Проект: «Детский сад – семья: нас объединяют дети. Долгосрочный проект для старшей группы "моя семья" Долгосрочный проект мать и доу
Вид проекта :
По продолжительности: кратковременный.
По количеству участников: фронтальный.
По характеру контактов: в рамках ДОУ.
Участники :
- дети старшей группы № 10 «Почемучки»;
- родители детей;
- воспитатели: Гаскарова В. М.; Кургина Г. И.
Тип проекта: познавательно – творческий.
Сроки реализации проекта: 17.11.2014 г. – 28.11.2014 г.
Проблема:
Современные дети практически ничего не знают о своих родителях, об их работе, увлечениях, мечтах и так далее. Они не имеют представлений о профессиональной деятельности своих родителей, не могут понять, что родители устают на работе. Дети капризничают, не слушаются родителей. Часто можно увидеть, как ребенок начинает капризничать, закатывать истерики при виде своих родителей. А родители, в свою очередь, уставшие после работы, не имеют сил и желания вникнуть в какие-то тонкости «садовской» жизни своего ребенка. В лучшем случае, поинтересуются, что дали на обед, что делали на занятиях, и была ли у них прогулка.
Для каждого из нас самый дорогой и близкий человек – это мама. Очень большое значение для развития личности ребёнка имеет взаимопонимание между ребёнком и матерью. Любовь мамы - это забота и помощь во всём. Несмотря на это, всё чаще любовь к маме дети связывают только с материальными ценностями, а не духовными. Детям в силу возраста, трудно понять, что мама нуждается в нашей благодарности, помощи и заботе.
У детей преобладает потребительское отношение к матери.
Поэтому детский сад должен стать связующим звеном между детьми и их родителями, должен помочь им узнать, понять и принять друг друга, в оспитать в ребенке любовь, уважение, чувство сопереживания и взаимопомощи близкому человеку – маме. Это является необходимым составляющим в нравственном воспитании детей.
Цель проекта :
- формировать осознанное понимание значимости мамы в жизни ребенка, семьи;
- воспитывать у детей уважение и заботу, чувство глубокой любви и привязанности к самому дорогому человеку на земле;
- бережное отношение и желание помочь и сделать приятное маме.
Задачи проекта:
- обобщать знания детей дошкольного возраста о празднике «День матери»;
- воспитать чувства любви и уважения к маме;
- способствовать развитию эмоциональной отзывчивости у детей;
- углубить знания детей о профессиях мам;
- способствовать созданию семейных традиций, теплых взаимоотношений в семье;
- побудить детей выразить благодарность своим матерям за заботу через продуктивную деятельность (аппликацию, рисование, лепку);
- развивать коммуникативные навыки детей, умение находить выход из проблемных ситуаций.
Использование информационно-коммуникативных технологий: ноутбук, проектор, экран для проектора, колонки.
Пути реализации :
- тематические занятия;
- беседы с детьми;
- консультации для родителей, статьи в уголок для родителей об истории праздника;
- подбор журналов, литературы для индивидуальной работы родителям на тему «Роль матери в воспитании ребенка в семье»;
- выставка детского творчества;
- интервьюирование детей «За что я люблю мамочку»;
- оформление праздничной стенгазеты.
Подготовительный этап:
до начала реализации проекта была проведена следующая работа:
- сбор фотографий детей с мамами;
- подбор иллюстраций ко дню матери;
- подбор художественной литературы;
- подготовка презентации, наглядного материала;
- подбор игр;
- побор музыкального репертуара, мультфильмов о маме.
Организационный этап:
Социализация :
- сюжетно – ролевые игры: «Мама дома», « Мама на работе», «Моя семья»;
- дидактические игры: «Назови ласково», «Накрой праздничный стол», «Подбери праздничный наряд и украшения», «Матери и детеныши».
Познание: беседы «Мамы всякие нужны, мамы разные важны», «Как я помогаю маме дома», «Как мы с мамой играем», «Мамины руки самые добрые».
.
Коммуникация: чтение и заучивание стихотворений о маме.
Художественное творчество:
- поделка «Подарок для мамочки»;
- рисование «Портрет моей мамочки».
Труд: выпекание печенья для праздничного чаепития.
Речевое развитие: составление рассказа о своей маме, словесные игры «Профессия мамы», «Как зовут твою маму», заучивание и объяснение смысла пословиц о маме.
Физкультминутка «Мамины помощники».
Заключительный этап:
- Сборник пословиц, стихотворений о маме;
- Выставка детских рисунков «Портрет моей мамочки»;
- Праздничное мероприятие для мамочек «Моя мама лучше всех»;
- Показ презентации «Как мы готовились ко Дню Матери»;
- Праздничное чаепитие в группе с вручением подарков и печенья для мам;
- Праздничная стенгазета с фотографиями детей со своими мамами.
Предполагаемый результат:
После завершения проекта дети приобретут следующие знания:
- получат новые знания о празднике «День матери» в России, его традиция;
- познакомятся с профессиями женщин и их значимостью для других людей;
- научатся выразительно читать произведения о маме, анализировать их;
- дети составят рассказы описательного характера о своей маме и своей семье;
- появится желание быть похожими на близких людей в делах, поступках;
- появится заботливое, уважительное отношение к матери;
- у детей появятся практические навыки в общении со сверстниками и взрослыми;
- создастся трогательная, душевная атмосфера во время совместной деятельности детей и родителей в детском саду.
Вывод:
У детей появилось желание быть похожими на свою маму в делах и поступках.
Появилось эмоционально-положительное отношение к маме, гордость за свою маму, трепетное отношение к ней.
Чаще возникает желание поговорить и рассказать всем о своей маме.
Ход реализации проекта:
Образовательная область |
Задачи для детей старшей группы ДОУ |
|
Социализация |
Сюжетно – ролевые игры: «Мама дома», «Мама на работе», «Моя семья». |
Продолжить развивать игровую деятельность детей, совершенствовать умение самостоятельно выбирать тему для игры, развивать сюжет на основе полученных знаний, полученных при восприятии окружающего. |
Труд |
Выпекание печенья «Угощение для мамочек» |
Развить желание вместе с воспитателем испечь печенье, доставить удовольствие мамам, выполнять посильные трудовые поручения |
Познание |
беседы на темы «Мамы разные нужны, мамы разные важны», «Как мы с мамой играем», «Мамины руки самые добрые» |
Расширить преставления о труде взрослых, дать представления о значимости матери в жизни каждого человека. |
Коммуникация |
Чтение и заучивание стихотворений о маме |
Продолжать учить выразительно рассказывать литературный текст. |
Чтение художественной литературы |
А. Барто «Разлука», «Мама поет», Н. Саконская «Разговор о маме», Е. Благинина «Мамин день», В. Осеева «Сыновья», С. Михалков «А что у вас?» С. Я. Маршак «Сказка о глупом мышонке», Нанайская народная сказка «Айога» |
Развить желание рассказывать о своем отношении к конкретному поступку литературного персонажа, помочь детям понять скрытые мотивы героев произведения, приобщить их к словесному искусству |
Художественное творчество |
Ручной труд «Подарок для мамочки», Рисование «Портрет моей мамочки» |
Совершенствовать изобразительные навыки и умения; формировать художественно-творческие способности; развивать чувство формы, цвета, пропорций; вызвать желание сделать приятное мамам. |
Педагогический проект
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«ЯГОДКИ» ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА НА ТЕМУ:
«Наша большая семья»
Исполнители:
Шипачева Е. Ю.
Участники проекта:
дети, родители
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА
Участники проекта: воспитатели, учитель-дефектолог, учитель- логопед, психолог, родители, дети группы компенсирующей направленности «Ягодки» .
Заказчик проекта: Администрация МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 53 База экспериментальной работы: МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 53 Сроки работы: Сентябрь 2016г - май 2017г.
Тип проекта:
- По доминирующей в проекте деятельности: практико-ориентированный.
- По содержанию – интегративный (включает ребенка и его родителей).
- По характеру участия ребенка в проекте – участник от зарождения идеи и до получения результата.
- По характеру контактов – осуществляется внутри группы компенсирующей направленности «Ягодки» в контакте с семьей.
- По количеству участников – групповой.
- По продолжительности – долгосрочный.
Значимая для родителей проблема, на решение которой направлен проект:
творческое взаимодействие родителей и педагогов, ориентированное на личностное развитие детей.
Проект: «Главное – вместе»
Данный проект, включает в себя подбор и апробацию активных форм взаимодействия с родителями детей младшего дошкольного возраста для эффективного сотрудничества ДОУ с семьёй ребёнка и вовлечения родителей в образовательный процесс ДОУ как полноправных субъектов деятельности.
Обоснование необходимости разработки педагогического проекта «Главное вместе»
В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они закладывают первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».
Но в современной социокультурной ситуации ослаблено действие естественного механизма формирования успешного родителя. Молодые семьи стремятся к самостоятельности и независимости в решении разных вопросов, в том числе и вопросов воспитания ребенка, что приводит к ошибкам, которые сложно исправить.
В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического характера, желание учиться родительству у молодых мам и пап отходит на второй план. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.
Не секрет, что многие родители не понимают значения воспитательного процесса, осуществляемого в детском саду. Они интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.
Задача детского сада «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка. Необходимо, чтобы детский сад и семья стали открытыми друг другу и помогли раскрытию способностей и возможностей ребёнка. При взаимодействии работы двух структур надо учитывать дифференцированный подход к каждой семье, учитывать социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей в воспитании своих детей. Работа с родителями одна из важнейших сторон деятельности ДОУ.
Мы рассматриваем родителей как главных воспитателей ребенка, а ДОУ, в лице педагогического коллектива, как профессионального помощника семье в личностном становлении и социализации ребенка.
В детском саду давно существует опыт взаимодействия педагогов с семьёй. Обобщён опыт работы по теме сотрудничества детского сада и семьи в преодолении трудностей социальной адаптации; организован лекторий для родителей по вопросам оздоровления детей; разработана тематика родительского консультирования. Все эти формы взаимодействия с семьёй показывают положительные результаты. Но характеристика современного родителя, особенно это касается родителей малышей, только пришедших в детский сад, заставляет искать всё более новые формы активного взаимодействия с семьёй, вести в системе педагогическое просвещение родителей для вовлечения их в образовательную деятельность ДОУ.
Осознание этого помогло определить проблему:
При существующих условиях, адекватных для организации сотрудничества с родителями детей младшего дошкольного возраста, недостаточно применяются активные формы сотрудничества, которые позволят осуществлять личностное взаимодействие воспитателя с семьёй ребёнка для успешной адаптации детей в ДОУ и повышение педагогической компетентности родителей. Дошкольник не эстафета, которую передаёт семья в руки педагогов детского сада. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов
Актуальность проекта
Новые задачи, встающие перед дошкольным учреждением, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с другими социальными институтами, помогающими ему решать образовательные задачи. На современном этапе детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, с другой - педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями. Работа с родителями одна из важнейших сторон деятельности ДОУ. Семья — первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а папа и мама — образцы для подражания. Не существует другого такого института, кроме института семьи, так точно предопределяющего закономерности формирования будущего человека. За поведенческими проблемами, особенностями детских взаимоотношений видны взрослые – их взгляды на мир, их позиции и поведенческие стереотипы. Родители, не владея в достаточной мере, знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание ребенка вслепую, интуитивно. Все это не приносит желаемых результатов
Идея взаимодействия педагогов с родителями тесно связана с кардинальной перестройкой работы с семьей: переход от монологических форм работы к диалогу, размышлению, вовлечение родителей в разнообразную совместную деятельность с детьми. Такой подход сделает педагогов единомышленниками, поднимет психолого-педагогическую компетентность родителей и эмоционально сблизит их со своим ребенком.
Характеристика современного родителя, особенно это касается родителей малышей, только пришедших в детский сад, заставляет искать всё более новые формы активного взаимодействия с семьёй, вести в системе педагогическое просвещение родителей для вовлечения их в образовательную деятельность ДОУ.
Цель проекта :
Подбор и апробация активных форм взаимодействия с родителями детей с нарушениями интеллекта группы компенсирующей направленности для эффективного сотрудничества ДОУ с семьёй и вовлечение семьи в единое образовательное пространство, повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах детско-родительских отношений, вовлечения родителей в образовательный процесс ДОУ как полноправных субъектов деятельности.
Задачи проекта :
Изучить семьи и установить тесные доверительные взаимоотношения с её членами с целью согласования воспитательных воздействий на ребенка;
Разработать план мероприятий по педагогическому просвещению семьи.
Реализовать разработанный план в образовательной практике в группе
— вовлечь родителей в образовательный процесс на основе выявления положительных сторон семьи, активизировать ее творческий потенциал и педагогическую компетенцию через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы;
— создать условия для творческого самовыражения, самореализации субъектов образовательного процесса через совместные детско-родительские мероприятия;
— обеспечить родителей специальной литературой и дидактическими материалами для занятий с детьми.
Проанализировать результаты, выявить эффективность и возможности трансляции данного опыта. Основные задачи работы с родителями:
Цели – ориентиры для педагогов детского сада:
- Воспитание уважения к детству и родительству.
- Взаимодействие с родителями для изучения их семейной микросреды.
- Повышение и содействие общей культуры семьи и психолого-педагогической компетентности родителей.
- Оказание практической и теоретической помощи родителям воспитанников через трансляцию основ теоретических знаний и формирование умений и навыков практической работы с детьми.
- Установление доверительных и партнерских отношений с родителями;
- Объединение усилий для развития и воспитания детей.
- Повышение педагогической культуры родителей в вопросах развития и воспитания детей.
- Привлечение взрослых к совместной деятельности с детьми.
Цели – ориентиры для родителей (семьи воспитанников):
- Совершенствование взаимодействия взрослого и ребенка.
- Формирование позиции сотрудничества, умения организовывать и осуществлять детскую деятельность.
- Наполнение жизни семьи созидательной энергией.
Формы работы над проектом
- Информационно – аналитические:
- Анкетирование.
- Опросы.
- Консультации.
- Метод написания родителями мини – сочинения «Мой ребенок».
- Наглядно-информационные формы:
- Открытый показ непосредственной образовательной деятельности для родителей.
- Фотовыставки.
- Дни открытых дверей.
- Познавательные:
- Родительские собрания.
- Совместная работа по тематическому плану проекта.
- Круглый стол.
- Досуговые:
- Совместные праздники, досуги, развлечения.
- Участие родителей в конкурсах, выставках.
Название итогового мероприятия проекта: родительское собрание: « Вот и год прошел».
Продукты проекта
Для педагогов:
- Оформление фотовыставки на темы: Фотовыставка «Летний отдых с семьей», Фотовыставка «Мы с мамой друзья».
- Конспекты мероприятий.
- Проведение итогового мероприятия в форме собрания «Вот и год прошел».
Для родителей:
- Создание развивающей среды, направленной на развитие интереса детей к теме проекта.
- Оформление фотовыставки на темы: Фотовыставка « Летний отдых с семьей», Фотовыставка «Мы с мамой друзья».
- Участие в итоговом мероприятии проекта: « Вот и год прошел».
- Индивидуальные беседы с родителями на тему воспитания детей: День открытых дверей. Консультации. Родительские собрания: «Адаптация детей и взаимодействие детского сада с семьей»; Артикуляционная гимнастика. « Вот и год прошел», Проведение совместных мероприятий: «Встреча друзей»; «Новый год»; «Праздник осени»; « 8 марта».
- Совместный труд родителей: уборка площадки; операция «Кормушка»; День добрых дел.
Для детей:
- Дети чувствуют защищенность и поддержку со стороны родителей.
- Интерес к совместной исследовательской деятельности «ребенок - ребенок», «ребенок - взрослый».
Элементы творческого мышления
Для педагогов:
- У педагогов – должны сформироваться доверительные, партнерские отношения с детьми и родителями.
- Интерес к новому виду сотрудничества с семьёй.
- Мотивация использования метода проектов в педагогической деятельности.
- Умение планировать проектную деятельность.
Для родителей:
- У родителей – должны сформироваться доверительные, партнерские отношения с детьми и педагогами.
- Участие в различных акциях, открывающих детям любящих, творческих, добрых родителей.
- Формирование чувства ответственности, гордости, любви.
- Активизируется деятельность родителей в жизни ребенка в дошкольном учреждении.
Планируемые результаты:
– появление в семье общих интересов, увлечений, как для взрослых, так и для детей;
– повышение уровня педагогической компетентности родителей.
Материально – техническое обеспечение проекта:
компьютер;
фотоаппарат;
канцелярские принадлежности;
фонотека;
спортинвентарь
Наглядный материал:
а) книжки-малышки;
б) настольно-печатные игры;
в) дидактические игры;
Ожидаемые результаты.
Собрана полная и достоверная информации о семьях воспитанников в различных аспектах.
Использование разнообразных форм работы даст определённые результаты: родители из «наблюдателей» превратятся в активных участников встреч и помощников воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения, повысится их педагогическая компетентность.
Семьи получат практическую помощь в виде индивидуальных и групповых консультаций специалистов и будут участниками различных мероприятий.
Родители станут открытыми к сотрудничеству детского сада и семьи
Совместная работа коллектива МАДОУ с семьёй будет способствовать созданию единого образовательного пространства для детей и воспитывающих их взрослых
Всей своей работой воспитатели доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.
Этапы реализации проекта
I этап — подготовительный (накопление знаний).
II этап – основной (совместная деятельность детей и родителей)
III этап – заключительный (результат).
I этап: Подготовительный
- Анкетирование родителей
- разработка плана реализации проекта;
- подбор методической литературы для реализации проекта;
- подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы, репродукций картин, иллюстраций; организация развивающей среды в группе.
II этап: Основной
Беседы, досуги, разучивание игр, фотовыставка, анкетирование родителей, консультации, родительские собрания, тренинги.
III этап – Заключительный
Презентация проекта: «Главное вместе»
Сроки и этапы реализации проекта
- Подготовительный
Сроки: 02.09-30.09. 16г.
- Изучение контингента семей воспитанников группы, в различных аспектах: пол, возраст, уровень образования; материальное положение; семейное положение; жилищные условия; удовлетворённость отношениями в семье; удовлетворённость здоровьем членов семьи; удовлетворённость работой; понимание роли в участии в образовательном процессе детского сада.
- Разработка плана мероприятий взаимодействия с родителями, которые позволят установить доверительные взаимоотношения.
- Практический
Сроки: 01.10.15г. -21.04.17г.
Период, когда будут проходить ключевые мероприятия проекта.
- Заключительный
Сроки: 22.04-30.05.17г.
Перечень основных мероприятий
- Анкетирование по теме «Давайте познакомимся»
- Родительское собрание в форме «Круглый стол» «Давайте познакомимся» с участием специалистов: методиста, психолога, инструктора ФИЗО,воспитателей.
Цель: Установить теплые доверительные взаимоотношения с родителями воспитанников с целью согласования воспитательных воздействий на ребенка.
- Организация выставки детско-родительских работ «Дары осени.
- . Спортивный праздник совместно с родителями и детьми «Встреча друзей»
Цель: Развитие творческих, интеллектуальных, физических способностей детей. Создание атмосферы дружелюбия, радости, положительного эмоционального настроя всех участников праздника
- . «Родительская почта» — размещение почтового ящика для быстрого и систематического обмена информацией воспитателей с родителями;
Цель: Обмен информацией между воспитателями и родителями.
- Операция «Кормушка» Изготовление кормушек для птиц.
Цель: Создать условия для творческого самовыражения
- «Копилка добрых дел» — стендовая информация пополняется по мере накопления разных дел родителями. Их публичное представление.
Цель: Активизировать творческий потенциал и педагогическую компетенцию родителей. Родительское участие в жизни группы и детского сада.
- Консультация «Застольный этикет». Информация для родителей «О портфолио дошкольника».
Цель: Формировать представление родителей об этикете за столом. Создать обстановку, способствующую раскрепощению свободной беседы с родителями.
- Новогодний праздник с участием детей, родителей и педагогов группы.
Цель: Привлечь родителей к организации и проведению новогоднего праздника.
- Организация выставки: «Генеалогическое древо»
Цель: Познакомить детей с генеалогическим древом семьи в доступной для них форме, привлечь родителей к организации выставки
- День 8 Марта совместно с родителями
Цель: Содействовать сплочению родительского коллектива, вовлечение мам в жизнедеятельность группового сообщества
- Семинар-практикум «Не отрываясь от домашних дел», Выставка детско- родительских работ на тему «Дидактические игры своими руками».
Цель: Помочь родителям в домашних условиях занять своего ребенка в процессе повседневных дел (обмен опытом)
- Привлечение родителей к оформлению участка группы на улице, изготовление атрибутов для сюжетно- ролевых игр на участке.
Цель: Содействовать к сплочению родительского коллектива и воплощения творчества родителей в оформлении участка.
- Презентация проекта «Главное – вместе! »
Цель: Подвести итоги эффективности проекта. Определить перспективу дальнейшей работы по направлениям проекта. Награждение родителей в активном участии жизни группы.
Оценка результатов:
Отзывы родителей;
Выставки.
Возможные риски:
Не все родители будут активны.
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.
Работа с родителями, их педагогическое просвещение должны осуществляться в определенной системе. Совместно воспитателями составляется годовой план работы с родителями.
В годовом плане работы с родителями прежде всего, определяются ведущие задачи, которые тесно связаны со всей воспитательной работой в группе.
Работа по вовлечению родителей в совместную деятельность группы ведётся по следующим направлениям:
Информационно – аналитическое.
С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, для согласования воспитательных воздействий на ребёнка в группе проводится анкетирование. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно – ориентированного подхода к ребёнку в условиях дошкольного учреждения, повышения эффективности воспитательно – образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями.
Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста.
С этой целью в группе используются активные формы и методы работы с родителями:
— Общие и групповые родительские собрания.
Традиционным в нашей группе стало проведение общего родительского собрания родителей воспитанников, вновь зачисленных в детский сад. Родителям даются рекомендации, как подготовить ребёнка к адаптации к детскому саду, доводится до сведения родителей родительский договор.
— Работа родительского комитета.
В группе работает родительский комитет, представители которого избираются на групповых собраниях. Родительский комитет организует родителей на оказание помощи в проведении косметического ремонта групп ДОУ, сбором подарков для новогодних праздников, организацией субботников по благоустройству и озеленению территории детского сада, ремонтом и покраской игрового оборудования на участке, члены родительского комитета участвуют в жюри конкурсов, выставок учреждения, в детских праздниках и т. д.
Результат совместного творчества детей и родителей способствует развитию эмоций ребенка, вызывает чувство гордости за своих родителей.
— Консультации.
При выборе консультаций для родителей педагоги проводят тщательное, вдумчивое изучение запросов родителей и выбирают оптимальный вариант. Темы консультаций также бывают приурочены к различным мероприятиям детского сада.
— Дни открытых дверей.
При посещение родителями группы воспитатели стараются вовлечь родителей в жизнь группы детского сада. Родители принимают участие в занятиях вместе с детьми, а иногда и сами выступают в роли педагогов, рассказывая детям о своей профессии, показывая свои умения и навыки при изготовлении поделок и т.д.
— Наглядно – информационное направление.
Родительские уголки
Особое место в пропаганде педагогических знаний занимает организация уголков для родителей. Творческое использование этой формы работы позволяет широко знакомить родителей с вопросами воспитания детей.
Наглядно – информационное направление даёт возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.
Из опыта работы мы знаем, что родители наиболее охотно идут на контакт, выражают желание сотрудничать с детским садом именно тогда, когда речь идет непосредственно об их ребенке. Все, что связано с конкретным ребенком, вызывает неподдельный интерес. Именно этот интерес мы используем при организации выставок фотографий, поделок, рисунков.
Номинация «Работа с родителями»
Возьмемся за руки, друзья,
Чтоб не пропасть по одиночке…
Б. Окуджава
Цикл занятий «Вместе с мамой» - это модель взаимодействия в системе тройственного союза «Мать - Дитя - Специалист», где матери и ребенку отводятся ведущие роли, им принадлежит инициатива. Специалист (педагог - психолог), исполняет роль консультанта, снабжающего родителя необходимыми сведениями и обучающего его некоторым специальным умениям, приемам взаимодействия с ребенком раннего возраста.
На наших встречах мамы и малыши вместе играют, поют, танцуют, а итогом становится творческая деятельность - создание индивидуальных или коллективных работ из разных материалов, с использованием нетрадиционных изобразительных техник.
Как известно, физическое рождение ребенка происходит через девять месяцев с момента зачатия. Но психологическое рождение, отделение от матери требует гораздо большего времени. Как минимум первых трех лет жизни. Главное в этот период - качество взаимоотношений между матерью и ребенком.
Можно долго размышлять на затронутую тему, но самое главное: никого нет у малыша ценнее, важнее и дороже, чем его родители .
Собственно, поэтому качество взаимоотношений в системе «Мать - Дитя» мы положили в основу наших коррекционно - развивающих занятий. Какую бы игру, какое бы занятие мы бы не предлагали, основная работа направляется на гармонизацию взаимоотношений матери и ребенка.
Благодаря реализации в нашем детском саду проекта «Вместе с мамой» у родителей формируется потребность в частом общении с малышом, мамы раскрывают секреты гармоничного взаимодействия с ребенком и в домашних условиях, приходит осознание того, как важен телесный и эмоциональный контакт. Отзывы родителей, посетивших наши занятия показали, что к ним приходит понимание того, как правильно построить развивающую среду дома,какие выбрать игрушки, как с пользой провести время.
Цель цикла занятий: оптимизация детско - родительских отношений.
Задачи занятий:
- улучшение понимания между членами семьи и ребенком, налаживание психолого-эмоционального контакта;
- формирование позиции «любящего взрослого»,
- адаптация и социализация ребенка,
- установление взаимодействия между семьей и детским садом. Создание партнерских отношений с общими целями воспитания ребенка.
Условия проведения занятий.
В основу данного цикла встреч положены: игротерапия, элементы сказкотерапии и арттерапия.
Данный цикл рассчитан на младших дошкольников . Продолжительность одной встречи не превышает 30 - 35 минут (включая свободную игру, т.е. организационную часть). Частота встреч 1 раз в 2 месяца.
Наш проект многим мамам помог осознать важность дошкольного периода детства, как базовой ступени развития личности ребенка, а малышам легче адаптироваться к детскому саду.
Конспекты занятий. Характеристика основных частей занятия.
старшей группы
«Моя семья»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Долгосрочный проект взаимодействия с родителями детей
Старшей группы
«Моя семья»
(совместная деятельность детского сада и семьи по
духовно-нравственному воспитанию) .
Актуальность.
Семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития необходимо их взаимодействие.
Как показывает практика, и подтверждают педагогические исследования, родители признают приоритет дошкольного учреждения в решении воспитательно-образовательных задач, но не считают нужным участвовать в педагогическом процессе. В свою очередь педагоги недооценивают роль семьи и не стремятся объединить с родителями усилия для развития и воспитания детей, поэтому не налаживают надлежащим образом обратную связь, не используют в полной мере влияние семьи на воспитание и развитие ребенка.
В системе дошкольного образования семейное воспитание является его началом, стержнем и венцом. Знания, и умения, заложенные домашним воспитанием, являются первыми ступеньками к вершинам высокого уровня культуры детей. И здесь важная роль отводится дошкольному учреждению, требуется поиск новых взаимоотношений семьи и ДОУ, а именно – сотрудничества, взаимодействия, доверительности. Кроме этого, именно в дошкольном возрасте отмечается более тесная связь ребенка с семьей и педагогом, чем в школьный период, что помогает наиболее эффективно воздействовать не только на ребенка, но и на членов его семьи. Так как воспитание, развитие и здоровье ребенка напрямую зависит от того, в каких условиях он живет, растёт, развивается, какие люди его окружают и как организован процесс его воспитания.
К сожалению, в настоящее время в нашей стране в силу многих причин ослабевают родственные связи, уходит в прошлое традиционное семейное воспитание. Психологи и педагоги обращают внимание на ухудшение состояния здоровья детей, увеличение социально незащищенных семей, социально-психологическую тревожность и усталость от испытываемых взрослыми проблем (в том числе в связи с происходящей стратификацией общества), одиночество (особенно в неполных семьях) и недостаток взаимопонимания, перераспределение материально-экономических функций внутри семьи (когда источником финансирования членов семьи становится жена/мать), трудности строительства семейной жизни на фоне кризисов. Были выделены и глобальные проблемы: экологические; психические; локальные и региональные войны; эпидемии, наркомания, алкоголизм; научно-технический прогресс, ведущий к быстрому устареванию знаний и др.
Этот процесс могут и должны остановить дошкольные педагоги-люди, которые тесно общаются с детьми и их родителями.
В связи с этим, вопрос поиска и осуществления нетрадиционных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день является одним из актуальных.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА
Творческое название проекта | « Моя семья» |
Тип проекта | Информационно – практико - ориентированный,по содержанию «ребёнок и его семья» |
Возраст детей | Старший дошкольный возраст |
Исполнители | Дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, музыкальный руководитель, родители, ближайшие родственники |
Продолжительность | Долгосрочный (9 месяцев) с сентября по май |
Тематическое поле | Семья. Взаимоотношение в семье. Семейные традиции и обычаи. |
Актуальность | Углубить представления детей о семье, родственных отношениях. Приучить активно, выражать в поступках и действиях доброе отношение к близким людям |
Проблема | Детей необходимо приобщать к семейным традициям и обычаям, повышать интерес к ценностям семьи, но содержание работы в ДОУ не обеспечивает решения поставленной задачи в полной мере. |
Цель | |
Задачи |
|
Этапы реализации проекта | 1 этап – 2 этап - 3 этап- обобщающий (май) |
Результат |
|
Презентация проекта | Семейная гостиная: «Цветок семейного счастья». |
ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ ПРОБЛЕМЫ
Существенные изменения, произошедшие за последние годы, и новые проблемы, связанные с воспитанием детей, обусловили переосмысление сущности духовно – нравственного воспитания, его места и роли в общественной жизни. Решение проблемы воспитания основ нравственности потребовало новых подходов к организации воспитательно-образовательного процесса. Духовно – нравственное воспитание детей является одной из важных задач образовательного учреждения. В «Концепции модернизации российского образования» сформулированы важнейшие цели воспитания: «Формирование у детей гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации и активной адаптации в жизни». Большое значение для решения этих задач имеет семья, именно семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально-исторического опыта. В статье 18 Закона РФ "Об образовании" говорится: "Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте". Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания духовно – нравственных качеств ребенка. В дошкольном возрасте происходит формирование культурно-ценностных ориентации духовно-нравственной основы личности ребенка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс национально-культурной самоидентификации, осознания себя в окружающем мире. Данный период в жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия, так как образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма. Анализируя работы современных исследователей (Л.В. Кокуевой, Т.Н. Антоновой, Т.Т. Зубовой, Е.П. Арнаутовой и др.), можно говорить о том, что формирование основ патриотизма охватывает более широкий круг задач: - формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу (селу), родной природе, культурному наследию своего народа; - воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей – сверстникам, их родителям и окружающим людям; - воспитание уважительного отношения к людям, родной земле, символике, традициям и обычаям. Все эти задачи важны и актуальны, однако приоритетной для формирования основ патриотизма, на наш взгляд, является задача воспитания у ребенка любви и привязанности к родному дому, семье, семейным традициям и обычаям. Поэтому задача образовательного учреждения – актуализировать чувство сопричастности ребенка с семьей, родом, родственниками; дать возможность осознавать правила, регулирующие взаимоотношения в семье; инициировать осознание детьми семейных ценностей, традиций, обычаев. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями в данном направлении способствует формированию бережного отношения к семейным ценностям, сохранению семейных связей. Только семья может обеспечить сохранение национальных традиций и обычаев, песен, поговорок и заповедей, обеспечить передачу потомкам всего положительного, что накапливается семьей и народом. Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов: - корни каждого – в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны; - семья – ячейка общества, хранительница национальных ценностей. Это способствует формированию основ патриотизма уже в дошкольном возрасте, ребенком познаются поведенческие модели, происходит осознание целей жизни и закладывается основа успешности цели воспитания – развитие ребенка как личности, в которой концентрируются идеалы народа и государства. Семейные ценности - это принципы, на которых основывается наша жизнь; они являются стандартами, по которым мы судим, что правильно, а что неправильно. Некоторые ценности, такие как доброта, вежливость и честность широко признаются как наиболее важные, в то время как другие, такие как пунктуальность и постоянство, менее важны для некоторых людей. Каждый человек придерживается своей личной шкалы ценностей, характерной только для него. К сожалению, результаты диагностики показывают, что у детей отсутствуют четкие представления о понятиях «семья», «члены семьи». Наблюдаются неточные знания истории своего рода и семьи. В семьях не сформированы представления о положительных и отрицательных поступках, как одних из ценностей семьи, так как есть семьи, членов которых ничто не радует в поведении ребенка, между родителями нет согласованности – одни и те же поступки вызывают свои, не совпадающие по значению, реакции. Родители не всегда выслушивают мнение детей, отсутствует доверие и уважение между членами семьи. Недооцениваются семейные ценности, интерес к изучению и сохранению семейных обычаев и традиций неустойчив или отсутствует. У дошкольников в основном нечеткие, неясные, несформированные представления о семье как ценности, об уровнях ценностей семьи. Многие дети не могут охарактеризовать значимость семьи для человека. Конечно, не каждый родитель в полной мере осознаёт актуальность обсуждаемой проблемы и вряд ли знаком с методами и средствами её решения. Необходимость создания и реализации проекта «Семья» была обусловлена выше перечисленными факторами. Проблема исследования определяется противоречием между необходимостью приобщения детей к семейным традициям и обычаям, повышению интереса к ценностям семьи и отсутствием в ДОУ педагогических условий, способствующих духовно – нравственному воспитанию в полной мере.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ . Повышение качества образовательного процесса по духовно–нравственного воспитанию через организацию совместной исследовательской деятельности родителей, детей, педагогов. Создание методической копилки по нравственному воспитанию. Активизация и обогащение воспитательных умений родителей по приобщению дошкольников к семейным традициям и ценностям, поддержание их уверенности в собственных педагогических возможностях. Создание в группе детского сада условий для обобщения материала по формированию у старших дошкольников семейных ценностей. Укрепление связи семьи и ДОУ. Формирование у детей интереса к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитание уважения к членам семьи.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ.
Заключается в разработке содержания, методов и форм, которое предусматривает поэтапную организацию приобщения детей к семейным традициям, повышению интереса к ценностям семьи и участия родителей в совместных мероприятиях.
ЦЕЛЬ Формирование духовно- нравственных качеств личности через приобщение детей к семейным традициям и ценностям.
ЗАДАЧИ
- Сформировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи.
- Привлечь родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, т.е. потребность к формированию семейных ценностей. Формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателями и родителями.
- Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между людьми (взрослыми и детьми) построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным.
- Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.
- Упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится. Предоставлять детям возможность разнообразно и свободно проявлять свои интересы, иметь личное время для занятий любимым делом.
ГИПОТЕЗЫ ИССЛЕДОВАНИЯ : мы предполагаем, что процесс воспитания нравственности будет более эффективным в том случае, если: Формировать представления о родном доме, семейных традициях и чувства сопричастности к ним не только в семье, но и в ДОУ. Воспитание нравственности будет строиться на материале, близком, понятном и эмоционально значимом для ребенка с учетом взаимодействия педагогов, родителей. Разработать систему сотрудничества педагогов и семьи. Деятельность детей по формированию семейных ценностей осуществляется систематически и планомерно.
НОВИЗНА Заключается в выработке новых стратегических подходов по приобщению детей к семейным традициям, ценностям и взаимодействию с семьёй по духовно- нравственному воспитанию ребёнка в условиях ДОУ. Совместная исследовательская деятельность дошкольников, родителей и педагогов по изучению истории семьи и рода способствует формированию патриотизма, толерантности, культурно – ценностных ориентаций, духовно – нравственному развитию.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
Проблема отношения личности к традициям рассматривалась в работах Л. В. Загик, В. М. Ивановой, Н. Ф. Виноградовой, Т. М. Марковой, О. Л. Зверевой и других, в которых даны различные трактовки освоения дошкольниками традиций как части общенародной, национальной культуры. Семейные традиции рассматривались в русле психолого-педагогических исследований, применительно к конкретной тематике научных работ:
Организация взаимодействия детей со старшими в семье (Т. А. Маркова, С. П. Тищенко), воспитание ценностного отношения к старости (Ю. О. Га-лущинская);
Ознакомление дошкольников с традиционными праздниками, приобщение детей к домашнему хозяйству, воспитание интереса к русской традиционной культуре (Е. С. Бабунова, Н. Ф. Виноградова, Л. В. Загик, И. С. Хомякова, Н. А. Стародубова и др.);
Признание особой роли родительского авторитета, этики внутрисемейного общения, образа жизни, стиля внутрисемейных отношений (В. М. Иванова, Л. А. Таланова, О. Л. Зверева, Т. А. Репина);
Значимость организации совместной работы с родителями по воспитанию у детей нравственно-волевых, гуманных, гражданских качеств (В. В. Дуброва, Н. Ф. Виноградова, И. С. Хомякова);
Применение в семейном воспитании произведений народного творчества, искусства (Л. Д. Вавилова, Д. О. Дзинтаре).
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ОБЩЕЙ ДИДАКТИКИ
Принцип детоцентризма (в центре творческой деятельности находится воспитанник, который проявляет свою активность. У него имеются замечательные возможности реализовать себя, ощутить успех, продемонстрировать свои возможности). Принцип кооперации (в процессе работы над проектом осуществляется широкое взаимодействие воспитанников с педагогом, с родителями и между собой). Принцип опоры на субъектный опыт воспитанников (каждый, работая над мини-проектом, имеет хорошие возможности применить уже имеющийся у него собственный опыт и знания). Принцип учёта индивидуальности воспитанников : их интересов, темпа работы, уровня обученности. Принцип свободного выбора : темы проекта, подтемы, партнёров в работе над проектом, источников и способов получения информации, метода исследования, формы представления результатов. Принцип связи исследования с реальной жизнью (происходит соединение знаний и практических действий). Принцип трудной цели (легко достижимый результат не является для многих воспитанников мобилизующим фактором).
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ
1 этап – организационно - диагностический (сентябрь).
Цель: Мониторинговые, диагностические исследования и определение перспектив. Установление партнёрских отношений педагогов, родителей, детей, создания единого социокультурного пространства. Составление перспективного плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий.
На первом этапе был разработан паспорт проекта, определялась его цель и основные задачи. Были определены участники проекта. В ходе реализации группового проекта участниками были воспитанники старшей группы, педагоги, родители и музыкальный руководитель. Были определено содержание проекта, разработано перспективное планирование по работе с детьми, составлен план взаимодействия с родителями и педагогами.
2 этап - формирующий (октябрь - апрель)
Цель: Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между взрослыми и детьми построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным. Формировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи. Привлечение родителей к непосредственной творческой деятельности с детьми, к активной созидательной воспитательной практике по возрождению семейных традиций.
Второй этап – это непосредственно реализация самого проекта, в рамках которого велась работа по трем направлениям: работа педагогов с детьми, работа детей и родителей, работа педагогов и родителей. С детьми проводили занятия по проекту, была организована совместная и самостоятельная деятельность детей по ознакомлению с семейными ценностями. Корни связывают его с родным домом и ближайшим окружением. Поэтому необходимо установить тесное взаимоотношение с родителями воспитанников. Для этого была организованна работа, которая включала в себя проведение ряда консультаций для родителей, а так же родительских собраний по теме проекта, целью которых было объяснить актуальность, важность проводимой работы по духовно- нравственному воспитанию детей в ДОУ, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, заинтересовать их и сделать своими союзниками.
Вся работа по проекту строилась по темам: «Моя семья», «Члены моей семьи», «Наши имена и фамилии», «Родительский дом - начало начал», «Мой папа Защитник Отечества», «Моя мама», «Профессии моих родителей», «Мы помощники».
3 этап- обобщающий (май)
Цель: Анкетирование родителей и диагностика уровня форсированности сопричастности детей к семейным традициям и ценностям семьи. Анализ и подведение итогов работы.
Третий этап включает в себя презентацию проекта «Цветок семейного счастья», посвящённой Дню семьи. В рамках семейной гостиной были организованы стендовая презентация и выставки творческих работ детей.
ТЕХНОЛОГИИ
Личностно ориентированного обучения и воспитания
Это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования. Личностно-ориентированное обучение исходит из признания уникальности субъектного опыта самого воспитанника, как важного источника индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой, в частности, в познании.
Развивающего обучения
Позволяет выращивать в ребенке творческие способности и потребность в творчестве, ориентирует ребенка на самоопределение и самоактуализацию, поддерживает личностное развитие ребенка.
Индивидуального обучения
Воспитание и обучение с учётом индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка позволяет создать комфортные условия для занятий. Дети выполняют работу в удобном для них индивидуальном темпе. Кроме того, данная технология позволяет наиболее эффективно развивать навыки самостоятельной работы у дошкольников.
Информационно-коммуникационные
В современном мире при всем нарастающем потоке информации не обойтись без применения информационно-коммуникационных технологий. На занятиях в совместной деятельности часто применяются мультимедийные презентации, музыкальное оформление, организуются видеопросмотры.
Развития творчества
Творческий процесс делится на четыре фазы: подготовка, созревание идеи, озарение и воплощение. Помогает формировать и развивать у воспитанников способности к импровизации, применять полученные навыки в новых условиях, искать нестандартные решения.
Игровая
В результате освоения игровой деятельности в дошкольном периоде формируется готовность к общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности ученья. Дети познают жизненные и семейные ценности - играя.
Проблемно – поисковая
Предполагает создание под руководством воспитателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Проектная
Одна из современных интерактивных технологий обучения. Формирует у дошкольников навыки планирования совместной деятельности, проектирования. Способствует самоорганизации, учит делать выбор и принимать решения. Вместе учиться не только легче, но и интереснее.
ФОРМЫ РАБОТЫ с детьми:
Беседы; занятия; рассматривание семейных альбомов, картин, иллюстраций; выставки детских работ по проекту «Семья» в ДОУ; дидактические и сюжетно-ролевые игры по проекту «Семья»; экскурсия в музей «Русская изба»; заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью; творческая речевая деятельность; утренники, развлечения; конкурсы; театрализованная деятельность; сочинение рассказов и сказок о семье; создание мини-проектов; видео просмотры. с родителями. Наглядная пропаганда; беседы и консультации; коррекционный журнал; анкетирование; дни открытых дверей; круглый стол; звездный час; педагогическая лаборатория; конкурсы; семейная гостиная; семейные мини – проекты.
МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ:
1.Методы, повышающие познавательную активность дошкольников:
- метод сравнения
- элементарный анализ
- метод моделирования и конструирования
- метод проектной деятельности
- метод вопросов – постановка вопросов детям; воспитание умения и потребности задавать вопросы, грамотно и четко их формулировать
- метод повторения – важнейший дидактический принцип, без применения которого не будет прочности знаний в воспитании чувств.
2. Методы, направленные на повышение эмоциональной активности детей при усвоении знаний:
- игровые приемы – повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств
- сюрпризные моменты и элементы новизны – эмоционально настраивают ребенка на познание, обостряют желание ребенка разгадать секрет или просто порадоваться
3.Методы и приемы, способствующие установлению связи между разными видами деятельности:
- прием предложения и обучения способу – воспитатель не только эмоционально рассказывает о семье, человеке, но и должен вызвать желание у детей самим попробовать свои силы в исследовании.
- беседа – является связующим звеном
4.Методы коррекции и уточнения:
- метод обобщенного ответа на вопрос: индивидуальная беседа, сравнительный анализ, оценка, разъяснение, совместный поиск выхода из ситуации, обсуждение способа действия.
Перспективный план долгосрочного группового проекта «Семья» в старшей группе.
Месяц | тема | Организованная деятельность с детьми | Совместная деятельность педагогов и детей | Совместная деятельность С родителями | Консультации для родителей |
октябрь | Моя семья | 1 . Познание «Моя семья» . «Наша дружная семья!» . 3.Занятие по формированию лексико- грамматических категорий и развитию связной речи «Расскажу вам о своей семье» | Беседа на тему: « Что такое семья», «Мои близкие», «Как росли мои родители, бабушка и дедушка», «Традиции нашей семьи». Чтение сказок «Кукушка», «Гуси-лебеди» « Красная Шапочка», «Крошечка – Хаврошечка», «Гуси-лебеди». Пальчиковая игра: «Моя семья» Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Дочки - матери», «Встречаем гостей» Серия бесед по картинкам « Какая у меня семья». Рассматривание картин : Т. Сорокина «Семья» Драматизация сказки: «Репка» | Стенгазета: «Дружная семья» Рассказы и рисунки детей: «Познакомьтесь с моей семьёй» Мини - проект: «Герб моей семьи» Практическое задание: Попросить маму и папу рассказать о своих родителях (твоих бабушках и дедушках). | Консультация: «Главные условия воспитания детей в семье» Папка-передвижка: «Как создать семейный герб» Привлечь родителей к сбору Материалов необходимых для Реализации проектов. |
ноябрь | Члены моей семьи | 1 . Познание «Что я знаю о себе» , «Кто живёт со мной » 2. Портреты детей из солёного теста: «Приятно познакомиться» | Беседа на тему: «Выходной день в нашей семье», «Самые дорогие люди». Обсуждение ситуаций: «У меня большая семья», «Мой детский альбом», «На кого я похож?». Чтение произведений: Я.Акима «Моя родня». В.Драгунского «Моя сестра Ксения». Дидактическая игра: «Родство» Просмотр мультфильмов: «Разноцветная семейка». Рассказы детей о бабушках и дедушках. Творческая речевая деятельность : «Письмо бабушке и дедушке» Игровая ситуация : «Мои братья и сёстры», «Каким я был, каким я стану», «Мы - разные». Ручной труд : «Открытка для мамы на день матери», «Вот какие мы». | Практическое задание: Формирование фотоальбома своей семьи для группы. Конкурсная программа для детей и родителей посвящённая Дню матери «Мать и дитя» Мини - проект : «Сказка на ночь» Сочиняем и записываем сказки вместе. | Папка-передвижка : «Обращение ребёнка к родителям», «История возникновения праздника «День матери» Буклеты : «Здравствуйте, дорогие мои» |
декабрь | Ты и твое имя | 1 . Познание «Тайна твоего имени и фамилии» | Беседа на тему : «Что означает твоё имя?» , « Откуда произошла моя фамилия?», «Моя родословная». Интервью у родителей – «Расскажи, почему меня так назвали?» Просмотр мультипликационного фильма : «Морозко», «Двенадцать месяцев». Дидактические игры: «Моя семья. Составь цепочку», «Кто сегодня именинник?», «Придумай фамилию» Графическое упражнение : «Напечатай по образцу свою фамилию и имя» Чтение произведения: «Т.А.Шорыгина | Участие родителей в улучшении предметно-развивающей среды Мини - проект: «Генеалогическое древо моей семьи». | Папка-передвижка: «Роль фамилии в жизни человека» Буклеты: «Основные заповеди «здоровой семьи» |
январь | Дом в котором мы живём | 1 . Познание «Мой дом» 2 . Художественное творчество (Аппликация): «Дом моей мечты» | Беседа : « Папа в доме и дом исправен», « Как я помогаю дома». Строительная игра: «Мебель для дома» Сюжетно- ролевые игры: «Наш дом», «Строители», «Новоселье», «Ремонт в квартире». Игра- драматизация: «Три поросёнка». Творческая речевая деятельность: «Мой день дома» Заучивание пословиц о родном ломе: «Дом без хозяина- сиротинка». Рассматривание иллюстраций : «Семья дома» Обсуждение ситуаций : «Моя комната», «Мой игровой уголок», «Чтобы в доме стало веселей». Пальчиковая игра: «Строим дом» | Конкурс: «Дом нашей мечты» (Ручной труд с родителями) Выставка рисунков: «Комната моей мечты» Экскурсия детей и родителей в музей детского сада «Русская изба» | Консультация: «Семья мой дом родной» Буклеты: «Права и обязанности в семье |
февраль | Мой папа | 1 . Коммуникация «Путешествие на воздушном шаре» 2. Художественное творчеств о (Рисование) «Мой папа защитник» | Беседа: « Где служил мой папа», « Папа гордость моя» Рассматривание иллюстраций, репродукций, альбомов с военной тематикой Чтение художественной литературы: Т. Бокова « Папа», Т. Шорыгина «Дедушка»,; стихи к празднику. Ручной труд: «Поздравительная открытка для папы» Сюжетно-ролевые игры: «Моряки». | Рассматривание дома с папой армейского фотоальбома Рассказ: «Где служил мой папа, дедушка» Семейный досуг : « Папа, мама, я - спортивная семья». | Советы педагога: «Растим мужчину» Буклеты: «О роли отца в семье» |
март | Моя мама | 1 . Коммуникация «Как я помогаю маме» 2. Художественное творчество(Рисование) «Моя мама самая лучшая» | Беседа на тему: «Моя мама лучше всех» Просмотр мультфильма: «Мама для мамонтёнка» Чтение стихотворения Е.Благининой «Посидим в тишине», « Вот какая мама» Настольный театр: «Волк и семеро козлят» Сюжетно-ролевые игры: «Дочки – матери» Настольно- печатные игры: «Собери портрет мама» | Папка-передвижка: «Когда родительская любовь Заходит Слишком далеко» |
|
апрель | Профессии моих родителей | 1 . Познание «Кем работают наши мамы и папы» 2. Художественное творчество (Рисование) «Кем работают наши родители» | Беседа на тему: «Мои родители – строители, врачи, учителя, и т.д.» Чтение произведений С.Баруздина «Мамина работа», В Маяковский «Кем быть?», Д. Родари « Чем пахнут ремёсла» Сюжетно-ролевые игры: «Водители», «Поликлиника» Дидактические игры «Что лишнее?», «Кому, что нужно?» | Встреча с близкими людьми: Рассказ родителей о своей работе. Благоустройствоучастка детского сада. | Папка-передвижка: «Как мы помогаем родным |
май | Семейные традиции и обычаи | 1 . Познание «Чем занимаются в вашей семье», « Традиции и обычаи моей семьи» 2Выставка рисунков «Праздник в нашей семье» | Беседа на тему: «Как вы понимаете слово « традиции», «Мир семейных увлечений», «Как я помогал папе, бабушке, дедушке». Рассматривание репродукции: З. Серебряковой « За завтраком» Сюжетно- ролевая игра: « Встречаем гостей» | Книга семейных рецептов Презентация проекта- «Родословная моей семьи» | Папка-передвижка: «Традиции и обычаи семьи». |
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ
Работа способствовала: Внедрение проекта обеспечило оптимальные условия для изучения детьми своих традиций, возрос интерес к семье, ее прошлому и настоящему. У детей появилось желание быть похожими на близких людей в делах, поступках. Проявляется эмоционально – положительное отношение к своей семье, гордость за свою семью, бережное отношение к семейным реликвиям. Чаще возникает желание реализовать знания о прошлом семьи в собственной деятельности (рассказы, рисунки, предъявление семейных реликвий, создание благоприятного микроклимата в детско-родительском коллективе. Активизации и обогащению педагогических знаний и умений родителей. Повышению психолого-педагогической культуры родителей. Развитию креативных способностей детей и родителей в совместной деятельности. Оснащению предметно – развивающей среды в группе. Организации выставки и семейной гостиной в группе детского сада. У них развился интерес к истории семьи, семейным традициям, родословной. Работа способствовала также воспитанию чувства гордости за семью, любви и уважения к родителям. Кроме того, дети стали более дружными и получили навыки бесконфликтного общения.
Опыт внедрения нашего проекта может быть интересен другим дошкольным образовательным учреждениям, работающим по программе «Детство». Одним из решений духовно- нравственного воспитания становится организация единого воспитательно-образовательного пространства для воспитанников, которое поддерживается в ДОУ и семье.
Галина Тарасова
Группа кратковременного пребывания «Мать и дитя» как одна из вариативных форм дошкольного образования
«Мать и дитя » как одна из вариативных форм дошкольного образования .
Аннотация : в работе представлен материал по организации на базе детского сада детей раннего возраста не посещающих дошкольное образовательное учреждение .
Ключевые слова : адаптация, диагностика, предметно-пространственная среда, игровые приемы
Проблема адаптации является одной из сложнейших проблем, чрезвычайно актуальной для многих областей различных наук. Вопросы адаптации личности были и остаются предметом исследования ученых : психологов, педагогов, социологов Г. А. Балл, А. И. Баркан, Е. Е. Кравцова, Я. Л. Коломенский, B.C. Мухина, В. В. Новиков, А. В. Степанов, И. В. Таранов, В. Н. Шубкин и др. Понятие «адаптация» имеет широкое значение и определяется как приспособление к окружающим условиям (от лат. adapto –приспособляю) . Среди острых и социальных проблем одной из самых актуальных в настоящее время является проблема семейного воспитания. Современное состояние семьи требует иного соотношения семейного и общественного воспитания, изучения потребности семьи и её возможности в воспитании ребенка. Дошкольные образовательные услуги для определенной категории семей стали недоступными. Существенная ситуация вошла в противоречие с нормами законодательства Российской Федерации, закрепляющими за государством обязанность оказывать поддержку семье в воспитании детей дошкольного возраста , обеспечивать доступность дошкольных образовательных услуг для всех слоёв населения.
Одной из актуальнейших задач, стоящих сегодня перед дошкольным учреждением , является организация взаимодействия с семьёй в новых условиях. В настоящее время детский сад становится тем центром, который реально может помочь родителям в вопросах всестороннего развития личности ребёнка, в том числе в решении проблемы его социальной адаптации. В настоящее время наблюдается интенсивный приток в дошкольные учреждения детей раннего возраста. Переход ребёнка из семьи в детское учреждение оказывается достаточно резким и травмирующим событием в его жизни. Поэтому в период поступления малыша в детский сад первой и главной трудностью, с которой сталкиваются родители и педагоги является проблема адаптации к детскому учреждению . Диагностика адаптации детей раннего возраста при поступлении в детский сад, проводимая в нашем дошкольном учреждении на протяжении нескольких лет показала, что наиболее трудно адаптируются малыши самого младшего возраста – полуторагодовалые – только что пришедшие в детский сад из дома. Отсутствие психологической готовности к детскому учреждению чревато многочисленными психологическими и медицинскими трудностями – дети пугаются новых людей и обстановки, ощущают душевный дискомфорт, оставаясь без родителей, часто плачут, начинают непрерывно болеть, у них возникают невротические реакции, обостряются психосоматические явления и т. д. К сожалению, современные молодые родители не имеют необходимых знаний об особенностях психического развития детей данного возраста, а также навыков правильного взаимодействия с ребёнком в период подготовки к поступлению в детский сад. В нашем дошкольном образовательном учреждении используются различные формы работы с родителями вновь поступающих детей (беседы, консультации, родительские собрания , папки-передвижки и др., однако данные формы работы не достаточно эффективны и не всегда в полной мере способствуют быстрой и безболезненной адаптации ребёнка. Поэтому мы решили апробировать новую форму работы с детьми раннего возраста и их родителями – группа кратковременного пребывания детей , не посещающих дошкольное учреждение , которая поможет повысить адаптационные возможности малышей и безболезненно переступить порог детского сада. Отличительной особенностью данной модели взаимодействия является активное привлечение семьи в детское дошкольное учреждение .
Коллективом нашего ДОУ была собрана информация о семьях микрорайона, имеющих детей дошкольного возраста и воспитывающих их на дому. Она позволила проанализировать вопросы и количество детей, не посещающих дошкольные учреждения , и выявить основные причины непосещаемости, которые заключаются в следующем : большую часть составляют дети в возрасте до 1, 5 лет- 27%, так же выявлены такие категории семей как : многодетные, матери-одиночки, дети, находящиеся дома с бабушками. Группа кратковременного пребывания «Мать и дитя » создана в 2005 году.
Главная цель : -увеличение охвата детей дошкольным образованием , всестороннее развитие детей, их ранняя социализация, позволяющая обеспечить успешную адаптацию ребёнка к условиям ДОУ; педагогическое просвещение родителей.
Надо отметить, что большое значение имела первая встреча с родителями неорганизованных детей. К ней готовились очень тщательно. В программу встречи включены : экскурсия по детском саду, встречи со специалистами, демонстрация уровня достижений воспитанников ДОУ. Длительность пребывания работы ГКП была установлена по согласованию с родителями.
Время посещения группы- 3 часа . В группу малыши приходят вместе с родителями. Здесь дети имеют возможность, находясь вместе с мамой или папой, играть, двигаться, общаться с незнакомыми ему ранее детьми и взрослыми. Опытные специалисты учат родителей, как полноценно общаться с ребёнком. Они предлагают методы и приёмы обучения и воспитания малыша в зависимости от его возрастных и индивидуальных особенностей. В группе каждый взрослый может общаться со своим или чужим ребёнком, другими родителями, обсуждать сходство переживаемых ситуаций. Дети тоже имеют возможность получить первые уроки общения со сверстниками и взрослыми, свои первые знания. Воспитательно-образовательную работу с детьми осуществляет воспитатель. Деятельность малышей в нашем дошкольном учреждении осуществляется в различных помещениях – групповом , спортивном и музыкальном залах. Дети, переходя вместе с родителями из одного помещения в другое, знакомятся с пространством детского сада, постепенно осваивают его. Это является немаловажным фактором, способствующим лучшей адаптации малышей при поступлении в детский сад. Значительное внимание в процессе организации и функционирования адаптационной группы мы уделили созданию условий и организации предметно- пространственной среды. При организации предметно-пространственной среды нами соблюдаются следующие принципы : соответствие возрастным особенностям, рациональность, доступность материалов и пособий.
В групповом помещении имеются игры и игрушки в достаточном количестве, оформлены различные уголки . Воспитатель, общаясь и играя с детьми, обучает родителей различным игровым приёмам. В группе создаётся атмосфера доброжелательности и тепла, способствующая поддержанию у детей желания прийти сюда снова.
Повседневная жизнь группы складывается из : занятий по сенсорному развитию (развивают мелкую моторику рук, мышление, восприятие) . На рисовании учат детей целенаправленно оставлять след на бумаге : пальчиком, ладошкой , тычком. Игровые упражнения по развитию речи являются средством общения с окружающими (развивают активную речь) . Занятия по ознакомлению с окружающим миром направлены на знакомство с предметами ближайшего окружения, раскрытие разнообразных способов их использования. Воспитанники учатся слушать и понимать короткие , доступные произведения художественной литературы. Занятия по развитию движений, проходят в физкультурном зале, который оснащён различным оборудованием для выполнения общеразвивающих упражнений и основных движений. Под руководством инструктора по физической культуре малыши при заботливой поддержке родителей катают мячи, ходят по ребристым дорожкам, лазают по гимнастическим лестницам, ползают, прыгают, играют, укрепляя здоровье и получая заряд радости и бодрости. В музыкальном зале малыши вместе с мамами разучивают народные песенки, потешки, прибаутки; разнообразные движения - простые образные (зайка, птичка, мишка и др.) ; танцевальные движения (притопы, прихлопы, кружение, вращение рук – «фонарики» и др., слушают музыку.
Благодаря многогранной деятельности педагогов, конструктивно взаимодействующих с родителями и воспитанниками группы «Мать и дитя » , удалось сформировать у детей (в соответствии с возрастом) способы и средства общения со сверстниками и взрослыми. Дети физически и психически здоровы, и благополучны; успешно адаптированы к условиям детского сада. Совместная подготовка к посещению детского сада способствует формированию у родителей потребности в частом общении с детьми, повышению педагогических знаний у родителей детей раннего возраста, помогает родителям осознать важность дошкольного периода детства как базовой ступени развития личности ребёнка. Специалисты дошкольного образовательного учреждения оказывают практическую помощь родителям в организации занятий с детьми в кругу семьи, помогают взрослым увидеть мир с позиции ребёнка, относиться к малышу как к равному. Для занятий характерно использование межличностных контактов : ребёнок-ребёнок, ребёнок-взрослый, взрослый-взрослый. Родители воспитанников группы стали активными помощниками в обеспечении воспитательно-образовательного процесса ДОУ , возрос уровень их компетентности в воспитании детей. Кратковременное систематическое пребывание малыша вместе с мамой в детском саду способствует его своевременному полноценному развитию, социализации, раннему выявлению детей с отклонениями в развитии, облегчает в дальнейшем адаптацию при поступлении в детский сад на полный день. Именно степень адаптации ребёнка при поступлении его в детский сад является одним из показателей результативности таких форм взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьёй .
Из группы кратковременного пребывания «Мать и дитя » малыши при поступлении в группы на полный день адаптируются легче,чем дети, пришедшие впервые. Так, лёгкая адаптация отмечена у 58% детей, посещающих группу кратковременного пребывания , и у 38 % детей, пришедших в детский сад впервые.
В 2016 году наш детский сад участвовал в конкурсе субъектов РФ на лучшие модели дошкольного образования , представил материал по проекту «Мать и дитя » , в котором была раскрыта система работы группы «Мать и дитя » .
Список литературы
1. Развитие вариативных форм дошкольного образования . Организация группы кратковременного пребывания в ДОУ :/практ. пособие авт. -сост. М. Р Даминова-.С. -Петербург, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013.-207с
2. Адаптация ребёнка к детскому саду. Общение речь, эмоциональное развитие / И. С. Ильина. – Ярославль : Академия развития, 2008. – 144 с.
3. Балл Г. А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности. // Вопросы психологии, № 1, 1989. 4. Давыдова О. И., Майер А. А. Адаптационные группы в ДОУ . Методическое пособие. М, 2005. – 153 с
4. Заводчикова О. Г. Адаптация ребенка в детском саду : взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи : пособие для воспитателей / О. Г. Заводчикова. – М.: Просвещение : Росмэн, 2007. - 76 с. 6. Иванова Н. В. Социальная адаптация малышей в ДОУ / Н. В. Иванова, О. Б. Кривовицына, Е. Ю. Якупова. - М.: ТЦ Сфера, 2011. - 120 с.