о семье. Воспитатель.- Скажите, ребята, куда вы торопитесь вечером после детского сада? Правильно, домой. А почему? Да, вас ждет ваша семья .Как хорошо, что у вас есть семья ! Вы- самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семья ребенок лежит, а мама дает ему лекарства и т. д.)- Давайте составим рассказ по картинкам. Расскажите, кто изображен, во что одет, что делает? - А как вы думаете, что они могут говорить друг другу? Оживите картинку.- Итак, что же такое семья ? (ответы детей)Вывод: Семья – это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.4. Валеологическая пауза « Большая семья ». (в кругу)В доме жила большая семья , всех назову вам, детишки, я:Мама -красавица в доме жила, своей добротой и умом слыла.Папа-силач, спортсмен-удалец, опора семьи- настоящий отец!Бабушка с ними – старушка- жила, целыми днями вязать могла!Дедушка старенький в доме том жил, лето м на даче рыбку ловил.Н у а еще был в семействе сынишка- бойкий и шустрый такой шалунишка.Утром и днем, даже вечером мальчик прыгал, как будто резиновый мячик.Бегал сынок, по лужам скакал, а вечерами пейзаж рисовал:Солнце, и тучка, и дождик идет… Но и малыш иногда устает.В семье той большой не умели скучать- вечером пили с вареньем чай.Вкусный чаек, объеденье- варенье… Пора и заканчивать стихотворенье! Только одно лишь добавлю я- Дружная очень это семья !


5. Игра на развитие творческого воображения.Воспитатель. – Вечером вся семья собирается дома- а это значит, что можно поиграть в веселую игру.Давайте подумаем, а чем же может оказаться мамина кастрюля? А папин башмак?6. Беседа по пословицам.- Семью почитали еще с древних времен, народ сложил много пословиц.« При солнышке тепло, при матери- добро» (дети договаривают пословицы)« Нет милее дружка, чем родная матушка».- А как вы понимаете смысл этих пословиц? Какие вы знаете пословицы о семье?7. Игра « Что бы вы пожелали своей семье?» (пожелания детей)8. Пальчиковая гимнастика.(стоя)Поднять руку ладонью к себе и в соответствии с текстом в определенной последовательности загибать пальцы, начиная с безымянного, затем мизинец, указательный, средний и большой. Знаю я, что у меня дома дружная семья : Это- мама , это- я, это- бабушка моя. Это- папа, это- дед, и у нас разлада нет! 9. Изготовление цветка для семьи.- А теперь давайте сотворим волшебство, пусть ваши желания поселятся в лепестках вот этого чудесного цветка, который мы сейчас изготовим (из гофрированной бумаги и проволоки)- Я хочу вам пожелать, чтобы этот цветок принес частичку тепла и света с нашего занятия в вашу семью.Спасибо вам за помощь!


Приложение к проекту

Заключительная часть. На основе анализа эффективности новых форм работы с родителями сделаны следующие выводы: 35% родителей регулярно участвуют в планировании образовательного процесса, 95% семей принимают активное участие в организации образовательной деятельности, 68% участвуют в оценке результатов. Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. 98% родителей посещают родитель ские собрания, активно участвуют в праздниках и развлечениях, проектной деятельности. По результатам диагностики в группе нет родителей- наблюдателей, на 30% увеличилось число родителей –лидеров, до 67% выросло количество родителей- исполнителей. Организация взаимодействия с семьей- работа трудная., не имеющая готовых технологий и рецептов. Ее успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье. В результате проделанной работы, использовании различных форм и методов общения с родителями, повысилась психолого- педагогическая грамотность родителей, культура межличностного взаимодействия детей в группе.

Формы работы с родителями

Познавательная форма знакомит родителей с возрастными и психологическими особенностями детей.

Родительские собрания в нетрадиционной форме по темам:

1. «Взаимосвязь детского сада и семьи в подготовке к обучению в школе в соответствии с ФГОС» - круглый стол

2. «О здоровье всерьез» - деловая игра

3. «Семья на пороге школьной жизни ребенка». - практикум

Форму проведения родительского собрания выбираю после обработки анкет, т. е. зависит от запросов, интересов родителей, это может быть и деловая игра или вечер вопросов и ответов или, собрание в виде «аукциона», т. е. проходит в виде «продажи» полезных советов по выбранной теме в игровой форме, либо заседание в виде круглого стола.

В конце таких встреч провожу обсуждения с родителями - что понравилось, какие мои советы применимы на практике, какие бы вопросы хотели еще обсудить.

Большая работа с родителями была проведена мною при подготовке детей к школе.

Были разработаны темы консультаций: «Введение ребенка в школьную жизнь», «Готова ли ваша семья к школе?»

Проведены практикумы, тренинги «Факторы успешной подготовки и адаптации детей к школе», «Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу?», «Определение роли родителей в предшкольной и школьной жизни ребенка».

В результате обогатился воспитательный опыт родителей и повысился эффект семейной подготовки к школе.

Тему практикума «Семья на пороге школьной жизни ребенка» подсказали беседы с родителями и анализ ответов детей на занятиях по развитию речи. Было проведено анкетирование родителей «Скоро в школу», интервью с детьми, тесты «Хочу ли я в школу?», анализ рисунков детей «Каким я представляю себя в школе?».

Совместная подготовка сблизила меня и родителей, родителей и детей, подружила семьи. Атмосфера доброжелательности стала характерной и для других общих дел в группе. У многих родителей открылись скрытые таланты, о которых они не подозревали, пока не пришлось рисовать самим.

Было много восторгов и удивлений.

На собрание были приглашены специалисты: учителя школы. Если в начале встречи ощущалось некоторое напряжение, чувство неуверенности, беспокойства, то к концу встречи царила веселость, взаимная симпатия, эмоциональная

открытость и интерес друг к другу.

Проведенная работа способствовала повышению внимания родителей к переживаниям ребенка в предшкольный период жизни. Родители познакомились с требованиями, которые предъявляет школа к ученикам, получили рекомендации по развитию речи, им были предложены игры и игровые упражнения по развитию умственных способностей детей, игры с буквами и цифрами.

«День открытых дверей»

(посещение родителями режимных моментов, праздников, НОД) .

Совместное создание проектов:

Одной из новых форм вовлечения родителей в образовательный процесс является проектная деятельность. Разработка и реализация совместных с родителями проектов позволяет заинтересовывать родителей перспективами нового направления развития детей и вовлекать их в жизнь нашего ДОУ.

Результат данной деятельности участие родителей в образовательном процессе и заинтересованность в формировании предметно - пространственной среды.

Проекты:

1.«Современный подход к работе с родителями»

2.«Лук - всем полезный друг»

Результат совместного творчества детей и родителей способствовал развитию эмоций ребенка, вызвал чувство гордости за своих родителей.

Совместное создание предметно - развивающей среды

Очень часто я привлекаю к помощи наших родителей. Они и красят, и строят, и цветы с деревьями сажают и в различных конкурсах участвуют. Чем только не помогают!

В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей. Именно поэтому многое у нас в группе сделано руками пап и мам наших детей. Они помогли нам изготовить пособия для занятий по обучению грамоте и математике, нарисовали красочные картины,сшили красивую одежду в «уголок ряженья», помогли оформить уголок дежурства, уголок природы, эмоциональный уголок.

С помощью родителей группа оформлена так, что каждый уголок используется для развития детей: много игрушек, «больница», «парикмахерская», «магазин». Есть уголки «тихий» и «дружбы», где дети могут посидеть в уютных креслах, сделанных руками пап и посмотреть мультфильмы, дети сидят на диванчике и рассказывают интересные истории, играют. Есть у нас и кафе «Сказка», где дети любят приглашать гостей, угощая их мороженым, и чаем с конфетами. В уютной кухоньке с мойкой и газплитой, красивой посудой девочки просто обожают готовить.

Совместно с родителями организовали

мини - музей «Моя семья».

Данная форма работы способствует формированию культуры поведения, систематизации ранее полученных знаний у детей.

В Музее « Моя семья» хранятся:

1.Совместные поделки детей и родителей

2. Оформленные родителями семейные «Генеалогические Древа семьи.»

Слайд 23-25

Одной из результативных форм являются

Выставки совместного творчества .

Перед этим я показываю детям уже готовые работы, побуждаю к созданию совместных с родителями композиций. Родители проявляют интерес, увлекаются, создают много разнообразных совместных с детьми поделок, рисунков, фотогазет, активно участвуют в выставках.

Выставки семейного творчества:

1.« У солнышка в гостях»

2.« Новогодняя игрушка от нашей семьи»

3.« Весенний букет.» (поделки из бросового материала)

Слайд 26- 27

Выставки рисунков:

1. «Любимый вид спорта».

2. «Открытка Ветерану» -акция

3. «День победы»

Активность родителей в создании выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными.

Основная цель таких мероприятий - укрепление детско-родительских отношений. В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к труду. Это начало патриотического воспитания, любовь к Родине рождается из чувства любви к своей семье.

Слайд 28-29

Ø Наглядно-информационная форма используется для ознакомления с работой детского сада, особенностями воспитания и развития, о формах и методах работы с дошкольниками.

Форма работы через родительские уголки является традиционной. Для того чтобы она была действенной, помогала, мне активизировать родителей я использую, рубрики: «Чем и как занять ребенка дома», «Спрашивали - отвечаем», «Это интересно», «Поиграем», «Обратите внимание», в которых помещаем практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания.

Информационные стенды:

1.« Скоро в школу»

2.« Реализация ФГОС в ДОУ»

3.« Всё о здоровье детей»

4. « Времена года».

Библиотека для родителей: «Готовимся в школу», «Здоровье детей»,

Наглядно - информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.