Набивная ткань. Смотреть что такое "Набивная ткань" в других словарях.

(набойкой). Впоследствии термин «Набивная ткань» стали применять также для тканей, на которых рисунок наносится тканепечатающими машинами.

История

Искусство набойки, по мнению исследователей, зародилось в Индии , где издревле развито культивирование хлопка и не было недостатка в природных красителях. Об индийских набивных тканях упоминают Страбон и другие римские авторы. Производство набивных тканей распространилось по другим странам Азии и Африки. Особенно прославилась египетская набойка, Плиний Старший в «Естественной истории » описывает способ нанесения египтянами краски на ткани с помощью воскового резервирующего состава .

Европа. Средние века

Известно, что первые европейские набивные ткани появились в Италии. О способе окрашивания ткани «набивным трафаретом» рассказывает Ченнино Ченнини в «Трактате о живописи» (конец XIV века), рекомендующий набивные ткани для шитья детской одежды и церковных аналоев. Ченнини сообщает о набивке узоров по цветным фонам с дорисовкой деталей вручную кистью. Итальянские набойщики ткани входили в гильдии живописцев .

В XIV-XV веках набойки стали изготавливаться и в Германии. Так как в Германии шёлковых тканей выделывалась очень мало, а привозные итальянские стоили дорого, местные набивные ткани из-за своей дешевизны пользовались популярностью. Судя по немецкому трактату (конец XV - начало XVI века), особое внимание уделялось изготовлению набоек с серебряными и золотыми узорами (рисунок, набитый чёрной клеевой краской покрывался серебряным или золотым порошком, иногда на него наносили толчёное стекло), так как они заменяли дорогие шёлковые ткани. Выполнялись также набойки в несколько цветов масляной краской. Поначалу набойки производились в монастырях (в основном Нижнерейнской области) и лишь позднее их изготовлением занялись городские ремесленники. Немецкие набойки выполнялись как по льну, так и по привозным однотонным тканям (тафте , атласу). При изготовлении ранних немецких набоек применялись небольшие деревянные штампы, иногда узор набивался несколькими досками .

Все сохранившиеся образцы средневековых набоек исследователи условно делят на произведённые в Германии (Рейнская область) и «интернациональные» (большей частью итальянские, а также происходящие из Нидерландов и других стран). Итальянские набойки отличаются от немецких, выполненных на дорогих материях, в то же время для них характерна тонкая проработка рисунка, более сложные композиции .

С середины XIV века появляются набивные ткани с сюжетными композициями (в том числе изображениями библейских эпизодов.)

Новое время

В конце XVIII века швейцарец Кристоф-Филипп Оберкампф значительно усовершенствовал механический способ печати на тканях. Для печати стали использовать медные гравированные доски с углубленным рисунком, более качественной стала и печать с цилиндрического вала.Бирюкова Н. Набивные ткани средних веков и эпохи Возрождения // Западноевропейские набивные ткани 16-18 века. Собрание Государственного Эрмитажа. - М. : Искусство, 1973.

  • Якунина Л. И. Русские набивные ткани XVI-XVII вв. - М.: «Издание Государственного исторического музея». 1954
  • Популярная художественная энциклопедия. Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративное искусство. - М.: «Советская энциклопедия». Книга II. М-Я. 1986
  • Ткань - это ее цветовая гамма (колористика) и ее фактура (дизайн ткани).
    Цветовая гамма определяется палитрой красок и способом создания рисунка, а также отделкой ткани. Фактура материалов зависит от вида используемых нитей, способа производства полотен, расположения нитей в полотне.

    Ткань с орнаментальным рисунком обогащает композицию костюма, позволяет получать принципиально новые решения, в которых со всей полнотой раскрываются художественные качества рисунка. В этом случае рисунок на ткани является по существу средством орнаментации костюма, одним из элементов, активно участвующих в его композиции. Понятно, чем активнее, чем декоративнее рисунок на ткани, тем большее значение он имеет в композиции изделия. Рисунок ткани благодаря усилению ее декоративных качеств может даже стать тем отправным моментом, который вообще предопределяет решение композиции изделия. Главная задача тогда свозится к тому, чтобы найти такое решение композиции изделия, которое наилучшим образом раскрывает особенности рисунка ткани, заставляет звучать его в полную силу.

    Как получается орнамент на ткани

    Ткацкий узор из цветных нитей

    Искусство украшения тканей возникло в глубокой древности. Человек очень рано ощутил потребность сделать свою одежду нарядной (ведь даже когда еще не было одежды из тканей, иидейцы наносили на тело орнамент в виде татуировки). А с появлением ткацкого станка художественная деятельность человека стала направляться на украшение поверхности ткани орнаментальным рисунком; именно в это время возникает так называемый текстильный орнамент. Вообще орнамент на ткани может быть получен или путем переплетения цветных нитей основы и утка - и тогда мы имеем ткацкий рисунок ,

    или нанесением на ткань узоров ручным способом либо способом печати - и тогда мы имеем набивной рисунок

    Напечатанный рисунок

    Если в узорном ткачестве использовались в основном нити, шерсти или шелка, то печать осуществлялась по хлопчатобумажным и льняным тканям (в странах Азии - и по шелковым).

    Удивительного совершенства за много веков до нашей эры достигли в украшении шелковых тканей китайские мастера, которые применяли главным образом узорное ткачество. Вместе с тем в Китае получил распространение особый вид текстильного рисунка, в котором ткацкий узор сочетался с росписью кистью. Ткани с таким рисунком получили название кэсэ .
    в начало...

    Ткани с набивным рисунком

    Родоначальницей производства хлопчатобумажвых иабивных тканей многие исследователи считают Индию. Уже в 1 веке до и. э. индийские набивные ткани были извествы в Греции и Риме; позднее они получили раепространение в странах Азии и Африки.

    До ваших дней из древних тканей в оригинале сохранились лишь коптские ткани (II-XII века н. э.). Копты - потомки египтян, принявшие христианство. Несмотря на завоевание Египта персами, а затем арабами, орнаментальные узоры на коптских тканях с характерными сочетаниями геометрических и растительных мотивов, со своеобразной трактовкой фигур людей и животных долгое время сохраняли присущие им особенности.

    Значительных успехов в искусстве украшения шелковых тканей достигла в VIII веке Япония. Так, набивные ткани кайосети поражают необычайной заонченностью и оригинальностью рисунка. Узор на эти ткани наносился деревянными формами - манерами. Популярным в Японии был и другой способ украшения тканей, напоминающий технику горячего батика - рокети , которым расписывались в основном ширмы. Наконец, нередко здесь сочетали набивку деревянными манерами и ручную роспись. По выразительности рисунка, его тонкости и лаконичности японские ткани древних времен и средних веков поражают даже современного человека.

    Своеобразно, хотя, и с заметным влиянием искусства Персии, развивалось искусство оформления шелковых тканей в странах Средней Азии. Каждый кусок шелковой ткани, которая вырабатывалась в Хиве, Бухаре и других городах, имел свой неповторимый рисунок. Это происходило потому, что мотки нитей для основы проходили предварительную обработку: сначала разрисовщик вручную наносил на мотки краской ритмический узор, а затем они в прокрашенных местах перевязывались и вся пряжа красилась (если рисунок предполагалось сделать многоцветным, то по несколько раз). Такой способ обработки пряжи дозволял добиваться своеобразного эффекта, как бы мягкого, расплывчатого вливания узора в фон ткани.

    В Европе ткани с набивным рисунком появились в XIII-XIV веках. Можно отметить попутно широкое распространение шелкоткачества в Италии и Франции в XVI веке. Заметное влияние, которое оказывает в Италии в том же XVI веке на ткацкое ковровое искусство станковая живопись (например, Рафаэль и Тициан выполняют композиции и картоны для ковров), огромную популярность в средние века парчовых тканей (лучшая парча в то время изготовлялась в Венеции)
    В XVII веке изготовление набоек в Европе значительно увеличивается. Причиной этого стала появление на европейских рынках индийских набивных тканей с яркими красочными рисунками. Но поскольку привозные ткани были дороги, возрастает число местных мастерских, где вырабатывались набивные ткани.

    И все же периодом наибольшего расцвета набивного искусства в европейских странах следует считать XVIII век. Именно в это время изготовление набивных тканей становится одной из важнейших отраслей текстильного производства, обретает яркую художественную самобытность. В отличие от стран Востока, а Европе набивка ведется в основном по самым дешевым тканям - хлопчатобумажным и льняным (широкую популярность, в частности, завоевывают ситцы ). Далее при всей подражательности рисунков на европейских набивных тканях орнаментам с ввозимых индийских образцов начинают появляться и вполне самостоятельные рисунки, отражающие стилевые особенности европейского барокко : крупные цветочные формы, сильно стилизованные затейливыми - завитками листьев. Иногда в орнамент вводятся человеческие фигуры, виды городов, бытовые сцены.

    Важно подчеркнуть еще одно существенное обстоятельство, В начале XVIII века на английских фабриках переходят на печатание с металлических досок, что позволило получать более тонкие и точные рисунки, особенно на шелковых тканях. Этот способ, с одной стороны, сделал набивные ткани более доступными для разных слоев населения, а с другой стороны, послужил по сути дела в дальнейшем основой для создания машины с печатными валами.

    Первая печатная машина (с деревянным цилиндром, на котором гравировался узор) начала действовать опять же в Англии, но уже в конце XVIII века. Со временем эта машина была усовершенствована: деревянные валы заменили медными, печатание стало осуществляться уже в 3-4 цвета.

    Говоря об истории художественного оформления русских тканей, следует отметить, что еще во времена формирования Московского княжества русский рынок обильно снабжался привозными тканями, прежде всего из стран Востока (Китая, Индии, Персии). Последнее обстоятельство было вызвано относительной близостью, удобством путей сообщения, дешевизной восточных тканей (по сравнению с европейскими). Иноземные ткани, столь популярные при царском дворе, среди высшей знати, в церквях в монастырях, не смогли, однако оказать существенного влияния на народное искусство, остававшееся вполне самобытным. Богатые тканые узоры восточных тканей не повторялись механически, а своеобразно перерабатывались русскими художниками набойщиками. Несравненно сильнее повлияла на искусство орнаментации тканей в России народная вышивка, узорные кафели и лубок.

    Прежде всего, необходимо сказать о развитии России ручной набивки, которая с давних времен была очень распространенной в народном быту. Дошедшие до нас одежды XII века свидетельствуют о том, что уже тогда в России ткани оформляли набивными рисунками.
    в начало...

    Как делается набивка

    Набивка почти всех хлопчатобумажных тканей на текстильных фабриках осуществляется в настоящее время механическим способом на одновальных и многовальных печатных машинах с металлическими цилиндрическими валами. Наибольшее распространение в оформлении хлопчатобумажных тканей получила прямая печать по белому или малонасыщенному светлому фону. При прямой печати краску наносят непосредственно на материал.

    Прямая печать

    В зависимости от площади, занимаемой рисунком, различают материалы: белоземельные , в которых цветной рисунок занимает до 40% площади, материала, полугрунтовые – 40%-60% площади и грунтовые - более 60% площади материала.
    в начало...

    Отделка набивных тканей

    Отделка набивных тканей дает жизнь новому семейству материалов с совершенно разнообразными свойствами. Это вытравка, аппретирование, тиснение и многое другое

    Вытравка - вытравная печать позволяет получить рисунок путем нанесения на гладкокрашеную ткань (или другой текстильный материал) вытравки - вещества, разрушающего краситель и таким образом обесцвечивающего ткань на заданном участке.


    Вытравная печать
    Применяют также цветные вытравки – вещества, в состав которых кроме вытравки входит краситель, устойчивый к действию вытравки, При нанесении рисунка на шелковые ткани используют в основном сетчатые шаблоны; при этом краска протирается черед отдельные участки шаблона (остальная его поверхность покрывается тонкой непроницаемой для печатной краски лаковой пленкой). Каждому цвету соответствует свой шаблон. Поскольку перенос рисунка на сетку шаблона осуществляется посредством фотокопии, самый способ получил название фотофильмпечати. Главным преимуществом способа фотофильмпечати является возможность быстрого воспроизведения с фотографической точностью самых сложных рисунков.

    В последние годы все большее распространение получает новый способ оформления текстильных материалов (в первую очередь синтетических трикотажных полотен), который известен под названием «сублистатик» или термопереводная печать . Печатание способом переводной термопечати включает в себя два основных процесса: печатание рисунка на бумаге и перенос рисунка с бумаги на ткань. Для переноса краски с бумаги на ткань используют эффект сублимации: краситель при определенной температуре (150-200градС) переходит из твердого состояния непосредственно в газообразное. При этом вначале происходит адсорбция молекул красителя на поверхности, а затем диффузия их внутрь волокон и взаимодействие с активными группами волокон. Способом «сублистатик» в принципе можно оформлять не только штучные текстильные изделия, но и ткани, ковровые и меховые изделия, обивочные материалы, где сочетаются обычные набивные рисунки с эффектами пестроткани, тиснения и гофре.

    Для современного уровня развития текстильной промышленности характерно появление новых, неизвестных ранее материалов и волокон, требующих новых специфических способов оформления. Важное внимание уделяется созданию с помощью отделки оригинальных различных фактур тканей. Наиболее известны следующие виды отделки:

    Аппретирование - нанесение на ткань аппрета, содержащего в своем составе клеящее вещество (крахмал, клей), мягчитель (стеариновое мыло, хлопковое масло), антисептик (фенол, салициловая кислота), после нанесения аппрета ткань становится гладкой, плотной, приобретает в зависимости от состава аппрета жесткость или, наоборот, мягкость.

    Гидрофобная отделка заключается в придании ткани водоотталкивающих свойств. Она достигается двумя способами: нанесением на поверхность ткани сплошной водонепроницаемое пленки (водонепроницаемая отделка) и созданием гидрофобного слоя на поверхности волокон и нитей. При втором способе обработки применяют различные препараты: эмульсии восков, кремнийорганические соединения (силиконы), которые фиксируются на волокнах в результате действия физических сил адсорбции, а также пиридиносодержащие соединения - препараты на основе метилоламина, которые фиксируются на волокне в результате взаимодействия с гидроксильными группами целлюлозы.

    Эффект "клоке" , т. е. отдельные выпуклые участки на поверхности ткани, получают при щелочной обработке двухполотенных полукапроновых тканей, состоящие из капроновых и вискозных нитей и вырабатываемых жаккардовым переплетением. После обработки такой ткани раствором щелочи (80 г/л) в течение 20 мин вискозные нити (волокна) значительно усаживаются (на 15-20%), в то время как капроновые нити остаются без изменения. В результате на поверхности образуются выпуклости (клоке).

    Эффект "лаке" , т. е. придание капроновым или полукапроновым тканям блестящей лакированной поверхности, достигается путем предварительной обработки ткани метазином и последующей обработки капроновых тканей на нагретом обычном каландре, а полукапроновых - на серебристом каландре.

    Лаке

    Тиснение - получение рельефного узора на ткани. Для образования
    такого узора, ткань пропитывают метазином и подвергают тиснению на специальном каландре, а затем термообработке при температуре 140-150 С.

    в начало...

    Ткацкий рисунок

    Образование орнаментального рисунка способом ткачества всегда связано с технологическим процессом изготовления самой ткани. Одновременность этих двух процессов - художественного и технологического - позволяет добиться в рисунке разнообразных светотеневых и фактурных эффектов посредством разного отражения света от различных участков ткани, а также эффектов оптического смешения цветов пряжи основы и утка в полотне ткани. Специфическая выразительность ткацкого узора обеспечивается использованием переплетений разных структур, сочетанием нитей разного волокнистого состава, и применением пряжи гладкой, фасонной, меланжевой и пр. (Более подробно в разделе Текстильный дизайн).

    Наиболее популярно получение узоров различными способами печати.
    Для узоров тканей, как и для моды, не существует государственных границ, они варьируются в разных частях света в соответствии с национальным своеобразием и климатом. Узор, созданный сегодня в Париже или Москве, завтра может найти применение уже в Нью-Йорке, Токио или Милане.
    в начало...

    Какие узоры популярны сейчас

    Хотя в наши дни техника позволяет печатать на ткани сколько угодно цветов, плавно переходящих один в другой, художники по текстилю вновь и вновь возвращаются к старинным узорам. Поэтому рядом с многоцветными, сложными по технике изготовления тканями можно видеть много примитивных однотонных с геометрическими мотивами или цветочками тканей.
    Цветочные узоры издревле печатали на тканях. Разница между старыми и новыми узорами состоит в том, как изображены цветы, каков масштаб рисунка и расположение его на ткани. В моде бывали и акварельные и живописные цветы, плакатно крупные растения, и наивные цветочки. В последнее время предпочтением пользуется цветок, изображенный в реалистической манере и покрывающий всю поверхность ткани. Модны и графические цветочные узоры, выполненные в одноцветной технике, обычно их печатают на дорогих тканях, например шелке.

    Один из древних и вновь модных типов узоров - разноцветные полевые цветочки, часто расположенные на ткани. Этот узор в истории текстиля известен под названием mitle fleurs (на фр. яз. - тысяча цветов). В наши дни его иногда называют крестьянским цветочным узором . Выполненные в одноцветной технике хлопчатобумажные ткани с мелкими простыми цветами многие журналы мод называют стилем liberty или тканями в пионерской технике, т. к. узор этот был модным в Америке в период ее заселения.

    Многих художников по текстилю вдохновляет русская набойка . Эти ткани, главным образом одно - или двухцветные, с геометрическим или стилизованным растительным орнаментом, полученным при помощи вырезных форм. Большой популярностью пользуются узоры в традициях ивановских ситцев - напечатанные на тонко выгравированных валах с крохотными цветочками, веточками и миниатюрными листочками на темном или белом фоне.

    Ивановские ситцы

    Некоторое время назад приобрел популярность т. н. лоскутный узор , будто сшитый из разных по узору и цвету лоскутов, напоминающий одеяло, patch-work (наангл. яз. - лоскутная техника); исходным при создании этого узора явились американские лоскутные изделия, приравниваемые там почти к изделиям народного творчества.

    Одним из широко встречающихся, древних и очень интересных узоров являются восточные узоры . Созданные, на основе восточных орнаментов и ковровых рисунков печатные узоры известны и как персидские, и кашмирские, и турецкие. Узор состоит из множества мотивов, оформленных часто роскошной каймой, то в виде полос, то крошечных огуречных мотивов, заполняющих поверхность, и снова крупных композиций с большим раппортом. Доминируют цветной фон и сочные, глубокие тона. Особенно широко восточный орнамент используется в шерстяных тканях.

    Источником вдохновения для художников по текстилю всегда служило изобразительное искусство. Например, неоимпрессионизма, или пуантилизма, узор стали наносить на ткань в виде мелких точек. Если на ткани в пуантилистическом стиле величина точек различна и расположение свободно и живописно, то узор в технике пико упорядочен и дан точками одинаковой величины.

    Использование растра позволяет при помощи растровой сетки передавать переходы цвета от светлого к темному. Растр может быть линейным и точечным; в зависимости от частоты сетки получаются разные по интенсивности тона, благодаря чему растровая печать похожа на газетный оттиск. Хотя современная техника дает возможность передавать плавные переходы от темного к светлому и другим способом, иногда растр применяется не только как технический, но и как художественный прием.

    Народное искусство всегда было неисчерпаемым источником вдохновения для художников-прикладников. В конце 60-х и особенно в 70-х годах во всем мире вошел в моду фольк-стиль , и национальный орнамент вновь стали широко использовать в набивных тканях. Предпочтение отдавали то орнаменту перуанских индейцев, то узорам африканских народов, то прекрасным тканям в технике батик Малайских островов, то вышивке балканских народов. Каждый художник обращается, конечно, и к художественному наследию своего народа.

    В годы господства фольк-стиля широкое распространение получили каймовые узоры , которые и сейчас остаются еще в почете. Некоторые из них особенно живописны, кайма роскошная, многоцветная. Особенно подходят они для праздничных туалетов, но, в зависимости от материала, также для одежды, для лета и отдыха. У новых каймовых тканей кайма заметно уже, переход к основному узору плавней. Часто кайма представляет собой лишь полосу другого цвета или более часто расположенный узор.

    Время от времени в центре внимания оказываются ткани с изображением картин природы и фигур; особенно много их было в конце 50-х и начале 60-х годов. На ткани печатали фигуры животных и птиц, буйную тропическую растительность, танцующих или занимающихся спортом людей.

    Несколько лет назад вновь вошли в моду набивные узоры с жанровыми сценами . Образцом послужили ткани, производившиеся в XVIII в. во Франции и Италии, которые иногда копировали очень точно. Современный рисунок и колористика тоньше, преобладает графический рисунок и мягкие, плавные тона. К этому типу относятся и т. н. ткани с гобеленовым рисунком , где картины природы, фигуры людей и животных передаются в характерной для старинных гобеленов технике и мягких, слегка блеклых тонах.
    Гобеленовый узор

    Как типичные рубашечные ткани известны ткани с галстучным рисунком - с упорядоченным ритмом, маленькими мотивами штампиков или гербов. Этот узор веками использовали для набивки на шелковые, хлопчатобумажные, ныне также на синтетические ткани.

    Иногда в журналах мод можно встретить название рисунок обоев . Под ним подразумевается полосатая ткань, между полосами которой расположены цветочки или гирлянды. Ткань напоминает обои в стиле ампир.
    в начало...

    Классические узоры

    Цвета материалов и их рисунки меняются в каждом сезоне, однако, существуют, так называемые, классические рисунки и узоры материалов.

    Классические узоры - полоска, клетка, горох - никогда не исчезали из моды. Мода отдает предпочтение то одному, то другому, то всем одновременно. Много тканей, усыпанных мелкими точками (особенно белыми на синем фоне), и в крупный горох. Горох может быть разной величины, непринужденно разбросанным по поверхности ткани или одинаковой величины и упорядоченно расположенным.

    Чрезвычайно разнообразно семейство полосатых тканей ; в мужской одежде без них невозможно обойтись.

    Узор в полоску

    Да и в женской моде они играют немаловажную роль. В моде полоски разной ширины и интенсивности: тонкие, как игла, меловые (тонкие белые линии на темном фоне), матрасные (широкие, двухцветные полоски), клубные (узкие полоски с темно-синим, красным и белым), теневые (плавно переходящие из одного цвета в другой), «зебра» (волнистые полоски неравномерной ширины), «бурнус» (тонкие многоцветные полоски, асимметрично расположенные, получившие свое название по полосатой верхней одежде бедуинов), «баядер» (широкая красная или оранжевая полоса, чередующаяся с многоцветной поверхностью), «молоко-сахар» , (индийский сирсакер: узкие или широкий полоски чередуются с другими, будто гофрированными).

    Клетчатые ткани отнюдь не менее разнообразны. Наиболее известна из них, конечно, шотландка - красочная ткань в крупную клетку. Изначально это была чисто шерстяная ткань, позже этот вид клетки стали печатать на хлопчатобумажные и другие ткани. Очень модна двухцветная мелкая клетка «виши» (по названию французского города Виши), а также редкая линейная клетка .

    (фр. pied-de-poule - куриная лапка ) и его меньший вариант - «пепита» . Для мужских рубашек, женских блуз и платьев предлагается клетка типа носовых платков

    Клетка «мадрас» многоцветна, со сложной асимметричной композицией. Всем, несомненно, знакома также шахматная клетка, которую несколько лет назад особенно выделяли среди других видов клетчатых узоров.

    Все эти клетки и полоски могут быть ткаными и набивными. Все чаще встречаются набивные узоры, имитирующие тканые. На тканях печатают классические клетчатые и полосатые узоры, елочку, диагональное переплетение и твидовую фактуру. Причем переплетение имитируется столь точно, что издалека иногда трудно определить, каков узор - тканый или набивной.

    Следует сказать вкратце и о так называемых тканях-компаньонах. Эти согласующиеся друг с другом по цвету и узору ткани позволяют составлять очень интересные комбинации. Эта возможность использовалась и раньше как в тканых, так и набивных тканях. При создании тканей-компаньонов успешно используются такие приемы, как позитив-негатив (один и тот же узор - темный на светлом фоне и наоборот); один и тот же мотив то крупный, то мелкий; фон одинаков, узоры разные - горох, полоска и клетка, плюс еще гладкокрашеная. Возможности сочетания тканей-компаньонов широки и в создании модных тканей это одно из самых перспективных направлений.

    Набивные ткани - раздел Производство, Добрых рук мастерство Среди Приемов Украшения Тканей Существует Ручной Способ Их Орнаментации Путем...

    Среди приемов украшения тканей существует ручной способ их орнаментации путем набивки. Такие ткани носили название набивных. Первоначально этим занимались иконописцы-"травщики", и только намного позднее появились специальные мастера по орнаментации тканей, резчики по дереву.

    Узоры печатали по белому или окрашенному холсту с помощью деревянных форм. Доски с резным орнаментом изготовлялись из твердых пород дерева: березы, груши, клена, ореха.

    Набойным промыслом занимались целые уезды России. Из набойки шили мужскую и женскую одежду, церковные облачения и знамена, делали скатерти, пологи, занавеси, переплеты книг. Она бытовала и в крестьянском доме, и в кругу зажиточных городских слоев населения, где эта узорчатая ткань заменяла дорогие привозные шелка и бархат.

    Русские набивные ткани можно разделить на белоземельные, фон которых оставался незакрашенным, и кубовые, название которых связано с приемом окрашивания тканей в кубах.

    На старинных набойках узор наносился масляными красками так называемым верховым способом. Покрытую краской доску накладывали на влажный холст и на ткапп получали оттиск узора. В XIX веке во многих уездах изготовляли кубовую набойку - ткань с белым узором на синем фоне. Эту ткань делали способом "резервирования". На белый холст наносили узор с доски, покрытой вапой, то есть смесью глины, купороса и клейкого вещества. Затем ткань опускали в чаны с синей краской, и она окрашивалась, а резервированный узор оставался белым.

    В этом виде народного искусства удачно соединилось мастерство резчиков по дереву и мастеров-набойщиков.

    В Русском музее находится обширная и разнообразная коллекция набивных тканей п пабойных досок XVII-XIX веков - около 2500 экземпляров. Это собрание дает наглядное представление о набойных промыслах различных губерний.

    Узоры старинных набивных тканей отличает обилие орнаментальных тем, источником которых служили растительный и животный мир, лубочные картинки, иллюстрации книг, гравюры. В узорах набойки нашла своеобразное претворение орнаментика тканей, привозимых в Россию из-за границы. Тонкое художественное чутье проявили мастера русской набойки, перерабатывая соответственно своему вкусу заимствованные декоративные формы.

    Набивная ткань. XVII в.

    Самыми распространенными видами орнамента набоек XVII века были геометрический и растительный. Различные двухцветные комбинации ритмично чередующихся квадратов, шашек, звездочек, пересекающихся кругов, розеток, треугольников - простейшие из композиций.

    Сохранилось значительное число фрагментов набоек с узором в виде стилизованных цветов, наподобие ромашек, чередующихся в шахматном порядке с розетками на фоне черных и белых треугольников.

    Мотив цветка ромашки навеян реальным миром растений; узор фона напоминает трехгранновыемчатую резьбу по дереву. Орнамент очень прост, но наряден. Узор и фон как бы дополняют и уравновешивают друг друга.

    В иных случаях цветы помещены на коротком стебле и возвышаются друг над другом, выявляя внутренний ритм композиции.

    Интересны двухцветные ткани с укрупненным рисунком. Композиция состоит из крупных многолепестковых цветов и ягод среди листьев и завитков. Пышность орнамента сочетается с тонкими разработками растительных форм.

    Есть в набивных тканях и сюжетные композиции. Изображения людей очень редки в набойке. Тем любопытнее представленное на одном из фрагментов изображение, по-видимому, женской фигуры с поднятыми руками и фигуры на лошади. Подобные сюжеты встречаются в вышивке и ткачестве. Они связаны с языческими представлениями древних славян, обожествлявших силы природы. Изображения условны. Нарушение реальных соотношений фигур оправдано декоративной композицией рисунка. Свободное поле фона заполнено квадратами или горошинами.



    Набивная ткань. XVII в.

    Большинство набоек выполнено только в две-три краски, но создается впечатление богатой цветовой гаммы.

    Набойка XVIII века в собрании музея представлена большим количеством фрагментов. Ткани этого времени образуют две группы: крестьянскую набойку и фабричные миткали и ситцы. Последние постепенно вытесняли набойку из обихода городских слоев населения. Происходит изменение технических приемов - замена деревянных досок досками, в которых все детали узора выкладывались из металлических полосок, пластинок или гвоздиков, врезанных в толщу доски. Это определило специфический характер получаемых на ткани узоров - их тонкую графичность, четкость контуров, почти ювелирную прорисовку пестиков, тычинок, листьев, мелкую штриховку рисунка. Узор обретал плавность линий. Замена масляных красок заварными и накладывание их не на холст, а на хлопчатобумажную основу придавали ткани мягкость.

    Усложняется рисунок тканей. Тут и крупный пышный растительный орнамент, напоминающий узоры европейских шелковых тканей, и мелкий графичный. Причудливо извиваются стебли с крупными цветами в виде гвоздик с зубчатым и волнистым контуром. Обычно узор этот выполнялся красной краской с коричневой обводкой по светлому фону. Он как бы свободно стелется по плоскости.

    В другом случае по фону вьются две зеленые волнистые ветки с цветами и перистыми листьями.

    Изыскан и строг подобный мотив орнамента, типичного для русских набивных тканей XVIII века.

    В период распространения лубочных картинок появляются новые сюжетные композиции и мотивы украшения тканей, изображаются галантные кавалеры и дамы в костюмах петровского времени. Сохранились лишь фрагменты таких тканей, из которых, по-видимому, шили занавесы. Заимствуя образы из книжных иллюстраций и лубочных картинок, мастера выбирали и подчеркивали те элементы, которые придавали ткани большую декоративность.



    Набивная ткань. XIX в. (отпечаток с доски XVII в.) Север (?)



    Набивная ткань. XVIII в. с. Иваново (?)



    Набивная ткань. Перв. четв. XVIII в.



    Набивная ткань. XIX в. Архангельская губ

    В подобной группе набоек излюбленным было изображение всадника -богатыря. Это своеобразная интерпретация в ткани лубочных изображений Бовы-Королевича или Салтан-Салтановича. Такого рода набойка поступила в музей в 1972 году от коллекционера В. Ф. Груздева. На ней запечатлен мчащийся на коне всадник с копьем в руке, готовый вступить в единоборство с врагом. Восхитительная смесь черт чуть комичного и в то же время грозного воина! Одежда всадника - камзол и короткие штаны - напоминает костюм петровского времени. Фигура лошади в движении. Изображение плоскостно, рисунок условен и смел. А надпись? Почему она читается наоборот? Вырезая ее на доске, мастер не учел приема обратного отражения рисунка на ткани. Вряд ли это можно объяснить неумением или отсутствием привычки резать буквы. По всей видимости, подражая в данном случае лубку, мастер-набойщик остается верен орнаментальным принципам в украшении ткани. Надписи, как элементу эпиграфики, не придавалось значения, она стала частью орнамента.

    С конца XVIII века ручная набойка уходит из города, вытесняемая продукцией ситценабивных фабрик. Она переселяется в деревню и занимает большое место в крестьянском быту. На протяжении всего XIX и начала XX века производство набойки кормило целые уезды. Северные губернии - Архангельская, Вологодская, Олонецкая и центральные - Ярославская, Тверская, Костромская, Нижегородская оставили нам богатое наследие местных кустарей. И до сих пор экспедиции Русского музея пополняют фонды великолепными вещами из набивных тканей.



    Набойные доски. XIX в.



    Набивная ткань. XVIII в.


    Набивная ткань. Кон. XIX в. Мастерская П. Бочарова. Кострома

    Промысел набойки в разных губерниях был отхожим или оседлым. В первом случае ходили по деревням и селам синилыцики-колотилыцики, предлагая свой товар:

    Хозяюшка-матушка,

    Есть ли пряжу красить,

    Холсты синить,

    Новины бить?

    Выходите работу получить!

    И стекался к мастеру народ со всех концов деревни: кто сдать работу, кто - получить, а кто - просто новости узнать, так как многое мог рассказать набойщик, путешествуя по деревням со своим товаром.

    Набойщики побогаче имели свои мастерские и учеников, им не надо было ходить по селам и деревням. Вывешивал такой хозяин выставку-объявление: кусок заказника со всеми видами узоров, имеющихся у него в мастерской, и надписью, например:



    Платок. XIX в. Ф-ка А. Баранова

    Синельное завидение

    Ивана Меркуловича Васильева

    въ Рязани собст. домъ

    Краснорядская улица.

    Кубовая набойка обычно двухцветная; ее украшают изображения птиц, геометрические, растительные узоры в виде отдельных веточек и цветов или же сложное переплетение того и другого. Распространенный прием заполнения фона оранжевыми горошинами придает особую красочность ткани и динамичность композиции. Изображение птицы очень часто встречается в кубовых набойках XIX-XX веков.

    На синем фоне ткани - повторяющееся изображение птицы с распростертыми крыльями. Оно органично вплетено в общую композицию с ветками, цветами и листьями. Заполнение свободных мест фона желтыми горошинами оживляет узор. Из подобных тканей шили сарафаны. Коллекция таких сарафанов в Русском музее пополнилась во время экспедиций в Кологривский район Костромской области.

    На кубовых скатертях обычно в центре располагали крупную розетку и вьющиеся по кругу ветви с листьями и полурозетками. На одной скатерти, кроме обычного узора, симметрично размещены шесть тарелок с рыбой, вилкой, ложкой и ножом. Свободные места заполнены растительными цветочными побегами. Такой скатертью, напоминающей сказочную скатерть-самобранку, в праздник, а то и просто для радости и веселья накрывала стол хозяйка дома. В коллекции Русского музея имеется резная доска с изображениями рыбы, ножа и вилки. Возможно, с этой доски и печатали узор скатерти.

    Имена мастеров - резчиков деревянных "манер" почти не сохранились, а сами доски кочевали из губернии в губернию. Тем больший интерес представляют те набойки, которые на основании документальных данных и определенных художественных особенностей самих тканей можно причислить к той или иной мастерской.

    Подобные мастерские существовали в Костроме (мастерская Бочарова), в Калужской губернии (мастерская Забурдаевых), в Чухломском уезде Костромской губернии (мастерские Кирилловых, Шошина, Балашова, Самойловых).

    Живописность, красочность характеризуют бочаровские набойки, графичность рисунка свойственна чухломским.

    В начале XIX столетия рядом с кубовой набойкой соседствуют многокрасочные ситцы, исполнявшиеся поначалу с помощью ручной набивки. Лишь в 1830-х годах возникла возможность печатать ситцы механическим путем. Вручную набивались уже только шали и платки из хлопчатобумажных и шерстяных тканей, которые с середины XIX века играли немаловажную роль в русском костюме.

    В отделе народного искусства собрана коллекция узорных шерстяных и ситцевых платков фабрик Московской, Владимирской и Петербургской губерний. На фабриках Лабзина, Гучковых, Смирнова, Титова и других основными изделиями были ситцы и полуситцы. Художественное оформление подобных тканей было самым разнообразным: тут и традиционные мотивы народных набоек с изображением птиц, цветов, и мотивы, продиктованные веяниями новой моды, и всевозможные клетки. Но наиболее типичными в это время становятся пышные узоры из крупных и мелких стилизованных цветов. Красочная гамма разнообразна и очень насыщенна: от нежного розового до густого фиолетового.

    Великолепными образцами набивных тканей XIX века являются также кумачовые платки фабрик Асафа Баранова в Москве и Владимирской губернии. На ярко-красном фоне платков рассыпаны тюльпаны, гвоздики, розы. Они удивительны по своей многокрасочности, сочетанию крупных и мелких узоров, общей живописности орнамента.

    Русские набивные ткани и сейчас восхищают нас разнообразием узоров, изобретательностью композиций, нарядными цветовыми сочетаниями, смелостью построения декоративных форм. Это богатое художественное наследие и по сей день используется советской текстильной промышленностью.

    Художники изучают в музейных собраниях коллекции старинных тканей и осваивают богатые традиции искусства ручной набойки.

    Конец работы -

    Эта тема принадлежит разделу:

    Добрых рук мастерство

    Сборник 2-е издание, переработанное и дополненное. Ленинград "Искусство". 1981 г. Составитель и научный редактор Богуславская И.Я....

    Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

    Что будем делать с полученным материалом:

    Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

    Печатанием (набивкой) на материале получают набивной рисунок. Цвета на рисунок наносятся каждый в отдельности, такая ткань называется набивная.

    Способы печатания

    1. Прямое

    При прямом печатании красители наносятся на окрашенный или отбеленный материал с лицевой стороны на отдельные участки материала.

    Если рисунок занимает 30-40 процентов от всей площади ткани, то такая прямая печать называется белоземельная (Б/З); крытая - 40-60 процентов; грунтова я - свыше 60 процентов.

    Если ткань предварительно окрашена, и затем на нее нанесен рисунок, то такую ткань называют особомодной (О/М). Этот вид окрашивания также относится к прямому печатанию.

    2. Вытравное

    Специальные средства обесцвечивает краситель на предварительно окрашенных участках материала. И только потом по вытравленным участкам проводят печатание рисунка. Такой рисунок имеет четкие контуры.

    3. Резервное

    Перед окрашиванием или после окраски на участки текстиля печатанием наносится специальный состав (резерв). При нанесении резерва на неокрашенный текстиль метод называют предпечатанием, если резервирующий состав наносят после окраски - послепечатание. Незакрепленный краситель удаляют промыванием, на промытых частях материала образуются белые рисунки, на которые затем наносят различные цвета.

    Печатание проводится пигментами или красителями. Пигмент на текстиле фиксируется связующими компонентами и не проникает внутрь волокна. Этот метод не требует промывания материала. Слабость пигментного печатания в том, что материал становится менее мягким и теряет гибкость. Красители фиксируются при помощи пара и при нагревании, затем материал промывают для удаления остатков незакрепленного красителя. Это более сложный процесс, но обладающий определенными достоинствами. Текстиль сохраняет мягкость, рисунок устойчивый и яркий.

    Кроме вышеперечисленных способов получения набивного рисунка, существует классификация печатания в зависимости от технологии переноса рисунка на материал. Следует отметить два способа промышленного печатания, чаще всего используемых в окрашивании текстильных материалов: шаблонами и гравированными валами. Кроме этого получить набивной рисунок на материале, с применением печатания рельефными шаблонами, струйным печатанием и термопечатанием.

    1. Печатание сетчатыми шаблонами

    При этом способе применяется трафарет. Сетчатый шаблон не дает красящему средству попасть на те части материала, на которых рисунок не предусмотрен. Красящее вещество при помощи пластины или ракеля (валка) продавливается сквозь свободные ячейки сетки на ткань. Применяются плоские и круглые шаблоны.

    2. Печатание гравированными валами

    На валах нанесен определенный рисунок, красящее вещество наносится на вал и только потом на материал.

    3. Печатание рельефными шаблонами

    Рисунок, нанесенный на брусок, выступает над его поверхностью. На сегодняшний день это метод применяется только для нанесения рисунка на ковры. Разновидность данного вида печатания является флексографическое печатание. В этом случае выступающий рисунок находится на резиновом покрытии.

    4. Струйное печатание

    Способ больше известен под названием краскоструйное печатание. Чаще применяется для нанесения рисунка на ковер. Красящее вещество мельчайшими капельками создает рисунок на поверхности материала по определенной программе.

    5. Термопечатание

    Предварительно нанесенный на бумагу рисунок под воздействием высоких температур переносится на прижатую к ним ткань.

    По поводу набивных тканей: узоры печатали по белому или окрашенному холсту с помощью деревянных форм (доски с орнаментом делали из березы, груши, клена, ореха).

    Набойки разделялись на белоземельные - с незакрашенным фоном (узор наносился масляными красками так называемым верховым способом - на влажную ткань накладывали покрытую краской доску и получали тиснение рисунка) и кубовые набойки (ткань с белым узором на синем фоне) - ткань окрашивали в кубах (чанах с синей краской), предварительно нанеся узор с доски, покрытой вапой, т.е. смесью глины, купороса и клейкого вещества. По кубовой набойке могли добавить печать масляной краской.

    Современная текстильная промышленность выпускает большой ассортимент разных набивных тканей и текстильных изделий для обустройства современного жилья и пошива одежды. Характер рисунка тканей разнообразнейший - от мелкого в виде штампиков (горошек, полосочки, мелкие цветочки) до больших букетов цветов, пейзажных мотивов и даже каймовых композиций. Совершенная многокрасочная печать этих тканей с тонкой прорисовкою деталей выполняется на современных промышленных предприятиях. А как изготавливали набивные ткани в прошлом и можно ли их выполнить в технике набивки в домашних условиях? Что для этого нужно?

    Набивка, или декоративная техника печати на ткани, - это прекрасная страница богатого народного искусства. Массового распространения набивка приобрела в начале XІ ст. на Киевщине и в западных областях Украины. Архивные данные свидетельствуют, что тогдашние мастера совершенно владели техникой набивки, работая в примитивных мастерских с очень простыми орудиями производства: стол, набивные доски и масляные краски.

    Справа - образец набойной ткани.

    Для набивки использовали в основном ткани домашнего изготовления из льна и конопли, реже - из хлопчатобумажных и шелковых тканей. Качество подготовленного холста, орнаментация набивных досок и цвет - основные факторы в создании художественного произведения. Холст для набивок должен быть гладким, без лишних утолщений. Поэтому мастера готовили его специально: поливали водой, растягивали, чтобы не случалось перекосов, так как все это имело большое значение для четкости рисунка орнамента. Ныне промышленность выпускает холст гладкой структуры, поэтому можно достичь высокого качества набивки. В народной набивке, чтобы достичь гладкой структуры, применяли клеевую проклейку, которая образовывала эластичную поверхность, и рисунок набивался четко. Набивку выполняли набивными досками из древесины груши или липы. Сначала намечали контуры рисунка карандашом, а потом резали доску специальными резцами, которые изготовляли сами мастера. Украинские мастера-резчики прославлялись мастерством выполнения набивных досок с четким контуром орнаментальных мотивов и совершенной бытовой композицией.

    Мотивы орнаментов украинской набивки можно разделить на три группы. Первая - мотивы орнаментации на досках прямоугольной формы, на которых размещался одних большой или несколько нескольких небольших рисунков. Этими досками работали в несколько приемов: сначала набивали одну часть рисунка, потом - другую и т.д.. При этом возможны были варианты композиции рисунка из одних и тех же элементов (полосы, разбросанные элементы по плоскости ткани). Вторая - мотивы орнаментации на досках, которые точно соответствовали ширине холста, то есть вся плоскость холста была орнаментирована. С помощью таких досок за один прием выполняли набойку соответствующего назначения. Создавались купонные ткани. Третья - орнаментальные мотивы на квадратных досках для набивки на платках.

    Набивные доски для всех групп мотивов орнаментов могли иметь односторонний мотив рисунка (квадраты, цветочки, штампы, полоски) и двусторонний орнамент (мотивы рисунка - ветви цветов), орнамент левого и правого поворота разных композиционных решений. Набивки правого и левого поворота образовывали композицию каймы, углов скатерти, платки.

    Для набивки в основном применяли натуральные красители. Так, краски черного цвета производили из сажи хвойной древесины, синего - из смеси настоя индиго и свинцовых белил, коричневого - из смеси охры и свинца. Краски растирали на льняном масле, которое варили в глиняных горшках на открытом огне. В краску опускали куриное перо. Если оно не загоралось, это значило, что в краске много масла и ее нужно еще варить. Краску считали готовой, если перо загоралось. Не испарившаяся краска оставляла на холсте жирные пятна (ореол) вокруг орнаментального рисунка. Если же краска была приготовлена хорошо, тогда и набивка была чистой.

    Следовательно, надо помнить, что качество набивки зависит от качества холста, набивных досок и красок.

    Наиболее распространенной была техника набивки, при которой на орнаментированную рельефным резным орнаментом доску накладывали тонкий слой краски и тщательно растирали по всей плоскости. Потом на доску накладывали влажный холст и сверху валиком прокатывали от одного конца к другому и назад. После нанесения орнамента на холст, его снимали с доски и подвешивали на деревянную жердь для просушивания. Количество иссеченных досок зависело от цветовой гаммы орнамента: для каждого цвета отдельная доска. Сначала выбивали на холсте один цвет, просушивали, а потом поочередно другие цвета, просушивая ткань после каждого цвета.

    В технике набивки, используя черный или темно-синий цвет по серому холсту, выполняли ткани "малеванки", из которых шили юбки. Несложные орнаментальные мотивы этих тканей построены в строгом ритмическом порядке. Вертикальные полосы непритязательных мотивов - штампов, чаще одного цвета (черного или синего) на сером или выбеленном холсте создавали строгую ритмику необычайно изысканного декоративного звучания. В, казалось бы, простом решении этих тканей выражалась особенность классической простоты, характерная именно для народного искусства. Эти мотивы можно использовать и в современной ручной набивке.

    И народная, и современная набивки по мотивам орнаментации делятся на геометрические и растительные.

    Наибольшее распространение получили мотивы разных кружочков, гороха, квадратиков, которые можно густо или редко размещать по фону. В народной набивке очень популярным был мотив "звездочек", которые выбивали по ткани хаотично, или по вертикали, объединяя с вертикальной цветной полосой. В этих набивках резко контрастные цвета (белый или серый и черный или синий орнамент) объединялись введением более мелких элементов, которые производили впечатление искристости и своеобразной динамичности. Более крупные мотивы создавали конкретный художественный образ ткани. В основе композиции рисунка народных тканей лежит характер размещения орнаментальных мотивов.

    Часто применяли композиции в виде полос или разбросанных по плоскости отдельных цветов или букетов. Композиции из полос создавали, объединяя между собою гладкие, утонченные полосы и размещая между ними небольшие орнаментальные мотивы - кружочки, квадраты, ромбики, скомпонованные в полосы. Варианты таких композиций создают разнообразные орнаментальные мотивы, ритм которых зависит от ширины полос, размеров мотивов, характера их трактовки, добавления дополнительных элементов. Разнообразие композиций в полосах дополнялось четкой симметрией параллельных полос вертикального направления двух видов - отдельных орнаментальных мотивов и прямых или волнообразных линий.

    В быту народов Украины и России были распространены набивки, рисунок которых размещался по сетке (квадратной или диагональной), то есть элемент рисунка вписывался в прямоугольник или ромб. В такой набивке использовали мотивы цветка или букета. Существуют разные варианты наклона сеток в размещении орнаментальных мотивов в границах каждого ромба, или в точке пересечения линий. Ритм композиции от этого не изменяется.

    В народной набивке широко использовали мотивы растительного орнамента. Так, мотивы букетов состояли из больших и мелких цветков, веточек, листвы. Иногда стебли переходили словно в большие волнообразные ветви, на которых с одного или двух сторон были размещены разные цветы, листья и т.п.. Такие ветви большей частью создавали своеобразные композиции в полоску со сложным ритмом. Применяли и сложные растительные мотивы, которые словно образовывали на плоскости разводы, в центре которых - геометризированный цветок. В народных набивках со стилизованным растительным орнаментом применяли очень сложные композиции, в которых большие плоскости фона ткани не закрашены, а мотивы орнамента будто легко разложены, что создает красивый ритм мотивов цветочного орнамента и фона. Эту особенность необходимо учитывать в создании и исполнении современной ручной набивки. Особой красотой отмечались набивные платк платки из домотканого холста. Орнаментация этих платков имела сложную композицию. В каждом изделии словно объединялись две композиции - центральная, или сетчатая, и каймовая. Так, в центральной части плоскости размещали в шахматном порядке мелкие цветочки, букетики и прочие мотивы, а на широкой кайме - большие цветы. Иногда композицию середины платка строили по схеме лучей. Для такой схемы характерна легкость, гармоничность орнаментального поля и каймы, удачное соотношение крупных и мелких мотивов. Контур цветов очерчены мягко и декоративно, с учетом орнаментальных мотивов. По краю платка часто навязывали цветную бахрому из шерсти или шелка, которая объединяла и дополняла орнаментацию.

    Колористическое решение украинской набивки базируется преимущественно на объединении одноцветных орнаментальных мотивов (черного, синего, коричневого) с белым или серым на выбеленном холсте.

    Украинские мастера совершенно владели так называемым резервным способом набивки, при котором орнамент на ткань наносили из набивной доски не краской, а раствором извести. После этого ткань красили обычным холодным способом, погрузив на несколько часов в бочку с раствором красителя. Фон ткани окрашивался, а орнамент, покрытый густым пластом извести, не окрашивался. Потом ткань вымачивали ("отквашивали") в растворах, снимали слои извести, сушили и гладили. Таким образом вырабатывали набивку с окрашенным фоном. Такие набивки в народе называли "дымками". Чаще всего набивки красили в синий цвет настоем индиго. Очень эффектны "дымки", в которых объединяются два цвета - синий фон и белый орнамент. Иногда для набивки применяли две разные техники на одной ткани. Это обогащало орнаментальные и цветовые мотивы декорирования тканей.

    Все средства технического и художественного решения набивки можно применять в современных домашних условиях. Для этого прежде всего нужно хорошо выстирать хлопчатобумажный или льняной холст. Далее готовят красители, удалив лишний жир из масляных красок. Вырезают орнаментальные мотивы на досках, осторожно выбрав фоновую часть (орнаментальная часть выступает). Для досок используют хорошо просушенную древесину. Набивку выполняют на столе, на который для упругости набивают слой толстого сукна. Это улучшает качество набивки - равномерно отпечатывается краска на ткани. Ткань закрепляют на плоскости стола. Потом намечают карандашом схему орнаментальных мотивов и по этой схеме накладывают доску с красителем, крепко прижимая. Для нанесения орнаментальных мотивов применяют одну доску с элементом, а для более усложненных композиций - две-три доски с разными элементами.

    Если возникают сложности с изготовлением деревянных дощечек (отсутствие древесины, неумение пользоваться резцом), можно набивку выполнить по трафарету. Для этого на плотную промасленную бумагу наносят рисунок и расчленяют его на отдельные части, которые потом вырезают на отдельных листах тонкого картона. Делают это так, чтобы, наложив все листы картона один на один, получить плоскость всего рисунка. Все листы картона последовательно пронумеровывают. Потом по порядку через вырезанные плоскости каждого листа картона наносят краску и растирают ее круглой кистью из щетины. Делают это не спеша, в так называемой технике "сухой кистью". После нанесения красителя ткань сушат, потом для повышения эластичности стирают. В последнее время для ручной набивки используют печатные краски. В этом случае набивка более мягкая, эластичная.

    В технике ручной набивки можно выполнить разнообразные изделия для оформления интерьера и декорирования одежды. Эти изделия прежде всего интересны своей индивидуальностью. Выполнение изделий в технике набивки для ансамблей одежды и для оформления жилья имеет очень много общего.