Проект: «Детский сад – семья: нас объединяют дети. Долгосрочный проект для старшей группы "моя семья" Долгосрочный проект мать и доу

Вид проекта :

По продолжительности: кратковременный.

По количеству участников: фронтальный.

По характеру контактов: в рамках ДОУ.

Участники :

  • дети старшей группы № 10 «Почемучки»;
  • родители детей;
  • воспитатели: Гаскарова В. М.; Кургина Г. И.

Тип проекта: познавательно – творческий.

Сроки реализации проекта: 17.11.2014 г. – 28.11.2014 г.

Проблема:

Современные дети практически ничего не знают о своих родителях, об их работе, увлечениях, мечтах и так далее. Они не имеют представлений о профессиональной деятельности своих родителей, не могут понять, что родители устают на работе. Дети капризничают, не слушаются родителей. Часто можно увидеть, как ребенок начинает капризничать, закатывать истерики при виде своих родителей. А родители, в свою очередь, уставшие после работы, не имеют сил и желания вникнуть в какие-то тонкости «садовской» жизни своего ребенка. В лучшем случае, поинтересуются, что дали на обед, что делали на занятиях, и была ли у них прогулка.

Для каждого из нас самый дорогой и близкий человек – это мама. Очень большое значение для развития личности ребёнка имеет взаимопонимание между ребёнком и матерью. Любовь мамы - это забота и помощь во всём. Несмотря на это, всё чаще любовь к маме дети связывают только с материальными ценностями, а не духовными. Детям в силу возраста, трудно понять, что мама нуждается в нашей благодарности, помощи и заботе.

У детей преобладает потребительское отношение к матери.

Поэтому детский сад должен стать связующим звеном между детьми и их родителями, должен помочь им узнать, понять и принять друг друга, в оспитать в ребенке любовь, уважение, чувство сопереживания и взаимопомощи близкому человеку – маме. Это является необходимым составляющим в нравственном воспитании детей.

Цель проекта :

  • формировать осознанное понимание значимости мамы в жизни ребенка, семьи;
  • воспитывать у детей уважение и заботу, чувство глубокой любви и привязанности к самому дорогому человеку на земле;
  • бережное отношение и желание помочь и сделать приятное маме.

Задачи проекта:

  • обобщать знания детей дошкольного возраста о празднике «День матери»;
  • воспитать чувства любви и уважения к маме;
  • способствовать развитию эмоциональной отзывчивости у детей;
  • углубить знания детей о профессиях мам;
  • способствовать созданию семейных традиций, теплых взаимоотношений в семье;
  • побудить детей выразить благодарность своим матерям за заботу через продуктивную деятельность (аппликацию, рисование, лепку);
  • развивать коммуникативные навыки детей, умение находить выход из проблемных ситуаций.

Использование информационно-коммуникативных технологий: ноутбук, проектор, экран для проектора, колонки.

Пути реализации :

  • тематические занятия;
  • беседы с детьми;
  • консультации для родителей, статьи в уголок для родителей об истории праздника;
  • подбор журналов, литературы для индивидуальной работы родителям на тему «Роль матери в воспитании ребенка в семье»;
  • выставка детского творчества;
  • интервьюирование детей «За что я люблю мамочку»;
  • оформление праздничной стенгазеты.

Подготовительный этап:

до начала реализации проекта была проведена следующая работа:

  • сбор фотографий детей с мамами;
  • подбор иллюстраций ко дню матери;
  • подбор художественной литературы;
  • подготовка презентации, наглядного материала;
  • подбор игр;
  • побор музыкального репертуара, мультфильмов о маме.

Организационный этап:

Социализация :

  • сюжетно – ролевые игры: «Мама дома», « Мама на работе», «Моя семья»;
  • дидактические игры: «Назови ласково», «Накрой праздничный стол», «Подбери праздничный наряд и украшения», «Матери и детеныши».

Познание: беседы «Мамы всякие нужны, мамы разные важны», «Как я помогаю маме дома», «Как мы с мамой играем», «Мамины руки самые добрые».

.

Коммуникация: чтение и заучивание стихотворений о маме.

Художественное творчество:

  • поделка «Подарок для мамочки»;
  • рисование «Портрет моей мамочки».

Труд: выпекание печенья для праздничного чаепития.

Речевое развитие: составление рассказа о своей маме, словесные игры «Профессия мамы», «Как зовут твою маму», заучивание и объяснение смысла пословиц о маме.

Физкультминутка «Мамины помощники».

Заключительный этап:

  • Сборник пословиц, стихотворений о маме;
  • Выставка детских рисунков «Портрет моей мамочки»;
  • Праздничное мероприятие для мамочек «Моя мама лучше всех»;
  • Показ презентации «Как мы готовились ко Дню Матери»;
  • Праздничное чаепитие в группе с вручением подарков и печенья для мам;
  • Праздничная стенгазета с фотографиями детей со своими мамами.

Предполагаемый результат:

После завершения проекта дети приобретут следующие знания:

  • получат новые знания о празднике «День матери» в России, его традиция;
  • познакомятся с профессиями женщин и их значимостью для других людей;
  • научатся выразительно читать произведения о маме, анализировать их;
  • дети составят рассказы описательного характера о своей маме и своей семье;
  • появится желание быть похожими на близких людей в делах, поступках;
  • появится заботливое, уважительное отношение к матери;
  • у детей появятся практические навыки в общении со сверстниками и взрослыми;
  • создастся трогательная, душевная атмосфера во время совместной деятельности детей и родителей в детском саду.

Вывод:

У детей появилось желание быть похожими на свою маму в делах и поступках.

Появилось эмоционально-положительное отношение к маме, гордость за свою маму, трепетное отношение к ней.

Чаще возникает желание поговорить и рассказать всем о своей маме.

Ход реализации проекта:

Образовательная область

Задачи для детей старшей группы ДОУ

Социализация

Сюжетно – ролевые игры:

«Мама дома», «Мама на работе», «Моя семья».
Дидактические игры: «Накрой праздничный стол», «Подбери праздничный наряд и украшения», «Матери и детеныши».

Продолжить развивать игровую деятельность детей, совершенствовать умение самостоятельно выбирать тему для игры, развивать сюжет на основе полученных знаний, полученных при восприятии окружающего.

Труд

Выпекание печенья «Угощение для мамочек»

Развить желание вместе с воспитателем испечь печенье, доставить удовольствие мамам, выполнять посильные трудовые поручения

Познание

беседы на темы «Мамы разные нужны, мамы разные важны», «Как мы с мамой играем», «Мамины руки самые добрые»

Расширить преставления о труде взрослых, дать представления о значимости матери в жизни каждого человека.

Коммуникация

Чтение и заучивание стихотворений о маме

Продолжать учить выразительно рассказывать литературный текст.

Чтение художественной литературы

А. Барто «Разлука», «Мама поет»,

Н. Саконская «Разговор о маме»,

Е. Благинина «Мамин день»,

В. Осеева «Сыновья»,

С. Михалков «А что у вас?»

С. Я. Маршак «Сказка о глупом мышонке»,

Нанайская народная сказка «Айога»

Развить желание рассказывать о своем отношении к конкретному поступку литературного персонажа, помочь детям понять скрытые мотивы героев произведения, приобщить их к словесному искусству

Художественное творчество

Ручной труд «Подарок для мамочки»,

Рисование «Портрет моей мамочки»

Совершенствовать изобразительные навыки и умения; формировать художественно-творческие способности; развивать чувство формы, цвета, пропорций; вызвать желание сделать приятное мамам.

Педагогический проект

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«ЯГОДКИ» ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА НА ТЕМУ:

«Наша большая семья»

Исполнители:

Шипачева Е. Ю.

Участники проекта:

дети, родители

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА

Участники проекта: воспитатели, учитель-дефектолог, учитель- логопед, психолог, родители, дети группы компенсирующей направленности «Ягодки» .

Заказчик проекта: Администрация МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 53 База экспериментальной работы: МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 53 Сроки работы: Сентябрь 2016г - май 2017г.

Тип проекта:

  1. По доминирующей в проекте деятельности: практико-ориентированный.
  2. По содержанию – интегративный (включает ребенка и его родителей).
  3. По характеру участия ребенка в проекте – участник от зарождения идеи и до получения результата.
  4. По характеру контактов – осуществляется внутри группы компенсирующей направленности «Ягодки» в контакте с семьей.
  5. По количеству участников – групповой.
  6. По продолжительности – долгосрочный.

Значимая для родителей проблема, на решение которой направлен проект:

творческое взаимодействие родителей и педагогов, ориентированное на личностное развитие детей.

Проект: «Главное – вместе»

Данный проект, включает в себя подбор и апробацию активных форм взаимодействия с родителями детей младшего дошкольного возраста для эффективного сотрудничества ДОУ с семьёй ребёнка и вовлечения родителей в образовательный процесс ДОУ как полноправных субъектов деятельности.

Обоснование необходимости разработки педагогического проекта «Главное вместе»

В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они закладывают первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».

Но в современной социокультурной ситуации ослаблено действие естественного механизма формирования успешного родителя. Молодые семьи стремятся к самостоятельности и независимости в решении разных вопросов, в том числе и вопросов воспитания ребенка, что приводит к ошибкам, которые сложно исправить.

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического характера, желание учиться родительству у молодых мам и пап отходит на второй план. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.

Не секрет, что многие родители не понимают значения воспитательного процесса, осуществляемого в детском саду. Они интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.

Задача детского сада «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка. Необходимо, чтобы детский сад и семья стали открытыми друг другу и помогли раскрытию способностей и возможностей ребёнка. При взаимодействии работы двух структур надо учитывать дифференцированный подход к каждой семье, учитывать социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей в воспитании своих детей. Работа с родителями одна из важнейших сторон деятельности ДОУ.

Мы рассматриваем родителей как главных воспитателей ребенка, а ДОУ, в лице педагогического коллектива, как профессионального помощника семье в личностном становлении и социализации ребенка.

В детском саду давно существует опыт взаимодействия педагогов с семьёй. Обобщён опыт работы по теме сотрудничества детского сада и семьи в преодолении трудностей социальной адаптации; организован лекторий для родителей по вопросам оздоровления детей; разработана тематика родительского консультирования. Все эти формы взаимодействия с семьёй показывают положительные результаты. Но характеристика современного родителя, особенно это касается родителей малышей, только пришедших в детский сад, заставляет искать всё более новые формы активного взаимодействия с семьёй, вести в системе педагогическое просвещение родителей для вовлечения их в образовательную деятельность ДОУ.

Осознание этого помогло определить проблему:

При существующих условиях, адекватных для организации сотрудничества с родителями детей младшего дошкольного возраста, недостаточно применяются активные формы сотрудничества, которые позволят осуществлять личностное взаимодействие воспитателя с семьёй ребёнка для успешной адаптации детей в ДОУ и повышение педагогической компетентности родителей. Дошкольник не эстафета, которую передаёт семья в руки педагогов детского сада. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов

Актуальность проекта

Новые задачи, встающие перед дошкольным учреждением, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с другими социальными институтами, помогающими ему решать образовательные задачи. На современном этапе детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, с другой - педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями. Работа с родителями одна из важнейших сторон деятельности ДОУ. Семья — первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а папа и мама — образцы для подражания. Не существует другого такого института, кроме института семьи, так точно предопределяющего закономерности формирования будущего человека. За поведенческими проблемами, особенностями детских взаимоотношений видны взрослые – их взгляды на мир, их позиции и поведенческие стереотипы. Родители, не владея в достаточной мере, знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание ребенка вслепую, интуитивно. Все это не приносит желаемых результатов

Идея взаимодействия педагогов с родителями тесно связана с кардинальной перестройкой работы с семьей: переход от монологических форм работы к диалогу, размышлению, вовлечение родителей в разнообразную совместную деятельность с детьми. Такой подход сделает педагогов единомышленниками, поднимет психолого-педагогическую компетентность родителей и эмоционально сблизит их со своим ребенком.

Характеристика современного родителя, особенно это касается родителей малышей, только пришедших в детский сад, заставляет искать всё более новые формы активного взаимодействия с семьёй, вести в системе педагогическое просвещение родителей для вовлечения их в образовательную деятельность ДОУ.

Цель проекта :

Подбор и апробация активных форм взаимодействия с родителями детей с нарушениями интеллекта группы компенсирующей направленности для эффективного сотрудничества ДОУ с семьёй и вовлечение семьи в единое образовательное пространство, повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах детско-родительских отношений, вовлечения родителей в образовательный процесс ДОУ как полноправных субъектов деятельности.

Задачи проекта :

Изучить семьи и установить тесные доверительные взаимоотношения с её членами с целью согласования воспитательных воздействий на ребенка;

Разработать план мероприятий по педагогическому просвещению семьи.

Реализовать разработанный план в образовательной практике в группе

— вовлечь родителей в образовательный процесс на основе выявления положительных сторон семьи, активизировать ее творческий потенциал и педагогическую компетенцию через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы;

— создать условия для творческого самовыражения, самореализации субъектов образовательного процесса через совместные детско-родительские мероприятия;

— обеспечить родителей специальной литературой и дидактическими материалами для занятий с детьми.

Проанализировать результаты, выявить эффективность и возможности трансляции данного опыта. Основные задачи работы с родителями:

Цели – ориентиры для педагогов детского сада:

  • Воспитание уважения к детству и родительству.
  • Взаимодействие с родителями для изучения их семейной микросреды.
  • Повышение и содействие общей культуры семьи и психолого-педагогической компетентности родителей.
  • Оказание практической и теоретической помощи родителям воспитанников через трансляцию основ теоретических знаний и формирование умений и навыков практической работы с детьми.
  • Установление доверительных и партнерских отношений с родителями;
  • Объединение усилий для развития и воспитания детей.
  • Повышение педагогической культуры родителей в вопросах развития и воспитания детей.
  • Привлечение взрослых к совместной деятельности с детьми.

Цели – ориентиры для родителей (семьи воспитанников):

  • Совершенствование взаимодействия взрослого и ребенка.
  • Формирование позиции сотрудничества, умения организовывать и осуществлять детскую деятельность.
  • Наполнение жизни семьи созидательной энергией.

Формы работы над проектом

  1. Информационно – аналитические:
  • Анкетирование.
  • Опросы.
  • Консультации.
  • Метод написания родителями мини – сочинения «Мой ребенок».
  1. Наглядно-информационные формы:
  • Открытый показ непосредственной образовательной деятельности для родителей.
  • Фотовыставки.
  • Дни открытых дверей.
  1. Познавательные:
  • Родительские собрания.
  • Совместная работа по тематическому плану проекта.
  • Круглый стол.
  1. Досуговые:
  • Совместные праздники, досуги, развлечения.
  • Участие родителей в конкурсах, выставках.

Название итогового мероприятия проекта: родительское собрание: « Вот и год прошел».

Продукты проекта

Для педагогов:

  • Оформление фотовыставки на темы: Фотовыставка «Летний отдых с семьей», Фотовыставка «Мы с мамой друзья».
  • Конспекты мероприятий.
  • Проведение итогового мероприятия в форме собрания «Вот и год прошел».

Для родителей:

  • Создание развивающей среды, направленной на развитие интереса детей к теме проекта.
  • Оформление фотовыставки на темы: Фотовыставка « Летний отдых с семьей», Фотовыставка «Мы с мамой друзья».
  • Участие в итоговом мероприятии проекта: « Вот и год прошел».
  • Индивидуальные беседы с родителями на тему воспитания детей: День открытых дверей. Консультации. Родительские собрания: «Адаптация детей и взаимодействие детского сада с семьей»; Артикуляционная гимнастика. « Вот и год прошел», Проведение совместных мероприятий: «Встреча друзей»; «Новый год»; «Праздник осени»; « 8 марта».
  • Совместный труд родителей: уборка площадки; операция «Кормушка»; День добрых дел.

Для детей:

  • Дети чувствуют защищенность и поддержку со стороны родителей.
  • Интерес к совместной исследовательской деятельности «ребенок - ребенок», «ребенок - взрослый».

Элементы творческого мышления

Для педагогов:

  • У педагогов – должны сформироваться доверительные, партнерские отношения с детьми и родителями.
  • Интерес к новому виду сотрудничества с семьёй.
  • Мотивация использования метода проектов в педагогической деятельности.
  • Умение планировать проектную деятельность.

Для родителей:

  • У родителей – должны сформироваться доверительные, партнерские отношения с детьми и педагогами.
  • Участие в различных акциях, открывающих детям любящих, творческих, добрых родителей.
  • Формирование чувства ответственности, гордости, любви.
  • Активизируется деятельность родителей в жизни ребенка в дошкольном учреждении.

Планируемые результаты:

– появление в семье общих интересов, увлечений, как для взрослых, так и для детей;

– повышение уровня педагогической компетентности родителей.

Материально – техническое обеспечение проекта:

компьютер;

фотоаппарат;

канцелярские принадлежности;

фонотека;

спортинвентарь

Наглядный материал:

а) книжки-малышки;

б) настольно-печатные игры;

в) дидактические игры;

Ожидаемые результаты.

Собрана полная и достоверная информации о семьях воспитанников в различных аспектах.

Использование разнообразных форм работы даст определённые результаты: родители из «наблюдателей» превратятся в активных участников встреч и помощников воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения, повысится их педагогическая компетентность.

Семьи получат практическую помощь в виде индивидуальных и групповых консультаций специалистов и будут участниками различных мероприятий.

Родители станут открытыми к сотрудничеству детского сада и семьи

Совместная работа коллектива МАДОУ с семьёй будет способствовать созданию единого образовательного пространства для детей и воспитывающих их взрослых

Всей своей работой воспитатели доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.

Этапы реализации проекта

I этап — подготовительный (накопление знаний).

II этап – основной (совместная деятельность детей и родителей)

III этап – заключительный (результат).

I этап: Подготовительный

  • Анкетирование родителей
  • разработка плана реализации проекта;
  • подбор методической литературы для реализации проекта;
  • подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы, репродукций картин, иллюстраций; организация развивающей среды в группе.

II этап: Основной

Беседы, досуги, разучивание игр, фотовыставка, анкетирование родителей, консультации, родительские собрания, тренинги.

III этап – Заключительный

Презентация проекта: «Главное вместе»

Сроки и этапы реализации проекта

  1. Подготовительный

Сроки: 02.09-30.09. 16г.

  1. Изучение контингента семей воспитанников группы, в различных аспектах: пол, возраст, уровень образования; материальное положение; семейное положение; жилищные условия; удовлетворённость отношениями в семье; удовлетворённость здоровьем членов семьи; удовлетворённость работой; понимание роли в участии в образовательном процессе детского сада.
  2. Разработка плана мероприятий взаимодействия с родителями, которые позволят установить доверительные взаимоотношения.
  3. Практический

Сроки: 01.10.15г. -21.04.17г.

Период, когда будут проходить ключевые мероприятия проекта.

  1. Заключительный

Сроки: 22.04-30.05.17г.

Перечень основных мероприятий

  1. Анкетирование по теме «Давайте познакомимся»
  2. Родительское собрание в форме «Круглый стол» «Давайте познакомимся» с участием специалистов: методиста, психолога, инструктора ФИЗО,воспитателей.

Цель: Установить теплые доверительные взаимоотношения с родителями воспитанников с целью согласования воспитательных воздействий на ребенка.

  1. Организация выставки детско-родительских работ «Дары осени.
  1. . Спортивный праздник совместно с родителями и детьми «Встреча друзей»

Цель: Развитие творческих, интеллектуальных, физических способностей детей. Создание атмосферы дружелюбия, радости, положительного эмоционального настроя всех участников праздника

  1. . «Родительская почта» — размещение почтового ящика для быстрого и систематического обмена информацией воспитателей с родителями;

Цель: Обмен информацией между воспитателями и родителями.

  1. Операция «Кормушка» Изготовление кормушек для птиц.

Цель: Создать условия для творческого самовыражения

  1. «Копилка добрых дел» — стендовая информация пополняется по мере накопления разных дел родителями. Их публичное представление.

Цель: Активизировать творческий потенциал и педагогическую компетенцию родителей. Родительское участие в жизни группы и детского сада.

  1. Консультация «Застольный этикет». Информация для родителей «О портфолио дошкольника».

Цель: Формировать представление родителей об этикете за столом. Создать обстановку, способствующую раскрепощению свободной беседы с родителями.

  1. Новогодний праздник с участием детей, родителей и педагогов группы.

Цель: Привлечь родителей к организации и проведению новогоднего праздника.

  1. Организация выставки: «Генеалогическое древо»

Цель: Познакомить детей с генеалогическим древом семьи в доступной для них форме, привлечь родителей к организации выставки

  1. День 8 Марта совместно с родителями

Цель: Содействовать сплочению родительского коллектива, вовлечение мам в жизнедеятельность группового сообщества

  1. Семинар-практикум «Не отрываясь от домашних дел», Выставка детско- родительских работ на тему «Дидактические игры своими руками».

Цель: Помочь родителям в домашних условиях занять своего ребенка в процессе повседневных дел (обмен опытом)

  1. Привлечение родителей к оформлению участка группы на улице, изготовление атрибутов для сюжетно- ролевых игр на участке.

Цель: Содействовать к сплочению родительского коллектива и воплощения творчества родителей в оформлении участка.

  1. Презентация проекта «Главное – вместе! »

Цель: Подвести итоги эффективности проекта. Определить перспективу дальнейшей работы по направлениям проекта. Награждение родителей в активном участии жизни группы.

Оценка результатов:

Отзывы родителей;

Выставки.

Возможные риски:

Не все родители будут активны.

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.

Работа с родителями, их педагогическое просвещение должны осуществляться в определенной системе. Совместно воспитателями составляется годовой план работы с родителями.

В годовом плане работы с родителями прежде всего, определяются ведущие задачи, которые тесно связаны со всей воспитательной работой в группе.

Работа по вовлечению родителей в совместную деятельность группы ведётся по следующим направлениям:

Информационно – аналитическое.

С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, для согласования воспитательных воздействий на ребёнка в группе проводится анкетирование. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно – ориентированного подхода к ребёнку в условиях дошкольного учреждения, повышения эффективности воспитательно – образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями.

Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста.

С этой целью в группе используются активные формы и методы работы с родителями:

— Общие и групповые родительские собрания.

Традиционным в нашей группе стало проведение общего родительского собрания родителей воспитанников, вновь зачисленных в детский сад. Родителям даются рекомендации, как подготовить ребёнка к адаптации к детскому саду, доводится до сведения родителей родительский договор.

— Работа родительского комитета.

В группе работает родительский комитет, представители которого избираются на групповых собраниях. Родительский комитет организует родителей на оказание помощи в проведении косметического ремонта групп ДОУ, сбором подарков для новогодних праздников, организацией субботников по благоустройству и озеленению территории детского сада, ремонтом и покраской игрового оборудования на участке, члены родительского комитета участвуют в жюри конкурсов, выставок учреждения, в детских праздниках и т. д.

Результат совместного творчества детей и родителей способствует развитию эмоций ребенка, вызывает чувство гордости за своих родителей.

— Консультации.

При выборе консультаций для родителей педагоги проводят тщательное, вдумчивое изучение запросов родителей и выбирают оптимальный вариант. Темы консультаций также бывают приурочены к различным мероприятиям детского сада.

— Дни открытых дверей.

При посещение родителями группы воспитатели стараются вовлечь родителей в жизнь группы детского сада. Родители принимают участие в занятиях вместе с детьми, а иногда и сами выступают в роли педагогов, рассказывая детям о своей профессии, показывая свои умения и навыки при изготовлении поделок и т.д.

— Наглядно – информационное направление.

Родительские уголки

Особое место в пропаганде педагогических знаний занимает организация уголков для родителей. Творческое использование этой формы работы позволяет широко знакомить родителей с вопросами воспитания детей.

Наглядно – информационное направление даёт возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.

Из опыта работы мы знаем, что родители наиболее охотно идут на контакт, выражают желание сотрудничать с детским садом именно тогда, когда речь идет непосредственно об их ребенке. Все, что связано с конкретным ребенком, вызывает неподдельный интерес. Именно этот интерес мы используем при организации выставок фотографий, поделок, рисунков.

Номинация «Работа с родителями»

Возьмемся за руки, друзья,
Чтоб не пропасть по одиночке…
Б. Окуджава

Цикл занятий «Вместе с мамой» - это модель взаимодействия в системе тройственного союза «Мать - Дитя - Специалист», где матери и ребенку отводятся ведущие роли, им принадлежит инициатива. Специалист (педагог - психолог), исполняет роль консультанта, снабжающего родителя необходимыми сведениями и обучающего его некоторым специальным умениям, приемам взаимодействия с ребенком раннего возраста.

На наших встречах мамы и малыши вместе играют, поют, танцуют, а итогом становится творческая деятельность - создание индивидуальных или коллективных работ из разных материалов, с использованием нетрадиционных изобразительных техник.

Как известно, физическое рождение ребенка происходит через девять месяцев с момента зачатия. Но психологическое рождение, отделение от матери требует гораздо большего времени. Как минимум первых трех лет жизни. Главное в этот период - качество взаимоотношений между матерью и ребенком.

Можно долго размышлять на затронутую тему, но самое главное: никого нет у малыша ценнее, важнее и дороже, чем его родители .

Собственно, поэтому качество взаимоотношений в системе «Мать - Дитя» мы положили в основу наших коррекционно - развивающих занятий. Какую бы игру, какое бы занятие мы бы не предлагали, основная работа направляется на гармонизацию взаимоотношений матери и ребенка.

Благодаря реализации в нашем детском саду проекта «Вместе с мамой» у родителей формируется потребность в частом общении с малышом, мамы раскрывают секреты гармоничного взаимодействия с ребенком и в домашних условиях, приходит осознание того, как важен телесный и эмоциональный контакт. Отзывы родителей, посетивших наши занятия показали, что к ним приходит понимание того, как правильно построить развивающую среду дома,какие выбрать игрушки, как с пользой провести время.

Цель цикла занятий: оптимизация детско - родительских отношений.

Задачи занятий:

  1. улучшение понимания между членами семьи и ребенком, налаживание психолого-эмоционального контакта;
  2. формирование позиции «любящего взрослого»,
  3. адаптация и социализация ребенка,
  4. установление взаимодействия между семьей и детским садом. Создание партнерских отношений с общими целями воспитания ребенка.

Условия проведения занятий.

В основу данного цикла встреч положены: игротерапия, элементы сказкотерапии и арттерапия.

Данный цикл рассчитан на младших дошкольников . Продолжительность одной встречи не превышает 30 - 35 минут (включая свободную игру, т.е. организационную часть). Частота встреч 1 раз в 2 месяца.

Наш проект многим мамам помог осознать важность дошкольного периода детства, как базовой ступени развития личности ребенка, а малышам легче адаптироваться к детскому саду.


Конспекты занятий. Характеристика основных частей занятия.

старшей группы

«Моя семья»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Долгосрочный проект взаимодействия с родителями детей

Старшей группы

«Моя семья»

(совместная деятельность детского сада и семьи по

духовно-нравственному воспитанию) .

Актуальность.

Семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития необходимо их взаимодействие.

Как показывает практика, и подтверждают педагогические исследования, родители признают приоритет дошкольного учреждения в решении воспитательно-образовательных задач, но не считают нужным участвовать в педагогическом процессе. В свою очередь педагоги недооценивают роль семьи и не стремятся объединить с родителями усилия для развития и воспитания детей, поэтому не налаживают надлежащим образом обратную связь, не используют в полной мере влияние семьи на воспитание и развитие ребенка.

В системе дошкольного образования семейное воспитание является его началом, стержнем и венцом. Знания, и умения, заложенные домашним воспитанием, являются первыми ступеньками к вершинам высокого уровня культуры детей. И здесь важная роль отводится дошкольному учреждению, требуется поиск новых взаимоотношений семьи и ДОУ, а именно – сотрудничества, взаимодействия, доверительности. Кроме этого, именно в дошкольном возрасте отмечается более тесная связь ребенка с семьей и педагогом, чем в школьный период, что помогает наиболее эффективно воздействовать не только на ребенка, но и на членов его семьи. Так как воспитание, развитие и здоровье ребенка напрямую зависит от того, в каких условиях он живет, растёт, развивается, какие люди его окружают и как организован процесс его воспитания.

К сожалению, в настоящее время в нашей стране в силу многих причин ослабевают родственные связи, уходит в прошлое традиционное семейное воспитание. Психологи и педагоги обращают внимание на ухудшение состояния здоровья детей, увеличение социально незащищенных семей, социально-психологическую тревожность и усталость от испытываемых взрослыми проблем (в том числе в связи с происходящей стратификацией общества), одиночество (особенно в неполных семьях) и недостаток взаимопонимания, перераспределение материально-экономических функций внутри семьи (когда источником финансирования членов семьи становится жена/мать), трудности строительства семейной жизни на фоне кризисов. Были выделены и глобальные проблемы: экологические; психические; локальные и региональные войны; эпидемии, наркомания, алкоголизм; научно-технический прогресс, ведущий к быстрому устареванию знаний и др.

Этот процесс могут и должны остановить дошкольные педагоги-люди, которые тесно общаются с детьми и их родителями.

В связи с этим, вопрос поиска и осуществления нетрадиционных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день является одним из актуальных.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА

Творческое название проекта

« Моя семья»

Тип проекта

Информационно – практико - ориентированный,по содержанию «ребёнок и его семья»

Возраст детей

Старший дошкольный возраст

Исполнители

Дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, музыкальный руководитель, родители, ближайшие родственники

Продолжительность

Долгосрочный (9 месяцев) с сентября по май

Тематическое поле

Семья. Взаимоотношение в семье. Семейные традиции и обычаи.

Актуальность

Углубить представления детей о семье, родственных отношениях. Приучить активно, выражать в поступках и действиях доброе отношение к близким людям

Проблема

Детей необходимо приобщать к семейным традициям и обычаям, повышать интерес к ценностям семьи, но содержание работы в ДОУ не обеспечивает решения поставленной задачи в полной мере.

Цель

Задачи

  • Привлечь родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, т.е. потребность к формированию семейных ценностей.
  • Формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателями и родителями.
  • Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между взрослыми и детьми построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным.
  • Упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.
  • Предоставлять детям возможность разнообразно и свободно проявлять свои интересы, иметь личное время для занятий любимым делом.
  • Учить детей составлять рассказ о своей семье.
  • Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи.
  • Дать представление о понятиях: “род”, “родители”, “родословная”, “семья”, “родные”, “близкие”.
  • Дать понятие о русских семейных традициях, семейных реликвиях, о распределении семейных обязанностей.
  • Продолжать развивать познавательные способности у детей, активно включать их в творческо-поисковую деятельность.
  • Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей терминами родственных отношений, развивать связную речь.
  • Укреплять детско–родительские отношения

Этапы реализации проекта

1 этап –

2 этап -

3 этап- обобщающий (май)

Результат

  • Организованы выставки творческих работ детей и семейной гостиной в группе детского сада.
  • Повысилось качество образовательного процесса, процесс обучения стал более увлекательным, эмоционально-насыщенным.
  • Создана методическая копилка по данной проблеме.
  • Повысился уровень родительской активности в организации совместной деятельности по воспитанию детей.
  • Возросла уверенность родителей в их педагогических возможностях.
  • Дети расширили свой кругозор. У них развился интерес к истории семьи, семейным традициям, родословной.
  • Работа способствовала также воспитанию чувства гордости за семью, любви и уважения к родителям.
  • Дети стали более дружными и получили навыки бесконфликтного общения.

Презентация проекта

Семейная гостиная: «Цветок семейного счастья».

ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ ПРОБЛЕМЫ

Существенные изменения, произошедшие за последние годы, и новые проблемы, связанные с воспитанием детей, обусловили переосмысление сущности духовно – нравственного воспитания, его места и роли в общественной жизни. Решение проблемы воспитания основ нравственности потребовало новых подходов к организации воспитательно-образовательного процесса. Духовно – нравственное воспитание детей является одной из важных задач образовательного учреждения. В «Концепции модернизации российского образования» сформулированы важнейшие цели воспитания: «Формирование у детей гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации и активной адаптации в жизни». Большое значение для решения этих задач имеет семья, именно семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально-исторического опыта. В статье 18 Закона РФ "Об образовании" говорится: "Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте". Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания духовно – нравственных качеств ребенка. В дошкольном возрасте происходит формирование культурно-ценностных ориентации духовно-нравственной основы личности ребенка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс национально-культурной самоидентификации, осознания себя в окружающем мире. Данный период в жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия, так как образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма. Анализируя работы современных исследователей (Л.В. Кокуевой, Т.Н. Антоновой, Т.Т. Зубовой, Е.П. Арнаутовой и др.), можно говорить о том, что формирование основ патриотизма охватывает более широкий круг задач: - формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу (селу), родной природе, культурному наследию своего народа; - воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей – сверстникам, их родителям и окружающим людям; - воспитание уважительного отношения к людям, родной земле, символике, традициям и обычаям. Все эти задачи важны и актуальны, однако приоритетной для формирования основ патриотизма, на наш взгляд, является задача воспитания у ребенка любви и привязанности к родному дому, семье, семейным традициям и обычаям. Поэтому задача образовательного учреждения – актуализировать чувство сопричастности ребенка с семьей, родом, родственниками; дать возможность осознавать правила, регулирующие взаимоотношения в семье; инициировать осознание детьми семейных ценностей, традиций, обычаев. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями в данном направлении способствует формированию бережного отношения к семейным ценностям, сохранению семейных связей. Только семья может обеспечить сохранение национальных традиций и обычаев, песен, поговорок и заповедей, обеспечить передачу потомкам всего положительного, что накапливается семьей и народом. Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов: - корни каждого – в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны; - семья – ячейка общества, хранительница национальных ценностей. Это способствует формированию основ патриотизма уже в дошкольном возрасте, ребенком познаются поведенческие модели, происходит осознание целей жизни и закладывается основа успешности цели воспитания – развитие ребенка как личности, в которой концентрируются идеалы народа и государства. Семейные ценности - это принципы, на которых основывается наша жизнь; они являются стандартами, по которым мы судим, что правильно, а что неправильно. Некоторые ценности, такие как доброта, вежливость и честность широко признаются как наиболее важные, в то время как другие, такие как пунктуальность и постоянство, менее важны для некоторых людей. Каждый человек придерживается своей личной шкалы ценностей, характерной только для него. К сожалению, результаты диагностики показывают, что у детей отсутствуют четкие представления о понятиях «семья», «члены семьи». Наблюдаются неточные знания истории своего рода и семьи. В семьях не сформированы представления о положительных и отрицательных поступках, как одних из ценностей семьи, так как есть семьи, членов которых ничто не радует в поведении ребенка, между родителями нет согласованности – одни и те же поступки вызывают свои, не совпадающие по значению, реакции. Родители не всегда выслушивают мнение детей, отсутствует доверие и уважение между членами семьи. Недооцениваются семейные ценности, интерес к изучению и сохранению семейных обычаев и традиций неустойчив или отсутствует. У дошкольников в основном нечеткие, неясные, несформированные представления о семье как ценности, об уровнях ценностей семьи. Многие дети не могут охарактеризовать значимость семьи для человека. Конечно, не каждый родитель в полной мере осознаёт актуальность обсуждаемой проблемы и вряд ли знаком с методами и средствами её решения. Необходимость создания и реализации проекта «Семья» была обусловлена выше перечисленными факторами. Проблема исследования определяется противоречием между необходимостью приобщения детей к семейным традициям и обычаям, повышению интереса к ценностям семьи и отсутствием в ДОУ педагогических условий, способствующих духовно – нравственному воспитанию в полной мере.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ . Повышение качества образовательного процесса по духовно–нравственного воспитанию через организацию совместной исследовательской деятельности родителей, детей, педагогов. Создание методической копилки по нравственному воспитанию. Активизация и обогащение воспитательных умений родителей по приобщению дошкольников к семейным традициям и ценностям, поддержание их уверенности в собственных педагогических возможностях. Создание в группе детского сада условий для обобщения материала по формированию у старших дошкольников семейных ценностей. Укрепление связи семьи и ДОУ. Формирование у детей интереса к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитание уважения к членам семьи.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ.

Заключается в разработке содержания, методов и форм, которое предусматривает поэтапную организацию приобщения детей к семейным традициям, повышению интереса к ценностям семьи и участия родителей в совместных мероприятиях.

ЦЕЛЬ Формирование духовно- нравственных качеств личности через приобщение детей к семейным традициям и ценностям.

ЗАДАЧИ

  • Сформировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи.
  • Привлечь родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, т.е. потребность к формированию семейных ценностей. Формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателями и родителями.
  • Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между людьми (взрослыми и детьми) построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным.
  • Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.
  • Упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится. Предоставлять детям возможность разнообразно и свободно проявлять свои интересы, иметь личное время для занятий любимым делом.

ГИПОТЕЗЫ ИССЛЕДОВАНИЯ : мы предполагаем, что процесс воспитания нравственности будет более эффективным в том случае, если: Формировать представления о родном доме, семейных традициях и чувства сопричастности к ним не только в семье, но и в ДОУ. Воспитание нравственности будет строиться на материале, близком, понятном и эмоционально значимом для ребенка с учетом взаимодействия педагогов, родителей. Разработать систему сотрудничества педагогов и семьи. Деятельность детей по формированию семейных ценностей осуществляется систематически и планомерно.

НОВИЗНА Заключается в выработке новых стратегических подходов по приобщению детей к семейным традициям, ценностям и взаимодействию с семьёй по духовно- нравственному воспитанию ребёнка в условиях ДОУ. Совместная исследовательская деятельность дошкольников, родителей и педагогов по изучению истории семьи и рода способствует формированию патриотизма, толерантности, культурно – ценностных ориентаций, духовно – нравственному развитию.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

Проблема отношения личности к традициям рассматривалась в работах Л. В. Загик, В. М. Ивановой, Н. Ф. Виноградовой, Т. М. Марковой, О. Л. Зверевой и других, в которых даны различные трактовки освоения дошкольниками традиций как части общенародной, национальной культуры. Семейные традиции рассматривались в русле психолого-педагогических исследований, применительно к конкретной тематике научных работ:

Организация взаимодействия детей со старшими в семье (Т. А. Маркова, С. П. Тищенко), воспитание ценностного отношения к старости (Ю. О. Га-лущинская);

Ознакомление дошкольников с традиционными праздниками, приобщение детей к домашнему хозяйству, воспитание интереса к русской традиционной культуре (Е. С. Бабунова, Н. Ф. Виноградова, Л. В. Загик, И. С. Хомякова, Н. А. Стародубова и др.);

Признание особой роли родительского авторитета, этики внутрисемейного общения, образа жизни, стиля внутрисемейных отношений (В. М. Иванова, Л. А. Таланова, О. Л. Зверева, Т. А. Репина);

Значимость организации совместной работы с родителями по воспитанию у детей нравственно-волевых, гуманных, гражданских качеств (В. В. Дуброва, Н. Ф. Виноградова, И. С. Хомякова);

Применение в семейном воспитании произведений народного творчества, искусства (Л. Д. Вавилова, Д. О. Дзинтаре).

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ОБЩЕЙ ДИДАКТИКИ

Принцип детоцентризма (в центре творческой деятельности находится воспитанник, который проявляет свою активность. У него имеются замечательные возможности реализовать себя, ощутить успех, продемонстрировать свои возможности). Принцип кооперации (в процессе работы над проектом осуществляется широкое взаимодействие воспитанников с педагогом, с родителями и между собой). Принцип опоры на субъектный опыт воспитанников (каждый, работая над мини-проектом, имеет хорошие возможности применить уже имеющийся у него собственный опыт и знания). Принцип учёта индивидуальности воспитанников : их интересов, темпа работы, уровня обученности. Принцип свободного выбора : темы проекта, подтемы, партнёров в работе над проектом, источников и способов получения информации, метода исследования, формы представления результатов. Принцип связи исследования с реальной жизнью (происходит соединение знаний и практических действий). Принцип трудной цели (легко достижимый результат не является для многих воспитанников мобилизующим фактором).

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ

1 этап – организационно - диагностический (сентябрь).

Цель: Мониторинговые, диагностические исследования и определение перспектив. Установление партнёрских отношений педагогов, родителей, детей, создания единого социокультурного пространства. Составление перспективного плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий.

На первом этапе был разработан паспорт проекта, определялась его цель и основные задачи. Были определены участники проекта. В ходе реализации группового проекта участниками были воспитанники старшей группы, педагоги, родители и музыкальный руководитель. Были определено содержание проекта, разработано перспективное планирование по работе с детьми, составлен план взаимодействия с родителями и педагогами.

2 этап - формирующий (октябрь - апрель)

Цель: Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между взрослыми и детьми построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным. Формировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи. Привлечение родителей к непосредственной творческой деятельности с детьми, к активной созидательной воспитательной практике по возрождению семейных традиций.

Второй этап – это непосредственно реализация самого проекта, в рамках которого велась работа по трем направлениям: работа педагогов с детьми, работа детей и родителей, работа педагогов и родителей. С детьми проводили занятия по проекту, была организована совместная и самостоятельная деятельность детей по ознакомлению с семейными ценностями. Корни связывают его с родным домом и ближайшим окружением. Поэтому необходимо установить тесное взаимоотношение с родителями воспитанников. Для этого была организованна работа, которая включала в себя проведение ряда консультаций для родителей, а так же родительских собраний по теме проекта, целью которых было объяснить актуальность, важность проводимой работы по духовно- нравственному воспитанию детей в ДОУ, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, заинтересовать их и сделать своими союзниками.

Вся работа по проекту строилась по темам: «Моя семья», «Члены моей семьи», «Наши имена и фамилии», «Родительский дом - начало начал», «Мой папа Защитник Отечества», «Моя мама», «Профессии моих родителей», «Мы помощники».

3 этап- обобщающий (май)

Цель: Анкетирование родителей и диагностика уровня форсированности сопричастности детей к семейным традициям и ценностям семьи. Анализ и подведение итогов работы.

Третий этап включает в себя презентацию проекта «Цветок семейного счастья», посвящённой Дню семьи. В рамках семейной гостиной были организованы стендовая презентация и выставки творческих работ детей.

ТЕХНОЛОГИИ

Личностно ориентированного обучения и воспитания

Это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования. Личностно-ориентированное обучение исходит из признания уникальности субъектного опыта самого воспитанника, как важного источника индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой, в частности, в познании.

Развивающего обучения

Позволяет выращивать в ребенке творческие способности и потребность в творчестве, ориентирует ребенка на самоопределение и самоактуализацию, поддерживает личностное развитие ребенка.

Индивидуального обучения

Воспитание и обучение с учётом индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка позволяет создать комфортные условия для занятий. Дети выполняют работу в удобном для них индивидуальном темпе. Кроме того, данная технология позволяет наиболее эффективно развивать навыки самостоятельной работы у дошкольников.

Информационно-коммуникационные

В современном мире при всем нарастающем потоке информации не обойтись без применения информационно-коммуникационных технологий. На занятиях в совместной деятельности часто применяются мультимедийные презентации, музыкальное оформление, организуются видеопросмотры.

Развития творчества

Творческий процесс делится на четыре фазы: подготовка, созревание идеи, озарение и воплощение. Помогает формировать и развивать у воспитанников способности к импровизации, применять полученные навыки в новых условиях, искать нестандартные решения.

Игровая

В результате освоения игровой деятельности в дошкольном периоде формируется готовность к общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности ученья. Дети познают жизненные и семейные ценности - играя.

Проблемно – поисковая

Предполагает создание под руководством воспитателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Проектная

Одна из современных интерактивных технологий обучения. Формирует у дошкольников навыки планирования совместной деятельности, проектирования. Способствует самоорганизации, учит делать выбор и принимать решения. Вместе учиться не только легче, но и интереснее.

ФОРМЫ РАБОТЫ с детьми:

Беседы; занятия; рассматривание семейных альбомов, картин, иллюстраций; выставки детских работ по проекту «Семья» в ДОУ; дидактические и сюжетно-ролевые игры по проекту «Семья»; экскурсия в музей «Русская изба»; заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью; творческая речевая деятельность; утренники, развлечения; конкурсы; театрализованная деятельность; сочинение рассказов и сказок о семье; создание мини-проектов; видео просмотры. с родителями. Наглядная пропаганда; беседы и консультации; коррекционный журнал; анкетирование; дни открытых дверей; круглый стол; звездный час; педагогическая лаборатория; конкурсы; семейная гостиная; семейные мини – проекты.

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ:

1.Методы, повышающие познавательную активность дошкольников:

  • метод сравнения
  • элементарный анализ
  • метод моделирования и конструирования
  • метод проектной деятельности
  • метод вопросов – постановка вопросов детям; воспитание умения и потребности задавать вопросы, грамотно и четко их формулировать
  • метод повторения – важнейший дидактический принцип, без применения которого не будет прочности знаний в воспитании чувств.

2. Методы, направленные на повышение эмоциональной активности детей при усвоении знаний:

  • игровые приемы – повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств
  • сюрпризные моменты и элементы новизны – эмоционально настраивают ребенка на познание, обостряют желание ребенка разгадать секрет или просто порадоваться

3.Методы и приемы, способствующие установлению связи между разными видами деятельности:

  • прием предложения и обучения способу – воспитатель не только эмоционально рассказывает о семье, человеке, но и должен вызвать желание у детей самим попробовать свои силы в исследовании.
  • беседа – является связующим звеном

4.Методы коррекции и уточнения:

  • метод обобщенного ответа на вопрос: индивидуальная беседа, сравнительный анализ, оценка, разъяснение, совместный поиск выхода из ситуации, обсуждение способа действия.

Перспективный план долгосрочного группового проекта «Семья» в старшей группе.

Месяц

тема

Организованная деятельность с детьми

Совместная деятельность педагогов и детей

Совместная деятельность

С родителями

Консультации для родителей

октябрь

Моя семья

1 . Познание

«Моя семья» .

«Наша дружная семья!» . 3.Занятие по формированию лексико- грамматических категорий и развитию связной речи «Расскажу вам о своей семье»

Беседа на тему: « Что такое семья», «Мои близкие», «Как росли мои родители, бабушка и дедушка», «Традиции нашей семьи».

Чтение сказок

«Кукушка», «Гуси-лебеди» « Красная Шапочка», «Крошечка – Хаврошечка», «Гуси-лебеди».

Пальчиковая игра: «Моя семья» Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Дочки - матери», «Встречаем гостей» Серия бесед по картинкам « Какая у меня семья». Рассматривание картин : Т. Сорокина «Семья» Драматизация сказки: «Репка»

Стенгазета: «Дружная семья» Рассказы и рисунки детей: «Познакомьтесь с моей семьёй» Мини - проект: «Герб моей семьи» Практическое задание:

Попросить маму и папу рассказать о своих родителях (твоих бабушках и дедушках).

Консультация: «Главные условия воспитания детей в семье» Папка-передвижка: «Как создать семейный герб»

Привлечь родителей к сбору

Материалов необходимых для

Реализации проектов.

ноябрь

Члены моей семьи

1 . Познание

«Что я знаю о себе» , «Кто живёт со мной » 2. Портреты детей из солёного теста: «Приятно познакомиться»

Беседа на тему: «Выходной день в нашей семье», «Самые дорогие люди».

Обсуждение ситуаций: «У меня большая семья», «Мой детский альбом», «На кого я похож?». Чтение произведений: Я.Акима «Моя родня». В.Драгунского «Моя сестра Ксения». Дидактическая игра: «Родство» Просмотр мультфильмов: «Разноцветная семейка». Рассказы детей о бабушках и дедушках.

Творческая речевая деятельность : «Письмо бабушке и дедушке» Игровая ситуация : «Мои братья и сёстры», «Каким я был, каким я стану», «Мы - разные». Ручной труд : «Открытка для мамы на день матери», «Вот какие мы».

Практическое задание: Формирование фотоальбома своей семьи для группы. Конкурсная программа для детей и родителей посвящённая Дню матери «Мать и дитя»

Мини - проект : «Сказка на ночь» Сочиняем и записываем сказки вместе.

Папка-передвижка : «Обращение ребёнка к родителям», «История возникновения праздника «День матери» Буклеты : «Здравствуйте, дорогие мои»

декабрь

Ты и твое имя

1 . Познание

«Тайна твоего имени и фамилии»

Беседа на тему : «Что означает твоё имя?» , « Откуда произошла моя фамилия?», «Моя родословная».

Интервью у родителей – «Расскажи, почему меня так назвали?» Просмотр мультипликационного фильма : «Морозко», «Двенадцать месяцев». Дидактические игры: «Моя семья. Составь цепочку», «Кто сегодня именинник?», «Придумай фамилию» Графическое упражнение : «Напечатай по образцу свою фамилию и имя»

Чтение произведения: «Т.А.Шорыгина

Участие родителей в улучшении предметно-развивающей среды

Мини - проект: «Генеалогическое древо моей семьи».

Папка-передвижка:

«Роль фамилии в жизни

человека» Буклеты: «Основные заповеди «здоровой семьи»

январь

Дом в котором мы живём

1 . Познание

«Мой дом»

2 . Художественное творчество (Аппликация): «Дом моей мечты»

Беседа : « Папа в доме и дом исправен», « Как я помогаю дома».

Строительная игра: «Мебель для дома»

Сюжетно- ролевые игры: «Наш дом», «Строители», «Новоселье», «Ремонт в квартире».

Игра- драматизация: «Три поросёнка».

Творческая речевая деятельность: «Мой день дома»

Заучивание пословиц о родном ломе: «Дом без хозяина- сиротинка». Рассматривание иллюстраций : «Семья дома» Обсуждение ситуаций : «Моя комната», «Мой игровой уголок», «Чтобы в доме стало веселей». Пальчиковая игра: «Строим дом»

Конкурс:

«Дом нашей мечты» (Ручной труд с родителями)

Выставка рисунков: «Комната моей мечты»

Экскурсия детей и родителей в музей детского сада «Русская изба»

Консультация:

«Семья мой дом родной»

Буклеты:

«Права и обязанности в семье

февраль

Мой папа

1 . Коммуникация

«Путешествие на воздушном шаре»

2. Художественное творчеств о (Рисование)

«Мой папа защитник»

Беседа: « Где служил мой папа», « Папа гордость моя»

Рассматривание иллюстраций, репродукций, альбомов с военной тематикой

Чтение художественной литературы: Т. Бокова « Папа», Т. Шорыгина «Дедушка»,; стихи к празднику. Ручной труд: «Поздравительная открытка для папы» Сюжетно-ролевые игры: «Моряки».

Рассматривание дома с папой армейского фотоальбома

Рассказ:

«Где служил мой папа, дедушка»

Семейный досуг : « Папа, мама, я - спортивная семья».

Советы педагога:

«Растим мужчину»

Буклеты:

«О роли отца в семье»

март

Моя мама

1 . Коммуникация

«Как я помогаю маме»

2. Художественное творчество(Рисование)

«Моя мама самая лучшая»

Беседа на тему:

«Моя мама лучше всех»

Просмотр мультфильма:

«Мама для мамонтёнка»

Чтение стихотворения Е.Благининой «Посидим в тишине», « Вот какая мама»

Настольный театр:

«Волк и семеро козлят»

Сюжетно-ролевые игры: «Дочки – матери»

Настольно- печатные игры: «Собери портрет мама»

Папка-передвижка:

«Когда родительская любовь

Заходит

Слишком далеко»

апрель

Профессии моих родителей

1 . Познание

«Кем работают наши мамы и папы»

2. Художественное творчество (Рисование)

«Кем работают наши родители»

Беседа на тему:

«Мои родители – строители, врачи, учителя, и т.д.»

Чтение произведений

С.Баруздина «Мамина работа», В Маяковский «Кем быть?», Д. Родари « Чем пахнут ремёсла»

Сюжетно-ролевые игры: «Водители», «Поликлиника»

Дидактические игры «Что лишнее?», «Кому, что нужно?»

Встреча с близкими людьми: Рассказ родителей о своей работе.

Благоустройствоучастка детского сада.

Папка-передвижка:

«Как мы помогаем родным

май

Семейные традиции и обычаи

1 . Познание

«Чем занимаются в вашей семье», « Традиции и обычаи моей семьи»

2Выставка рисунков

«Праздник в нашей семье»

Беседа на тему: «Как вы понимаете слово « традиции», «Мир семейных увлечений», «Как я помогал папе, бабушке, дедушке».

Рассматривание репродукции: З. Серебряковой « За завтраком»

Сюжетно- ролевая игра: « Встречаем гостей»

Книга семейных рецептов

Презентация проекта-

«Родословная моей семьи»

Папка-передвижка:

«Традиции и обычаи семьи».

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ

Работа способствовала: Внедрение проекта обеспечило оптимальные условия для изучения детьми своих традиций, возрос интерес к семье, ее прошлому и настоящему. У детей появилось желание быть похожими на близких людей в делах, поступках. Проявляется эмоционально – положительное отношение к своей семье, гордость за свою семью, бережное отношение к семейным реликвиям. Чаще возникает желание реализовать знания о прошлом семьи в собственной деятельности (рассказы, рисунки, предъявление семейных реликвий, создание благоприятного микроклимата в детско-родительском коллективе. Активизации и обогащению педагогических знаний и умений родителей. Повышению психолого-педагогической культуры родителей. Развитию креативных способностей детей и родителей в совместной деятельности. Оснащению предметно – развивающей среды в группе. Организации выставки и семейной гостиной в группе детского сада. У них развился интерес к истории семьи, семейным традициям, родословной. Работа способствовала также воспитанию чувства гордости за семью, любви и уважения к родителям. Кроме того, дети стали более дружными и получили навыки бесконфликтного общения.

Опыт внедрения нашего проекта может быть интересен другим дошкольным образовательным учреждениям, работающим по программе «Детство». Одним из решений духовно- нравственного воспитания становится организация единого воспитательно-образовательного пространства для воспитанников, которое поддерживается в ДОУ и семье.


Галина Тарасова
Группа кратковременного пребывания «Мать и дитя» как одна из вариативных форм дошкольного образования

«Мать и дитя » как одна из вариативных форм дошкольного образования .

Аннотация : в работе представлен материал по организации на базе детского сада детей раннего возраста не посещающих дошкольное образовательное учреждение .

Ключевые слова : адаптация, диагностика, предметно-пространственная среда, игровые приемы

Проблема адаптации является одной из сложнейших проблем, чрезвычайно актуальной для многих областей различных наук. Вопросы адаптации личности были и остаются предметом исследования ученых : психологов, педагогов, социологов Г. А. Балл, А. И. Баркан, Е. Е. Кравцова, Я. Л. Коломенский, B.C. Мухина, В. В. Новиков, А. В. Степанов, И. В. Таранов, В. Н. Шубкин и др. Понятие «адаптация» имеет широкое значение и определяется как приспособление к окружающим условиям (от лат. adapto –приспособляю) . Среди острых и социальных проблем одной из самых актуальных в настоящее время является проблема семейного воспитания. Современное состояние семьи требует иного соотношения семейного и общественного воспитания, изучения потребности семьи и её возможности в воспитании ребенка. Дошкольные образовательные услуги для определенной категории семей стали недоступными. Существенная ситуация вошла в противоречие с нормами законодательства Российской Федерации, закрепляющими за государством обязанность оказывать поддержку семье в воспитании детей дошкольного возраста , обеспечивать доступность дошкольных образовательных услуг для всех слоёв населения.

Одной из актуальнейших задач, стоящих сегодня перед дошкольным учреждением , является организация взаимодействия с семьёй в новых условиях. В настоящее время детский сад становится тем центром, который реально может помочь родителям в вопросах всестороннего развития личности ребёнка, в том числе в решении проблемы его социальной адаптации. В настоящее время наблюдается интенсивный приток в дошкольные учреждения детей раннего возраста. Переход ребёнка из семьи в детское учреждение оказывается достаточно резким и травмирующим событием в его жизни. Поэтому в период поступления малыша в детский сад первой и главной трудностью, с которой сталкиваются родители и педагоги является проблема адаптации к детскому учреждению . Диагностика адаптации детей раннего возраста при поступлении в детский сад, проводимая в нашем дошкольном учреждении на протяжении нескольких лет показала, что наиболее трудно адаптируются малыши самого младшего возраста – полуторагодовалые – только что пришедшие в детский сад из дома. Отсутствие психологической готовности к детскому учреждению чревато многочисленными психологическими и медицинскими трудностями – дети пугаются новых людей и обстановки, ощущают душевный дискомфорт, оставаясь без родителей, часто плачут, начинают непрерывно болеть, у них возникают невротические реакции, обостряются психосоматические явления и т. д. К сожалению, современные молодые родители не имеют необходимых знаний об особенностях психического развития детей данного возраста, а также навыков правильного взаимодействия с ребёнком в период подготовки к поступлению в детский сад. В нашем дошкольном образовательном учреждении используются различные формы работы с родителями вновь поступающих детей (беседы, консультации, родительские собрания , папки-передвижки и др., однако данные формы работы не достаточно эффективны и не всегда в полной мере способствуют быстрой и безболезненной адаптации ребёнка. Поэтому мы решили апробировать новую форму работы с детьми раннего возраста и их родителями – группа кратковременного пребывания детей , не посещающих дошкольное учреждение , которая поможет повысить адаптационные возможности малышей и безболезненно переступить порог детского сада. Отличительной особенностью данной модели взаимодействия является активное привлечение семьи в детское дошкольное учреждение .

Коллективом нашего ДОУ была собрана информация о семьях микрорайона, имеющих детей дошкольного возраста и воспитывающих их на дому. Она позволила проанализировать вопросы и количество детей, не посещающих дошкольные учреждения , и выявить основные причины непосещаемости, которые заключаются в следующем : большую часть составляют дети в возрасте до 1, 5 лет- 27%, так же выявлены такие категории семей как : многодетные, матери-одиночки, дети, находящиеся дома с бабушками. Группа кратковременного пребывания «Мать и дитя » создана в 2005 году.

Главная цель : -увеличение охвата детей дошкольным образованием , всестороннее развитие детей, их ранняя социализация, позволяющая обеспечить успешную адаптацию ребёнка к условиям ДОУ; педагогическое просвещение родителей.

Надо отметить, что большое значение имела первая встреча с родителями неорганизованных детей. К ней готовились очень тщательно. В программу встречи включены : экскурсия по детском саду, встречи со специалистами, демонстрация уровня достижений воспитанников ДОУ. Длительность пребывания работы ГКП была установлена по согласованию с родителями.

Время посещения группы- 3 часа . В группу малыши приходят вместе с родителями. Здесь дети имеют возможность, находясь вместе с мамой или папой, играть, двигаться, общаться с незнакомыми ему ранее детьми и взрослыми. Опытные специалисты учат родителей, как полноценно общаться с ребёнком. Они предлагают методы и приёмы обучения и воспитания малыша в зависимости от его возрастных и индивидуальных особенностей. В группе каждый взрослый может общаться со своим или чужим ребёнком, другими родителями, обсуждать сходство переживаемых ситуаций. Дети тоже имеют возможность получить первые уроки общения со сверстниками и взрослыми, свои первые знания. Воспитательно-образовательную работу с детьми осуществляет воспитатель. Деятельность малышей в нашем дошкольном учреждении осуществляется в различных помещениях – групповом , спортивном и музыкальном залах. Дети, переходя вместе с родителями из одного помещения в другое, знакомятся с пространством детского сада, постепенно осваивают его. Это является немаловажным фактором, способствующим лучшей адаптации малышей при поступлении в детский сад. Значительное внимание в процессе организации и функционирования адаптационной группы мы уделили созданию условий и организации предметно- пространственной среды. При организации предметно-пространственной среды нами соблюдаются следующие принципы : соответствие возрастным особенностям, рациональность, доступность материалов и пособий.

В групповом помещении имеются игры и игрушки в достаточном количестве, оформлены различные уголки . Воспитатель, общаясь и играя с детьми, обучает родителей различным игровым приёмам. В группе создаётся атмосфера доброжелательности и тепла, способствующая поддержанию у детей желания прийти сюда снова.

Повседневная жизнь группы складывается из : занятий по сенсорному развитию (развивают мелкую моторику рук, мышление, восприятие) . На рисовании учат детей целенаправленно оставлять след на бумаге : пальчиком, ладошкой , тычком. Игровые упражнения по развитию речи являются средством общения с окружающими (развивают активную речь) . Занятия по ознакомлению с окружающим миром направлены на знакомство с предметами ближайшего окружения, раскрытие разнообразных способов их использования. Воспитанники учатся слушать и понимать короткие , доступные произведения художественной литературы. Занятия по развитию движений, проходят в физкультурном зале, который оснащён различным оборудованием для выполнения общеразвивающих упражнений и основных движений. Под руководством инструктора по физической культуре малыши при заботливой поддержке родителей катают мячи, ходят по ребристым дорожкам, лазают по гимнастическим лестницам, ползают, прыгают, играют, укрепляя здоровье и получая заряд радости и бодрости. В музыкальном зале малыши вместе с мамами разучивают народные песенки, потешки, прибаутки; разнообразные движения - простые образные (зайка, птичка, мишка и др.) ; танцевальные движения (притопы, прихлопы, кружение, вращение рук – «фонарики» и др., слушают музыку.

Благодаря многогранной деятельности педагогов, конструктивно взаимодействующих с родителями и воспитанниками группы «Мать и дитя » , удалось сформировать у детей (в соответствии с возрастом) способы и средства общения со сверстниками и взрослыми. Дети физически и психически здоровы, и благополучны; успешно адаптированы к условиям детского сада. Совместная подготовка к посещению детского сада способствует формированию у родителей потребности в частом общении с детьми, повышению педагогических знаний у родителей детей раннего возраста, помогает родителям осознать важность дошкольного периода детства как базовой ступени развития личности ребёнка. Специалисты дошкольного образовательного учреждения оказывают практическую помощь родителям в организации занятий с детьми в кругу семьи, помогают взрослым увидеть мир с позиции ребёнка, относиться к малышу как к равному. Для занятий характерно использование межличностных контактов : ребёнок-ребёнок, ребёнок-взрослый, взрослый-взрослый. Родители воспитанников группы стали активными помощниками в обеспечении воспитательно-образовательного процесса ДОУ , возрос уровень их компетентности в воспитании детей. Кратковременное систематическое пребывание малыша вместе с мамой в детском саду способствует его своевременному полноценному развитию, социализации, раннему выявлению детей с отклонениями в развитии, облегчает в дальнейшем адаптацию при поступлении в детский сад на полный день. Именно степень адаптации ребёнка при поступлении его в детский сад является одним из показателей результативности таких форм взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьёй .

Из группы кратковременного пребывания «Мать и дитя » малыши при поступлении в группы на полный день адаптируются легче,чем дети, пришедшие впервые. Так, лёгкая адаптация отмечена у 58% детей, посещающих группу кратковременного пребывания , и у 38 % детей, пришедших в детский сад впервые.

В 2016 году наш детский сад участвовал в конкурсе субъектов РФ на лучшие модели дошкольного образования , представил материал по проекту «Мать и дитя » , в котором была раскрыта система работы группы «Мать и дитя » .

Список литературы

1. Развитие вариативных форм дошкольного образования . Организация группы кратковременного пребывания в ДОУ :/практ. пособие авт. -сост. М. Р Даминова-.С. -Петербург, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013.-207с

2. Адаптация ребёнка к детскому саду. Общение речь, эмоциональное развитие / И. С. Ильина. – Ярославль : Академия развития, 2008. – 144 с.

3. Балл Г. А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности. // Вопросы психологии, № 1, 1989. 4. Давыдова О. И., Майер А. А. Адаптационные группы в ДОУ . Методическое пособие. М, 2005. – 153 с

4. Заводчикова О. Г. Адаптация ребенка в детском саду : взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи : пособие для воспитателей / О. Г. Заводчикова. – М.: Просвещение : Росмэн, 2007. - 76 с. 6. Иванова Н. В. Социальная адаптация малышей в ДОУ / Н. В. Иванова, О. Б. Кривовицына, Е. Ю. Якупова. - М.: ТЦ Сфера, 2011. - 120 с.