Познавательные занятия серии «Мир вокруг. Познавательные занятия в детском саду

Тема «Государственные символы России»

Цели: Продолжать формировать представление о том, что Россия – огромная многонациональная страна.

Воспитывать любовь к своей стране и гордость за неё.

Задачи:

Познакомить детей с государственным символом России – флагом, гербом, гимном России;

Воспитывать чувство гордости и уважения к своему народу, стране;

Развитие интереса к истории и культуре родной страны;

Расширять запас слов детей, совершенствовать умение использовать в речи сложные предложения, закреплять умение отвечать на вопросы, воспитывать культуру речевого общения;

Ход занятия

Дети под музыку О. Газманова входят. Становятся в круг возле мольберта.

Воспитатель: Сегодня на занятии мы будем говорить о на нашей Родине. Наша страна – большая и красивая страна. Посмотрите на карту. Западная граница России начинается у побережья Баренцева моря, пересекает Балтийское и доходит до Чёрного моря. Южная граница России проходит от берегов Чёрного моря до побережья Японского моря. Большую часть территории России омывают моря. Морские границы России проходят в водах Тихого океана и его морей (Японского, Охотского, Беренгова). Северные границы проходят по водам морей Северного Ледовитого океана: Баренцева, Карского, Лаптевый, Восточно-Сибирского, Чукотского. Территория нашей Родины раскрашена в разные цвета. Что означает каждый цвет (синий – моря, озера, реки; зеленый – леса, степи; желтый – пустыни, коричневый – горы).

Игра «Моя Родина»

Воспитатель зачитывает первые три строки четверостишия, а дети договаривают последнюю строчку «Это Родина моя».

Реки чьи глубоки, чисты

И красивы берега?

Отвечайте без запинки –

(Это Родина моя)

Горы снежные вершины,

Прячут ввысь за облака.

Что за чудная картина?

(Это Родина моя)

Где поля и степь без края,

На цветах блестит роса.

Песни птиц, жужжанье шмеля?

(Это Родина моя)

Лес, как царство Берендея,

В нём живут медведь, лиса.

А в тайге есть даже тигры.

(Это Родина моя)

Где на севере морозном

Льдом сверкают берега.

А на юге – море, солнце.

(Это Родина моя)

Где город города прекрасней,

А всех важней из них Москва.

Цвет флага – белый, синий, красный.

(Это Родина моя)

Воспитатель: Как можно сказать про нашу страну, какая она?

Дети подбирают признаки к слову «страна». (Любимая, родная, прекрасная, огромная, бескрайняя, богатая, красивая, могучая, весёлая, грустная)

Затем дети слушают песню “Моя Россия” Г. Струве и педагог проводит беседу по её содержанию.

Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на фотографии и найдите в них что-то общее.

Воспитатель: Правильно, ребята, общее на этих фотографиях изображение российского флага. У каждой страны есть свои государственные символы. Это флаг, герб и гимн. Сегодня мы познакомимся с Государственным Флагом России.

А что такое флаг? Флаг – это символ или знак, сделанный из ткани. Его можно нести, им можно махать, он может развеваться на ветру. Тысячи лет назад древние охотники и воины придумали флаги, по которым их могли узнавать и друзья, и враги. А ещё по флагу можно было узнать, к чему нужно готовиться: к битве или дружеской встрече. Первые флаги изготавливались, вероятно, из звериных шкур или птичьих перьев. А флаги из ткани возникли гораздо позже.

Выставляется флаг.

Воспитатель: Флаг символизирует нашу Родину. Он развевается над зданием правительства, флаги вывешиваются во время праздников, поднимают во время побед.

Что изображено на Флаге России? Каждая полоса имеет свое значение.

Белый цвет – это цвет мира. Он говорит о том, что наша страна миролюбивая.

Синий цвет – это вера, верность. Народ любит свою страну, верен ей, защищает ее.

Красный цвет – это цвет силы. Наша страна сильная, миролюбивая.

Один издетей рассказывает стихотворение «Флаг России»:

Белый цвет - берёзка,

Синий - неба цвет,

Красная полоска

Солнечный рассвет. (В. Степанов)

Игра «Соберись у стяга».

Где можно увидеть флаги или флажки?

На зданиях, например, на Доме правительства. В праздники – украшают дома, улицы. Флаги можно увидеть на кораблях, самолётах, в руках солдат, спортсменов.

Если флаг на самолёте или корабле, он поможет узнать из какой они страны. Во время больших спортивных соревнований, например, во время Олимпийских игр, можно узнать спортсмены из каких стран будут участвовать в этих соревнованиях. Во время награждения флаг страны победителя поднимается высоко-высоко над стадионом. В это время мы испытываем гордость за наших спортсменов, за нашу Родину.

Дети перемещаются в уголок Патриотического воспитания.

Кроме флага отличительным знаком страны является герб.

Гербы появились давным-давно. Это был отличительный знак рыцарей. Служил он для того, чтобы можно было отличить друг от друга закованных в железные доспехи воинов. Такой символ появился на рыцарских щитах. Шло время, не стало рыцарей, но остались гербы. Герб является знаком отличия, эмблемой государства. Его изображение помещается на флагах, печатях, монетах, на паспорте гражданина России, на пограничных столбах, на зданиях, где работает правительство.

– Посмотрите на герб нашего государства. Что вы видите?

На красном щите изображён двуглавый орёл, поднявший распущенные крылья. Орёл увенчан коронами, а над ними ещё одна большая корона. Короны соединены лентой. В правой лапе орла – скипетр, в левой – держава. Корона означает самостоятельность Российского государства. Скипетр и держава – символы государственной власти и единства. На груди орла красный щит с серебряным всадником. Всадник поражает копьём дракона. Это Георгий Победоносец. Ему с древности поклонялись как воину и защитнику Отечества. Красный щит – это герб какого города? (Города Москвы)

– Как вы думаете, почему герб Москвы в центре государственного герба? (Москва – столица нашего государства)

– Каждый элемент герба имеет свое значение:

– двуглавый орел – символ единства России;

– короны – союз республик, входящих в состав России;

– жезл и шар означают сильную власть, защиту государства и его единство.

– всадник на щите на груди орла – победа добра над злом, готовность народа защищать свою страну от врагов.

Но почему у орла две головы?

Россия – большая страна, головы орла смотрят на запад и на восток, это обозначает, что государство большое, но единое. В России живут люди разных национальностей – русские, тувинцы, якуты и др.

– Давайте еще раз повторим, что же означают элементы герба.

Что вы увидели на монетах? - Герб.

Герб нужен не только для денег, он необходим для печатей, для важных документов (рассматривают).

После рассматривания и беседы дети рассказывают стихотворение «Герб России»:

У России величавой на гербе орёл двуглавый,

Чтоб на запад, на восток он смотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый он и гордый.

Он России дух свободный. В. Степанов

Кроме флага и герба у каждой страны есть свой гимн. Гимн – это тоже символ, это торжественная песня. Гимн исполняют во время самых торжественных случаев. Во время исполнения все обязательно встают, а мужчины снимают головные уборы.

Прослушивание гимна России.

Воспитатель: Сегодня мы с вами говорили о символах нашей страны: флаге, гербе, гимне. Символы страны объединяют людей, усиливают чувство любви к своей стране, гордости за неё. Очень важно гордиться своей Родиной, любить её, защищать, быть достойным гражданином страны.


Новый проект! Готовые познавательные занятия «Мир вокруг»

Если вашему ребёнку от 4 до 6 лет, то вы уже почувствовали, что такое активная любознательность. Ребёнок задает вопросы обо всем, что он видит, готов всё время говорить, обсуждать, спрашивать. В то же время произвольность, то есть способность заниматься тем, что неинтересно, развита недостаточно. Поэтому ребёнок предпочитает увлекательные разговоры и занимательные игры.

Мы предлагаем вам готовые комплекты для познавательных занятий «Мир вокруг»!

  • одна тема в неделю;
  • пять занятий в неделю (в выходные отдыхаем);
  • игры, опыты, творческие задания и познавательные презентации для детей;
  • удобный формат — в виде готовой презентации;
  • текстовые пояснения к заданиям в PDF (для родителей);
  • минимальная предварительная подготовка;
  • презентации озвучены!
  • Темы для занятий мы будем выбирать разные. Близкие ребёнку, то, с чем ребёнок взаимодействует и может изучить на практике. А также будем расширять знания о мире и рассказывать что-то новое. Ведь после четырёх лет ребёнок уже способен размышлять, не опираясь на непосредственный опыт.

    Начать мы предлагаем с блока о живой и неживой природе и рассмотрим темы:

  • Камни
  • Деревья
  • Что будет в занятиях

    В каждом занятии вас ждут несколько разделов, в которой по каждой теме будут:

  • Стихи.
  • Познавательная презентация.
  • Опыты.
  • Игры.
  • Картины.
  • Необычные факты.
  • Поделка.
  • Дополнительно для желающих упражнения по чтению и счёту.
  • Курс состоит из 20-ти занятий, чтобы получить бесплатные пробные занятия, подпишитесь на странице:

    Лена Данилова – мама пятерых детей, руководитель портала «Раннее развитие детей». Автор курсов для родителей и детей, ведущая семинаров, автор книг, развивающих пособий. Автор уникального спорткомплекса «Ранний старт».

    Формат занятий

    Вы будете получать задания по электронной почте раз в неделю. На неделю пять занятий (в выходные отдыхаем).

    Каждое занятие — это презентация в формате MS PowerPoint. Внутри занятия будет познавательная презентация, блоки на чтение и счет, стихотворение, а также непосредственно задания — что-то сделать, во что-то поиграть. Вам нужно будет подготовить материалы для подобных заданий заранее.

    Материалы для занятий вы будете получать по электронной почте раз в неделю.

    Важно, чтобы ребёнок не только смотрел на экран, но и получал непосредственный опыт, делал что-то руками самостоятельно. А для этого нам понадобятся материалы. Например, к теме камни нужны будут, конечно же, камни, а ещё небольшая картонка или коробка, канцелярский нож, тазик с водой, кое-что ещё.

    Вместе с презентацией вы получите PDF, в котором будет указано, что именно в какой день вам понадобится. Материалы, которые вам потребуются, у вас скорее всего есть, потребуется самое простое — бумага, вода, ножницы, маркер и т.д.

    Стоимость курса: 2990.00 руб

    Цель занятия: развитие межполушарной специализации и межполушарного взаимодействия, произвольного слухового внимания и памяти.

    Коррекционно-развивающие:

    1. развитие межполушарной специализации и межполушарного взаимодействия (синхронизация работы полушарий головного мозга, развитие способностей, памяти, внимания, речи, мышления);

    2. увеличение объема произвольного слухового внимания и памяти;

    3. совершенствование графомоторных навыков.

    Коррекционно-воспитательные:

    1. воспитание способности адекватно оценивать результат своей и чужой деятельности;

    2. формирование умения участвовать в соревновании;

    3. развитие способности действовать по правилам.

    Здоровьесберегающие технологии:

    1. профилактика нарушений зрения;

    2. профилактика нарушений и осанки;

    3. релаксация напряженных мышц шейного отдела позвоночника.

    Материалы и оборудование: картинки-образцы с контурными изображениями цветов (тюльпан, роза, ромашка, гроздь сирени), цветные карандаши, фишки для награждения.

    Ход занятия

    1. Ритуал приветствия.

    Педагог-психолог: - Ребята, я рада новой встрече с вами и как всегда, давайте поздороваемся друг с другом пальчиками.

    Упражнение на развитие межполушарной специализации и межполушарного взаимодействия.

    «Здравствуй солнце золотое…» (прямой и обратный порядок)

    Кончиками больших пальцев правой и левой руки поочередно касаться кончиков указательных, средних, безымянных пальцев и мизинцев.

    Здравствуй, солнце золотое!

    Здравствуй, небо голубое!

    Здравствуй, вольный ветерок,

    Здравствуй, маленький дубок!

    Мы живем в одном краю

    Всех я вас приветствую!

    2. Упражнение на развитие слуховой памяти и увеличение объема произвольного слухового внимания.

    Педагог-психолог: - Давайте поиграем с вами в игру «Соберем букет».

    Инструкция. Я называю цветок, второй ребёнок повторяет и добавляет свой, третий повторяет названия этих двух цветов и тоже добавляет в «букет» свой цветок и т. д. Не останавливайтесь, пожалуйста. Теперь попробуйте по памяти перечислить все цветы в нашем букете. Кто сможет «собрать» самый большой букет? (Тот, чей букет получился наиболее полным, - победитель.)

    3. Дыхательное упражнение «Бабочка».

    Педагог-психолог: - Ребята, а хотите почувствовать себя легкими и грациозными бабочками?

    Инструкция. Исходное положение: сидя на корточках, склонив голову, обняв себя за плечи. Сделайте медленный вдох, вставая, руки через стороны поднимите вверх, выдохните. Задержите дыхание. Снова сделайте медленный вдох, прямые руки опустите через стороны до уровня плеч. Задержите дыхание. Снова сделайте медленный глубокий выдох, руки при этом совершают в такт с выдохом плавные махи («крылышки бабочки»).

    4. Упражнение на развитие интеллектуальных и мыслительных процессов «Цепочка».

    Педагог-психолог: - Мы немного отдохнули, а теперь пора дать поиграть нашим пальчикам.

    Большой и указательный пальцы правой и левой руки в кольце. Попеременно пропускаются колечки из пальчиков правой руки через колечки левой руки: большой - указательный, большой - средний и т.д. В упражнении участвуют все пальчики.

    Пальчики перебираем

    И цепочку получаем.

    5. Упражнение на развитие сенсомоторики.

    Педагог-психолог: - Вот и наступил самый интересный момент. Мы будем с вам рисовать совершенно необычным способом. Мы будем рисовать двумя руками одновременно.

    Инструкция . Рассмотрите картинку-образец. Достаньте свои альбомы, возьмите по простому карандашу в каждую руку, нарисуйте обеими руками одновременно цветы по образцу по нашему выбору.

    6. Упражнение для профилактики нарушений зрения.

    Педагог-психолог: - Это было не простое, но очень увлекательное упражнение, а теперь нам надо дать отдохнуть нашим глазкам.

    Инструкция. Сядьте удобно, голова неподвижна. «Нарисуйте» глазами цветок с пятью лепестками сначала по часовой стрелке, затем - против часовой стрелки.

    7. Упражнение на релаксацию мышц шейного отдела.

    Педагог-психолог: - Глазки отдохнули, теперь дадим возможность расслабиться шее.

    Инструкция. Исходное положение: сидя. Будем выполнять повороты головы с сопротивлением. Основание большого пальца правой руки приставьте к правой скуловой кости. На вдохе поворачивайте голову вправо до ощущения напряжения (5-7 секунд), на выдохе - поворот головы влево с растяжением мышц (10-15 секунд). Повторите 2 раза. Аналогичное упражнение выполняется в левую сторону.

    8. Упражнение на запоминание.

    Педагог-психолог: - Мы рисовали, отдыхали, расслаблялись, а теперь пришла пора вспомнить названия цветов из нашего букета.

    Инструкция. Вспомните, пожалуйста, названия всех цветов в нашем букете. По количеству фишек можно определить, больше или меньше цветов вы «собрали» на этот раз.

    9. Упражнение на развитие саморегуляции.

    Игра «Улитка».

    Инструкция. Встаньте на исходную позицию и по сигналу начинайте двигаться к выходу. Победителем будет тот, кто двигается медленнее всех. Помните: останавливаться нельзя! Остановившийся возвращается к начальной точке движения.

    Вы только представьте, какой колоссальный поток информации обрушивается на ребенка в первые 10 лет его жизни – он должен узнать все и обо всем. Путем прикосновений ребенок чувствует структуру и теплоту вещей, глазами видит все вокруг, с помощью запахов определяет, что ему нравится, а что нет . Но как же дальше развивать познания маленького человечка, чтобы он развивался полноценным членом общества? Об этом прекрасно знают воспитатели, которые проводят познавательные занятия в детском саду , начиная уже с ясельных групп.

    Цель занятий в детском саду

    У ребенка должны развиваться не только 5 органов чувств, но и внимание, мышление, восприятие, память, воображение, умственная деятельность, речь, способность сравнивать, анализировать . Чем любознательней малыш, тем больше пользы принесут ему занятия в детском саду.

    Рассказать ребенку что-либо об окружающем его мире можно не только в игровой форме, но и в форме каких-либо занятий, например, рисования, лепки, ручного труда . В этом случае ребенок научится чувствовать поверхность, различать цвета, формы, и таким образом начнет отделять каждый предмет от его свойств.

    Познавательно-речевые занятия

    Детей нужно знакомить не только с миром природы, но и с миром людей, поскольку всем им придется жить в социуме и общаться с другими людьми, со сверстниками, взрослыми тётями и дядями. Именно поэтому познавательно-речевые занятия в детском саду играют одну из главных ролей. Прогрессивные воспитатели знают, что нет ничего лучше, чем диалог со сверстниками . Для начала ребенку необходимо обогатить его словарный запас, постоянно называя не только предметы, но и их свойства, качества. Если малыш услышит новое слово, он переспросит, что оно означает и с полным ответом лучше его запомнит.

    Нельзя детей ругать за то, что у них неправильная грамматика – в этом все дети: они создают свои словосочетания и слова, рифмы, грамматические конструкции и лишь путем проб и ошибок учатся правильно говорить. Перед воспитателями стоит задача лишь направить и подправить ребенка, если он говорит что-то неправильно.

    Хотя бы 1-2 раза в день перед детьми нужно ставить задачу провести заданный диалог друг с другом. Разбить их на пары или на небольшие группы, дать несложное задание (девочкам разговор о куклах, мальчикам, как всегда, о машинках). Пускай они разговаривают друг с другом, а воспитатель будет слушать, и в случае неправильной постановки речи поправлять её. Таким образом, ребенок будет стараться говорить правильно, чтобы лишний раз его не поправляли перед сверстниками. Однако учебная мотивация и прямые указания в этом случае не действуют – дети делают и говорят, что хотят, поэтому их нужно заинтересовать для достижения хорошего результата.

    Из чего состоят познавательные занятия?

    Любые занятия в детском саду должны иметь свою цель, последовательность и план проведения. Познавательные занятия можно разбить на такие составляющие:

    Развитие при помощи прикосновений

    Это элементарные , которые помогают детям обследовать предмет, прикоснуться к нему, осмотреть со всех сторон. Однако им обязательно нужно указывать на цвет, форму, величину предмета, а затем научить малышей видеть различия между предметами с одинаковыми названиями, например: одинаковые лопатки, но одна желтого, а другая зеленого цвета, одна маленькая, другая большая, одна квадратная, другая овальная.

    Знакомство с деталями

    В этом случае детям предлагаются игры со «строительным материалом», например, пластилин, кубики, фигурки . В результате ребенок может услышать такие названия предметов, как цилиндр, кирпичик, призма, пластина. Можно попросить ребенка повторить построить фигурки в такой последовательности, как это сделал воспитатель, а потом дать волю фантазии малыша. С такими играми малыша легко научить соотношению размеров и форм , например, дать две машинки разных размеров и уточнить, что для одной нужен маленький гараж, а для другой очень большой. Обязательным является приучение детей собирать свои игрушки.

    Познание целостной картины мира

    Помимо того, что дети должны знать названия предметов в из ближайшем окружении, они должны понимать, для чего они нужны и представлять связь между ними, например: из тарелки едят, а из чашки пьют, для тарелки нужна вилка, а для чашки ложка. Дети познают, из какого материала сделан тот или иной предмет, например, из ткани, дерева, глины, бумаги, находить пару к предмету по цвету, предназначению, величине. Малышей необходимо знакомить с окружающим транспортом: сначала можно показывать им просто картинки, а потом выйти на прогулку и показать легковые и грузовые автомобили на дороге.

    Помимо предметов вокруг познавательные занятия в детском саду должны ознакамливать детей с природой, животными и растениями. У каждой группы должны быть свои игрушки, которые имитируют тех или иных животных, а еще лучше, если в собраны их развивающие собратья, показывающие, как выглядят животные и какие звуки они произносят. Нужно называть не только кота и собаку, но и их детенышей: котенка и щенка, чтобы дети понимали разницу. Конечно, ничто не заменит наглядный живой пример на улице – понаблюдайте с детьми за птицами, за играми кошек и собак, за бабочками. Однако, уже в детском саду детям нужно прививать не только познания, но и доброту, переживания за ближнего, научите их подкармливать голубей или бездомных животных. К растениям также нужно относиться с бережностью, рассказывать детям о том, что большие ивы, растущие возле детского сада, были посажены много лет назад и новое деревце еще не скоро обзаведется большой кроной, а если сорвать с дерева веточку, то ему будет больно. Давайте детям не только познавательные, но и воспитательные уроки.

    Воспитатели должны каждый день выводить детишек на прогулку, и во время игр рассказывать им о временах года, насколько красива природа в период цветения, опадания листьев или в заснеженную пору.

    Поскольку игровая мотивация в познавательной деятельности является ведущей на протяжении дошкольного возраста, рекомендуется игровая форма познавательных занятий и активное использование игровых приемов в ходе занятия.

    Организационная структура игрового познавательного занятия.

    Во вводной части происходит постановка познавательной задачи перед детьми или создание познавательно-игровой проблемной ситуации, провоцирующей постановку познавательной задачи Мотивация может быть игровой или практической (помочь герою открыть сундук, сшить платье, организовать путешествие в космос и т.д.).

    В основной части происходит решение поставленной задачи, Может быть организовано «пошаговое» решение, т.е. дробление основной задачи на ряд более мелких взаимосвязанных задач в русле познавательно-игровой ситуации. Маланов С.В. Развитие умений и способностей у детей дошкольного возраста. Теоретические и методические материалы. - М.. 2011. - 160 с.

    Например: чтобы помочь собачке построить домик, необходимо сначала сделать чертеж домика с учетом заданной формы, пространственных и размерных соотношений, затем подобрать строительные детали нужного размера, формы, цвета и в необходимом количестве (если нужной детали нет, то сделать ее из подходящего материала) и, наконец, построить домик по чертежу. В процессе выполнения цепочки задач ребенок приобретает новые знания и умения (математические, конструктивные), систематизирует ранее полученные представления, учится применять их и новых игровых проблемных ситуациях.

    В заключительной части дети анализируют полученные результаты, ход познавательной деятельности, способы выполнения, акцентируя внимание на эффективности решения познавательно-игровой ситуации.

    Рассмотрим специфику использования игровых приемов и игрового в ходе познавательного занятия.

    Большие возможности для познавательной деятельности ребенка представляет конструктор датской фирмы «Лего» и его российские аналоги. Это яркий, красочный, полифункциональный материал. Конструируя объект, выкладывая на плате геометрические фигуры, удары, цифры, буквы, повторяя предложенный алгоритм, дети самостоятельно или во взаимодействии со взрослыми учатся оперировать простейшими понятиями; знакомятся с числами, цифрами и буквами, логическими закономерностями работы с ними; осваивают сенсорные эталоны -- цвет, форму, величину, расположение в пространстве Лего-детали дают ребенку возможность самому построить смысловой, сериационный и числовой ряд, найти отрезок, точку, линии пересечения. Лего-детали с цифрами и буквами, используемые вместо традиционной кассы цифр, помогут малышу в игровой форме освоить начала математики: последовательность чисел, понятие смежных чисел, использование знаков «больше»-- «меньше» и многое другое. Главное -- заразил, ребенка игрой, не просто разбудить в нем интерес к моделированию предложенных конструкций, но и помочь понять, что, играя, можно многому научиться: считать, строить геометрические фигуры и даже читать схемы и чертежи.

    Эффективным развивающим средством также являются «Логические блоки Дьенеша». Логический материал представляет собой набор из 48 логических блоков, различающихся четырьмя свойствами: формой (круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные); цветом (красные, желтые, синие); размером (большие и маленькие); толщиной (толстые и тонкие).

    Использование логических блоков в играх с дошкольниками позволяет моделировать важные понятия: алгоритмы, кодирование информации, логические операции; строить высказывания с союзами и, или, частицей не и др. Подобные игры способствуют ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления, сенсорных и математических представлений. Дети успешно овладевают в дальнейшем основами математики и информатики. Основная цель использования дидактического материала - научить дошкольников решать логические задачи на разбиение по свойствам. Основное умение, необходимое для решения логических задач, -- выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словом их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одно, одновременно два или три свойства, обобщать объекты по одному, двум или трем свойствам с учетом наличия или отсутствия каждого.

    С блоками Дьенеша можно организовать интересные, многовариативные игры на занятиях, в совместной со взрослым и самостоятельной познавательной деятельности детей. Разрабатывая многовариативную игру, воспитатель обеспечивает длительный интерес ребенка к познавательной задаче и возможность дифференцированного подхода к детям в соответствии с уровнем их познавательного развития.

    Игры на умение классифицировать по одному или нескольким признака.

    Активно используются в образовательном процессе современного ДОУ цветные палочки X. Кюизенера. С математической точки зрения палочки -- это множество, на котором легко обнаруживаются отношения соответствия (такое же число обозначает каждая палочка одинакового цвета и длины) и порядка следования чисел: 1,2,3,.. Маланов С.В. Развитие умений и способностей у детей дошкольного возраста. Теоретические и методические материалы. - М.. 2011. - 160 с.

    В этом множестве скрыты многочисленные математические ситуации. Цвет и размер, моделируя число, подводят детей к пониманию различных абстрактных понятий. Использование «чисел в цвете» позволяет одновременно развивать у детей представление о числе на основе счета и измерения, К выводу, что число появляется в результате счета и измерения, дети подходят на основе практической деятельности, в результате разнообразных игр и упражнений.

    Игры и упражнения основаны на группировании палочек по разным признакам (цвету, размеру, цвету и размеру), сооружении из них построек, различных изображений на плоскости.

    Как вариант включения ребенка в проблемно-игровую ситуацию на занятии можно организовать моделирование.

    Моделирование -- наглядно-практический прием включающий создание моделей и их использование для познания окружающей действительности. Модели следует рассматривать и как эффективное дидактическое средство. При овладении способами использования моделей перед детьми раскрывается область особых отношений -- отношений моделей и оригинала, и соответственно формируются два тесно связанных между собой плана отражения -- план реальных объектов и план моделей, воспроизводящих эти объекты.

    Эти планы отражения имеют принципиально важное значение для развития наглядно-образного и понятийного мышления* Модели могут выполнять разную роль: одни, воспроизводя внешние связи, помогают ребенку увидеть те из них, которые он самостоятельно не замечает, другие воспроизводят искомые, но скрытые связи, непосредственно не воспринимаемые свойства вещей.

    В организации познавательной деятельности дошкольников используются в основном предметные, предметно-схематические, графические модели. Моделирование гармонично вписывается в любую проблемно-игровую ситуацию и стимулирует се осознание и развитие.

    Использование моделей и моделирования ставит ребенка в активную позицию, стимулирует познавательную деятельность.

    В познавательном развитии организуются три основных варианта моделирования.

    Модель как иллюстрация проблемной игровой ситуации. Изучение ситуации сопровождается внесением н анализом готовой модели. Такой вариант позволяет заинтересовать детей, наглядно иллюстрирует материал, выявляя взаимосвязи изучаемого объекта, а также способствует запоминанию изучаемого материала. На следующем занятии ребенок воспроизводит ситуацию с опорой на модель.

    Например: Лесовичок приносит модель частей суток. Дети начинают его расспрашивать, что это такое. Лесовичок рассказывает, что это его сутки, которые состоят из частей: утро, день, вечер, ночь. Утро - желтое, день - красный, вечер - синий, ночь - черная. Модель представляется полностью, объясняется се структура, содержание.

    Создание модели воспитателем при помощи (участии) детей по ходу решения проблемы. Каждый компонент модели обсуждается с опорой наличный опыт детей, выявляются взаимосвязи и способ их обозначения, обсуждается и обосновывается структура, форма модели исходя из особенностей объекта моделирования. Обсуждается оптимальный вариант. Модель - совместный результат познавательной деятельности. Например: дети помогают гномам разобраться, что они делают и когда, какие части суток они знают. Затем дети с помощью воспитателя выбирают условное обозначение каждой части суток (предлагается несколько вариантов: разные цвета и формы, картинки, условные изображения). Устанавливая взаимосвязи между частями суток, порядок их следования, дети анализируют структуру модели: круг, квадрат, полоса, книжка, ширма, спираль. Обсуждают, выбирают вместе с гномами оптимальный вариант.

    3. Самостоятельное создание каждым ребенком или группой детей модели как инструмента познания проблемно-игровой ситуации. Очень важно перед организацией такого варианта моделирования создать условия для обогащения детского опыта по проблеме исследования: чтение литературы, рассматривание картин, наблюдения, беседы, экспериментирование и т.д. Сам процесс моделирования в этом случае -- обобщение, систематизация, углубление представлений ребенка, а в некоторых случаях выход на более высокий (понятийный) уровень освоения материала. В ходе организации моделирования детям предлагается разнообразный материал для создания моделей. Дети творчески проектируют будущую модель, анализируют различные варианты, отбирают необходимый материал, соответствующий замыслу, создают модель и защищают ее, обосновывая свой вариант.

    Например: перед занятием дети слушают рассказы, музыку, рассматривают картинки, беседуют с воспитателями, наблюдают за явлениями природы, задают вопросы воспитателю и родителям. Они накапливают сведения, представления об изучаемом явлении (объекте). На занятии организуется «Город мастеров». Детям-мастерам предлагается помочь фес Времени, используя разнообразный материал для создания суток: цветная бумага, пластилин, конструктор, геометрические формы, природный материал, счетные палочки, строитель и т.д. Ставится познавательная игровая задача по созданию модели суток, чтобы спасти Время. Дети выбирают материал и конструируют модель (каждый - свою). Затем организуется «защита» моделей, на которой дети объясняют ее сущность и содержание. обосновывают выбор материала и конструкции.

    Эффективным приемом организации познавательных занятий являются игровые проблемные ситуации и задачи.

    Проблема -- вопрос или комплекс вопросов, возникающих в ходе познания. Игровая проблемная ситуация -- теоретическая или практическая ситуация, в которой нет готового, соответствующего игровым обстоятельствам решения. Чтобы устранить проблему, требуются действия, направленные на исследование всего, что связано сданной проблемной ситуацией.

    Варианты проблем:

    • -- связь между фактом и результатом раскрывается не сразу, а постепенно. При этом возникают вопросы: что это такое? Почему так происходит? (Разные игрушки прыгают в воду: металлический солдатик и стеклянная собачка тонут» а деревянный Петрушка и пластмассовая уточка плавают.);
    • - после освоения некоторой части материала ребенку необходимо сделать предположение (если «гости» с тремя углами -- семья треугольников, то как называется семья «гостей», у которых четыре угла);
    • -- для осознания факта необходимо сопоставить его с другими фактами, создать систему рассуждений (Незнайка и Кнопочка измеряли один и тот же стол разными мерками. Почему получились разные показатели?);
    • - Игровые логические задачи и задания включаются в познавательные занятия в старших группах для формирования у детей компонентов логического мышления. В ходе них ребенок учится выстраивать логические цепочки. Существуют несколько видов логических задач и заданий» которым можно придать соответствующий игровой характер (дидактическая игра, игровое упражнение).

    Классификация -- объединение объектов и явлений на основе их сходства. Сходство бывает по форме, цвету, размеру, назначению (посуда, обувь, игрушки)* понятийному признаку (многоугольники, числа, геометрические фигуры, растения, животные) и т.д. Классификация различается по степени сложности процедуры: по одному признаку (все квадратные); по 2--3 признакам (синие большие треугольники); на основе отсутствия (исключения) признака (не красные, не круглые).

    Игровые ситуации: посели ЖИЛЬЦОВ в домики, разложи предметы по полкам (шкафам), помоги кукле устранить беспорядок, возьми в поход (на огород, в лес, шкоду и ТЛ) нужные вещи и т.п.

    • 2. Сериация -- составление сериационных рядов по различным признакам:
      • -- цвет (от самого бледного до самого яркого);
      • -- размер (от самого узкого до самого широкого);
      • -- форма (от самого многоугольного до самого малоугольного);
      • -- фактура (от самого шершавого до самого гладкого);
      • -- количество (от карточки с наименьшим количеством кружков до карточки с наибольшим количеством).

    Сериация также различается по степени сложности процедуры: по одному признаку, по двум признакам (от самого низкого и тонкого до самого высокого и толстого), потрем признакам.

    Игровые варианты: построй лесенку для петушка, помоги встать матрешкам по порядку, помоги Машеньке спуститься с горы и ТА

    3. Выводы и умозаключения

    А. На основе классификации, сериации, моделирования, экспериментирования и т.д.

    Света выше Любы, а Люба выше Наташи, что можно сказать про Свету и Наташу?

    Может ли Незнайка положить в группу красных многоугольников красный круг, синий квадрат, красный треугольник? Почему?

    При делении предмета на равные части: что больше -- две четверти апельсина или половина? Почему? Можно ли составить целый круг из трех половин? При каких условиях?

    Б. На основе системы рассуждений.

    От причины к следствию: «Посмотрите, в сказочной стране прошел снег, он падает на дома, деревья, землю. Что изменится?», «Медвежонок говорит, что наступила осень, поэтому...».

    От следствия к причине: «Белочка проснулась утром и увидела, что все кругом белое. Как вы думаете, что случилось ночью?». «Птички вьют гнезда потому что...».

    4. Ассоциации

    Можно использовать «метод ассоциаций», предложенный Я. Буш. Отталкиваясь от исходного слова, дети с помощью педагога составляют цепочку слов (с опорой на предметные картинки). Каждая новая ассоциация подбирается уже не к первому, а последнему слову.

    Например, к картинке с изображением подбираются другие карточки, которые вставляются в окошки «поезда».

    Воспитатель. Что сюда подходит: цыплята или медведь?

    Дети. Цыплята.

    Воспитатель. Что сюда подходит: галоши или солнце?

    Дети. Солнце.

    Воспитатель. Что сюда подходит: блин или чемодан?

    Дети. Блин.

    Воспитатель. Что сюда подходит: хлеб или песок?

    Дети. Хлеб.

    Воспитатель. Что сюда подходит: плита или кровать?

    Дети. Плита

    Воспитатель. Что сюда подходит: туалет или кухня?

    Дети. Кухня.

    Затем детей просят посмотреть на «пассажиров» паровоза и запомнить их. После этого воспитатель заменяет какую-нибудь карточку на символ и просит угадать, кто или что спряталось в этом вагончике. Маланов С.В. Развитие умений и способностей у детей дошкольного возраста. Теоретические и методические материалы. - М.. 2011. - 160 с.