Правила пользования предметами личной гигиены. Средства личной гигиены. Значение гигиены человека

На ранних сроках крайне сложно определить беременность вне матки, поскольку симптоматика ничем не отличительна от нормального течения беременности. Физиологические признаки начинают проявляться уже на шестой неделе, но в меру неправильного расположения яйцеклетки организм не имеет подтверждения беременности, поэтому тест могут давать отрицательные результаты. В таком случае женщина должна ориентироваться на самочувствие и не медлить с визитом к специалисту.

При несвоевременном оказании специализированной помощи внематочная беременность приводит к серьезным осложнениям в виде бесплодия. Отмечались случаи, когда вследствие кровотечения и перитонита были летальные исходы. Поэтому, чтобы обезопасить женское здоровье и жизнь в целом, необходимо ориентироваться на раннюю симптоматику и иметь представление о видах патологии.

Первопричина Краткая характеристика
Воспалительный процесс в репродуктивных органах, гнойные недуги Вследствие патологического процесса в слизистой проводящих путей происходит структурное нарушение, что значительно ухудшает мышечную сокращаемость. Вследствие чего уже оплодотворенная яйцеклетка не может нормально продвинутся в маточную полость. Из-за этого яйцеклетка может закрепиться непосредственно в маточной трубе
Физиологические патологии фаллопиевых труб Прирожденное анатомическое строение труб может значительно усложнить процесс нормальной беременности. Объясняется это изогнутой либо удлиненной формой труб, что затрудняет транспортировку оплодотворенной яйцеклетки
Последствия хирургических вмешательств После операции в брюшной полости могут возникать спаечные процессы, образовавшиеся спайки также препятствуют прикреплению яйцеклетки в положенном месте
Последствия контрацептивов Если на протяжении длительного периода времени женщина принимает оральные гормональные контрацептивы либо много лет пользуется защитой спирали, то не исключается внематочная беременность
Дополнительные факторы (переохлаждение, последствия инфекционных заболеваний, гормональное нарушение) Все эти факторы негативно влияют на процесс естественного зачатия и последующего течения беременности

Это важно! Если бережно относиться к женскому здоровью (своевременно отказываться от приема ОК, удалять спираль), регулярно проходить осмотры у гинеколога, то, при отсутствии врожденных патологий, у женщины исключаются вероятности беременности вне полости матки.

Одни из первых признаков патологической беременности

На всем пути, начиная с яичника и заканчивая местом назначения – маткой, яйцеклетка может найти место крепления. Неправильное прикрепление может произойти вследствие наличия спаечного процесса либо хронического воспаления, поэтому прикрепиться яйцеклетка может даже в брюшной полости.

Затем спустя три-четыре недели развития, эмбрион начинает давать о себе знать, возникает симптоматика, схожая с нормальным течением беременности:

  • первый, предупреждающий о беременности признак, проявляется в виде задержки менструации;
  • прохождение теста может подтвердить беременность (двумя четкими или одно едва проявившейся полоской) или показать отрицательный результат. Отсутствие реакции на тест может свидетельствовать о том, что в организме при внематочной беременности вырабатывается недостаточное количество определенного гормона, который проявляется на тесте;
  • перемены эмоциональных состояний;
  • общая температура повышается до 37 градусов, базальная – ничем не отличается от показателей при нормальной беременности;
  • грудная железа при касании характеризуется повышенной чувствительностью;
  • позывы к мочеиспусканию значительно участятся;
  • появится характерный для состояния беременности токсикоз.

Обратите внимание! Все первичные признаки беременности вне полости матки ничем не отличаются от симптоматики, что появляется при нормальной беременности, поэтому при появлении подобных признаков, женщине необходимо отправиться на обследование и исключить вероятность внематочного зачатия. Ведь статистика показывает, что в большинстве случаев, выявление патологии происходит уже тогда, когда открывается кровотечение либо произошел разрыв органа, где была прикреплена яйцеклетка (яичник, маточная труба).

Виды внематочной беременности

Чтобы иметь более детальное понимание о внематочной беременности, следует рассмотреть все ее возможные виды, ведь от места прикрепления может зависеть возникнувшая симптоматика.

Вид эктопии Чем характеризуется
Трубная В медицине определяют, как самый распространенный вид патологии. По каким-либо причинам, уже оплодотворенная яйцеклетка, направляясь к месту назначения не способна продвигаться по маточной трубе. Таким образом, происходит прикрепление по месту нахождения. Развитие яйцеклетки происходит чаще всего именно в ампульной части органа. На шестой недели активного роста, труба может лопнуть.

Характерные симптомы:

Значительное понижение артериального давления, не характерное для пациентки;
возможные потери сознания и сильное головокружение;
в области низа живота с левой либо правой стороны возникает боль резкого характера (локация боли будет зависеть от места прикрепления в одной из труб);
обильное кровотечение из влагалища;
слизистые характеризуются повышенной сухостью;
отмечается повышение температуры тела

Яичниковая Данная патология отмечается намного реже, поскольку связана только с пороками полости матки. Если женщина знает о проблемах со здоровьем, то при появлении первичной симптоматики необходимо отправляться на обследование. Таким образом, можно определить точное место крепления эмбриона и начать неотложное оперативное лечение, чтобы сохранить возможность нормального функционирования яичника в дальнейшем
Брюшная Один из самых сложно диагностируемых видов. Прикрепляется яйцо возле области внутренних органов брюшины. При этом симптоматика аналогична, что при нормальном развитии эмбриона в маточной полости. Данная патология имеет повышенную опасность, поскольку кровотечение открывается в брюшную полость и имеет обширный характер. Однако медицине были известны случаи, когда именно данный вид беременности вне матки можно было сохранить и выносить полноценного ребенка. Но шансы на благополучную беременность слишком малы
Гетеротопическая Характеризуется одновременным развитием двух и больше оплодотворенных яйцеклеток. Вот только один эмбрион развивается нормально в маточной полости, а второй в нетипичном месте. При этом показатели ХГЧ остаются в пределах нормы. С затруднением происходит диагностика внематочной беременности, поскольку ультразвуковое исследование способно показать только маточную беременность. Поэтому чаще всего отмечается неправильное диагностирование состояния женщины

Осторожно! Симптоматика на ранних сроках при развитии эмбриона в неположенном месте будет полностью схожей на нормальное течение беременности. Только при отсутствии несвоевременной диагностики может произойти кровотечение, что чревато тяжкими осложнениями.

Какой симптоматикой характеризуются первые недели беременности?

На раннем сроке определить внематочную беременность поможет следующие признаки:

  1. Возникают скудные выделения после длительного периода задержки, что напоминают менструацию, но при этом характеризуются коричневым либо бурым цветом. Высока вероятность кровотечения, но видимых проявлений как таковых может не быть, если кровотечение открылось в брюшную полость (при брюшном прикреплении эмбриона).
  2. Ощущается сильный болевой синдром в области живота, при этом точная локализация боли будет зависеть от места прикрепления оплодотворенной яйцеклетки. Болезненность усиливается при передвижении либо попытках сменить положение тела.
  3. Начинается озноб и общее недомогание, напоминающее развитие простуды.
  4. Повышение температуры.
  5. Наличие кровотечения (срочно нужно вызывать скорую помощь, поскольку это может закончиться летальным исходом).

Признаки во время обследования

Если при появлении вышеуказанных симптомов, женщина обратилась за квалифицированной помощью, то подтвердить внематочную беременность можно двумя путями:

  • по показателям ХГЧ , то есть в крови содержится хорионический гонадотропин, который при беременности начинает вырабатываться организмом в больших количествах, таким образом, можно определять беременность уже на первых неделях после зачатия. Когда произошла нетипичная беременность, то выработка гормона замедлена и тест на беременность может быть отрицательным, однако лабораторные исследования могут определить;
  • по уровню прогестерона – это специальный гормон, отвечающий за нормальное течение беременности. Поэтому, если симптомы указывают на беременность, но уровень прогестерона слишком низкий, то есть риск нетипичной беременности.
0

Акушерская патология, которой является внематочная беременность, относится к разряду наиболее сложных диагнозов во время вынашивания ребенка. Такая сложность возникает потому, что женщина испытывает колоссальное нервное потрясение, и еще потому, что диагностика утрудненная, а последствия для матери зависят от срока диагностируемой патологии: чем раньше была определена аномалия, тем больше шансов в будущем родить здорового малыша.

Если в родительском организме (матери или отца) или в генофонде малыша имеются патологии, то происходит аномалия в развитии. Плодное яйцо крепится не в полости матки, а в непригодном для роста плода месте: яичниках, трубах.

Редко перерождается в поздние сроки, а потому матери стоит смириться с тем, что малыш, который прикрепился не в положенном месте, угрожает ее жизни.

Внематочная беременность, определенная на ранних сроках, считается наименее опасной. Женщина, которая определила аномалию до этого периода, имеет шансы оставить в целостности репродуктивные внутренние органы, удаление трубы или яичника не потребуется.

2 неделя

Стандартная и единая клиническая картина, которая бы подходила всем беременным, отсутствует. патологии утрудняется еще и тем, что на очень маленьком сроке, к примеру, на первом месяце, внематочная локализация зиготы никак не ощущается самой матерью. Признаки, характерные для вынашивания и токсикации, пока еще отсутствуют.

4 неделя

4-я неделя внематочной развивающейся беременности сопровождается характерными признаками для девушек в интересном положении. Конечно, визуально определить положение невозможно, но задержка менструаций уже присутствует.

5 неделя

Первый месяц развития (уже эмбриона) сопровождается:

  • характерными отсутствующими менструациями;
  • задержка составляет, как правило, 10-16 дней;
  • сама женщина еще не испытывает тошноты;
  • фиксируется частое мочеиспускание;
  • боли в животе не локализируются.

Изредка наблюдается тянущая боль в окололобковой зоне (зона бикини), резкие боли отсутствуют.

7 и 8 недели

7 и 8 недели для внематочной беременности считается поздними, или тем самым «рубежом», после которого рекомендуется . Признаки:

  • задержка 14-20 дней;
  • тошнота;
  • тест на беременность – две полоски;
  • реакция на запахи;
  • тупая, но терпимая боль в животе;
  • частое мочеиспускание.

При негативном ответе на тесте беременности, но при наличии задержки и симптоматики беременной женщины, необходимо провести дополнительное исследование на УЗИ.

Симптомы внематочной беременности

Симптоматическая картина и диагностика также отличается, в зависимости от срока внематочной развитой беременности. Для первых недель определенной системы не существует, каждый врач принимает во внимание свои индивидуальные методы диагностики.

3 неделя

Увеличение матки не происходит, но организм уже вырабатывает повышенное количество пролактина и прогестерона, наблюдается раздражительность сосков, грудь пока еще в размерах не увеличивается.

4 неделя

На будет видна вторая полоска. Также наблюдается следующая клиническая картина:

  • отек цервикального канала и смена окраса половых губ на более темный цвет;
  • задержка примерно 7-10 дней;
  • грудь отечна, но не увеличена;
  • увеличенная чувствительность сосков.

>Отек и смена цвета внешних половых губ – результат гормонального воздействия прогестерона. Определяется симптоматика на гинекологическом кресле при осмотре у врача.

5 -7 недели

К вышеуказанной симптоматике присоединяется болезненное ощущение в правом или левом боку, в зависимости от типа крепления ребенка.

Если плод прикрепился к тонкой части фаллопиевой трубы, то определяются мажущие выделения с периодичностью после физической активности. Дополнительная симптоматика:

  • положительный тест;
  • тошнота с утра;
  • рвота или рвотный рефлекс на еду;
  • отеки конечностей;
  • давящее ощущение на прямую кишку;
  • раздражительность;
  • боль при половом контакте.

Количество выделений, их цвет неважен. Главное – это своевременное обращение в больницу. Даже слабые мажущие выделения свидетельствуют о наличии травм внутренних органов.

10-11 недели

Для сроком больше второго месяца – это уже риск. В этом возрасте малыш уже достаточно большой, поэтому его рост провоцирует деформацию внутренних органов. Если плод крепится к стенкам трубы около выхода в матку, то максимальный возраст развития без разрыва органа – 10-11 недель. После этого срока женщина рискует своей жизнью, поскольку разрыв трубы или любой другой части репродуктивного органа провоцирует внутреннее кровотечение.

На позднем сроке женщина ощущает резкие спазматические боли, кровянистые выделения увеличиваются в количестве, появляется красная и темная кровь. Это смертельно опасное состояние, требующее незамедлительной госпитализации.

До скольких недель может развиваться внематочная беременность

Внематочное расположение плода – угроза для жизни матери. Спасти плод или переместить его в полость матки невозможно. Выйти самостоятельно такая патология также не может, а потому риск развития внутреннего кровотечения высокая.

Коррекционное занятие «Предметы личной гигиены».

Первый класс.

Цель : расширение и конкретизация представлений о предметах личной гигиены.

Задачи :

Коррекционно-образовательные:

Активизация словарного запаса по теме.

Коррекционно-развивающие:

Развитие диалогической речи, артикуляционной, тонкой, общей моторики, зрительного внимания, логического мышления.

Коррекционно-воспитательные:

Формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, инициативности, самостоятельности. Привитие навыков здорового образа жизни.

Предметные умения:

Формировать основные правила личной гигиены;

Практически закрепить гигиенические навыки и умения.

Личностные:

Формирование установки на здоровый образ жизни;

Понимание основных моральных норм: ответственности, взаимопомощи, правдивости;

Оценка своих поступков.

Регулятивные:

Формирование умения взаимодействовать со сверстниками во внеурочной деятельности;

Формирование умения планирования и организации своей деятельности.

Познавательные:

Развитие любознательности и познавательной инициативы;

Развитие умения выделять главное;

Развитие умения осознано строить речевое высказывание;

Постановка и решение проблемы;

Работа с информацией.

Коммуникативные:

Умение отвечать на поставленный вопрос;

Умение осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;

Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблем;

Аргументировать свои высказывания;

Четко выражать свои мысли;

Умение слушать собеседника и признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

Межпредметные связи: Окружающий мир, литературное чтение, русский язык.

Формы работы: Фронтальная, в малых группах, работа в парах.

Оборудование : презентация, проектор, экран, ноутбук, конверты с заданием «Собери картинку», предметы личной гигиены, игры «Волшебный мешочек», «Что с чем дружит?».

Ход занятия:

I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

Прозвенел сейчас звонок, начинается урок. Покажите, с каким настроением вы пришли на занятие. (Дети показывают на доске настроение с помощью магнитов «Капелька настроения»)

Садитесь на свои места.

Вы готовы, глазки?

Да! (смотрят в «бинокль»)

Вы готовы, ушки?

Да! (поглаживают ушки)

Вы готовы, ручки?

Да! (хлопают в ладоши)

Вы готовы, ножки?

Да! (поглаживают ноги, топают)

Вы готовы?

Да! (обнимают себя)

II. Формулировка темы урока, постановка цели и задач.

Ребята, у нас сейчас урок здоровья, а это значит, что мы будем говорить о …. Здоровье. А точнее о предметах, которые помогают нам сохранить здоровье. А вот, что это, за предметы и какое отношение они имеют к нашему здоровью, мы сейчас выясним.

«Собери картинку»

(работа в парах, малых группах)

Сейчас я раздам вам конверты, в которых находятся разрезанные картинки, которые вам необходимо собрать. Приступаем к работе. Можно работать в паре, в группе и помочь своему товарищу.

Собрали? Молодцы! Какие картинки у вас получились?

Дети: Мыло, носовой платок, мочалка и губка, зубная щетка, зубная паста, полотенце, расческа, шампунь.

А кто мне ответит, как называются эти предметы?

Ребята, мыло, носовой платок, мочалка и губка, зубная щетка, зубная паста, полотенце, расческа, шампунь – это предметы личной гигиены. Именно они помогают нам сохранить наше здоровье. И говорить мы сегодня будем именно об этих предметах.

III. Актуализация знаний обучающихся.

Сейчас я буду задавать вам загадки. У кого окажется картинка-отгадка, тот поднимает руку.

Загадки.

Лег в карман и караулю:

Рёву, плаксу и грязнулю.

Им утру потоки слез,

Не забуду и про нос. (Носовой платок )

Носовой платок должен быть у каждого. Пользуясь им, следите, чтобы он был всегда чистым. Кашлять и чихать нужно в платок, особенно, когда болеешь. Он должен быть индивидуальным. Им нельзя делиться с друзьями.

Гладко и душисто, моет очень чисто.

Нужно, чтобы у каждого было –

Что это, ребята? (Мыло.)

Мыло – настоящий друг. Оно помогает уничтожить микробов, которые любят жить на наших руках и разность болезни. Когда нужно мыть руки? После туалета, игр, прогулки, общения с животными, поездки в транспорте, перед едой.

На себя я труд беру:

Пятки, локти с мылом тру,

И коленки оттираю,

Ничего не забываю. (Мочалка, губка .)

Мочалка или губка для тела тоже индивидуальный предмет, как и носовой платок. Только вы можете мыться ею в ванной, под душем или в бане. Мочалка нужна для тщательного мытья всего тела.

Вытираю я, стараюсь,

После ванны паренька.

Всё намокло, всё измялось –

Нет сухого уголка. (Полотенце. )

Для чего нам полотенце? Чтобы вытирать руки, лицо, ноги, тело. Полотенца бывают разные банные и кухонные. Банными мы вытираемся после того как умылись или помылись, а кухонными пользуемся на кухне. Вытираем посуду, чашки, ложки, руки.

Хожу-брожу не по лесам,

А по усам, по волосам.

И зубы у меня длинней,

Чем у волков и медведей. (Расческа .)

Расческа – это индивидуальный предмет личной гигиены. Нельзя пользоваться чужими расческами. Можно заболеть (перхоть).

Кто считает зубы нам

По утрам и вечерам? (зубная щетка )

Зубная щетка у каждого своя. Мы не пользуемся чужими зубными щетками, потому что это опасно для здоровья. Менять зубную щетку нужно один раз в 2-3 месяца.

Она не сахар, не мука,

На них похожа лишь слегка.

Её на щетку положи

И зубки тщательно потри. (Зубная паста .)

Зубная паста очищает наши зубы от налета, уничтожает вредных микробов и освежает дыхание.

Ею голову все моют

Пенится и щиплет глаз

Пахнет вкусно аромат

Будешь чистым, как алмаз. (Шампунь .)

Шампунь – это необходимое средство для мытья волос. Есть шампунь для взрослых и для детей.

Убираем картинки в конверты.

I V . Изучение нового материала.

Как же называются предметы, загадки о которых мы отгадывали?

Все перечисленные предметы называются – Предметами личной гигиены.

А что же такое личная гигиена? Личная гигиена – это уход за своим телом,

А для чего нужно содержать свое тело в чистоте? (ответы детей)

Для того, чтобы быть здоровыми.

Наше тело, ребята, покрыто кожей. Потрогайте её на руках, на лице. Кожа гладкая, эластичная, она способна растягиваться при движении. Именно кожа защищает наше тело от болезней. А как же она будет нас защищать, если будет грязным, и на ней будет жить огромное количество микробов. Грязное тело может принести вред здоровью. Кроме того грязные и неряшливые люди всегда неприятны окружающим.

С кем вам приятнее общаться с таким другом (чистый, аккуратный) или с таким (неряха, грязнуля).

У неряхи и грязнули всегда плохое настроение, он часто болеет. С ним никто не хочет играть.

А человек, который соблюдает правила личной гигиены здоровый, веселый, энергичный, аккуратный.

С таким человеком приятно общаться и дружить.

А вы дружные ребята? Давайте проверим. Выходите все сюда, встаем в два ряда (один напротив другого). Друг к другу лицом.

V. Физкультминутка «Здравствуй, друг!»

Все участники делятся на две равные группы. Одна группа образует внутренний круг, другая внешний. Стоящие во внутреннем круге поворачиваются лицом к стоящим во внешнем круге, таким образом образуя пары. И повторяют за ведущим следующие слова, сопровождая их жестами.

- Здравствуй, друг! (Жмут друг другу руки).

- Как ты тут? (Хлопают правой рукой по левому плечу партнера).

- Где ты был? (Осторожно треплют ухо).

- Я скучал! (Складывают руки на груди).

- Ты пришел! (Разводят руки в стороны).

- Хорошо! (Обнимаются).

Затем, стоящие во внешнем кругу делают шаг в сторону, тем самым производя замену партнера. Слова и движения произносятся вновь. И так далее, пока опять не встретятся первые пары.

Молодцы! Дружные ребята. Посмотрели в окно, на дверь, на доску (установка на внимание). Садимся на свои места.

Игра «Волшебный мешочек»

Посмотрите, ребята, у меня есть волшебный мешочек, в котором находятся волшебные предметы. Давайте поиграем. Каждый из вас по очереди будет выходить ко мне и опускать в мешочек обе руки. Смотреть в мешочек нельзя. Берем один предмет, трогаем его, ощупываем и стараемся угадать, что в руках. Называем, а потом достаем и показываем всем ребятам, проверяем, правильно угадали или нет.

Ребята, вы сейчас трогали разные предметы. До занятия были на улице. И думаю, что не все сделали то, о чем я вас попросила после прогулки. А попросила я вас вымыть руки теплой водой с мылом. Поэтому сейчас, я предлагаю вам вытереть руки влажной салфеткой, которую тоже можно назвать предметом личной гигиены. Мы пользуемся влажными салфетками в том случае, когда рядом нет воды и мыла – в парке на прогулке, в поезде, в машине и так далее.

Вытираем руки и смотрите, наши белые салфеточки стали серые. Вот сколько грязи, микробов было на наших руках. Выбрасываем грязные салфетки.

V I . Закрепление изученного материала. Игра «Что с чем дружит?»

Что у меня в руках? Расческа. Вот я думаю толи зубы ею почистить, толи руки почесать. Что делать с расческой? Конечно, расчесать волосы. Получается, что расческа дружит с волосами.

Давайте посмотрим, какие предметы, с чем дружит. На доске слева картинки «Части тела», а справа картинки «Предметы личной гигиены»

С чем дружит нос?.... зубы?....руки?...ногти?....лицо?....волосы?....ноги?

Молодцы!

V II . Рефлексия. Подведение итогов.

И так, ребята, сегодня на занятии мы с вами говорили о….. продолжите предложение….. О здоровье и предметах личной гигиены.

Назовите мне предметы личной гигиены (ответы детей).

Какое отношение имеют предметы личной гигиены к нашему здоровью? Благодаря этим предметам мы можем сохранить наше здоровье и хорошее настроение.

А как у вас с настроением? Кто-то хочет поменять «Капельку настроения»?

На этом наше занятие заканчивается, спасибо за внимание.

Список используемой литературы:

    Воспитание школьников: журнал. – М.: Издательство «Школьная Пресса», 2001. - № 9; 2003. - № 3; 2005. - № 2, 4; 2007. - № 10.

    Группа продленного дня: Конспекты занятий, сценарии мероприятий: 3 – 4 классы / Авт.-сост. Л. И. Гайдина, А. В. Кочергина. – 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2012.

    Дик Н.Ф. «Классные часы в 3-4 классах» (Серия «Сердце отдаю детям»). – Ростов н/Д: издательство «Феникс», 2003.

    Занятия в группе продленного дня. 1-4 классы: конспекты, занимательные материалы, рекомендации/ авт.-сост. В.П. Пашнина [и др.]. – Изд.2-е. - Волгоград: Учитель, 2013.

    «Здоровьесберегающая деятельность: планирование, рекомендации, мероприятия»/ авт.-сост. Н.В. Лободина, Т.Н. Чурилова.- Волгоград: Учитель, 2011.

    Классный руководитель: журнал. – 2007. - №4; 2005. - №8.

    Научно-методический журнал заместителя директора по воспитательной работе (ЗДВ). – 2006. - № 6, 2007. - № 7, 2008. - № 8.

    Обухова Л.А. «135 уроков здоровья, или Школа докторов природы. 1-4 классы». – 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2013.

    Справочник классного руководителя: журн. – 2006 – 2007

Факторы, способные прямо или косвенно воздействовать на здоровье человека и на продолжительность его жизни, определяет гигиена. Соблюдая правила личной гигиены, человек ограждает себя от негативного воздействия внешних раздражителей. Среди причин, формирующих здоровье, выделяют: профессиональные, наследственные, экологические, психоэмоциональные, образ жизни, питание, уровень медицинского обслуживания. Узнайте, как сделать жизнь лучше с помощью правильной ее организации.

Значение гигиены человека

Основной задачей этой науки является изучение воздействия окружения на жизнеспособность, трудоспособность населения. Под окружением принято понимать полный комплекс бытовых, природных, производственных и социальных факторов. Главные же задачи гигиены – разработка требований, направленных на увеличение сопротивляемости организма к отрицательным внешним факторам. Этому содействует правильный уход за собой, сбалансированный режим отдыха, труда, рациональное питание, спорт.

Несоблюдение правил личной гигиены может стать причиной как незначительных проблем со здоровьем, так и серьезных заболеваний. Выполнение требования по личному уходу, использование инструмента, что относится к предметам личной гигиены, станет первым шагом в поддержании собственного здоровья. Рассматривая, что такое гигиена, учитывают разделение предмета на несколько подкатегорий:

  • личная;
  • гигиена питания;
  • труда;
  • города, заведений, помещений.

Как соблюдать гигиену

Один из важнейших принципов укрепления и сохранения чистоты, здоровья путем соблюдения элементарных норм чистоты – соблюдение правил личной гигиены. Некоторые советы по личной гигиене помогут правильно понять их роль в жизни и структурировать личный график:

  1. Ежедневная и периодическая гигиена тела: качественное мытье рук после улицы, перед едой; умывание; чистка зубов 2 раза в день; принятие общего душа, мытье половых органов; закаливание. К периодической относятся стрижка кончиков волос (каждые 4-8 недель), стрижка ногтей, мытье волос с применением шампуней, профилактические визиты к врачу.
  2. Гигиенические требования к одежде и обуви предполагают периодическую стирку вещей, глажку паром, ежедневную смену нижнего белья. Необходимо качественное мытье обуви. Одежда должна полностью соответствовать физиолого-гигиеническим нормам (обеспечивать оптимальный микроклимат, иметь небольшую массу, хорошую прочность и качественный химический состав ткани).

Женщине

Ухода за телом принято рассматривать в более углубленном аспекте, учитывая периоды жизни, циклы, возраст. Соблюдать правила должна девочка, девочка-подросток, женщина, беременная и женщина после родов. Объединяет женские правила личной гигиены один принцип – правильная гигиена половых органов, молочных желез. Учитывая, что главная роль женщины – производство потомства, требования гигиены в области малого таза важны следующие:

  • повседневная гигиена наружных половых органов;
  • надлежащая дородовая, послеродовая гигиена (часто используются гигиенические женские трусы);
  • использование средства личной гигиены в виде тампонов, прокладок во время менструального цикла;
  • правильный уход за молочными железами (особенно важно для беременных и кормящих матерей);
  • понимание, как пользоваться гигиеническим душем, применение знаний на практике;
  • мытье и очистка одежды, ежедневная стирка, смена нижнего белья.

Мужчине

Как соблюдать гигиену половых органов мужчине? Уход за кожей в виде ежедневного душа – путь к сохранению здоровья. Повседневная гигиена мужчины заключается в уходе за подмышками, половыми органами и промежностью. Репродуктивное здоровье мужчины зависит от уровня активности гигиенического статуса. Поскольку мужские половые органы находятся снаружи, а не спрятаны в области таза, как у женщины, личные процедуры мужчины предполагают проведение следующих мероприятий:

  • мытье полового члена и яичек;
  • использование чистого и комфортного нижнего белья, в котором органы мужчины не будут сильно сдавливаться или перегреваться;
  • гигиена промежности (подмывание мыльными средствами, правильное использование туалетной бумаги).

Подростку

Важный этап, который проходит ребенок на пути к взрослению – подростковый период. В организме подростка происходят физические изменения. Основные правила личной гигиены предусматривают строгое следование гигиеничным принципам, а любое отклонение может привести к неправильному развитию репродуктивной системы.

Требования для девочки-подростка заключаются в использовании индивидуальных средств гигиены (отдельное мыло, полотенце, мочалка), спального места отдельно от родителей. Обязательны ежедневный душ с правильной техникой подмывания (от лобка к заднему проходу), поддержание растущей молочной железы бюстгальтером. Для девушек во время менструации включается требование использования тампонов, прокладок, частых подмываний.

Ребенку

Здоровье формируется с раннего детства. Правильная гигиена ребенка позволит обеспечить развитие и рост здорового будущего поколения. Задачи детской гигиены:

  • надлежащая гигиена деятельности и отдыха детей;
  • профилактика, предотвращение заболеваний в детском коллективе;
  • проверка и защита питания детей;
  • формирование у ребенка понятия о здоровом образе жизни.

Согласно существующим нормам и правилам, каждый ребенок в школьном возрасте должен уметь:

  • осуществлять самостоятельно ежедневные утренние, вечерние процедуры (умываться, чистить зубы, подмываться, мыть голову);
  • осуществлять гигиенические процедуры в учебном заведении (мыть руки, по необходимости пользоваться сменной одеждой или обувью);
  • принимать меры предосторожности в период вирусной эпидемии.

Личная гигиена

Индивидуальная практика ухода предусматривает соблюдение гигиены в личной повседневной жизни. Среди условий, которые являются основополагающими, самым важным становится личное отношение человека (ребенка, школьника, взрослого) к себе и своему здоровью. Это условие профилактики, лечения заболеваний, увеличения продолжительности жизни. Ухудшение условий жизни негативно отражается на здоровье, способности осуществлять самостоятельный гигиенический контроль.

Способы гигиены включают здоровый образ жизни как один из самых действенных факторов здоровья. Рекомендованы отказ от табакокурения, запрет на употребление сложных пищевых жиров и алкоголя, контроль за массой тела, спорт. Круг вопросов, которые освещает личная гигиена, включает организацию рационального питания, умственного труда, поддержание микроклимата в жилище, закаливание и физиопроцедуры.

Больного

В период поражения болезнью пациент может быть опасным для окружающих или усугубить собственную ситуацию. Санитарный уход за больным в хирургическом стационаре выполняют согласно установленным нормам:

  • предоставление отдельной посуды для питания;
  • регулярная смена постельного белья;
  • подача судна и мочеприемника;
  • антисептическая обработка палаты и стационара;
  • осуществление повседневных гигиенических процедур в отделении;
  • организованное кормление больного;
  • прием лекарственных средств, осуществление оздоровительных процедур в чистоте.

Работников общественного питания

Работники предприятий общественного питания имеют прямой контакт с готовыми блюдами, полуфабрикатами, замороженной продукцией, десертами. Санитарная гигиена обеспечивает здоровье потребителей, зависящее от уровня чистоты работников общепита. Несоблюдение санитарных и гигиенических норм на предприятии может стать причиной отравления, а иногда – смерти клиента.

Каждый сотрудник сферы общественного питания обязан иметь медицинскую книгу. Во избежание попадания человеческого пота, волос, отмершей кожи на продукты работники (повара, официанты) соблюдают нормы санитарии, носят униформу. До рабочего процесса и по его окончании они должны тщательно мыть руки. Основная одежда должна быть чистой, удобной и опрятной. В ресторанах и пунктах питания официанты обязаны разносить еду в перчатках.

Медицинского персонала

Следование правилам личной гигиены со стороны работников медицинского учреждения обеспечит защиту персонала и больных от внутрибольничных инфекций. Соблюдать установленные правила должен сотрудник любого медицинского ранга. Условия защиты медперсонала:

  • мытье и дезинфекция рук;
  • наличие медицинской формы (костюма, шапки, комплекта тапочек или бахил);
  • в случае близкого контакта с препаратами и больными – использование перчаток и повязок.

Гигиена быта

Для предупреждения появления в быту разносчиков инфекций, мелких насекомых, излишней вредной пыли следует проводить ряд профилактических мероприятий:

  • удаление пыли с поверхностей мебели;
  • ежедневную дезинфекцию ванной комнаты (унитаза, раковины, ванной);
  • стирку одежды всех членов семьи;
  • регулярные проветривания или очищение воздуха при помощи климат-систем;
  • глубокую чистку ковров (ворсистые покрытия собирают в себе много пыли и микробов);
  • качественную повседневную очистку кухонных поверхностей и принадлежностей.

Меры профилактики, разработанные древней наукой о чистоте, обращены к здоровому организму, но то же требуется и больным. Гигиену тесно связывают с санитарией, цель которой – разработать первичные меры профилактики болезней для населения. Среди общих рекомендаций для каждого человека упоминаются:

  • профессиональная гигиена полости рта (посещение гигиениста);
  • уход за телом;
  • санитария быта, продуктов питания;
  • уход за помещением, уборка и проветривание (в противном случае возможны загрязнение дыхательной системы, нарушение стабильного состояния организма).

Питания

Санитария и обработка продуктов перед их потреблением – главное правило здорового питания. Перед попаданием на прилавок еда проходит санитарную экспертизу, но это не освобождает потребителя от обязанности помыть ее перед использованием в пищу. Проверке подвергается вода в быту, чтобы исключить возможное наличие вредных примесей. Основные санитарные требования к продуктам питания:

  • польза (возмещение затрат энергии и полезных веществ в организме);
  • наличие срока потребления на упаковке;
  • минимальная обработка, очищение от грязи перед продажей.

Секса

Осуществление надлежащих гигиенических процедур перед сексом поможет предотвратить инфекционные заболевания. Среда половых органов благоприятна для размножения воспалительных, гнойных инфекций. Перед началом полового акта обоим партнерам следует принять душ, чтобы очистить свое тело, половые органы. Стоит отказаться и от адреналина при сношениях в общественных местах, предпочтя экзотике чистую постель.

Умственного труда

Неотъемлемая часть жизни человека – умственный труд, который определяется как работа, связанная с приемом или обработкой информации. Основы гигиены умственного труда заключаются в недопущении утомления или переутомления. Избавит от них ряд профилактических мер:

  • организация рабочего места согласно санитарным нормам;
  • организация спортивных мероприятий;
  • достаточная освещенность места работника (для защиты зрения);
  • чистота воздуха, благоприятная температура.

Сна

Надлежащий отдых является фундаментом здорового состояния тела. Правильный сон возможен при следовании следующим принципам:

  1. Соблюдение правил личной гигиены сна.
  2. Надлежащее оборудование спального места.
  3. Прекращение приема пищи предварительно за 2 часа до сна.
  4. Устранение лишних источников шума во время сна.
  5. Санитария одежды для сна.

Видео: гигиена в Древней Руси

Личная гигиена — совокупность гигиенических правил поведения человека на производстве и в быту. Выполнение правил личной гигиены способствует сохранению и укреплению здоровья человека.

Привила личной гигиены включают режим дня, работы и отдыха, рациональное питание, закаливание, физическую культуру, уход за кожей, гигиену одежды, обуви и жилищаю

О культуре человека можно судить в том числе и по тому, как он соблюдает правила личной гигиены.

Гигиенические навыки следует прививать уже в детстве, закреплять в школьные годы и прочно вводить в распорядок дня с начала трудовой деятельности. Видное место в распространении среди населения, рабочих и служащих, учащихся и военнослужащих санитарных и гигиенических знаний занимает гигиеническое воспитание.

Личная гигиена

Личная гигиена касается вопросов не только индивидуального плана, но и социального. Она включает в себя следующие разделы:

  • Гигиена тела человека, гигиена полости рта, гигиена кожи, косметические вопросы;
  • Гигиена сна и отдыха — принципы правильного чередования труда и отдыха, оптимальный суточный режим;
  • Гигиенические правила рационального питания и отказ от вредных привычек;
  • Гигиена одежды и обуви.

Гигиена лица, рук и ног

  • Правила личной гигиены предусматривают умывание лица утром и вечером, а руки следует мыть каждый раз после соприкосновения с грязной поверхностью.
  • Ноги необходимо ежедневно мыть прохладной водой и мылом. Холодная вода уменьшает потовыделение.

Уход за волосами

Волосы, как короткие, так и длинные, необходимо мыть не по расписанию, а по необходимости. Обычно раз или два в неделю. Нелишним будет ополаскивать волосы крепким настоем ромашки.

Уход за полостью рта

Дважды в год неплохо посетить стоматолога для своевременного обнаружения кариеса.

Уход за ногтями и пятками

Огромное количество всевозможных бактерий и вредоносных микроорганизмов обитают под грязными ногтями, поэтому особо важно правильно и регулярно ухаживать за своими ногтями на руках и ногах. Необходимо чистить ногти и подрезать или подпиливать их.

Особого ухода требуют и наши пятки. Нельзя допускать образования мозолей, потёртостей и натоптышей.

Чистота одежды и обуви

Очень важно после мытья сменить нательное бельё, чтобы вновь не загрязнить кожу частичками пота, сала и грязи. Нижнее белье, которое непосредственно касается кожи тела (майка, носки, трусы, колготки, чулки), нужно менять ежедневно.

Обувь также требует к себе внимания, её следует мыть и снаружи, и внутри. Нужно как можно чаще менять в закрытых туфлях, ботинках и сапогах стельки.

Личные вещи

У каждого человека должны быть свои расчёска, зубная щётка, полотенце и постель. Перед сном дневное нательное бельё рекомендуется менять на пижаму или ночную сорочку.

После применения зубную щётку необходимо тщательно прополоскать водой. Полотенце и постельное бельё необходимо регулярно менять.

Гигиена содержания помещений

Жилые, учебные и производственные помещения нужно содержать в чистоте. Необходимо регулярное проветривание помещений. Влажная уборка помещений должна проводиться не реже одного раза в неделю.

Гигиена сна и отдыха

Необходимо соблюдать режим сна и бодрствования. Продолжительность ночного сна должна быть не менее 7 часов, во избежание недосыпания. Обязательно следует соблюдать режим труда и отдыха, делать перерывы на отдых во время работы и учёбы, использовать еженедельные выходные дни, каникулы и отпуска.

Гигиенические правила рационального питания

Необходимо соблюдение режима питания. Частота приёма пищи — не менее 3 раз в сутки.

Организм человека нуждается в сбалансированном питании в отношении белков,жиров и углеводов. Пища человека должна быть богата витаминами.

Нельзя пить сырую воду и есть немытые фрукты и овощи. Приготовленные блюда следует хранить в холодильнике не более двух суток.

Необходимо соблюдение питьевого режима — человеку в сутки нужно выпивать 2 — 2,5 л воды.